Домой Россельхозбанк Налогообложение понятие, принципы, функции. Проблемы российского налогообложения - Реферат

Налогообложение понятие, принципы, функции. Проблемы российского налогообложения - Реферат

Функции налогов

Функции налогов – это проявление их сущности в действии. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы, а также опосредованно (через систему льгот и санкций) воздействует на производителей товаров, работ и услуг.
Следует отметить, что в отечественной и зарубежной литературе единое мнение по функциям налога отсутствует. Традиционно выделяют следующие функции налогов.

  1. Фискальная – обеспечение формирования финансовых доходов государства, муниципальных образований, необходимых для осуществления экономических, политических и социальных потребностей общества.

Эта функция главная и неизменная на всех исторических этапах развития государства. Призывы к понижению фискальной значимости налогов являются популистским лозунгом, речь должна идти не об этом, а о снижении налогового бремени и расширении налоговой базы.
Налоговое бремя – обобщенная характеристика действия налогов, указывающая на долю обязательных налоговых изъятий в ВВП страны, а также в доходах отдельных категорий налогоплательщиков.
В развитых странах в середине 90-х годов доля налогов в ВВП колеблется от 30 % (США, Япония), до 55 % (Скандинавские страны), в странах ЕС – 40,8 %. Тенденции к снижению налоговых поступлений в бюджеты не прослеживаются.
Для России в последние годы этот показатель составляет 29 - 34 %, по итогам 2007 г. налоговая нагрузка составила 29,3% ВВП.

  1. Практически до начала 30-х годов фискальная функция являлась единственной, затем к ней добавилась регулирующая функция (стимулирующая, стабилизирующая).
    Эта функция реализуется через систему налоговых льгот и санкций, ставок налогов, налоговых вычетов и т. д. Благодаря этой функции осуществляется развитие малого бизнеса; регулирование экспортно-импортной деятельности; стимулирование НТП.
  2. Контрольная функция – заключается в деятельности налоговых органов по проверке соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, своевременности и полноты выполнения ими налоговых обязательств.
  3. Социальная – обеспечивает социальное равновесие в обществе путем перераспределения доходов между различными группами населения, посредством неравного обложения их доходов.

Все функции взаимосвязаны и противоречивы. Так, чрезмерный упор на фискальную сторону налогообложения, сдерживает развитие производства; неумеренное использование налоговых льгот приводит к уменьшению государственных доходов, росту дефицита, инфляции.
Регулирующая функция эффективна в условиях экономической и финансовой стабильности; в кризисных условиях ее значение ослабевает.
В фискальной функции лежит противоречие между необходимостью расширения доходов государства и ограниченными возможностями хозяйствующих субъектов.
В рамках налоговой системы происходит увязка в единое целое всех функций налога.
Принципы налогообложения
Принципы налогообложения – это базовые положения, которым должна удовлетворять любая система налогообложения, чтобы считаться надежной (с т. з. обеспечения деятельности государства), справедливой (с т. з. налогового бремени среди плательщиков) и эффективной (с т. з. экономии ресурсов, времени и сил всех участников налогового процесса).
Принципы налогообложения в классической форме впервые сформулировал шотландский экономист А. Смит в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Эточетыре принципа или «максимы» налогообложения:

  1. справедливости – сообразность размеров обложения с размерами получаемых доходов;
  2. определенности – налог должен быть определен в отношении размера, а также времени и способа его уплаты;
  3. удобства для налогоплательщиков – налог должен взиматься наиболее удобным для налогоплательщика способом и в наиболее удобное для него время;
  4. дешевизны – всякий налог должен быть устроен так, чтобы приносить налогоплательщикам наименьшие затраты в связи с его взиманием.

Особое внимание исследованию принципов налогообложения уделял немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917), который рассматривал их с позиций потребностей государства, а не налогоплательщика. Он ставил задачу формирования налоговой системы, которая бы создавала возможность повышения сбора налоговых платежей в соответствии с ростом потребностей в государственных расходах. Эти принципы он объединил в четыре группы:

  1. финансовые – достаточность и эластичность (подвижность) обложения;
  2. общеэкономические – выбор объектов обложения и правильное сочетание форм налогообложения, видов налогов;
  3. этические – всеобщность и справедливость налогообложения;
  4. административно-технические – определенность налога, удобство его уплаты, снижение затрат на взимание налога.

Современная теория и практика налогообложения выработали ряд не менее важных принципов, сгруппированных в следующие группы.
Экономические принципы:
Сегодня «справедливость» понимается как изъятие с большего дохода большей доли налога, что является обоснованием для перехода от пропорциональных к прогрессивным ставкам.
«Эффективность» означает минимизацию для налогоплательщика затрат времени, труда и денег в связи с выполнением им обязанности уплаты налога. В трактовке А. Смита это его третий и четвертый принципы. Если в прошлом государство тратило на сбор налогов до 25 – 30%, от собираемой суммы, то сбор современных налогов обычно «стоит» казне не более 5 – 7%.
Сбалансированность интересов налогоплательщиков и государственного бюджета. Этот принцип характеризуется кривой Артура Лаффера, американского профессора - экономиста, показывающей зависимость доходов бюджета от ставки налога (рис. 1).

Рис. 1. Кривая Лаффера

Кривая показывает, что наилучший экономический результат достигается не когда налоги самые низкие, а когда они оптимальные. И не может быть одного, на все случаи жизни, оптимального уровня налоговых изъятий.
Поступления налогов увеличиваются с ростом ставки и падают после некоторого значения ставки (оптимального предела). Изъятие у налогоплательщиков значительной суммы доходов (40 - 50 %) является пределом, за которым лишается смысла предпринимательская деятельность и начинается массовый уход налогоплательщиков от налогообложения. Ряд отечественных ученых считают, что «эффективным» является изъятие 30 % доходов.
Вопрос о кривой Лаффера. является предметом дискуссий. Некоторые экономисты доказывают, что эмпирические данные не подтверждают существования закономерности, выявленной Лаффером. Действительно в жизни сложно ответить на вопрос, при какой ставке начинают снижаться поступления налогов, сам Лаффер не устанавливал величину такой ставки.
«Определенность» налога должна дополняться требованием уплаты налога лишь в национальной денежной валюте.
Юридические принципы:

  • равное налоговое бремя – предусматривает всеобщность уплаты налогов и равенство налогоплательщиков перед налоговым законом;
  • приоритет налогового закона над неналоговым в сфере налогообложения;
  • установление налога законом;
  • запрет введения налога «задним числом» (в отношении истекших налоговых периодов)
  • сочетание интересов государства и субъектов налоговых отношений в налоговых правоотношениях;
  • обязательность установления всех элементов налогообложения при введении любого налога.

Организационные принципы:

  • стабильность – устойчивость видов налогов и их ставок во времени;
  • единство налоговой системы – не допускается установление налогов, ограничивающих свободное перемещение товаров в пределах РФ;
  • подвижность – оперативное изменение налогового бремени;
  • множественность налогов – позволяет обеспечить наполняемость бюджета посредством обложения налогами различных объектов и субъектов налогообложения;
  • принцип исчерпывающего перечня налогов – ограничение представительных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления при установлении налогов, не предусмотренных Налоговым кодексом;
  • принцип гармонизации налогообложения с другими странами – позволяет не допустить двойного налогообложения.

В Налоговом кодексе в ст. 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» некоторые из выше приведенных принципов отражены следующим образом.
«Определенность» налога – налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и основные элементы налогообложения.
Под «справедливостью» налогообложения понимается необходимость для налогов иметь экономическое обоснование и недопустимость применения налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав.
Запрет на применение налогов не установленных законом, т. е. не допускается ведение налогов, не предусмотренных Налоговым кодексом.
Запрет налоговой дискриминации – не допускается дискриминация при налогообложении, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; запрещается также дифференциация налогообложения в зависимости от формы собственности, гражданства или места происхождения капитала (последнее не распространяется на ставки ввозных таможенных пошлин).

Классификация налогов

Значительное место в теории налогов занимает вопрос их классификации по различным признакам. В экономической науке нет общепринятой классификации налогов. Обилие классификаций доказывает, что невозможно выявить один критерий, по которому налоги можно было бы отнести к той или иной группе.
Первая классификация налогов была построена на основе признака перелагаемости налогов . Это разделение налогов на прямые и косвенные, известное с глубокой древности.
Английский философ Дж. Локк (1632 - 1704) считал, что поземельный налог – это прямой налог, остальные налоги – косвенные.
Физиократы подтвердили и углубили это деление, исходя из того, что один лишь доход землевладельца действительно чистый доход, из которого платятся все налоги. Французские экономисты В. Мирабо (1715 - 1789) и Ж. Тюрго (1727 - 1781) вообще выступали против косвенного налогообложения, признавая лишь прямой поземельный налог.
А. Смит считал, что доходы получают не только с земли, но и с капитала и труда, которые он относил к прямым налогам. Он определил косвенные налоги как налоги, которые падают на расходы.
Немецкий экономист Геккель разделил все налогообложение на подоходно-поимущественное обложение и обложение расходов потребления. Он подоходно-поимущественные налоги (поземельный, подомовой, промысловый, с денежных капиталов и с личного труда) отнес к категории прямых, а налоги на расходы на предметы потребления – к категории косвенных налогов.
Деление налогов на прямые и косвенные на основе подоходно-расходного признака не утратило своего значения и в начале XXI в.
Ряд экономистов: И.Т. Посошков (1652-1726), Джон Милль (1806-1873), Франсуа Кенэ (1694-1774), К. Маркс (1818-1883) выдвигали идею введения единого налога.
Для некоторых категорий плательщиков, обложения некоторых видов деятельности единым налогом бывает эффективным. Так, введение в СССР в 1923 г. вместо множества налогов на крестьян единого сельхозналога оказало позитивное воздействие на развитие товарно-денежных отношений.
Современные западные экономисты пропагандируют введение всеобщего налога на совокупные потребительские расходы взамен подоходного налога.
Но в целом, идея введения единственного налога несостоятельна, ни одна налоговая база не является всеобъемлющей, что было доказано в начале ХХ в. российскими учеными.
Не утихают дискуссии и о необходимом количестве налогов.


Введение……………………………………………………………………...……3

Глава 1. Развитие налогообложения. Сущность и виды налогов.

      Историческое возникновение налогов……………………………………6

      Сущность налогов………………………………………………………….8

      Виды налогов………………..…………………………………………….11

Глава 2. Налогообложение: понятие, принципы, функции. Проблемы российского налогообложения.

2.1. Понятие и принципы налогообложения…………………………………...12

2.2. Функции налоговой системы………………………………………………16

2.3. Проблемы налогообложения в России…………………………………….19

Заключение……………………………………………………………………….23

Список использованной литературы …………………………………………..26

Приложение...........................................................................................................27

Введение

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в "работу" рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту одних отраслей или форм собственности и "ухудшению" других.

Россия - крайне дифференцированная страна, в том числе и в налоговой сфере. Регионы России обладают различным экономическим потенциалом, характеризуются различной политической ситуацией, что накладывает свой "отпечаток" на собираемость налогов по стране. В России действует 51 налог и сбор и около 20 лицензионных видов деятельности. Причины такой множественности заключаются в различиях источников (зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал) и объектов (доход, имущество его передача, потребление, экспорт и импорт) налогообложения.

Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:

    финансирует некоторые расходы на простое и расширенно воспроизводство в народном хозяйстве,

    финансирует социальные программы - пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.,

    обеспечивает свою оборону и безопасность,

    содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти и управления, предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам.

Это первая и основная функция налогов - служить источником средств для государственной казны: государственного бюджета и других денежных фондов государства. В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

Стимулирующее воздействие налогов реализуется через систему выборочных льгот, исключений, преференций при сохранении общих основ и структуры налогового законодательства. Такие льготы предоставляются, как правило, с условием их целевого использования налогоплательщиками в соответствии с экономической политикой государства.

Посредством регулирующей функции налогов обеспечивается перераспределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов. Регулирующая функция осуществляется через установление нало-гов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производ-ство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода страны. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.

В современной России налоговый вопрос занимает особое место, т.к. с завидной постоянностью все твердят о необходимости коренной налоговой реформы, и с такой же завидной постоянностью все заканчивается лишь небольшими изменениями в налоговой системе, носящими чаще всего "косметический" характер. Налоговая система России постоянно находится в состоянии трансформации. Меняются ставки налогов, условия их взимания, объекты налогообложения, что затрагивает практически все субъекты экономики. Происходящая перестройка налоговой системы влияет не только на экономические условия производства товаров и услуг, но и на доходы граждан, поэтому вопросы налоговой политики всегда остаются первостепенными.

Имеющиеся в России проблемы налогообложения и, в зависимости от их разрешения, эффективность его воздействие на экономические процессы государства определили актуальность темы работы.

Цель работы – определить сущность налогов, на основании чего указать их место в системе государственного регулирования экономики.

Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи: раскрыть сущность налогов и рассмотреть их основные виды; дать определение понятию «налогообложение» и рассмотреть его принципы и проблемы реализации.

Объект исследования – реализация налоговой политики РФ на практике.

Предмет исследования – конкретные пути и механизмы совершенствования налоговой системы РФ.

Реформы, производимые в налоговой сфере, не всегда приводят к ожидаемым макроэкономическим результатам из-за отсутствия четкого представления о последствиях принятия тех или иных налоговых решений. Поэтому механизм регулирования социально-экономических показателей с помощью мер налоговой политики нуждается в рассмотрении и исследовании. Любые просчеты и недоработки при принятии налоговых изменений приводят не только к падению уровня доходов государства, но и болезненно отражаются на благосостоянии всех граждан. Поэтому политика в области налогообложения должна отличаться продуманностью и глубоким пониманием последствий проводимых преобразований.

Глава 1. Развитие налогообложения. Сущность и виды налогов.

      Историческое возникновение налогов.

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общесвенно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налогов изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.

Возникновение и существование налогов обусловлено необходимо-стью удовлетворять коллективные (общественные) потребности граж-дан. Налогообложение, по сути, представляет собой процесс обобще-ствления части индивидуальных доходов (имуществ) для обеспечения совместного существования их владельцев и последующего коллек-тивного потребления в виде общественных благ. Для того чтобы общество могло пользоваться такими благами и ус-лугами, не допуская при этом дефицитного выделения ресурсов, госу-дарство берет на себя их производство и финансирует его за счет на-логов.

Кроме того, посредством налогов государство может вернуть производство и потребление каких-либо товаров к оптимальному уровню, то есть такому, который может быть достигнут рынком при отсутст-вии так называемых «внешних» эффектов - не отраженных в цене то-вара издержек или выгод его производства (потребления) для третьих лиц, не являющихся в данном случае покупателями или продавцами. К внешним издержкам относится, например, загрязнение окружающей среды, а к внешним выгодам - диспансеризация населения (прививки и т. п.).

Исторически наиболее ранними формами налогов были жертвоприношения и дань с побежденных. Первоначально налоги носили временный характер и лишь в эпоху Нового времени стали постоян-ным источником государственных доходов.

В развитии налогообложения принято выделять три основных этапа:

Первый - от древнего мира до конца средних веков. На этом этапе го-сударство определяет общую сумму средств, которую оно хочет получить с населения, а сбор ее поручает городу или общине. Между государством и налогоплательщиками, как правило, стоят посредники-откупщики.

Второй - XVI - начало XIX в. (эпоха первоначального накопления капитала). Создается сеть государственных финансовых учреждений, государство устанавливает квоты и наблюдает за сбором налогов, но роль откупщиков еще достаточно велика.

Третий - современный этап - с первой трети XIX в. до настоящего времени. Все функции установления и сбора налогов берет на себя го-сударство, между налогоплательщиками и государством не существу-ет посредников.

      Сущность налогов.

Экономическая наука изначально рассматривала налоговую систему как важнейшее звено кругооборота экономических ресурсов. Но по-скольку практика налогообложения опережала теорию, то задачей эко-номистов, философов и правоведов стало научное обоснование объек-тивной необходимости уплаты налогов и определение их сущности.

Теоретические основы налогообложения начали разрабатываться в XVII в. (Ф.Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, У. Петти). В XVIII-XIX вв. появляются различные теории налогов, определившие их сущность. Наиболее известными среди них были:

а) теории выгоды, интереса, фискального договора, рассматривавшие налог как плату, вносимую гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за другие услуги, оказываемые государством (С. Вобан, Ш. Монтескье, О. Мирабо);

б) теория налога как страховой премии (А. Тьер, Д. Маккулох);

в) теория обмена (эквивалента), рассматривавшая налог как справедливую плату за услуги государства и в то же время понимавшая его как чистый убыток для общества (А. Смит, Д. Рикардо, Ж. Б. Сэй);

г) «теория наслаждения», трактовавшая налог как цену, уплачиваемую гражданином за наслаждение, получаемое им от общественного порядка, правосудия, защиты личности и собственности (Ж. Сисмонди);

д) «теория жертвы», подчеркивавшая принудительный характер налогообложения (Д. С. Милль).

В последней четверти XIX - начале XX в. была сформулирована теория коллективных (общественных) потребностей, рассматривающая налоги как источник покрытия и эквивалент оказываемых государством коллективных услуг. Вплоть до настоящего времени все известные экономические школы в вопросах налогообложения придерживаются этой теории.

Особый вклад в развитие теории налогов (конец XIX-XX вв.) вне-сли: А.Вагнер (немецкая школа), Сакс (австрийская школа), Ф. Нитти (итальянская финансовая школа), Э. Селигман, Д. М. Кейнс, Э. Хан-сен, П. Самуэльсон, Р.Масгрейв, А. Лаффер.

В общих чертах история взглядов на понятие налога отражена в работе Э.Селигмана и Р.Стурма «Этюды по теории обложения» 1 , в которой авторы выделили семь ступеней понимания рассматриваемой категории. «Вначале господствующей является идея дара. В Средние века индивидуум делает подарок правительству.…На второй стадии правительство смиренно умоляло или просило народ о поддержке.… На третьей ступени мы встречаемся с идеей помощи, оказываемой государству.… На четвертой стадии проявляется идея о жертве, приносимой индивидуумом в интересах государства. Он теперь отказывается от чего-либо в интересах общественного блага.… На пятой ступени у плательщика развивается чувство долга, обязанности.… Лишь на шестой стадии встречаем идею принуждения со стороны государства.… На седьмой стадии мы видим идею определенной доли или определенного оклада, установленного или исчисленного правительством, вне всякой зависимости от воли плательщика».

Пункт 1 статьи 8 Налогового кодекса РФ содержит понятие налога. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Из данного определения можно вывести следующие основные признаки налога. К ним относятся: 1) обязательность; 2) индивидуальная безвозмездность; 3) денежная форма уплаты; 4) публичные цели налогообложения 1 .

      Виды налогов .

Многообразие налогов, различающихся по условиям обложения, механизмам взимания и регулирования, обусловливает необходимость их систематизации и классификации.

Самым первым и наиболее употребительным до настоящего време-ни является деление налогов по критерию отнесения налогообложения к подоходно-поимущественному обложению или к обложению расходов на потребление на два основных вида - прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество. Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, включенные в цену товара или тариф. Соотношение между прямыми и косвенными налогами составляет основу налоговой политики в области регулирования деловой активности. Прямые налоги в большей степени оказывают регулирующее воздействие на экономику. Косвенное налогообложение соответствует фискальным целям налоговой политики 1 . Регулирующее воздействие может осуществляться через повышение или понижение ставок налогов, дифференциации ставок для различных категорий налогоплательщиков или типов объектов налогообложения, расширение или сужение налогооблагаемой базы и необлагаемых налогом минимумов, освобождение от налогов отдельных категорий налогоплательщиков, предоставление налоговых льгот и налоговых кредитов, изменение периодичности уплаты налога, распределение налогов по уровням бюджетной системы.

Существуют подробные и раз-вернутые налоговые классификации. В их основу закладывается одновременно несколько критериев. Пример такой классификации приведен в табл. 1.

Глава 2. Налогообложение: понятие, принципы, функции. Проблемы российского налогообложения.

2.1. Понятие и принципы налогообложения.

Налогообложение - процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами 1 .

Принципы организации данного процесса экономическая наука определяет с точки зрения влияния налогов на социально-экономи-ческое развитие общества и благосостояние его граждан.

Принято выделять две группы принципов налогообложения:

    всеобщие , или классические , принципы, которые определяют базовые характеристики налоговых отношений и, так или иначе, используются в налоговых системах всех стран;

    функциональные , или современные , на основании которых задаются условия действия налогообложения применительно к конкретным условиям страны и задачам государственной экономической политики.

Первая группа принципов оформилась в финансовой практике еще в XVI в., но впер-вые была научно сформулирована в XVIII в. А. Смитом. Он, как и все остальные представители классической школы, признавал за налогом только фискальную функцию. По его мнению, налоги являются «необходимым злом», т.к. они угнетают предпринимательскую активность и не дают в полной мере развиться экономике, но в то же время они необходимы для поддержания государства.

В своей знаменитой работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смит выделил 4 принципа существования эффективной налоговой системы, актуальных и по сей день.

1. Принцип равномерности налогообложения («…Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким он пользуется под покровительством и защитой государства. Расходы правительства по отношению к отдельным лицам, составляющим население большой нации, подобны расходам по управлению большим поместьем, принадлежащим нескольким владельцам, которые все обязаны участвовать в них соответственно своей доле в имении. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству обложения…» 1);

2. Принцип определённости налогообложения («…Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определён, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – всё это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица… Неопределённость обложения развивает наглость и содействует подкупности…» );

3. Принцип простоты и удобства налогообложения («…Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его…») ;

4. Принцип минимизации издержек налогообложения («…Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства…» ).

Принципы налогообложения, обоснованные Смитом, были расширены и систематизированы немецким ученым-экономистом А.Вагнером, который объединил все принципы налогообложения в четыре группы (табл. 2).

С развитием экономической системы классические принципы налогообложения совершенствовались, корректировались и допол-нялись. В результате к настоящему времени оформились функциональные принципыналогообложения (вторая группа принципов), отра-жающие современные требования к налогообложению со стороны государства и налогоплательщиков и основные тенденции налого-вой политики.

Руководствуясь Налоговым Кодексом Российской Федерации, можно обозначить существующие принципы налогообложения, которые объединяются в три группы:

    Принципы, обеспечивающие эффективное государственное регулирование экономической результативностью деятельности фискально-обязанных лиц. Сюда можно отнести:

    принцип приоритета финансовой цели взимания налогов и сборов;

    принцип соответствия условий налогообложения требованиям рыночной экономики;

    принцип учета возможностей налогоплательщиков.

    Принципы налогообложения, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строя. Сюда можно отнести:

    принцип публичной цели взимания налогов и сборов;

    принцип верховенства представительных органов при установлении и отмене налогов;

    принцип соответствия актов законодательства о налогах Конституции Российской Федерации;

    принцип возникновения налогового обязательства лишь на основе законно установленного налога;

    принцип установления всех элементов налога непосредственно в актах законодательства о налогах;

    принцип отрицания обратной силы налоговых законов, ухудшающих положение граждан;

    принцип соблюдения конституционных прав граждан при установлении налогов;

    принцип всеобщности налогообложения;

    принцип юридического равенства плательщиков налогов и сборов;

    принцип правовой определенности налогового обязательства.

    Организационные принципы налогообложения. Сюда можно отнести:

    принцип налогового федерализма;

    принцип единства налоговой политики;

    принцип единства системы налогов;

    принцип налоговой централизации. Налоговая система Российской Федерации в своем историческом развитии поменяла принцип налоговой децентрализации, в соответствии с которым региональные органы власти обладали правом на самостоятельное установление и введение региональных налогов, на принцип налоговой централизации, существующий в настоящее время, выражением чего выступает Налоговый кодекс.

Вышеперечисленные принципы призваны реализовывать надежную, четко действующую налоговую систему, отвечающую условиям развития общественного производства.

2.2. Функции налоговой системы.

В рыночной экономике налоги выполняют столь важнyю роль, что можно с yверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действyющей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна. В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие фyнкции они выполняют в хозяйственном механизме?

На первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - регулирующая .

Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Центральное место в системе регулирования принадлежит налогам. Госyдарственное регyлирование осуществляется в двух основных направлениях:

    регyлирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. Это направление госyдарственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

    регyлирование развития народного хозяйства, общественного производства в yсловиях, когда основным объективным экономическим законом, действyющим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия госyдарства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нyжном, выгодном обществy направлении.

В yсловиях рынка отмирают или, по крайней мере, сводятся к минимyмy методы административного подчинения предпринимателей.

Маневрирyя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя yсловия налогообложения, вводя одни и отменяя дрyгие налоги, госyдарство создает yсловия для yскоренного развития определенных отраслей и производств, способствyет решению актyальных для общества проблем. Удачным примером является способствование развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п. Но главное средство оказания содействия малому бизнесy - особые льготные условия налогообложения. Первое из них состоит в том, что прибыль, направляемая малыми предприятиями на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники, полностью освобождается от налогов. Не менее существенна другая льгота, предусматривающая yчет одновременно двух параметров - не только размеров предприятия, но и рода деятельности.

Другая функция налогов - стимулирующая . С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, yвеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимyлирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевоорyжение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, кончено, очень существенная.

Следующая функция налогов - распределительная , или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крyпных межотраслевых, комплексных целевых программ - наyчно-технических, экономических и др.

С помощью налогов госyдарство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных yсловиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

Перераспределительная фyнкция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствyющим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность.

Наконец, последняя фyнкция налогов - фискальная , изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непризводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения кyльтyры - библиотеки, архивы и др), либо они недостаточны для обеспечения должного yровня развития фундаментальная наyка, театры, мyзеи и многие yчебные заведения и т.п.

Указанное разграничение фyнкций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. Существующая налоговая страны требует серьезного реформирования, т.к. не обеспечивает оптимального выполнения своих функций, т.к. с одной стороны должна обеспечивать уровень сбора налогов, достаточный для покрытия основных расходов бюджетов, а с другой стороны налоговая система страны должна способствовать нормальному функционированию экономики государства, экономическому росту и развитию территорий.

      Проблемы налогообложения в России

В сложившейся налоговой системе страны с экономической точки зрения можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить или минимизировать. Одной из характерных проблем продолжает оставаться её фискальная направленность. Подтверждением этому является тот факт, что в 2009 году основой формирования доходной базы федерального бюджета продолжают оставаться налоговые доходы. Доля их в общем объёме доходов федерального бюджета – 68,5 %. При этом в большей степени возрастает доля в консолидированном бюджете РФ легко собираемых косвенных налогов (НДС, акцизов, налога с продаж), на данный момент составляющая 54,7%. В этой связи, естественна и понятна точка зрения многих учёных – экономистов о необходимости значительного сокращения налогов и как следствие этого подъёма экономики.

На основе официальных данных Счетной палаты РФ мы можем проследить общую динамику основных налоговых доходов на 2008 год и на период до 2010 года, которые приведены в табл.3 1 .

Следует отметить и проблему нестабильности налогового законодательства , когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются ранее введённые привилегии, что создаёт дополнительный источник риска для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в течение значительного периода времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько, например, в 5 лет. При этом обо всех планируемых изменениях, налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже свершившимся фактом.

В настоящее время продолжает иметь место недостаточная чёткость и ясность положений нормативных документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность, что, значительно затрудняет их изучение налогоплательщика, в связи с чем их ошибки при исчислении налогов остаются неизбежными.

К сожалению, принятый Налоговый Кодекс требует дальнейших уточнений и дополнений. Так в статье 6 сказано, что нормативно-правовой акт признаётся не соответствующим кодексу, если он «противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего кодекса» 1 . Буквальная трактовка Налогового Кодекса Российской Федерации предоставляет безграничные возможности для извращения сути налоговой идеи и субъективного толкования законодательства. Если пристрастно подойти к чтению положений Кодекса, если занять позицию непримиримого ревнителя буквы, то почти все в нём может стать предметом спора с соответствующими потерями для бюджета.

Очень сложной является проблема неплатежей налогов, т. е. недоимки. Одной из причин, способствовавших значительному росту недоимки, стало увеличение объёмов отсроченных платежей, предоставляемых предприятием имеющим задолженность по платежам в бюджет, с целью бронирования поступающих на их расчётные счета средств для выплаты заработной платы. Другие причины неплатежей – отсутствие средств на счетах плательщиков, а также низкая платёжная дисциплина налогоплательщиков. Необходимо создавать налоговую систему, дружественную налогоплательщику, и жестоко наказывать тех, кто не хочет платить. Не отбирать у налогоплательщика последнее, а создавать условия, чтоб у него деньги были и он оставлял их в стране. Вместе с тем пришло время повышать доходы беднейших слоёв населения страны.

Обращает на себя внимание проблема неэффективности отдельных элементов налогового механизма . Существует многочисленный аппарат налоговой инспекции, налоговой полиции, отделов УВД по борьбе с экономическими преступлениями. А результат работы оставляет желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические и физические лица легко уходят от ответственности за сокрытие налогов. Теневая экономика – это наиболее латентный вид экономической деятельности, качественно отличающийся от всех других нарушений и "сокрытий" требующий большего количества сил и средств для борьбы с ним, в частности применения оперативно-розыскных методов и потому представляющий собой наиболее тяжкий вид социально опасных делений в налоговой сфере.

По виду и объёму сокрытие реальных финансово-хозяйственных операций внутри теневой экономики можно выделить три составляющие операции, которые полностью выводятся из б/у (неучтённые операции, при которых происходит сокрытие самого факта её проведения), операции, направленные на сокрытие части полученной от операции выручки, а также операции, проведённые под видом других операций (псевдооперации). Схематично это может выглядеть следующим(таблица 4)

Не находит понимания и тот факт, что очень медленно внедряется положительный опыт по сбору налогов, имеющийся в отдельных регионах страны.

Наряду с перечисленными выше проблемами необходимо отметить и проблему воспитания налоговой культуры. Сегодня уровень налоговой культуры остаётся низким. Об этом свидетельствуют данные о росте правонарушений и преступлений, связанных с сокрытием доходов от налогообложения, в том числе, в крупных и особо крупных размерах. Преломление негативных тенденций в экономике, возникших в нашем обществе в крупных размерах, одновременно с построением и развитием новой модели хозяйствования – задача сегодняшнего и завтрашнего дня. Немаловажное значение при этом имеет совершенствование разъяснительной работы с гражданами.

Оценивая любую налоговую систему, следует исходить из того, что она представляет собой сложный, эволюционный социальный феномен, тесно связанный с состоянием экономики. От решения указанных выше проблем зависит эффективность формирования доходов бюджетов всех уровней, рост предпринимательской активности, развитие производства и в конечном итоге уже упомянутая как первостепенная стабилизация экономики нашей страны.

Заключение

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства..

В данной работе получены следующие выводы, характеризующие достижение цели работы:

    налоги являются единственным инструментом, посредством которого государство формирует централизованные фонды финансовых средств.

    История развития налогообложения свидетельствует, что налоги могут быть не только источником наполнения бюджетов, но и инструментом регулирования тех или иных социально-экономических процессов.

    Для проводимой в настоящее время в Российской Федерации налоговой реформы главным является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов.

    основными задачами налоговой реформы должны быть обозначены более справедливое распределение налогового бремени, переход к оптимальным налоговым ставкам и общее упрощение налоговой системы.

    Существующая налоговая система имеет ряд проблем, которые требуют грамотного и своевременного разрешения:

    Налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения.

    Довольно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами имеют косвенные налоги (налоги с оборота, продаж, различные сборы), а не прямых, причем доля косвенных налогов постепенно возрастает.

    Неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц, т.к. разрыв между группами лиц с наименьшими и наивысшими доходами составляет 1:25, а в ставках налогообложения всего лишь 1:3. Поэтому основная налоговая нагрузка падает на малообеспеченные слои населения, а не на наиболее богатых.

    Недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов (т.е. большой доли теневой экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50% налогов. Особенно важное значение в этом направлении приобретает борьба за устранение неучтенного в налоговых целях наличного оборота денежных средств

    Неэффективность существующих льгот. Сокращение налоговых льгот не только сделает налоговую систему более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности, не только поставит дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налогооблагаемую базу.

    Усложненность налоговой системы РФ. Требуется существенное упрощение налоговой системы страны, при существенном снижении общего числа налогов и сборов.

    Постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложения капиталов и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные (в течение нескольких лет) базовые нормативы ставок и отчислений от основных налогов.

Дальнейшее рассмотрение вопросов развития и функционирования налоговой системы, несомненно, будет способствовать ее совершенствованию в целях обеспечения благосостояния населения страны.

Список использованной литературы:

Нормативно-правовой акт:

Налоговый Кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 № 146-ФЗ

Учебно-методическая литература:

    Большой юридический словарь. Под ред. А.Я. Сухарева - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001.

    Исследование о природе и причинах богатства народов. А.Смит – М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962

    НК РФ и российское налоговое законодательство: соотношение и взаимодействие. А.В.Брызгалин - Налоговый вестник, 2004

    Налоговое право: учебник. Крохина Ю.А. - М.: Высшее образование, 2006.

    Налоговое право России: учебное пособие. Демин А.В. – «РУМЦ ЮО», 2006.

    Налоговое регулирование рыночной экономики. И.В.Караваева– М.: ЮНИТИ, 2005

    Проблемы совершенствования налогообложения в РФ. Федерализм. - 1998, №1.

    Современный экономический словарь. Под ред. Райзберга Б. А. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007.

    Уголовный кодекс в борьбе с теневой экономикой. Проблемы и перспективы. Д.Г. Макаров - Налоговый вестник, 2005

    Экономическая теория: учебник. Под ред. Грязновой А.Г. – М.: «Экзамен», 2005.

Информационные ресурсы сети Internet:

http://www.minfin.ru - Министерство финансов России

http://www.nalog.ru - Федеральная налоговая служба

http://www.gks.ru - Федеральная служба статистики

http://onaloge.net – Налоговый Кодекс

http://www.consultant.ru – Консультанплюс

Приложение

Таблица 1

Признаки

Виды налогов

По субъекту

налогообложения

    с физических лиц

    с юридических лиц

    с физических и юридических лиц

По способу

изъятия

  • косвенные

По источнику

уплаты

    зарплата

  • доход или прибыль

    себестоимость

    стоимость имущества по кадастру и др.

По уровням бюджетов,

в которые

поступают налоги

    центральные (федеральные,

республиканские)

    региональные

По объекту

налогообложения

    на имущество

    на потребление

    на доходы

    на реализацию товаров (работ, услуг)

По способу

налогообложения

    кадастровые

    у источника

    по декларации

По целевой направленности

    специальные (целевые)

По методу

исчисления

    пропорциональные

    прогрессивные

    регрессивные

    твердые (в абсолютных суммах)

    линейные

    ступенчатые

Таблица 2.

Финансовые принципы организации налогообложения

    достаточность налогообложения

    эластичность (подвижность) налогообложения

Народнохозяйственные принципы

    надлежащий выбор источника налогообложения (в частности, решение вопроса – должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом)

    правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их продолжения

Этические принципы (принципы справедливости)

    всеобщность налогообложения

    равномерность налогообложения

Административно-технические правила (принципы налогового управления)

    определенность налогообложения

    удобство уплаты налога

    максимальное уменьшение издержек взимания

Таблица 3 (млрд. рублей).

Наименование доходов

Прогноз на 2008 год

Прогноз на 2009 год

Прогноз на 2010 год

Темп роста доходов по сравнению с предыдущим годом

Темп роста доходов в 2010 году по сравнению с 2008 годом

Налог на прибыль организаций

Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации

Ввозные таможенные пошлины

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Проблемы экономического роста, микро и макроэкономические проблемы Российской ... его измерение. Понятие экономического роста. ... функцию инвестиций (в отличие от экзогенно заданных инвестиций у Домара) на основе принципа ... расходы и налогообложение в целях улучшения...
  • Понятие и функции хозяйственного учета, его виды (1)

    Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит

    ... Понятие и функции хозяйственного... правилам. Проблема заключается в... правила и принципы , обеспечивающие доступность... выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде... виду, что для целей налогообложения в соответствии с изменениями...

  • Проблемы российской кооперации и сотрудничества в условиях глобализации

    Курсовая работа >> Экономика

    Ориентированных функций и... устанавливает льготное налогообложение , особенно... проблемами российской потребительской кооперации и выявить отличия действующих принципов современной российской потребительской кооперации от принципов ... ощущают такие понятия , как " ...

  • Понятие , принципы и виды банковского кредита

    Реферат >> Банковское дело

    1. Понятие , принципы и виды банковского кредита. § 1. Понятие , принципы и... 7 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЕКСЕЛЬНОГО КРЕДИТОВАНИЯ 26 ... и унификацию налогообложения доходов физических... осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и...

  • 1. Функции и принципы налогообложения

    Налоги являются важной экономической категорией, исторически связанной с существованием и эволюцией государства как такового. Согласно статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, налогом называют обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

    Как правило, выделяют несколько основных, так называемых сущностных признаков налога:

    1) отношения власти и подчинения. Субъект налога не имеет права отказываться от выполнения возложенных на него обязанностей по уплате налога. В случае отказа субъекта от обязательного внесения своего вклада в бюджетный фонд могут применяться санкции от штрафа до лишения свободы;

    2) смена собственника. Посредством налогов некоторая доля частной собственности в денежном выражении становится государственной. Таким образом и формируется централизованный бюджетный фонд, в котором происходит обезличивание денег;

    3) безвозвратность и безвозмездность. Налоги никогда не возвращаются плательщику обратно, и он не получает ничего взамен.

    Кроме того, для понимания принципов налогообложения необходимо знать элементы налогов . К ним относятся:

    1) субъект налога;

    2) носитель налога;

    3) объект налога;

    4) единица и масштаб обложения;

    5) ставка налога;

    6) оклад налога;

    7) налоговый период;

    8) налоговая льгота;

    9) налоговая квота;

    10) налоговая политика;

    11) налоговый кадастр;

    12) система налогов.

    Рассмотрим эти понятия немного подробнее.

    Под субъектом налога обычно понимают лицо, на которое законодательно возлагается обязанность выплачивать налог. Переложить эту обязанность на другое лицо можно через механизм цен.

    Носитель налога – это физическое или юридическое лицо, которое непосредственно уплачивает налог из своего дохода.

    Объектом налога является то имущество или доход, который и облагается налогом, причем объектом налога могут быть самые разнообразные предметы, например недвижимость, предметы потребления, доходы.

    Источник налога – это доход, за счет которого данный налог уплачивается.

    Единицей или масштабом налога называется некоторая часть налога, принимаемая за основу при исчислении размеров налога.

    Под ставкой налога понимают размер налога, установленный непосредственно на единицу налога. Ставка налога может быть установлена как в абсолютных единицах (денежном выражении), так и в процентах.

    Оклад налога – это та сумма налога, которая получена со всего объекта налогообложения за определенный период. Она подлежит внесению в бюджетный фонд.

    Налоговой квотой называется доля оклада налога в источнике налога. Именно налоговая квота показывает тяжесть налогового бремени, так как она демонстрирует, какую часть своего дохода плательщик изымает из общих доходов на каждый отдельный налог и все налоги в целом.

    Налоговой льготой называют снижение размера налогообложения в связи с объективными причинами.

    Налоговая политика – это меры, принимаемые в области налогообложения и направленные на достижение какой-либо конкретной цели.

    Налоговый кадастр – это перечень объектов налога, в котором указывается их доходность.

    Система налогов – это перечень предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых государством.

    Чтобы разобраться в принципах налогообложения, надо прежде всего рассмотреть понятие принципов как таковых. Итак, принципами называют основные и главенствующие идеи или ведущие положения, определяющие начало чего-либо. По отношению к налогообложению принципами можно назвать основополагающие идеи, которые существуют в сфере налогов. Причем в различных налоговых сферах выделяют свою систему принципов. Существуют три основные системы принципов.

    1. Экономические принципы налогообложения.

    2. Юридические принципы налогообложения.

    3. Организационные принципы налогообложения.

    К экономическим принципам относят базовые сущностные положения, объясняющие целесообразность налогов и оценивающие их как отдельное экономическое явление. Среди этих принципов выделяют четыре основных:

    1) принцип справедливости;

    2) принцип соразмерности;

    3) принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков;

    4) принцип экономичности (эффективности).

    Правовые принципы налогообложения часто используют в международной практике. К ним относят:

    1) принцип юридического равенства перед законом любых хозяйствующих субъектов и всех граждан;

    2) все налоговые преференции обязательно утверждаются в законе;

    3) принцип стабильности и последовательности в политике налогов;

    4) принцип налоговой прозрачности;

    5) обратная сила налогового закона запрещается, а именно: система ответственности основана на презумпции невиновности налогоплательщика, учитывая гибкое налоговое воздействие на нарушителей налогового законодательства;

    6) принцип ориентации на прогрессивные формы налогообложения;

    7) принцип антидискреционности решений налоговых органов;

    8) принцип соразмерности распределяемых налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы с расходами, величина которых ежегодно утверждается финансовым законодательством.

    Под организационными принципами налогообложения понимают, как правило, те положения, на основе которых строится и работает сама система налогообложения. К таким принципам относятся:

    1) принцип единства;

    2) принцип подвижности;

    3) принцип стабильности;

    4) принцип множественности налогов;

    5) принцип исчерпывающего перечня налогов.

    Итак, налогообложение в целом строится всегда на основе общих определенных принципов. Однако налоги являются стоимостной категорией, поэтому различаются по функциям, которые и показывают их социально-экономическую сущность и назначение. В основном выделяют такие функции налогов , как:

    1) фискальная , подразумевает обеспечение финансирования государственных расходов, а именно отторжение части доходов организаций или граждан, идущей на содержание государственного аппарата, обороны и непроизводственной сферы, не имеющей своих источников доходов. Это первостепенная функция налогов;

    2) регулирующая , представляет собой функцию поддержания социального равновесия посредством изменения соотношения между доходами различных социальных групп, что помогает сглаживать социальное неравенство. Это очень важная функция для страны, экономика которой основана на товарно-денежных отношениях. Для эффективного функционирования экономической системы в стране необходимо государственное регулирование, которое наиболее эффективно осуществляется посредством налогов. Грамотно изменяя налоговые ставки, льготы и штрафы, вводя и отменяя различные виды налогов, государство может способствовать развитию различных отраслей и производств и решать актуальные социальные проблемы страны;

    3) стимулирующая функция выражается в том, что с помощью налоговых льгот и санкций государство может стимулировать технический прогресс и капитальные вложения в расширение производства и таким образом увеличивать число рабочих мест. Правильно организованная налоговая система подразумевает взимание налогов только со средств, которые идут на потребление, и таким образом, средства, идущие на капитальные вложения, освобождены от налогов полностью или частично;

    4) социальная функция выражается в том, что посредством налогов в бюджете накапливаются финансовые средства, при помощи которых можно решать народнохозяйственные и социальные проблемы через финансирование специальных программ. Кроме того, посредством налогов государство может перераспределять некоторую часть прибылей предприятий и предпринимателей, а также доходов граждан, вкладывая впоследствии эти средства в капиталоемкие и фондоемкие отрасли, у которых длительные сроки окупаемости затрат.

    Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

    21. Общие принципы организации налогообложения Объектом налогообложения может быть действие, состояние или предмет. В этом качестве выступают: имущество; операции по реализации товаров (работ, услуг); стоимость реализованных товаров (работ, услуг); прибыль; доход (в виде

    Из книги Всё об УСН (упрощенной системе налогообложения) автора Терехин Р. С.

    1. Общие принципы налогообложения Каждый предприниматель, начиная свой бизнес, обязательно столкнется с уплатой налогов. Согласно ст. 57 Конституции РФ, каждый должен платить законно установленные налоги и сборы.Учитывая возросшую меру ответственности предпринимателей

    Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

    3. Принципы налогообложения в РФ Выделяют юридические, организационные и экономические принципы.Юридические принципы:1) принцип равного налогового бремени;2) принцип установления налогов законом;3) принцип отрицания обратной силы закона;4) принцип приоритета

    Из книги Учет и налогообложение ценных бумаг и долей автора Иванова Ольга Владимировна

    6.2. Основные принципы налогообложения сделок РЕПО 6.2.1. Налогообложение доходов и расходов по сделке РЕПО При осуществлении операции РЕПО не меняются цена приобретения ценных бумаг и размер накопленного процентного (купонного) дохода на дату исполнения первой части РЕПО

    Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    7. Принципы налогообложения: понятие, признаки, функции Принцип налогообложения – основополагающее базовое положение, лежащее в основе налоговой системы государства. Часть таких принципов закреплена нормативно, другие выводятся путем толкования налогового

    Из книги Оптимизация налогообложения: рекомендации по и уплате налогов автора Лермонтов Ю М

    1.4. Принципы оптимизации налогообложения Система оптимизации налогообложения основывается на определенных принципах – основных руководящих началах, среди которых отметим следующие:– принцип адекватности затрат.Стоимость создания системы оптимизации

    Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

    4.3. Функции и основные элементы налогообложения Налогообложение – сбор, взимаемый центральным правительством или местными органами власти с физических лиц и корпоративных организаций для финансирования расходов государства, а также в качестве средства проведения

    Из книги Бухгалтерский и налоговый учет прибыли автора Нечитайло Алексей Игоревич

    6.1. Экономическая сущность, функции и элементы налогообложения прибыли Налоги – основа финансовой системы государства, основной источник формирования доходной части государственного бюджета. За счет налогов формируется преобладающая часть доходов как федерального,

    Из книги Бухгалтерский учет с нуля автора Крюков Андрей Витальевич

    Принципы налогообложения Налоги должны быть простыми, чтобы их было легко рассчитывать. Иначе расходы организации и государства, связанные с расчетом и уплатой налогов, а также последующими проверками, могут превысить суммы собираемых налогов. В налоговом

    Из книги Маркетинг. Краткий курс автора Попова Галина Валентиновна

    Тема 3 ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Из книги Ценообразование автора Якорева А С

    52. Принципы определения цены для целей налогообложения 1 января 1999 г. вступила в силу первая часть налогового кодекса РФ. В связи с этим поменялся порядок определения цен на товары и услуги для целей налогообложения. Применяемая для расчета налога цена реализации – это

    Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

    101. Принципы и функции международного кредита Связь международного кредита с воспроизводством проявляется в следующих принципах:1. Возвратность кредита. Если полученные средства не возвращаются, то имеет место безвозвратная передача денежного капитала, т. е.

    Из книги Доходы и расходы по УСН автора Суворов Игорь Сергеевич

    1.1. Принципы упрощенной системы налогообложения Принцип введения в действие упрощенной системы налогообложения заключался в поддержке и стимулировании малого бизнеса путем уменьшения затрат на бухгалтерский учет, упрощения процедуры отчетности в налоговые органы и у

    Из книги Экономическая теория. автора Маховикова Галина Афанасьевна

    Из книги Микроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

    5. Налоговая политика, принципы и функции налогообложения Налогообложение – один из главных источников обеспечения доходом государственного бюджета. Данная функция может быть реализована только путем целенаправленной налоговой политики, которая в зависимости от

    Из книги Информационные технологии и управление предприятием автора Баронов Владимир Владимирович

    Базовые принципы и функции управления проектом «Управление проектом (УП), или Project Management (PM), – это искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения современных методов и техники управления для

    Социально-экономическая сущность и роль налогов проявляется в их функциях, т. е. в основных направлениях воздействия налогов на развитие общества и государства. Функции налогов являются способом выражения их различных свойств. Функции показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

    Налоги используются всеми государствами с рыночной экономикой как метод прямого влияния на бюджетные отношения и опосредованного (через систему льгот и санкций) воздействия на производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие общественных потребностей и ресурсов, необходимых для их удовлетворения, через налоги обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

    Функции налогов следуют из их экономического содержания.

    Фискальная функция реализует формирование единого фонда денежных средств государства. Именно фискальный потенциал налогов предопределяет возможность решения государством задач обороны, правоохранительных, социальных задач, охраны природы и др. Данная функция налогов в известной степени первична по отношению ко всем остальным.

    Распределительная (или перераспределительная) функция предполагает, что в процессе формирования государственного бюджета (единого фонда денежных средств) часть созданного валового внутреннего продукта перераспределяется из одних отраслей экономики и регионов в другие в соответствии с целями, которые в данный момент преследует общество и реализует государство.

    Стимулирующая (или дестимулирующая) функция заключается в том, что в процессе налогообложения формируются относительно более благоприятные и относительно менее благоприятные сферы и зоны экономической активности. Стимулирующая функция налогообложения реализуется через систему налоговых льгот и преференций, создающих для некоторых видов деятельности более льготный режим.

    Контрольная (иногда выделяемая) функция налогообложения, дающая возможность соизмерения расходов государства и потенциала экономики и общества по формированию доходной части бюджетной системы. Фактически в рамках данной функции происходит оценка эффективности налоговой системы по обеспечению необходимых для общества расходов.

    Функции налога тесно взаимосвязаны. Рациональность действующего законодательства определяется и степенью относительного равновесия налоговых функций. Однако на практике фискальная функция налога всегда реальна, а регулирующая функция может существовать номинально или быть деформирована. Поэтому поиск оптимального соотношения налоговых функций ведется непрерывно, ибо их относительное равновесие позволяет сформировать бюджет, не ущемляя экономических интересов налогоплательщиков.

    Принципы налогообложения - это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы.

    Принципы налогообложения

    Экономические принципы впервые были сформулированы А. Смитом. Эти принципы присущи налогу как объективной экономической категории вне зависимости от конкретного государ­ства и времени, поэтому их иногда называют фундаментальными принципами. В настоящее время экономические принципы претерпели некоторые изменения. Они именуются иначе и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.

    Принцип хозяйственной независимости . Данный принцип основан на праве частной собственности налогоплательщика, он занимает центральное положение по отношению ко всем остальным принципам.

    Принцип справедливости (равенства налогообложения). Согласно этому принципу каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Две центральные идеи: 1) сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика; 2) кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить в виде налогов.

    Принцип соразмерности предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Принцип соразмерности характеризуется кривой Лаффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени. Эффект кривой состоит в росте поступлений в бюджет с ростом налогов, если ставка до 50%, и в падении поступлений, если ставка более 50%. Данная концепция получила признание в 70-80-е гг. XX в.

    Принцип учета интересов налогоплательщиков рассматривается через призму двух принципов А. Смита, а именно: принципа определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику) и принципа удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика). Проявлением этого принципа является также простота исчисления и уплаты налога.

    Принцип экономичности базируется еще на одном принципе А. Смита, согласно которому «каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства». По своей сути принцип экономичности (эффективности) означает, что суммы сборов по отдельному налогу должны превышать затраты на его обслуживание, причем в несколько раз.

    8.3.6 Принципы и механизмы налогообложения

    Поскольку на протяжении истории человечества ни одно государство не существовало без взимания налогов, то мировой опыт привел к главному принципу налогообложения, который можно выразить следующим изречением: «Не режьте курицу, несущую золотые яйца». То есть нельзя отчуждать имущество или собственность налогоплательщика в пользу государства таким образом, чтобы подорвать стимулы к индивидуальной или коллективной хозяйственной деятельности, как бы велики при этом ни были потребности государства в финансовых средствах. Этот принцип наглядно демонстрируется эффектом Лаффера.

    Экономика предложения, представителем которой является А. Лаф-фер, выступает за сокращение налогов в целях стимулирования инвестиций. Основные предложения - это отказ от прогрессивного налогообложения, снижение налоговых ставок на предпринимательство, заработную плату и дивиденды. Снижение налогов увеличит доходы и сбережения предпринимателей, понизит уровень процентной ставки , в результате этого вырастут накопления и инвестиции. Для работников снижение налогов усилит привлекательность дополнительной работы и заработка, возрастут стимулы к работе, увеличится предложение рабочей силы. Кривая Лаффера изображена на рис. 8.3.

    Рис. 8.3. Кривая Лаффера

    Американский ученый, профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе А. Лаффер описал связь между ставками налогов и объемом налоговых платежей в государственный бюджет, т.е. государственных доходов. Как видно на графике (рис. 8.3), по мере роста налоговой ставки (7) от нуля до 100% налоговые поступления (Д) сначала растут от нуля до определенного максимального уровня на графике - Дmax, где ставка налога оптимальна, а затем снова снижаются до нуля. Налоговые поступления начинают падать после оптимального значения налоговой ставки, так как более высокие ставки налога сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов и налоговая база сокращается. При ставке налога в 100% платежи в бюджет сокращаются до нуля, так как такая ставка носит фактически конфискационный характер и прекращает любую хозяйственную деятельность плательщиков налога. Вывод напрашивается сам собой: более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, накапливанию сбережений, инвестициям и т.д. Расширившаяся налоговая база может поддерживать налоговые поступления на достаточном уровне даже при снижении налоговых ставок. Снижение бюджетного дефицита обеспечивается за счет уменьшения случаев уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов и за счет сокращения государственных дотаций и социальных трансфертов малообеспеченным слоям населения (в современных российских условиях последнее обстоятельство может вызвать протесты электората).

    Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер, и следовательно, в практической жизни весьма сложно решить, при какой конкретно ставке налога (любого) начинается снижение налоговых платежей в государственный бюджет. Тем не менее на эффекте Лаффера была построена экономическая политика американского президента Р. Рейгана в 1980-х гг. Снижение налогов было одним из главных составных элементов этой политики, а ее результатом стал интенсивный экономический рост в США. С этого времени «теория предложения», согласно которой снижение налогов является важнейшим фактором стимулирования экономического развития, стала ведущей в большинстве развитых стран, заменив собой кейнсианскую доктрину.

    В современных условиях действуют следующие принципы налогообложения, основывающиеся на налоговом законодательстве (ст. 3 НК РФ):

    1) налоговое законодательство основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность плательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости;

    2) налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из различий между налогоплательщиками;

    3) налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными;

    4) акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в какой сумме он должен платить.

    Механизм налогообложения реализуется через его методы и способы.

    Методы налогообложения - форма зависимости между ставками налога и величиной налогооблагаемой базы. Существует равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение. При равном налогообложении для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога в абсолютной форме или в процентах от минимального размера оплаты труда. При пропорциональном налогообложении ставка налога равна для каждого налогоплательщика независимо от размера его доходов (налог на доходы физических лиц 13%). Прогрессивное налогообложение характеризуется ростом ставки налога по мере увеличения налогооблагаемой базы, в частности, величины дохода плательщика налогов (примером может служить подоходный налог, действовавший в Российской Федерации до 1 января 2001 г.). Регрессивные налоги предполагают снижение средней ставки налога по мере роста доходов, а также ослабление налогового бремени (единый социальный налог; при доходе плательщика выше 100 ООО руб. налоговые ставки начинают снижаться).

    Существует три способа уплаты налогов: по декларации; с источника дохода; кадастровый способ уплаты налога.

    Декларация - это документ, в котором плательщик налога самостоятельно приводит расчет полученного дохода и налога с него.

    При взимании налога с источника дохода его оплата производится до получения дохода, т.е. получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

    При кадастровом способе (от греч. katastichon - лист, реестр) объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку, перечень этих групп и признаков занесен в специальные справочники, и каждая группа имеет индивидуальную ставку налога (налог на владельцев транспортных средств дифференцирован в зависимости от мощности двигателя транспортного средства).


    (Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное