Домой Россельхозбанк Как получить упрощенную систему налогообложения. Какие налоги платит ооо на усн

Как получить упрощенную систему налогообложения. Какие налоги платит ооо на усн

УСН, или упрощенная система налогообложения - это специальный налоговый режим для малого бизнеса, который призван облегчить жизнь предпринимателей и организаций, сократить налоговую нагрузку и количество отчетов. И действительно упрощает, иначе бы этот режим не был так популярен.

Если хотите не заморачиваться с НДС, платить поменьше налогов и сдавать минимум отчетов – этот режим для вас. Помимо НДС организации на УСН к тому же не платят налог на прибыль и на имущество, а предприниматели – НДФЛ. Есть некоторые исключения, когда освобождение от этих налогов не действует, их полный перечень можно найти в статье 346.11 НК РФ. В частности, НДС все же придется платить при импорте товаров, а налог на имущество в случаях, когда оно оценивается по кадастровой стоимости.

От других налогов этот спецрежим не освобождает, их платят в общем порядке, если есть объект налогообложения.

Не освобождает упрощенка и от необходимости вести бухгалтерский учет, если речь идет об организациях. Правда, они относятся к малым предприятиям, поэтому могут вести бухучет в упрощенной форме и сдавать сокращенную отчетность.

Ставка УСН зависит от выбранного объекта налогообложения. Есть два вида упрощенки:

  1. УСН «Доходы». Налог платится со всех поступлений независимо от понесенных расходов. Ставка 6%.
  2. УСН «Доходы минус расходы». Налогом облагается только разница между поступлениями и понесенными затратами. Ставка 15%.

Какой из этих видов выбрать ИП или ООО решают самостоятельно и указывают это в заявлении при переходе на спецрежим. Считается, что второй вариант применять выгодно тогда, когда расходы переваливают за 60% в общем объеме выручки, но в любом случае нужно все просчитывать, прежде чем принимать решение.

В некоторых регионах местные власти устанавливают пониженный процент налога для определенных видов деятельности.

Кто может применять УСН?

Действующие или вновь регистрируемые предприятия или ИП, если они соответствуют условиям из статьи 346.12 НК РФ:

  1. Выручка за 9 месяцев прошлого года меньше 112,5 млн. руб.
  2. В штате не больше 100 наемных работников.
  3. Остаточная стоимость основных средств не достигает 150 млн. руб.

В пункте 3 той же статьи Кодекса перечислены те, кому упрощенку применять нельзя даже при соблюдении этих требований. Это банки, страховщики, нотариусы и т.д. Также не могут перейти на этот режим организации, имеющие филиалы и те предприятия, в которых более четверти доли в уставном капитале принадлежит другим предприятиям.

Когда и как ИП и ООО перейти на УСН

Если предприниматель или компания только регистрируются, то они могут сразу перейти на этот режим, подав уведомление в налоговую инспекцию. Можно сразу приложить его к регистрационным документам, но по закону на это дается 30 дней с момента постановки на учет в налоговом органе. Если не уложиться в 30 дней, то до конца года придется работать на общей системе налогообложения со всеми вытекающими из этого обязанностями.

Кстати, подготовить пакет документ документов на регистрацию ИП или ООО вы можете бесплатно в сервисе . Вам нужно лишь ввести свои данные, а сервис сформирует документы на актуальных бланках в соответствии с законодательством РФ.

ИП или ООО, которые уже работают, не могут начать применять упрощенную систему в течение года, переход возможен только в 1 января. Процедура та же самая – через уведомление в налоговую. Его нужно отправить до 31 декабря и указать в нем выбранный объект налогообложения, реквизиты, выручку за 9 месяцев, остаточную стоимость основных средств.

Уведомление можно оформить в произвольной или по рекомендуемой форме 26.2-1. Не обязательно относить его лично в налоговую инспекцию, можно отправить почтой с описью вложения и уведомлением о получении.

Ждать разрешения от налоговой на применение УСН не нужно, переход на этот режим носит уведомительный характер.

Минусы УСН

Их не так много, ведь режим действительно удобный и выгодный, но все же озвучим нюансы, которые для некоторых могут оказаться существенными:

  1. Из-за того, что упрощенцы не платят НДС, с ними не всегда соглашаются работать организации на ОСНО, потому что в этом случае у них не будет НДС к вычету.
  2. В расходы получится включить не все затраты, даже если они обоснованные, а только те, что есть в закрытом перечне в статье 346.16 Налогового Кодекса.
  3. Право на УСН автоматически теряется, если в течение года выручка превысит 150 млн. руб., остаточная стоимость основных средств станет больше 150 млн. руб. или среднесписочная численность перевалит за 100. Тогда придется с начала квартала, в котором произошло превышение, восстанавливать учет как при ОСНО, заполнять соответствующие отчеты и уплачивать налоги.

Отчетность и платежи по упрощенной системе в 2018 году

Сдается одна декларация в год по форме КНД 1152017, утвержденной Приказом ФНС России № ММВ-7-3/99 от 26.02.2016г.

Для организаций крайний срок – до 31 марта после окончания отчетного года, для ИП – до 30 апреля.

Все упрощенцы должны вести КУДиР. На УСН «Доходы минус расходы» в нее заносят и поступления, и затраты, подтвержденные документами. Если применяется УСН 6% , то расходы учитывать не нужно.

Налог уплачивается поквартально авансовыми платежами – до 25 апреля, 25 июля, 25 октября. Итоговый платеж организации делают до 31 марта, предприниматели до 30 апреля.

Вести учет на УСН удобно при помощи сервиса . С этим справится любой предприниматель, который никогда раньше не сталкивался с бухгалтерией. Налог рассчитывается автоматически, а декларация заполняется с помощью пошагового мастера в несколько кликов. Дополнительные возможности, такие как интеграция с банками и консультации экспертов сэкономят ваше время и уберегут от ошибок. Попробуйте – тестовая версия у нас бесплатна.

Вы будете получать новости законодательства, советы по снижению
налогов и кейсы предпринимателей

Все российские предприниматели, а также зарубежные предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории России, обязаны платить налог на прибыль в казну нашей страны. Постольку, поскольку расчет налога для предпринимателей – это довольно сложная процедура, учитывая то, что на одного предпринимателя нужно рассчитать несколько видов налога, с недавнего времени, а именно с 2002 года, некоторые предприятия могут перейти на УСН , что значительно упрощает процедуру налогообложения. Рассмотрим, что такое УСН для ИП простыми словами, как расшифровывается аббревиатура, и каким образом рассчитывается.

Расшифровка

УСН – это упрощенная система налогообложения. Для простого человека данная аббревиатура мало что значит, а вот предпринимателям система значительно облегчает деятельность. Название данной системы говорит само за себя, то есть по факту один налог заменяет несколько, а именно налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и другие.

Воспользоваться данной системой налогообложения могут только представители малого и среднего бизнеса, крупные предприниматели не могут ей воспользоваться. Благодаря УСН, начинающие бизнесмены могут значительно сэкономить деньги на уплату налога.

Обратите внимание, что по упрощенке предприниматели платят только один налог.

Как перейти на УСН

Итак, применить упрощенную систему налогообложения могут только предприниматели, отвечающие некоторым условиям. Во-первых, прибыль предприятия за один отчетный период, а именно за один год, не должна превышать 120 миллионов рублей (с 2017 года). Во-вторых, на предприятии штат сотрудников не должен превышать 100 человек.

Перейти на УСН могут все индивидуальные предприниматели. А сделать это можно следующим образом, для начала нужно подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации организации. Срок подачи заявления с 1 октября до 30 ноября текущего года, новая система налогообложения будет действовать на следующий отчетный период.

Обратите внимание, что решение о переводе на УСН принимает налоговый орган, следовательно, в заявление нужно указать прибыль от предпринимательской деятельности за 9 месяцев, то есть за период с начала года до момента подачи заявления и количество штатных сотрудников.

Ставки и примеры расчета

Для налогоплательщика, осуществляющего выплату по УСН, действует две налоговые ставки:

  • 6% применяется к общей прибыли предприятия без вычета затрат, это в том случае, если расходы не превышают 60% от общей прибыли;
  • 15% применяется к доходу за вычетом расхода, когда затраты на производство превышают 60% от выручки.

Теперь разберемся, что считается доходом ИП на УСН. Ведь налогом облагается только прибыль от предпринимательской деятельности, поэтому очень важно знать, какой именно доход учитывается при расчете налога. Итак, при расчете налога по упрощенной системе учитывается вся прибыль от предпринимательской деятельности, например, выручка от продажи товаров или услуг, средства, вырученные от сдачи в аренду недвижимости или оборудования, а также иные источники дохода, в том числе от прибыли от выдачи займов под проценты . Даже прибыль предприятия в виде имущества облагается налогом по УСН. Иными словами, любой доход, который учитывается на балансе предприятия.

Есть список доходов, которые не берутся в расчет при формировании налоговой базы:

  1. Доход индивидуального предпринимателя за рамками его предпринимательской деятельности, например, доход от продажи имущества, находящего в личном пользовании и не являющегося собственностью предприятия.
  2. Заемные средства предприятия, например, предпринимателю потребовался кредит, и он его получил в виде денежных средств или имущества, это не является прибылью предприятия, а обязательствами перед кредитором, соответственно налог за него платить не нужно.
  3. Ставка по депозиту. Здесь есть один нюанс, например, предприятие, выдало кредит под проценты, с прибыли от выплаты заемщиком процентов, он должен уплатить налог, но из процентной ставки вычитается ставка рефинансирования и еще 5 процентов.
  4. Залог и предоплата, если в бюджет предприятия поступает задаток или залог от контрагента, то это не считается прибылью, а только обеспечение, после проведения сделки и полной оплаты средства будут уже считаться выручкой предпринимателя.
  5. Субсидии, полученные от государства, также не входят в формирование налоговой базы.

Обратите внимание, подробную информацию вы найдете в НК РФ Глава 26.2.

Как рассчитывается налог

Итак, рассмотрим на конкретных примерах как рассчитывается упрощенка для ИП. Кстати, нужно отметить, что при переходе на УСН предприниматель вправе сам выбрать, по какой ставке он будет платить налог, а, точнее, от какой суммы он будет высчитываться, от чистой прибыли или общего дохода. Рассмотрим оба варианта.

Доходы и расходы при вычислении УСН: пример

Пример

Индивидуальный предприниматель получил доход в размере 580 тысяч рублей, его расходы составили 320 тысяч рублей. Как рассчитывается налог:

  • 580000-6%=34800 рублей;
  • 580000-320000=260000 рублей, 260000-15%=39000 рублей.

В общем, каждому бизнесмену предстоит самостоятельно решить, по какой ставке ему выгоднее будет платить налог, из данного примера, очевидно, что 6% от выручки выгоднее, чем 15% от чистой прибыли.

Таким образом, что такое упрощенная система налогообложения для ИП? Это система для малого и среднего бизнеса в нашей стране, которая снижает налоговую нагрузку и значительно упрощает работу бухгалтерам. Кстати, оплачивать данный налог нужно один раз в год, не позднее 30 апреля за прошедший период.

Что такое упрощенная система налогообложения? Особенности УСН для ООО в 2019 году. Виды упрощенной системы налогообложения, ставки, порядок оформления.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Современные условия экономики отличаются нестабильностью и большим количеством рисков для предприятий, независимо от их размера и формы собственности.

Во избежание ведения «черной» бухгалтерии и с целью поддержки бизнеса разных размеров в Налоговом кодексе предусмотрены упрощенные системы налогообложения, позволяющие сократить отчисления в бюджет до минимально допустимых норм.

Такой подход позволяет создать стимул и возможность развития бизнеса малых и средних размеров, что, в свою очередь, предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Общие моменты

Для перехода на упрощенную систему налогообложения необходимо, чтобы предприятие соответствовало законодательно установленным нормам.

Что это такое

УСН (упрощенная система налогообложения) – особый режим взимания налогов и сборов, предусмотренный для облегчения развития бизнеса, при котором плательщик платит один налог вместо нижеперечисленных:

  1. (за исключением вычислений из заработной платы наемных работников).

Это позволяет значительно снизить количество отчислений, сделанных в бюджет, благодаря чему остается больше средств на развитие самого предприятия.

Виды системы налогообложения

Упрощенная система налогообложения разработана для подержания всех сфер бизнеса и применяется для предприятий с разной формой собственности.

Налоговым Кодексом Российской Федерации предусмотрено два УСН. Они отличаются объектом налогообложения и ставкой:

Предприниматель вправе сам выбрать, какой из видов упрощенной налоговой системы он хотел бы пользоваться.

Нормативное регулирование

Как и другие процессы, упрощенная система налогообложения ООО регулируется .

Поэтому прежде чем осуществить переход на данную систему, необходимо это тщательно обдумать.

Решение о том, какая система налогообложения должна применяться для ООО, принимается руководителем фирмы, но все же целесообразно будет вынести этот вопрос на голосования собрания участников. Это связано с тем, что они могут предполагать доходы одной величины, а получать другой.

Порядок перехода

Открытие ООО по упрощенной системе налогообложения предусмотрено статьей 346 НК РФ.

Налогоплательщиками, работающими на упрощенной системе налогообложения, могут быть как созданные предприятия, так и уже существующие. Рассмотрим оба варианта.

Вновь созданные предприятия регистрируются в органах налоговой службы. После этого в течение 30 дней они обязаны в случае выбора упрощенной системы налогообложения уведомить об этом ФНС .

Для предприятий, к которым применяется общая система и желающих перейти на упрощенную систему, также есть свои определенные сроки.

Налоговым периодом при УСН является один календарный год с 1.01 по 31.12. Для перехода на упрощенную систему с общей предприниматель обязан уведомить налоговую службу до наступления следующего периода.

То есть до 31.12 текущего года. Организации, работающие на , также имеют право перехода на упрощенную систему налогообложения, если считают это более выгодным.

Они могут начать применять УСН с того месяца, в котором прекратила свое действие ЕНВД. Для перехода необходимо уведомить органы налоговой службы.

Уведомление, отправляемое предприятиями в органы налоговой службы во всех трех вышеприведенных случаях, составлено согласно форме, утвержденной приказом ФНС РФ, и имеет следующий вид.

Законодательно определены условия, при которых предприятие может перейти на упрощенную систему налогообложения.

Рассмотрим их более подробно:

Если же эти условия соблюдаются, но предприятие ведет деятельность в финансовой сфере экономики или в игорном бизнесе, оно не может получить право .

Если организация получила право работы на упрощенной системе налогообложения, но со временем она перестала соответствовать вышеуказанным условиям, то она теряет это право, в связи с чем обязана уведомить органы Федеральной налоговой службы не позднее, чем до 15 числа месяца, следующего за кварталом, когда произошло несоответствие.

При этом не позднее 25 числа того же месяца необходимо сдать налоговую декларацию и уплатить по ней налог.

Форму уведомления, которую необходимо подать в случае утери права работы на упрощенной системе налогообложения, вы можете посмотреть ниже.

В чем заключается суть УСН

Каждое предприятие, являющееся юридическим лицом, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации уплачивает бюджет ряд налоговых сборов.

ООО, находящиеся на общей системе налогообложения, обязаны уплачивать следующие взносы:

Помимо этого, предприятием уплачивается подоходный налог в размере 13 %. Он имеет свои особенности. Базой налогообложения являются доходы физических лиц.

Организация уплачивает его как налоговый агент, производя вычеты из каждого из наемных сотрудников, а также с дивидендов, получаемых участниками ООО.

Если суммировать все налоги, оплачиваемые ООО по общей системе, выходит очень большая сумма. В результате после уплаты всех сборов у предприятия остается не так много средств, которые можно было бы пустить в оборот.

В связи с этим ранее были выявлены случаи ведения черной бухгалтерии с целью уплаты сборов не в полной мере и возможности сохранить хотя бы часть средств.

Видео: какую систему налогообложения выбрать для бизнеса ИП или ООО


Основываясь на прецедентах, законодательными органами Российской федерации были разработаны нормативные акты предусматривающие как административное, так и уголовное наказание, в зависимости от размера сокрытых средств и образовавшейся недоимки.

В свою очередь, Федеральной налоговой службой была исключена причина появления подобных инцидентов и введен ряд лояльных систем, позволяющих ФНС поддерживать развитие бизнеса в Российской Федерации.

Одной из них является упрощенная система налогообложения. Ее суть заключается в том, что плательщик, который работает на данных условиях, освобождается от уплаты всех вышеперечисленных налогов и уплачивает один сбор, величина которого значительно ниже, чем при общей системе.

Налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать вид системы упрощенного налогообложения, которых, согласно законодательству, предусмотрено два.

Доходы

По одному из типов УСН объектом, с которого будет удержан налог, выступают доходы. При этом ставка составляет 6 %.

Законодательно установлен порядок их определения и какие виды поступлений относятся к доходам.

Доход – это средства, полученные в результате осуществления непосредственной деятельности предприятия, которые позволяют увеличить его капитал.

Для ООО, которые работают на условиях упрощенного налогообложения, доходы представляют собой выручку, полученную от реализации продукции или .

За отчетный период, который составляет квартал (три месяца), доходы суммируются и из них вычитается 6 % налога.

Доходы минус расходы

Не всегда уровень доходов позволяет уплатить налог и получить чистую прибыль, достаточного для дальнейшего развития предприятия размера.

Можно использовать систему исчисления «доходы за вычетом расходов». Что такое «доходы», было сказано в пункте выше.

Расходы – это средства, уменьшающие капитал предприятия и используемые для осуществления им своей основной деятельности – выпуска продукции или оказания услуг.

При вычете расходов из доходов определяется прибыль до налогообложения. После исчисления и уплаты налога она является чистой прибылью.

Стоит отметить, что не все расходы, совершаемые предприятием, используются для вычисления прибыли.

До налогообложения из доходов необходимо применять только расходы, осуществляемые на выпуск и реализацию продукции или оказание услуг.

Этот вид УСН отличается тем, что ставка определяется в зависимости от регистрации и составляет от 5 до 15 %.

Какая сдается отчетность

В 2019 году для ведения налоговой отчетности плательщиками, работающими на упрощенной системе налогообложения, сдается всего один вид документации – годовая .

Именно это отличает процесс отчетности от предыдущих лет, когда промежуточная отчетность сдавалась по кварталам.

Из бухгалтерской отчетности важную роль в этом случае играет .

Преимущества и недостатки

Как и любая система, УСН имеет свои преимущества и недостатки. Рассмотрим их более подробно.

Большинство предпринимателей выбирают упрощенную систему благодаря снижению выплат, осуществляемых в бюджет.

Но также отмечают следующие преимущества:

  • упрощение ведения бухгалтерского и налогового учета;
  • отсутствие обязательной отчетности;
  • выбор объекта и ставки налогообложения из двух предложенных вариантов;
  • длительный отчетный налоговый период.

При этом он имеет и свои недостатки, которые не позволяют всем желающим пользоваться данной системой:

  • разрешено к применению не для всех видов деятельности;
  • действует запрет на открытие и филиалов;
  • лимит на получение доходов и наемных работников.

Исходя из этих плюсов и минусов, предприятия стоят перед выбором – развиваться как крупная компания или оставаться в ячейке среднего бизнеса и иметь возможность работать по упрощенной системе.

УСН является одним из вариантов развития малого и среднего бизнеса. Она позволяет уменьшить налоговые выплаты и упростить процесс бухгалтерского и налогового учета, за счет чего можно сэкономить средства на найме дополнительных сотрудников в штат.

Существуют два варианта упрощенной системы налогообложения по упрощенной системе. Они отличаются объектом налогообложения и ставкой.

Организация имеет право выбора системы самостоятельно. Для работы по упрощенной системе налогообложения необходимо, чтобы предприятие соответствовало установленным законодательством условиям.

Суть УСН заключается в том, что налогоплательщики уплачивают единый налог, заменяющий ряд налогов традиционной системы налогообложения.

В соответствии со ст. 346.12 НК РФ плательщиками единого налога признаютсяорганизации и индивидуальные предприниматели (далее – ИП), перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение УСН освобождает организации от уплаты налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с дивидендов и по операциям с отдельными видами долговых обязательств (п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ)); налога на имущество; НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 346.11 НК РФ применение УСН освобождает ИП от уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по ставкам 35 % и 9 %, предусмотренным п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ); налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности); НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ).

Остальные налоги уплачиваются в общеустановленном порядке.

Согласно п. 5 ст. 346.11 НК РФ организации и ИП, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ. Для организаций и ИП, применяющих УСН, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

Условия применения

Учитывая особенную привлекательность режима УСН за счет снижения налогового бремени, законодатели ограничили условия его применения:

1) Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев того года, в котором она подает уведомление о переходе, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 45.000.000 руб. Данная величина подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

Так, при переходе на УСН с 2015 г. доходы организации за 9 месяцев 2014 г. не должны превышать 48.015.000 руб. (45.000.000 × 1,067) (приказ Минэкономразвития РФ от 07.11.2013 г. N 652 «Об установлении коэффициентов – дефляторов на 2014 год» (далее - Приказ N 652)).

При переходе на УСН с 2016 г. - доходы организации за 9 месяцев 2015 г. не должны превышать 51.615.000 руб. (45.000.000 × 1,147) (приказ Минэкономразвития РФ от 29.10.2014 г. N 685 (далее - Приказ N 685)).

2) Не вправе применять УСН организации и ИП, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, превышает 100 человек (пп.15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

3) Не вправе применять УСН организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая по данным бухгалтерского учета, превышает 100.000.000 руб. В данном случае учитываются те основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом по правилам гл. 25 НК РФ (пп.16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

4) Не вправе применять УСН организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 % (корме организаций, указанных в пп.14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

5) Не вправе применять УСН организации, имеющие филиалы и (или) представительства; банки; страховщики; негосударственные пенсионные фонды; инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; ломбарды; организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр; нотариусы, занимающиеся частной практикой; адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований; организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции; организации и ИП, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог; казенные и бюджетные учреждения; иностранные организации; микрофинансовые организации (пп.1 – 13, 17, 18 и 20 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

6) Организации и ИП, перешедшие на уплату ЕНВД по отдельным видам деятельности, вправе применять УСН в отношении иных видов деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств по отношению к таким налогоплательщикам определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности, а предельная величина доходов определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения (п. 4 ст. 346.12 НК РФ).

Для перехода на УСН организации и ИП подают уведомление в налоговый орган по месту своей регистрации не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН. В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения, остаточная стоимость основных средств и размер доходов за 9 месяцев (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 02.11.2012 г. N ММВ-7-3/829@ (форма N 26.2-1 «Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения»).

Вновь созданные организации и ИП вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты их постановки на учет в налоговом органе. В этом случае они могут применять УСН с даты постановки на учет (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

Объект налогообложения и ставки налога при УСН

В соответствии с п. 1 ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения при УСН могут быть:

Или «доходы». В этом случае ставка налога составит 6 % (п. 1 ст. 346.20 НК РФ). Данный объект максимально упрощает налоговый учет и позволяет избежать проблем с документальным подтверждением расходов;

Или «доходы, уменьшенные на величину расходов». Тогда ставка налога составит 15%. Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 % (п. 2 ст. 346.20 НК РФ).

Для того чтобы выбрать для себя оптимальный вариант, налогоплательщику необходимо сравнить суммы налога, которые уплачиваются при разных объектах налогообложения.

Пример.

Организация собирается перейти на УСН, при этом:

Планируемая сумма выручки и внереализационных доходов за год - 30.000.000 руб.;

Планируемая сумма расходов, входящих в перечень, установленный п. 1 ст. 346.16 НК РФ - 17.000.000 руб.;

Планируемая к уплате за год сумма взносов на обязательное страхование работников и пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемых за счет средств работодателя - 1.500.000 руб.

Ставка налога при УСН с объектом «доходы минус расходы» - 15 %.

1.Организация выбирает УСН с объектом «доходы»:

Рассчитаем максимальную сумму, на которую можно уменьшить налог:

30.000.000 х 6 % / 2 = 900.000 руб. (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ). Сравним эту величину с суммой планируемых к уплате страховых взносов и пособий: 1.500.000 руб. > 900.000 руб., следовательно, налог можно уменьшить на 900.000 руб.;

Рассчитаем сумму налога 30.000.000 x 6 % - 900.000 = 900.000 руб.

2. Если организация выберет УСН с объектом «доходы минус расходы», сумма налога составит: (30.000.000 – 17.000.000) x 15 % = 1.950.000 руб.

В данном случае, организации, при прочих равных условиях, выгоднее применять УСН с объектом «доходы».

Прекращение применения УСН

В соответствии с п. 4 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщик теряет право применять УСН:

1) если по итогам отчетного (налогового) периода его доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 НК РФ и пп.1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 60.000.000 руб. Данная величина индексируется на коэффициент-дефлятор. В частности, в 2014 г. доходы налогоплательщика, применяющего УСН, не должны превышать 64.020.000 руб. (60.000.000 × 1,067) (Приказ N 652), в 2015 г. – 68.820.000 руб. (60.000.000 × 1,147) (Приказ N 685). В случае если налогоплательщик применяет одновременно УСН и патентную систему налогообложения, то при определении величины доходов, учитываются доходы по обоим специальным налоговым режимам;

2) и (или) если в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие условиям применения УСН, установленным п. 3 и 4 ст. 346.12 НК РФ, указанным выше.

Об этом налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанные превышение и (или) несоответствие.

Налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала следующего календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения. При этом вновь перейти на УСН он сможет не ранее чем через год (п. 6 и 7 ст. 346.13 НК РФ).

В случае прекращения деятельности, в отношении которой применялась УСН, налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган в течение 15 дней со дня ее прекращения (п.8 ст. 346.13 НК РФ).


Нынешний год ознаменовался новыми штрафами. Одни уже действуют, другие еще только собираются “заступить на дежурство”. Приведем лишь тройку наиболее “засветившихся” в СМИ. Не успел 2019 год зашагать по стране, как в штрафную копилку инспекторов “звякнул” очередной “подарок” законодателей. Так с января работодателю вменяется в обязанность следить за тем, соблюдает ли приглашенный им иностранный работник порядок пребывания в стране, соответствует ли его трудовая деятельность цели въезда. Также обязанность приглашающей стороны - производить постановку на учет новоприбывшего, организовывать ему аренду жилого помещения с последующим подписанием договора. Более того, если раньше работодатель должен был лишь содействовать выезду такого работника из страны (после истечения его контракта), то сейчас это его прямая обязанность. Так, например, работодатель должен проинформировать своего иностранного работника о том, что его виза истекает, не позднее 10 дней до ее окончания. А в случае потери паспорта последним или отсутствия денег на обратный билет всячески способствовать решению проблемы, с тем, чтобы иностранец покинул территорию РФ в положенные сроки. Нарушение этой обязанности грозит солидным штрафом до 500 тыс. рублей для организации и до 50 тыс. для директора. С 6 августа этого года вступил в действие так называемый закон о “зарплатном рабстве”, который гласит, что воспрепятствование реализации права работника на смену зарплатного банка карается административным штрафом. Для организаций - до 50 тыс. рублей, для директоров - до 20 тыс. С ноября текущего года устанавливается ответственность работодателей за нарушения труда и отдыха водителей. Причем штрафы грозят не только руководству (до 50 тыс. рублей), но и самим водителям (до 2, 5 тыс.). Более того наказание не ограничивается деньгами. 90 дней - именно на такой срок могут приостановить деятельность организации-нарушителя. Также штраф налагается на организацию в случае, если у транспортного сред-ва, выпущенного на маршрут, отсутствует тахограф (устройство для регистрации скорости, режима труда и отдыха). Ранее штрафовали только водителей и должностное лицо. Смягчение штрафных санкций Впрочем, не все так сурово, как кажется на первый взгляд. Еще в 2017 году система штрафных санкций была смягчена. Итогом такого смягчения стали, например, следующие моменты: - после первого нарушения, как правило, вручается лишь предупредительное предписание; - штраф налагается только при повторном нарушении. Штрафы, о которых знают не все... Cмотрите об этом материал, подготовленный Управляющим партнером компании "РосКо - Консалтинг и аудит" Алена Талаш. Читайте: https://сайт Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube - https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/ Facebook - https://www.facebook.com/roscoaudit/ Twitter - https://twitter.com/RosCo_audit Instagram - https://www.instagram.com/rosco.

Трудовое право. За что штрафуют работодателей? 1 часть

За что штрафуют работодателей, какие курьезы были при проверках, как правильно общаться с инспектором, что может повлиять на решение об отмене или смягчении наказания. Об этом мы расскажем в нашем видео. Как говорится, был бы работодатель, а штрафы для него обязательно найдутся. И они находятся. Зачастую эта вина самого работодателя, который не всегда соблюдает положения трудового законодательства. Если составить условный рейтинг нарушений, то в “лидерах” окажутся: - заключение, изменение и прекращение труд. договора; - оплата труда (особенно при увольнении); - охрана труда; - режим труда и отдыха; - предоставление (или вернее непредоставление) предусмотренных законом гарантий и компенсаций; - труд. дисциплина и применение взысканий; - повышение квалификации; - нарушения при найме на работу иностранца или лица без гражд-ва; - нарушение закона о персональных данных. Мы привели здесь лишь самые “востребованные” по штрафам нарушения. Многие, особенно связанные с применением местных нормативных актов, остались за “бортом” этого видео. Большие штрафы грозят работодателю за непредоставление отпуска, зарплату ниже МРОТ, за нарушение сроков ее выплаты (до 50 тыс. рублей), за оформление гражданско-правового договора с физлицом вместо трудового (до 100 тыс. рублей). А в случаях связанных с нарушением требований охраны труда - до 150 тыс. рублей. Например, за необеспечения работников сред-вами индивид. защиты. Штраф за обработку персональных данных без согласия работника в письменной форме - до 75 тыс. рублей. Деньги придется платить и за серьезные нарушения, и за курьезы, вроде неправильной буквы в написании фамилии работника. Причем при повторном нарушении штраф увеличивается, в некоторых случаях до 2-х раз. По подсчетам специалистов, в среднем небольшая компания (до 100 человек) платит до 200 тыс. рублей штрафов в год. Львиная доля штрафов приходится именно за нарушение требований охраны труда. В частности, за непроведение медосмотров, допуске сотрудника к работе без обучения и т.д. Причем к таким нарушениям трудовые инспектора любят применять так называемую “тактику мультипликации”: штраф умножается на кол-во работников. За что штрафуют работодателей? 2 часть. ШТРАФЫ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ "Зима-Лето 2019" смотрите 14.10.2019 в 18.00 Cмотрите об этом материал, подготовленный Управляющим партнером компании "РосКо - Консалтинг и аудит" Алена Талаш. Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube - https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/ Facebook - https://www.facebook.com/roscoaudit/ Twitter - https://twitter.com/RosCo_audit Instagram - https://www.instagram.com/rosco.

Неналоговые льготы для малого бизнеса

В настоящее время одной из наиболее приоритетных задач государства является содействие малому и среднему бизнесу. Помимо налоговых льгот, у малого бизнеса есть ряд послаблений, который, по мнению, Правительства РФ, должен способствовать росту прибыли компаний. В данном видео рассмотрим такие вопросы: 1. Для субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрены... 2. С 1 июля 2016 г. налоговая служба ведет реестр сведений о субъектах малого и среднего предпринимательства (ст. 4.1 Закона №209-ФЗ). И основанием для формирования записей в реестр будут являться сведения, которые имеются в базе ФНС РФ:... 3. Преференции в части закупок у малого бизнеса. 4. Льготная аренда. 5. Льготы в отношении установления лимита кассы. 6. "Надзорные каникулы" и.... Cмотрите об этом материал, подготовленный Управляющим партнером компании "РосКо - Консалтинг и аудит" Алена Талаш. Читайте:https://сайт/press/nenalogovye_lgoty_dlya_malogo_biznesa/ Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube - https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/ Facebook - https://www.facebook.com/roscoaudit/ ВКонтакте - https://vk.com/roscoaudit Twitter - https://twitter.com/RosCo_audit Instagram - https://www.instagram.com/rosco.

Для поддержки малого бизнеса была введена . Ее особенность заключается в том, что она заменяет часть налогов, уплачиваемых в бюджет предприятием, и упрощает ведение учета и сдачу отчетности малым предприятием.

Впервые упрощенная система налогообложения была введена в России Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2003 г. в связи с вступлением в силу соответствующей главы в составе части второй Налогового кодекса РФ.

За время применения упрощенной системы налогообложения в нее вносились изменения и дополнения, уточнялись некоторые положения.

С 1 января 2003 г. упрощенная система налогообложения была существенно модернизирована. Некоторые элементы предыдущей версии упрощенной системы налогообложения были сохранены, но был учтен и накопленный за время ее применения опыт.

Именно этим подтверждается актуальность вопросов налогообложения при УСНО, так как развитие малого и среднего предпринимательства становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок - рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки, в частности наличие специальных налоговых режимов.

Упрощенная система налогообложения - специальный налоговый режим, применяемый налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) наряду с иными системами налогообложения. Специальный налоговый режим - это налоговый режим с особым порядком исчисления налогов.

Положительная сторона данного налогового режима для налогоплательщиков объясняется существенным снижением налоговой нагрузки по сравнению с общеустановленной системой налогообложения , в уменьшении налогового бремени, упрощении налогового и бухгалтерского учета и отчетности для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей. Тем не менее следует отметить, что в соответствии с опубликованным Письмом Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 07-05-08/156 общества с ограниченной ответственностью, применяющие упрощенную систему, все же не могут отказаться от ведения бухгалтерского учета .

Упрощенная система налогообложения для налогоплательщиков существенно снижает налоговую нагрузку по сравнению с общеустановленной системой налогообложения. Данные меры принимаются правительством для стимулирования развития сферы частного предпринимательства, вывода доходов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей из теневого в легальный бизнес.

Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции, помимо основного режима налогообложения, существуют специальные налоговые режимы.

Создание упрощенной системы налогообложения является одной из форм поддержки субъектов малого предпринимательства. В связи с этим, помимо Налогового кодекса Российской Федерации, исходным, базовым нормативным актом, закрепляющим статус субъекта малого предпринимательства, является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". К сожалению, пока положения указанного Закона напрямую не предусматривают для субъектов малого предпринимательства возможности применения упрощенной системы налогообложения и учета. Однако нормы Закона закрепляют введение упрощенного порядка предоставления бухгалтерской отчетности.

Понятие и правовое регулирование упрощенной системы налогообложения . Упрощенная система налогообложения (УСНО) - это специальный налоговый режим, который применяется на всей территории Российской Федерации начиная с 1 января 2003 г. наряду с общепринятой системой налогообложения .

Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъектами малого предпринимательства могут быть внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц коммерческие организации, физические лица - индивидуальные предприниматели.

При отнесении субъекта хозяйственной деятельности к малому предпринимательству необходимо учитывать еще ряд обязательных условий , установленных Законом, для признания организации субъектом малого бизнеса:

1. Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).

2. Средняя численность работников коммерческой организации за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек на малом предприятии и 15 человек на микропредприятии.

3. Согласно Постановлению Правительства РФ в от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" максимальный размер выручки от реализации без НДС коммерческой организации за предшествующий календарный год не должен превышать 400 млн руб. на малом предприятии и 60 млн руб. на микропредприятии.

Подпункт 1 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ запрещает применять упрощенную систему организациям, у которых есть хотя бы один филиал или представительство. Однако если компания создаст обособленное подразделение, не отвечающее признакам филиала или представительства (ст. 55 Гражданского кодекса РФ), а также если оно не будет отражено в учредительных документах, то можно без проблем и дальше быть на "упрощенке". Такое мнение высказано в Письмах Минфина России от 27 марта 2008 г. N 03-11-04/2/60 и от 24 марта 2008 г. N 03-11-04/2/57. Аналогичную позицию можно встретить и в публикациях налоговых экспертов.

Не имеют права применять упрощенный налоговый режим организации, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды и т.д. (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

В соответствии с гл. 26.2 НК РФ при несоблюдении налогоплательщиком критериев, дающих право на применение УСНО, он считается переведенным на иной режим налогообложения с начала квартала, когда произошло нарушение хотя бы одного критерия. Единственным положительным моментом в данной ситуации является то, что такие налогоплательщики освобождаются от налоговой ответственности за несвоевременное представление документов и уплату авансовых платежей.

Организации (предприниматели), находящиеся на общем режиме налогообложения и отвечающие требованиям, предусмотренным п. п. 2 и 3 ст. 346.12 НК РФ, вправе перейти на УСНО с начала следующего календарного года. Для этого ей (ему) необходимо в срок с 1 октября по 30 ноября текущего года подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 13 апреля 2010 г. N ММВ-7-3/182@.

В заявлении налогоплательщик, в частности, указывает :

Выбранный объект налогообложения;

Размер доходов за девять месяцев текущего года;

Среднюю численность работников за указанный период;

Остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Организации, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:

Налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ);

Налога на добавленную стоимость (за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и аренды государственного имущества, когда у организации возникает обязанность уплаты НДС на основании гл. 21 НК РФ в качестве налогового агента);

Налога на имущество организаций.

Индивидуальные предприниматели, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате :

Налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ);

Налога на добавленную стоимость (за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель, в соответствии с нормами гл. 21 НК РФ, выступает налоговым агентом);

Налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).

Следует особо отметить, что и организации, и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, за работников предприниматель уплачивает фиксированные взносы на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

Экономические субъекты, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают иные налоги, действующие в Российской Федерации, при наличии на то оснований в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Например, в случае, если налогоплательщик единого налога является на основании гл. 28 НК РФ плательщиком транспортного налога, он обязан исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке, представлять налоговую отчетность.

В 2010 г. организации и индивидуальные предприниматели, применяющих упрощенную систему налогообложения, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" уплачивают по пониженным тарифам страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС, но с 1 января 2011 г. они должны будут платить страховые взносы по тем же тарифам, что и организации (предприниматели) на общем режиме налогообложения, - по общим страховым тарифам.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов - они обязаны уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц (например, с доходов наемных работников - 13% либо 30%), налог на добавленную стоимость (например, с арендной платы при аренде федерального или муниципального имущества) и т.д.

Статья 346.25.1 Налогового кодекса РФ разрешает индивидуальным предпринимателям, помимо стандартной УСН, применять и другой режим налогообложения - упрощенный на основе патента. Единый налог при этом заменяется патентом. На сумму патента не повлияют полученные доходы и произведенные расходы предпринимателя. Этот налоговый режим смогут использовать только те предприниматели, которые работают самостоятельно, без привлечения большого количества персонала, в том числе работающего по гражданско-правовым договорам.

Работать по патенту могут далеко не все индивидуальные предприниматели. Пункт 2 ст. 346.25.1 Налогового кодекса РФ устанавливает закрытый перечень видов деятельности, при осуществлении которых можно работать с патентом. В этом списке, например, отсутствует понятие "бытовые услуги".

Решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территориях субъектов РФ принимается законами этих субъектов. При этом законами субъектов Российской Федерации определяются конкретные перечни видов предпринимательской деятельности (в пределах, предусмотренных НК РФ).

На основании п. 2.1 ст. 346.25.1 НК РФ при применении упрощенной системы налогообложения на основе патента индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период пяти человек.

На предпринимателей, перешедших на работу по патенту, распространяются нормы, установленные другими статьями главы Налогового кодекса, посвященной УСНО (ст. ст. 346.11 - 346.25 НК РФ), но с учетом особенностей, предусмотренных ст. 346.25.1 НК РФ, посвященной работе по патенту. При этом предприниматель может выбрать как "классическую" упрощенную систему, так и "упрощенку по патенту".

Переход на налогообложение по патенту достаточно прост. Патент выдается по выбору налогоплательщика на период от одного до 12 месяцев. Налоговым периодом считается срок, на который выдан патент. Заявление на получение патента подается индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту постановки индивидуального предпринимателя на учет не позднее чем за один месяц до начала применения индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения на основе патента. Налоговый орган обязан в десятидневный срок выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента. Форма уведомления об отказе в выдаче патента утверждается ФНС России. При выдаче патента заполняется также и его дубликат, который хранится в налоговом органе.

Стоимость патента зависит от величины потенциально возможного годового дохода, от того вида бизнеса, которым занят предприниматель. Этот доход устанавливают власти субъекта РФ в соответствующем законе на календарный год по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента. При этом допускается дифференциация такого годового дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на территории соответствующего субъекта РФ.

Если индивидуальный предприниматель нарушил условия применения упрощенной системы налогообложения на основе патента (например, принял наемных работников свыше установленного лимита) или осуществил на основе патента вид предпринимательской деятельности, не предусмотренный в законе субъекта РФ, где он работает, то он теряет право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента в периоде, на который был выдан патент. Тоже произойдет при неоплате (неполной оплате) предпринимателем одной трети стоимости патента в срок, установленный п. 8 ст. 346.25.1 НК РФ.

В случае утери права на "упрощенку по патенту" индивидуальный предприниматель должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. При этом стоимость (часть стоимости) патента, уплаченная индивидуальным предпринимателем, ему не возвращается.

Оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 дней до дня окончания периода, на который был получен патент.

Налогоплательщики УСНО, которые работают на основе патента, не должны сдавать в инспекцию декларацию по единому налогу. Дело в том, что стоимость патента не зависит от доходов и расходов предпринимателя. А вот Книгу учета доходов и расходов они вести обязаны. Предприниматели УСНО, получившие патент, все равно не могут превышать установленный в ст. 346.13 НК РФ лимит по доходам. Поэтому они должны следить за соблюдением установленных ограничений.

Формирование налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения . Согласно ст. ст. 346.18, 346.25 НК РФ для организаций налоговой базой при применении упрощенной системы налогообложения признается денежное выражение доходов, а для индивидуальных предпринимателей - денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

При применении УСНО объектом налогообложения согласно п. 1 ст. 346.14 НК РФ признаются:

- доходы ;

- доходы, уменьшенные на величину расходов .

Объект, как правило, выбирает сам налогоплательщик. Исключение из общего правила составляют случаи, когда плательщик является участником договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом (тогда в качестве объекта обязательно применяют доходы, уменьшенные на величину расходов).

Выбор того или иного варианта обусловливается экономической целесообразностью: если у налогоплательщика большие суммы расходов, на которые можно уменьшить для целей налогообложения доходы, то он остановится на втором варианте. Если же таких расходов немного, то приемлем первый вариант. Налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", следующие доходы:

Доходы от реализации;

Внереализационные доходы.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные гл. 25 НК РФ. Также не учитываются в составе доходов доходы в виде полученных дивидендов, если их налогообложение произведено налоговым агентом.

При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы, перечисленные в ст. 346.16 НК РФ.

Порядок признания доходов и расходов регулируется ст. 346.17 НК РФ.

Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

При использовании векселя датой получения доходов признается дата оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.

Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты .

Налогоплательщики не учитывают в составе доходов и расходов суммовые разницы в случае, если по условиям договора обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах.

Расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:

Материальные расходы и расходы на оплату труда и оплата процентов за пользование заемными средствами и при оплате услуг третьих лиц - в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения;

Расходы по приобретению сырья и материалов - после их фактической оплаты;

Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, - по мере реализации товаров одним из методов: ФИФО, ЛИФО, по средней стоимости; по стоимости единицы товара;

Расходы, связанные с реализацией товаров (хранение, обслуживание, транспортировка), - после их фактической оплаты;

Расходы на уплату налогов и сборов - после оплаты в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком;

Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, а также расходы на приобретение (создание) нематериальных активов - последнее число отчетного (налогового) периода. Указанные расходы учитываются только по оплаченным основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности;

При выдаче налогоплательщиком собственного векселя в оплату товаров (работ, услуг), имущественных прав - учитываются после оплаты векселя;

При выдаче налогоплательщиком векселя третьего лица в оплату товаров (работ, услуг), имущественных прав - на дату передачи указанного векселя.

Организации, которые до перехода на УСНО при исчислении налога на прибыль использовали метод начислений, при переходе на УСНО выполняют следующие правила:

На дату перехода в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные до перехода на УСНО в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на УСНО;

Не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на УСНО, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль;

Расходы, осуществленные организацией после перехода на УСНО, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена до перехода на УСНО, либо на дату оплаты, если оплата была осуществлена после перехода на УСНО;

Не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на УСНО в оплату расходов организации, если до перехода на УСНО такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Организации, применявшие УСНО, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль с использованием метода начислений выполняют правила:

Признается в составе доходов погашение задолженности (оплата) налогоплательщику за поставленные в период применения УСНО товары (выполненные работы, оказанные услуги), переданные имущественные права;

Признается в составе расходов погашение задолженности (оплата) налогоплательщиком за полученные в период применения УСНО товары (выполненные работы, оказанные услуги), имущественные права.

Указанные доходы и расходы признаются на дату перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений.

При переходе организации на УСНО в налоговом учете отражается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, которые оплачены до перехода на УСНО, в виде разницы цены приобретения (сооружения, изготовления, создания) и суммы начисленной амортизации.

Индивидуальные предприниматели при переходе с иных режимов налогообложения на УСНО и с УСНО на иные режимы налогообложения применяют правила, предусмотренные для организаций.

Особенности документооборота и налогообложения при упрощенной системе налогообложения . Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. Однако налогоплательщики, перешедшие на УСНО, как и до перехода, могут вести бухгалтерский учет в полном объеме по правилам, установленным законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Для учета основных средств и нематериальных активов, организации и индивидуальные предприниматели должны руководствоваться ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов".

Требование об обязательном бухгалтерском учете основных средств и нематериальных активов связано с тем, что для сохранения права применения УСНО остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определенная по правилам бухгалтерского учета, не должна превышать 100 млн руб. Если по итогам отчетного (налогового) периода указанный лимит будет превышен, то налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. В связи с этим налогоплательщику следует отслеживать остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов при планировании приобретения новых объектов основных средств и нематериальных активов, а также для документального подтверждения права применения УСНО.

Для ведения бухгалтерского учета объектов основных средств и нематериальных активов организациям и предпринимателям нет необходимости отражать операции на синтетических счетах бухгалтерского учета. Достаточно самостоятельно разработать необходимые регистры бухгалтерского учета, позволяющие накапливать информацию о первоначальной и остаточной стоимости имеющихся объектов основных средств и нематериальных активов.

Формы разработанных регистров по учету основных средств и нематериальных активов необходимо зафиксировать в учетной политике.

Налогоплательщики, применяющие УСНО, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании Книги учета доходов и расходов.

Форма Книги доходов и расходов открывается на один календарный год, может выполняться как в бумажном, так и в электронном виде и ведется на русском языке. По окончании налогового периода Книга, которая велась в электронном виде, выводится на бумажный носитель.

В Книге отражаются все хозяйственные операции, производимые налогоплательщиком за отчетный (налоговый) период, в хронологической последовательности на основании первичных документов.

Для Книги, которая велась в электронном виде, данная процедура выполняется после вывода ее на бумагу по окончании налогового периода.

Для налогоплательщиков, применяющих УСНО, налоговым периодом признается календарный год, который состоит из трех отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки :

6% (от доходов);

15% (от доходов, уменьшенных на величину расходов).

Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщик, применяющий УСНО и выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, может уменьшить сумму налога за налоговый период на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за тот же период времени, в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Налогоплательщики, принявшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, такое уменьшение суммы налога произвести не могут, так как указанные взносы и пособия включаются в состав расходов при исчислении налоговой базы.

Налогоплательщики, применяющие УСНО, подают налоговую декларацию по единому налогу по итогам налогового периода. Налоговую декларацию представляют:

Налогоплательщики-организации - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

За нарушение установленных сроков установлены соответствующие взыскания.

Организации и индивидуальные предприниматели соблюдают общий порядок ведения кассовых операций, представляют статистические отчетности, исполняют обязанности налоговых агентов, ведут налоговый учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов, бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, учет показателей по прочим налогам, сборам и взносам.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Таким образом, по сравнению с общим режимом налогообложения, УСНО обладает следующими положительными характеристиками.

УСНО применяется добровольно, т.е. организации и индивидуальные предприниматели сами решают, стоит им переходить на этот режим или нет. Аналогичное правило действует и в отношении прекращения права применять этот специальный налоговый режим (за исключением случаев принудительного лишения такого права, предусмотренных п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Упрощенная система распространяется на всю предпринимательскую деятельность организации, т.е. полностью заменяет собой общий режим налогообложения.

Организации, применяющие УСНО, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов организации. Соответственно, они не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган. Это значительно облегчает ведение учета. Однако современная практика хозяйствования свидетельствует о том, что хозяйствующие субъекты, применяющие упрощенный режим налогообложения, предпочитают вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность для целей внутреннего контроля.

У налогоплательщика есть возможность выбора объекта налогообложения: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Исключением из этого правила являются участники договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом. Они обязаны применять УСНО с объектом "доходы минус расходы".

Заслуживает положительной оценки и простота заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО , и представление ее в налоговые органы один раз в год - по итогам налогового периода.

Многочисленные положительные черты упрощенной системы налогообложения сводятся на нет ее недостатками.

Во-первых, при УСН не выдаются счета-фактуры . Не относясь к плательщикам НДС (п. п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ), налогоплательщики УСНО не должны выставлять счета-фактуры покупателям и заказчикам, что для самих продавцов (исполнителей) безусловный плюс. А вот их покупателям (заказчикам) это может не понравиться. Для вычета по НДС необходим счет-фактура с выделенным налогом. Приобретя товар у продавца на упрощенной системе, покупатель не сможет рассчитывать на вычет и будет вынужден платить НДС со всей стоимости товара. У предприятий в результате сделок с предпринимателями и организациями, которые работают по упрощенной системе налогообложения, значительно возрастают суммы НДС, которые нужно перечислить в бюджет. Как правило, плательщики НДС неохотно заключают сделки с теми, кто освобожден от уплаты этого налога. При прочих равных условиях приобретать товары (работы, услуги) у поставщиков, работающих по общеустановленной системе налогообложения, выгоднее. Перепродав активы или использовав их в собственном производстве, покупатель пользуется вычетом. Благодаря этому он, во-первых, получает большую прибыль, а во-вторых, экономит на налогах. И все это только из-за того, что в счете-фактуре обычного продавца сумма НДС указана отдельно.

На самом деле упущенное компенсируется. Отсутствие НДС позволяет налогоплательщикам УСНО устанавливать более низкие цены, и выгода от приобретения у них товара или заказа услуг покроет потерю.

К тому же наиболее оптимально ввести НДС в упрощенную систему налогообложения с сохранением действующего порядка его уплаты, но с зачетом уплаченных сумм в счет единого налога. При этом необходимо принимать в расчет долевое распределение уплачиваемых НДС и единого налога между бюджетами разных уровней. При расчете единого налога из налогооблагаемой базы следует вычитать уплаченный НДС в целях устранения двойного налогообложения, а затем сопоставлять его величину с начисленным единым налогом на доход, что, к сожалению, не было учтено в законодательных поправках по применению упрощенной системы налогообложения.

Во-вторых, при УСНО перечень расходов ограничен . Далеко не всегда при упрощенной системе расходы, учитываемые в налоговой базе, адекватны реальным издержкам, а это уже действительно серьезный пробел.

При общем режиме в расходы разрешается включать практически все затраты, если они экономически обоснованны, оправданны и направлены на получение дохода. При упрощенном - этого недостаточно. Расходы должны быть еще упомянуты в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Правда, перечень этот постоянно пополняется новыми позициями. И все же, тем, кто собирается работать с объектом налогообложения "доходы за вычетом расходов", нужно детально проанализировать свои расходы. Если большинства обычно осуществляемых расходов в указанном списке нет, лучше либо выбрать другой объект налогообложения (доходы), либо отказаться от перехода на УСНО.

В-третьих, при УСНО используется кассовый метод учета доходов . С одной стороны, при кассовом методе учитываются только фактические доходы, с другой - на основании п. 1 ст. 346.17 НК РФ в них входят полученные авансы, несмотря на то что до отгрузки товаров (оказания услуг, выполнения работ) они, по сути, не являются доходами и могут быть возвращены. Однако можно отметить, что раз деньги находятся на расчетном счете или в кассе организации или предпринимателя, проблем с уплатой налога не возникнет и названный недостаток не так уж важен.

Проанализировав основные теоретические и практические аспекты применения упрощенной системы налогообложения (УСНО) на малом предприятии, можно сделать следующие выводы:

Упрощенная система налогообложения - это предусмотренный Налоговым кодексом РФ специальный налоговый режим, который заменяет целый ряд налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом, уплатой единого налога.

Единый налог , начисляемый при применении режима УСНО, заменяет для организаций: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на имущество. Иные налоги, а с 1 января 2010 г. - и страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС уплачиваются в общем порядке.

Применение УСНО освобождает организацию также от ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности, что характерно для организаций, работающих на общем режиме налогообложения. Но при этом организации и индивидуальные предприниматели соблюдают общий порядок ведения кассовых операций, представляют статистическую отчетность, исполняют обязанности налоговых агентов, ведут налоговый учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов, бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, формируют отчетность по фонду оплаты труда и начисленным с него налогам.

Единый налог рассчитывается ежегодно и отражается в годовой декларации фирмы. При этом сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Размер налоговой ставки зависит от того, какой объект налогообложения выбрал налогоплательщик. Если объектом налогообложения являются доходы, то процентная ставка установлена в размере 6%. В случае если в качестве объекта налогообложения налогоплательщик выбрал доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка установлена в размере 15%.

Налогоплательщики, применяющие УСНО, подают налоговую декларацию по единому налогу по итогам налогового периода. Налоговым периодом признается календарный год.

Целью введения УСН является стимулирование развития предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса, уровень развития которого в значительной степени определяет уровень экономического развития страны в целом.

Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции, помимо основного режима налогообложения, существуют специальные налоговые режимы. УСН - один из них. УСН - это налоговый режим с особым порядком исчисления налогов.

На наш взгляд, нужно изменить правила перехода на упрощенную систему налогообложения.

Необходимо увеличить порог численности работников и остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов.

Так как это будет способствовать:

Поддержке малого и среднего предпринимательства;

Большей его конкурентоспособности перед крупными предприятиями и предприятиями, имеющими больший опыт работы на рынке.

Также, по нашему мнению, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов должна превышать отметку в 100 млн руб., так как это является барьером для вновь созданных организаций. Организация, которая хочет быть конкурентоспособной на рынке, должна иметь оборудование по созданию товарной продукции высокого класса, а такое оборудование априори является весьма дорогостоящим.

Можно было бы увеличить и размер доходов от реализации.

Малым и средним предпринимателям целесообразно было бы разрешить применять эти правила исключительно в случаях, когда у них в общем объеме доходов от реализации продукции (работ, услуг) не менее 90% составит доля доходов от реализации:

Высокотехнологичной продукции и услуг (в т.ч. на экспорт - 70%);

Продукции и услуг от осуществления инновационной деятельности;

Прав на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, программы для ЭВМ и базы данных (за исключением случаев их перепродажи);

Научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ собственного производства.

При этом право утверждать перечень высокотехнологичной продукции и услуг, а также продукции и услуг от осуществления инновационной деятельности в целях УСН следовало бы предоставить Правительству РФ.

Также, по нашему мнению, важнейшей задачей совершенствования законодательства о поддержке малого и среднего предпринимательства является разработка мер, направленных на предотвращение искусственного дробления предприятий на более мелкие единицы в целях получения доступа к льготам, предназначенным для малого предпринимательства. Поэтому важно идентифицировать малый и средний бизнес в целях применения УСН, с учетом аффилированных компаний (лиц).

В международной практике совокупность предприятий, рассматриваемых для целей налогообложения в качестве единой хозяйственной единицы, - это те малые предприятия, которые зависят от одних и тех же капиталовложений, а также управления, снабжения и пр., даже если эти отдельные малые предприятия с юридической точки зрения являются отдельными хозяйствующими субъектами.

По действующему порядку в гл. 26.2 НК РФ при определении налогоплательщиков УСН не говорится, что этот налоговый режим применяется именно субъектами малого предпринимательства. Чтобы стать налогоплательщиком УСН, необходимо, чтобы доходы организации, стоимость основных средств и нематериальных активов, численность работающих соответствовали установленным гл. 26.2 НК РФ размерам, а также чтобы доля участия других организаций составляла не более 25%.

Являясь льготным режимом налогообложения, УСН не должна применяться к предприятиям, входящим в единую сеть. Если налогоплательщик владеет десятками предприятий, для целей определения его статуса как налогоплательщика УСН необходимо идентифицировать и рассматривать собственность по всем принадлежащим собственнику компаниям, включая группы аффилированных лиц. Введение таких правил усложнит налоговое администрирование, однако оно будет компенсировано увеличением налоговых поступлений от крупных предприятий в связи с применением общего режима налогообложения. Кроме того, будет обеспечено целевое направление государственных мер по налоговому стимулированию развития малых предприятий.

Новое на сайте

>

Самое популярное