Домой Сбербанк Финансовые резервы как форма финансовые ресурсы. Создание резервов

Финансовые резервы как форма финансовые ресурсы. Создание резервов

Введение

Финансы предприятия - денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений и их использования на различные цели (например на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой, финансирование затрат, выплаты дивидендов по акциям, арендной платы и так далее).

Основная задача финансов предприятия - финансовое обеспечение деятельности организации.

Финансовый анализ является основой выявления резервов предприятия. В экономике различают два понятия резервов.

Во-первых, резервные запасы, например, сырья, материалов, наличие которых необходимо для непрерывного планомерного развития предприятия.

Во-вторых, резервы, как еще неиспользованные возможности роста производства, улучшения его качественных показателей.

Резервирование является неотъемлемой частью финансовой работы, обеспечивающей реализацию принципа постоянно действующего предприятия, в силу чего доля резервов в составе собственного капитала предприятий неуклонно повышается в экономически развитых странах.

Целью данной курсовой работы является изучение формирования и использования финансовых резервов предприятия на примере ООО «Сплав».

Объектом исследования является предприятия ООО «Сплав».

Предметом исследования являются финансовые резервы предприятия.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Рассмотрено понятие финансовых резервов предприятия и их классификация.

2. Проведен анализ формирования и использования финансовых резервов предприятия.

3. Выявлены источники финансовых резервов предприятия.

4. На основании полученных теоретических знаний проанализированы формирование и использование финансовых резервов предприятия в условиях коммерческого расчета на примере ООО «Сплав».

Информационной базой для исследования послужила литература по экономики организации.

Теоретические основы формирования и использования финансовых резервов предприятия

Понятие финансовых резервов предприятия. Классификация резервов

Резервы предприятия - это неиспользованные возможности снижения текущих и авансируемых затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия. Устранение всякого рода потерь и нерациональных затрат - это один из путей использования резервов. Другой путь связан с возможностями ускорения научно-технического прогресса как главного рычага повышения интенсификации и эффективности производства. Таким образом, резервы в полном объеме можно измерить разрывом между достигнутым уровнем использования ресурсов и возможным уровнем, исходя из накопленного производственного потенциала предприятия.

Резервы предприятия - это неиспользованные возможности снижения текущих и авансируемых затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия.

Классификация резервов возможна по разным признакам и должна облегчать поиск резервов (рисунок 1). Рассмотрим важнейшие принципы классификации резервов.

С позиций предприятия и в зависимости от источников образования различают внешние и внутренние резервы. Под внешними резервами понимают общие народнохозяйственные, а также отраслевые и региональные резервы. Примером использования резервов в народном хозяйстве является концентрация капиталовложений в те отрасли, которые дают наибольший экономический эффект (например, химическое производство) или которые обеспечивают ускорение темпов научно-технического прогресса (станкостроение, приборостроение и др.). Использование внешних резервов сказывается на уровне экономических показателей предприятия, но главным источником экономии на предприятиях, как правило, являются внутренние резервы.

Рисунок 1. Классификация резервов предприятия

Использование производственных и финансовых ресурсов предприятия может носить как экстенсивный, так и интенсивный характер. Экстенсивное использование ресурсов и экстенсивное развитие ориентируются на вовлечение в производство дополнительных ресурсов. Интенсификация производства состоит, прежде всего, в том, чтобы результаты производства росли быстрее, чем затраты на него, чтобы, вовлекая в производство сравнительно меньше ресурсов, можно было добиться больших результатов. Базой интенсивного развития является научно-технический прогресс.

В реальной действительности в достаточно продолжительном времени чисто интенсивного или чисто экстенсивного типа развития быть не может, так что правильнее говорить не об интенсивном или экстенсивном типах развития, а о преимущественно интенсивном или преимущественно экстенсивном типе развития. Определенный рост эффективности может иметь место и при преимущественно экстенсивном типе воспроизводства. Но возможность обеспечить достаточно высокими темпами неуклонный рост экономической эффективности производства дает только переход к преимущественно интенсивному типу развития.

Для практики поиска резервов важное значение имеет классификация их по факторам и условиям интенсификации, повышения эффективности хозяйственной деятельности. Научно-технический уровень производства и продукции включает в себя резервы повышения прогрессивности и качества продукции и применяемой техники, степени механизации и автоматизации производства, технической и энергетической вооруженности труда, ускорения внедрения новой техники и мероприятий научно-технического развития. Структура и организация производства и труда включает такие резервы, как повышение уровня концентрации, специализации и кооперирования, сокращения длительности производственного цикла, обеспечения ритмичности производства и других принципов научной организации производства; сокращение и полная ликвидация производственного брака; обеспечение принципов научной организации труда; повышение квалификации рабочей силы и ее соответствия техническому уровню производства. Повышение уровня управления и методов хозяйствования означает совершенствование производственной структуры предприятия, структуры органов управления им, повышение уровня плановой и учетно-контрольной работы, внедрение и развитие коммерческого расчета во всех подразделениях, как производственных, так и управленческих, и т.д.

Рисунок 2. Классификация факторов и резервов экстенсивного и интенсивного развития производства

Возможны и другие принципы классификации резервов, их необходимость вытекает из конкретных условий и задач каждого предприятия В механизме поиска резервов важное место занимает передовой опыт, который позволяет сформулировать определенные условия рационализации выявления и мобилизации резервов. К таким условиям можно отнести:

Массовость поиска резервов, т.е. необходимость вовлечения в поиск резервов всех работников в порядке выполнения ими своих служебных обязанностей, развертывания и распространения общественных форм экономического соревнования;

Определение ведущего звена в повышении эффективности производства, т.е. выявление тех затрат, которые составляют основную часть себестоимости продукции и которые могут дать большую экономию по сравнению с другими;

Выявление «узких мест» в производстве, которые лимитируют темпы роста производства и снижение себестоимости продукции;

Учет типа производства: в массовом производстве анализ резервов рекомендуется вести в последовательности - изделие,» узел, деталь, операция; в единичном производстве - по отдельным операциям производственного цикла;

Одновременный поиск резервов по всем стадиям жизненного цикла объекта или изделия;

Определение комплектности резервов с тем, чтобы экономия материалов, например, сопровождалась экономией труда и времени использования оборудования, только в этом случае возможен выпуск дополнительной продукции.

Финансовые резервы - особая форма финансовых ресурсов, обособляемых органами государственного и муниципального управления и хозяйствующими субъектами на случай возникновения непредвиденных расходов и специфических потребностей, обусловленных необходимостью ликвидации отрицательных последствий случайных, неожиданно возникших событий и обстоятельств.

Финансовые резервы предназначены для финансирования текущих и капитальных затрат либо вообще не предусмотренных утвержденными финансовыми планами, либо предусмотренными в меньших объемах, либо не обеспеченных финансовыми источниками из-за недопоступления запланированных доходов.

Формирование финансовых резервов объективно предопределено потребностями общественного воспроизводства, нуждающегося в бесперебойном финансировании даже при наступлении непредвиденных событий и различного рода случайностей. Оно происходит на стадии распределения финансовых ресурсов по фондам целевого назначения: фондовая форма функционирования финансовых резервов обусловлена необходимостью их целевого использования.

Расходуются финансовые резервы только при наступлении событий, на случай возникновения которых они были предусмотрены, и только на цели, связанные с неблагоприятными последствиями наступивших событий. Если же случайных, непредвиденных событий не происходит, «сэкономленные» (оставшиеся неизрасходованными) финансовые резервы выступают источником накопления финансовых ресурсов, повышая устойчивость финансовой системы.

Процессы функционирования финансовых резервов и финансовых ресурсов тесно взаимосвязаны: от величины финансовых ресурсов во многом зависит своевременность и полнота формирования финансовых резервов; использование финансовых резервов по их прямому назначению восстанавливает нормальное течение воспроизводственного процесса даже при наступлении неблагоприятных событий; приводя к бесперебойному формированию финансовых ресурсов.

1.2 Формирование и использование финансовых резервов предприятия

Рассмотрим систему финансовых резервов предприятия (рисунок 3).


Рисунок 3. Система резервов предприятия

Рассмотрим финансовые резервы предприятия подробнее.

Резервный капитал. По данной статье отражается сумма остатков резервного и других аналогичных фондов, создаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации или в соответствии с учредительными документами. По величине резервного капитала судят о запасе финансовой прочности предприятия. Отсутствие или недостаточная его величина рассматривается как фактор дополнительного риска вложения капитала в предприятие.

Для обобщения информации о состоянии и движении резервного Капитала предназначен счет 82 «Резервный капитал». Законодательством РФ предусмотрено обязательное создание резервных фондов в акционерных обществах. Резервный фонд создается в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 5% от его уставного капитала. Он формируется путем обязательных ежегодных отчислений, но не менее 5% от чистой прибыли, до достижения зафиксированного уставом размера.

Средства резервного фонда общества предназначены для покрытия убытков, погашения облигаций общества, выкупа собственных акций в случае отсутствия иных средств. Резервный фонд не может быть использован в иных целях.

Для предприятий других организационно-правовых форм создание резервного фонда не является обязательным, вопрос о его формировании и использовании определяется законодательством. Так, например, уставом кооператива может быть принято, что определенная часть принадлежащего кооперативу имущества составляет неделимый фонд кооператива, используемый в целях, определяемых его уставом. Решение об образовании неделимого фонда кооператива принимается по единогласному решению его членов, если иное не предусмотрено уставом кооператива. Имущество, составляющее неделимый фонд кооператива, не включается в паи его членов. На указанное имущество не может быть обращено взыскание по личным долгам членов кооператива.

Общество с ограниченной ответственностью может создавать резервный фонд и иные фонды в порядке и размерах, предусмотренных уставом общества. При этом для общества с ограниченной ответственностью при создании резервных фондов не установлено их минимально необходимых размеров. То же можно сказать и об обществах с дополнительной ответственностью, о хозяйственных товариществах, о государственных и унитарных предприятиях.

От вышеназванных резервов следует отличать прочие резервы, которые предприятия создают в целях компенсации убытков и равномерного распределения расходов в течение отчетного периода.

К прочим можно отнести оставшиеся три группы резервов: оценочные резервы, резервы предстоящих расходов, резервы по условным фактам хозяйственной деятельности.

Так называемые оценочные резервы предназначены для уточнения балансовой оценки отдельных объектов бухгалтерского учета и являются обязательными. Периодичность и порядок их формирования определяются учетной политикой предприятия. Оценочные резервы формируются не реже одного раза в год, непосредственно перед составлением годовой отчетности, и должны иметь переходящий остаток, уменьшающий оценку того актива, под который они создаются. В течение следующего года осуществляется расходование данных резервов. В российской практике используются три вида оценочных резервов:

По сомнительным долгам;

Под обесценение финансовых вложений;

Под снижение стоимости материальных ценностей.

Для учета каждого оценочного резерва предусмотрен отдельный синтетический счет.

Для поставщика поставка продукции с отсрочкой платежа является достаточно рискованной формой расчетов. Тем не менее поставщики часто идут на это. И в этом случае у них возникает дебиторская задолженность. Если покупатель так и не перечислит деньги в установленный срок, то согласно Гражданскому кодексу РФ через три года (таков общий срок исковой давности) продавец должен списать его задолженность на убытки. Так происходит в том случае, если организация не создает резерв сомнительных долгов. Если операции по списанию дебиторской задолженности носят постоянный характер, организация вправе создавать резерв по сомнительным долгам, что позволяет ей заранее уменьшить свою прибыль на сумму просроченной дебиторской задолженности, еще не списав последнюю.

Резерв по сомнительным долгам создается по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги на основе проведения инвентаризации дебиторской задолженности организации с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. При этом сомнительным долгом признается такая дебиторская задолженность, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией. Сомнительным долгом признается не любая не погашенная в срок и необеспеченная задолженность, а только задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров, выполняемых работу оказываемых услуг. Периодичность инвентаризации дебиторской задолженности и порядок создания резерва по сомнительным долгам должны быть утверждены в учетной политике.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Данный резерв может создаваться и пополняться в течение года, причем столько раз, сколько предусмотрено в учетной политике инвентаризаций дебиторской задолженности организации. На сумму создаваемых резервов сомнительных долгов дебетуют счет 91 «Прочие доходы и расходы» и кредитуют счет 63 «Резервы по сомнительным долгам». Аналитический учет ведется по каждому сомнительному долгу, на который создан резерв.

Согласно нормам бухгалтерского учета организация имеет право формировать резерв по каждому сомнительному долгу в полном объеме. Формирование резерва, а также списание задолженности на убытки сверх сумм созданного резерва являются прочими расходами.

Сумма резерва по сомнительным долгам определяется в налоговом учете следующим образом:

По сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

По сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) - в сумму резерва включается 50% от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;

По сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - сумма создаваемого резерва не увеличивается.

Суммы отчислений в создаваемые резервы включаются в состав внереализационных расходов и уменьшают налогооблагаемую прибыль. Однако это правило действительно только для организаций, применяющих метод начисления. При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% выручки отчетного (налогового) периода.

Использовать резерв сомнительных долгов можно только для того, чтобы погасить задолженность, по которой истек срок исковой давности, а также другие долги, нереальные для взыскания.

Сумма резерва, не полностью использованная в отчетном (налоговом) периоде, может быть перенесена на следующие отчетные (налоговые) периоды, но в последующих периодах резерв должен быть скорректирован относительно остатка резерва.

Резерв под обесценение финансовых вложений образуется в объеме разницы между учетной и расчетной стоимостью некотируемых финансовых вложений, по которым произошло устойчивое существенное снижение их стоимости. Под обесценением финансовых вложений понимается устойчивое существенное снижение их стоимости ниже величины экономических выгод, которые организация рассчитывает получить в обычных условиях ее деятельности.

Устойчивым признается снижение стоимости финансовых вложений при одновременном выполнении следующих условий:

На отчетную дату и на предыдущую отчетную дату стоимость вложений существенно выше их расчетной стоимости;

В течение отчетного года расчетная стоимость финансовых вложений существенно изменялась исключительно в направлении уменьшения;

На отчетную дату отсутствуют свидетельства того, что в будущем возможно существенное повышение расчетной стоимости данных финансовых вложений.

Если эти условия выполнены, то необходимо создать резерв под Обесценение финансовых вложений. В случае создания резерва в прошлом периоде неизрасходованные суммы резерва относятся на финансовые результаты организации.

На момент формирования резерва анализируются все финансовые вложения, находящиеся в собственности организации, независимо от места их нахождения (в депозитарии, у залогодержателя, у доверительного управляющего). Если расчетная стоимость объекта вложений ниже учетной, то разница между этими величинами включается в сумму резерва.

Итоговая величина резерва определяется как сумма резервов, созданных под обесценение отдельных объектов финансовых вложений.

Образуется указанный резерв за счет финансовых результатов организации (в составе прочих расходов) в коммерческих организациях и за счет увеличения расходов - в некоммерческих.

В налоговом учете порядок создания резерва под обесценение вложений в ценные бумаги, прописанный в ст. 300 Налогового кодекса РФ, совершенно иной.

Во-первых, резерв под обесценение вложений в ценные бумаги в налоговом учете вправе создавать только профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность.

Во-вторых, резерв под обесценение вложений в ценные бумаги в налоговом учете создается только по эмиссионным ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг.

В-третьих, резервы создаются в налоговом учете в отношении каждого выпуска ценных бумаг, удовлетворяющего указанным требованиям, независимо от изменения стоимости ценных бумаг других выпусков.

Выполняя задачу сближения бухгалтерского и налогового учета, организациям по ценным бумагам, не имеющим текущую рыночную стоимость, устойчивое снижение стоимости лучше не определять и резерв под обесценение финансовых вложений не создавать.

Сумма резервов под обесценение ценных бумаг налогооблагаемую прибыль не уменьшает.

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей создается в объеме разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью материально-производственных запасов, если последняя выше текущей рыночной стоимости. Случаи создания указанного резерва предусмотрен п. 25 ПБУ 5/01 «Учет Материально-производственных запасов», и он касается морально устаревших материалов, материалов, полностью или частично утративших свое первоначальное качество, материалов, по которым текущая рыночная стоимость, стоимость продажи снизились.

Резерв создается за счет финансовых результатов. Сумму резерва определяют путем сопоставления фактической себестоимости с рыночной стоимостью по каждому номенклатурному номеру или по группам однородных материальных ценностей. Расчет текущей рыночной стоимости запасов производится специалистами организации на основе информации, доступной до даты подписания бухгалтерской отчетности.

В бухгалтерском балансе величина резерва под обесценение материальных ценностей уменьшает стоимость материально-производственных запасов.

Резервы предстоящих расходов создаются в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства и обращения. По своей экономической сущности эти резервы можно отнести к собственному капиталу организации. Целями создания резервов предстоящих расходов являются:

а) накопление источников финансирования крупных затрат, носящих периодический характер;

б) равномерное включение расходов в себестоимость или издержки обращения во времени (их распределение);

в) выравнивание промежуточных финансовых результатов.

Система нормативного регулирования определяет строго целевое назначение резервов предстоящих расходов.

Организация может создавать следующие виды резервов:

На предстоящую оплату отпусков работникам;

Выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

Выплату вознаграждений по итогам работы за год;

Ремонт основных средств;

Гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и на другие цели.

Организация решает самостоятельно, какие резервы ей создавать, и закрепляет это положение в учетной политике.

Резервы по условным фактам хозяйственной деятельности.

Смысл формирования данных резервов состоит в том, чтобы отразить расход по удовлетворению обязательства, которое пока не возникло, но может возникнуть с достаточно высокой степенью вероятности. Причиной формирования данных резервов является требование осторожности (осмотрительности). Для целей отражения в бухгалтерской отчетности условные обязательства подразделяются на две группы:

Возможные обязательства, информация о которых подлежит раскрытию в формах бухгалтерской отчетности (в частности, в балансе) - в этом случае по существующим на отчетную дату обязательствам на счетах бухгалтерского учета создаются резервы;

Возможные обязательства, информация о которых подлежит раскрытию в пояснительной записке, - в этом случае записи в системном бухгалтерском учете не осуществляются.

Организация создает резервы в связи с существующими на отчетную дату обязательствами, в отношении величины либо срока исполнения которых существует неопределенность при одновременном наличии следующих условий:

а) существует очень высокая или высокая вероятность того, что будущие события приведут к уменьшению экономических выгод организации;

б) величина обязательства, порождаемого условным фактом, может быть достаточно обоснованно количественно оценена.

Создание резерва признается в бухгалтерском учете расходом и в зависимости от вида обязательства относится на расходы по обычным видам деятельности или прочие расходы. При этом резерв отражается за счет тех расходов, которые были бы признаны в случае возникновения обязательства, под которое формируется резерв.

Периодичность формирования резерва определяется организацией самостоятельно, однако перед составлением годовой отчетности формирование указанного резерва является обязательным.

Распространенные резервные денежные единицы — американский доллар, британский фунт, японская иена, китайский юань. Доллар США является основной валютой, составляя около 60% от общего объема официальных международных резервов.

История

В 1944 году, в результате заключения Бреттон-Вудского соглашения между делегатами из 44 стран, резервной валютой был принят доллар США, который конвертировался в золото.

В 1971 году из-за нарастания внешнего долга, уменьшения запасов золота США прекратили обмен долларов на золото. Страны перешли на плавающий обменный курс. Доллар остался мировым валютным резервом как стабильное и ликвидное средство обмена, наряду с которым использовался британский фунт. Евро, введенный в 1999 году (с 2002 г. в наличном обороте), занимает второе место после доллара США по распространению с долей около 20% в мировой корзине валют.

Виды

Резервными активами в платежном балансе выступают:

  • наличные средства в иностранной валюте;
  • запасы золота;
  • банковские депозиты за рубежом;
  • резервные позиции в МВФ;
  • СДР, или специальные права заимствования;
  • долговые ценные бумаги (казначейские векселя, облигации).

Функции

Валютные резервы государства формируются и используются в соответствии с его монетарной политикой. Чем больше накоплено валютных резервов, тем выше способность центрального банка сокращать волатильность внутренней денежной единицы. К основным функциям международных резервов относятся:

  • обеспечение платежеспособности. Удержание валютных резервов повышает платежеспособность страны, поскольку конвертируемые активы могут применяться для погашения внешних долговых обязательств или оплаты других расходов, связанных с движением капитала. Валютные резервы позволяют поддерживать ликвидность в случае экономических кризисов, когда предложение инвалюты недостаточно для оплаты импорта;
  • воздействие на валютный курс. В режиме плавающего (рыночного) обменного курса центральные банки косвенно влияют на котировки проведением интервенций на открытом рынке. Они осуществляют покупку или продажу инвалюты для корректировки стоимости внутренней денежной единицы по отношению к иностранной. В первом случае снижается цена и покупательная способность внутренней валюты (обычно для повышения конкурентоспособности продукции на мировом рынке), во втором — увеличивается за счет повышения спроса (для предотвращения девальвации);
  • осуществление международной торговли. Страны накапливают валютные резервы для торговых операций на международном рынке, поскольку большая часть товаров, включая золото и нефть, оценивается в мировых денежных единицах. Это защищает местную валюту от неустойчивости обменных курсов. Крупные держатели международных резервов — Китай, владеющий 3,1 трлн активов в долларах США, и Япония, валютные запасы которой составляют 1,2 трлн. долл. США.

Финансовые резервы – особая форма ФР, обособляемых органами государственного и муниципального управления и хозяйствующими субъектами на случаи возникновения непредвиденных расходов и специфических потребностей, обусловленных необходимостью ликвидации отрицательных последствий случайных, неожиданно возникших событий и обстоятельств.

Формирование финансовых резервов объективно предопределено потребностями общественного воспроизводства, нуждающегося в непрерывном финансировании даже при наступлении непредвиденных событий и различного рода случайностей.

Финансовые резервы подразделяются на:

1. Бюджетные способствуют ликвидации, диспропорции временных нарушений хода социально-экономических процессов

2. Страховые и хозяйствующих субъектов обеспечивают непрерывность процесса воспроизводства на микро- и макроуровнях при возникновении непредвиденных обстоятельств

3. Золотовалютные резервы гарантируют устойчивость национальной валюты

4. Специальные резервные фонды министерств и ведомств и бюджетные резервы позволяют финансировать новые, возникающие в течение финансового года потребности, обусловленные научно-техническими достижениями

Виды государственных финансовых резервов:

1. Фонды стабилизационного типа и будущих поколений обычно связаны с привлечением доходов от экспорта полезных ископаемых или других невосполнимых ресурсов. Создаются для сглаживания колебаний в бюджетных доходах и расходах дополнительного финансирования государственных расходов на территориях, где ведется добыча полезных ископаемых. Фонды будущих поколений рассчитаны на использование средств после того, как месторождение полезных ископаемых будут исчерпаны, для целей социальной защиты пенсионеров, выплаты дополнительных платежей населению территории, на которой ведется добыча полезных ископаемых

2. Резервные фонды, связанные с привлечением доходов в годы профицита бюджета, поступлений от приватизации государственного имущества и других доходов чрезвычайного характера.

Средства резервных фондов чаще всего используются для выравнивания и стабилизации государственных расходов, для экономического развития в годы экономического спада,

неблагоприятной конъюнктуры на мировых товарно-сырьевых рынках

3. Валютные/золотовалютные резервы носят долгосрочный стратегический характер и представляют собой превышение резервных валютных активов (золотых запасов) ЦБ страны над его аналогичными обязательствами перед зарубежными контрагентами.

Источниками валютных резервов могут быть: часть государственных доходов от экспорта полезных ископаемых, доходов от внешнеэкономической деятельности и др. Кроме стратегических сберегательных и накопительных задач средства валютного резерва могут быть использованы и для решения тактических задач, например, для регулирования внутреннего валютного рынка путем валютной интервенции.


Современная российская система государственных финансовых резервов включает:

1. Резервный фонд определяется БК РФ ст. 96.9.

Направления использования средств РФ:

1) Финансирование планового нефтегазового дефицита федерального бюджета в части, не покрываемой плановыми нефтегазовыми доходами

2) Досрочное погашение государственного внешнего долга РФ

2. Фонд национального благосостояния определяется БК РФ ст. 96.10 как часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета пенсионного фонда

3. Золотовалютные резервы Банка России – величина, измеряемую в долларах США и рассчитываемую как разность между суммой резервных валютных активов Банка России, принадлежащего ему монетарного золота и золота на счетах зарубежных банков, и обязательствами банков России перед контрагентами

Можете ли подробнее рассказать о создании финансовой подушки? Какой размер резерва оптимален? Что учесть в расчетах? И имеет ли смысл подушку держать в наличных долларах или евро? А то рубль то и дело обесценивается.

Владимир

Финансовая подушка - это запас денег для непредвиденных ситуаций. Например, если человек потеряет работу, эти деньги помогут продержаться до трудоустройства и первой зарплаты на новом месте. У многих такого запаса денег нет.

Евгений Шепелев

Мы считаем, что всем важно иметь финансовую подушку. Если у вас ее пока нет, то нет смысла даже задумываться об инвестициях или каких-то крупных тратах, на которые нужно долго копить. Подушка нужна для безопасности на случай внезапных трат: потери работы или болезни. Оптимальный размер подушки у каждой семьи свой. Я расскажу про общие принципы.

Сколько нужно накопить?

В идеале финансовая подушка должна обеспечивать привычный уровень жизни на период затруднений. Значит, отталкиваться нужно от размера ежемесячных расходов. В них нужно включить не только повседневные траты, например, продукты питания, связь, транспорт, но и платежи по кредитам, если они есть.

Ежемесячные отчисления в инвестиционные продукты, накопления на отпуск и т. д. не должны влиять на размер подушки. В случае серьезных трудностей это не так важно, приоритетная цель - решить проблему.

Разобраться с этим помогут наши статьи:

Хорошо, если финансового резерва хватит на 6 месяцев жизни без источников дохода. Если вы тратите 40 000 Р в месяц, резерв должен быть 240 000 Р .


Проверьте, если вас уволят

Сразу создать такой резерв сложно, нужно много времени. Поставьте цель и формируйте подушку постепенно, регулярно откладывая в нее часть доходов - хотя бы 10-20% зарплаты, лучше больше.

Сначала резерва будет хватать на полмесяца жизни, потом на месяц и т. д. Стремитесь запасти хотя бы трехмесячный резерв - это уже неплохо. Затем по возможности доведите его до шестимесячного.

Дополнительные факторы

Со временем расходы могут увеличиться из-за инфляции, переезда и других причин. Значит, хотя бы раз в год нужно проверять, хватает ли подушки на ваши средние расходы в месяц. Если нет, подушку нужно увеличить.

Если у вас несколько источников дохода, например, зарплата и плата от съемщика квартиры, размер резерва может быть меньше. А если источник дохода один или все они зависят от вашей трудоспособности, подушку лучше формировать по максимуму.

При этом, на мой взгляд, делать запас больше чем на год жизни особого смысла не имеет -

В чем хранить подушку

Удобный способ хранения резерва - это расходно-пополняемые вклады и карты с процентом на остаток, желательно в разных банках. Наличные тоже неплохой вариант, но они со временем могут обесцениться из-за инфляции. А вот ценные бумаги не подходят из-за колебаний цены и сложностей с доступом к ним.

Подушка должна быть в той валюте, на которую приходится большинство расходов. При этом можно часть подушки держать в долларах или евро. Это защитит ваш резерв от девальвации рубля.

Главное

1. Финансовая подушка должна быть у каждого человека и у каждой семьи. Эти деньги помогут решить проблемы без необходимости брать в долг, а наличие запаса средств придает уверенности.

2. При создании резерва необходимо отталкиваться от среднего размера расходов за месяц с учетом выплат по кредитам.

3. Оптимальный размер резерва - запас денег на полгода жизни. Он может быть немного меньше, если у вас несколько источников дохода.

4. Часть подушки можно держать в долларах или евро, это позволит защититься от свойственных рублю проблем.


Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите: [email protected]. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Введение.

Финансовые резервы – особая форма финансовых ресурсов, обособляемых органами государственного и муниципального управления и хозяйствующими субъектами на случай возникновения непредвиденных расходов и специфических потребностей, обусловленных необходимостью ликвидации отрицательных последствий случайных, неожиданно возникших событий и обстоятельств. Предназначены для финансирования текущих и капитальных затрат либо вообще не предусмотрены финансовыми планами, либо предусмотрены в меньших объемах, либо не обеспечены финансовыми источниками из – за недопоступления запланированных доходов.

Формирование финансовых резервов объективно предусмотрено потребностями общественного воспроизводства, нуждающегося в бесперебойном финансировании даже при наступлении непредвиденных событий и различного рода случайностей. Оно происходит на стадии распределения финансовых ресурсов по фондам целевого назначения: фондовая форма функционирования финансовых резервов обусловлена необходимостью их целевого использования. Расходуются финансовые резервы только при наступлении событий, на случай возникновения которых они были предусмотрены, и только на цели, связанные с неблагоприятными последствиями наступивших событий. Если же случайных, непредвиденных событий не происходит, «сэкономленные» (оставшиеся неизрасходованными) финансовые резервы выступают источником накопления финансовых ресурсов, повышая устойчивость финансовой системы. Процессы функционирования финансовых резервов и финансовых ресурсов тесно взаимосвязаны: от величины финансовых ресурсов во многом зависит своевременность и полнота формирования финансовых резервов; использование финансовых резервов по их прямому назначению восстанавливает нормальное течение воспроизводственного процесса даже при наступлении неблагоприятных событий, приводя к бесперебойному формированию финансовых ресурсов.

Финансовые резервы: виды финансовых резервов.

Финансовые резервы подразделяются на: бюджетные, страховые, золотовалютные, резервные фонды хозяйствующих субъектов, специальные резервные фонды некоторых министерств и ведомств. Эта классификация финансовых резервов обуславливается группировкой финансовых отношений, их местом и ролью в процессе воспроизводства. В соответствии с ней бюджетные резервы способствуют ликвидации диспропорций и временных нарушений хода социально – экономических процессов; страховые резервы и резервные фонды хозяйствующих субъектов обеспечивают в нужных масштабах и пропорциях непрерывность процесса воспроизводства на микро- и макроуровне даже при возникновении неожиданных обстоятельств и разного рода случайностей; золотовалютные резервы гарантируют устойчивость национальной валюты; специальные резервные фонды министерств и ведомств и бюджетные резервы позволяют финансировать новые возникающие в течение финансового года потребностей, обусловленных научно - техническими достижениями и открытиями; благодаря специальным фондам министерств создаются возможности для резервирования части финансовых ресурсов в рамках отдельных министерств.

В зависимости от функционального назначения выделяют финансовые резервы для:

1. осуществления непредвиденных расходов, потребность в которых возникает в ходе выполнения производственно – финансовых планов – частично используются бюджетные резервы (резервные фонды Президента РФ, Правительства РФ, органов исполнительной власти в субъектах РФ, фонды непредвиденных расходов и др.) и резервные фонды хозяйствующих субъектов, а также специальные резервные фонды министерств;

2. обеспечения стабильного исполнения бюджетов всех уровней – используются все виды бюджетных резервов, а в случае необходимости и золотовалютные резервы страны;

3. обеспечения отраслевых расходов (связанных с новыми научно – техническими достижениями и открытиями, оказанием финансовой помощи предприятиям и т. п.) – используются отраслевые фонды министерств и ведомств, резервные фонды Президента и Правительства РФ, формируемые на федеральных и региональных уровнях;

4. покрытия убытков и иного ущерба, вызванного стихийными бедствиями, неблагоприятными погодными условиями, несчастными случаями и др. обстоятельствами – используются разнообразные страховые фонды, страховые резервы, резервные (страховые) фонды хозяйствующих субъектов и (частично) бюджетные резервы.

Финансовые резервы подразделяются также на: стратегические, связанные с освоением новых месторождений полезных ископаемых, укреплением границ государства и т. п. (используются средства Резервного фонда Президента РФ и резервных органов исполнительной власти); оперативные, предназначенные для ликвидации сбоев в воспроизводственном процессе у хозяйствующих субъектов (за счет страховых фондов) или внутригодовых кассовых разрывов в бюджетах органов власти разных уровней (за счет оборотной кассовой наличности). Группировка финансовых резервов может осуществляться и в зависимости от уровня их формирования (централизованные и децентрализованные), методов образования (бюджетные, страховой, самострахование) и др. В рыночных условиях хозяйствования, как и при переходе к рынку, финансовые резервы играют важную роль в качестве стабилизатора экономики; при этом чем тяжелее экономическая обстановка в стране, тем большее значение приобретают финансовые резервы, от наличия и объема которых подчас зависит судьба страны, ее положение в общемировом хозяйстве. В России значительная часть финансовых резервов формируются в распоряжении государственных и муниципальных органов управления. Сюда относятся: различные виды бюджетных резервов, создаваемых в федеральных и местных бюджетах; золотовалютные резервы России; резервные фонды в составе государственных внебюджетных фондов и др. Вместе с тем законы рыночной экономики, как показывает мировой опыт, диктуют необходимость увеличения объема и обеспечения большего разнообразия форм децентрализованных финансовых резервов, образуемых хозяйствующими субъектами.

В данной же работе хотелось бы рассмотреть классификацию финансовых резервов на: бюджетные, страховые, золотовалютные.

Резервные фонды бюджетов.

Резервные фонды бюджетов – обособленная часть денежных средств в бюджетах всех уровней, получившая форму целевых бюджетных фондов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как предусмотренных ранее затрат, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер. Резервные фонды бюджетов призваны: обеспечивать бесперебойное финансирование предусмотренных по бюджету мероприятий даже в тех случаях когда бюджетные поступления оказываются ниже запланированной величины; способствовать сохранению баланса между доходами и расходами бюджета, непосредственно влияя на его устойчивость; выступать одним из источников возмещения ущерба, причиняемого государственной и муниципальной собственности стихийными силами природы; маневрировать денежными средствами в целях устранения внутригодовых кассовых разрывов; удовлетворять вновь появляющиеся неотложные нужды, устранять возникающие в ходе исполнения бюджета диспропорции.

Будучи разновидностью финансовых резервов, резервные фонды бюджета характеризуются специфическими чертами: они относятся к централизованным резервам общества и имеют широкую сферу применения; их отличает масштабность влияния на процесс воспроизводства, поскольку они способствуют устойчивости экономики страны в целом, поддержанию стабильного функционирования ее отраслей при наступлении чрезвычайных и непредвиденных событий; их образование всегда носит обязательный, законодательно оформленный характер; они универсальны по направлениям использования, т. к. призваны обеспечивать любую дополнительную потребность в средствах, возникающую в бюджете любого уровня в связи с наступлением непредвиденных и чрезвычайных событий.

Источник формирования резервных фондов бюджета – средства, аккумулированные в бюджетах всех уровней. Образование бюджетных резервов отражается в расходной части бюджета, в отдельных случаях показывается за балансом доходов и расходов бюджета. Однако включение бюджетных резервов в расходную часть бюджета не означает, что они являются обычным бюджетным расходом поскольку резервные бюджетные фонды представляют собой своеобразный запас бюджетных ресурсов, которые мобилизованы в бюджет, но зарезервированы на случай необходимости в дополнительном финансировании, связанном с возникновением в процессе исполнения бюджета незапланированных расходов. В отличии от обычных расходов бюджета, постепенно и непрерывно осуществляемых в течении бюджетного года, резервные фонды бюджетов используются только в период наступления определенного рода непредвиденных событий и обстоятельств. Если же в течении бюджетного года таких событий не возникает, то эти фонды остаются невостребованными и должны переходить на следующий год как элемент национального богатства.

В федеральном и региональном бюджетах создаются резервные фонды органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в местных бюджетах – резервные фонды органов местного самоуправления. Создание в расходной части бюджетов всех уровней резервных фондов законодательных органов и депутатов этих органов публичной власти запрещено законом, поскольку такое резервирование средств противоречит экономической природе резервных фондов. Поскольку резервные фонды бюджетов создаются на случай непредвиденных или чрезвычайных расходов, появляющихся в ходе исполнения бюджета, то их финансирование – прерогатива исполнительных, но отнюдь не законодательных органов власти. Круг вопросов, решаемых органами законодательной власти, заранее планируется, не носит случайного или стихийного характера, а потому должен финансироваться в законодательно установленном порядке через соответствующие показатели утвержденного бюджета.

Новое на сайте

>

Самое популярное