Домой Россельхозбанк Что относится к результатам индустриализации. Экономика ссср к концу индустриализации

Что относится к результатам индустриализации. Экономика ссср к концу индустриализации

В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные проблемы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зрения, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке:

Индустриализация 30-х гг. XX века − главная причина победы СССР во Великой отечественной войне

Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зрения, и два аргумента, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Пояснение.

Аргументы в подтверждение

Бла­го­да­ря свёртыванию нэпа и при­ня­тию решения о фор­си­ро­ван­ной индустриализации весь социально-экономический по­тен­ци­ал страны был со­сре­до­то­чен на ре­ше­нии задачи про­мыш­лен­но­го перевооружения страны;

Бла­го­да­ря насильственной кол­лек­ти­ви­за­ции сельского хо­зяй­ства (как усло­вия форсированной индустриализации) была ре­ше­на задача ис­точ­ни­ков индустриализации за счёт пе­ре­ка­чи­ва­ния средств из сель­ско­го хозяйства в промышленность;

Бла­го­да­ря ускоренным тем­пам промышленного раз­ви­тия было в крат­чай­шие сроки про­ве­де­но не толь­ко перевооружение про­мыш­лен­но­го производства в ев­ро­пей­ской части СССР, но и со­зда­на урало-сибирская про­мыш­лен­ная база страны;

В крат­чай­шие сроки был со­здан мощный военно-промышленный ком­плекс в СССР, спо­соб­ный обеспечить Крас­ную Армию со­вре­мен­ным оружием и тех­ни­кой во всех родах Вооружённых Сил.

Аргументы в опровержение

Уско­рен­ная индустриализация, ос­но­ван­ная на во­люн­та­ри­сти­че­ском подходе к планированию, по­ро­ди­ла рас­пы­ле­ние экономических ре­сур­сов и прак­ти­ку «выдавать же­ла­е­мое за действительное»;

Уско­рен­ная индустриализация по­ро­ди­ла штурмовые ме­то­ды решения эко­но­ми­че­ских проблем в СССР и обес­це­ни­ла человеческую жизнь, низ­ве­дя её до «средства» ре­ше­ния поставленных целей;

Уско­рен­ная индустриализация пред­опре­де­ли­ла проведение на­силь­ствен­ной коллективизации как сред­ства её обес­пе­че­ния материальными и люд­ски­ми ресурсами и спро­во­ци­ро­ва­ла многочисленные жерт­вы среди кре­стьян­ско­го населения;

Уско­рен­ная индустриализация сти­му­ли­ро­ва­ла развитие и уси­ле­ние роли репрессивно-охранительных ор­га­нов в жизни го­су­дар­ства и об­ще­ства и «лагерной экономики» как важ­ной составной части эко­но­ми­ки страны в целом;

Уско­рен­ная индустриализация пред­опре­де­ли­ла окончательное пе­ре­рож­де­ние советской вла­сти в авторитарно-репрессивный режим лич­ной власти И. В. Сталина;

Со­здан­ная в 30-е гг. социально-политическая и эко­но­ми­че­ская система в СССР не смог­ла обеспечить надёжную за­щи­ту СССР в на­чаль­ный период Ве­ли­кой Отечественной войны

Могут быть сформулированы иные аргументы.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Сталинская индустриализация проводилась исключительно в интересах государства, а не в интересах его граждан».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

При индустриализации делался упор на развитие тех отраслей и предприятий, которые могли обеспечить оборону страны, развитию же лёгкой и пищевой промышленности внимания уделялось значительно меньше. Результатом был постоянный дефицит товаров народного потребления;

Индустриализация вела к значительному ухудшению материального благосостояния граждан, за счёт которых черпались ресурсы для её проведения (выкачка средств из колхозов, полупринудительные займы);

Форсированные темпы индустриализации вели к пренебрежению техникой безопасности, а, следовательно, к большим жертвам среди строителей первых пятилеток.

2) в опровержение, например:

Благодаря индустриализации СССР начал производить все виды промышленной продукции, в том числе и товаров народного потребления;

Развитие тяжёлой промышленности давало основание для последующего роста производства в лёгкой и пищевой, так как тяжёлая промышленность должна была обеспечивать производство оборудования для других отраслей;

Благодаря индустриализации росла механизация сельского хозяйства, росло использование в нём химических удобрений, а, следовательно, росло производство продовольствия для населения;

Индустриализация вела в дальнейшем к росту доходов государства, а это позволяло увеличивать и расходы на социальную сферу - образование, здравоохранение и др.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Индустриализация СССР подняла экономическое и социальное развитие страны на качественно новый уровень, заложила фундамент последующих экономических успехов страны».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Пояснение.

1) в подтверждение, например:

За годы предвоенных пятилеток в СССР было построено несколько тысяч новых предприятий;

Возникли новые отрасли промышленности: тракторная, автомобильная и др.;

Индустриализация в конечном счёте обеспечила экономическую базу для победы СССР над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны;

В годы индустриализации коренным образом изменилась социальная структура страны: значительно выросла численность рабочего класса;

2) в опровержение, например:

В СССР развивались преимущественно отрасли тяжёлой и оборонной промышленности, остальные отрасли значительно отставали; 

В условиях сформировавшейся в СССР административно-командной экономики трудящиеся не были материально заинтересованы в совершенствовании производства, улучшении качества и ассортимента продукции, что существенно тормозило развитие экономики страны;

Ресурсы для проведения индустриализации черпались их сельского хозяйства страны, которое было обескровлено.

Могут быть приведены другие аргументы.

1) создание военно-промышленного комплекса

2) ликвидация дефицита промышленных товаров

3) интеграция в мировую экономику

4) развитие частного сектора в экономике

Пояснение.

Одним из последствий политики индустриализации было создание военно-промышленного комплекса. В период индустриализации делался упор на развитие тяжелой промышленности и военного производства. Расходы на оборону постоянно возрастали. Этого требовала сложная международная обстановка.

Ответ: 1

Пояснение.

К итогам индустриализации в СССР в довоенный период относится создание комплекса предприятий тяжёлой промышленности, так как целью политики индустриализации было достижение экономической независимости страны. Цели были достигнуты за счет развития тяжелой промышлености.

Правильный ответ указан под номером: 1

Ответ: 1

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ-2013 по истории.

1) создание комплекса предприятий тяжёлой промышленности

2) сокращение военных расходов

3) интенсивное развитие лёгкой промышленности

4) формирование многоукладной экономики

Пояснение.

В период индустриализации в 30-е гг. делался упор на развитие тяжелой промышленности - материально-технической базы экономики. При этом возрастали расходы на оборонную промышленность. Легкая промышленность оставалась на уровне развития 20-х гг. В стране была преодолена многоукладность экономики.

Правильный ответ указан под номером: 1

Ответ: 1

1) основан Путиловский завод

2) начали действовать первые атомные электростанции

3) введены в строй Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты

4) построена Транссибирская железнодорожная магистраль

Пояснение.

В период индустриализации 1930-х гг. в СССР были построены Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты. Путиловский завод, Транссиб были построены в дореволюционной России. Атомные электростанции начали действовать в 1950-е гг.

Ответ: 3

1) была отменена государственная монополия внешней торговли

2) осуществлялась политика форсированной индустриализации

3) была провозглашена свобода торговли

4) земля и ее недра были переданы в частную собственность

Пояснение.

В период НЭПа 1921-1928 гг. была провозглашена свобода торговли. Были восстановлены товарно-денежные отношения. Это был вариант смешанной экономики. Земля и недра оставались в собственности государства, так же как и государственная монополия внешней торговли. Политика форсированной индустриализации стала проводиться после свертывания НЭПа.

Правильный ответ указан под номером: 3

Гость 31.08.2014 22:13

4 вариант также можно рассматривать как правильный - не забывайте о концессиях,которые позволяли иностранцам пользоваться землями и недрами России

Валентин Иванович Кириченко

Концессия разрешает пользоваться землями и недрами, но не дает право собственности.

·

Последствием осуществления политики индустриализации относилось

1) ликвидация безработицы

2) рост производства товаров народного потребления

3) полная механизация сельского хозяйства

4) автоматизация производства

Пояснение.

К последствиям индустриализации относится ликвидация безработицы в начале 30-х гг. В этот период не было роста товаров народного потребления, так как преимущественно развивалась тяжелая промышленность. Полная механизация сельского хозяйства, механизация производства - это процессы дальнейшего развития советской экономики.

Правильный ответ указан под номером: 1

Ответ: 1

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по истории. Ва­ри­ант 4.

2) «военный коммунизм»

3) коллективизация

4) индустриализация

Пояснение.

Социально-экономическая политика, проводимая Советским государством в годы Гражданской войны, называлась «военный коммунизм» (1919-1921 гг.). НЭП - экономическая политика 1921-1928 гг. Коллективизация и индустриализация проводились с конца 1920-х и в 1930-е гг.

Ответ: 2

1) сохранение продразвёрстки

2) форсированные темпы индустриализации

3) относительно низкая товарность мелких крестьянских хозяйств

4) деятельность комбедов и продотрядов

Пояснение.

К причинам кризиса НЭПа относится относительно низкая товарность мелких крестьянских хозяйств. На смену НЭПу пришла политика индустриализации и коллективизации сельского хозяйства. Введение продразверстки относится к политике «военного коммунизма», деятельность комбедов и продотрядов - к политике советской власти в 1918 году.

Правильный ответ указан под номером: 3

Ответ: 3

1) началось освоение нефтяных месторождений в Сибири

2) построена Транссибирская железная дорога

3) построен Челябинский тракторный завод

4) запущена первая в мире атомная электростанция

Пояснение.

В период индустриализации СССР был построен Челябинский тракторный завод. Освоение нефтяных месторождений в Сибири, запуск первой в мире атомной электростанции относятся ко второй половине XX века. Транссибирская железная дорога была построена в начале XX века.

Правильный ответ указан под номером: 3

Ответ: 3

1) массовое железнодорожное строительство

2) быстрое исчезновение мелкой буржуазии в городах

3) снижение налогообложения крупных фабрикантов и заводчиков

4) возникновение профсоюзов на предприятиях тяжёлой промышленности

Пояснение.

Индустриализацию России во второй половине XIX в. характеризует массовое железнодорожное строительство. «Железнодорожный бум» Россия переживала В 1880-1890-е гг. XIX века. Началось строительство КВЖД.

Правильный ответ указан под номером: 1

Ответ: 1

1) форсированные темпы индустриализации

2) введение обязательной трудовой повинности

3) массовая коллективизация сельского хозяйства

4) введение «золотого червонца»

Пояснение.

К политике «военного коммунизма» относится введение обязательной трудовой повинности. Форсированные темпы индустриализации и массовая коллективизация сельского хозяйства относятся к 1930-м гг. Введение «золотого червонца» связано с периодом НЭПа.

Правильный ответ указан под номером: 2

Ниже при­ве­ден перечень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям 1917-1921 гг. Най­ди­те и за­пи­ши­те термины, от­но­ся­щие­ся к дру­го­му историческому периоду.

1) Совнарком

2) ра­бо­чий контроль

3) коллективизация

4) во­ен­ный коммунизм

5) индустриализация

6) продразверстка

Пояснение.

Лишнее: коллективизация - по­ли­ти­ка Советского го­су­дар­ства по со­зда­нию колхозов в 1930-е гг. и индустриализация - создание мощной промышленности 1928-1937 гг.

Ответ: 35.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из материалов съезда ВКП (б)

«Исходя из этого, съезд поручает ЦК руководствоваться в области экономической политики следующими директивами:

а) во главу угла поставить задачу всемерного обеспечения победы социалистических хозяйственных форм над частным капиталом, укрепление монополии вешней торговли, рост социалистической госпромышленности и вовлечение под ее руководством и при помощи кооперации все большей массы крестьянах хозяйств в русло социалистического строительства;

б) обеспечить за СССР экономическую самостоятельность, оберегающую СССР от превращения его в придаток капиталистического мирового хозяйства, для чего держать курс на индустриализацию страны, развитие производства средств производства и образование резервов для экономического маневрирования;

в) основываясь на решениях XIV партконференции, всемерно способствовать росту производства и товарооборота в стране;

г) использовать все ресурсы, соблюдать строжайшую экономию в расходовании государственных средств, увеличивать скорость оборота госпромышленности, торговли и кооперации для повышения темпа социалистического накопления;

д) развертывать нашу социалистическую промышленность на основе повышенного технического уровня, однако, в строгом соответствии, как с емкостью рынка, так и с финансовыми возможностями государства;

е) всемерно содействовать развитию советской местной промышленности (район, округ, губерния, область, республика), всячески стимулируя местную инициативу в деле организации этой промышленности, рассчитанной на удовлетворение разнообразнейших потребностей населения вообще, крестьянства в особенности; <...>»

Какой курс экономического развития страны был сформулирован и провозглашен на съезде? Используя текст источника, определите, какие цели экономического и социально-политического развития должен был обеспечить данный курс?

Пояснение.

1. Курс на индустриализацию страны.

2. Названы следующие цели социально-экономического развития:

Победа социалистического (государственного) сектора экономики над частнокапиталистическим;

Втягивание в социалистический сектор экономики основных масс крестьянства;

Обеспечение экономической самостоятельности, оберегающей СССР от его превращения в придаток мирового капиталистического хозяйства;

Обеспечить повышенный технический уровень отечественной промышленности;

Стимулирование развития местной промышленности для удовлетворения насущных потребностей широких масс населения;

Укрепление классового союза рабочего класса и трудового крестьянства

Прочтите от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го источника и крат­ко ответьте на во­про­сы С1-С3. От­ве­ты предполагают ис­поль­зо­ва­ние информации из источника, а также при­ме­не­ние исторических зна­ний по курсу ис­то­рии соответствующего периода.

Из ма­те­ри­а­лов съезда ВКП (б)

«Исходя из этого, съезд по­ру­ча­ет ЦК ру­ко­вод­ство­вать­ся в об­ла­сти экономической по­ли­ти­ки следующими директивами:

а) во главу угла по­ста­вить задачу все­мер­но­го обеспечения по­бе­ды социалистических хо­зяй­ствен­ных форм над част­ным капиталом, укреп­ле­ние монополии веш­ней торговли, рост со­ци­а­ли­сти­че­ской госпромышленности и во­вле­че­ние под ее ру­ко­вод­ством и при по­мо­щи кооперации все боль­шей массы кре­стья­нах хозяйств в русло со­ци­а­ли­сти­че­ско­го строительства;

б) обеспечить за СССР эко­но­ми­че­скую самостоятельность, обе­ре­га­ю­щую СССР от пре­вра­ще­ния его в при­да­ток капиталистического ми­ро­во­го хозяйства, для чего дер­жать курс на ин­ду­стри­а­ли­за­цию страны, раз­ви­тие производства средств производства и об­ра­зо­ва­ние резервов для эко­но­ми­че­ско­го маневрирования;

в) основываясь на ре­ше­ни­ях XIV партконференции, все­мер­но способствовать росту про­из­вод­ства и то­ва­ро­обо­ро­та в стране;

г) использовать все ресурсы, со­блю­дать строжайшую эко­но­мию в рас­хо­до­ва­нии государственных средств, уве­ли­чи­вать скорость обо­ро­та госпромышленности, тор­гов­ли и ко­опе­ра­ции для по­вы­ше­ния темпа со­ци­а­ли­сти­че­ско­го накопления;

д) развертывать нашу со­ци­а­ли­сти­че­скую промышленность на ос­но­ве повышенного тех­ни­че­ско­го уровня, однако, в стро­гом соответствии, как с ем­ко­стью рынка, так и с фи­нан­со­вы­ми возможностями государства;

е) всемерно со­дей­ство­вать развитию со­вет­ской местной про­мыш­лен­но­сти (район, округ, губерния, область, республика), вся­че­ски стимулируя мест­ную инициативу в деле ор­га­ни­за­ции этой промышленности, рас­счи­тан­ной на удо­вле­тво­ре­ние разнообразнейших по­треб­но­стей населения вообще, кре­стьян­ства в особенности; <...>»

Используя зна­ния по ис­то­рии и текст источника, определите, какие эко­но­ми­че­ские условия про­ве­де­ния данного курса были сфор­му­ли­ро­ва­ны на съезде? Как в ре­аль­но­сти руководство стра­ны проводило этот курс? Какие из­ме­не­ния в жизни кре­стьян произошли под вли­я­ни­ем проведения этого курса?

Пояснение.

1. Эко­но­ми­че­ский баланс между про­мыш­лен­ным и аг­рар­ным секторами эко­но­ми­ки (соблюдение эко­но­мии в рас­хо­до­ва­нии государственных средств,

Форсированная индустриализация осуществлялась в СССР с

1) начала 1920-х гг.

2) конца 1920-х гг.

3) конца 1940-х гг.

4) конца 1950-х гг.

Пояснение.

Решение о переходе к индустриализации было принято в 1925 г., а ее осуществление началось в годы первых пятилеток в 1928−1937 гг.

Правильный ответ указан под номером: 2


Существуют разные точки зрения на такое экономическое явление в истории СССР, как индустриализация. "Индустриализация одним рывком вывела страну на качественный уровень", говорил М.С. Горбачев.

С одной стороны, я согласна с автором этих слов. Когда мы слышим словосочетание "экономическое чудо", то, прежде всего, вспоминаем Японию, которая за 20 лет превратилась в лидера электронных технологий или послевоенную Германию, которая была восстановлена на американские деньги. Однако, СССР сотворила такое чудо, с которым ничто сравниться не может. Страна, только что пережившая революцию, гражданскую войну, с разрушенной экономикой, находясь в политической блокаде, без кредитов международной помощи всего за 2 пятилетки построила 9 тысяч крупных заводов и фабрик.

Проделанный за период индустриализации (1928-1937гг) колоссальный объем работы, который позволил СССР догнать развитые западные страны и США по объему промышленного производства, говорит нам о невероятно сложных годах в истории нашего государства.

Отсюда и вторая противоположная точка зрения на это явление.

Она появилась сразу же с началом индустриализации. Оппозицией сталинской концепции ускоренной индустриализации выступили Н. Бухарин и А. Рыков, которые считали, что нужно было ориентироваться на рынок, сохранить НЭП и гармонично развивать все отрасли. Некоторые политические деятели считали и считают, что индустриализацию нельзя назвать промышленно-экономическим скачком, так как она не привела к росту уровня жизни населения. И с этм я не могу не согласиться. Факты говорят о том, что заработная плата рабочих и служащих была очень низкой. Инфляция, непосильные налоги привели страну к кризису, обнищанию масс и голоду в деревне и городах.

Но откуда тогда взялся этот необычайный трудовой дух, стахановское движение? В этот период страна превратилась в громадную строительную площадку.

Поразителен героизм строителей, которые не имели практически никакой техники. Например, Беломорканал -судоходный канал длиной 227 километров, который соединил Белое море и Онежское озеро, был построен за 20 месяцев при помощи самых простых инструментов. Стремление жить лучше, прежде всего за счет достижения высоких результатов в труде, двигало людьми. Эта "инициатива" активно поддерживалась средствами массовой информации и репрессивными мерами правительства. Негативная сторона этого явления не выставлялась на всеобщее обозрение. Никто, например, не знал, что строители Беломорканала (около 100.000 человек) были фактически рабами, жили в нечеловеческих уловиях. Практически все они были заключенными системы ГУЛАГ. Как и многие другие строители грандиозных, даже по сегодняшним меркам, объектов, они справились с задачей ценой невероятных жертв и усилий.

Споры о плюсах и минусах индустриализации в СССР продолжаются до сих пор. Это очень важный период в истории нашей страны. В СССР действительно произошло "экономическое чудо", которое заинтересовало меня, во-первых, потому что сегодня в такие чудеса уже никто не верит. Экономика России с начала 90-х долгое время находилась в упадке. Во-вторых, это явление стало мне еще интереснее, когда я узнала, что во время промышленного "рывка" России основные капиталистические державы оказались в самом глубоком кризисе "Великой депрессии".

В свете нынешних событий на политической арене очень хочется надеяться, что Россия снова сможет стать самодостаточной страной. Может, для этого нужна новая индустриализация страны, которая заставит людей заплатить такую же большую цену?

Тест « Индустриализация и коллективизация в СССР»

Вариант 1

1. «Пришел он на шахту из деревни, пришел не ставить мировые рекорды, о которых не подозревал, а пришел заработать себе на лошадь», - эти слова писателя и журналиста относятся к шахтеру-ударнику 30-х гг.:

А) ; Б) ; В) ; Г) .

2. Какая из названных мер относилась к понятию «великий перелом»?

A) «ликвидация кулачества как класса»; Б) переход к многоукладной экономике;

B) введение свободных цен на многие товары; Г) вхождение в «общеевропейский рынок».

3. Прочтите отрывок из книги историка и укажите год, к которому относятся описанные события. «В статье, опубликованной в «Правде», Сталин объявил истекший год годом «великого перелома» - «решительного наступления социализма на капиталистические элементы города и деревни».

А) 1925г.; Б) 1927г.; В) 1929г.; Г) 1936г.

4. Одной из причин форсированной индустриализации в СССР была необходимость...

A) обеспечить приоритетное развитие легкой промышленности и сельского хозяйства ;
Б) перейти от административных форм управления экономикой к рыночным;

B) обеспечить экономическую и военно-стратегическую независимость СССР;
Г) создать условия для развития частного предпринимательства.

5. В период индустриализации в СССР...

A) был запрещен вывоз зерна за границу;

Б) экономика развивалась в условиях директивного планирования;

В) опережающими темпами развивалась легкая и пищевая промышленность ;
Г) сократилось производство угля и стали.

6. Определите, что из перечисленного не относится к основным целям индустриализации.

A) создание мощной оборонной промышленности;
Б) развитие тяжелой индустрии;

B) достижение экономической независимости страны;

Г) приоритетное развитие отраслей народного потребления.

7. Что из названного относится к результатам коллективизации?

A) увеличение посевных площадей;

Б) повышение уровня жизни крестьян-единоличников;

B) решение продовольственной проблемы;

Г) рост поставок зерна и технических культур государству.

8. Прочтите отрывок из воспоминаний современницы и напишите название политики, об успехах которой идет речь. «... разворачивались новые стройки: Магнитогорск, Днепрогэс, Комсомольск-на-Амуре, начиналось стахановское движение. Молодежь была охвачена энтузиазмом...».

9. Определите понятие. В советское время (20-30-с гг.) так называли зажиточных крестьян, эксплуатировавших односельчан. Подвергались репрессиям в период коллективизации. Их «ликвидировали как класс».

10. Какие цели преследовало правительство СССР, проводя политику коллективизации и индустриализации?

11. В сталинской индустриализации, в отличие от индустриализации России начала века, использовался:

А) Иностранный капитал Б) Труд заключенных В) Рост налогообложения Г) Приток капитала за счет экспорта хлеба

12. Проведение индустриализации в СССР характеризует преимущественное развитие:

А) Легкой и пищевой промышленности Б) Тяжелой промышленности В) Сферы услуг Г) Внешней торговли

13. Первый пятилетний план индустриализации осуществлялся в

А) 1920-1925 гг. Б) 1928-1932 гг. В) 1925-1930 гг. Г) 1929 – 1933гг.

14. Что из названного было построено в годы первых пятилеток?

А) Шатурская электростанция

Б) Сталинградский тракторный завод

В) Путиловский завод в Ленинграде

Г) Атомная электростанция в Обнинске

Д) Днепрогэс

15. Созданная в СССР экономическая система характеризовалась:

А) господством государственной собственности

Б) ограниченным вмешательством государства в экономику

В) свободой предпринимательства

Г) самостоятельностью производителей продукции

16. Какие источники были найдены для проведения индустриализации? А) иностранные займы в международном валютном фонде
Б) перераспределение средств бюджета в пользу развития тяжелой промышленности
В) энтузиазм советских людей
Г) эксплуатация отдаленных районов страны
Д) «индустриальный заем» у населения

17. Переход к политике коллективизации был провозглашен:

А) Бухариным в статье «Заметки экономиста» Б) Лениным в статье «О кооперации»

В) Сталиным в статье «Год великого перелома» Г) решение всех внутренних проблем военной силы

18. Постановление ЦК ВКП(б) «О темпах коллективизации», т. е. переходе к сплошной коллективизации сельского хозяйства и ликвидации кулачества как класса, было принято в:

А)1925 г. Б)1930 г. В)1933 г. г.

19. Что означают трудодни:

А) дни бесплатных работ на производстве Б) система оплаты труда колхозников в колхозах

В) дни, отведенные колхозникам для работы на своих приусадебных участках

20. В результате коллективизации:

А) ускорилось развитие сельского хозяйства

Б) возродилась крестьянская община

В) были получены средства для финансирования индустриализации

Г) получили развитие рыночные элементы

21. «Подкулачники» - это:

А) наемные сельскохозяйственные рабочие Б) дети кулаков

В) крестьяне, не желавшие добровольно вступать в колхозы

Тест № 3 Тестирование по теме « Индустриализация и коллективизация в СССР»

Вариант 2

1. Как называли рабочих промышленных центров СССР, направленных по решению ВКП(б) в деревню, в целях проведения коллективизации?

А) стахановцы; Б) ударники; В) двадцатипятитысячники; Г) рабфаковцы.

2. В годы первой пятилетки был(а) построен(а) и начал(а) работу...

A) Братская ГЭС; Б) нефтепровод «Дружба»; В) Путиловский завод; Г) ДнепроГЭС.

3. Этот рабочий вошел в историю как символ первых пятилеток рекордными 102 тоннами угля, добытыми за смену (вместо 7 тонн по норме).

А) ; Б) ; В) ; Г) .

4. Понятие «великий перелом» связано с переходом от...

A) продразверстки к продналогу;

Б) НЭПа к «военному коммунизму»;

B) различных форм хозяйств к сплошной коллективизации сельского хозяйства;
Г) гражданской войны к миру.

5. Одной из причин форсированной индустриализации в СССР была необходимость...

A) преодолеть технико-экономическую отсталость от ведущих стран мира;

Б) восстановить довоенный уровень промышленного производства;

B) провести обобществление крестьянских хозяйств;
Г) ограничить приток иностранного капитала.

6. В период индустриализации в СССР...

A) наиболее быстрыми темпами развивалась легкая промышленность ;

Б) по объему промышленного производства СССР вышел на одно из первых мест в мире;

Г) было запрещено привлекать иностранные капиталы.

7. Что из перечисленного было характерно для экономики СССР в 1930-е гг.?

B) невмешательство государства в экономику;
Г) свобода предпринимательства.

8. Что из названного относится к результатам коллективизации?

A) соблюдение принципа добровольности при создании колхозов;

Б) широкое использование принципа материальной заинтересованности;

B) осуществление земельных разделов с учетом количества «едоков» в семье;
Г) ликвидация единоличных крестьянских хозяйств.

9. Прочтите отрывок из документа и напишите название политики, успехи которой в нем охарактеризованы .

«За истекший период наша промышленность поставлена твердо на ноги... развернулось строительство новых предприятий и уже созданы предприятия, оставляющие позади уровень европейской техники по некоторым отраслям промышленности».

10. Определите понятие.

Политика ликвидации единоличных крестьянских хозяйств, проводимая в СССР в конце 20-30-х гг. Основывалась на применении противоправных методов, террора. Репрессиям были подвергнуты массы зажиточных крестьян (кулаков), середняков и части бедноты («подкулачных»).

11. Что из перечисленного не является источником средств для индустриализации?

А) труд заключенных Б) иностранные займы

В) займы у населения Г) продажа за границу историко-культурных ценностей.

12. Курс на коллективизацию в СССР был провозглашен в

А) 1921 г. Б) 1927г. В) 1925г. Г) 1929 г.

13. В годы первой пятилетки было начато строительство промышленных предприятий в количестве

А) более 500 Б) более 700 В) более 1000 Г) более 1500

14. С какой целью проводилась политика сплошной коллективизации в СССР? А) для повышения эффективности сельского хозяйства
Б) для получения возможности перекачивать средства для нужд индустриализации
В) для ликвидации хлебозаготовительного кризиса
15. Какими методами проводилась коллективизация в СССР? А) просвещением неграмотных крестьян
Б) репрессиями против тех, кто оказывал сопротивление власти
В) раскулачиванием
16. Назовите главные итоги коллективизации:
А) сокращение сельского населения на 1 /3
Б) резкое сокращение поголовья крупного рогатого скота
В) рост количества колхозов по всей стране
Г) отчуждение крестьян от собственности и результатов своего труда

17. Под каким образным названием (в соответствии со статьей Сталина) вошел в историю 1929 г:

А) год ударников производства Б) год великих побед

В) год великого перелома Г) год большого скачка

18. В 30-е годы в СССР были введены:

2. Назовите причины индустриализации:
а) стремление руководства СССР ликвидировать технико-экономическую отсталость страны
б) стремление руководства СССР обеспечить страну резервным фондом промтоваров
в) стремление руководства СССР обеспечить обороноспособность государства

3. Какие источники были найдены для проведения индустриализации?
а) иностранные займы в международном валютном фонде
б) перераспределение средств бюджета в пользу развития тяжелой промышленности
в) энтузиазм советских людей
г) эксплуатация отдаленных районов страны
д) «индустриальный заем» у населения

4. В чем состояла главная особенность индустриализации в СССР?
а) равномерное развитие всех отраслей народного хозяйства
б) высокие темпы развития тяжелой промышленности
в) быстрое развитие легкой промышленности и сельского хозяйства

5. Каковы главные итоги индустриализации в нашей стране?
а) СССР превратился в сильную индустриальную державу
б) улучшился уровень жизни населения
в) наша страна стала частью мировой экономической системы

6. Когда в ССС Р была закрыта последняя биржа труда?
а) в 1931 г.
б) в 1933 г.
в) в 1932 г.

7. С какой целью проводилась политика сплошной коллективизации в СССР?
а) для повышения эффективности сельского хозяйства
б) для получения возможности перекачивать средства для нужд индустриализации
в) для ликвидации хлебозаготовительного кризиса

8. Какими методами проводилась коллективизация в СССР?
а) просвещением неграмотных крестьян
б) репрессиями против тех, кто оказывал сопротивление власти
в) раскулачиванием

9. Назовите главные итоги коллективизации:
а) сокращение сельского населения на 1 /3
б) резкое сокращение поголовья крупного рогатого скота
в) рост кол ичества колхозов по всей стране

г) отчуждение крестьян от собственности и результатов своего труда

Ответы(ключи) к тесту:

1 -а, б, в; 2-а, в; З-б, в, д; 4-6; 5-а; 6-а; 7-6; 8-6, в; 9-а, б,в

Курс на индустриализацию был принят на: ____________, в _______году.

2.Первый пятилетний план индустриализации осуществлялся в

1) 1920-1925 гг. 3) 1928-1932 гг.

2) 1925-1930 гг. 4) 1929 – 1933гг.

3.Целью форсированной индустриализации в СССР было стремление:

Ускорить развитие сельского хозяйства

Достичь экономической независимости

Выплатить все иностранные долги царской России

Укрепить основы рыночной экономики

4. В годы первой пятилетки было начато строительство промышленных предприятий в количестве

1) более 500

2) более 700

3) более 1000

4) более 1500

5.Курс на индустриализацию страны в 1930-е годы имел своей целью

6. Что из перечисленного не является источником средств для индустриализации?

1) труд заключенных 3) иностранные займы

2) займы у населения 4) продажа за границу историко-культурных ценностей.

7.Что из названного было построено в годы первых пятилеток?

1) Шатурская электростанция

2) Сталинградский тракторный завод

3) Путиловский завод в Ленинграде

4) Атомная электростанция в Обнинске

5) Днепрогэс.

8.Курс на коллективизацию в СССР был провозглашен в

1) 1921 г. 3) 1927г.

2) 1925г. 4) 1929 г.

1. Созданная в СССР экономическая система характеризовалась:

1) господством государственной собственности

2) ограниченным вмешательством государства в экономику

3) свободой предпринимательства

4) самостоятельностью производителей продукции

2. Политика создания в СССР обобществленных сельских хозяйств взамен массы мелких индивидуальных называлась:

1) коллективизацией 3) социализацией

2) кооперированием 4) национализацией

3. Под каким образным названием (в соответствии со статьей Сталина) вошел в историю 1929 г:

1) год ударников производства 2) год великих побед

3) год великого перелома 4) год большого скачка

4. Назовите причины индустриализации:

1) ликвидация технико-экономической отсталости страны 2)обеспечение страны резервным фондом

3)создание мощной оборонной промышленности 4) достижение экономической независимости

5. Главные источники проведения индустриализации:

1) эксплуатация национальных окраин страны 2) перекачка средств из деревни

3) иностранные займы и инвестиции 4) энтузиазм советских людей

6. Переход к политике коллективизации был провозглашен:

1) Бухариным в статье «Заметки экономиста» 2) Лениным в статье «О кооперации»

3) Сталиным в статье «Год великого перелома» 4) решение всех внутренних проблем военной силы

7. Постановление ЦК ВКП(б) «О темпах коллективизации», т. е. переходе к сплошной коллективизации сельского хозяйства и ликвидации кулачества как класса, было принято в:

1)1925 г. 2)1930 г. 3)1933 г. г.

8. Что означают трудодни:

1) дни бесплатных работ на производстве 2) система оплаты труда колхозников в колхозах

3) дни, отведенные колхозникам для работы на своих приусадебных участках

9. Особенности индустриализации в СССР:

1) бурное развитие легкой промышленности 2) комплексное развитие народного хозяйства

3) высокие темпы развития тяжелой промышленности 4) проведена за счет использования только

внутренних резервов

10. Итоги индустриализации:

1) значительное повышение жизненного уровня населения

2) создание мощного военно – промышленного комплекса

3) наша страна стала частью мировой экономической системы

4) превращение СССР в мощную индустриально – аграрную державу

11. В 30-е годы в СССР были введены:

1) паспортная система 2) обязательные трудовые книжки

3) обязательная подписка на государственный займ 4) обязательная цензура

12. Какими методами проводилась коллективизация в СССР?

1) раскулачиванием 2) просвещением неграмотных людей

3) созданием колхозов 4) переселением крестьян

13.Назовите главные итоги коллективизации:

1) рост количества колхозов по всей стране

2) создание условий для перекачки средств из деревни в город на нужды индустриализации

3) уничтожение частнособственнического крестьянского хозяйства

4) повышение заинтересованности крестьян в результатах своего труда

14. «Подкулачники» - это:

1) наемные сельскохозяйственные рабочие 2) дети кулаков

3) крестьяне, не желавшие добровольно вступать в колхозы

15. «Стахановцы» - это:

1) рабочие-энтузиасты, достигнувшие высоких результатов в труде

2) шахтеры, трудившиеся на шахте им. А. Стаханова

ТЕСТ

«Индустриализация и коллективизация»

А1. Целью форсированной индустриализации в СССР было стремление:

1. Ускорить развитие сельского хозяйства

2. Достичь экономической независимости

3. Выплатить все иностранные долги царской России

4. Укрепить основы рыночной экономики

А2. В сталинской индустриализации, в отличие от индустриализации России начала века, использовался:

1. Иностранный капитал

2. Труд заключенных

3. Рост налогообложения

4. Приток капитала за счет экспорта хлеба

А3. Проведение индустриализации в СССР характеризует преимущественное развитие:

1. Легкой и пищевой промышленности

2. Тяжелой промышленности

3. Сферы услуг

4. Внешней торговли

А4. Что являлось итогом индустриализации?

1. Интегрирование страны в мировую экономику

2. Укрепление основ рыночной экономики

3. Ускорения развития легкой промышленности

4. Развитие новых и базовых отраслей промышленности

А5. К какому периоду относится цитируемая речь?

Наступать на кулачество – это значит сломить кулачество и ликвидировать его как класс… Наступать на кулачество – это значит подготовиться к делу и ударить по кулачеству, но ударить по нему так, чтобы оно не могло больше поднятья на ноги.

1. военного коммунизма

2. индустриализации

3. коллективизации

А6. В результате коллективизации:

1. ускорилось развитие сельского хозяйства

2. возродилась крестьянская община

3. были получены средства для финансирования индустриализации

4. получили развитие рыночные элементы

А7. Что означало исчезновение в деревне в 30-х гг. кулацких, середняцких, бедняцких хозяйств?

1. Повышение уровня жизни крестьянства

2. Превращение СССР в передовую промышленную державу

3. Массовое создание крестьянских кооперативов и артелей

4. Ликвидацию единоличных хозяйств

В1. Какое название получили хозяйства, которые создавались в СССР в ходе коллективизации на землях государства?

__________________________________

В условиях острого социально-экономического и политического кризиса на X съезде РКП (б), проходившего 8–19 марта 1921 г., было принято решение отказаться от политики военного коммунизма и ввести в стране новую экономическую политику.
Причина введения НЭПа:
 - провал политики военного коммунизма, приведшей к социально-экономическому и политическому кризису;
 - массовые восстания крестьян, недовольных продразвёрсткой и другими чрезвычайными мерами власти;
 - выступления рабочих в городах (стачки и восстания);
 - выступления в армии и на флоте (Кронштадтское восстание);
 - стремление большевиков преодолеть политический кризис и сохранить власть.
Основные мероприятия НЭПа:
 - замена продразвёрстки продналогом;
 - разрешение аренды земли и найма рабочей силы в сельском хозяйстве;
 - восстановление товарно-денежных отношений;
 - разрешение частного предпринимательства, передача в частные руки мелких предприятий, разрешение аренды средних и концессий с участием иностранного капитала на крупных предприятиях при сохранении в руках государства «командных высот» в экономике;
 - разрешение найма рабочей силы в промышленности и сфере услуг;
 - восстановление свободной торговли (государственная, кооперативная, частная);
 - сохранение государственной монополии на внешнюю торговлю;
 - укрепление финансовой системы, стабилизация курса рубля и проведение денежной реформы;
 - замена пайковой системы оплаты труда на денежную;
 - отмена уравниловки в оплате труда - размер заработной платы зависел от результатов труда (принцип военного коммунизма «от каждого по способностям, каждому по потребностям» заменён на принцип «от каждого по способностям, каждому по труду»);
 - отмена трудовой повинности, обеспечение предприятий рабочей силой через биржи труда;
 - перевод части государственных предприятий на хозрасчёт, создание крупных государственных трестов;
 - введение оплаты услуг (коммунальных, транспортных, связи).
 Введение НЭПа позволило выйти из экономического и социального кризиса, восстановить к середине 1920-х гг. довоенный уровень производства как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Но результатом НЭПа стала социальная дифференциация в городе и расслоение крестьянства. В развитии НЭПа были противоречия, приводившие к кризисам:
 1923 г. - кризис сбыта,
 1925 г. - товарный кризис,
 1927–1928 гг. - кризис хлебозаготовок.
Причины свёртывания НЭПа:
 - противоречия между административными и рыночными методами управления экономикой;
 - ограничение участия частного капитала в экономике не позволяли использовать его для решения задачи индустриализации страны;
 - усиление социального расслоения, появление нэпманов (новой буржуазии, эксплуататорских элементов) вызывало недовольство части населения;
 - доминирование в обществе политической установки на временный характер НЭПа;
 - победа во внутриполитической борьбе 1920-х гг. противников НЭПа, считавших, что НЭП был необходим только как временная мера для выхода из кризиса и что рыночные отношения несовместимы с социалистической идеей и практикой.

Социалистическая модернизация в СССР

 В середине 1920-х гг. разворачивается партийная дискуссия вокруг тезиса И. В. Сталина о возможности построения социализма в отдельной стране. Против тезиса Сталина выступил Л. Д. Троцкий, остававшийся сторонником мировой социалистической революции, идея которой была обоснована в трудах классиков марксизма – К. Маркса и Ф. Энгельса. В ходе партийной дискуссии большинство поддержало Сталина. Руководство страны провозглашает курс на строительство социализма («социалистическую реконструкцию»).
 План строительства социализма включал в себя три составные части - индустриализацию, коллективизацию сельского хозяйства и культурную революцию.
 По вопросу о темпах и способах строительства социализма среди руководителей ВКП (б) высказывались различные мнения.
 Н. И. Бухарин считал индустриализацию приоритетной, но проводить её предлагал по мере накопления средств за счёт экономии государственных расходов и увеличения доходов, в том числе от развития рыночных отношений. Он выступал за развитие различных форм кооперации в деревне, обратившись к крестьянам с лозунгом «Обогащайтесь!». Первоначально позицию Бухарина поддерживал И. В. Сталин.
 Л. Д. Троцкий был сторонником проведения ускоренной (форсированной) индустриализации и коллективизации сельского хозяйства, что поможет получить необходимые для индустриализации средства.
 И. В. Сталин в ходе внутрипартийной борьбы критиковал позицию Троцкого, но после высылки Троцкого реализовал предложенный им вариант строительства социализма в СССР.
 В 1928 г. был утверждён первый пятилетний план. С этого времени экономическое развитие СССР осуществлялось в соответствии с государственными планами.
 Курс на индустриализацию был провозглашён на XIV съезде ВКП (б) в 1925 г. Индустриализация проходила под лозунгом «Превратим СССР из страны, ввозящей машины, в страну, производящую машины!».
Цели индустриализации:
 - преодолеть технико-экономическую отсталость страны;
 - обеспечить экономическую независимость;
 - создать мощную тяжёлую и оборонную промышленность;
 - создать машинно-техническую базу для проведения коллективизации сельского хозяйства.
 В условиях свёртывания частного предпринимательства и невозможности привлечения иностранных кредитов средства на индустриализацию правительство получало за счёт перекачивания ресурсов из сельского хозяйства, займов у населения и сокращения потребления внутри страны. Иностранную валюту, необходимую для закупки станков и оборудования для строящихся новых заводов и фабрик, получали путём увеличения экспорта сельхозпродукции. В самой стране в первой половине 1930-х гг. действовала карточная система - нормированное распределение товаров для населения городов. Ещё одним источником валюты стала распродажа произведений искусства из музеев страны.
Особенности индустриализации:
 - проводилась в соответствии с государственными планами;
 - сопровождалась вытеснением частного предпринимательства и полным огосударствлением экономики;
 - проводилась за счёт внутренних источников накопления в сжатые исторические сроки;
 - сопровождалась трудовым энтузиазмом населения (социали- стическое соревнование, движение передовиков производства, стахановское движение);
 - приоритетным было развитие тяжёлой промышленности в ущерб лёгкой.
Результаты индустриализации:
 - реконструирована материально-техническая база народного хозяйства;
 - созданы новые отрасли промышленности;
 - достигнута экономическая независимость страны;
 - СССР превратился в мощную индустриальную державу (по разным оценкам, в конце 1930-х гг. занимал 2-е или 3-е место в мире по объёмам промышленного производства);
 - ликвидирована безработица;
 - укреплена обороноспособность страны;
 - сложилась административно-командная система управления;
 - широкое распространение получили внеэкономические формы принуждения.

Коллективизация сельского хозяйства

 Первые попытки создания коллективных хозяйств (колхозов) на социалистических принципах в деревне предпринимались ещё в годы военного коммунизма, но они не получили широкого распространения. В годы НЭПа в сельском хозяйстве развивались прежде всего низшие формы кооперации (снабженческо-сбытовая кооперация). С провозглашением курса на социалистическое строительство встал вопрос о социалистическом преобразовании деревни. Хлебозаготовительный кризис 1927–1928 гг. показал, что при сохранении индивидуальных хозяйств правительство не сможет получить из сельского хозяйства необходимые для индустриализации средства. 7 ноября 1929 г. И. В. Сталин опубликовал в газете «Правда» статью «Год великого перелома», в которой утверждал: «Истекший год был годом великого перелома на всех фронтах социалистического строительства. Перелом этот шёл и продолжает идти под знаком решительного наступления социализма на капиталистические элементы города и деревни… Достижение партии состоит здесь в том, что нам удалось повернуть основные массы крестьянства в целом ряде районов от старого, капиталистического пути развития, от которого выигрывает лишь кучка богатеев-капиталистов, а громадное большинство крестьян вынуждено разоряться и прозябать в нищете, - к новому, социалистическому пути развития, который вытесняет богатеев-капиталистов, а середняков и бедноту перевооружает по-новому, вооружает новыми орудиями, вооружает тракторами и сельскохозяйственными машинами, для того чтобы дать им выбраться из нищеты и кулацкой кабалы на широкий путь товарищеской, коллективной обработки земли». Начинается проведение сплошной коллективизации. 27 декабря 1929 г. в речи на конференции аграрников-марксистов он заявил: «… от политики ограничения эксплуататорских тенденций кулачества мы перешли к политике ликвидации кулачества как класса». 21 января 1930 г. Сталин выступил со специальной статьёй «К вопросу о политике ликвидации кулачества как класса».
Цели сплошной коллективизации:
 - создание в короткий срок крупных коллективных хозяйств для преодоления зависимости государства от единоличных хозяйств в вопросах хлебозаготовок;
 - ликвидация кулачества как класса, чуждого социализму;
 - огосударствление частного сектора сельского хозяйства;
 - увеличение объёмов сельхозпроизводства;
 - получение из сельского хозяйства средств, необходимых для проведения индустриализации;
 - ликвидация «аграрного перенаселения», обеспечение промышленных предприятий рабочей силой за счёт оттока населения из деревни.
 Сплошная коллективизация и раскулачивание проводились насильственными методами, что вызвало массовое недовольство крестьян, вылившееся в ряде районов в восстания. Уже 2 марта 1930 г. Сталин был вынужден выступить в газете «Правда», в которой в тот день был опубликован «Примерный устав» колхозов, со статьёй «Головокружение от успехов: к вопросам колхозного движения», в которой вину за насильственные методы коллективизации возложил на «ретивых “обобществителей”». Начался отток крестьян из колхозов. Но после некоторого ослабления давления на крестьян летом-осенью 1930 г. возобновляется практика насильственного объединения единоличных хозяйств в колхозы и совхозы.
Итоги и последствия коллективизации:
 - ликвидация кулаков и слоя зажиточных крестьян;
 - уничтожение частного сектора в сельском хозяйстве;
 - отчуждение крестьян от собственности и земли;
 - ликвидация экономических стимулов к труду в сельском хозяйстве;
 - создание крупных механизированных хозяйств;
 - замедление темпов роста сельскохозяйственного производства и постоянные обострения продовольственной проблемы в стране;
 - голод 1932–1933 гг.

История ЕГЭ, 23 занятие

Занятие 23. Индустриализация. Коллективизация. «Культурная революция». Внешняя политика СССР в 1920–1930-х гг.

Несмотря на то, что новая экономическая политика оказалась, по большей части, успешной, уже после 1925 г. начинаются попытки её свёртывания.

Причины свёртывания НЭПа :

    противоречия между административными и рыночными методами управления экономикой;

    ограничение участия частного капитала в экономике не позволяли использовать его для решения задачи индустриализации страны;

    усиление социального расслоения, появление нэпманов (новой буржуазии, эксплуататорских элементов) вызывало недовольство части населения;

    доминирование в обществе политической установки на временный характер НЭПа;

    победа во внутриполитической борьбе 1920-х гг. противников НЭПа, считавших, что НЭП был необходим только как временная мера для выхода из кризиса и что рыночные отношения несовместимы с социалистической идеей и практикой.

Официально НЭП был свернут 11 октября 1931 г., но фактически уже в октябре 1928 г. началось выполнение плана первой пятилетки, а также коллективизация на селе и форсированная индустриализация производства.

Индустриализация

Необходимость завершения индустриализации страны была очевидна. Её основу должно было обеспечить выполнение плана ГОЭЛРО (Государственный план электрификации России) – принят в 1920 г., рассчитан на 10 – 15 лет.

Индустриализация – превращение крупной промышленности в главный производящий сектор экономики (в основную отрасль экономики).

Декабрь 1925 – 14 съезд ВКП(б): курс на индустриализацию.

Цели : ликвидация отсталости, зависимости от импорта машин и оборудования, укрепление оборонного потенциала.

Особенности:

    сверхиндустриализация (форсированные темпы);

    проходила под контролем государства (пятилетки: 1928-1932, 1933-1937, 1938-1942);

    первоочередное развитие тяжёлой промышленности;

    внутренние источники финансирования:

          доходы от продажи сельхозпродукции;

          налоги с нэпманов, займы у населения;

          прибыль от монополии на внешнюю торговлю;

          доходы от лёгкой промышленности;

          доходы от торговли алкоголем;

          ограничение доходов населения;

          трудовой энтузиазм (ударничество, август 1935 – стахановское движение (шахтёр Алексей Стаханов значительно перевыполнил план), встречные промфинпланы, движение многостаночников);

          применение внеэкономического принуждения (например, использование труда заключённых).

1926–1928 – реконструкция и переоснащение старых предприятий

1928–1937 – форсированные темпы индустриализации: Днепрогэс, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автомобильные, Турксиб, Магнитогорский, Липецкий, Челябинский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Уралмаш, Московское метро (1935), Урало-Кузнецкий металлургический комбинат, Уральский и Краматорский заводы тяжёлого машиностроения и многие другие.

Итоги:

      СССР занял второе место в мире по объёму промышленного производства – построено

9 тыс. новых крупных промышленных предприятий;

      созданы новые отрасли промышленности (производство тракторов, самолётов, автомобилей, синтетического каучука);

      обеспечение экономики необходимым сырьём и оборудованием;

      ликвидация безработицы;

      создание мощного ВПК (военно-промышленного комплекса);

      создание изолированной экономики;

      форсированная принудительная коллективизация;

      диспропорции в развитии отраслей промышленности (низкие темпы развития лёгкой промышленности)

Коллективизация

Коллективизация –объединение единоличных крестьянских хозяйств в коллективные.

Декабрь 1927 – 15 съезд ВКП(б): курс на коллективизацию.

Цели :

      установление общественной собственности в деревне;

      крупные хозяйства имеют более широкие возможности товарного производства;

      перекачка средств из деревни в город на нужды индустриализации;

      контроль государства над деревней.

1928 – начало форсированного создания колхозов, создание МТС (машинно-тракторных станций).

1929 Год великого перелома : статья Сталина – фактическое начало «сплошной коллективизации».

      5 января 1930 г. – постановление ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству.

      • На Северном Кавказе, Средней и Нижней Волге коллективизация должна была завершиться за 1 год, к весне 1931 г.

        В Украине, Центрально-Чернозёмном районе, Сибири, Урале, Казахстане – за 2 года.

        В остальных регионах страны – за 3 года.

      К марту 1930 г. – 60% крестьянских хозяйств вступили в колхозы.

      Провозглашена политика ликвидации кулачества как класса.

      1932–1933 гг. – голод в Украине, Поволжье, Западной Сибири, на Кубани.

    1934–1937 – завершение коллективизации

    • 1935 – принятие нового Примерного устава сельскохозяйственной артели.

Итоги:

      решение проблем страны за счёт сельского хозяйства;

      ликвидация слоя самостоятельных зажиточных крестьян;

      уничтожение частного сектора в деревне;

      «второе издание крепостного права»: 1932 г. – введение паспортной системы в СССР, до 1960-х гг. колхозники не получали паспортов;

      отмена в 1935 г. карточек;

      дефицит рабочей силы на селе;

      замедление темпов роста сельхозпроизводства  потеря экономических стимулов для крестьянского труда.

Культурная революция

Культурная революция – утверждение марксистско-ленинской идеологии, формирование социалистической культуры и социалистической интеллигенции.

Идеология

      Июль 1922 – апрель 1923 г. – «Философский пароход»: высылка из СССР 150 крупнейших учёных, в основном, гуманитариев, имевших идеологические разногласия с властью.

      1925 г. – Союз воинствующих безбожников (Емельян Ярославский).

      Введение обязательное изучение идеологических дисциплин в учебных заведениях.

      1922 г. – создание Главлита (Главного управления по делам литературы и издательств): главный орган советской цензуры.

      Рабочие клубы, библиотеки и избы-читальни обязаны пропагандировать «основы ленинизма» (с 1924 г.)

      1938 г. – издан «Краткий курс истории ВКП(б), его автором считался И. Сталин (хотя его имя не упоминалось).

«Краткий курс» активно внедрялся пропагандой в СССР и подлежал обязательному изучению. Он сыграл важную роль в популяризации официальной сталинской версии идеологии и истории. В нём Сталин и его окружение были представлены подлинными марксистами-ленинцами, организаторами всех побед и свершений партии и государства, а партийные деятели, репрессированные к концу 1930-х годов - изначальными врагами марксизма и советского государства и вражескими агентами.

Образование

      1919 г. – декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России»:

      • ВЧК по ликвидации безграмотности, создание ликбезов;

        1923 г. «Долой неграмотность» – председатель: глава ЦИК СССР М. Калинин;

        середина 1930 г. – практически ликвидирована неграмотность населения в возрасте от 8 до 50 лет.

      Единая трудовая школа (I ступень: 1 – 4 классы, II ступень: 5 – 9 классы):

      • 1930 г. – обязательное 4-летнее образование в деревне и 7-летнее в городе;

        середина 1930 г. – реформа: установление строгого внутреннего распорядка в учреждениях образования, введение оценок, экзаменов.

      1921 г. – школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).

      Август 1918 – новые правила приёма в высшую школу: без вступительных экзаменов и документов о среднем образовании; бесплатное обучение, преимущества для рабочей и крестьянской молодёжи.

      • 1936 г. – введение вступительных экзаменов в вузы.

        1940 г. – введение платности обучения в старших классах (8 – 10) и вузах.

        1940 г. – положение «О государственных трудовых резервах СССР»: право СНК ежегодно призывать 800 тыс. – 1 млн подростков от 14 лет для учёбы в ФЗУ (после окончания 7 классов) с обязательной 4-летней отработкой (позже введена уголовная ответственность за самовольный уход из училища).

        К началу 1940-х гг. – в СССР действовало более 4,5 тыс. вузов.

Соцреализм в литературе и искусстве

      1920-е гг. – различные направления (группы) в литературе и искусстве:

      • РАПП (российская ассоциация пролетарских писателей) – Серафимович, Фадеев;

        ЛЕФ (левый фронт) – Маяковский, Асеев;

        «Серапионовы братья» – Зощенко, Каверин, Федин;

        Перевал – Багрицкий, Малышкин;

        АХРР (ассоциация художников революционной России), Общество художников-Станковистов, «4 искусства», Общество московских художников.

      1930-е гг. – унификация и стандартизация творчества художественной интеллигенции.

      • 1934 г. – Союз советских писателей, позже были созданы и другие творческие союзы. Творчество деятелей культуры, не входивших в союзы, не поддерживалось и не допускалось к читателю / зрителю.

        Метод социалистического реализма – требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма

Искусство должно было изображать жизнь в свете идеалов коммунизма (социализма). Предполагалось, что эти идеалы определяют не только содержание произведений искусства, но и их форму. «Литература и искусство социалистического реализма, создали новый образ положительного героя - борца, строителя, руководителя. Через него полнее раскрывается исторический оптимизм социалистического реализма: герой утверждает веру в победу коммунистических идей, несмотря на отдельные поражения и потери».

        Цензура – Главлит.

        Репрессиям подверглись около 1000 «идейно чуждых» писателей (Клюев, Васильев, Мандельштам), тысячи деятелей искусства (например, Вс. Мейерхольд).

        Снос многих архитектурных памятников, особенно религиозного назначения.

      Платонов ("Котлован", "Чевенгур"), Замятин ("Мы"), Булгаков ("Собачье сердце", "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита"), Горький («Жизнь Клима Самгина»), Шолохов («Поднятая целина»), Островский («Как закалялась сталь»), Толстой («Пётр Первый»), книги для детей Гайдара («Школа»).

      Фильм «Броненосец «Потёмкин», «Александр Невский» Эйзенштейна, «Чапаев» С. и Г. Васильевых, «Депутат Балтики» Хейфица и Зархи, «Весёлые ребята» и «Цирк» Александрова.

      Классическая музыка: Прокофьев, Хачатурян, Шостакович. Широкой популярностью пользовались песни Дунаевского (музыка к фильмам "Весна", "Волга-Волга", "Весёлые ребята", "Цирк"), выступления ансамбля Александрова (Ансамбль красноармейской песни и пляски).

      Художники: Бродский («Выступление Ленина на Путиловском заводе», «Ленин в Смольном»), Дейнека («На стройке новых цехов»), Петров-Водкин («Смерть комиссара»), Греков («Тачанка»).

      Скульпторы: Мухина («Рабочий и колхозница» – для Всемирной выставки 1937 г. в Париже, с 1939 г. – на ВДНХ), Шадр (статуи «Рабочий», «Сеятель», «Крестьянин», «Красноармеец», «Булыжник – орудие пролетариата»).

      Ведущим направлением советской архитектуры стал конструктивизм (1920-е гг.) и постконструктивизм (1930-е гг.). На первое место вышла простота, соответствие форм и внутренней планировки здания его предназначению. В 1920–1930-е гг. было завершено строительство каменного здания Мавзолея (арх. Щусев и др.), Московского планетария (арх. Барщ, Синявский), Дома Совета министров СССР (арх. Лангман), гостиницы «Москва» (арх. Савельев, Стапран и Щусев) и др.

Наука

      1920-е гг.: Лебедев (создание синтетического каучука), Иоффе (ядерная физика), Семёнов (химическая физика), Циолковский и Цандер (космонавтика), Вавилов (генетика), Выготский (психология), Блонский, Шацкий (педагогика).

      1930-е гг.: выросла роль прикладных наук:

      • создание боевой техники: самолётов (Ильюшин, Микоян, Поликарпов, Туполев, Яковлев), танков (Котин, Морозов), стрелкового оружия (Дегтярёв, Фёдоров, Шпагин);

        геологии, металлургии, энергетики.

      Шмидт – экспедиция на пароход «Челюскин»: пройти Северный морской путь за одну навигацию (1933–1934 гг.). «Челюскин» был затёрт льдами, экспециции пришлось высаживаться на зимовку. Лётчики, вывозившие членов экспедиции, стали первыми Героями Советского Союза.

      Первый в истории беспосадочный перелёт из СССР в США: Москва – Северный полюс –Ванкувер. Совершён 18–20 июня 1937 г. на самолёте АНТ-25 в составе: Чкалов, Байдуков и Беляков.

      Негативное влияние на развитие науки оказали заидеологизированность, репрессии, неравномерность развития различных отраслей, формирование лженауки (например, деятельность Т. Лысенко в биологии).

Иллюстрации

И. Бродский. Выступление В. И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода

И. Бродский. Ленин в Смольном

А. Дейнека. На стройке новых цехов

К. Петров-Водкин. Смерть комиссара

М. Греков. Конармейская тачанка

В. Мухина. Рабочий и колхозница И. Шадр. Булыжник – орудие пролетариата

Мавзолей

Дом Совета министров СССР

Гостиница «Москва»

«Высотка»

Внешняя политика СССР в 1920 – 1930-е гг.

Выход из международной изоляции

      Февраль 1920 г. – мирный договор с Эстонией, март 1921 г. – временное торговое соглашение с Англией, ноябрь 1921 г. – договор о дружбе и сотрудничестве с Монголией.

      Апрель – май 1922 – Генуэзская конференция :

      • на конференции обсуждались финансовые вопросы (задолженности по кредитам) – Советская России отказалась платить по долгам царского и Временного правительств;

        глава делегации – Г. Чичерин;

        апрель 1922 – Рапалльский договор между РСФСР и Германией о восстановлении дипломатических отношений и развитии торгово-экономических связей.

      1924 г. – год признания СССР (прорыв дипломатической изоляции): Англия, Италия, Китай, Франция; позже – Япония, США (1933 г.).

Поддержка международного рабочего и коммунистического движения:

      1919–1943 гг. Коминтерн (Коммунистический Интернационал);

      междугородная компания в поддержку забастовки английских шахтёров 1926 г.

Поддержка национально-освободительного движения:

      договоры о дружбе с Ираном, Афганистаном, Турцией;

      1923 г. – антибританская пропаганда в Индии, Иране, Афганистане  ультиматум Керзона;

      1924–1927 гг. – поддержка Народной революционной армии Китая (Блюхер).

Борьба за создание системы коллективной безопасности в Европе

      1932 г. – выдвижение СССР на Женевской конференции идеи коллективной безопасности в Европе.

      1934 г. – принятие СССР в Лигу Наций (до декабря 1939).

      май 1935 г. – договоры с Францией и Чехословакией о помощи Чехословакии с случае агрессии против неё.

      1936–1939 гг. – помощь республиканскому правительству Испании в борьбе против Франко (гражданская война в Испании завершилась установлением фашистского режима).

      29 июля – 11 августа 1938 г. – вооружённый конфликт с Японией в районе озера Хасан (Блюхер)  японцы покинули территорию СССР.

      апрель-август 1939 г. – советско-англо-французские переговоры в Москве о совместных действиях в случае агрессии (договор не был подписан).

Военно-политическое сближение с Германией

      23 августа 1939 г. пакт Молотова-Риббентропа и Секретного протокола о разделе сфер влияния СССР и Германии в Европе.

      17 сентября 1939 г. – вступление Красной Армии в восточную Польшу  вхождение Западной Беларуси и Украины в состав БССР и УССР.

      сентябрь – октябрь 1939 г. – подписание договоров о взаимопомощи с Литвой, Латвией, Эстонией  создание военных баз для советских войск и Балтийского флота на территории этих государств.

      • переход к СССР Карельского перешейка северного и западного побережья Ладожского озера (Выборг, Кексгольм, Сортавала), на 30 лет аренда полуострова Ханко;

        исключение СССР, как агрессора, из Лиги Наций;

      28-30 июня 1940 г. – возврат Румынией по требованию СССР Бессарабии и Северной Буковины  Молдавская ССР.

Точки зрения историков на советско-германский договор

      Вынужденная мера в условиях нарастания напряжённости в Европе и неготовности СССР к вступлению в военный конфликт.

      Стремление Сталина расширить территорию СССР до границ Российской империи и подтолкнуть Гитлера к войне против западных государств (генеральная цель – осуществление мировой революции).

Карта

Вооружённые конфликты у озера Хасан и р. Халхин-Гол

Решение заданий

Запишите термин, о котором идёт речь.

«Осуществлённое в СССР в конце 1920-х – начале 1930-х гг. массовое создание колхозов, сопровождавшееся ликвидацией единоличных хозяйств».

Прочтите отрывок из книги Д.А. Волкогонова и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идёт речь.

«Достигнув апогея своего могущества, он не мог не понимать, что обязан не просто стечению обстоятельств, бесспорности идеи, но прежде всего выбранной методологии. Вся она – в вечной борьбе. Неважно, какая она: борьба с фракционерами…, с «космополитами» и множеством других «крепостей», которые должны «взять большевики». В конечном счёте лично для него, «вождя», такая борьба – это его самоутверждение, увековечение, обожествление».

Прочтите отрывок из документа и напишите название политики, об успехах которой идёт речь.

«Выросли гиганты машиностроения: тракторостроение, могущее снабжать сельское хозяйство ежегодно миллионами лошадиных сил – Сталинградский и Харьковский тракторные заводы… вступающий скоро в строй Челябинский завод мощных гусеничных тракторов».

Массовое движение новаторов социалистического производства в СССР –рабочих, колхозников, инженерно-технических работников – за повышение производительности труда, начало которому было положено в 1935 г., получило название «_____________ движение».

Творчество кого из перечисленных деятелей культуры относится к периоду 1920–1930-х гг.?

1) И.И. Левитан 2) В.И. Мухина 3) Г.В. Александров

4) М.А. Врубель 5) Г.С. Уланова 6) Э.И. Неизвестный

Прочтите отрывок из письма писателя правительству СССР (1930 г.) и напишите фамилию автора письма.

«…Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала – мой писательский долг… Последние мои черты в погубленных пьесах "Дни Турбиных", "Бег" и в романе "Белая гвардия": упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране».

Установите соответствие между видами искусства и фамилиями их представителей в 1920-е гг. К каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ВИДЫ ИСКУССТВА

А) поэзия

Б) музыка

Г) живопись

1) С.М. Эйзенштейн

2) В.В. Маяковский

3) К.С. Малевич

4) С.С. Прокофьев

5) М.А. Булгаков

Прочтите отрывок из советско-германского договора и укажите дату его подписания.

«1. Обе Договаривающиеся Стороны воздерживаются от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения, как отдельно, так и совместно с другими державами… 6. Настоящий договор заключается на десять лет…».

Напишите пропущенное слово.

Международная организация, объединявшая коммунистические партии различных стран, созданная в 1919 г. и распущенная в 1943 г., называлась Коммунистический ____________________.

Прочтите отрывок из доклада (1922 г.) и напишите название города, в котором состоялась международная конференция, описанная в нем.

«Первая часть [меморандума] заключается в том, что мы должны признать все наши долги, довоенные и военные… восстановить частную собственность… предприятия должны быть возвращены старым собственникам. Мы… написали контрмеморандум, в основу которого легло разрушение России в следствие блокады и интервенции, указывали на те наши потери и разорения, которые внесло наступление белогвардейских банд».

Какие из перечисленных событий относятся к 1918–1928 гг.?

1) принятие СССР в Лигу Наций

2) заключение Рапалльского договора с Германией

3) советско-финляндская война

4) столкновение с японцами на оз. Хасан

5) участие советских представителей в Генуэзской конференции

6) дипломатическое признание СССР со стороны Великобритании и Франции

Прочтите отрывок из исторического очерка и напишите название страны, которой СССР оказывал описанную помощь.

«Эта помощь была двоякого рода: посылка высших командиров и командиров менее высокого ранга; поставки самой разнообразной военной техники...

Что касается военных специалистов, то они начали прибывать... организованными группами в середине октября, проехав транзитом по чужим паспортам через французскую территорию либо морским путём на советских транспортах...

До середины октября 1936 г. только небольшие группы добровольцев, асов бомбардировочной и истребительной авиации, получили разрешение отправиться в республиканскую зону в индивидуальном порядке».

Прочтите отрывок из официального сообщения Телеграфного агентства СССР (ТАСС) и напишите название страны, война СССР с которой стала причиной описанных событий.

«Совет Лиги Наций принял 14 декабря резолюцию об "исключении" СССР из Лиги Наций с осуждением действий СССР… Лига Наций, по милости её нынешних режиссёров, превратилась из кое-какого "инструмента мира", каким она могла быть, в действительный инструмент… по поддержке и разжиганию войны в Европе».

Какие три из перечисленных документов были приняты в 1930-х гг.?

Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

2) резолюция «О единстве партии»

3) «сталинская» Конституция СССР

4) резолюция «О выполнении пятилетнего плана развития промышленности»

5) закон «О вхождении Западной Украины в состав СССР»

Установите соответствие между годами и событиями внешней политики СССР в 1930-е годы.

Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Событие, которому посвящена почтовая марка, связано с одним из достижений советского морского флота.

2) Руководитель перелёта, которому посвящена марка, прославился в годы Великой Отечественной войны.

3) Участники перелёта, которому посвящена марка, провели несколько дней на Северном полюсе.

4) В ходе перелёта, которому посвящена марка, его участники преодолели более 2 тыс. километров.

5) Событие, которому посвящена почтовая марка, произошло в 1930-х гг.

Укажите изображения, на котором представлены объекты, построенные в период руководства страной политического деятеля, при котором состоялась обозначенная на марке экспедиция. В ответе запишите цифры, под которыми они указаны.

Потренируйтесь в решении заданий 2-й части ЕГЭ

Задания 20–22

Из письма политического деятеля

«Вот в чём суть и основной смысл того лозунга, того курса на индустриализацию страны, который был провозглашён XIV партсъездом и который проводится ныне в жизнь.

Некоторые товарищи думают, что индустриализация представляет вообще развитие всякой промышленности. Есть даже такие чудаки, которые полагают, что ещё Иван Грозный, который когда-то создавал некоторый зародыш промышленности, был индустриалистом. Если идти по этому пути, тогда Петра Великого надо назвать первым индустриалистом. Это, конечно, неверно. Не всякое развитие промышленности представляет собой индустриализацию. Центр индустриализации, основа её состоит в развитии тяжёлой промышленности, в развитии, в конце концов, производства средств производства… Индустриализация имеет своей задачей не только то, чтобы вести наше народное хозяйство в целом к увеличению в нём доли промышленности, но она имеет ещё ту задачу, чтобы в этом развитии обеспечить за нашей страной, окружённой капиталистическими государствами, хозяйственную самостоятельность, уберечь её от превращения в придаток мирового капитализма. Не может страна диктатуры пролетариата, находящаяся в капиталистическом окружении, остаться хозяйственно самостоятельной, если она сама не производит у себя дома орудий и средств производства, если она застревает на той ступени развития, где ей приходится держать народное хозяйство на привязи у капиталистически развитых стран, производящих и вывозящих орудия и средства производства. Застрять на этой ступени – значит отдать себя на подчинение мировому капиталу.

…Из этого следует, что индустриализация нашей страны не может исчерпываться развитием всякой промышленности, развитием, скажем, лёгкой промышленности, хотя лёгкая промышленность и её развитие нам абсолютно необходимы. Из этого следует, что индустриализация должна пониматься прежде всего, как развитие у нас тяжёлой промышленности и особенно как развитие нашего собственного машиностроения, этого основного нерва индустрии вообще. Без этого нечего и говорить об обеспечении экономической самостоятельности нашей страны».

20. Укажите десятилетие, когда в СССР был провозглашён курс, о котором идёт речь в данном письме. Укажите руководителя СССР в этот период. Укажите название социально-экономической политики большевиков, непосредственно предшествовавшей курсу, о котором идёт речь в письме.

21. Каких целей (задач), по мнению автора, необходимо достичь в результате реализации курса, о котором идёт речь в письме?

22. Укажите период, на который составлялись планы развития народного хозяйства во время проведения курса, о котором идёт речь в данном письме. Укажите не менее двух промышленных объектов, построенных в ходе реализации этого курса.

Новое на сайте

>

Самое популярное