Домой Россельхозбанк Преимущества и недостатки прямого и косвенного налогообложения. Достоинства и недостатки прямых и косвенных налогов

Преимущества и недостатки прямого и косвенного налогообложения. Достоинства и недостатки прямых и косвенных налогов

Главным недостатком косвенных налогов является то, чти при них о податной способности плательщиков приходится судить на основании посредствующих моментов, напр., по расходам или потреблению лица, тогда как истинная платежная способность не всегда и не вполне соответствует таким моментам. Далее в косвенном обложении весьма трудно осуществить равномерность обложения. При обложении же предметов первой необходимости, косвенные налоги становятся обратно пропорциональными средствам плательщиков.

Но, с другой стороны, косвенные налоги помогают осуществить общность обложения, которая при настоящем складе народного хозяйства недостижима при посредстве одного прямого обложение доходов и капиталов; косвенные налоги отличаются сравнительною нечувствительностью для плательщиков и дают возможность собирать средства для покрытие огромных современных государственных расходов.

К достоинствам косвенных налогов некоторые относят и то, что эти налоги уплачиваются как бы добровольно и что они, не распространяясь на сберегаемые доли доходов, способствуют бережливости. Но это никак не может относиться к налогам на предметы первой необходимости, при которых не может быть речи о добровольности уплаты их.

Главное достоинство косвенных налогов заключается в их высоких фискальных качествах, которыми объясняется широкое распространение и сильное развитие этих налогов.

Виды косвенных налогов

Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на: акцизы, фискальную монополию, таможенные пошлины.

В развитых странах преобладают акцизы – косвенные налоги на товары и услуги, которые производятся частными предприятиями. Акцизы устанавливаются на товары внутреннего производства, в отдельных странах акцизами также облагается и импорт товаров (Россия). Акцизы по способу взимания делятся на индивидуальные – устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров, и универсальные – взимаемые со стоимости всего валового оборота (НДС). Универсальные акцизы более выгодны с фискальной точки зрения (с расширением ассортимента товаров увеличивается поступление универсального акциза в бюджет), ими облагаются все товары, попадающие в реализацию. Первоначально универсальный акциз взимался на одной стадии (потребления) в розничной торговле. После Второй Мировой войны был введен каскадный налог с оборота (т.е. взимался на всех этапах производства). Сегодня для него характерна однократность обложения. Разновидность универсального акциза – НДС, который в отличие от налога с оборота взимается не со всей стоимости товара, а только с той части стоимости, которая добавляется на конкретной стадии производства. Добавленная стоимость включает: заработную плату, амортизацию, проценты за кредитные ресурсы, накладные расходы.

Второй вид косвенных нало гов – фискальная монополия – монопольное право государства на производство и (или) реализацию определенных товаров, он преследует чисто фискальную цель. Ставки не устанавливаются, поскольку государство является монополистом при производстве определенных видов товаров (например, винно-водочных изделий) и продает товар по очень высокой цене, которая включает в себя и сам налог. Фискальная монополия может быть частичной (или производство, или реализация), либо полной.

Третий вид косвенных налогов – это налоги на внешнюю торговлю: таможенные пошлины. Они подразделяются:

1. по видам - на экспортные, импортные, транзитные;

2. по построению ставок – на специфические (устанавливаются в твердой сумме), адвалорные (в процентах к стоимости) и сложные (сочетание специфических и адвалорных ставок) ;
3. по экономической роли – на фискальные, протекционистские (для защиты внутреннего рынка от импортных товаров), антидемпинговые (повышенные пошлины на товары, ввозимые по демпинговым ценам), преференциальные (система предпочтений - льготные пошлины на один импортный товар, либо на весь импорт).

20. Соотношение прямых и косвенных налогов.

Оценка соотношения прямого и косвенного налогообложения в России существенна не только с точки зрения выбора приоритетов налоговой политики, но и с точки зрения возможности использования зарубежного опыта. Несомненно, внедрение международных наработок в этой области должно происходить с учетом экономической и политической ситуации, менталитета, а также отличий национального законодательства о налогах и сборах. В результате разумное использование и совершенствование зарубежных методик в российской действительности может привести к расчету оптимальной модели соотношения прямых и косвенных налогов.

Таким образом, для создания эффективной и устойчивой налоговой модели России необходимо определить оптимальный уровень соотношения косвенного и прямого налогообложения, а именно: их долевое участие. Кроме того, следует оценить влияние и соотношение видов налогов в рамках этих двух групп налогов, то есть прийти к их оптимальной величине (налоговой нагрузке, которая была бы благоприятна как для налогоплательщика, так и приемлема для государства).

В зарубежной практике выделяют четыре базисных модели систем налогообложения, в зависимости от их ориентации на прямые и косвенные налоги.

Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налогов незначительна. В США, например, подоходный налог с населения формирует 44% доходов бюджета. Платежи населения превышают налоги с предприятий. Эта модель применяется также в Австралии, Великобритании, Канаде и в других странах.

Евроконтинентальная модель отличается высокой долей отчислений на социальное страхование, а также значительной долей косвенных налогов: поступления от прямых налогов в несколько раз меньше поступлений от косвенных. К примеру, в Германии доля поступлений на социальное страхование составляет 45% доходов бюджета, от косвенных налогов - 22%, а от прямых налогов - всего 17%. Аналогичны показатели и других стран, ориентированных на эту модель, - Нидерландов, Франции, Австрии, Бельгии. Латиноамериканская модель ориентирована на обложение традиционными косвенными налогами, что обусловлено высоким уровнем инфляции. Так, доля косвенных налогов в доходной части бюджета страны составила в Чили - 46%, Боливии - 42% и Перу - 49%. Смешанная модель, сочетающая черты других моделей, применяется во многих странах. Государства выбирают ее для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов, избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов. Особенностью является существенный перевес доли прямых налогов с организаций над долей прямых налогов с физических лиц. Российская налоговая система является представителем латиноамериканской и евроконтинентальной моделей, т.е. для нее свойствен приоритет в распределении налогового бремени косвенных налогов на бизнес (около 70%).

В России «объективно сложившиеся экономические условия не позволяют пока ориентироваться на англосаксонскую модель, однако уже сейчас существуют реальные возможности перехода на смешанную модель распределения налогового бремени, в которой прямые подоходные налоги и косвенные налоги на бизнес распределялись бы примерно поровну в общих налоговых поступлениях

в бюджет и внебюджетные фонды».

Для равномерного распределения прямых и косвенных налогов необходимо рассчитать и установить определенный баланс, поскольку отдельные налоги и сборы должны продуктивно сосуществовать между собой, а налоговая система в целом - с внешнеэкономической средой. При этом возможно использование опыта зарубежных стран, но главное - с учетом специфики экономического развития России.

Прямые налоги. Преимущества:

1. Экономические – прямые налоги дают возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет.

2. Регулирующие – в странах с развитой рыночной экономикой прямое налогообложение является важным финансовым рычагом регулирования экономических процессов

3. Социальные – прямые налоги способствуют распределению налогового бремени таким образом, что большие налоговые расходы имеют те члены общества, у которых более высокие доходы.

Недостатки: 1. Организационные – прямая форма налогообложения требует сложного механизма взимания налогов, т.к. связана с достаточно сложной методикой ведения бухгалтерского и налогового учета. 2. Контрольные – контроль поступления налоговых платежей требует существенного расширения налогового аппарата и разработки современных методов учета и контроля плательщика. 3. Полицейские – прямые налоги связаны с возможностью уклонения от их уплаты из-за несовершенного финансового контроля. 4. Бюджетные – прямое налогообложение требует определенного развития рыночных отношений, т.к. только в условиях реального рынка может формироваться реальная рыночная цена и реальные доходы, но не исключены и убытки, поэтому прямые налоги не могут являться стабильным источником дохода бюджета.

Косвенные налоги. Преимущества: 1. Организационные – для косвенных налогов характерна простота уплаты и регулярность поступления в бюджет, их удержание и контроль не требуют расширения налогового аппарата. 2. Бюджетные – т.к. косвенные налоги увеличивают доходы государства за счет роста населения и его благосостояния, то они более выгодны для стран, прогрессирующих в экономическом отношении. 3. Политические –косвенные налог завуалирован в цене товара и если плательщик и осознает, что цена увеличивается налогом, то он все равно получает взамен необходимый продукт. 4. Полицейские – налоги воздействуют на совокупное потребление путем удорожания того или иного продукта, при этом важно сдерживающее воздействие государства на потребление продуктов вредных для здоровья и нравственности нации. 5. Экономические – для конечного потребителя косвенные налоги удобны тем, что определяются размером потребления, удобством уплаты во времени, близостью к месту внесения, отсутствием принудительного характера, не требует накопления определенных сумм.

Недостатки: 1. Обременение для многосемейных: фактическая оплата налога осуществляется главой семьи, а формируется всеми членами семьи. 2. Политические – право взимания косвенных налогов почти никогда не оспаривается. Объектом политической борьбы обычно становится подоходный налог или налог на прибыль. 3. Социально-экономические – отдельные лица уплачивают косвенные налоги не пропорционально своему доходу или капиталу, чрезмерно обременяя низкооплачиваемые слои населения. 4. Предпринимательские – косвенные налоги в условиях развитых рыночных отношений ограничивают размер прибыли предпринимателя, т.к. в условиях конкуренции не всегда возможно повышение цены на величину косвенных налогов, особенно в случаях повышения ставок этих налогов.

Формирование налоговой системы, классические принципы ее построения.

Налоговая система – это совокупность налогов, сборов и платежей законодательно закрепленных в данном государстве, принципов, форм и методов их установления, изменения или оплаты; действий, обеспечивающих их уплату, контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства.

Критерии научной обоснованности налоговой системы: 1) системный подход; 2) создание базы; 3) наличие законодательной основы; 4) формирование определенных принципов (экономических, юридических, организационных).

Экономические принципы налогообложения были сформулированы впервые А. Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народа» (1776 г.).

Экономические принципы: 1. Хозяйственная независимость и свобода налогоплательщика, основанная на праве частной собственности. 2. Справедливость – равная обязанность граждан платить налоги соразмерно своим доходам. 3. Определенность – сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику. 4. Удобность – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобство налогоплательщику. 5. Экономия – издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.

Немецким экономистом Вагнером сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

1. Этические : а) всеобщность налогов; б) неприкосновенность личной свободы при обложении и взимании налогов; в) соразмерность обложение с платежеспособностью.

2. Принципы управления налогами: а) определенность обложения; б) удобство обложения и взимания для плательщика; в) дешевизна взимания и минимум налогового бремени.

3. Народно-хозяйственные принципы: а) надлежащий выбор источника налогов; б) комбинация совокупных налогов в такую систему, которая обеспечивала бы достаточные поступления в бюджет.

Налоговая система Украины, принципы ее построения.

Сегодня приходится признать, что государство без налогов - это утопия. Налоги - основная форма доходов государства в современном цивилизованном обществе.

Формирование собственной независимой налоговой системы Украины начиналось на рубеже 1991-1992 гг. Так, 5 декабря 1990 г. был принят Закон Украинской ССР «О бюджетной системе Украин­ской ССР», а 25 июня 1991 г. - Закон Украинской ССР «О системе на­логообложения». Таким образом, было положено начало созданию в Украине своей автономной системы налогообложения.

В связи с провозглашением независимости Украины и перехо­дом экономики на рыночные отношения с 1 января 1992 г. был введен в действие целый пакет новых законодательных актов по налогообло­жению, в частности «О налоге на добавленную стоимость», «Об акциз­ном сборе», «О налогообложении доходов предприятий и организа­ций» и ряд других.

Принципы построения налоговой системы Украины сформулированы в Законе Украины «О системе налогообложения» от 18.02.97 г. : 1) стимулирование деловой активности; 2) обязательность уплаты налогов; 3) равнозначность и пропорциональность; 4) равенство; 5) социальная справедливость; 6) стабильность; 7) экономическая обоснованность; 8) равномерность уплаты; 9) компетенция; 10) единство подхода; 11) доступность.

Обзор Закона «О системе налогообложения».

Ставки, механизм взимания налогов и сборов и льготы по налогообложению не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов о налогообложении.

Налоги и сборы, взимание которых не предусмотрено настоящим законом, уплате не подлежат.

Изменения и дополнения в настоящий закон и законы о налогообложении относительно льгот, ставок налогов, механизме их уплаты вносят не позднее, чем за 6 месяцев до начала нового бюджетного года и вступают в силу с нового года.

Факторы, показатели и структура налоговой системы.

Факторы: 1. Сложившиеся в стране пропорции в распределении функций между центральными и местными органами государственной власти. 2. Доля налогов среди источников доходов бюджета. 3. Степень контроля центральной администрации за органами местной власти.

Показатели: I. Экономические: – налоговый гнет, – соотношение доходов от внутренней и внешней торговли, – соотношение прямого и косвенного налогообложения, – структура прямых налогов, – структура косвенных налогов. II. Политико-правовые: – соотношение компетенций центральных и местных органов власти, – разные налоги, – разные ставки, – разные доходы.

Структура налоговой системы: 1) система налоговых органов; 2) система и принципы налогового законодательства; 3) принципы налоговой политики; 4) порядок распределения налогов по бюджетам; 5) фонды и методы налогового контроля; 6) решение проблем устранения двойного налогообложения и т.д.

Структура налоговой системы Украины:


17. В стране действует прогрессивная система налогообложения. Доход до 20 тыс. ден. ед. облагается налогом в 15%. Доход от 20 тыс. до 30 тыс. ден. ед. облагается налогом в размере 25%. Доход в размере более 30 тыс. ден. ед. облагается налогом в 35%. Гражданин Иванов получил доход в размере 36 тыс. ден. ед. и заплатил налог в размере 6,5 тыс. ден. ед. Сколько денег недополучило государство?

18. МРС = 0,5. Определите, чему равен мультипликатор государственных расходов и налоговый мультипликатор? Почему налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов?

19. Предприниматель использует труд 10 рабочих и платит каждому 20 000 тыс. ден. ед. в месяц. Ставки налогов: единого социального – 26%, подоходного – 13%. Какую сумму недополучает государство в виде налогов, если половина рабочих не оформлена?

20. Динамика между изменением потребления и дохода представлена в табл. 10.6. По имеющимся данным:

а) нарисуйте кривую потребления и определите, чему равен
угол ее наклона;

б) чему равна величина MPS;

в) чему равен мультипликатор расходов?

г) чему равен налоговый мультипликатор?

г) пусть ввели налог, не зависимый от уровня дохода, в размере 10 млн. ден. ед. Как при этом изменится мультипликатор расходов? Налоговый мультипликатор? Как это отразится на экономической ситуации в стране?

Таблица 10.6

21. Почему считается, что государственный бюджет – наглядное подтверждение теории общественного выбора? Прокомментируйте выражение: «Принятый бюджет – это всегда компромисс».

22. Выделите в порядке значимости четыре основных источника доходов государственного бюджета развитых стран:

а) доходы от государственной собственности;

б) налог на наследство;

в) чистые поступления от привлечения средств с рынка свободных капиталов;

г) налог на добавленную стоимость;

д) таможенные пошлины;

е) налог на имущество;

ж) социальные взносы;

з) налог на операции с ценными бумагами;

и) налог на прибыль компаний;

к) налог на личные доходы.

23. Назовите в порядке значимости три главные статьи расходов государственного бюджета:

а) административно-управленческие расходы;

б) выплаты по государственному долгу;

в) займы и помощь иностранным государствам;

г) расходы на социальные услуги (образование, пенсии и т.д.);

д) оборона страны;

е) государственные инвестиции;

ж) расходы на охрану и улучшение окружающей среды.

24. В стране действует пропорциональная система налогообложения. Ставка подоходного налога 15%. Реальные доходы населения 1300 ден. ед. Государственные расходы 190 млн. ден. ед. По подсчетам специалистов доходы населения в условиях полной занятости составят 2000 ден. ед. Структурное состояние бюджета:

а) профицит 5 млн. ден. ед.;

б) дефицит 5 млн. ден. ед.;

в) профицит 110 млн. ден. ед.;

г) профицит 700 млн. ден. ед.

25. Проанализируйте следующие источники финансирования дефицита федерального бюджета:

а) бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;

б) кредиты международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте;

г) кредиты, получаемые правительством от кредитных организаций, номинированные в рублях;

д) государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

е) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

ж) реализация части государственного имущества.

Определите, какие из перечисленных источников покрытия дефицита относятся к внутренним, а какие - к внешним.

26. Правительство получило займ на сумму 2 млн. ден. ед. под 10% годовых на 10 лет. Эти средства предполагают использовать для финансирования проектов, которые ежегодно будут приносить прирост ВВП в размере 0,6 млн. ден. ед. в течение 10 лет. Государственный долг увеличился на:

а) 1,4 млн. ден. ед.;

б) 1,8 млн. ден. ед.;

в) 2 млн. ден. ед.;

г) 4 млн. ден. ед.

27. Прокомментируйте утверждение: «Заимствования государства на внешнем рынке всегда приводят к утрате самостоятельной экономической политики и подчинению интересам кредиторов». Приведите примеры, подтверждающие это утверждение, опираясь на экономическую историю современной России.

28. На основании данных, приведенных в табл. 10.7, рассчитайте темпы роста ВВП и государственного долга и сделайте выводы о перспективах погашения государственного долга?

Таблица 10.7

19. Правительство получило займ на сумму 2 млн. ден. ед. под 10% годовых. Эти средства будут направлены на финансирование проекта, который ежегодно будет приносить прирост ВВП в размере 0,6 млн. ден. ед. Через сколько лет страна погасит долг.

20. Экономика описана следующими данными: реальная ставка процента равна 3%, темп роста реального ВНП 7%, соотношение «долг/ВНП» составляет 50%, а первичный дефицит государственного бюджета 5% от ВНП. Определите, будет ли соотношение «долг/ ВНП» возрастать или снижаться?

Тесты

1. Бюджетная система РФ является:

а) одноуровневой;

б) двухуровневой;

в) трехуровневой;

г) четырехуровневой.

2. Основными целями бюджетно-налоговой политики являются:

а) сглаживание колебаний экономического цикла;

б) стабилизация темпов экономического роста;

в) обеспечение высокого уровня занятости при низкой инфляции;

г) все вышеперечисленное.

3. Какой налог является источником формирования государственных внебюджетных социальных фондов:

а) налог на доходы физических лиц;

б) налог на имущество организаций;

в) единый социальный налог;

г) налог на прибыль организаций.

4. По мнению монетаристов, фискальная политика государства может оказаться неэффективной, так как:

а) инвестиционные расходы не чувствительны к изменениям процентной ставки;

б) заимствуя деньги у населения для финансирования бюджетного профицита, государство способствует повышению процентной ставки и провоцирует эффект вытеснения;

в) заимствуя деньги у населения для финансирования бюджетного дефицита, государство способствует повышению процентной ставки и провоцирует эффект вытеснения;

г) эффект вытеснения в результате стимулирующей фискальной политики невелик, так как кривая спроса на инвестиции относительно крутая.

5. Если правительство изменяет размеры налоговых ставок и государственных расходов, то регулирование экономики осуществляется методами:

а) автоматической фискальной политики;

б) политики встроенных стабилизаторов;

в) дискреционной фискальной политики;

г) монетарной политики.

6. Дискреционная фискальная политика предполагает:

а) автоматическое саморегулирование;

б) действие государства по своему усмотрению;

в) расширение денежной массы;

г) сужение денежной массы.

7. Встроенные стабилизаторы действуют в рамках:

а) дискреционной фискальной политики;

б) автоматической фискальной политики;

в) кредитной экспансии;

г) кредитной рестрикции.

8. К автоматическим (встроенным) стабилизаторам относят:

а) расходы госбюджета на ВПК;

б) прогрессивное налогообложение;

в) косвенные налоги;

г) расходы госбюджета на здравоохранение и образование.

9. Для преодоления экономического спада государство проводит:

а) стимулирующую автоматическую фискальную политику;

б) стимулирующую дискреционную фискальную политику;

в) сдерживающую дискреционную фискальную политику;

г) сдерживающую автоматическую фискальную политику.

10. Сдерживающая бюджетно-налоговая политика предполагает:

а) рост государственных расходов;

б) снижение налогов;

в) одновременное увеличение налогов и государственных расходов;

г) рост налогов и снижение государственных расходов.

11. К стимулирующей бюджетно-налоговой политике относится:

а) увеличение налогов;

б) увеличение государственных расходов при снижении налогов;

в) сокращение расходов государства;

г) снижение и налогов, и государственных расходов.

12. Инструментом сдерживающей фискальной политики является:

а) повышение нормы обязательных резервов;

б) повышение налоговых ставок;

в) увеличение трансфертов;

г) новые займы.

13. Мультипликатор государственных расходов:

а) равен мультипликатору инвестиций;

б) равен налоговому мультипликатору;

в) равен мультипликатору трансфертов;

г) не связан с данными величинами.

14. Если предельная склонность к потреблению равна 0,75, то налоговый мультипликатор:

а) равен -2;

б) равен -3;

в) равен -4;

г) равен -5.

15. Если предельная склонность к потреблению равна 0,75, то мультипликатор государственных расходов:

а) равен 2;

б) равен 3;

в) равен 4;

г) равен 5.

16. Прямой налог:

а) взимается с непосредственного владельца объекта налогообложения;

б) уплачивается конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных средств государству;

17. Косвенный налог:

а) уплачивается конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных средств государству;

б) взимается с непосредственного владельца объекта налогообложения;

в) это такой налог, у которого ставка увеличивается по мере роста объекта налога;

г) это такой налог, у которого ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения.

18. Подоходный налог – это:

а) косвенный налог;

б) прямой налог;

в) пропорциональный налог;

г) прогрессивный налог.

19. Налог на прибыль – это:

а) прямой налог;

б) косвенный налог;

в) пропорциональный налог;

г) прогрессивный налог.

20. Налог на добавленную стоимость – это:

а) прямой налог;

б) прогрессивный налог;

в) косвенный налог;

г) регрессивный налог.

21. К акцизам относится:

а) налог на наследство;

б) налог на добавленную стоимость;

в) налог на имущество;

г) налог, начисляемый на табак.

22. Прямым налогом является:

а) таможенная пошлина;

б) налог на наследство;

в) налог с продаж;

23. Косвенным налогом является:

а) налог с продаж;

б) подоходный налог;

в) налог на прибыль;

г) налог на дарения.

24. Прямые налоги ориентированы на:

б) сделки;

в) личную работоспособность;

г) торговлю.

25. Косвенные налоги ориентированы на:

в) личную работоспособность;

г) коллективную работоспособность.

26. Акцизный налог оплачивают:

а) потребители данного товара;

б) все налогоплательщики;

в) лица с высоким уровнем доходов;

г) иностранные граждане, чьи фирмы функционируют на территории данной страны.

27. К прямым налогам можно отнести:

а) акцизный налог;

б) налог на доход от собственности;

в) таможенную пошлину;

г) налог на добавленную стоимость.

28. При прогрессивной системе налогообложения степень неравенства в обществе после взимания налогов:

а) увеличивается;

б) не изменяется;

в) изменяется, если доля лиц с высоким уровнем доходов достаточно велика;

г) уменьшается.

29. При пропорциональной системе налогообложения степень неравенства в обществе после взимания налогов:

а) не изменяется;

б) уменьшается;

в) увеличивается;

30. При регрессивной системе налогообложения степень неравенства в обществе после взимания налогов:

а) не изменяется;

б) увеличивается;

в) уменьшается;

г) изменяется, если доля лиц с высоким уровнем доходов достаточно велика.

31. Рост налоговых ставок:

а) заставляет предпринимателя больше трудиться, чтобы заплатить налоги;

б) способствует росту ВВП;

в) уменьшает деловую активность;

г) способствует постоянному росту налоговых поступлений в государственный бюджет.

32. Если налоговая ставка повысилась, то:

а)поступления в госбюджет будут обязательно увеличиваться;

б)поступления в госбюджет будут автоматически сокращаться с ростом ставки, так как это ведет к уменьшению прибыли;

в) поступления в бюджет не зависят от размера налоговой ставки;

г) поступления в бюджет сначала увеличиваются, а затем сокращают­ся, так как начинает сужаться налоговая база, с которой взимается налог.

33. Правительство страны, снижая налоги, добивается цели:

а) не допустить «перегрева» экономики;

б) замедлить темп инфляции;

в) снизить уровень безработицы;

г) замедлить быстрый рост процентных ставок.

34. Кривая Лаффера характеризует:

а) неравенство в распределении доходов в стране;

б) связь между уровнем безработицы и объемом ВНП;

в) связь между уровнем безработицы и уровнем инфляции;

г) связь между размером налоговой ставки и объемом налоговых поступлений в государственный бюджет.

35. Если налоги на предпринимательство растут, то:

а) совокупный спрос сокращается, а совокупное предложение не меняется;

б) совокупное предложение сокращается, а совокупный спрос не ме­няется;

в) сокращаются и совокупное предложение, и совокупный спрос;

г)растут совокупное предложение и совокупный спрос.

36. Государственный бюджет это:

а) все суммы, поступившие в казну;

б) перечень государственных доходов;

в) финансовый план государства, сопоставляющий ожидаемые доходы и расходы;

г) бюджеты субъектов Федерации.

37. В качестве третьего уровня бюджетной системы РФ выступают:

а) бюджеты субъектов РФ;

б) бюджеты предприятий;

в) местные бюджеты;

г) бюджеты внебюджетных фондов.

38. Бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов, называются:

а) дотациями;

б) субвенциями;

в) репарациями;

г) субсидиями.

39. К расходам государственного бюджета относится:

а) отчисления работодателей на социальное страхование;

б) экспортные пошлины;

в) проценты по государственному внешнему долгу;

г) прибыль государственных предприятий.

40. Капитальные расходы бюджета не предполагают:

а) государственную поддержку бюджетов других уровней;

б) ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

в) кредиты иностранным государствам;

г) трансферты населению.

41. Циклически сбалансированный бюджет:

а) будет усиливать циклические колебания в экономике;

б) характеризуется равенством между суммой всех профицитов, образовавшихся в период подъёма, и суммой всех дефицитов, возникающих при рецессии;

в) обеспечивает равенство бюджетных доходов и расходов в каждой фазе экономического цикла;

г) характеризуется равенством между суммой всех дефицитов, образовавшихся в период подъёма, и суммой всех профицитов, возникающих при рецессии.

42. Дефицит бюджета, представляющий собой разность между реальным и структурным дефицитом называется:

а) активным;

б) пассивным;

в) фактическим;

г) циклическим.

8. Если при бюджетном дефиците наблюдается полная занятость, то имеет место:

а) структурный дефицит;

б) циклический дефицит;

в) фактический дефицит;

г) реальный дефицит.

43. К внутренним источникам финансирования бюджетного дефицита относятся:

а) кредиты международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте;

б) кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ;

в) кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, предоставленные в иностранной валюте;

г) государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ.

44. К внешним источникам финансирования бюджетного дефицита относятся:

а) государственные займы, осуществляемые путём выпуска государственных ценных бумаг;

б) государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путём выпуска государственных ценных бумаг;

в) кредиты, получаемые правительством от кредитных организаций, номинированные в рублях;

г) остатки по государственным запасам и резервам.

45. Финансировать бюджетный дефицит в условиях инфляционной экономики предпочтительнее за счет:

а) эмиссии;

б) внешних займов;

в) внутренних займов;

г) выпуска ценных бумаг.

46. Государственный долг – это:

а) общая, накопленная за все годы сумма дефицитов бюджета;

б) сумма внешних займов;

в) сумма внутренних займов;

г) задолженность правительства населению.

47. Величина государственного долга рассчитывается как:

а) сальдо государственного бюджета в текущем году;

б) сумма общего долга всех граждан страны;

в) сумма задолженности предпринимательского сектора остальному миру;

г) сумма непогашенных государством внешних и внутренних обязательств.

48. Долговое бремя – это:

а) сумма бюджетного дефицита;

б) величина государственного долга;

в) отношение государственного долга к ВВП;

г) отношение бюджетного дефицита к ВВП.

49. Изменение условий государственного долга, относящееся к его срокам, называется:

а) конверсией;

б) консолидацией;

в) консенсусом;

г) конвертированием.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

Таблица 1.2.1 - Сравнительная характеристика прямых и косвенных налогов

Косвенные налоги – это неотъемлемая часть любой страны, на долю которых приходится значительная часть государственных доходов. Различия находятся лишь в механизме их расчётов и взимания, что связано с различными представлениями в странах о сущности косвенных налогов, сложившихся в результате деления налогов на прямые и косвенные.

Любая классификация условна и имеет недостатки. В особой степени, как отмечает С. Г. Пепеляев, это касается классификации налогов, в которых переплетены политические, юридические и экономические аспекты. Классификации, являющиеся корректными с экономических позиций, зачастую являются несовершенными с политических и правовых позиций.

С этой точки зрения, рассмотрим классификацию налогообложения на прямое и косвенное.

Основное различие прямого и косвенного налогообложения состоит в форме взимания налогов. В этой связи, уместно привести следующее суждение известного российского ученого И. Х. Озерова: «Самый масштаб, которым определяется размер суммы, причитающейся с каждого плательщика, мы оставим в стороне. Смена этих масштабов имеет свою очень интересную историю: сначала таким масштабом была общая имущественная масса; затем последняя распадается на отдельные формы - поземельное владение, обладание недвижимостью, капиталом, размер жалования; выступают как объекты обложения - потребление хлеба, водки, табака, сахара, объем пользования почтовыми учреждениями, железными дорогами и т. д. Все это имеет свою историю, и определяющим моментом здесь являются интересы разных групп, экономический уровень страны и прочее. Но этот вопрос - вопрос о мере, которой измеряется налогоспособность плательщика, рассматривается в другом месте. Допустим, что налогоспособность плательщика измерена, и займемся самим моментом - как сумма, назначенная с того или иного плательщика, переходит в кассу государства. Это вопрос о формах взимания».

Один из видных представителей отечественной финансово-правовой науки И. И. Янжул отмечал, что разделение налогов на прямые и косвенные наиболее общепринято, однако «представляет и наибольшие затруднения для точного определения этих понятий и для правильного распределения между ними отдельных видов обложения».

Рассмотрим еще несколько теоретических точек зрения о косвенном налогообложении. Основоположник отечественной теории налогообложения Н. И. Тургенев в своей работе «Опыт теории налогов» (1818 г.) писал: «Обыкновенно разделяют налоги на непосредственные, или прямые, и на посредственные, или непрямые. Под первыми разумеют те налоги, кои прямо, или непосредственно, налагаются на лицо или на недвижимый капитал. Под последними разумеют те налоги, кои налагаются не прямо на того, кто оные платит, но на товары, в цене коих заключается вместе и налог, так что тот, кто покупает товар, платит вместе с ценою и подать. Сии налоги называются также налогами с потребления».

Н. П. Кучерявенко выделил следующую особенность косвенных налогов: они взимаются в процессе расходования материальных благ, определяются размером потребления, включаются в виде надбавки к цене товара и уплачиваются потребителем. Он считал, что в косвенном налогообложении можно выделить формального и реального плательщика налога. Формальный плательщик – это продавец продукции (работ, услуг), который выступает посредником между государством и потребителем продукции (работ, услуг). Реальный плательщик – потребитель продукции (работ, услуг). По его мнению, данное разграничение можно считать критерием деления налогов на прямые и косвенные: для прямых налогов характерно совпадение формального и фактического налогоплательщиков, для косвенных налогов не совпадение. Еще одним критерием, по мнению Н. П. Кучерявенко, является включение налога в цену продукции (работ, услуг). Согласно нему, прямые налоги включаются в цену продукции еще на стадии производства, а косвенные выступают надбавкой к цене продукции (работ, услуг).

Таким образом, изучив литературу и мнения различных авторов по вопросу классификации налогообложения (на прямое и косвенное), можно сделать вывод, что основой деления налогов является экономическая теория о распределении налогового бремени. В соответствии с ней, прямыми называют те налоги, юридический субъект которых предположительно несет и экономическое бремя налогообложения. В отношении косвенных налогов изначально предполагается, что бремя их будет фактически переложено с лица, уплачивающего налог в бюджет, на какое-то иное лицо - носителя налога.

Так как объектом изучения выступает косвенное налогообложение, рассмотрим преимущества и недостатки косвенных налогов.

У. Петти, английский экономист, родоначальник классической политэкономии в «Трактате о налогах и сборах» обосновал преимущества косвенных налогов следующим образом: «Во-первых, естественная справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что он действительно потребляет. Вследствие этого, такой налог вряд ли навязывается кому-либо насильно и его чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости. Во-вторых, этот налог, если он только не сдается на откуп, а регулярно взимается, располагает к бережливости, что является единственным способом обогащения народа. В-третьих, никто не уплачивает вдвое или дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза. В-четвертых, при этом способе обложения всегда можно иметь превосходные сведения о богатстве, росте, промыслах и силе страны в каждый момент».

Недостатком косвенного налогообложения можно считать следующее: косвенные налоги не всегда в полном объеме можно переложить на потребителя, так как нет уверенности в том, что товар по увеличенным ценам будет пользоваться спросом на рынке товаров (работ, услуг).

Приведем сопоставление позитивных и негативных моментов косвенного налогообложения на макроуровне в таблице 1.2.2.

Таблица 1.2.2 - Соотношение позитивных и негативных сторон применения косвенного налогообложения на государственном уровне

Плюсы косвенного налогообложения

Минусы косвенного налогообложения

Приносят государству доход, естественно возрастающий без каких-либо изменений в размерах налогов, лишь вследствие увеличения количества населения и роста благосостояния (А. Н. Гурьева)

Не могут затронуть самую налогоспособную часть доходов – сбережения (А. Н. Гурьева)

Падает на предметы широкого потребления (М. Н. Соболев)

Дестимулирующее влияние на экономический рост, особенно малого предпринимательства (М. Н. Соболев)

Возвратный характер при реализации для производителей и предпринимателей, прогрессивный метод обложения (А. А. Рубанов)

Большие административные расходы по взиманию.

Высокая завуалированность изъятия, когда утрачивается непосредственная зависимость между платежом налога и осознанием этого платежа.

Косвенные налоги обладают обратной прогрессивностью.

Отказ от потребления тех или иных товаров дает возможность плательщикам избежать данного вида налогообложения

Нарушение принципа всеобщности.

Величина уплачиваемых косвенных налогов прямо пропорциональна количеству потребленных товаров и услуг (минус заключается в том, что рост иждивенцев в семье приводит к существенному росту налога).

Уже к концу XIX века сложилось мнение о необходимости совершенствования косвенного налогообложения. По мнению И. И Янжула, который высказывался о косвенном налогообложении следующим образом: «Государство полагает, что потребление плательщиком товара - признак существования в доходах этого плательщика «налогоспособных» частей и ставит налог в зависимость от этого потребления» при организации косвенных налогов необходимо соблюдать шесть правил. Рассмотрим соблюдение этих правил на данный момент в налоговой системе Российской Федерации (Таблица 1.2.3).

Таблица 1.2.3 - Соблюдение правил организации косвенных налогов на сегодняшний день, сформулированных И. И. Янжулом

№ п/п

Принципы современной организации косвенного налогообложения, в т. ч. НДС

Косвенному обложению должны подлежать главным образом предметы второстепенной важности, предметы первой необходимости должны по возможности освобождаться от него. Чем более предмет распространен в потреблении, тем он более необходим и тем менее следует его считать способным к косвенному обложению.

Объектом налогообложения по НДС являются реализация товаров на территории РФ; передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисления; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Не подлежат налогообложению реализация медицинских товаров; медицинских услуг; услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях; продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми; других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и др.

Не должно быть слишком большого числа косвенных налогов, ибо при большом их количестве они имеют тенденцию сдерживать развитие экономики страны

В России к косвенным налогам в настоящее время относятся акцизы, таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость.

Косвенные налоги должны распространяться лишь на такие объекты и взиматься лишь в такие моменты, когда есть возможность вовремя уследить за облагаемым предметом. Налог должен поражать предмет прежде, чем он успеет перейти в руки потребителю. Т. е., наилучшими в косвенном обложении должны считаться два способа: во-первых, когда налог целиком уплачивается вперед производителем; во-вторых, когда налог целиком уплачивается продавцом.

При налогообложении НДС применяются оба способа взимания косвенных налогов:

При реализации товара производителем налог уплачивается вперед производителем;

При реализации товара продавцом налог уплачивается продавцом.

Если облагаемый продукт разделяется по качеству и цене, то оклады косвенного налога также должны быть дифференцированы, по возможности прогрессивным образом.

При обложении НДС оклады налога по облагаемым продуктам, имеющим различную цену, дифференцируются применением налоговой ставки. Чем выше цена товара, тем выше налоговый оклад по реализуемым товарам.

Продолжение таблицы 1.2.3

Высота окладов должна соотноситься как с характером облагаемых предметов, так и с величиной потребности в них. При этом она не должна вредить доходности косвенного налога, т. е. не должна переходить той границы, за которой вследствие чрезмерного уменьшения потребления данного продукта доход от его обложения начинает падать.

Данное правило соблюдается установлением пониженных ставок по НДС (в России - 10%) при реализации продовольственных товаров (кроме подакцизных), товаров для детей по установленному перечню.

Косвенное обложение предметов отечественного производства должно сопровождаться установлением соответствующих таможенных пошлин на импортируемые предметы.

Действие принципа «по стране назначения», при котором налогом облагаются импортируемые товары при пересечении границы, обеспечивает конкурентоспособность предметов отечественного производства.

Большинство правил, сформулированных И. И.Янжулом, являются актуальными и на сегодняшний день: например, не подлежит обложением налогом на добавленную стоимость реализация социально значимых товаров и услуг; в России можно выделить основной косвенный налог – НДС; при налогообложении НДС соблюдается правило взимания косвенных налогов производителями или продавцами, уплата осуществляется и производителями, и продавцами на всех стадиях реализации товаров; применяется твердая ставка при взимании НДС, в результате чего, сумма НДС увеличивается пропорционально увеличению цены продукта, на которой начисляется налог; на соотношение спроса и предложения оказывает непосредственное влияние величина ставки НДС (так как налог увеличивает цену товара); проблема импорта и экспорта решается установлением принципа «страны назначения», таможенные пошлины дифференцируются в целях поддержки отечественного производителя.

На рисунке 1.2.3 представлены основные факторы, которые способствуют поиску подходов к выбору оптимального налога из системы косвенного налогообложения.

Рисунок 1.2.3 - Основные факторы, способствующие поиску подходов к выбору оптимального налога из системы косвенного налогообложения

На рисунке 1.2.4 отображены аспекты взаимодействия недостатков и достоинств косвенного налогообложения с представленными факторами косвенных налогов.

Рисунок 1.2.4 – Сопоставление основных факторов, с учетом которых должен устанавливаться косвенный налог в современных условиях, с общими недостатками косвенного налогообложения.

Вопросы, касающиеся косвенных налогов в системе налогообложения, его значение в государственном регулировании экономики, а также аспекты формирования наиболее эффективной и совершенной системы налогообложения исследуются и на сегодняшний день множеством ученых и практиков.

Применение косвенного налогообложения как инструмента оптимизации состояния экономики было вызвано, главным образом, возникшей необходимостью гармонизации собственной налоговой системы с налоговыми системами стран Европы и Америки, а также возможностью увеличить доходность бюджетов и достичь высокого уровня систематизации бюджетных доходов государства.

Нынешняя налоговая система Российской Федерации представлена следующими косвенными налогами: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

При этом наиболее значимым во все времена и на сегодняшний день считается налог на добавленную стоимость, выступающий объектом изучения как на макро-, мезо, так и микроуровнях.

Характерной чертой налога на добавленную стоимость является свойство всех косвенных налогов – переложение налогового бремени с налогоплательщика на иное лицо в ходе обменных и распределительных процессов. Что приводит к тому, что окончательным плательщиком налога становится лицо, приобретающее тот или иной товар, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.

При этом выделяется две возможности переложения налогов:

С продавца на покупателя, что чаше всего происходит при косвенном налогообложении;

С покупателя на продавца.

Вторая ситуация возникает, если цена на товар из-за завышенных ставок налогов, например акцизов, превосходит платежеспособность покупателя.

Степень обременительности косвенных налогов должна определяться исходя из той доли валового дохода потребителей, которая может быть изъята без ущерба для воспроизводства населения страны и обеспечения приемлемой нормы накопления. У большинства экономистов сложилось мнение о том, что косвенные налоги имеют большую фискальную направленность, чем прямые налоги. При этом косвенным налогам также отводится инфляционная роль, поскольку рост цен сопровождается ростом поступлений от косвенного налогообложения (в наибольшей мере свойственно инфляционной экономике с встроенным механизмом защиты доходов бюджета от обесценения). (Рисунок 1.2.5)

Налог на добавленную стоимость является наиболее удачным примером косвенного налога. Механизм его взимания исключает налогообложение материальных затрат, в связи с чем НДС теоретически не влияет на общие и предельные издержки и не угнетает производство, а также обеспечивает возврат налогоплательщику сумм НДС, уплаченных при обеспечении нужд производства, так, что, в конечном счете, тяжесть налога несет покупатель, приобретающий товар для нужд собственного потребления, а не для производства. В связи с этим, теоретически, НДС не влияет на производство, однако, на практике, различие ставок и условий налогообложения, включает НДС в состав действенных механизмов налогового регулирования не только спроса, но и предложения.

Механизм взимания НДС исключает из налогообложения межотраслевые потоки ценностей (в случаях применения одинаковой ставки НДС и условий взимания). НДС как универсальный акциз облагает по существу все потребление, в то время как акциз на отдельные виды товаров усугубляет налоговое давление и ограничивает производство и потребление подакцизных продуктов.

Современными учеными отмечается также, что косвенные налоги переносятся на конечного потребителя и в зависимости от степени спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньше часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов ведет к сокращению потребления. При высокой эластичности предложения рост косвенных налогов может привести к сокращению размеров чистой прибыли, вызвать сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Рисунок 1.2.5 – Общая характеристика косвенного налогообложения

На основе обобщения знаний о косвенном налогообложении можно сделать вывод, что косвенные налоги – это группа налогов, устанавливаемых государством на предметы потребления в виде надбавки к цене, формируемой налогоплательщиком на разных стадиях продвижения товаров (работ, услуг) к потребителю (носителю налога), за счет которой осуществляется переложение налогов на потребителей. Косвенные формы налогообложения являются, в первую очередь, регулятором спроса и в этом качестве широко применяются в налоговой политике.

Косвенные налоги определяют значительную долю налогового бремени предприятий различных отраслей. В данном аспекте возникает необходимость определения и изучения категории «налоговое бремя».

Налоговые затраты являются основным ограничителем прибыли предприятия и одновременно одним из основных факторов, влияющих на объем предложения, поэтому принятие управленческих решений руководством предприятия невозможно без детального анализа как уже имеющегося налогового бремени (прямые налоги, наиболее поддающиеся прогнозированию: НДФЛ, налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и др.), так и его величины на перспективу с учетом косвенного налогообложения.

Налоговое бремя – это меры экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов.

На макроэкономическом уровне показатель налогового бремени определяется как отношение общей суммы налоговых отчислений к совокупному национальному продукту. Общемировая практика показывает, что средний уровень налогового бремени должен составлять не более 50 %.

Показатель налогового бремени на микроуровне показывает какую часть своего совокупного дохода налогоплательщик уплачивает в бюджет государства.

Таким образом, налоговое бремя налогоплательщика представляет собой отношение суммы всех начисленных и уплаченных налоговых платежей к его полученному совокупному доходу.

В целях исследования категории «налоговое бремя» необходимо рассмотреть его составные элементы, наиболее часто используемые в экономической литературе: «налоговые затраты», «налоговые издержки» и «налоговые расходы».

Применительно к налогообложению, в частности к косвенному, понятие налоговые издержки шире категории налоговые затраты, налоговые расходы же представляют собой налоговые затраты после их фактической оплаты (Рисунок 1.2.6).


Рисунок 1.2.6 – Структура и алгоритм формирования категории «налоговое бремя»

Однако, следует различать понятие и содержание категории «налоговое бремя» для целей налогообложения и управленческого учета (в рамках построения управленческой системы).

Налоговое бремя с позиций управленческого учета – это совокупность налоговых расходов предприятия, связанных с возникновением, обслуживанием и исполнением обязанностей налогоплательщика (плательщика сборов) перед бюджетом по отношению к совокупному доходу хозяйствующего субъекта.

В данном аспекте в налоговом бремени можно выделить три основополагающие части:

Основная;

Дополнительная;

Факультативная. (Рисунок 1.2.7)


Рисунок 1.2.7 – Содержание налогового бремени с точки зрения управленческого учета

Наибольший удельный вес в налоговом бремени микро - и макроуровнях занимают платежи по косвенным налогам. Таким образом, последние формируют налоговую нагрузку предприятия, для эффективной оценки и управления которой важное значение приобретает формирование управленческой системы косвенного налогообложения.

1.2.2 Формирование и определение добавленной стоимости как объекта косвенного налогообложения

В основе исчисления налога на добавленную стоимость лежит такая категория, как «добавленная стоимость». Налоговое законодательство РФ не дает толкование данному понятию, что влечет за собой неопределенность в трактовке этой категории. Поэтому трактовать его необходимо изначально через понятия «стоимость» и «себестоимость».

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства их природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Добавленная же стоимость представляет собой стоимость, созданную предприятием при производстве продукции, то есть часть себестоимости, которая может складываться из таких затрат, как амортизационные отчисления, заработная плата работников, планируемая норма прибыли, страховые взносы и другие налоги, включаемые в себестоимость. Отразим на рисунке 1.2.8 основные составляющие стоимости и добавленной стоимости.

Рисунок 1.2.8 – Структура стоимости и добавленной стоимости продукции

Показатель добавленной стоимости представляет собой один из важнейших показателей системы национальных счетов, широко применяется в статистике промышленности зарубежных стран Западной Европы и используется для исчисления мировых и региональных индексов промышленного производства статистической комиссией ООН.

Анализ зарубежного опыта показывает, что содержание понятия «добавленная стоимость» практически совпадает с аналогичным понятием, используемым в России.

В научно-методической литературе понятие «добавленная стоимость» рассматривается с различных позиций (Таблица 1.2.4).

Таблица 1.2.4 – Направления исследования категории «добавленной стоимости» в научной литературе

«добавленная стоимость»

Та часть капитала, которая превращается в средства производства, т. е. в сырой материал, вспомогательные материалы и средства труда в процессе производства не изменяют величины своей стоимости... Напротив, та часть капитала, которая превращается в рабочую силу, в процессе производства изменяют свою стоимость. Она воспроизводит свой собственный эквивалент и сверх того избыток, прибавочную стоимость...

Макконелл К. Р.,

Вновь созданная стоимость, добавленная к стоимости приобретенных материальных ресурсов, составляет добавленную стоимость. В общем случае добавленная стоимость есть рыночная цена объема продукции, произведенной фирмой, за вычетом стоимости потребленных сырья и материалов, приобретенных ею у поставщика.

Маслова Д. В.

Добавленная стоимость, на макроэкономическом уровне оцениваемая величиной ВВП, распадается на трансформационные издержки бизнеса (доходы домохозяйств), трансакционные издержки налогоплательщиков (доходы бюджета) и первичный инвестиционный ресурс (амортизация основного капитала и чистая нераспределенная прибыль бизнеса).

Продолжение таблицы 1.2.4

Шувалова Е. Б.

На каждом этапе производства и реализации товаров «добавляется элемент стоимости: он состоит из средств, направляемых производителем или продавцом на выплату зарплаты, аренды, начисление амортизации, погашение процентных и прочих платежей, а также его прибыли. Это и есть «добавленная стоимость», облагаемая НДС.

Пансков В. Г.

Добавленная стоимость – это разница между стоимостью реализованных товаров, работ и/или услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Абрютина М. С.

Добавленная стоимость - это тот показатель, на котором зиждется система национального счетоводства и который в неявном виде скрывается в бухгалтерских счетах

Маслова И. А., Малкина Е. Л.

Добавленная стоимость – категория, складываемая из следующих составляющих: затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, налоги включаемые в себестоимость продукции, прочие затраты, норма прибыли, налоги, начисляемые за счет финансового результата

Проанализировав взгляды зарубежных и отечественных ученых можно констатировать, что в современной теории финансов существуют следующие виды добавленной стоимости: экономическая добавленная стоимость, бухгалтерская добавленная стоимость и налогооблагаемая добавленная стоимость.

Роль добавленной стоимости в современной теории финансов может быть полноценно освещена на основе признания существования трех подходов, представленных на рисунке 1.2.9.


Рисунок 1.2.9 – Виды добавленной стоимости в современной финансовой науке

Добавленная стоимость является подкатегорией дохода. Надо указать, что добавленная стоимость является одним из нескольких инструментов, которые используются для увеличения дохода предприятия.

На основе обобщения исследования категориального понятия добавленной стоимости представляется целесообразным в целях налогообложения разграничить понятия добавленной стоимости микро - и макроуровне следующим образом:

– добавленная стоимость микроуровня (хозяйствующего субъекта) представляет собой включаемую в цену вновь созданную в процессе производства (реализации) стоимость, относящуюся к продукции, реализованной покупателям; к произведенной, но не реализованной готовой продукции; к продукции, находящейся в незавершенном производстве;

– добавленная стоимость макроуровня – это совокупность вновь созданной всеми хозяйствующими субъектами государства стоимости по всем отраслям экономики, стоимости коллективных услуг государства и чистых налогов на потребление (Рисунок 1.2.10).

Государственный бюджет представляет собой совокупность средств, с помощью которых госаппарат страны формируется из налогов, которые могут быть как прямые (возложены на граждан страны), так и косвенные (возложены на граждан страны через посредника - предпринимателя).

Необходимость деления налогов на две категории: прямые и косвенные связана с их классификацией по способу взимания. Существующая система налогообложения в нашей стране сочетает в себе возможности применения как прямых, так и косвенных вариантов. При этом прямые взимаются непосредственно с получаемого дохода (имущества). Они определены процентом и базой для исчисления. Косвенные налоги облагают реализуемые товары и услуги. Тот, кто продает товары и услуги (предприниматель), включает их в цену продукции, а затем, получив доход от продажи, возвращает эту долю государству в виде данного сбора.

Получается, что исследуемая категория налогов оплачивается за счет покупателя продукции, а продавец лишь посредник между конечным пользователем и государством. Однако спрос по поводу своевременности и объемов косвенных сборов идет именно с производителя. Данные налоги связаны именно с потреблением продукции, услуг.

Понятие

Косвенные налоги являются таковыми по той причине, что взимаются они не с производителя, а с конечного покупателя продукции. Они позволяют значительно пополнить государственный бюджет. Их активно используют в отношении продукции массового спроса.

Общие свойства

Факт принадлежности НДС и акцизов к одной категории определен следующими моментами:

  • Возможность оказывать влияние на рост или сокращение производства товаров.
  • Является фактором регулирования цен на товары.
  • Влияет на доходы населения.
  • Генерирование бюджетных доходов.

Различия между прямыми и косвенными

В таблице ниже собрана информация по различиям между двумя категориями налогов.

НДС: характеристики

К основным видам косвенных налогов относятся:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • акцизы.

НДС в последние годы обеспечивает примерно 30-35 % от всего дохода бюджета в нашей стране. НДС относится к федеральному уровню. Главная особенность заключается в том, что данным налогом обложена не вся стоимость продукции, а только ее добавленная часть, которая возникает на разных стадиях производства.

Большинство товаров в нашей стране обложены именно НДС. Однако не принадлежат к этой категории следующие виды продукции и услуг:

  • товары медицинского назначения;
  • услуги по уходу за больным;
  • услуги по дошкольному воспитанию детей;
  • продукты питания в школьных и медицинских столовых;
  • услуги архивирования;
  • перевозка пассажиров в городе (поселении);
  • ритуальные услуги и др.

Более подробно данный список представлен в п. 3 ст. 149 НК РФ.

Если фирма работает с продукцией (услугами), которая и облагается, и не облагается налогом, то учет ведется раздельно. Также раздельный учет применим при различных ставках НДС. Возможные ставки: 0, 10 и 18 %.

Ставка 0 % считается льготной и применима при различных экспортных операциях, при международных перевозках, в космической отрасли, в транспортировке газа и нефти и т. д.

Ставка 10 % применима для следующих групп товаров:

  • ряд продуктов (сахар, соль, хлеб, мука и т. д.);
  • детские товары;
  • медицинского назначения;
  • печать и периодика;
  • перевозки самолетом;
  • приобретение скота для племенного разведения и т. д.

Остальные товары, не включенные в эти списки, реализуются по ставке 18 %. В случае если фирма за квартал получила доход ниже 2 000 000 рублей, то она вправе подать заявление в органы на получение освобождения от уплаты НДС.

У НДС есть свои преимущества и недостатки в процессе использования.

Основные преимущества НДС:

  • возможность вычета входного НДС;
  • развитая сеть партнерских отношений с теми, кто является крупным плательщиком НДС в стране.

Основные недостатки:

  • значительные суммы выплачиваются предприятиями;
  • частые проверки со стороны налоговых органов.

Акциз

К косвенным налогам относится акциз.

Изначально данным сбором предполагалось облагать только товары, спрос на которые отрицательно сказывается на здоровье покупателей (пример, алкогольная продукция и табак). С помощью акцизов государство преследует цель сократить потребление данных товаров. Отдельной категорией являются предметы роскоши, которые также облагаются акцизами.

На сегодня список товаров, облагаемых акцизами, внушительный:

  • алкогольная продукция;
  • табачная продукция;
  • легковые машины;
  • мотоциклы;
  • бензин и дизель;
  • масла для двигателей;
  • керосин для самолетов в виде топлива;
  • природный газ;
  • топливо для печей.

Налоговые ставки по акцизам указаны в ст. 193 НК РФ. На сегодня такие ставки определены до 2020 года. Исчисление акцизов идет согласно налоговой базе и ставке по каждому товару. Общая сумма исчисляется по итогам месяца.

Среди основных преимуществ акцизного налогообложения можно выделить:

  • момент уплаты налога совпадает с моментом реализации товаров;
  • уклонение от уплаты достаточно сложно;
  • сумма налога перечисляется даже при отсутствии прибыли.

Методика расчета НДС

Косвенные налоги с примерами расчетов (НДС) представлены ниже.

НДС = НБ * С / 100,

где НБ - налоговая база, т. р.

С - ставка, %.

Расчет НДС в том числе означает, что нужно выделить налог, который заложен в итоговой сумме. Используем формулы:

НДС = С / 1,18 * 0,18 - при ставке 18 %,

НДС = С / 1,1 * 0,1 - при ставке 10 %.

где С - сумма, которая включает в себя НДС, т. р.

Пример расчета НДС представлен ниже.

Возьмем компанию ООО «Орион». Она реализует партию продукции в размере 50 тыс. единиц по цене 100 рублей. Используемая ставка составляет 18 %. Налог в цену не включен. Методика расчета:

  • определим стоимость партии без учета НДС:

100 * 50 000 = 5 000 000 руб.;

  • определим НДС:

5 000 000 * 18 / 100 = 900 000 рублей;

  • определяем сумму с НДС:

5 000 000 + 900 000 = 5 900 000 руб.;

  • другой вариант расчета итоговой суммы:

5 000 000 * 1,18 = 5 900 000 рублей.

В документах бухгалтер указывает значения:

  • стоимость без НДС - 5 000 000 рублей;
  • НДС 18 % - 900 000 рублей;
  • стоимость с НДС - 5 900 000 рублей.

Пример расчета акцизов

Существует несколько формул для расчета данного налога:

  • применение твердых ставок:

где В - объем выручки по подакцизным товарам, ед.

СА - ставка акциза, руб.

  • применение процентных ставок (адвалорных):

А = Ст* САк / 100 %,

где Ст - стоимость подакцизных товаров реализованных, т. р.;

Сак - ставка акциза в % от стоимости товара;

  • комбинированные ставки:

А = В * СА + Ст * Сак / 100 %.

Налог на прибыль и косвенные налоги

Прямые налоги относятся к имуществу и доходам, которые находятся в собственности налогоплательщика. Такие налоги, как прямые, пополняют бюджет страны существенным образом. Однако есть один недостаток: возможно сокрытие части расчетной базы, и налогов в том числе. Такое положение дел ведет к дестабилизации финансовой системы страны.

Налог на прибыль и косвенные налоги имеют определенную степень соотнесения. В то время как исследуемая категория сборов формируется по принципу надбавки на стоимость товара или услуги. Продавцы в реализуемые товары включают долю таких налогов. Затем отдают ее государству. Данная доля не относится к прибыли компании и не облагается налогом на прибыль.

Ввоз товаров и налогообложение

Ввоз товаров и уплата косвенных налогов - это вариант для исчисления и выплат стране, чей таможенный орган выпускает товар.

  • При импорте товаров из стран, не участвующих в Таможенном союзе, данный налог нужно платить в РФ.
  • А при импорте из стран ЕАЭС налог надо перечислить в ту страну, где стоит на учете собственник товаров. В состав ЕАЭС входят такие страны, как Беларусь, РФ, Казахстан, Кыргызстан, Армения.

Порядок уплаты

Порядок уплаты косвенных налогов подразумевает ответственность декларанта, то есть покупателя.

Необходимо принять ко вниманию следующие моменты:

  • наличие освобождения от НДС;
  • применяемая таможенная процедура при ввозе ценностей;
  • ставка НДС;
  • формула расчета для налога.

Определены случаи освобождения от уплаты НДС. В ст. 150 НК РФ есть перечень товаров, при ввозе которых не надо платить НДС.

Порядок уплаты косвенных налогов также зависит от таможенной процедуры, под которую подпадают товары к импорту.

На таможенную процедуру влияние оказывают цели выпуска товаров в РФ, что отражено в таблице ниже.

Отчеты подают по косвенным налогам в местную ИФНС, где покупатель стоит на учете.

Определять НДС необходимо в день принятия товаров к учету согласно сопроводительной документации. Если суммы обозначены в иностранной валюте, то они переводятся в рубли по актуальному курсу Центробанка РФ.

Срок выплаты налога - до 20-го числа включительно месяца, который идет за месяцем прихода товаров. Вместе с оплатой готовят часть документов:

  • налоговая декларация по НДС;
  • банковская выписка;
  • документация при транспортировке;
  • договор от поставщика;
  • прочее.

Декларация

Сроки представления декларации по косвенным налогам указаны в пункте 20 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 года.

В этом протоколе говорится, что декларация должна быть представлена до 20-го числа месяца, следующего за отчетным. В качестве отчетного месяца выступает:

  • месяц прихода импортируемых товаров;
  • месяц, в котором необходимо внести лизинговую плату в соответствии с условиями контракта.

В дополнение к декларации налогоплательщики должны предоставить ряд документов.

Декларация по косвенным налогам состоит из стандартной титульной страницы и трех разделов.

Первый из них включает данные об НДС на импортируемые товары. В разделах 2 и 3 содержится информация об акцизах, заполняются они только при необходимости. То есть если компания не уплачивает акцизы, то необходимо только передать титульную страницу и первый раздел.

Этот же раздел содержит сумму НДС к оплате. В этом случае весь НДС делится в зависимости от типа товара. Для отражения общей суммы налога отведена стр. 030.

Во втором разделе содержится информация обо всех подакцизных товарах, за исключением спиртовой продукции. Акцизы регистрируются по типу подакцизных товаров. В этом разделе для каждого типа товаров даны сведения о стране, из которой поставляется товар.

Третий раздел содержит информацию об алкоголе.

Документация по оплате

Заявление о ввозе и уплате косвенных налогов является важной документацией для:

  • товаров, оформляемых импортерами из стран ЕАЭС;
  • удостоверения факта ввоза товаров в Российскую Федерацию с территории государства-участника в ЕАЭС и оплаты налогов;
  • предоставления налоговым органам одновременно с декларированием налогов и других соответствующих документов.

Основной целью заявления является подтверждение факта оплаты данных налогов и обмен этой информацией с налоговыми органами страны, из которой был импортирован товар.

В заявлении содержатся три раздела и одно приложение:

  • В первом разделе информация вводится покупателем или посредником (если по законам государства, на территорию которого импортируются товары, эти лица платят косвенные налоги).
  • Второй раздел предназначен для размещения записи о регистрации заявки в налоговый орган.
  • Третий раздел не всегда заполняется - только в определенных случаях, перечисленных в четвертом пункте правил по заполнению заявки на косвенные налоги.

Заключение

В случае косвенного налогообложения продавец товара или услуги становится агентом денежных отношений, выступая в качестве посредника между государством и плательщиком (конечным потребителем продукта).

Косвенные налоги характеризуются простотой сбора и оплаты в бюджет. Поскольку данные налоги включены в цену товаров и услуг, то они невидимы и психологически легче воспринимаются плательщиками.

Преимущества данных налогов в основном связаны с их ролью в формировании доходной статьи бюджета.

Новое на сайте

>

Самое популярное