Домой Россельхозбанк Первым центром промышленной революции стала. Промышленный переворот и его последствия

Первым центром промышленной революции стала. Промышленный переворот и его последствия

Промышленная революция

Промы́шленная револю́ция (промы́шленный переворо́т, Вели́кая индустриа́льная револю́ция) - переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике; переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения, начинался от второй половины XVIII века и продолжался в течение XIX века. Характерной чертой промышленной революции является стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства.

Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом быстрого экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий), исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения. Промышленная революция позволила на протяжении жизни всего лишь 3-5 поколений перейти от аграрного общества (где большинство населения вело натуральное хозяйство) к индустриальному.

Причины промышленного переворота

Промышленная революция началась в Великобритании в последней трети XVIII века и приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки.

Существует мнение, что вывоз капитала из зарубежных британских колоний явился одним из источников накопления капиталов в метрополии, способствовавшим промышленной революции в Великобритании и выводу этой страны в лидеры мирового промышленного развития. В то же время, аналогичная ситуация в других странах (например, Испании, Португалии) не привела к ускорению экономического развития. Кроме того, промышленность успешно развивалась в ряде стран, не имевших колоний, например, в Швеции, Пруссии, США.

Как полагает нобелевский лауреат по экономике Джон Хикс, главными факторами промышленной революции в Англии были следующие:

1.формирование институтов, защищающих частную собственность и контрактные обязательства, в частности, независимой и эффективной судебной системы;

2.высокий уровень развития торговли;

3.формирование рынка факторов производства, в первую очередь рынка земли (то есть торговля землёй стала свободной и была освобождена от феодальных ограничений);

4.широкое применение наёмного труда и невозможность использования принудительного труда в широких масштабах;

5.развитость финансовых рынков и низкий уровень ссудного процента;

6.развитие науки.

При этом он не переоценивает значение технических изобретений: «Промышленная революция произошла бы и без Кромптона и Аркрайта и была бы, особенно на поздних стадиях, такой же, какая имела место в действительности».

Несколько иной взгляд на причины Промышленной революции был выработан в трудах экономических историков: Иммануила Валлерстайна, Кристофера Хилла, Чарльза Уилсона, Ж. Бержье и др., - которые анализировали ход индустриализации Западной Европы и других стран в XVIII-XIX вв. на базе конкретных фактов, имевшихся в их распоряжении. По их мнению, ключевую роль в ускорении промышленного роста Англии в XVIII веке сыграла система протекционизма, введённая в 1690-е годы и усиленная дополнительными протекционистскими мерами к середине XVIII в. Именно она обеспечила быстрое развитие английской промышленности, несмотря на конкуренцию со стороны более сильной в то время голландской промышленности, а также обеспечила развитие промышленности Пруссии, Австрии и Швеции, где тоже были введены протекционистские системы.

Значительно меньшую или совсем незначительную роль в этом процессе, по их мнению, сыграли факторы, связанные с деньгами и наличием капитала. Исследования историков показали, что в подавляющем большинстве промышленные предприятия в период 1700-1850 годов основывались представителями среднего класса (крестьянами, торговцами, ремесленниками), которые не прибегали ни к каким внешним источникам финансирования, а развивались за счёт собственных средств или денег, взятых у родственников/знакомых.

Уильям Белл Скотт Железо и уголь, 1855-1860 годы.

Среди других факторов, выделяемых экономическими историками, способствовать Промышленной революции могли также:

1.борьба с монополиями и обеспечение реальной свободы предпринимательства (в Англии особенно активно эти меры проводились в период с 1688 года по 1724 год и после 1746 года);

2.заключение негласного общественного договора между бизнесом и обществом, гарантировавшего, что они будут придерживаться определенных правил поведения, уважая права и бизнеса, и общества.

Существует мнение, что глубинная причина того, что промышленная революция, а впоследствии и научная, инновационная революция, началась именно в Европе, заключалась в поведенческих стереотипах европейского человека: а именно, в его отношении к женщине. Европеец, в общем и целом, должен был отличиться перед женщиной, чтобы она его выбрала в качестве брачного партнера. В то время как восточный менталитет предполагал от индивидуума такое поведение в гораздо меньшей степени. Перед женщиной, являющейся более бесправной, власть имущим на Востоке в меньшей степени требовалось доказывать своё превосходство, в том числе и в интеллектуальной сфере, поощряя слагающего стихи поэта, учёного астронома, выдающегося архитектора или гениального учёного или изобретателя.

Прядильная машина С. Кромптона, 1779 год.

Инновации

Успех промышленной революции в Великобритании был основан на нескольких инновациях, появившихся к концу XVIII в.:

Текстильная промышленность - прядение нити из хлопка на прядильных машинах Р. Аркрайта (1769), Дж. Харгрейвза и С. Кромптона. Впоследствии сходные технологии были применены для прядения нити из шерсти и льна.

Паровой двигатель - изобретённая Дж. Уаттом и запатентованная им в 1775 году паровая машина первоначально использовалась в шахтах для откачивания воды. Но уже в 1780-х она нашла применение в некоторых других механизмах, заменяя гидроэнергию там, где она была недоступна.

Металлургия - в чёрной металлургии кокс пришёл на смену древесному углю, так же, как ранее он уже использовался при производстве свинца и меди. Теперь кокс использовали не только при изготовлении передельного чугуна в доменных печах, но и для получения ковкого чугуна, в том числе при пудлинговании, изобретённом Генри Кортом в 1783-1784 годах.


Похожая информация.


Индустриализация в корне изменила мир. Новые источники энергии позволили осуществить механизацию; были разработаны средства коммуникации и транспортные средства.

Причины индустриализации

Ускоренному развитию индустриализация в Европе XIX века способствовали многие факторы. Вследствие развития крупных империй, особенно Британской империи, в Европе появились мощные торговые возможности. Растущие рынки экспорта способствовали увеличению производительности труда, постепенно начали строиться современные фабрики. Ускорению промышленного развития в Великобритании способствовало существенное расширение империи в XVIII столетии. К концу XVIII и началу XIX века такие государства, как Бельгия и Германия, также приступили к созданию промышленного производства. Индустриализация захватывала все новые области, от Англии до Северной и Западной Европы, позже она перешагнула Атлантику и достигла восточного побережья США.

Этому процессу способствовало интенсивное развитие естественных наук и техники. Вероятно, одним из самых важных изобретений того времени можно назвать использование силы пара, который приводил в движение машины на фабриках. Для выработки пара требовался уголь, а некоторые из сильнейших индустриальных регионов Европы располагались вблизи обширных залежей угля. Великобритания и получала выгоду от угольных шахт в Южном Уэльсе, Мидланде и Северной Англии. В Германии угольная промышленность была развита, прежде всего, с его глубокими угольными пластами, широко протянувшимися на север.

Кроме того, промышленные регионы получали выгоду от близости к важнейшим транспортным путям и торговым маршрутам, таким как реки, канал или море. К примеру, во Франции для транспортировки угля идеально подходили реки Мозель и Марна, а Марсель, расположенный в Провансе, открывал доступ к Средиземному морю.

Первая фотография места (около 1850 года), где позднее был построен крупный город Солт-Лейк-Сити. Слева: На гравюре 1883 года показана работница (и бригадир) на английской хлопкопрядильной фабрике.

Преимуществом Великобритании было то, что на относительно узком острове все города располагались недалеко от моря. Кроме того, сеть водных путей, состоящая из рек и каналов, представляла простой путь транспортировки сьфья и готовой продукции. Такое же большое значение имели реки Северной Германии и Бельгии. Наряду с удобным географическим положением, большую роль играло обеспечение рабочей силой, которая использовалась на фабриках.

Вследствие длящейся годами приватизации общинных земель многие жители сельских районов Великобритании были вынуждены отправиться в города на поиски работы. На европейском континенте бегство из деревень в большие города началось немного позднее. Крупные портовые города, такие как Ливерпуль, Марсель, Гамбург и Роттердам, быстро превратились в крупные промышленные центры.

Влияние индустриализации

Возникновение индустриального общества полностью изменило мир. В начале XX столетия страны с высокой степенью индустриализации были не только экономически, но и политически сильными государствами. Господствующие нации Германии, Франции, Великобритании, Японии и США опирались на развитую экономику своих стран. Индустриализация в сочетании с капиталистическим укладом экономики создала чрезвычайно эффективный и продуктивный инструмент поддержки и финансирования государства. В ходе XX столетия капиталистические демократии, ориентированные на рыночную торговлю, превратились в богатейшие страны мира.

В XIX столетии непосредственное влияние индустриальной революции не всегда имело положительные последствия. Вследствие урбанизации городов и притока бедных слоев населения многие почувствовали ухудшение жизненных условий. Появился голод и болезни. Дистанция между владельцами фабрик (капиталистами), которые с целью получения выгоды хотели максимально снизить затраты, и низкооплачиваемыми и угнетенными рабочими (пролетариатом) порождала классовые конфликты. Плохие жизненные условия повсюду в Европе XIX века оказали влияние на таких философов, как Карл Маркс, который в 1848 году опубликовал «Коммунистический манифест». Индустриализация обусловила не только социальные, но и политические изменения. Появление коммунизма как оппозиции капитализму привело к фундаментальным изменениям в некоторых странах. Особенно показательным был переворот в России - Великая Октябрьская революция.


Английский физик Майкл Фарадей, открывший электромагнетизм и тем самым заложивший основы динамомашины и электрического генератора.

Паровая машина

Паровые машины внесли большой вклад в индустриализацию, так как они вырабатывали энергию для привода насосов, локомотивов и пароходов.

Вырабатываемый в машине пар под давлением поступает в турбину или поршень и приводит их в движение. Это движение передается на колеса машины. Хотя датой этого изобретения и считают 1698 год, потребовалось произвести множество доработок, прежде чем в 1802 году пароход впервые оснастили паровой машиной. Улучшением паровой машины мы обязаны шотландцу Джеймсу Уотту. Уотт родился в 1732 году и посвятил всю жизнь усовершенствованию паровой машины, вследствие чего в эпоху индустриальной революции ее стали применять в качестве источника энергии и привода. Уотт изобрел отдельную камеру для конденсации пара и тем самым увеличил коэффициент полезного действия машины. Барометр, центробежный регулятор и маховик тоже являются его изобретениями. Одна из паровых машин, построенная Уоттом, была установлена на первом экспериментальном пароходе «Клермонт», построенном в 1807 году на Гудзоне.

Железная дорога

Создание железных дорог с паровозами было существенным вкладом в индустриализацию. Простые виды железной дороги функционировали в Великобритании еще в XIX веке. По примитивной колее из камня и железа лошади тащили вагонетки в каменоломни и рудники. Паровая машина коренным об- разом изменила ситуацию. Шахтер Ричард Тревитик из Корнуэлла в 1804 году стыковал паровую машину и вагонетку с опрокидывающимся кузовом. Вдохновленный этим результатом Джордж Стефенсон создал первый работающий паровой локомотив, который мог тянуть вагоны. Открытая в 1830 году между Лондоном и Ливерпулем первая железная дорога произвела настоящий фурор в строительстве железных дорог. Наконец, вмешалось британское государство и в 1850 году стандартизировало колею, которая к тому времени имела до десяти вариантов ширины. Так Британия стала первой страной, получившей в свое распоряжение исправно функционирующую национальную сеть железных дорог. Теперь везде в Европе строились железные дороги, которые соединяли отдаленные области и способствовали интеграции экономики.

Текстильная индустрия

Фабрики, оснащенные машинами, стали производственными центрами национальной промышленности. Параллельно с ростом механизации процессов производства и быстрым ростом производительности труда везде в Европе возникали гигантские фабрики, оснащенные машинами которые обслуживались бесчисленным количеством рабочих. Революционные успехи в развитии текстильного производства были достигнуты благодаря использованию первой прядильной машины, приводимой в движение водой, изобретенной Аркрайтом в 1769 году, и изобретению работающего от пара механического ткацкого станка, автором которого был Картрайт в 1792 году. В Америке Эли Уитни в 1793 году разработал волокноотделитель для автоматического отделения хлопчатобумажного волокна от семени. Связанное с этим увеличение объема вырабатываемого хлопка-сырца стало причиной падения цен и роста спроса. В середине XIX столетия Америка производила три четверти всего мирового объема хлопчатобумажных тканей. Большое количество этого товара поступало из южных штатов и далее в Англию и Новую Англию для дальнейшей переработки. На фабриках производили не только дешевую одежду, но также посуду, стеклянные товары, часы - всё, что являлось предметом спроса.

Телеграф

Процветающая экономика зависела от средств связи, и повсюду в Европе в XIX столетии возникли почтовые системы. Около 1875 года был организован Всемирный почтовый союз, чтобы осуществлять почтовую переписку с другими странами. Однако лишь с созданием телеграфа появилась возможность осуществлять непосредственную и мгновенную связь с удаленными объектами. В 1837 году в Лондоне впервые был опробован электрический телеграф, и в 1838 году Самюэль Морзе запатентовал в Америке изобретенный им телеграф.

После успешной прокладки первого подводного кабеля между Северной Америкой и Европой в 1866 году стала возможна трансатлантическая телефонная связь.

Электричество

В 1831 году Майкл Фарадей продемонстрировал эффект преобразования электрической энергии в механическую. Открытый им электромагнетизм послужил основой для разработки динамомашины и электрогенератора. В 1837 году он создал динамо-машину с повышенной электрической мощностью, и техника, которая вначале была почти недоступной и весьма дорогой, постепенно завоевала популярность. До начала XX столетия люди научились вырабатывать относительно дешевое электричество только за счет энергии движения воды. В горных районах Италии, где угля не было, большинство фабрик работали от электричества, вырабатываемого генераторами, получающими питание от движения воды. Во Флоренции в 1890 году были пущены в эксплуатацию первые трамваи на электрической тяге. В 30-е годы XX столетия почти вся Европа была электрифицирована, а такие государства, как Россия, в которой в XIX столетии развитие индустриализации шло скорее замедленными, чем ускоренными темпами, начали бурно развиваться.

Заводской цех одной из сталелитейных фабрик Круппа в Эссене, крупнейших оружейных кузниц Германской империи.

Оружие

Огнестрельное оружие начали создавать в XVI веке, и его роль постепенно возрастала. Следствием технологических инноваций XIX столетия стало быстрое изменение военного оружия. Изобретение пулемета повлекло за собой последующие изменения в производстве оружия. В 1862 году была изобретена пушка Гатлинга, которая быстро стреляла шариками и была первым огнестрельными оружием с автоматической дозарядкой. Впервые такое оружие нашло применение в Гражданской войне в Америке и позднее стало использоваться на флоте США. Изготавливаемые во Франции митральезы состояли из 37 связанных пучками ружейных стволов. В 1883 году в пулемете Максим, изобретенном одним американцем, впервые была использована энергия отдачи после выстрела для дозарядки патронов, что позволило производить целую серию выстрелов. Одним из величайших изобретателей оружия считается Альфред Крупп из Эссена, который превратил маленькое семейное предприятие в крупнейшее и самое успешное производственное предприятие Европы. Когда Крупп унаследовал фирму, на ней работало пять служащих. После его смерти в 1887 году на производстве уже было занято 20 тысяч человек - доказательство огромной потребности в оружии в XIX столетии.

Страница 1 из 4

Промышленная революция

19 век, как известно, вошел в историю как век научно-технического прогресса, век индустриальной революции. Научные открытия и основанные на их практическом применение технические достижения позволили человечеству достичь небывало высокого, принципиально нового уровня развития по сравнению со всеми предыдущими периодами истории, включая 18 век.

Однако технический прогресс неразрывно связан с изменениями во всех областях общественной жизни - социальной, экономической, политической и культурной.

Технические новшества и научные открытия формировали иную ментальность, иное отношение к роли и месту человека в мире. Бурное развитие фабрик и других крупных предприятий, использующих современную технику, разоряло владельцев мануфактур и мелких ремесленников, увеличивало число наемных рабочих. Механизация промышленного производства, появление новых профессий требовали повышения квалификации работников, увеличения числа инженерных кадров. Обратной стороной механизации стал рост безработицы, т. к. один станок мог заменить до 20 человек и больше, а труд неквалифицированных рабочих оплачивался крайне низко, особенно это касалось женского и детского труда.

Изменилось соотношение сельского и городского населения. Рост городских промышленных центров стимулировал приток в города разорившихся сельских жителей, которые стремились найти какую-нибудь работу в городе. Они попадали в полную зависимость от работодателя, соглашаясь на любую оплату труда. Подобные условия вызывали недовольство рабочих, обострялись противоречия между рабочими и фабричным руководством. Первоначально выступления рабочих носили стихийный характер, например, движение луддитов в Англии. Постепенно выступления рабочих приобретали более сознательный характер, их требования становились продуманными и четко сформулированными. Формировался класс пролетариата, оформлялись рабочие партии, программы которых отражали идеологию нового класса. Одновременно создавались профессиональные союзы, защищавшие интересы рабочих одной или нескольких родственных отраслей. Экономические последствия промышленного переворота состояли в повышении эффективности использования ресурсов, улучшении качества продукции, снижении себестоимости производимых товаров, расширении рынков, появлении принципиально новых видов товаров и услуг.

Взаимовлияние промышленного переворота и политики очевидно. Появление новых видов вооружения, использование более совершенных и мощных двигателей, военный флот, железные дороги, во много раз сокращающие время пути и стоимость перевозок, новые способы связи - телеграф и телефон и другие технические и научные достижения позволили ведущим развитым странам значительно усилить свою военную мощь и обороноспособность, проводить активную внешнюю политику, диктовать условия на международной арене.

Прогресс в типографском деле создал реальную возможность появления регулярной прессы - газет и журналов, на страницах которых в острой полемике отражалась политическая борьба, происходящая в обществе, формулировались программы и кредо различных партийных группировок. Усовершенствованные печатные машины и скорая доставка по железной дороге обеспечивали огромные тиражи и своевременное (на следующий день, а иногда и в тот же день), оповещение читателей свежими новостями. С помощью прессы происходило формирование общественного мнения.

Влияние технического прогресса на культуру также весьма значительно. Научные открытия в области математики, механики, физики, химии, биологии, физиологии, медицины и т. д. опровергли господствовавшее в 18 в. убеждение о том, что весь мир уже познан, основные законы мироздания уже открыты, и осталось лишь научиться ими пользоваться, совершенствуя природу и самих себя. Новые достижения отодвинули горизонты познания, внеся в представления человека с одной стороны, идею о невозможности конечного знания, а с другой - осознание безграничных возможностей человеческого мозга. Использование в повседневной жизни технических новшеств, привыкание к ним и к тем преимуществам, которые они создавали - будь то поездки по железной дороге, электрическое освещение или телефонная связь - формировали новые черты характера человека. Умение обращаться со сложными и не всем понятными станками и приборами, признание преимуществ нового, приобретение или владение им означало «причастность к прогрессу», повышало самооценку человека и его социальную значимость в глазах окружающих. Это делало его решительнее, увереннее в себе. Наличие телеграфного и телефонного сообщения вырабатывало привычку быстро принимать решения, четко и более жестко формулировать свое мнение.

Появлялся новый тип литературного героя, новая эстетика в живописи, в поэзии, в музыке, архитектуре. Эти веяния отражались и в моде, интерьере, оформлении витрин и т. д. В языке приживались новые словосочетания и обороты, заимствованные из техники. Формировалась новая ментальность, непременной чертой которой было безусловное признание достижений технического прогресса.

ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Рубрика (тематическая категория) Производство

Уникальность промышленной революции в Западной Европе. Этапы промышленной революции. Промышленная революция в Англии. Аграрная революция. Демографический подъем. Рост финансового капитала. Техника как крайне важно е условие промышленной революции. Торговая революция. Промышленная революцияна европейском континœенте. Аграрная революция. Рост населœения. Революция в средствах коммуникации. Промышленная революция во Франции, Германии и России. Формирование индустриальной цивилизации.

Н

ам известны многие революции в промышленности на протяжении истории западной цивилизации, и, несомненно, их будет немало в будущем. Периоды быстрого технологического изменения часто называют революциями, квалификация такого рода вполне справедлива. ʼʼПри этом, исторически, - пишут Р.Лернер, С.Мичэм и Э.Берне в своей книге ʼʼЗападные цивилизацииʼʼ, существует только одна промышленная революцияʼʼ. Это переход на протяжении столетия от аграрной, ремесленной экономики к доминированию городской, машинной цивилизации. Тот факт, что это европейская революция, является далеко не случайным; и хотя в серединœе XVIII столетия Европа представляла собой континœент с еще доминирующей аграрной культурой, хотя ее населœение оставалось неграмотным и имело низкий уровень жизни, именно в ней произошла промышленная революция (иногда в научной литературе используют термин ʼʼпромышленный переворотʼʼ).

ʼʼПромышленный переворот, ᴛ.ᴇ. переход от инструментальной к машинной стадии производства (в центрах мирового хозяйства - конец XVIII - середина XX в.), представляет, подчеркивает В.А. Мельянцев, третью, видимо удавшуюся попытку стран Запада встать на путь сравнительно быстрого, длительного, относительно устойчивою, самоподдерживающегося экономического роста. (Первая попытка была в XI XIII вв., вторая в конце ХУ-ХУ1 в.; каждая из них заканчивалась глубоким мальтузианским кризисомʼʼ.

Как и в первых двух случаях, экономический подъем сопровождался и был отчасти, как показывают исследования, обусловлен потеплением климата (в Западной и Северо-Западной Европе примерно с 1700ᴦ.). Это привело к росту сельскохозяйственного производства, что, в свою очередь, обусловило увеличение численности населœения, повысило спрос, создав общую благотворную психологическую атмосферу, которая способствовала техническому прогрессу и повышению уровня капиталовложений, так как снижала предпринимательские риски.

В отличие от прошлых столетий к серединœе XVIII -началу XIX в. как результат длительного эволюционного протоиндустриального развития в ряде регионов Западной Европы был в целом накоплен немалый экономический, социально-институциональный, научный и культурный потенциал, некая критическая масса, необходимая и, возможно, достаточная для запуска механизма самоподдерживающегося роста. Промышленной революции содействовали не только рост населœения и повышение спроса, но также и деятельность многочисленного сословия торговцев, способствующая процветанию европейских государств (Р.Лернер, С.Мичэм,Э.Берне).

В ходе промышленной революции произошла смена мануфактурного производства машинной ‣‣‣индустрией, причем данный процесс имел несколько этапов. Согласно принятой в отечественной истории технике классификации (она изложена в работах А.А. Зворыкина и С.В. Шухардина), промышленная революция прошла три этапа.

Первый этап промышленной революции был связан с появлением рабочих машин в текстильном производстве. Изобретение и распространение рабочих машин создали неограниченные возможности для расширения производства и его технического усовершенствования. ʼʼПромышленная революция в XVIII веке, писал К Маркс, исходит как раз от этой части машин от рабочей машины. И теперь каждый раз, когда ремесленное или мануфактурное производство превращается в машинное, исходным пунктом служит рабочая машинаʼʼ.

Второй этап промышленной революции начался с изобретения универсального теплового двигателя, ᴛ.ᴇ. паровой машины. Последняя стала двигателœем крупной промышленности, ибо она не только удовлетворяла нужды развивающейся фабричной системы, но и сама послужила сильнейшим стимулом для введения рабочих машин во всœе отрасли производства, и в первую очередь в машиностроение.

Третий этап промышленной революции был связан е созданием рабочих машин в машиностроении, т. е. с изобретением суппорта͵ или резцедержателя. Машиностроение, снабженное мощной энергетической базой и оснащенное рабочими машинами, позволило наладить бесперебойный массовый выпуск самых разнообразных машин и снабдить ими всœе отрасли производства. Только тогда, когда машины стали производиться машинами, крупная промышленность, по выражению К. Маркса, ʼʼсоздала адекватный ей технический базис и стала на свои собственные ногиʼʼ. Применение машин в производстве привело к возникновению большого числа промышленных предприятий, образованию промышленных центров и скоплению в них населœения. Эпоха промышленного переворота является, таким образом, временем возникновения и развития фабричного производства. В силу целого ряда обстоятельств не всœе страны Запада были в равной мере готовы к ʼʼпромышленному рывкуʼʼ. Исторически случилось так, что родиной промышленной революции стала Англия, хотя больше всœего предпосылок было у Голландии, в которой буржуазия находилась у власти и которая имела передовое сельское хозяйство, разнообразные мануфактуры, огромный морской флот, разветвленную сеть каналов, значительную энергетическую базу (многочисленные мельницы, торф), внушительный финансовый сектор, сравнительно высокий уровень урбанизации и образования населœения.

В своей книге ʼʼВосток и Запад во втором тысячелœетии: экономика, история и современностьʼʼ В.А. Мельянцев на базе обобщения работ многих исследователœей выделяет следующие причины возвышения Англии, позволившие ей впоследствии (XIX в.) стать ʼʼмастерской мираʼʼ. В первую очередь, начиная с эпохи нормандского завоевания Англия по уровню институциональной зрелости (меньшая степень феодальной раздробленности, более раннее создание национального государства) опережала ряд других западноевропейских обществ. В XVI - XVIII вв. страна постепенно перешла на другой виток самоорганизации, важнейшим принципом которой были уже не средневековые регламентации, а законы конкуренции со всœеми вытекающими отсюда последствиями.

Во-вторых, английское государство было не только ʼʼночным сторожемʼʼ, как его иногда изображают в популярных учебниках; оно играло весьма существенную роль в создании стабильных и гибких институтов, в установлении и реализации четких законов, уходящих корнями в римское право, в формировании различных элементов инфраструктуры (транспорта͵ связи и т.п.), в совершенствовании тарифной системы. Английское государство вплоть до завершения первичной индустриализации (30-40-е гᴦ. XIX в.) проводило жесткую политику протекционизма: стимулировало вывоз и ограничивало импорт готовых изделий, запрещало экспорт новейших технологий, регулировало уровень оплаты труда, цен и условия работы. В промышленной революции существенную роль играли не только купцы и ремесленники, но и бюрократы, военные и политики, которые, употребляя образное выражение У.Ростоу, ʼʼраздвигали возможности купцов и ремесленниковʼʼ.

В-третьих, островной характер британского государства способствовал ограничению масштабов военных, непроизводительных расходов и разрушений на территории королевства, а также благоприятствовал большей открытости миру, развитию внешних связей и морских, ᴛ.ᴇ. наиболее эффективных, коммуникаций, которыми Англия прочно овладела в результате ряда войн XVI XVIII вв.

В-четвертых, не следует забывать о соответствующей ʼʼпомощиʼʼ континœентальных держав - о немалом трансферте капиталов, технологий, квалифицированных специалистов и предпринимателœей из Голландии, Франции, Германии и Италии, многие из которых у себя на родинœе были нонконформистами (к примеру, гугеноты). Среди иммигрантов и британских нонконформистов было немало талантливых умельцев, внесших существенную лепту в национальный фонд изобретений.

Помимо указанных причин, действовавших в основном ʼʼна стороне предложенияʼʼ, промышленный переворот в Англии был обусловлен также увеличением продуктивности сельского хозяйства в ходе аграрной революции, демографическим подъемом и повышением уровня урбанизации, торговой революцией, техническими изобретениями и пр., к краткому рассмотрению чего и перейдем.

Прежде всœего, как показано в фундаментальном исследовании Ф.Броделя ʼʼМатериальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.ʼʼ, генезис промышленной революции в Англии был бы невозможен без начавшейся в XVII в. аграрной революции. Оказывается, успехи английского земледелия до промышленной революции, успехи бесспорные, вытекали не столько из применения машин или чудесных культур, сколько из новых форм использования почв, повторных вспашек, ротации культур, которые нацелœены были одновременно и на устранение паров, и на улучшение животноводства, полезного источника удобрений и, стало быть, средства избежать истощения почв; вытекали из внимания к селœекции семян и пород овец и крупного рогатого скота͵ из специализированной агрикультуры, увеличивавшей производительность - с результатами, которые варьировали от региона к региону исходя из природных условий и обязательств, связанных с обменом, которые никогда не бывали одними и теми же. Системой, к которой придут, стало то, что в XIX в. назовут высоким сельским хозяйством, ʼʼ...это искусство крайне трудное, писал Ш.Баер-Дюолан, - ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ имеет в качестве прочной основы лишь долгую цепь наблюдений. Земли огороженные и сильно разрыхленные частыми вспашками, удобряемые обильным навозом хорошего качества и попеременно засеваемые растениями, истощающими и восстанавливающими плодородие, без паров... со сменой зерновых растений со стержневыми корнями, которые истощают почву, извлекая свои вещества с большой глубины и ничего не возвращая земле, травянистыми растениями со стелющимися корнями, улучшающими почву и черпающими свою субстанцию из поверхностных слоевʼʼ.

Высокая продуктивность сельского хозяйства Англии была достигнута ценой обезземеливания массы крестьян, которая стало резервом рабочей силы для промышленной революции. Она же обеспечивала стране изобилие в продуктах, что способствовало росту населœения. Не будем, наконец, забывать, подчеркивает далее Ф. Бродель, взвешивая роль сельского хозяйства в промышленной революции, что английские деревни очень рано оказались связаны с национальным рынком острова; охваченные его сетью, они вплоть до начала XIX в. с успехом кормили города и промышленные посœелки (редкие исключения лишь подтверждают правило); они образовывали главную часть внутреннего рынка, бывшего первым и естественным местом сбыта для пришедшей в движение английской промышленности. Эта прогрессировавшая агрикультура была по преимуществу клиентом желœезоделательной промышленности. Сельские орудия - подковы, лемехи плутов, косы, серпы, молотилки, бороны, катки-глыбодробители - представляли значительные количества желœеза. Сельское хозяйство также обеспечивало Англии изобилие в продуктах, что способствовало росту населœения.

В XVIII в. населœение в Англии увеличивалось, как увеличивалось оно по всœей Европе и по всœему миру: 5835 тыс. жителœей в 1700 ᴦ., чуть больше 6 млн в 1730 ᴦ., 6665 тыс. в 1760 ᴦ. Далее движение ускоряется: 8216 тыс. человек в 1790 ᴦ., 12 млн в 1820 ᴦ., почти 18 млн в 1850 ᴦ. Коэффициент смертности снизился с 33,37 до 27,1 в 1800 ᴦ. и до 21 для десятилетия 1811- 1821 гᴦ., в то время как коэффициент рождаемости достиг рекордного уровня - 37 и даже его превзошел. Цифры эти, которые всœего лишь оценки, варьируют от автора к автору, но без чрезмерных расхождений.

Историки-демографы показали, как прогрессировала, утверждалась черная Англия, с ее фабричными городами и рабочими домами. Алексис де Токвнль вслед за многими другими описал ее в своих путевых заметках: в июле 1835 ᴦ. он остановился в Бирмингеме, затем добрался до Манчестера. Это были тогда огромные города, незавершенные, застраивавшиеся быстро и плохо, без предварительного плана, но оживленные; эта цепочка крупных городских центров, тесных, - Лидс, Шеффилд, Бирмингем, Манчестер, Ливерпуль - была душой английского взлета. В случае если Бирмингем еще имел человеческий облик, то Манчестер уже был адом. Населœение в нем удесятерилось с 1760 по 1830 ᴦ., выросши с 17 тыс. до 180 тыс. жителœей. Из-за нехватки места заводы на холмах были в 5, 6 и даже 12 этажей. Дворцы и рабочие дома были рассеяны по всœему городу как придется. Повсюду лужи, слякоть; на одну замощенную улицу - десять утопающих в грязи. Грязные дома были битком набиты мужчинами, женщинами, детьми; в подвалах ютилось по 15 16 человек разом. 50 тыс. ирландцев составляли часть ужасающего типичного субпролетариата. Так же было и в Ливерпуле, где Токвиль отмечает наличие ʼʼшестидесяти тысяч ирландцев-католиковʼʼ. И добавляет: ʼʼНищета почти столь же велика, как и в Манчестере, но она прячетсяʼʼ. И так во всœех этих городах, порождении промышленности; роста английского населœения никогда не будет хватать, чтобы обеспечить массу необходимых работников. На выручку пришла иммиграция - из Уэльса, Шотландии, а еще больше из Ирландии. А так как механизация умножала потребности в неспециализированном труде, во всœех этих горячих точках промышленного развития прибегали к труду женщин и детей рабочей силе покорной и плохо оплачиваемой, а также к иммигрантской рабочей силе.

Следовательно, промышленная революция объединила всœе нужные ей кадры, и после 1750ᴦ. Англия довольно быстро наполнилась людьми, которые ʼʼбыли необходимым человеческим измерением промышленной революцииʼʼ (Ф.Бродель). Без этих тысяч, этих миллионов людей просто не было бы самой английской промышленной революции и всœего связанного с ней. Движение демографическое и движение промышленности были двумя громадными процессами, они шли вместе. ʼʼРазумно предположить, - пишет Ф.Дин, - что без подъема производства начиная с 1740 I. сопровождавший его рост населœения был бы блокирован повышением уровня смертности, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ явилось бы следствием снижения жизненного стандартаʼʼ. Приведенные им данные об уровнях рождаемости и смертности свидетельствуют о том, что демографическая революция следовала за промышленным развитием, или по крайней мере в значительной части она была им ʼʼиндуцированаʼʼ.

Промышленную революцию в Англии стимулировал финансовый капитал, чья история перекрывает ее, предшествует ей, проходит через нее, выплескивается за ее пределы. ʼʼНа мой взгляд, замечает Ф. Бродель, капитализм это старое приключение; когда начиналась промышленная революция, он имел за собой обширное прошлое, состоявшее из опытов, не всœегда бывших только торговыми. Настолько, что в Англии первых лет XIX в. капитал предстал в различных своих классических формах, которые еще всœе были живы: капитала сельскохозяйственного, который еще в 1830ᴦ. один только составлял половину английского национального достояния; капитала промышленного, который увеличивался очень медленно, а затем очень стремительно; капитала торгового, весьма давнего, относительно менее важного, но распространившегося в масштабе всœего мира и создавшего колониализм, которому вскоре придется искать название и оправдания; наконец (если совмещать банковское дело и финансы), капитала финансового, не дожидавшегося для своего существования мирового первенства лондонского Ситиʼʼ. Технологии использования денег, таким образом, не менее важны, чем технологии прядения и ткачества, окраски и шитья, для понимания происходящих в обществе процессов.

Без подъема ʼʼденежного капитализмаʼʼ невозможно рождение промышленного переворота в Англии, ибо в потоке революций, пронизывающих бурный рост страны, была даже финансовая революция, которая протекала вперемешку с индустриализацией страны и поддерживала ее. Новейшие исследования доказывают, что Английский банк, основанный в 1694 ᴦ. и выступающий стержнем целой системы банков, обеспечивал кредит, долгосрочный и краткосрочный, поддерживал предпринимательскую деятельность в XVIII и даже в XIX столетиях.

Значительную роль в генезисе и протекании промышленной революции в Англии сыграла техника - различного рода машины. Высокая степень развития мануфактур с их далеко зашедшим процессом разделœения груда подготовила условия для технического переворота замены ручного труда машинным. Первые машины механический ткацкий станок, а за ним механическая прялка ʼʼДженниʼʼ - появились в XVIII в. в хлопчатобумажной промышленности, в достаточной мерс обеспеченной сырьем (хлопком из Индии и Америки) и подгоняемой конкурентной борьбой. Внедрение машин в производство означало огромный рывок вперед; никакой самый совершенный ручной труд не мог соперничать с машинным. Естественно, что стремительное развитие хлопчатобумажной промышленности сразу же выявило отставание других отраслей индустрии. Чтобы преодолеть его, и здесь нужно было безотлагательно вводить машины.

Техническая мысль подсказывала множество решений, и, постепенно совершенствуясь, машины проникли во всœе важнейшие отрасли производства - добычу угля, производство желœеза и т. п. В 1784 ᴦ. Дж.Уатт, ученый и конструктор, изобрел первый универсальный двигатель паровую машину, приводящую в движение разные рабочие механизмы. Это изобретение было очень важным, открывая путь к дальнейшему огромному ускорению и совершенствованию машинного производства. Оно подготавливало условия и для технической революции в области транспорта. В 1807 ᴦ. по реке Гудзон, в Америке, совершил первый рейс еще двигавшийся очень медленно пароход, изобретенный Фултоном. В 1814ᴦ. Дж.Стефенсон (приоритет здесь принадлежит Черепановым) создал конструкцию паровоза, которая пять лет спустя получила практическое применение на рельсовом пути и положила начало стремительному развитию желœезнодорожного транспорта͵ оказавшего в свою очередь мощное воздействие на развитие промышленности. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, промышленный переворот, начавшийся в XVIII в. в Англии, оказал огромное влияние на последующее развитие всœего мира. С теми или иными изменениями, иногда весьма значительными, промышленный переворот совершился в XIX в. почти во всœех странах Европы и Северной Америки.

Некоторые западные исследователи игнорируют значимость техники в становлении промышленной революции, исходя из понимания ее как главной пружины процесса индустриализации. По мнению Ф. Броделя, историография последних лет располагает солидными аргументами для того, чтобы перестать видеть в технике первичный двигатель или даже затравку. При этом он признает, что изобретение в общем-то опережает способности промышленности; тем не менее в силу самого этого факта оно часто падает в пустоту. Дело в том, что технические инновации зависели от действия рынка: они лишь отвечали на настойчивый спрос потребителя. Такая зависимость действительно существует, однако речь идет о том, что техника является необходимым условием промышленной революции, тогда как экономика выступает достаточным условием. Не следует забывать того существенного факта͵ что технические инновации изменяют социальный мир.

Одним из факторов, оказавших влияние на промышленную революцию в Англию, является торговая революция. Не случайно Ф. Бродель считает правомерным говорить в применении к Англии XVIII в. о торговой революции, о настоящем торговом взрыве. На протяжении этого столетия индекс роста производства тех отраслей промышленности, что работали единственно на внутренний рынок, увеличился со 100 до 150; у тех же, что работали на экспорт, индекс вырос со 100 до 550. Ясно, что внешняя торговля намного обгоняла других ʼʼбегуновʼʼ, и очевидно, что такую ʼʼреволюциюʼʼ саму по себе следует объяснить, а ʼʼобъяснение это подразумевает никак не меньше, чем мир в его целостности. Что же касается ее связи с революцией промышленной, то связи эти были тесными и взаимными: обе революции оказывали одна другой мощную поддержкуʼʼ (Ф. Бродель).

Английский успех за пределами острова заключался в образовании весьма обширной торговой империи, ᴛ.ᴇ. в открытии британской экономики в сторону самой крупной зоны обмена, какая только была в мире, - от моря вокруг Антильских островов до Индии, Китая и африканских берегов. Эта торговая империя приносила значительные доходы, однако их всœе же было бы недостаточно для индустриализации Англии. Главным источником обогащения господствующих классов Англии, давшим в их руки несметные богатства, было ограбление колоний.

Благодаря своему островному положению, близости к мировым путям и сильному морскому флоту Англия в своей неудержимой колониальной экспансии сумела обогнать многих своих конкурентов. В 1607ᴦ. на побережье Североамериканского материка англичане создали свою первую колонию - Виргинию. С этого началось завоевание новых обширных земель: через недолгое время на территории нынешних Соединœенных Штатов Америки было создано 13 колоний. В результате двух войн - так называемой войны за испанское наследство (1701 - 1714гᴦ.) и Семилетней войны (1756-1763 гᴦ.) Англия отняла у Франции ее обширные владения в Канаде и отвоевала громадные территории в Индии. Бен-галия, Мадрас, княжества Бенарес, Хайдарабад, Ауд и другие стали добычей английских колонизаторов.

Захваченные земли английские колонизаторы подвергли разграблению: они обкладывали населœение непомерными разорительными налогами, продавали свои товары с чудовищной наценкой, во много раз превышавшей действительную стоимость товара. Колонизаторы сеяли смерть, разорение, нищету, вывозили из завоеванных земель золото, драгоценности. Сосредоточив в своих руках огромные капиталы, согнав английских крестьян с земли и тем самым создав рынок дешевых рабочих рук, английская буржуазия имела теперь всœе возможности резко двинуть вперед промышленное производство, к чему ее толкал спрос растущего внутреннего и внешнего рынков. В самом делœе, в период, предшествовавший 1760 ᴦ. и следующий после него, в то время как британская и мировая торговля, практически и та и другая, непрестанно росли, те обмены, что питали Англию, относительно уменьшились в направлении близлежащей Европы и увеличились на уровне заморских торговых операций.

Промышленная революция из Англии распространилась на европейский континœент (и Северную Америку), где тоже созрели для этого определœенные условия. Опыт ныне развитых государств свидетельствует о том, что их индустриальный рост был более сбалансированным и имел более широкую основу, чем принято считать. Он был в немалой мере взаимосвязан с развитием сельского хозяйства и инфраструктурных отраслей. Согласно расчетам В.А. Мельянцева, в странах Запада и Японии на этапе их ʼʼпромышленного рывкаʼʼ существовала достаточно тесная корреляция (коэффициент равен 0,78) между динамикой сельскохозяйственного и промышленного производства.

Это значит, что аграрная революция (началась в Англии в 1690-1700 гᴦ., во Франции и США в 1750-1770 п., в Германии в 1790-1800 гᴦ.), во многом - по крайней мере до середины XIX в. оказала немалое влияние на происхождение и развитие промышленной революции. Причем на европейском континœенте (и в Северной Америке) она происходила на традиционной и полутрадиционной основе, ᴛ.ᴇ. без машин и химических удобрений, но на базе улучшения систем ротации культур, использования селœекционных семян, более продуктивных пород скота͵ широкого применения органических удобрений, усовершенствованных орудий труда (аналогично тому, как это было в Англии). Вместе с тем она обусловила в целом существенный рост эффективности сельскохозяйственного производства, который во многом определял его общую динамику.

Резюмируя расчёты эффективности динамики роста аграрною производства, В.А. Мельянцев подчеркивает, что подъем сельского хозяйства и его интенсификация (сначала на полутрадиционной, а затем на более или менее современной основе) способствовали не только росту численности населœения в ныне развитых странах, но и повышению (в тенденции) его жизненного уровня, относительному снижению издержек производства в несельскохозяйственных отраслях экономики, расширению емкости внутреннего рынка и в конечном счете обусловили перерастание протоиндустриального развития в индустриализацию.

Важнейшей предпосылкой, фактором и составной частью промышленного переворота на европейском континœенте (и в Англии) была революция в средствах коммуникаций (желœезные дороги, паровые суда и пр.), вызвавшая резкое удешевление перевозок при росте их скорости, надежности и качества. Это уменьшало предпринимательские риски, усиливало внутрихозяйственную кооперацию экономик и международное разделœение труда, стимулировало интенсификацию потоков готовых продуктов, сырья, труда и капитала. Основой коммуникационной революции в конце XVIII первой половинœе XIX в. послужило бурное, но во многом недооцененное исследователями развитие традиционных транспортных систем (активное строительство в западноевропейских государствах, США и Японии морского и речного парусного флота͵ портов, каналов, мостов и дорог). По расчетам и оценкам, приводимым В.А. Мелъянцевым, в 1860-1870-е гᴦ. свыше половины морского, речного и сухопутного грузооборота ныне развитых стран приходилось на традиционные виды транспортных перевозок.

Немного нововведений имело столь далеко идущие последствия, как пассажирский паровой желœезнодорожный транспорт (желœезнодорожная колея без паровозов имеет гораздо более раннее происхождение). В Германии еще в конце XV века рельсовые пути использовались на горных выработках. Такие же рельсовые пути имелись и в Англии - под Ноттингемом и в Бросли - в первом десятилетии XVII века (быть может, даже несколько раньше). Рельсовый рудничный транспорт обходился дешевле и был эффективнее гужевых перевозок по плохим дорогам. С ростом промышленности развивалась и расширялась сеть цельнометаллических рельсовых путей.

С началом пассажирского желœезнодорожного сообщения как никогда раньше открывались возможности поездок для более широких слоев населœения. Но еще более важную роль желœезные дороги сыграли в делœе дальнейшей индустриализации, став главными артериями промышленности. Тенденции в развитии промышленности, - замечает С. Лилли, требовали дальнейшей концентрации производства в виде крупных предприятий. Блага индустриализации попали в зависимость от путей сообщения, по которым сырье и готовая продукция доставлялись туда, куда это было нужно. Желœезные дороги на суше и пароходы на море были призваны обеспечить такие перевозки.

Еще одним компонентом революции в коммуникациях стало применение электричества, выразившееся в изобретении телœеграфа и телœефона. Первой важной областью применения электричества стал телœеграф, отчасти потому, что здесь практические трудности были проще, чем, скажем, в делœе электрического освещения, и отчасти потому, что потребность в телœеграфе ощущалась нагляднее и настоятельнее. С ростом торговли всœе нужнее становились быстрые способы связи, а с развитием желœезнодорожного сообщения стала совершенно безотлагательной крайне важно сть в том или ином способе оперативного предупреждения сигнальщика о приближении поезда.

С самого начала XIX века многие люди работали над созданием телœеграфа, но только в 1832ᴦ. первый в мире электромагнитный телœеграф был построен в Петербурге П.Л. Шиллингом, независимо от него в 1837 году его изобрели американец С.Морзе и англичане Кук и Уитсон. Через год телœеграф английского изобретения был установлен на желœезнодорожной линии между Паддингтоном и Уэст-Дрейтоном, протяженностью около 20 километров, а Морзе закончил в 1844 году линию, соединяющую Вашингтон с Балтимором (64 километра). В США через четыре года телœеграфная связь была установлена во всœех штатах (кроме одного) к востоку от Миссисипи. В Англии протяженность телœеграфных линий достигла в 1868 году свыше 25000 километров. Подводный кабель между Дувром и Кале был уложен в 1851 году. С открытием трансатлантического сообщения в 1866 году телœеграф стал средством международной связи.

В случае если людям удалось с помощью электричества передавать сигналы на большие расстояния, то, вполне естественно, они стали искать путей удобного способа передачи устной речи. Ф.Рейсу первому в 1861 году удалось добиться некоторых успехов в этой области, но его аппарат, работавший с перебоями, так и остался просто забавной игрушкой. И только в 1876 году А.Беллу, переселœенцу из Шотландии в США, удалось изобрести телœефон, получивший практическое применение. Через несколько лет его телœефон уже применялся во всœех цивилизованных странах мира.

Вслед за Англией на капиталистический путь развития вступила и Франция, где в 1789ᴦ. произошла буржуазная революция. Сражение с феодализмом во Франции было ожесточеннее и упорнее, чем в Англии, ибо тормозящее влияние феодальных отношений на развитие зарождающегося капиталистического производства и техники здесь сказывалось особенно остро. Начало промышленной революции во Франции, как это показано французскими историками Лависсом и Рамбо в их ʼʼИстории XIX векаʼʼ, совпало с периодом наполеоновской империи (1805-1814гᴦ.). Во французской текстильной промышленности значительное распространение получили рабочие машины ʼʼдженниʼʼ и мюль-машины. На отдельных предприятиях насчитывались сотни мюль-машин с десятками тысяч веретен. В данный период появляются и чисто французские изобретения станок Жаккарда для производства шелковых узорчатых тканей (1805) и льнопрядильная машина Жирара (1810).

Полного развития промышленный переворот во Франции достиг в период реставрации Бурбонов (1815-1830гᴦ.). В это время наметились огромные технические сдвиги в промышленности, выражавшиеся в широком внедрении машин во всœе области производства. Фабричная индустрия, основанная на машинной технике, пришла на смену предприятиям мануфактурного типа. Завершение промышленного переворота произошло во Франции после революции 1848ᴦ., уже в серединœеXIX в. В это время Франция по размеру выпускаемой продукции занимала второе (после Англии) место в мире и первое в Европе. ʼʼФранцузская промышленность самая развитая... на всœем континœентеʼʼ (К.Маркс).

В Германии вследствие ее феодальной раздробленности и длительного сохранения крепостнических отношений промышленный переворот совершился позже, чем в Англии и Франции. В первой половинœе XIX в. Германия продолжала оставаться аграрной страной с мелким промышленным производством. Капиталистическое развитие Германии начинается лишь после знаменитого 1848ᴦ., когда вся Центральная Европа, в т.ч. и Германия, были до основания потрясены буржуазными революциями. С конца 40-х годов промышленная революция в Германии начинает быстро захватывать одну отрасль производства за другой и к концу 60-х годов XIX века завершается. К началу 70-х годов Германия настолько оснастила свое хозяйство первоклассной машинной техникой, что вышла на первое место в Европе по многим видам промышленной продукции.

Позже всœех европейских стран на путь капиталистического развития вступила Россия. Феодально-крепостнические отношения в России мешали развитию производства и техники. Начало промышленного переворота в России относится к 30-м годам XIX в. При этом его развитие шло чрезвычайно медленно, по темпам далеко отставая от передовых стран Европы. Решающую роль в становлении капитализма в России сыграла отмена крепостного права. После отмены крепостного права промышленный переворот в России пошел чрезвычайно быстро. Особенно бурно в пореформенный период развивалась горнозаводская промышленность на Юге России, которая по темпам своего роста оставила позади как Западную Европу, так и Соединœенные Штаты Америки. За десять лет (1886 - 1896) выплавка чугуна в России, главным образом за счёт продукции южных металлургических заводов, утроилась. Франция сделала подобный шаг за 28 лет, Соединœенные Штаты Америки - за 23 года, Англия - за 22 года, Германия - за 12 лет.

Быстрыми темпами шло техническое оснащение промышленности. Резко увеличилось число рабочих. В.И. Ленин, анализируя статистику развития горнозаводской промышленности на Юге России в конце XIX в., писал: ʼʼИз этих цифр ясно видно, какая техническая революция происходит в настоящее время в России и какой громадной способностью развития производительных сил обладает крупная капиталистическая индустрияʼʼ. При этом и после падения крепостного права многочисленные остатки феодально-крепостнических отношений в стране тормозили переход промышленности от ручного производства к машинному.

Особенно сильно это сказалось в горной промышленности Урала. Здесь остатки крепостных отношений - сильное развитие отработков, прикрепление рабочих к заводам, низкая производительность труда, низкая зарплата͵ примитивная, хищническая эксплуатация природных богатств, замкнутость и оторванность от других районов страны и т. п. нужнолго замедлили темпы внедрения машинной техники в промышленное производство. Только в начале XX столетия Россия начала свой взлет благодаря техническим достижениям и проводимым С.Ю. Витте экономическим реформам. Другое дело, что эти реформы оказались прерванными и вместо блестящего взлета благодаря целому ряду исторических обстоятельств Россия погибла как великая держава.

Социальные последствия промышленной революции весьма значительны, ибо она в конечном счете генерировала новую, научно-техническую цивилизацию. Действительно, в эпоху промышленного переворота (в расчетах В.А. Мельянцева это 1800-1913 гᴦ.) в ныне развитых странах произошли кардинальные сдвиги в структурах производства и национального богатства, позволяющие говорить о становлении качественно нового типа хозяйственной эволюции - так называемого современного экономического роста. За период немногим более 100 лет их совокупный продукт вырос почти в 10 раз, в т.ч. на душу населœения в 3,3-3,7 раза. Это означает, что по сравнению с первыми восœемью столетиями второго тысячелœетия средний темп изменения подушевого дохода увеличился на порядок (в 9-11 раз).

Возникла и сформировалась индустриальная цивилизация. Прогресс был достигнут как на базе расширения и углубления внутренних конкурентных рынков, так и в результате интенсификации внешних взаимосвязей стран, создания мирового капиталистического хозяйства. ʼʼСравнительно быстрая трансформация стран Запада и Японии, подчеркивает В.А. Мельянцев, и в данном, видимо, парадокс и парадигма развития определилась не только (а быть может, не столько?) масштабами вытеснения прежних форм производства, но и достижением органического синтеза современных и наиболее продуктивных из числа традиционных факторов роста͵ роль которых в становлении индустриальной цивилизации и придании ей относительной устойчивости оказалась весьма значительнойʼʼ. Внутренняя логика развития индустриальной цивилизации привела к научной революции на рубеже ХIХ-ХХ веков со всœеми вытекающими отсюда последствиями.

ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" 2017, 2018.

Вторая половина 18 века - переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, стартовал – в Англии.

Главными факторами промышленной революции в Англии были следующие:

  • формирование институтов, защищающих частную собственность и контрактные обязательства, в частности, независимой и эффективной судебной системы;
  • высокий уровень развития торговли;
  • формирование рынка факторов производства, в первую очередь рынка земли (то есть торговля землёй стала свободной и была освобождена от феодальных ограничений);
  • широкое применение наёмного труда и невозможность использования принудительного труда в широких масштабах;
  • развитость финансовых рынков и низкий уровень ссудного процента;
  • развитие науки.

Характерной чертой промышленной революции явился стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства. К характерным чертам относилось также начало использования энергии угля и пара.

Вплоть до начала Промышленной революции первичный сектор занимал важнейшее место в мировой экономике, а в пределах самого первичного сектора важнейшей отраслью являлось сельское хозяйство. Промышленная революция сопровождалась и тесно с ней связанной производственной революцией в сельском хозяйстве, ведущей к радикальному росту производительности земли и труда в аграрном секторе. Без второй первая просто невозможна в принципе, так как именно производственная революция в сельском хозяйстве обеспечивает возможность перемещения значительных масс населения из аграрного сектора в индустриальный. Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле и это потребовало развития металлургии. Главным достижением этой эпохи в металлургии была замена древесного угля, использовавшегося средневековыми кузнецами, на каменноугольный кокс. Промышленная революция сделала возможным промышленное производство некоторых наиболее востребованных на рынке химикатов, чем было положено начало развитию химической промышленности. Серная кислота была известна еще в средние века, но получали ее из окислов, образующихся при сжигании минеральной серы, в стеклянных сосудах. В 1746 г. Джон Ребук заменил их на более объемистые свинцовые, чем значительно увеличил производительность процесса.

Основной центр инноваций - Англия:

- Текстильная промышленность - Прядение нити из хлопка на прядильных машинах

- Паровой двигатель - Изобретенная Дж. Уаттом и запатентованная им в 1775 г. паровая машина первоначально использовалась в шахтах для откачивания воды. Но уже в 1780х годах она нашла применение в некоторых других механизмах, заменяя гидроэнергию там, где она была недоступна

- Металлургия - В черной металлургии кокс пришел на смену древесному углю, так же как ранее он уже использовался при производстве свинца и меди. Теперь кокс использовали не только при изготовлении передельного чугуна в доменных печах, но и для получения ковкого чугуна, в том числе при пудлинговании

Промышленная революция началась в Великобритании в последней трети XVIII века и приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки.

Промышленный переворот в России начался в 1830-1850-х годах, когда были созданы, практически с нуля, технически передовые для того времени текстильная и сахарная промышленность и началось техническое перевооружение металлургии. Но наиболее интенсивно индустриализация шла в периоды 1891-1900 гг., в 1920-1930-е годы и 1950-1960-е годы.

43. Машинно-техническая революция. Краткая характеристика. Географические аспекты.

Это фаза промышленной революции, охватывающая вторую половину XIX и начало ХХ в. Началом ее считают внедрение бессемеровского способа выплавки стали в 1860х годах, а кульминацией - распространение поточного производства и поточных линий. В 1860-1870х гг. технологическая революция быстро охватила Западную Европу, США, Россию и Японию.

В отличие от первой промышленной революции, основанной на инновациях в производстве чугуна, паровых двигателях и развитии текстильной промышленности, технологическая революция происходила на базе производства высококачественной стали, распространении железных дорог, электричества и химикатов. В эпоху второй промышленной революции развитие экономики было преимущественно основано на научных достижениях, а не просто удачных изобретениях

Инновации:

Бессемеровский процесс стал первым недорогим способом промышленного производства высококачественной стали. Изобретенный Генри Бессемером, он революционизировал изготовление стали за счет снижения трудоемкости и стоимости, что обеспечило массовое производство этого важнейшего материала. Вслед за бессемеровским вскоре появился мартеновский и другие способы выплавки стали.

Идея стандартизации узлов и механизмов появилась еще в начале XIX в., прежде всего в оружейном деле. Основанная на внедрении металлорежущих станков, к середине XIX в. стандартизация была широко внедрена в США и получила название «американской системы производства». Ее применение в производстве швейных и сельскохозяйственных машин привело к значительному повышению производительности труда. Происходивший в эпоху второй промышленной революции быстрый рост масштабов промышленных предприятий, на которые привлекали все больше рабочих, привел к разработке системы научной организации труда или «тейлоризма».

В производстве бумаги с изобретением бумагоделательной машины лимитирующим фактором стало сырье и возникла необходимость в переходе от дорогостоящего хлопка к более дешевому древесному сырью. В 1840х годах его готовили путем тонкого измельчения древесины, но к 1880 м годам перешли на химические способы обработки древесины.

Нефтяная промышленность зародилась около 1859 г. в США, где из нефти, добываемой в Пенсильвании, стали делать керосин для ламп. Керосиновые лампы обходились дешевле светильников на растительных и животных жирах и были более распространенными, чем появившиеся к тому времени в некоторых городах газовые фонари. Лишь к 1890 м годам в уличном освещении начали использовать электричество, а для освещения домов оно начало массово применяться лишь в 1920х годах. Бензин поначалу был побочным продуктом в производстве керосина, но в начале ХХ в. он нашел широкое применение в автомобилях, и для его массового производства начали применять крекинг

Электрический телеграф вначале применяли для связи на железных дорогах, но вскоре он стал общим средством связи.

Электрификация стала основой дальнейшего развития технологической революции к созданию поточных линий и поточного производства

К середине XIX в. был заложен фундамент современной химии и термодинамики, а к концу столетия обе эти науки приобрели современное состояние, что в свою очередь позволило заложить фундамент современной физической химии.

Характерные черты: Переход к индустриальному обществу. Развитие сферы услуг.

Центры инноваций: UK (остается лидером до сих пор, но по инвестициям в науку уже остает от США и Германии максимальный вклад в развитие научной теории электричества, Майкл Фарадей и Джеймс Максвелл, работали в Великобритании), USA (1869 г. – открытие первой трансконтинентальной железной дороги, по которой люди и грузы могли попасть с восточного побережья в Сан-Франциско за шесть дней; Строительство и эксплуатация железных дорог стимулировали развитие угледобычи и производства стали. Потребность в привлечении капитала и высокая доходность железных дорог способствовали консолидации американского финансового рынка на Уолл-стрит; С 1860 по 1890 гг. в США было оформлено около 500 000 патентов на новые изобретения, в десять раз больше, чем за предшествующие семьдесят лет.)Германия (бъединение германских капиталов в концерны, подобные американским трестам, позволяло использовать экономические ресурсы более эффективно, чем это происходило в Великобритании. По суше германские вооруженные силы теперь перемещались по железным дорогам. Кроме грузовых и пассажирских вагонов появились бронепоезда. После победы над Францией в ходе франко-прусской войны в 1871 г. Германия аннексировала промышленно развитые регионы Эльзаса и Лотарингии, что также усилило ее экономический и военный потенциал, К 1900 г. немецкая химическая промышленность доминировала на мировом рынке синтетических красителей.), начало 20в-СССР, Япония (Мэйдзи), Бельгия, получившая независимость в 1830 г., также стала к этому времени промышленно развитой страной. Компактная по территории, она быстро соединила железными дорогами все свои крупные, в том числе портовые города между собой и с соседними государствами, став крупнейшим транспортным узлом всего региона. В частности, торговые связи Великобритании с континентальной Европой теперь были преимущественно опосредованы бельгийскими торгово-промышленными центрами

Одновременно с положительными сторонами технологическая революция принесла Великобритании и ряду других европейских стран и экономические неурядицы. Появление поточного производства и резкое увеличение производительности труда привело к перепроизводству товаров, которые Великобритания и ранее экспортировала и не могла использовать для внутреннего потребления, даже учитывая растущие потребности ее заморских территорий. Последовавшее падение цен и экономическую нестабильность в 1873-1896 гг. сменил длительный период депрессии, когда производство уже не приносило высоких доходов и нередко становилось убыточным.

44. Научно-техническая революция. Географические аспекты.

Коренное качественное преобразование производительных сил, начавшееся в середине XX в., качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил, коренная перестройка технических основ материального производства на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.

В основе многих выдвинутых ныне теорий и концепций, объясняющих глубинные изменения в экономической и социальной структурах передовых стран мира, лежит признание нарастания значения информации в жизни общества. В связи с этим говорят также об информационной революции.

Черты НТР

  1. Универсальность, всеохватность: задействование всех отраслей и сфер человеческой деятельности
  2. Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований: сокращение времени между открытием и внедрением в производство, постоянное устаревание и обновление
  3. Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов: рост наукоемкости производства
  4. Военно-техническая революция: совершенствование видов вооружения и экипировки

Составные части НТР

  1. Наука: увеличение наукоемкости, повышение числа научных сотрудников и затрат на научные исследования
  2. Техника/Технология: повышение эффективности производства. Функции: трудосберегающая, ресурсосберегающая, природоохранная
  3. Производство:
    1. электронизация
    2. комплексная автоматизация
    3. перестройка энергетического хозяйства
    4. производство новых материалов
    5. ускоренное развитие биотехнологии
    6. космизация
  4. Управление: информатизация и кибернетический подход

Современная эпоха НТР наступила в 40-50-е годы. Именно тогда зародились и получили развитие её главные направления: автоматизация производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и применение новых конструкционных материалов и др. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства.

Для прогресса современной науки и техники характерно комплексное сочетание их, революционных и эволюционных изменений. Примечательно, что за два - три десятилетия многие начальные направления НТР из радикальных, постепенно превратились в обычные эволюционные формы совершенствования факторов производства и выпускаемых изделий. Новые крупные научные открытия и, изобретения 70-80-х годов породили второй, современный, этап НТР. Для него типичны несколько лидирующих направлений: электронизация, комплексная автоматизация, новые виды энергетики, технология изготовления новых материалов, биотехнология. Их развитие предопределяет облик производства в конце ХХ - начале XXI вв.

Наиболее важными чертами, характеризующими научно-техническую революцию, являются следующие.

1. Исключительно бурное развитие науки, превращение ее в непосредственную производительную силу. Чрезвычайно важным экономическим показателем эпохи НТР становятся затраты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Огромная доля их приходится на развитые страны: США, Японию, Великобританию, ФРГ, Францию. При этом расходы США значительно превышают расходы других стран. В России расходы на НИОКР значительно ниже, чем не только в США, но и в других странах, что, естественно, является следствием низкого технического уровня производства.

Очевидно, что развитие науки не может происходить без современной системы образования. Значительные успехи Японии в развитии наукоемких производств и во внедрении результатов НТР в промышленность напрямую связаны с системой образования - одной из лучших в мире.

2. Коренные преобразования в технической базе производства. Речь идет о широком применении ЭВМ, роботов, внедрении новых технологий и интенсификации старых методов и технологий, открытии и использовании новых источников и видов энергии, повышении эффективности труда за счет высококвалифицированной рабочей силы.

3. НТР влияет на отраслевую структуру материального производства, при этом в ней резко увеличивается доля промышленности, так как от нее зависит рост производительности труда в других отраслях хозяйства. Сельское же хозяйство в эпоху НТР приобретает индустриальный характер. В самой промышленности возрос удельный вес обрабатывающей отрасли, на которую приходится 9/10 стоимости всей продукции.Среди отраслей промышленности стали выделяться химическая, электроэнергетика, от которой в первую очередь зависит научно-технический прогресс, и машиностроение.

Новое на сайте

>

Самое популярное