Домой Сбербанк Денежная реформа 1895 1897. Финансовая реформа витте кратко

Денежная реформа 1895 1897. Финансовая реформа витте кратко

Экономическая политика Витте. Аграрная реформа Столыпина

Учишь английский? Сервис для изучения — LangLC.ru — проходи тесты по английскому языку, практикуй грамматику! (есть версия для мобильных устройств)

Промышленный подъем 90-х гг. XIX в. обеспечил высокие темпы развития тяжелой промышленности, которая к началу XX в. давала почти половину всей промышленной продукции. Бурно развивалось железнодорожное строительство, стимулируемое огромными государственными вложениями. За 1890-1900 гг. протяженность дорог в России увеличилась почти в 2 раза

Итогом промышленного подъема последнего десятилетия XIX в. явилось не только общее увеличение продукции промышленности (она возросла к концу века в 2 раза), но и значительная концентрация производства, повышение производительности, техническое перевооружение предприятий.

Промышленный подъем в России тесно связан с экономической политикой правительства и его главы С. Ю. Витте (1849-1915 гг.). Занимая последовательно посты начальника железнодорожного ведомства, министра финансов, премьер-министра (1905-1906 гг.), он содействовал индустриальному развитию страны, но рассматривал этот фактор не как чисто технический, а как путь ее буржуазного прогресса, как важный преобразующий экономический фактор, как социальный инструмент стабилизации политической обстановки в стране.

Экономическая политика Витте не осталась без влияния "хозяина земли Русской" Николая II (1894-1918 гг.). Не оправдались надежды либералов на то, что период реакционного царствования Александра III завершится с его смертью. Новый император не проявлял склонности и желания разрешить накопившиеся за предыдущие десятилетия проблемы. За годы его царствования России предстояло пережить две войны и две революции.

Одной из составных частей экономической политики на рубеже веков стало установление высоких таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранных капиталов. Введение "золотого стандарта", т. е. свободного размена рубля на золото, способствовало притоку денежных средств из-за рубежа. За десятилетний период сумма иностранного капитала увеличилась с 200 млн. рублей до 900 млн. рублей. Главными вкладчиками были банки и акционерные компании Великобритании, Франции, Германии и Бельгии. Если в 1888 г. в России было 16 иностранных фирм, то в 1909 г. — 269. Правительство брало крупные заграничные займы. За время пребывания С.

Ю. Витте на посту министра финансов задолженность России возросла более чем на 1 млрд. рублей.

Россия вывозила капитал в более отсталые страны, как Иран и Китай, и главным образом — в Среднюю Азию и Закавказье.

По инициативе Витте была введена винная монополия, т. е. исключительное право государства на продажу спиртных напитков. Она обеспечила основные поступления в госбюджет: при Витте 365 млн. рублей в год, при его преемниках — до 543 млн. рублей.

В то же время экономическая политика царского правительства конца XIX — начала XX в. оставалась противоречивой. И программе Витте, и самому курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промышленности и сельского хозяйства. Эта несбалансированность явилась одной из причин экономического кризиса 1900-1903 гг. завершившего промышленный подъем 1895-1899 гг. Однако кризис выразился только в снижении темпов прироста российской промышленности, а не в остановке ее поступательного развития.

В 1909-1913 гг. Россия пережила второй промышленный подъем, когда доля тяжелой промышленности в общем объеме промышленного производства достигла 40 %, а страна стала удовлетворять свою потребность в станках и оборудовании на 56 % за счет собственного производства. Но российская промышленность не могла успешно конкурировать с промышленностью западных стран, а определенные успехи достигались больше за счет регулирующей роли государства. Для обеспечения повышенной доходности правительство использовало выгодные казенные заказы, монополизацию промышленности, высокий уровень эксплуатации, колониальную политику. Но если сравнить развитие предпринимательства в России и на Западе, то предлагаемые самодержавием условия торговопромышленной деятельности не обеспечивали его свободное развитие.

Естественным продолжением правительственного курса в начале XX столетия явилась аграрная реформа П. А. Столыпина (1862-1911 гг.), занимавшего пост председателя Совета Министров в 1906-1911 гг. В основе его реформы лежали такие мероприятия, как ослабление общины, передача земли в собственность крестьян, создание хуторско-отрубной системы, активизация крестьянских переселений. Проведение их было обусловлено необходимостью ускоренного развития капитализма в сельском хозяйстве.

Основным актом аграрной политики Столыпина стал указ от 9 ноября 1906 г. в соответствии с которым крестьяне получили право выхода из общины и закрепления своего индивидуального надела в личную собственность. Государство и уездные землеустроительные комиссии использовали все методы — от пропаганды реформы до прямого давления на сельские сходы. Излишки надельной земли отдавались "укрепленцам" либо бесплатно, либо по номинальной (условной) цене.

Составной частью аграрной реформы являлась переселенческая политика. С одной стороны, переселение в Сибирь и Казахстан позволяло уменьшить социальное напряжение в Европейской России, с другой стороны, способствовало освоению малонаселенных пространств.

Столыпинский план реконструкции России не исчерпывался только аграрными преобразованиями. Он включал в себя и целый комплекс реформ местного самоуправления, образования и вероисповедания. В частности, предполагалось восстановление бессословного принципа и снижение имущественного ценза при выборах в земства, ликвидация волостного суда для крестьян, то есть уравнение крестьянства в гражданских правах со всем остальным населением, введение всеобщего начального образования, гарантирование свободы совести. Однако эти проекты были провалены в Государственном совете, так как влиятельные силы выступали противниками курса Столыпина.

Результаты реформы: выход из общины в 1915 г. около 27 % всех общинных дворов, создание 1265 тыс. хуторов и отрубов (10,3 % от всего числа крестьянских хозяйств), уход из деревни в город 4 млн. общинников, продавших свои земли. За 10 лет за Урал было переселено более 3 млн. человек. Посевные площади за Уральским хребтом увеличились в 2 раза.

Годы аграрной реформы отмечены устойчивым ростом сельскохозяйственного производства. Выросли общий сбор хлебов, производство товарной продукции, урожайность зерновых. Среднегодовая продукция пшеницы за период, прошедший между пятилетиями 1898-1902 гг. и 1908-1912 гг. возросла на 37,5 %, кукурузы — на 44,8 %, ячменя — на 63,2 %.

Однако, давая оценку результатам реформы, следует учитывать, что на положение дел в сельском хозяйстве Европейской России оказывало влияние много объективных и субъективных факторов.

Так, с 1907 г. были отменены выкупные платежи для крестьян, что создавало условия для стабилизации их хозяйства. С 1907 г. резко выросли мировые цены на хлеб. Аграрная реформа совпала с рядом урожайных лет — 1909, 1910, 1912 и 1913 гг. Сельскохозяйственное производство стимулировалось и потребителями его продукции — промышленностью и городами, которые быстро развивались.

С экономической точки зрения аграрная реформа имела несомненные прогрессивные черты, заменяя отживающие хозяйственные структуры более рациональными, открывавшими возможности для роста производительных сил в земледелии. С политической точки зрения она была скорее консервативной, так как хотела подвести под самодержавие более прочный фундамент.

И отношение общества к реформам Столыпина было неодно-значным.

Крестьяне, с одной стороны, принимали идею частной собственности на землю, но, с другой стороны, они понимали, что реформа не спасет деревню от малоземелья и безземелья, не под-нимет уровня крестьянской агрокультуры, не даст успокоения де-ревне. Решительными противниками реформаторства выступили и правые, и левые политические силы, а тонкий слой общества, раз-деляющий политику Столыпина, не мог обеспечить успех его ре-формам.

Столыпинская аграрная политика была последней возможностью путем реформ "сверху" перейти на новые рельсы экономического и политического развития. Реализовать эту возможность можно было только объединенными усилиями всего общества. Однако быстрая поляризация общества, политическая агитация уравнительно-социалистического направления различных политических партий, увеличивающаяся конфронтация в обществе — все это мешало реализации такой возможности.

Введи промокод: 5867325 при регистрации в магазине электроники Ulmart и покупай товары по спец.цене для постоянных клиентов прямо сейчас!

Финансовая реформа С.Ю. Витте

Министр финансов С. Ю. Витте продолжил традиции своих предшественников: М.X. Рейтерна, Н.X. Бунге, И. А. Вышнеградского. Однако его подход к делу имел существенное отличие. С. Ю. Витте удалось убедить Николая II в необходимости последовательной экономической программы развития промышленности, индустриализации экономики. Поэтому все действия С. Ю. Витте при осуществлении реформ в стране носили продуманный, логичный характер, его экономическая политика превратилась в систему, в которой каждое действие подкреплялось последующими шагами. В этом смысле "реформа Витте" может служить дидактическим пособием для всех государственных деятелей, ее следует изучать и пропагандировать как один из ярких опытов в истории мировой экономики.

Реформа С. Ю. Витте включала в себя четыре основных направления, обеспечившие промышленный подъем в России в 90-х годах XIX в.

Первый шаг состоял в проведении финансовой реформы, которая включала жесткую налоговую политику с целью увеличения доходов государственного бюджета. Самым главным условием экономических преобразований стала денежная реформа С. Ю. Витте, гарантировавшая стабильность и платежеспособность рубля. Переход к золотому стандарту превратил рубль в одну из устойчивых европейских валют, что способствовало развитию банковского дела и расширению иностранных капиталовложений.

Вторым шагом преобразований была последовательная промышленная политика государства. С. Ю. Витте отмечал, что стабильность денежной системы и крепкие финансы не являются самоцелью, они также не приведут к автоматическому самопроизвольному развитию промышленности. Необходимы значительные усилия со стороны государства для того, чтобы страна превратилась в индустриальную, развитую державу. Таким образом, промышленная политика по поддержке и развитию национальной экономики предопределила успех реформы С. Ю. Витте.

Третий шаг заключался в том, что С. Ю. Витте сумел привлечь крупные инвестиционные средства. Внутренние ресурсы — кредиты, заемные средства - не могли покрыть потребность промышленности в капитале в условиях подъема, поэтому иностранный капитал позволил существенно расширить источники финансирования. Приток иностранного капитала стал массовым явлением и за десятилетие 90-х годов вырос почти в три раза. Доля иностранного капитала в акционерных обществах составляла около 25 %.

Политика С. Ю. Витте сочетала в себе открытость и протекционизм. Высокие таможенные пошлины на импорт, доходившие до 33 %, поддерживали национальных производителей, а низкие пошлины на экспорт, разрешение иностранным компаниям приобретать заводы и шахты привлекали в массовом порядке иностранные капиталы.

Четвертый шаг позволил С. Ю. Витте направить усилия государства, национальных промышленников, иностранного капитала в одно русло. С. Ю. Витте удачно определил точку экономического роста, выбрав ту отрасль, которая послужила толчком к развитию всей экономики. Этой отраслью стало строительство железных дорог. Развитие железнодорожного транспорта стимулировало рост, с одной стороны, добывающих отраслей и металлургии, с другой - требовало развития машиностроения, вагоно- и паровозостроения. Разветвленная система железных дорог, которая за 10 лет увеличилась на 22 тыс. км, втягивала в народнохозяйственный комплекс отдаленные районы, приводила к региональной специализации в сельском хозяйстве и большему разделению труда в экономике.

В начале ноября 1892 г. С. Ю. Витте представил Александру III доклад "О способах сооружения Сибирского железнодорожного пути". Обоснование этого строительства он связывал с освоением огромной территории, развитием экономических связей европейской части России с Сибирью, а также с развитием всемирной торговли. Речь шла о рынке с почти полумиллиардным населением (Китай, Япония, Корея) и полумиллиардным (в рублях) оборотом международной торговли. Подписание соглашения с Китаем о строительстве железнодорожной линии было крупным успехом С. Ю. Витте.

Строительство КВЖД не только расширяло экономические возможности России на Дальнем Востоке, но и обеспечивало такие экономические выгоды и преимущества, как снижение на треть китайских таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары, свободу установления железнодорожных тарифов и др.

Министр финансов С. Ю. Витте был поставлен перед фактом наличия больших запасов золота, которые не могли быть пущены в обращение. В то же время Государственный банк должен был поддерживать коммерческие обороты в стране (для чего пришлось разрешить новый выпуск кредитных билетов), а казначейству было необходимо осуществить ряд платежей из бюджета, поэтому был проведен новый внутренний заем в кредитной валюте. Тем самым С. Ю. Витте снискал себе несправедливую славу сторонника безграничных выпусков бумажных денег. Но ничего другого в этот момент он предпринять не мог. К тому времени еще не был упрочен курс рубля, что служило основой для спекуляции. Не был решен вопрос о том, золото, серебро или оба металла сделать разменными на кредитный рубль.

В конце 1894 г. вопрос о ликвидации долга государства (казны) банку по кредитным билетам временных выпусков 1877-1878 гг. был решен полностью, хотя и в последующие годы для внутренних целей приходилось использовать эмиссию. С января 1881 г. по 1 января 1897 г. долг казны банку уменьшился с 962 до 621,3 млн руб.

При С. Ю. Витте происходило дальнейшее совершенствование работы Государственного банка, который, с одной стороны, играл роль местного операционного учреждения для Петербурга и его района, а с другой - должен был осуществлять банковское дело всей страны.

В 1893 г. министр финансов С. Ю. Витте поставил вопрос об освобождении Государственного банка от выполнения текущих дел и операций города Петербурга.

Совершенствовать деятельность Министерства финансов начали еще при императоре Александре III, а С. Ю. Витте продолжил.

Было утверждено "расписание должностей по классам и разрядам мундиров и пенсий" и повышены все оклады. Для чиновников стало обязательным высшее образование, продвижение по государственной службе предполагало выслугу для должностей 6-го класса не менее 3 лет, 5-го класса - не менее 6 лет.

При С. Ю. Витте государство не только вкладывало средства в промышленность, но и стало получать от нее значительные доходы. Резко изменилась структура бюджета в сторону возрастания в нем доли доходов от промышленности. Доходы от железных дорог вытеснили таможенные пошлины и питейный акциз.

В отличие от налоговой политики Н.X. Бунге, С. Ю. Витте использовал налоги для мобилизации и концентрации капиталов при проведении индустриализации. Государственный бюджет превратился в аккумулятор денежных средств страны. Экономические аспекты превалировали в финансовой политике государства.

Развитие отечественной промышленности и необходимое для этого развернутое строительство железных дорог С. Ю. Витте считал обязательным условием для успешной внешнеэкономической деятельности: торговли с другими государствами, возможности получения займов, привлечения иностранных капиталов.

Витте родился в семье обрусевших немцев 17 июня 1849 года. Он получил хорошее образование, окончив в 1870 г.

Денежная реформа в России 1895-1897 годов

Новороссийский университет. Имея ученую степень кандидата физико-математических наук, Витте Сергей Юльевич по причине острой нехватки денежных средств вынужден был отказаться от карьеры в науке и начать работу на одесской железной дороге. Начав с самых низких должностей, он достаточно быстро дослужился до управляющего юго-западными железными дорогами. Дальнейшая его карьера складывалась столь же успешно. Министр финансов Витте занял свой пост в 1892 году по праву, благодаря выдающимся способностям.

С. Ю. Витте краткая биография невозможна без упоминания о его экономической политике и реформировании финансовой системы страны, стремился к столь масштабной цели, как индустриализация России. Для этого необходимы были серьезные финансовые затраты. Витте нашел весьма удобный способ пополнения бюджета страны, введя винную монополию в 1894 году. Пошел он и на столь непопулярную у большей части населения меру как повышение налогов.

Финансовая реформа Витте, проведенная в 1897 году, разрешила свободно обменивать рубли на золото – был введен золотой стандарт. Денежная реформа С. Ю. Витте привела к усилению притока в страну зарубежных капиталов. Ведь благодаря реформе финансовой сферы стал возможен вывоз из страны золота. Но, несмотря на то, что привлекательность России в глазах зарубежных компаний выроста, отечественный производитель был достаточно надежно защищен от конкуренции благодаря таможенному тарифу. Последовательная политика Витте привела к превращению рубля в одну из наиболее устойчивых валют того периода.

Влияние этого, безусловно, выдающегося человека распространялось и на внутреннюю политику. Внутренняя политика Витте оказавшись довольно консервативной, позволила серьезно укрепить позиции самодержавия. Во внешней политике важнейшей целью Витте было сведение к минимуму влияния Японии на территориях Дальнего Востока. Заключение с Японией в 1905 году Портсмутского мира принесло Витте титул графа.

Следует отметить, что Николай 2 был весьма расположен к своему министру финансов. Однако расположением света Витте никогда не пользовался. А после того, как он женился с громким скандалом на Матильде Лисаневич, неприятие общества только усилилось. Но, тем не менее, Витте обрел с ней личное счастье.

С этой державной смелостью Витте ввел золотой стандарт, то есть свободный размен рубля на золото. По его собственным словам, "против этой реформы была почти вся мыслящая Россия", потому что одним (прежде всего экспортерам сырья) был выгоден слабый рубль, других страшила сложность этой финансовой операции. Витте убеждал своих оппонентов, что бумажный рубль является главнейшим препятствием для нормального развития. Когда были отчеканены новые золотые империалы, знатоки предсказывали мгновенное вымывание этих, как их иронически называли, "виттекильдеров" из оборота. Однако министр финансов тщательно подготовил реформу, предварительно накопив большой золотой запас. Рубль из слабой валюты превратился в одну из самых сильных и устойчивых в мире.

Ко времени занятия должности министра финансов С. Ю. Витте уже не сомневался в целесообразности и необходимости ускоренного промышленного развития России, в чем видел залог государственной стабильности. Для осуществления этой стратегической цели необходимо было решить важнейшие задачи: увеличить инвестирование капитала, создать надежную систему кредита и обеспечить гарантии иностранным вкладчикам. В деле индустриализации России зарубежным финансовым центрам Витте придавал огромное значение, так как внутренние источники представлялись ему недостаточными. Однако добиться сколько-нибудь благоприятных результатов было невозможно, пока русская денежная единица не была надежно обеспечена и не являлась стабильной.

Рубль кредитный, ставший основой денежного обращения еще с середины ХIХ века, служил объектом беззастенчивых спекулятивных манипуляций за границей, а в Берлине даже существовала специальная "рублевая биржа".

Для ликвидации шаткости финансовой системы требовалось изыскать надежный металлический эквивалент, которым уже давно служило серебро. Однако начиная с 70-х годов цена "второго благородного металла" в силу ряда причин неуклонно падала, и было мало надежд на изменение этой устойчивой тенденции. Государство стремилось всеми силами поддержать рубль и с этой целью искусственно ограничивало эмиссию бумажных денег: в 1881 г. их количество составляло 1180 млн. руб., а к 1896 г. даже несколько уменьшилось - 1175 млн. руб.

Позднее С. Ю. Витте писал, что когда он стал министром финансов (в 1893г.), то уже не сомневался в том, что "денежное обращение, основанное на металле, есть благо; но так как я ранее этим вопросом глубоко не занимался, то поэтому у меня являлись не то что бы некоторые колебания, а непоследовательные шаги, и в этом нет ничего удивительного". Если этот важнейший принцип новым министром финансов был принят сразу, то конкретные пути его претворения в жизнь первые год-полтора его министерства служили предметом оживленных дискуссий и раздумий.

Прежде чем приступать к реформированию, надо было окончательно решить для себя и доказать другим, в первую очередь монарху, в каком направлении осуществлять реформу: на базе монометаллизма (золото) или биметаллизма (серебро и золото). В пользу второго варианта выступала как традиция российского денежного обращения, так и огромные запасы серебра, накопленные в стране. Но привязка кредитного рубля к биметаллическому эквиваленту таила в себе и большую опасность: при высокой конъюнктуре одного из паритетов неуклонное снижение стоимости другого могло не только не привести к стабильности денежной единицы, но даже усилить ее неустойчивость. Введение золотого обращения в этом отношении представлялось предпочтительней, но здесь были скрыты неведомые до того "финансовые рифы". Не произойдет ли массовый отток благородного металла из обращения в "кубышки" внутри страны и не уйдет ли он за границу? Хватит ли резервов золота для его свободного обмена? Не приведет ли удорожание денежной единицы к падению жизненного уровня? Убедительные ответы на эти вопросы могла дать лишь жизнь. Трезвый расчет и видение исторических возможностей России сделали С.Ю. Витте убежденным сторонником монометаллизма.

Введению монометаллического паритета рубля, устойчивой конвертируемости способствовали общие политические условия в стране и мире и относительно благоприятное экономическое положение. Международная обстановка оставалась спокойной, успехи торговой деятельности очевидными, и уже многие годы Россия имела положительное торговое сальдо. Формировались и внушительные золотые авуары.

Решительным шагом к золотому обращению стал закон, утвержденный Николаем II 8 мая 1895 г. В нем два основных положения: всякие дозволенные законом письменные сделки могут заключаться на российскую золотую монету; по таким сделкам уплата может производиться либо золотой монетой, либо кредитными билетами по курсу на золото в день платежа. В последующие месяцы правительство предприняло еще ряд мер, направленных на утверждение золотого эквивалента. В их числе: разрешение конторам и отделениям Государственного банка покупать золотую монету по определенному курсу, а столичным - продавать и производить платежи по тому же курсу; затем были введены правила приема Государственным банком золотой монеты на текущий счет. Вскоре эта же операция вводится и в частных коммерческих банках, объявивших, что они будут принимать золото по текущим счетам и по всем обязательствам.

Несмотря на указанные меры, золотая монета очень медленно утверждалась в качестве приоритетного платежного средства. Это объяснялось и отсутствием привычки к ней у населения, и очевидным неудобством золотой монеты при крупных платежах и пересылке, так как не было соответствия между нарицательной и рыночной ценами. Полуимпериалы и империалы с обозначением 5 рублей и 10 рублей циркулировали по 7 руб. 50 коп. и 15 руб., что постоянно вызывало недоумение и многочисленные злоупотребления при расчетах. Спрос на золотую монету сдерживали и опасения того, что Государственный банк понизит курс административным путем, что может привести к финансовым потерям (весной и летом 1895 г. об этом было много слухов). Стремясь развеять подобные страхи, Государственный банк 27 сентября 1895 г. объявил, что он будет покупать и принимать золотую монету по цене не ниже 7 руб. 40 коп. за полуимпериал, а на 1896 год покупной курс был определен в 7 руб. 50 коп. Эти решения привели к стабилизации соотношения между рублем золотым и кредитным в пропорции 1:1,5. Для стабилизации рубля Министерство финансов признало необходимым девальвировать кредитную денежную единицу на основе монометаллизма. Паритет между бумажным рублем и кредитным устанавливался исходя не из нарицательного обозначения, а в соответствии с реальным курсом обращения.

Деятельность Министерства финансов стала мишенью ожесточенных нападок со стороны консервативных кругов общества. Сторонники исторической исключительности и национальной самобытности развернули шумную кампанию по дискредитации и самого С. Ю. Витте, и его финансовых начинаний. Наивысшего накала общественные страсти достигли в 1896 г. Русское общество, совсем еще недавно очень далекое от экономических интересов, вдруг с невиданным жаром погрузилось в оживленные дискуссии о путях и методах финансовой реорганизации.

Конкретных и весомых аргументов у противников золотого рубля практически не было. Нападки базировались почти исключительно на эмоциях. Звучали голоса о "грядущем разбазаривании национальных богатств", об обнищании страны, о превращении ее во вторую Индию и т. д.

Подобного рода опасения и доводы были хорошо известны министру финансов и его "монометаллической команде". Однако, во-первых, согласно министерской программе, введение золотого эквивалента рубля не предполагало установления тождества бумажных и металлических денег. Мысль об этом была признана опасной и в планах не фигурировала. В основу реформы был положен принцип существенной девальвации. Во-вторых, весьма расхожие страхи об утечке золота из страны базировались на плохом знании экономического потенциала страны. К тому же, как неоднократно разъяснял С. Ю. Витте, если часть золота действительно уйдет за границу (с такой возможностью министр считался), то оно туда поступит "не просто так", а как плата за кредиты, товары и услуги, способствовавшие росту промышленности.

Вся реформа денежного обращения была рассчитана на будущее индустриальное развитие России, и ему она служила. Но неизбежно вставал вопрос о том, как девальвация и свободный размен рубля на золото отразятся на внутрихозяйственной деятельности и в первую очередь на положении основной части подданных российской короны в ближайшем времени. С. Ю. Витте считал (и его предположения оправдались полностью), что ни к каким заметным общественно-экономическим пертурбациям реорганизация финансового обращения не приведет. Система конвертации валюты затрагивала главным образом внешнеэкономическую деятельность, а вводимое соотношение металлических и бумажных денежных знаков лишь закрепляло реально сложившееся положение. Уклад жизни основной массы населения, его повседневное материальное и производственное обеспечение фактически не зависели ни от самого золотого паритета, ни от характера мировых денежных расчетов. Русские крестьяне в массе своей оставались вне системы мирового денежного рынка, а "ценовая погода" внутри империи поддавалась контролю со стороны государства.

В представленном в Государственный совет в марте 1896г. законопроекте "Об исправлении денежного обращения" С. Ю. Витте следующим образом определял главные условия проведения и цели реформы: "Закрепить достигнутые успехи в области финансового хозяйства посредством подведения под них прочного фундамента металлического денежного обращения".

Накопление золотого запаса государства и формирование обменного фонда происходило различными путями, но главными были два: добыча и покупка. По размерам добычи Россия в конце XIX века занимала одно из лидирующих мест в мире.

В 1896 году возникла необходимость приступить к изготовлению золотой монеты нового образца. К тому времени она уже несколько лет не производилась ввиду намечаемой финансовой реорганизации. Министерство финансов считало, что выпускать монеты пяти- и десятирублевого номинала, при том, что они стоили на 50% дороже, неэффективно. Подобное несоответствие обозначенного достоинства и реальной стоимости было одним из важнейших препятствий в распространении обращения. Было решено чеканить новую монету с надписью на империале "15 рублей" и на полуимпериале "7 рублей 50 копеек" (первые золотые империальные монеты достоинством десять рублей и полуимпериальные - пять рублей появились в России еще в 1755 году). Стоимость кредитного рубля была определена 1/15 империала, и закон обязывал обменивать бумажные деньги на золотые без ограничения. Решающий этап реформы денежного обращения наступил в 1898 году, когда серией именных высочайших указов законодательно были закреплены важнейшие элементы новой финансовой системы. Государственный банк обязывался выпускать дензнаки в соответствии с потребностями денежного обращения, но непременно под обеспечение золотом: не менее чем в половине суммы, пока общий размер эмиссии не достигнет 600 млн. рублей. Затем последовало распоряжение о чеканке и выпуске в обращение пятирублевой золотой монеты, равной одной трети империала. В этот же день появился и еще один указ касавшийся надписи на кредитных билетах: на них теперь обозначалось обязательство государства и государственного банка непременно разменивать кредитные билеты на золото и было установлено определение новой монеты (один рубль - 1/15 империала, содержащего 17,424 доли чистого золота).

Преобразование денежной системы на основе золотого монометаллизма потребовало изменить монетный устав, новая редакция которого была утверждена Николаем II 7 июня 1899 года. Основные положения его сводились к следующему: государственной денежной единицей России являлся рубль, содержавший 17,424 доли чистого золота. Золотая монета могла чеканиться как из золота, принадлежащего казне, так и из металла, предоставляемого частными лицами. Полноценная золотая монета обязательна к приему во всех платежах на неограниченную сумму. Серебряная и медная монеты изготовлялись только из металла казны и являлись вспомогательными в обращении, обязательными к приему в платежах до 25 рублей и т.д. Золото довольно быстро утвердилось в качестве главного платежного средства, что способствовало прекращению колебания курса.

Особого внимания заслуживает, нашедшая отражение в «Конспекте лекций о народном хозяйстве 1900-1901» тема денежной реформы 1895-1897 годов. Стабилизация российского рубля является, пожалуй, одним из самых главных достижений Витте как государственного деятеля. В своих «Воспоминаниях» Витте так характеризовал значимость проведённой им реформы: «Одной из самых крупнейших реформ, которую мне пришлось сделать во время нахождения моего у власти, была денежная реформа, окончательно упрочившая кредит России и поставившая Россию в финансовом отношении наряду с другими великими европейскими державами» Витте С.Ю. Воспоминания. В т.3 (1894 - октябрь 1905) Царствование Николая II - Таллин; М, Скиф-Алекс, 1994; С. 87. Опыт данной реформы во многом был бы поучителен и на сегодняшний день, что, однако отнюдь не предполагает полной экстраполяции и калькирования механизмов её осуществления.

Следует сказать, что проведению денежной реформы предшествовал достаточно продолжительный подготовительный период, связанный с именами предшественников Витте на посту министра финансов - Николая Христиановича Бунге и Ивана Алексеевича Вышнеградского. Ими в частности была проделана большая работа по накоплению золотовалютных резервов: «…золотой запас государства к началу денежной реформы увеличился до 645,7 млн. рублей» Абалкин Л.И. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте. Собрание сочинений и документальных материалов: В 5 т/ Пути сообщения и экономическое развитие России; Кн 1 - М., Наука, 2002. - с. 24. Однако сам Витте вовсе не был склонен отдавать должное заслугам своих предшественников: «К этой реформе подготовляли наши финансы мои предшественники, как Бунге, так и Вышнеградский, но приготовления, сделанные ими, были сравнительно незначительные; в их время не был ещё установлен окончательный план денежной реформы, даже в общих чертах, не говоря уже обо всех деталях. Всё это было совершено мною и проведено в исполнение совершенно против течения; я имел за собою доверие его величества, и благодаря его твёрдости и поддержке мне удалось совершить эту величайшую реформу » Витте С.Ю. Воспоминания. В т.3 (1894 - октябрь 1905) Царствование Николая II - Таллин; М, Скиф-Алекс, 1994; С.88. Как мы можем видеть, Витте не присуща скоромность, когда дело касается отражения собственных заслуг. Заметим подспудно, что трёхтомные мемуары Витте дают весьма искажённое представление и о нём самом и о государственных деятелях, с которыми ему доводилось общаться. Его «Воспоминания» крайне субъективны и в большинстве случаев подчинены политическим интересам самого Витте.

Среди превентивных мероприятий, во многом способствовавших удачному ходу реформы, следует выделить также то, что началу денежной реформы предшествовал ряд актов, призванных ослабить спекулятивные сделки и валютную интервенцию. По закону 18 июня 1893 года запрещены сделки по покупке и продаже на срок золотой валюты, тратт и тому подобных ценностей, писанных на золотую валюту, совершаемые исключительно с целью получения разницы между курсом валюты, условленным сторонами, и действительным на какой-либо назначенный ими срок. К числу подготовительных мер можно отнести также заключение таможенного договора с Германией.

С.Ю. Витте пришлось решать и ещё одну проблему перед началом самой реформы: на чём основать денежное обращение - на одном ли металле (золоте или серебре) или на двух металлах совместно. Россия в то время всё более решительно ориентируется на дружбу и сотрудничество c Францией, которая со временем станет нашим главным кредитором (а затем и союзником в первой мировой войне). Крупнейшие французские финансовые авторитеты Альфонс Ротшильд и Леон Сэ усиленно советовали ввести в России денежное обращение, основанное на серебре. Они неоднократно обращались к Александру III со специальными записками по этому вопросу. Но Витте не спешил выполнять эти рекомендации. Он прекрасно понимал, что за советами «друзей» стоит трезвый денежный расчёт. Франция имела в обращении наибольшее количество серебра из всех великих финансовых держав того времени. И согласие России на обращение, основанное на серебре, прочно «привязывало» Россию к Франции. Как писал Витте, французы преследовали свой карманный интерес.

По поводу же системы биметаллизма Витте так высказывает свои соображения в «Конспекте лекций…»: «Если по каким-либо обстоятельствам один из этих металлов (золото или серебро) подвергнется ограничению в качестве орудия денежного обращения, например, будет ограничен его легальный курс, или при сохранении даже легального курса (т.е. обязательности приёма в платежи на всякую сумму) будет ограничена свобода чеканки монеты из этого металла, то биметаллическая система перестанет существовать в чистом виде, она начнёт «хромать» и получится так называемая хромающая денежная система или хромой монометаллизм » Витте С.Ю. Конспект лекций, С. 214. И далее: «…при господстве системы биметаллизма, т.е. когда два металла являются одинаково законным платёжным средством и обладают свободной чеканкой, более дешёвый металл вытесняет из обращения более дорогой и биметаллизм превращается фактически в монометаллизм. Закон этого явления можно формулировать так: монета худшего качества вытесняет из оборота хорошую монету, тогда как эта последняя не может вытеснить худую монету» Витте С.Ю. Конспект лекций, С. 215.

«Накопление значительного золотого запаса и устойчивость курса рубля, - пишет Витте в «Конспекте лекций…», - позволили, наконец, в 1895 году привести в исполнение меру, проектированную ещё в царствование императора Александра III, именно, разрешить сделки на русскую золотую монету и допустить взнос её во все правительственные кассы по установленному Министерством финансов курсу. В декабре 1895 года курс определён был в 1 рубль 50 копеек кредитных за 1 рубль золотом. Курс этот был закреплён на неопределённое время и, наконец, окончательно фиксирован указом 3 января 1897 года. Этим же указом цена золотой монеты была приноровлена к цене кредитного рубля, и установлено чеканить золотую монету с прежним содержанием чистого золота, но с обозначением цены: на полуимпериалах вместо 5 рублей - 7 рублей 50 копеек и на империалах вместо 10 рублей - 15 рублей. Таким образом, было введено у нас золотое металлическое обращение. С этих пор фактически восстановлен размен кредитных билетов на золотую монету» Витте С.Ю. Конспект лекций, С. 216-217.

В 1897 году была установлена чеканка новой золотой монеты 5-рублёвого достоинства в 1/3 империала, и денежной единицей определён золотой рубль, равный 17,424 долей чистого золота; с 1898 года стала чеканиться золотая монета в 10 рублей. Наконец в 1899 году издан монетный устав, который объединил в себе все новые постановления о монетной системе.

Витте убеждал, что бумажные деньги нужно выпускать не для удовлетворения текущих потребностей обращения, а исключительно для потребностей Государственного банка как главного кредитного учреждения. Бумажные деньги должны рассматриваться как обязательства Государственного банка, а потому должны иметь обеспечение. Именно Витте впервые провёл бумажные деньги по пассиву Госбанка.

По указу от 29 августа 1897 года общая сумма выпущенных в обращение кредитных билетов в 600 млн. рублей должна была покрываться золотом на половину, т.е. на 300 млн. рублей. Превышение же предела в 600 млн. рублей должно было обеспечиваться золотом в пропорции 1:1.

История не знала до того примеров, когда благодаря удачному применению политики валютных интервенций была бы достигнута столь успешная и длительная стабилизация курса бумажной валюты, как в России конца XIX века. Ей удалось выдержать относительно стабильный курс бумажного рубля в течение четырёх лет. Денежная реформа завершилась в 1899 году перечислением таможенных пошлин на новую валюту и изданием нового монетного устава.

Механизм проведения денежной реформы и ее результаты получили высокую оценку, как в России, так и среди ведущих финансистов мира. Переход от неустойчивой бумажной валюты к твердой обратимой валюте отвечал прежде всего насущным интересам развития промышленности и привлечения иностранного капитала. Внешняя торговля приобрела еще большее значение как источника финансовых поступлений в государственную казну.

Денежная реформа Витте заменила серебряный монометаллизм золотой валютой, рубль стал конвертируемым и в России, и в других государствах мира. Эта мера обеспечила мощный приток иностранных вложений (около 3 миллиардов рублей) в русские государственные облигации и ценные бумаги. Строгие правила выпуска банкнот, и добросовестное отношение к долговым обязательствам снискали России высокое доверие в финансовом мире, что позволило заключить внешние займы на выгодных условиях. Русские государственные займы размещались главным образом во Франции (до 80 процентов), на гарантированные правительством облигации имелся спрос также в Германии, Бельгии и несколько позднее в Англии.

Конечно же, денежная система страны после проведенной Витте реформы оказалась довольно неэластичной. В экономической литературе уже неоднократно указывалось, что русские кредитные билеты, по существу, являлись не банкнотами, а золотыми сертификатами. Выпуск этих билетов не был связан с развитием банковского кредита, он обеспечивался огромным золотым фондом, который лежал мертвым грузом в подвалах государственного банка. Правительство не могло предпринять эмиссию ассигнаций без соответствующего увеличения золотого запаса. Но такая система была в данной ситуации в значительной степени вынужденной: она вытекала из необходимости поднять кредитоспособность страны на международной бирже. Золотой блеск громадного металлического запаса должен был создать у иностранных кредиторов и инвесторов представление об особой финансовой устойчивости России.

Принятый в России уровень девальвации рубля, при котором 1 рубль золотом равнялся 1 рублю 50 копейкам кредитных, не был в полной мере ни естественным (т.е. сложившимся за какой-то период времени), ни случайным уровнем момента. Это был уровень хотя и близкий к фактически складывающемуся среднему курсу, но искусственно заниженный и выдержанный посредством политики интервенций.

Стабилизация рубля позволила на опыте проверить реальность избранного уровня девальвации, возможность поддержать размен кредитных билетов на золото при обесценении их на треть. Удачно применена была и скрытая девальвация. Россия подогнала не кредитный рубль к золоту, а наоборот, золотой рубль к кредитному рублю. Были оставлены в обращении бумажные деньги и уменьшено металлическое содержание золотого рубля в соответствии с избранным уровнем девальвации, т.е. на одну треть: сначала путём переименования золотых монет прежнего чекана - полуимпериала в 7,5 рублей, а империала - в 15 рублей, а затем посредством уменьшения количества золота в 5 и 10 рублёвых монетах. В результате применения скрытой девальвации стабилизация рубля была осуществлена так, что внешне всё осталось без изменений. Ни замены денежных знаков, ни пересчёта цен не потребовалось. В своих «Воспоминаниях» Витте писал по этому поводу: «Я совершил реформу так, что население России совсем и не заметило её, как будто бы ничего, собственно и не изменилось» Витте С.Ю. Воспоминания. В т.3 (1894 - октябрь 1905) Царствование Николая II - Таллин; М, Скиф-Алекс, 1994; С.92.

Л.И. Абалкин в своей работе «Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте» указывает на один немаловажный момент, а именно: «Успех денежной реформы Витте во многом связан с его политикой стабилизации бюджетной системы России… С.Ю. Витте, исходя из основ своего экономического воззрения, поднялся над примитивной и вульгарной… трактовкой экономии бюджетных расходов как панацеи от всех бед… Бюрократической бережливости он противопоставлял финансовую политику, направленную на всемерное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны» Абалкин Л.И. Указ. соч. с. 27.

Следует сказать также о том, что проведение денежной реформы сопровождалось противоборством её сторонников и противников. «За денежную реформу выступали представители промышленности и торговли. Это было связано с тем, что вводимые методы стабилизации рубля и система покрытия банкнот совпадала с завершением формирования российского национального рынка и зарождением финансового капитала. Начался процесс сращивания промышленного и банковского капитала, что сближало интересы промышленников и банкиров по проблеме денежного обращения». Против денежной реформы выступало дворянство, а также кулачество. Её осуществление лишило дворянство дешёвых денег, которыми оно привыкло расплачиваться со своими рабочими, получая цену своего хлеба за границей чистым европейским золотом» Абалкин Л.И. Указ. соч. с. 28-29. Этот факт отразился в жёстком сопротивлении введению золотого обращения Государственным советом.

Денежная реформа 1895-1897 годов, безусловно, сыграла огромную роль и дала мощный толчок развитию производительных сил в России. Произошло это главным образом за счёт привлечения иностранного капитала. Профессор Сабанти высказывает мысль о том, что основным побудительным моментом введения золотого обращения в России было создание иллюзии благоприятного финансового положения страны для иностранных инвесторов: «Накопление золотого запаса и введение золотого стандарта не играли существенной роли при внутренних расчётах. Реформа Витте была рассчитана, прежде всего, на привлечение иностранного капитала в Россию: денежного и промышленного. Именно на это была рассчитана демонстрация устойчивого финансового положения России» Сабанти Б.М. История финансов России. - Л.:ЛФЭИ, 1986.-с.6.

Как бы то ни было, но опыт стабилизации рубля 1895-1897 годов послужил образцом для других стран. Внимательно изучив опыт России, к денежной реформе приступила Япония. По образцу России провела реформу Австро-Венгрия, после первой мировой войны - Франция.

Общая нестабильность экономики в России в 1880-х гг. стала предпосылкой для денежной реформы Витте. Министр финансов представил на рассмотрение царя Николая II свой доклад, в котором привел все доводы в пользу введения единого золотого стандарта в стране.

Ход реформы

Началом реформы считается 8 мая 1895 г., когда состоялось подписание закона, позволявшего заключать сделки в пересчете на золото. Все отделения Государственного банка стали принимать у населения и покупать золото. При этом банк смог на свой счет получать золотые монеты, и его примеру вскоре последовали другие частные банки.

Уже к декабрю 1895 г. был установлен официальный курс обмена кредитных билетов стоимостью 7 рублей 40 копеек на один золотой полуимпериал номинальной стоимостью 5 рублей.

Объем золотой наличности к 1897 году Государственным банком был увеличен до 1095 млн. рублей. На тот момент эта сумма была почти равной общему количеству ходивших свободно по всей стране кредитных билетов (1121 млн. рублей).

В 1897 году, через 2 года с момента принятия судьбоносного закона, был издан новый указ, согласно которому Госбанк получил монопольное право печатать кредитные билеты, поменять которые на настоящее золото мог каждый, кто ими владел. В стране чеканились и находились в обращении золотые монеты по 5 и по 10 рублей.

Результаты реформы

Безусловно, денежная реформа Витте пошла на пользу экономике России. Официальный курс российского рубля стал крепок, как никогда ранее. Это стало причиной увеличения привлекательности инвестиционных проектов в России. В различные отрасли производства вливались не только отечественные, но и иностранные капиталы.

Золото в виде монет находилось в свободном обращении до самого 1914 г. Тогда только все золотые монеты исчезли из обращения. На тот момент их насчитывалось на сумму в 629 млн. рублей.

Россия смогла подтвердить надежность собственной национальной валюты самым твердым обеспечением – золотом. По свидетельству современников, например, министра финансов Коковцова В.Н., только первые 300 млн. бумажных рублей были выпущены без золотого обеспечения. Далее кредитные билеты печатались только с обеспечением золотом в соотношении 1:1.

Закон ни разу не был нарушен до самой Первой Мировой войны. Исключительно Госбанк обладал монопольным правом, как правительственное учреждение, выпускать в обращение кредитные билеты. При этом на каждый выпущенный в обращение бумажный рубль в хранилище банка имелось необходимое для его покрытия количество золота в слитках или в монетах. Золотой запас Госбанка на 1904 год составлял 900 млн. рублей, а к 1913 году вырос до 1680 млн. рублей.

По мнению современников и потомков не только в России, но и в других странах мира, денежная реформа Витте стала настоящим событием в экономике не только отдельно взятой страны (России), но и всего мира. Она заключалась не только во введении монометаллизма, но и в целом ряде мер по стабилизации экономики. Руководящая роль отводилась двум институтам – Госбанку и Минфину.

Сергей Юльевич Витте - видео

Было разрешено заключать сделки на золото, тогда же всем конторам и отделениям Государственного банка было предоставлено право покупать золотую монету, а 8 конторам и 25 отделениям также производить платежи этой монетой. В июне 1895 Государственному банку был разрешён приём золотой монеты на текущий счёт (этому примеру последовали частные петербургские банки); в ноябре 1895 был допущен приём золотой монеты кассами всех правительственных учреждений и казённых железных дорог. В декабре 1895 был установлен курс кредитного (бумажного) рубля в размере 7 руб. 40 коп. за золотой полуимпериал номиналом 5 руб. (с - 7 руб. 50 коп.).

К Госбанк увеличил золотую наличность с 300 млн. до 1095 млн. руб., что почти соответствовало сумме обращавшихся кредитных билетов (1121 млн. руб.).

29 августа был издан указ об эмиссионных операциях Госбанка, получившего право выпуска банкнот, обеспеченных золотом. Обеспеченные золотой наличностью кредитные билеты обменивались на золото без ограничений. Чеканились 5-рублёвые и 10-рублёвые золотые монеты.

Реформа укрепила внешний и внутренний курс рубля, улучшила инвестиционный климат в стране, способствовала привлечению в экономику отечественных и иностранных капиталов.

С началом Первой мировой войны в обмен денег на золото был прекращен.

Фотогалерея


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Денежная реформа Витте" в других словарях:

    - (денежная реформа Витте) денежная реформа, установившая золотой монометаллизм рубля или жесткую привязку рубля к золоту, Золотой стандарт рубля. Подготовка реформы началась в 1880 х гг. и была вызвана неустойчивостью денежной системы. Министр… … Википедия

    Денежная реформа 1897 (денежная реформа Витте) денежная реформа, установившая золотой монометаллизм рубля или жесткую привязку рубля к золоту, Золотой стандарт рубля. Подготовка реформы началась в 1880 х гг. и была вызвана неустойчивостью… … Википедия

    Денежная реформа 1897 (денежная реформа Витте) денежная реформа, установившая золотой монометаллизм рубля или свободный обмен рубля на золото (золотой стандарт рубля). Реформа также означала девальвацию рубля по курсу «двух третей», которая … Википедия

    Денежная реформа 1993 года в России была проведена в период с 26 июля по 7 августа 1993 года. Содержание 1 Цели реформы 2 Условия реформы 3 Результаты реформы 4 … Википедия

    Была проведена в период с 26 июля по 7 августа 1993 года. Содержание 1 Цели реформы 2 Условия реформы 3 Результаты реформы 4 … Википедия

    В России была проведена в период с 26 июля по 7 августа 1993 года. Содержание 1 Цели реформы 2 Условия реформы 3 Результаты реформы 4 … Википедия

    - (также известна как павловская реформа по фамилии премьер министра СССР Валентина Павлова) обмен крупных денежных купюр в январе апреле 1991 года. Реформа преследовала цель избавиться от избыточной денежной массы, находившейся в наличном… … Википедия

    В СССР (также известна как павловская реформа по фамилии премьер министра СССР Валентина Павлова) обмен крупных денежных купюр в январе апреле 1991 года. Реформа преследовала цель избавиться от избыточной денежной массы, находившейся в наличном… … Википедия

Книги

  • Собрание сочинений и документальных материалов. Том 3. Денежная реформа, кредит и банковская система. Книга вторая , Витте С.. Во вторую книгу третьего тома издания включены наиболее важные документальные материалы, официальные записки, публикации и статьи по денежной реформе и монетной системе в России, составившие…
  • Собрание сочинений и документальных материалов. В 5 томах. Том 3. Денежная реформа, кредит и банковская система России. Книга 1 , С. Ю. Витте. Документы, публикуемые в данной книге, отражают деятельность С. Ю. Витте по подготовке, проведению и завершению денежной реформы 1895-1897 гг. Значительная часть представленных материалов…

Новое на сайте

>

Самое популярное