Домой Сбербанк Государственные финансы и финансовая политика государства. Финансовая политика государства

Государственные финансы и финансовая политика государства. Финансовая политика государства

Финансовая политика – это определенная на продолжительный период совокупность мероприятий, подлежащих реализации в рамках общих методологических требований финансового менеджмента и определяемых конкретными задачами, а также внешними и внутренними условиями деятельности.

Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Она включает:

–разработку общей концепции , основных направлений, определение целей и главных задач;

–создание адекватного финансового механизма ;

управление финансовой деятельностью государства и его субъектов.

Выделяют три основных вида финансовой политики:

· классическая;

· регулирующая;

· планово-директивная.

Классическая основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723–1790) и Д. Рикардо (1772–1823). Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государственные расходы минимизированы. Система налогов строилась на косвенных и имущественных налогах. Органом управления было министерство финансов.

Регулирующая – в основу положена экономическая теория Дж. Кейнса (1883–1946), обосновывающая необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос и как следствие – рост производства, ликвидация безработицы, увеличение национального дохода. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки; государственный кредит, рынок ссудных капиталов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Из единого органа управления выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом. В целом такая политика обеспечила в 1930–1960 гг. стабильный экономический рост, эффективную систему финансирования социальных нужд.

В 1970-х годах в основу финансовой политики положена неоконсервативная стратегия, ограничивающая вмешательство государства в экономику. Регулирование становится многоцелевым:

· экономический рост и занятость;

· денежное обращение;

· валютный курс;

· социальные факторы;

· структурная перестройка хозяйства.

Финансовый механизм исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижение бюджетного дефицита, стимулирование роста сбережений как источника инвестиций. Стоит задача сокращения числа налогов и прогрессивности их шкалы.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах с административно-командной системой. Основана на государственной собственности на средства производства. Целью является концентрация всех неиспользуемых населением, предприятиями и местными органами власти финансовых ресурсов в руках государства и их последующее распределение в соответствии с основными направлениями государственного плана развития.

Действовал двухканальный механизм изъятия чистого дохода у предприятий:

· вначале при помощи налога с оборота;

· затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли).

1) При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет чистой прибыли.

2) Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога, путем размещения фактически принудительных государственных займов.

3) Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось путем введения ограничений в установлении самостоятельных источников доходов – 10–15% за счет местных доходов, остальное из центра. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов государства. Социальные нужды финансировались по остаточному принципу. Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов. Такая политика была эффективна в годы ВОВ, в период восстановления народного хозяйства после войны. В настоящее время она реформируется.

Основа современной финансовой политики РФ:

· признание свободы предпринимательства;

· введение разнообразных форм хозяйствования;

· приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике;

· отказ государства от директивного управления;

· переход отношений предприятий и государства на налоговую основу.

Изменяется порядок предоставления бюджетных средств. Получила распространение система государственного кредита для покрытия дефицита госбюджета. Используются рыночные формы государственных займов. Изменяется организация бюджетной системы. На смену централизованной пришла система, основанная на самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней. Применяется система трансфертных платежей, увязывающая размер бюджетных средств со среднедушевым бюджетным доходом отдельных регионов. Изменяется практика перераспределения финансовых ресурсов. Кроме вертикального используется горизонтальное перераспределение средств за счет функционирования финансового рынка. Получила развитие система внебюджетных фондов государства. Демонополизировано страховое дело, появился страховой рынок. Изменилась система управления финансами. Готовится налоговая реформа. Осуществляется структурная перестройка экономики. Расходование бюджетных денег производится на конкурсной основе. Продолжается совершенствование бюджетного устройства, намечено проведение бюджетной реформы. Укрепляется рынок ЦБ.



Наиболее динамичной частью финансовой политики является финансовый механизм .

Государственные финансы — это система сбора и использования денежных средств на нужды .

Государственные финансы — система потоков денежных средств, связанных с реализацией государством основных функций по поддержанию макроэкономического равновесия.

Для своего функционирования в условиях рынка, а следовательно, товарно-денежных отношений государство нуждается в определенном фонде денежных ресурсов , которые и составляют государственные финансы.

Государственные финансы состоят из и , и .

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является

Предпосылки образования государственных финансов:

  • Денежное хозяйство
  • Использование в экономике развитых форм
  • Создание системы формирования общественных потребностей
  • Создание системы ранжирования расходов на общественные потребности

В условиях недемократических политических систем (монархия, диктатура, олигархия) государственные финансы являются личной казной правителя или правителей, в демократических обществах, включая конституционные монархии, госфинансами распоряжаются парламенты и министерства финансов, им подчиненные.

В любой стране общественные , в широком смысле этого слова, и государственные потребности совпадают далеко не всегда, между ними есть определенные отличия. Государственные потребности, как правило, носят косвенный характер, так как население (индивидуумы, семьи, различные группы) может этих потребностей непосредственно не ощущать и не высказывать желания их удовлетворять. Например, потребности в содержании армии, внешней разведки, аппарата управления (госчиновников) или такие научные потребности, как создание устройств по термоядерному синтезу далеки от повседневных нужд граждан. Для определения таких потребностей и нужны выборные законодательные и исполнительные органы госвласти.

Объем, структура, направленность госфинансов определяются специальными выборными органами (законодательными и исполнительными).

Государственные финансы как совокупность денежных отношений обслуживают, как правило, интересы общества в целом, в первую очередь те потребности, которые свойственны обществу, понимаемому как единая сложная система.

Государственные финансы и финансовая политика

Государственные финансы — важнейший элемент . Достаточно сказать, что через них перераспределяется от 25 до 50% .

Государственные финансы не только мощный механизм перераспределения вновь созданной стоимости. Они также представляют собой механизм стимулирования деловой активности.

Государственные финансы — общественные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств, обеспечивающих функционирование государства.

В конце 20-х гг. ХХ в. Дж. Кейнс провозгласил закат эпохи laissez-fair — нерегулируемой государством системы хозяйства. Именно в эти годы произошло крушение золотого обращения. стали основываться на неразменных на золото бумажных деньгах. Если количество обращавшихся золотых денег зависело от потребностей хозяйственного оборота, то количество бумажных денег должно было определяться центральными банками. Говорить о laissez-fair в условиях обращения бумажной денежной массы Дж. Кейнс счел неуместным.

В доктрине Дж. Кейнса основное внимание уделено норме процента. Тем не менее он не считал эффективным проведение политики манипулирования нормой процента. По его мнению, более эффективна финансовая политика и, в частности, нагнетание платежеспособного спроса за счет бюджетных расходов. Именно такая политика стала достаточно популярной и в западных странах, и в СССР.

В финансовой политике можно выделить два аспекта : чисто денежный и общеэкономический. Под первым понимается влияние на экономику денежной массы, попадающей в обращение вследствие дефицита бюджета; под вторым — воздействие государственных закупок.

Соотношение финансовой и денежной политики до сих пор остается дискуссионным вопросом.

Политика в отношении доходов включает налоговую политику, а также политику в сфере использования государственной и муниципальной собственности (рис. 3).

Политика в отношении расходов объединяет государственную инвестиционную политику, социальную политику, а также политику в сфере безопасности и государственного управления.

Финансовая политика государства в отношении доходов и расходов отражается непосредственно в структуре бюджетов соответствующих уровней. Различают финансовую политику федеральных органов власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Каждое из этих звеньев решает специфические задачи и имеет собственные бюджетные полномочия.

Рис. 3 Структура финансовой и денежной политики

Структура финансовой и денежной политики:
  • Денежная политика центрального банка
  • Политика в сфере государственных и муниципальных финансов
    • Политика доходов
      • Налоговая политика
      • Политика в сфере собственности
    • Политика расходов (политика федеральной власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления)
      • Инвестиционная политика
      • Социальная политика
      • Политика в сфере управления
    • Государственный и муниципальный долг (политика федеральной власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления)

Реализация финансовой политики происходит за счет составления финансового плана на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Финансовая политика состоит из бюджетной и денежно-кредитной политики. Современная бюджетная политика России соответствует стратегическим целям экономического развития РФ, повышения . Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и Центральным банком.

Приоритетные задачи финансовой политики:
  • формирование эффективного законодательства, приспособленного к реальным условиям;
  • снижение налогового бремени одновременно с повышением эффективности функционирования налоговой системы;
  • планирование и прогнозирование развития финансовой системы;
  • достижение максимальной сбалансированности бюджетов всех уровней;
  • создание условий по стимулированию поступлений в бюджеты различных уровней.

Позволяющего с максимальной эффективностью обеспечивать достижение тактических и стратегических целей, которые заявлены в долгосрочной программе развития страны в перспективе. Финансовая политика государства задействует все составляющие: бюджетную, налоговую, таможенную, валютную и денежно-кредитную политику.

Финансовая политика государства представляет собой совокупность целенаправленных действий направленных на установление целей, а также определение средств их достижения. Таким образом, это экономическая государственная политика, которая проявляется в использовании финансовых государственных ресурсов, а также в налоговом регулировании, в регулировании расходов и доходов, в воздействии на национальный валютный курс, в исполнении и формировании государственного бюджета, в управлении
Основной субъект проводимой политики - государство. Именно им проводится разработка научно обоснованных концепций развития финансов; определяются основные направления их применения; разрабатываются меры, которые направлены на достижение конкретных целей.

Финансовая политика государства по своей сути - это стратегические направления, определяющие среднесрочную и долгосрочную перспективы использования финансов и предусматривающие решение основных задач, которые вытекают из особенностей функционирования социальной сферы и экономики страны. Наряду с этим государством осуществляется выбор текущих задач и целей применения Все перечисленные мероприятия взаимозависимы и тесно взаимосвязаны.

Финансовая политика государства - составная часть экономической политики. - государства, рассчитанная на длительную перспективу, она предусматривает решение крупномасштабных задач. Таким образом, финансовые мероприятия и решения, преследующие достижение результатов за период времени от 12 месяцев, относят к долгосрочной политике.

Финансовая тактика - это решение задач на определенном этапе развития при помощи своевременной перегруппировки финансовых связей. Принципы формирования долгосрочной и краткосрочной политики взаимозависимы. Краткосрочные решения в финансовой области обязательно должны быть соотнесены к долгосрочным целям и способствовать их достижению. Такое соотношение тесно связано со стратегией и тактикой в финансовой политике государства в целом. Стратегические решения и долгосрочная финансовая политика государства связаны с инвестициями, поэтому для их разработки анализируются

Финансовый рынок представляет собой организованную институциональную структуру для создания финансовых активов для их последующего обмена. На финансовом рынке происходит мобилизация капитала, предоставляются кредиты, осуществляются обменные денежные операции. Деятельность национального финансового рынка регулируется Центральным банком страны. Международные финансовые рынки располагают определенными областями, где происходит концентрация их активности. Как правило, это международные финансовые центры, в которых проводится большая часть финансовых операций международного масштаба. Если перечислить мировые финансовые рынки по убывающей, то возглавит список Лондон, а завершит его Сингапур. Международные финансовые рынки - это совокупность национальных финансовых рынков. Деятельность международных финансовых рынков регулируется разнообразными международными институтами и международными соглашениями.

Основные термины и понятия

Финансовая политика государства; финансовая политика субъектов хозяйствования; финансовая стратегия; финансовая тактика; политика жесткой регламентации; политика умеренной регламентации; политика минимальных ограничений; политика стабилизации; политика экономического роста; политика ограничения деловой активности; дискреционная политика; недискреционная политика; бюджетная политика; налоговая политика; денежно-кредитная политика; таможенная политика; долговая политика; механизм реализации финансовой политики; финансовые методы; финансовые рычаги; финансовые инструменты.

Сущность, типы и направления финансовой политики

Финансовая политика отражает субъективную сторону функционирования финансов. Собственно финансы и финансовая система являются объективными явлениями. Они существуют независимо от воли отдельных субъектов объектов финансовых отношений и в целом отражают объективные закономерности развития. Но механизм функционирования финансов, организация финансовых отношений и движение денежных потоков, хотя и подчинены этим объективные закономерностям, не срабатывают сами по себе, их организовывают конкретные суб объекты, которые руководствуются многими факторами политического, экономического и гуманитарного характера, сочетая при этом как общие общественные, так и собственные интересы. Поэтому финансовая политика всегда является переплетением различных интересов отдельных политических партий и властных структур, центральных и местных органов власти и управления, различных слоев населения, предпринимателей, потребителей, инвесторов и тому подобного.

С этой точки зрения, финансовая политика - это целенаправленная деятельность государства и других субъектов ведения хозяйства в сфере формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для достижения поставленной цели.

В зависимости от уровня реализации различают:

- Финансовая политика государства (макроуровень).

- Финансовая политика субъектов ведения хозяйства (микроуровень).

- Финансовая политика международных организаций и финансовых институтов (международный уровень).

Основная цель финансовой политики - создание рациональной системы управления финансовыми ресурсами, направленной на обеспечение стратегических и тактических задач деятельности.

Выработка научно обоснованных концепций развития финансов;

Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;

Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленной цели.

Приоритетное значение имеет разработка и реализация финансовой политики государства.

Государственная финансовая политика - это совокупность мероприятий государства по организации и использования финансов для обеспечения экономического и социального развития страны.

Финансовая политика является составным элементом экономической политики государства, в котором определяются:

Основные направления развития народного хозяйства страны;

Общий объем финансовых ресурсов государства;

Источники образования финансовых ресурсов и направления их использования;

Создание эффективной системы управления финансами;

Разработка совершенного механизма регулирования и стимулирования экономически социальных процессов в государстве с помощью финансовых инструментов.

Главная цель финансовой политики государства заключается в повышении уровня общественного благосостояния путем оптимального распределения ВВП между отраслями национальной экономики, социальными группами населения и отдельными территориями.

Сущность финансовой политики государства проявляется в сочетании конкретных целей и соответствующих средств, с помощью которых решаются поставленные задачи. Цели финансовой политики обусловлены потребностями экономического развития и достижением высокого уровня индивидуального и общественного благосостояния. Основной вектор финансовой политики - обеспечение экономического роста в стране через механизмы финансового воздействия на спрос и предложение, потребление, сбережения и инвестиции. Финансовая политика непременно имеет конкретное направление, а ее реализация всегда связана с нахождением компромисса между определенными потребностями и реальными возможностями.

Значение финансовой политики проявляется в том, что правильно выбранная финансовая политика:

Стимулирует рост производства, рациональное размещение производительных сил по территории страны;

Повышает заинтересованность регионов в развитии хозяйства, использовании местных ресурсов;

Способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира;

Приводит к повышению материального и культурного уровня населения.

Для государств с рыночной экономикой действуют общие принципы финансовой политики, на основе которых она основывается. К ним относятся:

1. Постоянное содействие развитию производства, поддержания предпринимательской активности и повышение уровня занятости населения. Этого можно достичь за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций в экономику, предоставление льготного налогообложения предприятиям, совершенствованием налоговой политики государства.

2. Мобилизация и использование финансовых ресурсов на обеспечение социальных гарантий населения, размер которых определяет размеры перераспределения валового внутреннего продукта через государственный бюджет.

3. Влияние с помощью финансового механизма на рациональное использование природных ресурсов и запрет технологий, угрожающих здоровью человека. С помощью таких финансовых инструментов, как налоги, штрафные санкции, дотации государство требует от производственных структур возмещения затрат на восстановление природной среды.

В зависимости от продолжительности периода и характера решаемых задач, финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией, и касается важных больших изменений финансового механизма, пропорций распределения финансовых ресурсов. Направленность финансовой стратегии определяется конкретными задачами развития общества на определенном историческом этапе развития. В условиях экономического кризиса главной задачей является финансовое обеспечение макроэкономической стабилизации, в условиях экономического развития - достижение оптимальных темпов роста ВВП. В то же время, при любых условиях основой финансовой стратегии является надежное обеспечение потребностей экономики финансовыми ресурсами и создание достаточных стимулов для эффективной деятельности субъектов ведения хозяйства. Финансовая стратегия ориентирована на определенную модель финансовых отношений в обществе.

Финансовая тактика направлена для решения задач конкретного этапа развития общества путем изменения способов организации финансовых отношений, перегруппировки финансовых ресурсов. Финансовая тактика предусматривает решение задач текущего периода (в пределах года и менее), отличается гибкостью, подвижностью. Типичный пример решения тактических задач - бюджет страны принимается на очередной год.

Финансовая тактика осуществляется через переориентацию финансовых ресурсов и изменений в организации финансовой деятельности. Финансовая тактика мобильная, поскольку состоит в своевременном реагировании на экономические проблемы и диспропорции, ее главная задача - достижение стратегических целей развития.

Финансовая стратегия и финансовая тактика тесно взаимосвязи "связаны. Стратегия определяет сущность и направления тактики. В свою очередь, тактические возможности ограничивают выбор стратегии, ведь бессмысленно определять стратегические цели и задачи, для решения которых недостаточно надлежащих тактических средств. В то же время, следует отметить то, что только финансовая политика, которая основывается на сочетании и согласованности стратегии и тактики, их единства и подчиненности, может быть успешной. Финансовая политика, которая не имеет стратегических ориентиров, а состоит лишь в решении тактических задач, имеет ограниченный характер и, как правило, малоэффективна.

Финансовая политика реализуется по двум направлениям: регламентация финансовых отношений в обществе и осуществление текущей финансовой деятельности. Регламентация финансовых отношений характеризует стратегию финансовой политики, а текущая финансовая деятельность - ее тактику. Базовым элементом является регламентация финансовых отношений, которая может осуществляться государством в законодательной и административной формах.

Законодательная регламентация заключается в принятии соответствующих законодательных актов, которые устанавливают субъектов объектов финансовых отношений, их права и обязательства, порядок и методы осуществления финансовой деятельности, и тому подобное. Административная регламентация предусматривает предоставление прав регуляции финансовых отношений органам государственного управления. Главной формой выработки финансовой политики является законодательная регламентация финансовых отношений, поскольку оно ставит финансовую деятельность на стабильную правовую основу, которая делает устойчивой и финансовую политику.

В зависимости от степени законодательной или административной регламентации финансовых отношений, которая характеризуется той частью дохода, который распределяется и потребляется в соответствии с действующим законодательством или административных решений, различают три типа финансовой политики:

Политика жесткой регламентации;

Политика умеренной регламентации;

Политика минимальных ограничений.

Жесткая регламентация состоит в том, что большая часть финансовых отношений регулируется государством. Права предприятий и граждан в финансовых операций определяются не столько их интересами, сколько правилами, установленными законами или административными решениями. Такая политика проводится в условиях или административной экономики и соответствующей ей финансовой модели, или в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Подобная финансовая политика малоэффективна, поскольку снижает стимулы к продуктивной деятельности, ведь финансовым продуктом деятельности - доходом - больше распоряжается государство, чем его владельцы - юридические и физические лица. Такая политика, как правило, предполагает достаточно высокий уровень бюджетной централизации ВВП.

Умеренная регламентация осуществляется в законодательной форме и охватывает ограниченную часть финансовых отношений - взаимоотношения с государством, отдельные элементы взаимоотношений на кредитном, фондовом, валютном и страховом рынках. Умеренная регламентация должна уравновесить интересы государства и общества в целом и интересы отдельных юридических и физических лиц. Она обеспечивает юридическим и физическим лицам достаточные стимулы для продуктивной деятельности и в то же время дает возможность государству влиять на социально-экономическое развитие общества.

Политика минимальных ограничений направлена на формирование максимальной заинтересованности субъектов объектов предпринимательской деятельности и граждан в эффективном хозяйствовании. В таком случае преимущественно регламентируются только взаимоотношения с государством, которые к тому же сводятся к минимуму. Большинство финансовых отношений при таких условиях регламентируется на договорных принципах между отдельными субъектами.

Текущая финансовая деятельность государства отражает тактику реализации финансовой политики. Ее основным орудием является бюджет. Его структуриза-ция по источникам формирования доходов и направлениям финансирования расходов, по уровням административно-территориального деления характеризует ту или иную финансовую политику.

В зависимости от задач, на решение которых направлена финансовая политика, она делится на следующие виды:

Политика стабилизации;

Политика экономического роста;

Политика ограничения деловой активности.

Политика стабилизации направлена на поддержку макроэкономического равновесия на основе постоянных объемов производства при стабильности цен. Ее реализация основывается на обеспечении стабильных о "объемов финансовых ресурсов при постоянных пропорциях распределения и перераспределения полученных доходов.

Существуют две разновидности этой политики, достаточно существенно отличаются друг от друга. Первый - это политика стабилизации после экономического спада, которая имеет стимулирующий характер. Второй - политика стабилизации в период экономического подъема, которая имеет ограничительный направление.

Политика экономического роста направлена на достижение необходимого для страны уровня ежегодного увеличения объ объемов ВВП с учетом ее потенциала. Она нацелена на расширение объема финансовых ресурсов и обеспечение их доступности как по ценам, так и по условиям привлечения. Реализация финансовой политики экономического роста может осуществляться в три основных способа - через рост государственных расходов, снижение уровня налогообложения и проведение политики "дешевых денег".

Политика ограничения деловой активности используется для регуляции экономического цикла с целью предотвращения кризиса перепроизводства или недопущения истощения экономики в результате чрезмерных темпов экономического роста. Она осуществляется в те же способы, как и при политике экономического роста, только в обратном направлении - сокращение государственных расходов, повышение уровня налогообложения, установление высоких процентных ставок по кредитам.

По характеру реализации финансовая политика делится на дискреционную и недискреционную.

Дискреционная политика предусматривает осуществление государством определенных мер, направленных на реализацию финансовой стратегии и тактики. Конкретные меры, стимулирующие или сдерживающие, применяются в соответствии с ситуацией, которая складывается на определенное время в экономике и финансах.

Недискреционная политика заключается в использовании финансовых инструментов - "вмонтированных стабилизаторов", которые автоматически регулируют ситуацию в экономике.

Функции "вмонтированных стабилизаторов" выполняют, прежде всего, налоги, а также социальные государственные выплаты, различные субсидии. В то же время, полной сбалансированности с помощью вмонтированных стабилизаторов достичь трудно. Поэтому в финансовой практике используются одновременно и "встроенные стабилизаторы", и средства дискреционной политики.

Тема. Финансовая политика РФ.

    Финансовая политика: понятие, цели и задачи формирования

    Финансовый механизм

    Характеристика основных направлений финансовой политики

1. Финансовая политика: понятие, цели и задачи формирования

Финансовая политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.

Следует отметить, что финансовая политика не ограничивается изложенными выше принципами. Финансовые отношения в государстве - это динамичная, развивающаяся система. Для ее функционирования важное значение имеют: ♦ финансовое регулирование и стимулирование производства; ♦ финансирование научно-технического прогресса; ♦ страховая защита общественного производства. Среди рычагов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам, таможенным сборам, тарифам. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений предприятий. Система налоговых льгот способствует ускоренному развитию приоритетных отраслей, обновлению основных фондов.

    определение основных направлений, целей и задач финансовой политики.

    формирование финансового механизма.

    управление финансовой деятельностью.

Главными задачами финансовой политики являются:

    обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуществленных государством;

    установление рационального распределения и использование ресурсов;

    достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;

    создание благоприятных условий для функционирования хозяйствующих субъектов;

    формирования уровня доходов, обеспечивающих нормальное воспроизводство населения.

В РФ приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в своих посланиях определяет основные направления экономики на планируемый год и перспективу. (3 года)

Правительство РФ действует в рамках этого послания и вырабатывает основные направления развития экономики и обеспечение социальной стабильности. Им разрабатывается необходимые законодательные акты для реализации финансовой политики.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использование финансов.

Одновременно государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования, финансовых отношений. При выработке финансовой политики учитывают особенности исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внешней и внутренней обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны.

Цели финансовой политики:

    Фискальная политика – связанна со сбалансированием доходов и расходов государства. (Кривая Лаффера)

    Регулирование налоговых процессов – проводится с помощью экономических инструментов. Регулирование может осуществляться стихийно или сознательно. В настоящее время регулирование является обязательным элементом финансовой политики. В качестве инструментов регулирования выступают налоги, государственный кредит, бюджетное ассигнование и т.д.

Виды финансовой политики:

    Политика экономического роста. Представляет собой систему финансовых мер, направленных на увеличение ВНП и повышения уровня занятости. Эта политика включает рост государственных расходов, и снижение налоговой бремени. Эта политика применяется в период экономического кризиса. В долгосрочном аспекте данная политика может привести к росту инфляции. (Доход снижается и Расходы повышаются).

    Политика стабилизации. Характеризуется ограничением государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования, сбалансированного бюджета. (Расход = Доходу).

    Политика ограничения деловой политики. Направлена на уменьшение реального объема ВНП. Она связана с уменьшением государственных расходов и увеличение налогового бремени. Эта политика применяется тогда, когда произошел кризис (Расходы уменьшаются и Доходы увеличиваются).

2. Финансовый механизм.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма.

Финансовый механизм – это система, установленная государством: форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Финансовый механизм это наиболее динамичная часть финансовой политики, его изменения происходят в связи с решением тактических задач государства.

Финансовый механизм подразделяется на:

    Директивный (прямое воздействие) – разрабатывается для отношений, в которых непосредственно участвует государство.

    Регулирующий (косвенное воздействие) – связан с финансовыми отношениями предприятий.

Система инструментов финансовой политики:

    Правовые – нормативно-правовые акты, принятие государственных программ, заключение международных соглашений.

    Административные – порядок регистрации, получение лицензии, квотирование, применение государственных санкций, ведение административных мер, управление государственной собственностью.

    Экономические инструменты:

I.гр. Активно-структурные – это государственная поддержка, инвестиционные скидки, использование на льготных условиях недвижимости, государственные инвестиции, государственные закупки.

II.гр. Фискально-структурные – это специальные налоговые режимы, налоговые льготы, бюджетное ассигнование, амортизационную политику.

III.гр. Монетарные – связанно с регулированием денежной массы, процентных ставок, операции на рынке ценных бумаг и с иностранной валютой.

IV.гр. Инструменты антимонопольной политики, земельное регулирование.

    Характеристика основных направлений финансовой политики

Финансовая политика включает восемь основных направлений:

    Налоговая политика должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения государством своих функций и обязательств.

    Бюджетная политика предусматривает:

    определение доли ВВП, мобилизуемого в бюджет;

    установление оптимальных взаимоотношений между федеральными и региональными органами власти;

    оптимизация расходов бюджета;

    распределение расходов бюджета между бюджетами разных уровней;

    управление государственным долгом;

    определение источников финансирования дефицита бюджета.

Денежно-кредитная политика имеет следующие элементы:

  • эмиссионная политика;

    политика стабилизации национальной валюты;

    кредитная политика.

Денежно-кредитная политика реализуется Центральным банком РФ.

    Ценовая политика – регулирование цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Ценовая политика преследует следующие цели:

    регулирование цен на все товары и услуги внутри страны;

    компенсация низких внутренних цен за счет высоких внешних:

    субсидирование цен с целью их снижения и завоевания новых рынков сбыта (в т.ч. внешних).

Таможенная политика – это часть ценовой политики, т.к. таможенные сборы и пошлины оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. Она имеет особенности влияния на народное хозяйство, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг, и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны.

Социальная политика включает:

  • разработку механизма защиты наименее обеспеченных слоев населения;

    реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием;

    регулирование вынужденной миграции.

Инвестиционная политика предполагает:

  • создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений накопления;

    развитие ипотечного кредитования;

    привлечение прямых иностранных инвестиций и т.д.

Политика в области международных финансов:

  • интеграция России в мировую финансовую систему;

    признание России страной с рыночной экономикой;

    вступление в международные организации (в т.ч. во Всемирную торговую организацию);

    урегулирование внешней задолженности;

    повышение устойчивости курса рубля.

Новое на сайте

>

Самое популярное