Домой Россельхозбанк Промышленность великобритании. Отрасли специализации и территориальная организация хозяйства великобритании

Промышленность великобритании. Отрасли специализации и территориальная организация хозяйства великобритании

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии - это развитое государство, расположенное в северо-западной части Европы. Форма правления в стране - конституционная монархия, в которой конституция заменена рядом законодательных актов. Главой государства и её живым символом с 1953-го года является Королева Елизавета ІІ. Она, вместе с двухпалатным парламентом, возглавляет законодательную власть. Исполнительную власть в стране осуществляет премьер-министр в лице лидера главенствующей партии.

Государство отделено от остальной части Европы проливами Ла-Манш и Па-де-Кале, а также Северным морем. Такое расположение отразилось на становлении государства и его народа, процесс формирования которого занял много веков. В состав государства входит три страны: Англия, Шотландия, Уэльс и северная часть Ирландии. Общая площадь территории составляет порядка 250 тыс. кв. км. На протяжении четырех веков государство владело многочисленными колониями.

В ХІХ веке страна заняла лидирующие позиции в производстве и экспорте товаров. Пока её значение не ослабло из-за стремительного роста ряда других стран: США, СССР, Германии и Японии. С 1 января 1973 года Великобритания находилась в составе Европейского сообщества, но в 2016 года больше половины британцев проголосовали за выход из ЕС, став первой страной, покинувшей сообщество.

Население

Согласно данным Департамента по экономическим и социальным вопросам, численность населения государства составляет свыше 65 млн. человек. Среди них большая часть - англичане, остальное население представлено шотландцами, валлийцами, корнуэльцами, ирландцами и переселенцами из стран ЕС.

Большая часть населения разговаривает на английском языке, но встречаются и местные диалекты. В стране религия представлена несколькими направлениями. Так, англичане - исповедуют англиканство, шотландцы придерживаются пресвитерианской церкви, а ирландцы - католической. Плотнее всего заселена центральная часть страны, где расположены самые крупные и развитые города. Районы с наименьшим количеством жителей находятся в Северной Шотландии и Центральном Уэльсе. Средняя плотность населения государства составляет 266, 5 человека на км 2 .

Население преимущественно состоит из жителей в возрасте от 15 до 65 лет. Примечательно, что численность мужчин и женщин составляет равное количество - около 21 млн. человек. Таким образом, пирамида населения имеет омолаживающийся вид, с характерным снижением рождаемости. Средняя продолжительность жизни в Великобритании составляет 80 лет.

Промышленность Великобритании

Промышленность Англии столетиями формировалась в том числе за счет ресурсов метрополий. С открытием в Северном море месторождений нефти и газа в 1960-70 годах экономика получила новый импульс к развитию. Производится экспорт и переработка этих полезных ископаемых. Большинство нефтеперерабатывающих заводов расположено на юго-востоке страны. Здесь построены огромные НПЗ и терминалы сбыта сырья. Действуют множество предприятий химической промышленности. Производство синтетических волокон и пластмасс, фармацевтической продукции основано на наукоемком производстве при переработке нефти.

Добываемые в больших объемах нефть и газ экспортируется в другие страны и обеспечивает собственную промышленность сырьем и топливом. Однако часть сырья импортируется из других стран. Это объясняется тем, что большинство НПЗ страны настроены на переработку тяжелой нефти, а месторождения, которыми владеет Англия, дают легкую нефть. Из всего объема добытой нефти 106 млн т., или 1/3 продукта, идет на экспорт, около 50 млн. т ввозится в страну. Примерно в тех же пропорциях производится импорт и экспорт газа.

(Асфальтобетонный завод в Англии )

И в настоящее время промышленность продолжает быть ведущей отраслью государства. В ней, по последним подсчетам занята шестая часть всего населения. Промышленность обеспечивает четверть ВНП страны, что позволяет Великобритании находиться на 7 месте в мире по объему производства. Важное место в структуре промышленности занимает обработка и машиностроение, замещая тем самым традиционные для страны отрасли добычи полезных ископаемых и производство текстиля. Промышленные предприятия расположены преимущественно в густонаселенном центре государства: от Лондона до Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира.

В структуре отрасли машиностроения преобладает производство транспорта. Причем страна лидирует в мировом экспорте именно грузовых машин. Также значимыми позициями в машиностроении являются производство силовых установок, самолетов, космического оборудования и оргтехники. Крупнейшие районы машиностроения расположены в Западном Мидлендоме и в юго-восточной части Англии.

(Знаменитая тепловая электростанция в Лондоне )

Добыча каменного угля на протяжении веков обеспечивала страну топливом, уступая только нефтепромышленности. Среди стран мира Великобритания занимает 20-е место по добыче нефти и 16-е по добыче газа благодаря месторождениям на дне Северного моря. Однако, несмотря на это страна вынуждена дополнительно импортировать ресурсы для обеспечения промышленности и своего населения.

Англия входит в десятку стран, производящих самые большие объемы железа и стали. Для развития черной металлургии у страны есть три необходимых условия: богатые месторождения угля, железной руды и известняка. Сегодня одна корпорация «Бритиш стил» обеспечивает прокатом из черного металла почти все потребности страны в продукте. На территории острова добывают редкие цветные металлы: цирконий, уран и другие, используемые в самолето- и ракетостроении, атомной энергетике. Большая часть сырья идет на экспорт в страны Европы и США.

Сельское хозяйство Великобритании

Природные условия острова определяют специфику развития сельского хозяйства в регионах. В сельском хозяйстве Великобритании задействовано всего 2% трудоспособного населения страны. Но, несмотря на это наблюдается стремительный рост и развитие сельского хозяйства. Кроме того местных ресурсов, которые составляют 75%, хватает на то, чтобы обеспечить население сельскохозяйственными продуктами. Государство не нуждается в импорте ячменя, овса, картофеля, яиц, молока, свинины и птицы.

Основные земледельческие районы расположены на территории Восточной Англии. Здесь, на востоке страны, где климат влажный и много лугов, развито и животноводство. Англия — родина известных в мире пород крупного рогатого скота, в стране выращивается мясной и молочный скот, свиньи, домашние птицы и овцы. Англия, производится качественная молочная и мясная продукции. Однако импорт многих продуктов, например, сливочного масла, показывает до 70% от объема потребления.

Исторически сложилось, что на острове хорошо развивалось овцеводство, преимущественно для производства шерсти. Сегодня отрасль дает всего 1 % стоимости от всего объема с/х продукции, производимой в стране. Картофель, ячмень и пшеница, корнеплоды, в том числе кормовые, занимают большие площади на востоке страны. Однако часть продуктов, до 25% от необходимых потребностей, Англия ввозит из-за рубежа. Хорошо развито садоводство и огородничество. При занятости всего 1,5% окультуренных земель, в садах и огородах производится около 12% продукции острова.

Сельское хозяйство Англии преимущественно фермерское. После принятия единой системы квот ЕС, фермерам пришлось сократить объемы производимой продукции. Себестоимость ее всегда была достаточно велика и без дотаций государства сельское хозяйство пришло бы в упадок. Поэтому фермеры получают ощутимую государственную поддержку. После выхода из ЕС у фермеров появился шанс на возрождение прежних объемов производства с/х продукции.

Экономика Великобритании

Великобритания - высокоразвитая индустриальная страна, которая в международном разделении труда выступает как поставщик промышленной продукции. Вместе с тем экономическая роль Великобритании в современном мире определяется не только промышленной, но и банковской, страховой, судофрахтовой и другой коммерческой деятельностью. Около 30% ее валового национального продукта поступает от обрабатывающей промышленности и 45 % - от сферы обслуживания, включающей транспорт и связь, розничную торговлю, страхование, банки и другие финансовые учреждения, здравоохранение и образование. Доля сферы обслуживания в валовом национальном продукте увеличивается значительно быстрее, чем доля обрабатывающей промышленности, которая даже несколько снижается. Уменьшилась также доля сельского хозяйства- до 3% и добывающей промышленности - до 1,4%.

Для развития экономики Великобритании исключительное значение имеет экспорт промышленных товаров и услуг, кото¬рые вместе дают 26% валового национального продукта. Важной статьей дохода британских международных монополий был и остается вывоз капитала в другие страны. С образованием мирового социалистического лагеря и независимых национальных государств в Азии, Африке и Латинской Америке многие связи британского капитала оборвались.

С переориентацией британской промышленности на новейшие отрасли для ее развития внешний рынок стал играть большую роль, чем дешевая рабочая сила. В последнее время этот рынок британские монополии находят в развитых странах, доля которых в вывозе британского капитала превысила 3/5. Все еще велик экспорт капитала Великобритании в развивающиеся страны: на нее приходится почти половина капитала, вывозимого в эти страны западноевропейскими государствами. В то же время быстро растут вклады иностранных монополий в экономику Великобритании.

Однако в целом Великобритания теряет свои прежние позиции в мировой экономике. Особенно заметно отстает ее промышленность. Уже после первой мировой войны, когда другие империалистические державы развивали свою индустрию на основе последних достижений науки и техники, старая колониальная структура промышленности Великобритании стала тормозом в развитии ее экономики. Основная часть оборудования на британских фабриках и заводах устарела, и это мешало оснащению промышленных предприятий новой техникой. Капиталовложения в промышленность неуклонно уменьшались. Кризис 1929-1933 гг. застал британское хозяйство в расстроенном состоянии, причем особенно тяжелое положение сложилось в традиционных отраслях.

За годы второй мировой войны хозяйство Великобритании потерпело крупные убытки, что привело к еще большему сокращению промышленного производства и торговли. Намного уменьшились вклады за границей, и резко вырос долг страны США. У ведущих монополий быстро росли издержки, они оказывались неконкурентноспособными на внешних рынках.

Национализация, проведенная в конце 40-х годов в электроэнергетике, угольной и газовой промышленности, на железнодорожном и в автомобильном транспорте, принесла выгоды монополистам: одним - огромные компенсации с ежегодными процентами, другим - низкие цены на продукцию этих отраслей. Именно поэтому многие национализированные предприятия работали с убытками, от чего страдали в первую очередь рабочие, которым под предлогом экономии отказывали в повышении зарплаты.

Потеряв почти все свои колонии, Великобритания утратила многие экономические преимущества: безраздельный контроль над богатейшими мировыми месторождениями цветных металлов, нефти, важными источниками натурального каучука, дешевой сельскохозяйственной продукции, гарантированные рынки сбыта промышленных товаров и безграничные возможности вывоза капитала на все континенты. Будучи должником США и их «младшим» партнером и взяв на себя значительные расходы по НАТО, Великобритания вынуждена мириться с проникновением в ее экономику американского капитала, роль которого возрастает с каждым годом. В середине 1970-х годов американские инвестиции в Великобритании составили около 10 млрд. долл.

Деньги магнатов из-за океана вкладываются преимущественно в быстро развивающиеся современные отрасли промышленности. Американскими фирмами выпускается свыше половины автомобилей. Более половины компаний, занятых разведкой месторождений нефти и газа в Северном море, - также американские.

В послевоенные годы в хозяйстве Великобритании произошли качественные изменения. Система государственного регулирования производства, регламентация цен и контроль над внешней торговлей, вынужденно введенные в годы войны, усилили вмешательство государства в экономическую жизнь страны. Особенно увеличилась роль государства в управлении хозяйством в результате проведенной сразу после второй мировой войны национализации транспортных и энергетических отраслей и центрального банка страны - Банка Англии. Государство стало крупным собственником, принимающим непосредственное участие в управлении предприятиями.

После войны в Великобритании ускорился процесс концентрации производства и банковских операций.

Британская экономическая элита стремится использовать государственный аппарат и власть правительства, чтобы с их помощью не допустить снижения прибылей. Под нажимом монополий сменяющие друг друга правительства консерваторов и лейбористов проводят политику ограничения заработной платы трудящихся и сокращения государственных расходов на социальные нужды. В условиях беспрерывного роста цен эти меры равносильны намеренному понижению жизненного уровня широких слоев населения. Одновременно предпринимаются попытки государственно-монополистического регулирования экономики. Однако все эти меры не спасли Великобританию от сильнейшего за послевоенные годы кризиса, охватившего в 1970-х годах буквально все отрасли ее промышленности, все области экономической жизни. Застой в промышленном производстве становится хроническим, неуклонно растут цены, быстро увеличивается дефицит торгового и платежного баланса, безработица достигает рекордного уровня.

Объясняется этот кризис английской экономики не только внешними факторами - мировым энергетическим кризисом, ростом цен на сырье и т. д. Вместо того чтобы расширить и модернизировать индустриальную базу Великобритании монополии вкладывают капитал за рубежом, где норма прибыли, как правил выше. Слабое обновление основного капитала ведет к низким темпам роста производительности труда, по показателя которого Великобритания отстает от своих основных конкурентов. Членство страны в ВТО привело небывалому росту импорта и, следовательно, к еще большему ухудшению торгового баланса страны. Растущие цены на товары широкого потребления и услуги «галопирующая» инфляция стали подлинным бедствием для широких мае населения.

Промышленность Великобритании

Промышленное Великобритании использует в основном привозное сырье и ориентируется на внешний рынок. С одной стороны, для Великобритании характерен быстрый рост современных отраслей, использующих прогрессивную технологию производства и организацию труда, новейшее оборудование совершенные методы управления, с другой - отставание старых традиционны отраслей. К первой группе относятся электроника, новейшие отрасли общего точного машиностроения, большинство отраслей химической промышленности, ко второй - добыча угля, хлопчатобумажная и шерстяная промышленность, судостроение, черная металлургия.

Процесс концентрации производства промышленности Великобритании привел к созданию во многих отраслях, особенно современных, крупнейших объединений промышленников. Небольшое число огромных компаний контролирует в них практически все производство. Самые крупные промышленные монополии страны - «Империал кемикал индастриз», или ИКИ, «Юнилевер», «Бритиш Лейланд» и «Дженерал электрик компани», в которых занято по 200 тыс. человек.

Основная часть промышленных предприятий Великобритании сконцентрирована в густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные районы за пределами этого пояса - южный Уэльс, северо-восток Англии и центральная часть Шотландии.

Те районы, в которых развивались старые производства и традиционные отрасли, стали отстающими, или депрессивными. Это большая часть Шотландии, Северная Ирландия, почти весь Уэльс, крайний северо-восток и часть юго-запада Англии.

В течение 40 последних лет британское правительство стремится проводить региональную политику, направленную, с одной стороны, на некоторое сдерживание концентрации населения и промышленности в чрезмерно разросшихся конурбациях, а с другой - на содействие подъему старых промышленных районов с большой долей традиционных отраслей, переживающих упадок. Для привлечения в отстающие районы промышленных фирм предпринимателям предоставляются государственные кредиты, льготные условия аренды промышленных зданий, выплаты налогов и т. д.

Все эти меры несколько уменьшили территориальную концентрацию промышленности. Благодаря разгрузке столичных агломераций, прежде всего Большого Лондона, и конурбации Западный Мидленд, а также развитию новейших отраслей в отстающих районах несколько изменилась и территориальная структура промышленности.

Однако в целом региональная политика не принесла ожидавшихся результатов из-за самой сущности стихийного производства. Экономические трудности в отстающих районах остались в основном прежними. Не удается остановить сдвиг населения и производительных сил на юг. Региональная политика не может также решить острых социальных проблем отстающих районов, и прежде всего сократить безработицу. В 1970-х годах все больше усиливается борьба рабочего класса за свои права. Несколько крупнейших забастовок докеров и шахтеров в этот период показали, что при решении региональных проблем интересы трудящихся отстающих районов стоят далеко не на первом месте.

Главная отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании - добыча каменного угля. Она ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г. британский уголь господствовал на мировом рынке. Однако с 1913 г., когда его было добыто рекордное количество - 287 млн. т, добыча неуклонно снижается. Лишь с 1970 по 1977 г. она уменьшилась со 140 до 119 млн. т.

Добыча угля в течение столетий полностью обеспечивала хозяйство Великобритании топливом. Каменный уголь шел и на экспорт. Угольные бассейны стали ядрами формирования большинства промышленных районов страны. В то время как новейшие отрасли промышленности развивались на основе последних достижений науки и техники, угольная продолжала выдавать миллионы тонн старыми методами. Нефть становилась все более серьезным конкурентом угля. Кроме того, совершенствовались методы использования самого угля. Все это приводило к уменьшению его потребления. Использование природного газа, новых методов выплавки стали и электрификация транспорта привели к еще большему сокращению потребления этого вида топлива. Старые шахты закрываются. На новых- добыча механизируется, увеличивается производительность труда и уменьшается число требуемых рабочих. Страдают от этого в первую очередь шахтеры, среди которых особенно высок уровень безработицы.

Тем не менее уголь все же остается одним из ведущих видов топлива в стране. Он дает значительную часть потребляемой в Великобритании энергии, уступая только нефти, дающей почти половину ее. Самый крупный угольный бассейн на Британских островах- Йоркширский, где в 1975 г. было добыто 28 млн. т угля. За ним следует Нортумберленд-Даремский и Северо-Западный.

Потребление угля в Великобритании несколько увеличилось в последние годы в связи с повышением мировых цен на нефть, но в будущем его использование едва ли вырастет, поскольку нефть уже с 1972 г. прочно заняла первое место по объему потребления.

Британская нефтеперерабатывающая промышленность пока еще зависит от импорта сырой нефти и нефтепродуктов. Скважины в Восточном Мидленде дают ежегодно менее 100 тыс. т, но месторождения, разведанные в Северном море, в 1978 г. уже дали 50 млн. т.

До начала 1950-х годов внутренний спрос на нефтепродукты оставался небольшим и выгоднее было их ввозить, чем перерабатывать сырую нефть в стране. Но в последние десятилетия потребность в нефтепродуктах увеличилась и рентабельнее оказалось импортировать сырую нефть, увеличив строительство в стране нефтеперерабатывающих заводов. В настоящее время их общая мощность составляет около 150 млн. т в год. Сырая нефть ввозится из Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии, нефтепродукты - из Италии, Нидерландов и Венесуэлы.

Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных морских портов: у Саутгемптона, в Чешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса. Пять заводов южного Уэльса соединены с портом Энгл-Бей нефтепроводом. Есть также крупный завод в Шотландии на побережье залива Ферт-оф-Форт. От месторождений Северного моря к нефтеперерабатывающим заводам в устье р. Тис и в заливе Ферт-оф-Форт проведены нефтепроводы.

Когда в 1959 г. в Северном море были открыты месторождения природного газа, Великобритания получила право добывать его в западной части. В 1965 г. в 70 км к востоку от Клинторпса дала газ первая скважина, которая положила начало его промышленной добыче. По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона в Йоркшире. В британской зоне эксплуатируются пять основных месторождений природного газа. Ныне почти весь газ поступает из природных источников.

Разработка железной руды ведется в сравнительно узком поясе, который начинается у города Сканторпа в Йоркшире на севере и тянется через весь Восточный Мидленд до города Банбери на юге. Руда здесь низкого качества, кремнеземистая и содержит всего 33% металла. Более качественная, гематитовая руда добывается в Озерном округе, но это месторождение уже сильно истощено. В 1977 г. в Великобритании было добыто всего 0,8 млн. т железной руды против 4,7 млн. т в 1960 г. И объем добычи с каждым годом сокращается, так как низкокачественной местной руде трудно конкурировать с более богатой привозной. Ввозится железная руда из Канады, Либерии и Мавритании.

В последние годы Великобритания возобновила разработку оловянной руды. С 1970 по 1974 г. ее добыча увеличилась втрое- до 10 тыс. т в год.

Потребности страны в электрической энергии удовлетворяются полностью за счет внутренних источников. В 1975 г. 86% электроэнергии было произведено тепловыми электростанциями, 12% - атомными и 2% - гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн. кВт) находятся на р. Трент и около Лондона. В последние два десятилетия введены в действие 13 атомных электростанций, суммарная выработка которых более 30 млрд. кВт. ч. Строятся еще пять АЭС. По производству электроэнергии на АЭС Великобритания занимает первое место в Зарубежной Европе.

Гидростанции, как правило, небольшие, расположены они в основном на Шотландском нагорье. Еще в 1930-х годах в Великобритании была создана первая электросеть («грид»), которая имела большое значение для развития промышленности, особенно в тех районах, где не было месторождений угля. А в 1970 г. в Великобритании закончено строительство единой системы электропередач («Супергрид») с большим напряжением.

Больше всего энергии потребляет одна из ведущих отраслей британской промышленности- черная металлургия. Великобритания занимает восьмое место в мире по выплавке чугуна и стали, которая в 1977 г. составила соответственно 13 и 20 млн. т. Почти вся сталь страны производится государственной корпорацией «Бритиш стил».

Металлургия Великобритании развивалась в благоприятных условиях. Страна богата углем, в том числе коксующимся. Железную руду часто содержали сами угольные пласты, либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый для металлургии - известняки имеются на Британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых развивались металлургические центры, расположены сравнительно недалеко друг от друга и от крупнейших морских портов страны, что облегчает доставку из других районов страны и из зарубежных стран недостающего сырья и вывоз готовой продукции.

Поскольку большинство металлургических предприятий работает теперь на привозной руде, металлургические центры, как правило, смещаются в сторону побережий.

Сталеплавильная индустрия Великобритании все больше использует в качестве сырья металлолом, поэтому современные сталеплавильные заводы обычно «привязаны» к основным промышленным центрам как к источникам сырья и рынкам сбыта готовой продукции.

Ведущим металлургическим районом Великобритании XIX в. была «Черная страна», расположенная на Мидлендском угольном плато, где одновременно работало 170 доменных печей. В наши дни первенство перешло к южному Уэльсу, металлургические заводы которого дают 30% всего производства чугуна и стали и обеспечивают практически всю потребность страны в листовом железе. Почти столько же продукции дают металлургические заводы Йоркширского угольного бассейна, но она значительно разнообразнее. Предприятия Шеффилда, работающие в основном на стальном ломе привозном чугуне, славятся производством высококачественных сортов легированной и нержавеющей стали; завод Корби специализируется на выпуске стальных труб, а три крупных завода полного металлургического цикла Сканторп; производят главным образом тяжелое стальное литье. Металлургический комплекс Тиссайда преобразуется в крупнейший в Зарубежной Европе сталеплавильный центр.

Британская цветная металлургия - одна из крупнейших в Европе. Она работает почти целиком на привозном сырье поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. Экспорт цветных металлов по стоимости намного превысил экспорт чугуна и стали. Великобритания - также один из основных поставщиков таких металлов, как уран цирконий, бериллий, ниобий, германий и др., которые используются в атомной промышленности, в самолетостроении и электронике. Главные покупатели британских цветных металлов - США и Германия. В то же время отечественная промышленность удовлетворяет только часть потребностей страны в ведущих цветных металлах.

Главный район цветной металлургии - Западный Мидленд, где много мелких предприятий специализируется на производстве проката, литье и обработке цветных металлов. Другие центры - южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Три крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове Англси, у города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии. Они обеспечивают более половины потребности отрасли в первичном алюминии. Центры по производству алюминия в Мидленде и южном Уэльсе тесно связаны с американскими и канадскими алюминиевыми компаниями.

Машиностроение Великобритании

В Великобритании преобладает транспортное машиностроение.

До 1972 г. британская автомобильная промышленность развивалась очень быстро. Ей принадлежало третье место в мире после США и Германии по числу выпускаемых автомобилей. Однако в последние годы темпы производства снижаются. Экономический кризис 1974-1975 гг. отбросил автомобильную промышленность Великобритании на несколько лет назад: в 1977 г. с конвейеров автозаводов сошло около 1,7 млн. автомашин, т. е. на 400 тыс. меньше, чем в 1972 г.

Первым крупным районом автомобилестроения на Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме. Этому способствовало его центральное положение, которое облегчало не только получение деталей и вспомогательных материалов от расположенных вокруг многочисленных промышленных предприятий, но и сбыт готовой продукции на внутреннем и внешнем рынке - через Ливерпуль и Лондон. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Дагенеме), где имелись в избытке рабочие руки. В 1960-х годах в связи с проведением правительственных мер по децентрализации промышленности три новых автомобильных завода были построены в Мерсисайде и два - в Шотландии (в окрестностях Глазго и Эдинбурга).

Одна из наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения - самолетостроение. Доминирует здесь одна государственная крупнейшая фирма - «Бритиш эйрспейс». Вертолеты производятся другой большой фирмой «Уэстленд эркрафт». Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках национализированной компании «Роллс-Ройс», которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии.

По выпуску самолетов Великобритания уступает в зарубежном мире лишь США. Она выпускает около 20 типов машин: военные, пассажирские, грузовые и несколько типов самолетов небольших размеров для специальных целей. Совместно с французским правительством на государственные средства создан первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер «Конкорд». Выпускаются и продаются различные типы ракет и суда на воздушной подушке.

Великобритания - самый крупный в мире экспортер грузовых автомашин. Широко известна серия машин повышенной проходимости марки «Лендровер». Главные покупатели английских автомобилей - США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.

Почти все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими крупнейшими автомобильными фирмами «Бритиш Лейланд», заводами международной американской компании «Крайслер Ю. К.» и дочерними американскими фирмами «Воксхолл» и «Форд».

Англичане говорят, что они стали судостроителями чуть ли не с момента образования Британских островов. Вплоть до 1955 г. Соединенное Королевство было крупнейшим в мире поставщиком судов, но в последующие годы на первое место вышла Япония, а Великобритания оказалась уже на пятом месте. Море у южных берегов Великобритании обмелело, и бывшие центры судостроения Рай и Винчесли сейчас находятся на расстоянии полутора километров от берега. Дувр сохранил свои верфи только благодаря строительству искусственной гавани. В Лондоне больше не строят морских судов. Судостроение постепенно передвину-

Северной Ирландии на острове Куш построена самая большая верфь в Западной Европе, однако в последние год в связи с развитием кризисных явлений британской экономике, а также осложнением общей политической ситуации Ольстере владельцы верфи терпят убытки, а рабочие находятся под постоянно угрозой увольнения.

К растущим и развивающимся производствам относится электротехника, занимающая второе место среди отраслей обрабатывающей промышленности по числу занятых. Господствуют в электротехнике несколько очень крупных компаний.

Продукция «тяжелой» электротехники- электромоторы, мощные генераторы, трансформаторы и турбины - произоводится практически одной компанией «Дженерал электрик».

Особенно быстро развивается электроника. Политика диверсификации промышленности привела к тому, что одним из основных районов размещения современных предприятий электроники стала центральная Шотландия, где таким путем предполагалось решить проблему занятости населения. Однако число рабочих мест на предприятиях электронной промышленности растет медленнее, чем число безработных в традиционных и других отраслях. Более мощные, чем английские, американские корпорации электронной промышленности прочно обосновались в Великобритании. Чтобы оградить национальную электронику, правительство Великобритании способствовало объединению нескольких мелких и средних электронных компаний в одну крупную- «Интернэшнл компьютера», став ее акционером и предоставляя ей ежегодно крупные ссуды. По стоимости экспорта электротехника и электроника стали относиться к ведущим отраслям обрабатывающей промышленности.

Химическая промышленность Великобритании

К числу быстро развивающихся отраслей относятся и новейшие производства химической промышленности. Около 1/3 продукции основной химии составляют неорганические химикаты - серная кислота и окислы металлов и неметаллов. Более 30% продуктов органической химии составляют главным образом этилен, пропилен и бензол, превращаемые в пластмассы, различные растворители, синтетический каучук, химические волокна и моющие средства. Другие основные отрасли химической промышленности- производство синтетических материалов и пластмасс, удобрений и гербицидов, красителей, парфюмерии и фармацевтических препаратов.

90% всей продукции основной химии контролируется гигантским транснациональным концерном ИКИ. Он владеет крупнейшими химическими заводами Севернсайда и Хамберсайда, растянувшимися на десятки километров, новым нефтехимическим комплексом Уилтона - Биллингема, нефтехимическим центром по производству ароматических углеводородов в Норт-Тисе и многими другими предприятиями. Ему же принадлежат 15 крупных научно-исследовательских центров. За пределами Великобритании в 55 капиталистических странах функционирует более 350 дочерних предприятий ИКИ.

Помимо этого гигантского концерна и нескольких других, менее крупных на производстве разнообразной химической продукции специализируется множество мелких фирм во всех районах страны. Особенно их много в парфюмерии, производстве красителей, синтетических материалов и пластмасс.

Предприятия неорганической химии расположены в основном в таких старых промышленных районах, как Ланкашир, в котором химическое производство было связано с текстильной промышленностью и местными ресурсами соли, а также на северо-востоке, где в устье р. Тайн химические заводы используют местную каменную соль, ангидрит и морскую воду, а также продукты коксования, поступающие с местных металлургических заводов. В районе р. Тис создан один из крупнейших в мире центров по выпуску аммиака, азотной и серной кислоты, а также различных органических растворителей.

Новейшая отрасль современной химической промышленности- нефтехимия возникла в Великобритании вслед за широким строительством нефтеперерабатывающих заводов и на их основе. Один из новых центров химической промышленности, в основном нефтехимии, Хамберсайд получает сырье от двух нефтеперерабатывающих заводов у Гримсби общей мощностью около 14 млн. т продукции в год; два других построенных после войны нефтеперерабатывающих завода (мощностью свыше 11 млн. т) в устье р. Тис питают ныне крупнейший в Великобритании центр нефтехимии Уилтона, крекинг-установки которого дают углеводородное сырье для производства разнообразных синтетических материалов.

Старейшая традиционная отрасль Великобритании - текстильная промышленность. В течение всего XIX в. и до первой мировой войны она лидировала среди отраслей обрабатывающей промышленности по стоимости выпускаемой и вывозимой продукции. Однако в связи с ростом текстильной, и в частности хлопчатобумажной, промышленности в Индии, Японии и в других конкурирующих странах рынки сбыта британских текстильных изделий сузились, и началось постепенное сокращение текстильного производства. Так, только с 1970 по 1977 г. производство хлопчатобумажных и шерстяных тканей уменьшилось почти в 1,5 раза. В то же время производство и экспорт искусственных и синтетических волокон и изделий из них быстро увеличиваются. В середине 70-х годов стоимость экспорта изделий из искусственных и синтетических волокон превышала стоимость вывезенных хлопчатобумажных изделий почти вчетверо.

Шерстяные ткани производятся в основном в Западном Йоркшире, производство искусственного шелка преобладает в йоркширском городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей - в Ланкашире, в небольших текстильных городах к северо-востоку от Манчестера.

Производство искусственных и синтетических волокон, пряжи и тканей монополизировано гремя огромными концернами. ИКИ изготавливает химикаты, необходимые для производства вискозных, полиакрилонитриловых и других волокон и поставляет их фирме «Кэртолд», которая вырабатывает искусственные волокна (в том числе разработанные в Великобритании терилен и куртель),

пряжу и ткани. Нейлон производится фирмой «Бритиш найлон спиннерз». Предприятия этих концернов разбросаны по всей стране, но особенно их много в Северной Ирландии.

Производство шерстяных тканей, изделий, пряжи - самое древнее на Британских островах. Шерстяные изделия британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешних рынках. Хлопчатобумажные же изделия все чаще уступают место хотя и менее качественным, но более дешевым хлопчатобумажным изделиям зарубежных стран. Британская хлопчатобумажная промышленность теряет свои международные рынки. В целом экспорт продукции текстильной промышленности, особенно хлопчатобумажной, сокращается. Сказывается техническая отсталость текстильных предприятий по сравнению с зарубежными фирмами; среди занятых в текстильном производстве растет безработица. Заработки, как правило, здесь низкие, поэтому квалифицированные рабочие нередко переходят в другие отрасли или переезжают в иные районы.

В то же время происходит некоторая модернизация текстильной промышленности. Идут концентрация и интенсификация производства, переоборудование фабрик и их укрупнение.

Сельское хозяйство Великобритании

В сельском хозяйстве Великобритании занято всего около 3% работающего населения страны. Тем не менее благодаря высокой интенсификации производства Великобритания производит более половины сельскохозяйственных продуктов, потребляемых ее населением. Полностью обеспечиваются потребности в ячмене, овсе, картофеле, домашней птице, свинине, яйцах и свежем молоке. Однако многие важные продукты Великобритании приходится ввозить из других стран. Она импортирует 4/5 сливочного масла, 2/3 сахара, половину пшеницы и бекона, 1/4 потребляемых в стране говядины и телятины.

Для производства сельскохозяйственной продукции используются 19 млн. га: под возделываемыми культурами (включая сеяные травы) занято 7 млн. га, а под естественными пастбищами- около 12 млн. га. Соотношение между этими используемыми землями неодинаково в различных районах.

Великобританию часто называют «королевством пастбищ». И в самом деле пастбища и сенокосные угодья занимают здесь территорию в 3 раза большую, чем зерновые культуры. Природные условия Великобритании более благоприятны для развития животноводства, чем земледелия. Животноводство и растениеводство дают соответственно 65 и 23% стоимости сельскохозяйственной продукции страны. Преимущественно животноводческие хозяйства располагаются в западной, более влажной части острова Великобритания, Стада крупного рогатого скота насчитывают свыше 14 млн. голов, а овец - вдвое больше. Увеличивается поголовье свиней - теперь их около 8 млн. Выращивание домашней птицы и производстве яиц сконцентрированы на больших птицефабриках вокруг основных центров потребления.

Основная отрасль животноводства - разведение высокопродуктивного мясного и молочного скота. Британские острова дали много пород крупного рогатого скота. Различные породы традиционно разводятся в определенных районах: из молочных на юге Девона - красные девонские коровы, а севернее - светлые, с большими рогами, в Дорсете - черно-белые. Специально выведены мясные породы- знаменитая герфорд-ширская, шортхорн (короткорогая) и абердинангус.

В течение более полутора столетий продажа племенного скота является важной статьей дохода. Во многих странах мира имеются породы крупного рогатого скота, выведенные в Великобритании. Самое большое стадо коров герфордширской породы находится, например, не в Великобритании, а в Советском Союзе.

В течение нескольких столетий, начиная с XIII в., Англия была одним из самых крупных мировых поставщиков овечьей шерсти. Овцы разводились практически везде.

Как деревня, так и город получали большие доходы от производства и продажи шерсти и шерстяных изделий. До настоящего времени лорд-канцлер - председатель палаты лордов восседает в парламенте на мешке с овечьей шерстью, напоминающей о бывшем источнике богатства нации. В наши дни шерсть дает всего 1 % стоимости сельскохозяйственной продукции, и овец разводят в основном ради ягнят, которые идут на мясо. В Великобритании выведено около 30 пород овец. Больше всего овец разводят в горных районах Уэльса, Северной Англии и Шотландии, где они пасутся на малопродуктивных жестко-травных пастбищах.

Основная часть пахотных земель расположена в менее влажной, более солнечной восточной части острова Великобритания- в Кенте, Восточной Англии, Линкольншире, Восточном Йоркшире и на восточных окраинах Шотландии. Эти районы, где выпадает сравнительно немного осадков, в основном низменные, с мощными, обычно плодородными почвами. Из зерновых культур сеют главным образом ячмень и пшеницу, причем площади под ячменем увеличиваются. Используется ячмень для изготовления солода (в пивоварении) и виски, в пищу населению и на корм скоту. В последнее время заметно увеличились площади под кукурузой.

Местная традиционная культура - картофель - распространена повсеместно, особенно в Северной Ирландии, на восточном побережье Англии и Шотландии. На корм скоту выращивается также кормовая свекла и капуста. Однако потребности животноводства в кормах намного превышают собственные ресурсы, поэтому значительная часть их ввозится из-за рубежа.

Огороды, сады и парники, занимающие всего 1,5% сельскохозяйственных земель, дают 12% стоимости сельскохозяйственной продукции. Расположены они в таких теплых и влажных районах, как Корнуолльский полуостров и Нормандские острова, в местах с плодородными почвами - на западе Ланкашира, в прибрежных районах Эссекса, а также в Кенте, который издавна называют «садом» Англии. В районе Уилда (Сассекс) и к юго-западу от конурбации Западный Мидленд раскинулись обширные плантации хмеля. По традиции ранней осенью тысячи горожан целыми семьями отправляются на сбор хмеля, чтобы подработать и одновременно побыть на свежем воздухе.

Важная отрасль растениеводства - разведение цветов. Больше всего выращивают бледно-желтых нарциссов. На восточном побережье Англии, в Линкольншире, раскинулись «голландские» поля тюльпанов, которые привлекают тысячи туристов. На островах Силли, на крайнем юго-западе Британского архипелага, половина обрабатываемых земель занята под гиацинты и тюльпаны, которые цветут в этих местах с ноября по май.

Практически вся земля обрабатывается фермерами. Фермы в Великобритании в среднем крупнее, чем в других странах Европы, но меньше, чем в США. Средняя площадь земель, занимаемых одной фермой,- примерно 100 га. Однако имеются и огромные сельскохозяйственные объединения, земельные угодья которых достигают 1600 га.

Половину стоимости сельскохозяйственной продукции дают 40 тыс. крупных фермерских хозяйств с четырьмя и более рабочими. Остальные фермы средние, использующие труд 2-3 наемных рабочих, или мелкие, на которых круглый год работает фермер и его семья. Несмотря на увеличение средних размеров ферм в последние десятилетия, 2/5 из них составляют все еще мелкие хозяйства, которые дают в совокупности всего г/10 сельскохозяйственной продукции. Примерно половина фермеров арендуют землю у крупных лендлордов; в Англии и Уэльсе только 2/5 фермеров ведут хозяйство на собственной земле.

Большинство ферм Великобритании - это высокомеханизированные товарные хозяйства. Однако себестоимость фермерской продукции весьма высока. Рентабельность ферм поддерживается за счет правительственных субсидий и выплат в соответствии с единой сельскохозяйственной политикой общего рынка и гарантированных цен на некоторые сельскохозяйственные продукты.

Британское фермерство нуждается в высоких закупочных ценах, поэтому регулирование общего аграрного рынка в пределах ЕЭС, установление единых цен на сельскохозяйственную продукцию отрицательно сказались на экономике мелких и средних хозяйств. Сократилось их прямое субсидирование, растут цены на сельскохозяйственную технику, горючее, удобрения и корма, причем рост этих расходов не компенсировался увеличением рыночных цен на продукты питания. 10 тыс. мелких и средних хозяйств находятся сейчас на грани разорения.

Транспорт и внешние экономические связи Великобритании

Поскольку Великобритания - государство островное, все ее внешние перевозки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом. Около 9/10 общего грузооборота приходится на морской транспорт.

Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, в той или иной мере непосредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспортными узлами. Крупнейшие из них - Лондон, Саутгемптон, Ливерпуль, Гулль и Харидж, причем Лондонский и Ливерпульский морские порты пропускают около половины всех грузов (по стоимости).

В прошлом морским путем в Великобританию прибывало больше пассажиров, чем воздушным. Однако с начала 1960-х годов число авиапассажиров стало быстро расти и вскоре вдвое превысило численность приезжающих в страну морем. Увеличиваются также грузовые перевозки воздушным транспортом. Всего в стране около 150 пассажирских аэропортов. Великобритания связана постоянными авиалиниями, протяженностью более 800 тыс. км, почти со 100 странами мира. Львиная доля перевозок осуществляется национализированной компанией «Бритиш эруэйз»- одной из крупнейших в мире. Пять крупнейших аэропортов страны- расположенные в районе Лондона Хитроу и Гэтиик, а также Манчестер, Лутон и Глазго- обеспечивают значительную часть всех перевозок пассажиров и авиагрузов.

С континентом Великобритания связана двумя железнодорожными паромами (Дувр - Дюнкерк и Харидж - Остенде), и многочисленными морскими автомобильными и пассажирскими паромами - с Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией.

Во внутренних грузовых перевозках наибольшую роль играет автомобильный транспорт. Ему более чем в 3 раза (в тонно-километрах) уступает железнодорожный и во столько же раз - каботаж. В связи с развитием автотранспорта было снято более 11 тыс. км железнодорожных путей. К середине 1970-х годов длина британских железных дорог составляла несколько более 18 тыс. км, из которых 20% были электрифицированными.

Одновременно расширяется сеть автомобильных дорог и происходит их реконструкция. При этом основное внимание уделяется тому, чтобы кратчайшими путями связать между собой основные конурбации страны. Для сокращения расстояния между Лондоном и основными промышленными центрами в устьях рек, в тех местах, где раньше ходили паромы, построено 10 мостов и 3 тоннеля. В 1960-1970 гг. было сооружено несколько автострад, а также улучшены дороги в отстающих районах для оживления в них экономической деятельности. По длине автомобильных дорог на единицу площади Великобритания занимает четвертое место в мире. В то же время у нее еще мало современных автострад, а дороги остаются самыми перегруженными в мире - 39 автомобилей на 1 км дорог.

Характеристика хозяйства Великобритании была бы неполной, если бы мы не отметили традиционную и всевозрастающую роль в экономике страны внешних экономических связей. С 1965 по 1977 г. оборот внешней торговли увеличился почти вчетверо. С одной стороны, удвоился экспорт капитала, с другой - быстро растут вклады крупных иностранных компаний в экономику Великобритании. Почти в четыре раза вырос «невидимый экспорт». Увеличение экспорта считается одним из главных средств решения экономических проблем страны.

1. Сравните по карте ЭГП Германии и Великобритании. В чем заключаются выгоды ЭГП Великобритании?

Германия и Великобритания занимают выгодное ЭГП, хотя между ними есть определенные различия. ФРГ расположена на перекрестке транспортных путей, важнейшие из которых имеют широтное направление. Они кратчайшими путями из стран Западной Европы до Центральной. Особое значение для страны имеет прямой выход к Северному морю, на побережье которого есть несколько портов мирового значения (Гамбург).

Великобритания - островное государство. Она расположена на пересечении международных морских путей. ЭГП страны улучшилось после завершения строительства тоннеля, который проложен в самом узком месте пролива Ла-Манш и соединяет о. Великобританию с материком.

2. Какие факторы способствовали развитию экономики страны? Для ответа привлеките знания по географии, истории.

Великобритания - островное государство. Узловое положение на важнейших линиях судоходства и мировой торговли, проходящих через проливы Ла-Манш и Па-де-Кале, обеспечивает широкие связи с регионами мира.

Мягкая зима и нежаркое лето, значительное количество осадков позволяют выращивать все культуры умеренного пояса, хотя почвы не отличаются высоким плодородием.

Минеральные ресурсы Великобритании разнообразны (уголь, металлические руды и др.), но длительная их эксплуатация привела к исчерпанию или обеднению многих из них. «Подарком» для страны стали открытые месторождения нефти и газа в Северном море, благодаря которым Великобритания (наряду с Норвегией) превратилась в крупнейшего производителя и экспортера нефти и газа среди европейских стран.

До конца XIX в. эта страна являлась самой могущественной империей мира, родиной капитализма и наиболее ранней промышленной революции.

3. Выберите верные утверждения:

1) В Великобритании 9/10 грузооборота приходится на морской флот.

2) В структуре сельского хозяйства Великобритании преобладает растениеводство.

3) Для страны характерен низкий естественный прирост населения.

4) 90% жителей Великобритании живут в городах.

4. Чем обусловлено старение населения страны?

Старение населения страны обусловлено низкой рождаемостью.

5. Дайте характеристику одной из отраслей промышленности Великобритании (на выбор) по плану, приведенному на с. 119-120.

В самой крупной отрасли британской промышленности – машиностроении работает 25% всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное машиностроение. Сейчас по выпуску автомобилей Великобритания занимает 8 место в мире (1296 тыс. легковых и 273 тыс. грузовых). В среднем на экспорт идет 40% продукции автомобилестроения. Великобритания – самый крупный в мире экспортер грузовых автомобилей. Некоторые марки английских машин («Лендровер», «Роллс-ройс») стали эталоном автомобилестроения. Почти все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими крупнейшими автомобильными фирмами «Бритиш Лейланд», заводами международной американской компании «Крайслер Ю.К.» и дочерними американскими фирмами «Воксхолл» и «Форд». Первым крупным районом автомобилестроения на Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме. Вторым районом стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Дагенеле). В связи с проведением правительственных мер по децентрализации промышленности три новых автомобильных завода были построены в Мерсисайде и два – в Шотландии (окрестности Глазго и Эдинбурга). Одна из наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения – самолетостроение. Доминирующая здесь фирма «Бритиш эйрспейс». Вертолеты производятся другой большой фирмой «Уэсленд эркрафт». Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках компании «Роллс-ройс», которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри и городах Шотландии. По выпуску самолетов Великобритания уступает в мире лишь США. Она выпускает около 20 типов машин: военные, пассажирские, грузовые и небольшие самолеты для специальных целей. Совместно с французами был создан сверхзвуковой пассажирский лайнер «Конкорд». Известна Великобритания и своим судостроением. Судостроение отличается разнообразием и высоким качеством продукции, но англичане строят суда медленно и обходятся они очень дорого. Со стапелей британских судоверфей сходят танкеры, пассажирские лайнеры, баржи, землечерпалки, траулеры, подводные лодки, ледоколы, установки для бурения морского дна, яхты. Самый крупный центр судостроения на Британских островах – устье реки Клайд в Шотландии. Два других крупных центра расположены на реках Уир и Тайн. В Северной Ирландии на острове Куинз построена самая большая верфь в Европе. Однако в настоящее время эта отрасль британской экономики находится в кризисе.

6. Какова структура сельского хозяйства? Чем она обусловлена?

Сельское хозяйство страны - высокотоварное, специализированное, капиталистическое. Доля сельского, лесного и рыбного хозяйства в структуре ВВП (1991 г.) - 1,8%. В сельском хозяйстве занято 2% населения. Для производства сельскохозяйственной продукции используется 19 млн. га. Практически вся земля обрабатывается фермерами. Площадь земель, занимаемых одной фермой, примерно 100 га. Однако имеются и огромные сельскохозяйственные объединения, земельные угодья которых достигают 1600 га. Основная отрасль животноводства - разведение высокопродуктивного мясного и молочного скота. Животноводческая продукция дает 70% стоимости сельскохозяйственной продукции. Животноводческие районы - горные районы Уэльса, Северной Англии и Шотландии. Основная часть пахотных земель расположена в восточной части острова Великобритания, где выпадает сравнительно немного осадков, низменные и плодородные почвы. Из зерновых культур сеют овес, ячмень и пшеницу. Увеличились площади под кукурузой, Традиционная культура - картофель - распространена повсеместно. На корм скоту выращивают также кормовую свеклу и капусту. Огороды, сады и парники занимают 1,5% сельскохозяйственных земель и дают 12% стоимости сельскохозяйственной продукции. Важная отрасль растениеводства - разведение цветов - бледно-желтых нарциссов, «голландских» тюльпанов, гиацинтов и др. Рыболовство играет большую роль в экономике страны. Основные рыболовные порты расположены на восточном побережье, недалеко от которого в Северном море находится отмель Доггер-Банка, где вылавливают около 2 млн. тонн рыбы в год. Рыболовецкий флот состоит из 11 тыс. судов.

Как указывалось выше, угледобывающая промышленность снизилась и энергетический сектор экономики был преобразован внутренними залежами природного газа и нефти. Ядерное топливо незначительно повысило уровень вырабатываемой в стране энергии, в то время как гидроэлектростанции сохранили свои позиции, а кое-где, например, в Шотландии, остались главным источником энергии. Подавляющее большинство энергии производится на обычных электростанциях.

В целом сфера производства продолжает сокращаться как в плане работников, занятых в этой области, так и в плане доли (теперь менее одной четверти) в валовом национальном продукте (ВНП). Этот сектор экономики был главной причиной стремительного увеличения уровня безработицы в начале 80-х годов. Когда же производство снова стало расти, произошло значительное увеличение в производительности труда и прибылях.

Наиболее важными секторами промышленности являются машиностроение, пищевая промышленность (включая производство безалкогольных и спиртных напитков), табачная и химическая промышленности, бумажная и печатная промышленности, легкая промышленности. Наиболее быстро развивающимися секторами промышленности стали химическая, лесная, мебельная, резиновая промышленности и производство пластиков. Внутри химической промышленности особенно активно стала развиваться фармацевтическая индустрия. Пищевая и легкая промышленности, а также машиностроение в целом работают ниже среднего.

В восьмидесятых годах значительно увеличился импорт промышленной продукции, но, несмотря на это, Великобритания продолжает экспортировать значительную часть своих товаров, баланс все равно остается в пользу импорта. Тем не менее, поддержка конкурирующей промышленности считается первостепенно важной для международной торговли, где она имеет больший вес, чем сфера услуг.

Центры промышленности.

  • 1. Нефтепереработка: Шелл-Хейвен, Фоли, Грейнджмут, Милфорд-Хейвен, Пембрук, Барри, Коритон, Лландарси, Стэнлоу-Каррингтон, Биллингем-Уилтон, Тиспорт.
  • 2. Чёрная металлургия: Шеффилд-Ротерем, Порт-Толбот, Лланверн, Сканторп, Скин-нингров, Редкар, Лланелли, Каррон, Клайд-Айрон, Мидлсбро, Равенскрег, Кардифф.
  • 3. Цветная металлургия: Суонси, Лондон и его пригороды, Холихед, Линмут, Эйвон-мут, Прескот.
  • 4. Алюминиевая промышленность: Бернтайленд, Долгаррог, Ньюпорт, Кинлохливен, Фойерс, Форт-Уильям, Холихед, Инвергордон.
  • 5. Свинцово-цинковая промышленность: Эйвонмут, Манчестер, Нортфлит, Глазго.
  • 6. Медная промышленность: Бутл, Ливерпуль.
  • 7. Электротехника и приборостроение: Большой Лондон, Глазго, Эдинбург, Ист-Килбрайт, Ливингстон, Бирмингем, Ковентри, Данди, Ньюкасл-апон-Тайн, Ливерпуль, Манчестер.
  • 8. Станкостроение: Бирмингем, Большой Лондон, Ковентри, Лестер.
  • 9. Автомобильная промышленность: Большой Лондон, Бирмингем, Ковентри, Лутон, Оксфорд, Дерби, Сандерленд, Ливерпуль.
  • 10. Авиационная и ракетно-космическая промышленность: Большой Лондон, Бри-столь с пригородом Филтон, Дерби, Глостер, Уайт, Йовил, Лутон, Манчестер, Престон.
  • 11. Судостроение: Клайдсайд, Барроу-ин-Фернесс, Белфаст, Сандерленд, Беркенхед, Ньюкасл, Глазго, Гринок, Портсмут, Плимут, Саутгемптон.
  • 12. Химическая промышленность: Большой Лондон, Фоли-Саутгемптон, Стэнлоу-Каррингтон, Биллингем-Уилтон, Норт-Тис, Грейнджмут, Моссморан, Бристоль с пригородами, Иммингем, Лондондерри, Глазго, Бирмингем, Ньюкасл, Мидлсбро с пригородами, Абердин, Хайт, Ливерпуль, Манчестер, Гулль, Шелл-Хейвен.
  • 13. Атомная промышленность: Амершем, Харуэлл, Олдермастон, Спрингфилд, Капенхерст, Райсли, Уонтидж.
  • 14. Текстильная промышленность: Лондон, Ноттингем, Лестер, Данди, Лидс, Хад-дерсфилд, Брадфорд, Арброт, Монтроз, Маклсфилд, Гринфилд, Гримсби, Вулвер-гемптон, Престон, Уилтон, Ковентри, Килруд, Манчестер, Белфаст.

Процесс концентрации промышленности Великобритании привел к созданию во многих отраслях, особенно современных, крупных монополий. Самые крупные промышленные монополии страны – «Империал кемикал индастриз» (ИКИ), «Юнилевер», «Бритиш Лейланд», «Дженерал электрик компании» в которых занято по 200 тыс. человек.

Основная часть промышленных предприятий страны сконцентрирована в густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные районы за пределами этого пояса – южный Уэльс, северо-восток Англии и центральная .

Те районы, в которых развивались старые производства и традиционные отрасли, стали отстающими, или депрессивными. Это большая часть Шотландии, Северная , почти весь Уэльс, крайний северо-восток и часть юго-запада Англии.

Главная отрасль горнодобывающей промышленности – добыча . Она ведется уже свыше 300 лет. Вплоть до 1919 года британский господствовал на мировом рынке. В это время его добывали до 300 млн./т/год. С тех пор его добыча неуклонно снижалась и теперь составляет не более 90 млн./т/год. Тем не менее уголь все еще остается одним из ведущих видов топлива в стране. Он дает около 30% потребляемой в Великобритании энергии, уступая только нефти. Самый крупный угольный бассейн – Йоркширский (25-28 млн./т/год). За ним следует Нортумберленд-Даремский и Северо-западный.

Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных морских портов: у Саутгемптона, в Чешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса. Заводы южного Уэльса соединены с портом Энгл-Бей нефтепроводом. Есть также крупный завод в Шотландии, на побережье залива Ферт-оф-Форт. От месторождений Северного моря к нефтеперерабатывающим заводам проведены нефтепроводы.

Когда в 1959 году в Северном море были открыты месторождения Великобритания получила право добывать его в западной части. В 1965 году первая скважина дала газ. Сейчас его добывается более 45 млрд. м/кб. Газ по газопроводу поступает к восточному побережью в район Йоркшира.

В Великобритании почти не ведется, она доставляется из , и . Зато в последние десятилетия Великобритания возобновила добычу оловянной руды.

Потребности страны в электроэнергии удовлетворяются полностью за счет внутренних источников. Причем Великобритания имеет около 40 атомных энергоблоков на которых производится почти 22% электроэнергии. Много в стране ТЭС (крупные в районе Лондона). ГЭС, как правило небольшие, расположены они в основном на Шотландском нагорье.

Больше всего энергии потребляет одна из ведущих отраслей британской промышленности – черная металлургия. Почти вся сталь в стране производится корпорацией «Бритиш стил». Ведущим металлургическим районом Великобритании была «Черная страна», расположенная на Мидлендском угольном плато. В настоящее время первенство перешло к южному Уэльсу и к заводам Йоркширского угольного бассейна.

Британская цветная металлургия – одна из крупнейших в . Она работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка тяготеет к портовым городам. Помимо основных металлов (алюминия, меди, цинка, свинца, олова) Великобритания является также одним из основных поставщиков таких металлов как , цирконий, бериллий, ниобий, которые используются в атомной промышленности, в самолетостроении и электронике. Главный район – Западный Мидленд. Другие центры – южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд.

В самой крупной отрасли британской промышленности – работает 25% всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает . Сейчас по выпуску автомобилей Великобритания занимает 8 место в мире (1296 тыс. легковых и 273 тыс. грузовых). В среднем на экспорт идет 40% продукции автомобилестроения. Великобритания – самый крупный в мире экспортер грузовых автомобилей. Некоторые марки английских машин («Лендровер», «Роллс-ройс») стали эталоном автомобилестроения.

Почти все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими крупнейшими автомобильными фирмами «Бритиш Лейланд», заводами международной американской компании «Крайслер Ю.К.» и дочерними американскими фирмами «Воксхолл» и «Форд».

Первым крупным районом автомобилестроения на стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме. Вторым районом стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Дагенеле). В связи с проведением правительственных мер по децентрализации промышленности три новых автомобильных завода были построены в Мерсисайде и два – в Шотландии (окрестности Глазго и Эдинбурга).

Одна из наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения – самолетостроение. Доминирующая здесь фирма «Бритиш эйрспейс». Вертолеты производятся другой большой фирмой «Уэсленд эркрафт». Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточенно в руках компании «Роллс-ройс», которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри и городах Шотландии.

По выпуску самолетов Великобритания уступает в мире лишь . Она выпускает около 20 типов машин: военные, пассажирские, грузовые и небольшие самолеты для специальных целей. Совместно с французами был создан сверхзвуковой пассажирский лайнер «Конкорд».

Известна Великобритания и своим . Судостроение отличается разнообразием и высоким качеством продукции, но англичане строят суда медленно и обходятся они очень дорого. Со стапелей британских судоверфей сходят танкеры, пассажирские лайнеры, баржи, землечерпалки, траулеры, подводные лодки, ледоколы, установки для бурения морского дна, яхты. Самый крупный центр судостроения на Британских островах – Клайд в Шотландии. Два других крупных центра расположены на реках Уир и Тайн. В Северной Ирландии Куинз построена самая большая верфь в Европе. Однако в настоящее время эта отрасль британской экономики находится в кризисе.

К растущим и развивающимся производствам относится электроэнергетика. Продукция «тяжелой» электротехники – электромоторы, генераторы, трансформаторы и турбины – производится практически одной из крупнейших монополий «Дженерал электрик». По выпуску электроники монопольное место занимает «Интернэшнл компьютерз».

К числу быстро развивающихся отраслей относятся производства . 90% всей продукции основной химии контролируется транснациональным концерном ИКИ. Ему же принадлежат 15 крупных научно-исследовательских центра. За пределами Великобритании в 55 странах функционируют более 350 дочерних предприятий ИКИ.

Предприятия неорганической химии расположены в основном в таких старых промышленных районах, как Ланкашир, в котором химическое производство было связано с текстильной промышленностью и местными ресурсами соли, а также на северо-востоке, в устье реки Тайн. Химические заводы используют местную каменную соль, ангидрит и морскую воду, а также продукты коксования поступающие с местных металлургических заводов. В районе реки Тис создан один из крупнейших в мире центров по выпуску аммиака, азотной и серной кислот.

Старейшая традиционная отрасль Великобритании – текстильная промышленность. Шерстяные ткани производятся в основном в западном Западном Йоркшире, производство искусственного шелка преобладает в йоркширском городе Сисдене, а хлопчатобумажных тканей – в Ланкашире, в небольших текстильных городах к северо-востоку от Манчестера.

Производство искусственных и синтетических волокон, пряжи и тканей монополизировано тремя концернами. ИКИ изготавливает химикаты необходимые для производства волокон и поставляет их фирме «Кэртолд», которая вырабатывает волокна, пряжу и ткани. Нейлон производится фирмой «Бритиш найлон спиннерз». Предприятия этих концернов разбросаны по всей стране, но особенно их много в Северной Ирландии.

Производство шестяных тканей, изделий, пряжи – самое древнее на Британских островах. Шерстяные изделия британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешних рынках. Хлопчатобумажные же изделия все чаще уступают место хотя и менее качественным, но более дешевым изделиям других . Британская промышленность выпускает около 300 млн. м хлопчатобумажных тканей, но в целом эта промышленность также находится в упадке.

Новое на сайте

>

Самое популярное