Домой Сбербанк Источники для проведения индустриализации в ссср. Основные источники индустриализации

Источники для проведения индустриализации в ссср. Основные источники индустриализации

Источники индустриализации

Это были исключительно внутренние источники: 1) доходы от сельского хозяйства и легкой промышленности; 2) доходы от продажи за границу зерна, леса и пушнины, на которые приобреталось промышленное оборудование; 3) возрастание налогов (на частных предпринимателей и подоходного) и розничных цен на товары; 4) обязательные подписки на «займы индустриализации»; 5) трудовой энтузиазм населения – массовое «социалистическое» соревнование, стахановское движение (перевыполнение плана). Индустриализация осуществлялась в условиях изменения хозяйственного механизма, т.е. перехода от НЭП (рыночного хозяйства) к централизованному управлению производством и распределением продукции и ресурсов (командной экономике). В 1933 г. частный сектор в городе почти исчез.

Итоги индустриализации

За период 1929-1937 гг. было построено 6 тыс. крупных предприятий. Создавались металлургические (Магнитка) и машиностроительные заводы, химические комбинаты (Бобриковский – теперь НАК «Азот»), закладывались нефтепромыслы, рудники и шахты, строились электростанции (Днепрогэс) и железные дороги (Турксиб). В первую очередь развивалась тяжелая промышленность, куда направлялось 80 % капиталовложений. Это объяснялось тем, что эти отрасли были связаны с обороной страны. Промышленность нуждалась в кадрах, поэтому создавались учебные заведения (в том числе и НПК), заводские школы и курсы, готовившие специалистов. Новостройки требовали много рабочих, поэтому в СССР в 1931 г. исчезла безработица. Хотя по большинству показателей первые пятилетние планы не были выполнены (при этом утверждалось, что пятилетки выполнялись досрочно), СССР сделал значительный шаг вперед в хозяйственном развитии. Прекратился ввоз из-за границы более 100 видов продукции – цветных металлов, экскаваторов, самолетов, сельскохозяйственных машин и т.д.

Коллективизация

Коллективные хозяйства (колхозы) в сельской местности составляли в 1928 г. 1 % дворов, а в сентябре 1929 г. – 8 % (в основном бедняков). В 1928 г. колхозы получили льготы по землепользованию, налогообложению и кредитованию. В помощь колхозам в ноябре 1928 г. создали государственные машинно-тракторные станции (МТС). Одновременно ограничивалась аренда земли; кулаков принуждали продавать сложную сельхозтехнику; зажиточным крестьянам запрещалось создавать хуторские хозяйства (расположенные за пределами деревень).

5 января 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству», в котором говорилось: 1) необходимо ликвидировать кулаков как класс, отобрать их имущество и передать колхозам; 2) завершить коллективизацию в 1933 г.; 3) формой колхоза должна стать артель, где в общее пользование переходили пахотная земля, тяглый скот и инвентарь, а в индивидуальном оставались приусадебные участки, домашний скот и птица. Власти на местах стремились перевыполнить партийные задания. «Раскулачивали» кулаков и зажиточных; часть посадили, а большинство переселили в трудовые лагеря на Север и в Сибирь, где многие погибли. Крестьяне оказывали сопротивление: за первые месяцы 1930 г. произошло более 2 тыс. вооруженных выступлений, которые были подавлены. Поэтому крестьяне, опасаясь репрессий, вступали в колхозы.

Колхозы должны были выполнять обязательства перед государством: государственные закупки, оплата работы МТС, подоходный налог и др. Лишь после их выполнения оставшиеся продукты и деньги распределялись между колхозниками по трудодням. Голод 1932-1933 гг., вызванный выполнением этих обязательств, унес сотни тысяч жизней (Поволжье, Северный Кавказ, Украина, Казахстан). В 1937 г. государство заготовило зерна в 3 раза больше, чем в 1928 г., хотя его производство почти не возросло, а сельское население сократилось на 1/3 в результате «раскулачивания», ухода крестьян в города и на новостройки. К 1938 г. было коллективизировано 93 % крестьянских хозяйств. Колхозы являлись бесправным придатком государственного хозяйства – они в принудительном порядке поставляли дешевые сельскохозяйственную продукцию и рабочую силу.

Репрессии

Весной 1928 г. был проведен сфабрикованный процесс над группой инженеров и техников, обвиненных во вредительстве на угольных шахтах Донбасса («Шахтинское дело»). На июльском 1928 г. пленуме ЦК ВКП(б) Сталин заявил, что «по мере нашего продвижения вперед сопротивление капиталистических элементов будет возрастать, а классовая борьба обостряться». Это заявление послужило оправданием репрессий против «врагов народа», в результате которых пострадало много невиновных людей. В 1930 г. состоялись сфабрикованные процессы над крупными хозяйственными специалистами, которые якобы принадлежали к «Промышленной партии», «Трудовой крестьянской партии» и др., и якобы хотели развалить экономику и свергнуть Советскую власть. Сталинская политика репрессий вызывала протест у части партийных работников в 1930-1933 гг. Например, в 1932 г. возникла антисталинская организация «Союз марксистов-ленинцев». Ее участник, представитель московской парторганизации, Рютин писал, что Сталин «установил в ВКП(б) и всей стране свою личную диктатуру. Сталин и его клика губят дело коммунизма, и с руководством Сталина должно быть покончено как можно скорее». Однако, эти выступления успеха не имели, т.к. большинство партии поддерживало Сталина. Протестующие лишались руководящих постов, исключались из партии, подвергались уголовному преследованию.

На XVII съезде ВКП(б) в январе 1934 г. («съезд победителей») около 300 человек проголосовало против вхождения Сталина в новый состав ЦК, а против Кирова (секретаря Ленинградского горкома партии, которого прочили на место Сталина) – 3 человека. Итоги голосования были сфальсифицированы в пользу Сталина – официально против него проголосовали 3 человека. 1 декабря 1934 г. Киров был убит. В тот же день Президиум ВЦИК постановил вести дела о террористических актах в военных трибуналах (без адвоката); обжалование приговоров не допускалось и они немедленно приводились в исполнение. В 1935-1938 гг. происходит ряд политических процессов над «участниками» не существовавших организаций: 1) август 1936 г. – процесс «троцкистско-зиновьевского центра» во главе с Зиновьевым и Каменевым; 2) январь 1937 г. – процесс «антисоветского троцкистского центра» во главе с Радеком и Пятаковым; 3) июнь 1937 г. - процесс над военными (Тухачевским и др.); 4) март 1938 г. - процесс «правотроцкистского блока» во главе с Бухариным, Рыковым и др. Все перечисленные обвиняемые были осуждены и уничтожены. Репрессии затронули и сотни тысяч рядовых граждан. Доносительство стало массовым явлением. Репрессированные направлялись в ГУЛаг (систему концлагерей), где становились дешевой рабочей силой. С помощью репрессий Сталин укрепил свою власть, а население не оказало массового сопротивления сталинизму.

Возможные источники средств проведения индустриализации (из мировой практики)

Из-за проблемы царских долгов внешние источники средств для СССР были закрыты, можно было использовать только внутренние, но они были очень скудными.

Декабрь 1925 г. XIV съезд ВКП(б), принят курс на индустриализацию. Первоначально предполагалось проводить ее на основе НЭПа и постепенно в течение 20-25 лет за счет, прежде всего, перераспределения средств из сельского хозяйства и легкой промышленности.

1927 г. – подготовлен проект первого пятилетнего плана с 1928 г. (в двух вариантах: минимальном и оптимальном).

3. Изменение темпов индустриализации:

1928 г. волевое решение Сталина о резком ускорении темпов индустриализации (показатели плана были увеличены в 2-2,5 раза).

Причины:

Последствия внешнеполитического кризиса 1927/28 гг. (разрыв дипломатических отношений с Англией, убийство советских дипломатов Войкова и Воровского в Польше и Швейцарии, призывы к «крестовому походу» против СССР) → все это было воспринято как реальная угроза (лозунг: «либо за несколько лет мы построим мощную промышленность, либо нас раздавят»).

Хлебозаготовительный кризис 1928/29 гг. (отказ крестьян продавать государству хлеб по низким ценам) → был воспринят как «удар в спину» Советской власти.

Итог: НЭП был отменен, а главным источником средств проведения индустриализации стала насильственная коллективизация сельского хозяйства.

Ее цели: обеспечить государству полный контроль за производством зерна и другой сельхоз-продукции → резкое увеличение экспорта зерна → увеличение валютной выручки, на которую закупалось оборудование для строящихся предприятий.

Декабрь 1927 г. XV съезд ВКП(б) – курс на проведение постепенной коллективизации на добровольной основе.

1929 г. – изменение принципов коллективизации, взят курс на проведение сплошной насильственной коллективизации, представлявшей собой два взаимосвязанных процесса: насильственный сгон крестьян в колхозы и раскулачивание (выселение и конфискация имущества у всех нежелающих вступать в колхозы: с конца 1929 г. и до средины 1930 г. раскулачено 320 тысяч хозяйств, что дало государству 175 млн. рубл. дохода).

Можно выделить два этапа коллективизации:

1) ноябрь 1929 г. – март 1930 г. – от программной статьи Сталина в «Правде»: «Год великого перелома» (призыв к проведению сплошной коллективизации) до статьи «Головокружение от успехов» (где вина за все перегибы списана на местное руководство).

Итоги: коллективизировано 60% хозяйств; это вызвало массовое недовольство крестьян и их вооруженные выступления; в марте 1930 г. коллективизация была приостановлена; всем недобровольно вступившим в колхозы было разрешено выйти из них.

2) 1931-37 гг. – второй этап коллективизации, в результате которого практически все хозяйства в стране были коллективизированы.

Общий итог: обеспечена материальная база для проведения форсированной индустриализации; но при этом сборы зерна уменьшились на 15-20% (из-за незаинтересованности крестьян в результатах труда), поголовье скота – в 2 раза; в 1932-33 гг. из-за искуственно спровоцированного голода на Украине и Поволжье погибло по разным данным от 3,5 до 5 млн. человек (при этом почти все зерно вывозилось за рубеж); сами крестьяне были превращены фактически в крепостных (в 1937 г. колхозникам не выдали паспортов и они не могли покинуть место жительства; труд колхозников деньгами не оплачивался, оплата шла натуральной продукцией за отработанные трудодни).

Другие источники средств на проведение форсированнной индустриализации :

– добровольные и принудительные займы у населения;

– продажа культурных ценностей зарубеж;

– использование бесплатного труда заключенных (что стимулировало массовые репрессии);

– трудовой энтузиазм населения (стахановское движение и т.д.).

1928-32 гг. первая пятилетка , объявлено из пропагандистских соображений, что выполнена за 4 года, что не соответствовало действительности. Но реальные итоги все равно огромны: производство тяжелой промышленности возросло в 2,5 раза, а машиностроения – в 4,5 раза.

1933-37 гг. вторая пятилетка (также объявлено, что выполнена за 4 года из тех же соображений). Итоги: производство тяжелой прмышленности увеличилось еще в 2,2 раза.

4. Общий итог: за 8 лет страна «пробежала» путь, который у других стран при нормальном развитии занимал от 50 до 100 лет; была создана мощная тяжелая промышленность, прежде всего, оборонная (ее производство увеличилось в 5 раз), были созданы новые отрасли: электротехническая, химическая, авиационная промышленность, автомобилестроение и т.д.; была обеспечена экономическая независимость страны, резко усилена ее обороноспособность. Но все это было достигнуто за счет жесточайшей эксплуатации населения и огромных человеческих жертв.

Форсированное строительство социализма. Индустриализация и коллективизация.

ПЛАН ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА В СССР

· Индустриализация:

Строительство крупных предприятий, формирование развитых отраслей производства, изменение социальной структуры общества в сторону преобладания городского населения.

· Коллективизация:

Преобразования в сельскохозяйственном секторе, создание колхозов – крупных хозяйств, способных обеспечить потребности населения и промышленности.

· Культурная революция :

Повышение грамотности населения, развитие науки и обеспечение связи науки с производством, подготовка кадров научно-технической и творческой интеллигенции, утверждение марксистко-ленинской идеологии

В 30-е годы перед советской экономикой встали принципиально иные, чем в предшествующее десятилетие, задачи. Нэповская хозяйственная модель вполне обеспечивала лишь восстановление народного хозяйства. Для этого оказалось достаточным задействовать имевшееся промышленное оборудование и вновь ввести в хозяйственный оборот довоенные посевные площади. К концу 20-х гг. восстановительный период был в целом успешно завершен. Народное хозяйство вернулось к уровню середины 1916 г. – пику развития дореволюционной российской экономики, после которого последовал длительный спад, вызванный мировой войной, революциями и войной гражданской. В конце 20-х гг. перед страной встала задача завершения индустриализации (начатой еще в XIX в.), создания индустриальной структуры экономики. Ее выполнение требовало развертывания технологически сложных отраслей тяжелой промышленности (энергетики, машиностроения, химической промышленности и др.). Это подразумевало огромные инвестиции в народное хозяйство страны.



Абсолютное большинство государств, решая проблемы модернизации своей экономики, прибегали к массированному привлечению иностранного капитала. СССР же на это рассчитывать не мог. Помимо отсутствия инвестиция была и другая проблема: низкая эффективность нэповской экономики. Так, в 1928 г. в промышленности создавалось прибыли на 20% меньше, чем до войны, на железнодорожном транспорте – в 4 раза меньше. Проблему накопления капиталов не давало решить и то обстоятельство, что законодательство блокировало перелив крупных частнокапиталистических средств в крупную и среднюю промышленность.

Таким образом, НЭП не обеспечивал необходимых накоплений для дальнейшего индустриального развития. Да и достигнутые на его основе успехи не являлись такими значительными. Не удалось уменьшить степень отсталости советской экономики по отношению к передовым западным странам.

Объем промышленного производства в СССР

по отношению к развитым странам (в %)

Таким образом, несмотря на очевидные успехи в восстановлении экономики, по сравнению с передовыми странами дореволюционный уровень еще далеко не был достигнут и СССР значительно отставал. Чтобы остаться полноправным субъектом мировой политики, СССР должен был завершить индустриализацию и сделать это как можно быстрее. Индустриализация – создание машинного, преимущественно крупного производства во всех отраслях народного хозяйства.

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ В СССР

Цели СТАЛИНСКИЙ ВАРИАНТ МОДЕРНИЗАЦИИ СТРАНЫ Стратегия
  • Преодоление технико-экономической отсталости страны
  • Достижение экономической независимости
  • Создание мощной тяжелой и оборонной промышленности
  • Подведение материальной основы под проведение коллективизации
  • Превращение страны из аграрной в индустриальную
  • Высокие темпы индустриализации
  • Сжатые сроки
  • Развитие тяжелой промышленности в ущерб легкой
  • Осуществление индустриализации за счет внутренних источников накопления
  • Концентрация ресурсов на нескольких ключевых направлениях
  • Широкое использование достижений мировой науки и техники
  • Распространение достижений в области технологии и НОТ

Таким образом, в конкретно-исторических условиях рубежа 20-30 гг. в советском варианте индустриализации акцент делался не на постепенном замещении импорта все более сложных промышленных изделий, а на развитии самых передовых в ту эпоху отраслей: энергетики, металлургии, химической промышленности, машиностроения и др., являвшихся материальной основой военно-промышленного комплекса.

ИСТОЧНИКИ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

В условиях форсированной индустриализации была создана крайне централизованная система управления экономикой. Управление ею осуществлялось по отраслевому принципу. ВСНХ на рубеже 1931/32 гг. был преобразован в общесоюзный наркомат тяжелой промышленности, также были созданы общесоюзные наркоматы легкой и лесной промышленности, на базе вышедших из ВСНХ отраслей. К концу 30-х гг. функционировал 21 индустриальный наркомат.

В декабре 1927 г. съезд ВКП(б) принял резолюцию о пятилетнем планировании. Было подготовлено два варианта плана минимальный и максимальный (показатели превосходили на 20%). В апреле 1929 г. XVI партийная конференция высказалась за максимальный вариант. Первые пятилетние планы базировались на развитии отдельных ключевых отраслей тяжелой промышленности.

Пятилетние планы оказали сильное стимулирующее действие на индустриальное развитие СССР. За годы первой пятилетки (1928/29 – 1932/33) было построено 1500 предприятий, среди которых Днепрогэс, тракторные заводы в Сталинграде, Харькове, Челябинске; автомобильные – в Москве и Нижнем Новгороде, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты. На Востоке страны, таким образом, был создан второй основной угольно-металлургический центр, использующий угольные и рудные месторождения Урала и Сибири. В годы Великой Отечественной войны это сыграло очень важную роль. Именно сюда перемещались эвакуированные предприятия и квалифицированная рабочая сила; было налажено производство военной техники, компенсировавшее утрату традиционных центров военного производства. В годы первой пятилетки были созданы новые отрасли промышленности: автомобильная, тракторная и др. Несмотря на значительные усилия, первый пятилетний план выполнен не был.

Первая пятилетка:

Тем не менее, заявили о досрочном его выполнении за 4 года и 3 месяца. Принятие явно завышенных обязательств продолжалось до середины 1932 г. Летом 1930 г. экономика вступила в «мини-кризис». Уменьшилось валовое производство тяжелой промышленности, упала производительность труда, не хватало рабочих рук. В последующие три года экономический кризис продолжался, достигнув наивысшей точки осенью 1933 г. В течение этого времени не выполнялись в срок крупные промышленные проекты, снижались темпы производства. По данным на 1 июня 1931 г. было прекращено финансирование 613 из 1659 основных объектов тяжелой индустрии, с тем, чтобы обеспечить всем необходимым оставшиеся. Тем самым было признано, что количество запланированных объектов не соответствовало реальным возможностям экономики. Именно с лета 1931 г. стал широко применяться принудительный труд на стройках народного хозяйства.

Во второй пятилетке (1933-1937 гг.) было продолжено строительство заводов и фабрик (4,5 тысячи промышленных предприятий). Резко возросла численность городского населения. Однако, велик был удельный вес ручного труда, не получила должного развития легкая промышленность, мало внимания уделялось строительству жилья и дорог.

В годы первых пятилеток стало развиваться социалистическое соревнование, ударничество (с 1929 г.), стахановское движение (с 1935 г.), которое названо по имени шахтера А. Стаханова, превысившего дневную норму добычи угля в 14 раз.

Подъем энтузиазма шел параллельно с усилением репрессий. Была развернута кампания по «искоренению вредительства в промышленности», жертвами которой стали десятки тысяч представителей старой интеллигенции – «буржуазных специалистов». Органы ГПУ (Государственного политического управления) сфабриковали ряд процессов: «шахтинское дело» (о вредительстве в угольной промышленности Донбасса), дело «Промышленной партии», др.

Несмотря на неоднозначные оценки данного периода, отметим, что с 1929 г. по 1937 г. страна совершила беспрецедентный рывок в промышленном развитии. За это время в строй вступило около 6000 крупных предприятий. Темпы развития тяжелой промышленности были в 2-3 раза выше, чем за 13 лет развития России перед Первой мировой войной. В результате страна обрела потенциал, который по отраслевой структуре и техническому оснащению находился в основном на уровне передовых капиталистических стран. Однако по производству промышленной продукции на душу населения, отставали в 3-7 раз. Нельзя не отметить, что индустриализация в СССР носила вторичный характер, так как использовались зарубежные технологии и техника, кадры обучались за границей и приглашались иностранные специалисты.

Вошла в историю страны как процесс создания в ней современной промышленности и формирования технически оснащённого общества. За исключением военных лет и периода послевоенного восстановления хозяйства он охватывает отрезок времени с конца двадцатых годов и до начала шестидесятых, но основная его нагрузка легла на первые пятилетки.

Необходимость модернизации промышленности

Цель индустриализации заключалась в преодолении отставания, вызванного неспособностью НЭПа обеспечить необходимый уровень технического оснащения народного хозяйства. Если в таких областях, как лёгкая промышленность, торговля и сфера услуг, наблюдался определённый прогресс, то развивать в те годы на базе частного капитала не представлялось возможным. Причины индустриализации включали в себя и необходимость создания военно-промышленного комплекса.

План первой пятилетки

Для решения поставленных задач под руководством Сталина был разработан пятилетний план развития народного хозяйства (1928-1932 гг.), принятый в апреле 1929 года на заседании очередной партконференции. Задачи, поставленные перед работниками всех отраслей, в большинстве своём превышали реальные возможности исполнителей. Однако этот документ имел силу приказа, отданного в военное время, и не подлежал обсуждению.

Согласно первому пятилетнему плану, предполагалось повысить выпуск промышленной продукции на 185%, а в тяжёлом машиностроении достичь роста производства на 225%. Для обеспечения этих показателей намечалось добиться повышения производительности труда на 115%. Успешная реализация плана, по мнению разработчиков, должна была привести к повышению средней заработной платы в производственном секторе на 70%, а доходы тружеников сельского хозяйства увеличить на 68%. Чтобы в достаточном объёме снабдить государство продуктами питания, план предусматривал вовлечение в коллективные хозяйства почти 20% крестьян.

Промышленный хаос, порождённый штурмовщиной

Уже в ходе выполнения намеченных планов были существенно сокращены сроки строительства большинства крупных промышленных предприятий, а объёмы поставок продукции сельского хозяйства увеличены. Это делалось без каких-либо технических обоснований. Расчёт в основном строился на всеобщем энтузиазме, подогретом широкомасштабной пропагандистской кампанией. Одним из лозунгов тех лет был призыв выполнить пятилетку за четыре года.

Особенности индустриализации тех лет заключались в форсированном промышленном строительстве. Известно, что при сокращении сроков пятилетки плановые задания возросли почти вдвое, ежегодный прирост производства достигал 30%. Соответственно, были увеличены и планы коллективизации. Подобная штурмовщина неизбежно порождала хаос, при котором одни отрасли не успевали в своём развитии за другими, подчас смежными им. Это исключало всякую возможность планомерного развития хозяйства.

Итог пятилетнего пути

За период первой пятилетки цель индустриализации в полном объёме не была достигнута. По многим отраслям промышленности реальные показатели во многом не дотягивали до намеченных объёмов. Особенно это коснулось добычи энергоресурсов, а также производства стали и чугуна. Но, тем не менее, были достигнуты значительные успехи в создании военно-промышленного комплекса и всей сопутствующей ему инфраструктуры.

Второй этап индустриализации

В 1934 году был принят план второй пятилетки. Цель индустриализации страны в этот период заключалась в налаживании работы предприятий, построенных в течение предыдущих пяти лет, а также в повсеместном устранении результатов хаоса, возникшего в промышленности из-за установления технически необоснованных высоких темпов развития.

При составлении плана были в значительной степени учтены недостатки прошлых лет. В большем объёме предусматривалось финансирование производства, а также уделялось значительное внимание проблемам, связанным со среднетехническим и высшим образованием. Их решение было необходимо для обеспечения народного хозяйства достаточным количеством квалифицированных специалистов.

Пропагандистские кампании в годы пятилеток

Уже в эти годы итоги индустриализации страны не замедлили сказаться. В городах, а отчасти и в сельской местности заметно улучшилось снабжение. В большей степени удовлетворялась потребность населения в Масштабы этих успехов в значительной степени раздувались проводимой в стране широкомасштабной агитационной кампанией, приписывавшей все заслуги исключительно коммунистической партии и её руководителю Сталину.

Несмотря на то что за годы индустриализации проводилось повсеместное внедрение передовой техники, во многих областях производства ещё преобладал ручной труд, и там, где достичь роста производительности труда технологическим путём не удавалось, использовались пропагандистские методы. Примером этому может служить развёрнутое в те годы знаменитое Гонка за рекордными выработками приводила к тому, что отдельные ударники, к подвигам которых готовилось всё предприятие, получали награды и премии, а остальным лишь увеличивали нормы, призывали при этом равняться на передовиков.

Итоги первых пятилеток

В 1937 году Сталин объявил о том, что цель индустриализации в основном достигнута, и социализм построен. Многочисленные же сбои в производстве объяснялись исключительно происками врагов народа, против которых был установлен жесточайший террор. Когда через год завершилась вторая пятилетка, то в качестве её наиболее важных результатов приводились свидетельства о росте в два с половиной раза, стали - в три раза, а автомобилей - в восемь.

Если в двадцатые годы страна была чисто аграрной, то по завершении второй пятилетки стала индустриально-аграрной. Между этими двумя этапами лежат годы поистине титанического труда всего народа. В послевоенный же период СССР стал мощной Принято считать, что социалистическая индустриализация была завершена к началу шестидесятых годов. В это время большая часть населения страны жила в городах и была занята в промышленном производстве.

За годы индустриализации появились новые отрасли, такие как автомобилестроение, авиастроение, химическая и электротехническая промышленности. Но самое важное заключалось в том, что государство научилось самостоятельно производить всё необходимое для своих нужд. Если прежде оборудование для производства той или иной продукции ввозилось из-за рубежа, то теперь потребность в нём обеспечивалась собственной промышленностью.

В конце 1920-х гг. советское руководство во главе с И.В. Сталиным решило в кратчайшие сроки создать усилиями государства и мобилизацией всех ресурсов мощную тяжелую промышленность как основу социалистической экономики, военно-промышленного комплекса и топливно-энергетического хозяйства, развития транспорта, особенно автомобильного и авиационного, а также тракторостроения как технической базы коллективизации села. В расчет принималось не только то, что крупные высокопроизводительные предприятия скорее и полнее удовлетворят запросы народного хозяйства, но и что ими легче управлять из центра, и на их основе можно ликвидировать остатки традиционной многоукладности - массы мелких кустарных предприятий как наследия прошлого.

Решить эти задачи при помощи Запада - в форме инвестиций (через предоставление концессий), либо платной технической помощи было единственно возможным. Через несколько лет после свертывания нэпа прекратилась выдача концессий.

При продолжении импорта машинной техники и оборудования развивались другие отношения с западными фирмами, которые начинали внедряться при нэпе.

Попытки самостоятельно проектировать и строить крупные, технически сложные объекты не удавались. Неудача постигла первый советский проект Магнитогорского металлургического комбината, строительство Сталинградского и Челябинского тракторного, Свирской ГЭС и др. Главная причина - директивы об увеличении размеров предприятий и срочной сдаче их в эксплуатацию. Первая и вторая пятилетки имели целью создание новейших капиталоемких отраслей - авиационной, автомобильной, тракторной, химической, машиностроительной, электротехнической и смежных производств, а также размещение промышленности восточнее и южнее Урала, на удаленных от границ территориях. К 1933 г. требовалось построить и реконструировать около 1500 объектов.

Техническая помощь осуществлялась по специальным договорам или включалась в контракты о поставках оборудования. По срокам они были намного короче концессий и привлекательнее для зарубежных фирм, поскольку не требовали рискованных инвестиций. В период депрессии 1930-х годов западные компании особенно нуждались в крупных заказах, а Советский Союз получил возможность овладеть передовой техникой и производственными навыками в кратчайшие сроки. Разумеется, за валютную выручку от наращивания экспорта и работы «Торгсина» как внутреннего источника поступления ценностей в первой половине 30-х гг. Во внешнеэкономической политике советское правительство добивалось, подчас в грубой форме, активного баланса в торговле с любой страной и долгосрочного кредитования поставок, «Могут убраться к черту…».

По договору о технической помощи иностранная фирма обязывалась подготовить строительный или технологический проект с полным его описанием и спецификациями оборудования, станков и механизмов; передать заказчику технологические секреты, патенты и др.; прислать своих представителей для наблюдения за строительством и пуском объекта; разрешить определенному количеству советских инженеров и рабочих осваивать производственные методы компании на ее предприятиях.

Заказчик должен был компенсировать исполнителю (инофирме) стоимость изготовления чертежей, командировок и работы ее сотрудников в СССР, создать им необходимые бытовые условия. Компания получала вознаграждение, составлявшее ее прибыль, в виде определенного процента от сметной стоимости работ, но чаще - вписанную в договор сумму. Советская организация обеспечивала рабочую силу, сырье и материалы и финансировала строительные работы. Русские и иностранные специалисты работали в тесном контакте, причем русские и сами учились у них, и давали оценку выполненным проектам. По спецификациям, выданным фирмой, заказывали или приобретали готовое оборудование, но там, где можно было получить кредит или купить дешевле. Каждое крупное советское предприятие получало оборудование от целого ряда американских и европейских машиностроительных компаний.

Помимо договоров техпомощи, имелись другие источники изучения промышленных достижений Запада. Это переводы книг Г. Форда, Г. Гантта, Ф.У. Тейлора и др. В «Биографической хронике» В.И. Ленина есть сведения, что за день до смерти, 20 января 1924 г., вождь мирового пролетариата смотрел в Горках фильм о сборке тракторов на заводе Форда. Зарубежные автомобили, трактора и другая техника экспонировались на промышленных выставках.

В СССР возвращались рабочие, покинувшие страну до революции, и рабочие - иностранцы, сочувствовавшие социализму и стремившиеся помочь «русским товарищам».

Их использовали в качестве мастеров, бригадиров и наставников.

Безлицензионное копирование зарубежной техники стало распространенной практикой. Выпуск тракторов «фордзон» под заводской маркой «Красный Путиловец» по чертежам, снятым с разобранных американских машин, обнаружил заместитель Генри Форда Чарлз Соренсен во время поездки в Советский Союз в августе 1929 г. Однако незнание запатентованных компанией Форда методов массового производства и секрета изготовления специальных сталей привело к трудностям при сборке и частым поломкам советской машины. Начальник «Автостроя» в 1931 г. дал указание копировать те станки, которые можно было изготовить в СССР. Копирование оборудования для нефтяной промышленности выявил в 1935 г. в Баку американский инженер-нефтяник. Еще пример - выпуск копий легкового автомобиля «Бьюик» модели 32-90. Автомобиль представительского класса ЗИС-101 (1937 г.) сохранил конструктивную преемственность от американского прототипа.

Сбором научно-технической информации занимались советские отраслевые управления («Автострой», «Магнитострой», «Тракторострой» и др.), имевшие своих представителей и приемщиков оборудования за рубежом. В США их деятельность координировал «Амторг» (AmtorgTradingCorporation) - созданная в 1924 г. компания с отделениями в Нью-Йорке, Москве и ряде городов СССР и США. Формально независимая, чтобы получить легальный статус в Америке, она являлась советским торговым посредником с информационными и разведывательными функциями и подчинялась наркоматам внешней торговли и иностранных дел. Сделки и контракты с американскими фирмами и специалистами и оплата их услуг проводились через «Амторг».

Зарубежные командировки и производственная практика считались в СССР самым эффективным способом обучения, так как на иностранных заводах можно было научиться гораздо большему, чем у командированных в СССР специалистов. Сотни человек ежегодно направлялись за рубеж. Инженер И.Б. Шейнман с удивлением описывал открытость американцев. Он и его товарищи получили беспрепятственный доступ к разнообразным техническим данным, могли делать зарисовки и бесплатно снимать копии.

Запатентованные секреты не разглашались, но все остальное считалось лучшей рекламой для фирмы.

Германские компании играли важную роль в индустриализации CCCР, однако Советский Союз нуждался в индустриальных гигантах американского типа. В сентябре 1927 г. в Политбюро ЦК ВКП(б) была создана постоянная комиссия по техническим и научным связям с США. Американская помощь привлекалась для строительства гидроэлектростанций, развития нефтяной, горнодобывающей, угольной, химической, металлургической, электротехнической промышленности, но прежде всего для массового производства автомобилей, тракторов, авиационных двигателей и другой стандартизованной продукции.

Днепровская ГЭС была построена по советскому проекту, но с участием, в качестве консультантов, американской компании CooperEngineering и немецкой фирмы Siemens. Крупнейшие в Европе Сталинградский, Харьковский и Челябинский тракторные заводы, Магнитогорский металлургический комбинат, Нижегородский (Горьковский) автозавод были американского типа и американского происхождения. Компании Albert Kahn, Inc., Ford Motor Company, International General Electric, International Harvester, Radio Corporation of America идр. стализарубежнымипартнерамиСоветскогоСоюза.

Внедрение американских методов было необходимо и в капитальном строительстве. В США проектирование начиналось одновременно с земляными работами, разные стадии проекта делались параллельно, бригадным способом, вместо размножения чертежей вручную на кальке, применялись светокопировальные машины. Стальные и железобетонные конструкции подбирались по каталогам для ускорения монтажа.

Проектно-строительные фирмы либо имели у себя всех специалистов и рабочих, либо заключали договоры подряда. Строительные работы были механизированы. Фирма

Альберта Кана, спроектировавшая ряд крупных предприятий в США, включая автозаводыФорда, внедрила в Советском Союзе принципы типового строительства.

По отечественным данным, в 1923-1933 гг. в тяжелой промышленности СССР было заключено 170 договоров техпомощи: 73 с германскими компаниями, 59 с американскими, 11 с французскими, 9 со шведскими и 18 - с фирмами из других стран. Но едва ли можно определить, чья помощь оказалась решающей, поскольку многие стройки стали «интернациональными». Например, объединение «Востокосталь» заключило договор с американской фирмой ArthurMcKee на создание генерального плана

Магнитогорского комбината, с германской компанией Demag - на проектирование его прокатного цеха, а еще одна немецкая фирма обязалась осуществлять буровые работы для Магнитостроя. У Всесоюзного химического объединения «Всехимпром» насчитывалось 20 договоров с компаниями США, Германии, Италии, Франции, Норвегии, Швеции, Швейцарии, и др.

Из 170 договоров 37 были досрочно расторгнуты по разным причинам. По советским оценкам, одни оказались слишком дорогостоящими, другие - малополезными, третьи не укладывались в график пятилетки. В ряде случаев производственная база оказывалась недостаточной для использования новейших технологий, или же их удавалось освоить до истечения контракта. Увеличение объема заданий компании ArthurMcKee без дополнительного вознаграждения привело к разрыву контракта. Споры по финансовым и другим вопросам помешали детройтской компании A.J. Brandt завершить техническую реконструкцию автозавода «АМО» в Москве.

Можно обозначить два обстоятельства, значительно сокративших использование технической помощи после 1933 г. Во-первых, успехи самой индустриализации.

Множество новых и реконструированных предприятий начали давать продукцию, а некоторые сами стали центрами распространения передовых технологий и подготовки кадров. Во-вторых, колоссальные расходы, которые жестко контролировала Валютная комиссия Политбюро, влиявшая на все решения о закупках за рубежом.

В годы Великой депрессии сократился и без того небольшой советский экспорт в США, а кредитоспособность американских фирм в целом понизилась. Политическая кампания против репрессий и принудительного труда в СССР усугубила ситуацию. 25 августа 1931 г. И.В. Сталин «ввиду валютных затруднений и неприемлемых условий кредитов в Америке» потребовал прекратить заключение контрактов в США и «по возможности порвать» уже имевшиеся соглашения. Заказы рекомендовалось перенести в Европу или на советские заводы, не делая исключений даже для важнейших строек пятилетки. В 1932 г. Политбюро распорядилось досрочно прекратить закупку автомобильных комплектующих у компании Форда. В годы второй пятилетки общий объем технической помощи сократился, но закупка оборудования продолжалась.

Передача советским инженерам и рабочим технологий и производственного опыта оказалась очень трудной задачей. Одни и те же вопросы понимались и решались по-разному.

Советские стажеры на американских предприятиях, и в частности, на Ривер-Ружском заводе Форда, были вполне довольны. Им показывали и объясняли все, что их интересовало. Но часть приезжих нарушала дисциплину, и администрация отмечала случаи прогулов и неподчинения мастерам. Иностранные специалисты, приезжавшие в СССР, удивлялись плохой дисциплине. Инженер компании Форда П. Макгрегор в 1929 г. жаловался дирекции завода «Красный Путиловец», что «в механическом цеху почти всегда можно заметить группки от двух до шести человек, которые сидят и курят в рабочее время. Не похоже, что у них есть работа или кто-то пытается ее дать. Если им нечего делать в цеху, я бы выдал этим мужчинам лопаты и ломы, которыми с успехом пользуются молодые женщины, работающие во дворе. За всю свою жизнь я повидал меньше девушек, занятых тяжелым ручным трудом, чем за один час, проведенный здесь» .

В свою очередь, «Амторг» обвинил компанию Форда в манипулировании ценами на заказанное оборудование, хотя расчеты велись по заводской себестоимости. Пришлось расследовать причины «переплаты» в размере 750,331 долл. и гораздо более низких расценок на аналогичные станки для ее завода в Калифорнии. Как выяснилось, советский заказчик, «Автострой», требовал дополнительного технического контроля и проверок, чтобы получить надежные гарантии качества. На выполнение советских заказов ушло, таким образом, гораздо больше оплачиваемого рабочего времени, чем предполагалось ранее.

Методы AustinCompany - стандартизация и быстрота проектирования и монтажа зданий и оборудования, считались на «Автострое» не отвечающими советским условиям.

Автостроевцы сопротивлялись нововведениям и пытались изменить проект автозавода согласно своим представлениям. Американская стройиндустрия опиралась на готовые стандарты и спецификации стальных конструкций, железобетонных изделий и т.д., а советские строители экономили эти дефицитные материалы. Тем не менее, один из руководителей стройки, инженер П.Я. Макаровский, указывал на решающую роль инженеров Austin в быстром проектировании автозавода. Без них, подчеркнул он, мы бы топтались на месте. Критику американских методов производства работ следует заменить тщательным изучением их, овладением ими и переходом на них.

Имела ли место зависимость от западных технологий? Отечественным вкладом в индустриализацию стало не повторное изобретение того, что уже применялось за рубежом, а правильный выбор проектирующих компаний и импорт оборудования. Однако распространенное на Западе мнение об исторически сложившейся «технологической зависимости» России искажает сложный и многоаспектный процесс мирового перемещения технологий. Модернизацию советской экономики нужно правильно понимать.

Она осуществлялась благодаря жесткой экономической политике - отказу от выплаты царских долгов, отсутствию внешних заимствований, мобилизации людских, сырьевых и финансовых ресурсов, подчинении экспортной торговли задаче получения иностранной валюты и ее «экономии» различными способами - вплоть до копирования образцов машин и оборудования и нарушения контрактных обязательств перед иностранными фирмами.

Советские организации изучали достижения западных компаний, формулировали задания, участвовали в проектировании, выбирали оборудование, финансировали заказы и строительство. Трудовой героизм сыграл определенную мобилизующую роль, но проявлялся он главным образом в виде сверхурочного физического труда, тогда как заимствование западных технологий имело решающее значение для создания современных предприятий. Превращение «первенцев индустриализации» в центры развития отраслей, распространения передового опыта и подготовки кадров стало уже внутренним процессом. Однако «дефицитных» рабочих и специалистов, имевших стаж работы за рубежом, не всегда удавалось закрепить за пославшими их предприятиями, так как их «перебрасывали» с одного завода на другой.

В советской системе 20-30-х годов перемешались бесхозяйственность и энтузиазм, текучка кадров, стремление учиться у Запада и оковы устаревшего опыта. После колоссальных затрат на модернизацию советская промышленность, работавшая почти целиком на внутренний рынок, долго не обновляла основные фонды, полученные в 30-е годы, и лишь поставки новейшей техники по ленд-лизу в годы Второй мировой войны и получение трофейного германского оборудования помогли решить эту задачу.

Из 118 договоров о технической помощи, заключенных в 1920-1930 гг. (большей частью в 1928-1930), и 218 договоров на протяжении 1929-1945 гг. на долю американских фирм пришлось, соответственно, 64 и 139, или 54 % и 64 %. В силу форс-мажорных обстоятельств советская инженерно-техническая мысль эпохи индустриализации сосредоточилась на поиске подходящих исполнителей крупных отечественных заказов за рубежом и взаимодействии с ними. 1920-е - 1930-е годы дали примеры не повторившегося в истории мирного экономического сотрудничества между людьми и организациями из двух различных систем. Оно позволило нашей стране войти в высшее звено индустриально развитых держав ХХ столетия.

Как отмечали исследователи, «желаемое достижение технико- технологической независимости советской России оборачивалось консервацией отсталости, ибо порождало хозяйственные механизмы, ориентированные, прежде всего, на количественный рост и отторгавшие всякие радикальные новшества». Япония же после Второй мировой войны заимствовала промышленные достижения Запада с совершенно иным результатом.

Новое на сайте

>

Самое популярное