Домой Россельхозбанк Регистры на расхождение в ну пример заполнения. Классификация доходов в бухгалтерском учете в отдельных случаях отличается от классификации доходов, формируемых в налоговом учете

Регистры на расхождение в ну пример заполнения. Классификация доходов в бухгалтерском учете в отдельных случаях отличается от классификации доходов, формируемых в налоговом учете

Чтобы заполнить налоговую декларацию по НП, то есть высчитать налоговую базу по НП за определенный период, следует собрать сведения обо всех проведенных за этот период операциях, суммировать все количественные и денежные показатели по данным первичных документов и систематизировать эти сведения в зависимости от того, к какому разделу декларации они относятся. Вот эта система при правильном разделении сведений и составит вожделенную систему налоговых регистров по налогу на прибыль (ст. 313 НК РФ).

Непосредственно регистрам НУ посвящена ст. 314 НК РФ. В ней говорится о том, что аналитические регистры НУ — это своды данных, которые могут быть в любой удобной для налогоплательщика форме: таблицах, справках, иных документах группировки сведений за период, без разнесения сведений по бухгалтерским счетам. Из системы этих форм должен раскрываться порядок формирования налоговой базы по НП.

Требования к налоговым регистрам

Эти формы должны быть утверждены в приложениях к учетной политике. Заполняются они непрерывно в хронологическом порядке. Могут быть в бумажном виде, в электронном формате, на отдельных информационных носителях, в специальной программе. Обязательно назначаются люди, ответственные за корректность ведения этих регистров.

В аналитических регистрах по налогу на прибыль, разработанных самостоятельно, должны присутствовать следующие реквизиты: наименование, период/дата составления, измерители операции в натуральном (при возможности) и денежном выражении, наименование хозоперации и подпись с расшифровкой ответственного за составление сотрудника.

Организации следует приложить все усилия к защите от несанкционированных вмешательств и исправлений регистров НУ.

Обнаруженную в регистре ошибку можно устранить путем ее исправления. Исправление обязательно подтверждается обоснованием (объяснением причины) с указанием даты и подписи ответственного лица.

Некоторые автоматизированные бухгалтерские программы, в частности «1С:Бухгалтерия», формируют аналитические регистры в момент проведения операций по бухучету. Но иногда приходится формировать их вручную или с частичной автоматизацией.

Чтобы снять лишние вопросы при разработке налоговых регистров, налоговики в конце 2001 года издали специальные рекомендации с примерными формами таких регистров. Это неофициальный документ с номером и датой, называется он «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 НК РФ». Вышеуказанные рекомендации можно найти в любой справочной правовой системе.

Система НУ, предложенная в этом документе, выделяет 5 групп регистров:

  1. Промежуточных расчетов.
  2. Учета состояния единицы учета.
  3. Учета хозяйственных операций.
  4. Формирования отчетных данных.
  5. Учета целевых средств некоммерческих организаций.

Можно использовать предлагаемые формы регистров, можно разработать свои, но расчет налоговой базы за определенный налоговый/отчетный период должен раскрывать процесс формирования итоговых сумм:

  • доходов от реализации за этот промежуток времени;
  • расходов, относящихся к этим доходам;
  • внереализационных доходов;
  • внереализационных расходов;
  • прибыли от реализации и от внереализационных операций.

С целью создания регистров НУ можно использовать данные из регистров бухгалтерского учета: обороток по счетам, карточек, анализов счетов и т. д. Это разрешено Налоговым кодексом РФ, если налоговый и бухгалтерский учет совпадают, т. е. нет нормируемых или неучитываемых расходов. Вести их можно в обычных таблицах Excel.

Предлагаем рассмотреть разницу между бухгалтерскими и налоговыми регистрами на примерах.

Образец регистра НУ доходов

Компания N заполняет декларацию по НП за полугодие. В сформированной за этот период оборотке величина сальдо на конец периода Кт 90.1, т. е. выручка за отчетный период составляет 3 674 064 руб., включая НДС 18%, расходы, относящиеся к реализации (Дт 90.2) — 2 865 828, внереализационные доходы (Кт 91.1) — 595 250, внереализационные расходы (Дт 91.2) — 699 836 руб.

Декларация по НП заполняется без учета НДС, поэтому сделаем небольшой расчет:

3 674 064 / 118 × 100 = 3 113 613 — это доход за полугодие без учета НДС, именно эту сумму и показывают в декларации по НП.

Правильное ведение регистров принципиально для целей грамотного налогового учета. Регистры обычно внимательно изучаются в ходе проверок. Нарушения в них довольно просто обнаружить. И за подобные нарушения назначаются высокие штрафы. Как избежать ответственности? Нужно вести регистры правильно. Рассмотрим базовые правила, актуальные для этой формы учета.

Что собой представляет налоговый регистр

Регистры – это элементы налогового учета. Они ведутся компаниями, выплачивающими налог на прибыль. Регистры обязаны формировать и агенты по .

В регистры заносятся все сведения, необходимые для установления размера налога на прибыль (статья 314 НК РФ). Затем эти сведения систематизируются. На их основании определяется .

Регистры – это сводные формы для систематизации информации, которые сгруппированы на основании главы 25 НК РФ. При этом они не помещены на счета бухучета. Соответствующее определение приводится в статье 314 НК РФ.

Данные регистра должны отвечать, в том числе, на эти вопросы:

  • На базе каких документов определена база для обложения налогами?
  • Каков метод формирования этой базы?

Статья 314 НК РФ указывает на то, что регистры формируются на базе первички. При их заполнении нужно исключить эти недочеты:

  • Ошибки и опечатки.
  • Беспорядочное внесение сведений.
  • Наличие пропусков.

Заполняются НР исключительно в хронологическом порядке.

Существуют правила, касающиеся хранения НР. Их нужно защищать от несанкционированных попыток исправления. Если необходимо исправить ошибки, процедура предполагает документальное сопровождение. Исправления должны быть заверены.

ВАЖНО! Информация из регистров составляет налоговую тайну: сведения нельзя разглашать. В обратном случае накладывается ответственность.

Как должен выглядеть регистр

В НК РФ практически нет сведений, касающихся именно вида регистра. В Кодексе есть только общая информация. То есть задача по оформлению документов возлагается на организации.

Но в статье 313 НК РФ указаны обязательные сведения, которые нужно включить в регистр. В частности, это следующие пункты:

  • Название.
  • Период.
  • Название проделанной операции.
  • Итоги операции в рублях.

Документ заверяется подписью ответственного сотрудника. Подпись сопровождается расшифровкой.

Если это регистр НДФЛ, в него включаются эти сведения:

  • Вид дохода.
  • Льготы по НДФЛ, сокращающие налогооблагаемую базу.
  • Размеры выплат.
  • Даты выплат.
  • Размер исчисленного налога.
  • Дата удержания налога.
  • Информация о платежках, которые подтверждают выплату налога.

Правила, относящиеся к налоговым регистрам, практически идентичны правилам, относящимся к бухгалтерской первичке. А потому у некоторых специалистов возникает вопрос о возможности заменить регистры бухгалтерской документацией. В НК РФ нет запретов касательно этого. Более того, в статье 313 НК РФ есть тому косвенное разрешение. Но в этой же статье прописано, что, если бухгалтерских данных недостаточно, их требуется дополнить. По результатам дополнений и формируется регистр.

ВНИМАНИЕ! Регистры ведутся и в бумажной, и в электронной форме. Электронная документация просто распечатывается, если для этого есть необходимость (к примеру, требование налоговой).

Как сформировать регистры

Как уже упоминалось, закон не устанавливает форму для регистров. Она определяется организацией самостоятельно. Разработанная форма закрепляется в учетной политике. Для этого требуется издать приказ.

Регистры могут разительно различаться по внешнему виду в зависимости от компании. В законе нет ограничений, касающихся формы. Но налогоплательщик должен соблюдать общее правило – в регистрах указываются все сведения, требующиеся для налогового учета. Из предоставленных данных должно быть ясно, как формировалась база под налогообложение.

Данные можно по-разному группировать. Допускается использование таблиц, списков. Однако применяемый инструмент группировки должен быть внесен в учетную политику.

Несмотря на определенную свободу, налогоплательщик должен помнить о ряде ограничений. В частности, в регистре должны присутствовать обязательные реквизиты. Если этих реквизитов нет, регистр будет считаться недействительным.

Регистры по налогу на прибыль

Регистры заполняются на базе первички и счетов бухучета. Требуются они для установления размера налога на прибыль. Бланки регистров разрабатываются с учетом специфики работы компании.

Как уже упоминалось, налоговые регистры могут заменяться бухгалтерскими документами. Но иногда нужно создавать регистры отдельно. Это актуально для операций, итоги по которым имеют разное отражение в налоговом и бухгалтерском учетах. Если организация имеет дело с подобными операциями, стоит разрабатывать регистры.

Требуется учитывать, что иногда нормы бухучета и налогового учета отличаются.

Соответственно, разными должны быть и документы для учета. И в этом случае пригодятся налоговые регистры.

Если организация имеет дело только с операциями, которые одинаково документируются с точки зрения и налогового, и бухгалтерского учета, отдельных регистров не требуется. Они просто заменяются на бухгалтерские регистры. Единая форма экономит время и облегчает расчеты.

Для формирования декларации по налогу на прибыль потребуется минимум два налоговых регистра: по доходам и тратам. Сведения о доходах и тратах нужны для установления размера прибыли. Именно она является налогооблагаемой базой, на основании которой и определяется размер налога.

Два регистра – это самый минимум, который пригодится при расчетах. Иногда вводятся вспомогательные регистры. Актуальны они тогда, когда организация занимается сразу несколькими направлениями деятельности. Регистры стоит завести, когда компания сталкивается с особыми операциями, предполагающими особый порядок образования налогооблагаемой базы.

Можно ли не разрабатывать формы регистров?

Что делать, если представители организации не хотят заниматься разработкой форм регистров? В этом случае возникает риск наложения ответственности на основании статьи 120 НК РФ. Чтобы избежать наказания, компания может просто взять уже существующие формы. Перечень их содержится в рекомендациях МНС «система для установления прибыли» от 19 декабря 2001 года.

Примеры

Есть две основных формы регистра. Это регистры, отражающие доходы и расходы. Но к ним при необходимости могут быть добавлены дополнительные формы. К примеру, в одной организации могут быть следующие регистры:

  • Доходы от продажи.
  • Траты, сокращающие доходы от продажи.
  • Внереализационные траты.

Регистров может быть и больше. Все зависит от нужд конкретной фирмы. К примеру, можно ввести эти НР:

  • Выручка от продажи товаров собственного производства.
  • Выручка от продажи товаров, которые ранее были закуплены оптом.
  • Выручка от продажи прочих изделий.

При оформлении каждого регистра нужно придерживаться положений НК РФ. К примеру, при заполнении регистра «Доходы от продажи» нужно помнить, что выручка должна фиксироваться без учета НДС и акцизов. Соответствующее правило приведено в пункте 1 статьи 248 НК РФ.

Для заполнения такого регистра нужно пользоваться сведениями из бухучета. В частности, счетами 90 и 91. Данные бухучета и сведения в регистрах не должны противоречить друг другу.

Понятие «налоговый учет» появилось с вступлением в силу 2 части Налогового кодекса РФ, 25 главы «Налог на прибыль организаций». В соответствии со ст. 313 Налогового кодекса РФ:

налоговый учет - это система сбора, обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с требованиями НК РФ.

Налогоплательщики самостоятельно разрабатывают систему налогового учёта в учётной политике для целей налогообложения.

Цель налогового учёта определяется интересами пользователей информации. Пользователи информации, формируемые в системе налогового учёта, делятся на две основные группы:

1) внешние; (налоговые службы и консультанты по налоговым вопросам. Налоговые органы должны производить оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчётов, осуществлять контроль за поступлением налогов в бюджет. Консультанты по налоговым вопросам дают рекомендации по минимизации налоговых платежей, определяют направление налоговой политики организации.)

2) внутренние (администрация организации. По данным налогового учёта внутренние пользователи могут проанализировать непроизводственные расходы, которые, согласно требованиям налогового законодательства, не учитываются для целей налогообложения. Уменьшая такого рода расходы можно оптимизировать налогооблагаемую прибыль.)

С учётом потребностей пользователей информации целями налогового учёта являются:

1) формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода;

2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет;

3) обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги.

Средством достижения цели налогового учёта является группировка данных первичных документов. Налоговый учёт состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путём её документирования осуществляется в системе бухгалтерского учёта.

Данные налогового учёта должны отражать:

1) порядок формирования сумм доходов и расходов;

2) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем отчётном (налоговом) периоде;

3) сумму остатка расходов, подлежащих отнесению на расходы в следующем отчётном (налоговом) периоде;

4) порядок формирования суммы создаваемых резервов;

5) сумму задолженности по расчётам с бюджетом по налогу.

Данные налогового учёта не отражаются на счетах бухгалтерского учёта (ст. 314 НК РФ).

Согласно ст. 313 НК РФ данные налогового учёта подтверждаются:

− первичными учётными документами, включая справку бухгалтера;

− аналитическими регистрами налогового учёта;

− расчётом налоговой базы.

Объектами налогового учёта являются доходы и расходы организации, учитываемые для целей налогообложения. Путём сопоставления доходов и расходов определяется прибыль или убыток. Расходы для целей налогообложения подразделяются на расходы, учитываемые в текущем отчётном периоде и расходы, которые учитываются в будущих периодах.

Задачей налогового учёта является определение доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем периоде.

Одной из главных задач налогового учёта является определение суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль на определённую дату.

Предметом налогового учёта выступают производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате налога.

Организации, которые являются плательщиками налога на прибыль, для определения налоговой базы должны вести налоговый учет. Ведется он на основе первичных документов (ст. 313 НК РФ).

Какие бывают регистры налогового учета?

В основе налогового учета организации могут лежать регистры бухгалтерского учета. Если для определения налоговой базы в этих регистрах содержится недостаточно информации, то организация должна разработать регистры налогового учета. Для этого необходимо выбрать наиболее подходящий вариант:

Аналитические регистры налогового учета

Аналитические регистры налогового учета — сводные формы налогового учета, данные в которых систематизированы и сгруппированы в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ без распределения по счетам бухгалтерского учета (абз. 1 ст. 314 НК РФ).

Обязательные реквизиты аналитических регистров налогового учета

НК предусматривает перечень обязательных реквизитов, которые должны содержаться в аналитических регистрах налогового учета:

  • наименование регистра;
  • период (дата) составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Как вести регистры налогового учета

Регистры налогового учета организации могут вести как на бумажных носителях, так и в электронной форме (абз. 6 ст. 314 НК РФ).

Можно ли вносить исправления в регистры налогового учета

При обнаружении ошибки в регистре налогового учета организация должна внести в него исправления. Для этого в регистре необходимо указать верные данные, привести обоснование внесенного исправления, поставить дату исправления и заверить подписью лица, которое это исправление внесло.

Регистры налогового учета: образец

НК не предусмотрены обязательные формы регистров налогового учета. И налоговая инспекция не вправе требовать от организации вести регистры по какой-то установленной форме (

Последнее время инспекторы при проверках особое внимание уделяют налоговым регистрам, которые ведутся в организации. Причина их интереса очень проста — законодатель установил весьма высокие штрафы за связанные с регистрами нарушения, причем, такие нарушения легко обнаружить и доказать. Но как это часто бывает, инспекторы пытаются штрафовать не только за те нарушения, которые предусмотрены в Налоговом кодексе. Давайте разберемся, как надо организовать работу с налоговыми регистрами, чтобы не «попасть на штраф».

Что такое налоговый регистр

Начнем с основных понятий, связанных с налоговыми регистрами. Тут надо помнить, что регистры — элемент налогового учета, вести который обязаны только организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, а также налоговые агенты по . Причем в части НДФЛ все достаточно ясно и лишних требований инспекторы тут не предъявляют. Ведь если в организации или у предпринимателя нет сотрудников, то и спрашивать с них, как с налоговых агентов по НДФЛ нечего. А вот в части налога на прибыль все далеко не так однозначно.

К сожалению, в Налоговом кодексе четко не зафиксировано, что налоговые регистры обязаны вести исключительно плательщики налога на прибыль. Это позволяет налоговым органам требовать регистры и от тех налогоплательщиков, которые не платят . При этом инспекторы ссылаются на подпункт 3 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса, который требует от всех налогоплательщиков вести учет доходов, расходов и объектов налогообложения. И, дескать, в этой норме ни слова не сказано, что речь идет только о налоге на прибыль.

Однако от таких требований достаточно легко «отбиться». Нужно лишь обратить внимание излишне ретивых инспекторов на то, что в упомянутом подпункте статьи 23 НК РФ говорится: вести учет налогоплательщики должны, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Так вот, обязанность вести , кроме статьи 230, посвященной НДФЛ, предусмотрена только в статьях 313 и 314 Налогового кодекса. А эти статьи относятся к налогу на прибыль и больше ни к чему! Подтверждает данные выводы и Минфин — в письме от 01.08.07 № 03-03-06/1/531 четко указано, что организации обязаны вести налоговый учет для исчисления налога на прибыль организаций. Так что если ваша организация не является плательщиком налога на прибыль (то есть находится на УСН, ЕСХН или ЕНВД), либо если вы предприниматель, то вопросы налоговых регистров в части, не связанной с НДФЛ по наемным работникам, вас волновать вообще не должны.

Как выглядит налоговый регистр

Для тех организаций, которые платят налог на прибыль, актуальным оказывается вопрос — как должны выглядеть налоговые регистры? (Примерные образцы регистров налогового учета можно посмотреть и ). Изучение Налогового кодекса ответа на этот вопрос не даст. В нем законодатели определили лишь общие моменты, предоставив организациям самим решать какие налоговые регистры им заводить и как их оформлять.

Но эти общие правила знать необходимо. Поэтому остановимся на них чуть подробнее. Итак, согласно статье 314 НК РФ налоговые регистры — это сводные (за отчетный или налоговый период) формы систематизации данных налогового учета, сгруппированных в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, без распределения по счетам бухгалтерского учета.

Устанавливает Налоговый кодекс и обязательные реквизиты, которые должен содержать налоговый регистр. Согласно статье 313 Кодекса, каждый регистр должен содержать наименование, период или дату составления, наименование хозяйственной операции и ее измерители в денежном и, если возможно, в натуральном выражении. Наконец, регистр должен быть подписан ответственным лицом и содержать расшифровку его подписи.

Нетрудно заметить, что требования эти совпадают с требованиями к бухгалтерским первичным документам. А значит, велик соблазн использовать уже имеющиеся бухгалтерские документы в качестве налоговых регистров. Налоговый кодекс этого не запрещает. Более того, вариант использования бухгалтерских регистров в качестве налоговых прямо предусматривается в статье 313 НК РФ, с той лишь оговоркой, что если каких-то сведений в бухрегистрах недостаточно, то их надо дополнить и в результате получится уже регистр налогового учета.

А для тех организаций, чьи бухгалтеры все-таки испытывают трудности при формировании налоговых регистров, налоговики издали специальные рекомендации, содержащие примерные формы таких регистров*.
Заметим также, что технически регистры можно вести как на бумаге, так и в электронном виде, распечатывая их по требованию инспекции.

Сколько строк в декларации — столько регистров?

Разобравшись с основными моментами, касающимися статуса и сути налоговых регистров, давайте, поговорим об ответственности. Юридически штраф, напрямую связанный с налоговыми регистрами, установлен только в одной статье Налогового кодекса. Речь идет о статье 120 НК РФ в редакции прошлогоднего Федерального закона №229-ФЗ, который приравнял регистры налогового учета к бухгалтерским регистрам. Теперь отсутствие в организации как тех, так и других признается грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения. За это организации грозит штраф в размере от 10 до 40 тысяч рублей в зависимости от длительности нарушения и его влияния на размер налоговой базы (если отсутствие регистра повлекло ее занижение, штраф больше).

Однако на практике инспекторы пытаются штрафовать организации не только за полное отсутствие регистров. Например, распространена такая ситуация: при проверке инспекторы запрашивают у налогоплательщика регистры налогового учета. При этом список таких регистров, как правило, формируется самими инспекторами, исходя из строк декларации. И соответственно за каждый непредставленный документ налагают штраф по статье 126 НК РФ в размере 200 рублей. А если налогоплательщик выражает несогласие, грозят применить еще и статью 120 НК РФ, то есть оштрафовать за грубое нарушение правил налогового учета.

Но как мы уже выяснили, Налоговый кодекс не содержит требования, чтобы регистры строились непременно по строчкам декларации. Или, проще говоря, в НК РФ нет требования, чтобы каждая строка декларации была обоснована соответствующим регистром. Соответственно, подобное требование инспекторов незаконно. Организация вправе сама решать, какие регистры заводить отдельно в качестве регистров налогового учета, где она будет пользоваться регистрами бухгалтерского учета, а где — дополнит эти регистры необходимыми налоговыми данными (ст. 313 НК РФ). Так что инспекторы могут лишь попросить те регистры, которые обосновывают данные в декларации. И вовсе не обязательно, что количество этих регистров будет совпадать с количеством строк декларации.

Подтверждают этот вывод и суды. В частности, ФАС Поволжского округа в постановлении от 14.07.09 № А65-27027/2007 указал, что аналитический учет, который ведет налогоплательщик, нужен для обобщения информации при определении налоговой базы. При этом аналитический регистр налогового учета может характеризовать любой элемент налоговой базы по выбору налогоплательщика.

Так что привлечь налогоплательщика к ответственности можно только за непредставление тех регистров, которые он действительно должен вести в соответствии со своей учетной политикой. Если же инспекция требует те регистры, которые налогоплательщик не ведет и вести не собирался, то ни о какой ответственности речи быть не может (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.10.05 № А42-7611/04-15).

Тщательнее готовьте учетную политику

Раз уж мы затронули вопрос закрепления используемых регистров в учетной политике, давайте, остановимся на этом подробнее. Сразу скажем, что никаких санкций за то, что организация использует в работе регистры, не упомянутые в учетной политике, Налоговый кодекс не устанавливает. Равно как нет и штрафов за то, что в учетной политике вообще не указано, какие регистры организация использует, а какие нет.

Однако мы бы не советовали пренебрегать закреплением в учетной политике перечня регистров налогового учета. Ведь это может помочь самому налогоплательщику в случае конфликта с налоговыми органами. Так, в описанном выше случае суд запретил требовать у организации те регистры, которые, согласно ее учетной политике, вестись не должны.

Заметим, что это дело далеко не единственное. Например, Федеральный арбитражный суд другого округа — Поволжского, рассматривая подобное дело, указал, что систему налогового учета налогоплательщик, согласно статьям 313 и 314 НК РФ, организует самостоятельно, отражая ее в учетной политике. Поэтому налоговые органы не могут ни устанавливать для налогоплательщика обязательные формы документов налогового учета, ни требовать те документы налогового учета, которые не предусмотрены НК РФ или учетной политикой самой организации (постановление от 01.06.06 № А57-17061/05-26).

Так что учетная политика является достаточно мощным оружием в споре с инспекторами по вопросу о том, какие регистры налогового учета в организации должны быть, а какие нет. Правда, как и любое оружие, оно обладает и «отдачей». Если уж закрепили регистр в учетной политике, то будьте добры обеспечить его реальное ведение. Иначе — штраф. И вполне законный.

Неполные регистры

Еще одной распространенной «придиркой» инспекторов является заполнение строк в самих регистрах. Особенно часто это случается, если налогоплательщик решил использовать рекомендованные налоговой службой формы регистров, о которых мы упоминали ранее. Так, если инспекторы обнаруживают «пустые» строки, то тут же объявляют регистр недействительным, поскольку он не обеспечивает правильность учета. А нет регистра — пожалуйте платить штраф.

Однако и тут изучение судебной практики подсказывает, что спешить уплачивать штрафы не надо. Как мы помним, Налоговый кодекс содержит весьма ограниченный перечень обязательных реквизитов налогового регистра. Соответственно, если эти реквизиты имеются, то незаполнение каких-либо других данных нельзя считать нарушением. Ведь регистры нужны для правильного формирования налоговой базы. Поэтому налогоплательщик может сам решать, какие строки в каком из регистров ему надо заполнить для достижения указанной цели (см., например, уже упоминавшееся постановление ФАС Поволжского округа от 14.07.09 № А65-27027/2007).

*Эти рекомендации называются «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» и не являются официальным документом с датой и номером. Но их достаточно легко найти в любой справочно-правовой системе.

Новое на сайте

>

Самое популярное