Домой Россельхозбанк Как сблизить списание стоимости ОС в бухгалтерском и налоговом учете? Учет временных разниц на примере Не менее 100 тыс рублей.

Как сблизить списание стоимости ОС в бухгалтерском и налоговом учете? Учет временных разниц на примере Не менее 100 тыс рублей.

«Если после проведения реконструкции первоначальная стоимость имущества превысит 100 000 руб., то его следует отнести к амортизируемому и учитывать в составе расходов путем начисления амортизации»

Новая позиция Минфина

Напомним, что с 1 января 2016 г. стоимостной критерий отнесения имущества со сроком полезного использования более 12 месяцев к амортизируемому для целей исчисления налога на прибыль был повышен в 2,5 раза — с «более 40 000 рублей» до «более 100 000 рублей» (п. 1 ст. 256 НК РФ). Следствием этого стало единовременное списание на расходы значительно большего числа объектов, которые по своей экономической природе являются основными средствами и в отношении которых, следовательно, имеется вероятность осуществления улучшений в виде реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования (далее — улучшения). В связи с этим, как это бывало и ранее при изменении стоимостного лимита амортизируемого имущества, возник вопрос о порядке налогового учета расходов на улучшения основных средств, не относящихся к амортизируемому имуществу, стоимость которых единовременно учтена в составе материальных расходов при вводе в эксплуатацию в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Рассматривая этот вопрос впервые после 2016 г., Минфин России высказало мнение, что если после проведения реконструкции первоначальная стоимость имущества превысит 100 000 руб., то его следует отнести к амортизируемому и учитывать в составе расходов путем начисления амортизации (письмо от 7.02.17 г. № 03-03-06/1/7342) (см. пример).

Пример Первоначальная стоимость основного средства, единовременно учтенная в составе материальных расходов, равна 70 тыс. руб. Затраты на улучшение основного средства составили 50 тыс. руб. Поскольку сумма этих двух величин превышает 100 тыс. руб., то расходы на улучшение признаются не единовременно, а через амортизацию.

Современная позиция менее выгодна для налогоплательщика

Следует отметить, что изложенная позиция Минфина России, с одной стороны, не нова, а с другой, она изменилась по сравнению с его последней точкой зрения по рассматриваемому вопросу. В первой половине 2000-х годов, когда при наличии остальных соответствующих признаков к амортизируемому относилось имущество стоимостью более 10 тыс. руб., Минфин России указывало:

если суммы понесенных расходов на модернизацию объекта основных средств равняются 10 000 руб. и более, он включается в состав амортизируемого имущества, и формируется новая первоначальная стоимость, состоящая из произведенных расходов на модернизацию указанного объекта основных средств (письмо от 9.06.04 г. № 03-02-05/3/50); когда в результате модернизации объект контрольно-кассовой техники переводится в состав амортизируемого имущества в целях налогообложения, налогоплательщик учитывает его в налоговом учете по восстановительной стоимости, включающей расходы на модернизацию, без учета (т. е. за вычетом) первоначальной стоимости, списанной ранее в состав материальных расходов (письмо от 14.04.05 г. № 03-01-20/2-56).

В отличие от приведенных точек зрения в письме 2017 г., во-первых, с точки зрения стоимостного критерия амортизируемого имущества оценивается не сам размер затрат на улучшение, а сумма списанной первоначальной стоимости и затрат на улучшение. При прежнем подходе в рассмотренном примере, когда затраты на улучшение составили менее 100 тыс. руб., они могли бы быть списаны на расходы единовременно. Поэтому современная позиция еще менее выгодна для налогоплательщика, но зато, во-вторых (хотя это слабое утешение для налогоплательщиков), она точнее с точки зрения терминологии, поскольку в письме 2017 г.:

не используется отсутствующее в НК РФ понятие новой первоначальной стоимости, так как, будучи списанной (при этом неважно, в каком порядке — единовременно или через амортизацию), первоначальная стоимость в качестве «бухгалтерской» и «налоговой» характеристики основного средства никуда не исчезает, а, будучи увеличенной в результате улучшения основного средства, называется не новой, а измененной первоначальной стоимостью (п. 2 ст. 257 НК РФ, п. 27 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Минфина России от 30.03.01 г. № 26н); так как в указанных нормах не конкретизируется, об изменении какой первоначальной стоимости идет речь (уже списанной или еще не списанной на расходы), то их терминология применима к обеим ситуациям; не употребляется «не подходящее к месту» понятие восстановительной стоимости; несмотря на то что модернизация и реконструкция основных средств являются способами их «восстановления» (п. 26 ПБУ 6/01), возникшая после этого стоимость не называется восстановительной, так как ею считается текущая стоимость, полученная путем переоценки (п. 1 ст. 257 НК РФ, п. 15 ПБУ 6/01).

Расходы, которые мы потеряли

Во второй половине 2000-х годов еще до повышения стоимостного критерия амортизируемого имущества до «более 20 000 руб." Минфин России изменило свою позицию и стало указывать, что расходы на модернизацию основных средств, стоимость которых для целей налогообложения списана единовременно в состав материальных расходов, также подлежат включению в текущие расходы налогового (отчетного) периода в полном объеме в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (письма от 7.05.07 г. № 03-03-06/1/266, от 26.11.08 г. № 03-03-06/1/651, от 2.04.09 г. № 03-03-06/2/74 от 25.03.10 г. № 03-03-06/1/173 и др.). Эту точку зрения поддержали и налоговые органы (письмо УФНС России по г. Москве от 30.09.10 г. № 16-15/102337@).

Если попытаться понять причины изменения позиции Минфина России, особенно с учетом того, что рассматриваемая проблема не урегулирована в НК РФ, и по ней отсутствует судебная практика, то ничем кроме смены руководства Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России объяснить это изменение не представляется возможным. Тем более что эта менее благоприятная для бюджета по сравнению с предыдущей позиция, определенная сначала в благоприятные для российской экономики годы, не изменилась и в период финансово-экономического кризиса 2008—2010 гг.

Однако тот факт, что налогоплательщики задают соответствующий вопрос достаточно часто, позволяет предположить, что не все местные налоговые органы были согласны с изменившимся подходом Минфина России. Однако в качестве примера можно назвать лишь одно постановление АС Дальневосточного округа от 9.09.15 г. № Ф03-3437/2015, где суд согласился с налогоплательщиком в том, что если проведена реконструкция или модернизация имущества (в том числе основных средств) стоимостью менее предельной суммы, установленной для амортизируемого имущества, и соответственно эта стоимость была списана единовременно, то расходы на реконструкцию также можно списать единовременно (независимо от их размера).

При этом суд руководствовался (именно так и написано) письмами Минфина России 2007—2010 гг. и применял положения п. 7 ст. 3 НК РФ. Выпустив письмо 2017 г., очередное руководство Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России лишило налогоплательщиков и суды возможности ссылаться на его прежнюю благоприятную для налогоплательщиков позицию, которым теперь придется искать новые доводы в ее обоснование.

Задание на завтра

Следует отметить, что в иной, но по сути схожей и также не урегулированной НК РФ ситуации, в которой улучшалось полностью самортизированное основное средство (соответственно с закончившимся сроком полезного использования), суд не поддержал налогоплательщика в попытке списать затраты на улучшение основного средства единовременно на основании п. 1 ст. 258 НК РФ исходя из того, что оставшийся срок полезного использования основного средства равен нулю. При этом суд, ссылаясь на п. 5 ст. 270 НК РФ, также указал, что поскольку в результате реконструкции основное средство продолжает использоваться налогоплательщиком в предпринимательской деятельности, остается основным средством, стоимость которого подлежит увеличению на сумму затрат по его реконструкции, то начисление амортизации до полного погашения измененной первоначальной стоимости не противоречит положениям главы 25 НК РФ НК РФ и не нарушает права налогоплательщика уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на суммы произведенных затрат на реконструкцию (постановление ФАС Московского округа от 28.03.13 г. № А40-7640/09-115-26).

Чтобы оценить, какая из трех изложенных позиций Минфина России по вопросу об учете расходов на улучшение основного средства, стоимость которого списана единовременно на материальные расходы, наиболее соответствует нормам НК РФ с точки зрения их системного толкования, целесообразно проанализировать эту ситуацию в увязке с вопросом о признании расходов на улучшение как минимум полностью самортизированного основного средства, который в свою очередь неизбежно повлечет за собой рассмотрение проблемы начисления амортизации после улучшения основных средств в целом. Необходимо это и для понимания вопроса об определении срока списания затрат на улучшение основного средства, стоимость которого учтена единовременно в составе материальных расходов, если иметь в виду позицию Минфина России 2017 г.

Деятельность субъекта бизнеса предполагает использование имущества с длительным временем применения в процессе производства. Поскольку у таких объектов учета большое время использования и существенная цена, есть некоторые особенности отражения их как в бухучете, так и в налоговом учете. Рассмотрим подробнее как указываются основные средства в бухгалтерском и налоговом учете в 2018 году.

Основные средства это имущество, принадлежащее компании или привлекаемое им со стороны, какое применяется в его деятельности по производству более одного года и обладает стоимостью выше установленной нормативными актами границы.

Существуют критерии, по которым происходит разграничение между основными фондами и прочим имуществом.

Как ОС можно учитывать объекты:

  • Время использования свыше 12 месяцев.
  • Такое имущество используется компанией во время деятельности для производства, оказания услуг, выполнения работ или же для целей управления предприятием.
  • Оно куплено для применения, а не последующей продажи.
  • Его применение позволит организации получать доход.

Отсюда следует, что как ОС учитывают здания, сооружения, транспортные средства, оборудование и т.д.

Ведущим нормативным актом, регулирующим учет основных средств в России является ПБУ № 6/01. В указанном документе определяются показатели отнесения к ОС, а также методология учета.

Внимание! Среди выше упомянутых признаков ОС не указан еще один важный критерий - его цена. Согласно ПБУ к основным средствам нужно относить имущество, стоимость покупки которого установлена от 40000 рублей. Для налогового учета как указано в НК РФ цена объекта, который будет применяться как ОС, должна быть от 100000 рублей.

Виды основных средств

Поскольку объекты ОС разнообразны, их легче всего классифицировать по различным группам. Такое разделение имеет значение, так как согласно установленным нормам существуют некоторые особенности учета и переноса цены объекта на конечный продукт деятельности компании.

Выделяют такие ОС:

  • Здания.
  • Сооружения (временные постройки, мосты и т.д.).
  • Передаточные устройства.
  • Машины и оборудование.
  • Транспортные средства.
  • Инструменты.
  • Инвентарь и принадлежности.
  • Прочие (не включенные ни в одну из выше перечисленных групп)

Кроме этого, ОС могут делиться на производственные объекты и непроизводственные, на основании их назначения. По принадлежности - они бывают собственные и арендованные.

Внимание! Могут применяться и другие разделения ОС – по степени действия в процессе производства, по времени применения, по переносу цены на конечный продукт и т.д.

Что изменилось в 2019 году

Правительство ввело следующие изменения с 2019 года:

  1. Начиная с 1 января 2019 года были внесены некоторые изменения в НК РФ ст. 259.3, п.1 – расширили перечень оборудования, эксплуатируемого в условиях наилучших доступных технологий. Данное оборудование амортизируется с повышающим коэффициентом, равным двум.
  2. Был утвержден новый перечень оборудования для ускоренной амортизации в соответствии с Постановлением Правительства №622-р ри 07.04.2018 .

Внимание! Теперь под ускоренную амортизацию попадает 583 наименования оборудования, т.е. теперь в 2 раза больше позиций, чем раньше (было 246).

Основные средства в 2018 году – основные изменения

Ожидалось что с начала года в учете основных фондов произойдут существенные изменения. Но новые нормативные акты так и не были приняты. Поэтому в отношении существенного количества объектов ОС продолжают действовать старые правила.

Однако, есть и некоторые нововведения, какие, в большей части, затронули субъектов малого бизнеса, осуществляющих учет по упрощенной схеме.

Такие субъекты получили право создавать первоначальную стоимость ОС на основе сумм оплаты поставщикам и подрядных организаций, осуществляющих монтаж этого объекта. Если ОС было создано в самой организации, то его цена формируется из сумм оплаты подрядчикам и иным организациям. Все прочие затраченные суммы можно перенести в состав текущих расходов.

Важно! Амортизировать объекты ОС организация на упрощенном режиме имеет право единоразово в год последним числом года.

Также субъекты бизнеса с упрощенными схемами учета получили право сразу же амортизировать по полной цене объекты ОС, относящиеся к инвентарю (у них небольшая цена и маленький срок эксплуатации). Такие меры позволяют таким субъектам снизить нагрузку при расчете налога на имущество.

Может ли организация для целей налогообложения прибыли установить, что стоимость имущества до 40 000 рублей включительно списывается единовременно в полной сумме в момент ввода его в эксплуатацию, а имущество, стоимостью более 40 000 рублей (до 100 000 руб. включительно), списывается в качестве материальных расходов в течение срока их полезного использования, установленного в бухгалтерском учете?

До 1 января 2016г. амортизируемым имуществом признавалось имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей (п.1 ст.256 НК РФ). С 1 января 2016г. стоимостной критерий для признания имущества амортизируемым был увеличен на 60 000 рублей и теперь составляет более 100 000 рублей.

Таким образом, с 1 января 2016г. имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и стоимостью до 100 000 рублей включительно отражается в составе материальных расходов (пп.3 п.1 ст.254 НК РФ).

В то же время в бухгалтерском учете в ПБУ 6/01 никаких изменений внесено не было, и стоимостной критерий для признания имущества в составе материальных расходов по-прежнему составляет до 40 000 рублей включительно (конкретный размер устанавливается учетной политикой для целей бухгалтерского учета). Таким образом, у бухгалтеров появляются дополнительные проводки, связанные с необходимостью отражать , поскольку в бухгалтерском учете имущество стоимостью более 40 000 рублей отражается в составе основных средств и переносится на затраты посредством начисления амортизации (исходим из того, что учетной политикой установлен стоимостной критерий отнесения имущества к материальным расходам в размере 40 000 руб. включительно), а в налоговом учете такие объекты списываются как материальные расходы единовременно в полной сумме в момент ввода их в эксплуатацию.

Однако такие разницы могут и не возникнуть, если организация предпримет определенные действия, а именно, внесет изменения в учетную политику для целей налогообложения прибыли. Такое право ей представлено пп.3 п.1 ст.254 НК РФ, где сказано, что при списании имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, в течение более одного отчетного периода вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей. Таким образом, налогоплательщик вправе не признать стоимость такого имущество единовременно в полной сумме в составе материальных расходов, а списывать на материальные расходы в течение срока их полезного использования. Закрепить такой порядок необходимо в учетной политике.

Данная норма не запрещает одновременно сочетать разные варианты списания стоимости не амортизируемого имущества. То есть, организация вправе установить, что стоимость объектов, признаваемых основными средствами в бухгалтерском учете (имущество свыше 40 000 рублей), списывается в расходы для целей налогообложения прибыли в течение срока полезного использования, установленного, например, в бухгалтерском учете, а стоимость остального имущества (имущество до 40 000 рублей включительно) - единовременно признать в полной сумме в момент ввода его в эксплуатацию. Это позволит избежать возникновения временных разниц и сблизить бухгалтерский и .

Таким образом, в учетной политике для целей налогообложения прибыли организация вправе предусмотреть, что стоимость имущества до 40 000 рублей включительно списывается единовременно в полной сумме в момент ввода его в эксплуатацию, а имущество стоимостью более 40 000 рублей (до 100 000 руб. включительно) - в течение срока его полезного использования, установленного в бухгалтерском учете.

Закупки малого объема по 44-ФЗ — это не конкурентный вид определения поставщика, при котором цена контракта не превышает 100 тысяч рублей (в отдельных случаях 400 тысяч рублей), а госзаказчик вправе заключать такие контракты, соблюдая определенные правила.

Законодательство регулирует все случаи, в которых госучреждение имеет право осуществлять малые закупки, и устанавливает требования к отчетности по таким процедурам.

Об этом подробно написано в п. 4 — 5, ч. 1 ст. 93 44 Федерального закона.

Малые закупки до 100 тысяч рублей

Все федеральные и муниципальные организации могут осуществлять госзакупки малого объема до 100 000 рублей.

Заказчик оценивает целесообразность такой процедуры, затем подготавливает проект контракта и предоставляет его для согласования с исполнителем. Если обе стороны все устраивает, то контракт подписывается.

В качестве основания проведения закупок малого объема — заказчик указывает п. 4, ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Основания проведения малых закупок до 100 тыс. руб.

Единственное требование, которое устанавливает закон в данном случае относится к ограничению объемов таких процедур — п. 4, ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Итак, заказчик вправе выбрать самостоятельно один из двух вариантов, которым будет руководствоваться при госзакупках до 100 тыс. руб:

    они не должны превышать 2 млн. руб. в год;

    они не должны превышать 5% от совокупного объема годовых закупок, и при этом быть меньше 50 млн. в год.

Особые условия касаются малых закупок для обеспечения нужд сельских поселений. Для таких муниципальных заказчиков снимаются вышеописанные требования к объему закупок до 100 тыс. руб. и они могут применять этот метод без каких-либо ограничений.

Учет закупок малого объема до 100 тысяч рублей

Публиковать малые госзакупки до 100 тысяч рублей в ЕИС заказчик не обязан. Но при этом он должен вести журнал регистрации заключенных контрактов и соответствующую документацию. В конце отчетного периода формируются отчеты, которые уже публикуются в ЕИС.

Но такие процедуры заказчик обязан включать в план-график закупок, вынося отдельной строкой.

Вести учет заказчик может как вручную, так и используя специальные программы, в которых будет отображаться вся информация: планируемые, проводимые и завершенные торги.

При этом, есть возможность недобросовестного использования закупок малого объема.

Некоторые заказчики намеренно разделяют более крупный контракт на несколько процедур до 100 тыс. руб. и заключают несколько контрактов с единственным поставщиком.

Такая сделка может быть признана как неправомерная, вследствие чего заказчик будет привлечен к административной ответственности.

Какое ограничение закупках малого объема лучше использовать?

Если говорить о вариантах использования ограничений для малых госзакупок до 100 тысяч рублей, то крупным государственным учреждениям, заключающим большой объем контрактов, будет выгоднее использовать метод — 5% от совокупного объема годовых закупок (далее СОГЗ).

Например , СОГЗ за год у муниципального учреждения составляет 300 млн. руб., в таком случае, используя метод “пяти процентов”, организация вправе осуществить закупки до 100 тыс.руб. на 15 млн. руб. — что соответствует ограничению в 50 млн. для таких сделок.

А организациям, у которых ежегодный объем не превосходит 40 млн. руб. намного выгоднее использовать ограничение в 2 млн. руб. Т.к. сумма в 5% от СГОЗ будет в любом случае меньше, чем указанные два миллиона.

Малые закупки до 400 тысяч рублей

Данные процедуры регламентированы п. 5 ч 1 ст 93 44-ФЗ.

Согласно законодательству, сделки до 400 тыс. руб. имеют право проводить государственные и муниципальные учреждения культуры, деятельность которых направлена на сохранение и использование объектов культурного наследия, а также иные учреждения, указанные в данной части.

Для закупок малого объема до 400 000 руб,. помимо ограничения заказчиков по деятельности, установлено ограничение по объему и сумме таких госзакупок — они не должны превышать 50% от СОГЗ организации и их сумма не должна превышать 20 млн. руб.

Такие процедуры также должны вноситься заказчиком в план-график закупок, но размещения в ЕИС не требуется. Заказчик самостоятельно ведет их учет и предоставляет отчет по ним в конце годового финансового периода.

Видеобзор материала по малым закупкам 44-ФЗ

Штраф за нарушения в закупках малого объема

Кодекс об административных правонарушениях в ч.1 ст 7.29 предусматривает ответственность должностных лиц за нарушение требований, установленных законодательством, при проведении закупок у единственного поставщика.

При выявлении ошибок в процедурах закупок до 100 / 400 тыс. руб., с должностного лица в организации заказчика будет взиматься административный штраф в размере 30 000 руб.

При соблюдении всех требований законодательства малые закупки являются очень простым и выгодным способом определения поставщика и заключения контракта.

Электронный магазин для закупок малого объема

С 1 июля 2018 года начал работать электронный магазин, функционал которого заключается в том, чтобы более просто проводить закупки до 100 тыс. руб и 400 тыс. руб. В регламенте работы сервиса указаны правила взаимодействия оператора, поставщиков и заказчиков.

Единый агрегатор торговли (ЕАТ) "Березка" доступен по адресу agregatoreat.ru. Для участия необходимо будет зарегистрироваться и предоставить необходимые документы. Он взаимодействует с единой информационной системой, а также различными региональными информационными ресурсами.

Цель создания данного сервиса - упросить процедур стандартных закупок (например канцелярии) для муниципальных нужд, а также для экономии бюджетных средств при проведении таких закупок.

У заказчика остается право провести закупку стандартным способом, если нужного товара не окажется в интернет магазине или он найдет предложение по более выгодной цене.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

С 2016 года увеличен минимальный размер стоимости, который позволяет отнести имущество к основным средствам в налоговом учете. При этом в бухгалтерском учете значение данного показателя осталось прежним. В результате недорогие объекты в НУ и БУ теперь отражаются по-разному, и это вызывает вопросы при применении ПБУ 18/02 (см. « »). В настоящей статье мы расскажем, как нужно учесть временные разницы, а также отложенные налоговые обязательства и активы.

Вводная информация

Начиная с января 2016 года, малоценные основные средства в бухгалтерском и налоговом учете отражаются по-разному.

В налоговом учете применяется новая редакция пункта 1 статьи НК РФ, согласно которой основными средствами признаются средства труда первоначальной стоимостью свыше 100 тысяч рублей. Соответственно, более дешевые объекты не относятся к ОС, и их стоимость списывается в текущие расходы. Напомним, что данное разграничение применяется в отношении имущества, которое введено в эксплуатацию 1 января 2016 года и позже (см. « »).

Правила бухучета разрешают отражать основные средства, первоначальная стоимость которых не превышает установленного лимита, в составе материально-производственных запасов. Величина лимита составляет 40 тысяч рублей (п. 5 «Учет основных средств»). Это значит, что объекты до 40 тысяч рублей можно принять к учету одним из двух способов: либо как основные средства, либо как МПЗ. Что же касается имущества стоимостью 40 тысяч рублей и более, то для него выбора нет — оно в любом случае отражается в качестве основного средства.

Для наглядности мы сопоставили в таблице правила, по которым с 2016 года следует учитывать ОС в налоговом и бухгалтерском учете.

Как соотносятся правила учета основных средств, действующие в НУ и в БУ

Первоначальная стоимость объекта

Как отразить в налоговом учете

Как отразить в бухгалтерском учете

до 40 000 руб.

организация вправе выбрать один из двух способов:

Включить в состав МПЗ и списать на текущие расходы при вводе в эксплуатацию;

от 40 000 руб. до 100 000 руб. включительно

списать на текущие расходы при вводе в эксплуатацию

включить в состав ОС и амортизировать

свыше 100 000 руб.

включить в состав ОС и амортизировать

включить в состав ОС и амортизировать

Когда появляются временные разницы

В отношении каждого объекта, который в бухгалтерском учете отражается иначе, нежели в налоговом, необходимо показать разницу. Такое требование установлено в «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Это относится ко всем без исключения основным средствам, первоначальная стоимость которых попадает в диапазон от 40 тысяч рублей до 100 тысяч рублей включительно. Также временные разницы появляются в случае, если в бухучете компании объекты стоимостью менее 40 тысяч рублей отражаются в составе основных средств, а не в составе МПЗ.

Какие проводки нужно создать

Так как при отражении малоценного ОС в налоговом учете первоначальная стоимость списывается сразу, а в бухгалтерском учете постепенно через амортизацию, «налоговая» прибыль оказывается меньше, чем «бухгалтерская». Значит, временная разница является налогооблагаемой. Возникает отложенное налоговое обязательство (ОНО), которое показывают по дебету счета 68 и кредиту счета 77. Величина ОНО равна налогооблагаемой временной разнице, умноженной на ставку налога на прибыль (20%).

При начислении ежемесячной амортизации, напротив, «налоговая» прибыль превышает «бухгалтерскую», ведь в БУ делаются амортизационные отчисления, а в НУ их нет. Из-за этого возникает временная разница, которая является вычитаемой. Она порождает отложенный налоговый актив (ОНА), который показывают по дебету счета 09 и кредиту счета 68. Величина ОНА равна вычитаемой временной разнице, умноженной на ставку налога на прибыль.

Пример 1

В феврале 2019 года торговая организация приобрела основное средство первоначальной стоимостью 86 400 руб. и сроком полезного использования 4 года (что составляет 48 месяцев). В этом же месяце объект был принят к учету и введен в эксплуатацию.

В бухгалтерском учете объект отражен в качестве основного средства. Согласно учетной политике для целей БУ применяется линейный метод начисления амортизации. Бухгалтер определил, что годовая норма амортизации составляет 25% (100%: 4 года). Соответственно, годовая сумма амортизационных отчислений равна 21 600 руб.(86 400 руб. х 25%), а ежемесячная — 1 800 руб.(21 600 руб.: 12 мес.).


ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
- 86 400 руб. — принято к учету основное средство.

В налоговом учете первоначальная стоимость полностью списана на текущие расходы. В результате образовалась налогооблагаемая временная разница в размере 86 400 руб.

Бухгалтер сделал проводку:
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 77
- 17 280 руб.(86 400 х 20%) — отражено ОНО.

В период с марта 2019 года по февраль 2023 года (всего 48 месяцев) бухгалтер ежемесячно начисляет амортизацию и делает проводку:
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 02
- 1 800 руб. — начислена амортизация.

При этом возникает вычитаемая временная разница в размере 1 800 руб. В связи с этим ежемесячно делается проводка:
ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68
- 360 руб.(1 800 руб. х 20%) — погашено ОНО.

По истечении срока полезного использования ОНО оказывается полностью погашенным.

Досрочное выбытие объекта

Не исключено, что компания продаст или ликвидирует ОС до окончания срока его полезного использования. При этом и налогооблагаемая, и временная разница останутся частично непогашенными. В такой ситуации отложенное налоговое обязательство и отложенный налоговый актив нужно списать на счет 99.

Пример 2

В феврале 2019 года торговая организация приобрела основное средство первоначальной стоимостью 90 000 руб. и сроком полезного использования 2 года (что составляет 24 месяца). В феврале 2019 года объект был принят к учету и введен в эксплуатацию.

В бухгалтерском учете объект отражен в качестве основного средства. Согласно учетной политике для целей БУ применяется линейный метод начисления амортизации. Бухгалтер определил, что годовая норма амортизации составляет 50% (100%: 2 года). Соответственно, годовая сумма амортизационных отчислений равна 45 000 руб. (90 000 руб. х 50%), а ежемесячная — 3 750 руб.(45 000 руб.: 12 мес.).
В июне 2019 года объект был продан.

В феврале 2019 года бухгалтер сделал проводку:
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
- 90 000 руб. — принято к учету основное средство.

В налоговом учете первоначальная стоимость полностью списана на текущие расходы. В результате образовалась налогооблагаемая временная разница в размере 90 000 руб. Бухгалтер сделал проводку:
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 77
- 18 000 руб. (90 000 х 20%) — отражено ОНО.

В период с марта по май 2019 года (всего 3 месяца) бухгалтер ежемесячно начисляет амортизацию и делает проводку:
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 02
- 3 750 руб. — начислена амортизация.

При этом возникает вычитаемая временная разница в размере 3 750 руб. В связи с этим ежемесячно делается проводка:
ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68
- 750 руб.(3 750 руб. х 20%) — погашено ОНО.

На момент продажи объекта величина ОНО достигла 15 750 руб. (18 000 руб. - (750 руб. х 3 мес.)). Бухгалтер сделал проводку:
ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 99
- 15 750 руб. — списано ОНО

Новое на сайте

>

Самое популярное