Домой Россельхозбанк Иностранные инвестиции в экономике. Иностранные инвестиции в россии

Иностранные инвестиции в экономике. Иностранные инвестиции в россии

Экономическая жизнь индустриальной России во многом определяется оборотом промышленного капитала, связанного с инвестиционным циклом. Помимо внутренних инвестиций, являющихся основным мотором инвест-цикла, Россия с конца 1980-х гг. пытается активно использовать и иностранные инвестиции (ИИ).

Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства.

В конце 1990-х гг. финансовый капитал в мире составлял огромную величину - несколько десятков триллионов долларов. Эти деньги - основа мирового финансового рынка, опоясывающего весь земной шар. Как привлечь эти средства в экономику России? И нужно ли их привлекать?

Официальная точка зрения такова, что следует активно привлекать иностранные инвестиции, создавая благоприятный инвестиционный климат. В то же время существуют и другие мнения о нежелательности широкого доступа иностранного капитала в российскую экономику. Крайним выражением подобных точек зрения является тезис об угрозе «распродажи России» международным монополиям. Как правило, глубокого экономического анализа за такого рода высказываниями не стоит. Скорее, они используются как пропагандистский лозунг в борьбе с политическими оппонентами.

Другой, более логичной позицией, являются взгляды тех экономистов, которые в притоке иностранного капитала видят угрозу серьезной конкуренции для российской промышленности. Они протестуют против низкой цены предприятий, выставляемых на аукционы в ходе приватизации, в которых участвуют иностранцы. В США и Европе аналогичные объекты стоят гораздо дороже. От таких мнений не стоит отмахиваться. Вместе с тем объективные законы мировой экономики, процессы международной миграции, капитала свидетельствуют о том, что Россия не может стоять в стороне от активного привлечения и использования иностранного капитала.

Как свидетельствует практика, мировое хозяйство и отдельные национальные хозяйства не могут эффективно функционировать без перелива капитала в мировом масштабе, без его эффективного использования. Это объективная необходимость и одна из важнейших отличительных черт современного мирового хозяйства и международных экономических отношений.

Мировая экономическая наука еще в 1960-е гг. убедительно доказала, что любая развивающаяся страна, стремящаяся к быстрому увеличению национального дохода, сталкивается с неразрешимыми трудностями, если она пытается осуществить программу капиталовложений, ограничиваясь лишь мобилизацией национальных средств.

Поставить цель интегрироваться в мировое хозяйство, признавая необходимость следования идеалам открытой экономики, нельзя не признать объективности процессов притока капитала в Россию. Привлечение иностранного капитала в Россию относится не к конъюнктурно-тактическим, а к стратегическим задачам развития российской экономики.

Как и другие страны, Россия рассматривает иностранные инвестиции как факторы:

1) ускорения экономического и технического прогресса;

2) обновления и модернизации производственного аппарата;

3) овладения передовыми методами организации производства;

4) обеспечения занятости, подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.

Инвестиционная активность является самым слабым местом в российской экономике с начала рыночных реформ. Динамика внутренних капиталовложений отрицательная. Так, если в 1996 г. по сравнению с уровнем 1991 г. объем ВВП сократился на 39%, промышленного и сельскохозяйственного производства, соответственно, на 49% и 35%, то объем капиталовложений упал за это пятилетие на 71%. Налицо острый инвестиционный кризис.

В условиях инвестиционного кризиса в России привлечение иностранных инвестиций становится задачей, от эффективности решения которой зависят ход, темпы и во многом результаты проводимых реформ. В условиях перехода от одной хозяйственной системы к другой требуется огромный объем инвестиций для обеспечения такого перехода.

Специфические условия нашей страны делают этот процесс, не имеющим аналогов в мире. (Пожалуй, лишь Китай с его огромным населением и обширной территорией и широкомасштабными реформами мог бы послужить в качестве адекватного примера).

Проблемная специфика России выражается, прежде всего:

– в обширности территории, неразвитости коммуникационной структуры;

– в наличии устаревшего производственного аппарата;

– в гипертрофированности военно-промышленного комплекса (ВПК) при отсутствии целого ряда производств, необходимых для нормальной гражданской экономики;

– в слабости сельского хозяйства.

Для перестройки всего народнохозяйственного комплекса на рыночную основу, модернизации экономики, усиления ее социальной ориентации требуются огромные капиталовложения. Конечно, наивно думать, что иностранные капиталы смогут утолить весь наш инвестиционный голод в полной мере. Однако, в определенной степени, в рамках развития отдельных ключевых областей и сфер производства это, по-видимому, возможно.

Для нормализации российской экономики в ближайшие 5–7 лет, по оценке американской консалтинговой компании «Эрнст и Янг» нужно привлечь 200–300 млрд долл. При этом, только одному топливно-энергетическому комплексу России для преодоления кризисных явлений потребуется 100–140 млрд долл. Для замены и модернизации активной части производственных фондов России нужно ежегодно привлекать 15–18 млрд долл. Для этого примерно десятую часть международных прямых инвестиций необходимо перераспределять в пользу нашей страны. Реально Россия будет конкурировать на уровне предложения капиталов объемом 40 млрд долл. К тому же и «переварить» ежегодно она сможет, в лучшем случае, 40–50 млрд долл., но это в том случае, если ей предложат такой объем инвестиций.

По оценкам некоторых российских экспертов, в реальности России придется конкурировать за более скромный объем иностранного капитала, где-то в пределах 10 млрд долл. Общая тенденция распределения мирового потока инвестиций может быть представлена следующим образом на рис. 2.7.

Рис 2.7. Конкурентная зона России на мировом рынке прямых инвестиций (2000-е гг.)

Имея множество альтернативных предложений на более благоприятных, чем в России, условиях, иностранный капитал не спешит и не будет спешить инвестировать в российскую экономику. Ближайшие соседи России, будучи более расторопны, перехватывают потоки западных инвестиций. Так, например, Венгрия, Польша, Чехия получили значительную часть иностранных инвестиций с начала 1990-х гг. И хотя по абсолютной сумме иностранных инвестиций Россия занимает 2-ое место после Венгрии, это не должно вводить в заблуждение. Так, в Венгрии уже 17% предприятий имеют в своем капитале иностранную долю, а в странах бывшего СССР - только 0,2%.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой денежный рынок и чем на нем торгуют?

2. Каковы функции рынка ссудных капиталов?

3. Какие существуют в настоящее время виды и формы кредитов?

4. Что такое обеспеченность кредита?

5. В чем заключается политика дорогих и дешевых денег?

6. Чем отличается международная торговля от международного движения факторов производства?

7. Чем отличаются прямые инвестиции от международных займов?

8. Какую опасность для страны представляет большой внешний долг?

9. Что означает понятие «обслуживание внешнего долга»?

10. Каковы основные причины экспорта и импорта прямых инвестиций?

11. Почему иностранное финансирование более предпочтительно, чем другие формы ввоза капитала?

Иностранными инвестициями являются все виды имущества и имущественных прав, в том числе права на результаты интеллектуальной деятельности и иные права, не относящиеся к вещным, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли и передачи знаний.

Привлечение иностранного капитала относится к стратегическим задачам развития российской экономики. Особую роль в этом процессе играют прямые инвестиции, которые обеспечивают доступ к финансовых ресурсам, современным технологиям, управленческим навыкам, инновационным товарам и услугам, а также напрямую способствуют повышению конкурентоспособности отечественной экономики, ее устойчивому росту и улучшению уровня жизни российских граждан. В этой связи создание благоприятных условий для увеличения притока средств иностранных инвесторов является одним из приоритетных направлений государственной экономической политики в РФ.

Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ осуществляется Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 106-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, другими законами и правовыми актами, а также международными договорами.

Согласно ст. 2 настоящего Закона иностранная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной и местной валюте), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Под прямыми иностранными инвестициями понимается:

  • приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с ГК РФ;
  • вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического липа, создаваемого на территории РФ;
  • осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.

Приоритетный инвестиционный проект — это проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд руб., или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн руб., включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Законом иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством. Иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав или доли собственности в уставном капитале приватизируемой организации.

Законодательством РФ установлены и гарантируются равные права в осуществлении инвестиционной деятельности и использовании се результатов для иностранных и российских инвесторов. При этом ограничения для иностранных инвесторов могут быть установлены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В целях стимулирования роста инвестиций и ускорения социально-экономического развития РФ для иностранных инвесторов могут предоставляться различные льготы. Виды и порядок предоставления таких льгот устанавливаются законодательством РФ. В частности, льготы предоставляются иностранным инвесторам, имеющим долю или вклад в уставном капитале организации не менее 10% и осуществляющим реинвестирование в полном объеме полученных доходов на территории РФ.

Важнейшими положениями Закона являются статьи, гарантирующие права собственности и денежную компенсацию в случае ее принудительного изъятия. Согласно ст. 8 «имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

В случае реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.

При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.

Иностранный инвестор имеет также право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории РФ для реинвестирования и на беспрепятственный перевод за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями (в том числе: доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов; денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории РФ, по договорам и иным сделкам; денежных сумм, полученных в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; компенсаций и т.п.), а также вывоз ввезенных ранее для инвестиционных целей имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях.

В соответствии с законодательством разработку и реализацию государственной политики в сфере международного инвестиционного сотрудничества осуществляет Правительство Российской Федерации, которое:

  • определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории РФ, разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений;
  • определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в РФ;
  • утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов;
  • разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;
  • привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование бюджета развития РФ и инвестиционных проектов федерального значения;
  • осуществляет взаимодействие с субъектами РФ по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;
  • осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;
  • осуществляет контроль за подготовкой и заключением международных договоров РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику прямых иностранных инвестиций и аккредитация филиалов иностранных юридических лиц возложены на Министерство экономического развития РФ.

С 2000 по 2008 г. развитие экономики страны характеризовалось ростом объемов иностранных инвестиций (табл. 1.1).

Как следует из табл. 1.1, в 2007 г. в РФ поступило 120,9 млрд долл. иностранных инвестиций, что в 2,2 раза выше показателя 2006 г. Однако наибольший удельный вес в общем объеме по-прежнему занимают прочие инвестиции, осуществляемые, как правило, на возвратной основе (займы международных финансовых организаций, торговые и банковские кредиты и т.п.).

Таблица 1.1 Объем иностранных инвестиций в нефинансовый сектор экономики (млн долл. США)

Портфельные

В % к предыдущему году

В условиях разразившегося мирового экономического кризиса в 2008 г. приток иностранных инвестиций в Россию сократился на 14,2% (до 103,8 млрд долл.). При этом прямые иностранные инвестиции снизились на 2,8%, портфельные — па 66,3%, прочие — на 15,3%.

Основными странами — инвесторами в российскую экономику остаются Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания, Виргинские острова (Великобритания), США и Франция. На их долю приходилось порядка 80% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, втом числе на долю прямых инвестиций — около 78%.

На протяжении последнего десятилетия иностранный капитал преимущественно направлялся в добывающие отрасли промышленности (в среднем свыше 22% от общего объема), и только в 2008 г. лидером по привлечению стали предприятия обрабатывающего сектора. Следующими по инвестиционной привлекательности объектами остаются торговля и общественное питание (20%), транспорт и связь (12%), а также недвижимость (9%) и финансовый сектор (6%).

Высокие темпы роста экономики в период с 2001 по 2008 г. обеспечили привлекательность российского рынка для иностранных инвесторов. Однако даже в этот период в привлечении инвестиций Россия отставала от других стран. Для сравнения: в экономику Китая — мирового лидера по привлечению прямых иностранных инвестиций в 2004 г. было вложено 60 млрд долл., а в 2005 г. — 72,4 млрд долл., т.е. в 6 раз больше, чем в РФ. По данным ЕБРР, суммарный объем прямых иностранных инвестиций накопительным итогом составляет около 6,5% от российского ВВП, что в 5 раз меньше среднего показателя для других европейских стран с переходной экономикой.

Согласно результатам ежегодного анализа инвестиционной привлекательности рынков различных стран, проведенного известной консалтинговой фирмойErnst & Young путем опроса топ-менеджеров ведущих мировых корпораций, в 2009 г. Россия оказалась лишь на 9-м месте (в 2008 г. была на 6-м), значительно уступая не только развитым, но и развивающимся странам.

В соответствии с оценкой другого консалтингового агентства, А. Т. Kearney, Россия занимает лишь 11-е место по инвестиционной привлекательности.

Особенности иностранных инвестиций

Следует также отметить, что приток иностранных инвестиций в РФ имеет ряд особенностей, ставящих под сомнение устойчивость и позитивность наблюдаемых тенденций.

Во-первых, инвестиции поступают в основном в форме торговых и прочих кредитов. На зарубежные источники приходится примерно треть всех займов, привлеченных предприятиями российского нефинансового сектора, и более половины долгосрочных. В то же время в большинстве других стран, активно привлекающих иностранный капитал, преобладают прямые и портфельные инвестиции — их доля доходит до 90% от общего объема. Вклад прямых иностранных инвестиций в валовое накопление основного капитала в России в среднем состааляет от 2 до 5% от общего объема. Для сравнения: в США в голы последнего экономического подъема их доля доходила до 19%, в Бразилии — до 28%, в Польше — до 23%, в Китае — стабильно составляет 10-15%, а в Казахстане этот показатель и вовсе достигал 56%.

Привлечение инвестиций в форме займов создаю дополнительные риски для состояния экономики и обернулось масштабным оттоком капитала в условиях мирового экономического кризиса.

Во-вторых, иностранный капитал вкладывается преимущественно в топ- ливно-еырьевые отрасли экономики (добыча и переработка нефти и газа, черная и цветная металлургия), а также в пищевую промышленность и торговлю. Например, операторы проекта «Сахалин-1» за 2004 г. инвестировали в месторождение 1,8 млрд долл. Норвежская фирмаOrkla приобрела кондитерское объединение «СладКо», а бельгийскаяInBev потратила 650 млн долл. на поглощениеSUN Interhrew . Одной из крупнейших сделок в 2006 г. стала покупка ОАО «Удмуртнефть» китайскойSinopec , а в финансовом секторе — приобретение Societe General (Франция) акций Росбанка. В 2008 г. «Ашан» купил часть магазинов «Рамстор», aPepsiCo - ОАО «Лебедянский».

Вместе с тем иностранные инвестиции нужны России для развития высокотехнологичных производств и отраслей, ускорения научно-технического прогресса, позволяющих выйти на передовые позиции в мировой экономике. Однако в настоящее время инвестиции осуществляются в те виды бизнеса, которые просто нельзя развивать где-либо еще по условиям привязки к рынкам сбыта или местоположению природных ресурсов.

В-третьих, привлечение инвестиций из-за рубежа в реальный сектор до недавнего времени не приводило к сокращению вывоза капитала из страны. Напротив, утечка капитала в последние годы по мере расширения товарного экспорта и объема зарабатываемой валюты неуклонно увеличивалась, особенно по «серым» схемам — через невозвращение экспортной выручки и фиктивный импорт. Вывоз капитала из реального сектора позволяет предположить, что под видом иностранных инвестиций в экономику возвращаются деньги, имеющие российское происхождение, но предварительно выведенные из-под национального налогового контроля.

Несмотря на присвоение России инвестиционного рейтинга по долговым обязательствам ведущими международными агентствами — S&P,Moody " s и Fitch , эксперты по-прежнему отмечают неблагоприятные условия ведения хозяйственной деятельности в стране, сохраняющиеся высокие политические риски, непрозрачность бизнеса, слабое продвижение по пути реализации институциональных и экономических реформ.

Главным фактором, снижающим инвестиционную привлекательность российского рынка, подавляющее большинство инвесторов считают коррупцию. ОрганизацияTransparency International , которая ежегодно оценивает уровень коррупции в разных странах мира, в своем рейтинге за 2007 г. поставила Россию на 143-е место из 180 возможных (в 2004 г. — 126-е из 159). Очевидно, что рост иностранных инвестиций будет сдерживаться до тех пор, пока значительная часть руководителей зарубежных компаний будет оставаться при мнении, что в России очень трудно вести бизнес, не отклоняясь от принятых в мире этических и правовых стандартов.

Еще одним существенным фактором, сдерживающим инвестиционную активность иностранных инвесторов, являются административные барьеры, значительно увеличивающие издержки ведения бизнеса. Бюрократическая волокита при оформлении необходимых разрешений, лицензий, заключений, виз и других документов значительно осложняет хозяйственную деятельность и увеличивает сроки реализации инвестиционных проектов. Важную роль играет упрощение процедур регистрации иностранных и смешанных фирм.

Серьезное препятствие на пути иностранных инвестиций в РФ представляет несовершенство законодательной базы и правоприменительной практики. Согласно рейтингу Всемирного экономического форума (ВЭФ), в который входят 125 стран, в 2007 г. Россия занимала 110-е место по независимости судебной системы, 114-е — по объективности решений чиновников и 120-е — по защите прав миноритариев.

Нарушение и частое изменение принципов налогообложения, недостаточная защита прав акционеров и интеллектуальной собственности, лоббирование интересов крупных государственных компаний, самоуправство местных властей, криминал в экономике, несоответствие правил ведения бухгалтерского учета международным стандартам и т.п. создают повышенные риски для веления бизнеса в стране.

Таким образом, только эффективная реализация экономических и административных реформ, дерегулирование, борьба с коррупцией, совершенствование законодательства и правоприменительной практики, наряду с активной работой по привлечению иностранных инвесторов и улучшению имиджа России за рубежом, позволят ей преодолеть последствия кризиса, встать на путь устойчивого экономического роста и занять достойное место на мировом рынке.

Иностранные инвестиции - капитальные средства, вложенные в экономику другой страны. Инвесторы рассчитывают сохранить и нарастить свои капиталы, обеспечить высокий доход. Регулирует условия привлечения иностранных инвесторов в экономику Российской Федерации и гарантирует соблюдение их прав Федеральный закон «Об иностранных инвестициях» от 9 июля 1999 года. Отношения, связанные с вложением зарубежного капитала в российские банки, кредитные и страховые организации регулируются законами РФ о банковской деятельности и страховании. Согласно Постановлению Правительства РФ за N 87 от 26 января 2017 года, сделки зарубежных инвесторов, имеющие стратегическое значение для обороны и безопасности страны, согласовываются с Минобороны РФ.

Зарубежные инвестиции подразделяются на предпринимательские (вложения в бизнес, например, ) и ссудные (предоставление средств на заемной основе в целях получения процента).

Формы ПИИ — прямых иностранных инвестиций:

  • горизонтальные ПИИ осуществляются через создание предприятий и производственных мощностей в целях получить доступ на новые рынки, если сбыт своей продукции на зарубежном рынке невыгоден из-за высоких и таможенных барьеров, при наличии за рубежом дешевых факторов производства;
  • вертикальные ПИИ осуществляются фирмами, делящими производство географически. Зарубежные предприятия создаются для обеспечения материнской компании нужными составляющими, если за рубежом их производить дешевле;
  • слияние и поглощение зарубежных компаний (СиП) путем приобретения долей в уставном капитале.

Принимающей стороне ПИИ (кроме СиП) позволяют получить технологии, создать новые производства и рабочие места, добиться конкуренции на внутреннем рынке. СиП дает возможность предельно быстро получить доступ к иностранным активам, однако наращиванию собственных производственных активов приход иностранных средств способствует далеко не всегда.

О роли иностранных инвестиций в экономике России

Приход прямых иностранных инвестиций в экономику позволяет:

  • привлечь капитал и технологии;
  • ускорить рост ВВП и модернизацию производства;
  • повысить конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке в условиях глобализации;
  • ускорить процесс диверсификации экспорта;
  • повысить производительность труда и улучшить организацию производства;
  • снизить уровень аварийности на промышленных объектах (см. ).

В структуре ПИИ, поступивших в Россию, большой объем составляет финансовая деятельность, хотя в последние годы эти вложения упали. По-прежнему неплохо инвестируют в розничную и оптовую торговлю. Зарубежные инвесторы вкладывают средства в добычу топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов. При этом рост иностранных вложений в 2016 году во многом обусловлен покупкой международным консорциумом (Швейцария, Катар) 19,5% акций компании «Роснефть».

Основные производственные фонды российских предприятий во всех отраслях экономики серьезно изношены и морально устарели. В нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности амортизация оборудования - более 80%. Сырьевую экономику РФ характеризует низкая наукоемкость. Развитие недропользования сдерживают отсутствие инфраструктуры в районах добычи и наличие устаревшей технологической базы. Привлечение иностранного капитала необходимо для модернизации добывающей промышленности, эффективного и безопасного освоения новых , в том числе российского арктического континентального шельфа, где сосредоточены колоссальные запасы углеводородов (до 30% мировой добычи). Необходимо развивать горное и нефтегазовое машиностроение. Россия нуждается в инвестициях в геологоразведку, в модернизации приборной и аналитической базы.

Для развития потенциала российской экономики чрезвычайно важны зарубежные инвестиции в станкостроение, авиа и судостроение, которые пока приходится модернизировать своими силами. Иностранные инвестиции нужны для развития химической и деревоперерабатывающих отраслей, легкой промышленности, производства медицинской техники и бытовой электроники.

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в Россию

Зарубежные бизнесмены, желающие инвестировать средства в экономику Российской Федерации, дают себе отчет, что российский инвестиционный климат характеризуется высоким уровнем коррупции и нецелевого использования выделяемых средств, повышенными экономическими и политическими рисками. Экономика испытывает серьезный кризис. Ухудшение международной политической ситуации, антироссийские санкции, резкое падение , рост , ослабление национальной валюты и ограниченный доступ к долговому финансированию серьезно осложнили развитие целого ряда отраслей российской экономики.

Во втором полугодии 2014 года об оттоке прямых иностранных инвестиций сообщил Банк России. Это произошло впервые после серьезного экономического спада в 2009 году. В 2014 году зарубежные инвестиции сократился до 22 млрд. долларов США, что явилось рекордно низким уровнем с 2006 года. ПИИ в Россию в 2015 году упали до 6,853 млрд. долларов США. Динамика иностранных инвестиций отражает увеличение рисков, с которыми сталкиваются инвесторы, ведущие бизнес на территории РФ.

Консалтинговая фирма A.T. Kearney каждый год публикует рейтинг 25 государств, привлекательных для инвесторов, который представляет собой перспективный анализ влияния на приток ПИИ политических, экономических и регуляторных изменений, происходящих в странах мира. Россия, которая в 2013 году была на 11-й позиции в рейтинге, начиная с 2014 года в ТОП 25 больше не входит. Рейтинг Kearney Foreign Direct Investment Confidence Index строится на основе сведений, полученных в ходе опроса руководителей трехсот ведущих мировых корпораций.

Как увеличить приток иностранных инвестиций в Россию?

Современная экономика не может развиваться без инвестиций. Привлечение средств иностранных инвесторов - одна из важнейших стратегических задач Российского правительства. В целях ее решения необходимо создавать условия для нормального инвестиционного климата, формировать благоприятную инвестиционную среду, развивать свободные экономические зоны (см. ), улучшать инфраструктуру в регионах страны: строить автодороги, международные аэропорты, морские порты, развивать телекоммуникации.

Для роста инвестиций должны быть созданы нормальные политико-экономические и финансовые условия. Необходимо стабилизировать инфляцию и обеспечить доступность финансовых ресурсов. Исключительно важной задачей является противодействие коррупции и снижение бюрократической нагрузки на бизнес.

Регионы России сильно дифференцированы по уровню экономического развития, инвестиционное поле страны неоднородно. Зарубежные экспертные оценки не всегда являются достаточными для потенциальных инвесторов. Чтобы иностранные вложения пошли в российские регионы, в стране проводятся собственные аналитические исследования и разрабатываются национальные рейтинговые системы, такие как «Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов», созданный агентством «Эксперт РА.». Потенциальные инвесторы должны иметь возможность прогнозировать будущие перспективы и риски в чужой стране.

Для привлечения иностранного капитала требуется обеспечить неприкосновенность зарубежных капиталовложений и соблюдать правовые международные нормы, связанные с урегулированием вопросов по инвестициям. Необходимо разрабатывать для инвесторов особые льготы и гарантии в отдельных экономических секторах и регионах. Шире использовать систему двустороннего сотрудничества, заключая межправительственные соглашения, направленные на защиту и поощрение инвесторов.

Российская Федерация располагается между Европой и Азией. Это самое большое государство мира по территории. Россия обладает громадными природными ресурсами, большим потребительским рынком, высокообразованной рабочей силой и передовыми научно-техническими возможностями. У российской экономики большой потенциал для развития. Возможности для выгодного инвестирования существуют во всех регионах страны.

Уоррен Баффетт — крупнейший в мире инвестор, состояние на март 2017 года 75.4 млрд долл. США.

В Россию наиболее активно поступали инвестиции из Кипра, Великобритании, Люксембурга, Нидерландов, Франции, Германии, Китая (см. ). В 2015 году многие инвесторы ушли с российского рынка. Несмотря на текущие трудности, иностранные компании, работающие в стране сегодня, не планируют уходить, поскольку верят в российский экономический потенциал и отмечают прогресс в развитии бизнеса.

Крупные ритейлеры, например, Ikea Group (Швеция) и Leroy Merlin SA (Франция) активно вкладывают средства в новые фабрики и магазины, рассчитывая, что российская экономика оживет после двухлетней рецессии, и потребители начнут активно покупать качественные европейские товары. Американская фармацевтическая компания Pfizer строит новую фабрику, а производитель продуктов питания Mars Inc расширяет свою сеть кормов для домашних животных, шоколадного драже и жевательной резинки.

В ноябре 2016 года состоялся визит в Россию миссии Международного Валютного Фонда. По прогнозам экспертов МВФ, российская экономика показывает первые признаки оздоровления. Рецессия закончилась. Темпы экономического роста в 2017 году составят 1,4%. Правительство РФ прогнозирует рост экономики и промышленного производства в 2%. По данным Росстата в первом квартале 2017 года экономический рост составил 0,1%.

Россия занимает 40-е место в рейтинге условий для бизнеса Doing Business-2017. Пять лет назад страна была на 124-й позиции, а в 2016 году занимала 51 место. Со второй половины 2016 года наблюдается рост инвестирования в активы российских компаний. Глобальные фонды, которые ориентированы на российские активы, завершили 2016 год с пятикратным увеличением объема инвестиций, а в начале 2017 года фиксируется их недельный прирост. Агентство Bloomberg сообщило, что в 2016 году в фонды, инвестирующие в российские акции, вложено 1,14 млрд долларов против 208 млн в 2015 году. Но это не означает, что в РФ потоком хлынут стратегические иностранные капиталы и начнется создание перспективных промышленных производств. Не резиденты стремятся минимизировать риск вложения капитала путем скупки акций и ценных бумаг, предоставляя кредиты, ссуды и займы.

Инвестиции направляются в целях получения максимальной прибыли при минимальном риске. В эпоху глобализации правительственные структуры должны создавать условия для притока эффективных прямых инвестиций в те отрасли российской экономики, которые нужны стране, а не международным транснациональным корпорациям.

Важным условием развития инвестиционной сферы российской экономики являются иностранные инвестиции. Их приток способствует повышению технического уровня производства, привлечению зарубежных технологий, использованию мирового опыта менеджмента и маркетинга, интеграции российской экономики в мировое хозяйство, расширению налоговой базы, диверсификации экспортного производства. Иностранные инвестиции играют значительную роль в финансировании социально-экономического развития России и формировании инвестиционного потенциала.

1. Основные тенденции и факторы привлечения иностранных инвестиций

Под иностранными инвестициямипонимаются вложения иностранного капитала, а также капитала зарубежных филиалов российских юридических лиц в предприятия и организации на территории России с целью получения прибыли.

К иностранным инвестициям относятся: приобретение иностранным инвестором в полную или частичную собственность предприятий и организаций, денежные средства, взносы в уставный капитал, покупка акций и прочих ценных бумаг, машин, оборудования, лицензий, товарных знаков, любого другого имущества и имущественных прав, банковские вклады, осуществляемые в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли или достижения позитивного социального эффекта.

Экономический потенциал России, богатые природные ресурсы, относительно емкий национальный рынок, высокий научный потенциал позволяют привлечь значительные объемы иностранных инвестиций.

По итогам 2005 года совокупный объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России составил 111,8 млрд. долл. США, или инвестиции приросли по сравнению с 2004 г. на 36,4%, в том числе прямые инвестиции составили 49,8 млрд. долл., или приросли на 37,6%, портфельные инвестиции — 1,9 млрд. долл., прирост 19,5% и прочие инвестиции составили 60,2 млрд. долл., — прирост 36,0%.

Таким образом, приток иностранных инвестиций в экономику России характеризуется значительными нарастающими объемами и высокой динамикой роста. Так, например, объем иностранных инвестиций в экономику России в 2003 г. составил 29,7 млрд. долл. США, в 2004 г. — 40,5 и в 2005 г. — 53,7 млрд. долл. США.

Кроме того, иностранные инвестиции в экономику России растут быстрее, чем российские инвестиции. Так, индекс физического объема российских инвестиций в основной капитал и иностранных инвестиций в экономику России составила соответственно: в 2000 г. 117,4% и 114,6%; в 2001 г. — 110,0% и 130,1%; в 2002 г. — 102,8% и 138,7; в 2003 г. — 112,5% и 150,1%; в 2004 г. — 110,9% и 136,4% и в 2005 г. — 110,5% и 132,4 процента.

Возникает вопрос, какие факторы способствовали росту инвестиционной активности иностранных инвесторов в экономике России в 2000 — 2005 годах. Динамика инвестиций свидетельствует, что в экономике России действуют факторы как повышающие инвестиционную активность, так и снижающие ее. К факторам, повышающим инвестиционную активность относятся следующие.

Снижение курса стоимости доллара США и существенное снижение доходности инвестиций в основных секторах экономики ведущих западных стран, находившихся значительное время в условиях стагнации. В результате вне экономического оборота оказались значительные свободные и относительно дешевые финансовые активы основных участников мирового инвестиционного рынка, которые нуждались в прибыльной сфере приложения.

С другой стороны, устойчивый рост российской экономики, стабильность социально — экономической ситуации и растущие рейтинги инвестиционной привлекательности экономики создали конкурентоспособные для внешнего инвестирования отдельные сектора национальной экономики.

Одновременно неразвитость российского фондового рынка в условиях существенного снижения в 2003 — 2004 гг. доходности спекулятивных операций с ценными бумагами российских эмитентов, сформировали новую шкалу предпочтений иностранных инвесторов на российском рынке капиталов.

Заметный приток иностранного капитала в российскую экономику и повышение инвестиционной активности национальных инвесторов повлекли за собой процесс формирования конкурентной среды на внутреннем финансовом рынке, что сформулировало снижение реальных ставок кредитной системы, которая увеличила объемы своих инвестиций в основной капитал.

В результате чего, прочие иностранные инвестиции, в существенной мере определяемые прочими кредитами, стали доминирующей формой иностранного инвестирования российской экономики, составив в 2005 г. 74,8% от общих поступивших объемов иностранных инвестиций.

Кроме этого, на инвестиционную активность оказывали влияние другие факторы.

Прирост выпуска продукции и услуг базовых отраслей национальной экономики и промышленного производства. При этом рост наблюдался в большинстве как добывающих, так и обрабатывающих отраслей.

Сохранение относительно высоких цен мирового рынка на энергоресурсы и цветные металлы, обеспечивающее рост производства и накоплений активов в экспортоориентированных отраслях и производствах национальной экономики. В свою очередь, это привело к росту внутреннего спроса на инвестиционную продукцию.

Снижение темпов инфляции (2000 г. индекс потребительских цен составил 20,1%; 2001 г. — 18,6%; 2002 г. — 15,1; 2003 г. — 12%; 2004 г. — 11,7% и 2005 г.- 10,9%) и, как следствие, уменьшение процентных ставок рефинансирования Банка России до 12%, что позволило в определенной степени увеличить масштабы инвестиционного кредитования национальной экономики со стороны банковской системы, увеличив в 2004 г. долю кредитов банков в инвестициях в основной капитал до 7,9 процента.

Улучшение финансового положения предприятий за счет вытеснения неэффективных собственников и позитивного роста их суммарного сальдированного финансового результата.

Укрепление российской банковской системы, позволившее предприятиям, организациям активизировать политику по инвестиционному заимствованию.

Предпринимаемые Правительством меры по улучшению инвестиционного климата: осуществление реформирования налоговой системы, что позволило легализовать часть инвестиционных затрат предприятий реального сектора экономики и снизить несколько налоговое бремя; снижение кредитной ставки рефинансирования Банка России с 25% в марте 2002 г. до 12% в настоящее время, что привело к снижению уровня доходности размещения активов в спекулятивный сектор фондового рынка и другие финансовые инструменты; отмена Банком России обязательной продажи валютной выручки, что в итоге может способствовать снижению инфляции.

Повышение рейтингов инвестиционной привлекательности России международными рейтинговыми агентствами до инвестиционной фазы. По оценкам международных рейтинговых агентств Standard & Poor¢s, Moody¢s Investors Service, Fitch Ratings в 2003 — 2004 рейтинги инвестиционной привлекательности России повышены до инвестиционного уровня, до этого были спекулятивные рейтинги.

К факторам, сдерживающим формирование стабильной динамики и эффективной структуры иностранных инвестиций относятся следующие.

Снижение основных макроэкономических показателей. Так, за 2004 — 2005 гг. прирост ВВП сократился с 7,2% до 6,4%, прирост промышленного производства — с 8,3% до 4%, прирост продукции сельского хозяйства — с 3,1% до 2,0%, прирост инвестиций в основной капитал — с 10,9% до 10,5%, реальные располагаемые денежные доходы населения — с 9,9% до 8,8%, реальная заработная плата — с 10,6% до 9,7%, индекс потребительских цен опережает прогнозную оценку.

Высокие инвестиционные риски для иностранных инвесторов, связанные с утратами собственности в России и доходности, отсутствием гарантий со стороны государства по защите прав инвесторов;

Низкая конкурентоспособность прямых инвестиций относительно альтернативы размещения активов в торговые и прочие кредиты (с быстрым оборотом) и вкладов зарубежных юридических лиц в российских банках, которые составляют большую часть в составе прочих иностранных инвестиций. В отличие от прямых инвестиций, отмеченные формы обладают не только более высокой доходностью, но и большей защищенностью от инвестиционных рисков.

Нестабильность российского фондового рынка, неэффективность его деятельности, обусловленная его слабым развитием и зависимостью от состояния мировой экономики и конъюнктуры фондовых рынков США, Европы и других стран.

Слабая привлекательность и «непрозрачность» для иностранных инвесторов инновационных и инвестиционных проектов развития отраслей реального сектора российской экономики.

Высокая зависимость национальной экономики, государственных финансов и платежного баланса от внешнеэкономической конъюнктуры, что делает недостаточно устойчивым экономический рост в связи с зависимостью экономики страны от мировых цен на нефть, газ и другие традиционные товары российского экспорта.

Продолжающееся значительное время ухудшение финансового положения организаций и значительная доля убыточных организаций (в 2003 г. их удельный вес составил 43% от общего числа организаций).

Избыточные административные барьеры для предпринимательской деятельности и недостаточная правовая защита отечественных и иностранных инвесторов.

Незначительные объемы государственных инвестиций.

Большие объемы вывоза российских инвестиций за рубеж: в 2002 г. — 19,9 млрд. долл. США, в 2003 г. — 23,3 млрд. долл. США, в 2004 г. — 33,8 млрд. долл. США и в 2005 г. — 31,1 млрд. долл. США.

Первоочередная задача по устранению факторов, негативно влияющих на развитие инвестиционной активности в части зарубежного капитала в экономику России, должна быть направлена не только на формирование благоприятных условий для его размещения, но и создание стабильных условий осуществления инвестиций.

Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходится на прочие инвестиции — 53,8%, которые осуществляются на возвратной основе (на конец 2004 г. — 54,0%), доля прямых инвестиций составила 44,5 % (на конец 2004 г. — 44,1%), доля портфельных — 1,7% (на конец 2004 г. — 1,9%). Таким образом, в накопленных иностранных инвестициях сформировалась тенденция увеличения доли прямых и сокращения доли прочих и портфельных инвестиций.

В 2005 году в экономику России поступило 53,7 млрд. долл. США иностранных инвестиций, или на 32,4% больше, чем в 2004 году, в том числе объем прямых иностранных инвестиций составил 13,1 млрд. долл. США, или увеличился на 38,8% (при этом прямые инвестиции в форме лизинга увеличились в 6,2 раза, взносы в уставный капитал — на 41,8% и кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций приросли — на 27,7%). Основной удельный вес прямых инвестиций приходится на взносы в уставный капитал, который увеличился и составил 19,3 процента.

Объем портфельных инвестиций составил 453 млн. долл. США, или приросли на 36,3% по сравнению с 2004 годом (в том числе вложения в акции и паи увеличились на 8,9%, а в долговые ценные бумаги предприятий в 4 раза).

Объем прочих инвестиций составил 40,1 млрд. долл. США, или увеличился — на 30,5%, в том числе за счет торговых кредитов, которые составили более 6,0 млрд. долл. США и приросли на 56,6% и прочих кредитов, объем которых достиг 33,7 млрд. долл. США, а прирост 27,7%. При этом прочие кредиты на срок свыше 180 дней составили 31,1 млрд. долл. США, или увеличились на 37,4 процента, а прочие кредиты на срок до 180 дней составили 2,7 млрд. долл. США, или 70,1% от объема 2004 года.

В итоге в годовом объеме иностранных инвестиций за 2005 год доля прочих инвестиций сократилась с 75,9% до 74,8% в 2004 г., доля прямых инвестиций увеличилась с 23,3% до 24,4%, а доля портфельных инвестиций осталась без изменений и составила 0,8 процента.

В структуре поступивших иностранных инвестиций наибольшую часть, как и в прошлые годы, занимают прочие инвестиции, хотя их доля относительно 2004 года уменьшилась на 1,1 процентного пункта. Преобладание удельного веса прочих инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций является следствием более низкой ставки ссудного процента в зарубежных банках, а также результатом большей доступности банковских кредитов и более высокой культурой обслуживания клиентов по сравнению с российскими банками.

Однако снижение удельного веса прочих инвестиций в совокупном объеме иностранных инвестиций является позитивной тенденцией, так как сокращается удельный вес инвестиций, которые являются платными, возвратными, срочными, требующими залога и имеющими целевое назначение.

В целом предпочтения иностранных инвесторов отражают конъюнктуру доходности внутреннего и внешнего инвестиционных рынков, направляющих свои капиталы, в основном, в сектор экономики, оказывающей рыночные услуги и экспортоориентированные отрасли производства.

Особо следует отметить позитивное значение увеличения удельного веса прямых иностранных инвестиций в совокупном их объеме, который увеличился с 23,3% в 2004 г. до 24,4% в 2005 г. Увеличение удельного веса прямых инвестиций свидетельствует об улучшении структуры иностранных инвестиций и повышении ее эффективности. Это предопределяется следующими позитивными особенностями прямых инвестиций:

Прямые инвестиции это реальные инвестиции;

Обладают способностью активизировать инвестиционные процессы в результате присущего им мультипликативного эффекта. Инвестиционный мультипликатор — это коэффициент, выражающий соотношение между приростом дохода и вызывающим этот прирост увеличением объема инвестиций;

Прямые инвестиции более устойчивы в условиях экономического кризиса;

Способствуют возрастанию социально-экономической стабильности в результате роста занятости за счет создания дополнительных рабочих мест, увеличения денежных доходов занятых и бюджетных доходов за счет расширения налоговой базы;

Будучи носителями современной техники и технологий прямые инвестиции стимулируют развитие производства экспортной продукции с высокой долей добавленной стоимости, инновационных товаров и производственных технологий;

Содействуют освоению мировых рынков капиталов и повышению имиджа России на этих рынках.

Что касается незначительного удельного веса портфельных инвестиции, то это объясняется недостаточным развитием фондового рынка, низким уровнем его капитализации, незначительным количеством высоколиквидных корпоративных ценных бумаг. Кроме того, портфельные инвестиции являются

спекулятивными инвестициями, нестабильны в условиях экономического кризиса, могут быть внезапно вывезены из страны с негативными последствиями для национальной экономики и в современных условиях не имеют принципиального значения для российской экономики.

Объем и структура привлеченных иностранных инвестиций

В 2000 г. в экономику России поступили инвестиции из 108 стран, в 2001 г.- 109 стран, в 2002 г. — из 106 стран, в 2003 г. — из 117 стран, в 2004 г. — из 116 стран, в 2005 г.- из 113 стран.

Основными странами — инвесторами, осуществившими значительные объемы накопленных инвестиции в экономику России, являются Люксембург, Кипр, Нидерланды, Великобритания, Германия, США, Франция, Виргинские о-ва (Брит), Швейцария и Багамские о-ва. На долю этих стран приходится 88,7% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых — 87,4% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций, на долю портфельных — 86,2% от их накопленного объема и на долю прочих инвестиций — 86,5% от общего объема накопленных прочих инвестиций.

В общем объеме накопленных иностранных инвестиций по итогам 2005 г. лидирующее положение занимает Люксембург, удельный вес которого составил — 18,8%, далее Кипр — 17,2%, Нидерланды — 16,9%, Великобритания — 11,4%, Германия — 8,7%, США — 6,1%, Франция — 3,5%, Виргинские о-ва (Брит.) — 2,2%, Швейцария — 2,1%, Багамские о-ва — 1,3 процента.

За 2000-2005 гг. в страновой структуре совокупных накопленных иностранных инвестиций сформировались новые тенденции. Прежде всего, значительно изменился состав первых десяти стран, на долю которых приходится основной объем накопленных иностранных инвестиций. Так, по итогам 2005 г. из числа этих стран выбыли Швеция, Япония и Австрия. Кроме того, если в 2000 г. более 50% накопленных иностранных инвестиций приходился на такие страны, как США, Германия и Кипр, то в 2005 г. — на Люксембург, Кипр и Нидерланды.

Полностью обновились страны, занимающие 8-10 место. Так, место Швеции, Японии и Австрии, на долю которых приходилось 4,6% от общего объема накопленного капитала, заняли Виргинские о-ва (Брит.), Швейцария и Багамские о-ва, на долю которых пришлось — 6,1% от общего объема накопленных инвестиций.

Значительно сократились инвестиции стран ведущих мировых экспортеров капитала. Так, за 2000 — 2005 гг. удельный вес Германии сократился с 20,4% до 8,7%, США — с 22,0% до 6,1%, Франции — с 10,5% до 3,5%, и увеличился удельный вес стран, которые не являются традиционными мировыми экспортерами капитала — Люксембурга с 0,8% до 18,8%, Кипра с 13,2% до 17,2%, Виргинские о-ва (Брит.) — с 0,3% до 2,2%, Багамские о-ва — с 0,2% до 1,8%. Исключение составляют Великобритания, удельный вес которой в общем объеме накопленных инвестиций увеличился с 7,1% до 11,4%, Нидерландов — с 4,5% до 16,9% и Швейцарии — с 1,4% до 2,1 процента.

Примечательно, что в годовых объемах инвестиций за 2005 г. Кипр, который занимал до этого лидирующие позиции, оказался на четвертом месте после Люксембурга, Нидерландов и Великобритании.

Аналогичные тенденции характерны и для накопленных прямых иностранных инвестиций. Так, по итогам 2005 года в накопленном объеме прямых иностранных инвестиций доля Нидерландов составила 32,4%, Кипра — 28,0%, США — 8,8%, что составило 69,2 процента.

За 2000 — 2005 гг. сократился удельный вес накопленных прямых иностранных инвестиций США с 34% до 8,8%, Германии — с 7,8% до 5,4%, Великобритании — с 6,1% до 4,1%, и увеличился Нидерландов с 7,1% до 32,4%, Кипра с 20% до 28,0%, Франции с 1,6% до 1,8% и Швейцарии — с 1,4% до 2,3 процента.

В целом для страновой структуры характерен не высокий уровень диверсификации. Основной объем инвестиций приходится на небольшое число стран.

В 2000-2004годы накопленные иностранные инвестиции вкладывались в следующие отрасли российской экономики.

Наиболее крупным объектом инвестирования является промышленность, доля которой в общем объеме иностранных инвестициях увеличилась с 43,1% до 48,5%.

Второй сферой по величине инвестирования остается торговля и общественное питание, ее доля в иностранных инвестициях увеличилась с 17,8% до 32,1%.

Увеличилась также доля общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка с 2,5% до 3%, оптовой торговли продукцией производственно — технического назначения — с 1,2% до 2,2% и строительства — с 0,8% до 1,0%.

За 2000 — 2004 гг. сократился удельный вес иностранных инвестиций на транспорте с 9,3% до 1,6%, сельском хозяйстве — с 0,4% до 0,1%, и сферы финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения — с 2,5% до 2,1 процента.

В результате сформировались следующие тенденции изменения структуры иностранных инвестиций в отраслях промышленности. Так, удельный вес иностранных инвестиций увеличился в топливной промышленности с 5,7% до 20,1%, в том числе в нефтедобывающей промышленности — с 5,1% до 19,9%, цветной металлургии — с 3,9% до 7,9%, и черной металлургии — с 6% до 7,5%, машиностроении и металлообработке — с 2,5% до 3,9%, химической и нефтехимической промышленности — с 1,7% до 2,2%, в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности с 2,3% до 2,4%, остался без изменений удельный вес иностранных инвестиций в нефтеперерабатывающей промышленности — 0,2%, электроэнергетике — 0,1%, промышленности строительных материалов — 0,4%, легкой промышленности — 0,1% и значительно уменьшились в пищевой промышленности — с 16,3% до 2,4 процента.

Таким образом, из анализа структуры иностранных инвестиций в отраслях промышленности следует, что основной их удельный вес приходится на нефтедобывающую промышленность — 19,9% и отрасли металлургического комплекса — черную цветную металлургию — 15,4%.

До 2003 года проведение статистических наблюдений и обследований осуществлялось в разрезе отраслей экономики и базировалось на Общесоюзном классификаторе отраслей народного хозяйства (ОКОНХ).

ОКОНХ разрабатывался в условиях централизованной плановой экономики и предназначался для обеспечения контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в соответствии с их ведомственной подчиненностью и статистического описания структуры народного хозяйства с позиции теории расширенного социалистического воспроизводства.

С 1 января 2003 г. в соответствии с постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454 — ст взамен ОКОНХ на территории России был введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Учитывая сложность перехода с ОКОНХ на ОКВЭД Правительством Российской Федерации было принято постановление от 17 февраля 2003 г. № 108 «Об установлении переходного периода для введения Общероссийского классификатора видов экономической деятельности», которым определено, что 2003-2004 гг. являются переходным периодом для введения нового классификатора.

В течение переходного периода (2003-2004 гг.) результаты разработки статистических данных предоставлялись по видам экономической деятельности, которая была построена как информационно-справочный материал, позволяющий сопоставить данные по видам экономической деятельности (по ОКВЭД) с информацией по отраслям экономики (по ОКОНХ).

В соответствии с принятыми решениями, начиная с итогов за январь 2005 г., Федеральная служба государственной статистики прекратила разработку и предоставление пользователям информации по отраслям экономики в соответствии с ОКОНХ и разрабатывает и предоставляет потребителям данные по видам экономической деятельности на основе ОКВЭД.

В 2005 г. иностранные инвестиции вкладывались в следующие виды экономической деятельности:

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 20,5 млрд. долл. США, или 38,2 %;

Обрабатывающие производства 18,0 млрд. долл., или 33,5%;

Добыча полезных ископаемых 6,0 млрд., или 11,2%;

в том числе добыча топливно — энергетических полезных ископаемых 5,2 млрд. долл., или 9,6%;

Транспорт и связь 3,8 млрд. долл., или 7,2%;

— операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 2,6 млрд. долл., или 4,9%;

Финансовая деятельность — 1,8 млрд. долл., или 3,4%.

Иностранные вложения от прямых инвесторов в 2005 г. направлялись в основном в организации, осуществляющие деятельность по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых, по операциям с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, в оптовой и розничной торговле, по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, осуществляющие финансовую деятельность, в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака. Общая величина прямых инвестиций в указанные виды деятельности составила 6,7 млрд. долл., или 51,6% от общего объема прямых инвестиций.

По состоянию на конец 2005 года, все ведущие рейтинговые агентства — Standard & Poor’s, Moody’s Investors Service и Fitch Ratings оценили кредитоспособность российской экономики на одну ступень выше нижней границы инвестиционного рейтинга.

Повышение рейтинга было обусловлено высокими показателями российского бюджета, стабилизационного фонда, торгового баланса, активной политикой государства по снижению внешнего долга. Так, в 2005 г. Россия досрочно погасила 18 млрд. долл. США и заявила о возможных досрочных выплатах Парижскому клубу кредиторов в 2006 г. еще на сумму 12 млрд. долл. США.

В конце 2005 г. Standard & Poor’s повысило рейтинг России до инвестиционного уровня (ВВВ-), который ранее был присвоен России такими рейтинговыми агентствами как Moody’s Investors Service и Fitch Ratings.

В июле 2005 г. после выплаты Россией первого транша досрочного погашения долга Парижскому клубу Standard & Poor’s подтвердило суверенный рейтинг на текущем уровне, отметив, что рейтинги России учитывают, с одной стороны, низкий уровень государственного долга и сильные позиции в сфере внешней ликвидности, а с другой — значительный политический риск, который остается ключевым фактором, ограничивающим дальнейшее повышение рейтинга.

26 октября 2005 г. международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service, учитывая быстрый рост золотовалютных резервов и стабилизационного фонда повысило рейтинг России по обязательствам в иностранной и национальной валюте на одну ступень с (Ваа3) до (Ваа2), прогноз рейтинга был определен как стабильный. Помимо увеличения доходов от экспорта нефти, повышение рейтинга, отражало взвешенную бюджетную политику России, стабильную политическую ситуацию, готовность платить, в некоторых случаях досрочно, по своим долгам. Улучшились ликвидность и долговая нагрузка.

По мнению Moody’s основными задачами социально-экономического развития являются повышение конкуренции в экономике России, совершенствование бюджетного федерализма и эффективности госрегулирования экономики, улучшение судебной системы, борьба с коррупцией. Необходимо также активизировать развитие отечественных рынков капиталов, создание механизмов стерилизации большого притока средств в страну, ревальвацию валюты, борьбу за снижение инфляции и другие.

15 декабря 2005 г. Standard & Poor’s повысило рейтинг России. Так, долгосрочный суверенный кредитный рейтинг России по обязательствам в иностранной валюте был повышен с (ВВВ-) до (ВВВ), по обязательствам в национальной валюте — с (ВВВ) до (ВВВ+). Кроме того, Standard & Poor’s повысило краткосрочные суверенные рейтинги России — с (А-3) до (А-2) и подтвердило рейтинг (ruAAA) по национальной шкале. Прогноз изменения рейтинга стабильный.

По итогам 2005 г. консалтинговая компания «A.T. Kearney» повысила рейтинг инвестиционной привлекательности России с 11 до 6 места.

«A.T. Kearney» ежегодно составляет всемирный индекс инвестиционной привлекательности. Он показывает готовность глав крупнейших корпораций вкладывать деньги в развитие производства в той или иной стране.

Рейтинг компании составляется на основе опросов крупнейших мировых компаний (которые осуществляют около 70% мирового потока прямых иностранных инвестиций, их совокупный годовой объем продаж превышает 17 трлн. долл.). При подготовке рейтинга «A.T. Kearney» опрашивает генеральных и финансовых директоров, а также членов советов директоров 1000 компаний, расположенных в 34 странах и представляющих 24 отрасли, об их отношении к возможным инвестициям в экономику 60 разных стран в течение ближайших трех лет.

Руководителям компаний предлагается оценить перспективность осуществления прямых инвестиций в 60 странах мира, которые являются реципиентами 90% всех инвестиционных потоков в мире.

3. Развитие государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций

В 2005 г. Россия значительно продвинулась в развитии мер государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций. Так, летом 2005 г. вступили в действие федеральные законы «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и «О концессионных соглашениях».

В соответствии с законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» особая экономическая зона — определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует режим осуществления предпринимательской деятельности.

Особые экономические зоны (ОЭЗ) создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.

На территории России могут создаваться ОЭЗ следующих типов: промышленно-производственные и технико-внедренческие ОЭЗ. Промышленно-производственные ОЭЗ создаются на участках территории, площадь которых составляет не более двадцати квадратных километров. Технико-внедренческие ОЭЗ создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более двух квадратных километров.

По соглашению о ведении промышленно-производственной деятельности резидент ОЭЗ обязан осуществить капитальные вложения в рублях в сумме эквивалентной не менее 10 млн. евро.

С принятием закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в декабре 2005 года на территории России были образованы шесть особых экономических зон, в том числе четыре технико-внедренческие зоны: в Липецкой области; в Елабуге (Татарстан); в Дубне (Московская обл.), где будут развиваться ядерно-физические технологии; в Москве (Зеленоград) — элктроника; в Санкт-Петербурге — предполагается проводить научные исследования и производить продукцию в сфере информационных технологий и аналитического приборостроения; в Томске — новые материалы и две промышленно-производственные зоны: в Липецкой области, где совместно с итальянской компанией Меrloni, будет осуществляться производство бытовых приборов, бытовой электротехники и мебели и в Елабуге (Татарстан), где предполагается производство автокомпонентов и высокотехнологичной продукции нефтехимии, совместно с General Motors, Toyota, Caterpillar, KFZ и другие.

На территории указанных зон действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности — режим свободной таможенной зоны.

В соответствии с этим режимом иностранные товары, которые размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны, освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость.

К российским товарам, размещаемым и используемым на территории особых экономических зон, применяется таможенный режим экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Налог на добавленную стоимость и акцизы не уплачиваются при перемещении российских товаров в другую особую экономическую зону.

Неоспоримым преимуществом специального режима является то, что указанными льготами резиденты особых экономических зон могут пользоваться в течение всего срока существования последних, даже в случае изменения налогового законодательства, за исключением той его части, которая касается налогообложения подакцизных товаров.

Более льготный режим для ввоза и размещения на территории особых экономических зон иностранных товаров (освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость и уплаты таможенных пошлин) будет способствовать привлечению иностранных инвестиций в экономику России.

Кроме того, льготный режим налогообложения резидентов особых экономических зон предусматривает:

Применение пониженной ставки единого социального налога — 14% (технико-внедренческие особые экономические зоны);

Применение ускоренной амортизации в отношении собственных основных средств, с использованием повышающего коэффициента, но не более 2 (промышленно-производственные особые экономические зоны);

Возможность учитывать в целях налогообложения прибыли расходы на НИОКР (в том числе, и не давшие положительного результата) в том налоговом периоде, в котором они осуществлены, без всяких ограничений. Данная льгота имеет огромное стимулирующее значение для инвестирования в технико-внедренческую деятельность;

Возможность переноса сумм убытков, полученных в предыдущем налоговом отчетном периоде, на последующие налоговые периоды без ограничений (промышленно-производственные особые экономические зоны). Для сравнения в текущем году все остальные организации могут направить на погашение убытка прошлых лет не более 50% прибыли этого года;

Освобождение от уплаты налога на имущество, в течение пяти лет с момента постановки на учет этого имущества, а также земельного налога на тот же срок с момента возникновения права собственности на земельный участок, который предоставлен резиденту особой экономической зоны.

Идет работа над законопроектами о создании и функционировании туристско-рекреационных особых экономических зонах. В связи с этим подготовлены поправки в законы «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Законопроекты направлены на создание туристско-рекреакционных ОЭЗ. Установлено, что туристско-рекреакционные ОЭЗ создаются на участках территории, определяемых Правительством России по согласованию с органами исполнительной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления. При этом они могут создаваться на территории нескольких муниципальных образований.

Резиденты зоны освобождаются от уплаты налога на имущество и на землю на первые пять лет своей деятельности. Снимается 30% — е ограничение на перенос убытков на последующие налоговые периоды. Кроме того, работодатели при оплате труда своих сотрудников получают право на льготную ставку единого социального налога — 14% при налоговой базе на физическое лицо до 280 тысяч рублей.

Таким образом, процесс привлечения иностранных инвестиций в экономику России характеризуется нарастающими объемами, высокой динамикой и позитивными тенденциями изменения их видовой структуры, выражающиеся прежде всего в росте удельного веса прямых иностранных инвестиций, а также в улучшении инвестиционного климата и развитии мер государственного регулирования.

Одновременно имеет место невысокий уровень диверсификации страновой структуры, возрастание роли в финансировании экономики России стран не являющихся традиционными мировыми экспортерами капитала, основной объем иностранных инвестиций, в том числе прямых иностранных инвестиций, направляется в топливную промышленность и отрасли производящие промежуточную продукцию.

Введение

Проблема привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику приобрела в настоящее время особое значение. Анализ привлечения в Россию иностранного капитала показывает, что он пока не стал фактором экономического роста даже в тех отраслях и регионах, где его объемы наиболее велики. Несмотря на относительно устойчивую тенденцию роста, доля иностранных инвестиций в общем объеме внутренних долгосрочных инвестиций в экономику пока остается незначительной.

Основными препятствиями для притока иностранного капитала в Россию являются политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, чрезмерные налоги, отсутствие механизма защиты иностранных инвестиций, криминогенность обстановки, распространение коррупции, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение и др. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию.

За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в Российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали, прежде всего, высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России, а также сложные и запутанные способы регистрации инвестиций в российские предприятия.

Что касается потенциальных возможностей привлечения иностранного капитала на российский рынок, по мнению ведущих экономистов, они достаточно велики. Это объясняется, во-первых, высокой ресурсной обеспеченностью страны. Россия обладает огромными запасами природных ресурсов и в этом плане является весьма привлекательной для иностранных инвесторов. В то же время, подобные выводы не совсем оправданы в отношении ресурсов рабочей силы. Для многих ТНК, особенно наиболее развитых, в настоящее время на первый план выходят не столько обилие и дешевизна рабочей силы, сколько её квалификация, отношение к труду и прочие качественные параметры. Вместе с тем с качественными параметрами российской рабочей силы дело обстоит не вполне благополучно.

Роль иностранных инвестиций в экономике России

Как показывает мировой опыт, привлечение зарубежных инвестиций оказывает положительное влияние на экономику принимающих стран. Рациональное использование иностранных капиталовложений способствует развитию производства, передаче передовых технологий, созданию новых рабочих мест, росту производительности труда, повышению конкурентоспособности продукции на мировом рынке, развитию остальных регионов и др. Кроме того, привлечение иностранного капитала и создание совместных предприятий расширяют налогооблагаемую базу и могут стать важным дополнительным источником формирования доходной части государственного бюджета.

Однако анализ деятельности иностранного предприятия в России, к сожалению, свидетельствует о том, что пока зарубежные капиталовложения не стали катализатором экономического роста даже в тех отраслях, регионах и областях России, где его концентрация особенно велика.

Эффективность привлечения иностранного капитала определяется рядом макроэкономических показателей, среди которых наиболее репрезентативными являются:

* удельный вес иностранных инвестиций в общем объеме внутренних валовых капиталовложений;

* объем и доля продукции, выпускаемой на предприятиях с участием иностранного капитала в общем объеме промышленного производства;

* количество и доля занятых на предприятиях с участием иностранного капитала в общей численности занятых;

* производительность труда на предприятиях с участием иностранного капитала;

* доля продукции предприятий с участием иностранного капитала в общем экспорте и импорте страны;

* удельный вес продукции предприятий с участием иностранного капитала в ВВП.

По показателю капитализации (отношение объема иностранных инвестиций к ВВП) Россия значительно отстает от большинства стран, с которыми она конкурирует за привлечение иностранных инвестиций.

Подводя некоторые итоги вышеизложенному, можно сделать следующие выводы:

· иностранный капитал стал неотъемлемой, составной частью российской экономики;

· несмотря на относительно положительную динамику притока иностранного капитала, он не оказывает реального влияния на реализацию инвестиционных процессов;

· иностранные вложения пока не стимулируют рост промышленного производства и структурные преобразования в экономике;

· сохраняется низкая эффективность использования кредитных ресурсов зарубежных государств, направляемых на реализацию инвестиционных проектов;

· повышение эффективности деятельности иностранного капитала в экономике России во многом зависит от улучшения инвестиционного климата.

Вместе с тем, существуют и реальные риски от ожидаемого притока инвестиций:

1. Хотя формально Россия и получила инвестиционный рейтинг, среди инвесторов преобладают сомнения в устойчивости экономического роста при резком снижении мировых цен на нефть, а в последнее время - и в политической стабильности. Поэтому, по крайней мере в ближайшее время, средства будут приходить в основном краткосрочные и спекулятивные. Консервативные инвесторы предпочтут дождаться завершения выборов и присвоения инвестиционного рейтинга еще хотя бы одним признанным международным агентством. Кроме того, для них в России пока просто нет достаточного объема качественных активов и проектов.

2. Риски притока «горячих», краткосрочных денег на слабых развивающихся рынках общеизвестны - это показал азиатский кризис 1997 г. и его продолжение в России в 1998 г. и конечно кризис 2008г. При ухудшении ситуации на мировых финансовых рынках может немедленно последовать отток спекулятивного капитала с национальных финансовых рынков, что провоцирует их обвал вместе с крахом уже достаточно «привязанных» к ним компаний реального сектора.

3. Валютные риски. При крайне благоприятных сейчас условиях заимствований на международных финансовых рынках на них могут выйти компании, не имеющие соответствующего покрытия в виде валютной выручки (получающие основные доходы в рублях). Последствия могут окзаться печальными, особенно при нестабильности курсов основных мировых валют и при снижении притока валюты в Россию.

Характеризуя ситуацию с привлечением иностранных инвестиций в экономику России, приходится констатировать, что пока Россия является местом борьбы международных компаний за сбыт своих товаров, а не ареной приложения капитала. Произошло это в результате “распахнутости” российского товарного рынка и неадекватного инвестиционного климата.

Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.

Можно выделить следующие предпосылки увеличения притока иностранного финансового капитала в Россию:

1) Меры по репатриации “убежавшего” из России капитала.

2) Приведение российского законодательства,определяющего вывоз капитала как незаконный, в соответствие с международным правом. В рамках этого процесса необходимо амнистировать владельцев незаконно вывезенного капитала за границу с целью его возврата в Россию. Правительство г. Москвы, разрабатывая новую концепцию экономического развития столицы, намерено создать условия для привлечения в экономику города “русских” денег, находящихся на счетах в заграничных банках, которые составляют, по некоторым оценкам, более 300 млрд.долл. В этой связи полезным может оказаться использование китайского опыта привлечения зарубежных капиталов, принадлежащих хуацяо (китайцам, проживающим за границей). Ведь именно на дрожжах иностранных инвестиций (до 70% которых принадлежит хуацяо) выросло китайское “экономическое чудо”.

3) Создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок "под ключ".

4) Высокий банковский процент.

5) Низкая инфляция.

6) Либерализация финансового рынка.

Новое на сайте

>

Самое популярное