Домой Россельхозбанк Экономическая модель называется смешанной когда. Смешанная экономика

Экономическая модель называется смешанной когда. Смешанная экономика

Как только появилась и стала активно развиваться рыночная экономика, большинство государств пришло к выводу, что ни один из существовавших на тот период режимов хозяйствования не отвечал предъявляемым требованиям. Возникла необходимость в формировании качественно новой структуры. Она должна была способствовать внесению изменений в функционирующие экономические системы. Смешанная экономика наиболее эффективно справляется с данной задачей. Далее рассмотрим эту форму ведения хозяйства более подробно.

Общие сведения

Рыночная и смешанная экономические системы используются сегодня во многих странах. Однако между темпами развития государств, идущими данным путем, просматриваются достаточно четкие различия. Смешанный тип экономической системы сочетает в себе признаки других режимов хозяйствования. Выбирая его, каждая страна развивается исключительно индивидуально. Это обуславливается тем, что государства сами выбирают, какие модели смешанной экономики использовать. В каждой схеме свои элементы, те или другие черты. Именно поэтому так явно различие между Россией, Америкой и прочими государствами.

Теоретические аспекты

Смешанная экономическая система обладает специфическими признаками. Одной из основных особенностей считается наличие такого направления, как свободное предпринимательство. Следует сказать, что оно возможно при условии использования в смешанной экономике черт рыночной организации ведения государственного хозяйства. Еще одним характерным признаком выступает многосекторность. Она предполагает наличие множества равноправных сегментов. Их соотношение зависит от территориальной и национальной особенностей страны. В качестве основных целей, которые преследует смешанная экономическая система, выступает обеспечение наиболее полной занятости населения, повышение потенциального ВВП, а также антикризисное регулирование.

Место государства

Оно выступает в качестве организатора. Вместе с этим, государство не оказывает существенного влияния на экономику. Оно может размещать от себя заказы на выполнение работ, оказание услуг или производство продукции. Это черта, которой обладают и командная, и смешанная экономические системы. В качестве муниципальных и государственных заказчиков могут выступать органы госвласти РФ, ее субъектов, территориальные структуры, уполномоченные указанными подразделениями получатели бюджетных активов. Власть также обеспечивает социальную защиту населения. Такая поддержка дает возможность существовать определенным слоям граждан, имея хотя бы продукты первой необходимости. Государство также производит перераспределение доходов, сглаживая их первичную неравномерность. Данная политика выступает как один из наиболее важных инструментов управления.

Специфические черты

В первую очередь следует отметить, что рыночная экономика сочетает в себе устойчивость государственного регулирования, необходимую для максимального удовлетворения потребностей, а также гибкость самоуправления, что требуется при реализации личных запросов. В режиме новой организации хозяйствования следует обеспечить:

  • Социальную справедливость.
  • Стабильность экономического развития.
  • Эффективность хозяйствования.

Для достижения этих целей и используется смешанная экономическая система. Этот механизм способствует достижению сбалансированности между совокупным спросом и предложением.

Основные принципы

В каждом отдельном государстве приоритеты расставлены по-разному. Тем не менее все модели смешанной экономики основываются на трех главных принципах. К ним относят:


Процесс становления новой организации хозяйства

Смешанная экономическая система испытывала достаточно серьезные трудности еще в XIX столетии. Для того времени были характерны низкие зарплаты, ненормированный рабочий день, высокий показатель безработицы. Все этим факторы вызывали у населения вполне обоснованные недовольства. К концу 20-х - началу 30-х годов на Западе началась "Великая депрессия". В результате нее были разрушены финансовая и денежная системы. Предприятия охватила волна банкротства, началась массовая безработица. Эта ситуация спровоцировала недоверие к рыночной системе и со стороны предпринимателей, и со стороны рабочих. В дальнейшем интересы разных социальных слоев в некотором роде объединила смешанная экономика. Первые идеи о ней начали формироваться к началу ХХ века. Однако споры по поводу них ведутся и в настоящее время. В рамках смешанной экономики управление частного сектора осуществляется посредством рыночного механизма. Опираясь на него, государство и правительство, в свою очередь, воздействует на хозяйственную сферу с помощью фискальных рычагов и директив.

Модели

Как выше было сказано, в каждой стране власть сама выбирает принципы, которым будет следовать при организации и ведении своего хозяйства. Это, собственно, и обуславливает многообразие существующих смешанных экономических систем. Большое значение в данном случае имеют, несомненно, хозяйственные факторы. К ним, например, можно отнести регулирование народного хозяйства, взаимодействие государства и рынка и прочее. Однако немаловажными являются и непосредственно особенности самого государства. Это в первую очередь его географическое положение, менталитет населения, ориентированность на увеличение военной мощи и так далее. Все существующие системы, тем не менее, условно можно разбить на несколько групп. Классификация может осуществляться в соответствии с разными признаками.

Степень участия государства

При минимальном внедрении власти в экономику в качестве основной задачи административного аппарата выступает обеспечение организации хозяйства необходимым финансированием. Оно должно предотвращать инфляцию. Вместе с этим, государство занимается регулированием внешних эффектов. К ним относят процесс перераспределения доходов граждан, решение экологических задач, проблем здравоохранения. Регулирование нерыночного сегмента предполагает государственный контроль в научной, образовательной, коммуникационной, оборонной сферах. В рамках данной модели власть, по сути, только обеспечивает благоприятные условия для развития свободного предпринимательства и осуществляет защиту отечественных производителей на мировом рынке. Такая схема ведения хозяйствования имеет место в Америке. В этой стране больший объем ВНП производится посредством рынка, а небольшая часть - за счет государства. В противовес данной схеме выступает другая форма организации хозяйства. В этой модели предполагается максимальное участие государства в развитии экономики. Административный аппарат самостоятельно ведет разработку законодательства, которое регулирует деятельность в хозяйственной сфере. Вместе с этим государство ведет активную борьбу против таких явлений, как кризис, инфляция, спад производства, безработица. В его задачи также входит уменьшение бюджетного дефицита, повышение конкурентоспособности отечественных производителей. Государство также осуществляет национализацию собственности. При реализации данной модели особая роль принадлежит прогнозированию и планированию. Эти мероприятия помогают заранее рассчитать объем расходов, что, в свою очередь, способствует более точному составлению бюджета и назначению цен на продукцию.

Прочая классификация

Существует еще несколько моделей смешанных систем. В частности, выделяют неоэтатистский вариант. Он основывается на кейнсианской концепции. В рамках данной модели предусматривается большое воздействие государства на экономику. Эта схема характерна для Италии, Великобритании, Франции, Японии. Неолиберальный вариант представляет собой систему социального регулирования экономики. В данной схеме большое значение отводится работнику в управлении предприятием. Такой вариант использовали ФРГ и США.

Смешанная экономика - это система, которая основана на соединении разных форм собственности и развитие которой регулируется рынком, национальными традициями и ограничениями государства.

На сегодняшний день смешанная экономика является самой прогрессивной, а страны, в которых установлен такой режим (Япония, Великобритания, Германия, Швеция, Италия и другие) являются наиболее развитыми и обеспечивают своему населению самый высокий уровень жизни.

Признаки смешанной экономики

Смешанная экономика (ее еще называют гибридной) включает в себе принципы рыночной, плановой и даже традиционной экономик. Так, например, основой японского «экономического чуда» является особый традиционный стиль ведения хозяйства, свойственный этой стране.

Для смешанной экономики характерно концентрирование основной части в частных руках, при этом государство имеет свои определенные привилегии и чаще всего обладает монополией на общественно важные ресурсы или экономические активы (коммунальные предприятия, и т. д.). Уровень вмешательства государства в экономику может быть как достаточно высоким (50% контролируемых экономических ресурсов) так и более низким (до 20%). За счет этого государство обеспечивает пополняет бюджет, создает резервы и выполняет другие свои функции. Смешанная экономика дополнительно характеризуется вмешательством государства в дело лицензирования и квотирования объемов производства, установлением твердых максимальных цен на некоторые социальные виды товаров (продукты первой необходимости, лекарства, детские и школьные товары, топливо, медицинское обслуживание и т.д.). Государство также может влиять на экономическую систему путем установления налоговой политики и перераспределения доходов, выравнивая таким образом жизненный уровень богатых и бедных.

Смешанная экономика - преимущества

В смешанной экономике государство, производители и потребители играют достаточно важную роль в решении главного вопроса экономики: "что, как, в каком количестве и для кого производить". Это позволяет сочетать с удовлетворением потребностей населения, что уменьшает социальное напряжение внутри государства. В такой системе все более-менее сбалансировано, отсутствует губительная для развития рынка монополия (кроме стратегически важных и социальных товаров) а также не допускается дефицит, который расшатывает государство изнутри.

Одним из подвидов смешанной экономики является «социально-ориентированная экономика», где сочетается сохранение конкуренции, рыночная свобода и государственная защита населения от недобросовестных участников рынка и негативных последствий рыночной экономики.

Смешанная экономика - недостатки

Тем не менее, на сегодняшний день именно смешанная экономика является наиболее социально приемлемой и в большей степени, нежели другие системы, обеспечивает

Министерство образования Республики Казахстан

Казахский национальный университет имени Аль-Фараби

Дисциплина:

«Основы экономической теории»

Эссе на тему:

«Смешанная экономика: понятие, модели»

Выполнила: Тюрина Светлана, СМС 114

Проверила: Сидоренко Е.Н.

Алматы 2010

    Введение

    Cмешанная экономика

    Модели смешанной экономики

    • Американская модель

      Германская модель

      Японская модель

      Шведская модель

    Заключение

    Список использованной литературы

Введение

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем. Они различаются по способу координации хозяйственной деятельности людей, фирм, государства, а также по типу собственности на экономические ресурсы. В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы можно выделить четыре основных типа экономических систем: традиционная, рыночная (капитализм), командная (социализм), смешанная.

С появлением и развитием рыночной экономики большинство стран мира пришло к выводу, что ни одна из существующих на тот момент экономических систем полностью не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к ней. Таким образом требовалась новая система, которая могла бы существенно изменить положение дел и дать новые силы для развития хозяйства тех или иных стран. Так наиболее привлекательной для общества стала именно смешанная система, позволяющая дополнить преимущества рынка гибкой системой государственного регулирования. Смешанная экономика, сочетая в себе признаки двух других экономических систем, более успешно справляется с поставленной задачей, что подчеркивает актуальность ее изучения. Каждое государство, использующее смешанную экономическую систему, развивается сугубо индивидуально, т. к. само выбирает какие черты других экономических систем использовать.

Смешанная система сформировалась во многих промышленно развитых странах, где эффективный рыночный механизм дополняется государственным регулированием. Роль государства сводится к созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, совершенствования рыночной инфраструктуры, обеспечению определенных социальных гарантий для населения, решению общенациональных проблем и задач.

Объектом исследования является смешанная экономика. Предмет - основные характеристики, понятие смешанной экономики и ее модели.

Цель работы:

Дать определение понятию смешанная экономика и рассмотреть различные модели смешанной экономики, существующие в настоящее время.

При написании работы я использовала различную литературу и источники, в том числе и ресурсы компьютерной сети «Интернет». Информация, находящаяся на этих ресурсах, обладает большей актуальностью, т. к. обновляется быстрее, чем информация на бумажных носителях. Однако эта информация не всегда бывает достоверной, поэтому для получения углубленных знаний следует обращаться к более авторитетным источникам. В «Экономической теории» Борисова Е. Ф. материал изложен не слишком подробно, но дает общее представление о предмете, поэтому его можно использовать для ознакомления.

Смешанная экономика

Смешанная экономика - организация экономики, при которой частный сектор управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительство, опираясь на рыночный механизм, воздействуют на экономику через директивы и фискальные рычаги. 1 Начало формыКонец формы

«Смешанные» системы характеризуются наличием в экономике различных форм собственности на средства производства и продукты труда. Здесь встречаются элементы чистого капитализма и командной экономики, то есть в ней успешно сочетаются два механизма координации экономических процессов: рыночный, в качестве основного, и государственный, в качестве вспомогательного.

Рассмотрение вопроса о том, какую роль играет государство, показывает, что в реальной действительности чисто рыночной системы никогда не существовало и существовать не может. В настоящее время практически в любой стране мира уже сложилась или формируется смешанная экономика.

Учебник «Основы экономической теории» дает следующее определение смешанной экономики:

«Смешанная экономика – это рыночная система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регулируемая государством» 2 .

Смешанная экономика органично соединяет в себе преимущества рыночной, административно-командной и даже традиционной экономики и тем самым в определенной степени устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отрицательные последствия.

Модели смешанной экономики

В современных условиях в промышленно развитых странах смешанная экономика все более активно вытесняет рыночную. Главное достоинство смешанной экономики в том, что она не имеет крайностей, присущих традиционной, рыночной и командной моделям. Основными производителями продукции и покупателями условий производства в странах с развитой промышленностью являются крупные корпорации, поэтому экономическая власть здесь не рассредоточена, но при этом она не носит тоталитарный характер, не осуществляется административно-бюрократическими методами. При таких условиях распределительные отношения не подавляют отношения обмена, а дополняют их; собственность на материальные ресурсы может быть общенародная, государственная, частная; поведение каждого субъекта мотивируется его личным интересом, но при этом в обществе определены и приоритетные цели. Государство выполняет в экономике активную функцию, имеется система прогнозирования, планирования и координации деятельности государственного и частного секторов.

Смешанная экономика имеет свои особенности в разных странах и на различных этапах развития. Так, смешанная экономика в США характеризуется тем, что государственное регулирование здесь представлено в значительно меньшей степени, чем в других странах, т.к. размер государственной собственности невелик. Главную позицию в экономике США занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и регулируется государственными структурами, правовыми нормами, налоговой системой. Поэтому здесь в меньшей степени, чем в Европе, распространены смешанные предприятия. Тем не менее в США сложилась определенная форма государственно-частного предпринимательства через систему правительственных заказов.

Общая линия на развитие смешанной системы не означает однообразия и стандартизации. Реально в разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими "национальными коэффициентами смешения" разных форм собственности, рынка и государственного регулирования. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социально-культурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п. Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров. Типы и виды экономик представлены следующими моделями рыночных систем:

    Либеральная (американская). Для нее характерна приоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономику через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.

    Германская модель. В наиболее ярком виде является моделью социального рыночного хозяйства.

    Японская модель. Представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма.

    Шведская модель. Характеризуется высоким уровнем социальных гарантий.

Наличие разных моделей экономики объясняется различными возможностями, традициями тех или иных стран.

    Американская модель - построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. 3

    Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику. 4

Германская модель, характеризуется следующими чертами:

Индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;

Социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;

Стимулирование технологических и организационных инноваций;

Проведение структурной политики;

Защита и поощрение конкуренции. Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

    Японская модель - это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала. 5

    Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и "скандинавским социализмом" на практике стираются. Таким образом, современные страны взяли курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе понятия "смешанная система хозяйства". 6

Заключение

Итак, современная хозяйственная система западных стран именуется «смешанной экономикой». Термин «смешанная экономика» отражает всего лишь то обстоятельство, что в чистом виде мы не наблюдаем ни спонтанного порядка, ни иерархии; ни правового режима частной собственности, исключительно общей собственности, исключительно государственной или коммунальной собственности. ««Смешанная» экономика означает сосуществование механизма рыночной координации и государственного регулирования экономики. речь не идет о некоем «третьем пути», по которому якобы идут такие страны, как Великобритания, Австрия, Швеция, Япония, США и т.п.» 7 . В подтверждение хочется привести высказывание Л. Мизеса: « Производство может направляться либо рыночными ценами…, либо правительственным советом по управлению производством. Третьего решения не существует. Невозможна третья социальная система, которая была бы ни социалистической, ни капиталистической» 8 .

Современная рыночная экономика смешанного типа на сегодняшний день, предстает наиболее совершенной системой из всех когда-либо существовавших. Ее основной особенностью является то, что в ней удачно сочетаются черты совершенно разных экономических систем: чистого капитализма и командно-административной экономики, хотя черты чистого капитализма и преобладают. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, т.е. гибкой.

Достоинством смешанной экономики является эффективность использования ресурсов и экономическая свобода производителей. Смешанная экономика диктует наиболее эффективное использование ресурсов, способствует внедрению более современных технологий. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает её ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемешаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Можно отметить, что не существует однозначного общепринятого решения экономических проблем. Общество с различным историческим и культурным наследием, разными обычаями и традициями используют неодинаковые подходы и методы эффективного использования собственных ресурсов.

В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей смешанной экономики в развитых странах:

· Либеральная (американская). Для нее характерна приоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономику через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.

· Социально-рыночная. Предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает трудности в нерегулируемом капитализме.

· Шведская модель. Характеризуется высоким уровнем социальных гарантий.

· Японская модель. Представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма.

Наличие разных моделей экономики объясняется различными возможностями, традициями тех или иных стран.

1. Американская модель

Для США характерно прогнозирование и стратегическое планиров ание. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений. При разработке стратегического плана учитывается ряд важнейших факторов: технологические, экономические, социальные, политические, рыночные, международные, конкурентные.

Система стратегического планирования рассматривается как совокупность подсистем. Выделяются три уровня прогнозных исследований:

· прогнозирование в системе государственного регулирования;

· внутрифирменное планирование;

· коммерческое прогнозирование.

На уровне государственного регулирования выделяют два основных вида государственных подразделений - федеральные, а также штаты, и местные органы власти.

Система государственного регулирования состоит их многих звеньев:

· регулирующий механизм федерального правительства;

· механизм штатов и местных органов власти;

· государственный инструментарий экономического регулирования (федеральный бюджет, налоговая система, механизм кредитно-денежной политики);

· аппарат административно правового регулирования деятельности различных отраслей экономики. Кэмбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: Учебник. 14-е издание. - М.: Инфра-М, 2002.-с.265.

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики США является государственный (федеральный) бюджет. Бюджетно-налоговое регулирование применяется правительством, прежде всего, для сглаживания остроты кризисных явлений и для создания стимулов по поддержанию темпов экономического роста.

Система государственных финансов США отражает трехступенчатую организацию государственной власти. Соответственно имеется и три уровня финансовой структуры: федеральный бюджет, бюджеты штатов и местных органов управления. Федеральные расходы составляют примерно 60% общегосударственных расходов. Около 40% государственных расходов осуществляется через бюджеты штатов и местные органы власти.

В настоящее время в США возрастает экономическая роль государства с целью создания экономики, базирующейся на современном уровне науки. Для этого она наращивает расходы на НИОКР в области новейших технологий, оказывает финансовую помощь ученым, инженерам.

В порядке помощи мелким фирмам только в виде поддержки 27 центров распространения технологий тратится в общей сложности 50 млн. долларов в год.

Налоговая система в США включает прямые и косвенные налоги (акцизы). По степени пропорциональности к облагаемой сумме они делятся на прогрессивные и регрессивные. На всех уровнях взимаются: индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибыли корпораций, налоги и взносы в фонды социального страхования, налоги на наследство и дарение, акцизы, таможенные пошлины. Штаты и местные органы управления взимают налоги с розничной продажи, налоги на движимую и недвижимую собственность. Применяется льготное налогообложение.

В США развита кредитная система. Ее основным государственным компонентом является Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции центрального банка США. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения.

В США целый ряд отраслей именовался «регулируемыми», потому что в отношении их действовал особый правовой режим. Так, в начале 80-х гг. федеральные органы контролировали параметры ценообразования, производства продукции в отраслях на которые приходилось около 24% ВНП (гражданская авиация, железные дороги, автомобильный грузовой транспорт, телефонная связь были национализированы). Но регулирование отраслей все больше оказывалось направленным в пользу производителей, а не потребителей. Поэтому в США стало осуществляться «дерегулирование», т.е. снятие ограничений на предпринимательскую деятельность.

2. Японская модель

Особенность общегосударственного регулирования в Японии заключается в и спользовании системы социально-экономических планов и научно-технических программ как инструментов правительственного регулирования экономики. Планирование носит индикативный характер. Планы социально-экономического характера не являются законом, а представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья структуры экономики на достижение общенациональных целей.

Планы-прогнозы, во-первых, дают представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывает проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри страны и за ее пределами, в-третьих, обосновывают рекомендации, как решать эти проблемы.

Цель таких планов-прогнозов заключается в том, чтобы дать правительству и предпринимательским кругам общую ориентировку, рекомендации для руководства экономическим и социальным развитием различных отраслей народного хозяйства и регионов страны.

Стратегию развития экономики определяют управления и министерства совместно с Министерством финансов. Министерство финансов осуществляет контроль за выполнение государственного бюджета и контролирует всю систему финансов.

Детальные планы для всех отраслей промышленности разрабатывает Министерство внешней торговли и промышленности. Для разработки этих планов изучается статистика, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основании данных делается детальный научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономики страны в целом.

Правительство концентрирует свои ресурсы в основном на получении принципиально новых знаний, т.е. на фундаментальных исследованиях, и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов.

Вторая особенность общегосударственного регулирования состоит в том, что основным средством достижения социально-экономических целей является технологическое развитие, ориентированное на отраслевую структуру промышленности в зависимости от конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

В последние годы, когда японская промышленность вышла на открытую борьбу с фирмами США и ЕЭС за рынок высококвалифицированных рабочих и продукции, правительство и частный сектор вынуждены были резко увеличить затраты на науку и технологии (в 1989г. они достигли почти 3% от ВНП - больше, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой), притом средства стали направляться прежде всего в базовые исследования. Плетников Ю. Смешанная экономика: труд, собственность, человек // Свободная мысль. - 1994. - N 4. - С.73..

Особый интерес для нас представляет использование Японией экономических рычагов и стимулов.

Правительство стимулирует исследования и разработки посредством налоговых льгот и ускоренной амортизации. Так, управление по науке и технологии разработало ежегодно обновляемый перечень тематики исследований, номенклатуры новых изделий и услуг, в отношении которых представляются льготы при кредитовании и налогообложении. В частности по предприятиям, выпускающим новую продукцию, налоговые льготы могут достичь 25 или 50%, а в отношении особо важных изделий разрешается производить в первый год амортизационное отчисление до 25% объема продаж. Дополнительно могут применяться и специальные налоговые льготы. Для малых и средних фирм в налоговом кодексе сделана специальная оговорка, которая позволяет им применять 20%-ное снижение дохода, подлежащего налогообложению. Существуют и другие виды налоговых льгот.

Ускоренная амортизация введена для компаний, применяющих энергосберегающее, ресурсосберегающее оборудование и не наносящих вред окружающей среде. Нормы ускоренной амортизации колеблются в пределах от 10 до 50%, однако, наиболее распространенная ставка составляет в среднем 15-18%.

Основной источник финансовых ресурсов для технологического обновления - льготное кредитование. Одним из направлений поддержки рискованных инновационных проектов являются долгосрочные кредиты. Гарантии иногда распространяются на 80% общей суммы займа новой фирмы, но не могут превышать 40 тысяч долларов. В случае успешной реализации поддержанного таким образом проекта фирма выплачивает государству определенное вознаграждение. Особенностью Японии является умелое преодоление кризисных явлений. Темы экономического роста в Японии достаточно высокие (6-10% в год). Но это не означает, что в ходе хозяйственного развития не встречалось никаких проблем. В течение последних 20 лет Японии пришлось столкнуться с двумя крупными проблемами: нефтяным кризисом 1973г. и кризисом «высокой иены» в 1985г Михайлушкин А. И., Шимко П. Д. Экономика: Учебник: для студентов техн. вузов / А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко - М.: Высшая школа, 2000. - 132.

В первом случае Японии удалось выйти из депрессии через 16 месяцев за счет изменения промышленной структуры, практически исчезли предприятия, занимающиеся выплавкой алюминия, которые требовали чрезвычайно много электроэнергии в процессе производства, и поднялась электронная индустрия.

Выход из второго кризиса был найден через 17 месяцев. Трудности, вызванные ростом курса иены, были преодолены за счет расширения прямых зарубежных инвестиций и повышения производительности труда на основе НТП.

Еще один признак умелого преодоления кризисных явлений - это проведение антидепрессионной политики правительства, которое в период ухудшения общеэкономической конъюнктуры увеличивало ассигнования на общественные строительные работы, снижало налоги и ставку учетного процента банка Японии.

3. Шведская модель

Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появи лся в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

В шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов , что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего, сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Шведская модель организации экономической и политической жизни позволяет выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. Назовём главные из них.

· высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и группами населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных интересов, признания их законного характера и готовности решать даже самые острые вопросы на основе социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);

· в экономической сфере - высокая конкурентоспособность в промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии государственных институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании крупных предприятий с малыми и средними в единые крупные научно-производственные системы, функционирующие как будто самостоятельно, интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий (инновационный климат);

· в социальной области - возрастание среди традиционных факторов производства (труд - капитал - технологии - природные ресурсы) значения человеческого фактора - высококвалифицированного и инновационного, творческого по характеру труда, которое получило выражение в концепции «человеческого капитала» и социальной направленности и экономической стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созидательные силы социума шведского типа (социальная ориентация). Современная экономика. Многоуровневое учеб.пособие для вузов. Науч.ред.О.Ю.Мамедов - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. с.484.

Основанный на этих принципах шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной «технологической ренты», получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно классифицировать как шведский вариант «общества всеобщего процветания», хотя и «продвинутый».

Шведская разновидность государства всеобщего благоденствия получила развитие в результате перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой. В шведском «доме для народа» высокий уровень жизни и социальной защищенности, обеспечиваемых для большинства населения, сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение, финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и государственный бюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный характер. Настенко А. Смешанная экономика и рыночно-плановые отношения // Диалог. - 1998. - N 7. - С.38.

Экономическое регулирование в Швеции имеет достаточно всеобъемлющий и широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены через антимонопольное законодательство.

Государство превратилось в Швеции в крупнейшего нанимателя рабочей силы, обеспечивая рабочие места примерно для трети экономически активного населения. Около 65% населения Швеции получают почти все свои доходы из общественных фондов: либо как наемные работники правительственных или муниципальных учреждений, либо как получатели социальных пособий или пенсий из государственных пенсионных фондов, и только 35% трудятся в рыночном секторе экономики. 1 Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. - М., 1991г.- с.79

Страна продолжает сохраняться в основных своих чертах, несмотря на смены правительств и изменения внешнеэкономической ориентации. В последние 50 лет у власти находились почти все время социал-демократические правительства. Стабильность социальной направленности шведской экономической системы показывает динамика изменения цен. Например, за период 1980-1990-х гг. цены на акции выросли в 10 раз, на офисные помещения - в 4, в то время как на потребительские товары - только в 2 раза.

Высокая экономическая эффективность промышленности Швеции и высокий уровень благосостояния ее населения основываются на развитом инновационном секторе ее экономики и специализации на производстве наукоемкой продукции. В стране существует около 500 тыс. малых предприятий, на которых работает почти треть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые предприятия делают наибольший вклад в научно-технические разработки и внедрение, создают новые виды товаров, услуг и технологий.

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников, автомобилестроение, черная металлургия, электротехника, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, самолетостроение, фармацевтика, производство специальных сталей.

Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели - полной занятости и равенства - видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохранятся ли специфические черты шведской модели - низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода.

Изучение этих моделей имеет практическое значение для разработки модели развития России. При этом речь идет не о копировании чужого опыта, а о творческом его использовании с учетом конкретных условий, сложившихся в нашей стране.

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

на тему: «Смешанная экономика»

Студентка: Пургина Марина Юрьевна

Факультет: Бухгалтерский учет и аудит

Москва

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА КАК СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ. 4

2. МОДЕЛИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ.. 10

1. Американская модель. 10

2. Японская модель. 12

3. Шведская модель. 15

3. ГОСУДАРСТВО В СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26

Основополагающие характеристики «капитализма» и «социализма» считались диаметрально противоположными, причем «мир капитала» изображался исключительно мрачными красками, а «мир труда» – напротив, только светлыми (рис. 1). Но и реальный «капитализм» и реальный «социализм» уже в 1970-х мало соответствовали тем признакам, которые считались определяющими для их характеристики. Поскольку концепция противостояния «капитализма» и «социализма» оказалась нежизненной, требовалась новая теория, которая помогла бы понять сущность мировых социально-экономических процессов конца 20 – начала 21 вв.

КАПИТАЛИЗМ СОЦИАЛИЗМ

Анархия, стихийность, регулирование, планомерность,

Частная собственность общественная собственность

Эксплуатация свободный труд

Рис.1 Полярность основных признаков капитализма и социализма

Такой новой концепцией стала теория смешанной экономики . Согласно этой теории, основным критерием классификации современных социально-экономических систем является механизм регулирования экономики. При таком подходе основные типы систем – это (табл. 1):

1) основанная на механизме «невидимой руки» классическая рыночная экономика,

2) основанная на директивном государственном планировании командная экономика,

3) смешанная экономика, синтезирующая наиболее эффективные черты двух других систем.

Классическая рыночная экономика (или чистый капитализм) есть пройденный этап развития общества: ее расцвет приходится на 19 в. Противоположностью рыночной экономике выступает экономика командного типа (военная экономика, фашистская экономика, экономика стран «реального социализма»). Для экономики командного типа характерно стремление государства полностью ликвидировать рыночную саморегуляцию, заменив ее правительственным всеобъемлющим регулированием. Командная экономика в условиях НТР столь же неэффективна, как и чисто рыночная.

Синтезом обеих этих взаимоотрицающих систем становится смешанная экономика. Смешанная экономика – это экономическая система, основанная на сочетании рыночной саморегуляции и централизованного государственно-корпоративного регулирования, призванная укрепить эффективные стороны механизма «невидимой руки» и сгладить его негативные последствия.

Таблица 5.

Основные характеристики экономических систем современной эпохи

Основные характеристики

рыночная экономика

командная экономика

смешанная экономика

Отношения собственности Частная собственность Государственная собственность Плюрализм отношений собственности при доминировании квазичастных форм
Субъекты экономики Множество мелких производителей Государство – единственный производитель Большое количество производителей различного масштаба при доминировании олигополистических структур
Хозяйственный механизм Рыночное саморегулирование Централизованное планирование Государственное и олигополистическое регулирование, дополняющее рыночную саморегуляцию

Зарождение элементов смешанной экономики относится еще к концу 19 в., а во второй половине 20 в. она стала основной концепцией развития во всех развитых странах. Противоборство сверхдержав, ожесточенное экономическое соперничество лидеров мирового хозяйства и развертывание НТР служили постоянными импульсами, стимулирующими государственное и корпоративное (внутрифирменное) регулирование рыночного хозяйства. В настоящее время хозяйственные системы практически всех развитых стран представляют собой различные модификации именно смешанной экономики. В то же время, несмотря на общие черты, хозяйства развитых стран представляют собой многообразие национальных моделей смешанной экономики, что объясняется в первую очередь различием национальных (региональных) экономико-культурных традиций.

Среди различных национальных моделей смешанной экономики выделяются три ее основные региональные разновидности, сложившиеся еще в 1970–1980-е: американская либеральная модель, для которой характерна минимизация государственного регулирования, которое базируется в основном на правовом регулировании хозяйственной жизни; западноевропейская социал-демократическая модель, акцентирующая внимание на социальной политике государства; японская патриархально-корпоративная модель, когда правительство занимается преимущественно стратегией экономического роста.

Новое на сайте

>

Самое популярное