Независимо от сферы функционирования субъекта хозяйствования его финансово-хозяйственная деятельность связана с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов.
Под финансовыми ресурсами следует понимать денежные средства, которые находятся в распоряжении предприятия и принимают участие в процессе воспроизводства. К финансовым ресурсам относятся денежные фонды и часть денежных средств, которая используется предприятием в нефондовой форме.
В зависимости от собственности финансовые ресурсы могут быть собственными и ссудными.
Собственные финансовые ресурсы - это ресурсы, которые принадлежат предприятию и образовываются вследствие финансово-хозяйственной деятельности предприятия. К ним принадлежат: уставный фонд, амортизационный фонд, валовой доход и прибыль.
Ссудные финансовые ресурсы - это ресурсы, которые находятся временно в распоряжении предприятия и могут быть использованы для достижения уставных целей. К таким ресурсам принадлежат полученные кредиты, мобилизованные на финансовом рынке средства.
Денежные фонды - это часть денежных средств, которые имеют целевое направление.
Важным аспектом финансовой деятельности предприятий является формирование и использование разных денежных фондов, из-за которых осуществляется процесс расширенного воспроизводства, финансирование научно-технических разработок, освоение и внедрение новой техники и технологий, экономическое стимулирование и т.п.
К денежным фондам относятся: уставный капитал (фонд), резервный фонд, фонд развития производства, фонд оплаты труда, амортизационный фонд, фонд для выплаты дивидендов, валютный фонд и другие фонды, предусмотренные уставом предприятия.
Формирование денежных фондов предприятия начинается с момента его организации. Предприятие согласно действующему законодательству образовывает уставный капитал.
Уставный капитал - основной первоначальный источник собственных средств предприятия. Уставный капитал представляет совокупность средств основателей, необходимую для функционирования предприятия, которые вложены в активы, а также имущественных прав, которые имеют денежную оценку.
Порядок и источники формирования уставных фондов зависят от типа предприятия и формы собственности. Размеры уставного фонда характеризуют размер средств, которые были инвестированы в финансово-хозяйственную деятельность.
На основе уставного капитала формируется основной и оборотный капитал, которые находятся в процессе беспрерывного движения, приобретая разных форм в зависимости от стадии кругооборота. Деление капитала на основной и оборотный связанный с характером их кругооборота и формой участия в создании готовой продукции.
Резервный фонд образовывается на предприятии за счет отчислений от прибыли, используется для покрытия убытков, преодоления временных финансовых осложнений (не менее чем 25 % уставного фонда и не менее чем 5 % от размера прибыли).
Амортизационный фонд образовывается в процессе использования основных средств и нематериальных активов за счет амортизационных отчислений, используется для их воспроизводства.
Фонд развития концентрирует средства, которые используются для развития производства.
Валютный фонд формируется на предприятиях, которые получают выручку в валюте от экспортных операций или покупают валюту для импортных операций.
Фонд оплаты труда формируется на предприятии для денежных выплат работникам за выполненную работу согласно трудовому договору.
Фонд выплаты дивидендов образовывается на акционерных предприятиях один раз в год для выплаты акционерам дивидендов по акциям.
Кроме постоянных денежных фондов на предприятиях могут образовываться оперативные временные фонды.
Средства предприятия используются не только в фондовой форме. Так, использование предприятием средств для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, банками, страховыми организациями осуществляется в нефондовой форме. В нефондовой форме предприятия также получают дотации и субсидии, спонсорские взносы, банковские кредиты.
Предприятие использует разные источники формирования финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы предприятия формируются:
1 Во время учреждения предприятия (взносы основателей в уставный фонд);
2 Вследствие осуществления финансово-хозяйственной деятельности нераспределенная прибыль, амортизационный фонд, резервный фонд);
3 В результате операций на финансовом рынке (дополнительный капитал, ссудный капитал);
4 В порядке перераспределения денежных средств (бюджетные субсидии, страховые возмещения, другие виды ресурсов).
Структурно-логическую схему формирования финансовых ресурсов предприятие представлено на рис. 4.2.
Рисунок 4.2 - Структурно-логическая схема формирования финансовых ресурсов предприятия
В процессе формирования финансовых ресурсов предприятий важную роль играет определение оптимальной структуры их источников.
Наличие финансовых ресурсов, их эффективное использование определяют финансовое благополучие предприятия, его платежеспособность, ликвидность, финансовую устойчивость.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Финансовые отношения………………………………………….5
1.1.Понятие финансов и финансовых отношений………………………5
1.2. Материальная основа финансовых отношений…………………….8
Глава 2. Финансы предприятий как основа финансовой системы….10
2.1. Понятие финансовых ресурсов предприятия………………………10
2.2. Роль финансов предприятия в финансовой системе страны…...13
Глава 3. Фонды денежных средств………………………………………..16
3.1. Понятие фондов денежных средств…………………………………..16
3.2 Виды денежных фондов…………………………………………………17
Заключение………………………………………………………………22
Список использованной литературы………………………...24
Введение
Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.
Экономическая деятельность предприятия строится на самоокупаемой и рентабельной основе. Все затраты по производству и реализации продукции осуществляются за счет доходов, полученных от ее продажи. При этом выручка от реализации должна превышать затраты, создавая прибыль.
В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях, о своих финансовых ресурсах.
В общем виде финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у хозяйствующих субъектов и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества. Выделяют три основные стадии процесса общественного воспроизводства: производство, распределение и потребление. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, когда происходит распределение стоимости произведенного общественного продукта. Именно на этой стадии появляются финансовые отношения, связанные с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда образуется новая стоимость и осуществляется перенос старой. Однако реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована.
Любая ценность материального или нематериального характера, фигурирующая в процессе таких отношений, представляет интерес лишь в том случае, если обладание ею способствует достижению каких-то целей, прежде всего экономического характера.
Непосредственная связь финансов предприятий отраслей народного хозяйства со всеми фазами воспроизводственного процесса обусловливает их высокую потенциальную активность и широкую возможность воздействия на все стороны хозяйствования. Поэтому финансы предприятий могут служить важным инструментом экономического стимулирования, контроля за экономикой страны и управления ею.
Финансы предприятий могут служить главным инструментом государственного регулирования экономики. С их помощью осуществляется регулирование воспроизводства производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и на накопление. Финансы предприятий могут использоваться для регулирования отраслевых пропорций в нашей рыночной экономике, способствовать ускорению развития отдельных отраслей экономики, созданию новых производств и современных технологий, ускорению научно-технического прогресса.
Я считаю, что данная тема работы достаточно актуально в сегодняшнее время.
Глава 1. Финансовые отношения
1.1.Понятие финансов и финансовых отношений
Финансы – это система экономических денежных отношений, связанных, главным образом, с перераспределением ВВП и формированием централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Финансы – система денежных отношений, связанных, главным образом, с перераспределением прибыли и формированием централизованных и децентрализованных денежных фондов. Финансы опираются на бухгалтерский учет, экономический и производственный анализ, на действующую налоговую систему и т.д .
Финансы – система отношений, созданная государством, т.е. государство все отношения, связанные с финансами, регулирует само.
При свободном рынке финансовые отношения охватывают только бюджет (предприятия работают по своим, не подчиняющимся экономике законам), при регулируемой экономике часть отношений формируется непосредственно государством, часть – регулируется.
Все финансовые отношения действуют только на уровне предприятий, как юридических лиц. Все финансовые отношения, действующие внутри предприятия, являются условными финансовыми отношениями.
Децентрализованные фонды – все фонды, создаваемые на уровне предприятия (фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, амортизационный фонд).
Отличие фонда от средств: средства = сумме средств, а фонд = сумме средств, которая имеет целевое назначение.
Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми.
Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Процесс воспроизводства представляет из себя совокупность непрерывно повторяющихся циклов.
Производство®Распределение®Обмен®Потребление
Каждый последующий цикл воспроизводства возможен лишь после того, как вновь созданная стоимость подвергнется распределению, в результате которого будут созданы целевые денежные фонды, являющиеся основой удовлетворения разнообразных потребностей, Причем это происходит в обезличенной форме. Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса. Но только на второй стадии движение стоимости происходит обособленно от движения товара и характеризуется ее отчуждением (из рук в руки) или целевым обособлением каждой части стоимости (в рамках одного владельца). На этой стадии, стадии возникновения финансовых отношений, происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования.
А однородные экономические отношения, будучи представленными в обобщенном абстрактном виде, образуют экономическую категорию - финансы.
Таким образом критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым являются:
1. Реальное движение денежных средств, т.е. переход от одного владельца к другому.
2. Распределительный характер этих отношений.
3. Место возникновения - вторая стадия воспроизводственного процесса.
Деньги первичны - финансы вторичны.
На предприятии финансы используются из следующих экономических отношений:
1. отношения между предприятием и другими предприятиями, в ходе выполняемой финансово-хозяйственной деятельности. К финансовым отношениям не относятся отношения купли-продажи, обмена и т.п., а относится только применение финансовых санкций за невыполнение или некачественное выполнение;
2. между предприятиями и подразделениями, входящими в его состав. Эти отношения зависят от структуры предприятия и финансовых отношений, возникающих только между подразделениями, имеющими самостоятельные балансы и счета. Эти отношения могут быть пополнены формированием уставных фондов, перераспределением оборотных средств, перераспределением прибыли, уплатой налогов между предприятиями;
3. между предприятиями и работниками по поводу выплаты денежных средств, главным образом из прибыли, и части, попадающей под государственное регулирование;
4. между предприятием и государственным бюджетом по поводу уплаты налогов и по поводу получения льгот, целевого финансирования, государственных кредитов в различных формах и т.д.;
5. между предприятием и коммерческими банками по поводу получения и возврата кредитов;
6. между предприятиями и инвестиционными институтами по поводу формирования свободных денежных ресурсов и их использования (инвестиционные фонды, пенсионные фонды и т.д.);
7. между предприятием и вышестоящими органами (холдинги, концерны) по поводу перелива капитала .
Финансы на предприятии выполняют следующие функции:
1. формирование – функция обеспечивает денежными ресурсами, кругооборот средств на предприятии, т.е. функция формирования денежных фондов. Задача заключается в том, чтобы сформировать так денежные потоки на предприятии, чтобы все финансовые потоки работали и работали эффективно. Основные показатели – плановые;
Убытков отчетного периода, выплаты дивидендов в случае отсутствия или недостаточности прибыли отчетного года для этих целей. Фонд накопления – средства, предназначенные для развития производства. Формируется за счет чистой прибыли с учетом дивидендной политики организации. Фонд потребления – ср-ва, направляемые на соц. нужды финансирования объектов непроизводственной сферы и т.п. Сущность...
На объем выручки оказывает также и используемые методы её определения и учета. 1.2Методы определения и учета выручки Выручка от реализации продукции (работ, услуг) может рассчитываться либо по мере отгрузки и предъявления заказчику расчетных документов либо по поступлению денежных средств на счета в коммерческих банках, а при расчетах наличными деньгами – по поступлению денежных средств в...
Услуг О – сумма платежей по обязательному по которым наступил срок платежей К – сумма цен товаров, продуктов в кредит ВП – сумма взаимно погашающих платежей Со – среднее число оборотов денег, как средство обращения и платежа. Важным показателем денежного обращения является денежная масса. Она представляет собой наличные и безналичные покупательные и платежные средства, обеспечивают обращение...
Понятие и виды государственных и муниципальных
И муниципальных фондов
1. Понятие и виды государственных и муниципальных денежных фондов.
3. Целевые фонды Правительства РФ.
4. Целевые отраслевые (ведомственные) денежные фонды.
5. Единый социальный налог как основной источник формирования целевых внебюджетных фондов
Целевой государственный (муниципальный) денежный фонд денежных средств образуется в соответствии с законодательством РФв составе государственного (местного) бюджета или внебюджетного фонда за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого денежного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого денежного фонда.
Целевые государственные и муниципальные фонды денежных средств - достаточно динамичное явление в финансовой системе РФ. Это обусловлено тем, что они создаются для реализации относительно долгосрочных целей. При достижении этих целей они расформировываются, поэтому в финансовой системе постоянно идет процесс создания новых и расформирования «отработанных» целевых фондов. Кроме того, в финансовой системе РФпроисходит и консолидация ряда внебюджетных фондов в бюджетную систему.
На сегодняшний день определились четыре вида государственных и местных фондов:
1. целевые бюджетные фонды;
2. государственные и муниципальные (местные) внебюджетные фонды;
3. государственные целевые фонды Правительства РФ;
4. государственные отраслевые денежные фонды.
Целевые государственные и муниципальные (местные) фонды денежных средств характеризуют следующие отличительные особенности:
§ фонды создаются компетентными органами со строго определенной целью, используются сугубо по целевому назначению;
§ правовой статус целевого фонда определяется Положением о фонде, которое утверждается компетентным органом государственной власти или местного самоуправления.
Правовой режим целевых государственных и муниципальных фондов денежных средств определяется как законами, так и иными нормативными актами. В их числе Законы РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», федеральные законы о федеральном бюджете на конкретный год, о бюджетах субъектов РФ,постановления Правительства РФи др.
Правовое регулирование ряда государственных внебюджетных фондов дано и в БК РФ(ст. 143-150). В нем определяются доходы, расходы, а также процесс формирования и исполнения Пенсионного фонда РФ,Фонда социального страхования РФ,Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
2. Целевые бюджетные и внебюджетные денежные фонды.
Целевые бюджетные фонды создаются в бюджетах разных уровней для направленного финансирования наиболее приоритетных отраслей народного хозяйства, государственных программ или конкретных регионов. На федеральном уровне они создаются в силу Федерального закона «О федеральном бюджете на предстоящий финансовый год и финансовый год, а на региональном - в силу законов о бюджетах субъектов РФ.
Особенностью целевых бюджетных фондов является то, что они, как и бюджет, действуют в течение одного года, после чего создаются вновь или прекращают свое существование.
Источниками формирования целевых бюджетных фондов являются, как правило, специальные налоги, средства бюджета, иные доходы. Целевые бюджетные фонды отличает от всех остальных, что их доходы и направления расходов учитываются в составе доходов и расходов соответствующего бюджета.
Федеральные и территориальные дорожные фонды как целевые бюджетные фонды создавались для финансирования затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог) в соответствии с Законом РФ от 18 октября 1992 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации», который утратил силу с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.
Федеральные, региональные (субъектов РФ) и муниципальные экологические фонды создавались в соответствии со ст. 21 Закона РФ от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» для решения неотложных природоохранительных задач.
В настоящее время Закон 1991 г. отменен в связи с принятием нового Федерального закона от 10 января 2001 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Экологические фонды расходуются на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий и др.
В ст. 42, 43, 44, 49, 50 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год», например, в качестве целевых бюджетных фондов предусмотрены следующие: Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов, Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Федеральный фонд компенсаций, Федеральный фонд регионального развития, Фонд софинансирования социальных расходов. В бюджет на 2008 и плановый 2009-2010 годы создание фондов предусмотрено в соответствии с ведомственными расходами на соответствующие цели, например, образование, физкультура и спорт и т.д. Таким образом, утратил силу ФЗ «О бюджетной классификации», и денежные фонды предусматриваются в функциональном разделе бюджетной классификации бюджета на очередной финансовый год.
Создание внебюджетных фондов в России относится к 1990 г. Как внебюджетный в числе первых был создан Пенсионный фонд РФ, затем стали появляться и другие фонды.
С помощью внебюджетных фондов государство стремится более эффективно и целесообразно использовать свои финансовые ресурсы. Это связано с тем, что в государственном бюджете доходы не закреплены за конкретными видами расходов, поэтому расходы на конкретные программы, как правило, оказываются урезанными.
Внебюджетные фонды по целевому назначению подразделяются на социальные на экономические.
К числу социальных фондов относятся Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Эти фонды называются внебюджетными социальными фондами потому что созданы в целях эффективной реализации социальных задач, а именно: финансирования выплаты пенсий, пособий, материальной помощи; медицинского обслуживания и т.д.
Пенсионный фонд РФ создан в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (на сегодняшний день данный Закон отменен в связи с вступлением в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Его правовой режим определен Положением о Пенсионном фонде РФ,утвержденным Постановлением Верховного Совета РФот 27 декабря 1991 г.
Пенсионный фонд РФ образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.
Источниками формирования Пенсионного фонда РФ являются:
Страховые взносы работодателей и граждан;
Ассигнования из федерального бюджета РФ, выделяемые на выплату пенсий и пособий и приравненные ним выплат военнослужащим и их семьям, а также на выплату пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы;
Средства, взыскиваемые с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
Добровольные взносы и др.
Средства Пенсионного фонда РФ расходуются на выплату «Государственных пенсий, выплату пособий по уходу за ребенком
в возрасте старше полутора лет, оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов, на другие мероприятия.
Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется Правлением Пенсионного фонда и исполнительной дирекцией. Правление Пенсионного фонда РФ возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Правительством РФв районах и городах действуют уполномоченные Пенсионного фонда РФ.
Бюджет Пенсионного фонда РФи отчет о его исполнении ежегодно рассматривается и принимается Государственной Думой.
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы во исполнение Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Правовой режим этих фондов определен Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства РФот 29 июля 1998 г. NQ 857, а также Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования.
Основными источниками образования Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются:
Страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование;
Бюджетные ассигнования;
Доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса;
Добровольные взносы и иные поступления.
При этом Устав о федеральном фонде и Положение о территориальных фондах обязательного медицинского страхования дают конкретный перечень источников для каждого вида фондов.
Основными направлениями расходования средств из фондов обязательного медицинского страхования являются финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, предоставление кредитов страховщикам, организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования и другие мероприятия.
Бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматриваются и принимаются Государственной Думой.
Фонд социального страхования РФ является специализированным Финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Его право вой режим определен постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 «О фонде социального страхования Российской Федерации».
Источниками образования фонда социального страхования РФ являются:
Страховые взносы работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих.субъектов независимо от форм собственности);
Страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
Страховые взносы граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
Доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;
Добровольные взносы граждан и юридических лиц;
Поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
Ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
Прочие поступления.
Направлениями расходов фонда являются:
1) выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка до достижения им возраста 1,5 лет, пособий на погребение;
2) оплата путевок для работников и их де1;ей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечение, питание; В) частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев; г) частичная оплата путевок в детские загородные оздоровительные лагеря;
3) частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и др.
Иные внебюджетные фонды могут быть созданы на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. В соответствии со ст. 41 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 113-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ (например, внебюджетные фонды развития жилищного строительства).
3. Целевые фонды Правительства РФ
Целевые фонды Правительства РФподразделяются на фонды, создаваемые Правительством РФ во исполнение ежегодно принимаемых законов о федеральном бюджете, и фонды, создаваемые Правительством РФв силу федеральных законов, указов Президента РФ,а также по собственному усмотрению.
Целевые фонды Правительства РФ относятся к экономической группе, так как они создаются для решения экономических задач. Характерной чертой всех этих фондов является то, что основным, а иногда и единственным источником их формирования выступают бюджетные ассигнования,
К числу фондов, создаваемых Правительством РФ во исполнение ежегодно принимаемых законов о федеральном бюджете, сегодня относятся Государственный фонд конверсии и Фонд льготного кредитования агропромышленного комплекса.
Государственный фонд конверсии создан во исполнение Указа Президента РФ от 22 ноября 1997 г. № 1259 «О порядке финансирования инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности за счет средств федерального бюджета).
Государственный фонд конверсии является агентом Правительства РФ по осуществлению финансирования инвестиционных программ конверсии. Источником этого фонда являются исключительно средства федерального бюджета, образовавшиеся за счет погашения ранее выделенных бюджетных кредитов на цели конверсии оборонной промышленности.
Средства фонда конверсии используются на финансирование затрат, связанных с переориентацией оборонной промышленности с военных на гражданские нужды. Средства предоставляются на возвратной основе на срок не более трех лет с уплатой процентов, определенных законодательством РФ на соответствующий финансовый год. Для предоставления средств проводятся экспертизы программ и их конкурсный отбор.
Фонд льготного кредитования агропромышленного комплекса также является целевым фондом Правительства. Правовой режим этого фонда определяется Положением о порядке формирования и использования специального фонда для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях, утвержденным постановлением Правительства РФ.
Источниками образования фонда льготного кредитования являются бюджетные ассигнования, определяемые федеральным бюджетом на соответствующий год; плата по про центам за кредиты, выданные из фонда, пени за просрочку уплаты процентов.
Средства фонда используются для краткосрочного кредитования сезонных затрат организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях на срок не более одного года. Вышеназванные целевые фонды Правительства очень схожи с целевыми бюджетными фондами. Однако от последних они отличаются тем, что в федеральном бюджете не определены статьи доходов и расходов этих фондов. Они имеют некоторое сходство и с государственными внебюджетными фондами, однако отличаются от последних тем, что создаются только в силу законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год и имеют в качестве главного источника бюджетные ассигнования.
К числу целевых фондов Правительства РФ, создаваемых им во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ и по собственному усмотрению, относятся, в частности, фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и др.
Фонды денежных средств
3.2 Виды денежных фондов
Фонды накопления.
И система учета затрат на производство, система налогообложения фондов возмещения в части капитальных затрат, фонда расширения в части повышения количества приобретаемых материальных ресурсов и стоимости нематериальных активов объединены в фонды накопления, финансовые вложения в расширение производства. Таким образом вложение средств в воспроизводство ранее действующего и частично использованного собственного капитала, вложения в новую величину капитала осуществляются с помощью создания и использования фонда накопления.
Система управления этими фондами регулируется законодательством, но на практике отсутствует система сопоставления факта и плана и государственное регулирование этого сопоставления. Основной принцип: контроль фактического исполнения смет, правильности использования смет и формирования затрат. Создание и использование фонда накопления находится в полной зависимости от решения собственника капитала, а в оперативной практике эти функции выполняют исполнительные органы управления в рамках, оговоренных в учредительных документах.
Структура фонда накопления строится в зависимости от источников, а разделение на фонды не является обязательным, но это предпочтительнее с точки зрения эффективности использования, учета и т.п.
Источники фондов формируют названия фондов:
1. амортизационный;
2. инвестиционный;
3. резервный;
4. страховой;
5. ассоциативный или отраслевой;
6. пенсионный и прочие.
Инвестиционные фонды формируются как самостоятельные фонды, в соответствии с требованиями законодательства. Существует прямое и косвенное разделение инвестиционных фондов.
Инвестирование в капитальные вложения (КВ).
На предприятии формируется фонд инвестирования в КВ или в основные фонды производственного или непроизводственного назначения. Кроме того, формируются фонды на закупку оборудования, фонды пополнения собственных оборотных средств или их прироста, фонд освоения новой техники и технологий. Формируются специальные фонды для работы на финансовом рынке (при условии, что вырабатывается система работы на рынках денег, кредита и ценных бумаг) .
Так как инвестиционные фонды затрагивают стратегию развития данного предприятия, то формирование и использование этих средств находится в компетенции собственников. Технически использование оформляется в виде смет, расчетов, технических обоснований.
При формировании инвестиционных фондов могут привлекаться как собственные, так и заемные ресурсы. К собственным ресурсам: налог на прибыль, схема местных налогов, средства бюджетных и внебюджетных фондов. Ассигнования бюджетных и внебюджетных фондов должны носить целевой характер.
Средства, привлекаемые в инвестиционные фонды, должны учитываться отдельно, т.к. каждое предприятие имеет не одну цель, а несколько, т.е. фонд создается для определенной цели.
Привлечение иностранных инвестиций возможно только для транснациональных корпораций или крупных компаний, т.к. они имеют возможность формировать реальную прибыль и передавать собственнику.
Отраслевые фонды создаются только там, где существует отраслевая структура.
В связи с требованиями развития предприятия формирование и использование фондов может быть в рамках квартала или года и т.д. и по направлениям.
Фонд потребления формируется из двух частей:
1. фонд потребления собственника;
2. фонд поддержки трудовых ресурсов.
Фонды подразделяются на составные части в зависимости от источников формирования. Основа деления - законодательство, которое регулирует различные варианты изъятия денежных средств в определенные фонды.
Заемные и привлеченные средства, которые далее направляются в фонды потребления. Средства фондов потребления формируются как на предприятии, так и вне предприятия (пенсионные фонды, фонды страхования), т.е. негосударственные фонды, которые выплачиваются работникам.
Фонд потребления делится на три основных:
1. фонд заработной платы;
2. фонд социального характера;
3. прочие фонды потребления.
Источником этих фондов может быть себестоимость, издержки и прибыль, в соответствии с положением о составе затрат.
Фонд заработной платы - оплата за отработанное время по тарифам или тарифным ставкам, или в процентах от выручки, премии и вознаграждения, выплаты за неотработанное время, носящие регулярный характер (отпуска), единовременные поощрительные выплаты, материальная помощь, оплата жилья, коммунальных услуг, выплаты на питание, и т.п.
Фонд заработной платы делится на:
1. фонд заработной платы работников основного и вспомогательного производств;
2. фонд заработной платы управленческого состава.
Фонды социального характера формируются за счет чистой прибыли, их формирование оформлено решением собственника или учредителей - надбавки к пенсии за счет прибыли, страховые платежи, взносы на добровольное медицинское страхование, расходы по путевкам и т.п.
Так как расходы по этим фондам характеризуют финансовое положение предприятия и возможности стимулирования работников за счет прибыли, то эти фонды должны учитываться обособленно на субсчетах и связываться с порядком распределения чистой прибыли.
Распределение чистой прибыли в акционерных обществах по акциям, облигациям и другим ценным бумагам регламентировано государством, по выплате дивидендов и процентов, по ценным бумагам для негосударственных предприятий.
Так как регулирование фондов потребления и накопления на предприятии осуществляется по фактическому их исполнению, т.е. по величине начисленных или выплаченных сумм, то ряд статей могут быть прогнозируемы, а ряд статей не имеет варианта прогноза. Кроме того, в зависимости от учетной политики, предприятие может создавать дополнительные фонды как за счет чистой прибыли, так и за счет собственных средств.
Заключение
В заключение работы сделаем основные выводы.
Финансы - система денежных отношений, связанных, главным образом, с перераспределением прибыли и формированием централизованных и децентрализованных денежных фондов. Финансы опираются на бухгалтерский учет, экономический и производственный анализ, на действующую налоговую систему и т.д
Все финансовые отношения действуют только на уровне предприятий, как юридических лиц. Все финансовые отношения, действующие внутри предприятия, являются условными финансовыми отношениями.
Материальной основой финансовых отношений являются финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы - это совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования.
На уровне производственных коллективов с помощью финан-сов формируются денежные фонды -- оплаты труда, материального стимулирования, осуществляются программы социального развития коллективов предприятий.
Денежные средства -- это более широкое понятие, чем финансовые ресурсы, составляющие только часть денежных средств, находящихся в обороте предприятия.
Денежные фонды - это лишь часть финансовых ресурсов, наиболее стабильная и формируемая в виде фондов целевого использования.
Различие, между денежными средствами и финансовыми ресурсами наглядно видно на примере выручки предприятия от реализации продукции. Общая сумма выручки представляет собой величину денежных средств, поступивших на счет предприятия в банке. Из этой суммы денежных средств значи-тельную часть составляют оборотные средства, авансированные в процессе производства на оплату сырья, материалов, топлива, электроэнергии, и только остаточная часть, представляющая собой чистую выручку в виде валового дохода, является источником финансовых ресурсов.
В процессе кругооборота средств финансовые ресурсы принимают различные материально-вещественные формы и после завершения определенного кругооборота перед предприятием стоят различные задачи: расширение, сокращение или воспроизводство, в зависимости от принятой финансовой политики. Следовательно, необходимо создание фонда возмещения израсходованных ресурсов, фонда оплаты труда самого собственника и работников, фонда дальнейшего расширения.
Список использованной литературы
1. Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при формах хозяйствования: Учебное пособие. - М.: ГАУ, 1993. - 416 с.:ил.
2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. / Под ред. Л. Л. Ермолович, - Минск: Экоперпектива, 2001 г.
3. Антосенков Е., Кокин Ю.. Реформа заработной платы - ожидание и реальность. //Экономист. 1997. - №4.
4. Баканов М. И. Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 1994.
5. Балабанов И. Т. Финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1994
6. Бирман А М. Очерки теории советских финансов. Вып. - М., 1968.
7. Верчканова Г. Р., Бондаренко А. А. Необходимый и прибавочный продукт в усло-виях перехода к рыночной экономике. - Л.: издательство АфЭИ, 1992.
8. Горфинкель В. Я. Экономика предприятий. - М.: Финансы и статистика, 1996.
9. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство. - М.: СоФит, 1994.
10. Ефимова О. В. Финансовый анализ - М. : Бухгалтерский учет, 1996.
11. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. М.: Норма-Инфра, 1991.
12. Заработная плата. Издание второе переработанное и дополненное. - М.: Информа-ционно-издательский дом "Филинъ", 1996.
13. Ковалев В. В. Финансовый анализ. - М.: Финансы и статистика,1999 .
14. Ковалева А. М. Финансы в управлении предприятием. - М.: Финансы и статистика, 1995.
15. Краткий экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилиянова. М., 2001
16. Леонтьев Е. В., Радковская Н. П. Финансы. Деньги. Кредит и Банки. СПб., 2002.
17. мельников В. Д., Ильясов К.К. Финансы. Алматы, 2001.
18. Моляков Д. С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. М.: Финансы и статистика, 1997.
19. Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1997.
20. Раевский В.А.. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия - М.: Финансы и статистика, 1988.
21. Румянцева З. П. Менеджмент организации: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 1995.
22. Селезнева Н. Н., Ионова А. Ф. Финансовый анализ. - М.: ЮНИТИ, 2001 г.
23. Словарь современной экономической теории Макмиллана. М., 1997
24. Справочник директора предприятия. /Под ред. М. Г. Лапосты, - М.: ИНФРА-М, 1996.
25. Сосненко Л. В. Экономический анализ результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - Челябинск, 1996.
26. Финансы предприятий: Учеб.пособие / Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко, Т.Н.Василевская и др. - Мн.: Высш.шк., 1995.
27. Финансы. Денежное обращение и кредит. / Под ред. Сенчагова В. К., А.И. Архипова. М., 1999.
28. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А.Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
29. Финансы./ Под ред. Родионовой - М., 1997.
Анализ регулирования денежных фондов предприятия на примере ООО "АБАКАНОВСКОЕ"
Финансы предприятий - совокупность экономических отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием денежных средств в процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности...
Анализ регулирования денежных фондов предприятия на примере ООО "АБАКАНОВСКОЕ"
денежный фонд регулирование Денежные фонды предприятия можно разбить на 4 группы: 1. Фонды собственных средств: - уставный капитал; - добавочный капитал; - резервный капитал; - инвестиционный фонд; - валютный фонд; - прочие. 2...
Анализ регулирования денежных фондов предприятия на примере ООО "АБАКАНОВСКОЕ"
Анализ регулирования денежных фондов предприятия на примере ООО "АБАКАНОВСКОЕ"
На момент регистрации уставны фонд ООО «Абакановское» составил 231 млн. 480 тыс. рублей. Пополнение оборотных средств предприятия, его имущества производится со стороны государственного органа или органа местного самоуправления...
Анализ регулирования денежных фондов предприятия на примере ООО "АБАКАНОВСКОЕ"
Кроме собственного капитала, источниками формирования имущества организации являются заемные (привлеченные) источники. Заемный капитал - это обязательство предприятия перед кредиторами...
Анализ регулирования денежных фондов предприятия на примере ООО "АБАКАНОВСКОЕ"
В ООО «Абакановское» как и на любом другом предприятии осуществляется государственный, внутрифирменный и аудиторский контроль...
Анализ регулирования денежных фондов предприятия на примере ООО "АБАКАНОВСКОЕ"
В организации денежных фондов ООО «Абаканово» имеются некоторые недостатки, которые мешают эффективной хозяйственной деятельности. Например...
В финансовом праве под "фондом" понимается не только особая форма образования, распределения и использования денежных средств для обеспечения финансирования мероприятий государства, муниципальных образований и различных ведомств...
Государственные и муниципальные денежные фонды в Российской Федерации
бюджет финансовый государственный власть Все множество денежных фондов, создаваемых органами власти, позволяет классифицировать их по различным основаниям...
Разработка финансового бюджета предприятия
Сущность и содержание финансового менеджмента
Являясь материальными носителями финансовых отношений, финансовые ресурсы оказывают существенное влияние на все стадии воспроизводственного процесса, приспосабливая, тем самым, пропорции производства к общественным потребностям...
Финансовые ресурсы предприятия
На практике ошибочно воспринимаются как единые следующие понятия: денежные средства, финансовые ресурсы и денежные фонды. Денежные средства - это более широкое понятие, чем финансовые ресурсы, составляющие только часть денежных средств...
Фонды денежных средств
На практике ошибочно воспринимается как единое следу-ющие разные понятия: денежные средства, финансовые ресурсы и денежные фонды. Денежные средства -- это более широкое понятие, чем финансовые ресурсы...
Характеристика источников формирования денежных фондов предприятия. Оценка финансовой устойчивости предприятия
Формирование денежных фондов организации (предприятия) начинается с момента его создания; это важнейшая сторона деятельности организации.
Собственный капитал
представляет собой разницу между совокупными активами организации (предприятия) и его обязательствами, т.е. его долгами. Собственный капитал в свою очередь подразделяется на:
постоянную часть -
уставный капитал. Уставный капитал
- основной первоначальный источник собственных средств организации (предприятия). В соответствии с ГК размер уставного капитала не может быть менее суммы, гарантирующей интересы его кредиторов. Он служит источником формирования основного и оборотного капиталов, которые в свою очередь направляются на приобретение основных производственных фондов, нематериальных активов, оборотных средств.
переменную, размер которой зависит от финансовых результатов деятельности организации (предприятия). В состав переменного капитала входят: добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная и специальные фонды (фонды накопления, потребления, валютный, амортизационный и т.д._.
Добавочный капитал
создается за счет прироста стоимости имущества в результате переоценки основных фондов; безвозмездно полученных денежных и материальных ценностей на производственные цели. Он может быть использован на увеличение уставного капитала, на погашение убытка, выявленного по результатам работы предприятия за отчетный год и т.д.
Резервный капитал - денежный фонд организации, который образуется в соответствии с законами. Источник его образования - отчисления от прибыли, остающейся в распоряжении организации. Предельный размер резервного капитала не может превышать той суммы, которая определена собственниками организации и зафиксирована в его учредительских документах и находится в прямой зависимости от величины уставного капитала. Резервный капитал формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного Уставом общества. Он предназначен для покрытия убытков отчетного года, выплаты дивидендов при отсутствии или недостаточности прибыли отчетного периода.
Нераспределенная прибыль - прибыль организации, остающаяся после уплаты налогов, формирования резервного фонда, выплаты дивидендов, и используемая в целях реинвестирования.
Фонд накопления - денежные средства, предназначенные для развития и расширения производства. Использование этих средств связано как с развитием основного производства в целях увеличения имущества предприятия, так и с финансовыми вложениями для извлечения прибыли.
Фонд потребления - денежные средства, направляемые на социальные нужды, финансирование объектов непроизводственной сферы, единовременное поощрение, выплаты компенсационного характера и другие аналогичные цели.
Валютный фонд формируется в организациях, осуществляющих реализацию продукции на экспорт и получающих валютную выручку.
Амортизационный фонд создается в процессе использования капитала и по своей экономической сущности предназначен для финансирования простого воспроизводства основных фондов.
Использование переменной части собственного капитала на платежных обязательств перед бюджетами разных уровней и банками осуществляется в нефондовой форме.