Домой Сбербанк Интересные факты натурального возмещения ущерба по осаго. Натуральная форма возмещения по осаго

Интересные факты натурального возмещения ущерба по осаго. Натуральная форма возмещения по осаго

В апреле 2017 года были внесены изменения в закон об обязательном страховании транспортных средств, предполагающие новую процедуру выплаты компенсаций при страховом случае. Что означает понятие натурального возмещения по ОСАГО, рассмотрим ниже.

Что такое натуральное возмещение?

Натуральное возмещение по ОСАГО — ключевое понятие, с которым необходимо ознакомиться перед оформлением страховки. С 2017 года основной формой возмещения ущерба при возникновении страхового случая будет ремонт машины на станции технического обслуживания. В то же время страховщик не освобождается от выплаты компенсации при тотальной гибели имущества, а также вследствие причинения вреда здоровью третьих лиц. Согласно последним правкам, внесенным в ФЗ №40, в приоритете будут не денежные выплаты, а восстановление ТС (если возможно) за счет страховой фирмы. При этом не учитывается износ отдельных деталей и общей конструкции транспортного средства. По новым правилам, в процессе ремонта на авто не устанавливаются б/у запчасти, если автовладелец самостоятельно не делает выбор в пользу такой комплектации.

Натуральное возмещение позволит более объективно оценивать степень повреждения автомобиля и снизить случаи мошенничества.

Процедура возмещения

Закон о натуральном возмещении по ОСАГО регламентирует поэтапную процедуру восстановления авто после страхового случая:

  1. Сперва автовладельцу необходимо выбрать СТО, которая будет ремонтировать транспорт;
  2. Восстановительные работы должны быть проведены не позднее 30 дней с момента передачи ТС специалистам. Станция технического обслуживания должна располагаться в 50 км от места проживания страхового лица;
  3. Новые авто, которые попали в аварию, обязательно должны проходить ремонт в сервисных центрах официального дилера. Если вменяется ущерб третьему лицу, гарантийные обязательства будут нарушены. Это касается всех машин, которые не достигли двухлетнего срока эксплуатации.

Натуральное возмещение подразумевает, что после ремонта будет предоставлена гарантия. Минимальный гарантийный срок равен 6 месяцам, а при ремонте кузова или покраске он будет равен 12 месяцам.

Процедура возмещения заключена в таком алгоритме:

  • выбор СТО, которое будет заниматься восстановлением;
  • анализ повреждений и ремонт машины;
  • предоставление гарантий;
  • возврат автовладельцу.

Выбор станции техобслуживания

Автовладелец может самостоятельно выбрать станцию техобслуживания из перечня, который предоставляет страховая компания. Желаемая СТО указывается при оформлении полиса ОСАГО или в момент ремонта. В большинстве случаев, список потенциальных автосервисов выставлен на официальном сайте страховых компаний. Здесь же указываются сроки, в течение которых специалисты могут отремонтировать машину, принцип работы, наличие запчастей и т.д.

Если владелец авто выбирает СТО, с которой страховщик не сотрудничает, необходимо получить письменное разрешение. Для этого подается соответствующее заявление в главный офис СК, где указывается подробное наименование автосервиса, место его нахождения и контактные данные. Если известны платежные реквизиты, их также необходимо внести в документ.


Восстановление авто в сервисе страховой компании

В исключительных случаях авто восстанавливается в сервисе страховой компании. В такой ситуации СК не перечисляет деньги СТО. Ремонтные работы производятся за счет бюджетных средств компании. Чаще всего такая процедура необходима, когда в аварию попадает новое авто. Ремонтные работы не нарушат гарантийных обязательств, и в будущем автомобиль будет обслуживаться у официальных дилеров.

Автовладельцы охотнее соглашаются на такой ремонт, потому как страховая компания полностью контролирует действия мастеров и отвечает за конечный результат ремонта.

Плюсы и минусы натурального возмещения

Натуральное возмещение имеет свои преимущества и недостатки, как для владельца автомобиля, так и для страховой компании.

Преимущества натурального возмещения по ОСАГО:

  1. Отсутствие значительных денежных выплат при возникновении страхового случая. Тем самым злоумышленники не смогут провоцировать аварии;
  2. Автолюбителю не требуется контролировать ремонт. Достаточно просто оставить авто в нужном СТО и забрать его по окончанию работ;
  3. После ДТП авто восстанавливается в кратчайшие сроки.

К недостаткам можно отнести ограниченный список станций техобслуживания (или сложности с разрешением воспользоваться услугами других мастеров), а также невозможность контролировать, какие запчасти устанавливаются на авто.

Когда возможно отказаться от натурального возмещения?

Изменения в закон об ОСАГО, согласно которым теперь при наступлении страхового случая отдается предпочтение натуральному возмещению ущерба вместо денежной компенсации, был подписан Президентом в марте и вступил в силу в апреле 2017 года. Как и любое новшество, такие изменения были восприняты сообществом автолюбителей неоднозначно: специализированные интернет-ресурсы переполнены отзывами как сторонников, так и противников нововведения.

В чём заключается суть изменений, внесенных в закон об ОСАГО и предусматривающих возможность натурального возмещения ущерба? В каких случаях автовладелец имеет возможность отказаться от натурального возмещения и получить денежную компенсацию? Каким образом новые правила возмещения ущерба должны поднять уровень доверия к страховым компаниям и помочь в борьбе с недобросовестными автовладельцами, стремящимися извлечь материальную выгоду с помощью договора ОСАГО? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Основные положения нового закона

Согласно новым правилам, страховая компания будет предлагать автовладельцу, с которым у неё заключён договор, натуральное возмещение ущерба, причиненного автотранспортному средству. Это не означает, однако, что денежные компенсационные выплаты исключаются вовсе: при определённых обстоятельствах владелец ТС вправе рассчитывать именно на традиционный способ возмещения причиненного вреда, т. е. на выплату в виде денег. Следует помнить, что новый закон имеет отношение только к физическим лицам, являющимся владельцами легковых автомобилей.

Как происходит натуральное возмещение?

Если транспортному средству был причинен ущерб, то по новым правилам, страховая компания вместо осуществления компенсационной выплаты направляет пострадавшего на СТО, с которой имеется договоренность о сотрудничестве. Предложить натуральное возмещение можно только автовладельцам, заключившим страховой договор после 28 апреля 2017 года, при условии, что страховой случай наступил также после 28.04.2017. СТО, участвующая в натуральном возмещении, должна:

  • располагаться не более чем в 50 км от места происшествия или места проживания автовладельца;
  • устранить полученные повреждения максимум за 30 дней с момента обращения;
  • предоставить гарантию на выполненный ремонт минимум на 6 месяцев, для кузовных работ и покраски – на 12 месяцев.

Если расстояние до СТО превышает предусмотренные правилами 50 км, доставка поврежденного автомобиля осуществляется за счёт страховой компании. Автомобиль возрастом 2 года или менее может быть направлен только к официальному дилеру. При восстановлении и ремонте должны использоваться только новые запчасти: установка б/у запчастей допустима только по согласованию с владельцем ТС.

Именно вопрос замены запчастей вызывает определенную озабоченность части сообщества автолюбителей. Известно, что более половины легковых автомобилей в стране имеют возраст 10 лет и более. Возникает вопрос: какие запчасти будут устанавливаться на эти авто в случае ремонта по ОСАГО? С учетом износа ТС, стоимость деталей может быть гораздо ниже новых запчастей. Эксперты утверждают, что в случае с натуральным возмещением, износ автомобиля не принимается во внимание, и в любом случае устанавливаются новые запчасти. Исключением может быть только согласование с владельцем на установку б/у запчастей или снятие с производства необходимых деталей: в этом случае выплачивается денежная компенсация.

В каких случаях осуществляется денежная выплата?

В ряде случаев автовладелец может получить денежную компенсацию вместо натурального возмещения ущерба. Такое возможно, если:

  • сумма, которая потребуется для ремонта или восстановления автомобиля, превышает максимально допустимую для выплат по ОСАГО, т. е. 400 тысяч рублей;
  • восстановление транспортного средства не представляется возможным;
  • здоровью пострадавшего причинен серьезный ущерб.

Кроме того, денежная компенсация осуществляется в случае гибели автовладельца в результате ДТП. В числе других случаев, предусматривающих компенсацию деньгами:

  • личная договоренность страхователя (автовладельца) и страховщика (страховой компании);
  • отсутствие у страховой компании возможности предоставить ремонт, который устроил бы владельца ТС;
  • получение инвалидности потерпевшим.

СТО, заключившая договор со страховой компанией, должна иметь свой сайт в интернете. Ответственность за качественное и своевременное выполнение ремонтных работ несет страховая компания, которая будет обязана выплатить пеню в размере:

  • 1% - за каждый просроченный день перед отправкой на СТО;
  • 0,5% - за каждый день ремонта, сверх положенных 30-ти;
  • 0,05% - за каждый просроченный день выдачи отказа в ремонтно-восстановительных работах.

По словам президента РСА Игоря Юргенса, СТО заинтересованы в том, чтобы качественно и своевременно выполнять свою работу. В случае их удовлетворительной деятельности страховые компании будут постоянно обеспечивать им поток клиентов, в обратном же случае - просто расторгнут договор.

Первые результаты нововведений

По мнению большого количества экспертов, воспользоваться натуральным возмещением ущерба смогут меньше половины страхователей. Причиной этому – большое количество автомобилей возрастом 10 и более лет, оригинальные запчасти на которые (тем более в 30-дневный срок) найти чрезвычайно затруднительно. Помимо этого, достаточно сложно будет найти в радиусе 50 км от ДТП или места проживания автовладельца подходящую СТО.

Авторы законопроекта утверждают, что одной из задач, решаемых новым законом является борьба с так называемыми автоюристами, которые, используя всевозможные хитрости, буквально разоряют страховые компании, стараясь максимизировать выплаты. Среди преимуществ, которые получает автовладелец можно выделить:

  • возможность отправить машину на ремонт в дилерский центр, что было проблематичным при старой схеме работы;
  • получение новых деталей, которые ставятся на автомобиль без учёта износа;
  • возможность самостоятельно выбрать СТО, но из числа заключивших договор со страховой компанией.

Заключение

В апреле 2017 года в законодательство были внесены изменения, касающиеся страховых выплат по ОСАГО. Согласно нововведениям денежная компенсация должна заменяться натуральным возмещением, то есть ремонтом поврежденного транспортного средства. Такие меры, в числе прочего, помогут минимизировать расходы от действий автомошенников. Однако в некоторых случаях натуральное возмещение невозможно, и страхователю выплачиваются денежные средства, являющиеся компенсацией нанесенного урона.

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлен приоритет натурального возмещения по ОСАГО перед денежной выплатой. Закон определяет случаи, когда возмещение может выплачиваться потерпевшему в денежной форме, содержит требования к станциям технического обслуживания (СТО), на которых может производиться ремонт транспортных средств на основании договора со страховщиком.

Кризис автострахования

До недавнего времени российские автовладельцы получали денежные компенсации от страховых компаний в случае возникновения страховых случаев по ОСАГО. Это обстоятельство вызывало негативную реакцию со стороны страховых компаний, которые были обеспокоены чрезмерно большими размерами компенсаций.

Суммы страховых выплат, серьезно превышающие понесенный потерпевшей стороной ущерб, достаточно часто формируются из-за целенаправленных действий автоюристов, специализирующихся в сфере споров по автострахованию. Автоюристы далеко не во всех случаях представляют интересы автовладельцев, пострадавших в ДТП. Одно из наиболее распространенных направлений деятельности автоюристов – выкуп у попавшего в дорожно-транспортное происшествие собственника транспортного средства права требования по страховке. После выкупа автоюристы обращаются в суд и получают компенсации.

Только в 2016 году страховыми компаниями было потеряно около 40 млрд руб., что стало результатом действий автоюристов, отстаивающих интересы своих клиентов в судах. Среди других видов страхования ОСАГО занимает первое место в качестве наиболее частого объекта мошеннических действий. Свыше 68% таких действий совершается в сфере ОСАГО, 22% – в сфере КАСКО и только 6% – в сфере страхования имущества. Это означает, что именно в сфере ОСАГО чаще всего происходят случаи мошеннических выплат.

В результате всего на рынке автострахования создалась кризисная ситуация. Так, суммы страховых выплат приблизились к объемам сборов страховых компаний. Сохранение этой тенденции может привести к тому, что страховые компании начнут работать себе в убыток.

Произошло увеличение и суммы средних страховых выплат по ОСАГО, которая в начале 2017 года составила 72,7 тыс. руб. В такой ситуации от присутствия на рынке услуг ОСАГО отказались все иностранные страховые компании, специализирующиеся в сфере автострахования. Значительно сократилось и количество российских автостраховых компаний, работающих с ОСАГО.

Особенности ремонта

Инициаторы принятия Федерального закона от 28.03.2017 № 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» рассчитывают, что внедрение содержащихся в нем изменений в практическую жизнь позволит существенно сократить и убытки страховых компаний, и возможность совершения мошеннических действий в сфере автострахования. То есть с новым законом связываются перспективы возрождения отечественного рынка автострахования.

Согласно изменениям в законодательстве страховые компании будут направлять автомобили, у которых возникли страховые случаи, на станции технического обслуживания для проведения ремонтных мероприятий. Право выбора станции технического обслуживания из представленного страховой компанией списка останется за автовладельцем. Станция технического обслуживания, согласно законодательству, не обязательно должна иметь договор со страховой компанией. По желанию автовладельца для проведения ремонтно-технических мероприятий автомобиль может быть направлен на станцию технического обслуживания, с которой у страховой компании нет договора. В данном случае выбор станции необходимо согласовать со страховой компанией в письменной форме. Предусматривается местонахождение станции технического обслуживания не далее 50 км от места жительства владельца транспортного средства.

Относительно самих ремонтно-технических мероприятий в Законе № 49-ФЗ содержатся достаточно жесткие условия, которые предусматривают: 1) осуществление ремонта в течение не более чем 30 дней; 2) гарантийные обязательства предприятия-изготовителя при необходимости ремонта нового автомобиля, попавшего в дорожно-транспортное происшествие; 3) возмещение страховой компанией ущерба от некачественного ремонта или от задержки ремонтно-технических мероприятий не по вине собственника транспортного средства; 4) использование исключительно новых запасных частей во время ремонта застрахованного транспортного средства; 5) шестимесячный минимальный срок гарантии проведенных ремонтно-технических мероприятий в случае проведения кузовных работ и применения лакокрасочных материалов – двенадцатимесячный гарантийный срок.

Таким образом, после вступления в силу Закона № 49-ФЗ все заключенные позже определенной даты договоры ОСАГО будут подразумевать не выплату страховых средств, а направление пострадавшего автомобиля на станцию технического обслуживания. Однако возможность получить финансовую компенсацию в случае наступления страхового случая у собственника транспортного средства все же останется.

Законом № 49-ФЗ предусмотрены следующие возможные случаи, когда страховая компания будет обязана перечислить потерпевшей стороне (собственнику транспортного средства или его представителю) сумму страховой выплаты в денежном эквиваленте: 1) полная гибель транспортного средства; 2) смерть потерпевшего (в этом случае сумму получают его наследники); 3) причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая (но эту форму страхового возмещения потерпевшая сторона должна отразить в письменном заявлении о страховом возмещении); 4) наличие инвалидности у потерпевшего (в случае, если он отразит такую форму страхового возмещения в письменном заявлении); 5) превышение стоимости восстановительного ремонта страховой суммы или максимального размера страхового возмещения (а также если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред, а потерпевший отказывается производить доплату за ремонт); 6) наличие письменного соглашения между страховщиком и потерпевшим. Также собственник транспортного средства получает возможность требовать получение страховой выплаты, если страховая компания не может организовать проведение ремонтно-восстановительных работ на станции технического обслуживания, предложенной ранее.

Перспективы и опасения

С нововведениями законодатели связывают возможность для рынка автострахования избавиться и от многочисленных мошенничеств, и от деятельности автоюристов, приносящей страховым компаниям серьезные убытки. Посреднические и мошеннические структуры привлекают те направления деятельности, где предусмотрен большой оборот денежных средств. В случае оказания в большинстве страховых случаев ремонтных услуг вместо финансовых выплат интерес мошенников и посредников к сфере автострахования должен значительно ослабнуть.

Но принятие закона уже вызвало достаточно многочисленные скептические возражения, связанные с убежденностью в том, что ситуация останется практически без серьезных изменений.

Во-первых, есть большие сомнения в перспективе избавления рынка автострахования от активной деятельности автоюристов. Можно прогнозировать, что автоюристы перейдут на новое направление деятельности – представление в судах интересов автовладельцев, пострадавших от низкого качества проведенных ремонтно-восстановительных работ. Доказать неудовлетворительный характер ремонтных работ, а также возможное нарушение сроков их проведения достаточно легко. Не исключено, что страховые компании могут понести в результате судебных исков автоюристов еще большие убытки, чем до вступления закона в силу.

Во-вторых, произойдет переориентация мошеннических схем на работу с ремонтно-восстановительными мероприятиями на станциях технического обслуживания. Это достаточно перспективное поле для деятельности мошенников, и страховым компаниям даже после принятия закона вряд ли удастся окончательно избавиться от связанных с их деятельностью рисков и убытков.

Серьезные проблемы в связи с реализацией на практике требований нового закона могут последовать и для российских автовладельцев, и для страховых компаний. Так, страховые компании, как можно предположить, будут предлагать собственникам транспортных средств ремонтно-восстановительные мероприятия на станциях технического обслуживания, с которыми у них существуют соответствующие договорные отношения. Страховая компания должна обеспечить направление автотранспортного средства на ремонтные работы в сервис – официальный дилер, расположенный не далее 50 км от места жительства собственника транспортного средства.

Однако данное условие проблематично для Российской Федерации. С учетом протяженности территории страны, особенно в регионах Урала, Сибири, Дальнего Востока, ближайшая станция технического обслуживания, являющаяся официальным дилером, может находиться на расстоянии не только более 50 км, но и более нескольких сотен км. Это не учтено в Законе № 49-ФЗ, что может принести неприятности страховым компаниям и автовладельцам.

Отметим, что в результате ремонтных работ, проведенных не у официального дилера, существует очевидная потеря гарантии на транспортное средство. Но, если даже не учитывать протяженность северных территорий, достаточно сложной задачей представляется организация ремонта у официального дилера в случае незначительных поломок автомобиля. С другой стороны, неофициальные станции технического обслуживания не обладают знанием всех нюансов технологии компании – производителя автотранспортного средства, поэтому не могут гарантировать качество произведенных ремонтных работ, особенно касающихся использования электроники.

Если автомобиль старый…

Другой парадокс, более всего вредящий страховым компаниям, заключается в том, что законом предусматривается гарантийное обслуживание всех попавших в дорожно-транспортное происшествие транспортных средств, в том числе и очень старых, находящихся в плохом состоянии автомобилей. Получается, что у страховой компании возникают гарантийные обязательства перед владельцем автомобиля, который может сломаться после выхода со станции технического обслуживания совершенно по другим причинам, например из-за своей изношенности, плохого состояния кузова и т. д. Серьезной проблемой является и обязательность установки новых деталей на все подлежащие страховому ремонту транспортные средства, включая и очень старые автомобили, находящиеся в плохом состоянии.

Ответственность за качество произведенных ремонтно-восстановительных работ будет нести не станция технического обслуживания, а страховая компания, что также может привести к весьма существенным убыткам в случае некачественных ремонтных услуг. Поэтому к проблеме организации ремонтно-восстановительных работ страховые компании будут вынуждены подходить исключительно в индивидуальном порядке, что существенно усложнит их практическую деятельность.

Также есть проблемы с обеспечением новыми деталями при сохранении существующих тарифов на ОСАГО. Поскольку страховая компания обязана обеспечить транспортное средство новыми деталями, она столкнется с существенными финансовыми затратами. Не исключено, что многие страховые компании предпочтут отказаться от ОСАГО.

Таким образом, применение Закона № 49-ФЗ способно повлечь за собой многочисленные проблемы и противоречия, что неизбежно окажет влияние и на комфорт собственников транспортных средств, и на положение страховых компаний. Единственной возможностью избежать тех серьезных негативных последствий, которые мы назвали выше, является дальнейшее совершенствование взаимодействия между страховыми компаниями, официальными дилерами, станциями технического обслуживания, которое обязательно должно найти отражение на нормативно-правовом уровне.

С 28 апреля 2017 года начали действовать поправки к Закону «Об обязательном страховании автогражданской ответственности» (№40-ФЗ). Теперь в подавляющем большинстве случаев вместо денег на ремонт машины её владелец будет получать натуральное возмещение ущерба по ОСАГО.

Натуральное возмещение по ОСАГО – это ремонт автомобиля, оплачиваемый страховой компанией, и происходящий в сервисе, который выбирает потерпевший. Однако место обязательно должно быть согласовано со страховщиком, поскольку у него должен быть заключён договор с конкретной станцией техобслуживания (СТОА).

Если машина пострадавшего была на гарантии, обязательства производителя в этой сфере сохраняются. Автомобиль, отслуживший менее двух лет, будет проходить починку в сервисе официального дилера, если его владелец не решит по-другому.

На все виды ремонтных работ даётся гарантия полгода, а на кузовные и лакокрасочные работы – год.

Новый закон о натуральном возмещении вреда по ОСАГО гласит, что все владельцы страховых полисов, полученных после 28 апреля, будут получать не денежные выплаты, как это происходило раньше, а починку авто за счёт страховщика. Эта норма распространяется только на физических лиц. У компаний же по-прежнему остаётся выбор, как именно им получать компенсацию. Однако и для обычных автолюбителей законом предусмотрены случаи, когда вместо ремонта можно рассчитывать на получение денежных выплат.

Как происходит возмещение

Если происходит авария, владелец повреждённого авто, как и раньше, обращается в свою страховую компанию с заявлением о возмещении ущерба, и предоставляет для осмотра свою машину. После осмотра и, при необходимости, экспертизы, он получает направление в СТОА. Максимальный срок, за который такое направление должно быть выдано – 20 рабочих дней.

Забирая транспортное средство со станции техобслуживания, его хозяин должен будет проверить качество выполненной работы. Если у него не возникает никаких претензий, он подписывает специальный акт, и забирает свою машину. При наличии каких-либо сомнений в качестве работ ничего подписывать не следует. Вместо этого нужно описать все замеченные проблемы и потребовать от страховой компании их устранения.

Можно потребовать от страховщика и исправления дефектов, когда они проявились не сразу. При отказе страховой от исполнения своих обязанностей, справедливости придётся добиваться в суде.

Выбор СТОА

Согласно новому законопроекту, выбор сервиса для починки своего автомобиля владелец может осуществить заранее. Для этого необходимо зайти на сайт страховой и ознакомиться со списком СТОА, с которыми у неё заключён договор. В этом перечне обязательно должны присутствовать официальные дилеры.

Если не указать желаемую станцию техобслуживания при покупке полиса, то при попадании в аварию машина будет отправлена в сервис по выбору страховщика.

Также можно попробовать договориться о проведении ремонта в каком-либо другом автосервисе, но для этого необходимо грамотно и убедительно обосновать свой выбор. Чтобы воспользоваться этим правом, нужно будет отдельно написать заявление страховщику, в котором следует указать:

  • полное название СТОА;
  • адрес, по которому расположен сервис;
  • ОГРН и ИНН компании, производящей починку;
  • платёжные реквизиты фирмы.

Восстановление авто в сервисе страховой компании

Если станция техобслуживания выбрана из списка страховщика, она должна располагаться в пределах 50 км от места ДТП либо от места проживания владельца машины. В противном случае доставка авто в СТОА – обязанность страховой компании. Также существует ряд условий, которые автосервисы обязательно должны соблюдать при натуральном возмещении по ОСАГО:

  1. Срок проведения работ – не более 30 рабочих дней, считая с того момента, когда автомобиль был доставлен в сервис.
  2. В машину должны быть установлены новые, но не обязательно оригинальные запчасти. Исключение составляют транспортные средства, к которым не представляется возможным отыскать такие детали.
  3. У сервиса должна быть возможность использовать в ремонте и диагностике машины современные методы.
  4. Все взаимодействия СТОА, страховой и потерпевшего должны производиться в максимально короткие сроки.
  5. Обязательно должна быть сохранена заводская гарантия, если гарантийный срок автомобиля ещё не истёк.

Плюсы и минусы натурального возмещения

Натуральное ОСАГО имеет как достоинства, так и недостатки. К первым можно отнести:

  • отсутствие необходимости самостоятельно искать СТОА;
  • возможность получить действительно качественную починку авто, если грамотно выбрать страховую компанию;
  • возможность заодно устранить недостатки, не относящиеся к страховому случаю, но за дополнительную плату.

Минусы же могут быть такими:

  • ремонт может быть выполнен некачественно из-за желания страховщика сэкономить;
  • СТОА может быть расположен крайне неудобно, пусть даже формально его местоположение соответствует законным требованиям;
  • ремонт машины по ОСАГО может занять больше времени, чем аналогичные работы, проведённые самостоятельно.

В целом отзывы о нововведениях неутешительные. Автолюбители, успевшие оценить их, отмечают низкое качество деталей, которые не являются оригинальными. Конечно, негативно отзываются и о желании СТОА и страховщиков сэкономить на ремонте машины, зачастую во вред качеству выполняемых работ.

В каких случаях можно отказаться от натурального возмещения

Новый закон предусматривает ряд случаев, в которых вместо починки в сервисе страховщика можно получить деньги на ремонт автомобиля. Страховая обязана заменять ремонт в своём сервисе денежными выплатами, если:

  1. Автомобиль невозможно отремонтировать.
  2. Имеется предварительная договорённость страховщика и владельца машины, закреплённая в договоре.
  3. Хозяин транспортного средства погиб в результате ДТП.
  4. Потерпевший имеет международную страховку.
  5. Страховая компания или сотрудничающая с ней станция техобслуживания по каким-либо причинам не может выполнить все требования закона.

Также можно выбрать возмещение ущерба деньгами, дополнительно указав это в заявлении к страховой, в следующих случаях:

  • владелец автомобиля сильно пострадал в аварии (имеется в виду получение вреда здоровью, классифицируемого как тяжкий либо средней тяжести);
  • потерпевший имеет инвалидность;
  • превышен лимит на ремонт по ОСАГО (400 тысяч рублей) или Европротоколу (100 тысяч), а владелец машины не хочет за него доплачивать.

Кроме того, можно добиться получения денежных компенсаций, если ни одна из СТОА, имеющая договор со страховщиком, не соответствует законным требованиям. Например, все они расположены слишком далеко от мест аварии и проживания владельца автомобиля. В таком случае направление в неподходящий сервис может быть выдано только с письменного согласия хозяина автомобиля. Если он не дал такого согласия, страховая обязана возместить ущерб деньгами.

Натуральное возмещение ущерба по обязательному страхованию автогражданской ответственности - новый способ компенсации страховщиком вреда, причинённого легковому автомобилю хозяина в дорожной аварии. На сегодняшний день он является приоритетным. Натуральное подразумевает, что страхователь не получит выплаты деньгами, на которую рассчитывал ранее.

Страховая организация отныне организует на специализированном сервисном автоцентре. Легковой автомобиль возвращается владельцу в изначальном состоянии. В том, в каком он был до аварии. Работает действующая отныне законодательная база только с соглашениями, подписанными сторонами с 29 апреля.

Согласно обновлённому законодательству, получить компенсацию после аварии смогут заключившие договорные соглашения с фирмой-страховщиком до и после 29 апреля 2017. Пострадавший в обязательно должен иметь на руках не просроченный полис. Или, как и лицам с поддельными полисами либо вообще не имеющих их, пострадавшему автовладельцу придется ремонтировать легковой автомобиль на свои средства.

Для заключивших договора о страховании до 29 апреля, наряду с натуральным возмещением ущерба, сохраняется возможность принять компенсирование убытков в денежном выражении. Для тех же, кто заключил страховые соглашения с 29 апреля, натуральная форма компенсации отныне носит приоритетный и единственно возможный характер.

Где взять перечень СТО, с которыми сотрудничает страховщик

Страховая организация помещает на своём сайте перечисление сервисных служб, которые она будет вправе привлекать для починки неисправных автомобилей своих клиентов. Также на сайте помещается информация о местонахождении специализированных сервисных центров, вероятных сроках осуществления ими ремонта, а также список годов выпуска и марок подлежащих ремонтному обслуживанию легковых автомобилей. Опубликованная на сайтах, принадлежащих фирмам-страховщикам, информация должна поддерживаться в соответствующем реальному положению дел состоянии.

Когда будет выплачиваться денежная компенсация вместо ремонта

Но из любого правила, как известно, есть исключения. Так, деньги выплачиваются страхователям в случаях, когда:

  • — за аварией последовало полное разрушение автомобиля с невозможностью дальнейшего восстановления;
  • — ремонт авто превышает порог в 400 тыс. руб. (при самостоятельном оформлении аварии по «европротоколу», то есть при составлении документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции - 50 тыс. руб.), а страхователь отказывается производить дополнительную оплату за ремонт на СТО;
  • — у пострадавшего имеется инвалидность и автомобиль ему нужен по медицинским показаниям;
  • — был причинён серьёзный ущерб здоровью страхователя или оно повлекло за собой его смерть (в последнем варианте получателями становятся родственники погибшего);
  • — все ответственные за ДТП признаны виновными и отказываются от доплаты за свой счёт на восстановительные работы.

Когда можно отказаться

Как уже упоминалось ранее, отказаться от возмещения в натуре в пользу оплаты в денежном эквиваленте можно в варианте, когда договорное соглашение было заключено до вступления в реальную силу обновленной законодательной базы, то есть до 29 апреля этого года. Во всех остальных случаях приоритетным будет новый способ компенсации, если нет подлежащих доказательству оснований для иного решения.

Основания для отказа от компенсации в натуре:

  1. Страховая служба по каким-то причинам не может осуществить восстановление повреждённого автосредства в специализированном сервисном центре.
  2. Между пострадавшим страхователем и компанией-страховщиком есть письменный договор о компенсации ущерба деньгами.
  3. Среди сервисных служб, с которыми у страховщика достигнуто соглашение, нет ни одной соответствующей предписаниям, работающим по отношению к службам восстановительных работ. Потерпевший же не согласен на выполнение работ в другой службе автомобильного сервиса.

Кто и где должен ремонтировать легковой автомобиль

Согласно нововведениям, застраховавшиеся и попавшие в ДТП автовладельцы смогут остановиться на любом СТО из перечня, предложенного страховщиками. Те, в свою очередь, должны заключить письменные соглашения с этими станциями. СТО же обязаны производить ремонтные работы на требуемом уровне.

Имея письменное соглашение со страховщиком на руках, автовладелец вправе самостоятельно выбрать для починки своей машины стороннюю СТО, предоставив страховой полные реквизиты станции техобслуживания, включая её точный адрес и расчётный счёт в банке, для произведения страховщиком оплаты услуги.

Расстояние до станций техобслуживания, занимающихся восстановительными работами допустимо не больше 50 км от участка фактического проживания страхователя либо места, где возникло ДТП . Но страховщик имеет право устроить перевозку повреждённого авто до точки реализации ремонтных работ и обратно, либо заплатить за организацию ее страхователем. Наиболее удобный вариант для себя выбирает хозяин легкового автомобиля.

Действия после ДТП

Порядок действий после ДТП прост. Пострадавший обращается к страховщику сразу при возникновении подлежащего страхованию происшествия. Предъявляет ему заполненное извещение, бланки которого он получил от организации страховщика до этого вместе с полисом.

После аварии при этом должно пройти не больше пяти суток. После демонстрации машины экспертам страхователь получает направление на ремонт. Которое затем предъявляет на выбранной станции техобслуживания. Проведенные работы оплачиваются страховой организацией.
Если ущерб причинён только двум сторонам и водители имеют полисы, то обращение подается своей страховой службе. Справка: когда принесен вред здоровью и жизни пострадавших, то заявление подаётся страховщику виновника происшествия.

Требования к ремонтным работам и гарантийные обязательства

Страховая организация несёт всю ответственность за возмещение ущерба в натуре.
Категорически не разрешается эксплуатировать уже использовавшиеся, некачественные или отремонтированные детали, агрегаты, узлы. Либо страховщик должен договориться об их употреблении со страхователем.
Гарантийные обязательства в отношении сроков проведённых работ, устанавливаемые страховой службой с привлечением СТО, равны шести месяцам. Исключение составляют работы, проводимые с применением лаков, красок, а также кузовной ремонт (выправление вмятин, окрашивание) . Гарантия тогда даётся в двенадцать месяцев.

Посмотрите видео о натуральном ОСАГО

Починка автотранспорта, срок эксплуатации которого не больше двух лет, находящегося на гарантии, проводится официальным дилером. Дилер здесь выполняет свои гарантийные обязательства.
Возможность варьирования количества проводимых работ, условий и времени их выполнения согласуется ремонтниками с заинтересованными сторонами. Если ремонтная служба не в состоянии достать какие-либо новые детали для производства работ, она вправе обратиться к обеим заинтересованным сторонам для согласования дальнейших действий. Только имея разрешение с их стороны, она может использовать бывшие в употреблении либо восстановленные детали.

Возможные санкции в отношении страховщика

Компания-страховщик задерживая возврат автомобиля выплачивает сумму в размере 0,5% от полной суммы страховой компенсации. Итоговая выплата не может быть больше всей суммы компенсации.
Если Центробанк выявит несколько несоблюдений фирмой-страховщиком обязательств по отношению к страхователю за один год, выполнение им компенсации ущерба в натуре может ограничиваться до одного года.

Сроки выполнения

30 дней, за исключением выходных и праздников, - вот время, в течение которого, согласно новым правилам, страховая организация обязана произвести качественную починку застрахованного и поврежденного в ДТП автомобиля. Если сроки починки нарушаются либо произведен некачественный ремонт и автовладельца есть доказательства этого, фирму-страховщика могут настигнуть штрафные санкции . Не стоит забывать, что пострадавший должен успеть направить легковой автомобиль в специализированный сервисный центр в пятидневный срок со времени выдачи ему направления.

Можно ли и в каких случаях самому выбрать СТО для ремонта авто

Да, такое развитие событий законодательством тоже предустановлено. Необходимо грамотно и конкретно обосновать страховщику свое решение. Имея на руках письменное согласие страховой организации потерпевший автовладелец вправе самостоятельно спланировать и предпринять выполнение восстановительно-ремонтных работ у сервисных служб , с которыми у страховщика в данный момент отсутствует соглашение на осуществление ремонтных работ.

Владелец автомобиля в заявлении прописывает избранную самостоятельно фирму техобслуживания, ее реквизиты и адрес. Страховая фирма выдаёт пострадавшему заявителю направление на восстановительно-ремонтные работы и оплачивает их.

Выводы

  1. Возмещение ущерба в натуре – это ремонтные работы в сервисной службе на средства страховщика взамен денежной компенсации ранее.
  2. Теперь оно обязательно для всех физических лиц.
  3. Право на денежную выплату возможно в отдельных случаях. Если выплата деньгами в приоритете для страхователя, то лучше выбрать страховщика, у которого мало сервисных служб либо они находятся на расстоянии более 50 км, предусмотренных новой законодательной базой.
  4. Страховой службой должны выполняться гарантийные обязательства. Перед направлением на ремонтные работы надо по возможности сделать фото и видео всего, что так или иначе будет затронуто сервисной службой. Если работа ею будет выполнена некачественно либо возникнут дефекты, у страхователя будут доказательства для страховой фирмы.
  5. Ремонтные работы производятся только новыми деталями. Доплата за износ от пострадавшего не потребуется.
  6. К выбору страховой теперь надо подходить особенно тщательно. Важно знать количество сервисных автоцентров, с которыми она работает, и иметь хоть какое-то понятие о качестве проводимых ими работ.

Новое на сайте

>

Самое популярное