Домой Сбербанк Какие сведения передаются банками в налоговую. Какую информацию о клиентах банки передают государственным органам

Какие сведения передаются банками в налоговую. Какую информацию о клиентах банки передают государственным органам

В интернете новости распространяются очень быстро, поэтому сейчас россияне бурно обсуждают просочившуюся в сеть информацию о новом законопроекте, принятом в июне. Согласно информационным статьям из интернета, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации поправки обязывают банковские структуры передавать в налоговую службу информацию о переводах и передвижении денежных средств физических лиц. При этом банкам нужно вложиться в трехдневный срок.

Из этого следует, что каждый россиянин теперь обязан предоставлять отчет обо всех денежных поступлениях и расходах, например, у кого занял ту или иную сумму или кому одолжил деньги. Конечно, это все слух, в котором нужно разобраться, чтобы определить, что же это законопроект, что из сказанного правда, а что ложь.

Стоит сразу же сказать о том, что налоговая служба и так в курсе того, когда, откуда и куда на вам лицевой счет поступают деньги, вплоть до такой подробной информации, как дата, время, сумма. Ведь банковские организации уже на протяжении нескольких лет предоставляют налоговикам данную информацию.

Денежные переводы от родителей своим детям, финансовые транзакции внутри семьи на общие либо свои счета – все это не является каким-то подозрительным доходом. Поэтому о них предоставлять отчет в налоговую не нужно, соответственно, налоги платить тоже не придется. Если же человек получает доход от какой-то работы и средства поступают на банковский счет, то гражданин на доверительной основе должен самостоятельно предоставить эту информацию в налоговую и уплатить налог.

Если на счет поступил обычный перевод, то и отчитываться за него не нужно. Если же у налоговиков возникли подозрения насчет определенных транзакций, а сам человек, получающий крупные или частые переводы уклоняется от уплаты налогов, то орган имеет право проверить легальность поступивших средств. Таким образом, начинается проверка, в ходе которой сотрудник налоговой службы может поинтересоваться у банка насчет того или иного перевода. Банк, в свою очередь, отказать налоговой не имеет права.

Что может вызвать подозрения у налоговой службы? Для наглядности стоит рассмотреть несколько жизненных примеров.

  • Например, нетрудоустроенный гражданин, не имеющий какого-либо дохода, покупает недвижимость либо машину.
  • Или на счет физического лица поступила крупная денежная сумма от подозрительной организации. При этом компания предоставила отчет налоговой, где фигурирует и этот перевод, но физическое лицо утаило факт дохода и не заплатило налог.
  • Человек отправил большую сумму денег на счет другого гражданина, и в ходе проверки выяснилось, что это была оплата указанной услуги или товара.
Все эти ситуации не грозят блокировкой банковских счетов. Несмотря на это, обычные банковские организации тщательно стараются выполнять рекомендации Центрального банка, препятствующие отмыванию денежных средств.

Какую ответственность можно понести?

Прежде чем разбираться с ответственностью за сокрытие доходов, следует разобраться с тем, кому же стоит беспокоиться о возможных последствиях? В первую очередь подобные проверки могут коснуться самозанятых граждан – фрилансеров и людей, сдающих нелегально жилье в аренду. Также попасть под подозрение налоговиков могут предприниматели, не имеющие на руках договор ИП, а также бизнесмены, оплата услуг которым поступает на карточку физического лица.

Если Налоговая инспекция выявит факт уклонения от оплаты налогов и докажет его, то сможет начислить такому гражданину +13% НДФЛ. Помимо этого, уклоняющемуся лицу придется оплатить штраф в размере 20% от суммы неоплаченного налога.

Отдельного внимания заслуживает сдача недвижимости. Доказать факт аренды и получения денег от квартиросъемщиков – элементарное для налоговиков дело, ведь при проверке во внимание берутся не только данные, полученные от арендаторов. Конечно, они могут утверждать, что не жили в этой квартире, доме, а деньги перечисляли на карту как помощь товарищу. Но нельзя забывать о соседях, которые быстро раскроют всю подноготную правоохранительным органам. Кто жил в квартире, насколько долго и т.д.

В заключение стоит добавить, что переживать о передаче информации по каждому переводу не стоит. Банки не будут этого делать без предварительного прошения со стороны налоговой службы.

Какими суммами можно оперировать на банковских счетах без налоговых проверок? Из различных источников слышал про сумму в 600 000 рублей. Но нигде не нашел информации о временных рамках. Это в день, месяц или на разовый перевод средств?

Что об этом говорят другие

Вы можете класть на свой счет любые суммы, при этом в налоговую сообщать никто не будет. Данные могут отправить в финансовый мониторинг, который в свою очередь может заинтересоваться происхождением средств(не обязательно).

А в налоговую банк сообщает, когда вы получаете деньги от кого-либо на свой счет. Так как это может являться вашим доходом.
И тут нет каких-то ограничений по суммам, но обычно налоговикам неинтересно заниматься мелкими переводами. В общем все на усмотрение налоговиков. Если не хотите проверок, не увлекайтесь переводами средств через банк.

Интересно, а каким образом тогда можно переводить средства? Возить по миллиону рублей наличными из одного уголка страны в другой? Уж лучше банки. Тем более, что действительно есть некоторый порог, ниже которого просто ваши деньги никому не интересны. Насколько я знаю, это 600000 рублей в день или по 150-200 тыс. за раз.

Насколько я знаю, налоговая не проверяет вообще вас, пока не поступит от соответствующих органов запроса или информации о том, что у вас есть незаконные деньги, с которых вы не заплатили налог. Но каким образом это происходит на самом деле, я затрудняюсь сказать.

Chris, по-моему 600 000 рублей вмесяц, а не в день. У моего знакомого как-то заблокировали счет в Сбербанке за переводы крупных сумм. Не знаю, чем там закончилось.

Это разве что подобные сумму с заграницы выводить дробно с помощью ЭПС, а уже здесь по открывать депозиты в разных банках. Тогда получится не светиться на глазах у налоговой.

Александра А.

Даже 1000$ в месяц будет достаточно, чтобы вы смогли привлечь внимание соответствующих органов. Да, пока средства находятся на балансе аккаунта в платежной системе, беспокоиться не о чем, но когда вы постоянно переводите большие суммы на банковскую карту, это будет выглядеть подозрительно. Проблема решается с помощью интернет-магазинов и частных менял. В первом случае — можно совершить крупную покупку электронной валютой, а во втором — обменять «кибер деньги» на привычные бумажки в обход банковской системы.

А вообще, если хорошо зарабатываете, лучше легализуйтесь. Проблем меньше и совесть чище.

Я по началу тоже думал, что замечать будут и обходил вывод электронных валют на карту и пользовался услугами менял, я им переводил на электронный кошелек, они мне наличку. Так вот решил, что все это бред, просто суммы по 1000р не считаю той суммой, которая привлечет налоговую. В Украние вроде суммы от 50000грн привлекают внимание. Могу и ошибаться.

Зря. На сегодняшний день, если не хотите платить налоги с доходов полученных в электронной валюте, существует только один способ — не выводить их через банк, поскольку в таком случае они уже становятся реальными налогооблагаемыми деньгами.

Ну тут уже я думаю играет роль то, какие суммы выводить. Я вот вывожу в месяц максимум 2000 грн, а в основном 500-800грн и нечего страшного пока не случилось, конечно есть вариант выводить сразу в наличке в диллеров, та же обменка выводит в нал.

Вообще на сколько мне известно вся информация по вашим счетам должна быть конфиденциальна и банк не имеет право давать справки в налоговую службу. Это я сейчас говорю о законах Казахстана, на счет того что обязаны предоставлять банки России я не знаю, но в любом случае должны быть на стороне клиента.

У меня на карточке есть оговоренная сумма на счету, а вот на вкладе сбербанка нет ограничений. разве налоговая просто так будет проверять, я думаю, только в особых случаях такое возможно. То есть должен быть претендент.

Согласен, однако тенденция идет к тому, что скоро все безналичные расчеты будут под колпаком государства и у нас будет как на Западе — ни один рубль или гривна не проскочет мимо всевидящего ока государевого. Поэтому расслабляться я думаю не стоит.

При обмене денег слышал от банковских работников, что при обменене до 600К рублей информация никуда не передается. Что касается общих поступлений, была информация 3 года назад, что суммы до 300К в год никого не интересуют точно, а выше — как повезет.

Недавно с другом который в банке работает общались на эту тему, он сказал, что даже если у вас будет около 100 тысяч гривен, то налоговая вряд ли будет вас трогать, даже если вы не работаете нигде и якобы у вас таких денег быть не может. Но если например у вас регулярно появляются суммы и исчезают резко, то тогда уже сам банк будет заинтересован. Говорит, была ситуация, что у одного клиента на карте каждый месяц в одно и то же число появлялось 25 тысяч гривен и потом исчезали со счета, хотя карта зарплатная и зарплата была около 5 тысяч. Вот короче сам банк его проверял и передал уже в налоговую кажись.

Скорее всего отмывание денег. В налоговой есть такое понятие как дополнительное благо (я говорю об Украине). Банки присылают выписки физических лиц которые получали наследство, договоры дарения, проценты по акциям и прочие блага. А налоговая уже затем проводит работу с такими лицами на предмет уплаты налогов с полученного дохода.

Банки передают информацию о всех поступлениях клиентов, особенно из-за границы. Я не знаю точно минимальных сумм, но сумма в 3 тысячи долларов для них уже вполне достаточна, даже если это результат творческой деятельности, то есть даже и не бизнеса.

Хотя с другой стороны термин банковская тайна никто пока не отменял и если говорить о расчетных счетах юридических лиц и ИП, то налоговая может получить информацию с банка об оборотах на таком счета только по решению суда. Как то запутано все в банковской сфере.

Видимо, все зависит от страны, в которой получение этой информации происход. В одних странах для этого нужно решение суда, в других — простого запроса из налоговой, а в третьих вообще банки сообщают нлоговым органам о движении средств на счетах своих клиентов.

У граждан, имеющих дело с денежными переводами или электронными валютами, часто возникают вопросы:

1) Каков риск попадания в поле зрения налоговых органов?

2) Какое назначение должно быть у перевода, чтобы ни у банка, ни у налоговой не возникало вопросов?

3) Есть ли какие-то лимиты сумм на переводы, придерживаясь которых, можно не опасаться внимания налоговой?

4) В каких случаях вывод электронных денег подпадает под контролируемую операцию?

Основной критерий риска попадания в поле зрения налоговых органов для физического лица – несоответствие его расходов официально задекларированным доходам. Естественно, это касается покупок, требующих государственной регистрации: автотранспорт, недвижимость и т.п. Покупки, при которых не требуется предъявления документов отследить невозможно.

В данной конкретной ситуации (операции по банковским счетам) следует исходить из того, что рядом законов (например, Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма") банкам навязаны несвойственные им функции, граничащие с нарушением банковской тайны: в частности обязанность информировать органы финансового мониторинга о ряде сделок. При этом надо помнить, что адвокаты, нотариусы, другие лица, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги, также входят в круг обязанных информировать органы Росфинмониторинга о такого рода сделках, о которых им становится известно в ходе их профессиональной деятельности. В зависимости от квалификации органом финмониторинга той или иной операции с денежными средствами информация о ней может поступить и в налоговые органы. Таким образом, следует избегать оформления финансовых операций, информация о которых в обязательном порядке будет сообщена банком в органы финмониторинга.

Перечень операций, подлежащих обязательному контролю

Операции на сумму 600 000 рублей (или эквивалента иностранной валюты), в том числе и однотипные операции на меньшие суммы по одному основанию (суммирование этих операций не должно превысить 600 000 рублей);

Рассмотрим подробнее, в каких случаях банковские и валютные операции подпадают под обязательный контроль:

Операции, конечной целью которых является получение физическими лицами со своих счетов крупных сумм наличных денежных средств в рублях либо в иностранной валюте при условии поступления этих средств от юридических лиц. При этом основания для переводов в пользу физических лиц от одного или нескольких юридических лиц могут быть различными, в том числе: оплата по контракту, договору, соглашению, выплата вознаграждения за выполненные работы, оказанные услуги, переданные результаты интеллектуальной деятельности, перечисление бонусов, получение и возврат займов, операции с векселями т.п.;

Операции, при которых поступление средств на счет и получение наличных со счета осуществляется в один операционный день;

Наличие в повторяющихся однотипных сделках одних и тех же участников, совпадающие адреса места нахождения организаций, осуществляющих такие операции;

Значительные объемы наличных денежных средств, регулярно получаемых физическими лицами со своих счетов (вкладов) в одном внутреннем подразделении кредитной организации (филиала);

Закрытие счетов (вкладов) по получению наличных денежных средств со счета (вклада);

Закрытие счетов (вкладов) после проведения определенного цикла таких операций, либо резкое прекращение операций по данным счетам (вкладам) после них.

Примеры банковских и валютных операций, подлежащих обязательному контролю

Внутренними инструкциям ЦБ РФ разработаны типичные примеры совершения операций, подлежащих обязательному контролю:

1. Физическое лицо обратилось в банк по вопросу покупки наличной иностранной валюты на сумму 21000 долл. США за наличные рубли. При объявленном на дату проведения операции курсе Банка России 28.73 руб. за 1 долл. США, рублевый эквивалент составит 603330 руб., и, следовательно, операция подлежит обязательному контролю по коду.

2. Физическое лицо обратилось в банк по вопросу покупки наличной иностранной валюты 21000 долл. США за рубли в безналичной форме. При объявленном на дату проведения операции курсе Банка России 28.73 руб. за 1 долл. США, рублевый эквивалент составит 603330 руб., и, следовательно, операция подлежит обязательному контролю.

3. Физическое лицо обратилось в банк по вопросу снятия со счета в долларах открытого в банке наличных 19000 ЕВРО. При объявленном на дату проведения операции курсе Банка России 35.40 руб. за 1 ЕВРО, рублевый эквивалент покупаемых ЕВРО составит 672600 руб., и, следовательно, операция подлежит обязательному контролю.

4. Физическое лицо обратилось в банк по вопросу покупки дорожных чеков, номинированных в иностранной валюте, на сумму 21000 долл. США за рубли или иностранную валюту в наличной форме. При объявленном на дату проведения операции курсе Банка России 28.73 руб. за 1 долл. США, рублевый эквивалент составит 603330 руб., и, следовательно, операция подлежит обязательному контролю.

5. Физическое лицо обратилось в банк по вопросу покупки дорожных чеков, номинированных в иностранной валюте, на сумму 21000 долл. США за безналичные рубли. При объявленном на дату проведения операции курсе Банка России 28.73 руб. за 1 долл. США, рублевый эквивалент составит 603330 руб., и, следовательно, операция подлежит обязательному контролю.

6. Продажа наличной иностранной валюты физическим лицом.

Операция подлежит обязательному контролю, если сумма продаваемой физическим лицом иностранной валюты при пересчете по курсу Банка России равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру операция представляет собой:

Продажу физическим лицом наличной иностранной валюты за наличные рубли;

Продажу физическим лицом наличной иностранной валюты за рубли в безналичной форме;

Продажу физическим лицом дорожных чеков, номинированных в иностранной валюте, за наличные рубли или наличную иностранную валюту;

Продажу физическим лицом поврежденных денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств) за наличные или безналичные рубли;

Продажу физическим лицом поврежденных денежных знаков одного иностранного государства (группы иностранных государств) за неповрежденные денежные знаки другого иностранного государства (группы государств).

7. Приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет.

К операциям, подлежащим обязательному контролю относятся операции на сумму, равную или превышающую 600000 рублей, либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышающей ее, и представляющие по своему характеру:

Продажу физическому лицу за наличный расчет:

Облигаций,

Векселей,

Сберегательных сертификатов,

Иных ценных бумаг, отнесенных к таковым в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства.

К операциям, подлежащим обязательному контролю относятся операции на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей, либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышающей ее, рассчитанной по курсу Банка России на дату проведения операции, и представляющие по своему характеру:

Обмен банкнот крупного достоинства на банкноты мелкого достоинства или наоборот – банкнот мелкого достоинства на банкноты крупного достоинства – в одной и той же валюте;

Замену неплатежных денежных знаков иностранного государства на платежные денежные знаки того же иностранного государства.

Дополнительные основания для контроля денежных переводов, в том числе – операций вывода электронных денег

По каким ещё основаниям банк может сообщить о финансовых операциях клиента в органы финмониторинга?

Немотивированный отказ в предоставлении клиентом сведений, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, но запрашиваемых в соответствии со сложившейся банковской практикой, а также излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции;

Пренебрежение клиентом более выгодными условиями оказания услуг (тариф комиссионного вознаграждения, ставки по срочным вкладам (депозитам) и вкладам (депозитам) до востребования и т.д.), а также предложение клиентом необычно высокой комиссии или комиссии, заведомо отличающейся от обычно взимаемой комиссии при оказании такого рода услуг;

Операции клиента не имеют явного экономического смысла, не соответствуют характеру деятельности клиента и не имеют целью управление ликвидностью или страхование рисков;

Наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом, или от обычной рыночной практики;

Необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент;

Зачисление на счет клиента по одному основанию от одного или нескольких контрагентов сумм денежных средств, не превышающих по отдельности сумму, эквивалентную 600 000 рублей, но в результате сложения (если бы денежные средства были зачислены на основании одного платежного документа) превышающих указанную сумму (при условии, что деятельность клиента не связана с обслуживанием населения, сбором обязательных или добровольных платежей) с последующим переводом денежных средств на счет клиента, открытый в другой кредитной организации, или использованием денежных средств на покупку иностранной валюты, ценных бумаг и других высоколиквидных активов;

Дробление сумм денежных средств, перечисляемых клиентом одному или нескольким контрагентам по одному основанию, в течение небольшого периода времени, при условии, что результат сложения перечисленных денежных средств (если бы они были перечислены на основании одного платежного документа) превышает сумму, эквивалентную 600 000 рублей;

Невозможность установления контрагентов клиента;

Открытие в течение небольшого периода времени на имя одного клиента нескольких срочных депозитных счетов на сумму, не превышающую сумму, эквивалентную 600 000 рублей (кроме случаев, когда известно, что клиент, исходя из характера его деятельности, регулярно в течение определенного срока получает подобные суммы денежных средств), с последующим зачислением сумм по истечении срока вкладов (депозитов) на один счет и(или) последующим переводом в другую кредитную организацию;

Зачисление на счет клиента значительного количества платежей от физических лиц на сумму, не превышающую сумму, эквивалентную 600 000 рублей, в том числе через кассу кредитной организации, если деятельность клиента не связана с оказанием услуг населению, сбором обязательных или добровольных платежей;

Перевод денежных средств со счета клиента на его счет в другой кредитной организации без видимого основания (например, без закрытия счета, не в целях погашения кредита, полученного от другой кредитной организации, равные или более низкие ставки по вкладам или равные либо худшие условия обслуживания в другой кредитной организации) с назначением платежа “перевод собственных средств";

Нерегулярное или однократное использование клиентом счета для получения денежных средств с последующим их снятием в наличной форме на сумму меньше суммы, эквивалентной 600 000 рублей, с последующим закрытием счета либо прекращением по нему операций.

Регулярное снятие держателем кредитной или дебетной карты наличных денежных средств через кассу кредитной организации или через банкомат на сумму меньше суммы, эквивалентной 600 000 рублей (на основании данных по операциям с пластиковыми картами, регулярно направляемых (или доступных через удаленный терминал) через организацию, осуществляющую процессинг пластиковых карт на основании лицензии VISA International или Europay International). Исключение составляет снятие денежных средств, поступивших на счет работника от работодателя и представляющих выплату работодателем своим работникам любых форм материального вознаграждения.

Выводы

Таким образом, нами приведен полный перечень оснований, по которым физическое лицо может попасть в поле зрения финмониторинга и, как следствие, налоговых органов. Лимит однотипных операций (независимо от суммы каждой отдельной операции) – 600 000 рублей (или эквивалент в валюте). Сроков, в течение которых может быть превышен этот лимит, Закон не устанавливает . Назначение платежа – любое, не входящее в перечень. Выбор банка – не имеет значения.

Разумно обзавестись счетами в ряде кредитных организаций с тем, чтобы по каждому из них проводилось минимальное количество однотипных операций. Полезным также является открытие «пластикового» счета за рубежом. Пользоваться «зарубежной» картой можно и в России. Назначение платежа – любое, не входящее в перечень (например – «на лечение», «на оплату обучения», иногда допустимо (если перевод от физического лица) «возврат долга» и т.п.)

Однако доля риска всё равно остается. Самым разумным является легализация своей деятельности . Например, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя на упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы» (налог равен 6% от выручки).

Рекомендуем также почитать http://www.dostatok.ru/inv_tools/bank/bank4.html (статья хоть и «старая», но хорошо ориентирует в этом вопросе).

Бухгалтерская компания «Такскон»

Остались вопросы по контролю денежных переводов?.

C 1 июля в России фактически перестанет существовать понятие банковская тайна – в том значении, в котором мы привыкли, а именно как сохранение банком сведений об операциях, счетах и вкладах своих клиентов. С этого дня банки будут автоматически направлять в налоговые органы информацию об открытии и закрытии каждого счета или вклада физическим лицом. Кроме того, по запросу налоговиков, без санкции суда, банки будут обязаны предоставить выписку со счета или данные о движении средств в налоговые органы по месту регистрации клиента..

Постепенное ужесточение законодательства подвело банковскую сферу к новой эре, в которой понятие банковской тайны в том её значении, что мы привыкли – как сохранение банком сведений об операциях, счетах и вкладах своих клиентов, - существовать больше не будет. Сначала российские банки обязали сообщать в налоговую информацию об открытии и закрытии счетов юридических лиц – эта норма законодательства уже действует. А с 1 июля банки будут обязаны сообщать в налоговые органы информацию об открытии и закрытии счетов (в том числе вкладов) физическими лицами и их реквизиты.

Более того, банки будут обязаны по запросу выдавать налоговым органам справки о совершенных по этим счетам операциям. Как пояснили сайт в пресс-центре Уральского банка Сбербанка, запросить эту информацию налоговая служба имеет право при проведении мероприятий налогового контроля и для вынесения решения о взыскании налога, а банк обязан ответить в течение трех дней с момента поступления мотивированного запроса. Консультант по налогам и сборам Елена Пришвицина уточнила, что такие справки и выписки налоговые органы смогут получать на основании письменного запроса за подписью руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (его заместителей) ФНС России без обращения в суд. В пресс-службе ВТБ24 в УрФО добавили, что информация будет направляться по месту постановки гражданина на налоговый учет.

Раньше налоговые органы могли делать запросы в банки, но не всегда это было успешно, поскольку для получения необходимой информации надо было каким-то образом выяснить, в каком банке интересующее их лицо может держать счет. Теперь искать счета по банкам налоговикам не придётся. Кредитные структуры будут сами предоставлять им такие сведения. После этого по запросу налоговая сможет получить выписки о движении средств по счету любого из их клиентов.

Банки пока по-разному оценивают подготовку к исполнению революционных поправок. В Сбербанке отмечают, что Центральный банк России и ФНС на сегодняшний день не определили порядок, формы и форматы направления сведений в налоговый орган. Поэтому нет возможности в полной мере подготовить программы к передаче информации. О нехватке конкретики в вопросе реализации новой нормы говорят и в Уральском банке реконструкции и развития (УБРиР). «Это нововведение затрагивает розничный бизнес, отличительной чертой которого является большое количество счетов. Форматы передаваемых сведений будут установлены 1 июля 2014, до 1 января 2015 будет действовать временный порядок. Такая ситуация увеличивает трудозатраты банка на реализацию предоставления необходимых данных», - комментирует начальник управления пассивных операций УБРиР Ольга Аксенова. В ВТБ24 трудностей не ожидают, так как информация о физических лицах будет передаваться в электронной форме, по тем же каналам, по которым сейчас передаются данные о юридических лицах. «Поэтому, несмотря на большой объем информации, проблем не должно возникнуть», - резюмируют в кредитных структурах.

Один из самых важных и интересных аспектов – последствия изменений для клиентов - физических лиц. «Становится опасно получать на свои счета денежные средства, источник выплаты которых вы подтвердить не можете. Если вы не легализуете свои доходы самостоятельно (с подачей налоговой декларации), то как налогоплательщики будете нести налоговую ответственность, которая выражается в виде наложения штрафов», - предупреждает Елена Пришвицина. Эксперт предупреждает тех, кто ведет незаконную предпринимательскую деятельность без регистрации (за это, кстати, предусмотрена и административная, и уголовная ответственность).

«Учитывая большой объем информации, можно предположить, что налоговые органы будут запрашивать сведения в таких случаях, как, например, получение имущественного вычета по НДФЛ, неуплата налогов в крупных суммах, подозрение на участие физлица в схеме, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды, и т.п.», - добавляют в Сбербанке.

Эксперты рассуждают о том, что могут столкнуться с неприятными последствиями те, кто получает «серые» доходы, или работники, участвующие в «серых» схемах, даже если они инициированы работодателем и реализуются с помощью зарплатных карт. Также легко можно будет проследить счета и доходы тех, кто уходит не только от уплаты налогов, но и алиментов.

«Отказ от банковской тайны - процесс глобальный, но в России движение в этом направлении происходит более активно», - считает независимый аналитик Константин Селянин. То, что с 1 июля банки будут сообщать в налоговую данные о счетах физических лиц, понравится не всем. И некоторые клиенты, на уровне среднего бизнеса, вероятно, будут уходить в другие юрисдикции. Так что возможен отток капитала, хотя вряд ли он будет сильным.

Понятие банковской тайны не исчезает из законодательства, но сейчас оно имеет новое толкование, уточняет Елена Пришвицина. Режим банковской тайны будет работать только для капиталов, полученных из законных источников, которые не являются производными от преступных доходов, находятся во владении и под контролем фактического собственника (в законодательстве – «бенефициарного владельца»). «Согласно новому законодательству, институт банковской тайны теперь не должен являться способом злоупотребления правом и препятствием для надлежащего осуществления органами государственной власти своих обычных функций, например по сбору налогов», - говорит эксперт.

В происходящем изменении норм некоторые участники рынка видят стремление государства держать под контролем все процессы, происходящие в стране. И ограничение независимых действий населения в части выхода на уличные акции, и постепенная ликвидация банковской тайны – звенья одной цепи, считают они. Чтобы ликвидировать серые финансовые схемы в бизнесе, надо бороться не с их последствиями, а с причинами – улучшать бизнес-климат, упрощать налоговые правила и снижать налоговую нагрузку на малый и средний бизнес, отмечает Константин Селянин.

дата публикации: 04.04.2014 года

Никуда, никуда нельзя укрыться нам,

Но откладывать жизнь никак нельзя…

(Наум Миронович Олев,

слова из песни «Непогода»)

Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ», уже прославившийся тем, что вводит для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и ЕНВД, обязанность уплачивать налог на имущество в отношении недвижимости, изменяет и порядок сообщения об открытии и закрытии счета клиентами банков – юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, нотариусами и адвокатами.

Со 02 мая 2014 года закон № 52-ФЗ признает утратившими силу подпункты 1 и 1.1 пункта 2 и пункт 3 статьи 23 Налогового кодекса РФ. Таким образом, начиная со 2-го мая 2014 года организации, ИП, нотариусы и адвокаты не обязаны сообщать в налоговый орган об открытии или о закрытии банковских счетов , а также не обязаны сообщать о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.

Обязанность самих банков сообщать в налоговые органы об открытии и закрытии счетов клиентов не только сохраняется, но и многократно расширяется . В настоящее время банки сообщают в налоговые органы только информацию об открытии корпоративными клиентами и индивидуальными предпринимателями счетов на основании договора банковского счета. О счетах по вкладам и о счетах физических лиц банки не сообщают. Однако с 01 июля 2014 года вступят в силу нормы федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ, вносящие изменения в статью 86 Налогового кодекса РФ, согласно которым банки будут сообщать в налоговые органы обо всех банковских счетах и счетах по вкладам (депозитам) всех юридических лиц, ИП и физических лиц!

Банки обязаны будут сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии банковского счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа. Информация будет сообщаться в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.

Таким образом, с 02 мая 2014 года корпоративные клиенты банков освобождаются от обязанности сообщать в налоговую инспекцию об открытии банковских счетов, но с 01 июля 2014 года банки начнут сообщать в налоговую инспекцию об открытии не только банковских счетов, но и счетов по депозитам, причем как в отношении корпоративных клиентов, так и в отношении физических лиц . Обязанность банков сообщить данные об уже открытых текущих и вкладных счетах (а это десятки миллионов счетов) законом прямо не предусмотрена, но безумные потоки информации от банков в налоговые органы обеспечены в любом случае (с учетом пролонгации депозитов, открытия зарплатных карточных счетов, выпуска сберегательных и депозитных сертификатов и пр.).

С учетом того, что в общем количестве открытых счетов счета корпоративным клиентам занимают всего 1%, работа банков увеличится всего в … 100 раз.

Касательно сообщений банками в налоговую инспекцию об остатках на счетах. Банки обязаны будут выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств при получении мотивированного запроса налогового органа в следующих случаях:

Справки по юрлицам и ИП могут быть запрошены налоговыми органами при проведении налоговых проверок таких лиц либо истребования у этих лиц документов в соответствии со статьей 93.1 НК РФ, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств;

Справки о физических лицах могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ;

Справки в отношении юрлиц, ИП и физлиц могут быть запрошены налоговыми органами в банке на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Ссылки по теме:
  • Тест для банковских работников « »

При цитировании, перепечатке и использовании материалов

с сайта Банковской бизнес-школы ПрофБанкинг

Новое на сайте

>

Самое популярное