Домой Россельхозбанк Эмиссионные банки россии. Функции эмиссионных банков Эмиссионный банк

Эмиссионные банки россии. Функции эмиссионных банков Эмиссионный банк

Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в обращение, при котором увеличивается общая масса наличных денег. Монополия выпуска наличных денег в каждой стране принадлежит центральному государственному банковскому органу: в России - ЦБ РФ, в США - Федеральному Резервному Банку.

На основе кассовых оборотов коммерческих банков и составляемой аналитической отчетности ЦБ прогнозирует размер предполагаемой эмиссии. При этом очень важно не только определить оптимальный размер предполагаемой эмиссии, но и установить, в каких регионах ее следует проводить. Потребность в наличных деньгах юридических и физических лиц, обслуживаемых коммерческими банками, постоянно меняется.

Завозить из центра ежедневно, особенно в отдаленные регионы денежную наличность затруднительно. Вместе с тем эмиссия наличных денег всегда децентрализована. Поэтому осуществляется следующая технология доставки наличных денег в регионы из Центра.

Эмиссию наличных денег производит ЦБ РФ и его региональные РКЦ, содержащие резервные фонды и оборотные кассы. В резервных фондах РКЦ хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении, они не совершают движения, не накапливаются в виде сокровища, не служат средством платежа, поэтому они являются резервными. В оборотную кассу постоянно поступают и из нее выдаются наличные деньги от коммерческих банков. Деньги в оборотной кассе пребывают в постоянном движении; они считаются деньгами, находящимися в обращении.

Если сумма поступлений наличных денег на счете коммерческих банков превышает установленный лимит для данного РКЦ, то деньги изымаются из обращения и переходят в резервный фонд. При потребности коммерческого банка в наличности происходит обратный процесс. Со счета коммерческого банка в пределе его свободного резерва РКЦ выдает требуемую сумму наличности. РКЦ обязан обсуживать коммерческий банк бесплатно.

Как происходит эмиссия наличных денег? Предположим, что у большинства коммерческих банков, обслуживаемых РКЦ, возрастает потребность в наличных деньгах, а поступление денег в их операционные кассы эквивалентно не возрастает. В этом случае РКЦ будет вынужден увеличить выпуск наличных денег в обращение. Для этого РКЦ запрашивает разрешение ЦБ РФ, а при его получении переводит наличные деньги из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ.

Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией. При этом надо иметь в виду, что при осуществлении выпуска денег одним РКЦ другой РКЦ может изъять в рамках установленного лимита наличные деньги из своей оборотной кассы. Поэтому по действиям одного РКЦ нельзя судить об эмиссии по всей стране, которая в этом случае охватывает большинство регионов.

Правление ЦБ РФ составляет ежедневный баланс на основе сведений по сети РКЦ: где прошла эмиссия наличных денег, где их изъятие.

Рис. 1

денежный эмиссия банк депозитный

Монопольным правом эмиссии наличных денег на территории страны обычно наделяется центральный банк государства. В настоящее время наличная эмиссия осуществляется главным образом в форме выпуска в обращение банкнот, которые являются денежными знаками, эмитируемыми центральным банком, и законодательно признанными в качестве официального расчетного и платежного средства.

В ряде стран за центральным банком закреплена монополия и на эмиссию билонных (разменных) монет, но в основном в мировой практике их чеканку осуществляет министерство финансов (казначейство). Центральный банк покупает монеты по номинальной стоимости и выпускает их в обращение наряду с банкнотами.

Поскольку номинальная стоимость современных денег гораздо выше себестоимости их производства, их эмиссия позволяет получать так называемый сеньораж, или эмиссионный доход. Он представляет собой разницу между номинальной стоимостью банкноты (монеты) и реальными затратами на ее производство и выпуск в обращение. Очевидно, что эмиссионный доход от выпуска банкнот тем больше, чем крупнее их номиналы. Он рассчитывается как отношение прироста денежной базы к валовому внутреннему продукту или доходам государственного бюджета. Сеньораж полностью перечисляется в доход государства.

Эмиссия наличных денег центральным банком не совпадает с техническим процессом их изготовления. Поступление в хранилище центрального банка новых отпечатанных банкнот не увеличивает наличную денежную массу в национальном хозяйстве. Банкнотная эмиссия осуществляется в процессе проведения центральным банком ряда своих операций.

Эмиссия наличных денег - выпуск центральным банком денежных знаков в оборот для удовлетворения дополнительной потребности экономических агентов в наличности, возникшей в результате превышения выдач наличных денег над их поступлением в банки в целом по стране.

Таким образом, основными источниками поступления в экономику наличных денег являются:

  • - кредитование центральным банком коммерческих банков;
  • - покупка центральным банком государственных ценных бумаг;
  • - покупка центральным банком иностранной валюты и золота.

Следует иметь в виду, что объем банкнот в обращении увеличивается (то есть происходит эмиссия банкнот) только в случае прироста чистых внутренних и иностранных активов центрального банка.

Чистые внутренние активы центрального банка представляют собой разницу между суммой выданных им кредитов коммерческим банкам и правительству и суммой средств коммерческих банков и правительства, хранящихся на счетах в центральном банке. Таким образом, если при выдаче центральным банком кредитов коммерческим банкам и правительству одновременно на эту же сумму возрастет объем их средств на счетах в центральном банке, то увеличения статьи баланса "Банкноты в обращении" за счет этих источников не произойдет.

Приобретение центральным банком иностранной валюты за счет эмиссии является на практике обычным и широко распространенным явлением. Иностранные активы необходимы для осуществления международных расчетов и платежей страны, они являются резервами, которые центральный банк использует для поддержания стабильности покупательной способности и обменного курса национальной денежной единицы.

Из упрощенного баланса центрального банка видно, что на величину статьи "Банкноты в обращении" помимо объемов активных операций центрального банка оказывает влияние и структура денежной базы. Чем больше резервы коммерческих банков, тем меньше при прочих равных условиях эмиссия банкнот.

Итак, каналами эмиссии наличных денег служат активные операции центрального банка. Непосредственно эмиссия происходит в результате увеличения пассивов баланса центрального банка, следовательно, обеспечением эмиссии банкнот являются активы центрального банка. Таким образом, в современных условиях выпуск банкнот является фидуциарным (то есть не обеспеченным золотом), их обращение основано на доверии населения страны к их эмитенту.

Механизм современной денежной эмиссии обусловливает кредитный характер обеспечения банкнот. Когда эмиссия осуществляется в результате кредитования коммерческих банков, ее обеспечением являются обязательства коммерческих банков; когда эмиссия происходит в результате кредитования правительства, ее обеспечением являются обязательства правительства (государственные ценные бумаги); когда эмиссия осуществляется при проведении валютных операций, ее обеспечением является иностранная валюта, которую можно рассматривать как обязательства иностранных центральных банков (государств).

Обеспечение банкнотной эмиссии непосредственно влияет на стабильность национальной денежной единицы, поэтому во многих странах нормы и способы такого обеспечения определяются в законодательном порядке. В каждой стране существует своя специфика, однако, как правило, в качестве обеспечения разрешается использовать только абсолютно надежные обязательства краткосрочного характера.

Эмиссия наличных денег осуществляется центральным банком в целях удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов и населения в дополнительных средствах обращения и платежа. Когда на депозитных счетах коммерческих банков увеличивается объем безналичных денежных средств вследствие экономического роста, развития инфляции или мультипликации депозитов, соответственно возрастает и потребность их клиентов в наличных деньгах.

Коммерческие банки выдают наличность клиентам из своих операционных касс, в которых находится определенный объем банкнот, равный в каждый момент времени разнице между поступлениями наличности в операционную кассу и выдачей наличных денег из нее.

Наличность, находящаяся в операционной кассе, является для коммерческого банка активом, не приносящим дохода, поэтому банки не заинтересованы в хранении больших резервов банкнот и сдают их излишки в оборотную кассу центрального банка. Если при увеличении потребности клиентов в наличных деньгах в операционной кассе коммерческого банка нет необходимого их количества, он обращается за дополнительной суммой наличных денег в центральный банк.

Центральный банк выдает банкноты коммерческому банку из своей оборотной кассы в пределах объема избыточных резервов этого банка, находящихся на счетах в центральном банке. Одновременно с выдачей наличных денег сумма выдачи списывается с корреспондентского счета коммерческого банка и перечисляется на счет центрального банка.

Помимо выдачи наличных денег из своей оборотной кассы центральный банк осуществляет операции и по приему наличности. Если средств, поступивших в оборотную кассу, не хватает для удовлетворения спроса на наличность коммерческих банков, центральный банк переводит необходимую сумму из своего хранилища (резервного фонда) в оборотную кассу. Происходит увеличение объема наличных денег в обращении, то есть осуществляется налично-денежная эмиссия центрального банка.

Эмиссионные банки . Современное меновое хозяйство в силу обширности своего оборота не может довольствоваться тем количеством денежных знаков, что оно получает от перечеканки металла в монету

Потребность в платежных средствах удовлетворяется путем выпуска в обращение особого рода беспроцентных кредитных обязательств, обмениваемых на металл по предъявлению, обычно выписанных в круглых суммах и оплачиваемых всякому держателю. Банки, имеющие право выпуска таких кредитных обязательств, обычно носящих название банкнот, именуются эмиссионными. Первым по времени возникновения в настоящее время Эмиссионным банком может быть признан Стокгольмский банк Пальмструка, учрежденный 30 ноября 1656 г. Сперва он, как и существовавшие до него Венецианский, Гамбургский и Амстердамский банки, вел главным образом расчетные операции (жиро), но с 1661 г. приступил по проекту графа Магнуса Делагарди к выпуску банкнот, которые он авансировал казне в виде ссуды. В 1694 г. возникает Английский банк, а в 1695 г. — Шотландский банк. В 1716 г. Джон Ло добивается во Франции разрешения организовать Королевский банк. Он усиленно ссылался на пример Швеции в своих докладах об образовании Эмиссионного банка. В 1765 г. Фридрих Великий основал. Королевский заемный и жиробанк. В 1768 г. в Москве и Петербурге организованы были Ассигнационные банки. Крах Королевского банка во Франции и неудача Шотландского банка, затруднения Шведского государственного банка приостановили дальнейшую организацию Эмиссионного банка. В конце XVIII в. возникают Учетная касса в Париже (1776 г.) и банк святого Карла в Испании (1782 г.). Второй период организации Эмиссионных банков начинается с устройства Наполеоном I Французского банка в 1800 г. Затем возникают: Нидерландский банк в 1814 г., Национальный австрийский банк в 1816 г., Государственный норвежский в 1816 г., Национальный датский банк в 1818 г., Польский банк в Варшаве в 1828 г. В Соединенных штатах Северной Америки дважды создавали центральные Эмиссионные банки. Первый центральный Эмиссионный банк Штатов был учрежден в 1791 г. Он существовал до 1811 г. Через пять лет, в 1816 г., был организован второй центральный Эмиссионный банк Соединенных штатов Сев. Америки, просуществовавший до 1836 г. Опыты европейских стран и опыт Соединенных штатов Сев. Америки послужили примером для всех стран, позднее вступивших в меновое хозяйство. Страны Южной Америки и Азии, по мере вхождения в сферу мирового хозяйства, были вынуждены приступить к организации Эмиссионных банков за счет своих или иностранных капиталов. Мексика, Бразилия, Аргентина, Австралия, Новая Зеландия, Турция и все балканские страны создают Эмиссионные банки. В колониях европейские государства приступают к организации колониальных Эмиссионных банков. Первой на путь создания колониальных Эмиссионных банков вступила Голландия, учредившая: в 1827 г. Яванский банк, существующий и до настоящего времени. Во французских колониях в Алжире, Мартинике, Гваделупе, французской Гвиане и Индокитае уже с давних пор существуют Эмиссионные банки. Даже маленькие европейские колонии, как голландская Гвиана, имеют свой Эмиссионный банк — Суринамский банк. Остров св. Фомы, затерянный среди Малых Антильских, пока он был датским владением, имел свой Эмиссионный банк. Перед войной в 48 государствах существовали Эмиссионные банки. Во время мировой войны и последовавших экономических потрясений были ликвидированы старый русский Государственный банк, Австро-венгерский банк, переорганизован Германский банк. В новых государствах, возникших после мировой войны, и в колониях для упорядочения денежного обращения возникла острая потребность в организации Эмиссионных банков. В целом ряде стран Эмиссионные банки были организованы вновь. Так возникли Государственный банк СССР, Польский банк (1924 г.), Национальный австрийский банк (1922 г.), Эстонский банк (1919 г.). Государственный латвийский банк (1922 г.). Сербский банк реорганизован в Национальный банк королевства сербов, кроатов и словаков (1920 г.). Свободный город Данциг дал привилегию на организацию Эмиссионного банка. Перу реформировало постановку эмиссионного дела путем создания в 1922 г. Центрального резервного Эмиссионного банка. Также по образцу С.-а. Соединенных Штатов провел реформу эмиссионных учреждений Южно-африканский союз, учредив в 1921 г. Южно-африканский резервный банк. В Бразилии исключительное право эмиссии банкнот в 1923 г. было передано Бразильскому банку. В ближайшем будущем будет организован ряд колониальных Эмиссионных банков (во Франции готовят проект Мадагаскарского банка). В Колумбии организован центральный Эмиссионный банк, носящий название Республиканского банка. В самом конце 1925 г. мексиканское правительство опубликовало закон об организации Мексиканского банка, который должен быть центральным Эмиссионным банком Мексики. Ввиду того обстоятельства, что создание орудий платежа по своим экономическим и юридическим последствиям очень близко к монетной регалии, и ввиду того, что выпуск банкнот может создавать возможность к получению исключительных доходов, а в то же время выпуск излишнего количества банкнот может вызвать громадные перевороты в народном хозяйстве, организация Эмиссионного банка происходит с особого разрешения государственной власти в форме дачи привилегии на выпуск банкнот банку при совершении им кредитных операций. Полная свобода Эмиссионных банков существовала в Шотландии в течение почти целого века, во Франции во время Директории, в Англии, вне Лондона, до 1844 г. В С.-а. Соединенных Штатах между 1836 и 1863 гг. создание Эмиссионных банков регламентировано местными законодательствами отдельных штатов. Из них в Род-айленде (Rhode Island) всем было предоставлено право устраивать Эмиссионные банки. В настоящее время везде право на производство эмиссионных операций считается исключительным правом государства, которое может осуществлять его непосредственно или в форме особых правительственных установлений, производящих эмиссионную операцию (Федеральные казначейства в С.-а. соединенных штатах, федеральное казначейство Канады, Экспедиция заготовления государственных кредитных билетов в России в 1843 — 1855 гг., Банковское отделение министерства финансов Чехии, Национальное эмиссионное установление Венгрии), или в форме государственных банков, или предоставлять право эмиссии полугосударственным смешанным акционерным банкам (Мексика), или совершенно частным банкам (Англия).

Возникновение Эмиссионных банков, прежде всего, было выгодно и удобно торговому капиталу. Пропаганду по созданию в стране Эмиссионных банков всегда и везде вел торговый капитал. Создание Эмиссионных банков увеличило возможности быстрого оборота товаров и увеличивало возможность быстрого роста капиталов буржуазии. Земельная аристократия и в некоторых случаях крестьянство всячески боролись против Эмиссионных банков. Английский банк теснейшим образом связан с победой буржуазии над феодальной реакцией во время революции 1688 г. В глазах Тори он был всегда одиозным учреждением; они примирились с ним только тогда, когда акт Роберта Пиля связал ему руки. В Швеции в XVII в. крестьянство было крайне резко настроено против Эмиссионных банков; в С.-а. соединенных штатах два первых центральных банка погибли в силу той причины, что земледельческие группы были против них. Пока в отдельных районах страны существует экономическая самостоятельность и пока торговый капитал может, опираясь на местные ресурсы, увеличивать размеры своих прибылей, существует стремление предоставить эмиссию большому количеству местных Эмиссионных банков. Одновременно целому ряду банков на совершенно равных началах предоставляется право эмиссий банкнот. Наиболее цельно идея децентрализации Эмиссионных банков была выражена в законе Нью-Йоркского штата Сев. Америки, разрешившем свободное учреждение Эмиссионных банков всякому физическому или юридическому лицу. На той же идее неограниченного числа Эмиссионных банков было построено законодательство о национальных банках по федеральному закону 1863 г. Ту же идею в первоначальное устройство своих банков вложили Канада, Япония и Аргентина. Во Франции до 1848 г. рядом с Французским банком существовали департаментские банки, организованные по одинаковым с ним уставам. В Швеции с 1824 по 1904 г. рядом с центральным государственным банком существовали частные Эмиссионные банки. Централизация экономической жизни страны заставляет отказаться сперва от идеи полной свободы в организации Эмиссионных банков, а затем повелительно требует объединения эмиссии банкнот или в небольшом количестве банков (Северо-американская система резервных банков) или в передаче права эмиссии одному центральному банку. Являясь результатом централизации хозяйственного строя, центральный Эмиссионный банк усиливает дальнейшее объединение экономической жизни. Наиболее отчетливо все этапы развития Эмиссионных банков прошла Швейцария. Первый Эмиссионный банк возник в кантоне Сэн-Галл в 1836 г. Затем каждый кантон создавал свой Эмиссионный банк сообразно им выработанным условиям. В 1881 г. появилось первое федеральное законодательство, ставившее себе задачей объединить устройство Эмиссионных банков в отдельных кантонах по одному образцу. В 1907 г. федеральное правительство создало Центральный Эмиссионный банк, заменивший 37 кантональных банков. Сохранение в начале XX в. в Англии и Германии Эмиссионных банков рядом с центральными банками, сосредоточивающими в своих руках подавляющую часть эмиссии, представляло пережиток эпохи децентрализации Эмиссионных банков. Децентрализация эмиссии сохранилась в Соединенных штатах, где до реформы 1913 г. было 7.145 национальных банков, производящих выпуск банкнот. Во время кризиса 1907 г. выяснилась со всей очевидностью слабость системы децентрализации. Реформой 1913 г. С.-а. соединенные штаты пошли также по пути объединения эмиссии. В настоящее время по закону от 23 декабря 1913 г. организовано 12 федеральных резервных банков, действующих каждый в своем районе. Капиталы федеральных резервных банков образуются из взносов банков, примыкающих к резервному банку. Во главе всей системы федеральных резервных банков стоит Федеральный резервный комитет с задачей руководить эмиссией федеральных резервных банкнот, формировать правления 12 банков, координировать их работу, контролировать и ревизовать их деятельность, наблюдать за сохранностью золотых запасов, согласовать учетные ставки, устанавливаемые отдельными резервными банками. При комитете имеется Федеральный совещательный совет, в который входят представители 12 банков. Каждый из 12 федеральных банков является вполне самостоятельным и независимым. Центральные Эмиссионные банки легче справляются с неизбежными в меновом хозяйстве кризисами. Они могут быстро, при поддержке государства, пойти на борьбу с неблагоприятно сложившимися обстоятельствами, в то время как мелкие и децентрализованные Эмиссионные банки с трудом координируют свои действия. Отсутствие единства действия, отсутствие единства поставленных задач, проявление ничем неустранимого эгоизма приводит, как доказал особенно опыт С.-а. соединенных штатов во время кризиса 1907 г., к значительному потрясению хозяйственной жизни, хотя нельзя скрывать, что централизация эмиссионного дела в одном банке приводит к централизации кредита в месте расположения центрального Эмиссионного банка. Часто случается, что наибольшую кредитную помощь получает тот район, где находится правление центрального Эмиссионного банка. Центральные банки очень неохотно шли на развитие сети своих филиальных учреждений. Французский банк открывал отделения только после настойчивых требований местных торговых и промышленных кругов и только тогда, когда открытие отделения делалось для него обязательным по новой конвенции с государством. Еще большее количество споров существует в банковской литературе вокруг вопроса о государственных или частных банках. Буржуазные теоретики середины XIX в. усиленно доказывали, что только частный Эмиссионный банк может надлежащим образом наладить денежное обращение, что всякий государственный Эмиссионный банк будет всегда менее способен создавать благоприятные условия для развития народного хозяйства. Когда местный денежный капитал был достаточно силен, он брал на разных условиях (без содействия государства в Англии, с содействием государства во Франции, Бельгии, Германии) организацию Эмиссионного банка. В тех же случаях, когда местный денежный капитал был слаб и брать на себя риск создания Эмиссионного банка не мог, то по его настоянию государство организовывало Эмиссионный банк за счет средств, собранных с налогоплательщиков (Швеция, до революции Россия, Финляндия, Болгария, Урагвай). В конце XIX в. буржуазные теоретики за границей и в России особенно выдвигали идею автономности центрального эмиссионного института. Автономность Эмиссионных банков в устах большинства писавших сводилась к освобождению Эмиссионных банков от влияния тех социальных групп, в руках которых находилось распоряжение средствами банка. В России промышленная и торговая буржуазия, проводя идею автономности, желала вырвать банк из рук полуфеодального царского правительства. Французская и германская буржуазия совершенно спокойно относилась к внешней зависимости французского и германского банков от государственной власти ввиду того, что они всегда были вполне уверены, что при распределении средств банка им обиды не будет. В экономически зависимых странах встречаются Эмиссионные банки, вполне независящие от местной государственной власти. Иногда Эмиссионные банки организуются по законам других стран. Ионийский банк в Греции — обычный английский акционерный банк, Оттоманский банк Турции — франко-английская акционерная компания, Имперский персидский банк — английская компания, Русско-азиатский банк был Эмиссионным банком в Китае. Правление Абиссинского банка находится в Каире, а управляющий Национальным египетским банком должен входить в состав правления Абиссинского банка как председатель. Политическая и экономическая зависимость современной Германии особенно резко выражена в факте введения в правление реорганизованного Германского банка иностранных членов, согласно плану Дауэса, и установлении должности комиссара репарационной комиссии при банке. Контроль над Эмиссионным банком дает возможность путем кредитной политики направить ход развития народного хозяйства по тому пути, который будет выгоден тем, у кого в руках будет влияние на денежное обращение. Контроль над Эмиссионным банком может быть изъят из рук местной власти, но без бюджетных средств местной государственной власти нельзя поставить хорошо устроенного Эмиссионного банка. Свободные средства государства всегда и везде являются основной базой для Эмиссионного банка. Первый эмиссионный Шведский банк Пальмструка был кассиром государства по таможенным налогам. Путем медленной эволюции выработалось обыкновение в Англии все свободные ресурсы Гос. казначейства хранить в Английском банке. Классическая постановка объединения средств Эмиссионного банка со свободными средствами Государственного казначейства была достигнута впервые в 50-х годах XIX В. в Бельгии, где при организации Национального бельгийского банка Эмиссионный банк явился официальным кассиром государства. Гибель второго Эмиссионного банка С.-а. соединенных штатов произошла вследствие отказа правительства помещать свободные средства государства на счета банка. Главная сила русского дореволюционного Государственного банка была в хранении у него свободной наличности Государственного казначейства. Ныне уставы Эмиссионных банков почти всегда предусматривают хранение свободных средств государства. Варьируется вопрос только в пределах платности или бесплатности исполнения казначейских обязанностей. В уставе Национального швейцарского банка сказано, что он безусловно хранит средства Союза. Новый Мексиканский банк за исполнение казначейских обязанностей государственного кассира будет получать вознаграждение. Устройство Эмиссионных банков по североамериканскому образцу резервных банков также предполагает передачу им свободных ресурсов казначейства. Резервные банки Сев.-ам. штатов, Перу, Южно-африканского союза тесно связаны с Государственным казначейством. Одна из причин, почему не могли и не могут вырасти в большие Эмиссионные банки — банки типа Оттоманского банка, Имперского персидского банка, Лондонского и Мексиканского банка, Ионийского банка, Русско-азиатского банка, Гонконг-шанхайской корпорации — заключается главным образом в том, что, получив право выпуска банкнот, они не получили возможности сделаться хранителями бюджетных средств той публичной власти, что дала им право выпуска банкнот. Если к ним и поступают средства государства, то только частично. А наилучшая постановка Эмиссионного банка возможна только тогда, когда все публичные ресурсы служат опорой правильной постановки выпуска банкнот. Кассовые средства государства для Эмиссионного банка более важны, чем собственный капитал банка. Собственный значительный капитал для Эмиссионного банка не является необходимостью, в особенности в случае принадлежности банка государству. Долго высказываемая теоретическая истина впервые была подтверждена на практике Австралийским банком. Банк создан государством в 1901 г. Было предположено собрать капитал для него путем выпуска облигаций, но капитал до сих пор не собирался. Американские резервные банки при балансе в 11 млрд. долл. имеют основных и резервных капиталов всего только 334 млн долл. Ничтожное значение собственных капиталов в Эмиссионном банке служит ясным показателем, что без особых жертв со своей стороны небольшая группа лиц, вложившая средства в акционерный капитал Эмиссионного банка, может спокойно получать дивиденды за счет всего народного хозяйства, оперируя главным образом казначейскими ресурсами. Чем больше Государственное казначейство связано с Эмиссионным банком, тем больше органическая связь между его администрацией и правительством. Если частный банк делается казначеем государства, то государство, передавая ему свои средства для операции, осуществляет над Эмиссионным банком контроль в виде своего комиссара с правом вето (Австрийский национальный банк), в виде назначения членов правления (целый ряд банков), в виде назначения управляющего и его ближайших помощников (Франция, Германия до войны, Япония и др.). В этом случае получается частный банк с государственным управлением. Отсутствие внешней связи между управлением Английского банка и английским правительством объясняется долговременным сходством интересов акционеров и правительства. В новых уставах влияние правительства на состав управления в той или другой форме всегда осуществляется. Совершенно свободны от влияния правительства только те Эмиссионные банки, которые не претендуют быть кассирами государственных средств. В акционерных Эмиссионных банках в отношении передач акций существуют различные правила. Акции банка могут быть только именные (Япония), акции банка не могут принадлежать иностранцам, при американской системе резервных банков акционерами могут быть только кредитные учреждения, удовлетворяющие определенным условиям. От акционера Эмиссионного банка обыкновенно требуется полная уплата акции. Некоторые уставы допускают частичную оплату. Часто главным акционером является государство (новый Мексиканский банк, где государству принадлежит 51 % акций). Общие собрания в акционерных Эмиссионных банках обычно имеют ограниченные права. В них с решающим правом голоса допускаются только наиболее крупные акционеры (Франция). Обычно собрание акционеров заслушивает отчет и выбирает ревизионный орган (ревизионную комиссию, комиссию цензоров и т. п.). В акционерных Эмиссионных банках полученная прибыль делится с государством. Система дележа прибыли между государством и акционерами очень разнообразна. Если государство прямо не участвует в прибылях частного Эмиссионного банка, то доход государства от банка получается косвенным путем. Эмиссионные банки предоставляют государству аванс или из расчета по очень пониженному проценту, или совершенно беспроцентно. Перед войной Французский банк предоставлял государству беспроцентный аванс в размере 200 млн фр. и платил 1 / 7 часть дохода от продуктивных обращений при учетной ставке в 3,5 % и 1 / 6 часть при учетной ставке в 4 % и выше. По уставу Мексиканского банка предположено следующее деление прибыли: 10 % в резервный фонд, пока он не достигнет 100 % основного капитала, затем 6 % на капитал. После вычета этих двух отчислений 50 % остатка идет в пользу государства, 10 % служащим, 5 % директорам, 35 % могут быть выданы в виде дополнительного к 6 % дивиденда. Право на производство выпуска банкнот делает для Эмиссионных банков менее нужными, чем для других банков, «чужие деньги». Ограничение в сфере размещения свободных средств, которое налагается уставами на Эмиссионные банки, приводит к тому, что Эмиссионные банки почти не платят процентов по вкладам. В некоторых уставах Эмиссионных банков запрещается прием капиталов с условием платежа процентов по нему. Во многих случаях, когда устав допускает принятие вкладов с уплатой по ним процентов, банки сами отказываются от процентных вкладов, сознавая, что необходимость платить проценты заставит их в их деятельности далеко уйти от настоящей дороги Эмиссионных банков. Основная задача Эмиссионных банков — регулирование денежного обращения, облегчение условий платежа и развитие путем кредита производительных сил страны. Из этого вытекает эмиссионная операция. Постановка эмиссионной операции в разных банках различна (см. ст. Банкнота). Если есть страны с совпадающими нормами по постановке эмиссионных операций, то на практике получается беспредельное различие. Эмиссионная практика должна считаться с конкретными условиями не только данной страны, но и данного момента. При выпуске банкнот Эмиссионный банк стремится удержать размен банкнот на металл; в крайности — удержать банкноты на определенном паритете. Для обеспечения размена и поддержания вексельного курса Эмиссионному банку предоставляется право на производство всякого рода операций по покупке и продаже, приему в залог золота. Из этого уже следует необходимость предоставления Эмиссионным банкам права на все операции по продаже и покупке тратт и чеков, иностранных банкнот и других платежных иностранных обязательств. Эмиссионному банку обыкновенно предоставляется право на производство учета краткосрочных векселей, выдачу ссуд под ценные бумаги, выдачу ссуд под драгоценности (бриллианты и серебро), открытие текущих счетов под обеспечение, прием вкладов срочных и бессрочных, оплачиваемых и неоплачиваемых, производство расчетов между своими клиентами, различные операции по инкассированию, выдачи чеков, аккредитивов, продажи и покупки за свой счет и на комиссионных началах ценных бумаг, приобретение которых допущено уставом банка, оплаты купонов процентных бумаг. Операция по концентрации золота в Эмиссионных банках привела к тому, что в настоящее время везде, где существуют Эмиссионные банки, в их распоряжении находится почти весь запас золота, принадлежащий данному народному хозяйству. По накопленным запасам на первом месте стоят 12 федеральных резервных банков: С.-а. соединенных штатов (13.995 млн зол. фр.), Французского банка (5.548 млн зол. фр.), Английского банка (3.605 млн зол. фр.). Дальше по запасам золота стоят: Японский, Голландский, Итальянский банки, Национальный швейцарский и Испанский, Германский, Русский государственный, Шведский. Свыше половины запасов золота сосредоточено в федеральных резервных банках С.-а. соединенных штатов; свыше четверти мировых золотых запасов — в руках Английского и Французского банков, немного меньше четверти мировых запасов золота приходится на Эмиссионные банки восьми названных стран. У остальных банков имеется в их распоряжении запас золота, составляющий не более одной десятой части всех имеющихся у Эмиссионных банков запасов золота. Из операций особенное значение для народного хозяйства имеет право Эмиссионных банков на операции с иностранной валютой и иностранными девизами. Являясь центром продажи и покупки иностранной валюты, Эмиссионные банки регулируют производство международных расчетов и благодаря своему положению могут выравнивать баланс платежей и требований, устраняя этим резкие колебания вексельных курсов, внося платность и устраняя толчки, вредно отражающиеся на хозяйственной жизни. Перечень операций, разрешенных или запрещенных Эмиссионным банкам, в разных уставах Эмиссионных банков разнообразен. В некоторых случаях сила традиций действует более внушительно, чем нормы, записанные в устав. Основная идея деятельности Эмиссионных банков состоит в том, что его актив должен быть быстро реализуем, что Эмиссионные банки во всякое время должен суметь извлечь размещенные средства из оборота. Поэтому операции по долгосрочному финансированию промышленности, внешней торговли, сельского хозяйства не могут входить в задачу Эмиссионных банков. Однако французским колониальным Эмиссионным банкам удалось очень удачно соединить банкнотную эмиссию с финансированием сахарных плантаций. Эмиссионным банкам в колониях и странах с слабо развитой хозяйственной жизнью приходится далеко отступать от чистоты принципов, выработанных в странах старого капитализма. Борьба между денежным капиталом и аграрными группами в Европе выражается в требовании от Эмиссионных банков уделять значительную часть своих средств кредитованию сельского хозяйства. Если часто землевладельцы непосредственно получают отказ, то косвенно все же Эмиссионные банки делают им уступки. Так, во время банковской анкеты 1907 г. в Германии Германский банк облек свою уступку аграриям в форму широкой выдачи авансов по закладным листам. Расширив рынок закладных листов, он дал возможность ипотечным банкам дать более широкое развитие их деятельности. Принимая в залог акции и облигации промышленных предприятий, а также акции и облигации финансирующих промышленность банков, Эмиссионный банк направляет свои средства в промышленность. Во многих уставах Эмиссионных банков нередко установлены формальные признаки в отношении как клиентов, так и документов и товаров, с которыми может производить операции Эмиссионный банк. Так, для товаров устанавливается принцип национального происхождения. Эмиссионный банк может кредитовать только операции по обороту местных товаров, клиентом не может быть лицо, объявленное банкротом, векселя должны иметь три подписи и т. д. Цель этих ограничений — сделать клиентов Эмиссионных банков возможно подвижнее и не дать средствам Эмиссионных банков застрять в каких-либо сомнительных операциях. Почти во всех уставах Эмиссионных банков оговаривается особым образом право государства быть клиентом банка по активным операциям. В уставах Эмиссионных банков обычно вводится ряд ограничений в отношении правительственных займов. В уставе Польского банка разрешается банкам учет казначейских обязательств польского правительства. В новом уставе Мексиканского банка, несмотря на его почти государственный характер, сказано, что суммы, авансируемые правительству, не могут быть больше, чем 10 % основного капитала банка. В уставе Национального австрийского банка указано, что банк не имеет права ни прямо ни косвенно давать авансы австрийскому правительству, за исключением только тех случаев, когда авансы могут быть обеспечены ценным залогом или иностранными девизами. По плану комиссии Дауэса Германский банк может кредитовать германское правительство, но всегда с таким расчетом, что общая сумма непогашенной задолженности правительства Германскому банку никогда не должна превышать 100 млн марок. Аванс не должен предоставляться на срок, превышающий 3 месяца. В конце отчетного периода правительственная задолженность банку должна быть погашена. Кроме того, Германскому банку запрещено выдавать авансы или иные ссуды германским землям (союзным государствам), муниципалитетам, административным единицам. В уставах большинства Эмиссионных банков содержится запрещение каких-либо кредитных непосредственных операций с иностранными правительствами или иностранными административными единицами. Почти во всех уставах в совершенно тождественной форме повторяется запрещение Эмиссионнам банкам покупать, приобретать каким-либо способом и удерживать в числе своих имуществ недвижимые имущества (дома и земли), за исключением тех, что нужны им для непосредственного выполнения их задач. В колониальных странах, где слабо организованы складочные помещения, Эмиссионные банки вынуждены для развития торгово-ссудных операций владеть значительным недвижимым имуществом в виде элеваторов, холодильников и товарных складов. Главной операцией Эмиссионных банков является учет краткосрочных векселей. Формальный характер вексельного обязательства и его краткосрочность лучше всего другого создают условия для помещения средств. Эмиссионные банки принимает к учету только первоклассные векселя и притом главным образом товарные. В странах старой капиталистической культуры и с большим денежным рынком Эмиссионные банки иногда даже приходится выступать покупателями векселей в силу того обстоятельства, что лучшие векселя из более дешевого процента могут быть учтены помимо Эмиссионного банка. В странах бедных капиталами с небольшим денежным рынком лучшие векселя всегда в руках Эмиссионных банков, так как Эмиссионные банки переучитывают векселя уже учтенные в каком-либо банке. В спокойное время банки отбирают у Эмиссионных банков клиентов, предоставляя им более удобные условия кредитования. Отсюда превращение Эмиссионного банка в банк банков. Ныне действующая американская система строит федеральные резервные банки сразу как банки банков. То же сделали Южно-африканский союз, Перу. Очень близок к этому и Австралийский банк. Из европейских банков к типу банка банков ближе всего Французский и Английский банки. В странах молодого капитализма и в колониях, где часто кроме Эмиссионного банка нет других банков, Эмиссионный банк имеет огромное значение для денежного рынка страны. Длительной борьбой за устойчивый низкий дисконт Эмиссионного банка могут создать особо благоприятные условия для развития народного хозяйства (политика Французского банка). Постоянными повышениями и понижениями учетной ставки Эмиссионного банка даже при сравнительно небольших запасах золота могут иметь его в достаточной мере для народного хозяйства (дисконтная политика Английского банка). В странах бедных свободными капиталами учетный процент Эмиссионного банка всегда ниже учетного процента свободного рынка. Задача Эмиссионного банка — с одной стороны, понизить внутренний процент, а с другой стороны, держать учетный процент на таком уровне, чтобы он способствовал притоку иностранного капитала (дисконтная политика Японского, Испанского, итальянских Эмиссионных банков и Русского дореволюционного банков). С переходом вексельного материала в другие банки Эмиссионные банки начинают развивать операции с ценными бумагами. Срочные (On coll) ссуды под процентные и дивидендные бумаги дают им возможность вести денежный рынок по желательному направлению. Конечно, Эмиссионные банки с большой осмотрительностью выбирает ценные бумаги для своих операций. Даже операции, лишенные риска, переходят в другие банки. Эмиссионным банкам всегда нужна гарантия, и гарантию ему по сделкам предоставляют другие банки. Одним из важнейших условий успешности деятельности Эмиссионных банков является требование опубликования балансов. Балансы Эмиссионных банков должны публиковаться, во-первых, регулярно, а во-вторых, достаточно часто. Гласность дает возможность судить о ходе деятельности Эмиссионных банков, о состоянии отдельных его счетов. Регулярное сообщение балансов Английского банка началось с акта Роберта Пиля. В настоящее время еженедельно публикует свои отчеты Англия, Франция, Швеция, Норвегия, Бельгия, Швейцария. В Германии и России до войны балансы Эмиссионных банков сообщались почти четыре раза в месяц, в Италии — три раза, в Австралии — два раза в год. Некоторые Эмиссионные банки публикуют балансы только раз в год. Большое значение имеет выпуск Эмиссионными банками годовых отчетов. Годовые отчеты введены в практику акционерными Эмиссионными банками. До сих пор ни годовая отчетность Эмиссионных банков, ни составление балансов нигде удовлетворительно не были поставлены. В некоторых случаях фальсифицируются публикуемые цифры, или цифры баланса так комбинируются, что не дают ясного представления о настоящем положении дела. Яркими примерами — итальянские банковские затруднения 80 — 90-х годов и история с превышением законом установленной эмиссии в России в январе 1905 г. и во Франции весной 1925 г., скрытые в искусно составленных балансах Эмиссионных банков.

Как правило, это ЦБ, наделенные правом эмиссии (выпуском в обращение ден знаков во всех формах). Эмиссионным правом гос-во наделяет обычно только один банк, поскольку предоставление права эмиссии денег всем банкам расстроило бы ден обращение страны. ЭБ располагает такими крупными средствами, какими не может располагать ни один из других банков, т.к. его пассивы - это средства бюджета и наличные средства в обращении. Это обстоятельство дает ему возможность оказывать поддержку всем остальным банкам и руководить их деятельностью. ЭБ становится центром по организации банковского дела в стране, вокруг к-го группируются все прочие банки и иные кредитные учреждения.

Характерными для ЦБ явл ф-ии:

Эмиссия и контроль ден обращения

Расчетный и резервный центр банков

Управление гос долгом и исполнение гос бюджета

Выполнение роли "кредитора последней инстанции", "банка банков"

Установление экономически обоснованных лимитов и нормативов деятельности банков, в том числе официальной ставки ЦБ по кредитам

Определение приоритетных целей ден-кредитной и валютной политики и их реализация

Проведение научных исследований

Определение правовых основ и принципов акционирования кредитно-финансовых институтов, рынков кратко- и долгосрочных кредитных операций, а также видов платежных элементов, обращающихся в стране

Формирование эффективного механизма ден-кредитного регулирования экономики

3. Прочие операции коммерческих банков

Лизинг

Долгосрочная аренда машин, оборудования и др движимого и недвижимого имущ-ва произв назначения. Но это - не обычная аренда, а специфическая, приближающая лизинг к кредиту. В отличие от аренды в нем участвуют, как правило, не 2, а 2 и более субъектов (но могут быть еще и посредники, гаранты и т.д.):

1) Пользователь (лизинговый получатель, арендатор) находит предприятие, к-е производит необходимое ему оборудование, обговаривает с ним техническую сторону дела и заключает предварительное соглашение о поставке

2) Лизингополучатель (иногда вместе с изготовителем) обращается в лизинговую компанию с просьбой купить для него это оборудование у поставщика, а затем предоставить ему во временное владение

3) Лизинговая компания, купив это оборудование и став его собственником, передает его во временное пользование арендатору за определенную плату

При отсутствии у потенциального лизингополучателя полной i о товаропроизводителях, арендатору просто выгоднее обратиться к лизинговой компании с просьбой определить поставщика необходимого ему оборудования, чем самому заниматься поисками поставщика

Þ лизинг включает отношения купли-продажи и отношения аренды. Но ключевым моментом отношений здесь является кредитная операция, а ключевой фигурой - лизинговая компания, к-я оказывает арендатору ф-услугу. Лизингодатель покупает имущ-во в собственность за полную стоимость, но не для себя, а для пользователя, к-ый получает и использует это имущ-во, периодически выплачивая соответствующие взносы Þ лизинг можно рассматривать как передачу имущ-ва во временное пользование на условиях возвратности, срочности, платности, т.е. квалифицировать как кредит в основной капитал Þ с экон точки зрения лизинг - специфический кредит, предоставляемый лизингодателем лизингополучателю в форме передаваемого в пользование имущ-ва

Факторинг и форфейтинг

Особые формы кредитования, в к-х, подобно лизингу, кредитные отношения являются лишь одной из составных частей более сложной совокупности отношений

Факторинг.

Закупка банком или специализированной факторинговой компанией ден требований поставщика к покупателю и их инкассация за опр вознаграждение

Суть - факторинговая компания (фактор-фирма) покупает у своих клиентов их платежные требования к покупателям на условиях немедленной оплаты 80-90% стоимости отфактурованных поставок и уплаты оставшейся части, за вычетом комиссионных и % за кредит в строго определенные сроки, независимо от поступления выручки от покупателей. Разумеется, поступающий затем платеж от покупателя зачисляется на счет фактор-компании

В соответствии с Конвенцией о м/а факторинге операция считается факторингом, если она удовлетворяет хотя бы двум из следующих требований:

Наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований

Ведение бухучета поставщика, прежде всего учета реализации

Инкассирование его задолженности

Страхование поставщика от кредитного риска

Клиент обязан выплатить банку вознаграждение в виде комиссионных платежей за управление счетами клиента, включая кредитный риск и факторинговый сбор. Размер комиссионного сбора (обычно 0,5-3% от общей суммы купленных счетов) зависит от торгового оборота клиента, степени риска (зависит от платежеспособности должников клиента) и объема необходимой конторской работы (зависит от количества счетов-фактур)

Кроме того, клиент уплачивает банку ссудный процент с ежедневного остатка предварительного платежа по счетам

Виды факторинговых операций :

1. Открытые или закрытые

Критерий - уведомление должника об участии в сделке факторинговой компании

2. С правом регресса или же без оного

(Регресс - обратное требование к поставщику вернуть уплаченную сумму)

3. С условием о кредитовании поставщика в форме предварительной оплаты или оплаты требований к определенной дате

Заключая факторинговое соглашение, фактор-фирма берет на себя возможный риск неплатежей со стороны покупателя. Поэтому до заключения такого соглашения она должна провести предварительную работу по изучению платежеспособности клиентов обслуживаемого ею поставщика. Для этого поставщик сообщает компании-фактору (факторинговому отделу банка) список своих покупателей и предполагаемый объем поставок товаров. Фактор-фирма проверяет платежеспособность каждого из покупателей и сообщает поставщику возможные кредитные лимиты по каждому покупателю. В рамках этих кредитных лимитов поставщик может отгружать продукцию без всякого риска

Кроме кредитных и учетно-контрольных операций фактор-компании оказывают юридические, i-, консультационные и др услуги

Форфейтинг

Форфейтинг - кредитование экспортера путем покупки векселей или др долговых требований. Это форма трансформации коммерческого кредита в банковский

Продавцом при форфейтинге обычно выступает экспортер, выполнивший свои обязательства по контракту и стремящийся инкассировать расчетные документы импортера с целью получить наличные средства. В качестве покупателя (форфетера) обычно выступает банк или спецкомпания. Покупатель (банк) берет на себя коммерческие риски, связанные с неплатежеспособностью импортеров без права регресса (оборота) этих документов на экспортера

Форфетер приобретает долговые требования за вычетом процентов за весь срок, на который они выписаны. Тем самым экспортная сделка превращается в наличную

Форфетер может хранить купленные документы у себя. В этом случае затраченные им средства рассматриваются как капиталовложения. Но он может продать их другой форфейтинговой фирме также на безоборотной основе. С наступлением срока платежа конечный держатель документов предъявляет их в банк для оплаты

Форфейтинг появился под влиянием быстрого роста экспорта дорогостоящего оборудования с длительным сроком производства, усиления конкурентной борьбы на мировых рынках и повышения роли кредита в развитии мировой торговли. Применялся он и Внешторгбанком СССР, получает постепенное развитие и в современной российской кредитной политике

Трастовые

Многие КБ принимают на себя ф-ии доверенного лица и выполняют в этой роли разнообразные операции для своих индивидуальных и корпоративных клиентов. Основные категории трастовых услуг для ф/л:

1 Распоряжение имущ-вом после смерти владельца

Должна быть составлена подробная опись имущ-ва, уплачены долги, а оставшаяся сумма распределена между наследниками согласно закону

2 Управление имущ-вом на доверительной основе и попечительство

Управление имущ-вом в форме траста может иметь различную правовую основу: завещание, специальное соглашение, распоряжение суда. Виды трастов, находящихся в управлении банков, весьма разнообразны:

Пожизненный : учреждается лицом по договоренности с банком. Например, клиент переводит деньги в доверительное управление банку, поручая ему выплачивать доход в течение его жизни, а после смерти передать капитал наследникам

Страховой : возникает, если клиент назначает банк доверенным лицом по страховому полису и поручает ему выплачивать доход своей жене после его смерти и передать сумму полиса детям после смерти жены

Корпоративный : учреждается в форме имущ-ва, закладываемого в банке в обеспечение выпуска облигаций компании

Траст в пользу наемных служащих

а) В форме пенсионного фонда

Предприниматель вносит деньги по утвержденной схеме в фонд, находящийся в управлении банком, для выплат сотрудникам по достижении пенсионного возраста. Если работники вносят деньги в фонд, то он называется пенсионным трастом с участием, если нет - без участия

б) В плане участия в прибылях

Предприниматель переводит часть прибыли в траст-фонд, открытый в банке для последующего распределения взносов и последующих доходов от фонда в пользу работников компании по достижении пенсионного возраста или на другую дату

3 Агентские функции

Отличаются от траста тем, что в случае траста доверенное лицо получает юридическое право на распоряжение собственностью, а при агентских отношениях право остается у собственника. Заключаются в следующем:

Хранение ценностей в сейфе

Хранение имущ-ва с активными ф-иями : банк покупает и продает ценности, получает по ним доход, действуя согласно инструкциям принципала

Управление : банк выполняет все ф-ии хранителя имущ-ва и активно управляет собственностью, например анализирует состояние портфеля ц/б, дает рекомендации и предлагает способы инвестирования капитала и т. д. Если в ведение банка сдается реальная собственность, банк может сдавать ее в наем, эксплуатировать в соответствии с инструкциями принципала

Банки выполняют агентские функции и для фирм:

Агент по трансферту : банк выполняет для корпорации операции по передаче права собственности на акции и именные облигации от одного владельца к другому

Регистратор акций : банк ведет учет выпущенных ц/б, чтобы не допустить их чрезмерной эмиссии, что карается законом

Банк выполняет роль депозитария ценностей во время ф-реорганизаций

Банк берет на себя ф-ии агента по выплате дивидендов по акциям и процентов (а также погашению основного долга) по облигациям компании

Траст-отдел банка предоставляет многочисленные услуги и ф-консультации индивидуальным распорядителям, опекунам и администраторам, управляющим чужим имущ-вом на доверительной основе

Операции с ценными бумагами

Инвестиционный портфель банка строго структурируется законом. Это означает, что гос-во устанавливает норму процента, согласно которой опр часть (до 90%) должна состоять из ц/б гос-ва, остальная - частных предприятий. Первичное размещение всех видов ц/б прав-ва происходит в порядке аукционной продажи, где в первую очередь удовлетворяются заявки, предлагающие наивысшую цену (ставку). Вторичное обращение происходит на внебиржевом рынке. Рынок создает группа дилерских фирм, ведущих активные операции по покупке и продаже гос обязательств. В условиях экономического спада прав-во через ЦБ старается стимулировать хоз активность и покупает у дилеров гос обязательства, увеличивая их резервные счета. В условиях инфляционного бума гос-во продает дилерам свои обязательства и тем сокращает их ликвидность. Корпоративные облигации в гораздо большей степени, чем гос подвержены риску неплатежа. Банки покупают только высококлассные бумаги в соответствии с оценкой кредитными агентствами связанного с ними риска

Различают два вида инвестиционной политики банка:

Пассивная : характеризуется равномерным распределением инвестиций между выпусками разной срочности, чтобы обеспечить хорошую доходность и ликвидность

Агрессивная : этой стратегии придерживаются крупные банки, имеющие большой портфель инвестиционных бумаг и стремящиеся к получению max дохода от этого портфеля.

Банк эмиссионный (issuing house) –

  1. в широком смысле – банк, выпускающий в оборот в безналичной или наличной (банкноты) формах, а также другие средства платежа (переводные или ). В современных банковских системах практически все банки, осуществляющие кредитование юридических и физических лиц, являются эмиссионными, поскольку посредством увеличивают ;
  2. в узком смысле – банк, которому государство предоставило право выпускать в обращение наличные деньги и изымать их из обращения. В современных банковских системах мира монопольное право выпуска в обращение наличных денег закрепляется (в США – ). На них же возлагается обязанность поддерживать устойчивость национальной валюты, осуществляя денежно-кредитное регулирование. Обычно на эти банки возлагается руководство кредитной системой страны, они ведут финансовые операции правительства, хранят временно свободные средства и кредитных организаций, являются для них . Банк эмиссионный осуществляет эмиссионные операции (см. ), используя свои резервные фонды банковских билетов и металлические монеты и оборотные кассы. При выпуске денег в обращение наличные деньги передаются из резервного фонда в оборотную кассу, при изъятии денег – из оборотной кассы в резервный фонд.

Эмиссионный банк — эмиссионный институт, наделенный монопольным правом , как правило, центральный (национальный) банк страны. В функции эмиссионного банка входит , и , хранение официальных . В Украине единственным эмиссионным банком является .

В подавляющем большинстве государств эмиссионный банк — один. Из наиболее крупных государств только в США существуют 12 эмиссионных банков, входящих в Федеральную резервную систему и представляющих собой, применительно к эмиссионной операции, фактически единый эмиссионный банк.

Первоначально эмиссионные банки представляли собой банки, мобилизующие средства для активных операций путем выпуска (банковских билетов), разменных по первому требованию всякого предъявителя на имеющую хождение полноценную монету (золото, серебро). В настоящее время эмиссионные банки представляют собой центральные банки государств, обладающие монопольным правом выпуска банкнот в качестве заменителей денежных знаков ().

Понятие эмиссионного банка

Определение 1

Эмиссионный банк иначе называется банком-эмитентом, так как он выпускает, т. е. эмитирует в обращение определенные денежные знаки, ценные бумаги, платежные и расчетные документы.

Эмиссию денег в нашей стране осуществляет Центральный Банк, ценные бумаги выпускают коммерческие банки.

Выпускаемые банком банковские карты в течение всего срока действия являются собственностью банков-эмитентов, держатель карты является лишь ее пользователем.

Замечание 1

Банк-эмитент также признается таким банком, который действует по поручению плательщика об открытии аккредитива. Банк обязуется производить платежи получателю средств, оплачивать, акцептовать или учитывать переводные векселя, выдавать полномочия другому банку производить платежи или оплачивать, учитывать, акцептовать переводный вексель.

Правом эмиссии, как правило, наделяются Центральные банки. В нашей стране Центральный Банк Российской Федерации занимается выпуском денежных знаков в обращение.

Эмиссионным правом государство наделяет единственный банк, так как предоставлять право эмиссии всем банкам является не целесообразным.

В распоряжении эмиссионного банка находятся крупные средства, которыми не может располагать никакое предприятие или другой банк. Пассивы банка представляет собой средства бюджета и наличность в обращении, что дает ему возможность поддерживать все остальные банки и контролировать их деятельность.

Эмиссионный банк представляет собой центр по организации банковского дела в государстве. Вокруг эмиссионного банка сформированы все прочие банки и кредитные организации.

Функции и роль эмиссионного банка

Для Центрального Банка характерными являются несколько функций:

  • выпуск денег и контроль денежного обращения,
  • осуществление роли расчетного и резервного центра для других банков,
  • управление долгом государства и исполнение его бюджета,
  • исполнение роли «банка банков» или «кредитора последней инстанции».

Также Центральный Банк в нашей стране устанавливает экономически обоснованные лимиты и нормативы работы других банков, включая официальную ставку Центробанка по кредитам.

Центральный банк определяет цели денежной, валютной, кредитной политики, а также отвечает за их реализацию.

Центральным банком проводятся научные исследования, определяются правовые основы и принципы акционирования кредитных и финансовых учреждений, ведение долгосрочных и краткосрочных кредитных операций, видов платежных средств, которые обращаются в государстве.

С помощью эмиссионного банка формируется эффективный механизм денежного и кредитного функционирования всей экономики.

Происхождение и история эмиссионного банка

Замечание 2

Основная операция любого эмиссионного банка представлена выпуском банкнот. Постепенно сосредоточение этой операции стало находиться в руках единственного эмиссионного банка государства.

В странах, в которых капитализм возникает раньше, тенденции концентрации эмиссии банкнот проявились быстрей.

К примеру, Английский банк становится главным эмиссионным банком в первой половине 19 века. Во Франции в 1848 году единым эмиссионным банком становится Французский банк.

Первые шаги унифицировать банкноты в обращение в Соединенных Штатах Америки были сделаны в 1860 гг.

Германия учредила в 1875 году главный эмиссионный банк, что являлось следствием позднего создания централизованного государства.

Япония перешла к единому эмиссионному банку в 1882 году, а Россия в 1897 году.

Концентрацию эмиссии банкнот можно объяснить, в первую очередь, тем, что развитые товарные отношения при капитализме и создание единого национального рынка потребовало формирование устойчивого денежного обращения.

Помимо этого, в ходе развития капитализма, при переходе к машинной стадии, коммерческие учреждения получают вклады промышленных предприятий в качестве источника средств. В этом процессе они могут совершать другие операции, кроме выпуска банкнот.

В дальнейшем происходит специализация банковского дела, то есть эмиссионный банк постепенно сосредоточил свою деятельность на выпуске банкнот и кредитовании государства и иных банков.

Коммерческие банки сконцентрировались на предоставлении кредитов и ведении расчетов между торговыми и промышленными компаниями.

Если рассматривать эпоху домонополистического капитализма, эмиссионный банк можно было представить в виде смеси частного и государственного банка. Чаще всего акции данного банка находились у частных лиц, но руководители данных банков назначались государством.

Государство осуществляло контроль деятельности эмиссионного банка. При появлении частных капиталистических предприятий, в большей степени свое развитие получили Французский и Английский банк, в которых руководство избиралось с помощью акционеров.

При наступлении эпохи империализма финансовая олигархия напрямую или косвенным образом завладела контролем эмиссионными банками. При наступлении общего кризиса капитализма, что было обусловлено второй мировой войной, всё большее количество эмиссионных банков становилось государственными, их контроль происходил через финансовую олигархию.

После войны происходит национализация эмиссионных банков в Англии и Франции. Это вызвало обострение общего кризиса, включая борьбу масс против финансовой олигархии.

При этом руководство национализированными эмиссионными банками по-прежнему остается в руках магнатов финансового капитала, так как государственный строй не поменялся.

Кроме этого, бывшие банковские акционеры получили большие компенсации за свои акции. По этой причине в империалистических государствах суть эмиссионных банков состояла в том, что они представляли собой орудие в руках финансовой олигархии, являющейся основной формой проявления государственного и монополистического капитализма.

Замечание 3

После распада колониальной системы многие развивающиеся государства освобождаются от зависимости и создают эмиссионный банк в качестве важной части государственного регулирования народного хозяйства.

Эмиссионный банк представляет собой важную основу достижения экономической независимости государства.

Новое на сайте

>

Самое популярное