Домой Россельхозбанк Уведомление об освобождении ст 145 нк рф. Освобождение от ндс

Уведомление об освобождении ст 145 нк рф. Освобождение от ндс

Уведомление об использовании права на освобождение от обязанностей плательщика НДС, представленное организацией или предпринимателем в налоговый орган без документов, подтверждающих данное право, налоговики не будут рассматривать. Поэтому в случае неуплаты НДС доначислений и штрафных санкций не избежать. С такой позицией согласился Верховный суд РФ в Определении от 19.03.2018 № 310-КГ17-20259 по делу № А36-11223/201 .

Индивидуальный предприниматель в марте 2016 г. представил в налоговую инспекцию декларацию за III квартал 2015 г. с нулевыми показателями. Налоговики провели камеральную проверку и обнаружили, что бизнесмен в III квартале 2015 г. осуществил отгрузку товаров, которая не была отражена в декларации. В результате налоговики доначислили налог, начислили пени и штрафные санкции за занижение налоговой базы и непредставление в установленный срок налоговой отчетности (п. 1 ст. 122 и п. 1 ст. 119 НК РФ).

После получения акта проверки бизнесмен направил налоговикам возражения и приложил к ним уведомление об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по ст. 145 НК РФ начиная с 1 июля 2015 г. Налоговики предоставили предпринимателю освобождение, но с 1 октября 2015 г. А вот свое решение по проверке они не отменили, посчитав, что предприниматель не имел права на освобождение с 1 июля 2015 г. в связи с тем, что им не выполнены условия, предусмотренные ст. 145 НК РФ, - бизнесмен не представил документы, подтверждающие право на освобождение.

Предприниматель с этим не согласился и обратился в суд.

Читаем Налоговый кодекс

Статья 145 НК РФ дает организациям и индивидуальным предпринимателям право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС. Воспользоваться им можно, если сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб.

Согласно п. 4 ст. 145 НК РФ лица, желающие освободиться от обязанностей плательщиков НДС, должны представить в налоговые органы соответствующее письменное уведомление и документы, подтверждающие право на освобождение. Такими документами являются выписка из книги продаж, выписка из бухгалтерского баланса (для организаций) или из книги учета доходов и расходов (для индивидуальных предпринимателей). Об этом сказано в п. 6 ст. 145 НК РФ.

Уведомление и документы представляются в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого налогоплательщики используют право на освобождение.

Трактовка судов

Суд первой инстанции признал решение налогового органа правомерным. Арбитры обратили внимание на то, что правом на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС можно воспользоваться только при соблюдении порядка и всех условий, предусмотренных ст. 145 НК РФ.

В рассматриваемом деле индивидуальный предприниматель не представил вместе с уведомлением документы, подтверждающие выполнение условий для получения освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС. По мнению суда, без документов не имеет значения тот факт, что выручка бизнесмена за III квартал 2015 г. была меньше 2 млн руб.

В суде бизнесмен заявил, что он зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя во II квартале 2015 г. (10 июня) и сразу же решил использовать освобождение по ст. 145 НК РФ. Но арбитры не приняли этот довод. Они указали, что для возникновения права на освобождение от уплаты НДС с 1 июля 2015 г. у налогоплательщика за три предшествующих последовательных календарных месяца (то есть за апрель, май, июнь) сумма выручки от реализации не должна превысить в совокупности 2 млн руб. Поэтому получить освобождение бизнесмен мог не ранее, чем по истечении трех месяцев с момента своей государственной регистрации и при условии представления налоговым органам документов, перечисленных в п. 6 ст. 145 НК РФ.

А вот апелляция поддержала предпринимателя и отменила решение суда первой инстанции. Арбитры исходили из того, что непредставление документов, предусмотренных п. 6 ст. 145 НК РФ, не лишает предпринимателя права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС. Однако кассация, а затем и Верховный суд признали данный вывод ошибочным и оставили в силе вердикт суда первой инстанции.

Опоздать можно, игнорировать нельзя

Итак, организации или индивидуальные предприниматели могут лишиться права на освобождение по ст. 145 НК РФ, только если вовсе не представят в налоговые органы уведомление и подтверждающие документы. А вот если они будут сданы с опозданием, то никаких негативных последствий не будет.

Свою точку зрения о применении положений п. 4 ст. 145 НК РФ Пленум ВАС РФ высказал в п. 2 постановления от 30.05.2014 № 33 . Высшие арбитры рекомендовали судам при толковании данной нормы Кодекса исходить из следующего. По смыслу п. 4 ст. 145 НК РФ налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать право на освобождение от обязанностей плательщика НДС. При этом последствия нарушения срока уведомления Налоговым кодексом не определены. В силу закона такое уведомление может быть произведено и после начала применения освобождения.

Поэтому лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов.

Именно такой позиции в настоящее время придерживаются суды (постановления АС Уральского округа от 21.01.2016 № по делу А60-16672/2015, Западно-Сибирского округа от 20.08.2015 № Ф04-21371/2015, Северо-Западного округа от 26.02.2015 по делу № А05-282/2014).

Согласны с таким подходом и контролирующие органы. Так, в письме от 14.08.2015 № ГД-4-3/14351 специалисты ФНС России рассмотрели вопрос о правомерности использования освобождения от обязанностей плательщика НДС в случае, когда индивидуальный предприниматель представил подтверждающие документы с нарушением установленного Налоговым кодекса срока. Налоговики указали, что из системного толкования ст. 145 НК РФ следует, что нарушение срока представления налогоплательщиком подтверждающих документов не должно привести к отказу в предоставлении ему права на освобождение. При этом налоговая служба отметила, что при рассмотрении вопроса об использовании права на освобождение налоговый орган обязан учесть заявление налогоплательщика и определить наличие у него данного права на основании представленных им документов. Аналогичный вывод содержится в письмах Минфина России от 08.07.2015 № 03-07-14/39360, от 16.06.2015 № 03-07-14/34600.

Как видите, документы, подтверждающие право на освобождение от обязанностей плательщика НДС, все же нужны. Поэтому хоть и с опозданием, но они должны быть представлены в налоговую инспекцию. Таким образом, одного уведомления недостаточно, и если налогоплательщик не представит необходимые документы, то претензий со стороны налоговых органов не избежать.

Нам удалось найти только одно дело, в котором суд пришел к выводу, что реализовать свое право на освобождение по ст. 145 НК РФ налогоплательщик может и без подтверждающих документов. В постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 № А67-4766/2014 была рассмотрена ситуация, когда индивидуальный предприниматель не смог представить налоговому органу документы, указанные в п. 6 ст. 145 НК РФ, по той причине, что считал себя переведенным на ЕНВД и не вел книгу продаж, а также книгу учета доходов и расходов. Арбитры указали, что невозможность представления пакета документов в данном случае не свидетельствует о невозможности определения суммы выручки предпринимателя для целей применения ст. 145 НК РФ иным способом, в том числе исходя из материалов налоговой проверки.

Официальный текст :

Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1 настоящего Кодекса.

3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.

Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

4. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей;

уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право на освобождение (продление срока освобождения), являются:

выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

выписка из книги продаж;

выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями и настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

Комментарий юриста :

В отличие от лиц, не являющихся плательщиками НДС, за организациями и индивидуальными предпринимателями, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика в порядке, предусмотренном данной статьей, сохраняется обязанность представлять налоговые декларации, оформлять счета-фактуры, вести журналы учета счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика должно быть подтверждено лицом, использующим такое право, путем подачи письменного уведомления в налоговый орган по месту своего учета с приложением документов, подтверждающих это право. Указанные уведомление и документы должны быть представлены не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Федеральным законом от 29 мая 2002 года № 57-ФЗ устранена неопределенность в отношении срока, в течение которого (после истечения 12-месячного периода освобождения) должны быть представлены документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений. До вступления в силу этого Федерального закона установить такой срок (и применить соответствующие последствия в случае его нарушения) налоговые органы могли, только истребовав необходимые документы в порядке статьи 93 Налогового Кодекса РФ , т.е. в рамках камеральной или выездной налоговой проверки. Результатом превышения предусмотренного пунктом 1 статьи 145 ограничения, касающегося выручки от реализации товаров (работ, услуг) либо указанного в пункте 2 относительно реализации подакцизных товаров, является утрата права на освобождение, причем не только в том месяце, в котором имело место превышение (реализация), но и во всех оставшихся до окончания периода освобождения месяцах, даже при соблюдении в последующие месяцы условий, предусмотренных в пунктах 1-3 данной статьи.

Существенным недочетом статьи до внесения в нее изменений Федеральным законом от 29 мая 2002 года № 57-ФЗ было то, что законодатель обходил молчанием вопрос о последствиях нарушения второго условия, дающего право на освобождение, - о последствиях реализации подакцизных товаров в течение срока, на который было предоставлено освобождение. В Методических рекомендациях по применению главы 21 Налогового Кодекса РФ МНС России предлагало налоговым органам исходить из того, что право на освобождение в данном случае также утрачивается до конца срока, на который оно было предоставлено. Однако, учитывая, что Налоговый Кодекс РФ не предусматривает возможности применения аналогии закона, а статья 145 не содержала такого последствия реализации подакцизных товаров, как лишение права на полученное ранее освобождение на весь оставшийся срок освобождения, у налогоплательщиков были основания для того, чтобы требовать признания правомерности использования права на освобождение в те налоговые периоды, когда не осуществлялась реализация указанных товаров (с учетом также гарантий прав налогоплательщиков, установленных статьей 3 Налогового Кодекса РФ).

Пункт 6 статьи 145 устанавливает перечень документов, которыми подтверждается право на освобождение (продление освобождения) от исполнения обязанностей налогоплательщика. До вступления в силу Федерального закона от 29 мая 2002 года № 57-ФЗ существенным недостатком данной статьи являлось отсутствие законодательно установленного перечня таких документов, что создавало возможность для неограниченного усмотрения в процессе право применения и, соответственно, нарушения принципа равенства. К сожалению, эти опасения не были безосновательными. Налоговые органы воспользовались пробелом в законодательстве, превратив "Форму заявления на освобождение (продление освобождения) от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС" в значительной ее части в перечень подлежащих представлению документов. При этом в данный перечень были включены документы, ранее уже представленные в налоговый орган, - декларации по НДС, а также выписки из бухгалтерских балансов. Кроме того, "Форма заявления..." предусматривала представление такого документа, как "Справка налогового органа об отсутствии задолженности по налогам и сборам" в качестве подтверждения того факта, что "все необходимые расчеты по налогам и сборам и бухгалтерская отчетность за предыдущие отчетные (налоговые) периоды сданы в налоговый орган своевременно и в полном объеме".

Фактически это означало, что в дополнение к условиям освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС, установленным законодательством о налогах и сборах, МНС устанавливало два новых условия:

1) своевременное и полное представление бухгалтерской и налоговой отчетности по всем налогам за все предыдущие налоговые (отчетные) периоды;

2) отсутствие задолженности по всем налогам и сборам (на момент представления заявления).

Еще одним примером необоснованного ограничения прав налогоплательщиков (подтверждающим обоснованность изменения на законодательном уровне разрешительного режима использования права на освобождение на уведомительный) являлись требования пункта 2.5 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового Кодекса РФ (в соответствующей редакции применительно к периоду до вступления в силу Федерального закона от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ), которые устанавливали, что в случае выявления в ходе рассмотрения заявления на освобождение недостоверности сведений в представленных налогоплательщиком документах, представления неполного пакета документов налоговый орган выносит решение об отсутствии права на освобождение, причем "повторная подача налогоплательщиком вышеуказанного заявления и документов производится в следующем налоговом периоде, не позднее 20-го числа календарного месяца, начиная с которого налогоплательщик претендует на освобождение". Аналогичная норма содержалась в абзацах 3-4 пункта 2.7 указанных Методических рекомендаций (в редакции, действовавшей в соответствующий период) применительно к процедуре рассмотрения заявления о продлении освобождения.

Данное положение ограничивало права налогоплательщиков, установленные законом, в тех случаях, когда налогоплательщик подавал заявление более чем за 10 дней (отведенных налоговому органу на принятие решения - пункт 5 статьи 145 в "старой" редакции) до 20-го числа соответствующего месяца. Между тем право налогоплательщика подать заявление на освобождение до 20-го числа месяца, с которого он претендовал на освобождение, законодателем не было поставлено в зависимость от предшествующих действий налогоплательщика (за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 данной статьи в ранее действовавшей редакции). Кроме того, необходимо учитывать, что рассматриваемая категория налогоплательщиков (пункт 1 статьи 145) относится к налогоплательщикам, для которых налоговый период установлен как квартал. Поэтому если следовать пункту 2.5 прежней редакции Методических рекомендаций, то налогоплательщик, представивший неполный пакет документов, например в июле, мог повторно подать заявление и документы не ранее, чем в октябре, т.е. через три месяца. Между тем по смыслу статьи 145 налогоплательщик при соблюдении условий, перечисленных в пунктах 1-3 данной статьи, вправе претендовать на освобождение с любого месяца по собственному выбору.

Аналогичные выводы следует сделать и в отношении ограничений, установленных в ранее действовавшей редакции пункта 2.7 Методических рекомендаций. Пунктом 7 статьи 145 предусмотрено право налогоплательщика направить уведомление и документы заказным письмом. Следует обратить внимание на то, что имеет значение именно дата представления документов в налоговый орган (а не их направления), и соответственно для определения последнего дня направления документов по почте установленные пунктом 7 шесть дней необходимо вычитать из общего срока представления документов. При этом исходя из буквального смысла пункта 7 статьи 145 налогоплательщик, направивший документы с нарушением данного правила, будет считаться нарушителем даже в случае фактического их поступления в налоговый орган до истечения срока, установленного пунктами 3 и 4 статьи 145.

1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. 2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1 настоящего Кодекса. 3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса. Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета. Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение. Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации. 4. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи. По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы: документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей; уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права. 5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение. Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке. В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней. 6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право на освобождение (продление срока освобождения), являются: выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации); выписка из книги продаж; выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели); копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). 7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма. 8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов. Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

Консультации юриста по ст. 145 НК РФ

Задать вопрос:


    Михаил Данилов

    Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. Меня интересует, этот период в рамках календарного года считается или нет?

    Иван Фишков

    добрый день. по статье пунк 6. где мне найти выписку из бухгалтерского баланса?

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Игорь Николаичев

    Добрый день! Пока не могу сформулировать вопрос т.к. не знаю причину вызова в налоговую инспекцию. Предварительно сказали о какой-то легализации бизнеса

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Ярослав Панкин

    Здравствуйте! Мы переходим на освобождение по ст145,у нас есть недвижимость по которой мы получили вычет,находясь на ОСНо.Сейчас мы должны восстановить НДС из расчета 1/10 в год,а что будет если мы через год откажемся от освобождения по 145,не заставят ли нас все равно восстанавливать НДС,который останется в размере 9/10?Подскажите пожалуйсто

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Валентина Титова

    статья 145 нк. не могу поверить, что существует освобожнение от НДС. Подскажите в чем подвох? И как перейти на освобожнение? Правильно ли я понимаю, что в месяц допустима выручка не более 666 т. р.?

    • Ответ юриста:

      НК РФ предусматривает освобождение от обязанностей плательщика НДС в следующих случаях: 1) освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей, если их выручка от реализации не превышает определенный лимит (если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.) При этом в кодексе не указано, что выручка в организации должна быть ежемесячной; 2) организация не должна реализовывать подакцизные товары; Освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС - это право: 1) не платить НДС по операциям на внутреннем российском рынке в течение 12 календарных месяцев (п. 4 ст. 145 НК РФ) ; 2) не представлять декларации по НДС в налоговую инспекцию. Освобожденные от уплаты НДС налогоплательщики тем не менее обязаны выставлять счета-фактуры с пометкой "Без НДС" в силу прямого указания п. 5 ст. 168 НК РФ . Кроме того, для его периодического подтверждения вам понадобится выписка из книги продаж, а также копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур (п. 6 ст. 145 НК РФ) . Освобождение от уплаты НДС не распространяется на операции по ввозу товаров в РФ и не освобождает от обязанностей налогового агента по НДС (п. 3 ст. 145, ст. 161 НК РФ) . Поэтому, даже если вы и освобождены от обязанностей налогоплательщика НДС, заплатить налог на таможне и исполнить обязанности налогового агента по операциям, которые предусмотрены ст. 161 НК РФ , вам придется. В соответствии с п. 3 ст. 145 НК РФ для получения права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, необходимо представить письменное уведомление и документы, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого он использует право на освобождение. Документами, подтверждающими в соответствии право на освобождение (продление срока освобождения) , являются: выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации) ; выписка из книги продаж; выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели) ; копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов.

    Мария Лазарева

Андрей Подрябинников

Как перейти на УСН если в срок 5 дней не успели?. Подскажите пожалуйста! в апреле 2013 года открыли ИП по грузоперевозкам, у нас личная газель. Перейти на УСН сразу не успели, да и не пользовались ИП 3 месяца. В июле начали активно работать и пользоваться расчетный счетом. Подскажите как выставлять счет за услуги с НДС или без НДС? Если не успели перейти на УСН у нас теперь ОСНО? Возможно ли перейти на УСН или теперь только со следующего года? Если заново закрыть и открыть ИП чтоб работать с УСН нужно закрывать счет? или можно будет работать с ним с новым ИП? Не могу ни в чем разобраться, голова идет кругом! Заранее огромное спасибо!

  • Только со следующего года, к сожалению. Выход закрываете ИП и через день открываете новое. Мы тоже так делали. Если открывать и закрывать, то счет скорее всего тоже придется закрывать и открывать

Кристина Фролова

Вопрос к бухгалтерам.. Фирма А хочет купить товар у фирмы В.При покупке товара фирмой В НДС был уплачен,что подтверждено счет-фактурой.При формировании счет-фактуры для фирмы А, НДС указывать или достаточно указать цену товара с учетом НДС. Обе фирмы работают по упрощенной системе налогообложения.

  • Ответ юриста:

    Статья 168 НК РФ. Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю 4. В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.Выделение НДС - требование НК РФ, поэтому кто на какой системе налогообложения - не имеет Таким образом, значения. Исключение в части5 этой же статьи5. При реализации товаров (работ, услуг) , операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) , а также при освобождении налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика (выручка - до 2 млн. руб. за 3 мес.) расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС) ".Таким образом, при УСН НДС выделяется.

Полина Богданова

  • Ответ юриста:

    Если вы находитесь на общем режиме то расчет будет такой: Оклад 5000 руб. ФСС 2,9% - 145 руб ФСС 0,2% - 10 руб ФФОМС 5.1% - 255 руб Для лиц 1967 и моложе ПФР страховая часть 16% - 800 руб ПФР накопительная часть 6% - 300 руб Для лиц 1966 и старше ПФР страховая часть 22% - 1100 руб. НДФЛ 13% - 650 руб (если нет вычетов на детей и других) Выдача зп на руки: 5000 - 650 = 4350 руб

Тамара Андреева

Как получить деньги при увольнении. Муж уволился по собственному желанию. Остались должны ему 12 тыс, на 6 его оштрафовали не за что, сказали что он подвел их своим увольнением. А оставшиеся 6 тыс мы ждем уже 1,5 месяца!! ! Звонил ей, ездил она все тянет что денег в фирме нет подожди подожди, последний раз сказала что вообще еще проверит в каком состоянии он оставил еще одну вещь и если там чтото не так то и эти деньги не даст. Официальная зарплата была 9тыс, неофициальная 30! Про компенсацию за неотгуленный отпуск уже молчим. Как получить деньги? ? В суд не хочется изза такой суммы да и наверное нет смысла так как зарплата неофициальная? Скажут мол положенные 9 тыс были им получены??..

  • Ответ юриста:

    деньги вы не получите, это ясно как Божий день! ваша задача теперь: внесите эту мразь в черный список работодателей в инете, напишите в прокуратуру, трудовую инспекцию и налоговую. От этого конечно денег не прибавится, да и честно сказать не помогут вам эти организации, но у вас задача другая: как можно больше крови с работодателя попить. Потом подумайте, может еще общество потребителей привлечь? короче пусть муж вспомнит что они там нарушают, давно ли пожарники проверяли технику безопасности. Хоть моральное удовлетворение получите! А после всего позвоните этой твари и скажите: пусть заберет ваши деньги, а к ним впридачу и ваши заботы и болезни!

    • Ответ юриста:

      Обычно схема привлечения по данной статье выглядит так: в прокуратуру (или иной контрольно-надзорный орган (Трудинспекция, в Юго-Западный административный округ (ЮЗАО) УСЗН и др.) поступает сообщение о невыплате работодателем заработной платы, прокуратурой проводится проверка, по результатам которой принимаются меры прокурорского реагирования. При установлении наличия задолженности свыше 3-х месяцев постановлением прокурора материалы проверки направляются в ОМВД для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, что гарантированно означает привлечение к уголовной ответственности. По своей инициативе правоохранительные органы не возбуждают уголовные дела по данной статье практически никогда. Иначе говоря, сначала должно быть заявление от работника в контрольно-надзорный орган, потом проверка этим органом, затем возбуждение уголовного дела со всеми вытекающими последствиями. Иные варианты встречаются редко.

  • Оксана Медведева

    Какую сумму выручки примет налоговая для освобождения от НДС?. Выручка за три месяца всего 2076000 рублей. В ней "исходящий" НДС 18 % = 316677,96 руб. Без НДС выручка будет =1759322,10. Всё это отражено в Книге продаж. Так какую выручку примет налоговая при освобождении от НДС? Есть ли смысл подавать уведомление?

    • Если вы не будете платить НДС, то ваша выручка будет то, что всего 2076000.

    Елена Федорова

    Опишите пожалуйста статьи по которым можно привлечь человека.. Здравствуйте. Суть вопроса такова: ко мне на работу, пришел бывший начальник (из за звонка днем ранее с просьбой сделать расчет по зарплате, так как он задержал её уже на 5 месяцев) . Начал мне угрожать и говорить пойдем отойдем для того что бы я тебя избил, я при этом встал так что бы меня было видно с двух камер и предупредил его о наличии этих камер и даже показал. Человек продолжил меня оскарблять и т. д. Мне это надоело и я зашел в офис, в след он меня оскарблял на весь офис но не зашел сразу. Спустя пол часа я с коллегой по работе вышел на улицу покурить. Этот же начальник сидел в автомобиле напротив, вышел и из него и подошел к нам, опять начал угрожать мне и оскарблять (теперь уже на НАЦИОНАЛЬНОЙ почве, я русский) . Потом начал вымогать у меня 30 000 рублей. Далее начал угрожать что если я не пойду с ним сейчас, то он наймет людет и они расправятся со мной после работы. Я его предупредил что пойду в полицию, но на него это никак не подействовало. После этого он зашел в офис и прошел в кабинет к бухгалтеру а там сидела сама бухгалтер, директор, помощник директора и жена зам. директора. Он начал клеветать на меня придумывая всякую чушь, но просидел не долго так как все знают кто он такой и что с головой не дружит. Спустя 3 - 5 минут он вышел и удалился. Все это записано на камеры наружного и внутреннего наблюдения. Как он мне угрожал в присутствии свидетеля и что он вообще там был на внутренних камерах. Так же тот же директор и остальные 3 человека а т. е. общего 5 человек могут подтвердить факт угрозы, клеветы и вымогательства и для подтвержения есть видео с камер. После работы меня коллега по работе довез до участка полиции. Где я и написал на него заявление с полным описание всего. Подскажите что делать в смысле как этого человека наказать и по каким именно статьям он прохожит, нужны названия статей с номерами. Я насчитал вот что: угроза жизни, наем 3х лиц, вымогательство, оскарбление, оскарбление на межнациональной почве, клевета. Но как это все искать я незнаю и что делать дальше тоже незнаю. Ему при мне следователь звонил что его вызывают для дачи показаний так как на него поступило заявление, из их разговора я слышал что он тоже напишет на меня заявление по угрозе жизни, но тогда меня бы тоже вызвали а так не вызывают уже сутки. Спасибо за понимание.

    • Ответ юриста:

      Здравствуйте! Начну с того, что посоветую не слушать предыдущих высказавшихся, так как это откровенный бред! В Вашем случае возможно в его действиях усматриваются признаки преступления, предусмотренного ст. 119 УК РФ (угроза убийством) и преступления, предусмотренного ст. 128.1 УК РФ (клевета) . И то не факт, что будет состав преступления. Более железно - не выплата заработной платы, помимо того, что с него можно взыскать деньги, его однозначно можно привлечь к административной ответственности, а уже если будут определённые признаки, можно привлечь к уголовной ответственности по преступлению, предусмотренному ст. 145.1 УК РФ . Если нужна помощь от "А" до "Я", обращайтесь, помогу.

    Игорь Бутенин

    НДС. Организация(заказчик) просит предоставить бумагу, подверждающую что мы работаем без НДС. Подскажите где её взять.. Организация (заказчик) просит предоставить бумагу, подверждающую что мы работаем без НДС. Подскажите где её взять.

    • Ответ юриста:

      Вообще, в налоговой должны были вам дать это уведомление (уведомление о применении УСНО или ЕНВД (смотря, что у вас) .Если нет, то закажите его (несете в налоговую запрос на выдачу уведомления в 2-х экз-х, одну с отметкой налоговой остается у вас на руках и доверенность, если не ген директор) . Если оно у вас есть, то тогда заказчик скорее всего просит у вас информационное письмо. Я писала примерно так: информационное письмо, а можете его назвать "уведомление" текст: "ООО...является плательщиком ЕНВД (УСНО) на основании уведомления Инспекции ФНС № ...(такой-то) от такого-то числа, т. е. не является плательзкиом НДС (гл. 26.2 или 26.3 НК РФ) . В связи с чем, счета-фактуры выставляются по ставке НДС 0% (или не выставляются) "

    Специалисты ФНС России в письме от 12.05.2014 № ГД-4-3/8911 сформировали позицию по вопросу определения состава выручки для целей применения освобождения от исполнения обязанностей плательщиков НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ . Точка зрения налоговиков в пользу компаний. Более того, новый подход согласован с Минфином России (письмо от 21.04.2014 № 03-07-15/18197).

    Прежняя позиция фискалов

    Разъяснения по рассматриваемому вопросу были даны московскими налоговиками в письмах ­УФНС России по г. Москве от 23.04.2010 № 16-15/43541, от 07.06.2005 № 19-11/40890 и УМНС России по г. Москве от 26.01.2004 № 24-14/04847. Опишем суть проблемы и подход фискалов.

    Для того чтобы организации и индивидуальные предприниматели могли воспользоваться правом на освобождение от обязанностей плательщика НДС, необходимо, чтобы у компаний и бизнесменов за три предшествующих последовательных календарных месяца выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превышала в совокупнос­ти 2 млн руб. Основание — п. 1 ст. 145 НК РФ . Возникает вопрос: нужно ли при определении выручки включать в ее состав абсолютно все операции (и облагаемые, и не облагаемые НДС) или же только те, которые облагаются НДС?

    Налоговый кодекс ответа на этот вопрос не дает. Позиция налоговиков заключается в следующем: выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению, включается в сумму выручки в целях применения ст. 145 НК РФ . При этом в письме от 26.01.2004 № 24-14/04847 московские налоговики прямо перечислили, что компании не должны включать в выручку. Это:

    • суммы, полученные от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, переведенной на ЕНВД;
    • денежные средства, перечисленные в ст. 162 НК РФ , включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров, предусматривающих переход права собственности на товары (работы, услуги);
    • суммы, полученные от реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;
    • операции, перечисленные в подп. 2—4 п. 1 и п. 2 ст. 146 НК РФ ;
    • операции, осуществляемые налоговыми агентами в соответствии со ст. 161 НК РФ .

    Заметим, что по рассматриваемому вопросу высказывался и Минфин России. Так, в письме от 24.01.2014 № 03-11-10/2510 в ответ на предложение Торгово-промышленной палаты внести изменения в п. 1 ст. 145 НК РФ и прямо установить в этой норме, что суммы по операциям, не облагаемым НДС, не включаются в расчет выручки для применения ст. 145 НК РФ , финансисты сочли это предложение нецелесообразным. Более того, по мнению Минфина России, в целях единообразного применения п. 1 ст. 145 НК РФ в эту норму следует внести уточнение в части определения суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), имея в виду включение в нее сумм, полученных от операций как облагаемых, так и не облагаемых НДС.

    На уровне судов спор решен давно

    До ноября 2012 г. в арбитражной практике не было единого подхода к решению рассматриваемой проблемы. Некоторые суды поддерживали налоговиков и считали, что при определении размера выручки для целей применения ст. 145 НК РФ в расчет необходимо включать суммы как по облагаемым, так и по не облагаемым НДС операциям (например, постановления ФАС Уральского округа от 01.11.2012 № Ф09-10415/12, Поволжского округа от 10.11.2011 № А06-1875/2011 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 21.02.2012 № ВАС-810/12), Северо-Западного округа от 07.07.2005 № А26-2984/04-29). Но были и решения в пользу налогоплательщиков. В них арбитры признавали правомерным не включать в расчет выручки суммы от не облагаемых НДС операций (например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 20.03.2012 № А45-11287/2011, Восточно-Сибирского округа от 18.01.2011 № А19-9447/10).

    Неоднозначность ситуации устранил Президиум ВАС РФ в постановлении от 27.11.2012 № 10252/12 (далее — постановление Президиума ВАС РФ). В нем высшие арбитры встали на сторону налогоплательщика.

    По мнению компании, обратившейся в Президиум ВАС РФ за восстановлением справедливости, для получения права на освобождение от обязанностей плательщика НДС согласно ст. 145 НК РФ следует учитывать только выручку от тех операций, которые подлежат включению в налоговую базу по данному налогу. Организация осуществляла как облагаемые НДС операции, так и операции, освобождаемые от налогообложения по ст. 149 НК РФ . Суммы от необлагаемых операций не учитывались при расчете выручки для целей применения ст. 145 НК РФ . Правомерность такого подхода поддержали высшие арбитры.

    По смыслу п. 1 ст. 145 НК РФ институт освобождения от исполнения обязаннос­тей налогоплательщика направлен на снижение налогового бремени в отношении компаний и бизнесменов, имеющих незначительные обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые НДС. В связи с этим предельный показатель выручки, дающий право на применение данного освобождения, должен рассчитываться только применительно к операциям по реализации, облагаемым НДС.

    Новый подход

    В комментируемом письме специалис­ты ФНС России констатировали тот факт, что ст. 145 НК РФ не предусмот­рено исключений из суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), операций, не подлежащих обложению НДС, либо не признающихся объектом налогообложения по НДС. Однако согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ, предельный показатель выручки для целей применения ст. 145 НК РФ должен рассчитываться только применительно к операциям по реализации, облагаемым НДС.

    Также налоговики отметили, что постановление Президиума ВАС РФ указывает на возможность пересмотра на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятых на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в данном постановлении толкованием.

    Как известно, постановления Пленума и Президиума ВАС РФ для налоговых органов являются сложившейся арбит­ражной практикой, которой налоговики должны руководствоваться при рассмотрении вопроса о целесообразности доначислений (письмо ФНС России от 26.11.2013 № ГД-4-3/21097). Исходя из этого, специалистам налоговых органов ничего и не оставалось, как только прийти к выводу, что размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения положений ст. 145 НК РФ следует рассчитывать только применительно к операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.

    Данная позиция будет доведена до налоговых органов на местах, и именно ей теперь будут руководствоваться проверяющие.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное