Домой Россельхозбанк Бюджетный дефицит и профицит. Бюджетный профицит и дефицит

Бюджетный дефицит и профицит. Бюджетный профицит и дефицит

Один из главных элементов формирования государственного плана доходов и расходов – сбалансированность бюджета. В идеальной экономической ситуации суммы затрат и поступлений должны быть равными. В реальности же показатели редко бывают одинаковыми. Отсюда возникают два понятия: дефицит и профицит бюджета. Это характеристика сложившегося результата экономической деятельности государства. Каждое из понятий двояко: долги не всегда пагубно влияют на страну, а выгоды порой достигаются не лучшим способом. Сбалансированность – главный залог успеха. Для того чтобы понять и осмыслить общую картину экономики страны, рассмотрим основные понятия: дефицит бюджета, расходы, доходы, профицит бюджета.

Характеристика бюджетной системы РФ

Как известно, система – это совокупность элементов, ее составляющих. Рассматривая бюджет государства, стоит задуматься: какие субъекты РФ участвуют в его формировании и использовании. Наименьшая единица рассматриваемой системы – местное финансирование. Средства, направляемые в этот бюджет, используются внутри одного города, района, поселка.

Региональный уровень составляют областные, окружные и автономные бюджеты и внебюджетные фонды, относящиеся к данным территориям. Совокупность федеральных средств и государственных внебюджетных фондов формирует первый уровень системы.

Кроме того, отмечают консолидированный бюджет, который включает в себя все уровни бюджетной системы государства. Например, для РФ это будет совокупность местных, республиканских и федеральных средств.

Результат консолидированного бюджета может отличаться от показателей отдельных субъектов. Например, в 2000 году на федеральном уровне наблюдался профицит бюджета. Экономика вроде бы как расцветала, а средств хватило бы на покрытие долгов. Однако показатели консолидированного бюджета говорили об обратном процессе – дефиците. Ситуацию оценили двояко. Кто-то придерживался мнения, что федеральный профицит государственного бюджета – это достижение правительства. Некоторые же считали произошедшее упущением.

Основные статьи расходов государства

Расходы – это сумма затрат, которые необходимо осуществить для достижения каких-то благ. Пожалуй, каждый знаком с этим понятием. Каков масштаб расходов государства? Огромен. Экономисты старательно просчитывают все статьи возможных расходов, чтобы максимально правильно составить план, добиться равновесности и избежать такого явления, как дефицит и профицит бюджета. Какие расходы могут быть у страны? Условно их можно разделить на группы затрат:

  • военных;
  • экономических;
  • социальных;
  • внешнеполитических;
  • управленческих;
  • чрезвычайных.

В современном темпе деятельности государства величина затрат опережает выгоды. Об этом говорил еще немецкий экономист А. Вагнер: «В странах с развитой промышленностью расходы образуются гораздо быстрее, чем национальный доход».

Доходы страны

Проблема роста материальных выгод государства кроется в том, что основная их часть приходится на налоговые сборы. Около 84% от всей величины федерального бюджета составляют именно обязательные платежи граждан и юридических лиц. Остальная часть приходится на прибыль от внешнеэкономической деятельности, собственности, сдаваемой в аренду и средства, вырученные целевыми бюджетными фондами. Таким образом, дефицит и профицит государственного бюджета напрямую зависят от своевременности налоговых поступлений и их сумм.

Понятие дефицита бюджета

Дефицит – это отрицательная разница между доходами и расходами. Большинство современных государств существуют в условиях превышения допустимых затрат. Несмотря на явные недостатки дефицита бюджета, многие экономисты считают его своеобразным «лекарством». Недостаток средств стимулирует правительство пересмотреть план развития государства. Начинает развиваться сельское хозяйство, промышленность, увеличиваются объемы экспорта.

Но чрезмерно быстрый рост внешних долгов не сможет принести стране выгоды. Несоразмерная величина обязательств по сравнению со средствами порождает подъем уровня инфляции и даже может привести к дефолту.

Причины образования дефицита

На возникновение нежелательной экономической ситуации влияет множество факторов, причем как объективных, так и субъективных. Чаще всего превышение доходов над расходами происходит в следующих ситуациях:

  • упадок производства и его низкая производительность;
  • рост безработицы в стране;
  • неконтролируемый рост расходов;
  • большие затраты на содержание вооруженных сил, администрации.

Не всегда возникновение дефицита бюджета связано с отсутствием дальновидности и качественного планирования экономического положения государства. Нередко ситуацию подрывают чрезвычайные обстоятельства, военные действия, природные катаклизмы. Стоит также уделять внимание тому, на что именно тратятся дефицитные средства.

Методы покрытия расходов

Если непредвиденная ситуация все-таки случилась, государство должно максимально правильно и безболезненно решить проблему. К сожалению, отсутствие контроля местных органов управления чаще всего приводит к тому, что возникает дефицит местного бюджета, который в итоге отражается и на показателях консолидированного бюджета.

Мировая практика выработала несколько методов устранения кризисной ситуации:

  • государственные займы у стран-партнеров;
  • усиление налогового режима;
  • формирование резервов банков второго уровня.

Каждый из способов имеет свои преимущества и недостатки. Последние два метода выливаются в недовольство граждан и компаний внутри страны и могут лишь на некоторое время улучшить положение.

Увеличение налоговых платежей обычно приводит к росту безработицы и вовсе «уходу» от обязательств перед государством. В конечном итоге страна рискует получить даже меньше средств, чем поступало до внесения изменений.

Займы у других государств чаще всего становятся наиболее рациональным способом выйти из затруднительного положения. Особенно если ухудшения возникли в связи с чрезвычайной ситуацией и в скором времени прогнозируется восстановление баланса доходов и расходов.

Профицит государственного бюджета – это хорошо?

Когда разница между доходами и расходами остается положительной, можно говорить об остатке средств, своеобразной «прибыли». Все же увеличивающиеся деньги лучше, чем растущие долги. Так, наверное, рассудит практически каждый гражданин. Но экономисты так не считают. Да, профицит бюджета – это сэкономленные средства, которые обычно направляют на погашение государственных займов. При этом нельзя забывать о том, каким способом образовался положительный остаток. Если в связи с умышленным отсутствием финансирования отдельных субъектов экономики страны, то ничем хорошим в итоге это не закончится. Начнет хромать та отрасль, на которую пожалели денег, чтобы в общей картине выглядеть лучше, чем есть на самом деле.

Другой вопрос, если средства были направлены в нужном объеме, но их с умом использовали. Сэкономленная часть не нанесла ущерба деятельности субъекта и в то же время принесла дополнительную пользу государству. Получается двойная выгода. В таком случае профицит бюджета – это положительное явление.

Бездефицитность бюджетов разных уровней

Показатели экономической деятельности государства и административных подразделений могут различаться. Например, на местном уровне средств не хватает, образуются долги. А на общегосударственном уровне все хорошо: даже положительный остаток сформировался. Получается, профицит федерального бюджета еще не говорит о безупречном состоянии экономики.

Для качественного анализа все же необходимо рассматривать показатели местного, регионального, федерального и консолидированного бюджета. Разница конечных результатов зависит от множества факторов: достаточности финансирования, рационального использования, коррупции. В последние годы наиболее остро проблема сбалансированности бюджета стоит именно на местном и региональном уровне.

Значимость сбалансированности экономики

Достигнуть стабильности и процветания возможно лишь соблюдая принцип сбалансированности бюджета. При грамотном распределении средств удается не только избежать дефицита и профицита, но и выправить неудачную ситуацию прошлого периода. Необходим трезвый взгляд на вещи: нельзя заведомо завышать и занижать планку там, где это касается экономики. Допущение дефицита в принципе противоречит идеям положительного планирования. Зная, что профицит бюджета – это палка о двух концах, лучше обойти стороной и его. Баланс доходов и расходов – единственная цель и смысл составления плана по распределению бюджета.

Дефицит и профицит бюджета – понятия, с которыми сталкивается любое государство. Только качественный анализ ситуации, строгий контроль местных и региональных органов, подкрепленные законодательными актами, способны уравновесить два противоположных состояния экономики. Немаловажна и развитая налоговая система, которая не давала бы уходить в «тень» многим предприятиям и гражданам.

Профицит государственного бюджета - это индикатор, показывающий превышение бюджетных доходов над расходами. Другими словами - достижение в стране положительного сальдо по результатам экономической деятельности субъектов хозяйствования. Бездефицитный бюджет - самый благоприятный вариант государственного бюджета. Однако фактической сбалансированности данного показателя удается достигать не часто. И как результат - государство имеет бюджетный дефицит, который впоследствии приводит к возникновению налогового долга.

Как известно из теории, бюджетная структура представлена совокупностью государственного, регионального, муниципального и консолидированного бюджетов. И это деление необходимо учитывать при проведении детального анализа результатов их выполнения. Так, бездефицитность бюджета на государственном уровне не покрывает отрицательное сальдо большинства региональных и

Профицит государственного бюджета должен постоянно исследоваться с позиции положительных и отрицательных предпосылок. Так, если возникает данный показатель в результате эффективного и экономного потребления бюджетных средств и при этом прослеживается полное стопроцентное финансирование, то это явление, конечно же, положительное. В случае, если достаточно высокие доходы сформировались в результате сложившейся в выгодном положении экономической конъюнктуры, или же получились благодаря жесткой экономии, недопоступления финансирования на государственные расходы - это не может считаться положительным моментом.

На основании полученного профицита создается на уровне государства стабилизирующий фонд, у которого доходы составляют приблизительно половину доходной части государственного бюджета. Данные средства государство может использовать для привлечения инвестиций в страну, модернизации (обновления) основных фондов, усиления инновационной активности, и социальной сферы.

Профицит государственного бюджета формирует именно те дополнительные сбережения, которые государство может использовать для приобретения дополнительных финансовых и нефинансовых активов, погашения долговых обязательств и оплаты капитальных трансфертов.

Профицит государственного бюджета находится в постоянном противоборстве с дефицитом. Эти два показателя являются противоположными и не могут существовать одновременно. Таким образом, дефицит бюджета - индикатор превышения государственных расходов над доходами. При этом доходы и расходы формируются по специальной классификации, оговоренной в соответствующем законе о государственном бюджете.

Основной причиной возникновения дефицита служат спады производства, политическая нестабильность в стране и, конечно же, войны. Все эти факторы показывают значительное уменьшение доходной части бюджета в виде снижения налоговых поступлений. И одновременно расходы либо остаются на прежнем уровне, либо даже увеличиваются. Таким образом, можно увидеть постепенный рост дефицита.

Источники покрытия дефицита бюджета можно представить в виде дополнительного финансирования, а также привлечения различных Первый способ может быть представлен денежной эмиссией, которая может усилить инфляционные процессы, характеризоваться ростом цен на услуги и товары, снизить жизненный уровень большей части населения и обострить социальную напряженность в стране. Именно, исходя из указанных причин, наиболее приемлемым вариантом для государства является использование внутренних и внешних займов.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод, что профицит государственного бюджета может иметь как положительные, так и отрицательные моменты в своем формировании. Возникающие эти факторы должны подвергаться детальному анализу со стороны финансистов государства и предупреждать возникновение негативных сторон в формировании государственного бюджета в будущем.

Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами.

С экономической точки зрения профицит бюджета означает излишнюю мобилизацию доходов в бюджет, что негативно влияет на экономику, поскольку излишняя централизация финансовых ресурсов в руках органов государственной власти и местного самоуправления уменьшает инвестиционный потенциал хозяйствующих субъектов, тем самым снижая их возможности по обновлению производства, внедрению новых технологий, что отрицательно сказывается на эффективности результатов их работы.

Именно из-за этого негативного влияния на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с профицитом.

В России в Бюджетном кодексе Российской Федерации не рассматривается эта норма (гл. 12 «Профицит бюджета и порядок его использования» исключена с 8 августа 2000 г. Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ).

Бюджет должен составляться и утверждаться сбалансированным. В российской бюджетной практике бюджеты на субфедеральном и муниципальном уровнях чаще принимаются с дефицитом. Однако реже, но встречаются случаи формирования бюджетов с профицитом, включая и федеральный бюджет России последних лет.

Если при составлении или рассмотрении проекта бюджета прогнозируется превышение доходов над расходами, то до момента утверждения бюджета необходимо принять меры по устранению профицита бюджета в такой последовательности:

Сократить привлечение доходов от продажи государственной (муниципальной) собственности, сократить поступления доходов в федеральный бюджет от реализации государственных запасов и резервов;

Предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

Увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если проводить перечисленные меры нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации.

Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно.

Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств

при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, - явление положительное. Однако если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономического бума или недофинансирования расходов, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований.

Но какой бы ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год.

Еще по теме Профицит бюджета:

  1. Государственный бюджет, бюджетный дефицит и профицит, государственный долг
  2. Бюджет предприятия и процесс разработки бюджета Структура бюджета предприятия

Бюджетный дефицит – это превышение расходов государственного бюджета над его доходами. В современной рыночной экономике он связан со стимулирующей фискальной политикой; его покрытие ведёт к появлению и росту государственного долга.

Бюджетный профицит – превышение доходов государственного бюджета над его расходами. Он, напротив, связан со сдерживающей фискальной политикой и ведёт к снижению государственного долга.

Государственный долг – сумма накопленных за определённый период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время профицитов.

Государственный долг имеет две основные формы :

Внешний (задолженность перед иностранными государствами, организациями и лицами);

Внутренний (задолженность перед гражданами данной страны).

Способы покрытия бюджетного дефицита включают:

Выпуск государственных займов;

Ужесточение налогообложения;

Сеньораж (доход от эмиссии бумажных денег, рыночная цена которых превышает расходы на эмиссию).

Как следует воспринимать бюджетный дефицит? Является ли он злом, с которым нужно всеми силами бороться (как, например, с безработицей или инфляция издержек)? В экономической теории эта проблема трактуется неоднозначно. Существует три концепции регулирования бюджетного дефицита .

1. Концепция ежегодно балансируемого бюджета , согласно которой государство должно всегда стремиться к бездефицитности государственного бюджета, вне зависимости от экономической ситуации в стране. Этот подход господствовал до «Великой депрессии» 1930-х гг., когда выяснилось, что стремление во что бы то ни стало ликвидировать бюджетный дефицит может приходить в противоречие с целью стабилизации экономики.

Объяснить это можно следующим образом. Допустим, экономика сталкивается с длительным периодом безработицы и падающих доходов. Возникает бюджетный дефицит. Стремясь сбалансировать бюджет, государство должно либо увеличить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Иными словами, государство должно прибегнуть к сдерживающей фискальной политике. В то же время, как мы знаем, в период спада стабилизации экономики может способствовать только стимулирующая фискальная политика, а сдерживающая будет лишь углублять спад и увеличивать безработицу.

Аналогично, попытка сбалансировать бюджет в условиях циклического подъема (когда образуется профицит) приведет к его искусственному продлению и ускорению инфляции спроса.

Таким образом, ежегодное балансирование государственного бюджета может усиливать циклические колебания и тем самым вступать в противоречие с антициклической фискальной политикой.


2. Концепция бюджета, балансируемого на циклической основе , предполагающая, что бюджет не должен балансироваться ежегодно; достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла, за период в несколько лет.

Для того чтобы противостоять спаду, государство должно снизить налоги и увеличить расходы, таким образом, сознательно вызывая дефицит. В ходе последующего инфляционного подъема необходимо повысить налоги и урезать государственные расходы. Возникающий на этой основе бюджетный излишек может быть использован на покрытие государственного долга, возникшего в период спада.

Таким образом, данная концепция позволяет сочетать балансирование государственного бюджета с антициклической фискальной политикой. Однако и здесь их сочетание не лишено противоречий: сбалансирование бюджета в ходе цикла возможно только в том случае, если подъемы и спады будут одинаковы по глубине и длительности, что бывает далеко не всегда.

3. Концепция функционального финансирования бюджета , в соответствии с которой вопрос о балансировании бюджета – на ежегодной или циклической основе – второстепенный. Первостепенной целью фискальной политики является обеспечение неинфляционной полной занятости, т.е. балансирование экономики, а не бюджета. Государство не должно сомневаться, идя на введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели.

Таким образом, проблема бюджетного дефицита не является первостепенной экономической проблемой, она производна от более важных экономических проблем, таких как цикличность, безработица и инфляция. Поэтому и преодоление бюджетного дефицита не должно быть самоцелью. В определенных условиях (при циклическом спаде экономики) бюджетный дефицит может оказывать положительное, стимулирующее воздействие на экономику, в то время как попытки его ликвидации с помощью фискальных рычагов – отрицательное (не говоря о том, что эти попытки будут безуспешными). Свои усилия государство должно направить на стабилизацию экономики, что будет способствовать и установлению бюджетного равновесия.

Федеральное агентство по образованию

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Факультет ресторанно-гостиничного бизнеса и услуг

Кафедра «Финансы и кредит»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Финансы и кредит»

Выполнила :

Онищук О.Б.

Студентка 3 курса

Заоч. формы обучения

Группа №31

Тел: 8-909-927-75-65

Проверил :

Доц. Тюрина А.В.

Москва 2007г.

Тема: «Дефицит и профицит бюджета»

ВВЕДЕНИЕ

1. Бюджетный дефицит, показатели, его характеризующие

2. Каково соотношение доходов и расходов бюджета России и большинства стран мира?

3. Каковы источники покрытия бюджетного дефицита, возможные и реальные в России и в мировой практике?

4. Как финансировался и финансируется бюджетный дефицит в РФ в 90-х годах?.

5. Какова ситуация с соотношением доходов и расходов в бюджете текущего года?

6. Профицит бюджета, проблемы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Ещё на лекциях предмета «Финансы и кредит» я заинтересовалась темой моей к/р. Во-первых, мне было интересно узнать о таком понятии как «профицит», во-вторых, меня всегда интересовало, почему вообще в стране возникает дефицит бюджета.

Впервые доходы российского бюджета превысили расходы в 2000 году - в первый год премьерства Михаила Касьянова. Все последующие годы правительство составляло профицитные бюджеты и особенно гордилось этим. Критики, правда, утверждают, что заслуги кабинета в этом нет. Ему просто повезло с мировыми ценами на нефть. В проекте бюджета-2003 тоже, был заложен профицит. Очень небольшой - 77 млрд. рублей (0,6% валового внутреннего продукта). Но цены на нефть уже не столь высоки и еще менее предсказуемы, к тому же правительству, взявшему курс на снижение налогов, было бы странно ожидать особого роста доходов казны.

Тогда Касьянов объявил, что в ближайшие годы Россия вообще может перейти к беспрофицитному бюджету. "Профицит не самоцель, а необходимость определенного периода развития экономики", - сказал премьер, добавив, что как только будет пройден этап пиковых выплат по внешнему долгу, появится возможность еще снизить налоги и оставить дополнительные средства в распоряжении частного сектора. "Создание профицита говорит о том, что государство изымает из экономики больше, чем ему требуется" , - пояснил Касьянов. При этом государство, считал он, не в состоянии грамотно этими средствами распорядиться.

Слова премьера могли означать поворот в долговой политике. До сих пор ее главной целью правительство объявляло снижение госдолга. По закону процентные платежи по внешнему долгу закладываются в расходах бюджета, в то время как выплаты по основной части должны быть обеспечены из других источников: за счет профицита либо внешних заимствований.

От кредитов Международного валютного фонда и бюджетозамещающих займов Всемирного банка Россия отказалась. Мировые цены на нефть опять начали расти, а соответственно и ключевые для казны доходы экспортеров...

Профицит, помимо решения долговой проблемы имеет другие полезные функции. Он создает резерв на случай падения цен на нефть и помогает правительству справиться с не менее насущной задачей - снижением инфляции.

Сосредоточение финансовых ресурсов государства необходимо для финансовой политики государства. В бюджете концентрируется часть национального дохода, что позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной экономической политики. Через движение бюджетных ресурсов контролируется формирование доходной части бюджета и эффективность использования его расходной части. Бюджеты делятся на виды: бюджет с дефицитом, бюджет с профицитом и сбалансированный бюджет.

1. Бюджетный дефицит, показатели, его характеризующие

Доходы и расходы органов государственной власти в принципе могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит или профицит

Бюджет с дефицитом представляет собой бюджет, у которого расходы превышают доходы. Это состояние бюджета свидетельствует о недостаточно эффективном государственном управлении, поскольку в стране отсутствует инфраструктура, призванная обеспечить доходы достаточные для финансирования государственных потребностей.

Дефицит государственного бюджета – превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и квалификации доходов и расходов. Такой концептуальный подход к понятию дефицита позволяет определить, в какой мере сектор государственного управления покрывает свои расходы и выдаваемые в целях проведения государственной политики кредиты за счёт доходов, официальных трансфертов и сумм получаемых от погашения ранее выданных им займов без увеличения своих долговых обязательств и без уменьшения объёма ликвидных средств. Исходя из этого принципа дефицит равен расходам на товары, услуги и трансферты плюс чистое кредитование минус доходы и минус официальные трансферты. Превышение доходов над расходами (профицит) принято показывать с положительным знаком, а дефицит – с отрицательным. Дефицит покрывается за счёт финансирования, величина которого равна дефициту, но имеет противоположный знак.

Дефицит бюджетов возникает в силу превышения расходов над доходами. Основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады производства.

Войны требуют использования ресурсов на вооружение и содержание армии. При этом напряжение возникает не только в период военных действий, но и в результате расходов на военные нужды в мирное время. Финансирование этих расходов осуществляется за счёт увеличения налогов, денежные эмиссии и выпуска государственных долговых обязательств. Каждый из этих источников имеет свои ограничители. Увеличение налоговых ставок ограничивает стимулы к труду и развитию производства. Эмиссия новых денег ведёт к инфляции. Выпуск долговых обязательств связан с возможностями размещения займов. Однако остаётся фактом, что продажа государственных облигаций является существенным источником покрытия дефицита бюджета.

Другим важным фактором, порождающим дефицит, являются спады, стагнация и периоды депрессии производства. В годы, когда ВВП и национальный доход сокращаются, автоматически сокращаются также налоговые поступления. В то же время расходы сохраняют тенденции оставаться на прежнем уровне. В итоге возникает или увеличивается разрыв между расходами и доходами, растёт дефицит.

2. Каково соотношение доходов и расходов бюджета России и большинства стран мира?

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет.

Доходы бюджета – это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнений его функций. Основными методами образования бюджетных поступлений являются:

Неналоговые поступления

Эмиссия денег

Сущность бюджетных доходов проявляется в том, что бюджетные доходы являются результатом распределения стоимости общественного продукта и одновременно служат объектом дальнейшего распределения сосредоточенных в руках государства ресурсов.

В основе формирования структуры доходов государственного бюджета лежит чёткое разграничение доходов центрального (федерального) бюджета и бюджетов других уровней, которое соответствует типу государственного устройства страны. Например, в унитарных государствах – Великобритании, Франции, Швеции, Италии и др. – существуют два уровня управления – центральный и местный , которым соответствуют два уровня бюджетов – центральные и местные. В государствах с федеральным управлением, к которым относятся Россия, США, Канада, Германия и ряд других стран, существуют три уровня бюджетов – федеральный, региональные и местные.

Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением централизованных органов фондов денежных средств и их использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. В процессе использования бюджетных средств происходит разделение централизованного фонда на отдельные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, являющихся получателями бюджетных ассигнований.

Расходы государственных финансов отражают отношения между государством и получателями бюджетных средств. Часть этих отношений имеют непосредственно денежное выражение (пенсии, пособия, заработная плата государственных служащих, кредиты и т.д.), в то же время значительная часть услуг, предоставляемых органами власти их получателям, не имеет для них непосредственно денежное выражение (расходы на здравоохранение, поддержание общественного порядка, оборону и др.).

Бюджетные расходы классифицируются по следующим признакам:

По роли в общественном производстве;

Новое на сайте

>

Самое популярное