Домой Сбербанк Экономические преобразования в россии. Основы стратегии и тактики экономической реформы в промышленном комплексе

Экономические преобразования в россии. Основы стратегии и тактики экономической реформы в промышленном комплексе

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ: ОТ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ - К РЫНОЧНОЙ

Экономическое развитие в 1985-1986 годах. Перестройка экономики была на первых порах лишь развитием начатого при Андропове политического курса. Продолжался "широкомасштабный экономический эксперимент" в легкой промышленности и на железнодорожном транспорте, предполагавший внедрение элементов хозрасчета.

С учетом растущего отставания СССР в научно-технической сфере было объявлено об ускорении научно-технического прогресса. Однако дополнительных капиталовложений в эту сферу так и не последовало.

Привыкший к лозунгам и словесам прежних партийных лидеров, Горбачев тоже призывал активнее использовать "скрытые резервы", крепить трудовую дисциплину, развивать социалистическое соревнование. Низким оставалось качество выпускавшейся советской промышленностью продукции. За 1981-1984 гг. только из-за снижения цен на не отвечавшие стандартам оборудование и товары страна потеряла 12 млрд. руб. (по официальному курсу - 20 млрд. долларов). Для обеспечения более высокого качества была введена система госприемки выпускаемой продукции. Однако это в первую очередь привело к значительному росту управленческого аппарата на производстве.

Все эти традиционные шаги не дали серьезных экономических результатов. Относительное улучшение экономических показателей 1985 г. можно объяснить лишь самим энтузиазмом народа, у которого появилась новая перспектива. Необходима была и смена кадров управления экономикой, и разработка новой стратегии экономического развития. Эта работа началась после назначения осенью 1985 г. Председателем Совета Министров СССР Н. И. Рыжкова. К работе над проектом реформы были привлечены известные экономисты - Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, Т. И. Заславская и др. К лету 1987 г. работа была завершена.

Экономическая реформа 1987 года. Разработчики преобразований исходили из идеи сохранения плановой экономики. Тем не менее они предполагали внесение серьезных изменений в существовавшую экономическую модель. В общих чертах предусматривалось: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики (на начальном этапе - через деятельность кооперативов в сфере услуг и производства товаров народного потребления); отказ от монополии внешней торговли; более глубокая интеграция в мировой рынок; сокращение числа отраслевых министерств и ведомств; признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств); закрытие убыточных предприятий; создание коммерческих банков.

Ключевым документом реформы стал принятый тогда же "Закон о государственном предприятии", предусматривавший значительное расширение прав предприятий. Им, в частности, разрешалось вести самостоятельную экономическую деятельность после выполнения обязательного государственного заказа. Однако, воспользовавшись этой оговоркой, министерства устанавливали госзаказ практически на весь объем производства.

Централизованной оставалась и система снабжения предприятий материальными ресурсами. Государственный контроль сохранялся и над системой ценообразования. Все эти условия не давали предприятиям реальной возможности вести самостоятельную экономическую деятельность.

Тем не менее одним из немногих реальных результатов реформы 1987 г. стало начало формирования частного сектора в экономике. Но шел этот процесс с огромным трудом, так как для него был необходим первоначальный капитал. Ограничена была и разрешенная сфера деятельности частных предпринимателей: она разрешалась лишь в 30 видах производства и сферы услуг, где государство не могло само удовлетворить потребностей населения. Все это вело к тому, что началась легализация "теневой экономики", в которой заметное место занимали и представители номенклатуры, скопившие немалые средства на коррупции и казнокрадстве. По самым скромным подсчетам, ежегодно частный сектор "отмывал" до 90 млрд. рублей.

Социальные аспекты реформы. С самого начала "перестройки" лидеры страны объявили о социальной ориентации реформ. Предполагалось в течение пяти лет в 3 раза сократить применение ручного труда. С учетом роста цен планировалось увеличить почти на 30% зарплату работникам производственной сферы. За счет снятия ограничений с развития подсобного хозяйства предполагалось уравнять доходы горожан и крестьян. Через общественные фонды потребления доходы на душу населения должны были увеличиться еще на 600 руб. в месяц.

Особое внимание намечалось уделить развитию образования и здравоохранения, расширению культурно-просветительных учреждений, в первую очередь на селе (за пять лет предполагалось построить в сельской местности более 500 районных дворцов культуры и 5,5 тыс. клубов).

Однако нарастание экономических трудностей сделало невозможной реализацию этих планов. Единственное, чего удалось достичь - опережающего возможности производства роста заработной платы. Ее размер увеличился со 190 руб. в 1985 г. до 530 руб. в 1991 г. В то же время сокращались объемы производства важнейших товаров. В результате неудовлетворенный спрос населения на товары и услуги в 1990 г. составил 165 млрд. руб. (275 млрд. долларов по официальному курсу). Их дефицит привел к введению "визитных карточек покупателя", купить без которых что-либо было практически невозможно.

Разработка планов перехода к рынку. Со временем стало ясно, что без перехода к рыночной экономике не обойтись. Горбачев согласился на поэтапный переход к рынку. На первом этапе предполагалось перевести часть предприятий на аренду, обеспечить демонополизацию экономики, начать разгосударствление собственности (если в 1970 г. удельный вес государственной собственности составлял 80%, то в 1988 г. - уже 88%). Это были правильные ориентиры, тем более что преобразования можно было проводить под контролем государства. Однако реализация большинства этих мер была отложена до 1991-1995 годов.

В сельском хозяйстве ситуация складывалась еще более неблагоприятно. Даже первый опыт передачи в аренду земли и создания фермерских хозяйств показывал, что можно в короткий срок добиться высоких результатов. Архангельский фермер Н. Сивков с двумя помощниками сдавал молока и мяса больше, чем целый совхоз, в котором он раньше работал. Не решившись на передачу крестьянам земли в частную собственность, Горбачев разрешил 50-летнюю аренду земли у колхозов и совхозов (которым она была еще в 30-е гг. передана в вечное пользование). Но те не спешили поддерживать возможных конкурентов. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота. Не получили хозяйственной самостоятельности и сами колхозы и совхозы, по-прежнему опутанные мелочной опекой местных властей.

Ни одно из предложенных властями экономических нововведений так и не заработало.

На рубеже 1980-1990-х гг. началось резкое сокращение производства мяса, сыров, сахарного песка и других продуктов питания. Продовольственный дефицит принял катастрофические масштабы - чтобы купить, например, курицу или десяток яиц, нужно было отстоять в очереди три-четыре часа. Стремительное падение уровня жизни населения с лета 1989 г. при­вело к росту забастовочного движения по всей стране. Власти стремились ослабить социальную напряженность массовыми закупками продовольствия за границей.

За шесть лет золотой запас страны сократился в десять раз и составил 240 т. Вместо привлечения инвестиций начались крупные заимствования за границей. Внешний долг СССР к лету 1991 г. значительно увеличился.

Поскольку союзное правительство затягивало решение экономических проблем, республики Союза начали разрабатывать собственные программы экономических преобразований. После принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) правительство Российской Федерации поддержало разработанную группой экономистов во главе с С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским программу "500 дней". За этот короткий срок она предполагала провести приватизацию государственных предприятий, значительно ограничить экономические полномочия Центра.

После отказа Горбачева одобрить эту программу правительство РСФСР заявило, что начнет ее реализацию в одностороннем порядке. Причем это означало уже не частичное обновление прежней экономической системы, а ее полный демонтаж. Борьба вокруг содержания, темпов и методов реформы экономики вступила в решающую фазу.

Главными причинами неудач экономических реформ периода "перестройки" стали: непрерывные корректировки уже принятых решений в области экономики; промедление в осуществлении преобразований; начало демонтажа прежней вертикали управления экономикой без создания новых механизмов управления; отставание процессов экономического реформирования от быстрых перемен в политической и духовной сферах жизни; обострение проблемы национального сепаратизма и ослабление роли Центра; активизация политической борьбы вокруг путей экономического развития страны; утрата населением веры в способность Горбачева добиться реальных перемен к лучшему.

К лету 1991 г. экономические реформы Горбачева потерпели окончательный крах.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".

Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

Революция 1905 - 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

Столыпинская аграрная реформа.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

Международное положение России в начале XX в.

Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

Экономика России в годы первой мировой войны.

Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

Pусская культура XIX - начала XX в.

Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

Брестский мирный договор, его условия и значение.

Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

Первая Советская Конституция.

Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

Внутренняя политика советского руководства в годы войны. "Военный коммунизм". План ГОЭЛРО.

Политика новой власти в отношении культуры.

Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование - цель, формы, лидеры.

Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

Итоги индустриализации и коллективизации.

Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

Советская культура в 20-30-е гг.

Внешняя политика второй половины 20-х - середины 30-х годов.

Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

Советский тыл в годы войны.

Депортация народов.

Партизанская борьба.

Человеческие и материальные потери в ходе войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции "Большой тройки". Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

Начало "холодной войны". Вклад СССР в создание "социалистического лагеря". Образование СЭВ.

Внутренняя политика СССР в середине 40-х - начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. "Ленинградское дело". Кампания против космополитизма. "Дело врачей".

Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х годов.

Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол "социалистического лагеря". Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны "третьего мира". Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов.

Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

Конституция СССР 1977 г.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е - начале 1980 гг.

Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Российская Федерация в 1992-2000 гг.

Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в "горячих точках" ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.

2.2.1. Объективная необходимость трансформации российской экономики

Еще в древности заметили противоречия товарно-денежных отношений, негативные последствия их функционирования (дифференциация производителей, несправедливость распределения благ, кризисы, безработица, инфляция). Отсюда постоянно велись поиски идеального справедливого строя.

В результате Октябрьской революции в СССР была поставлена задача построить справедливое коммунистическое общество. В ходе эволюции, связанной прежде всего с политическими и военными проблемами, была сформирована командно-административная система хозяйствования. Она позволила России решить ряд крупных задач:

  • высокими темпами была создана тяжелая индустрия, что позволило отстоять независимость и победить в Великой Отечественной войне;
  • технический уровень новых предприятий был достаточно высок, как правило, соответствовал мировым стандартам;
  • в экономически отсталых районах были созданы современные предприятия, подготовлены национальные кадры;
  • был решен ряд социальных проблем: ликвидирована безработица, рос жизненный уровень городского населения.

В итоге Россия вышла на первые места по объемам промышленного производства (в частности, его уровень составлял 80 % от уровня США). Из аграрно-индустриальной Россия превратилась в индустриально-аграрную страну, играла одну из ведущих ролей в мире.

Однако успехи были достигнуты ценой огромных затрат и потерь: отсталость легкой и пищевой промышленности, низкое качество основной массы товаров, высокая материало- и энергоемкость продукции; вечный дефицит, очереди, чрезвычайно низкий уровень жизни крестьянства. Отсутствовали стимулы к эффективному использованию ресурсов, к научно-техническому прогрессу.

Основой экономической системы была общенародная (а на деле – государственная) собственность на средства производства. Результаты производства присваивались государством и распределялись централизованно, без учета затрат, интересов и потребностей непосредственных производителей.

Предприятия, которые работали в таких условиях, не имели никакой самостоятельности. Темпы экономического роста снижались, и к началу 1990-х гг. экономический рост прекратился.

Очевидной для всех стала необходимость рыночной трансформации экономики .

2.2.2. Основы теории переходной экономики

Любая экономическая система не является застывшей. Развиваются производительные силы, ускоряется НТП, что требует изменения экономических отношений, изменяется роль государства в регулировании экономических процессов.

Периоды перехода на качественно новую ступень в рамках одной экономической системы или ломки старой и строительства новой социально-экономической системы называют периодами трансформации. А экономику таких периодов характеризуют как переходную. При этом изменение экономической системы может носить как эволюционный, так и революционный характер.

Основные тенденции в эволюции экономических систем, зародившиеся в ХХ в., наиболее ярко проявились в экономике индустриально развитых стран к началу XXI в. К ним относят:

  • признание уникальной роли рыночных отношений как способа эффективного распределения ограниченных ресурсов и в то же время тенденцию к государственному регулированию экономических процессов;
  • тенденцию к открытости экономики и в то же время – защите национальной промышленности и сельского хозяйства;
  • тенденцию к формированию социально устойчивого общества.

Существует два основных подхода к понятию социально устойчивого общества: узколиберальный и социальный.

Согласно узколиберальному подходу основным средством экономического роста выступает конкуренция. Роль государства оправдана только в пределах смягчения недостатков рыночной экономики. Рынок, выполняя функцию оценки вклада каждого экономического субъекта в развитие экономики, определяет меру удовлетворения его потребностей. В системах такого типа наблюдается гипертрофированное развитие частных форм социального обеспечения, значительная дифференциация доходов, существенные различия в стартовых условиях формирования будущих поколений для различных социальных групп населения. Однако в таких экономических системах, как показала жизнь, очень велика вероятность социальных конфликтов.

К началу XXI в. практический опыт функционирования экономических систем показал, что узколиберальный подход к социально-экономическим отношениям большинство стран переросло. В результате сформировались особые социальные национальные модели обеспечения устойчивости общества. Это северо-европейская модель (наиболее ярко проявившая себя в Швеции), модель социального рыночного хозяйства ФРГ, японская модель. Даже американская модель экономической системы, считающаяся образцом либерального варианта, имеет довольно развитую систему социальной гарантированности.

Ряд требований материального и гуманного характера, выдвинутый идеологами коммунизма, привел к реализации модели экономической системы, построенной на централизации управления производством и распределением всех ресурсов в соответствии с государственным планом.

Эта модель была апробирована в СССР, Монголии, странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), Вьетнаме, Китае, Северной Корее, на Кубе. И если вначале она казалась устойчивой и справедливой, то в дальнейшем потеряла перспективы развития. Так, в 50-е гг. темпы роста экономики составляли 10 % в год, в 60-е – 7 %, в 70-е – 5 %, в 80-е – 2 %, а в 90-е – экономический рост прекратился.

Преодолеть присущую системе централизованного планирования низкую эффективность не удалось, и страны отказались от нее. Начался революционный процесс трансформации экономических систем в этих странах.

Переход к системе, имеющей в своей основе рыночные отношения, предполагает:

  • трансформацию отношений собственности;
  • либерализацию цен;
  • формирование конкурентной среды и процесс демонополизации экономики;
  • трансформацию социально-трудовых отношений, формирование рынка труда;
  • формирование рынков капитала и земли;
  • формирование благоприятного инвестиционного климата, стимулирование инвестиционного процесса;
  • становление современной кредитной и банковской системы;
  • реформирование финансовой системы;
  • формирование денежного и валютного рынка;
  • грамотную внешнеэкономическую политику, предполагающую как расширение открытости экономики, так и обеспечение экономической безопасности страны.

В упрощенном виде выбор методов трансформации сводится к двум вариантам. Первый – т. н. «шоковая терапия» – предполагает проведение максимального числа радикальных мероприятий в кратчайшие сроки.

Такая модель была реализована в Польше, в восточной части Германии и других странах ЦВЕ. Опыт показал, что действительно ряд изменений может произойти очень быстро. Однако глубинные изменения быстро произойти не могут. Приватизация может быть завершена в сжатые сроки, но ее последствия придется корректировать не одно десятилетие. Десятилетия требуют и формирование правовых институтов, финансовой системы рыночного типа, изменения организационной структуры, психологии.

Второй вариант основан на частичных преобразованиях и их поэтапном углублении – получил название «градуализм». По такому пути пошел Китай. Ограничения снимались первоначально в сельском хозяйстве и других отраслях, находящихся в состоянии кризиса, а затем позитивный опыт распространялся на другие сферы экономики по мере формирования необходимых элементов институциональной структуры. Предполагается сосуществование рыночных и плановых механизмов хозяйствования. При этом доля продукции, выпускаемая частными и негосударственными предприятиями, растет.

Несмотря на просчеты и ошибки, страна к началу XXI в. вышла на совершенно новые рубежи развития.

Какой вариант должна выбрать Россия? – Очевидно – свой, собственный. Ни «западный», ни «восточно-азиатский» вариант не являются для России панацеей.

Любая модель развития национальной экономики не только представляет собой своеобразное сочетание внутренних и внешних факторов, определяемых национальными или геополитическими особенностями, но и имеет специфику, относящуюся к различным историческим этапам и связанную с базовыми условиями на каждом из них.

Поэтому в процессе любых реформ ключевой вопрос – это вопрос о соответствии выбранной модели экономического развития и адекватных ей институтов национальным традиционным формам, выработанным на протяжении столетий. Модель хозяйственного развития зависит от таких факторов, как среда обитания, демографические условия, государственный строй, геополитика и передаваемые генетически природные задатки народа, которые в совокупности с культурой определяют экономический менталитет нации. Определяющим институтом служат отношения собственности. Именно они предопределяют тип экономического поведения.

2.2.3. Итоги экономических реформ в России

Анализируя итоги реформ, прежде всего можно выделить ряд позитивных моментов:

  • преодолены тотальное огосударствление экономики и монопольная роль государства. Функционируют предприятия различных форм собственности, частный сектор стал преобладающим;
  • создается инфраструктура рыночной экономики : двухуровневая банковская система, биржи, рынки недвижимости, капитала, земли, институты банкротства;
  • обозначились достижения в области финансовой стабилизации – инфляция перестала быть угрожающим феноменом;
  • происходит экономический рост ;
  • изменяется структура производства, в основном приспосабливаясь к структуре платежеспособного спроса;
  • происходят постепенные сдвиги в ментальности народа (особенно у молодежи) в пользу признания ценностей рыночных форм хозяйствования.

Итак, внешние атрибуты рыночной экономики созданы. В то же время проявились и негативные процессы.

Можно выделить два этапа реформ. 1-й – состоял в демонтаже планово-распределительной системы и во введении ключевых институтов рыночной экономики: свободных цен, частной собственности, открытой экономики, рыночного курса рубля. Преобразования, однако, шли с многочисленными несообразностями. Энтузиазм сменился разочарованием. К тому же этот период был разрушительной фазой структурной перестройки экономики». В итоге произошло следующее:

– беспорядочное распределение собственности и власти с концентрацией их на одном полюсе при росте бедности на другом. Появились т. н. олигархи, способные лоббировать свои корыстные интересы во властных структурах в ущерб другим группам;

– преступность, включая экономическую организованную преступность и т. н.«силовое предпринимательство» – услуги по обеспечению безопасности богатых, выбиванию долгов, захвату собственности;

– коррупция в чудовищных размерах. Образовался симбиоз бизнеса и власти, но не с целью процветания общества, а лишь для собственного обогащения и подавления конкуренции;

– разгул теневой экономики.

Добавим, за достигнутые результаты заплачена непомерно высокая социально-экономическая цена, обескровившая народное хозяйство. Прежде всего – это падение производства, начавшееся в 1990 г. и продолжавшееся почти все годы реформ. Уровень ВВП в 1999 г. составил 47 % 1991 г., объем капиталовложений – около 30 %. Если ВВП на душу населения в конце 80-х гг. составлял около 7 тыс. долл. (31 % США), то в 1997 г. – чуть более 4 тыс. (<15 % США), в 1998 – 3800.

2-й этап реформ начался после кризиса 1998 г. Главной характерной его чертой явилось оживление экономики. Но темпы роста в основном «питаются» ценами на нефть. Направленность экспорта остается энерго-сырьевой: нефть, газ, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, лес, вооружение. Телекоммуникации, информатика быстро развиваются лишь на основе использования преимущественно зарубежных продуктов и технологий.

Жизненный уровень населения так и не достиг допереходных значений. Упал индекс человеческого развития. Даже в Москве, где рыночные реформы продвинулись наиболее далеко, у 26 % жителей доходы ниже прожиточного минимума, а доходы 10 % наиболее богатых граждан в 50 раз выше доходов 10 % беднейших. Подобная социальная дифференциация порождает немало негативных явлений и в экономике и в обществе в целом, вызывает социальную напряженность в обществе. Где уж тут социально устойчивое развитие!

Экономике нанесен колоссальный экономический и социальный ущерб в пользу скорейшего обогащения олигархов, что выразилось в форсированной приватизации наиболее перспективных объектов государственной собственности либо просто бесплатно, либо за символическую цену; в отсутствии эффективного валютного контроля, что привело к перекачиванию валютной выручки за рубеж и на многие десятки млрд долларов сократило воспроизводственный потенциал российской экономики; в отказе от госмонополии на продажу спиртного, что привело к резкому сокращению госбюджета; в бесконтрольности за расходованием бюджетных средств, которые «прокручивают» уполномоченные правительством банки.

В целом к негативным моментам необходимо добавить и следующее:

  • сформировавшийся экономический механизм крайне несовершенен в сравнении с мировыми образцами развитой, рыночной, регулируемой системы;
  • отрыв реального сектора экономики от финансового, который спекулятивно работает на самого себя, почти ничего не отдавая стране;
  • резкое неконтролируемое открытие национальной экономики без необходимой защиты национального производства;
  • распад социалистического содружества государств и распад СССР при отсутствии соответствующей экономической стратегии повлекли за собой разрыв кооперационных, технологических связей, свертывание производства и товарообмена.

2.2.4. Пути дальнейшего развития реформ

Каковы же пути дальнейшего движения? Очевидно одно: реформы необходимо продолжить, назад пути нет. Но можно ли считать, что переходный период в стране закончен?

Внешние атрибуты рыночной экономики у нас созданы. Россия получила статус страны с рыночной экономикой. Однако рыночная модель – это не самоцель, а средство повышения благосостояния населения и укрепления демократических принципов во всех звеньях человеческой деятельности. Если бы экономический успех зависел только от того, что народное хозяйство развивается по рыночным законам, то сегодня практически все человечество находилось бы в состоянии социального и экономического расцвета. По официальным данным международных экономических организаций, из 6 млрд человек, населяющих нашу планету, 5,8 – в той или иной степени вовлечены в рыночные отношения. Однако, по классификации МВФ, к числу передовых отнесено всего 29 стран, остальные – это развивающийся мир и страны с переходной экономикой. Огромное число людей продолжают жить в ужасающей бедности, и разрыв между бедными и богатыми странами продолжает возрастать.

Стоит отметить, что в переходный период главным у идеологов перестройки является принцип – любой ценой сделать события необратимыми. В такой ситуации оценка самих трансформационных процессов и их результатов приобретает подчиненный характер. В России с самого начала движущими факторами переходного периода оказались внеэкономические. Экономическая эффективность принималась во внимание преимущественно сквозь призму частного интереса лиц, оказавшихся организаторами приватизационных и других переходных процессов.

В связи с этим, прежде всего необходимо четко выразить позицию государственной власти по существенной корректировке курса реформ, включая признание допущенных ошибок, объективный анализ их причин. Необходимо отказаться от идеологического отождествления государственного регулирования с тоталитарной системой.

Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты. Единое рыночное пространство опирается на конкурентный механизм. Но сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддерживая конкуренцию, борясь с монополией, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и прозрачность фондового рынка, и адекватная степень открытости национальной экономики, и расширение производства общественных благ. Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взвалить на себя интересы всего общества.

Поэтому, когда речь идет о рыночной модели экономики, то и в теории, и на практике в настоящее время имеется в виду модель смешанной экономики.

Если иметь в виду российскую специфику, то следует, прежде всего остановить внимание на том, что Россия – страна, обладающая огромной территорией, которая покрывает десяток часовых поясов и имеет практически все природные зоны. Вовлечение всей территории в экономический оборот, создание громадного потенциала было достигнуто в период существования СССР. Таким образом, не с чистого листа Россия начала переход на рыночные принципы, а опираясь на единый народнохозяйственный комплекс, включавший соответствущую энергетическую, транспортную и информационную инфраструктуру. Для страны характерен также многонациональный состав населения, этнические группы которого проживают, как правило, на исторически закрепленной за ними территории. Ясно, что в условиях рыночного развития сохранение единства страны невозможно без обеспечения единого рыночного пространства на всей территории страны. А это в свою очередь невозможно без учета территориального, национально-культурного, социально-исторического и других факторов, которые напрямую неподвластны рыночной мотивации, а нередко и противоречат ей. Снять такие противоречия можно путем гармонизации общенациональных, общегосударственных и частных интересов. Одномоментная ориентация только на частные интересы неизбежно угрожает целостности страны, создает предпосылки для нарастания противоречий между регионами, способствует появлению признаков рыночной дезинтеграции.

Итак, рыночное строительство может разворачиваться как создание не чисто рыночной модели, а модели смешанной экономики, что отвечает реалиям XXI в., когда во всех развитых странах фактически функционирует смешанная экономика на прочной рыночной основе. Таким образом, глобальная задача – синергия рынка и государства. Требуется выработать такую программу реформ, которая содействовала бы одновременному развитию и рыночных, и государственных институтов.

Следующая проблема – это необходимость создания национальной модели демократических институтов. В настоящее время они существуют либо в зачаточном, либо в формальном виде. Более того, рыночный практицизм и нигилизм, построенные на частном интересе, пронизали все институты государства. С одной стороны, государственный аппарат и чиновники всех уровней стали частью предпринимательской сферы, а с другой – наиболее успешен тот бизнес, который либо уже питается государственными ресурсами, либо имеет своих лоббистов в различных ветвях государственной власти. Уния крупного бизнеса и чиновников превратилась в главный тормоз дальнейших преобразований и строительства демократического общества в стране. Общество теряет перспективу, т. к. без контроля со стороны демократических институтов рыночная мотивация из метода повышения благосостояния всего народа превращается в самоцель, выгодную лишь избранной части общества. Без решительного поворота к демократическому контролю за деятельностью государства сложившиеся тенденции в экономике не изменить. А без контроля и поддержки демократических институтов государство не может стать ведущим звеном рыночной системы.

На такой базе можно реализовать и главные экономико-политические задачи: обеспечение ускорения темпов экономического роста и ликвидацию бедности.

Для этого необходимо концентрировать усилия на развитие реального сектора экономики. А это в свою очередь требует выбора приоритетов экономического развития, тех узловых моментов, которые бы выступили мультипликатором движения вперед.

Страна держится в основном за счет того потенциала, который был создан до 1991 г. Однако более чем десятилетняя эксплуатация этого потенциала не формирует новых заделов. Даже в общих чертах пока не просматривается новый воспроизводственный процесс, наличие которого свидетельствовало бы о создании собственной базы для экономического роста на рыночных принципах.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать некоторые выводы.

  • Глобальная задача – синергия рынка и государства. Требуется выработать такую программу реформ, которая содействовала бы одновременному развитию и рыночных, и государственных институтов, т. е. формирование модели смешанной экономики.
  • В краткосрочной перспективе нет для экономики России иного выхода, чем продолжать экспорт сырьевых ресурсов.
  • Следует продолжать и в определенной мере поддерживать развитие тех отраслей, где у страны имеются определенные перспективы.
  • Одновременно разрабатывать и поэтапно осуществлять «стратегию прорыва» в целях обеспечения долговременных тенденций экономического роста.
  • Развивать и другие секторы, которые включены в логику постиндустриального развития общества, но в определенной мере выходят за рамки собственно экономики. Однако их развитие является составным моментом социально устойчивого развития общества. К ним относятся:
    • развитие образования – здесь Россия имеет очевидные сравнительные преимущества, поскольку уровень и качество образования у нас превышают параметры, характерные для стран с аналогичным уровнем развития. Вложения в образование являются важным фактором обеспечения экономического рывка;
    • развитие здравоохранения – эта отрасль помимо чисто гуманитарной составляющей характеризуется значительным мультипликативным эффектом.

Отсутствие единой программы реформирования России, неясность целей и последовательности действий, борьба кардинально различных экономических взглядов, не позволяющая выработать четкую теоретическую базу преобразований, не гарантируют успеха и впредь. В сложившейся политической, экономической, экологической и социальной ситуации существуют тенденции, прямо противоположные целям и задачам социально устойчивого развития.

Вместе с тем Россия обладает большим количеством заповедных и огромным потенциалом неосвоенных территорий, где сохраняется биоразнообразие и дикая природа. Эти территории России имеют большое значение для общего экологического баланса планеты. Поэтому путь для устойчивого развития России в сохранении и консервации этих территорий. Необходимо также восстановление таких уникальных экосистем, как экосистемы восточно-сибирской тайги, Байкала, Камчатки, западно-сибирской южной тундры. Именно на этих территориях сохраняются большие запасы энергетических и сырьевых ресурсов, что необходимо для нормального существования будущих поколений.

В целом для России социально устойчивое развитие предполагает поступательное движение страны по стратегической траектории, обеспечивающей достижение прогрессивной системы общественных целей – смену приоритетов общественного развития в направлении обеспечения эффективного развития и сохранения природного и трудового потенциала; развитие человека как активного участника эволюции и экономической, и экологической систем, совершенствование качественных параметров жизнедеятельности, создание необходимых условий для более полной реализации его творческого и духовных начал.

Выводы

1. В результате Октябрьской революции в СССР была сформирована командно-административная система хозяйствования. Она позволила России решить ряд крупных задач. Россия вышла на первые места по объемам промышленного производства. Из аграрно-индустриальной она превратилась в индустриально-аграрную страну, играла одну из ведущих ролей в мире.

2. Однако успехи были достигнуты ценой огромных затрат и потерь: отсталость легкой и пищевой промышленности, низкое качество основной массы товаров, высокая материало- и энергоемкость продукции; вечный дефицит, очереди, чрезвычайно низкий уровень жизни крестьянства. Отсутствовали стимулы к эффективному использованию ресурсов, к научно-техническому прогрессу. Темпы экономического роста снижались, и к началу 1990-х гг. экономический рост прекратился. Очевидной для всех стала необходимость рыночной трансформации экономики.

3. Основные тенденции в эволюции экономических систем, зародившиеся в ХХ в., наиболее ярко проявились в экономике индустриально развитых стран к началу XXI в. К ним относят: признание уникальной роли рыночных отношений как способа эффективного распределения ограниченных ресурсов и в то же время тенденцию к государственному регулированию экономических процессов; тенденцию к открытости экономики и в то же время – защите национальной промышленности и сельского хозяйства; тенденцию к формированию социально устойчивого общества.

4. Существует два основных подхода к понятию социально устойчивого общества: узколиберальный и социальный. Согласно узколиберальному подходу основным средством экономического роста выступает конкуренция. Роль государства оправдана только в пределах смягчения недостатков рыночной экономики. К началу XXI в. практический опыт функционирования экономичеких систем показал, что узколиберальный подход к социально-экономическим отношениям большинство стран переросло. В результате сформировались особые социальные национальные модели обеспечения устойчивости общества.

5. Ряд требований материального и гуманного характера, выдвинутый идеологами коммунизма, привел к реализации модели экономической системы, построенной на централизации управления производством и распределением всех ресурсов в соответствии с государственным планом. Однако преодолеть присущую системе централизованного планирования низкую эффективность не удалось, и страны отказались от нее. Начался революционный процесс трансформации экономических систем в этих странах.

6. Переход к системе, имеющей в своей основе рыночные отношения, предполагает: трансформацию отношений собственности; либерализацию цен; формирование конкурентной среды и процесс демонополизации экономики; трансформацию социально-трудовых отношений, формирование рынка труда; формирование рынков капитала и земли; формирование благоприятного инвестиционного климата, стимулирование инвестиционного процесса; становление современной кредитной и банковской системы; реформирование финансовой системы; формирование денежного и валютного рынка; грамотную внешнеэкономическую политику, предполагающую как расширение открытости экономики, так и обеспечение экономической безопасности страны.

7. В упрощенном виде выбор методов трансформации сводится к двум вариантам. Первый – т. н. «шоковая терапия» – предполагает проведение максимального числа радикальных мероприятий в кратчайшие сроки. Второй вариант основан на частичных преобразованиях и их поэтапном углублении – получил название «градуализм».

8. В процессе любых реформ ключевой вопрос – это вопрос о соответствии выбранной модели экономического развития и адекватных ей институтов национальным традиционным формам, выработанным на протяжении столетий. Модель хозяйственного развития зависит от таких факторов, как среда обитания, демографические условия, государственный строй, геополитика и передаваемые генетически природные задатки народа, которые в совокупности с культурой определяют экономический менталитет нации. Определяющим институтом служат отношения собственности.

9. Анализируя итоги реформ, прежде всего можно выделить ряд позитивных моментов: преодолены тотальное огосударствление экономики и монопольная роль государства, функционируют предприятия различных форм собственности, частный сектор стал преобладающим; создается инфраструктура рыночной экономики; обозначились достижения в области финансовой стабилизации; происходит экономический рост; изменяется структура производства, в основном приспосабливаясь к структуре платежеспособного спроса; происходят постепенные сдвиги в ментальности народа в пользу признания ценностей рыночных форм хозяйствования.

10. В то же время проявились и негативные процессы: беспорядочное распределение собственности и власти с концентрацией их на одном полюсе при росте бедности на другом; колоссальный рост преступности, включая экономическую организованную преступность; разгул теневой экономики, коррупция в чудовищных размерах; падение производства, начавшееся в 1990 г. и продолжавшееся почти все годы реформ; отрыв реального сектора экономики от финансового, который спекулятивно работает на самого себя, почти ничего не отдавая стране; резкое неконтролируемое открытие национальной экономики без необходимой защиты национального производства.

11. Основные направления дальнейшего развития реформ таковы. Глобальная задача – синергия рынка и государства. В краткосрочной перспективе нет для экономики России иного выхода, чем продолжать экспорт сырьевых ресурсов. Следует продолжать и в определенной мере поддерживать развитие тех отраслей, где у страны имеются определенные перспективы. Одновременно разрабатывать и поэтапно осуществлять «стратегию прорыва» в целях обеспечения долговременных тенденций экономического роста. Развивать и другие секторы, которые включены в логику постиндустриального развития общества, но в определенной мере выходят за рамки собственно экономики. Однако их развитие является составным моментом социально устойчивого развития общества, в частности: развитие образования и здравоохранения.

Вопросы для самопроверки

  • В чем выразилась объективная необходимость трансформации экономики в России?
  • Каковы основные тенденции в эволюции развитых экономических систем?
  • Какие подходы существуют к понятию социально устойчивого общества?
  • Что предполагает переход к системе, имеющей в своей основе рыночные отношения?
  • Какие существуют методы трансформации экономики?
  • Каковы позитивные и негативные итоги рыночной трансформации экономики России?
  • Какие можно выделить направления дальнейшего развития реформ в России?

Литература

Основная

1. Переходная экономика России: проблемы и перспективы / Под ред. И. П. Павловой. – СПб.: МБИ, 2004. – С. 9-37.

2. Теория переходной экономики: Учеб. пособие / Под ред. И. П. Николаевой. – М., 2001.

3. Переходная экономика. Аспекты, российские проблемы, мировой опыт / Под ред. В. А. Мартынова. – М., 2005.

Косыгинская реформа (реформа Либермана) – экономическая реформа, направленная на совершенствование системы планирования и управления народным хозяйством в СССР.

Начало Косыгинской реформе было положено в 1965 году, однако из-за ряда проблем ее осуществление продлилось до 1970 года, после чего реформа была свернута. Свое название экономическая реформа получила в честь А.Н. Косыгина, председателя Совета Министров СССР, которому было поручено заниматься разработкой и проведением экономических преобразований. Также эта реформа известна, как «Реформа Либермана» - в честь второго автора и разработчика проекта, советского экономиста Е.Г. Либермана.

Основная суть реформы, заключалась во внедрении совершенно новой экономической системы управления на предприятия, которая опиралась на показатели эффективности и готовила экономику к новому витку развития.

Косыгинская экономическая реформа

После того, как в октябре 1964 года пост главы государства покидает Н.С. Хрущев , заканчивается вместе с ним и знаменитая «хрущевская оттепель», во время которой в СССР активно проводились самые разнообразные реформы, порой очень смелые и довольно часто непродуманные. на смену им приходят уже более умеренные и консервативные преобразования новой власти.

Несмотря на опасения, с приходом Л. Брежнева страна не возвращается к сталинизму, а начинает ряд умеренных преобразований с целью совершенствования социализма. В это же время в мире происходит резкий научно-технический скачок, что приводит к необходимости преобразовать существующую экономическую систему. Разработку экономической реформы поручили Косыгину.

Суть Косыгинской реформы

Основная суть реформы заключается в том, чтобы сделать предприятия более самостоятельными, повысить степень их хозяйственной и экономической свободы и выбрать новые экономические стимулы взамен старым.

Реформа предполагала:

    Ликвидацию органов территориального управления хозяйством, восстановление системы отраслевого управления;

    Сокращение количества плановых показателей с целью уменьшить бюрократизацию процесса производства;

    Переход на экономические стимулы;

    Ключевыми показателями эффективности становились рентабельность и прибыль;

    Новая политика формирования цен.

К сожалению, уже на первом этапе проведение реформы столкнулось с определенными трудностями – аграрный сектор оказался не готов к новой экономической системе, поэтому проведение реформ затянулось на пять лет. К 1970 году стало понятно, что полностью осуществить задуманное невозможно, и реформы постепенно сошли на нет.

Итоги реформы Косыгина и причины провала

Основная цель экономической реформы заключалась в том, чтобы подстегнуть экономику перейти к интенсивному качеству роста и создать фундамент для дальнейшего ее развития, но уже с новыми основами. К сожалению, Косыгинскую реформу можно назвать неудавшейся, так как полностью воплотить ее в жизнь так и не удалось.

Историки называют ряд причин, по которым реформа провалилась, однако основное место в них занимают несостыковки и большое количество противоречий в административно управленческом корпусе (проведения реформы хотела далеко не вся правящая часть партии), а также банальную нехватку денег на осуществление преобразований. Несмотря на неудачу, реформы легли в основу экономических преобразований в 1987-1988 годах.

В 1980 году Косыгина освобождают от всех должностей в связи с ухудшением здоровья, а позднее, 18 декабря 1980 года он умирает. За период своей политической карьеры Косыгин не только занимался разработкой экономических преобразований, но также внес существенный вклад во внешнюю политику СССР.

Для выбора эффективного курса и реализации реформ в ПК РБ требуется определить цели, стратегию и тактику реформирования экономики.

Стратегическая цель экономической реформы в промышленном комплексе, прежде всего, ориентирована на замену распределительных методов и механизмов хозяйствования экономическими, на методы, основанные на законах рынка.

Как известно, существуют различные концепции и формы рыночной экономики, имеющие разные исторические корни и опыт. Отсюда возникает первая проблема - по какому пути следует идти при реформировании экономики промышленного комплекса. В обобщенном виде можно выделить два возможных варианта реформирования экономики ПК. Первый - коллективный, или корпоративный, опирающийся на всеобщие или интегрированные ресурсно-вещественные ценности в экономике. Второй - в основе которого лежат ценности индивидуума или собственника.

Для реформирования экономики промышленного комплекса (ПК) РБ наиболее приемлемым на данном этапе является первый вариант по следующим причинам.

Во-первых, ПК РБ представляет собой народнохозяйственный комплекс, возникший на базе интеграции ценностей ряда отраслей и предметно-технологического разделения труда. Отраслевая структура ПК отражает соотношения, связи и пропорции между крупными группами отраслей материального производства: нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей, черной и цветной металлургии, машиностроения и металлообработки, лесной и деревообрабатывающей, легкой и пищевой, а также других отраслей.

В рамках ПК в процессе реформ появились различные субъекты (кооперативы, малые предприятия, акционерные общества) и структуры с разными формами собственности. Однако появление новых образований не уменьшает, а усиливает корпоративный дух ПК благодаря сохранению личного интереса предпринимателей и совместной промышленной деятельности. Более того, формирование и развитие новых структур способствуют углублению структурной модернизации и развитию конкуренции в ее цивилизованных формах.

В ходе реформы неизбежно корректирование ее стратегии, особенно в части перехода на рыночные отношения и овладения рыночными механизмами. Эту задачу в настоящее время успешно решают органы законодательной и исполнительной власти РБ. Анализ результатов экономической реформы РБ показывает, что формирование новой, присущей рыночной экономике структуры ПК с развитием акционирования, предпринимательства и приватизации, расширением самостоятельности и либерализации приносят определенные плоды, начиная с 1994 г.

С 1998 г. устойчивый рост производства отмечен в топливной промышленности, металлургии, химии и нефтехимии, стекольной и фарфорофаянсовой промышленности. Относительно стабильным, на уровне 1997 г., сохранился в 2000 г. выпуск продукции в электроэнергетике, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.



Однако сократилось производство в пищевой промышленности и в некоторых отраслях, производящих конечную продукцию для внутреннего рынка. В 1996 г. наблюдался значительный спад: в машиностроении, легкой и микробиологической промышленности, а в 1999-2001 гг. в некоторых из этих отраслей наблюдалось оживление.

Основными проблемами в целом по промышленности остаются:

1) структурная модернизация;

2) снижение издержек производства;

3) улучшение качества и конкурентоспособности продукции.

В отраслевом разрезе эти проблемы еще более обостряются. Поэтому требуется решение ряда тактических задач реформы.

Реформирование структуры экономики такого гиганта, каким является промышленный комплекс, должно осуществляться поэтапно, системно. Это прежде всего обусловлено рядом причин объективного и субъективного характера. Среди них - износ основных фондов, уменьшение качественных природных ресурсов, инерция социального иждивенчества и психологически негативное отношение населения к радикальным переменам, ограниченность контингента лиц, способных к рыночному предпринимательству. Отсюда встают серьезные тактические проблемы реформирования экономики ПК. Они также носят как объективный, так и субъективный характер. Но в большей мере все же субъективный, так как связаны с просчетами в проведении промышленной политики, низкой результативностью мер в борьбе со спадом и инфляцией, монополизмом и расточительством. Все это, как известно, вызвало чрезмерно неоправданные издержки в процессе рыночных реформ, связанные с приватизацией и акционированием, спадом производства при общем кризисе сбыта.

Другой важный фактор заключается в том, что взаимные неплатежи во многом также обусловлены недостатками тактики реформирования ПК. Многие факторы структурного кризиса усугубляются правовой неразберихой, коррупцией и чиновничьим произволом федерального уровня. Все это крайне усложняет реформирование экономики, порождает социальную напряженность и, как итог, неверие людей в успех преобразований.

Анализ основных технико-экономических показателей по статистическим отчетам ряда отраслей ПК РБ в динамике за шесть лет реформирования подтверждает выводы относительно неэффективности стратегических и тактических мер по реформированию экономики ПК.

В тех отраслях, где комплекс мер по реформированию экономики был стратегически определен и тактически обеспечен, результаты оказались положительными. В других отраслях из-за допущенных просчетов и серьезных недостатков по адаптации к рыночным условиям хозяйствования все еще наблюдается тенденция к падению и свертыванию производства.

Рассмотрим эти явления на примере основных отраслей промышленного комплекса РБ.

Cтраница 1


Экономические преобразования требуют системного решения. Следовательно, в выборе и оценке направлений налогового реформирования необходим крайне взвешенный подход. Под налоговую реформу должны быть подведены фундаментальные экономические теории, в том числе классическая теория налогообложения, разработка которой возможна в той мере, в какой это позволяет состояние экономики и политики. Преобразования в системе налоговых правоотношений требуют не только профессиональных навыков в сборе налоговых платежей. Прежде всего необходимо понять, какую роль играют налоговые категории в процессе расширенного воспроизводства и каким образом оптимизировать эту роль. Данное фундаментальное положение налоговой теории до сих пор не реализовано в должной степени ни российскими законодателями, ни учеными, чьи налоговые концепции приняты за основу налоговых законов. Практика немыслима без теории. Теория - это комплекс идей, который истолковывает глубинные основы, первопричины процессов или явлений, постоянно сопровождающих развитие человечества, и позволяет использовать это с максимальной отдачей в той или иной сфере бытия.  

Экономические преобразования, или экономическая реформа, не есть чисто российский синдром (от гр. Реформы проводили все страны, все народы и во все времена. Реформа - это такое изменение в государственной политике, которое неизбежно ведет к изменениям в экономическом поведении хозяйствующих субъектов. Реформы различаются по глубине преобразований. Спектр этих преобразований может развиваться от косметических псевдопреобразований до полной смены всех экономических институтов и форм хозяйствования. Качественно в реформах всегда надо видеть общее, особенное и конкретное, присущее экономике данной страны. Вот почему учиться у других опыту проведения реформ полезно, однако копировать этот опыт - глупо.  

Экономические преобразования в России ориентированы на развитие рыночных отношений и регуляторов, а также на создание эффективной системы функционирования финансового рынка. Поэтому актуальна проблема управления их инвестиционным портфелем, состоящим из реальных и финансовых активов.  

Экономические преобразования, проводимые в России, привели к серьезным изменениям во всех сферах управления промышленной безопасностью. В течение 90 - х годов в результате децентрализации государственного управления промышленностью и развития различных форм собственности нарушилась целостность системы управления безопасностью, перестали существовать отраслевые структуры управления промышленной безопасностью. В настоящее время действующие на многих предприятиях системы управления не обеспечивают соблюдения требований правил безопасности и не исключают аварийности и травматизма на производстве.  

Экономические преобразования, произошедшие в последние годы в России, привели к кардинальным переменам на товарном рынке. На фоне бурного роста парка автомобилей в несколько раз возросло число АЗС, а также полностью изменилось их качество.  

Технологические и экономические преобразования, связанные с внедрением станков с ЧПУ, не ограничиваются только упрощением изготовления перфолент, а служат одновременно и для оптимизации всего технологического цикла.  

Осуществимость современных экономических преобразований, носящих качественно глубинный характер, во многом зависит от нравственного их обоснования и исполнения. Даже самые продуманные экономические новации дискредитируются при несоблюдении этого требования.  

Темпы общественно-политических и экономических преобразований в нашей стране опережают темпы изменений в практике управления регионами, городами и районами. Поэтому качественно новые проблемы развития зачастую решаются устаревшими и неадекватными методами.  

В период экономических преобразований после 1991 г. в России предпринимаются стремительные попытки утвердить постулаты экономического человека А.  

Мировой опыт экономических преобразований показал, что есть два основных пути решения поставленных задач: радикальный, или шоковый, и эволюционный, или умеренный.  

Ключевой проблемой экономических преобразований в современной России становится вопрос о том, как остановить падение производства, не ввергая страну в новый виток инфляции. Новейшая мировая история не знала еще примера, когда спад производства продолжается в течение 8 лет. Российское экономическое чудо должно состоять не в феномене экономического падения, а в примере экономического роста.  

Уровень развития экономических преобразований в России требует ускоренных и устойчивых темпов развития. Специалисты считают, что одной из причин, сдерживающих это развитие, является несоответствие российской системы нормирования, стандартизации и сертификации современному уровню развития экономики страны и стоящим перед ней задачам. Повысить конкурентоспособность российской продукции в мире, развить предпринимательскую инициативу и одновременно эффективно защитить рынок от некачественной продукции в рамках действующей практики удается не всегда.  

В ходе экономических преобразований в России появились новые институты, начали формироваться отдельные элементы функциональных экономических систем, из которых в перспективе должны сформироваться действенные механизмы саморегуляции.  

В области экономических преобразований деятельность правительства умеренных ограничилась упразднением некоторых церковных налогов, отменой гильдий и цехов и законами о свободном открытии фабрик, мастерских.  

Важным элементом экономических преобразований в ходе революции является финансовая программа действий политических сил, пришедших к власти. Эта финансовая программа направлена на создание прочной финансовой базы новой политической надстройки, обеспечивающей не просто функционирование создающихся государственных структур, но и финансирование революционных мероприятий пришедших к власти политических сил во всех сферах общественной жизни.  

Новое на сайте

>

Самое популярное