Домой Россельхозбанк К косвенным налогам рф относится. Какой налог называется косвенным

К косвенным налогам рф относится. Какой налог называется косвенным

Налоговая грамотность населения и налоговая этика на сегодняшний день являются одной из проблем фискальной политики государства. Многие граждане, не вникая в сущность функционирования страны, не понимают необходимости уплаты налогов и зачем они вообще нужны.

Государство представляет собой особенный институт, призванный обеспечить справедливое сосуществование различных общественных групп, и требует для своего функционирования существенных затрат. Обеспечить затратную сторону механизма управления и призваны налоги.

Для чего нужны налоги?

Они нужны для осуществления следующих функций:

  • обеспечение систем здравоохранения и образования;
  • для прогрессивного развития науки, культуры, искусства;
  • для обеспечения верховенства права и порядка (обеспечение работы судебной и право исполнительной систем);
  • для поддержки мер социальной справедливости и поддержки малоимущих;
  • для необходимого перераспределения капитала между отраслями, социальными группами общества;
  • поддержка обороноспособности страны за счет создания и содержания силовых структур (армия, полиция, спецслужбы и др.), а также оборонного производственного комплекса;
  • содержание государственного аппарата управления.

Классификация

Они подразделяются на следующие виды: прямого действия и косвенного .

Прямые

Этот вид обложения производится целенаправленно с , а также других сумм. К объектам налогообложения относят и в виде , ценных бумаг, сооружений.

Перечисление производится непосредственно в державную казну.

Косвенные

К таковым относятся налоги на проданные услуги, товары:

  • (платежи, включаемые непосредственно в стоимость услуги или товара);
  • выплаты при получении наследства;
  • таможенные пошлины;
  • налоги, выплачиваемые при сделках с недвижимостью, ценными бумагами и др.

Расчетная величина включается в стоимость продаваемого продукта, получается продавцом во время покупки, а затем выплачивается государству. То есть, данный налог оплачивается конечным потребителем, но выплачивается продавцом.

Подробную информацию о данных платежах вы можете узнать из следующего видео:

Категории косвенных платежей

Они разделяются по характеру и назначению:

  • индивидуального характера , применяемые для отдельных разновидностей или товарных видов, дающих высокий доход при реализации;
  • универсальные , которыми облагаются все товары, исключения допускаются для отдельных их видов, являющихся социально значимыми;
  • таможенные платежи в виде пошлин.

Кроме той особенности, что плательщиками являются покупатели товаров, для них характерна хорошая собираемость, поскольку они входят в стоимость продукции и уклонение от них невозможно.

Вместе с тем, переложить их на покупателя не всегда возможно. Повышение сбора или акциза автоматически снижает уровень спроса на продукцию, способствуя образованию залежавшегося товара и неликвидов. Во избежание затоваривания предприниматель вынужден снижать цену, производя уплату за счет собственной прибыли. Следовательно, налог из непрямого в какой-то степени превращается в прямой.

Их особенности как инструмента развития экономики

Еще не так давно косвенные налоги рассматривались только как явление отрицательное. Однако характеризовать их только в качестве финансовой нагрузки на население не имеет смысла, поскольку таковыми являются любые сборы. Можно говорить только о разумности их использования с точки зрения влияния на социальное положение граждан, их способность выполнять функцию наполнения бюджета.

Преимущество данных налогов связано с их значением в образовании бюджета. Однако они могут стать эффективным рычагом управления экономикой с целью достичь определенных финансовых результатов.

Это связано со следующими их особенностями:

  • Быстрый сбор, поступление в бюджет. Непосредственно после осуществления продаж НДС и акцизы выплачиваются и способствуют наполнению казны, что дает средства для расходной части бюджета.
  • Поскольку этими налогами охватывается основная часть товарного оборота продукции и услуг, то наиболее вероятно их поступление в полном объеме. Остановка же процесса реализации нереальна, как и остановка самой жизни. Прибыль же организацией может быть вовсе не получена или искусно занижена.
  • Реализация товаров и услуг по территориальному признаку более или менее равномерна. Это позволяет в значительной степени нивелировать перекосы в региональном распределении доходной составляющей бюджета. Обеспечение равномерного развития всех областей в мировой истории еще не удавалось никому, следовательно, использование непрямых налоговых поступлений является определенной подушкой безопасности для региональных бюджетов.
  • Они способны оказывать серьезное влияние на государство. Их назначение состоит в обеспечении потребностей инфраструктурного развития региона с целью поднятия покупательной способности населения, что будет приводить к росту налоговой базы.
  • Они оказывают влияние на население. Умело используя преимущества данных платежей в бюджет, можно воздействовать на структуру потребления (как следствие – производства) в конкретном регионе, стимулируя производство одних товаров при сдерживании других направлений.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Оценка влияния различных видов налогообложения в России весьма существенна не просто для понимания развития экономики, но также и для оценки возможного применения мирового опыта. Естественно, что это должно быть не огульное применение привлекательной на вид системы, а с учетом национальных особенностей хозяйства, менталитета населения, обычаев потребления. Необходимо учитывать действующую структуру национальной фискальной системы.

Для разработки эффективной и гибкой системы налогообложения нужно определить эффективное взаимодействие прямых и непрямых налогов, а конкретно – эффективный вклад каждого вида.

Налоговое воздействие на бизнес и на население страны должно быть комфортным как для граждан, так и для государства.

Сегодня мировая практика выделяет четыре основные системы по соотношению прямых и непрямых налогов:

  1. Англосаксонская модель направлена на прямое обложение физических лиц, при этом на долю косвенных налогов приходится небольшая часть. В Америке 44% общего числа поступлений приходится на подоходный налог. Аналогичные методики работают в Канаде, Великобритании, Австралии, а также во многих других странах.
  2. Евроконтинентальные системы обложения характеризуются высоким уровнем отчислений на нужды соцстрахования, высокой частью поступлений от непрямых налогов.
  3. Модель латиноамериканских стран традиционно ориентируется на большую составляющую от косвенных платежей. С ростом цен в результате инфляции, характерной для региона, возрастают налоговые отчисления. Это позволяет в какой-то мере защитить бюджет.
  4. Модели смешанного типа применяются многими странами для диверсификации структуры доходов, они позволяют нивелировать влияние отдельных видов налогообложения. Особенность модели состоит в том, чтобы основные поступления шли от прямых сборов, но с преобладанием доли поступлений от бизнеса, а не от подоходного налога.

Налоговая система в РФ ближе к латиноамериканской модели с элементами евроконтинентальной. Налоговые поступления от бизнеса составляют порядка 70%.

По-видимому, такое бремя тяжело для предпринимателей, но сместить часть нагрузки на рядовых налогоплательщиков вряд ли представляется возможным в настоящее время ввиду невысокой покупательной способности граждан. Основной причиной следует считать низкую эффективность общественного производства.

Налоги в современных экономиках могут быть представлены в самом широком спектре разновидностей. Оснований для классификации соответствующих обязательств также может быть большое количество. Налоговая система РФ характеризуется рядом особенностей, связанных с определением принципов отнесения налогов к тем или иным категориям. Какие из них можно назвать наиболее примечательным? Каким образом можно классифицировать налоги?

Основные характеристики налогов

Налоги – важнейший элемент управления экономикой. Как правило, именно они становятся основным ресурсом государства при формировании бюджета. Налоги могут взиматься как с физических, так и с юридических лиц в соответствии с положениями законодательства. Основные их элементы:

Существует большое количество оснований для классификации налогов. В числе таковых – отнесение платежей к твердым, прогрессивным, регрессивным либо пропорциональным. Рассмотрим их специфику подробнее.

Основания для классификации налогов: типы ставок

Итак, классификация налогов может предполагать отнесение таковых к тем, что исчисляются с применением твердых ставок, а именно фиксируются в абсолютном выражении, как правило, вне корреляции с величиной налогооблагаемой базы и часто независимо от нее.

Есть пропорциональные ставки. Их принято относить к самым распространенным. Данные ставки предполагают исчисление сборов в виде процента от налогооблагаемой базы. Чем больше объект налогообложения, тем выше, соответственно, исчисленное платежное обязательство.

Прогрессивные ставки предполагают, что, с одной стороны, как и в предыдущем сценарии, плательщик должен будет отчислять государству некий процент от налогооблагаемой базы, с другой – увеличение соответствующей доли по мере роста величины объекта налогообложения.

В свою очередь, регрессивные ставки предполагают обратную закономерность – уменьшение процента от базы синхронно со снижением ее величины.

Классификация налогов может осуществляться, исходя из способа перечисления сборов в бюджет. Изучим данный критерий подробнее.

Способ перечисления платежа: прямые и косвенные налоги

Рассматриваемый критерий предполагает разделение налогов на прямые и косвенные. К первым относятся те, что уплачиваются непосредственно налогоплательщиком. Как правило, они отражают некую экономическую активность, например, извлечение дохода в процессе предпринимательской деятельности. Можно отметить, что понятие прямых налогов было закреплено еще в советском законодательстве. Таким образом, соответствующий тип бюджетных обязательств – совершенно привычное для российской правовой системы явление.

Косвенные налоги – те, что уплачиваются одним субъектом де-юре, но другим – де-факто. В пример можно привести НДС. Данный налог обязаны уплачивать розничные продавцы наряду с иными сборами. Но, как правило, ритейлеры включают НДС в стоимость товара. Поэтому фактическими плательщиками данного налога являются покупатели. Российская система косвенных налогов включает также акцизы, таможенные пошлины.

Классификация прямых налогов

Классификация налогов и сборов может осуществляться и в рамках тех базовых категорий, что мы определили выше. Так, мы можем подробнее рассмотреть специфику прямых платежей. Их классификация может предполагать отнесение сборов к тем, которые удерживаются с физлиц и должны выплачиваться юридическими лицами. В числе налогов первого типа – имущественный, транспортный, НДФЛ. Сборы, взимаемые с юрлиц, – налог на прибыль, различные льготные платежи (УСН, ЕНВД, на имущество организации).

Общие и целевые налоги

Еще одно основание для классификации сборов – их отнесение к категории общих либо целевых. К первым налогам относятся те, что направляются в бюджет государства и задействуются как ресурс для финансирования общих расходов. Специальные налоги предполагают использование в конкретной отрасли национального хозяйства.

Уровень налогообложения

Классификация налогов в РФ может осуществляться, исходя из отнесения сбора к тому или иному уровню (федеральному, региональному либо местному).

К первым относятся платежные обязательства, которые устанавливаются правовыми актами, принимаемыми высшими структурами власти РФ. К федеральным налогам относятся НДФЛ, НДС, налог на прибыль, на трейдинг, таможенные пошлины.

Региональные сборы устанавливаются на уровне правовых актов, принимаемых в субъектах РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – налог на имущество организаций, на добычу полезных ископаемых.

Местные сборы – те, что устанавливаются на уровне муниципалитетов РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – земельный налог, имущественный сбор для физлиц.

Чуть позже мы рассмотрим специфику федеральных, местных, а также муниципальных платежных сборов подробнее.

Концепция налогообложения

Классификация налогов может быть осуществлена, исходя из принципов формирования платежных обязательств налогоплательщиков перед государством.

Так, в экономической системе может быть принята концепция, по которой субъекты налогов должны будут уплачивать сборы в бюджет пропорционально ключевым выгодам, получаемым от государства либо социума. То есть те граждане и организации, которые получают наибольшую выгоду, должны выполнять обязательства с целью формирования отмеченных выгод. Например, если предприниматели желают пользоваться возможностями для экспорта своей продукции, то они должны быть заинтересованы в стабильном функционировании необходимых государственных институтов. Поэтому им необходимо отчислять налоги в достаточных объемах для того, чтобы соответствующие структуры работали.

Другая концепция предполагает, что налогоплательщики перечисляют сборы в бюджет в корреляции с фактическим размером полученной выручки. Подобный подход довольно распространен в мире. Его в значительной мере задействует и российская налоговая система. Классификация налогов, о которой идет речь, может включать различные дополнительные критерии. Например, законодатель может акцентировать сбор платежей по широкому спектру оснований либо, наоборот, определить несколько ключевых статей налогообложения.

Сторонники диверсификации налогов, которая реализуется в рамках первого сценария, считают, что подобный подход способен повысить устойчивость экономики, гарантировать стабильность бюджетных поступлений в случае возникновения кризисных трендов в отдельных отраслях. В свою очередь, те исследователи, которые считают, что лучше определить несколько базовых источников бюджетных поступлений, аргументируют свою точку зрения более легкими способами администрирования подобной системы налогообложения, а также наличием большего количества способов законодательного регулирования сбора необходимых платежей.

Выше мы отметили, насколько распространена классификация налогов в РФ, исходя из их отнесения к федеральным, региональным либо муниципальным. Изучим их специфику подробнее.

Федеральные налоги

Данные сборы подлежат исчислению и уплате на всей территории России. Они устанавливаются и регулируются федеральным законодательством, по ряду оценок являются ключевыми с точки зрения формирования доходов бюджета страны, во многом определяют стабильность экономики, являются значимым ресурсом для поддержки региональных и местных бюджетов посредством дотаций, субвенций и иных механизмов финансирования. К федеральным налогам и сборам относятся:


Отметим, что перечень федеральных налогов, как тех, что представлены на других уровнях, может периодически корректироваться регулирующим законодательством.

Региональные налоги

  • транспортный;
  • налог на имущество предприятий;
  • налог на игорный бизнес;
  • лицензионные сборы субъектов РФ.

Установление региональных налогов осуществляется, как мы отметили выше, органами власти субъектов РФ, но с учетом положений, которые содержатся в НК РФ. Текущие критерии, которые включены в отмеченный федеральный источник права, предполагают, что региональные власти могут корректировать ставки, порядок и сроки выполнения платежных обязательств, если они не установлены в НК РФ.

Местные налоги

Следующий уровень налогообложения в РФ – местный. Уплачивать соответствующие сборы должны налогоплательщики в муниципалитетах: городах, районах, сельских поселениях. В числе местных налогов: земельный, на имущество физлиц. Полномочия по установлению критериев соответствующих платежей установлены законодательством в отношении различных муниципалитетов.

Что касается городских округов, включающих внутренние административные структуры, полномочия представительных органов, связанные с установлением, активизацией либо прекращением активностей муниципальных структур, могут быть реализованы властями города либо тех самых структур соотносительно с положениями законодательства субъекта РФ, в котором фиксируется разграничение полномочий между городскими округами и районами внутри них.

В городах федерального значения РФ местные платежи, которые предполагает распространенная классификация налогов и сборов в РФ, устанавливаются НК РФ, а также правовыми актами, принимаемыми органами власти соответствующих населенных пунктов. Касательно полномочий политических структур в городах федерального значения: они заключаются в возможности регулировать, как и в случае с региональными налогами, ставки, порядок и сроки перечисления соответствующих сборов, если данные критерии не прописаны в НК РФ.

Еще одна группа полномочий органов власти в городах федерального значения – установление специфики определения налоговой базы, а также льгот.

Федеральные, региональные либо местные налоги, которые не предусмотрены НК РФ, не могут применяться в России. В положениях Налогового кодекса могут фиксироваться также специальные налоговые режимы, предусматривающие дополнительные федеральные платежи, а также порядок установления соответствующих сборов. Соответствующие налоговые режимы могут предполагать освобождение от платежных обязательств субъектов, которые уплачивают в казну общие федеральные, региональные либо местные сборы.

Специальные режимы

Критерии классификации налогов, содержащиеся в законодательстве РФ, предполагают выделение отдельной категории платежных обязательств в виде специальных режимов. Исследуем их специфику подробнее. Специальные налоговые режимы фиксируются в положениях НК РФ и применяются в порядке, который предусмотрен данным источником права и иными законами, регулирующими налоги и сборы. В числе режимов, о которых идет речь:

  • ЕСХН, или система налогообложения, адаптированная для сельскохозяйственных бизнесов;
  • УСН – упрощенная система исчисления и уплаты сборов;
  • ЕНВД – система уплаты вмененного дохода;
  • патентная схема;
  • система налогообложения, сопровождающая соглашения о разделе продукции.

Выше мы отметили, что принципы классификации налогов могут предполагать выделение дополнительных критериев отнесения платежей к тем или иным категориям. Так, например, УСН бывает двух типов – та, что предполагает уплату государству налога с выручки по ставке 6%, а также та, в рамках которой налогоплательщики перечисляют в бюджет 15% от прибыли.

Предусмотренные законодательством РФ виды налогов и их классификация в ряде случаев могут предполагать выраженную детализацию критериев исчисления платежей. Например, формула исчисления ЕНВД предполагает задействование сразу нескольких компонентов – базовой доходности, физического показателя, различных коэффициентов. Фактически можно вести речь о наличии в налоговой системе РФ нескольких десятков единых налогов на вмененный доход, исходя из различных сочетаний указанных элементов.

Компоненты налога

Классификация местных налогов, а также региональных и федеральных может базироваться на компонентах, формирующих платеж. Таковыми считаются:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • период;
  • ставка;
  • порядок исчисления платежа;
  • сроки уплаты налога в бюджет.

Можно отметить, что данные компоненты зафиксированы в законодательстве.

Классификация по объектам

Распространена классификация налогов по объектам, которые являются, как мы отметили в начале статьи, составными частями платежей в государственный бюджет. Оснований для отнесения сборов к тем или иным категориям в рамках рассматриваемого критерия может быть достаточно много. Таковым может быть, например, уровень органа власти, утверждающего ставку либо порядок исчисления платежа.

Практическая полезность классификации налогов

Рассмотренные нами виды налогов и их классификация имеют важнейшее значение, прежде всего, с точки зрения выстраивания государственной стратегии формирования бюджета. Власти РФ могут обеспечить исчисление и направление в бюджет сборов сразу на трех уровнях, коррелирующих с системой государственного управления. Подобная схема, как считают многие исследователи, является одной из самых оптимальных для России. В связи с этим исключительно важную значимость имеет Налоговый кодекс, классификация налогов в соответствии с ним.

Платежи в бюджет, отнесенные к тем или иным категориям, имеют также большую научную значимость. Право как наука предполагает выработку теорий, объясняющих функционирование норм законов, включая те, что регулируют платежи в бюджет, а также определение оптимальных схем практического их применения. Соответствующие знания также могут иметь огромное значение при выстраивании государственной политики хозяйственного развития.

Резюме

Мы рассмотрели, на каких основаниях может быть реализована классификация налогов. Понятие прямого налога и косвенного также было расписано в нашей статье. Теперь попробуем резюмировать ключевые факты, изученные нами.

Итак, платежные обязательства перед бюджетом могут носить как физлица, так и организации. В числе базовых оснований для классификации налогов – отнесение таковых к категории прямых либо косвенных. В правовой системе РФ принят принцип распределения сборов по 3 основным категориям – федеральные, региональные, а также местные.

В ряде случаев налоги могут быть классифицированы, исходя из специфики составляющих их элементов.

Возможно выделение дополнительных категорий сборов посредством их детализации на основании тех или иных признаков (как в случае с ЕНВД). Если вести речь о неких базовых признаках, которые могут быть основанием классификации, в пример можно привести УСН. В данном случае есть 2 категории данного налога – уплачиваемый, как мы отметили выше, по ставке 6% с выручки либо исчисляемый в размере 15% от прибыли налогоплательщика.

Деление налогов на прямые и косвенные - это вариант их классификации в зависимости от метода взимания. Что такое прямые и косвенные налоги? Зачем нужно такое деление? Какие налоги относятся к прямым, а какие к косвенным? Как их разграничить? Ответы на эти и другие вопросы рассмотрим в материале далее, а также приведем единую таблицу с перечнем налогов в разбивке на прямые и косвенные.

Представление о прямых и косвенных налогах

Взимаемые с налогоплательщиков налоги можно разделить на следующие виды:

  • по месту поступления (ст. 12 НК РФ):
    • федеральные (п. 2);
    • региональные (п. 3);
    • местные (п. 4);
  • по применимости:
    • общие;
    • специальные;
  • по изъятию средств (методу взимания):
    • прямые;
    • косвенные;
  • по субъектам взимания:
    • с физических лиц;
    • с юридических лиц.

3. Налог на имущество взимается с компаний и физических лиц.

Имущество подразделяется на движимое и недвижимое. Понятие движимого и недвижимого имущества дается в ст. 130 ГК РФ. Недвижимым имуществом считается все, что связано с землей (недра, сама земля, здания и сооружения, которые на ней располагаются). Для признания здания недвижимостью нужно, чтобы его нельзя было переместить с этого места без разрушения. К нему должны быть подведены коммуникации. Движимым имуществом считают все, что не подпадает под понятие недвижимости: деньги, акции, вклады, коллекции, автомобили, оружие и др.

С 2019 года движимое имущество от налогообложения освобождается.

За базу при исчислении налога берется его среднегодовая стоимость, за исключением объектов, стоимость которых исчисляется по кадастровой стоимости (п. 2 ст. 375 НК РФ). Ставки налога оговорены в ст. 380 НК РФ. Это региональный налог.

Актуальную информацию об изменениях в имущественном налоге см. в материалах специальной рубрики «Налог на имущество организаций - ставки, период и др.» .

Налог на имущество для физических лиц предусматривает изъятие налога на объекты недвижимости, оговоренные в ст. 401 НК РФ. Он относится к местным налогам. Здесь также применяются положения о кадастровой стоимости объектов недвижимости (ст. 403 НК РФ). Налоговые ставки и льготы по налогу предусмотрены ст. 406 и 407 соответственно. Исчисление налога производит налоговая служба путем рассылки квитанций для оплаты.

  1. Земельный налог взимается с организаций и физических лиц, имеющих в собственности земельные участки, с учетом их кадастровой стоимости. Это также местный налог. Существуют земельные участки, в отношении которых налог не взимается (п. 2 ст. 389 НК РФ). Ставка налога установлена ст. 394 НК РФ. Исчисление налога и его оплату организации проводят самостоятельно. Физическим лицам налог рассчитывает ИФНС, высылая им квитанции для произведения оплаты.

Об особенностях взимания земельного налога см. в материале «Объект налогообложения земельного налога» .

  1. Транспортный налог относят к региональным. Его платят собственники автомобилей, самолетов и другого транспорта, перечисленного в п. 1 ст. 358 НК РФ. Ставки налога приведены в ст. 361 НК РФ. Предусмотрены повышающие коэффициенты (п. 2 ст. 362 НК РФ) для автомобилей стоимостью больше 3 000 000 руб. Кодекс допускает 10-кратное увеличение ставки налога при условии принятия соответствующего закона властями региона. По отношению к автовладельцам предусмотрено принятие различных ставок налога в зависимости от года выпуска машины и ее экологического класса. Расчет и оплата транспортного налога юрлицами производится самостоятельно, а физлицами — на основании уведомлений из ФНС.

Что относят к косвенным налогам

Косвенные налоги относятся к таковым потому, что взимаются они не с производителя, а с конечного покупателя. Косвенный налог включают в стоимость товара или услуги. Применение этих налогов позволяет собирать значительные средства на государственные расходы. Косвенные налоги используют для обложения товаров повышенного спроса.

К косвенным налогам относятся:

Косвенные налоги в виде НДС обеспечивают более 35% всех поступлений в бюджет страны. Это федеральный налог, суть которого заключается в том, что им облагается не вся стоимость произведенного товара или услуги, а только добавленная, появляющаяся на разных стадиях производства.

Данным налогом облагают реализацию большинства товаров и услуг. Налог не взимается со следующих категорий товаров и услуг (ст. 149 НК РФ):

  • с некоторых товаров и услуг медицинского назначения (подп. 1 п. 2);
  • при предоставлении в аренду помещений для иностранных организаций (п. 1);
  • с услуг по медицинскому уходу за гражданином, имеющим соответствующее медзаключение (подп. 3 п. 2);
  • с услуг организаций, осуществляющих дошкольное воспитание детей (подп. 4 п. 2);
  • с продуктов питания столовых в организациях медицинского и образовательного характера (подп. 5 п. 2);
  • с услуг, оказываемых архивными учреждениями (подп. 6 п. 2);
  • при перевозке пассажиров в городе или другом поселении (подп. 7 п. 2);
  • при оказании ритуальных услуг (подп. 8 п. 2);
  • с других видов услуг (подп. 9-34 п. 2).

Ответы на вопросы, касающиеся объектов налогообложения НДС, вы найдете в этом материале .

Список товаров, реализация которых освобождена от НДС, приведен в п. 3 ст. 149 НК РФ. При наличии операций, облагаемых и не облагаемых НДС, фирма обязана осуществлять их раздельный учет. Это же необходимо и в случае использования различных ставок обложения НДС. Используемые для обложения НДС ставки (ст. 164 НК РФ) следующие: 0, 10 и 18%.

Льготную ставку 0% применяют при экспортных операциях, международных перевозках, в космической отрасли, при транспортировке нефти и газа (п. 1).

Ставка 10% предназначена для обложения реализации товаров и услуг:

  • продуктового назначения (подп. 1 п. 2);
  • для детей (подп. 2 п. 2);
  • медицинского назначения (подп. 4 п. 2);
  • периодической печати (подп. 3 п. 2);
  • при перевозке самолетами и другим воздушным транспортом;
  • при приобретении племенного скота.

Реализацию всех остальных товаров и услуг (кроме вышеупомянутых) облагают налогом по ставке 18%.

При доходе за квартал ниже 2 000 000 руб. фирма или ИП имеет право подать заявление и получить освобождение от уплаты НДС.

О том, как получить освобождение от НДС, читайте .

Косвенные налоги в виде НДС самые сложные и противоречивые в применении. Поэтому по ним достаточно много судебных исков.

Косвенные налоги в виде акцизов первоначально предполагали использовать только для обложения товаров, спрос на которые отрицательно сказывается на здоровье приобретающих их людей. Это относится к табачным изделиям и алкоголю. Введением этого налога хотели уменьшить потребление вредных продуктов. Дополнительно его предполагали распространить и на предметы роскоши.

В настоящее время акцизы включены в стоимость следующих товаров (ст. 181 НК РФ):

  • алкогольные напитки;
  • табачные изделия;
  • легковые автомобили;
  • мотоциклы;
  • бензин и дизельное топливо;
  • различные масла для двигателей;
  • керосин для заправки самолетов;
  • газ природный;
  • топливо для печей.

Способы и формулы для расчета величины акцизов см. .

Налоговые ставки на каждый вид подакцизного товара закреплены в ст. 193 НК РФ. В настоящий момент ставки в Налоговом кодексе указаны до 2020 года включительно. Косвенные налоги в виде акциза исчисляют по налоговой базе каждого из подакцизных товаров. Сумма акциза исчисляется по итогам каждого месяца реализации (ст. 192 НК РФ).

О ставках акциза на горючее узнайте .

Что входит в прямые и косвенные налоги, рассмотрим в таблице.

Таблица прямых и косвенных налогов

Все виды налогов можно свести в таблицу:

Вид налога

Наименование налога

федеральный

региональный

Прямые налоги

Для физических лиц

Налог на имущество

Транспортный налог

Земельный налог

Водный налог

Для юридических лиц

Налог на прибыль

НДФЛ с работников

Налог на имущество

Транспортный налог

Земельный налог

Налог на игорный бизнес

Водный налог

Торговый сбор

Косвенные налоги

Итоги

В законодательстве РФ предусмотрена градация налогов на прямые и косвенные. Прямые налоги уплачивает налогоплательщик со своих доходов. Косвенные налоги заложены в цене товара или услуги, и их оплачивает конечный покупатель. А в обязанность налогоплательщика входит своевременное перечисление полученных косвенных налогов в бюджет.

Прямые налоги: определение

Термин «прямой налог» — скорее экономический, чем юридический. В российской системе права он не имеет четкого определения.

Из числа редких правовых актов, в которых присутствует термин «прямой налог», можно выделить письмо Минфина России от 21.12.1994 № 03-10-0. В нем ведомство, классифицируя доходы бюджета, выделяет группу с индексом 10100 («Прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала»). К данной группе относятся налоги, которые взимаются «с чистого дохода (существующего либо подразумеваемого) физического или юридического лица».

Указанное определение Минфина в целом не противоречит распространенной в среде экономистов трактовке, по которой «прямым» считается налог, который взимается непосредственно с субъекта экономического процесса (физлица, юрлица) и не может быть в общем случае предъявлен какому-либо другому лицу.

За что платятся прямые налоги?

На практике физлицо или юрлицо может становиться плательщиком прямого налога, если оно:

  1. Владеет (распоряжается) каким-либо налогооблагаемым объектом при том, что такое владение (распоряжение) возникло как результат того или иного юридического действия, которое условно можно назвать «транзакцией».

Такими налогооблагаемыми объектами могут быть:

  • недвижимость (появившаяся во владении или распоряжении вследствие транзакции — заключения договора купли-продажи);
  • доход от продажи товаров и услуг (как результат транзакций — сделок по поставке товаров или услуг).

Таким образом, типичные примеры прямых налогов — налог на прибыль или на имущество.

  1. Обладает статусом, который влечет образование налогооблагаемого объекта.

Например, таким объектом может быть вмененный доход. Он образуется, как только фирма получает статус плательщика налога по ЕНВД, приобретенный вследствие транзакции — подачи документов на получение права работать по ЕНВД в ФНС.

  1. Пользуется (имеет возможность пользования) теми или иными ресурсами.

Например, полезными ископаемыми, биологическими ресурсами.

Фактический и юридический плательщик любого прямого налога — само физлицо или юрлицо. Оно единолично отвечает за результаты транзакций, которые инициирует. Оно несет прямую налоговую нагрузку, которую нельзя ни на кого переложить, и это основной критерий отнесения уплачиваемых им налогов к «прямым».

Что такое косвенные налоги?

В свою очередь, косвенные налоги — те, которые налогоплательщик может в установленном законом порядке:

  • предъявить к фактической уплате иным лицам (оставаясь при этом де-юре плательщиком соответствующих налогов);
  • выполняя функции плательщика, применять различные законные способы сведения к нулю либо к минимуму налоговой нагрузки по косвенному налогу.

Исторически сложилось так (и это было закреплено в российской правовой системе), что основными косвенными налогами стали (п. 2 приложения № 18 к договору о ЕАЭС от 29.05.2014):

Объект налогообложения по нему — реализация товаров и услуг (в общем случае).

НДС платится, если от необходимости его начисления российский хозяйствующий субъект не освобожден законом — например, если он не работает на УСН или том же ЕНВД.

НДС начисляется в процентах от стоимости товара. Конкретный размер налога зависит от разновидности продаваемого изделия. Значения НДС в России: 18%, 10% и 0%.

  1. Акцизы.

Акциз представляет собой, как правило, фиксированный налог, размер которого устанавливается законом исходя из конкретного типа товара. За алкогольную продукцию акциз один, за бензин и табак — другой.

Таким образом, косвенные налоги взимаются не за результат транзакции (прибыль, получение чего-либо в собственность, получение статуса), а фактически за саму транзакцию. Точнее — начисляются на налоговую базу, представленную тем или иным элементом транзакции. В данном случае — стоимостью товара (когда платится НДС) или фактом его продажи (когда платится акциз).

Что делает налог косвенным?

Косвенным налог делает единственное: то, что субъект хозяйственной деятельности платит его не сам, а фактически предъявляет в установленном законом порядке другим лицам.

На юридического плательщика косвенного налога — юрлицо или физлицо — также возлагается обязанность по сбору косвенного налога, поскольку фактический его плательщик, как правило, не должен в данном случае исчислять и уплачивать что-либо из собственных средств.

Но, как мы уже отметили выше, плательщик косвенного налога может задействовать механизмы ограничения налоговой нагрузки. К таким механизмам, которые устоялись в российской правовой системе, относятся:

  1. Включение хозяйствующим субъектом НДС и акциза в отпускную стоимость товара и, как следствие, перекладывание фактической налоговой нагрузки на покупателя товара.

Косвенный налог может и «доплачиваться» покупателем. Например, по такой схеме работает налог на операции с ценными бумагами в некоторых странах Запада. Отметим еще, что в розничных магазинах США цена указывается без НДС, а потом, расплатившись, клиент по чеку узнает о фактической доплате налога.

  1. Включение НДС и акциза, уплачиваемых при покупке товаров у других поставщиков (то есть когда сам субъект становится покупателем), в вычет по НДС и акцизам, которые должен заплатить сам субъект со стоимости проданных товаров.

То есть осуществляется уменьшение величины НДС и акцизов с проданных товаров на величину НДС и акцизов с купленных товаров.

Рассмотрим, как работает данная схема, на простом примере.

Финансовая нагрузка при косвенном налоге: пример

ООО «Трейдинг-Консалтинг» осуществляет оптовые поставки яблок по цене 70 рублей за 1 кг. ООО «Вендинг-Лендинг» покупает их с учетом НДС 18%, то есть отдавая за яблоки по 82,6 рубля за 1 кг.

Затем ООО «Вендинг-Лендинг» продает яблоки в розницу — по цене 94,4 рубля за килограмм. При этом в отпускную цену входят: стоимость яблок — 80 рублей за 1 кг и НДС 18% в размере 14,4 рубля.

НДС, полученный от покупателей, — 14,4 рубля за каждый килограмм яблок, ООО «Вендинг-Лендинг» должно уплатить государству. При этом фирма вправе уменьшить НДС на тот, что был включен в стоимость яблок от ООО «Трейдинг-Консалтинг» — то есть на 12,6 рубля.

Выходит, что в «чистом» виде ООО «Вендинг-Лендинг» должно государству НДС с каждого килограмма яблок в сумме 1,80 рубля (из 14,4 вычитаем 12,6).

Но собственная налоговая нагрузка фирмы по НДС — нулевая. Фактический денежный приход — 94,4 рубля за 1 кг яблок — превышает фактический денежный расход — 84,4 рубля (82,6 рубля за 1 кг яблок + чистый НДС к уплате в сумме 1,80 рубля) ровно на 10 рублей. То есть столько бы и заработала фирма, если бы не платила НДС (и если ее поставщик не платил бы) — покупая яблоки за 70 рублей и продавая за 80 рублей за 1 кг.

Таким образом, субъект платит НДС косвенно — выполняя обязанности по его исчислению и перечислению в бюджет, но не неся реальной финансовой нагрузки.

Рассмотрев примеры прямых и косвенных налогов, ознакомимся более подробно с перечнем установленных законодательством России бюджетных платежей и попробуем определить, к какому виду налогов их правомерно отнести. Для удобства отобразим информацию в таблице.

Федеральные налоги: прямые и косвенные

Наименование налога

Какой он? *

Почему он такой?

Косвенный

Фактически уплачивается покупателем товара (включается в стоимость).

Фактически не образует налоговой нагрузки на хозяйствующий субъект за счет вычетов

На прибыль организаций

Платится получателем дохода

Уплачивается субъектом, извлекающим полезные ископаемые из недр

Уплачивается субъектом, пользующимся водными ресурсами

Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

Уплачивается субъектом за получение возможности ведения охоты и рыбной ловли

Государственная пошлина

Прямой/косвенный

Прямой — когда в получении государственной услуги заинтересован сам хозяйствующий субъект и платит пошлину за себя (например, когда это пошлина за регистрацию ООО, которая не может быть учтена в расходах ООО).

Косвенный — когда расходы на уплату госпошлин, оплату лицензий и аналогичных нужд включаются с себестоимость товаров (работ) и формируют отпускную цену товара, которую платит покупатель. Пример — платежи государству за лицензирование включаются в стоимость лицензируемой продукции (в этом случае за лицензию фактически заплатит покупатель)

Уплачивается получателем дохода

Уплачивается субъектом, имеющим статус плательщика ЕНВД

Уплачивается субъектом, имеющим статус плательщика ПСН

Уплачивается получателем дохода

Налог при заключении соглашений о разделе продукции

Прямой/косвенный

Прямой — в части уплаты на льготных основаниях налога на прибыль и НДПИ.

Косвенный — в части уплаты НДС

* Какой он по экономическим признакам.

Платежи в региональные и местные бюджеты: есть ли среди них косвенные налоги?

Наименование налога

Какой он?

Региональные

На имущество юрлиц

Уплачивает собственник имущества

На игорный бизнес

Уплачивает собственник объектов в игровой зоне

Транспортный

Уплачивает собственник транспорта

Земельный

Уплачивает собственник участка

На имущество физлиц

Уплачивает владелец недвижимости

Торговый сбор

Уплачивает хозяйствующий субъект как пользователь торгового объекта

Узнать о сроках уплаты рассмотренных в статье налогов и сборов вы можете в статье «Налоговый календарь уплаты налогов на 2018 год» .

Таким образом, большинство налогов, установленных российским законодательством, — прямые.

Однако, рассмотрев определение прямых и косвенных налогов - и примера, показывающего, как действует косвенное налогообложение — мы вместе с тем вправе обозначить один важный нюанс.

Дело в том, что хозяйствующий субъект, вынужденный нести прямую финансовую нагрузку вследствие налогообложения, может предпринимать действия, направленные на фактическую компенсацию такой нагрузки за счет других лиц. Например, если это розничный магазин, то в случае увеличения налога на имущество или ЕНВД он может повысить цены на товары. Выходит, что за повышение того или иного прямого налога, который уплачивает магазин, в конечном счете платит покупатель.

В результате граница между прямыми и косвенными налогами на практике становится несколько размытой. Такую размытость можно пронаблюдать и на примере страховых взносов. Строго говоря, «налогами» они не считаются, но являются неотъемлемой частью фактической налоговой нагрузки на предприятие.

Страховые взносы — это прямые или косвенные налоги?

Действительно, отнесение страховых взносов к прямым или косвенным налогам — дискуссионный момент. При этом нужно учитывать, что такие взносы бывают нескольких разновидностей:

  1. Фиксированные взносы ИП, которые он уплачивает за себя.

Это классический вариант прямого налога как результата получения физлицом статуса вследствие транзакции — регистрации в качестве ИП. Предприниматель не вправе перевести обязанность по уплате взносов за себя на кого-то другого.

  1. Взносы — пенсионные, социальные, медицинские, с зарплаты работников.

Здесь ситуация сложнее. С одной стороны, взносы начисляются на налоговую базу в виде зарплаты как результат транзакции — заключения трудового договора, по которому соответствующие взносы платит именно работодатель.

С другой — работодатель так или иначе закладывает данные взносы в фонд оплаты труда. И если бы взносы не были предусмотрены законодательством, то, вероятно, они «превратились» бы в зарплату работника, которая выдается ему на руки. По крайней мере, такой логики склонны придерживаться экономисты.

Таким образом, правомерно говорить о том, что страховой взнос, уплачиваемый работодателем с зарплаты сотрудника, — пример косвенного налога де-факто. Это недополученный доход сотрудника, и именно его можно считать фактическим плательщиком взноса.

Узнать больше о порядке уплаты косвенных налогов — НДС и акциза — вы можете в статье «Сроки и порядок уплаты косвенных налогов» .

Прямые налоги — те, что платятся физлицом или хозяйствующим субъектом без возможности фактически предъявить их иным лицам. Косвенные характеризуются наличием такой возможности (и иных механизмов, позволяющих свести к минимуму налоговую нагрузку на плательщика). Основная часть российских налогов — прямые. Косвенных только два — НДС и акцизы, но многие платежи в бюджет обладают фактическими признаками косвенных налогов.

В зависимости метода взимания налогов их делят на прямые и косвенные. Такое разделение некоторые считают условным, поскольку, в конечном итоге, и косвенные налоги оплачиваются конечными потребителями продукции.

Характеристика налогов

Прямыми налогами облагается либо доход налогоплательщика, либо принадлежащее ему имущество. К ним относятся налоги на доходы физлиц, на прибыль предприятий, на имущество граждан и организаций. Плательщиками прямых налогов являются конкретные граждане или организации, налоговая база по определяется сравнительно легко, поэтому администрировать и собирать их несложно.

Косвенными называются налоги, сумма которых закладывается непосредственно в себестоимость продукции. Иногда их еще называют налогами на потребление. К косвенным относится налог на добавленную стоимость, таможенные сборы, акцизы, государственные пошлины и сборы, которые взимаются с налогоплательщика за осуществление ряда юридически значимых действий.

Особенности косвенных налогов

Косвенные налоги условно делят на:
- индивидуальные – платятся с определенных групп товаров;
- универсальные – ими облагаются практически все товары.

К индивидуальным косвенным налогам относятся акцизы, которыми облагается, например, спиртное, табачные изделия, бензин и другое топливо, их оплачивают потребители этой продукции. Другим косвенным таможенная пошлина, которую, в конечном итоге, оплачивают все потребители импортных товаров.

Для отдельных видов товаров и услуг предусмотрены льготы по налогообложению. Например, для детских товаров и продуктов питания ставка НДС составляет 10%, а для остальных товаров – 18%. Некоторые товары, например, медицинские, не облагаются НДС.

Привлекательность косвенных налогов для государства обусловлена тем, что их собираемость напрямую не зависит от финансовых результатов деятельности предприятия. Даже если фирма убыточна, эти налоги должны быть начислены и уплачены. Фискальный эффект косвенных налогов сохраняется в условиях падения производства и снижения объемов продаж товаров.

В то же время, администрирование косвенных налогов неоправданно усложнено. И бухгалтеры предприятий, и специалисты налоговых органов сходятся в том, что методика начисления НДС изобилует неоднозначно трактуемыми положениями, а порядок возмещения этого налога запутан. Поэтому большинство налоговых проверок выявляют массу нарушений, касающихся начисления НДС, и сопровождаются доначислением сумм налога, а также наложением пеней и штрафов на налогоплательщиков.

Новое на сайте

>

Самое популярное