Для повышения эффективности производства необходимо резко сократить I использование ручного труда, прежде всего путем комплексной механизации. I Это в наибольшей мере относится к строительству, где объем ручного труда еще довольно значителен. И именно с позиций повышения уровня механизации рас — (смотрена технология производства строительных работ в этом учебнике.
Настоящий учебник написан в соответствии с программой курса «Технология строительного производства» для высших учебных заведений по специальности «Промышленное и гражданское строительство», утвержденной Методическим управлением Министерства высшего и среднего специального образования СССР.
— Изложение курса базируется на логической взаимосвязи и последовательности изучения фундаментальных общеобразовательных и специальных инженерных дисциплин.
В связи с этим студенты изучают технологию строительного производства после ■ изучения курсов «Строительные материалы», «Строительные машины», ‘ «Архитектура и конструкции промышленных и гражданских зданий». Содержание и направленность курса технологии строительного производства изучаются в соответствии с задачами, вытекающими из решений XXVI съезда КПСС, касающихся повышения технологического уровня, эффективности и качества капитального строительства в "стране. Далее изучается курс «Организация, планиро — ванне, управление и экономика строительства».
|Г В учебнике комплексно рассмотрены строительные процессы при возведении яканий и сооружений, основывающиеся на технологической последовательности, обеспечивающей максимальную эффективность производства и высокое качество §Ибот.
Учебник состоит из предисловия, введения и 14 глав.
Во введении приводятся*основные постановления ЦК КПСС и Советского правительства в области совершенствования капитального строительства -важнейшей отрасли народного хозяйства. Сформулированы задачи технологии стро — . ‘ ительного производства как науки, проанализирована специфика ее развития за і 65 лет Советской власти. В первой главе изложены основные положения технологии строительного производства: содержание и структура строительных процессов, их трудовые ресурсы, материальные элементы и технические средства, индустриализация строительного производства, строительные нормы и правила, обеспечение качества продукции и охрана труда в строительстве. Во второй главе рассмотрены основы проектирования технологических процессов, в третьей приведены состав работ и методы инженерной подготовки площадки к строительству. В четвертой главе характеризуются процессы транспортирования строительных грузов в промышленном и гражданском строительстве, приведены технологические требования к строительному транспорту, изложены механизированные методы выполнения погрузочно-разгрузочных работ. В главах с пятой по тринадцатую рассмотрены теоретические основы и современные прогрессивные методы выполнения всех основных видов строительных процессов, необходимых при возведении, а в главе четырнадцатой-при реконструкции (расширении)
‘ промышленных и гражданских зданий и сооружений. Значительное внимание в главах уделено выполнению строительных процессов в экстремальных условиях (при отрицательных температурах, в районах с сухим и жарким климатом, с вечномерзлыми грунтами и др.).
Знание теоретических положений и прогрессивных методов выполнения строи*, тельных процессов обеспечит студентам в дальнейшей практической деятельности’ возможность проектирования и организации высокоэффективных технологических процессов с учетом их динамичности и многофакторности.
Введение и глава I написаны докторами техн. наук, профессорами С. С. Атае вым, Н. Н. Даниловым, Б. В. Прыкиным, проф. Т. М. Штолем; глава II — Б. В. Прыкиным; главы III, IV-Н. Н. Даниловым и Т. М. Штолем; главы V- VII - Н. Н. Даниловым; глава VIII ■- Н. Н. Даниловым и Т. М. Штолем; глава IX - Т. М. Штолем при участии канд. техн. наук, доц. В. Д. Копылова; главы X, XI - С. С. Атаевым; глава XII - Т. М. Штолем, глава XIII - Н. Н. Даниловым при участии инж. М. П. Зимина; глава XIV-канд. техн. наук, доц. Э. В. Овчинниковым.
Авторы выражают благодарность коллективу кафедры «Технология строительного производства» Ленинградского инженерно-строительного института (заведующий кафедрой - проф. В. А. Евдокимов) и заведующему кафедрой Горьковского иижеиерно-строительиого института им. В. П. Чкалова проф. С. И. Копьеву за полезные советы, данные при рецензировании рукописи учебника.
Капитальное строительство - одна из важнейших отраслей материального производства. Основной задачей капитального строительства является обеспечение расширенного воспроизводства основных фондов страны на базе научно — технического прогресса для удовлетворения постоянно растущих материальных, и духовных потребностей советских людей.
К капитальному строительству относятся новое строительство, расширение, реконструкция или техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений. !
К новому строительству (новостройкам) относится строительство предпрйя-! тия, здания и сооружения, осуществляемое на новых площадках по первоиачаль-1 но утвержденному проекту. Если проект пересматривается в период строительства до ввода в действие мощностей, обеспечивающих выпуск основной конечной I продукции, продолжение строительства предприятия, здания и сооружения по! измененному проекту также ОТНОСИТСЯ К новому строительству. ‘!
Расширение действующего предприятия - это строительство по новому про-1 екту вторых и последующих очередей действующего предприятия, дополнитель-1 ных или новых производственных комплексов и производств либо расширен! существующих цехов основного производственного назначения со строительством новых или увеличением пропускной способности действующих вспомогательн { и обслуживающих производств, хозяйств и коммуникаций на территории дейст-1 вующего предприятия или примыкающих к ней площадках. |
Реконструкция действующего предприятия - полное или частичное переобоЗ рудоваиие или переустройство производства без строительства новых н расшире і иия действующих цехов основного производственного назначения. При необход; f МОСТИ могут быть построены новые И расширены действующие объекты ВСПОМІ і
гательного н обслуживающего назначения с заменой морально устаревшего в физически изношенного оборудования, механизированы и автоматизированы про — изводства, устранены диспропорции в технологических звеньях и вспомогательных службах.
К реконструкции действующего предприятия относится также строительство ‘ новых цехов и объектов той же мощности (производительности, вместимости) или " мощности, соответствующей объему выпуска конечной продукции предприятия, вместо ликвидированных цехов и объектов того же назначения, дальнейшая эксплуатация которых по техническим и экономическим условиям признана нецелесообразной.
Техническое перевооружение действующего предприятия - осуществление мероприятий (без расширения имеющихся производственных площадей) по повышению до современных требований технического уровня производства.
Одной нз систем капитального строительства является строительное производство - совокупность производственных процессов, осуществляемых непосредственно на строительной площадке, включая строительно-монтажные и специальные процессы в подготовительный и основной периоды строительства.
Конечным результатом выполнения совокупности строительных процессов является строительная продукция, под которой следует подразумевать отдельные части строящихся объектов и законченные здания и сооружения.
В народнохозяйственных планах под строительной продукцией подразумевают введенные в эксплуатацию промышленные предприятия и цехи, жилые дома, здания общественного назначения и другие вновь построенные и реконструированные объекты’.
Строительное производство в свою очередь объединяет две подсистемы - технологию строительного производства и организацию строительного производства, каждая из которых имеет свою сущность и научные основы*. »
Технология строительного производства - это наука о методах выполнения строительных процессов, обеспечивающих обработку строительных материалов, полуфабрикатов и конструкций с качественным изменением их состояния, физикохимических свойств, геометрических размеров с целью получения продукции заданного качества. При этом понятие «метод» включает в себя принципы выполнения строительных процессов, базирующиеся на различных способах воздействия (физических, химических, механических и др.) на предмет труда (материальные элементы строительных процессов), с использованием эффективных орудий труда (технических средств строительных процессов).
Таким образом, технология строительного производства является материально-технической составляющей строительного производства и решает вопросы, как н чем выполнять строительные процессы.
Строительное производство в Советском Союзе развивается на индустриальной основе - в направлении превращения строительного производства в комплексно-механизированный процесс монтажа зданий и сооружений из унифицированных элементов заводского изготовления.
Слова «комплексная механизация строительного производства» обозначают процесс выполнения строительно-монтажных работ с помощью комплектов машин, н средств малой механизации. Дальнейшее совершенствование механизации строительно-монтажных работ возможно при использовании высокопроизводитель— у * Организацию строительного производства изучают в соответствующем учебном курсе.
‘W*X машин и внедрении автоматических устройств и приборов, позволяющих — Ивлностью высвободить или максимально облегчить физический труд при управ — 4&ии машинами и контроле за их работой. В результате сокращаются сроки выпуска и улучшается качество строительной продукции.
■ Свидетельством большого мастерства и трудолюбия строителей являются многочисленные архитектурные памятники и инженерные сооружения прошлого, при создании которых применялась примитивная-строительная техника. В дореволюционной России самые тяжелые и трудоемкие работы (например, разработка грунта, перевозка материалов, приготовление растворной и бетонной смесей) выполнялись, как правило, вручную. В то время постоянные кадры строителей отсутствовали, а широко применяли труд рабочих-сезонников, находившихся в тяжелой зависимости от предпринимателей-подрядчиков.
Уже в первые годы Советской власти, особенно после окончания гражданской войны, наше государство уделяло большое внимание вопросам совершенствования строительного производства. Вначале совершенствование строительного производства шло путем улучшения организации труда рабочих и создания рациональных приспособлений и инвентаря/ так как развитие механизации сдерживалось из-за недостатка строительных машин:
В годы довоенных пятилеток строителям отводилась ведущая роль в осуществлении планов’ народного хозяйства, предусматривающих социалистическую индустриализацию страны. В процессе строительства крупных промышленных предприятий, мощных электростанций, городов, железных дорог и других сооружений были созданы постоянные кадры строителей, возникли и укрепились строительные организации, оснащенные механизмами и транспортвыми средствами, имеющие собственную индустриальную базу.
Большое значёние для совершенствования строительного производства имело постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от И февраля 1936 г. «Об улучшении строительного дела и об удешевлении строительства». В этом важнейшем директивном документе были намечены пути дальнейшего развития строительства йа основе перехода на механизацию производства строительных работ.
Большие успехи были достигнуты в создании и внедрений методов производства строительных работ при отрицательных температурах, что позволило перейти от сезонного к круглогодичному строительству.
Великая Отечественная война потребовала от строителей напряженного труда на строительстве оборонительных сооружений и при перебазировании промышленных предприятий на Восток страны. В крайне тяжелых условиях, в малообжитых районах с суровым климатом, в короткие сроки были построены и введены в действие многие предприятия оборонного значения, продукция которых сыграла большую роль в победе советского народа. Важно отметить, что и в тяжелые годы войны продолжалось совершенствование методов производства строительно-монтажных работ. Строители разрабатывали и применяли новые приспособления и средства механизации, оправдавшие себя на строительстве новых и восстановлении разрушенных промышленных предприятий и жилых комплексов.
В начале послевоенного периода наряду с восстановительными работами велось н новое строительство, позволившее продолжать наращивать, промышленный потенциал нашей страны и повышать материальное благосостояние советского народа.
В последующие годы Коммунистическая партия Советского Союза прннима-
*т решение о повсеместном переходе на индустриализацию строительного производства иа основе широкого применения сборного бетона и железобетона.
Основополагающими документами в развитии индустриальных методов строительства являются постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1954 г. «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства» и от 23 августа 1955 г. «О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства».
Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г. «О совершенствовании планирования капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства» и -«О мерах по улучшению качества жилищно-граждаиского строительства» ознаменовали новый этап в развитии и совершенствовании строительного дела, в устранении недостатков, в использовании машин и механизмов, повышении производительности труда строительных рабочих и обеспечении высокого качества стровтельио — моитажиых работ.
В созданной под руководством Коммунистической партии Советского Союза строительной индустрии в настоящее время трудится многомиллионный отряд строителей, накопивший большой опыт возведения самых разнообразных зданий и сооружений. Строительные организации имеют мощную производственную базу и оснащены высокопроизводительными строительными и транспортными машинами и механизмами,.
В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до -1990 года определен новый крупный этап в создании материально-технической базы коммунизма, развитии общественных от-< ношений, формировании нового человека: «В восьмидесятые годы Коммунистическая партия будет последовательно продолжать осуществление своей экономической стратегии, высшая цель которой-неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для. всестороннего. развития личности на основе дальнейшего повышения эффективности всего’общественного производства, увеличения производительности труда, роста социальной и трудовой активности советских людей».
Поэтому главной задачей одиннадцатой пятилетки" является обеспечение дальнейшего роста благосостояния советских людей иа основе устойчивого, поступательного развития народного хозяйства, ускорения научно-технического прогресса и перевода экономики иа интенсивный путь, развития, более рациональное использование производственного потенциала страны, всемерная экономия всех видов ресурсов и улучшение качества работы.
С этой целью предусмотрено в одиннадцатой пятилетке увеличить национальный доход на 18-20%, выпуск промышленной продукции -иа 26-28%, реальные доходы на душу населения - иа 16-18%, среднегодовое производство сельскохозяйственной продукции - иа 12-14% и построить жилые дома общей площадью 530-540 млн. м2.
Масштабы и темпы экономического развития страны во многом определяются темпами и качеством строительства. Капитальные вложения в народное хозяйство за пять лет возрастут иа 12-15%). На XXVI съезде КПСС было отмечено, что для повышения качества капитального строительства и эффектввности капвталь — ных вложений основное внимание должно быть уделено обеспечению своевременного ввода в действие основных фондов и производственных мощностей, концентрации средств и ресурсов на важиейшвх стройках, направлению капитальных
’ і иї в первую очередь на реконструкцию и техническое перевооружение пСТвуюіцих предприятий и на завершение ранее начатых строек, сокращению Сроков строительства, улучшению проектно-сметного дела, строительству по наиболее прогрессивным и экономичным^’проектам. Предусмотрено осуществление мероприятий по значительному сокращению затрат ручного труда в строительстве, Оснащению’ строителей высокопроизводительными машинами, средствами малой механизации, по дальнейшему повышению уровня индустриализации строительного производства и степени заводской готовности строительных конструкций и деталей, по более полному использованию местных строительных материалов. В общем объеме жилищного строительства предусмотрено увеличить долю крупнопанельных и объемно-блочных домов. Труд строителей будет оцениваться не по объему освоенных средств, а по конечному результату - полностью и в срок завершенным и сданным заказчику объектам.
Намеченные партией мероприятия должны обеспечить за пятилетие повышение производительности труда в строительстве на 15%.
Технология монолитного бетона и железобетона
1980
СКАЧАТЬ ФАЙЛ НА GOOGLE.ДИСК
СКАЧАТЬ ФАЙЛ НА ЯНДЕКС.ДИСК
Книга состоит из пяти разделов и посвящается студентам и инженерно-техническим работником проектных организаций и железобетонных производств.
Первый раздел посвящен опалубочным работам. Приводится классификация опалубки по материалам, по конструкции и другим параметрам. Описана технология изготовления крупно-щитовой, крупноблочной, объемно-перестановочной и скользящей опалубок. Подробно рассказывается об опалубках-облицовках, рассмотрены их преимущества и недостатки.
Во втором разделе рассказывает о арматурных работах, описаны различные виды арматуры, включая неметаллическую арматуру. Приводится классификация арматурной стали. Подробно изложена технология изготовления арматуры. Подробно описывается монтаж арматурных изделий, такелажные работы, транспортировка и складирование. Традиционна освещены вопросы контроля, приемке, охраны труда и технике безопасности.
В третьем разделе рассматриваются особенности бетонных работ, начиная с приготовления бетонных смесей, транспортировкой и кончая бетонированием различных конструкций. Подробно рассмотрены особенности бетонирования различных конструктивных элементов (колонн, балок, перекрытий и т.д.), а также бетонирование в скользящей опалубке. Подробно изложены специальные методы бетонирования, например, торкретирование и т.д. Затронуты вопросы выполнения бетонных работ в условиях жаркого и холодного климата.
Четвертый раздел посвящен выполнению бетонных работ при низких температурах (в зимнее время). Рассмотрены особенности выполнения работ, а также методы, применяемые для прогрева бетона. Подробно рассмотрены электро-прогрев, тепловой прогрев, добавление специальных добавок и другие методы.
В пятом разделе описывается общая организация работ. Большое внимание оказано правильному выбору опалубки, строительной техники, организации поточного производства. Даются рекомендации по выполнению геодезического контроля и контроля качетсва.
Из таблицы 12 видно, что наиболее эффективным методом при разработке грунтов в зимних условиях является предохранение их от промерзания, то есть лучше предупредить промерзание, чем бороться с его последствиями.
Однако в строительной практике по разным причинам не всегда удается своевременно защитить грунт от мороза и приходится иметь дело с промороженным грунтом. В этой ситуации, как видно из таблицы 12, более эффективным является рыхление грунта различными способами, чему обычно и отдается предпочтение на практике, как у нас, так и в других странах со схожими климатическими условиями. В большинстве случаев такое решение оправдано, так как при выборе способа решающими факторами являются трудоемкость и стоимость разработки грунта.
При выполнении в зимних условиях обратной засыпки пазух зданий и траншей с коммуникациями необходимо учитывать требования Строительных норм и правил. СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты» определяет, что грунт для обратной засыпки должен быть немерзлым. Для выполнения этого требования в зимних условиях разрыхленный мерзлый грунт приходится удалять со строительной площадки, а обратную засыпку производить привозным талым грунтом (как правило, песком), что приводит к значительному увеличению стоимости работ. С учетом этого фактора при больших объемах работ более экономичным является оттаивание грунта одним из приемлемых способов и его использование для обратной засыпки.
Из вышеизложенного следует, что во избежание удорожания стоимости строительства выбор метода разработки грунта в зимних условиях должен осуществляться на основе сравнения технико-экономических показателей разных вариантов. При этом предпочтение целесообразно отдавать предохранению грунта от промерзания. В случае же, если грунты промерзли, при выборе наиболее экономичного варианта следует учитывать требования к обратной засыпке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. СНиП 3.01.01-85*. Организация строительного производства. – М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1990. – 56 с.
2. СНиП 3.02.01-87. Земляные сооружения, основания и фундаменты/ Госстрой России. – М.: ГУП ЦПП, 2003. – 124 с.
3. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Ч. 1. Общие требования/ Госстрой России - М.: ГУП ЦПП, 2001. - 43 с.
4. СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Ч. 2. Строительное производство/ Госстрой России - М.: ГУП ЦПП, 2002. - 58 с.
5. Белецкий Б.Ф. Технология строительного производства: Учебник для вузов/ Б.Ф. Белецкий – М.: АСВ, 2001. – 415 с.: ил.
6. Добронравов С.С. Строительные машины и основы автоматизации: Учебник для вузов/ С.С. Добронравов, В.Г. Дронов. – М.: Высшая школа, 2001. – 575 с.
7. Доценко А.И. Строительные машины и основы автоматизации: Учебник для вузов/ А.И. Доценко. – М.: Высшая школа, 1995. – 400 с.
8. Евдокимов В.А. Повышение качества производства работ нулевого цикла в условиях Севера В.А. Евдокимов, Г.М. Бадьин. – Л.: Стройиздат, 1984, – 152 с.
9. Земляные работы: Справочник строителя/ Л.В. Гриншпун, А.В. Карпов, М.С. Чиненков, А.П. Чумаганов/ Под ред. Л.В. Гриншпуна. - М.: Стройиздат, 1992. - 352 с.:ил.
10. Машины для земляных работ: Учебник для вузов/ Д.П. Волков, В.Я. Крикун, П.Е. Тотолин и др./ Под ред. Д.П. Волкова. – М.: Машиностроение, 1992. – 448 с.
11. Технология строительного производства в зимних условиях/ Под ред. В.А. Евдокимова. - Л.: Стройиздат, 1984. - 264 с.
12. Технология строительных процессов/ А.А. Афанасьев, Н.Н. Данилов, В.Д. Копылов и др./ Под ред. Н.Н. Данилова, О.М. Тереньтьева. - М.: Высшая школа, 1997. – 464 с.
1. Спиридонов Э.С., Призмазонов A.M., Акуратов А.Ф., Шепитько Т.В. Технология железнодорожного строительства./ Пол род A.M. Призмазанова, Э.С. Спиридонова. М.: Желдориздат, 2002. - 631с.
2. Добронравов С.С., Дронов В.Г. Строительные машины и основы автоматизации. - М.: Высш. шк., 2001. - 575с.
3. Железнодорожное строительство. Технология и механизация. / Под ред. С.П. Першина. - М.: Транспорт, 1991. - 399с.
4. Ищенко И.И. Монтаж стальных и железобетонных конструкций. - М.: Высш. шк., 1991. -287с.
5. Технология строительных процессов./ Под ред. Н.Н. Данилова, О.М. Те-рентьева. М.: Высш.шк., 2001.- 464 с.
6. ВСН 186-75 Технические указания по технологии сооружения железнодорожного земляного полотна. М.: ОРГТРАНССТРОЙ, 1975. - 366 с.
7. СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм. М.: Минстрой России, ГП ЦПП, 1996.-20с.
8. ЕНиР Сборник 2, выпуск 1 Земляные работы. М.: Стройиздат, 2000.-224 с.
9.ЕНиР Сборник 13 Расчистка трассы линейных сооружений от леса. М.: , Стройиздат, 1987.-31 с.
10. ЕНиР Сборник 4, выпуск 1 Монтаж сборных и устройство монолитных железобетонных конструкций. Здания и промышленные сооружения. М.: ГУПЦПП, 2000.-64 с.
11. Призмазонов A.M. Организация и технология возведения железнодорожного земляного полотна,/ Уч. пособ. М.: ГОУ «УМЦ по образованию на ж/д тр-те», 2007. - 396 с.
12. Ялтанец И.М. Разработка пород гидромониторами и землесосными снарядами. М.: Горная книга, 2006. - 512 с.
13. Добронравов М.С. Строительные машины и оборудование. М.: Высшая школа, 2006.-584 с.
14. Ялтанец И.М. Справочник по гидромеханизации открытых горных работ. М.: Горная книга, 2008. - 421 с.
15. Луцкий С.Я., Шепитько Т.В., Токарев П.М., Дудников А.Н. Строительство путей сообщения на Севере. М.: ЛАТМЭС, 2009. - 286 с.
*Вся литература данного перечня имеется в библиотеке университета, п.6 - на кафедре.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Технология, механизация и автоматизация путевых работ. / Под ред. Э.В. Воробьева, К.Н. Дьякова. М.: Транспорт, 1996. - 375 с.
2. Данилов Н.Н., Булгаков С.Н., Зимин Н.П. Технология и организация строительного производства. М.: Стройиздат, 1988. - 752 с.
3. Евдокимов В.А. Механизация и автоматизация строительного производства. Л.: Стройиздат, Ленинград, отд-ние, 1985. - 195 с.
4. Железнодорожное строительство. Технология и механизация./ Пол ред. С.П. Першина; М Гранспорт. 1982. - 407 с.
5. Машины для земляных работ./ Иол ред. Н.Г.Гвркави. М.: Высш. школа. 1982. - 335с.
6. Строительство вторых путей. / Под ред. Ф.Г. Соколова. М: Транспорт, 1975. - 264 с.
7. Карты трудовых процессов строительного производства (КТТГ). Монтаж сборных железобетонных элементов крупнопанельных жилых домов. М. Стройиздат, 1985. - 80 с.
8. КТП Монтаж сборных железобетонных элементов каркасных промышленных зданий. М.: Стройиздат, 1985. - 82 с.
9. Справочник строителя. Земляные работы./ Под ред. А.К. Рейша. М.: Стройиздат, 1981.-320 с.
10. Справочник строителя. Земляные работы./ Под ред. Л.В.Гриншпуна. М.: Стройиздат, 1992. - 352 с.
11. Технология возведения зданий и сооружений./ Под ред. В.И. Теличснко. А.А. Лапидуса, О.М. Терентьева. М.: Высш. шк., 2001. - 320 с.
12. Игнатов А.П. Погрузочно-разгрузочные машины на железнодорожном транспорте. М.: УМК МПС России, 2002. - 384 с.
13. Справочник строителя. Каменные конструкции и их возведение./Под ред. С.А.Воробьева, В.А.Камейко, И.Т.Котова. М.: Стройиздат, 1989. - 221 с.
14. Доценко А.И. Строительные машины и основы автоматизации. М.: Высш.шк., 1995. - 400 с.
15. Справочное пособие по строительным машинам (СП) Общая часть. М.: Стройиздат, 1991. - 176 с.
16. СП Машины для земляных работ. М.: Стройиздат, 1982 .СП Машины для гидромеханизации земляных работ. М.: Стройиздат, 1982
17. СП Машины для гидромеханизации земляных работ. – М.: Стройиздат, 1982.
18. СП Машины грузоподъемные для строительно-монтажных работ. М.: Стройиздат, 1993.-244 с.
19. СП Машины и оборудование для бетонных и железобетонных работ. М.: Стройиздат, 1982
20. СП Машины для транспортирования строительных грузов. ML: Стройиздат, 1982
21. СП Машины для отделочных работ. М.: Стройиздат, 1982
22. Бычков А.И., Кабанова В.Н. Руководство к курсовому проектированию производства земляных работ при сооружении земляного полотна железных дорог нормальной колеи. Свердловск.: Изд. УЭМИИТ, 1987. - 91 с.
23. Бычков А.И. Производство монтажных и железобетонных работ. Методические указания к курсовому проектированию. Свердловск.: Изд. УЭМИИТ, 1989.-45 с.
24. Методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов к лабораторным работам по дисциплине «Технология, механизация и автоматизация железнодорожного строительства». Екатеринбург. Изд. УрГУПС, 2000. - 20с.
25. Вспомогательные материалы к курсовому и дипломному проектированию. Технология и механизация железнодорожного строительства. Часть I - IV. Екатеринбург. Изд. УрГУПС, 2001.
26. Методические указания к курсовому и дипломному проектированию. Выполнение земляных работ способами гидромеханизации. Часть 1. Екатеринбург.: Изд. УрГУПС, 2002. - 24 с.
27. Организация, планирование и управление железнодорожным строительством./ Учебник для Военно-транспортного университета Железнодорожных войск РФ. СПб.: ООО «Вит-принт», 2004. - 485 с.
28. Ялтанец И.М. Переработка горных пород с использованием средств механизации. М.: Горная книга, 2008. - 312 с.
29. Скутина О.Л. Тихонов П.М. Технология и механизация железнодорожного строительства. Разработка проекта производства земляных работ. Часть 1. Проект производства работ при сооружении земляного полотна железной дороги нормальной колеи. Екатеринбург.: Из-во УрГУПС, 2011. - 64 с.
30. Скутина О.Л. Громов И.Д. Технология и механизация железнодорожного строительства. Разработка проекта производства земляных работ. Часть 2. Сборник справочно-вспомогательных материалов: Из-во УрГУПС, 2011. - 87 с.
31. Скутина О.Л. Громов П.Д., Окишева О.А. Технология и механизация железнодорожного строительства. Разработка проекта производства земляных работ. Часть 3. Разработка технологических карт производства работ при сооружении земляного полотна железных дорог. Екатеринбург: Из-во УрГУПС, 2011.-42 с.
32. Сотников Л.С. Проектирование производства земляных работ на участке строительства железной дороги.: Учеб. пособ. - М: РГОТУПС, 2002. - 76 с.
* Вся литература данного перечня имеется в библиотеке университета, л. 7,8,10 - на кафедре.