Домой Сбербанк Что результат инвестирования пенсионных накоплений. Сумма средств пенсионных накоплений что это такое

Что результат инвестирования пенсионных накоплений. Сумма средств пенсионных накоплений что это такое

В конце прошлого года истёк срок выбора россиянами варианта пенсионного обеспечения.

Граждане (застрахованные лица) 1967 года рождения и моложе до конца 2015 года должны были выбрать: направлять 6% индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии либо направлять в полном объеме индивидуальную часть тарифа страхового взноса на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Другими словами, до 31 декабря 2015 года застрахованные лица 1967 года рождения и моложе могли выбрать, из чего будет состоять их пенсия: из двух частей - страховой и накопительной или только из страховой.

Особенно выбор касался так называемых «молчунов», то есть тех, кто никогда ранее не переводил средства своих пенсионных накоплений из Пенсионного Фонда России (ПФР) в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) или частную управляющую компанию (УК), не выбирал инвестиционный портфель государственной управляющей компании.

Дело в том, что у «молчунов» уже не будет возможности формировать новые пенсионные накопления, так как все взносы будут поступать только на страховую часть их будущей пенсии.

«Активные» же граждане, те, кто ранее переводили средства пенсионных накоплений в НПФ или УК (меняли страховщика), выбирали инвестиционный портфель государственной управляющей компании, сохранили за собой право не только формировать страховую и накопительную части пенсии, но и возможность в дальнейшем отказаться от формирования накопительной компоненты.

Следует отметить, что право выбора тарифа страхового взноса сохраняется только у тех граждан, за которых страховые взносы впервые начали начисляться с 1 января 2014 года. Эта категория граждан может в течение пяти лет с момента первого начисления выбирать, на финансирование какой части пенсии направить 6% тарифа. До принятия ими решения все страховые взносы будут перечисляться на формирование страховой пенсии. Если по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов гражданин не достиг возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором гражданин достигнет возраста 23 лет. Например, если молодой человек получил первую зарплату в 14 лет, то у него будет возможность сделать выбор до конца года, в котором ему исполнится 23 года.

Независимо от того, к какой из выше названных категорий относится отдельный гражданин, право распорядиться накоплениями, сформированными ранее, осталось. Эти средства по-прежнему будут инвестироваться и выплачиваться гражданам после их выхода на пенсию. В плане перевода пенсионных накоплений действительно ничего не меняется. Граждане могут выбирать УК или НПФ, как и раньше. Даже если вы отказались от дальнейшего формирования накопительной пенсии в пользу страховой, вы можете перевести в УК или НПФ то, что вы накопили до 2014 года.

Однако есть одна очень существенная особенность, которую нужно не только знать, но и обязательно учитывать.

Теперь переходить из ПФР в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и обратно, а также менять один НПФ на другой, сохраняя права на инвестиционный доход, можно не чаще одного раза в пять лет.

В соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившими в силу с 1 января 2015 года, застрахованные лица могут подавать заявления о переходе («срочные» заявления) или о досрочном переходе («досрочные» заявления) в НПФ или в ПФР.

Отличие заявления о переходе от заявления о досрочном переходе заключается не только в различных сроках рассмотрения таких заявлений, сроках фактического перехода к новому страховщику и сроках перевода средств пенсионных накоплений, но и в различном порядке расчета средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче при таких переходах.

По «срочному» заявлению переход осуществляется в году, следующем за годом, в котором истекает пятилетний срок с года подачи такого заявления. То есть, если в 2015 году было подано заявление о переходе из ПФР в НПФ, пенсионные накопления будут переданы в НПФ в первом квартале 2020 года. При этом гражданину гарантируется вся сумма пенсионных накоплений, независимо от убытков на финансовом рынке, и сохраняется весь инвестиционный доход. Если в течение такого длительного периода выбор гражданина изменится, он может подать уведомление о замене страховщика.

По «досрочному» заявлению переход осуществляется в году, следующем за годом подачи такого заявления. Например, заявление о досрочном переходе, поданное в 2015 году, будет рассмотрено в 1 квартале 2016 года. Однако в таком случае застрахованное лицо теряет инвестиционный доход. Более того, в случае получения убытка от инвестирования средств полученный результат будет зафиксирован, и сумма накоплений уменьшится. Таким образом, досрочный переход имеет два существенных риска - невыплата инвестиционного дохода и отсутствие гарантии на сохранение «номинала» уплаченных взносов.

Поэтому от правильно принятого решения зависит не только срок передачи средств, но и размер инвестиционного дохода, и гарантия сохранности средств.

Какому страховщику вы хотите доверить управление средствами будущей накопительной пенсии?

Таким страховщиком может быть ПФР или один из НПФ. Если выбран один из НПФ, следует поинтересоваться, является ли фонд участником системы гарантирования прав застрахованных лиц. Это важно, так как включение НПФ в данную систему является условием для перевода средств. В последние два года государство наводило порядок в системе управления пенсионными накоплениями - НПФ прошли акционирование, 33 из них вошли в систему гарантирования прав застрахованных лиц. Кроме того, с НПФ потребуется заключить договор об обязательном пенсионном страховании.

Если выбран Пенсионный Фонд России, определите для себя управляющую компанию - государственную («Внешэкономбанк») или одну из частных.

К управлению накоплениями допущены 35 частных УК, с которыми у ПФР заключены договоры о доверительном управлении этими средствами. Для тех, кто выбирает УК (государственную или одну из частных), это означает, что их деньги не уходят в НПФ, а остаются в Пенсионном фонде России. Кроме разницы в размере комиссионных, которые берут НПФ и УК, есть и такой нюанс: тем, кто перевел накопления в НПФ, выплачивать накопительную пенсию в момент выхода на заслуженный отдых будет этот самый негосударственный фонд. В случае же с УК выплачивать накопительную пенсию будет ПФР.

Инвестирование накопительной части будущей пенсии является важным звеном в системе обязательного пенсионного страхования. Вложение накоплений на фондовом рынке дает возможность приумножить пенсионный капитал и повысить благосостояние пенсионеров при выходе на пенсию. Одновременно следует отметить преимущества и потенциальные выгоды инвестирования накопленных средств с общественной точки зрения. В распоряжении управляющих компаний находятся самые долгосрочные ресурсы, дающие выгоды на длинных горизонтах. Это формирует надежный финансовый базис национальной экономики, задает импульс долгосрочному сбалансированному росту через финансирование с помощью пенсионных накоплений модернизационных и инфраструктурных проектов, как это происходит в развитых странах. Поэтому поддержка инвестиционного потенциала на базе пенсионных ресурсов является приоритетом государственной финансовой политики.

Пока пенсионная система России уступает по масштабам развитым странам. По экспертной оценке, пенсионный рынок считается зрелым, если объем пенсионных активов превышает 20% к ВВП. Активы крупнейших пенсионных систем (США, Великобритания) превышают объем валового продукта. В России они составляют лишь 3,7% к ВВП, однако динамика накоплений является активной. За 2008–2012 гг. они выросли более чем в 5,5 раза, составив на начало 2013 г. 2,341 трлн руб. против 0,39 трлн руб. в 2008 г.

Рассмотрим более подробно механизм управления пенсионными накоплениями. Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, самостоятельно выбирают, кому доверить управление накопительной частью своей будущей пенсии. Субъекты управления представлены на рис. 6.6.

Рис. 6.6.

При выборе страховщика возможны два варианта. По первому варианту выплаты по желанию пенсионера осуществляются через Пенсионный фонд РФ из его выплатного резерва.

При этом можно самостоятельно выбрать одну из управляющих компаний. Это может быть либо государственная управляющая компания (ГУК) – Внешэкономбанк, либо частная управляющая компания (УК), заключившая договор с ПФР и отобранная по результатам конкурса, проводимого Министерством финансов. С 2014 г. работают 34 управляющие компании. Они обязаны иметь в управлении не менее 1 млрд руб. активов, на момент подачи заявки работать с негосударственными пенсионными фондами не менее 5 лет; размер собственного капитала компаний должен составлять не менее 100 млн руб. Критериями отбора компаний и эффективности их работы являются эталонная доходность (бенчмарк) с возможностью отклонения от нее не более чем на 20%, риск портфеля и финансовая устойчивость самой компании (собственные средства, общий объем средств под управлением).

Основной объем накоплений в первом варианте направляется в государственную управляющую компанию (ГУК – "Внешэкономбанк"). В ее ведении находится 70% всех накоплений.

Второй вариант поведения гражданина таков: по заявлению в ПФР можно передать накопления в негосударственный пенсионный фонд, который будет назначать и выплачивать пенсии. С НПФ в таком случае заключается договор об обязательном пенсионном страховании. Под управлением НПФ, имеющих право на работу с пенсионными накоплениями, находится около 30% всех накоплений. НПФ работают через те же частные управляющие компании, которые обслуживают и ПФР.

Анализ динамики структуры субъектов управления пенсионными накоплениями показывает доминирование государственной компании – ВЭБ. Однако ее доля за период 2008– 2012 гг. постепенно уменьшается и сейчас составляет 70%, тогда как значимость НПФ и частных компаний за это время выросла вдвое (рис. 6.7). I

Рис. 6.7

Сервис волеизъявления о выборе страховщика включает письменное заявление в территориальный орган ПФР, любой трансферагент ПФР в электронном виде через единый портал государственных и муниципальных услуг. При отсутствии волеизъявления средства "молчунов" направляются в ГУК "Внешэкономбанк". На рис. 6.8 показано взаимодействие участников системы накопительного страхования.

Рис. 6.8.

В 2013 г. принято решение о ликвидации накопительной части трудовой пенсии для лиц моложе 1967 г. рождения, не заявивших о желании ее иметь. Если "молчуны" желают сохранить с 2014 г. и в дальнейшем накопительный тариф в размере 6%, они должны в 2013–2014 гг. подать заявление о выборе УК (в том числе в ГУК "Внешэкономбанк") либо НПФ. Если заявление "молчуном" не подано, то на финансирование накопительной части страховые взносы направляться не будут. Для граждан, ранее выбиравших любые управляющие компании, включая ГУК и НПФ, сохраняется страховой накопительный тариф 6%.

Для граждан, ранее выбиравших любые управляющие компании, включая ГУК и НПФ, сохраняется страховой накопительный тариф 6%.

Таким образом, гражданин вне зависимости от того, у какого страховщика формируются его пенсионные накопления, имеет возможность с 2015 г. формировать их через государственную управляющую компанию "Внешэкономбанк", частную управляющую компанию либо негосударственный пенсионный фонд по тарифу 6%.

В дальнейшем накопительная часть будет реструктурирована и превратится в самостоятельную накопительную пенсию. Схема формирования всей пенсии показана на рис. 6.4.

Гражданин может по своему желанию изменить выбор управляющей компании. В 2012–2013 гг. в НПФ перешли более 10 млн чел. Причиной активизации перехода в НПФ является более высокая доходность от инвестирования накопленных средств, а так же расширение агентской сети НПФ. В итоге число клиентов НПФ достигло 25 мнл чел. Возможен также переход на обслуживание из одного НПФ в другой, но только один раз в 5 лет. В 2012 г. 1,34 млн клиентов сменили один НПФ на другой.

К настоящему времени пенсионные накопления составляют 2,341 трлн руб. Механизм выплаты накопленных средств прописан в Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. №360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", вступившем в силу с июля 2012 г. В 2011 г. для выплат пенсионных накоплений создан специальный выплатной резерв Пенсионного фонда России. Он формируется из средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена накопительная часть трудовой пенсии по старости. Выплатной резерв передан в доверительное управление Государственной управляющей компании – Внешэкономбанку.

Массово выплаты накопленных пенсий начнутся с 2022– 2023 гг. Федеральный закон предусматривает право выбора следующих видов выплат: единовременной, бессрочной, срочной, пенсионной выплаты, например, в течение 10 лет по выбору гражданина. При смерти застрахованного пенсия выплачивается его правопреемникам.

Первые выплаты накопительной части пенсий начались в 2012 г., когда на пенсию вышли первые участники накопительной системы. Получатели выплат – это вышедшие на досрочную трудовую пенсию мужчины, родившиеся после 1953 г., и женщины – после 1957 г., за которых с 2002 по 2004 г. работодатели уплачивали страховые взносы по тарифу 2% ежемесячной заработной платы. В 2012 г. выплаты получили 1,6 млн граждан – в среднем 7,4 тыс. руб.

Для лиц, чей трудовой стаж составляет менее 5 лет, а также выходящих на пенсию мужчин 1953–1966 гг. рождения и женщин 1957–1966 гг. рождения, с 2004 г. страховые взносы не перечислялись. На их счетах оказалось в среднем сформировано всего около 8 тыс. руб., или 35–40 руб. ежемесячных доплат. В 2012 г. таких граждан насчитывалось 4 млн чел. Накопления они получают единовременно.

Каким образом накопления приумножаются? Субъекты управления разрабатывают инвестиционную стратегию, учитывающую степень риска, доходности, надежности инвестирования пенсионных накоплений. В соответствии с этим составляются индивидуальные инвестиционные декларации. Одновременно, учитывая высокую степень социальной значимости доверенных средств, государство дает рекомендации по структуре инвестиционного портфеля, в который входит набор желательных для вложений активов. Как правило, в отношении пенсионных накоплений при их инвестировании реализуется принцип консерватизма.

Рассмотрим основные направления вложений пенсионных средств и доходность по ним. Базовые правила инвестирования установлены федеральными законами "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" от 24 июля 2002 г. № 111- ФЗ (ред. от 23 июля 2013 г.).

Пенсионный фонд России на период до передачи накоплений в управление ГУК ВЭБ и НПФ (обычно это 6–9 месяцев) размещает средства в консервативные активы – в государственные бумаги РФ (облигации федерального займа) и на банковские депозиты в надежных банках. Для размещения средств в банках заключаются двусторонние соглашения и проводятся аукционы на Московской бирже. Банки, получающие на депозиты денежные средства, должны иметь высокий инвестиционный рейтинг (не ниже ВВ по шкале Standard & Poor"s), капитал не менее 5 млрд руб., выполнять все требования и нормативы Банка России. Банков, соответствующих этим требованиям и сотрудничающих с ПФР, сейчас 20. Это флагманы отечественной банковской системы – Сбербанк, Альфа-банк, ВТБ, Промсвязьбанк и др.

Как осуществляется капитализация пенсионных накоплений в самой крупной управляющей компании – ГУК "Внешэкономбанке"? Основными принципами инвестирования пенсионных накоплений являются соблюдение исключительно интересов застрахованных лиц; разумность, добросовестность и конфиденциальность; обеспечение надежности, ликвидности, доходности и диверсификации инвестиций.

Соблюдая эти принципы, ВЭБ формирует четыре типа инвестиционных портфелей. В инвестиционный портфель государственных ценных бумаг по инвестиционной декларации включаются государственные ценные бумаги РФ (в том числе и в иностранной валюте), средства в рублях и иностранной валюте на счетах в банках, облигации российских эмитентов, гарантированные государством. Ценные бумаги можно включать в портфель, только если они обращаются на организованных торгах, а также при их первичном размещении.

При этом правительство устанавливает предельные квоты на виды возможных вложений пенсионных средств. Максимальная доля государственных бумаг в иностранной валюте в совокупном портфеле и на счетах в банке установлена в размере 80%, гарантированных государством облигаций – 15%. Максимальной доли по государственным бумагам в рублях не устанавливается. При закрытой подписке ВЭБ может выкупать их в объеме 100% выпуска. Доля портфеля государственных ценных бумаг невелика – всего 0,5%.

Расширенный инвестиционный портфель по инвестиционной декларации включает, помимо позиций из базового портфеля, также и ипотечные ценные бумаги, депозиты в рублях и иностранной валюте в банках, ценные бумаги международных финансовых организаций , облигации российских эмитентов в рублях и иностранной валюте. Доля этого портфеля абсолютно преобладает и составляет 99,5% всего портфеля ВЭБ.

Ипотечные ценные бумаги и облигации российских эмитентов должны иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности от хотя бы одного из международных рейтинговых агентств "Фитч Рейтинге" (Fitch-Ratings ), "Стандард энд Пурс" (Standard & Poor"s ) на уровне "ВВ + " и "Мудис Инвесторе Сервис" (Moody"s Investors Service) на уровне "Bal" . Допускается и рейтинг от аккредитованного национального агентства (Национальное рейтинговое агентство, агентство "Рус-Рейтинг", агентство "Эксперт РА", агентство "Анализ, Консультации и Маркетинг"),

Стоимость государственных бумаг РФ в рублях и валюте и гарантированных государством облигаций не должна превышать 50% портфеля. Максимальная доля государственных бумаг в иностранной валюте в расширенном портфеле составляет 80%, государственных бумаг субъектов РФ – 10%, облигаций, гарантированных государством, – 40%, ипотечных ценных бумаг и бумаг международных финансовых организаций – 20%. Максимальной доли по государственным бумагам в рублях, облигаций, гарантированных государством, и облигаций хозяйственных обществ с указанным выше рейтингом не устанавливается.

Большое значение имеет надежность портфеля, обеспечиваемая диверсификацией. Нельзя иметь в портфеле более 10% облигаций одного эмитента, если это субъекты РФ и хозяйственные общества с инвестиционным рейтингом. Если же облигации гарантированы государством или эмитент имеет рейтинг не ниже суверенного рейтинга РФ, такого ограничения нет.

Не допускается обладание облигациями субъектов РФ, хозяйственных обществ с инвестиционным рейтингом и облигациями международных финансовых организаций в объеме более 40% их выпуска (прежняя норма составляла 20%). Для облигаций, гарантированных государством, такого ограничения нет.

Ограничивается также и нахождение в портфеле облигаций одного выпуска: они не должны превышать 60% находящихся в обращении облигаций этого выпуска (раньше действовала норма 30%). На облигации, гарантированные государством, и облигации эмитентов с рейтингом не ниже суверенного рейтинга РФ, ограничение не распространяется.

С целью снижения рисков ограничивается и доля в расширенном портфеле аффилированных с ГУК ВЭБ эмитентов и банков: в бумагах можно держать не более 10% портфеля, на депозитах размещать 20% портфеля.

ВЭБ имеет также относительно небольшие инвестиционные портфели выплатного резерва и срочных пенсионных выплат. Инвестиционные декларации по ним сходны с декларацией инвестиционного портфеля.

Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (ст. 26, π. 1, подп. 4). Консерватизм инвестиционных деклараций объясняется высокой рискованностью вложений в акции, что противоречит фундаментальному принципу инвестирования пенсионных накоплений – их сохранности.

Опираясь на требования и ограничения декларации, ВЭБ инвестирует средства в государственные ценные бумаги (25% портфеля), корпоративные облигации (20% портфеля) и банковские депозиты (15% всех средств). Особое внимание уделяется вложениям в облигации инфраструктурных компаний и предприятий оборонно-промышленного комплекса (РЖД, "Транснефть", ФСК ЕЭС, АИЖК, "Оборонпром" и "Роснано"). ВЭБ может приобретать их без ограничений по декларации, что позволяет этим компаниям активно развивать свой бизнес, общественно значимый для экономики страны.

Частные управляющие компании (УК), заключившие договор с Пенсионным фондом РФ, имеют инвестиционную декларацию, несколько отличную от декларации ГУК ВЭБ. В целом их портфель более либеральный и рискованный. Это связано с коммерческим статусом частных УК, их работой в условиях конкуренции, а также с добровольным характером их отношений с клиентами, предполагающим готовность идти на больший риск. Чем моложе человек, тем менее консервативным может быть портфель его пенсионных накоплений. Поэтому портфель УК включает, помимо традиционных активов, и вложения в рискованные активы – акции. Государство устанавливает, как и для ГУК, предельные квоты инвестирования в разные виды активы. Частные управляющие компании имеют право вкладывать в акции до 65% средств пенсионных накоплений, до 70% средств пенсионных резервов и до 10% средств в рамках ипотечной программы "Военная ипотека". Рекомендации Министерства финансов управляющим компаниям содержат ориентиры консервативного и умеренно-консервативного портфеля. Различие состоит в том, что умеренно-консервативный портфель предполагает вложение до 40% средств в акции, а консервативный – только 20%.

Фактическая структура более консервативна в сравнении с рекомендациями Министерства финансов: в акции вкладывается не более 10% всех средств (для сравнения: в 34 странах ОЭСР в 2011 г. объем вложений в акции составлял 24%). Невысокий уровень вложений в акции российскими фондами объясняется нестабильностью фондового рынка. Доминируют в портфеле государственные ценные бумаги и банковские депозиты. Так, доля депозитов достигает 40%, корпоративных облигаций – 34%.

Структура инвестиционного портфеля управляющих компаний негосударственных пенсионных фондов формируется аналогично структуре портфеля ГУК ВЭБ. В их отношении действуют те же предельные квоты Правительства РФ. В то же время НПФ разрешено приобретать акции компаний, входящих в список биржевых котировок высшего уровня А1, паи закрытых паевых инвестиционных фондов. По новым правилам УК и НПФ могут инвестировать в акции при первичном размещении не только на организованном, но и на внебиржевом рынке. Это существенно расширяет масштабы инвестирования, поскольку на бирже размещается не более 3% общего объема. Однако акции самых крупных компаний ("Роснефть", "Газпром", ТНК-ВР, ГМК "Норильский никель" "Сургутнефтегаз") НПФ приобретать пока не имеют права. Фактическая структура портфеля пенсионных накоплений НПФ такова: около 10% вкладывается в государственные бумаги, 46% – на банковские депозиты и счета, 40% – в корпоративные бумаги.

Матрица возможных направлений инвестирования основными субъектами управления пенсионными накоплениями приведена в табл. 6.8. Наглядно видно нарастание рисков и диверсификация пенсионных накоплений по мере перехода от государственных субъектов к частных.

Таблица 6.8. Матрица инвестирования пенсионных накоплений

Стратегией развития пенсионной системы предусмотрено расширение состава инструментов инвестирования с включением в него российских депозитарных расписок, акций стратегически значимых компаний, муниципальных и проектных облигаций. Возможно и использование фьючерсных и опционных контрактов.

Финансовые результаты управления пенсионными накоплениями отражаются в доходности пенсионных накоплений. Сохраняющаяся после мирового финансового кризиса волатильность на финансовых рынках определяет консерватизм портфелей и невысокую доходность не только в России, но и во всем мире.

Средняя доходность инвестирования пенсионных накоплений ВЭБ с 2004 г. составила 6,94 % годовых, что не покрывает средние темпы инфляции (10,1% за эти годы). За весь период работы с Пенсионным фондом РФ и негосударственными пенсионными фондами 51 частная управляющая компания, сформировавшая 57 инвестиционных портфелей, получила доходность в среднем 7,2%. Это немного выше доходности ВЭБ. У УК, имеющих более рискованный портфель, на коротких интервалах возможны потери, однако в долгосрочной перспективе их доходность выше, чем у государственной компании с консервативными портфелями.

Лидеры НПФ по доходности пенсионных накоплений показали в 2012 г. доходность от 27 до 41%. Если же возникает отрицательный финансовый результат инвестирования накоплений, НПФ имеют право разносить убыток по счетам клиентов. Но в соответствии с Законом "О негосударственных пенсионных фондах" они должны обеспечить сохранность пенсионных накоплений при приемлемой доходности от их инвестирования. Поэтому к моменту назначения пенсии возможные убытки на счетах клиентов будут компенсированы за счет собственных средств НПФ.

В НПФ, управляющих компаниях и специализированных депозитариях, работающих с пенсионными накоплениями, предполагается поэтапное, до 2017 г., введение риск-ориентированного надзора, подобно банковскому, с приданием соответствующих полномочий Банку России. Будут количественно оцениваться риски НПФ, сформулированы квалификационные и репутационные требования к персоналу финансовых институтов, требования к инвестиционной стратегии НПФ, организуется мониторинг и оценка результатов инвестирования на основе использования бенчмарков.

В соответствии со стратегией развития пенсионной системы в целях повышения прозрачности, ответственности фондов за сохранность средств и уравнивания надежности инвестирования в различные финансовые институты в декабре 2013 г. принят Федеральный закон о создании пенсионными фондами индивидуальных резервных фондов, а также общенационального фонда гарантийных резервов по типу страхования вкладов граждан в банках.

Допуск фондов в двухуровневую систему гарантирования пенсионных накоплений с 1 января 2014 г. осуществляет Банк России. Заключать новые договоры по обязательному пенсионному страхованию смогут только фонды – участники системы гарантирования. Расчетной базой для уплаты взносов в оба фонда является сумма накоплений НПФ и ПФР, конкретные значения ставок устанавливает Банк России. Функции оператора Фонда гарантирования пенсионных накоплений возложены на государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ).

Актуальными также являются постоянное расширение перечня инструментов для инвестирования средств пенсионных накоплений и расширение состава финансовых институтов, работающих с пенсионными накоплениями, за счет включения страховых компаний Development Bank, ADB ), Банк развития при Совете Европы (Council of Europe Development Bank, СЕВ ), Европейский банк реконструкции и развития (European , EBRD ), Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank, EIB ), Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank, IADB ), Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC ), Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD ), Северный инвестиционный банк (Nordic Investment Bank, NIB ), Евразийский банк развития (ЕАБР ).

  • В случае снижения рейтинга долгосрочной кредитоспособности ГУК не имеет права дополнительно покупать такие бумаги. Старые бумаги можно удерживать в портфеле до продажи или погашения, если рейтинг останется не ниже ВВ по шкале Fitch Ratings, ВВ по шкале Standard & Poor"s и ВаЗ по шкале Moody"s Investors Service.
  • Частные управляющие компании могут управлять и средствами негосударственных пенсионных фондов в виде пенсионных резервов, являющихся накопленными добровольными взносами.
  • Обсуждается законопроект "О деятельности финансовых институтов по формированию и реализации пенсионных программ".
  • Накопительная часть пенсии, которая поступает на персональный счет каж­дого застрахованного лица, считаются собственностью РФ и хранятся в безналичной форме.

    По общему правилу средства пенсионных нако­плений не подлежат изъятию в бюджет, не могут являться предметом за­лога или иного обеспечения обязательств.

    Сам застрахованный не имеет права каким-либо образом получить накопительную часть пенсии, кроме как в виде еже­месячных пенсионных выплат или при небольшой сумме единоразово при оформлении пенсии.

    Однако застрахованное лицо вправе вы­брать, где его средства накопительной части пенсии будут размещены, чтобы эффективнее «работать» за счет инвестирования.

    Ведь пенсионные средства, инвестированные в промышленность или в финансовый сектор, могут со временем приумножиться, в то время как пенсионные средства, которые просто лежат на пенсионном счете, подвержены инфляции. Основной доход от ин­вестирования накопительной части пенсии прибавляется к сумме вложения и тем самым увеличивает сумму пенсионных средств, находящихся на персональном пенсионном счете застрахованного.

    Справочно. На основе данных о доходности среди частных управляющих компаний по итогам инвестирования пенсионных накоплений граждан за третье полугодие 2010 г. лидерами стали такие управляющие компании как «Мономах» (31,6% годовых), «Центральная управляющая компания» (28,64% годовых), «Ермак» (25,78% годовых), «Финансовый брокер «Август» (25,01% годовых) и т.п. (npf.invcstfiinds.ru/ratings/l/).

    Государственной управляющей компанией с 2003 г. является «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэконом­банк). Для максимальной защиты инвестиций пенсионных накоплений граждан государ­ство ограничило набор экономических и финансовых инструментов, в которые может инвестировать Внешэкономбанк, поэтому доходность управления пенсионными средствами уступает темпам инфля­ции.

    У частной управляющей компании гораздо больше возможностей для инвестирования пенсионных накоплений. Например, в отличие от Внешэкономбанка частные управляющие компании могут инвестировать пенсионные день­ги в государственные, субфедеральные и корпоративные облигации, а также в акции российских предприятий.

    На уровне государства в сфере деятельности по инвестированию средств пенсионных накоплений, помимо ПФР, задействован целый ряд государственных органов:

    • Минфин России - в сфере регулирования формирования и ин­вестирования средств пенсионных накоплений;
    • Федеральная служба по финансовым рынкам Минфина Рос­сии - в сфере контроля и надзора за формированием и инвестирова­нием средств пенсионных накоплений (по конкурсу отбирает управ­ляющие компании и формирует список);
    • Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений , назначенный Указом Президента РФ, который обеспечи­вает общественный контроль за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений.

    Средства пенсионных накоплений ПФР передает в Государственную управляющую компанию для инвестирования в случае, если:

    • застрахованное лицо не воспользовалось правом выбора инве­стиционного портфеля (управляющей компании) и не подало соответ­ствующее заявление в ПФР;
    • застрахованное лицо отказалось от формирования накопитель­ной части трудовой пенсии в негосударственном пенсионном фонде, осуществляющем обязательное пенсионное страхование, и вернулось к формированию накопительной части трудовой пенсии в ПФР, подав в ПФР соответствующее заявление;
    • застрахованное лицо подало заявление об отказе выбора частной управ­ляющей организации (инвестиционного портфеля) и вновь выбрало государственную управляющую компанию.

    С июля 2009 г. государственная управляющая компания получила право формировать два инвестиционных портфеля:

    во-первых, инве­стиционный портфель, состоящий из государственных ценных бумаг РФ, а также облигаций российских эмитентов,

    а во-вторых, «расши­ренный» инвестиционный портфель.

    «Расширенный» инвестиционный портфель сформирован из го­сударственных ценных бумаг РФ и ценных бумаг субъектов РФ, об­лигаций российских эмитентов, гарантированных Россией, ипотечных ценных бумаг, депозитов в рублях и иностранной валюте, ценных бу­маг международных финансовых организаций.

    По умолчанию (если застрахованным не подано заявление о выборе первого «консерватив­ного инвестиционного портфеля» до 30 сентября 2009 г.) пенсионные накопления пере­даны в «расширенный» инвестиционный портфель (www.pfrf.ru).

    Негосударственные управляющие компании (частные управляющие компании) представляют собой организации, которые профессионально занимаются довери­тельным управлением активами, сформированными за счет средств пенсионных накоплений, в интересах учредителей доверительного управления.

    Вести такую инвестиционную деятельность имеют право только негосударственные управляющие компании, имеющие лицензию и отобранные по итогам конкурса Министерством финансов РФ. Согласно правилам организа­ции и проведения конкурса к этим компаниям предъявляется ряд тре­бований, которым не могут соответствовать компании-«однодневки».

    Таких частных управляющих компаний, с которыми ПФР за­ключил договоры доверительного управления средствами пенсион­ных накоплений, не так много - чуть больше пятидесяти.

    Гарантией надежности управляющих компаний является страхование их ответ­ственности перед ПФР и регулярная отчетность о своей деятельности.

    Бухгалтерская отчетность управляющих компаний подлежит обяза­тельному ежегодному аудиту. Ведение бухгалтерского учета, учета средств пенсионных накоплений и отчетность Пенсионного фонда РФ ежегодно проверяются Счетной палатой РФ.

    Управляющая компания получает вознаграждение в процентном соотношении к полученному инвестиционному доходу, поэтому она напрямую заинтересована в повышении доходно­сти инвестиций, получаемой от собственной деятельности.

    Каждая из управляющих компаний предлагает один или несколь­ко (на выбор) инвестиционных портфелей.

    Инвестиционным порт­фелем называется набор ценных бумаг, куда управляющая компания вкладывает средства. Структура инвестиционного портфеля частных управляющих компаний должна удовлетворять определенным тре­бованиям, которые обеспечивают минимизацию рисков и возможных потерь при снижении курса одного вида ценных бумаг за счет других Видов ценных бумаг.

    Справочно. Например, УК «БКС» предлагает два инвестици­онных портфеля - «Доходный» и «Сбалансированный» (www.bcs.ru).

    Правом подать заявление о выборе инвестиционного портфеля или управляющей компании имеют право застрахованные, за которых перечисляются страховые взносы в ПФР работодателем или которые самостоятельно перечисляют за себя такие взносы независимо от свое­го возраста. До 1 октября 2008 г. имелось возрастное ограничение на подачу такого заявления: для женщин - до достижения 50 лет, а для мужчин - до достижения 55 лет, которое в настоящее время отме­нено.

    Обоснованный выбор в пользу частной или государственной управляющей компании лучше сделать после оценки сумм накопле­ний, которые определены за предыдущий год.

    Об эффективности работы управляющей компании можно узнать из средств массо­вой информации.

    Получить сведения о том, какая сумма имеется на его персональном счете, застрахованный может бесплатно один раз в год в управлении Пенсионного фонда по месту жительства или работы, а также из извещения, которое ежегодно направляется Пенсионным фондом РФ по месту жительства (регистрации) каждого россияни­на.

    Не получают такого извещения только неработающие пенсионеры и граждане РФ, проживающие за границей.

    За прошедшие годы Пенсионный фонд РФ создал базу персональных данных на более 100 млн. участников системы обязательного пенсионного стра­хования, из которых в 2010 г. более 80 млн. направлены такие изве­щения.

    В извещении о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета, составленном по состоянию на определенную дату, указываются следующие сведения:

    1. Общая сумма средств пенсионных накоплений, переданных ПФР в негосударственный пенсионный фонд или в доверительное управление управляющей компании (для застрахованных лиц, реали­зовавших право на переход из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд, ПФР указывает сведения о суммах средств пенсионных накоплений, переданных в не­государственный пенсионный фонд, с которым застрахованным лицом заключен новый договор об обязательном пенсионном страховании).
    2. Сумма страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии , поступивших в ПФР за истекший период.
    3. Результат инвестирования (чистый финансовый результат от временного размещения) страховых взносов, поступивших в ПФР за истекший период.
    4. Сумма дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, поступивших в ПФР за отчетный год (т.е. за пе­риод с 1 января по 31 декабря, предшествующий году информирования).
    5. Сумма взносов работодателя в пользу застрахованного лица , уплачивающего дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, поступивших в ПФР за отчетный год.
    6. Результат инвестирования (чистый финансовый результат от временного размещения) дополнительных страховых взносов на нако­пительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя в пользу за страхованного лица, уплачивающего дополнительные страховые взно­сы на накопительную часть трудовой пенсии, поступивших в ПФР за отчетный год.
    7. Сумма взноса на софинансирование формирования пенсион­ных накоплений застрахованного лица, поступившая в ПФР в году, следующим за отчетным годом.
    8. Средства пенсионных накоплений, поступившие из негосудар­ственного пенсионного фонда в ПФР и переданные в доверительное управление управляющей компании (сведения указываются только для застрахованных лиц, средства пенсионных накоплений которых в текущем году были переданы из негосударственного пенсионного фонда в ПФР).
    9. Общая сумма средств (части средств) материнского (семейно­го) капитала , направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии (включая результат инвестирования (доход от инве­стирования) средств (части средств) материнского (семейного) капи­тала, полученный управляющей компанией, осуществляющей довери­тельное управление средствами пенсионных накоплений (Сведения указываются на дату формирования извещения только для застрахо­ванных лиц, осуществляющих формирование накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд РФ).
    10. Результат инвестирования (доход от инвестирования) средств пенсионных накоплений, полученный управляющей компанией, осу­ществлявшей доверительное управление средствами пенсионных на­коплений в отчетном году.
    11. Расходы (выплаты) за счет средств пенсионных накоплений на финансирование накопительной части трудовой пенсии, произведен­ные за отчетный год (Сведения указываются только для застрахован­ных лиц, осуществлявших в отчетном году формирование накопитель­ной части трудовой пенсии через ПФР).
    12. Наименование управляющей компании (с указанием инвести­ционного портфеля, если управляющая компания предлагает более одного инвестиционного портфеля), в доверительное управление ко­торой ПФР переданы средства пенсионных накоплений, или наимено­вание негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего ин­вестирование и учет средств пенсионных накоплений в текущем году.
    13. Информация о правах застрахованного лица при формирова­нии и инвестировании средств накопительной части трудовой пенсии.

    Справочно. Форма указанного извещения утверждена Приказом Минфина России от 18 октября 2010 г. № 127н «Обутверждении формы из­вещения о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица и о внесении изменений и признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации».

    Извещения направляются в срок до 1 сентября каждого года. Причиной неполучения таких сведений чаще всего является непро­живание по адресу регистрации. Если письмо-извещение не было по­лучено, то за разъяснениями причин следует обращаться в отделение ПФР по месту жительства. Гражданин, который решил подать заявле­ние о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) на будущий год, должен направить его в ПФР до 31 декабря текущего года.

    Заявление подается в территориальный орган ПФР по месту жи­тельства.

    Существует несколько способов подачи заявления по выбо­ру заявителя:

    • Во-первых, можно подать заявление лично в любое отделение ПФР независимо от места жительства.
    • Во-вторых, подать заявление можно в филиал или отделение бан­ка или негосударственного пенсионного фонда, с которым ПФР за­ключил соглашение о взаимном удостоверении подписей.
    • В-третьих, заявление подается по месту работы, если ПФР заклю­чено соглашение о взаимном удостоверении подписей с той организа­цией, где работает заявитель.

    При подаче заявления нужно иметь при себе паспорт и страхо­вое свидетельство обязательного пенсионного страхования. В месте приема заявления обязаны предоставить необходимую консультацию, чистый бланк заявления, инструкцию по его заполнению, ознакомить с перечнем управляющих компаний, а также с показателями результа­тов работы управляющих компаний по инвестированию средств пен­сионных накоплений.

    И наконец, можно отправить заявление почтой. Но предваритель­но следует удостоверить свою подпись на заявлении, иначе в ответ придет отказ в удовлетворении заявления. По общему правилу для за­верения подписи нужно обратиться к нотариусу (ст. 185 ГК РФ). При направлении заявления по почте датой его подачи будет считаться дата на штемпеле почтового отделения отправителя.

    Застрахованное лицо может осуществить свой окончательный вы­бор один раз в год. При подаче застрахованным лицом в течение одно­го года нескольких заявлений принимается заявление с более поздней датой поступления в территориальный орган ПФР.

    Ответ ПФР не нужно ждать сразу же после подачи заявления. За­явление застрахованного лица о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) рассматривается ПФР в срок до 1 марта года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления, и в срок до 31 марта Фонд направляет ответ на поданное заявление.

    Самый лучший ответ для застрахованного, конечно, положи­тельный. Тогда на основании полученного заявления Пенсионный фонд РФ обеспечивает перевод средств пенсионных накоплений, от­раженных в специальной части индивидуального лицевого счета за­страхованного лица, в управляющую компанию.

    Однако возможен и отказ в удовлетворении заявления о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) в следующих случаях:

    • в заявлении, поданном надлежащим лицом, указана управля­ющая компания, заявившая к моменту подачи этого заявления о при­остановлении (прекращении) приема в доверительное управление средств пенсионных накоплений, формируемых в отношении новых заявителей (застрахованных лиц);
    • в заявлении, поданном надлежащим лицом, указана управляю­щая компания, договор доверительного управления средствами пенси­онных накоплений с которой прекращен (расторгнут) к моменту рас­смотрения такого заявления ПФР;
    • заявление о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании), поданное надлежащим лицом, оформлено с нарушениями установленной формы.

    Заявление оставляется без рассмотрения в том случае, если оно подано лицом, не имеющим права выбора инвестиционного портфе­ля (управляющей компании), т.е. не застрахованным в системе обяза­тельного пенсионного страхования.

    Решение об отказе в удовлетворении заявления о выборе инвести­ционного портфеля (управляющей компании) или об оставлении указанного заявления без рассмотрения должно быть мотивированным. Как правило, ответ заявителям направляется ПФР заказным письмом с уведомлением.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное