Домой Сбербанк Формы долговых обязательств рф. Понятие и формы долговых обязательств рф

Формы долговых обязательств рф. Понятие и формы долговых обязательств рф

Функционирование государственного и муниципального кредита ведет к образованию государственного и соответственно муниципального долга. Под государственным долгом понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну (ст. 97 БК РФ).

Принято классифицировать государственный долг по различным основаниям. По объему долговых обязательств государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам. Текущий долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

В зависимости от субъектов-кредиторов и валюты платежа государственный долг делится на внутренний и внешний. Государственные внутренние заимствования ст. 89 Бюджетного кодекса РФ определяет как займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения. Внешние заимствования Российской Федерации законодатель определяет как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Заемные средства мобилизуются в основном двумя способами:

Размещением долговых ценных бумаг;

Получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

В зависимости от того, у какого субъекта возникают долговые обязательства в результате заемной деятельности, различают общегосударственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта Федерации и муниципальный долг.

По срокам государственный долг делится на краткосрочный – до 1 года, среднесрочный – от 1 года до 5 лет и долгосрочный – от 5 до 30 лет, для муниципальных образований – до 10 лет.


Состав государственного долга. В соответствии с БК РФ долговые обязательства, образующие государственный долг Российской Федерации, могут выступать в форме:

Кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

Государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

Договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

Договоров о предоставлении Российской Федерации государственных гарантий;

Соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет (ст. 98 БК РФ).

Государственный долг субъекта Федерации – это совокупность долговых обязательств субъекта Федерации, которые полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта Федерации имуществом.

Данные долговые обязательства могут осуществляться в форме:

Государственных займов субъекта Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Федерации;

Договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

Договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта Федерации;

Соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъекта Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства субъекта Федерации не могут превышать 30 лет.

Муниципальный долг – это совокупность долговых обязательств муниципального образования, которые, в свою очередь, могут существовать в форме:

Кредитных соглашений и договоров;

Займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

Договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

Договоров и предоставлении муниципальных гарантий.

Данные долговые обязательства не могут превышать 10 лет.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. Субъекты Федерации и муниципальные образования также не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

Бюджетный кодекс РФ установил, что долговые обязательства государства могут выступать в форме предоставления государственных гарантий. Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сберегательном банке. В последние годы Российская Федерация выступает гарантом и по долговым обязательствам различных юридических лиц.

Под управлением государственным и муниципальным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам и размещения долговых обязательств Российской Федерации. Эта деятельность осуществляется Правительством РФ в соответствии с законодательными актами. В условиях постоянного роста государственной задолженности государство может прибегнуть к рефинансированию, т.е. погашению старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

4.1.2. Формы государственного и муниципального внутреннего долга

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть вы­ражены в следующих трех формах, закрепленных в ст. 2 Закона РФ «О государственном внутреннем долге Российской Феде­рации»:

1) в форме кредитов, получаемых государством в лице Прави­тельства РФ;

2) в форме государственных займов, осуществляемых посредст­вом выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;

3) долговые обязательства в других формах, гарантированные Правительством РФ.

Бюджетный кодекс РФ более конкретно определяет формы, в которых могут существовать долговые обязательства России. В со­став государственного долга Российской Федерации в соответствии со ст. 98 Бюджетного кодекса РФ включаются долговые обязатель­ства в следующих формах:

В форме кредитных договоров и соглашений, заключенных от имени России с кредитными организациями, иностранны­ми государствами и международными финансовыми органи­зациями, в пользу указанных кредиторов;

В форме государственных ценных бумаг, выпускаемых от

имени РФ;

В форме договоров о предоставлении государственных гаран­тий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению ис­полнения обязательств третьими лицами;

В форме переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федераль­ных законов;

И, наконец, в форме соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени России, о пролонга­ции и реструктуризации долговых обязательств РФ про­шлых лет.

В аналогичных формах могут быть выражены долговые обяза­тельства субъекта РФ, а также муниципального образования. Ис­ключение составляет для муниципальных образований последняя из вышеуказанных форм (международных договоров и соглаше­ний). В свою очередь, долговые обязательства муниципального об­разования (в отличие от государственных) могут быть выражены в форме долговых обязательств юридических лиц, переоформлен­ных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.

Общие положения о формах государственных и муниципаль­ных ценных бумаг закреплены в ст. 4 Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муници­пальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г.

После введения в действие БК РФ с 1 января 2000 г. долговые обязательства РФ будут соответствовать тем формам, которые за­креплены в его ст.98.

Так, использование такой формы государственных долговых обязательств, как кредиты Правительства РФ, обусловлено недо­статочностью бюджетных средств. До принятия Закона РФ «О го­сударственном внутреннем долге Российской Федерации» прямое указание на возможность покрытия дефицита бюджета развития за счет использования кредитных ресурсов было закреплено в ст. 13 Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюд­жетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. Некоторые по­ложения были закреплены также в первоначальной редакции За­кона РСФСР.* Однако именно Закон РФ «О государственном внут­реннем долге Российской Федерации» впервые комплексно урегу­лировал этот вопрос. При этом следует напомнить, что до 26 апреля 1995 г. - даты принятия новой редакции Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)», кредиты Правитель­ству предоставлялись, как правило, самим Центральным банком. При этом Банк России в качестве кредитных ресурсов использовал как собственные средства, так и отчисления коммерческих банков и кредитных организаций от сумм привлеченных ими средств фи­зических и юридических лиц по нормативам, подлежащим пере­даче ЦБ РФ для хранения, а также временно свободные вклады населения в учреждениях Сбербанка РФ в объемах, определяемых ежегодными соглашениями.

_____________________

* ВВС. 1990. № 27 Ст. 356; 1992. № 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1593;

№ 31. Ст. 2991; 1996. № 1. Ст. 7; № 2. Ст. 55; № 26. Ст. 3032; 1997. № 9. Ст. 1028;№ 18. Ст. 2099; 1998. № 31. Ст. 3829; Российская газета. 1999. 7 и 14 июля.


В настоящее время эта форма долговых обязательств выраже­на, причем как на государственном, так и на муниципальном уров­нях, в форме кредитных договоров, заключаемых между заемщи­ком (Российской Федерацией, ее субъектом, либо муниципальным образованием) и кредиторами (банковскими кредитными органи­зациями, как правило, коммерческими банками).

Центральный же банк, в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» те­перь не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов государственных и местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Государственные займы - вторая основная форма государст­венного долга, названная в Законе «О государственном внутрен­нем долге Российской Федерации». Государственные займы пред­ставляют собой кредитные отношения между государством (как правило, в лице Правительства) и юридическими и физическими лицами, которые оформляются путем выпуска и размеще­ния среди последних государственных ценных бумаг.

Государственные и муниципальные долговые обязательства, составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте Российской Федерации. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в каче­стве соответствующей оговорки, на основании которой определя­ется величина платежа по конкретным государственным и муни­ципальным ценным бумагам. Оплачиваться они также должны в российской валюте.

Порядок выпуска государственных займов Российской Федера­ции, как установлено в ст. 75 Конституции РФ, определяется на основе федерального закона. Генеральные условия эмиссии и обра­щения государственных или муниципальных ценных бумаг ут­верждаются соответственно: Правительством РФ, органом испол­нительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления в форме нормативных правовых актов соответствующего уровня (ст. 8 Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»). Принцип добровольности размещения государственных займов в России по­лучил конституционное закрепление (ч. 4 ст. 75 Конституции РФ).

В целях оформления государственных внутренних займов вы­пускаются ценные бумаги различных видов: облигации, казначей­ские обязательства, бескупонные облигации и другие, относящие­ся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», удостоверяющих право их вла­дельца на получение от органа, их выпустившего, денежных средств или иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

Эмитентом, т.е. органом, осуществляющим выпуск ценных бумаг Российской Федерации, выступает федеральный орган ис­полнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функ­циям которого решением Правительства РФ отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета. Соответствующие ор­ганы субъекта Российской Федерации и местного самоуправления являются эмитентами ценных бумаг субъекта РФ и муниципаль­ного образования.

Наиболее распространенным видом ценным бумаг по государ­ственным займам являются облигации внутреннего государствен­ного займа.

Облигация (от лат. obligatio - обязательство) представляет собой ценную бумагу, удостоверяющую внесение ее держателем денежных средств и подтверждающую обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотрен­ный в ней срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).

Подробное понятие облигации закреплено в ст. 816 ГК РФ. Более короткое и общее определение облигации дано в Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР от 28 декабря 1991 г.* - облигация есть ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (креди­тором) и лицом, выпустившим документ (должником).

_____________________

* СП РСФСР. 1992. № 5. Ст. 26.


Облигации бывают различных видов: на предъявителя и имен­ные.

Облигации внутренних займов выпускаются, как правило, на предъявителя. По виду выплат дохода они подразделяются на про­центные и беспроцентные. Доход может выплачиваться и в форме выигрышей, разыгрываемых в специальных тиражах.

В зависимости от субъектов, среди которых размещаются обли­гации, они подразделяются на: свободно обращающиеся и с ограни­ченным кругом обращения (например, только среди юридических лиц). Облигации распространяются среди юридических и физи­ческих лиц на добровольной основе. Между тем из истории многих государств известно и принудительное (по подписке) размещение облигаций внутреннего государственного займа; поэтому облига­ции могут классифицироваться и по принципу размещения.

В зависимости от эмитента различают: облигации, выпускае­мые Правительством или Министерством финансов Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Россий­ской Федерации, и облигации, выпускаемые органами местного самоуправления.

Выпуск облигаций внутренних займов имеют право осущест­влять Правительство и Министерство финансов Российской Феде­рации, а также соответствующие органы субъектов Федерации и местного самоуправления.

Все названные виды облигаций допускаются к публичному раз­мещению *.

Первые муниципальные займы после распада Союза ССР и перехода к рыночным отношениям появляются в России в 1992 г.** Их эмитентом стали муниципальные органы власти г. Новосибир­ска, Пушкинского и Сергиево-Посадского районов Московской об­ласти, а также муниципальные органы власти Хабаровского края и Нижегородской области. Число муниципальных займов, а также займов субъектов РФ (субфедеральных) растет из года в год. За период с 1992 по 1997 г. было зарегистрировано 176 муниципаль­ных займов. В общей сложности количество субфедеральных и му­ниципальных облигационных займов на 1 января 1998 г. состави­ло 466 выпусков на общую сумму 49,5 трлн руб.***

____________________

* См.: п. 4 Указа Президента РФ «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» от 4 ноября 1994 г. с изм. и доп. // СЗ РФ. 1994. № 28. Ст. 2972; 1996. № 13. Ст. 1312.

** Муниципальные (местные) займы в дореволюционной России использованы впервые в 1871 г. Основная цель их выпуска - финансирование строительства муниципальных зданий, сооружений, дорог. См. подробнее: Ходский Л.В. Основы государственного хозяйства (пособие по финансовому праву). СПб., 1884. С. 425.

*** См.: Экономика и жизнь. 1998. № 9 (приложение «Деловое Поволжье». С. 7).

Цели муниципальных займов аналогичны государственным:

основное их предназначение - частичное погашение бюджетного дефицита. И кроме того, предназначение муниципальных зай­мов - развитие самих муниципальных образований.

Одной из самых распространенных форм муниципального долга в России являются облигации жилищных и телефонных займов. Муниципальные облигации, как правило, выпускаются на срок более одного года. Если же они имитируются на срок менее одного года, то принято уже говорить не об облигациях, а о краткосрочных долговых обязательствах (КДО). В отличие от облигаций их целью являются не инвестиции на развитие муни­ципальных структур и реализацию их долговременных социаль­ных программ, а финансирование текущих муниципальных рас­ходов.

Цены (курс) облигаций и других государственных и муници­пальных долговых обязательств определяются в процентах к их нарицательной стоимости (номиналу).


Юридические лица приобретают облигации всех видов за счет средств, остающихся в их распоряжении после внесения в бюджет и внебюджетные фонды налоговых и неналоговых платежей, а фи­зические лица - за счет личных средств.

Средства, полученные от реализации облигаций внутреннего займа, направляются в бюджет и внебюджетные фонды либо на специальные цели, определенные при их выпуске. Облигации внутренних государственных займов распространяются, как пра­вило, через учреждения Сберегательного банка РФ, а местных зай­мов - также и через фондовые биржи.

Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов, как правило, является Центральный банк Российской Федерации. Он же либо, по его усмотрению, иная упол­номоченная организация выполняет функции депозитария, в том числе функции по хранению глобального сертификата выпуска облигаций федеральных займов, осуществляет учет прав различ­ных организаций на эти облигации. Функции же субдепозитария по этим облигациям могут выполнять уполномоченные организа­ции. Они осуществляют учет прав на облигации федеральных зай­мов по счетам «Депо» депонентов (инвесторов).

Государственные и муниципальные ценные бумаги могут вы­пускаться в документарной форме с обязательным централизован­ным хранением. При этом имя владельца такой бумаги не является обязательным реквизитом глобального сертификата. В нем указы­вается лишь депозитарий. При этом по именным ценным бумагам РФ реестр владельцев таких бумаг не ведется. Эмиссия может осу­ществляться отдельными выпусками. В рамках конкретного вы­пуска государственных и муниципальных ценных бумаг могут ус­танавливаться серии, разряды, номера ценных бумаг. Сам выпуск может подразделяться на транши (франц. tranche - кусок, ломоть), т.е. определенные части, размещаемые в рамках объема данного выпуска в любую дату в течение периода обращения цен­ных бумаг данного выпуска.

Внутренние государственные займы оформляются также по­средством выпуска государственных казначейских обязательств. Казначейские обязательства - это вид размещаемых на добро­вольной основе среди населения и юридических лиц государствен­ных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фикси­рованного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами.


Их выпуск осуществляется «в целях оптимизации исполнения федерального бюджета и снижения темпов инфляции».* Эмитен­том казначейских обязательств является Министерство финансов РФ. Выпускаются и обращаются казначейские обязательства в бездокументарной форме в виде записи на счетах в уполномочен­ном банке. Срок их погашения, процентная ставка и номинальная стоимость устанавливаются при выпуске каждой серии.

______________________

* См.: пост. Правительства РФ «О выпуске казначейских обязательств»от 9 августа 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1911.

Владельцами казначейских обязательств могут быть юриди­ческие и физические лица. Обращение казначейских обязательств допускается в а) ограниченной и б) неограниченной форме. К числу ограничений, устанавливаемых Минфином России, могут отно­ситься: строго целевое использование казначейских обязательств (только на погашение кредиторской задолженности); ограничения на право передачи казначейских обязательств (только юридичес­ким лицам); определение минимального числа операций по казна­чейским обязательствам; ограничения по срокам учета и обмена на налоговые освобождения.

Муниципальные займы также могут иметь форму казначей­ских обязательств (КО).

Самостоятельной формой государственного внутреннего долга являются также долговые обязательства, гарантированные Пра­вительством РФ. Долговые обязательства в данном случае - это любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в кото­рых должником выступает государство, органы государствен­ной власти или управления и удостоверяющие право заимодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денеж­ных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущест­ва, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение (ст. 817 ГК РФ).

В случае эмиссии ценных бумаг (независимо от сумм эмиссии) органами государственной власти и управления субъектов Россий­ской Федерации, краев и областей, городов и регионов регистра­ция ценных бумаг проводится Министерством финансов РФ,*Подолговым обязательствам субъектов Федерации и местного само­управления, гарантированным Правительством РФ, материальная ответственность по погашению долга в случае неплатежеспо­собности эмитентов возлагается на Российскую Федерацию. Если же внутренние займы субъектов РФ не были гарантированы Пра­вительством РФ, то ответственности по их долговым обязательст­вам Российская Федерация не несет.

_________________________

*См.: п. 5 Инструкции «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации» от 3 марта 1992 г. (с изменениями и дополне­ниями) // Закон. 1992. № 12; Российские вести. 1993. 2 дек.; БНА. 1997. № 10. С. 63.


Формы и условия выпуска долговых обязательств субъектов Федерации и местного самоуправления устанавливаются самосто­ятельно соответствующими органами власти. Говоря о других фор­мах государственных долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ, следует назвать, например, и такую как казначейские векселя, которые появились на территории Российской Федерации в 1994 г.* В соответствии же с Федеральным законом «О переводном и простом векселе» от 11 марта 1997 г.** были уста­новлены определенные ограничения на выпуск в обращение долго­вых обязательств в форме векселя. Так, ст. 2 названного Закона установлено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, имеют право обязываться по переводному и простому векселю только в случаях, специально предусмотренных феде­ральным законом. Действующее российское законодательство не содержит норм, предусматривающих возможность эмиссии муни­ципальными образованиями ценных бумаг в форме векселя, сущ­ность которого заключается в содержащемся в нем ничем не обу­словленном обязательстве векселедателя или иного лица - пла­тельщика выплатить до наступления предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы (ст. 815 ГК РФ).

____________________

* См.: Основные условия выпуска и обслуживания казначейских векселей 1994 г. Утв. пост. Правительства РФ от 14 апреля 1994 г. // САПП РФ. 1994. № 17. Ст. 1406.

** СЗ РФ. 1997. № 11. Ст. 1238. См. также: О некоторых вопросах применения Федерального закона «О переводном и простом векселе». Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 февраля 1998 г. № 3/1 // Российская газета. 1998. 5 марта.

Для привлечения денежных средств государство использовало также выпуск золотых сертификатов (первоначально номина­лом по 10 кг, а затем по 1 кг золота на каждый сертификат). При погашении сертификатов, их владельцы получали право на соот­ветствующее весовое количество золота.*

______________________

* См.: Основные условия продажи золота путем выпуска Министерством фи­нансов Российской Федерации золотых сертификатов 1993 года // Экономика и жизнь. 1993. № 40; пост. Правительства РФ «О генеральных условиях эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом» от 27 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3897; Условия эмиссии и обращения государст­венных облигаций, погашаемых золотом. Утв. приказом Министра финансов РФ от 28 октября 1998 г. // Российская газета. 1999. 12 янв.


Долговые обязательства государства могут различаться не толь­ко по форме, но и по продолжительности. Различают: краткосроч­ные (до 1 года), среднесрочные (от одного года до пяти лет), и долгосрочные (от 5 до 30 лет) обязательства. Сроки погашения долга определяются конкретными условиями внутреннего госу­дарственного займа. В любом случае срок погашения государст­венных долговых обязательств не может превышать 30 лет, а му­ниципальных - 10 лет.

Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) офор­мляются путем выпуска облигаций на срок три и шесть месяцев. Их продажа осуществляется с дисконтом, т.е. со скидкой, а пога­шаются они всегда по номинальной стоимости. ГКО можно про­дать раньше срока их погашения на вторичном рынке ценных бумаг. Как и любые ценные бумаги государства, они могут быть использованы как средство залога при кредитовании.

В результате всех государственных кредитных операций РФ формируется государственный внутренний долг РФ, в состав ко­торого включаются все задолженности прошлых лет и вновь воз­никающие задолженности.

При аналогичных операциях на уровне муниципальных обра­зований формируется муниципальный долг, представляющий собой совокупность долговых обязательств муниципального образования.

Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в го­сударственный внутренний долг РФ только в части, принятойнасебя Российской Федерацией.

Так, в соответствии с Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» от 10 мая 1995 г.* государство приняло на себя обязательства по восстанов­лению и обеспечению сохранности ценности денежных сбереже­ний граждан Российской Федерации, в том числе помещенных гражданами РФ на вклады в Сберегательный банк РФ до 20 июня 1991 г., а также размещенные в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР) в период до 1 января 1992 г. Все названые сбере­жения граждан определяются в Законе от 10 мая 1995 г. как «га­рантированные сбережения граждан» и признаются государствен­ным внутренним долгом Российской Федерации, гарантирован­ным государственной собственностью.

_______________________

* СЗ РФ. 1995. № 20. Ст. 1765; см. также: пост. Правительства РФ от 30 июня 1998 г., утв. порядок проведения в 1998-1999 г. предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан РФ // СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3194; № 42. Ст. 5161; расп. Правительства РФ от 8 февраля 1999 г. // СЗРФ. 1999. № 7. Ст. 965.


Порядок возникновения и исполнения долговых обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образова­ний, устанавливается на основе Федерального закона «Об особен­ностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. Этим же Законом регулируется (ст. 15) порядок выдачи гарантий и принятия решений об обеспе­чении исполнения от имени Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований обязательств по ценным бума­гам третьих лиц, а также закрепляется форма государственной и муниципальной гарантии, которая обязательно должна быть пись­менной. Говоря о такой закрепленной в Бюджетном кодексе РФ форме долговых обязательств, как «переоформление долговых обя­зательств третьих лиц в государственный долг на основе приня­тых федеральных законов», отметим, что в 1999 г. к такому дол­говому обязательству, например, относится переоформление за­долженности по центральным кредитам, выданным в 1992- 1994 гг. предприятиям и организациям топливно-энергетического, агропромышленного и других комплексов и отраслей экономи­ки под гарантии органов исполнительной власти субъектов РФ. Эти задолженности переоформляются в государственный внутрен­ний долг путем выдачи Банку России коммерческим банкам, предоставившим кредит этим организациям, облигации федераль­ного займа с постоянным купонным доходом, со сроком погашения в течение 5 лет, начиная с 2005 г., ежегодно, равными долями, с уплатой 2% годовых, на общую сумму до 5 млрд руб.*

____________________

* Подробнее см.: пост. Правительства РФ «О мерах по реализации Федераль­ного закона «О федеральном бюджете на 1999 год» от 22 марта 1999 г. с изм. // СЗ РФ. 1999. 13. Ст. 1613; № 23. Ст. 2859; Российская газета. 1999. 5 июля.

Бюджетный Кодекс РФ в ст. 120 закрепляет создание в Россий­ской Федерации единой системы учета и регистрации государст­венных заимствований Российской Федерации. На Минфин Рос­сии возложена обязанность по ведению государственной долговой книги РФ (книги внутреннего и внешнего долга РФ), куда вносит­ся информация об объеме долговых обязательств РФ, ее субъектов и муниципальных образований. Субъекты РФ и муниципальные образования ведут учет заимствований и других обязательств также внося информацию об этом в специальную Государственную долговую книгу субъекта РФ или муниципальную долговую книгу.

Государственным внешним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в основном в евро и долларах США.

Внешние заимствования осуществляются на основе международных договоров Правительством РФ или от имени российских юридических лиц. Законом установлен предельный размер государственных внешних заимствований РФ, который не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате российского долга. Учет и регистрация заимствований и предоставляемых кредитов находится в ведении Минфина РФ, а их порядок определяется Правительством РФ.

Государственные долговые обязательства могут быть классифицированы по следующим параметрам:

срок действия - долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет); все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет;

право эмиссии - эмитентом долговых обязательств РФ могут выступать центральное правительство, правительства национально-государственных и административно-территориальных образований, а также органы местного самоуправления;

признак субъектов - держателей ценных бумаг - долговые обязательства РФ могут быть реализуемыми только среди населения, только среди юридических лиц, а также как среди юридических лиц, так и среди населения;

по форме займы делятся на облигационные и безоблигационные;

облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг;

безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств. Министерство финансов Российской Федерации. https://www.minfin.ru

Займы также классифицируются по форме выплаты доходов и методам размещения.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия. Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

Взятые взаймы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других стран поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Как правило, государственные займы в разных формах используются для покрытия бюджетного дефицита.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. В условиях нарастания бюджетного дефицита или отсутствия средств для обслуживания долга государство может прибегнуть к реструктуризации своих долгов. Возможные схемы реструктуризации долговых обязательств включают:

списание долга - если обязательства страны превышают ее ожидаемую платежеспособность, то возможно частичное или полное списание задолженности;

выкуп долга - некоторые страны-должники имеют в своем активе значительные объемы золотовалютных резервов, в таком случае можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке;

секьютеризация - основная идея секьютеризации состоит в том, что страна должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются; в случае продажи, вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств;

обмен госдолга на акции национальных предприятий - Предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую впоследствии можно приобрести акции национальных компаний. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. Краткий курс./ Под ред. д.э.н., проф. Н.Ф. Самсонова.-М.: ИНФРА-М, 2002.-302с.

Предельный объем государственного долга на очередной финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой по формам обеспечения обязательств.

Предельный объем государственных заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ. Правительство РФ вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, если при этом осуществляется реструктуризация государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга (БК РФ, ст. 106, п. 2).

В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 19 декабря 2013 года составил 55,8 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 5-10 % от объёма ВВП страны. По данным рейтингового агентства Moody"s внешний долг РФ остается очень низким, в пределах 10 % к ВВП страны. Это являeтся самым низким показателем среди всех государств, имеющих рейтинг инвестиционной категории (02.03.2012). В результате Россия постепенно превращается в страну-кредитора.

Таблица 2. Структура государственного внешнего долга Российской федерации, млрд. долларов США

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией)

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба,не являвшаяся предметом реструктуризации

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

Задолженность перед официальнымикредиторами - бывшими странами СЭВ

Коммерческая задолженность бывшего СССР***

Задолженность перед международными финансовыми организациями

Задолженность по еврооблигационным займам

внешний облигационный заем 2010 года

внешний облигационный заем 2030 года

внешний облигационный заем 2018 года

внешний облигационный заем 2028 года

Задолженность по ОВГВЗ

в том числе:

ОВГВЗ VII серии

Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России

Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ) складывается из:

  • 1. задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба;
  • 2. задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба;
  • 3. задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ;
  • 4. коммерческая задолженность бывшего СССР;
  • 5. задолженность перед международными финансовыми организациями;
  • 6. задолженность по еврооблигационным займам;
  • 7. задолженность по ОВГВЗ;
  • 8. задолженность по гарантиям РФ в иностранной валюте. Википедия. https://ru.wikipedia.org/

В общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, основной объем долга составляют задолженность по еврооблигационным займам. Еврооблигации - это ценные бумаги, эмитированные в валюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента, имеющие средне- или долгосрочное обращение на территории иностранных государств, кроме страны эмитента. Данный вид долговых обязательств в структуре государственного внешнего долга Российской Федерации составлял по состоянию на 19 декабря 2013 года 40658,3 млн. долл. США.

Задолженность перед международными финансовыми организациями на 19 декабря 2013 составляет 1587,2 млн. долл. Международные финансовые организации - это межгосударственные финансовые институты, специализирующиеся на кредитовании и других финансовых операциях в соответствии с уставами, утверждениями странами - членами. Внешняя задолженность Российской Федерации в части международных финансовых организаций включает в себя государственные долговые обязательства перед следующими организациями:

  • 1. Международный валютный фонд (МВФ);
  • 2. Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
  • 3. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Данные организации относятся к специализированным учреждениям ООН так называемой Бреттон-Вудской группы. Они были созданы в 1944 году. Россия вступила в Международный валютный фонд и Всемирный банк в 1992 году.

По состоянию на 19 декабря 2013 года задолженность перед странами кредиторами - не членами Парижского клуба кредиторов составило 1061,2 млн. долл. США. Постановлением Правительства "О порядке продолжения работы по реструктуризации внешней задолженности бывшего СССР" Министерству финансов Российской Федерации совместно с Внешэкономбанком было поручено представить в Правительственную комиссию по государственному внешнему долгу и активам бывшего СССР информацию о состоянии внешней задолженности бывшего СССР официальным кредиторам, не представленным в Парижском клубе кредиторов. Министерство финансов Российской Федерации. https://www.minfin.ru

Облигации внутреннего государственного валютного займа - государственные ценные бумаги. Выпущены с целью переоформления задолженности бывшего СССР по средствам на счетах российских юридических лиц во Внешэкономбанке, заблокированных по состоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом является Министерство финансов Российской Федерации. Облигации номинированы в долларах США. Номинал облигаций одна, десять и сто тысяч долл. Купонная ставка - 3% годовых, начисляется ежегодно 14 мая. Сроки погашения - 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Задолженность по ОВГВЗ на 19 декабря 2013 года составлял 5,5 млн. долл.

По состоянию на 19 декабря 2013 года объем задолженности перед странами - бывшими членами СЭВ составил 943,6 млн. долл. Кроме осуществления денежных расчетов и погашения государственного внешнего долга товарными поставками, при погашении внешнего долга Российской Федерации перед бывшим странам-членам СЭВ активно использовались механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированием задолженности.

К обязательствам Российской Федерации перед Парижским клубом кредиторов относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями. Парижский клуб кредиторов, полноправным членом которого с сентября 1997 года является Россия, объединяет девятнадцать стран - крупнейших мировых кредиторов (число членов варьируется). По состоянию на 19 декабря 2013 года задолженность перед странами кредиторами - членами Парижского клуба составляет 161,8 млн. долл.

Двойственное положение России в Парижском клубе заключается в том, что она выступает здесь в качестве должника одних стран и, одновременно, кредитора других.

Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм включает в себя обязательства перед Лондонским клубом кредиторов, а также коммерческую задолженность. В 2000 г. Российской Федерации удалось договориться с Лондонским клубом о списании 1 /3 задолженности бывшего СССР. Это была успешная операция, которую России не удалось осуществить с Парижским клубом. Оставшиеся 2/3 задолженности Лондонскому клубу были переведены в еврооблигации, и таким образом задолженность Лондонскому клубу больше не выделяется в статистике.

Коммерческая задолженность является наиболее сложной с точки зрения урегулирования. Под коммерческой задолженностью бывшего СССР понимаются следующие инструменты: коммерческие кредиты (контракты с рассрочкой платежа, краткосрочные и среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями, тратты и векселя с платежом по предъявлении), аккредитивы (отзывные и безотзывные, включая аккредитивы с рассрочкой платежа) и инкассо. В 1991 году негарантированная коммерческая задолженность СССР составляла более 6 млрд. долл.

Коммерческая задолженность образовалась в 1989-1991 годах в результате деятельности организаций государственного сектора, выступавших на международных рынках товаров и услуг по поручениям Правительства Российской Федерации, союзных министерств и ведомств, а также в результате операций различных организаций, получивших к тому времени право осуществления внешнеторговой деятельности.

Общие принципы урегулирования коммерческой задолженности были определены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 1994 года №1107, на основании которого 1 октября 1994 года было распространено Заявление Правительства Российской Федерации "О переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами". Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. Краткий курс./ Под ред. д.э.н., проф. Н.Ф. Самсонова.-М.: ИНФРА-М, 2002.-302с.

В соответствии с указанным Заявлением Правительства Российской Федерации, в коммерческую задолженность бывшего СССР включаются:

  • 1. контракты с рассрочкой платежа;
  • 2. краткосрочные или среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями;
  • 3. тратты и векселя с платежом по предъявлении;
  • 4. отзывные и безотзывные аккредитивы, включая аккредитивы с рассрочкой платежа;
  • 5. инкассо;
  • 6. другие коммерческие обязательства, которые могут быть отнесены к урегулированию по решению Правительства Российской Федерации.

Внешняя задолженность - сумма финансовых обязательств государства по иностранным займам, кредитам и их обслуживанию. Внешняя задолженность складывается из задолженности другим государствам, иностранным банкам и международным валютно-финансовым учреждениям. Википедия. https://ru.wikipedia.org/

Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте на 19 декабря 2013 года составляет 11394,9 млн. долл.

По российскому законодательству долговые обязатель­ства Российской Федерации могут существовать в форме:

♦ кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организация­ми, иностранными государствами и международными фи­нансовыми организациями, в пользу указанных кредито­ров;

♦ государственных ценных бумаг, выпускаемых от име­ни Российской Федерации;

♦ договоров о предоставлении государственных гаран­тий Российской Федерации, договоров поручительства Рос­сийской Федерации по обеспечению исполнения обяза­тельств третьими лицами;

♦ переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;

♦ соглашений и договоров, в том числе международ­ных, заключенных от имени Российской Федерации, о про­лонгации и реструктуризации долговых обязательств Рос­сийской Федерации прошлых лет.

По срокам действия долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет).

Долговые обязательства Российской Федерации пога­шаются в сроки, которые определяются конкретными ус­ловиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного зай­ма, в том числе сроков выплаты и размера процентных пла­тежей, срока обращения, не допускаются.

В объем государственного внутреннего долга Российс­кой Федерации включаются:

♦ основная номинальная сумма долга по государствен­ным ценным бумагам РФ;

♦ объем долга по кредитам, полученным Россией;

♦ объем основного долга по бюджетным ссудам и бюд­жетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;

♦ объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Россией.

Долговые обязательства субъекта Федерации могут существовать в форме (ст. 99 БК РФ):

♦ кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени субъекта Российской Федерации с физическими и юридическими лицами, кредитными организациями, иност­ранными государствами, международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

♦ государственных займов субъектов Федерации, осу­ществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Феде­рации;

♦ договоров о представлении государственных гаран­тий субъекта Федерации, договоров поручительства субъек­та Федерации по обеспечению исполнения обязательств тре­тьими лицами;

♦ переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг субъекта Федерации на основе при­нятых законов субъекта Федерации;

♦ соглашений и договоров, в том числе международ­ных, заключенных от имени субъекта Федерации, о про­лонгации и реструктуризации долговых обязательств субъек­тов Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства субъекта Федерации погаша­ются в сроки, которые определяются условиями заимство­ваний и не могут превышать 30 лет.

Муниципальный долг - совокупность долговых обяза­тельств муниципального образования.

Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:

♦ кредитных соглашений и договоров, заключенных му­ниципальным образованием;

♦ займов муниципального образования (муниципальных займов), осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;

♦ договоров о предоставлении муниципальных гаран­тий, договоров поручительства муниципального образова­ния по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

♦ долговых обязательств юридических лиц, переофор­мленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления используют все пол­номочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.

Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями за­имствований и не могут превышать 10 лет.

Государственное долговое представляют собой , подтверждающие факт заимствования правительством или иным органом государственного управления. Данные средства используются в подавляющем большинстве случаев для финансирования бюджетного дефицита. Общая сумма заимствований и составляет страны и может выражаться как в национальных денежных единицах, так и в иностранной валюте.

В законодательстве, в частности, в Бюджетном кодексе, имеется юридическое определение этого понятия как обязательства Российской Федерации перед частными или юридическими лицами, правительствами или иными органами иностранных государств, а также международными организациями или другими субъектами права. Заимствования делаются на определенный срок и подлежат погашению в установленном порядке.

Государственные долговые обязательства имеют разные формы в зависимости от способа привлечения средств. Ценные бумаги, выпущенные правительством страны, предполагают определенную доходность в соответствии с установленной процентной ставкой по ним. В каждом государстве существует система учета обязательств и порядок погашения долгов перед кредиторами.

Виды государственных долговых обязательств

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Новое на сайте

>

Самое популярное