Домой Россельхозбанк Конкурентный коридор осаго . Коридор для водителя

Конкурентный коридор осаго . Коридор для водителя

Страховщикам расширят тарифный коридор ОСАГО, а также дадут возможность самим устанавливать значения коэффициентов, на которые тариф будет умножаться. Это первые шаги к так называемой либерализации автогражданки.

Министерство финансов и Центробанк сейчас разрабатывают "дорожную карту", по которой такая либерализация ОСАГО будет осуществляться. Эту карту страховщики ожидают со дня на день. В ней будут расписаны все этапы большого пути автогражданки. А то, что либерализация будет поэтапной, сомнений давно не вызывает. Для автомобилистов этот документ так же важен, как и для страховщиков: станет понятно, кому и на сколько дороже обойдется новый полис.

Что заложено в этой карте - пока можно только предполагать с той или иной долей уверенности. Сразу тарифы никто не отпустит в свободное плавание. Это может стать шоком для рынка и автомобилистов. Ведь страховщики утверждают, что тариф сильно недооценен. Но тарифный коридор может быть расширен. Сейчас базовый тариф страховщик устанавливает сам. Для легковушки, принадлежащей физическому лицу в пределах от 3432 рублей до 4118 рублей. Эту вилку могут увеличить.

Еще один важный момент - это коэффициенты. Сейчас у нас начисляются территориальный коэффициент, коэффициент по возрасту и стажу, по мощности автомобиля. Эти коэффициенты фиксированные, и их устанавливает Центробанк. Так вот предлагается отдать эти коэффициенты на откуп страховщикам. Чтобы они сами устанавливали, какие из них использовать и с каким значением.

При этом фиксированным останется коэффициент бонус-малус, то есть за безаварийную езду. А также коэффициент за нарушение Правил дорожного движения, если его введут.

Также на первом этапе будет установлен верхний предел страховой премии, чтобы успокоить аппетиты страховщиков. То есть та сумма, больше которой полис для автовладельца стоить ну никак не может.

81 процент водителей пользуются скидкой за безаварийную езду при покупке полиса ОСАГО

Но к верхней планке добавится и нижняя. Она нужна, чтобы не дать возможность некоторым недобросовестным страховщикам за счет очень привлекательной цены собрать с как можно большего количества клиентов денег, а потом раствориться с ними. Такое уже бывало в "детском возрасте" автогражданки.

После первого этапа начнется второй. Тогда уже верхние лимиты отпадут вовсе. Но до этого этапа еще далеко. Изначально речь шла о реализации либерализации ОСАГО в 4 года.

Несложно предположить, что в результате полис автогражданки существенно подорожает. Впрочем, в Российском союзе автостраховщиков утверждают, что рост стоимости будет временным явлением. А потом цена даже упадет. И в качестве примера приводят опыт Германии.

При этом либерализации там боялись так же, как у нас. Автовладельцы были уверены, что не сдерживаемые контрольно-надзорным органом тарифы начнут расти. Но на деле все произошло ровно наоборот. Так, к моменту либерализации в 1994 году средняя цена полиса ОСАГО в Германии составляла сумму, эквивалентную почти 300 евро. После отмены регулирования средняя цена резко пошла вниз, достигнув примерно 250 евро в 1999 году и чуть больше 200 евро в 2010-м. На свободном рынке цены достаточно изменчивы - в 2015-м средняя стоимость полиса составила 248 евро, но выше 260 евро после либерализации цена уже не поднималась.

После либерализации значительно выросла средняя сумма возмещения ущерба за вред жизни и здоровью пострадавшего в ДТП: с примерно 11 тысяч евро в 1994 году до 16 529 евро в 2015-м. При этом средняя сумма возмещения материального ущерба осталась практически неизменной и находится в районе 2400-2500 евро.

С другой стороны, освобождение тарифов и последовавшее за ним снижение средней премии отразились на бизнесе германских автостраховщиков: технический результат страховых компаний по ОСАГО после 1994 года стал резко падать, сократившись почти до минус 1,7 млрд евро к 1999 году. Но затем рынок адаптировался к изменениям регулирования, и уже в 2002 году технический результат страховых компаний по ОСАГО вышел в положительную зону. А по итогам 2003-го он составил 0,5 млрд евро, что стало максимальным техрезультатом по обязательному автострахованию, начиная с 1980 года.

Либерализация ОСАГО в России назрела уже давно, это показывает международный опыт - так, Германия уже 24 года живет со свободными тарифами, - отметил президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

Для большинства ОСАГО будет дешевле - ведь скидкой за безаварийную езду пользуется 81 процент водителей

Отечественный рынок ОСАГО отличается от немецкого. Главные опасения в том, что либерализация вызовет резкий рост тарифов в регионах, где активны автоюристы и мошенники. Однако страховщики уже заметили положительный эффект от приоритета натурального возмещения в ОСАГО - сумма выплат по страховым случаям автогражданки в январе-марте 2018 года сократилась на 30 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 33,5 миллиарда рублей. Поэтому, как считают в РСА, рост тарифов в проблемных регионах не будет столь значительным.

Либерализация тарифов нужна не только страховщикам для балансировки убыточности ОСАГО, спровоцированной криминальными автоюристами. Свободные тарифы ОСАГО означают справедливое тарифообразование именно для потребителей. Сейчас в условиях жесткого регулирования тарифов государством все автовладельцы - и молодые, и опытные, и аккуратные, и лихачи - платят усредненную цену за страховку.

При этом установить соразмерную риску цену в условиях тарифного регулирования страховщик не может. А это означает, что опытные и аккуратные водители вынуждены переплачивать за полис, компенсируя недоплату за риск со стороны молодых и аварийных водителей. Свободное тарифообразование позволит устанавливать цену для каждого водителя индивидуально. Скорее всего, большая часть водителей будет платить меньше - ведь скидкой за безаварийную езду пользуется 81 процент водителей, - сообщил Игорь Юргенс.

Впрочем, российские водители опасаются иного. А именно сговора страховщиков, когда те установят максимально возможные тарифы даже для тех, кто в аварии никогда не попадал. Ведь находят они способы ограничивать продажу полисов ОСАГО даже после всех мероприятий, которые должны были сделать автогражданку доступной.

ОСАГО - самый массовый страховой продукт в стране после ОМC, им пользуется больше 45 млн россиян. При этом более 80% всех жалоб на страховщиков приходится именно на ОСАГО - клиенты недовольны качеством обслуживания, степенью доступности и размерами выплат.

Однако текущая ситуация в системе автострахования вызывает негодование и у самих страховых компаний, которые терпят большие убытки, а также у регулятора вместе с чиновниками, которые неоднократно поднимали вопрос доступности и качества услуги, и у правозащитников, бунтующих по поводу размеров выплат и необоснованных отказов.

С 2003 года стоимость полиса ОСАГО устанавливалась, исходя из территории использования и свойств автомобиля, а не навыков безаварийной езды водителя. После того как в 2011 году был запущен инструмент бонус-малус, позволяющий учитывать аварийный и безаварийный стаж, ситуация с привязкой стоимости полиса к опыту водителя немного изменилась, но не кардинально.

Проблема с корректной тарификацией обусловлена в том числе привязкой страховой истории к договору, а не к конкретному водителю. То есть если вы владели машиной и у вас в полис ОСАГО были вписаны ваши супруга и сын, то стоимость страховки рассчитывалась из параметров самого «слабого и неопытного» из водителей. А если кто-то из водителей попадал в ДТП - ухудшались показатели всех троих.

Ситуация меняется

В мае произошло невероятное - впервые за много лет регулятор финансового рынка четко и внятно озвучил свои планы по урегулированию ситуации на рынке ОСАГО. Одна из важных инноваций, предложенных Банком России, - это увеличение страховых сегментов по возрасту и водительскому стажу. Теперь вместо 13 будет 50 сегментов водителей.

Средний тариф ЦБ фиксирует на старом уровне, но при этом раздвигает стоимость полиса ОСАГО на 20% в каждую сторону. Расширенный тарифный коридор вместе с более точной таблицей коэффициента бонус-малус и привязкой истории страхования не к текущему договору, а к истории конкретного водителя позволит страховщикам перейти к более точному учету рисков каждого конкретного покупателя ОСАГО.

Это позволит рассчитывать справедливую цену для каждого водителя. К тому же у автомобилиста вместо одного полиса на машину и множества водителей, привязанных к нему, будет персональный полис, в который можно будет включить несколько автомобилей.

Скорее всего для клиентов это поначалу обернется повышением стоимости страхования автогражданки. Ведь сложно представить, что страховщики возьмут и разом решат отказаться от денег, - с высокой долей вероятности мы сперва увидим, что рынок начнет работать по верхней планке тарифа, как минимум в тех регионах, где либо зашкаливает стоимость запчастей в силу сложной логистики, либо активно «работают» мошенники.

Но вместе с тем это поможет сбалансировать текущую убыточность по ОСАГО, а значит, на следующем этапе страховщики начнут не только платить лучше, но и оказывать более качественные услуги.

Избавление от лихачей

Как показывает опыт, на рынке всегда найдутся страховщики, которые захотят заработать побольше за счет низких цен, но вероятнее всего не рассчитают свои силы и покинут рынок.

Оставшимся страховщикам в битве за хорошего клиента придется жестко конкурировать. И уже здесь свою роль сыграет и широкий тарифный коридор, и наличие хорошего сервиса, и мобильные приложения, которые должны будут помогать водителям самостоятельно фиксировать ДТП.

В целом же наметившаяся тенденция крайне положительна. Отрадно, что идеи, которые страховой рынок озвучивал на протяжение более 15 лет, наконец нашли свое отражение в документах регулятора.

Если осенью ЦБ удастся инициировать и провести через Госдуму поправки в закон об ОСАГО, разрешающие переход на индивидуальный тариф для каждого водителя, то вполне вероятно, что уже к следующей осени тарифный коридор может увеличиться не на 20% в обе стороны, а на 40% или даже 60%.

Через год-полтора страховым компаниям и дорожной полиции удастся совсем невероятное - за счет по-настоящему высоких тарифов «выдавить» с дорог водителей, являющихся нарушителями общественного спокойствия и порядка на дорогах.

Достичь этого можно будет с помощью введения в тариф учета штрафов каждого водителя путем соединения баз РСА по выданным полисам с системами видеоконтроля нарушений ПДД. Вот тогда мы, вероятно, избавимся от любителей похвастаться количеством «лошадей» под капотом и своим «мастерством» на дороге, не имеющих в своих системах ценностей таких понятий, как соблюдение закона и обеспечение безопасности окружающих.

В Центробанке заявили, что первый этап либерализации тарифов «автогражданки» стартует летом 2018 года.

Тарифный коридор в ОСАГО станет ещё шире: верхняя и нижняя границы будут отличаться на 20%. Об этом сообщает «Интерфакс » со ссылкой на слова заместителя председателя Центрального банка Владимира Чистюхина. Таким образом планируется провести первый этап либерализации тарифов «автогражданки». Проект перехода на свободные тарифы ранее обсуждался в Минфине.

В случае расширения коридора базового тарифа нижняя граница при оформлении физическим лицом полиса ОСАГО для легкового автомобиля будет равна 2 746 рублей (вместо ныне действующих 3 432 рублей). А верхняя планка должна увеличиться до 4 942 рублей (сейчас показатель 4 118 рублей).

Новости / Авто и общество

Для водителей, покупающих ОСАГО онлайн, могут ввести скидки

По мнению депутата от фракции ЛДПР Ярослава Нилова, для тех граждан, которые покупают электронный полис ОСАГО, нужно ввести скидки на предоставление услуг. Он считает, что это поможет стимулировать развитие продаж...

1016 0 0 10.05.2018

По словам Владимира Чистюхина, специалисты предположили, как изменится стоимость полисов после расширения коридора. Так, «страховка» в среднем обойдётся клиентам в 7 000 рублей, тогда как сейчас этот показатель равен 5 800 рублей. То есть страховка может подорожать на 20,7%.

Схему расчёта цены полиса ОСАГО ждут и другие изменения. Так, иначе будут применять коэффициент «возраст-стаж»: вместо нынешних пяти значений планируется использовать 50 градаций. При этом максимальное и минимальное значение повышения должны уложиться в 5%. Помимо этого летом 2018 года планируется изменить работу с коэффициентом бонус-малус: водитель сможет только один раз в год получить одно значение КБМ.

Сейчас для расчёта страховой премии используются также коэффициенты, учитывающие регион эксплуатации автомобиля и мощность его двигателя. Ещё на стоимость полиса влияют такие факторы как наличие прицепа и количество человек, допущенных к управлению транспортным средством.

Совсем недавно портал «Колёса.ру» сообщал о том, что . Предполагалось, что изменят коэффициенты касающиеся, региона, а также возраста и стажа клиента, а те, которые отвечают за мощность двигателя автомобиля и КБМ, оставят прежними.

По мнению страховщиков, менять тарифы «автогражданки» надо. Они продолжают ссылаться на убыточность сегмента из-за действий так называемых «криминальных автоюристов». В вошли Краснодарский край, Волгоградская, Ростовская, Нижегородская области, Татарстан, Свердловская область, Башкортостан, Приморский край, Челябинская и Липецкая области.

Подорожание тарифов ОСАГО, поскольку это обязательный вид страхования, весьма волнует российских граждан. Проблема усугубляется тем, что среди автовладельцев есть и люди с довольно низкими доходами. Эта тема даже была поднята на прямой линии президента России Владимира Путина с гражданами. С жалобой на подорожавшее ОСАГО к президенту обратилась пенсионерка, которая ездит на машине на садовый участок. «Машина - наша кормилица», - сказала она. Полисы подорожали для граждан на 40-60 процентов. В чем же выигрыш?

Финальная цена на полис ОСАГО рассчитывается для каждого автовладельца индивидуально в зависимости от его возраста, стажа вождения, частоты ДТП, региона проживания и др. Расчет делается от величины базового тарифа ОСАГО, устанавливаемого Центральным банком РФ. Таким образом, изменение базовых тарифов, которое произошло 12 апреля в соответствии с решением ЦБ, отразится на каждом автовладельце. При этом также с 12 апреля ЦБ ввел тарифный коридор, согласно которому страховая компания сама выбирает, какой тариф в каком регионе использовать, с разницей до 20 процентов. То есть минимальное повышение тарифа составило 40 процентов, а максимальное - 60 процентов. Подавляющее большинство федеральных страховых компаний установили максимальные тарифы почти по всей стране, поскольку при прежней тарифной схеме ставки по ОСАГО были убыточными.

Во всех регионах установили максимальный тариф «Согласие», ВСК и «Уралсиб страхование». У «Согаза» цены по верхней планке установлены везде, кроме Калининградской области, у «Ингосстраха» наибольший тариф в 82 из 85 регионов России. Правда, «РЕСО-гарантия» хотя и установила тарифы по верхней границе коридора в большинстве регионов, но в 13 регионах они зафиксированы на среднем уровне, а в Крыму ставка сделана минимальной. «Альфастрахование» установила нижнюю границу в 7 субъектах РФ.

«Росгосстрах», занимающий самую крупную долю рынка ОСАГО в России (35 процентов), смог установить минимальный тариф в большинстве субъектов. А поскольку «Росгосстрах» сравним по объему с остальными крупнейшими игроками рынка ОСАГО вместе взятыми, его низкие тарифы как раз и обеспечивают реальную конкуренцию между страховщиками. Также такой подход к ценообразованию позволяет существенно снизить скачкообразность повышения цен и предоставить клиентам выбор в рамках тарифного коридора.

Просто без повышения тарифа ОСАГО потеряло бы интерес для страховщиков. Ситуация грозила массовым уходом компаний с рынка. Тогда под угрозой оказалась бы вся система обязательного страхования ответственности владельцев авто.

На первый взгляд, новый базовый тариф больно бьет по карману автовладельца. Теперь вместо 2-2,5 тысяч рублей придется платить за полис чуть менее 3,5, а то и более 4 тысяч. И это только по базовому тарифу.

В регионах, где применяется повышающий коэффициент, цены на ОСАГО вырастут гораздо серьезнее. Так, в Алтайском крае вместо 4,3 тысячи рублей стоимость страховки для не нового автомобиля составит 6-7 тысяч рублей.

При этом тарифы уже повышались. Так, осенью 2014 года впервые за 11 лет существования ОСАГО тариф был официально поднят на 23-30 процентов. Если в 2013-м автовладельцы платили в районе 2 тысяч, то в прошлом году - уже более 4 тысяч. С учетом нынешнего повышения страховка в общей сложности выросла в цене в 2-3 раза.

Конечно, полисы подорожали и людям стало тяжелее. Поэтому президент и объяснил обеспокоенной пенсионерке, что повышение тарифов - экономически вынужденная мера, и назвал три причины ее принятия: «Во-первых, потому что 11 лет не корректировали эту ставку. Во-вторых, потому что стоимость запчастей выросла в связи с курсовой разницей. И в-третьих, потому что возросла стоимость платежей, связанных с охраной жизни и здоровья людей. Вот эти три компонента и вызвали такое резкое повышение», - объяснил Путин, пообещав подумать над адресной поддержкой малообеспеченных слоев населения.

Президент Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс отметил в связи со словами Путина, что с новыми тарифами отрасль явно почувствовала себя лучше. «Мы видим, что после решения Центрального банка о тарифе напряженность спадает: страховщики возвращаются в регионы. Важно учитывать, что при повышении цены ОСАГО произошло качественное изменение услуги: расширены лимиты, и изменен порядок получения выплат по вреду жизни и здоровью», - подчеркнул он. Теперь, если гражданин, к несчастью, пострадал в ДТП, ему больше не придется дожидаться окончания лечения, чтобы возместить расходы по договору ОСАГО.

Новые правила делают продажу полисов ОСАГО более гибкой. Конкуренция между страховщиками в результате расширения тарифной вилки усилится. А это означает, что страховщики будут бороться за каждого клиента, предлагая лучшее сочетание цены полиса и оказываемого сервиса. Рынок расставит все по местам.

Тарифный коридор ОСАГО – это диапазон, в рамках которого страховые компании могут устанавливать размер базовой ставки автострахования. Понятие тарифного коридора стало особенно актуальным с апреля 2015 года, когда система была существенно изменена и дополнена.

Тарифный коридор ОСАГО – что это и зачем?

Полная стоимость автостраховки складывается из базовой тарифной ставки, умноженной на 8 дополнительных коэффициентов. Раньше ставка для каждого вида транспортных средств могла отличаться от фиксированного значения максимум на 5 %. Теперь же она колеблется в пределах 20 % от этого фиксированного значения – то есть страховщик может сделать скидку или наценку на 20 % по собственной воле. Базовая ставка устанавливается страховщиком для всего региона, а не конкретного автовладельца. При этом в разных регионах одна и та же страховая компания может устанавливать разные ставки.

Зачем вообще понадобилось вводить тарифный коридор? Дело в том, что за счёт него автостраховщики могут установить оптимальную для себя цену без участия государства. Эта мера призвана поддержать их на плаву, поскольку раньше многие страховые компании работали практически себе в убыток. Разумеется, сейчас убыточные компании устанавливают максимальный размер тарифа, чтобы компенсировать потери.

В перспективе коридор будет полезен и для автовладельцев. Его основное назначение – вынудить страховщиков бороться за лояльность водителей, создавать более выгодные условия страхования и улучшать обслуживание.

Пример расчёта ОСАГО

Предположим, вы живёте в Москве и у вас есть обычный легковой автомобиль. Базовая ставка ОСАГО по нижней границе тарифного коридора в этом случае составит 3432 рубля, а по верхней – 4118. Предположим также, что вам больше 30 лет, за рулём вы провели 10 из них, у вас нет скидки по бонус-малус, а мощность вашего железного коня не превышает 80 л.с. Сколько придётся заплатить за полис?

Новое на сайте

>

Самое популярное