Домой Россельхозбанк Причины возникновения бюджетного дефицита. Понятие бюджетного дефицита, причины его образования

Причины возникновения бюджетного дефицита. Понятие бюджетного дефицита, причины его образования

1.1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения. 5

1.2. Виды бюджетного дефицита. 9

1.3. Финансирование бюджетного дефицита. 12

2.1. Концептуальные подходы к проблеме бюджетного дефицита. 16

2.2. Анализ бюджета РФ за гг. 19

2.2.1. Анализ доходов. 20

2.2.2. Анализ расходов. 22

Заключение. 31

Список использованной литературы.. 33

Приложение 1. 35

Приложение 2. 37

Введение

Существует много факторов, которые в разной степени влияют на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда:

1) увеличение государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (например, в странах, где возрастает доля пожилого населения, или в связи с неблагоприятной экологической обстановкой);

2) увеличение государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (в странах, где возрастает доля молодого населения, или в связи с проведением мероприятий по сокращению безработицы);

3) увеличение государственных расходов в военное время или в связи с социальными конфликтами;

4) увеличение расходов, связанных с развитием рыночной инфраструктуры в условиях трансформационной экономики;

5) увеличение расходов на приоритетное развитие отраслей хозяйства, реструктуризацию экономики;

6) сокращение налогов в целях стимулирования экономического развития;

7) уменьшение доходов в связи с ухудшением показателей финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов;

8) сокращение доходов из-за низкой собираемости и др. .

Причин бюджетного дефицита может быть много, например:

1) спад общественного производства;

2) рост предельных издержек общественного производства;

3) массовый выпуск «пустых» денег;

4) излишне, неоправданно раздутые социальные программы;

5) возросшие затраты на финансирование ВПК;

6) оборот «теневого» капитала в огромных масштабах;

7) возможной причиной бюджетного дефицита являются огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету .

Бюджетный дефицит имеет ряд функций, которые представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1.

Функции бюджетного дефицита

Наименование функции

Характеристика

Распределительная (перераспределительная)

Роль бюджетного дефицита состоит в регулировании и направлении некоторой части ресурсов общества в распоряжении государства сверхустоявшихся и заранее установленных финансовых пропорций.

Продолжение таблицы 1.1.

Фондообразующая

Проявляется в формировании определенного добавочного фонда централизованных бюджетных ресурсов за счет перераспределения финансовых ресурсов других звеньев финансовой системы.

Стимулирующая

Реализуется в заинтересованности государства, общественных и частных субъектов экономических отношений в эффективном функционировании всей бюджетно-финансовой системы и эффективном использовании источников бюджетного дефицита мобилизуемых через этот механизм финансовых ресурсов.

Контрольная

Отражает необходимость сбалансированности финансовых потребностей и возможностей государства, ограничения централизации и огосударствления финансовой системы, изъятия ВВП посредством налогов, установленных государством.

Итак, бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами .

Такие дополнительные доходы образуются главным образом в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг , осуществления внутренних и внешних займов . Это требует от правительства разработки мероприятий по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников покрытия.

Источники покрытия бюджетного дефицита хорошо известны.

В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает лишь двумя традиционными способами покрытия дефицита бюджета – это государственные займы и усиление налогообложения. Для экономических систем с нефиксированным количеством денег есть и третий способ – это печатанье денег.

Несомненно, бюджетный дефицит относится к так называемым «отрицательным» экономическим категориям типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, однако они являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию.

Следует отметить что, бездефицитность бюджета вовсе не означает здоровье экономики. Надо четко представлять какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.

1.2. Виды бюджетного дефицита

В мировой практике различают следующие виды бюджетного дефицита:

2) внутреннее предложение относительно эластично;

3) внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;

4) сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной .

2. Проблемы сбалансированного бюджета в экономике России.

2.1. Концептуальные подходы к проблеме бюджетного дефицита

Специфика исторического периода, переживаемого сегодня Россией, связана со значительным повышением роли бюджета в экономике страны.

Государственный бюджет стал едва ли не основным экономическим регулятором хода воспроизводственного процесса, а налоги – материальной основой структурных изменений и инструментом их регулирования.

Поэтому актуальным является не просто государственное регулирование экономики, а именно бюджетное регулирование экономических процессов, происходящих в стране.

Для бюджетного регулирования экономических процессов, необходимо постоянно вести работу по балансированию бюджета, чтобы избежать последствий бюджетного дефицита или профицита. Современные школы представили следующие концепции балансирования бюджета.

В экономической теории различают несколько концептуальных подходов к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики .

Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ежегодно сбалансированный бюджет считался целью финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что такое состояние бюджета в основном исключает или уменьшает в значительной степени эффективность фискальной политики государства, антициклическую, стабилизирующую направленность. Например, рассмотрим следующую логическую цепочку, допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. При таких обстоятельствах налоговые поступления автоматически сокращаются.

Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно: либо повысит ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствие всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса.

Рассмотрим другой пример, показывающий как стремление ежегодно балансировать бюджет, может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Следствием этих мер будет усиление инфляции.

Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремиться сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того чтобы противостоять стаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, то есть сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и снижает правительственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а за период в несколько лет.

Особая проблема, возникающая в данной концепции - это то, спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большего дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.

Третья концепция связана с идеей, так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией, целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижения макроэкономической стабильности экономики может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом.

Таким образом, сбалансированность бюджета является по данной концепции второстепенной проблемой, так как:

По результатам проведенной бюджетной политики можно сделать вывод о том, что самые важные задачи (повышение благосостояния страны, погашение госдолга и т. п.), которые могут быть решены государственным профицитом, не выполняются.

Поэтому в настоящее время Правительство РФ считает, что нужно изменить политику по вопросам бюджета, и вместо профицитного сделать его дефицитным.

Проведем небольшой анализ бюджета РФ в период 2гг.

Федеральный бюджет на год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны.

Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» общий объем доходов федерального бюджета на 2008 год составил 6 644,45 млрд. рублей, на 2009 и 2010 год в сумме 7 465,45 и 8 089,97 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета на 2008 год 6 570,30 млрд. руб., на 2009 год 7 451,15 млрд. руб., а в 2010 году 8 089,97 млрд. руб. Профицит федерального бюджета в сумме 74,15 млрд. рублей (2008 году) и 14,29 млрд. рублей в 2009 году. В 2010 году доходы равны расходам - около 8,10 млрд. руб. Профицит вообще не планируется.

2.2.1. Анализ доходов

Проведем сравнительный анализ доходной части федерального бюджета в период 2008 – 2010гг.

Данные для анализа представлены в таблице 2.1. (Приложение 1).

Рис. 2.1. Динамика по статьям доходов федерального бюджета на гг.

На рисунке 2.1 наглядно изображено, какие изменения происходят в поступлениях в федеральный бюджет.

Не нефтегазовые доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов. В общем объеме этот показатель растет, к 2010 году составит 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2008 году. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.

1. Налог на прибыль организаций. Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., к 2010 ещё на 52,52 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем, этот показатель к 2010 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 8,03% - 7,87%.

(1) В 2008 году объем расходов по этому подразделу составил 83,81 млрд. руб., к 2010 году это показатель снизится на 22%, и в относительном выражении уменьшится от 1,28 до 0,84%. Сокращение объема и доли расходов, предусматриваемых на культуру, кинематографию и средства массовой информации , обусловлены уменьшением ассигнований, направляемых на проведении разовых мероприятий в сфере культуры и средств массовой информации, а также сокращением в годах бюджетных ассигнований в рамках программы государственных внешних заимствований Российской Федерации.

(2) Доля этого показателя не значительна, сумма расходов в 2009 году 56,29 млрд. руб., к 2008 году показатель вырос на 1,73 млрд. руб., а к 2010 году снизился на 4,43 млрд. руб. Основные полномочия в сфере жилищно–коммунального хозяйства относятся к сфере ведения субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления .

(3) Объем расходов данного раздела, в динамике нам показывает увеличение. В 2008 году сумма составил 9,33 млрд. руб., а в 2010 году прогнозируется увеличение на 17%. Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на гидрометеорологию и мониторинг окружающей среды.

Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка ГЦБ и совершенствование механизма управления внутренним долгом.

Главной же целью совершенствования бюджетной политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия. Критерий дефицита бюджета, по сути, выполняет роль регулятора с отрицательной обратной связью, а потому должен играть ведущую роль в системе показателей экономической безопасности РФ в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.

Бюджетный дефицит является неоднозначным экономическим явлением и поэтому прежде чем решиться на политику, направленную на дефицитность бюджета, следует очень четко определить задачи и цели, которые преследуются данной политикой. Ни законодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем над величиной бюджетного дефицита. Реальная величина бюджетного дефицита или избытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влиянием экономической ситуации в стране.

Проблема дефицитного бюджета не является столь смертельной для экономики страны, так как на современном этапе в мировой практике нет почти ни одного государства не столкнувшегося с дефицитом бюджета.

Сам по себе дефицит бюджета может не быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания “финансовых дыр”, субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

В данной работе мы рассмотрели государственный бюджет за период гг., а также планируемую программу Правительства РФ на период 2010 – 2012гг., в которой предусмотрен бюджетный дефицит.

Изучили точки зрения исследователей на проблему бюджетного дефицита.

По результатам проведенного анализа было выявлено, что в настоящее время в РФ принцип сбалансированности бюджета не соблюдается.

Список использованной литературы

1. Аналитический доклад по результатам анализа механизма учета и отчетности участников процесса управления государственным долгом Российской Федерации // Бюллетень Счетной палаты РФ. 2009. - № 5. - С. 196-203.

2. Булатова экономика. – М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2007. – 656 с.

3. Бюджетная система России: Учебн. для вузов/ Под ред. проф. . - М.: Юнити - ДАНА, 2008. – 540 с.

4. Гусаров: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 264 с.

5. Диденко экономика. – Ростов – на – Дону: ФЕНИКС, 2007. – 326 с.

6. Кудров экономика. – М.: БЕК, 2007. – 417 с.

7. Ломакин экономика. – М.: ЮНИТИ, 20с.

8. Селезнев А. Проблемы бюджетной политики в 2008г. // Экономист. 2007. - №10. - С.3-13.

9. Соколова экономики: Учеб. пособие для ВУЗов / Светлана Владимировна Соколова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 128 с.

10. Тихонов А. Долги Российская империя отдавала всегда / Рынок ценных бумаг. - №1 от 01.01.2001.

11. Чернецкий экономика. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 303 с.

12. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».

13. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"».

14. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

15. Финансы: Учебник для вузов. /Под ред. / М., Юнити,- 2008. – 528 с.

16. Хейфец политика России: актуальные проблемы // Экономика. Научный эксперт№ 3 - С. 37-51.

17. Экономика: Учебник. // Под ред. - М. , 2009. – 358 с.

18. Серегин долг и бюджет России: актуальные проблемы / [Электронные ресурсы] // Режим доступа: http:// www. *****/financial/2009/12/02/3293708.shtml, дата посещения 20.06.10.

19. Чем же грозит России вступление в эпоху бюджетного дефицита? [Электронные ресурсы] //Режим доступа: http://vip. *****/quest/350, дата посещения 21.06.10.

20. Шаповалов А., Бутрин Д. Бюджетный дефицит выстроит очередь в банки / А. Шаповалов, Д. Бутрин [Электронные ресурсы] // Режим доступа: http://www. *****/doc. aspx? DocsID=1 дата посещения 21.06.10.

Приложение 1

Таблица 2.1.

Доходы федерального бюджета на 2008 – 2010гг.

Доходы федерального бюджета

Отклонение

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

По сумме, млрд. руб.

По удельному весу,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Нефтегазовые доходы

Ненефтегазовые доходы, в том числе:

Налог на прибыль организаций

Налоги и взносы на социальные нужды

Налоги на товары (работы и услуги), реализуемые в РФ

Продолжение таблицы 2.1.

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

Государственная пошлина

Неналоговые доходы

Прочие доходы

Всего доходов

Приложение 2

Таблица 2.2.

Расходы федерального бюджета на 2008 – 2010гг.

Расходы федерального бюджета

Отклонение

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

По сумме, млрд. руб.

По удельному вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Общегосударственные вопросы

Национальная оборона

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Национальная экономика

Продолжение таблицы 2.2.

Охрана окружающей среды

Образование

Культура, кинематография, средства массовой информации

Здравоохранение и спорт

Социальная политика

Межбюджетные трансферы

Продолжение таблицы 2.2.

Условно утвержденные расходы

Секретные статьи


Чем же грозит России вступление в эпоху бюджетного дефицита? [Электронные ресурсы] //Режим доступа: http://vip. *****/quest/350, дата посещения 21.06.10.

Чем же грозит России вступление в эпоху бюджетного дефицита? [Электронные ресурсы] //Режим доступа: http://vip. *****/quest/350, дата посещения 21.06.10.

Шаповалов А., Бутрин Д. Бюджетный дефицит выстроит очередь в банки / А. Шаповалов, Д. Бутрин [Электронные ресурсы] // Режим доступа: http://www. *****/doc. aspx? DocsID=1 дата посещения 21.06.10.

Российский государственный социальный университет

Факультет социального страхования, экономики и социологии труда

Отделение дневное

Реферат

По Дисциплине "Бюджетная Система"

На тему: <<Дефицит бюджета и источники его покрытия>>

Студента: Дагбаева Заято

Группы: ФИН-Д-4

Введение........................................................................................................... 3

1. Понятие дефицита бюджета, причины его возникновения и последствия. Классификация дефицита бюджета................................................................ 4

1.1. Понятие дефицита бюджета............................................................ 4

1.2. Причины возникновения и последствия дефицита бюджета........ 5

1.3. Классификация дефицита бюджета.............................................. 10

2. Способы финансирования дефицита бюджета и источники финансирования 13

2.1. Способы финансирования дефицита бюджетных расходов....... 13

2.2. Источники финансирования дефицита бюджета......................... 16

Заключение.................................................................................................... 21

Список литературы....................................................................................... 22

Введение

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. В современных условиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет возможен только теоретически.

Как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности. При превышении расходов над доходами выше определенного предела могут наступить такие негативные явления, как спад производства, инфляция, неплатежеспособность, падение курса национальной валюты и др. Покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных займов, иногда – за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой. Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом МВФ.

Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово – экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Идеального решения трилеммы «поступления – расходы – дефицит» не существует нигде в мире. Все это делает проблему бюджетного дефицита одной из самых актуальных проблем экономики.

Понятие дефицита бюджета, причины его возникновения и последствия. Классификация дефицита бюджета

Понятие дефицита бюджета

Состояние государственного бюджета отображает состояние экономики и возможности финансовых вложений на государствен­ном уровне. От государственного бюджета зависит, какие именно расходы произведет государство, и какие потребности общества бу­дут удовлетворены. Состояние государственного бюджета редко бы­вает сбалансированным. Часто доходы бюджета бывают либо выше расходной части, либо ниже. Соответственно, данные состояния бюджета носят названия профицита и дефицита бюджета.

Сбалансированный бюджет – это когда расходы полностью обеспечиваются доходами. В экономической теории принято считать бюджет сбалансированным, если его дефицит или профицит не превышает 1% от общего объема расходов.

Профицит бюджета – это превышение доходов над расходами (положительное сальдо бюджета)1. Существует также понятие «первичный профицит», которое означает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга .

В случае превышения расходной части бюджета над его доходами возникает дефицит бюджета (отрицательное сальдо бюджета), требующий привлечения заемных средств для покрытия возникшей разницы.

Объективная необходимость использования дефицитного финансирования для удовлетворения потребностей общества обусловлена сегодня многими факторами, прежде всего увеличением расходов государства. Проведение активной социальной политики, обеспечение обороноспособности, международная деятельность и т.п. требуют от государства постоянного увеличения бюджетных расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены возможностями налогообложения.

Причины возникновения и последствия дефицита бюджета

Дефицит возникает он на основе действия различных факторов – как объективных, так и субъективных. Общеизвестный фактор дефицита бюджета является ни чем иным, как невозможностью государства обеспечивать наполнение бюджета необходимыми доходами. Причиной этого могут быть спад производства, высокий уровень себестоимости производства товаров, потребности в новейшем оборудовании и реконструкции производства за счет внедрения новых технологий, несбалансированность экономики, и в целом снижение эффективности хозяйствования.

Все причины, вызывающие дефицит бюджета , можно разделить на негативные и позитивные.

К позитивным причинам возникновения бюджетного дефицита относят причины, вызван­ные большими вложениями в развитие экономики. Данные рас­ходы можно назвать позитивными, несмотря на последствия в виде бюджетного дефицита, потому что они связаны с развитием экономики, увеличением валового внутреннего продукта, что можно признать положительным эффектом.

Негативными при­чинами возникновения бюджетного дефицита являются всевоз­можные непредвиденные расходы, которые не ведут к расшире­нию экономики и увеличению валового внутреннего продукта. Например, различные войны, эпидемии и катастрофы вызывают необходимость государственных расходов, которые не могли быть предвидены заранее и, соответственно, являются дополни­тельными расходами, вызывающими дефицит бюджета. Кроме того, бюджетный дефицит может являться следствием вполне обдуманной финансовой политики, которая проводится государ­ством. Данный бюджет является ожидаемым для государства, но не считается опасным.

Важными факторами появления бюджетного дефицита высту­пают стагнация производства и общий спад экономики . Во время данных процессов наблюдается сокращение доходов всех субъектов хозяйственной деятельности, в результате чего сокращаются и до­ходы бюджетов.

Бюджетный дефицит возникает также из-за нерациональности расходов и недостаточной доходной базы. Эти проблемы особенно близки региональным и муниципальным бюджетам. Часто расходы на данных уровнях бюджетной системы распыляются и направля­ются далеко не на самые важные мероприятия. Система распреде­ления доходов далека от совершенства. Регионы и муниципалитеты заведомо имеют меньше средств, чем обязательств по расходам. Это связано с двумя причинами .

Во-первых, доходные статьи данных бюджетов состоят в ос­новном из малособираемых налогов, что ограничивает финансо­вые возможности данных бюджетов. Во-вторых, множество про­грамм и обязательств, принятых федеральными органами, направ­ляются к выполнению на места без необходимого финансирова­ния, т.е. финансирование федеральных программ возлагается на региональные и муниципальные бюджеты. Такая практика увеличивает расходы данных бюджетов и приводит почти повсеместно к дефициту этих бюджетов.

Следующей причиной дефицита государственного бюджета мож­но назвать нестабильность национальной валюты . Слабость денежно­го обращения и неуверенность в национальной валюте приводят к развитию бартерных операций, понижая объем налогов, которые со­бираются в денежном выражении. Естественно, это снижает уровень доходов бюджетов. Излишняя налоговая нагрузка, которая наблюда­ется в нашей стране, также является причиной дефицита бюджетов. Это связано с тем, что слишком большие ставки налогов тормозят развитие малого и среднего бизнеса, соответственно, не возникает столько предприятий, сколько могло бы быть при снижении налого­вого бремени. Те предприятия, которые все-таки осуществляют хо­зяйственную деятельность, стремятся скрыть объемы своих доходов и сократить выплаты налогов. Все это приводит к значительному недо­получению финансовых ресурсов государством.

Дефицит бюджета приводит ко многим негативным последстви­ям . Основное и наиболее часто встречающееся последствие бюд­жетного дефицита - инфляция . Причиной возникновения инфля­ционных процессов вследствие бюджетного дефицита является стремление государства покрыть дефицит финансов. Оно чаще все­го выражается в получении дохода в виде дополнительной эмиссии денежных средств. Эмиссия денежных средств, не обеспеченная ростом экономики, приводит к перенасыщению рынка денежными знаками и раскручивает инфляционный механизм, усиливая тем самым дефицит бюджета. Таким образом, получается замкнутый круг, и государству стоит больших усилий преодолеть инфляцию, вызванную непродуманной ликвидацией бюджетного дефицита. Большинство развитых государств в настоящее время функцио­нирует в условиях приемлемого уровня присутствующей инфляции.

Существуют и другие негативные последствия дефицита государственного бюджета. Например, снижение уровня жизни , которое происходит в результате того, что при дефиците бюджета увеличи­вается объем средств на финансирование государственных расходов и уменьшается объем ресурсов, идущих на инвестирование эконо­мики. Это приводит к снижению потенциальных возможностей экономики .

Наличие дефицита бюджета в государстве не всегда означает кризисный процесс. В некоторых случаях дефицит бюджета может быть и необходимым явлением, например, в условиях кри­зиса экономики, когда необходимо стимулировать производство, поскольку нехватка средств будет способствовать постоянному изысканию новых источников доходов и сокращению в первую очередь неэффективных расходов, т.е. государство будет более внимательно относиться к системе доходов и расходов, и активизировать в этом направлении финансовую деятельность.

Кроме того, небольшой уровень бюджетного дефицита также не приносит заметных негативных изменений в экономике государст­ва. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Свидетельство тому - постоянный дефицит бюджета (в размере от 5 до 15 процентов) во многих экономически развитых странах, таких как США, Италия, Германия, Япония и др. Большинство государств считает небольшой уровень бюджетно­го дефицита неопасным и не стремится изменить ситуацию, т.к. если государство будет ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может тормозить развитие экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов . Однако при превышении расходов над доходами более чем на 20 процентов могут наступить негативные явления - спад производства, инфляция, неплатежеспособность, падение курса национальной валюты и др. До этого параметра государство может применять различные методы преодоления дефицита. В 1997 г. в Европейском Союзе было принято решение, что дефицит стран-участниц ЕС не должен превышать 3 процентов валового внутреннего продукта1.

Бюджетный кодекс РФ регламентирует условия, противодействующие возникновению дефицита бюджетов, определяет его границы. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации размер дефицита федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета (п.1 ст.92).При этом ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в финансовом году валового внутреннего продукта2.

Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 процентов общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного размера безвозмездных поступлений.

В идеале общая сумма правительственных доходов должна покрывать сумму расходных статей госбюджета. В том случае, если расходы бюджета равны доходам, бюджет считается сбалансированным, если доходы превышают расходы, имеет место профицит государственного бюджета; когда же расходы превышают доходы – то наблюдается дефицит государственного бюджета.

Бюджетный дефицит

Бюджетный дефицит – это сумма, на которую расходы правительства за определенный период превосходят доходы бюджета. Бюджетный дефицит рассчитывается как разница между расходами или закупками товаров и услуг, социальными выплатами и доходами, равными чистым налогам (налоги за вычетом социальных выплат). В государствах с развитой экономикой бюджетный дефицит в пределах 3% от ВНП считается нормальным явлением.

Различают «структурный дефицит» и «циклический дефицит» бюджета. Их применение объясняется тем, что реальные уровни поступлений в бюджет и расходов в значительной степени зависят от стадии делового цикла, в котором пребывает экономическая система. Дефицит бюджета возрастает в периоды спада, так как государственные доходы от налоговых поступлений снижаются, а объемы трансфертных платежей увеличиваются. Во время подъема экономики возникает противоположная ситуация.

В определенной мере дефицит государственного бюджета может быть обусловлен проводимой фискальной (бюджетно-налоговой) политикой. Поэтому необходимо различать изменения в бюджете, происходящие под воздействием дискреционной фискальной политики, от изменений в результате колебаний экономической системы в ходе делового цикла. Если правительство закладывает в госбюджет превышение расходов над доходами, то образуется структурный бюджетный дефицит, т.е. он возникает в результате сознательного его планирования в связи с выполнением определенных социально–экономических программ. Это дефицит госбюджета при естественном уровне безработицы. Покрытие структурного бюджетного дефицита происходит главным образом за счет внутреннего финансирования: кредитов Национального банка, выпуска государственных ценных бумаг.

Если в ходе выполнения госбюджета образуется положительное сальдо между реально наблюдаемым и структурным бюджетным дефицитом, возникает циклический бюджетный дефицит. Причиной его образования являются изменения в экономическом цикле. Это дефицит республиканского бюджета, образованный в результате падения деловой активности и сокращения налоговых поступлений. В результате происходит, с одной стороны, недопроизводство и недопоступление в госбюджет; с другой – рост выплат и пособий по безработице и другим социальным программам. По первой причине не обеспечиваются статьи доходов, по второй – увеличиваются статьи расходов госбюджета.

Последствия бюджетного дефицита находят свое выражение в росте объема сбережений, используемых для финансирования государственных расходов, и уменьшении величины средств, направляемых на финансирование инвестиций. В дальнейшем рост дефицита ведет к снижению уровня жизни. В связи с этим правительства предпринимают различные методы регулирования бюджета, направленные на минимизацию дефицита и контроль над ним, среди которых можно выделить: кредитование Центральным (Национальным) банком государства в лице Министерства финансов; кредитование небанковским сектором; привлечение внешних источников финансирования; денежную эмиссию.

В экономической теории выделяют три концепции регулирования бюджета:

  • концепция ежегодно балансируемых бюджетов, в соответствии с которой исключается фискальная деятельность государства как антициклическая, стабилизирующая сила. Балансирование осуществляется с помощью оперативного государственного регулирования доходов и расходов
  • концепция бюджета, балансируемого на циклической основе, предполагает, что правительство реализует антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет. При этом бюджет балансируется не ежегодно, а в ходе экономического цикла. Так, в период спада экономики правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, что ведет к дефициту бюджета. В период экономического роста правительство принимает противоположные меры, используя положительное сальдо бюджета для возмещения предыдущего дефицита
  • концепция функциональных финансов, в соответствии с которой основной целью государственных финансов является стабилизация экономики, а проблемы, порождаемые дефицитами или излишками, имеют второстепенное значение. Это обосновывается тем, что в периоды подъема поступления в бюджет увеличиваются автоматически, следовательно, дефицит бюджета будет самостоятельно ликвидироваться

В целом достичь сбалансированности бюджета, а в отдельные годы сводить бюджет к профициту удавалось таким государствам, как Люксембург, Сингапур, Южная Корея, Латвия, Эстония, Словения. Однако в 90–е годы для большинства и развитых, и развивающихся, и государств с переходной экономикой был характерен бюджетный кризис. Наиболее быстро он нарастал в Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии.

Большинство развитых стран финансируют дефицит бюджета с помощью неэмиссионных источников, регулируя доходы и расходы. Поэтому величина чистого денежного кредита центральному правительству у них небольшая. В развивающихся странах и государствах с переходной экономикой, где финансовые рынки недостаточно развиты, значительные размеры дефицита отражают эмиссионный характер финансирования бюджета. Самые высокие размеры дефицита в России, Армении, Аргентине, Бразилии.

Государственный долг

Государственный долг – это общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков. Или, другими словами, государственный долг – эта сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия своих расходов путем выпуска правительственных займов. В развитых странах правительственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные. Владельцами облигаций могут быть фонды социального страхования, центральные и коммерческие банки, небанковские финансовые институты, население. К безоблигационным займам относят займы правительства у Сбербанка и внешние межправительственные займы.

Одной из причин, порождающих государственный долг, являются спады в производстве. В период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. Попытки уменьшить его путем продажи государственных ценных бумаг и государственных кредитов создают и увеличивают государственный долг. Другой причиной образования государственного долга является милитаризация экономики и войны. В этот период для экономики характерна переориентация части ресурсов на нужды военного производства (вооружение, содержание военнослужащих). Поскольку военный сектор является не производственным, а только потребляющим, правительство изыскивает средства для его финансирования. Известны три основных источника финансирования этих расходов: увеличение налогов, эмиссия денег, продажа облигаций населению. Несмотря на то, что на практике используются все три источника, первые два приводят к наиболее тяжелым негативным последствиям для экономики. Увеличение налогов в краткосрочном периоде несомненно увеличивает налоговые поступления в бюджет; однако в долгосрочном – приводят к их уменьшению, так как налоговое бремя сдерживает предпринимательскую активность. Выпуск денег, не обеспеченных товарами и услугами, усиливает инфляцию и подрывает механизм функционирования всей национальной экономики. Выпуск ценных бумаг, с одной стороны, позволяет привлечь сбережения населения, а с другой – образует и увеличивает государственный долг.

В зависимости от рынка размещения валюты, на котором выпущены и размещены займы и другие платежные средства, различают внутренний и внешний долг; в зависимости от срока погашения – капитальный и текущий долги.

Внутренний долг – это задолженность государства физическим и юридическим лицам данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.

Внешний государственный долг – это задолженность страны государствам, физическим и юридическим лицам других стран. Он отличается от «иностранного долга» тем, что внешний долг – это сумма, которую государство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит платежного баланса. Наличие внешнего долга ведет к потере части национального продукта и падению престижа страны.

Экономические последствия государственного долга многообразны. Во–первых, он сокращает запас капитала в экономике. Отвлечение капитала для приобретения облигаций и векселей ведет к уменьшению акционерного капитала. Это означает сокращение выпуска продукции и падение уровня жизни в будущем. Во–вторых, процентные платежи по государственному долгу обременительны для населения, так как покрываются за счет увеличения налогов и дополнительного выпуска денег. В–третьих, выплаты внутреннего долга сопровождаются перераспределением доходов среди населения в пользу наиболее обеспеченных слоев.

Однако нарастание внутреннего долга считается менее опасным, чем внешнего. Для погашения внешнего долга нация вынуждена рассчитываться частью национального продукта, недвижимостью. Немаловажное значение имеет то, что рост внешнего долга подрывает авторитет страны; усиливает неуверенность населения в завтрашнем дне; происходит перекладывание долгового бремени на будущее поколение.

Для количественной характеристики государственного долга используются показатели общей задолженности, соотношения различных ее видов, разности полученных и выданных кредитов, сравнение величины государственного долга с объемом ВНП и ВВП, расчет задолженности на душу населения. Для оценки внешнего долга определяют степень так называемой вовлеченности во внешний долг, которая рассчитывается как отношение объема внешнего долга к валовому продукту. Кроме того, рассчитываются еще два показателя, характеризующие платежеспособность страны. Один из них показывает отношение величины внешнего долга к сумме валютной выручки (в расчете за год), второй соотносит годовой размер по долгу с объемом валютных поступлений за год. Критическим значением этого показателя считается 25 %.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Это объясняется тем, что государственные займы являются важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита. Когда бюджет находится в состоянии дефицита, государственный долг увеличивается, так как правительство вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда существует профицит бюджета, превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, погасить свой долг. Но в любом случае долги правительства покрываются налогоплательщиками.

В 1996 г. государственный долг (в % к ВВП) в отдельных государствах составил: Австрия – 69,8, Бельгия – 130,0, Великобритания – 56,3, Франция – 56,2, Германия – 60,7, Италия – 123,6, Люксембург – 6,4, Испания – 70,3, Швеция – 77,7.

С появлением долга появляется необходимость его управления, под которым понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению новых заемных средств.

Погашение государственного долга и процентов по нему производится либо путем рефинансирования – выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов, либо путем конверсии и консолидации.

Конверсия – изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации государственной собственности. Частные национальные фирмы страны–кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны–должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

Последствием такой конверсии является увеличение иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну финансовых ресурсов.

Консолидация – изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Такая консолидация возможна только при взаимном согласии правительства–заемщика и правительства–кредитора.

Обременительность государственного долга и навязывание условий при его формировании приводит к тому, что в современных условиях страны стараются перейти от политики дефицитного финансирования к бездефицитным бюджетам. Новая бюджетная политика прежде всего находит выражение в изменениях доходной части государственных бюджетов, стимулировании инвестиционной деятельности и расширении налоговой базы за счет роста доходов и рентабельности национальной экономики.

Бюджетный дефицит – это сумма превышения расходов бюджета над его доходами в каждый бюджетный год.

Бюджетный профицит – это сумма превышения доходов бюджета над его расходами в каждый бюджетный год.

Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Даже если проект бюджета сбалансирован, в процессе его исполнения равенство сохранить практически невозможно. Выделяют положительные и отрицательные стороны бюджетного дефицита.

Положительная сторона – политика дефицитного финансирования приводит к активизации экономического роста.

Отрицательная сторона - бюджетный дефицит ведет к росту государственного долга, усилению налогового бремени, стимулирует инфляционные процессы.

Дефицит бюджета может возникнуть в результате:

    Необходимости осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики,

    Чрезвычайных обстоятельств (война, крупные стихийные бедствия и др.).

    Кризисных явлений в экономике, ее развала, неэффективности финансово-кредитных связей и др. - наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Функции бюджетного дефицита :

    распределения (перераспределения),

    фондообразующая,

    стимулирующая,

    контрольная.

Различают следующие виды бюджетного дефицита :

Структурный дефицит – дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета.

Дефицит или положительное сальдо бюджета, рассчитанные для экономики, находящейся в условиях естественного уровня безработицы, при естественном уровне ВНП, а также при ставках налога и размерах трансфертных платежей, определяемых действующим законодательством. Обычно наличие структурного дефицита является результатом дискреционной фискальной политики. Дискреционная фискальная политика - осуществляемое правительством преднамеренное изменение налогов (налоговых ставок) и объема правительственных расходов (расходов на товары и услуги и программ трансфертных платежей) с целью обеспечить производство неинфляционного ВНП при полной занятости и стимулировать экономический рост.

Представляет собой вычисленную разность между текущими государственными расходами и доходами в предположении некоторого фиксированного (естественного) уровня безработицы.

Циклический дефицит - дефицит государственного бюджета, вызванный спадом деловой активности и сокращением налоговых поступлений.

Разность между реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом. Такой дефицит изменяется на протяжении делового цикла. Если реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного дефицитом, то разность между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком .

Операционный дефицит – общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Квазифискальный (скрытый) дефицит государственного бюджета – обусловленквазифискальной (квазибюджетной) деятель­ностью Центрального Банка, а также государственных предприя­тий и коммерческих банков.

К числу квазифискальных операций относятся:

а) финансирование государственными предприятиями избыточ­ной занятости и выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

б) накопление в коммерческих банках, отделившихся на на­чальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд (просрочен­ных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.) Эти креди­ты выплачивают, в основном, за счет льготных кредитов ЦБ;

в) финансирование ЦБ (в переходных экономиках) убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (на за­купки пшеницы, риса, кофе и т.д.) и кредитов рефинанси­рования коммерческим банкам на обслуживание недейст­вующих ссуд, а также рефинансирование ЦБ сельскохозяй­ственных, промышленных и жилищных программ по льгот­ным ставкам и т.д.

Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактичес­кого бюджетного дефицита и государственного долга, что может делаться целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках "жесткого" курса правительства на еже­годно сбалансированный бюджет.

Первичный дефицит - представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, т.е. возрастает "бремя долга" в экономике.

В теории различают также активный и пассивный дефициты.

Активный дефицит возникает в результате превышения расходов. Он может быть связан с ростом инвестиций в новое производство, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения.

Пассивный дефицит – в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат).

Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% - критическим.

Наиболее сложной проблемой является проблема сбалансированности бюджета.

Существуют различные методы покрытия бюджетного дефицита:

    Кредитно-денежная эмиссия (монетизация).

Первая форма – эмиссия денег . В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. Последствия такой эмиссии следующие:

    развивается неконтролируемая инфляция,

    подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, снижается инвестиционная активность,

    раскручивается спираль цена - заработная плата,

    падает уровень жизни населения, обесцениваются сбережения населения,

    воспроизводится бюджетный дефицит.

В целях сохранения хозяйственной и социальной, стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег.

Вторая форма – кредитная эмиссия . Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции. Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти платежи нередко финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

    Выпуск займов .

Государственные займы могут осуществляться в различных формах:

    в виде передачи государственных ценных бумаг;

    займов у внебюджетных фондов;

    получение кредитов.

Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично - к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики. Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста, что является характерным для многих переходных экономик. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении непосредственно в Национальном Банке.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения.

Государственные займы менее опасны, но и они в какой-то мере подрывают рыночную экономику если имеет место принудительное размещение государственных ценных бумаг или сужаются возможности получения частными фирмами кредитов, что увеличивает спрос на кредиты на рынке ссудных капиталов, способствует удорожанию кредита, т. е. росту учётной ставки.

Если задолженность государства накапливается, то она превращается в государственный долг. Понятие государственного долга и методы управления им были рассмотрены выше.

    Увеличение налоговых поступлений в госбюджет .

Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет выходит за рамки собственного финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения.

    Секвестр расходов.

Его суть заключается в пропорциональном сокращении государственных расходов по всем незащищенным статьям бюджета.

В перечень защищенных статей как правило включаются:

заработная плата;

начисления на заработную плату;

трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии и другие выплаты населению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь);

продукты питания;

медикаменты и перевязочные средства;

проценты по государственному долгу;

погашение государственного долга;

оплата услуг научно-исследовательских организаций.

Сокращение бюджетного дефицита должно осуществ­ляться по специально разработанной программе. Она долж­на предусматривать следующие меры:

Повышение эффективности общественного воспроиз­водства, которое будет способствовать росту финансовых ре­сурсов;

Дальнейшее развитие и укрепление рыночных отноше­ний, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности (с целью сокращения бюджетного финансирования);

Расширение круга плательщиков должно осуществ­ляться одновременно с оптимизацией налогообложения;

Развитие территориально-регионального хозрасчета (укрепление самостоятельности регионов);

Оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом и прежде всего направ­ляемых в реальный сектор экономики;

Сохранение финансирования лишь важнейших и обоснованное принятие новых социальных программ;

Совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере;

Корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансферт­ных платежей;

Реформирование бюджетного процесса в целом. Необ­ходимо отказаться от концепции приоритета бюджетных расходов и дефицитного финансирования;

Составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и рас­ходов;

Развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличе­ния денежной массы в обороте;

Принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций.

Для достижения реального эффекта и сокращения бюд­жетного дефицита перечисленные мероприятия должны рас­сматриваться в их единстве и применяться комплексно.

Дефицит бюджета - это такое состояние государственной казны, когда доходов (даже с учетом заемных денег) не хватает на финансирование всех необходимых расходов.

 

Бюджетный дефицит - это превышение общей суммы государственных расходов над суммой полученных доходов. В обратной ситуации говорят о профиците бюджета.

Сам по себе, дефицит — не проблема, а скорее, отражение экономических процессов, происходящих в стране. Гораздо важнее, что конкретно является его причиной, и какими методами его покрывают. Уникальность госбюджета заключается в масштабе воздействия на экономику. Его возможности по распределению денежных потоков в разы выше, чем у любого хозяйствующего субъекта.

Структура доходов и расходов

Государственный бюджет — документ, состоящий из двух частей. Доходная — отражает поток поступающих в казну налогов, прибыли госпредприятий, дивидендов от акций. Расходная (бюджетная роспись) — определяет направления использования денег на финансирование задач и функций государства (рис.1). Если на доходную часть преимущественно влияют экономическая ситуация и налоговая политика , то структура расходов меняется в зависимости от текущих потребностей, и больше зависит от складывающейся внутренней и мировой социально-политической обстановки.

Причины дефицита

Дефицит федерального бюджета возникает по разным причинам:

  1. в результате резкого или внезапного роста военных расходов;
  2. снижения поступлений налогов в доходную часть при экономическом спаде;
  3. при расширении расходных статей и увеличении финансирования по ним;
  4. вследствие инвестиций в крупные проекты (строительство космодрома, Керченского моста);
  5. из-за ошибок планирования, неэффективности налоговой политики, коррупции.

К нему приводит не только «стечение обстоятельств», но и государственная политика. Правительство любой страны всегда стоит перед выбором. Что на текущий момент должно быть в приоритете: накопление или потребление; рост экономики или социальная справедливость. С помощью бюджета распределяется национальный доход, меняется структура потребления, стимулируются или сдерживаются темпы экономического роста.

Пример. Рассмотрим текущий бюджетный дефицит в России. С профицитом он был составлен последний раз в 2011 году. В 2012 году имело место отрицательное сальдо в размере 0,3%. За последующие два года оно увеличилось почти в 10 раз: в 2013 — 2,5%, в 2014 — 2,3%. С одной стороны, эта ситуация обусловлена падением цен на нефть и снижением объема доходов, а с другой — увеличением финансирования по отдельным статьям (рис.2). Всего за 3 года общий рост расходов составил больше 35%, и львиная доля их приходится на национальную экономику, оборону и безопасность.

Финансирование дефицита

Независимо от природы, дефицит должен быть профинансирован, для чего используются разные методы и их комбинации. Их принято делить на две группы.

1 Неэмиссионные способы покрытия отрицательного сальдо: внутренние и внешние займы.

Основные инструменты: размещение государственных долговых обязательств (облигации, другие ценные бумаги), банковское кредитование , займы в международных финансовых организациях. Каждый тип заимствования оказывает разное влияние на экономику, и вызывают разные последствия.

Внутренние долги — приводят к увеличению спроса на деньги, что влечет за собой повышение процентных ставок, то есть удорожание кредитов, снижает экономическую активность предприятий. Второй негативный эффект: угроза стабильности национальной валюты и устойчивости ЦБ, которые могут привести к дефолту . Внутренний заем имеет как финансовые, так и политические пределы.

Внешнее заимствование — имеет больше плюсов. Оно не вызывает изъятия средств из национальной экономики, а напротив: увеличивает финансовые возможности страны. Средства направляются на увеличение госзаказа , на оплату валютных закупок, на возврат внешних кредитов и оплату процентов по ним. Вследствие санкционной войны мировые банки денег России не дают, и она все больше занимает на внутреннем рынке (рис.1).

2 Инфляционные методы (эмиссия денежных знаков).

Такое финансирование предусматривает дополнительный выпуск бумажных денег. Бюджетный дефицит, простыми словами, покрывают за счет «включения печатного станка». К каким последствиям это приводит? Эмиссия спасает от роста внешнего долга, и расходов на его обслуживание, не уменьшает инвестиционный поток в экономику — даже стимулирует совокупный спрос. Но она раскручивает инфляционную «спираль», поэтому допустима до определенного порога. При его превышении — ситуация выходит из под контроля.

Нужен ли дефицит?

Сбалансированная бюджетная политика означает равенство доходной и расходной частей. Это желательно, но практически невозможно в реальных условиях. Если ценой баланса выступает слишком жесткий режим экономии (принцип «по одежке протягивать ножки»), то это фактически означает отказ от экономического развития.

Кроме того, рост оборонных расходов приводит к ущемлению других направлений, а по уровню «социалки» — мы всего лишь на 73 месте в мире. Стремление к ежегодному принятию бездефицитного бюджета, по мнению экономистов, может привести к двум последствиям: повышению налогов и снижению качества жизни. Чтобы этого не происходило — в текущих условиях и закладывается дефицит. Перспективное направление его покрытия — долговая политика по уменьшению внешнего долга, и замещению его внутренними займами.

Все страны имеют дефицит бюджета и покрывают его за счет кредитов. Причем их объем превышает размер национального ВВП. Так, в 2011 году у нас был профицитный бюджет, в то время как в других странах баланс был отрицательным: Америка - 14,3%; Англия - 8,4%, Германия - 2,3%; Франция - 6,0%; Япония - 10,0% от ВВП. В России этот показатель достиг 2,6% в 2015 году, и до критического показателя (60%) нам еще далеко.

Новое на сайте

>

Самое популярное