Домой Россельхозбанк Выпадающие доходы совокупном. Учет выпадающих доходов

Выпадающие доходы совокупном. Учет выпадающих доходов

Некоторые предприятия имеют право на получение субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ. Такие средства могут выделяться, например, в целях возмещения предприятию доходов, выпадающих из-за применения последним регулируемых государством цен на услуги, которые оказываются льготным категориям граждан. Однако порядок учета бюджетных средств для целей бухгалтерского и налогового учета прямо не прописан ни в одном из нормативных актов, регулирующих данные сферы. Что, соответственно, порождает вопрос, как и в какой момент следует учитывать указанные бюджетные средства. Предлагаем вместе проанализировать этот и многие другие вопросы.

Что такое выпадающие доходы?

Политика государства такова, что оно стремится переложить на граждан все бремя расходов по услугам, получаемым ими. В то же время, осознавая, что это бремя для многих граждан окажется непосильным, государство (в том числе и с целью ограничения аппетитов монополистов — поставщиков услуг) вводит ограничение на рост цен и тарифов по некоторым видам товаров и услуг. В частности, возможность государственного регулирования цен установлена п. 1 ст. 424 ГК РФ. При этом сами основы государственного регулирования заложены в Указе Президента РФ от 28.02.1995 N 221, Постановлении Правительства РФ N 239 и ряде федеральных законов.

Иначе говоря, получение субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ позволяет предприятиям сдерживать рост розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги, контролируемые государством, так как часть стоимости этих товаров (услуг) оплачивается из бюджетных средств.

В настоящее время существует несколько способов реализации государственного регулирования цен, однако нас интересует лишь один из них — установление льгот для отдельных категорий потребителей. В такой ситуации у предприятия, реализующего услуги по заниженным тарифам (ценам), зачастую не покрываются затраты на производство и поставку услуг. В результате чего образуются так называемые выпадающие доходы, которые компенсирует государство (в лице субъектов РФ или муниципалитетов). Кстати, действующим законодательством прямо не установлена безусловная обязанность государства по возмещению предприятиям выпадающих доходов в полном объеме. В арбитражной практике есть немало решений, из которых следует, что споры возникают не только из-за размера возмещаемых сумм, но и из-за самой обязанности компенсировать выпадающие расходы (см. постановления ФАС УО от 13.12.2013 N Ф09-12420/13, ФАС МО от 08.11.2013 N А40-155306/12-55-1420, ФАС ВВО от 16.12.2013 N А29-3869/2011).

Заметим, нормативного определения понятия "выпадающие доходы" применительно к рассматриваемой ситуации не существует. Тем не менее данное обстоятельство не мешает участникам указанных правоотношений активно его использовать, в том числе в нормативных документах (см., например, Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2013 N 511-р). Очевидно, что под выпадающими доходами следует понимать те убытки, полученные предприятием в результате предоставления услуг льготным категориям граждан, которые в дальнейшем будут скомпенсированы государством.

На конкретном примере

Автотранспортное предприятие реализовало в марте 2014 года проездные билеты, в том числе социальные проездные билеты, дающие право на бесплатный проезд отдельным категориям граждан.

Выручка за указанный период составила 5 500 000 руб., расходы — 5 900 000 руб.

Сумма выпадающих доходов, образовавшихся в результате реализации предприятием социальных проездных билетов, составила 250 000 руб.

Распорядитель бюджетных средств — орган местного самоуправления — 12.05.2014 принял решение о возмещении из местного бюджета лишь части названной суммы (не беремся оценивать, по каким причинам), и в этом же месяце (22.05.2014) на счет предприятия поступило 200 000 руб.

Как указанные хозяйственные операции должны быть отражены в учете?

Бухгалтерское законодательство…

…не содержит на этот счет никаких специальных указаний.

Сразу оговоримся, что правила, установленные ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" , в данном случае не применяются. В силу п. 3 действие названного бухгалтерского стандарта не распространяется на экономические выгоды, связанные с государственным регулированием цен и тарифов.

Учет поступления субсидий, получаемых в целях возмещения выпадающих доходов, образовавшихся из-за применения регулируемых государством цен, осуществляется в общеустановленном порядке. То есть доходы, связанные с оказанием услуг, должны отражаться автотранспортным предприятием по правилам, установленным ПБУ 9/99 "Доходы организации" .

При этом выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении и равной величине поступления денежных средств и иного имущества или величине дебиторской задолженности, то есть независимо от ее фактического поступления. Величина выручки определяется исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и ее контрагентом, и никоим образом не зависит от других обстоятельств (п. 6, 6.1 ПБУ 9/99).

В части бюджетных средств, направляемых на компенсацию выпадающих доходов, необходимо пояснить следующее.

Данные средства не могут рассматриваться в качестве целевого финансирования, поскольку по своему экономическому содержанию они являются частью дохода (экономической выгодой), полученной хозяйствующим субъектом от реализации услуг. Сказанное согласуется с правовой позицией, отраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.03.2010 N 15187/09.

В то же время включать в состав выручки по состоянию на 31.03.2014 недополученную сумму доходов (в нашем случае 250 000 руб.) не стоит, поскольку это противоречит принципам признания дохода, установленным в п. 12 ПБУ 9/99. Согласно названному пункту сумма дохода одновременно должна отвечать следующим условиям:

— ее размер может быть достоверно определен;

— имеется уверенность в увеличении экономических выгод предприятия.

С определением размера выпадающего дохода сложностей в данной ситуации не возникает. Чего не скажешь о втором критерии — об уверенности: как правило, она появляется лишь после принятия распорядителем бюджетных средств соответствующего решения.

Рассматриваемые бюджетные компенсации следует квалифицировать в качестве прочих доходов, то есть в соответствии с п. 7 ПБУ 9/99. Признавать такие доходы нужно в том отчетном периоде, когда распорядитель бюджетных средств примет решение о возмещении выпавших доходов. Иными словами, в тот момент, когда у предприятия появится уверенность в получении указанных средств.

Признание данных сумм в момент оказания услуг, если нет уверенности в их дальнейшей компенсации из бюджета, по мнению автора, приведет к искажению финансовой отчетности.

Таким образом, в учете предприятия должны быть сделаны следующие записи:

Сумма, руб.

31.03.2014

Отражена выручка от реализации услуг (включая продажу проездных билетов)*

Отражена себестоимость реализованных услуг

Отражена сумма полученного убытка

12.05.2014

Признан доход в виде суммы, причитающейся к возмещению из бюджета

22.05.2014

Получены из бюджета средства в целях компенсации выпадающих доходов

* Вопросы, связанные с расчетами по НДС, в примере не рассматриваются.

Налоговый учет

Глава 25 НК РФ не содержит четких указаний о порядке признания в составе доходов субсидий, получаемых налогоплательщиками в целях возмещения выпадающих доходов. Иначе говоря, положениями названной главы не решены два вопроса:

— о самой возможности признания рассматриваемых субсидий доходом, учитываемым при налогообложении прибыли;

— о квалификации указанного дохода (внереализационный или доход от реализации). От этого зависит дата признания дохода: либо на момент реализации услуг, либо на момент фактического получения денежных средств из бюджета. Подобный нюанс в контексте рассматриваемых субсидий немаловажен, так как их перечисление непосредственному исполнителю происходит постфактум и не всегда в полном объеме.

Зато в гл. 25 НК РФ содержится норма, формально позволяющая исключать из состава доходов при определении облагаемой базы любые бюджетные средства по налогу на прибыль, если рассматривать их в качестве средств целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251). Ключевые слова здесь — бюджетные средства и целевое финансирование. Ведь в том, что эти средства получены из бюджета, сомнений не возникает, как нет сомнений и относительного того, что все бюджетные средства выделяются на определенные цели.

Руководствуясь названной нормой, налогоплательщики нередко предпринимали попытки минимизации своих налоговых обязательств в случае получения бюджетных средств, направляемых на компенсацию доходов, выпадающих из-за применения регулируемых государством цен и тарифов. И арбитры их поддерживали (см., например, Постановление ФАС МО от 16.03.2009 N КА-А40/1547-09).

Не устраивала подобная ситуация (по понятным причинам) налоговых инспекторов. Итак…

…возникает ли в данной ситуации налогооблагаемый доход?

В споре, рассмотренном в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.03.2010 N 15187/09, контролеры наконец взяли реванш — и какой! Они смогли убедить высших арбитров в том, что бюджетные средства, получаемые налогоплательщиком в целях возмещения доходов, выпадающих из-за применения регулируемых государством цен на услуги, оказываемые льготным категориям граждан, следует признавать доходом, учитываемым при исчислении налога на прибыль.

После опубликования упомянутого судебного акта (а также Постановления Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 16814/10, содержащего аналогичный вывод) у налогоплательщиков практически не осталось шансов сэкономить в подобной ситуации на налоге на прибыль. Характерный пример — Постановление ФАС УО от 25.06.2013 N Ф09-5589/13.

Но решив один из поставленных вопросов, налоговое ведомство не спешило останавливаться на достигнутом.

…в какой момент признавать доход?

Контролеры стали настаивать, что средства, получаемые в качестве компенсации выпадающих доходов, следует учитывать в момент оказания услуги, то есть независимо от фактического поступления денежных средств налогоплательщику.

Словом, анализируемые суммы налоговики квалифицировали исключительно как доходы от реализации, то есть в строгом соответствии с позицией высших арбитров из Постановления N 15187/09: подобные средства по своему экономическому содержанию являются частью дохода (экономической выгоды), полученного налогоплательщиком от реализации услуг.

Арбитры с ними соглашались. Например, в Постановлении ФАС УО от 25.06.2013 N Ф09-5589/13 по данному вопросу отмечено следующее. Получение налогоплательщиком дотаций из бюджета позднее даты реализации потребителям услуг по перевозке по льготным ценам не является основанием для включения этих денежных средств в доход налогоплательщика в период их получения. Главой 25 НК РФ при использовании налогоплательщиком метода начисления подобное не предусмотрено (см. также Постановление ФАС ВВО от 18.04.2013 N А38-223/2010).

Хотя Минфин еще в письмах от 16.10.2008 N 03-03-06/1/590, от 15.02.2008 N 03-03-06/1/99 разъяснил, что средства, полученные организациями из соответствующего бюджета на покрытие сумм превышения расходов над доходами в связи с оказанием услуг льготным категориям граждан, в целях налогообложения прибыли должны учитываться в составе внереализационных доходов.

Спорная ситуация разрешилась благодаря Постановлению Президиума ВАС РФ от 10.12.2013 N 10159/13, в котором, на наш взгляд, дан исчерпывающий ответ на вопрос о том, в какой момент следует признать в составе доходов, учитываемых при налогообложении прибыли, бюджетные средства, направленные для компенсации выпадающих доходов.

Приведем основные тезисы:

1. Исходя из положений ст. 41, 247 НК РФ основанием для возникновения облагаемой базы по налогу на прибыль является получение дохода, который можно оценить и момент признания которого установлен ст. 271 НК РФ.

2. В момент оказания услуги налогоплательщик не может определить размер возмещения выпадающих доходов, который в конечном итоге будет произведен соответствующим бюджетом в добровольном порядке либо по решению суда.

3. Недополученная сумма дохода, которая не была компенсирована соответствующим бюджетом, подлежит взысканию как убытки с публично-правового образования на основании ст. 16 ГК РФ.

Добавим, в основе последнего тезиса лежит правовая позиция, изложенная в п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23. В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых в целях исполнения законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию неполученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, оказавшего услуги по льготным ценам или без получения платы от потребителя.

Окончательный вердикт высших арбитров таков: несмотря на производственный характер деятельности налогоплательщика, момент признания доходов в виде полученного возмещения из бюджета необходимо определять по правилам, установленным пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ для признания расходов в виде сумм возмещения убытков: это дата признания долга должником или вступления в законную силу решения суда.

Но вернемся к нашему примеру. Если принять во внимание приведенные выводы Президиума ВАС, которые в дальнейшем, очевидно, будут использоваться (и налогоплательщиками, и налоговыми инспекторами), получается, что автотранспортное предприятие несет минимальный риск, если:

— при исчислении налога на прибыль за I квартал 2014 года не включит в облагаемый доход сумму выпавших доходов — 250 000 руб.;

— при исчислении налога на прибыль за II квартал 2014 года в составе внереализационных доходов учтет лишь фактически полученную из бюджета сумму в размере 200 000 руб.

* * *

Подведем итоги. Бюджетные средства, направляемые хозяйствующему субъекту в качестве компенсации выпадающих доходов, образовавшихся в результате применения им регулируемых государством цен и тарифов для реализации товаров (работ, услуг) льготным категориям граждан, не являются средствами целевого финансирования. В бухгалтерском учете они отражаются по общим правилам, в соответствии с требованиями ПБУ 9/99. В целях налогообложения прибыли данные суммы признаются внереализационным доходом и учитываются в облагаемой базе по мере фактического поступления из бюджета.

О порядке учета бюджетных средств, направленных на компенсацию выпадающих доходов

Выпадающие доходы представляют собой доходы, которые недополучаются человеком или фирмой по вине государства, граждан или какой-либо компании. В качестве примера можно привести ситуацию, связанную с электроэнергетикой – в связи с прекращением электроснабжения определенного объекта по желанию потребителя, продавец электроэнергии имеет выпадающие доходы от потери выручки по тарифу.

Выпадающие доходы могут присутствовать в совершенно разных сферах деятельности, причем существует специальное возмещение выпадающих доходов, с помощью которого можно вернуть определённую часть недополученных средств. Однако это применимо только к некоторым специфическим ситуациям, а выплаты осуществляются за счет бюджетных средств.

Организации, которые могут быть государственными или частными, осуществляющие возмещение данных доходов, должны осуществлять их правильный учет. Изначально заключается договор, чтобы выполнить расчеты по счету 86, причем данный документ должен составляться по уникальному и проработанному шаблону, а во время учета нужно прописывать набор учетных разрезов.

Следует особенно выделить возмещение выпадающих доходов, выданных на приобретение автомобиля. В 2015 году кредитные организации, которые выдают средства гражданам на приобретение автомобилей, могут получить от Правительства субсидии на возмещение выпадающих доходов по этим кредитам. Данные выплаты направлены на поддержание отечественной автомобильной промышленности, которая находится в упадке в связи с кризисной ситуации в стране. Программа действует для кредитов, которые берутся гражданами с целью приобрести автомобиль, стоимость которого не превышает 600 тыс. рублей.

Механизм возмещения выпадающих доходов государством

Механизм возмещения выпадающих доходов на покупку автомобилей был запущен 1 июля 2013 года, причем выдано на эти цели уже больше 0,4 млрд. рублей. Специалисты утверждают, что эта программа возмещения доходов приведет к тому, что в бюджете существенно увеличится доходная часть, а также будет наблюдаться рост количества купленных отечественных автомобилей. Кредитные организации так же будут действовать нацелено на увеличение автомобильных кредитов.

Особой популярностью пользуются выпадающие доходы, которые возмещаются различным ресурсоснабжающим и жилищным организациям от предоставления ими льгот граждан по оплате коммунальных и иных услуг. Возвещение осуществляется специальным центром жилищных субсидий выпадающих доходов, причем сами субсидии могут предоставляться только определенным категориям граждан, которые должны быть указные в распоряжении правительства конкретного города.

Льготы могут предоставляться людям только на одно жилое помещение, а в основе их расчета лежат ставки и тарифы, используемые для расчета коммунальных и иных услуг. Если расчет осуществляется с помощью жилищной организации, то данные компании должны самостоятельно предоставлять своим клиентам льготы. Это осуществляется с помощью внесения начислений и льгот в расчетные документы. Данные выпадающие расходы организаций компенсируются за счет бюджетных средств, причем выплаты осуществляются через ГЦЖС. Каждая жилищная организация, получающая выплаты от ГЦЖС, должна все полученные средства учитывать в виде доходов или целевых сборов. Вместо жилищных организаций предоставлять льготы гражданам могут сами ресурсоснабжающие компании, причем им так же возмещаются выпадающие доходы, а средства получаются от ГЦЖС.

Автокредитование

Законодательство

Бизнес-идеи

  • Содержание Срочное изготовление печатей и штампов Кто будет выступать в качестве покупателей Где открывать бизнес Оборудование для ведения бизнеса Существует много разновидностей бизнеса, которые могут быть начаты людьми, обладающими предпринимательскими способностями. Причем каждый вариант обладает своими уникальными особенностями и параметрами. Срочное изготовление печатей и штампов Бизнес-идея изготовления печатей и штампов считается достаточно привлекательной в плане..

  • Содержание Бизнес-идея по изготовлению открыток Как открыть бизнес, основанный на создании открыток на заказ Сотрудники Помещение Как продавать созданные открытки Многие люди, обладающие определенными предпринимательскими способностями, задумываются об открытии собственного бизнеса, а при этом оценивают и рассматривают большое количество различных вариантов для открытия. Довольно интересной считается бизнес-идея изготовления открыток, поскольку открытки являются такие элементы, спрос..

  • Содержание Выбор помещения для тренажерного зала Что нужно для того, чтобы открыть тренажерный зал? Тренажерный зал становится все более популярным в современном мире, поскольку все больше людей задумываются о том, чтобы вести здоровый образ жизни, предполагающий правильное питание и занятия спортом. Поэтому открыть тренажерный зал может любой бизнесмен, однако для получения хороших доходов необходимо продумать..

  • Содержание Место расположения магазина Ассортимент товаров Продавцы Бижутерия является обязательным предметом гардероба каждой женщины, которая следит за собой и старается выглядеть привлекательно и ярко. Поэтому открыть свой магазин бижутерии хочет практически каждый предприниматель, который осознает возможность получения хороших прибылей. Для этого необходимо изучить все имеющиеся перспективы, составить бизнес-план и спрогнозировать возможный доход, чтобы решит, будет..

Рассмотрим теперь структуру выпадающих доходов бюджета, связанных с введением налоговых льгот и преференций для инновационных предприятий. Прежде всего стоит отметить, что данные о доходах и расходах организаций, которые не были учтены при расчёте налоговой базы в разрезе налогов доступны только для периода 2010 - 2013 годов в связи с тем, что данная информация начала сравнительно недавно публиковаться в основных направлениях налоговой политики РФ.

В Приложении 3 детализированы статьи Налогового Кодекса РФ, относящиеся к инновационной деятельности, по которым публикуется информация по объёму выпадающих доходов. Стоит отметить тот факт, что ввиду отсутствия на федеральном уровне единого закона, регулирующего инновационную деятельность, расплывчатостью понятий «налоговые расходы», «выпадающие доходы бюджета», нетраснпарентной методологией расчёта количества недополученных доходов бюджета, представляется, что статистика по выпадающим доходам бюджета отражает неполную картину по применению компаниями налоговых льгот и преференций в сфере инноваций. Данный вывод впоследствии будет подкреплён примером сопоставления динамики выпадающих доходов по налогу на прибыль с затратами компаний на НИОКР.

Действительно, существует большой разброс оценок относительно прямых и косвенных расходов бюджета на инновационную деятельность. Так, в рамках обновления стратегии социально-экономического развития России на период до 2020 г. налоговая составляющая расходов федерального бюджета на инновационную деятельность в гражданском секторе экономики оценивалась на уровне 800 млрд руб. в 2011 году, прямые расходы оценивались в 500 млрд руб. При этом в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов налоговые расходы бюджета на инновационную деятельность составили 12,2 млрд руб. Однако методика расчёта данного показателя осталась неясной.

Согласно статистике опубликованных расходов бюджета в разрезе налогов за 2010 - 2013 года можно рассчитать сумму элементов валовой выручки организаций, связанных с внедрением налоговых льгот и преференций в инновационном секторе экономики, которые не были учтены при расчёте налоговой базы. Так, объём доходов и расходов организаций, которые не были учтены при расчёте налоговой базы по расчётам автора составил 65,6 млрд руб. в 2010 году; 72,2 млрд руб. в 2011 году; 94,1 млрд руб. в 2012 году; 105,7 млрд руб. в 2013 году.

Исходя из оценки данных значений можно примерно оценить объём выпадающих доходов бюджета, применив соответствующие налоговые ставки к доходам и расходам, которые в случае отсутствия льгот, включались бы в расчёт налогооблагаемой базы. В Приложении 3 содержится информация о проведенных расчётах. В результате объём недополученных (выпадающих) доходов бюджета от применения всех льгот и преференций, которые можно отнести к инновационным, составляет 11,1 млрд руб. в 2010 году, 12,4 млрд руб. в 2011 году, 15,1 млрд руб. в 2012 году, 17,9 млрд руб. в 2013.

Рис. 10 Структура доходов и расходов организаций, не учтённых при расчёте налоговой базы в связи с введением налоговых льгот и преференций, относящихся к инновационному сектору экономики, млн руб., 2010 - 2013 гг.

В Приложении 3 представлены статьи Налогового Кодекса РФ, которые отнесены автором к группе льгот и преференций, направленных на стимулирование инновационного сектора. На рисунке 9 представлено распределение доходов и расходов организаций, не учтённых при расчёте налоговой базы по данным группам налогов. Остановимся более подробно на статьях, включённых в каждую группу налогов.

Льготы по налогу на прибыль (ННП) занимают второе место по объёму доходов и расходов, не включённых в расчёт налоговой базы, хотя их объём по ННП значительно меньше, чем соответствующее значение по налогу на добавленную стоимость (НДС). Основную категорию неучтённых доходов и расходов по ННП составляют затраты на НИОКР, определяемые в соответствии с 262 НК РФ. Проведём сопоставление расходов на НИОКР, которые компании понесли и отразили в отчётности по ННП, со статистикой выпадающих доходов по данной категории расходов. В таблице 3 представлено сравнение соответствующих показателей.

Сравнение показателей вызывает определенные вопросы в части достоверности статистики по неучтённым доходам и расходам организаций, образовавшихся в связи с применением налогоплательщиками льготного режима обложения расходов на НИОКР. Статья 262 НК РФ определяет, что налогоплательщики имеют право учитывать расходы на НИОКР с коэффициентом 1,5 при формировании налогооблагаемой прибыли. Как показывает сравнение показателей в таблице, объём неучтённых доходов и расходов составляет ровно 20% от суммы расходов организаций на НИОКР в каждом из рассматриваемых периодов, что является некорректным способом учёта расходов, которые должны были бы включаться в расчёт налогооблагаемой базы в случае отсутствия льготы. Исходя из данной таблицы можно сделать вывод, что никто из налогоплательщиков не воспользовался льготой в соответствии со статьёй 262 НК РФ, хотя возможность применения повышенного коэффициента к расходам на НИОКР существует с 2009 года.

Таблица 3. Сравнение объёма выпадающих доходов бюджета и общей суммы заявленных расходов на НИОКР, 2010 - 2013 гг.

В действительности же, уровень выпадающих доходов бюджета от применения льготы по статье 262 НК РФ должен определяться исходя из сравнения двух величин - количества расходов на НИОКР по Перечню Правительства РФ (к которым был применен повышающий коэффициент) и этой же суммы расходов только без учёта данного коэффициента. В отчётности ФНС с 2009 года ведётся учёт расходов, к которым был применён коэффициент 1,5 - в строках 2011, 2012 учитываются расходы по Перечню, в том числе те, которые не дали положительного результата. Как следует ожидать, данные расходы учтены налогоплательщиками с коэффициентом 1,5. Поэтому для получения значения выпадающих доходов нужно разделить данные суммы расходов на 1,5 - с тем, чтобы оценить, как были бы они учтены без применения к ним повышающего коэффициента. Разница в двух величинах и будет представлять собой сумму расходов, которые организации не учли при расчёте налоговой базы по налогу на прибыль. Для оценки объёма выпадающих доходов бюджета следует умножить полученное значение на ставку налога на прибыль. В результате получается, что объём выпадающих доходов в связи с применением льготы по статье 262 НК РФ составляет 152,8 млн руб. в 2010 году; 246,2 млн руб. - в 2011 году; 464,5 млн руб. - в 2012 году; 615,5 млн руб. - в 2013 году. В Приложении 4 приведен расчёт соответствующих величин за период с 2009 года по 10 месяцев 2015 года. Основной вывод состоит таким образом в том, что в Основных положениях налоговой политики РФ приведены некорректные данные по расчёту недополученных бюджетных доходов.

Наибольший объём неучтённых доходов в отношении «инновационных» льгот формирует НДС. Большая часть доходов не поступает в бюджет в связи с применением налогоплательщиками освобождения от уплаты НДС в связи с выполнением НИОКР за счёт средств бюджета и фондов, а также выполнением НИОКР учреждениями образования и научными организациями. В 2010 году объём неучтённых доходов бюджета в связи с применением данной льготы был оценен на уровне 8,9 млрд руб.; в 2011 году - 9,3 млрд руб.; в 2012 году - 11 млрд руб.; в 2013 году - 12,8 млрд руб., что является самым большим показателем в группе недополученных доходов бюджета, составляя более 2/3 всех доходов за период 2010 - 2013 годов.

Определённый вес в структуре недополученных доходов имеют суммы освобожденного от уплаты НДС в связи с реализацией исключительных прав на РИД на основании лицензионного договора. Объём выпадающих доходов в связи с применением данного механизма освобождения от НДС увеличился более чем в 2 раза в 2013 году (3,3 млрд руб.) по сравнению с 2010 годом (1,5 млрд руб.). Основные недостатки применения данной льготы были описаны в разделе 2.1.

В 2013 году произошёл рост до 984 млн руб. с 614 млн руб. в 2012 году выпадающих доходов бюджета в связи с применением плательщиками НДС льготы по статье 149.3.16.1, которая предполагает освобождение от уплаты от НДС некоторых операции при выполнении организацией НИОКР. Перечень данных операций был представлен в разделе 2.2. Основной сложностью при применении данной льготы налогоплательщиками является размытость понятия «новые технологии», что может являться почвой для разногласий с налоговыми органами.

В отношении налога на имущество и земельного налога уже был проведён анализ их применения в предыдущем разделе. Следует отметить, что сумма выпадающих доходов по данным налогам невелика (меньше чем 25 млн руб. ежегодно), что объясняется узким кругом объектов для их применения и формирующимся характером законодательства в их отношении.

ВЫПАДАЮЩИЕ ДОХОДЫ ЭЛЕКТРОСЕТЕВЫХ КОМПАНИЙ. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ПО ИТОГАМ ГОДА

Валерий Овсейчук , д.э.н., профессор, главный эксперт ЗАО ПФК «СКАФ», г. Москва

Образование выпадающих доходов чревато для энергетиков нехваткой финансов, например для подготовки к осенне-зимнему максимуму, и необходимостью привлечения кредитов. В настоящее время электросетевые компании постоянно сталкиваются с несоответствием фактических расходов и сумм, которые закладываются при расчетах для обоснования тарифов. Справиться с этой ситуацией поможет убедительный и доступный механизм корректировки, предложенный Валерием Александровичем Овсейчуком. Дополняют публикацию отклики представителей «Роскоммунэнерго» и Федеральной службы по тарифам.

В соответствии с Методическими указаниями Федеральной службы по тарифам России по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке регулирующие органы при установлении тарифов принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Если по итогам расчетного периода регулирования на основании статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, за счет поступлений от регулируемой деятельности, регулирующие органы обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.
Если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов (цен), то регулирующие органы учитывают эти расходы при установлении тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования, включая расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств.

Необходимая валовая выручка (НВВ) на период регулирования для покрытия обоснованных расходов на осуществление регулируемого вида деятельности с учетом корректировки – исключения избытка средств (необоснованных расходов) и возмещения недостатка средств (экономически обоснованных расходов) – рассчитывается по формуле:

НВВ р = НВВ ± ΔНВВ, (1)

где НВВ р – НВВ регулируемой организации в расчетном периоде, обеспечивающая компенсацию экономически обоснованных расходов на производство продукции (услуг) и получение прибыли;
ΔНВВ – экономически обоснованные расходы регулируемой организации, подлежащие возмещению (со знаком «+») или исключению из НВВ р (со знаком «–») по статьям расходов в соответствии с Методическими указаниями Федеральной службы по тарифам России (далее – выпадающие доходы).

ОЦЕНКА ВЫПАДАЮЩИХ ДОХОДОВ

В величине НВВ, утвержденной регулятором на передачу электроэнергии на регулируемый период электросетевым компаниям, например филиалам Холдинга МРСК, стоимость нормативных технологических потерь (НТПЭ) составляет 15–20%, остальные 80–85% приходятся на содержание электрических сетей.

Вместе с тем известно, что стоимость компенсации расходов на НТПЭ определяется по величине НТПЭ, которая рассчитывается за 6–8 месяцев до наступления регулируемого периода по показателям планового (прогнозного) баланса электроэнергии с учетом цены потерь.
Аналогично, по плановому балансу электроэнергии и прогнозируемому показателю полезного отпуска электроэнергии в сеть по ставке на содержание электрических сетей, определяется НВВ электросетевой компании на содержание электрических сетей на регулируемый период.
Очевидно, что по прошествии регулируемого периода фактический (отчетный) уровень отпуска электроэнергии в сеть и полезный отпуск электроэнергии потребителям, как правило, не совпадают с соответствующими показателями, принятыми в плановых балансах электроэнергии на регулируемый период. В свою очередь планируемые показатели установленного в электрической сети оборудования на регулируемый период не совпадают с фактическими показателями на конец года.
Как уже было сказано, правилами тарифного регулирования передачи электроэнергии по электрическим сетям установлено, что, если по итогам расчетного периода регулирования на основании статистической и бухгалтерской отчетности выявлены необоснованные расходы регулируемых организаций (недостаток или избыток средств в НВВ, соответственно ±ΔНВВ), то эти расходы учитываются регулирующим органом при установлении цен (тарифов) и НВВ на последующий расчетный период регулирования, включая расходы на обслуживание заёмных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств.
С учетом изложенного стоит задача определить при тарифном регулировании недостаток (+ΔНВВ) или избыток (–ΔНВВ) средств на компенсацию расходов по НТПЭ и на содержание электрических сетей по итогам года, которые подлежат учету на последующий период регулирования.
При определении величины НТПЭ рассчитываются две основные величины технических потерь – нагрузочные и условно-постоянные, а также величина допустимой погрешности приборов системы учета (ПСУ) электроэнергии.
На практике с достаточной точностью можно полагать, что нагрузочные потери электроэнергии в электрических сетях зависят от изменения величины квадрата отпуска электроэнергии в сеть, условно-постоянные потери – от количества и параметров установленного оборудования в электрических сетях, а погрешность ПСУ электроэнергии – от полезного отпуска электроэнергии в сеть.
Суммарные фактические технические потери электроэнергии в электрических сетях (по абсолютному значению) в зависимости от изменения отпуска электроэнергии в сеть составляют:

где ΔW ТФ – суммарные фактические технические потери электроэнергии в сети по итогам регулируемого периода;
ΔW НР, ΔW упр – соответственно нагрузочные и условнопостоянные потери электроэнергии, принятые на регулируемый период;
К W 2 , К у.е. – соответственно, коэффициенты изменения квадрата отпуска в сеть (потребления) электроэнергии и количества установленного оборудования в сети по факту регулируемого периода;
W осф, W оср – соответственно годовой фактический отпуск электроэнергии в сеть и отпуск в сеть, установленный на регулируемый период;
W поф, W пор – соответственно годовое фактическое полезное потребление электроэнергии в сети и полезное потребление, установленное на регулируемый период; Σу.е. ф, Σу.е. р – соответственно фактическое количество условных единиц оборудования в электрической сети на конец регулируемого периода и расчетное количество единиц в сети, принятое на регулируемый период регулятором.
Технические потери электроэнергии в сети (ΔWТР), принимаемые для сетевой организации на регулируемый период при определении НВВ, высчитывают по формуле:

ΔWТР =ΔWНР + ΔW упр. (5)

Технологические потери электроэнергии в сети, принимаемые при определении НВВ на регулируемый период, высчитывают по формуле:

ΔW тпр = ΔW нр + ΔW упр + ΔW нпсур, (6)

где ΔW нпсур – нормативная погрешность приборов системы учета (ПСУ) электроэнергии, принимаемая на регулируемый период.
Принимается, что в НТПЭ, установленных на регулируемый период, величина составляющей погрешности ПСУ электроэнергии изменяется пропорционально отношению фактического отпуска электроэнергии к плановому отпуску в сеть, принятому при установлении НТПЭ на регулируемый период.
Фактические технологические потери электроэнергии по итогам регулируемого периода:

Из (11) выпадающие доходы (± ΔНВВ пот) компенсации стоимости нормативных технологических потерь электроэнергии сетевой компании по итогам прошедшего регулируемого периода определяются следующим образом:

где Т пот – тариф (цена) технологических потерь электроэнергии, установленный на регулируемый период.
Выпадающие доходы (±ΔНВВ сод) на содержание электрических потерь по итогам прошедшего регулируемого периода по электросетевой компании определяются по формуле:

±ΔНВВ сод = (ΔW поф – ΔW пор)Т сод, (13)

где ΔW поф и ΔW пор – соответственно фактический полезный отпуск в сети за прошедший период и плановый полезный отпуск в сети, установленный на регулируемый период; Т сод – ставка тарифа на содержание сетей, установленная на регулируемый период.
Покажем на примере расчет величины выпадающих доходов сетевой компании по итогам прошедшего регулируемого периода.

Пример

1. Примем по средним показателям распределительных электрических сетей России, что нагрузочные потери электроэнергии в сети составляют 70% величины суммарных технических потерь (ΔWТ), соответственно условно-постоянные потери составляют 30% технических потерь.
2. Величина нормативной погрешности приборов системы учета (ПСУ) электроэнергии обычно незначительная и может быть принята в размере 0,003% Wос или около 0,03 ΔWТ.
3. Зададим, что фактическое изменение отпуска электроэнергии в сеть (потребление) отличается от принятого при тарифном регулировании на ±25% (при принятом в тарифном регулировании темпе роста отпуска электроэнергии в сеть 1,04 или 4% в год, фактический рост отпуска в сеть в регулируемом периоде составил: 1,05 – рост к базовому отпуску; 1,03 – снижение к базовому отпуску).
4. Рассчитаем выпадающие доходы при превышении (снижении) фактического отпуска электроэнергии в сеть по сравнению с принятым базовым отпуском при тарифном регулировании на основании принятых допущений (пп. 1–3).
4.1. Превышение фактического отпуска электроэнергии в сеть по сравнению с принятым базовым отпуском на регулируемый период при установлении тарифа на передачу на 25% (с 4 до 5% в год) составляет:

ΔК у.е. = 1 / 35 . 0,3 – годовой темп прироста оборудования в электрической сети (где 35 лет – средний срок службы оборудования в электрической сети);
К у.е.ф = 1 + ΔК у.е. – годовой темп роста количества оборудования в электрической сети.

На основании произведенных расчетов с учетом сделанных допущений нетрудно определить, что при увеличении (уменьшении) фактического темпа среднегодового прироста отпуска (потребления) электроэнергии в сети по сравнению с принятым отпуском электроэнергии в сети при тарифном регулировании на ±1% величина технологических потерь электроэнергии изменяется соответственно от +0,09 до –0,06% от размера суммарных технических потерь, установленных на регулируемый период. По приведенному в примере расчету видно, что величина выпадающих доходов электросетевой компании по стоимости компенсации расходов на оплату технологических потерь изменяется в пределах:

+ΔНВВ пот = +0,0233ΔWТ · Т пот, (16)
–ΔНВВ пот = –0,0143ΔWТ · Т пот, (17)

где +0,0233ΔWТ – недоучтенные в НВВ технологические потери электроэнергии при превышении фактического годового темпа прироста отпуска электроэнергии в сеть на 25 % по сравнению с принятым аналогичным показателем в балансе электроэнергии на регулируемый период;
–0,0143ΔWТ – избыточные в НВВ технологические потери электроэнергии, учтенные при тарифном регулировании при снижении фактического годового темпа прироста отпуска электроэнергии в сеть на 25% по сравнению с принятым в балансе электроэнергии на регулируемый период.
При наличии отчетных данных по балансам электроэнергии за прошедший регулируемый период и плановых балансов электроэнергии, принятых на этот регулируемый период при установлении тарифов и НВВ на передачу электроэнергии, по (13) нетрудно рассчитать выпадающие доходы электросетевой компании на содержание электрических сетей.

ТАРИФЫ ДЛЯ ОПЛАТЫ ПОТЕРЬ

При определении по (12) выпадающих доходов сетевой организации по компенсации стоимости нормативных технологических потерь электроэнергии, разница между нормативными технологическими потерями, определенными с учетом фактического баланса электроэнергии, и нормативными технологическими потерями, принятыми по прогнозному балансу электроэнергии на регулируемый период, умножается на тариф (цену) технологических потерь, установленный на регулируемый период регулирующим органом.
На практике, в связи со значительной долей электроэнергии на оптовом (розничном) рынке электроэнергии со свободным ценообразованием (в 2011 г. доля свободного рынка составит 76% от текущего потребления электроэнергии), фактическая цена покупки потерь будет отличаться от установленной регулирующим органом стоимости потерь, конечно, в большую сторону. Однако это не означает, что выпадающие доходы по компенсации стоимости технологических потерь должны определяться по тарифу с учетом свободного ценообразования на рынке электроэнергии.
Регулирующий орган устанавливает сетевым компаниям на регулируемый период тариф на оплату нормативных технологических потерь, учитывая долю свободного ценообразования. По этому тарифу должны оплачиваться нормативные технологические потери электросетевым компаниям и возможные величины их небаланса по результатам прошедшего периода. Другое дело, если стоимость электроэнергии в реальной ситуации отклоняется от принятой регулирующим органом доли свободного ценообразования. В данном случае этот дисбаланс должен учитываться, очевидно, в выпадающих доходах энергосбытовых компаний, которые потеряли выручку в результате дисбаланса цен.
Следует отметить, что у электросетевых компаний в структуре фактического технологического расхода (потерь) электроэнергии на ее транспорт около 30–40% от нормативных технологических потерь составляют сверхнормативные коммерческие потери электроэнергии . Оплата этой составляющей – сверхнормативных коммерческих потерь электроэнергии – должна производиться сетевыми компаниями по фактическим ценам на электроэнергию на оптовом (розничном) рынке электроэнергии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При расчете выпадающих доходов по стоимости технологических потерь электроэнергии в сетях в НВВ на компенсацию потерь необходимо определять одновременно выпадающие доходы (сверхприбыль или убытки) в НВВ на содержание сетей при отличии фактического полезного отпуска электроэнергии в сеть по итогам прошедшего регулируемого периода.
В частности, если фактический полезный отпуск электроэнергии в сеть по итогам прошедшего регулируемого периода больше аналогичного показателя, предусмотренного на плановый регулируемый период, возникает недостаток средств в НВВ на компенсацию возникающих дополнительных потерь в сети.

Одновременно, при превышении полезного отпуска в сеть по факту регулируемого периода по отношению к плановому отпуску на этот период, увеличивается величина мощности, передаваемой в сеть. Следовательно, при неизменной ставке на регулируемый период на содержание сетей, возрастает составляющая НВВ на содержание сетей, т.е. возникает избыток средств в НВВ на содержание сетей, предусмотренных на регулируемый период, и наоборот.

Условия возникновения выпадающих доходов на передачу электроэнергии в электрических сетях:

если W фр > W бр, то ±ΔНВВ пер = +ΔНВВ пот – ΔНВВ сод; (18) если W фр

где W фр, W бр – соответственно фактический (полезный) отпуск электроэнергии в сеть за регулируемый период и базовый (плановый) отпуск электроэнергии в сеть, установленный в балансе на регулируемый период;
±ΔНВВ пер – суммарные экономически обоснованные расходы сетевой компании, подлежащие возмещению (со знаком «+») или исключению (со знаком «–») в НВВ на передачу электроэнергии – выпадающие доходы по итогам регулируемого периода;
±ΔНВВ пот – выпадающие доходы по итогам регулируемого периода на компенсацию расходов по оплате НТПЭ;
±ΔНВВ сод – выпадающие доходы по итогам регулируемого периода на компенсацию расходов по содержанию электрических сетей.
Из выражений 18 и 19 следует, что по факту регулируемого периода необходим комплексный расчет выпадающих доходов на передачу электроэнергии в электрических сетях сетевых компаний.

Предложенный алгоритм уточнения нормативных технологических потерь электроэнергии при тарифном регулировании передачи электроэнергии в электрических сетях по итогам показателей баланса электроэнергии прошедшего регулируемого периода, а также оценка выпадающих доходов электросетевой компании по компенсации расходов на оплату технологических потерь и содержанию электрических сетей могут использоваться в практических расчетах регулируемых сетевых компаний и регулирующих органов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Овсейчук В.А. Расчет потерь электроэнергии при тарифном регулировании // Новости ЭлектроТехники. 2007. № 5(47). С. 81–85.
2. Овсейчук В.А. Учет потерь (расходов) электроэнергии на ее передачу и экономические последствия от сверхнормативных потерь: Учебно-методическое пособие. М.:ИПК госслужбы Федерального агентства по образованию, 2008. 48 с.
3. Овсейчук В.А. Сверхнормативные потери электроэнергии: Экономические последствия // Новости ЭлектроТехники. 2008. № 2(50). С. 152–157.

С тех пор, как в квартирах жителей появились приборы учета, каждый собственник может посчитать, сколько ресурсов он потратил, сэкономил или перерасходовал семейный бюджет на коммуналку.

Но чем внимательнее смотришь на цифры, тем меньше понимаешь арифметику ЖКХ. В этой сфере постоянно принимаются новые постановления, вносятся изменения, в которых непросто разобраться. Приходится призывать на помощь специалистов.

Сегодня на вопросы читателей «НКК» отвечают представители министерства строительства и ЖКХ края.

Петр Крючков из п. Карапсель Иланского района обратился в «НКК» с просьбой помочь жителям села разобраться в начислениях квартплаты. А именно – с компенсацией, которую Петр Крючков называет выпадающими доходами:

«До 1 января 2015 года все было нормально. С 1 января начисления ведет КРЭК, расчетная группа находится в Красноярске, по телефону ничего выяснить нельзя. В апреле пришла квитанция, из которой узнал, что я не только не получу выпадающие доходы в сумме 884 руб. 27 коп., а еще должен КРЭК 810 руб. 72 коп. Как нам объяснили, вышло новое постановление правительства, но в нем ничего не понятно. У нас дом 16-квартирный, с 2010 года стоят общедомовые приборы учета тепла, ХВС, ГВС. Должно на сельском совете висеть объявление с указанием, сколько человек должен получить выпадающих доходов на 1 Гкал, на 1 куб. м ГВС и на 1 куб. м ХВС, и тогда любой сможет умножить израсходованные Гкал и кубы воды и узнать, сколько получит. Это будет открыто и честно, и не будет лазейки ворам. Мы надеемся, что вы найдете специалиста, который рассчитает, какие должны быть выпадающие доходы в конкретных суммах. И почему, чтобы получить их, надо писать заявление, собирать справки? »

Поясним, что употреблять термин «выпадающие доходы» в данной ситуации некорректно. В отношении потребителей он неприменим, а используется при работе с ресурсоснабжающими организациями при возмещении недополученных доходов такими организациями. Для граждан есть компенсация части оплаты за услуги.

В министерстве строительства и ЖКХ края пояснили: тарифы для ресурсоснабжающих организаций на коммунальные ресурсы устанавливаются приказами Региональной энергетической комиссии. Они утверждаются не для городов и районов, а индивидуально для каждой организации коммунального комплекса, оказывающей услуги ресурсоснабжения, с учетом ее затрат.

Рост тарифов обусловлен инфляционными процессами, подорожанием энергоресурсов, горюче-смазочных материалов, увеличением транспортных расходов.

Согласно требованиям жилищного законодательства, повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных индексов не допускается.

Предельный индекс утвержден в целом по комплексу коммунальных услуг, без учета изменения оплаты по каждому виду. В комплекс входит холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, включая поставки бытового газа в баллонах, отопление, включая поставку твердого топлива при наличии печного отопления.

Если совокупный объем расходов граждан на оплату коммунальных услуг превышает установленный предельный индекс, то производится компенсация части их расходов.

На территории Красноярского края утверждены предельные индексы со следующей календарной разбивкой:

с 01.01.2015 по 30.06.2015 – в размере 0 %;

с 01.07.2015 – в размере 8,9 %.

Соответственно, при увеличении тарифов на коммунальные услуги плата потребителей по комплексу коммунальных услуг в течение IІ полугодия 2015 года не должна превышать плату по комплексу коммунальных услуг в декабре 2014 года более чем на 8,9 %.

Жителям Иланского района полезно знать, что платят за коммунальные услуги они не в полном объеме. А только 77,64 % (по итогам 2014 года) от размера платы, определенного в соответствии с экономически обоснованными тарифами. Часть размера платы компенсируется из краевого бюджета.

В соответствии с Законом Красноярского края от 05.12.2013 № 5-1881 «О краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015–2016 годов» на 2014 год для граждан, проживающих на территории Иланского района, предоставлена компенсация части платы по комплексу коммунальных услуг в размере 21 164,9 тыс. руб., на 2015 год предусмотрена компенсация в размере 19 314,9 тыс. руб.

Новое на сайте

>

Самое популярное