Домой Россельхозбанк Темы докладов по экономике. Роль экономики в современном обществе Сообщение по обществу на тему экономика

Темы докладов по экономике. Роль экономики в современном обществе Сообщение по обществу на тему экономика


ВВЕДЕНИЕ
Контрольная работа знакомит с основными понятиями экономики, предметом и методом изучения экономики.

Каждый человек буквально на каждом шагу сталкивается с различными экономическими проблемами: как удовлетворить свои потребности в еде, одежде, образовании, отдыхе и т. п., какой хозяйственной деятельностью заняться, купить или не купить тот или иной товар, достаточно ли дохода для приобретения нужного продукта и т. д.

Экономика - это часть повседневной жизни людей, люди принимают ежедневное участие в экономической деятельности, живут в экономической среде, постоянно используют термины, употребляемые экономистами (деньги, цены, заработная плата, доходы, расходы и др.). Жить и быть вне экономики невозможно. Каждому из нас знакомо слово «экономика», хотя разные люди вкладывают в него неодинаковое содержание. И многих сегодня вопрос «что такое экономика?» может поставить в тупик. Не следует удивляться тому, что, живя в окружении экономики, мы затрудняемся сказать, что это такое. Данное обстоятельство объясняется тем, что экономика - настолько общее, емкое, многозначное понятие, что определить ее одной фразой не представляется возможным.

Считается, что термин «экономика» изобрел еще в VI в. до н. э. греческий поэт Геспод, соединив два слова: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон), что дословно означает искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства. В научный оборот этот термин был введен представителями древнегреческой экономической мысли Ксенофонтом (ок. 430-355 или 354 гг. до н. э.), написавшим труд под названием «Экономикос», и Аристотелем (384-322 гг. до н. э.). Последний науку о богатстве делил на «экономию» (совокупность потребительных стоимостей) и «хрематистику» (искусство делать деньги). Но времена меняются, а вместе с ними меняется и смысл старых слов. В настоящее время термин «экономия» получил широкое распространение, но уже в несколько измененном виде. Сегодня под ним обычно понимают сокращение затрат, бережливость при расходовании каких-либо ресурсов. Для общества в целом экономия означает такое использование экономических ресурсов, которое ведет к максимальному повышению уровня жизни в данном обществе.
1Понятие экономики. Общая характеристика
Экономика как наука является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых (экономика торгового дела, промышленности, транспорта, строительства и т.д.); функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент, прогнозирование и др.); межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и др.).

Экономика как наука - одна из общественных наук, наряду с историей, философией, правом и др. Она призвана раскрыть определенную часть социальных явлений жизнедеятельности человека, например, наука права - одну, наука нравственности - другую и т.д., и только совокупность теоретических социальных и исторических наук в состоянии объяснить нам всю общественную жизнь.

Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение. Оно представляет собой соединение двух греческих слов «хозяйство» и «закон», так что в буквальном, изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами. При этом надо помнить, что хозяйство в Древней Греции было в основном натуральным, домашним, так что экономика того периода мыслилась не как народное хозяйство страны, а скорее как домоводство. В литературе по экономике, в толковых словарях термин «экономика» в его изначальной трактовке принято характеризовать как «искусство ведения домашнего хозяйства».

В наше время слово «экономика» имеет несколько значений.1

Экономика – это способ организации деятельности людей, направленной на создание необходимых им для потребления благ, наука, которая исследует поведение людей, связанное с производством, распределением и потреблением необходимых им благ.

Экономика – это само хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

1Райзберга, Б.А. Курс экономики [Текст]: учебник/ Райзберга Б.А. – М.: ИНФРА, 2001. -716с.

Э
кономика
– это наука, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

Для того чтобы терминологически разделить экономику как хозяйство и как науку, слово «экономика» в иностранной литературе разделятся на два: «экономика» и «экономикс». Первое означает хозяйство, то есть экономику в ее непосредственном, натуральном проявлении, а второе – экономическую науку, а точнее – экономическую теорию. Такое разделение способствует большей четкости, определенности понимания экономики. Наряду с предметным восприятием экономики как хозяйственной системы и представлением об экономике как совокупности знаний о хозяйственной системе отдельные авторы склонны видеть в слове «экономика» еще и третье значение. Они характеризуют экономику как отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров и в ходе этих процессов. Так что в целом экономика – это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании и отношения между людьми в процессе хозяйствования. Ну, а к хозяйству следует отнести все то, что включено людьми в орбиту действий, направляемых на получение и использование средств существования, удовлетворение жизненных потребностей. Экономика - это особый мир, со своими законами и проблемами, драмами и противоречиями. Он сложен и загадочен, этот мир экономики, а главное - открыт для каждого, кто хочет войти в него активным участником.

Современная экономика - бесконечный детектив: здесь случайность «притворяется» закономерностью, а закономерность «отвергается» случайностью, это право на экономическую независимость и возможность ошеломляющего коммерческого успеха.2

Быть вне экономики невозможно: подобно невидимым лучам, экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека. И как бы ни казались «абстрактными» вопросы экономического устройства общества, именно от них зависит пов­седневное счастье людей: если это разумное устройство, то люди свободны и богаты, а труд их плодотворен; если же экономическое устройство бездарно - то зависимы и бедны, ибо подневольный труд всегда бесплоден.

2Мамедов О.Ю. Современная экономика [Текст]: Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие/ Мамедов О.Ю. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. -544с.

Экономическая наука не всегда способна предсказать конкретный ход развития событий, однако она способна открыть их экономическую логику, и в познании этой логики ее практическая ценность.

Экономическое знание есть средство спасения от социального суеверия, разорительного невежества и повторения уже совершенных ошибок. Изучение экономической науки важно также тем, что оно формирует основы интеллигентности, - то, без чего, как теперь оказалось, нам уже не обойтись. Экономическая теория оперирует множеством абстрактных понятий и моделей, поэтому ее познание воспитывает и культуру социально-абстрактного мышления.

Современная экономическая наука приобщает к высокой этике экономических отношений, потому что разумная и эффективная экономика может быть только нравственной, - такой, в которой ценятся порядочность, профессионализм и граж­данские чувства, - тогда как лжеэкономика не может быть ни эффективной, ни нравственной, ибо ей суждено порождать лишь массовые криминогенные устремления. Экономическая теория ориентирует на подлинные социальные ценности: экономическую свободу личности, право на доходную собственность, на предпринимательство - ценности, которые должны войти в повседневное, обыденное сознание нашего общества. Самое же главное состоит в том, что изучение современной экономической теории приобщает к цивилизованным формам экономической деятельности. Дело в том, что по мере развития общества его богатство все больше составляют те эко­номические формы, которые обеспечивают максимально эффективное производство материальных ценностей.

Современная экономика - это сообщество независимых и стремящихся к экономической самостоятельности людей, которые готовы собственными усилиями строить свое материальное благополучие. С желания стать такими людьми начи­нается переход к цивилизованной эффективной рыночной экономике. Именно такая экономическая революция в общественном сознании нам сегодня более всего необходима. Преодолеть наш кризис сложно не по экономическим, а по социальным и политическим причинам, так как это - кризис искусственно - организованной «экономики» Вот почему сегодня важнее всего высвободить экономическую энергию личности через «приватизацию» всей общественной жизни.

Современная экономическая наука - одно из величайших интеллектуальных и практически значимых достижений человечества. Только благодаря экономической науке люди проникли в тайны устройства общественного производства и сумели создать механизм его оптимального регулирования: экономические модели имеют не меньшую значимость, чем естественнонаучные, а без рекомендаций экономической науки эффективное функционирование современного производства просто немыслимо!

2
ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ

Экономическая наука зародилась намного позже, чем сама экономика. В течение многих тысячелетий люди хозяйствовали, опираясь на передаваемый из поколения в поколение опыт. Знания и представления носили эмпирический характер, не были обобщены и синтезированы в единую научную систему. Предшественницами научной экономики были философия и социология.

Предмет экономики как самостоятельной области знаний вырисовался около 300 лет назад, когда зародилась политическая экономия - предвестник будущей экономической теории. За прошедшее с тех пор время, в особенности за последние 150 лет, представления о предмете экономической науки значительно трансформировались. На вопрос: «Что такое экономика как наука?» - творцы и самые яркие представители этой отрасли знаний, ученые-экономисты дают далеко не однозначные ответы. Можно выделить по крайней мере три заметно отличающихся подхода к формулированию предмета экономики как науки.

Вначале зародилось представление об экономической науке как изучающей создание и использование материальных благ, получение материальных средств существования. Истоки такого видения четко просматриваются у отца экономики А.Смита и явно отражены в следующем определении, принадлежащем перу выдающегося английского экономиста А.Маршалла: «Экономическая наука изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния». Спустя 100 лет ограниченность подобной формулировки с позиций современных экономических представлений заключена в том, что в ней из сферы экономической деятельности исключено так называемое нематериальное производство в виде духовной, интеллектуальной деятельности, услуг. К тому же согласно приводимому определению экономическая наука оказывается привязанной к сфере производства, тогда как обращение, обмен, потребление товаров остаются вне ее поля зрения.

В последние годы получил широкое распространение подход к формулированию предмета экономической науки, основанный на использовании понятия «ограниченность ресурсов». Согласно этому подходу главная задача экономической науки состоит в анализе возможных (альтернативных) способов использования ограничен­ных экономических ресурсов, необходимых для достижения определенных целей, позволяющем выбрать лучшую альтернативу. Иначе говоря, экономическая наука изучает поведение людей и советует им, как поступать в условиях, когда приходится сопоставлять цели и ограниченные средства их достижения с учетом различных возможностей использования этих средств.

Более полным, комплексным выглядит определение экономической науки как науки, изучающей деятельность, связанную с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. Так, американский профессор П.Самуэльсон, один из первых лауреатов Нобелевской премии по экономике, автор получившего мировую известность учебника «Экономика», кратко характеризует предмет изучения экономической теории как «налаживание и осуществление потребления и производства», «виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между ними», приводя одновременно и другие определения и подчеркивая тем самым, что формулировка предмета экономической науки не может быть ни единственной, ни точной.

Профессор П.Самуэльсон приводит следующие возможные определения предмета экономической теории:

Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми;

Наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, технические знания) для производства различных товаров (таких, как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления;

Наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, получении ими средств к существованию и использовании этих средств;

Наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства;

Наука о богатстве.

Соединяя разные подходы, можно прийти к обобщенному определению экономической науки, которое в формулировке П.Самуэльсона и В.Нордхауса выглядит следующим образом: «Экономическая теория - это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов и групп общества». Определение несколько громоздкое, но достаточно всеобъемлющее.3

Существует и еще одно оригинальное определение экономической науки. Согласно этому определению экономическая наука есть совокупность знаний, позволяющих дать ответ на три группы взаимосвязанных вопросов:

1. Что следует производить и в каком количестве?

2. Как надо производить товары, кто их должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологий?

3. Для кого производятся, кому предназначаются производимые товары и услуги, как они распределяются между потребителями?4

Иногда эти три группы вопросов излагаются предельно кратко: «Что? Как? Для кого?» Ответ на первый вопрос характеризует структуру производства, на второй - технологию, а на третий - сферу потребления производимого продукта.

Однако и это определение не является исчерпывающим. Ведь надо еще знать, где производить, каким образом распределять или как продавать произведенный продукт, как увязать производство и потребление. Так что число вопросов, на которые призвана отвечать экономическая наука, можно увеличить до пяти, как это делают отдельные ученые-экономисты: что, как, зачем производить, как распределять и как потреблять продукт производства, использовать его.

Принципиально важно представлять и понимать, что экономическая наука не ограничена заранее заданными пределами, она постоянно расширяет свое поле дей­ствий, проникая в другие области, в особенности - в социальные, гуманитарные науки. Наряду со своим традиционным объектом (производство, обращение, потреб­ление товаров) экономические знания глубоко пронизывают всю социальную сферу, приложимы практически ко всем видам отношений - в семье, социальных группах, производственных коллективах, в обществе. Экономика тесно взаимодействует с фи­лософией, социологией, психологией, правом, историей, географией, информатикой, математикой, с рядом естественных наук.

3Мамедов О.Ю. Современная экономика [Текст]: Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие/ Мамедов О.Ю. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. -544с.

3
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИКИ

Если предмет науки характеризуется тем, что она изучает, то метод - как это исследуется. Одно вытекает из другого. От правильно принятого метода зависит реальность результатов.

Экономика как наука использует широкий спектр методов научного познания.

Метод - это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.

Одним из таких методов при изучении хозяйственных явлений является метод научной абстракции (от лат. abstractio - отвлечение). Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Так возникают общие понятия: производство вообще, потребности, распределение, обмен и др.

Метод научной абстракции хотя и важнейший, но не единственный метод научного познания, используемый в экономической теории. Здесь активно применяются анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и логический методы, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент и др.

Анализ - это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей в отдельности. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину.

Широко распространены индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от общих выводов к относительно частным. Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются экономической теорией в единстве. Их сочетание обеспечивает системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

Во всякой науке используется определенная сумма методов исследования. Эти методы подразделяются на: всеобщие (философские), вооружающие все области познания, например метафизический и диалектический методы, общенаучные - исторический, логический, математический и др. и специфические - для каждой отрасли науки.

4Борисов, Е.Ф. Экономическая теория [Текст]: учебное пособие/Е.Ф.Борисов. - М.: Юрайт, 1999. - 384с.

В экономической теории применяются два, хотя и противоположных, но взаимосвязанных философских метода- метафизика и диалектика.

Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменяемости. Это необходимо в тех случаях, когда анализируется какой-то элемент системы в отдельности или выясняется внутренняя структура хозяйственных отношений. Так же мы поступим, например, при классификации типов собственности, форм хозяйствования, функций денег, типов рынков, форм заработной платы.

Экономическая теория полнее отражает действительность, когда берет на вооружение диалектику - учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления. Немецкий философ Георг Гегель (1770- 1831)- создатель систематической теории диалектики- центральное место в этой теории отводил противоречию. Последнее он рассматривал как единство взаимоисключающих и одновре­менно взаимно предполагающих друг друга противоположностей. Противоречие Гегель оценивал как “мотор”, как внутренний импульс всякого развития. Это, разумеется, в полной мере относится и к экономике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение данной контрольной работы можно сделать следующие выводы.

Экономика тесно связана с другими экономическими науками: макро- и микроэкономикой, теорией менеджмента и маркетинга, статистикой, бухгалтерским учетом и др. Предмет изучения данной науки - деятельность предприятия, процесс разработки и принятия хозяйственных решений.

Основными объектами изучения являются производственная деятельность предприятия, механизмы формирования и использования основных факторов производства и экономических ресурсов предприятия.

Предприятие функционирует в определенной предпринимательской среде, оказывающей влияние на все стороны его деятельности. При разработке стратегии развития предприятия важно учитывать ее состояние, перспективы развития, динамику, различные направления воздействия.

Метод сравнительного анализа, статистические, графические, вероятностные методы, прогнозирование и другие методы экономических наук широко используются в экономике предприятия. Разработка грамотных хозяйственных решений невозможна без знания экономических законов, наличия конкретных экономических знаний, навыков, умения использовать их на практике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРА
:

Райзберг, Б.А. Курс экономики [Текст]: учебник/Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА, 2001. – 716с.

Борисов, Е.Ф. Экономическая теория [Текст]: учебное пособие/Е.Ф.Борисов. - М.: Юрайт, 1999. - 384с.

Журавлева, Г.П. Экономика [Текст]: учебник/Г.П.Журавлева. - М.: Юрист, 2001. - 574с.

Булатова, А.С. Экономика [Текст]: учебник/А.С.Булатова. – М.: Юрист, 1999. – 557с.

Мамедов, О.Ю. Современная экономика [Текст]: Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие/О.Ю.Мамедов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 544с.

Понятие экономики пришло к нам из Древней Греции и означает дословно правила хозяйства, то есть в те времена оно означало «искусство ведения домашнего хозяйства» Спустя две тысячи лет — это понятие приняло более широкое значение.

Во-первых, экономика - это хозяйство , то есть система хозяйствования и общественного производства. Основные задачи экономики как хозяйства:

  1. Производство (товаров и услуг).
  2. Распределение (товаров, услуг и доходов).
  3. Обмен (товаров и услуг на деньги или на другой продукт).
  4. Потребление (товаров, услуг, продуктов).

Ключевые элементы: производство, товары и услуги. Производство может быть материальным или нематериальным (образование , охрана здоровья и т.д.).

Товар - это продукт трудовой деятельности ; основные признаки товара :

  • предназначен для обмена и обладает стоимостью;
  • удовлетворяет какие-либо потребности человека;
  • способен быть обменян на другой товар (деньги).

Услуга - это продукт полезной деятельности человека или группы лиц, предназначенный для удовлетворения тех или иных потребностей. Услуга также может быть материальной (ремонт мобильного телефона) или нематериальной (консультация). Услугами заведует такая отрасль экономики , как сфера услуг .

Во-вторых, экономика - это наука , а точнее - совокупность наук , изучающих производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.

Главная задача экономической науки - ведение эффективного хозяйства и пути его достижения, оптимальное использование ресурсов. Попробую расшифровать. Вопросы экономики как науки следующие:

  • что производить;
  • как производить;
  • кто будет это производить;
  • для кого это будет производиться.

Функции экономики.

  1. Познавательная функция: сбор сведений, фактов, их изучение, анализ и систематизация знаний.
  2. Методологическая функция: разработка эффективных методов и инструментов хозяйствования.
  3. Критическая функция: выявление достижений и недостатков в экономической деятельности, и их анализ.
  4. Практическая функция (она же прагматическая или прикладная): применение разработанных методов на практике.
  5. Прогностическая функция: прогнозирование экономического развития нашего общества.
  6. Образовательная функция: предоставление знаний по экономической практике и теории, консультирование по вопросам экономики.
  7. Идеологическая функция: создание мировоззренческой системы , обеспечение моральной уверенности человека в будущем.

>Рефераты по обществознанию

Экономика

Что такое экономика? Экономика - это сбалансированный способ ведения хозяйства, совокупность, некий набор правил ведения дел в производственной системе, а так же в сфере распределения товаров и благ, обмена и потребления. Термин «экономика» впервые был прослежен в работах Ксенофонта еще до н. э. Ксенофонт называл экономику наукой естественной. А вот Аристотель противопоставлял две науки: хрематистику и экономику. Хрематистика - это наука, изучающая деятельность человека в сфере взаимоотношений с извлечением выгоды.

Современная философия рассматривает экономику как баланс отношений со стороны общества, связанную с таким понятием как стоимость. Основной задачей экономики является постоянное создание условий, которые способны обеспечить нормированную жизнедеятельность и существование общества вообще. Экономика, как хозяйственная деятельность, даёт возможность удовлетворить человеческую заинтересованность в ресурсах, которые, на данный момент, являются ограниченными.

Экономика имеет разные формы проявления:
1. Рыночная
2. Административно-командная
3. Традиционная
4. Смешанная экономика

Экономический рост представляет собой производство продукции, которое подверглось увеличению в объеме на протяжении определённого периода времени.

Факторы, которые приводят к экономическому росту:

1. Большой объем качественных рабочих рук.
2. Эффективность основного капитала.
3. Объем природных богатств, их качество
4. Эффективное управление
5. Новейшие технологии

Впервые признаки экономического роста были замечены в Англии, в конце 18 ст. К экономическом подъему в то время привела большая промышленная революция. Тогда доход одного гражданина возрос в среднем в 10 раз. Сегодня самые слаборазвитые страны вынуждены выживать на ежедневный доход, размер которого соответствует 1 доллару США (при ценовом соответствии США)

Некоторые аналитики утверждают, что экономический рост может вызвать всемирный коллапс природный ресурсов. Остальные критики утверждают, что известно немало цивилизаций, которые исчезли из-за того, что окружающая экосистема не сумела обеспечить достаточно количество ресурсов для роста этих цивилизаций.

Экономика подразумевает сложнейший всеохватывающий комплекс, способный создавать условия для жизнедеятельности отдельного человека и общества в целом.

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ

1. Экономический человек и рациональное экономическое поведение.

2. Субъекты и объекты экономических отношений.

3. Трактовка предмета экономической теории различными школами экономистов.

4. Сходство и различия экономической теории, экономики, политической экономии.

5. В чем различие нормативной и позитивной экономики?

6. Предмет микро- и макроэкономики, их взаимосвязь.

7. Принципы организации экономики и предмет экономической теории.

8. Методы экономического анализа.

9. Соотношение понятий: принципы, закономерности, законы в экономической теории.

10. Научные абстракции и экономические категории.

11. Экономико-математическое моделирование как метод научного познания.

12. Научные гипотезы и их проверка в экономическом эксперименте.

13. Экономическое мышление: роль и место в структуре общественного сознания.

14. Возрастание значения экономической политики в условиях реформ.

15. Логические допущения и ошибки в научном экономическом анализе.

16. Структура экономических целей и их взаимосвязь.

17. Причинно-следственные зависимости в экономике и их отражение в экономической теории.

18. Изменение реальной экономики и развитие экономической теории: особенность и взаимосвязь.

19. Экономические теории древнего мира (Китай, Индия, Греция, Египет, Рим).

20. История развития экономической теории. Научные школы.

21. Развитие отечественной политической экономии.

22. Выдающиеся русские экономисты.

23. Лауреаты Нобелевской премии в области экономики.

24. Нетрадиционные трактовки предмета и метода экономической теории.

25. Философские основы экономической теории.

26. Противоречия и их роль в социально-экономическом развитии.

27. Стадии и фазы экономического развития.

28. Современная цивилизация и ее информационная стадия развития.

РАЗДЕЛ II. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

1. Редкость благ и производство.

2. Мотивы и стимулы производственной деятельности человека.

3. Способы соединения вещественных и личного факторов производства.

4. Проблемы эффективности производства в условиях рыночной экономики.

5. Субституция факторов и проблема гибкости производства.

6. Устойчивость производства и ее влияние на жизнь общества.

7. Информация и изменение характера производственной функции в условиях НТР.

8. Технологический выбор и экология.

9. Борьба за ограниченные ресурсы.

10. Экономический закон сохраняющейся предельной отдачи и возрастание дополнительных затрат.

11. Закон убывающей доходности и возможности его преодоления.

12. Материальное производство и непроизводственная сфера.

13. Роль и значение государственной собственности в рыночной системе хозяйствования.

14. Значение принципов частной собственности и свободы предпринимательства для рыночного хозяйства.

15. Преимущества и недостатки различных вариантов приватизационного процесса в России.

16. Проблема оптимизации структур форм собственности в условиях перехода к рыночной экономике.

17. Отношения хозяйственного поведения и отношения собственности.

РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

1. Особенности товарно-денежных отношений в условиях азиатского способа производства.

2. Становление и развитие товарного хозяйства в России.

3. Теория предельной полезности: возникновение, сущность, развитие.

4. Деньги и их роль в экономике. Равновесие на денежном рынке.

5. Инфляция: причины возникновения и методы борьбы с ней.

6. Особенности товарно-денежных отношений в условиях азиатского, античного и феодального способов производства.

7. Деньги и бартер в современной экономике: причины использования бартера.

8. Электронные деньги и формы их использования.

9. Анализ законов денежного обращения, сформулированных К. Марксом и И. Фишером.

10. Закон спроса и предложения в системе рыночного механизма. Поиски свободной ниши.

11. Эластичность спроса и предложения. Факторы, влияющие на эластичность спроса и предложения. Функция Энгеля.

12. Понятие равновесия и его устойчивость. Рыночное равновесие и равновесие цены как условие рыночного саморегулирования. Эффект сдвига кривой спроса и предложения.

13. Эластичность спроса и конкуренция производителей.

14. Практическое значение эластичности спроса.

15. Эластичность и структура налогообложения.

16. Проблема оптимальности и общее экономическое равновесие.

17. Координирующая роль цен.

18. Исторический процесс познания рынка как экономического явления.

19. Основные черты свободного (классического) рынка.

20. Полная и достаточная экономическая свобода в условиях рынка.

21. Деформация рынка в условиях командно-административной системы.

22. Антитрестовское законодательство США: сущность и последствия.

23. Неценовая конкуренция.

24. «Невидимая рука» и совершенная конкуренция.

25. Дефицитный рынок: причины функционирования и последствия.

26. Эффективность конкурентного равновесия.

РАЗДЕЛ IV. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

1. Развитие форм и внутренней структуры отношений собственности.

2. Происхождение и мировая история предпринимательства: проблемы предпринимательства в трудах выдающихся экономистов.

3. Преимущества и недостатки организационно-правовых форм предпринимательства.

4. Сущность предпринимательства и его роль в социально-экономическом развитии общества.

5. Предпринимательский тип поведения, коммерческий и хозрасчетный методы хозяйствования: проблемы взаимосвязи и развития.

6. Цели, основные функции и конкретные задачи предпринимателя.

7. Венчурное предпринимательство: роль в современной экономике и проблемы развития.

8. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики.

9. Арендные отношения: мировой опыт и перспективы развития в России.

10. Приватизация предприятий в условиях перехода России к рыночной экономике: концепции, основные этапы и формы, практика осуществления и проблемы.

11. Мировой опыт и современные тенденции приватизационных процессов за рубежом.

12. Акционирование: мировой опыт, российские реалии и проблемы.

13. Актуальные вопросы развития совместного предпринимательства в России.

14. Малый бизнес: характерные черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России.

15. Истоки предпринимательства и его развитие в России в ХІХ-начале XX в.

16. Соблюдение этических норм как условие развития цивилизованного предпринимательства и общественного прогресса.

17. Менеджмент: эволюция научных школ и современные концепции.

18. Основные функции менеджмента и их реализация в процессе управления фирмой.

19. Организационные структуры управления фирмой: мировой опыт и современные тенденции.

20. Бизнес-план как основа успеха предпринимательской деятельности.

21. Национальный стиль менеджмента.

22. Деловая стратегия фирмы и ее эволюция.

23. Ценовая дискриминация.

24. Ценовая и неценовая конкуренция.

25. Методы проникновения Японии на автомобильный рынок США.

26. Японская и американская модели менеджмента.

27. Бизнес-план фирмы и особенности планирования в рыночной экономике.

28. Сегментация рынка и изучение потребителя.

30. Как соотносятся понятия «капитал-вещь» и «капитал-отношение»?

31. «Экономический человек», капиталист, предприниматель - какова их роль в организации бизнеса?

32. Какое значение имеют принципы частной собственности и свободы предпринимательства для рыночного хозяйства?

33. Можно ли рассматривать амортизацию в качестве источника средств для развития бизнеса?

34. Как меняется соотношение между источниками краткосрочного и долгосрочного финансирования в условиях экономического кризиса?

3 5. Какое влияние оказывает изменение строения капитала на эффективность производства?

36. Тайна первоначального накопления российского предпринимательства.

3 7. Модели кругооборота в различных экономических теориях.

3 8. Ускоренная амортизация средств предприятия: причины, границы, опыт различных стран.

39. Предельные издержки и их роль в формировании стратегии фирмы.

40. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.

41. Производительность и рост оплаты труда.

42. Значение роста производительности труда для отдельной фирмы и национальной экономики.

43. Общий, средний и предельный доход - критерии эффективного поведения фирмы. Условия максимизации прибыли.

44. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии.

45. Предельная производительность. Закон убывающей отдачи.

46. Отраслевая и региональная дифференциация издержек производства, их сущность и динамика.

47. Функциональное и персональное распределение дохода.

48. Цена рабочей силы на рынке труда.

49. Монопольная прибыть: сущность, источники, границы.

50. Экономическая прибыль и ее роль в эффективном функционировании фирмы.

51. Определение равновесной зарплаты на конкурентном рынке и в условиях несовершенной конкуренции.

52. Финансовые посредники и их роль в рыночной экономике.

53. Проблемы формирования рыночной инфраструктуры в России.

54. Финансовый сервис: необходимость, сущность и особенности российского использования.

55. Особенности функционирования бирж в России.

56. Аудит как неотъемлемая часть бизнеса.

57. Необходимость и сущность информационного сервиса.

58. Роль бирж в обеспечении эффективности функционирования экономики.

59. Торговый дом - «хорошо забытое старое».

60. Ярмарка и аукционы как формы организации оптовой торговли.

61. Проблемы формирования информационно-технической среды предпринимательства в России.

62. Разделение труда между промышленным и коммерческим предпринимательством.

63. Социальная среда бизнеса и предпринимательства.

64. Инновационные технологии в инфраструктуре предпринимательского бизнеса.

65. Проблемы инфраструктурного обеспечения деятельности зарубежных фирм и совместных предприятий в России.

66. Необходимость и сущность страхования предпринимательского риска.

67. Проблема формирования и изъятия земельной ренты в современном агропромышленном производстве.

68. Возрождение абсолютной ренты в России.

69. Цена земли: сущность, факторы, определяющие динамику.

70. Эффективность обмена между сельским хозяйством и промышленностью.

71. Проблемы становления фермерства в России.

72. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства (в том числе опыт зарубежных стран).

РАЗДЕЛ V. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

1. Критерии социально-экономического положения страны: общая характеристика их уровня и тенденций.

2. Различия международных и отечественных статистических методов измерения валового национального продукта и национального дохода.

3. Национальный рынок и его равновесие.

4. Макроэкономическая политика России. Проблемы нынешней и императивной модели.

5. Проблемы регулирования пропорций общественного производства в рыночной экономике.

6. Структурные сдвиги в российской экономике переходного периода.

7. Модели равновесного роста и прогнозные модели развития экономики.

8. Посткейнсианские модели роста (Е. Домара, Р. Харрода).

9. Неоклассическая модель роста Р. Солоу.

10. Модель роста и распределения дохода Калдора-Пазинетти.

11. Общественное равновесие - условие функционирования национальной рыночной системы.

12. Типы экономического роста: экстенсивный и инновационный.

13. Технический прогресс и экономическое равновесие.

14. Факторы экономического роста: прямые и косвенные.

15. Экономический рост и проблемы экологии.

16. Экологические затраты в структуре межотраслевого баланса.

17. Экономический рост и качество жизни.

18. Экономический рост и соотношение стихии рынка и социальной деятельности государства.

19. Конверсия и экономический рост.

20. Экологические проблемы конверсии.

21. Экономический робт и проблемы развития городов в России.

22. Нулевой экономический рост.

23. Альтернативные подходы к регулированию рынка через механизм воздействия на совокупный спрос.

24. Факторы, влияющие на потребление населения.

25. Функциональное назначение и взаимосвязь потребления и сбережений.

26. Роль инвестиций в развитии макроэкономики.

27. Возможности воздействия на колебательное развитие экономики природных, психологических и других факторов.

28. Использование принципа акселерации при анализе циклических колебаний.

29. Кейнсианская школа и теория экономического цикла Хикса.

30. Статистический учет колебаний экономических показателей, экономические модели и прогноз экономической активности.

31. Изменения в экономике циклического (нециклического) характера и долговременные тенденции.

32. Стуктурный кризис в России и экономический спад на этапе перехода к рынку. 3 3. Альтернативные программы выхода России из кризиса.

34. Взаимосвязь циклического развития, величины и структуры безработицы.

35. Различные модели рынка (на примерах отдельных стран).

36. Методы анализа рынка труда. Сегментация рынка труда.

37. Воздействие структурных изменений в экономике на рынок труда.

38. Международный и внутренний рынок труда.

39. Биржи труда в России (исторический аспект).

40. Система социальной защиты безработных.

41. Монетаристская теория инфляции.

42. Проблемы теории денег (1938-1990 гг.).

43. Роль денег в классической макроэкономической модели.

44. Основные понятия рынка денег.

45. Небанковские финансово-кредитные структуры и их роль в формировании, конкурентных финансовых систем.

46. Механизм функционирования фондовой биржи.

47. История векселя.

48. Основные и производственные виды ценных бумаг: векселя, акции, облигации, фьючерсы, опционы, варранты.

49. Связь между безработицей и инфляцией: теоретическая дискуссия вокруг кривой Филлипса.

50. Причины развития в 70-е гг. в экономике западных стран стагфляции и методы борьбы с ней.

51. Умение жить в условиях инфляции.

52. Инфляционные ожидания в экономике.

53. Денежное правило Милтона Фридмена.

54. Методы расчета инфляционных процессов в экономике.

5 5. Инфляция и политика регулирования доходов.

5 6. Бюджетный дефицит и инфляционный налог.

57. Методы индексации доходов населения в условиях инфляции.

58. Воспроизводство и система финансовых отношений.

59. Роль и значение финансовых рычагов и стимулов в регулировании воспроизводства и рынка.

60. Доходы и расходы государственного бюджета, их структура и роль в экономическом росте производства.

61. Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании экономики.

62. Правительственные расходы и совокупный спрос.

63. Эволюция типов налогов.

64. Взаимосвязь налогов и дотаций.

65. Местные налоги и их роль в формировании бюджета.

66. Роль фискальной политики в государственном регулировании.

67. Механизм осуществления фискальной политики в период перехода к социально-ориентированной рыночной экономике.

68. Антимонопольная политика государства.

69. Роль государства в обеспечении устойчивого денежного обращения.

70. Косвенные методы регулирования экономических процессов.

71. Границы государственного вмешательства в экономику.

72. Опыт государственного регулирования экономических и социальных процессов в развитых странах мира.

73. Государственное регулирование цен и доходов.

74. Индикативное планирование в современных условиях.

7 5. Основные тенденции в формировании и распределении личных доходов населения и эволюция социальной структуры общества.

76. Распределение доходов между семьями и черта бедности, обеспеченности. Абсолютная и относительная бедность, физическая нищета.

77. Системы социальной защиты: генезис и эволюция.

7 8. Домохозяйство как объект экономической и социальной политики.

79. Вэлфер (опыт США).

80. Кривая Лоренца как измеритель степени неравномерности перераспределения доходов.

81. Концепция социально-ориентированного рынка: причина разработки и последствия применения в различных странах.

РАЗДЕЛ VI. ВСЕМИРНОЕ ХОЗЯЙСТВО

1. Основные черты и условия формирования мирового хозяйства.

2. Динамика экономической взаимозависимости субъектов мирового хозяйства: сущность, ретроспектива и перспектива.

3. Цели и факторы экономического движения субъектов мирового хозяйства.

4. Международное разделение труда как фактор интеграции субъектов в мировое хозяйство.

5. Региональные рынки современного мирового хозяйства: Европа, Америка, Евро-Азия.

6. Современные аспекты миграции человеческого капитала.

7. Этногенетические и социально-экономические факторы формирования политических и экономических центров современного мира.

8. Россия и экономические центры мирового хозяйства.

9. Цели и факторы экономического роста субъектов мирового хозяйства.

10. Концепции регулирования платежного баланса и валютного курса.

11. Валютные ограничения, их воздействие на обменный курс.

12. Механизм валютных интервенций.

13. Мировой рынок золота. Золотые аукционы.

14. Операции на рынках евровалют.

15. Пути достижения конвертируемости валюты.

16. Формы международных расчетов.

17. Проблемы взаимных расчетов республик бывшего СССР.

18. Анализ платежного баланса России.

19. Интеграция стран СНГ.

20. Конвертируемая валюта России.

21. Экономическая безопасность России.

«Экономика» (от греч. oikos - дом, домашнее хозяйство, и nomos - правило, знание) буквально - знание о ведении дома, хозяйства, домохозяйство. Для современного использования термина характерно его разделение на значения:

Экономика как хозяйство - система хозяйствования, обеспечивающая общество материальными (вещественными) и нематериальными (духовными) благами.

Экономика как наука - наука, изучающая пути удовлетворения постоянно растущих потребностей общества в условиях ограниченности ресурсов. Иначе говоря, она изучает производство, распределение и потребление различных товаров и услуг. Экономика - это совокупность конкретных (более узких и специализированных) экономических дисциплин: экономическая статистика, экономика труда и пр.

Не стоит также забывать, что экономика является подсистемой общества (сферой общественной жизни).

Основные вопросы экономики:

  • Что производить?
  • Как производить?
  • Для кого производить?

Основная проблема экономики - удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счёт ограниченных ресурсов.

Потребность - это необходимость в чём-либо для поддержания и развития жизнедеятельности человека и общества в целом.

Потребности могут возникать и изменяться как под влиянием внутренних побудительных мотивов, так и под внешним воздействием. Удовлетворение потребностей в свою очередь становится мотивом для осуществления экономической деятельности.

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Можно выделить три категории благ:

Экономические блага - это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Обычно мы покупаем их, то есть для приобретения экономических благ нам приходится отказываться от других благ. Для их создания также необходимы определённые затраты. Экономическими благами, например, являются всевозможные товары, которые мы можем приобрести в магазинах.

Свободные блага - блага, которые находятся в открытом доступе, их потребление неограниченно, не требует от нас отказа от иных благ взамен. Например, это солнечный свет, которым мы можем наслаждаться на прогулке в солнечную погоду.

Общественные блага сочетают определённые признаки двух предыдущих видов благ. Это блага, доступ к которым осуществляется свободно, но государство тратит финансовые средства для их создания и поддержания. Создание общественных благ является одной из экономических функций государства. К ним можно отнести, например, уличное освещение.

ВОПРОСЫ:

1. Перечислите четыре основных элемента структуры экономической деятельности.

ОТВЕТ

Могут быть перечислены следующие элементы структуры экономической деятельности:

1) производство;

2) распределение;

4) потребление.

2. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Экономика как наука». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

ОТВЕТ

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

  1. Понятие экономики как науки.
  2. Основные задачи экономической науки.
  3. Предмет исследования и особенности экономической науки.
  4. Функции экономики как науки:
  • познавательная;
  • методологическая;
  • практическая (прагматическая);
  • образовательная;
  • идеологическая.
  • Уровни анализа в экономической теории:
    • микроэкономика;
    • макроэкономика.
  • Перспективы развития экономической науки в постиндустриальном обществе.
  • Ксенофонт (приблизительно 444−356 до н. э.) - древнегреческий писатель и историк, политический деятель и полководец, один из стратегов греческого войска.

    Присоединился к походу Кира (401 до н. э.), руководил отступлением греков. Был осуждён в Афинах за государственную измену. Сблизился со спартанским царем Агесилаем, стал воевать под его начальством. Затем жил в уединении в имении, подаренном ему спартанцами, занимался литературно-исторической деятельностью, которую прервала борьба фиванцев со спартанцами.

    Последователь Сократа, что отчасти отразилось в его философских работах. Его «Воспоминания о Сократе», «Апология Сократа» и иные сократические произведения передают суть учения и рассказывают о самом Сократе как учителе.

    В числе этих сочинений есть трактат «Домострой», который также переводят как «Экономика». Он построен в традиционной форме диалога между Сократом и богатым афинянином Критобулом, в нём представлены идеи Сократа о правильном управлении домашним хозяйством. Данный трактат считается первым произведением по экономике. Именно Ксенофонт впервые использует в научном труде термин «экономика».

    Великое дело - завладеть властью, но ещё более трудное - однажды захватив, сохранить её за собой.

    Нельзя просить у богов победы в кавалерийском сражении тем, кто не умеет ездить верхом.

    Кир считал совершенно нелепым, если полководец, желая дать какое-нибудь распоряжение, будет приказывать так, как это делают у себя дома некоторые из господ: «Пусть кто-нибудь сходит за водой» или «Пусть кто-нибудь нарубит дров». При таких приказаниях все только смотрят друг на друга, но никто не берётся выполнять распоряжение, все виновны, но никто не стыдится. Вот по этим-то причинам он и называл по имени всех, кому отдавал какое-либо приказание.

    Темы для эссе:

    «Рынок, представляющий собой вершину индивидуальной экономической свободы, одновременно является и самым строгим надсмотрщиком».

    (Р. Хейлбронер)

    «Самый бедный - это тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает».

    (П. Буаст)

    «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное