Домой Сбербанк Как отражается задолженность бюджету по налогам. Задолженность перед бюджетом счет

Как отражается задолженность бюджету по налогам. Задолженность перед бюджетом счет

Обязанность плательщиков уплачивать налоги установлена Конституцией РФ (ст. 57 Конституции РФ), а также Налоговым кодексом (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Если же плательщик пренебрегает этой своей обязанностью и не уплачивает налоги/сборы, то возникает задолженность по налогам и сборам, которую налоговики, в свою очередь, имеют право взыскивать (пп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Взыскание задолженности по налогам и сборам с организаций и ИП

При наличии у плательщика недоимки перед бюджетом налоговики прилагают все усилия для ее погашения. Для начала выставляется требование об уплате налога (ст. 69 НК РФ). Если же на требование налоговиков плательщик не отреагировал и в указанные в требовании сроки недоимку не погасил, то налоги будут взыскиваться уже в принудительном бесспорном порядке: сначала за счет денежных средств на счетах плательщика (ст. 46 НК РФ), а при недостаточности средств или же при отсутствии у ИФНС информации о счетах плательщика - за счет имеющегося у плательщика иного имущества (п. 7 ст. 46 , ст. 47 НК РФ).

Кстати, чтобы обеспечить исполнение решения ИФНС о взыскании задолженности, налоговики имеют право приостановить операции по счетам плательщика-должника (п. 1 ст. 76 НК РФ).

Урегулирование задолженности по налогам и сборам физлица

Обычному физлицу (не ИП) так же, как и организации/ИП при наличии недоимки выставляется требование об уплате. Если же физлицо его проигнорировал, то налоговики вправе обратиться в суд для взыскания задолженности по налогам за счет денежных средств и иного имущества физлица (ст. 48 НК РФ).

Задолженность по налогам и сборам: счет бухгалтерского учета

Для отражения операций по расчетам с бюджетам по налогам и сборам предусмотрен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н). Задолженность по налогам и сборам фиксируется по кредиту 68 счета.

Задолженность по налогам и сборам в балансе

Обязательства компании, в том числе перед бюджетом, отражаются в пассиве . Задолженность по налогам и сборам показывается либо в разделе IV «Долгосрочные обязательства» по строке 1450 «Прочие обязательства» (при долгосрочной задолженности, в отношении которой плательщику предоставлена рассрочка/отсрочка, инвестиционный налоговый кредит), либо в разделе V «Краткосрочные обязательства» по строке 1520 «Кредиторская задолженность».

По итогам 2017 г. задолженность российских налогоплательщиков перед бюджетом существенно сократилась. Однако основной механизм ее сокращения – ужесточение процедур взыскания, что нередко приводит к потере бизнеса компании-должника. Вместе с тем, задачи развития бизнеса требуют иной работы с налоговой задолженностью, включая упрощение процедур ее реструктуризации, а также ее списания для ряда категорий налогоплательщиков.

ФНС подвело итоги своей работы в 2017 г., и в качестве одного из важнейших результатов обозначило увеличение поступлений в бюджет за счет налогового администрирования. По словам М. Мишустина, в 2017 г. изменения в налоговом администрирова­нии (прежде всего применение цифровых технологий – АСК НДС, онлайн-касс, систем маркировки продукции) обеспечили дополнительные поступления на сумму около 400 млрд. руб. Это составляет около 25% прироста налоговых поступлений, не относящихся к нефтегазовым доходам. ФНС указывает, что новые процедуры налогового администрирования устанавливают более прозрачную налоговую среду, а также сокращают теневой сектор экономики. Однако имеющиеся данные о налоговой задолженности указывают на ужесточение практики изъятий средств налогоплательщиков, допустивших возникновение задолженности по налогам и взносам, а также на то, что сохранению бизнеса налогоплательщиков и развитию налоговой базы, как и ранее, уделяется слишком мало внимания.

Сокращение налоговой задолженности в 2017 г.

По состоянию на начало 2017 г. суммарная налоговая задолженность (включая недоимку по налогам, а также пени и штрафные санкции) достигла 1379,7 млрд. руб., что на 22,7% превышало аналогичный показатель на начало 2016 г. Однако в течение 2017 г. эта задолженность резко сократилась. Данные ФНС на 1 января 2018 г. показывают, что суммарная задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям составила только 789,3 млрд. руб., что означает падение объема задолженности на 42,8%. (см. рис. 1).

Аналогичная ситуация наблюдалась и с задолженностью по страховым взносам, администрирование которых с начала 2017 г. было передано ФНС. В начале 2017 г. суммарная задолженность по страховым взносам и связанными с ними пеням и санкциям составляла 564,6 млрд. руб., а в начале 2018 г. – уже 289,5 млрд. руб., что эквивалентно снижению на 48,7%.

Следует отметить, что открытые данные ФНС о налоговой задолженности содержат лишь обобщенные сведения о ней, и не позволяют получить подробной информации ни о сроках задолженности, ни о категориях налогоплательщиков-должников. Более того, время от времени ФНС пересматривает состав и структуру этих данных, что затрудняет сопоставление сведений о налоговой задолженности разных лет. Вместе с тем, имеющиеся данные об урегулировании задолженности указывают на то, что основным механизмом урегулирования является принудительное изъятие средств.

Механизмы урегулирования налоговой задолженности

Несмотря на то, что в российском законодательстве существует целый ряд инструментов, потенциально направленных на постепенный выход организации-должника из «долговой ямы» без закрытия его бизнеса (таких как предоставление отсрочек и рассрочек, инвестиционный налоговый кредит, реструктуризация задолженности), в реальности их применение остается скорее исключением, чем правилом. Например, по состоянию на 1 января 2018 г. объем реструктурированной задолженности по налогам, сборам, пеням и санкциям (без учета страховых взносов) составил только 2,5 млрд. руб., объем мировых соглашений – 2,8 млрд. руб., отсроченных или рассроченных платежей – 17,9 млрд. руб. В общей сложности это соответствует 3,9% объема недоимки по налогам и сборам на ту же дату.

Можно выделить две причины, по которым эти механизмы урегулирования задолженности используются достаточно редко. Во-первых, они сложны в применении. Например, процедуры введения отсрочки или рассрочки налоговых платежей могут быть применены лишь в особых случаях (форс-мажорные обстоятельства, задержка получения бюджетных средств и т.д.). В результате добросовестные налогоплательщики не могут оперативно задействовать эти механизмы в условиях ухудшения финансового положения, приводящего, например, к невозможности выплат авансовых платежей по налогам. Во-вторых, в условиях дефицита бюджета и установления жестких планов по обеспечению собираемости налогов и сборов, возможности по получению отсрочек и рассрочек по уплате налогов еще более сократились. Об этом свидетельствуют, в частности, сообщения о том, что предоставление отсрочки или рассрочки по налоговой задолженности – это вопрос, решаемый фактически на уровне руководителя соответствующей налоговой инспекции.

В результате, работа налоговых органов с компаниями, имеющими налоговую задолженность, сведена к принудительному изъятию – взысканию задолженности судебными приставами, а в случае невозможности такого взыскания – к введению процедуры банкротства в отношении должника. В последние годы в структуре урегулированной задолженности по налогам, сборам, пеням и санкциям более 60-70% приходится на суммы, приостановленные к взысканию в связи с введением процедур банкротства, а еще 20-30% – на суммы, взыскиваемые судебными приставами (см. рис. 2).

Следует отметить, что в 2017 г. процедуры принудительного взыскания задолженности ужесточились. Так, в отчетности ФНС указывается, что в процедурах банкротства работа ведомства направлена на оспаривание имущественных сделок должника, а также привлечение к ответственности «контролирующих и аффилированных лиц». Тем самым проблемы погашения накопленной налоговой задолженности переходят на иные организации или физические лица, связанные с организацией-должником.

Налоговая задолженность становится проблемой не только самих должников

В сложившейся ситуации организация, допустившая появление налоговой задолженности, имеет высокие риски попасть в «замкнутый круг», не позволяющий ей восстановить свое финансовое положение. Так, для организаций с налоговой задолженностью существенно затруднен доступ к заемным средствам, и без того малодоступным для компаний. Наличие налоговой задолженности закрывает возможности по участию в конкурсах и торгах, проводимых на государственном и муниципальном уровне. Кроме того, действующая практика налогового администрирования побуждает организации отказываться от работы с контрагентами, имеющими налоговую задолженность. Например, расходы компании на закупку продукции у контрагента, имеющего налоговую задолженность, могут быть признаны «необоснованными», что повлечет за собой увеличение налога на прибыль, невозможность принятия к вычету части НДС и др. В результате, компании-должники практически не имеют возможности погасить налоговую задолженность за счет повышения своей деловой активности.

При этом проблема налоговой задолженности компаний затрагивает не только самих должников. Для компаний, не имеющих налоговой задолженности, все чаще возникает необходимость проверки контрагентов на наличие задолженности. Кроме того, выбор партнера по принципу отсутствия задолженности перед бюджетом в ряде случаев может означать неоптимальный выбор поставщика (с более высокими ценами по сравнению с организацией, допустившей возникновение задолженности). В ряде случаев отказ от взаимодействия с компаниями, имеющими налоговую задолженность, приводит к искажению конкурентной ситуации на рынке (в том числе и в рамках открытых конкурсов и торгов, допускающих участие только компаний без задолженности перед бюджетом). Более того, ограничение возможностей для ведения бизнеса для компаний-должников побуждает их к переходу в теневой сектор экономики. Негативные последствия этого отражаются как на бюджетной системе, которая лишается части поступлений новых налогов и должна нести дополнительные расходы на обеспечение принудительного изъятия задолженности, так и на компаниях, не имеющих налоговой задолженности, которые вынужденно вступают в ценовую конкуренцию с представителями теневого сектора.

Направления работы с налоговой задолженностью

Задачи развития бизнеса требуют пересмотра сложившегося подхода к работе с налоговой задолженностью.

В первую очередь необходимо упрощение и расширение практики применения инструментов, направленных на постепенное погашение налоговой задолженности организаций, ИП и физических лиц, таких как реструктуризация налоговой задолженности, предоставление отсрочки или рассрочки погашения задолженности, предоставление инвестиционного налогового кредита. Изменения в этих механизмах должны быть направлены на то, чтобы налогоплательщики получили возможность применять их оперативно, не подвергаясь ограничениям на ведение бизнеса.

Наряду с этим, необходимо продолжить работу по списанию части налоговой задолженности, запланированную на 2018 г., распространив ее не только на физические лица, но и на организации. В текущей ситуации списание части налоговой задолженности организаций, добросовестно исполнявших свои налоговые обязанности в благоприятных макроэкономических условиях, но не сумевших выполнить их в кризисном периоде, окажет положительное влияние на конкурентную ситуацию на многих рынках и будет одним из факторов поддержки бизнеса.

При этом, во избежание стимулирования недобросовестных налогоплательщиков, а также «дестимулирующего эффекта» для компаний, не имеющих задолженности по налогам и сборам, необходимо установить четкие критерии как видов задолженности, так и налогоплательщиков, которые могут претендовать на частичное или полное списание задолженности. Для определенных таким образом категорий и видов задолженности необходимо обеспечить «автоматическое» списание (включая как саму неурегулированную задолженность по налогам и сборам, так и по пеням и налоговым санкциям), а также «автоматическое» прекращение процедур принудительного взыскания и конкурсных процедур, связанных с взысканием такой задолженности. Требуется также проработка вопроса о формировании «режима благоприятствования» для компаний, не имеющих налоговой задолженности. Такой режим, в частности, может включать возможности применения заявительного порядка возмещения НДС для организаций с различным объемом операций, упрощение получения налоговых отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита, уменьшения штрафов для компаний в зависимости от ранее уплаченной ими суммы налогов и взносов и т.д.

Кроме того, необходимо обеспечить регулярную открытую публикацию данных, отражающих структуру налоговой задолженности организаций, физических лиц и индивидуальных предпринимателей по срокам возникновения данной задолженности, а также данные о ее накоплении и погашении в разрезе основных видов налогов, сборов, страховых взносов. Открытый доступ к таким данным позволит провести независимую оценку того, какие организации получат наибольшие стимулы к развитию в случае списания их налоговой задолженности, и какой вклад это внесет в развитие компаний, экономики регионов и страны в целом.

В хозяйственной деятельности предприятия возникает немало моментов, которые приводят к образованию задолженности. При этом она не всегда носит негативный характер. Например, в случаях, когда должны организации (дебиторская задолженность) нет ничего плохого, если она не безнадёжная.

Гораздо неприятнее, когда должна сама компания. Но и здесь есть нюансы: например, долги перед бюджетом оцениваются как кредиторская задолженность, но не являются в прямом, распространённом, смысле долгами, пока не наступил срок их уплаты.

Рассмотрим составляющие этой задолженности и процедуру её учёта.

Понятие кредиторской задолженности в бюджете и её отражение в учёте

Кредиторская задолженность - это обязательства (долги) юридического лица перед другими субъектами хозяйственной деятельности, кредитными организациями, бюджетом и внебюджетными фондами.

Она отражается в пассивах бухгалтерского баланса по строке 1520 и включает в себя расчёты:

  1. C покупателями;
  2. C поставщиками;
  3. C бюджетом;
  4. C внебюджетными фондами (по различным видам социального страхования);
  5. C работниками по заработной плате;
  6. C учредителями и участниками (по выплате дивидендов, процентов и других доходов);
  7. C подотчётными лицами;
  8. C кредиторами и дебиторами по прочим долгам (например, по полученным авансам в рамках договоров).

Кредиторская задолженность в бюджет включает в себя обязательства по налогам и сборам. При этом это может быть как , так и текущая, срок уплаты, по которой ещё не наступил. , как списать кредиторскую задолженность.

Для отражения ситуации с уплатой налогов и сборов служит активно-пассивный счёт №68. По его кредиту учитывается начисленная и указанная в декларациях сумма налогов и сборов («долги» перед бюджетом). Например, проводка Дебет 99 Кредит 68 (далее - соответственно Д и К) означает, что начислен налог на прибыль. А Д 70 К 68 - налог на доходы физлиц (НДФЛ).

По дебету счёта отражаются уплаченные налоги и сборы (погашение задолженности). В частности, проводка Д 68 К 51 означает уплату какого-либо налога с расчётного счёта предприятия.

  • Кредитовое сальдо по итогам отчётного периода означает наличие задолженности юридического лица по налогам и сборам.
  • Дебетовое - указывает на долги бюджета перед предприятием (компанией) или - переплату по налоговым платежам.

Как погасить задолженность — корреспонденция счетов и проводки

Для более подробного учёта данный счёт подразделяется на субсчета по конкретным налогам. Здесь же учитываются пени и штрафы за их неуплату.

При этом нет никакой разницы в том, платит ли организация налоги за себя или выступает в качестве налогового агента (например, перечисляет НДФЛ за своих работников). Любая кредиторская задолженность по налоговым платежам отражается на этом счёте.

Данный счёт корреспондирует по дебету со следующими счетами:

  • 19 — НДС по купленным ценным товарам;
  • 50 — касса;
  • 55 — спецсчёт в банке;
  • 66 (67) - расчёты по займам и кредитам (кратко- и долгосрочным).

По кредиту счёт корреспондирует со следующими позициями:

  • 08 - инвестиции во внеоборотные активы (средства);
  • 10 - материалы;
  • 11 - животные, находящиеся на откорме и выращивании;
  • 15 - покупка (заготовление) материальных ценностей;
  • 20 (23) - основное (вспомогательные) производства;
  • 26 - расходы на общехозяйственные нужды;
  • 29 — обслуживающие производства;
  • 41 - товары;
  • 44 - расходы на продажу;
  • 51 (52) - расчётный (валютный) счёт;
  • 55 - спецсчёт в банке;
  • 70 (75) - расчёты с работниками по заработной плате (с учредителями по выплачиваемым им доходам);
  • 90 - продажи;
  • 91 - иные доходы и расходы;
  • 98 - будущие доходы;
  • 99 - прибыль и убытки.

Уплата налогов и сборов отражается в активно-пассивном счёте №68.

Учёт отдельных налогов и сборов

Рассмотрим (не указывая подробности и все возможные случаи) основные проводки, используемые при учёте операций, связанных с начислением налогов и уплатой их в бюджет.

Федеральные налоги

  • Налог на прибыль . Платится из прибыли, начисляется на её сумму и сумму прочих доходов, поэтому используются счета 99, 91.
  • НДФЛ . Платится из доходов работников, поэтому корреспондирует со счётом 70.

Другие налоги и сборы

  • Налог на имущество . Он платится из прибыли до налогообложения. Поэтому учитывается «в связке» со счётом 91.
  • Госпошлина . Она перечисляется в бюджет за совершение разных операций, например, за регистрацию собственности на основные средства, рассмотрение дела в арбитражном суде, нотариальные действия. Данная «кредиторка» также учитывается на счёте 68, в «связке» со счетами 91 (пошлина в суде, за нотариальное удостоверение) и 08 (за приобретение внеоборотных активов в виде свидетельства о праве собственности).
  • Санкции за неполное или несвоевременное перечисление налогов .

Таким образом, рассмотрены основные моменты по такому явлению, как кредиторская задолженность по налогам и сборам.

В заключение следует отметить, что при признании, истребовании или уплате любой задолженности, будь то кредиторская или дебиторская, перед юридическими или физическими лицами, очень важным является её кропотливый учёт и правильное оформление документации. А это уже дело юристов и финансистов.

Удачного сотрудничества!

ВниманиеКак рассказали журналистам представители налоговой службы по Алтайскому краю, небольшая задолженность перед бюджетом, которая образовалась у данного налогоплательщика, - это пеня, возникшая из-за несвоевременной уплаты налога. При этом, по закону, инспекторы ФНС должны завершить процедуру взыскания долгов до 1 января 2018 года, независимо от суммы.
ВажноКомиссию, кстати, платить было необязательно, пока долг не передали на принудительное исполнение. Бесплатно заплатить свою копейку налогоплательщик мог в «Личном кабинете налогоплательщика» на сайте ФНС.
Однако сам гражданин о своем долге в 1 копейку даже не подозревал, пока к нему не пришло постановление судебных приставов об открытии исполнительного производства. Инфо Организация имеет право распоряжаться кредиторской задолженностью на свое усмотрение, однако на момент выплаты она обязана погасить или вернуть ту часть имущества, на которую имеются права у кредиторов. Другими словами, кредиторская задолженность определяется и как часть имущества, полностью принадлежащего предприятию с правом владения на него, и как долги предприятия перед своими кредиторами, которые уполномочены истребовать или взыскать долг из указанной части имущества.
Начисление денежной суммы на различные счета осуществляется предприятием ежедневно. Порядок расчета, налоговые ставки, источники уплаты фактически у всех налогов различны.

Они определяются соответствующими Инструкциями государственной налоговой службы России (ГНСР). Учет расчетов с бюджетом по различным видам налогов ведется на счете 68 “Расчеты с бюджетом”.

По кредиту счёт корреспондирует со следующими позициями:

  • 08 - инвестиции во внеоборотные активы (средства);
  • 10 - материалы;
  • 11 - животные, находящиеся на откорме и выращивании;
  • 15 - покупка (заготовление) материальных ценностей;
  • 20 (23) - основное (вспомогательные) производства;
  • 26 - расходы на общехозяйственные нужды;
  • 29 - обслуживающие производства;
  • 41 - товары;
  • 44 - расходы на продажу;
  • 51 (52) - расчётный (валютный) счёт;
  • 55 - спецсчёт в банке;
  • 70 (75) - расчёты с работниками по заработной плате (с учредителями по выплачиваемым им доходам);
  • 90 - продажи;
  • 91 - иные доходы и расходы;
  • 98 - будущие доходы;
  • 99 - прибыль и убытки.

Уплата налогов и сборов отражается в активно-пассивном счёте №68.

Кредитные долговые обязательства предприятия перед бюджетом

Учет расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость 1) по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализации предметов залога и передачи товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также по передаче имущественных прав; 2) по передаче на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; Плательщиками НДС бюджетные учреждения являются лишь в том случае, когда занимаются предпринимательской деятельностью. Счет учета входящего НДС Размер НДС для перечисления в бюджет может быть уменьшен на величину налога, принятого к зачету.

В частности, так следует поступить, если ранее кассовый расход был произведен учреждением в статусе получателя бюджетных средств (до изменения типа) за счет лимитов бюджетных обязательств или бюджетных ассигнований. Задолженность бюджету счет Месторасположение задолженность перед бюджетом 68 Раздел 5 Бухгалтерского баланса, форма 1, код строки 626 .Сумма по строке 626 равна сальдо по счетам 68 и 69 в части ЕСН.

Для учета дебиторской задолженности предусмотрены счета в разделе Финансовые активы Казенные учреждения после 01.01.2012 обязаны после уплаты в бюджет установленных. 19.3 10 7 Перечислены с расчетного счета в погашение задолженности бюджету 66 51 8 Поступила на склад из производства готовая продукция 43 20 9 Погашена с расчетного счета.

Задолженность по платежам в бюджет счет

Прочие кредиторы» (строка 625) показывается задолженность организации по расчетам, данные о которых не отражены по другим статьям группы «Кредиторская задолженность». Отражаем долги в балансе Но взаимным подтверждением суммы долга дело не заканчивается. Важно правильно отразить задолженность в балансе. Особенно в период неплатежей. Дебиторская задолженность - это задолженность покупателей, заказчиков, заемщиков, подотчетных лиц и т. д. которую организация планирует получить. Кроме того, к дебиторской задолженности относится также сумма авансов, выданных поставщикам и подрядчикам. Основа формирования показателя дебиторской задолженности - это раздельное отражение данных о долгосрочной и краткосрочной задолженности. Дебиторская задолженность в бюджетном учете Требовать взыскание просроченной дебиторской задолженности, возможно в пределах установленного срока исковой давности.

Для его учета используется счет 19, обобщающий информацию о размере НДС по приобретенным ценностям, выставленный поставщиками. Этот счет весьма интересный. С одной стороны, его можно рассмотреть как дебиторскую задолженность, ведь используется он при расчетах с поставщиками для выделения из общей стоимости полученных товаров, принятых работ/услуг суммы НДС к возмещению.

Строка 1520 бухгалтерского баланса - Кредиторская задолженность По этой строке формы отражают сумму кредиторской задолженности компании, которая сформировалась по состоянию на 31 декабря 2015 года. При этом в строку 1520 вписывают долги, срок погашения которых равен или меньше 12 месяцев.
Если срок погашения задолженности превышает 12 месяцев, то ее сумму указывают в составе долгосрочных обязательств по строке 1450 «Прочие обязательства».

По этой статье расходов отражают задолженность по всем видам платежей в бюджет (НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество, налогу на доходы физических лиц и т. д.).

По каждому налогу, который надо уплатить в бюджет, к счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» откройте отдельный субсчет. Начисление сумм налогов отразите по кредиту субсчетов счета 68, а уплату налогов в бюджет или уменьшение этой обязанности по иному основанию – по дебету соответствующих субсчетов.

Для отражения задолженности по налогам и сборам в балансе используйте кредитовое сальдо по счету 68, не погашенное по состоянию на отчетную дату.

Как начислить налог на прибыль

Отражение налога на прибыль в бухгалтерском учете происходит в два этапа. Сначала бухгалтер должен начислить «налог на бухгалтерскую прибыль», а затем скорректировать его так, чтобы получилась сумма налога, отраженная в налоговой декларации.

«Налог на бухгалтерскую прибыль (убыток)» называют условным расходом (доходом) по налогу на прибыль. Его рассчитывают по формуле.

Формула расчета условного расхода (дохода) по налогу на прибыль

По итогам отчетного периода бухгалтеру надо сделать проводку:

Дебет 99, субсчет «Условный расход (доход) по налогу на прибыль»   Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
- начислен условный расход по налогу на прибыль

Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»   Кредит 99, субсчет «Условный расход (доход) по налогу на прибыль»
- начислен условный доход по налогу на прибыль.

В ПБУ 18/02 налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет, именуется «текущий налог на прибыль». Он отражается в налоговой декларации по налогу на прибыль. Связь между текущим налогом на прибыль и условным расходом (доходом) по налогу на прибыль отражает формула.

Формула расчета текущего налога на прибыль

Если при этом текущий налог на прибыль получится отрицательным, то он принимается равным нулю.

ПРИМЕР 1. КАК НАЧИСЛИТЬ НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Бухгалтерская прибыль АО «Актив» за IV квартал отчетного года составила 1 000 000 руб.

В течение квартала произошло следующее:

Представительские расходы превысили допустимый норматив на 4000 руб.;

Амортизационные отчисления в бухгалтерском учете составили 7000 руб., из которых только 4000 руб. учитывают в целях налогообложения;

Начислены, но не получены дивиденды от долевого участия в иностранной компании – 8000 руб.

Как образуются разницы, показано в таблице:

Напомним: дивиденды, полученные от иностранных организаций, облагают налогом на прибыль по ставке 0 или 13% (п. 3 ст. 284 НК РФ). Дивиденды признаются в составе внереализационных доходов на дату поступления денежных средств на расчетный счет организации. Будем считать, что к дивидендам применяется ставка 13%, а все остальные доходы «Актива» облагаются налогом по ставке 20%.

Бухгалтер «Актива» сделает такие проводки:

Дебет 99, субсчет «Условный расход (доход) по налогу на прибыль»   Кредит 68
- 199 440 руб. ((1 000 000 руб. – 8000 руб.) × 20% + + 8000 руб. × 13%) – начислен условный расход по налогу на прибыль;

Дебет 99, субсчет «Постоянное налоговое обязательство»   Кредит 68
- 800 руб. (4000 руб. × 20%) – отражено постоянное налоговое обязательство (условный расход по налогу на прибыль доначислен);

Дебет 09   Кредит 68
- 600 руб. (3000 руб. × 20%) – отражен отложенный налоговый актив (условный расход по налогу на прибыль доначислен);

Дебет 68   Кредит 77
- 1040 руб. (8000 руб. × 13%) – отражено отложенное налоговое обязательство (условный расход по налогу на прибыль списан).

В итоге текущий налог на прибыль составит 200 тыс. руб. (199 800 = 199 440 + 800 + 600 – 1040).

Если ваша фирма не применяет ПБУ 18/02 (что должно быть отражено в ее учетной политике), то начисление налога производится на основе налоговой декларации по налогу на прибыль. При этом величина текущего налога на прибыль соответствует сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в декларации.

ПРИМЕР 2. КАК ОТРАЗИТЬ НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ НА ОСНОВЕ ДЕКЛАРАЦИИ

В налоговом учете АО «Пассив» за 9 месяцев отчетного года отражен убыток, но по итогам года сформировалась прибыль в сумме 25 700 руб. Величина исчисленного налога отражена в налоговой декларации. Бухгалтер «Пассива» 31 декабря произвел запись:

Дебет 99   Кредит 68
- 5140 руб. (25 700 руб. × 20%) – отражен налог на прибыль на основе налоговой декларации.

Перечисляя налог в бюджет, сделайте проводку:

Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»   Кредит 51
- уплачена в бюджет сумма налога на прибыль.

Операция начисления условного расхода (дохода) по налогу на прибыль в налоговом учете не отражается.

Читайте также «Для каких компаний снизят налог на прибыль»

Как начислить НДС

НДС к уплате в бюджет начисляют при совершении отдельных хозяйственных операций. Моментом начисления является наиболее ранняя из двух дат:

  • день, когда отгружены или переданы товары (работы, услуги, имущественные права) покупателю;
  • день поступления оплаты (в том числе частичной) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Фирма может не отгружать товар, а передать право собственности на него покупателю. Такую передачу, по Налоговому кодексу, приравнивают к отгрузке. Таким образом, после отгрузки товара или передачи права собственности на него вы должны начислить налог.

Для начисления налога примените проводки:

Дебет 90-3   Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
- начислен НДС, причитающийся к получению от покупателей за проданные им товары (готовую продукцию, полуфабрикаты собственного производства, выполненные работы, оказанные услуги);


- начислен НДС, причитающийся к получению от покупателей за проданные им основные средства, нематериальные активы, материалы, другое имущество, продажа которого не явля­ется для организации обычным видом деятельности;

Дебет 91-2   Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
- начислен НДС, причитающийся к получению от заказчиков за оказанные услуги, реализация которых не является для организации обычным видом деятельности (например, однократная сдача в аренду основных средств);

Дебет 91-2   Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
- начислен НДС при передаче имущественных прав;

Дебет 19   Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
- начислен НДС при строительстве хозспособом, при импорте товаров, при восстановлении НДС в момент передачи имущества в уставный капитал другой фирмы;

Дебет 76   Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
- начислен НДС при получении аванса (предоплаты) от покупателя или заказчика;

Дебет 60 (76)   Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
- удержан налоговым агентом НДС из доходов продавца.

Читайте также «НДС с 2018 года»

Как начислить прочие налоги и сборы

Акцизы, как и НДС, начисляют по дебету счета 90 «Продажи»:

Дебет 90-4   Кредит 68, субсчет «Расчеты по акцизам»
- начислен акциз.

Ряд налогов начисляют по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы». К этим налогам относятся:

а) налог на имущество:

Дебет 91-2   Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на имущество»
- начислен налог на имущество;

б) госпошлина за участие в судебных разбирательствах, регистрационные или нотариальные действия:

Дебет 91-2   Кредит 68, субсчет «Расчеты по госпошлине»
- начислена госпошлина;

в) транспортный налог:

Дебет 91   Кредит 68, субсчет «Расчеты по транспортному налогу»
- начислен транспортный налог;

г) земельный налог:

Дебет 91   Кредит 68, субсчет «Расчеты по земельному налогу»
- начислен земельный налог.

Выбор в пользу счета 91 объясняется тем, что вышеперечисленные налоги начисляются вне зависимости от ведения обычной деятельности.

Суммы торгового сбора, уплаченные (подлежащие уплате) организацией, формируют ее расходы по обычным видам деятельности, к которым, в частности, относятся расходы, связанные с продажей товаров (письмо Минфина России от 24 июля 2015 г. № 07-01-06/42799):

Дебет 44   Кредит 68, субсчет «Расчеты по торговому сбору»
- начислен торговый сбор.

«Ресурсные» налоги и сборы начисляют по дебету счетов учета затрат на производство:

а) налог на добычу полезных ископаемых:

Дебет 20 (23, 25, 29)   Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на добычу полезных ископаемых»
- начислен налог на добычу полезных ископаемых;

б) сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов:

Дебет 20 (23, 25, 29)   Кредит 68, субсчет «Расчеты по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов»
- начислен сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Есть налоги, которые относятся на финансовые результаты фирмы. Такие налоги начисляют в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки»:

Дебет 99   Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на игорный бизнес»
- начислен налог на игорный бизнес;

Дебет 99   Кредит 68, субсчет «Единый налог на вмененный доход»
-начислен налог по деятельности, облагаемой ЕНВД.

Обратите внимание

Платежи за загрязнение окружающей среды, таможенные пошлины к налогам и сборам не относятся.

Новое на сайте

>

Самое популярное