Домой Россельхозбанк Обязательная резервная норма. Норма обязательного резервирования

Обязательная резервная норма. Норма обязательного резервирования

Норма обязательных резервов считается одним из самых эффективных инструментов государства. Данный показатель устанавливается центральным банком страны для коммерческих кредитных организаций и закрепляется законодательно. Цель формирования резервов заключается в страховании всей банковской системы от непредвиденных обстоятельств, в поддержании уровня ликвидности и рентабельности. Кроме того, они повышают надежность и гарантируют сохранность сбережений граждан, находящихся на

В качестве мотивирующего фактора, когда создавались обязательные резервы, выступало желание всегда обладать определенной суммой денежных средств, за счет которых банк своевременно возвращает деньги клиента. В современной экономической ситуации правительство использует такие резервы для регулирования объема Например, когда в обращении ходит слишком много наличности, и в связи с этим ускоряются инфляции, норма обязательных резервов специально повышается. Таким образом, происходит удорожание кредитов и сдерживание части средств в расчетно-кассовом центре национального банка.

Не стоит забывать и о том, что с помощью подобных резервов правительство контролирует естественные процессы на финансовом рынке, корректируя стоимость ценных бумаг. Однако данным инструментом следует правильно управлять, ведь, помимо положительного его влияния, можно выделить и ряд недостатков. К примеру, постоянно изменяющаяся норма обязательных резервов порождает дисбаланс во всей так как приспособиться к новым условиям любому кредитному учреждению достаточно сложно. К тому же суммы, отчисляемые в резерв, подвергаются налогообложению, а значит, часть средств коммерческий бак теряет безвозвратно.

Банковские резервы должны содержать достаточно средств, чтобы сохранить финансовую устойчивость организации в изменяющихся условиях. Если их не хватает, то коммерческим банкам приходится брать ссуды у национального банка либо реализовывать часть своих ценных бумаг. А в итоге уровень общей ликвидности заметно снижается. Такую картину можно наблюдать при повышении норм резервирования. При их снижении высвобождаются кредитные ресурсы, которые идут на погашение существующей задолженности, что, соответственно, увеличивает ликвидность.

Норма обязательных резервов может повлиять на процентную ставку, уплачиваемую юридическими или физическими лицами в качестве вознаграждения за пользование кредитом. Конечно, когда правительство проводит политику «дорогих денег», сумма отчислений в резерв увеличивается - и тогда свободных кредитных ресурсов, находящихся в распоряжении банка, становится меньше. Это и является причиной роста процентной ставки по займам. Однако не всегда центральному банку удается воздействовать на коммерческие Может сложиться ситуация, при которой банки проводят масштабные операции и обладают большим количеством клиентов, а значит, и размер их прибыли будет достаточно высок. Устойчивое финансовое положение позволяет переводить на счет в национальном требования, не меняя размер процентных ставок по кредитам и депозитам.

Поэтому государственным органам следует тщательно изучить рыночную конъюнктуру, исследовать банковский сектор, и только потом предпринимать конкретные меры воздействия на экономику. Конечно, любое изменение нормы обязательного резервирования должно быть тщательно продумано и обосновано. В условиях стабильной экономики введение изменений может негативно сказаться на всей банковской системе, тогда имеет смысл воспользоваться другими рычагами денежно-кредитной политики.

Норма резервирования (обязательное резервирование)- это определённый процент банковского капитала, который банки перечисляют на счета в Центральном банке. Но есть также и резервные фонды, аккумулирующиеся в самих банках для смягчения банковских рисков.

2.4. Инструменты регулирования денежной массы

Таблица 1

Инструменты кредитно-денежной политики

Инструменты политики

Общая характеристика

Денежная эмиссия

Рост наличных денег в обращении

Резервная

политика

Установление ЦБ нормативов обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков (и других финансовых институтов).

Валютная

политика

Оказание непосредственного влияния на величину денежного предложения в стране. Продавая валюту, ЦБ сокращает количество денег, покупая - увеличивает

Политика

открытого рынка

Продажа и покупка ЦБ ценных бумаг

Учетная политика

Установление ЦБ учетной ставки или ставки рефинансирования за предоставление ссуды коммерческому банку

При осуществлении кредитно-денежной политики возможно использование инструментов как прямого (лимиты кредитования, регулирование ставки процента), так и косвенного регулирования (изменение нормы обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования, операции на открытом рынке). Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. Как показывает мировая практика и российский опыт реформирования, в переходных экономиках особенно на первых этапах преобразований, используются и прямые, и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

При реализации кредитно-денежной политики центральный банк воздействует прежде всего на денежную массу – полный объем выпущенных в обращение наличных и безналичных денег.

В соответствии с уравнением обмена И. Фишера (уравнением количественной теории денег) обращающаяся в стране денежная масса (M) должна соответствовать сумме цен выпущенных товаров и услуг (PQ), с учетом того, что одни и те же денежные знаки могут обслуживать товарообмен несколько раз (V) в году. Таким образом:

2.5.Ставка рефинансирования

Ставка рефинансирования - размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, которые центральный банк предоставил кредитным организациям.

Особенности ставки рефинансирования в России

Ставка рефинансирования Банка России выполняет роль важного индикатора денежно-кредитной политики. В настоящее время она формально не привязана к фактическим ставкам, устанавливаемым Банком России по отдельным видам операций. Однако фактически ставка рефинансирования Банка России основана на ставке по кредиту «овернайт» Банка России (однодневный расчётный кредит) и численно равна ей. Кроме функции экономического регулятора, ставка рефинансирования используется в России в целях налогообложения, расчета пеней и штрафов.

Применение ставки рефинансирования

Налогообложение

Проценты по рублевым банковским вкладам, облагаемые НДФЛ. Налогом облагаются проценты в размере более ставки рефинансирования, действовавшей в течение периода, за который они начислены, плюс 5 процентных пунктов.

(по валютным банковским вкладам налогом облагаются проценты в размере более 9, без применения ставки рефинансирования)

    Пени за просрочку уплаты налога или сбора. Пени равны 1/300 действующей ставки рефинансирования за каждый день просрочки.

    Расчёт налоговой базы при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заёмными (кредитными) средствами. Налоговая база определяется как превышение суммы процентов, выраженной в рублях, исчисленной исходя из двух третей ставки рефинансирования, действующей на момент получения дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора

    При отсутствии в договоре займа условия о размере процентов, их размер определяется ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заёмщиком суммы долга или его части.

Центральным банком РФ ставка рефинансирования на сегодняшний день установлена в размере 8.25% годовых. Текущий размер ставки рефинансирования установлен Банком России Указанием 2873-У с 14 сентября 2012 г.

Минимальные резервные требования являются одним из основных инструментов денежно-кредитного регулирования и позволяют центральным банкам путем влияния на ликвидность банковской системы контролировать выполнение своей операционной цели (процентной ставки), содействуя тем самым достижению конечной цели монетарной политики. Несмотря на то, что за последние десятилетия значимость резервных требований в регулировании ликвидности банковских систем развитых государств существенно ослабла, в странах с переходной экономикой они остаются весьма востребованными.

Проанализируем современные подходы к организации системы обязательного резервирования в ведущих центральных банках мира.

Европейский монетарный союз (ЕМС).

Центральным банком Европейского монетарного союза является Европейский центральный банк (ЕЦБ). Начиная с 1 января 1999 г. он осуществляет эмиссию евро и отвечает за проведение монетарной политики в странах зоны евро.

В состав институтов - субъектов резервных требований в европейской системе входят кредитные организации, учрежденные на территории стран - участниц Европейского союза (ЕС), а также расположенные на данной территории филиалы кредитных организаций, организованные вне ЕС, и учреждения электронных денег. Вместе с тем филиалы европейских кредитных организаций, расположенные вне пространства Европы, а также кредитные организации, решающие особые задачи и находящиеся в стадии реорганизации, освобождены от обязательного резервирования.

Обязательства, входящие в базу резервирования, норматив отчислений по которым положительный и составляет в настоящее время 2%, охватывают депозиты овернайт, депозиты на срок до двух лет, а также условные депозиты на срок до двух лет, ценные бумаги денежного рынка, долговые ценные бумаги со сроком погашения до двух лет. Обязательства, по которым установлен нулевой норматив, включают: срочные депозиты на срок более двух лет; условные депозиты на срок более двух лет; долговые ценные бумаги со сроком погашения более двух лет; сделки РЕПО. Из базы резервирования исключаются межбанковские депозиты, а также обязательства банков перед ЕЦБ и национальными центральными банками.

Норматив резервных отчислений устанавливает ЕЦБ, однако в пределах максимально допустимого лимита, определяемого законодательным образом. Об изменении норматива резервных требований ЕЦБ объявляет заранее и приурочивает это к ближайшему заседанию Комитета по монетарной политике.

Величина минимальных резервов, которая должна поддерживаться кредитной организацией, рассчитывается по данным баланса банка, как произведение базы резервирования и нормы минимальных резервов. Рассчитанный размер резервных требований уменьшится на сумму единовременного вычета, равную 100 ООО евро. Как правило, вычеты используются с целью облегчения нагрузки на мелкие банки.

База резервирования рассчитывается крупными банками ежемесячно (по данным баланса на конец месяца). Мелкие банки пересчитывают базу резервирования ежеквартально (в конце квартала). Начало периода поддержания резервов совпадает с днем проведения основных операций рефинансирования после дня заседания Совета управляющих ЕЦБ, на котором рассматриваются вопросы монетарной политики. График таких заседаний объявляется заранее. Период поддержания резервов заканчивается за день до проведения основных операций рефинансирования, осуществляемых после очередного заседания Совета управляющих ЕЦБ. Заседания проводятся двенадцать раз в год, а промежуток между ними варьируется от трех до пяти недель, поэтому продолжительность периода поддержания резервов может составлять от трех до пяти недель, но в среднем за год он равен одному месяцу.

Лаг между периодом расчета и периодом поддержания резервов составляет примерно 1 /2 месяца для крупных банков и 272 месяца - для мелких. Например, для базы резервирования, рассчитанной поданным баланса за 30 сентября 2008 г., период поддержания резервных требований начался 12 ноября 2008 г. (для крупных банков) и 4 декабря 2008 г. (для мелких). Поддержание минимальных резервов производится по правилу усреднения.

Особенностью системы обязательного резервирования ЕЦБ является платность: на минимальные резервы начисляются проценты, которые рассчитываются исходя из средневзвешенного значения ставки отсечения по основным операциям рефинансирования за период поддержания минимальных резервов. По суммам, депонированным сверх нормы, проценты не начисляются.

По отношению к банкам, в случае полного или частичного невыполнения резервных требований, применяются санкции: штраф в размере недостающей суммы, умноженной на ставку, которая на 2,5 процентного пункта выше предельной ставки рефинансирования; штраф в размере недостающей суммы, умноженной на удвоенную предельную ставку рефинансирования; предписание поддерживать в ЕЦБ или в национальном центральном банке беспроцентные вклады в размере, троекратно превышающем недостающие суммы.

В соответствии с европейской системой формой хранения обязательных резервов являются активы в виде денежных средств на счетах, открытых в ЕЦБ или национальных центральных банках.

Выполнение минимальных резервных требований на усредняемой основе помогает банкам зоны евро управлять ликвидностью, а ЕЦБ - регулировать ликвидность банковской системы в целом и сглаживать колебания ставки межбанковского рынка овернайт. Происходит это следующим образом.

  1. В начале периода резервирования ЕЦБ точно знает, сколько денег нужно банковской системе для выполнения резервных требований, поэтому в этот период относительно удобно снабжать банки ликвидностью и избегать значительных колебаний ставки овернайт.
  2. В первой половине периода резервирования особенно важно, что фактические резервы рассчитываются как среднее значение. Если ЕЦБ предлагает слишком много ликвидности в начале периода, банки будут реагировать поддержанием больших резервов для выполнения резервных требований. Таким образом, в первой половине периода резервирования избыток ликвидности не обязательно приводит к давлению на денежном рынке.
  3. Во второй половине периода резервирования управление денежным рынком становится более сложным. А поскольку на избыток резервных требований проценты не начисляются, банки стараются выполнить их точно. Соответственно, совокупный избыток ликвидности приведет к тому, что ставка овернайт будет ниже ставки по сделкам РЕПО1. Если ЕЦБ стремится избежать колебаний ставки овернайт, он должен очень точно прогнозировать потребности банковской системы в ликвидности. Волатильность ставки овернайт в конце периода резервирования свидетельствует об ошибках прогнозирования.

Таким образом. Европейская система минимальных резервных требований содействует, во-первых, стабилизации ставки овернайт - у банков повышаются стимулы предоставлять межбанковские кредиты, когда ставка овернайт выше ставки процентного вознаграждения по резервным требованиям, и хранить деньги в резервах, когда ставка овернайт ниже ставки процентного вознаграждения по обязательным резервам; во-вторых, она улучшает трансмиссию сигналов монетарной политики от таргетируемой ставки к рыночным ставкам.

Соединенные Штаты Америки.

В этой стране резервные требования налагаются на все депозитные учреждения и финансовые организации, у которых имеются обязательства, входящие в базу резервирования. Субъектами резервных требований выступают также американские филиалы и представительства иностранных банков, если они являются частью или аффилированы с иностранным банком с совокупными консолидированными активами более 1 млрд. долл. США. Таким образом, требования обязательного резервирования распространяются на банковские и небанковские кредитно-финансовые организации различного типа независимо от их членства в Федеральной резервной системе США (ФРС).

База резервирования зависит от типа депозита и размера обязательств депозитных учреждений. В настоящее время объектами резервных требований являются переводные депозиты. Для срочных и сберегательных депозитов, а также обязательств в европейских валютах норма резервных требований с конца 1990 г. равна нулю. Из базы резервирования вычитается чистая величина депозитов до востребования других депозитных учреждений (обязательства минус требования).

Нормативы резервных требований дифференцированы по прогрессивному принципу: в зависимости от объема переводных депозитов, что положительно сказывается на мелких банках. Пороговые значения объемов привлечения депозитными учреждениями переводных депозитов пересматриваются ежегодно Федеральным резервным банком США (ФРБ) путем их индексации на темпы роста обязательств, подлежащих резервированию, и остатков средств на корреспондентских счетах депозитных учреждений, открытых в ФРБ. С января 2010 г. для всех депозитных учреждений установлены нормы резервирования от переводных депозитов: 0% - на объем до 10,7 млн. долл. США; 3% - на объем свыше 10,7 и до 55,2 млн. долл. США; 10% - на депозиты объемом более 55,2 млн. долл. США.

Расчетный период и период поддержания резервных требований в США зависят от размера депозитного учреждения и частоты предоставляемой в ФРБ отчетности. Чем крупнее учреждение, тем чаще и более детальные отчеты оно должно представлять в центральный банк. Крупные учреждения отчитываются еженедельно, а мелкие - ежеквартально. Американские филиалы и представительства иностранных банков, независимо от размера обязательств, отчитываются перед ФРБ еженедельно. Для учреждений, представляющих отчетность в ФРБ на еженедельной основе, расчетный период охватывает четырнадцать дней и длится со вторника по следующий за ним второй понедельник. Для учреждений, направляющих отчетность в ФРБ ежеквартально, расчетный период составляет семь дней, начиная с третьего вторника марта, июня, сентября и декабря, и заканчивается следующим за ним понедельником.

Период поддержания резервных требований для еженедельно отчитывающихся американских учреждений составляет четырнадцать дней и наступает с лагом в тридцать дней от начала расчетного периода (начинается с пятого четверга после первого дня соответствующего расчетного периода и заканчивается второй средой с начала периода поддержания резервных требований). Для ежеквартально отчитывающихся учреждений период поддержания резервных требований равен семи дням. Это означает, что для каждого расчетного периода будет двенадцать - четырнадцать последовательных периодов поддержания минимальных резервных требований (пока не наступит первый период, привязанный к новому расчетному периоду).

Таким образом, первый период поддержания резервных требований также начинается с лагом в тридцать дней от начала соответствующего расчетного периода (то есть с пятого четверга после первого дня расчетного периода), но заканчивается в следующую среду.

Резервные требования могут выполняться в форме денежной наличности, находящейся в кассе и хранилище банка, и в форме остатка на депозитном счете в ФРБ. Если банк является членом ФРС, он должен хранить депозит непосредственно в ФРБ, а если не является членом ФРС, он вправе хранить депозит либо в ФРБ, либо в другом депозитном учреждении, которое имеет соответствующий счет в ФРБ.

В США поддержание резервных требований осуществляется также на усредняемой основе, поэтому банки могут сглаживать излишки и дефицит краткосрочной ликвидности путем регулирования обязательных резервов. Но этот механизм не так резко выражен, как в Европе. Во-первых, из-за более короткого периода резервирования, и, во-вторых, поскольку денежная наличность в банке может использоваться для формирования обязательных резервов. В настоящее время обязательные резервы почти на 90% состоят из наличности. ФРБ, чтобы повысить гибкость управления ликвидностью, разрешает банкам при выполнении своих резервных требований наряду с использованием механизма усреднения также осуществлять переносы резервных требований, то есть засчитывать часть избытка или дефицита резервов текущего периода в следующем периоде поддержания резервных требований. Сумма отсрочки не может превышать 50 тыс. долл. США, или 4% от суммы резервных требований.

С октября 2008 г. для устранения неявного налога, взимаемого посредством минимальных резервных требований, ФРБ начал выплачивать депозитным учреждениям проценты по обязательным резервам. В настоящее время (с июля 2009 г.) ставка процентного вознаграждения составляет 0,25%.

К депозитным учреждениям за нарушение резервных требований применяются штрафные санкции. Если резервные требования оказались ниже установленного значения, депозитные учреждения обязаны уплатить пеню в размере ставки по первичным кредитам центрального банка, действующей в первый день месяца выявленного дефицита резервов и умноженной на среднедневную величину этого дефицита. Иными словами, пеня равна ставке овернайт плюс два процентных пункта, поскольку ставка по первичным кредитам привязана к ставке овернайт и превышает ее на один процентный пункт.

Таким образом, американская система минимальных резервных требований существенно отличается от европейской. Из-за более короткого периода резервирования, а также из-за наличия возможности формирования резервов в виде наличности резервные требования в США менее значимы для целей сглаживания колебаний межбанковской процентной ставки овернайт.

Великобритания.

В данном государстве участие банков в системе резервирования является добровольным. Банки-участники самостоятельно определяют для себя целевую неотрицательную по значению величину резервных требований как минимум за два дня до начала каждого периода поддержания резервных требований. Их сумма должна быть равна установленному лимиту и кратна 10 млн. фунтов стерлингов. Лимит пересматривается два раза в год - в мае и ноябре, начинает действовать с июня и декабря соответственно. Он устанавливается не ниже 2,5 млрд. фунтов стерлингов, или в размере 5% от средней величины базы резервирования за шесть месяцев (то есть до апреля или октября).

База резервирования формируется из обязательств банков, номинированных в национальной валюте, за исключением обязательств перед Банком Англии по депозитам и сделкам РЕПО.

Продолжительность периода поддержания резервных требований составляет примерно один месяц, а его начало привязывается к дате заседания Комитета по монетарной политике и заканчивается за день до проведения его следующего заседания - как правило, вторник и среда соответственно. Таким образом, период поддержания резервных требований длится четыре или пять недель.

Резервы хранятся на корреспондентских или специальных счетах банков, открытых в Банке Англии. В течение дня величина резервных требований может свободно колебаться в зависимости от потребностей банков в ликвидности для осуществления расчетов. Однако чтобы избежать штрафных санкций, среднее за день значение резервов не должно отклоняться на плюс/минус 1% от целевого значения. На среднее за месяц значение резерва (но в пределах целевого значения) начисляется процентный доход, рассчитанный по официальной ставке Банка Англии. За превышение заявленной цели процент не выплачивается. Если среднее значение резервных требований оказалось ниже целевого значения, процент на эту разницу также не начисляется.

Таким образом, в Великобритании резервные требования не используются Банком Англии для целей монетарной политики, а служат дополнительным источником дохода для банков.

Япония.

Субъектами резервных требований в этой стране являются все депозитные учреждения. База резервирования охватывает следующие обязательства банков: депозиты резидентов в национальной и иностранной валютах; облигации банков, номинированные в национальной валюте; средства в доверительном управлении; обязательства перед нерезидентами в национальной валюте и другие.

По сравнению с другими государствами структура нормирования резервных требований в Японии более сложная. Например, для Норинчукин банка (Norinchukin Вапкг) норматив установлен ниже, чем для других японских банков. Кроме того, значение нормы резервирования зависит от типа, размера, валюты обязательств, а также признака резидентства владельца депозита. Однако в целом нормы резервирования очень низкие и варьируются в пределах от 0,05 до 1,3%.

Банк Японии использует прогрессивную систему нормативов: чем больше сумма привлеченных банком депозитов, тем выше норматив отчислений в фонд обязательных резервов. Например, по депозитам, номинированным в иенах, установлены следующие нормативы.

Расчетный период равен одному месяцу, начинается с первого числа календарного месяца и заканчивается последним днем этого месяца. Период поддержания резервных требований начинается с 16-го числа месяца, следующего за расчетным, и заканчивается 15-го числа следующего месяца. Таким образом, лаг между началом расчетного периода и началом периода поддержания резервных требований составляет 1 /г месяца.

Обязательные резервы должны храниться на корреспондентском счете и/или на специальных счетах, открытых в центральном банке. Банк Японии не выплачивает процентный доход по обязательным резервам с начала использования системы минимальных резервных требований (1957 г.).

Банки за нарушение резервных требований уплачивают пеню по ставке, равной официальной учетной ставке плюс 3,75 процентного пункта, и эта пеня уплачивается правительству через центральный банк.

В Японии, как и в США, минимальные резервные требования малозначимы для цели стабилизации ставки овернайт.

Российская Федерация.

В Российской Федерации регулирование Фонда обязательного резервирования служит одним из наиболее действенных инструментов денежно-кредитной политики, особенно в периоды кризисных ситуаций. Когда в 1997 г. мир столкнулся с финансовым кризисом в государствах Восточно-азиатского региона и иностранные инвесторы начали переводить свой капитал не только из этих стран, но и из других государств с высоким риском вложений для нерезидентов, это привело к массовому оттоку денежных средств с рынка государственных краткосрочных облигаций в России. Нерезиденты стали активно продавать свои ценные бумаги, а полученные рублевые средства переводить в иностранную валюту.

Как следствие этого, увеличился спрос на иностранную валюту и вырос курс доллара США на валютном рынке. В то время колебания курса доллара США были ограничены валютным коридором и Центральный банк Российской Федерации не имел права до-пустить выхода курса американской валюты за установленные им пределы. Это привело к валютным интервенциям со стороны Банка России, что, в свою очередь, резко снизило объем золотовалютных резервов.

Для снижения рублевого спроса на валюту Банк России увеличил норму обязательного резервирования по валютным обязательствам с 6 до 9%, что помогло предотвратить обвал курса рубля в ноябре 1997 г. и стабилизировать ситуацию на валютном рынке.

Выходу из кризиса неплатежей в России, возникшего в 1998 г. в результате приостановки работы некоторых кредитных учреждений, отчасти поспособствовало разрешение Банка России использовать коммерческим банкам в расчетах средства обязательных резервов. После кризиса усилия центрального банка направлялись на поддержание ликвидности банковского сектора и восстановление платежной системы. В этих целях постепенно снижались нормативы обязательного резервирования. С 1 сентября 1998 г. резервные требования были дифференцированы в зависимости от доли вложений в государственные ценные бумаги, а с 1 декабря 1998 г. - снижены с 10 до 5%.

Дополнительно Банк России провел поэтапную операцию по «расшивке» клиентских неплатежей банков. При каждом сеансе многостороннего клиринга по взаимозачетам банки могли воспользоваться до 30% средств Фонда обязательных резервов. В общей сложности банки изъяли из него более 5 млрд. руб. (1,1% денежной массы). Одновременно банки лишились льгот на формирование обязательных резервов по обязательствам в иностранной валюте - Банк России восстановил требование формирования резерва по официальному текущему курсу, тогда как ранее разрешалось пересчитывать резервную сумму по курсу до кризиса.

В 2008 г. Банк России четырежды повышал нормативы обязательных резервов в целях снижения темпов прироста денежного предложения и обеспечения условий для замедления инфляции, но в условиях назревающего кризиса 17 сентября 2008 г. было принято решение о радикальном снижении резервных требований.

Период формирования резервных активов составляет четырнадцать календарных дней, начинается с первого четверга недели, в которой начинается период определения минимальных резервных требований, и заканчивается в среду недели, в которой заканчивается период определения минимальных резервных требований. Период определения минимальных резервных требований составляет четырнадцать календарных дней, начинается с первого вторника недели и заканчивается последним понедельником четырнадцатидневного периода определения минимальных резервных требований.

Казахстан

Банки выполняют резервные требования на усредняемой основе, размещая их в виде наличных денег в своей кассе в национальной и свободно конвертируемой валютах, а также на корреспондентских счетах в Национальном банке Казахстана в национальной и свободно конвертируемой валютах (резервные активы). В случае неоднократного нарушения каким-либо банком нормативов минимальных резервных требований Национальный банк Казахстана применяет к нему ограниченные меры воздействия или санкции в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Анализ денежно-кредитной политики Национального банка Ка-захстана за период с 2000 г. по 2008 г. показал, что по мере замедления инфляционных процессов (с 2000 г. по 2003 г. темпы роста по-требительских цен снизились с 9,8 до 6,8%) и при относительно ста-бильной ситуации в банковском секторе банк осуществлял постепенное смягчение монетарной политики, в том числе путем уменьшения минимальных резервных требований (норматив был снижен с 10 до 6%). В 2004 г. в условиях неснижения уровня инфляции мягкая процентная политика и политика минимальных резервных требований сменились нейтральной политикой. Официальная ставка рефинансирования и норматив минимальных резервных требований поддерживались на уровне конца 2003 г. (то есть 7 и 6 % соответственно).

Национальным банком Казахстана 20 июля 2007 г. с целью ужесточения денежно-кредитной политики было принято решение об увеличении минимальных резервных требований. Несмотря на то, что по внутренним обязательствам норматив снизился на один процентный пункт, до уровня 5%, по иным обязательствам он повысился на два процентных пункта, до уровня 10%, и ожидалось, что совокупный эффект от этих изменений проявится в увеличении общего объема обязательных резервов банков. В соответствии с действующим законодательством новые нормативы минимальных резервных требований должны были вступить в действие с 29 августа 2007 г. Однако в связи с изменением ситуации во втором полугодии 2007 г., когда в результате нестабильности на мировых финансовых рынках возникли проблемы с краткосрочной ликвидностью, Национальный банк Казахстана принял решение о переносе сроков введения в действие новых нормативов на 9 октября 2007 г., а затем - на 15 января 2008 г. Позже (24 декабря 2007 г.) срок введения в действие новых нормативов минимальных резервных требований был перенесен с 15 января на 1 июля 2008 г. ввиду сохранявшегося недостатка «свободной» ликвидности.

В действительности с 29 июля 2008 г. был снижен только норматив минимальных резервных требований по внутренним обязательствам (то есть фактически произошло смягчение резервных требований вместо предполагавшегося изначально их ужесточения). Кроме того, в августе 2007 г. Национальный банк Казахстана внес изменения в Правила о минимальных резервных требованиях. Они были направлены на сокращение базы резервных обязательств и расширение структуры резервных активов. В частности, из базы резервирования исключались субординированные облигации со сроком до и свыше пяти лет, субординированный долг банков до и свыше 5 лет, бессрочные облигации; сокращался размер обязательств банков на сумму всех операций РЕПО как с резидентами, так и нерезидентами; в состав резервных активов включалась наличная иностранная валюта, находящаяся в кассе банка.

В результате смягчения механизма обязательного резервирования за период с октября 2007 г. по октябрь 2008 г. банки смогли высвободить 151 млрд. тенге (почти 3% денежной массы). Последние изменения в системе минимальных резервных требований были сделаны в ноябре 2008 г. и марте 2009 г., вследствие которых нормативы снизились с 5 до 1,5% по внутренним обязательствам и с 7 до 2,5% - по иным обязательствам.

Таким образом, в Республике Казахстан в период с 2000 г. по 2008 г. минимальные резервные требования достаточно активно использовались центральным банком данного государства для регулирования денежно-кредитных параметров. При этом политика минимальных резервных требований осуществлялась не только посредством регулирования нормативов, но и путем изменения базы резервных обязательств и структуры резервных активов.

Республика Молдова.

Банки этой страны поддерживают обязательные резервы раздельно в молдавских леях и в иностранной валюте (доллары США и евро) на счетах в Национальном банке Молдовы. Резервирование от привлеченных средств в молдавских леях и в неконвертируемой валюте осуществляется путем поддержания денежных средств в молдавских леях на корреспондентских счетах банков в Национальном банке Молдовы на усредняемой основе, а от привлеченных средств в свободно конвертируемой валюте - в этой валюте на счетах обязательных резервов в центральном банке.

Для обязательных резервов в молдавских леях периоды расчета привлеченных средств установлены с 6-го по 20-е число текущего месяца и с 21-го числа текущего месяца по 5-е число следующего месяца. Периоды поддержания обязательных резервов длятся с 21-го числа текущего месяца по 5-е число следующего месяца и с 6-го по 20-е число следующего месяца соответственно.

Для обязательных резервов в иностранной валюте установлены аналогичные периоды расчета привлеченных средств, как для средств в национальной валюте, а пополнение счетов обязательных резервов в долларах США и евро осуществляется соответственно периодам наблюдения - не позднее 27-го числа текущего месяца и не позже 12-го числа следующего месяца.

Интересен опыт Национального банка Молдовы по использованию системы обязательного резервирования для целей денежно-кредитной политики в 2008 г. Когда первая половина года характеризовалась интенсификацией инфляционных процессов в данном государстве (прирост индекса потребительских цен в мае по отношению к маю 2007 г. составил 16,9% при цели на 2008 г. - 10%), центральный банк страны для изменения тренда инфляции трижды повышал базисную ставку - с 13,5 до 18,5%. В то же время в поддержку главного денежного инструмента - базисной ставки (для смягчения инфляционных ожиданий и переориентации населения с текущего потребления на экономию) Национальный банк Молдовы использовал также норму обязательных резервов.

Впервые норма обязательных резервов стала использоваться в качестве инструмента денежно-кредитной политики с появлением в апреле 1989 года коммерческих банков и началом формирования двухуровневой банковской системы. В Государственном Банке СССР был образован фонд регулирования кредитных ресурсов, зачислению в который подлежали резервы всех вновь созданных коммерческих банков. После того, как союзные республики были преобразованы в суверенные государства, 30 апреля 1991 г. в России был создан Резервный Фонд кредитной системы (теперь Фонд Обязательных Резервов) на основе депонирования части привлеченных коммерческими банками ресурсов.

Первоначально норма обязательного резервирования Rбыла установлена для всех вкладов в размере 2% от суммы привлеченных средств. С 1 февраля 1992 г. начинается активная политика по изменению нормы обязательного резервирования, причем вводится дифференциация этих норм в зависимости от сроков привлечения средств. Поскольку главной проблемой 1992-1994 гг. были высокие темпы инфляции, то ЦБ повышалRдля связывания денежной массы и снижения инфляции.

До февраля 1992 года эти нормы менялись трижды и причем все время в сторону повышения. Но в период 1992-1994 гг. коммерческие банки могли практически без всяких санкций нарушать требования ЦБ. Тому существует масса примеров, и очень часто за нарушением не следовали никакие ответные меры. В феврале 1992 г. были установлены следующие значения R:

В январе-феврале ЦБ приходит к выводу, что необходимо увеличить норму обязательных резервов. В феврале-марте происходит увеличение всех ставок на 5 процентных пунктов:

После этого увеличения норма оставалась постоянной вплоть до 31 января 1995 г. Но, как уже говорилось выше, требования по обязательному резервированию часто нарушались.

В октябре 1994, после «черного вторника» и скачка инфляции, сменяется руководство ЦБ и на место Геращенко приходит Парамонова, которая резко изменила подход к использованию данного инструмента денежно-кредитной политики в России. Норма обязательных резервов стала активно используемым инструментом, и 1 февраля 1995 г. были объявлены новые правила регулирования деятельности коммерческих банков:

    Коммерческие банки должны были в обязательном порядке придерживаться установленных норм, в случае же нарушения применялись серьезные санкции вплоть до лишения лицензии

    Нормативы по счетам до востребования повышены, а по долгосрочным обязательствам – снижены. Появляется новая дифференциация нормативов по принципу ликвидности.

    Введена норма обязательного резервирования по валютным счетам. Это нововведение вызвало наибольшее негодование коммерческих банков.

В результате этих изменений были введены следующие нормы:

После объявления этих изменений, коммерческие банки попытались нейтрализовать действия ЦБ, объединившись в Ассоциацию Коммерческих Банков во главе с Инкомбанком. Было составлено открытое письмо Президенту, с выражением недовольства политикой ЦБ и предупреждением, что, если такая жесткая денежно-кредитная политика действительно будет реализована, то банковской системе России грозит полный крах. Действительно, перечисление 1/5 части рублевых вкладов на резервные счета означает потерю ощутимой части прибыли. Противостояние ЦБ и коммерческих банков продолжалось до 1 мая 1995 г., когда было найдено компромиссное решение. ЦБ пошел на незначительные уступки:

Рассмотрим ситуацию с валютными счетами. Обязательные 1,5% нужно было отчислять на резервный счет в ЦБ не в валюте, а в рублях. Для выполнения обязательств по валютным счетам коммерческие банки в июне начинают массовую продажу долларов. Одним из процессов на валютном рынке стало резкое увеличение предложения. Какова же была ситуация со стороны спроса? Главным покупателем валюты в 1995 г. был ЦБ. После «черного вторника», когда ЦБ проводил серьезные валютные интервенции для стабилизации курса рубля, в конце 1994 г. валютные резервы ЦБ иссякли, что крайне негативно отразилось на кредитоспособности и развитии внешнеэкономических отношений. И с января 1995 г. ЦБ начинает проводить политику по наращиванию золотовалютных резервов. Зимой и в начале весны ЦБ предъявлял огромный спрос на валюту, чем провоцировал рост курса доллара. К маю принимается решение о достаточности размеров золотовалютных резервов, и покупка валюты для их пополнения прекращается. Итак, спрос падает, а предложение растет, и к лету 1995 года на валютном рынке складывается достаточно интересная ситуация. Рассмотрим курс доллара в 1995 г.:

Курс доллара, р.

Резкое падение курса доллара в июне приводит к укреплению рубля, что делает невыгодным экспорт и повышает доходность импорта. Так как российская экономика сильно зависит от экспорта, развитие экспортных отраслей замедляется, а импорт начинает развиваться, что грозит дальнейшим отставанием отечественных предприятий. Это заставило ЦБ отреагировать введением валютного коридора. После этого ЦБ регулирует курс рубля посредством рублевых и валютных интервенций. Валютный коридор действительно способствовал стабилизации рубля, сделал экономическую ситуацию более предсказуемой для экспортеров и импортеров. 1995 год стал решающим в снижении темпов инфляции во многом за счет грамотной политики ЦБ.

Следующее изменение нормы обязательных резервов происходит 1 мая 1996 г. Темпы инфляции снижаются, внутренние цены стабилизируются, и такая положительная тенденция позволяет слегка ослабить денежно-кредитную политику. Происходит смягчение денежно-кредитной политики в области обязательного резервирования:

Снижение нормативов по счетам в иностранной валюте стало возможным из-за стабилизации курса рубля. Однако, 11 июня 1996 г. вновь возвращаются прежние нормативы – 20% и 1,5%, т.к. началась предвыборная гонка и стало необходимым выполнение части обещаний – выплаты задолженностей по заработной плате и т.п. Министерство Финансов принимает странное решение о передаче Центробанком в бюджет 5 трлн. рублей для выполнения государственных обязательств. Выдача этих средств осуществлялась в чистом виде за счет денежной эмиссии, и для того, чтобы денежная масса не увеличилась, необходимо было ее связать при помощи возврата к прежним нормативам. Особенно резко были поднята норма резервирования по валютным счетам – до 2,5%. Считается, что в течение следующего месяца с помощью обязательных резервов была связана половина денег, перечисленных в Минфин. Это положительно отразилось на снижении темпов инфляции, и, поскольку процесс дезинфляции продолжался, стало возможным вновь смягчить денежно-кредитную политику 1 августа 1996 г.

ЦБ вновь начинает новую политику. При достаточно низких темпах инфляции в 12% в год доходность ГКО неоправданно высока и достигает 200%. Это приводит к «эффекту вытеснения» – ситуации, когда инвестиции в реальный сектор вытесняются инвестициями в государственные ценные бумаги. Инвестирование в реальный сектор дает очень низкую доходность по сравнению с доходами по ГКО, и коммерческим банкам невыгодно тратить свои избыточные резервы на кредитование предприятий. Таким образом, деньги в экономике сосредоточены не в реальном, а в финансовом секторе, и при наличии всех предпосылок для экономического роста никакого оживления не наблюдается. ЦБ начинает проводить политику по оживлению инвестиционного сектора путем выравнивания норм обязательного резервирования для валютных и рублевых счетов. 1 ноября 1996 г. снижается норма по рублевым вкладам и повышается для валютных счетов:

Рост нормативов по валютным счетам приводит к росту предложения валюты и падению курса доллара, с другой стороны, это ориентирует коммерческие банки на работу с рублевыми, а не валютными, вкладами населения. Процент по первым поднимается, а по вторым снижается, поощряя население к хранению денег в рублях, а не в валюте. Появляется возможность кредитования российской, а не американской, экономики.

Эта тенденция к уравниванию рублевых и валютных вкладов продолжается и далее: 1 апреля 1997 г. происходят следующие изменения

Снижение нормативов по рублевым счетам оставляет в распоряжении коммерческих банков больше рублевых резервов для инвестирования, повышение по валютным вкладам стабилизирует курс доллара и стимулирует желание работать с рублем.

В ноябре 1997 г. происходит кризис, неизвестный широкой общественности. Только благодаря политике ЦБ мы избежали кризиса, подобного августовскому, в 1997, оттянув его на год. В то время азиатский кризис был сдержан, тогда как в 1998 году России не удалось его избежать из-за неразумной бюджетной политики.

В 1997 г. финансовые рынки азиатских стран стали нестабильны, и иностранные инвесторы уводят оттуда капитал. Россия также относится к странам с высоким риском вложений для нерезидентов, и это приводит к их массовому оттоку с рынка ГКО. Это означало одновременную продажу большого числа ценных бумаг для отвода капитала и перевод рублевых средств, полученных в результате продаж в иностранную валюту. На валютный рынок поступает большая денежная масса и резко возрастает спрос на доллар, в то время, когда колебания курса доллара ограничены валютным коридором. ЦБ не может допустить, чтобы курс рубля вышел за пределы им же установленного валютного коридора, и должен проводить массированные валютные интервенции для поддержания курса рубля, приводящие к быстрому истощению золотовалютных резервов. Поэтому для поддержания курса рубля ЦБ решает призвать на помощь коммерческие банки, для чего поднимает норму обязательного резервирования по валютным счетам до 9%. Коммерческие банки должны были выбросить на рынок большое количество валюты, что уравняло спрос и предложение и предотвратило обвал рубля в ноябре 1997.

С 1 февраля 1998 года вводится одинаковая норма обязательных резервов по всем валютным и рублевым счетам в размере 11%. Летом этого года денежно-кредитную политику слегка ослабляют, так как нарастает неликвидность средств, связанная с дефолтом и экономическим кризисом. 24 августа для облегчения прохождения платежей и обеспечения коммерческих банков свободными резервами происходит снижение Rна 1 процентный пункт до 10%.

После финансового кризиса изменяется подход к определению нормы обязательного резервирования – она устанавливается не по ликвидности средств, а по удельному весу вложений в ГКО в активах банка. В результате отказа государства платить по своим обязательствам коммерческие банки стали неплатежеспособными, т.к. значительная часть активов была заморожена. Банки не могли проводить платежи своих клиентов, и для нейтрализации этого 1 сентября 1998 года были произведены следующие изменения:

Поскольку «замороженные» в ГКО денежные средства все меньше влияют на ликвидность, то в декабре норма опять становится единой по всем счетам в размере 5%.

Начиная с августа 1998 г., норма обязательных резервов теряет свою роль инструмента денежно-кредитной политики и не оказывает влияние на темпы инфляции и экономического роста, а является лишь средством повышения ликвидности средств и платежеспособности коммерческого банка.

Весной 1999 года Rвновь начинает использоваться как инструмент денежно-кредитной политики, так как, несмотря на то, что много банков разорилось, платежная система вновь заработала, и стало необходимым дальнейшее использование этого инструмента для борьбы с инфляцией.

До сегодняшнего дня Rеще дважды меняется в сторону повышения, т.к. инфляция вновь становится проблемой. 10 июня 1999 г.:

1 января 2000 г. происходит очередное ужесточение денежно-кредитной политики для борьбы с инфляцией и поддержки рубля:

В 2000 г. необходимо удержать низкий темп инфляции и способствовать повышению темпов экономического роста одновременно с проведением политики по дедолларизации страны.

Резервная норма («резервные требования») - часть банковских депозитов (вкладов от населения и других пассивов, которые должны содержаться коммерческим банком в форме наличных денег или в форме депозитов) в центральном банке. Другими словами, резервная норма - это своеобразный неприкосновенный запас денежных средств, который коммерческие банки не имеют права использовать для осуществления своих операций. Она устанавливается государством с помощью центрального банка и, как правило, в течение финансового года может несколько раз изменяться. При этом резервная норма может быть различной в зависимости от режимов и целей предоставления банком кредитов.
На сегодняшний день применяется дифференцированная норма обязательного резервирования: для средств коммерческих банков, которые могут быть использованы в валютных спекуляциях, – 22 %, для кредитов коммерческих банков на срок до 90 дней? 15 %, для кредитов свыше 90 дней? 10 %.
Каких результатов добивается государство, устанавливая ту или иную резервную норму?
Прежде всего, через регулирование нормы обязательного резервирования государство увеличивает или уменьшает совокупную денежную массу в стране. Рассмотрим несколько примеров. Предположим, что депозиты коммерческого банка составляют 100000 долл., а центральный банк принял решение об увеличении резервной нормы с 20 до 40%. Выполняя решение центрального банка, коммерческий банк вынужден уменьшить кредитную эмиссию. Из 100000 долл. при норме 20%, коммерческий банк мог выдать ссуды на сумму 500000 долл. (так как расчеты показывают, что при резерве 20% каждый реальный доллар превращается в пять «кредитных»). При резерве в 40% эмиссия кредитных денег сокращается в 2 раза. Кроме этого, увеличение резервной нормы заставит коммерческий банк сократить текущие счета и направить часть средств для увеличения резервов. До повышения резервной нормы резервная часть депозитов составляла 20000 долл. (20% от 100000 долл.). Теперь же она составит 40000 долл. (40% от 100000 долл.). Следовательно, кредитные возможности коммерческого банка уменьшились на 20000 долл.
Таким образом, при повышении резервной нормы возможности коммерческих банков кредитовать экономику уменьшаются, предложение денег сокращается. А это, в свою очередь, вызывает рост процентов по кредитам (согласно закону предложения при уменьшении предложения цена увеличивается), уменьшение спроса на заемные средства и замедление экономического роста. Последнее, как показывает практика рыночной экономики, является важнейшим средством в борьбе с инфляцией.
Когда же надо «подогреть» экономику, преодолеть кризисные явления, правительство уменьшает резервные нормы, вследствие чего кредитные возможности коммерческих банков возрастают. Растет предложение денег, ссудный процент понижается, спрос на заемные средства возрастает, и экономика выходит из застоя, начинается экономический рост.
Большое значение имеет также установление обязательных резервов как «страховки» каждого вкладчика. Этой мерой государство пытается защитить их интересы, ограничивая «аппетиты» коммерческих банков в активных операциях. В случае банкротства банков обязательные резервы используются для погашения их долговых обязательств перед вкладчиками.

Новое на сайте

>

Самое популярное