Домой Россельхозбанк Списание по основным средствам. Характеристика основных средств

Списание по основным средствам. Характеристика основных средств

Из этой статьи вы узнаете:

  • Как оформить продажу основного средства
  • Что писать в акте при ликвидации основного средства
  • Какой документ надо составить, если основное средство ликвидируется лишь частично.

Если ОС переходит другой компании

Продажу и иную передачу основных средств третьим лицам следует оформить актом унифицированной формы:

  • № ОС-1 - для объекта основных средств (кроме зданий, сооружений);
  • № ОС-1а - для зданий, сооружений;
  • № ОС-1б - для групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений).

Формы и порядок их заполнения утверждены постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7. Организация может разработать и собственные формы документов. Они должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Акт составляется в момент перехода к принимающей стороне права собственности.

Основанием для составления акта является техническая документация на основное средство, а также данные учета.

Акт оформляется в двух экземплярах, один из которых передается принимающей стороне.

При составлении акта раздел «Сведения об объектах основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету» не заполняется. Его должен заполнить получатель в своем экземпляре акта.

Оба экземпляра акта должны быть подписаны как передающей, так и принимающей стороной.

В акте, в частности, указываются:

  • номер и дата составления акта;
  • полное наименование основного средства согласно технической документации;
  • название организации-изготовителя;
  • место передачи основного средства;
  • заводской и присвоенный инвентарный номера основного средства;
  • номер амортизационной группы, срок полезного использования основного средства и фактический срок эксплуатации;
  • сумма начисленной амортизации, остаточная стоимость основного средства;
  • сведения о содержании драгоценных металлов, камней;
  • другие характеристики основного средства.

Также акт должен содержать заключение комиссии, которая создается в организации для контроля за выбытием основных средств. Участниками комиссии могут быть главный бухгалтер, материально ответственные лица и другие сотрудники. Состав комиссии должен утвердить руководитель организации, издав приказ.

Если ОС износился

Для оформления ликвидации основных средств, а также прекращения их использования вследствие морального или физического износа применяются следующие формы актов:

  • № ОС-4 - для объекта основных средств (кроме автотранспортных средств);
  • № ОС-4а - для автотранспортных средств;
  • № ОС-4б - для групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств).

Эти формы и порядок их заполнения также утверждены постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7. И организация также может разработать собственные формы документов.

Для принятия решения о ликвидации основного средства в организации следует создать комиссию, которая должна:

  • осмотреть основное средство, запланированное к ликвидации;
  • определить возможность и целесообразность восстановления основного средства;
  • установить причины ликвидации (физический и моральный износ, авария, стихийные бедствия и т. п.);
  • выявить виновных лиц (если объект ликвидируется до истечения нормативного срока службы в связи с обстоятельствами, возникшими по чьей-либо вине);
  • определить возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов ликвидируемого основного средства.

В состав комиссии должны входить главный бухгалтер, материально ответственные лица и другие сотрудники, назначенные приказом руководителя.

Решение о ликвидации основного средства, принятое комиссией, утверждается приказом руководителя организации. Типового образца приказа о ликвидации основного средства нет, поэтому его можно составить в произвольной форме.

После ликвидации основного средства оформляется акт (п. 78 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н). В акте о ликвидации основного средства, помимо прочего, нужно отразить причину списания.

Частичная ликвидация объекта оформляется в том же порядке.

Обратите внимание: при частичной ликвидации здания (сооружения) уменьшается его общая площадь и прочие характеристики, которые были указаны при его госрегистрации. Например, этажность. Поэтому новые характеристики здания (сооружения) необходимо зарегистрировать в госреестре (п. 67 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.98 № 219). При этом здание (сооружение) не заново регистрируется, а производится лишь запись в реестре об изменении его характеристик.

В процессе ликвидации (демонтажа) основного средства, в том числе частичной, могут быть получены отдельные материалы, узлы, агрегаты, годные к использованию. Такое имущество необходимо оприходовать (п. 57 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н). При поступлении материалов, полученных при разборке основных средств, заполняется:

  • накладная по форме № М-11 (при ликвидации основных средств, за исключением зданий и сооружений);
  • акт по форме № М-35 (если материалы были получены при разборке зданий, сооружений).

Указанные формы документов утверждены постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а.

Сведения о выбытии основного средства вносятся в инвентарную карточку выбывающего объекта по форме № ОС-6 (ОС-6а, ОС-6б), утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7. Можете использоваться самостоятельно разработанные формы.

25 декабря 2015 года Минфин выпустил Письмо№ 07-01-06/76480, в котором напомнил, что согласно Положению по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 «Учет основных средств» утвержденному приказом финансового ведомства от 30 марта 2001 года № 26н, списывать с учета нужно стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды в будущем.

При обосновании списания ОС необходимо подтвердить прекращение действия хотя бы одного из установленных пунктом 4 Положения условий принятия такого актива в качестве объекта основных средств.

Порядок действий предусмотрен в Методических указаниях по бухучету основных средств, утвержденных Приказом Минфина от 13 октября 2003 года № 91н.

Так Пункт 4 Положения и пункт 2 Указаний определяют, что актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве ОС, если одновременно выполняются следующие условия: использование его в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; организация не планирует перепродавать актив; он принесет компании доход в будущем.

Причины и следствия

Выбытие объекта основных средств имеет место при его продаже, прекращении использования по причине морального или физического износа, ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации, передаче в виде вклада в уставный капитал другой фирмы, паевой фонд, дочернему обществу или по договору мены, дарения, недостаче и порче, выявленных при инвентаризации активов и обязательств, частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции, а также иных случаях (п.29 Положения, п.76 Указаний).

Обратите внимание, перемещение ОС между структурными подразделениями организации выбытием не признается. Не нужно списывать с баланса основные средства, которые переданы в аренду, переведены на консервацию, находятся в процессе достройки или дооборудования. Не является основанием для списания и начисление по активу амортизации в размере 100 процентов первоначальной стоимости, а также разукрупнение ОС, так как новые инвентарные объекты будут продолжать удовлетворять критериям основного средства.

При списании в бухгалтерском учете делается перенос части стоимости, приходящейся на новый инвентарный объект, с кредита балансового счета 01 «Старый объект» в дебет счета 01 «Новые объекты».

Если производилась переоценка ОС, то при выбытии объекта сумма его дооценки переносится с добавочного капитала на нераспределенную прибыль фирмы.

Для определения целесообразности дальнейшего использования ОС, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления документации при выбытии на основании пункта 77 Указаний приказом руководителя создается комиссия, устанавливающая причины списания.

Определяет лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие основного средства, вносит предложения о привлечении их к ответственности, а также устанавливает возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов и оценивает их исходя из текущей рыночной стоимости, контролирует изъятие цветных и драгоценных металлов, которые остались в списываемом объекте.

В состав комиссии входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер и сотрудники, на которых возложена ответственность за сохранность ОС. Для участия в комиссии могут приглашаться представители инспекций, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора за отдельными видами имущества.

Акт на списание

По завершении работы комиссия составляет акт в одной из следующих унифицированных форм (или самостоятельно разработанных): акт о списании объекта ОС или групп таких объектов (кроме автотранспортных средств); акт о списании автотранспортных средств.

В документе указываются характеристики ОС: дата принятия к учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов. Документ утверждает руководитель фирмы.

Детали, узлы и агрегаты выбывающего объекта, пригодные для ремонта других ОС, а также оставшиеся материалы приходуются по текущей рыночной стоимости на дату списания (п.79 Указаний).

Акт на списание передается в бухгалтерию. На его основании в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта, которая хранится в течение срока, устанавливаемого руководителем компании в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет (п.80 Указаний).

Списание полностью самортизированного объекта производится в таком же порядке.

Выбытие объекта может производиться по причине передачи их в собственность других лиц, которая оформляется актом приемки-передачи основных средств (п.81 Указаний). На его основании производится соответствующая запись в инвентарной карточке переданного ОС, которая прилагается к акту приемки-передачи.

Не является исключением продажа или передача основных средств физическим лицам. Еще 17 мая 2004 года специалисты УМНС России по г. Москве в Письме № 26-12/33266 разъясняли, что правила бухгалтерского учета ОС предусматривают обязательное оформление акта приема-передачи при реализации объекта, независимо от того, кому средство реализуется.

Перемещение ОС между структурными подразделениями организации выбытием не признается. Не нужно списывать с баланса основные средства, которые переданы в аренду, переведены на консервацию, находятся в процессе достройки или дооборудования.

Выбытие отдельных частей, входящих в состав ОС, имеющих разный срок полезного использования и учитываемых как отдельные инвентарные объекты, оформляется и отражается в бухгалтерском учете в порядке, изложенном выше (п.83 Указаний).

Доходы и расходы от выбытия объекта необходимо зачислять на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов и отражать в учете в том отчетном периоде, к которому они относятся (п.86 Указаний).

Бухгалтерий учет

Списание объекта основных средств производится следующими записями:

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»

Отражено выбытие ОС;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»

Списана накопленная амортизация;

Для обобщения информации о выбытии ОС и определения финансового результата от этих операций используется счет 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету этого счета, субсчету 2 «Прочие расходы», отражаются остаточная стоимость выбывших объектов и расходы, связанные с этим; по кредиту 91, субсчет 1 «Прочие доходы», - суммы выручки от реализации, стоимость материальных ценностей, поступивших в связи со списанием имущества по рыночной стоимости. Финансовый результат от списания ОС представляет собой разницу между оборотами по дебету и кредиту счета 91.

Доходы и расходы от списания отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся.

Обратите внимание: если производилась переоценка ОС, то при выбытии объекта сумма его дооценки переносится с добавочного капитала на нераспределенную прибыль организации. То есть кредитовое сальдо на счете 83 «Добавочный капитал», образовавшееся в связи с переоценкой объекта, при его выбытии списывается непосредственно на счет нераспределенной прибыли.

Налоговый учет

Что касается налогового учета, то по мнению специалистов УФНС России по г. Москве (Письмо от 28.04.2006 г. № 20-12/35854@), в качестве «первички» могут выступать копии документов по учету и движению ОС, используемых в бухгалтерском учете. Такой порядок необходимо закрепить в приказе по учетной политике.

При оформлении любых первичных документов, в том числе бумаг на списание, следует обращать внимание на полноту и правильность заполнения реквизитов. Если в них будут нарушения, то при налоговых проверках возможны споры. Обычно такие конфликты доходят до судей. Например, ФАС Западно-Сибирского округа (постановление от 25.06.2008 г. по делу № Ф04-3846/2008 (7134-А27-40)) рассматривал спор, когда организация была привлечена к ответственности, так как не подтвердила, что списанные основные средства не будут использоваться в дальнейшем. Причина такого исхода – фирма не представила документ об уничтожении или реализации списанных ОС. Так что с документальным оформлением стоит быть очень внимательным.

Одним из способов выбытия основных средств является его ликвидация.Ликвидация основных средств осуществляется в результате:

    списания в случае морального и (или) физического износа;ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, вызванных форс - мажорными обстоятельствами;по другим аналогичным причинам.
Порядок ликвидации и списания с баланса объектов основных средств установлен п.п.94 - 97 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 20 июля 1998 г. N 33н.

1) Создание комиссии.

Для определения целесообразности и непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности его восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов в организации (если наличие основных средств является существенным) приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители соответствующих инспекций.В компетенцию комиссии входит:
    осмотр объекта, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;установление причин списания объекта (физический и моральный износ, реконструкция, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд);выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и оценка исходя из цен возможного использования, контроль за изъятием из списываемых основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдача на соответствующий склад;осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса;составление акта на списание основных средств (форма N ОС-4), акта на списание автотранспортных средств (форма N ОС-4а) (с приложением актов об авариях, причин, вызвавших аварию, если они имели место).
2) Составление акта на списание основных средств. Результаты принятого комиссией решения оформляются актом на списание основных средств. Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 утверждены новые формы первичной учетной документации по учету основных средств.Для оформления и учета списания пришедших в негодность основных средств применяются следующие формы:
    Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) - форма N ОС-4 ;Акт о списании автотранспортных средств - форма N ОС-4а;Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) - форма N ОС-4б.
Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, назначенной руководителем организации и утверждается руководителем или уполномоченным им лицом. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания. При списании автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекции). В показателях граф "Первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету или восстановительная стоимость":
  • - по объектам основных средств, проходившим переоценку, указывается восстановительная стоимость по итогам последней проведенной переоценки;
  • - по объектам, не проходившим переоценку, - первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.
  • В показателях граф "Сумма начисленной амортизации (износа)" указывается сумма начисленной амортизации (износа) с начала эксплуатации.
  • Затраты по списанию объектов основных средств, а также стоимость материальных ценностей, поступивших от разборки объектов основных средств, отражаются:
  • - в разделе 3 "Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания" (форма N ОС-4);
  • - в разделе 5 "Сведения о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания" (форма N ОС-4а);
  • - в разделе 2 "Сведения о поступлении материальных ценностей от списания объектов основных средств" (форма N ОС-4б).
3) Оприходование материальных ценностей. Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются как лом или утиль по рыночной стоимости, а непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье и отражаются по дебету счета учета материалов в корреспонденции со счетом учета финансовых результатов.4) Отметка в инвентарной карточке (книге) . На основании оформленных актов на списание основных средств или на списание автотранспортных средств, переданных бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке (инвентарной книге) производится отметка о выбытии объекта. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся в документе, открываемом по месту его нахождения.Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 утверждены следующие формы для учета наличия и движения объектов основных средств:
    Инвентарная карточка учета объекта основных средств - форма N ОС-6 ;Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств - форма N ОС-6а;Инвентарная книга учета объектов основных средств - форма N ОС-6б (для малых предприятий).
Указанные формы ведутся в бухгалтерии в одном экземпляре.Прием, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание отражаются в инвентарной карточке (книге) на основании соответствующих документов. Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, определяемого руководителем организации.

2. Бухгалтерский учет

Согласно п.101 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 20 июля 1998 г. N 33н списание стоимости объектов основных средств отражается в бухгалтерском учете развернуто: по дебету счета учета списания (реализации) основных средств - первоначальная стоимость объекта, учитываемая на счете учета основных средств, и затраты, связанные с выбытием основных средств, которые предварительно аккумулируются на счете учета затрат вспомогательного производства (начисленная оплата труда и произведенные отчисления на социальное страхование работников, участвующих в операциях по выбытию основных средств, налоги и сборы, уплачиваемые из выручки при реализации основных средств и др.), а по кредиту указанного счета - сумма начисленных амортизационных отчислений, сумма выручки от продажи ценностей, относящихся к основным средствам. Доходы, расходы и потери от списания с бухгалтерского баланса объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы, расходы и потери от списания объектов основных средств с бухгалтерского баланса подлежат зачислению со счета учета списания (реализации) на финансовые результаты организации (п.103 Методических указаний) . Согласно п.75 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.06.2000 N 60н расходы, связанные со списанием основных средств, включая их остаточную стоимость, учитываются в составе:
  • внереализационных расходов – в случае списания при моральном и физическом износе основных средств;
  • чрезвычайных расходов - в случае списания в результате аварий, стихийных бедствий и в иных чрезвычайных ситуациях.
Доходы в виде материальных ценностей, оставшихся после списания основных средств отражаются соответственно в составе внереализационных или чрезвычайных доходов.В бухгалтерском учете списание объекта основных средств отражается следующими проводками: Дт 01-"Выбытие основных средств" Кт 01 - отражена первоначальная (восстановительная) стоимость списываемого объекта основных средств; Дт 02 Кт 01-"Выбытие основных средств" - списана сумма начисленной амортизации; Дт 91-2 (99) Кт 01-"Выбытие основных средств" – списана остаточная стоимость объекта основных средств; Дт 91-2 (99) Кт 23 (25, 69, 70, другие счета) – списаны затраты, связанные с ликвидацией (списанием) объекта основных средств; Дт счета 10 Кт 91-1 (99) - оприходованы материальные ценности, оставшиеся от списания объекта основных средств (по рыночной стоимости) .

3. Налоговый учет

В целях исчисления налога на прибыль необходимо руководствоваться главой 25 НК РФ. Согласно пп.8 п.1 ст.265 НК РФ в составе внереализационных расходов , уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль учитываются расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы. При этом, необходимо учитывать требования ст.252 НК РФ о том, что расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены. Согласно п.13 ст.250 НК РФ в составе внереализационных доходов должны учитываться доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств. Исключение составляют доходы, указанные в п.18 ст.251 НК РФ, а именно, доходы в виде стоимости материалов и иного имущества, которые получены при демонтаже, разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации объектов, уничтожаемых в соответствии со статьей 5 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и с частью 5 Приложения по проверке к Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. Указанные доходы не учитываются в целях налогообложения.Дата признания дохода в виде стоимости полученных материальных ценностей определяется в зависимости от метода определения доходов и расходов.При методе начисления такие доходы признаются на дату составления акта ликвидации амортизируемого имущества, оформленного в соответствии с требованиями бухгалтерского учета (пп.8 п.4 ст.271 НК РФ).При кассовом методе такие доходы признаются в момент оприходования имущества (п.2 ст.273 НК РФ).В целях исчисления налога на добавленную стоимость необходимо руководствоваться главой 21 НК РФ. Основной вопрос, возникающий при выбытии недоамортизированных основных средств – нужно ли восстанавливать НДС с остаточной стоимости выбывающих основных средств? Позиция налоговых органов. Уплаченная при приобретении ОС и принятии их к учету сумма налога, на которую уменьшен подлежащий уплате в бюджет НДС, должна быть восстановлена в части НДС, которая приходится на остаточную стоимость объекта, недосписанную на издержки производства и обращения через амортизацию. Данная позиция изложена, в частности, в Письме УМНС России по г. Москве от 02.11.2001 N 02-11/50849.Аргументы против. Налоговым Кодексом РФ не предусмотрено, что при выбытии основных средств до их полной амортизации налогоплательщик обязан возвратить в бюджет налог на добавленную стоимость, приходящийся на остаточную стоимость основных средств. Таким образом, выбытие основных средств до их полной амортизации не влечет возникновения обязанности налогоплательщика по возврату в бюджет налог на добавленную стоимость, приходящегося на остаточную стоимость выбывших основных средств. Такое решение было принято ФАС Северо-Западного округа от 17.03.2003г. по делу № А44-1997/02-С9 .При исчислении налога на добавленную стоимость необходимо так же учитывать, что согласно пп.2 п.1 ст.146 НК РФ передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций признается объектом обложения НДС.Пример. Организация производит ликвидацию оборудования в связи с полным моральным и физическим износом. Первоначальная стоимость оборудования 30 000 руб., сумма начисленной амортизации - 26 000 руб. Расходы по ликвидации (демонтаж) оборудования составили: - заработная плата и ЕСН работников, занимавшихся разборкой оборудования - 1000 руб., общепроизводственные расходы - 500 руб. Стоимость деталей и узлов, полученных от ликвидации - 2000 руб. В бухгалтерском учете организации будут оформлены проводки:В бухгалтерском учете списание объекта основных средств отражается следующими проводками: Дт 01-"Выбытие основных средств" Кт 01 – 30 000 руб. - отражена первоначальная стоимость списываемого оборудования; Дт 02 Кт 01-"Выбытие основных средств" – 26 000 руб. - списана сумма начисленной амортизации; Дт 91-2 Кт 01-"Выбытие основных средств" – 4000 руб. - списана остаточная стоимость оборудования; Дт 91-2 Кт 69, 70 – 1000 руб. - списаны затраты на заработную плату и ЕСН работников, занимавшихся разборкой оборудования связанные с ликвидацией (списанием) объекта основных средств;Дт 91-2 Кт 25 – 500 руб. - списаны общепроизводственные расходы, связанные с ликвидацией оборудования; Дт счета 10 Кт 91-1 - 2000 руб. - оприходованы материальные ценности, оставшиеся от списания объекта основных средств (по рыночной стоимости) . Дт 99 Кт 91-9 – 3 500 руб. - на сумму убытка от ликвидации оборудования.В целях налогового учета: сумма внереализационных расходов составит 5 500 руб. (4000 + 1000 + 500); сумма внереализационных доходов составит 2000 руб.

Прекращение использования основного средства по причине морального или физического износа, ликвидация при аварии, частичная ликвидация при реконструкции являются частными случаями выбытия основных средств.
подлежит списанию с бухгалтерского учета организации и списание, как и любая другая хозяйственная операция, должно быть подтверждено документально.
В статье рассмотрим первичные учетные документы, с помощью которых оформляются операции по списанию объектов основных средств .
Организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, должны выполнять обязанность по ведению бухгалтерского учета, установленную Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Статьей 9 названного Закона определено, что осуществляемые организацией хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами . Эти документы признаются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Прежде чем рассматривать порядок документального оформления списания основных средств, перечислим основные нормативные правовые акты, которыми следует руководствоваться при организации учета основных средств помимо Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Правила формирования информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (далее - ПБУ 6/01).
Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н утверждены Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (далее - Указания N 91н), согласно п. 7 которых операции по движению основных средств (поступление, внутреннее перемещение, выбытие) оформляются первичными учетными документами.
Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7 (далее - Постановление N 7) утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств, которые могут применяться организациями в качестве первичных учетных документов. Формы документов, утвержденные Постановлением N 7, предназначены для использования юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации. Исключение сделано лишь для бюджетных учреждений и кредитных организаций. Аналогичные нормы предусмотрены и п. 1 Методических указаний N 91н.
Как мы отметили в начале статьи, основанием для списания объектов основных средств с бухгалтерского учета организации являются, в частности, следующие случаи:
- прекращение использования вследствие морального или физического износа;
- ликвидация при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации;
- выявление недостачи или порчи активов при инвентаризации;
- частичная ликвидация при выполнении работ по реконструкции.
Помимо этого, списание объектов основных средств с бухгалтерского учета производится в случае их продажи, передачи в уставный (складочный) капитал другой организации, передачи по договору мены, дарения, внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности.
В статье будут рассмотрены первичные учетные документы, которыми оформляется ликвидация или частичная ликвидация объектов основных средств.
Для того чтобы определить, целесообразно ли дальнейшее использование основного средства, пригодно ли оно к дальнейшей эксплуатации, в организации приказом руководителя создается комиссия. Такое правило установлено п. 77 Методических указаний N 91н.
В состав комиссии включаются соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер организации, и лица, ответственные за сохранность объектов основных средств. Помимо этих лиц для участия в работе комиссии могут быть приглашены представители инспекций, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора на отдельные виды имущества.
Комиссия прежде всего осматривает объект основных средств, используя при этом необходимую техническую документацию и данные бухгалтерского учета. По результатам осмотра устанавливается целесообразность (пригодность) дальнейшего использования объекта основных средств. Если объект по каким-либо причинам вышел из строя, определяется возможность и эффективность его восстановления.
Комиссия устанавливает причины списания объекта основных средств. Такими причинами могут быть физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд организации.
Если объект преждевременно выбывает из состава основных средств по вине работников организации, комиссия выявляет таких лиц и вносит предложения об их привлечении к ответственности, установленной законодательством.
Нередко отдельные узлы, детали и материалы выбывающего объекта еще можно использовать. Комиссия производит оценку таких узлов, деталей, материалов исходя из их текущей рыночной стоимости. Если в состав объекта входили цветные и драгоценные металлы, комиссия следит за их изъятием, определением веса и сдачей на соответствующий склад.
Завершается работа комиссии составлением акта на списание объекта основных средств одной из форм , утвержденных Постановлением N 7:
- Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма N ОС-4);
- Акт о списании автотранспортных средств (форма N ОС-4а);
- Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма N ОС-4б).
В акте указываются данные, характеризующие основное средство:
- дата принятия объекта к бухгалтерскому учету;
- год изготовления или постройки;
- время ввода в эксплуатацию;
- срок полезного использования, установленный при принятии объекта к учету;
- первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации;
- данные о проведенных переоценках;
- данные о ремонтах;
- причины выбытия и обоснование этих причин;
- состояние основных частей, деталей, узлов и конструктивных элементов.
Акты на списание любой из утвержденных форм составляются в двух экземплярах и подписываются членами комиссии.
Первый экземпляр передается в бухгалтерию. Второй экземпляр остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.
Если списывается автотранспортное средство, то вместе с актом в бухгалтерию передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России.
В показателях граф "Первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету или восстановительная стоимость" по объектам основных средств, проходившим переоценку, указывается восстановительная стоимость по итогам последней переоценки. Если же основное средство не подвергалось переоценке, указывается его первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Сумма начисленной амортизации (износа) указывается в показателях граф "Сумма начисленной амортизации (износа)".
При списании основных средств организация может нести дополнительные затраты, а также получить материальные ценности, пригодные для дальнейшего использования. Эти данные отражаются:
- в форме N ОС-4 - в разд. 3 "Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания";
- в форме N ОС-4а - в разд. 5 "Сведения о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания".
В форме N ОС-4б данные о полученных материальных ценностях отражаются в разд. 2 "Сведения о поступлении материальных ценностей от списания объектов основных средств".
В акты на списание основных средств, как и в другие первичные учетные документы, могут быть включены дополнительные реквизиты в зависимости от характера хозяйственной операции, требований нормативных правовых актов и документов по бухгалтерскому учету, а также в зависимости от технологии обработки учетной информации, применяемой в организации.
Акт на списание утверждается руководителем организации.
Надлежащим образом оформленный акт передается в бухгалтерию организации, где на его основании делается отметка о выбытии основного средства в инвентарной карточке или книге (формы N N ОС-6, ОС-6а, ОС-6б).
Инвентарные карточки на выбывшие объекты основных средств в течение месяца (до конца месяца) могут находиться обособленно от остальных инвентарных карточек. Затем карточки передаются на хранение и хранятся в течение срока, устанавливаемого руководителем организации в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет, что установлено п. 80 Методических указаний N 91н.
Инвентарные номера выбывших инвентарных объектов основных средств не рекомендуется присваивать вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам в течение пяти лет по окончании года выбытия.
Как вы знаете, организации с момента введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), наряду с бухгалтерским учетом, обязаны вести и учет в целях налогообложения прибыли организаций.
Подтверждением данных налогового учета согласно ст. 313 НК РФ являются :
- первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
- аналитические регистры налогового учета;
- расчет налоговой базы.
Как сказано в Письме УФНС России по г. Москве от 28 апреля 2006 г. N 20-12/35854@ в качестве первичных учетных документов в налоговом учете могут выступать копии первичных документов, используемых в бухгалтерском учете.
При списании основных средств, срок эксплуатации которых еще не истек, организация учитывает суммы недоначисленной амортизации в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов. Проводя проверку налогоплательщика, налоговый орган признал неправомерным завышение организацией внереализационных расходов на суммы недоначисленной амортизации при списании основных средств в результате их износа, неисправности, непригодности к эксплуатации. Не согласившись с решением налогового органа, организация обратилась в суд. В обоснование правомерности списания основных средств в материалы дела организацией были представлены:
- приказ "Об учете основных средств";
- распоряжения на списание;
- акты на списание, составленные по унифицированным формам N N ОС-4 и ОС-4а;
- листки-расшифровки;
- накладные и другие документы.
Как указано в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 14 сентября 2006 г. по делу N А13-9250/2005-19 названными документами налогоплательщик в полном объеме подтвердил списание основных средств по основаниям, предусмотренным пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Выше мы отмечали, что решение о списании основного средства принимается комиссией, назначаемой руководителем организации. А как быть в том случае, если в организации нет достаточного количества сотрудников для формирования такой комиссии? При проверке налоговый орган может оспорить правомерность списания основного средства. Подобный спор послужил причиной для судебного разбирательства.
Налоговый орган, проводя проверку налогоплательщика, оспорил порядок списания объектов основных средств организацией.
В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 13 июня 2007 г. N Ф04-3744/2007(35135-А27-37) отмечено следующее: так как организация не располагала достаточным количеством сотрудников для комплектования комиссии в порядке, установленном п. 77 Методических указаний N 91н, осмотр имущества с целью установления его пригодности для дальнейшего использования в хозяйственной деятельности производился комиссией, сформированной учредителями организации. Результаты комиссионного осмотра имущества зафиксированы в актах технического обследования предлагаемого к списанию оборудования, которые утверждены директором организации, некоторые - директорами хозяйственных обществ, которым имущество было передано в аренду, подписаны членами комиссии и были представлены проверяющим в ходе камеральной проверки.
Арбитражный суд оценил все обстоятельства данного дела и правомерно указал, что названными документами налогоплательщик в полном объеме подтвердил списание основных средств по основаниям, предусмотренным пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Если же первичные учетные документы на списание основных средств оформлены с нарушениями, то суд может принять решение в пользу налогового органа и организация будет привлечена к ответственности. В качестве примера приведем Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25 июня 2008 г. N Ф04-3846/2008(7134-А27-40). Организация была привлечена к ответственности, так как не подтвердила, что списанные основные средства не будут использоваться в дальнейшем, поскольку не представила документов об уничтожении или реализации списанных основных средств. В представленных документах, в нарушение п. 77 Методических указаний N 91н, в частности:
- отсутствуют причины списания;
- частично не совпадают инвентарные номера;
- необоснованно указано на "фактическое отсутствие основного средства" без пояснения причин отсутствия;
- отсутствуют приказы на списание;
- отсутствуют необходимые реквизиты основных средств (год выпуска, заводской номер, регистрационный номер) и так далее.
В заключение обратим внимание читателей еще на один момент, касающийся частичной ликвидации сложных объектов основных средств.
Единицей бухгалтерского учета основных средств в соответствии с п. 6 ПБУ 6/01 является инвентарный объект. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
В Письме Минфина России от 27 августа 2008 г. N 03-03-06/1/479 отмечено, что это общее правило действует и в налоговом учете основных средств.
Согласно п. п. 77, 78 и 79 Методических указаний N 91н для выбытия основных средств в организации приказом руководителя назначается комиссия. Принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется в акте на списание объекта основных средств, который утверждается руководителем организации.
Согласно ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.
Как сказано в Письме, с учетом этого комиссия в акте о частичной ликвидации указывает причины частичной ликвидации амортизируемого имущества (модернизация, реконструкция или иная причина).
Комиссия определяет также долю ликвидируемого имущества, исчисляемую в процентном отношении амортизируемого имущества (например, подлежит ликвидации 25 процентов амортизируемого имущества).
С учетом установленной доли исчисляется первоначальная (остаточная) стоимость, а также начисленная амортизация, приходящаяся на ликвидируемое имущество.
В оставшейся части основного средства амортизация продолжает начисляться в порядке, установленном гл. 25 НК РФ, исходя из остаточной (скорректированной на стоимость ликвидированной части) стоимости имущества.
Приведем пример заполнения акта приема-передачи объекта основных средств (форма N ОС-1) организацией-сдатчиком.

Пример . ООО "Альтаир-М" продает складской стеллаж Заводу подъемных машин и механизмов. Между организациями заключен договор купли-продажи N 3/09 от 15 сентября 2010 г.
Продаваемый стеллаж был приобретен ООО "Альтаир-М" в декабре 2005 г. и в этом же месяце введен в эксплуатацию. Первоначальная стоимость объекта составляла 110 160 руб. Объект был включен в четвертую амортизационную группу, куда входит имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно. При принятии объекта к учету организацией был установлен срок полезного использования 6 лет (72 месяца). Амортизация по данному объекту основных средств начислялась линейным методом.
Обратите внимание, в акте следует указать код передаваемого основного средства по ОКОФ. Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 утвержден Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359.

Процедура списания основных средств бюджетных учреждений является одной из наиболее документоемких и продолжительных по времени среди всех операций, отражаемых в бухгалтерском учете. При этом существуют свои особенности списания имущества как у казенных, так и у бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, особенности списания существуют в отношении недвижимого и движимого особо ценного имущества. Рассмотрим данные вопросы подробнее.
Если организация не располагает нормами субъекта Российской Федерации, муниципального образования либо ведомственными нормами по порядку списания основных средств, то следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества" (далее - Постановление N 834).
По аналогии с Постановлением N 834 организациями принимается решение о списании имущества в отношении:
- движимого имущества, находящегося у казенных учреждений на праве оперативного управления, - казенными учреждениями по согласованию с учредителем (органами государственной (муниципальной) власти), в ведении которого находятся указанные учреждения;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у казенных учреждений на праве оперативного управления, - казенными учреждениями по согласованию с учредителем, в ведении которого находятся указанные учреждения;
- движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетными и автономными учреждениями учредителем либо приобретенного бюджетными и автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - указанными учреждениями самостоятельно;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетными учреждениями учредителем либо приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - бюджетными учреждениями по согласованию с учредителем, в ведении которого находятся указанные учреждения;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономными учреждениями учредителем либо приобретенного автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - автономными учреждениями по согласованию с учредителем;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у автономных учреждений на праве оперативного управления, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, а также особо ценного движимого имущества, находящегося у бюджетных и автономных учреждений на праве оперативного управления, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, - указанными учреждениями самостоятельно.
При этом основаниями для списания бюджетными учреждениями основных средств являются:
- непригодность для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, их длительное неиспользование для управленческих нужд;
- выбытие из владения, пользования и распоряжения вследствие передачи их другому юридическому лицу;
- утрата вследствие хищения, гибели или уничтожения (в том числе помимо воли владельца);
- невозможность установления их местонахождения;
- иные причины (по решению комиссии по выбытию), которые привели к необходимости списания.
Имуществом, пришедшим в негодность, признаются основные средства, имеющие значительный физический или моральный износ, препятствующий эффективному их использованию владельцем по первоначальному назначению, а также не подлежащие восстановлению (ремонту) основные средства, получившие повреждения в результате пожара, наводнения, крушения, взрыва и т.д. При этом под физическим износом понимается несоответствие свойств основного средства его первоначальному состоянию, а под моральным износом понимается несоответствие основного средства современному уровню техники или иной области знаний.
Данный порядок применяется в отношении недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества организаций (учреждений) и имущества с предполагаемым сроком использования более 12 мес. и стоимостью более 3000 руб. То есть данный порядок применяется в отношении основных средств, учитываемых на балансовых счетах, переданных учреждению на праве оперативного управления в безвозмездное пользование, либо приобретенных за счет средств бюджетной сметы или субсидии.
Основными принципами при принятии решения о списании основных средств являются:
- обеспечение достоверности сведений, на основании которых принимается решение;
- приоритет решения о дальнейшем использовании имущества перед решением о его уничтожении;
- направленность на максимальное получение пользы для общества и материальной выгоды для государства от имущества, пришедшего в негодность, в том числе необходимость принятия решения об использовании его частей и материалов;
- надлежащее и своевременное отражение в бухгалтерской и иной отчетности действий, совершаемых с имуществом, пришедшим в негодность.
Общий Порядок представления учреждениями документов для согласования решения о списании имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден Приказом Минэкономразвития России и Минфина России от 10.03.2011 N 96/30н "Об утверждении Порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления".
Инициатором списания основных средств выступает государственное (муниципальное) учреждение. Списание недвижимого, особо ценного движимого имущества, имущества, приобретенного за счет средств бюджетной сметы или субсидии, проводится только при наличии согласования с учредителем. Поэтому государственное (муниципальное) учреждение готовит и передает учредителю на согласование следующий пакет документов в составе:
- надлежащим образом заверенной копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
- надлежащим образом заверенной копии приказа (распоряжения) о назначении руководителя учреждения;
- надлежащим образом заверенной копии приказа о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании имущества с приложением положения о данной комиссии и ее состава, в случае если такая комиссия создается впервые, либо в случае, если в ее положение и состав внесены изменения;
- надлежащим образом заверенной копии протокола заседания комиссии с принятым решением об основных средствах, пришедших в негодность, с приложением заявления с обязательным указанием согласия на прекращение права оперативного управления или хозяйственного ведения в отношении основных средств, поименованных в протоколе (заявлении), и подписанное руководителем и главным бухгалтером;
- списка основных средств, позволяющего однозначно индивидуализировать имущество, пришедшее в негодность, в том числе наименование, индивидуальный номер (заводской, регистрационный, инвентарный и др.), год выпуска и принятия к учету, количество единиц, стоимость, остаточную стоимость, срок полезного и фактического использования. На практике такой список составляется на основе инвентаризационной описи, инвентарных карточек, где имеются все необходимые сведения об основных средствах;


- акта (заключения) комиссии о списании основных средств, содержащего сведения о непосредственном осмотре основных средств с использованием при этом документов технического учета (в отношении объектов недвижимости) и данных бухгалтерского учета;
- об установлении факта невозможности восстановления или иного использования имущества;
- об установлении конкретных причин прихода имущества в непригодное состояние;
- о мерах по выявлению лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие имущества из эксплуатации, и предложениях по привлечению этих лиц к ответственности, указанию причин невозможности привлечения к ответственности виновных лиц;
- о возможности использования составных частей и об их оценке;
- о способах утилизации без вреда для третьих лиц;
- акта (заключения) специализированной экспертизы (возможно, с приложением фото-, кино-, видеоматериалов), позволяющего сделать вывод о возможности (невозможности) и целесообразности (нецелесообразности) дальнейшего использования основного средства или отдельных его составных частей;
- в случае если первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства превышает сумму начисленной амортизации, в пакете документов требуется приложить акт проведения независимой экспертизы. При необходимости наличия у эксперта (физического или юридического лица) лицензии к акту (заключению) прилагается надлежащим образом заверенная копия лицензии;
- сведения о наличии в основном средстве или его составных частях веществ, свойств, потенциально опасных для человека и (или) окружающей среды, а также цветных, драгоценных или редкоземельных металлов;
- сведения об отнесении основных средств, пришедших в негодность, к числу объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
- иные сведения по решению учредителя.
Для автономных учреждений потребуется еще утверждение (одобрение) списания наблюдательным советом, поскольку контроль за использованием имущества входит в его компетенцию. Форма утверждения (одобрения) устанавливается учредителем, он же делегирует в наблюдательный совет своего представителя.
Срок рассмотрения представленного учреждением пакета документов и подготовки заключения определяется локальным нормативным актом учредителя. В случае обнаружившихся противоречий, неточностей либо недостаточности представленных документов учредитель вправе приостановить рассмотрение вопроса и возвратить учреждению документы для устранения противоречий, неточностей либо недостаточности сведений и документов. В представляемых учреждением документах запрещены любые помарки, исправления, подчистки.
При отсутствии претензий к представленному пакету документов учредитель в установленном им порядке подготавливает заключение и в составе пакета документов государственного (муниципального) учреждения направляет их в соответствующий орган государственной (муниципальной) власти, осуществляющий ведение реестра государственного (муниципального) имущества. При этом установленной формы заключения учредителя нет, однако оно должно содержать:
- информацию о владельце основных средств (учреждении или предприятии, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления или хозяйственного ведения);
- информацию об обстоятельствах, подтверждающих возможность (невозможность) и целесообразность (нецелесообразность) дальнейшего использования основных средств, в том числе другим лицом;
- предложения о наиболее целесообразном способе утилизации и за чей счет она будет осуществлена;
- информацию о дальнейшем использовании составных частей (если такое предложение учреждения содержалось);
- предложения о дальнейшем использовании земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, в отношении которого принято решение об уничтожении имущества, пришедшего в негодность;
- предложения о мерах, необходимых для привлечения лиц, виновных в приведении имущества в негодность, к ответственности (в случае установления вины).
С 01.01.2013 Минздрав России Приказом от 17.12.2012 N 1059н "О перечне документов, необходимых для согласования решения о списании движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за подведомственными федеральными государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за подведомственными федеральными государственными учреждениями" утвердил конкретный Перечень представляемых документов, чем значительно упростил учреждениям сбор материалов обоснования списания имущества.
Так, для списания особо ценного движимого имущества (от 200 000 руб.) учреждение должно представить вместе с протоколом комиссии и списком имущества:
- копии инвентарных карточек;
- копии отчетов о техническом состоянии объекта движимого имущества, подтверждающих его непригодность к дальнейшему использованию, т.е. экспертное заключение.
При списании транспортного средства помимо указанных выше документов учреждение представляет:
- заверенную копию паспорта транспортного средства;
- заверенную копию свидетельства о регистрации транспортного средства;
- заверенную копию документа о прохождении последнего техосмотра;
- заверенную копию отчета об оценке рыночной стоимости транспортного средства, произведенной не ранее чем за 3 мес. до представления отчета (с приложением копий документов, подтверждающих право организации, проводившей оценку рыночной стоимости транспортного средства, заниматься оценочной деятельностью).
При списании относящегося к недвижимому имущества в связи со строительством, реконструкцией, сносом (кроме указанных выше документов) учреждение должно представить:
- сопроводительное письмо с указанием года постройки объекта недвижимого имущества с обоснованием причин его списания и с приложением документов, являющихся составной частью проектной документации;
- копию свидетельства о государственной регистрации права учреждения на объект недвижимого имущества;
- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества;
- копию правоустанавливающих документов на земельный участок, занятый объектом недвижимого имущества (с приложением копии кадастрового плана земельного участка);
- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок, занятый объектом недвижимого имущества;
- копию технического паспорта или кадастрового паспорта на объект недвижимого имущества, подлежащий списанию, выданного организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации по результатам технической инвентаризации, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921;
- выписку из реестра федерального имущества, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447.
При списании имущества, у которого срок фактической эксплуатации не превышает срока полезного использования, помимо прочего учреждения должны дополнить пакет документов:
- актом проверки, проведенной учреждением, о ненадлежащем использовании либо хранении федерального имущества с указанием виновных лиц;
- письмом о принятых мерах в отношении виновных лиц, допустивших повреждение либо утрату федерального имущества.
В случаях же списания федерального недвижимого имущества, пришедшего в негодное состояние в результате стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, пакет представляемых на согласование документов дополняется копией акта о причиненных повреждениях (следственных органов, служб МЧС и т.д.) и справкой учреждения о стоимости нанесенного ущерба.
Как правило, в нормативных актах РФ и субъектов РФ на рассмотрение, обработку и издание распоряжения устанавливается срок "в течение одного месяца". В реальности этот срок с учетом доведения до учреждения заверенной копии распоряжения растягивается до двух месяцев. Это необходимо учитывать, определяя сроки списания. Так, списание основных средств по результатам инвентаризации по состоянию на 1 декабря текущего года для целей составления годовой отчетности произойдет фактически только в I квартале следующего финансового года. До тех пор имущество находится на балансе учреждения.
Таким образом, до утверждения собственником списания основных средств реализация мероприятий, предусматривающих утилизацию и отражение в бухгалтерском учете, не допускается.
Если собственник в составе пакета документов на списание основных средств не требует сразу оформления акта о списании, то только после издания им распоряжения заявитель - государственное (муниципальное) учреждение оформляет акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. ОС-4) или акт о списании автотранспортных средств (ф. ОС-4а), которые утверждаются его руководителем. Один экземпляр утвержденного акта о списании, а также акта об утилизации направляется собственнику в том случае, если речь идет об имуществе, включенном в реестр собственности.
В свою очередь, процедура списания основных средств при передаче их другому юридическому лицу схожа с вышеописанной. Различия заключаются только в составе пакета представляемых на списание документов.
Если передача имущества осуществляется внутри одного ведомства, то в состав документов должны быть включены:
- письмо заявителя о передаче основных средств с указанием причины передачи (например, изменение видов деятельности, реорганизация, ликвидация) и согласием на прекращение права оперативного управления или хозяйственного ведения в отношении основных средств;
- письмо принимающего юридического лица с указанием причин приема, согласием на прием в оперативное управление или хозяйственное ведение основных средств;
- список основных средств, позволяющий однозначно индивидуализировать каждый объект учета, который оформляется грифами согласования передающей и принимающей сторон, а также грифом утверждения учредителем в лице руководителей этих трех организаций;
- в отношении объектов недвижимости такие сведения подтверждаются документами технического и кадастрового учета объекта недвижимости, а также кадастровой картой (планом) земельного участка, занятого таким объектом недвижимости и необходимого для его использования;
- в отношении имущества, подлежащего учету в реестре государственной (муниципальной) собственности, сведения подтверждаются надлежащим образом удостоверенной копией выписки из реестра собственности;
- письмо (заключение) учредителя на имя должностного лица собственника.
На основании распоряжения собственника организация, передающая имущество, также составляет акт о списании (ф. ОС-4 или ОС-4а). В строке "Причина списания" указывается "Передача основных средств (наименование принимающей организации) на основании распоряжения (наименование органа государственной (муниципальной) власти)". Физическая передача основных средств осуществляется по договоренности между учреждениями не позднее 1 мес. с момента издания распоряжения собственника.
Также отметим, что в случаях невозможности установления местонахождения основных средств, например в результате хищения после несанкционированного проникновения на территорию учреждения неустановленных лиц или недостачи, выявленной после форс-мажорных событий (аварии, крушения здания и т.д.), процедура списания имущества аналогична описанной выше. Однако помимо указанного перечня пакет документов на списание должен быть дополнен надлежащим образом заверенными копиями заявления государственного (муниципального) учреждения в органы внутренних дел и постановления об открытии уголовного дела и розыске заявленного имущества, а также документами завершенного внутреннего расследования комиссией обстоятельств утраты в результате форс-мажора.
На практике списание имущества можно проводить при наличии документа органов внутренних дел о безуспешных результатах розыска. Как и в двух предыдущих случаях, списание можно оформить лишь после издания соответствующего распоряжения собственником.
Кроме того, отметим, что списание инвентарных объектов основных средств, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 3000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом учете, проводится на основании решения комиссии, оформленного в установленном порядке соответствующим первичным учетным документом - актом. Однако в соответствии с п. 52 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, к отражению в бухгалтерском учете принимаются акты при наличии согласования решения о списании объекта основного средства с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на акте.
При этом в соответствии с п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если речь не идет о крупной сделке, размещении денежных средств на депозитах кредитных организаций, а также о наличии заинтересованности в сделке, о которой собственник должен знать.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Собственником имущества автономного учреждения являются соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

Пример. В бюджетном учреждении после проведения процедуры списания с балансового и забалансового учета списаны следующие основные средства:
- вследствие физического износа списана дрель, приобретенная за счет средств от приносящей доход деятельности, стоимостью 2800 руб.;
- вследствие физического износа списан телефон стоимостью 4500 руб. и суммой начисленной амортизации 4500 руб., приобретенный за счет средств от приносящей доход деятельности;
- списан персональный компьютер, пришедший в негодность по причине морального и физического износа, стоимостью 28 000 руб. и суммой начисленной амортизации 26 000 руб., приобретенный на средства субсидии собственника.
Следовательно, дрель и телефон списаны учреждением самостоятельно в соответствии с общим порядком списания основных средств. Для списания персонального компьютера применена процедура согласования и утверждения списания.

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение может распоряжаться самостоятельно.
Поскольку на балансовом учете учреждений находятся и основные средства, полученные от собственника на праве оперативного управления, и основные средства, приобретенные в ходе осуществления деятельности, приносящей доход, то при оформлении документов на списание и далее при отражении хозяйственных операций по выбытию основных средств следует указывать, за счет какого финансового обеспечения основные средства были приобретены: от приносящей доход деятельности (собственные доходы учреждения) или субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

Список литературы

1. Беспалов М.В. Анализ изменений законодательства в области бухгалтерского, налогового учета и страховых взносов в 2011 г. // Налоги и финансы. Санкт-Петербург. 2011. N 1.
2. Беспалов М.В. Реформирование учета в бюджетных организациях // Налоговый вестник. 2011. N 6. Июнь.
3. Беспалов М.В., Абдукаримов И.Т. Анализ эффективности использования средств, инвестированных в основные фонды компаний. // Финансы: планирование, управление, контроль. 2011. N 5. Сентябрь.
4. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
7. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
8. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
9. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
10. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
11. Об утверждении Порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления: Приказ Минэкономразвития России и Минфина России от 10.03.2011 N 96/30н.
12. Петрова В.И., Петров А.Ю., Сорокин А.Н., Суглобов А.Е. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях (Россия). М.: КноРус, 2010.
13. Полещук Т.А., Митина О.В. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. М.: Инфра-М, 2010.
14. URL: http://www.consultant.ru.
15. URL: http://www.garant.ru.

Новое на сайте

>

Самое популярное