Домой Сбербанк Каковы экономические функции государства. Экономическая функция государства

Каковы экономические функции государства. Экономическая функция государства


Роль государства в рыночной экономике проявляется через различные виды деятельности, важнейшие из которых: создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизация экономики, социально ориентированное распределение ресурсов, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий гражданам страны. Решение вопроса о сфере деятельности государства и степени его вмешательства в экономику должно отвечать интересам большинства граждан.
Экономические функции современного государства многообразны и сложны. Можно выделить следующие основополагающие группы экономических функций, выполняемых государством:
1)поддержка функционирования рыночной системы путем обес-печения законодательной основы и создания конкурентной среды;
2)перераспределение дохода и богатства, корректировка распределения ресурсов;
3)ограничение действия некоторых элементов рыночного механизма для обеспечения достижения таких целей, как целостность и обороноспособность страны, функционирование инфраструктуры, необходимый уровень социальной защиты граждан, защита окружающей среды и т. д.;
4)достижение и сохранение национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике.
Каждая из данных групп может быть разбита на ряд более узких функций.
Экономические функции государства и в еще большей степени механизмы их осуществления являются предметом дискуссий между экономистами различных направлений и школ. Рассмотрим наиболее бесспорные из них.
1.Формирование и поддержка правовой основы функционирования рынка. Правительство берет на себя задачу обеспечения законодательной базы, способствующей эффективному функционированию рыночной экономики и включающей законы, обеспечивающие статус частной собственности, регулирующие производственные отношения, распределение и обмен и т.п., проще говоря, устанавливающие «правила игры» в условиях рыночной экономики.
2.Формирование, развитие и инвестирование рыночной инфраструктуры, что, как правило, не в силах сделать бизнес.
3.Обеспечение производства общественных благ. Общественными благами называются товары и услуги, потребителями которых являются все граждане страны не зависимо от того, оплатят они их или нет (например, услуги по национальной обороне), поэтому бизнес не имеет достаточных стимулов для их производства.
4.Поддержка внутреннего производителя и формирование конкурентной среды.
5.Охрана окружающей среды, поскольку в самом рыночном механизме нет стимулов для финансирования природоохранных мероприятий.
6.Стимулирование экономического роста и обеспечение стабильности национальной экономики.
7.Обеспечение гражданам страны определенного уровня социальных гарантий. В эту же функцию часто включается перераспределение доходов, т.е. уменьшение неравенства в получении доходов внутри страны.
В различных странах по-разному подходят к вопросу о степени важности и способе осуществления той или иной функции. Например, в США одной из важнейших функций государства является поддержка конкуренции, которой служит жесткое антитрестовское законодательство. Однако даже в рамках одной страны приход к власти групп, имеющих различные концепции экономического развития (например, республиканцев или демократов в тех же США), приводит к смещению акцентов и изменению приоритетов в системе государственного вмешательства в экономику. Так, если само осуществление государством определенных социальных программ («социальной страховочной сетки») никем не оспаривается, то вопросы о том, насколько широки должны быть социальные программы, кто и как должен охватываться ими и как они должны осуществляться, являются предметом достаточно ожесточенных дебатов.

Еще по теме 2. Экономические функции государства:

  1. Функции денег в системе экономических отношений. Функция денег как меры стоимости, обращения, средства накопления и сбережения, средства платежа. Функция мировых денег
  2. 2. Особенности и противоречия современного рынка. Экономические функции государства
  3. ТЕМА 7: ГОСУДАРСТВЕННОЕ МАКРОРЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
  4. § 1. Эволюция политико-правовой мысли о содержании и форме налоговой функции государства

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Маркетинг - Медицинское право - Международное право -

Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике можно выразить через выполнение государством ряда экономических функций.

Основные экономические функции государства:

    Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики

    Антимонопольное регулирование

    Проведение политики макроэкономической стабилизации

    Воздействие на размещение ресурсов

    Деятельность в сфере распределения доходов

    Антикризисное регулирование (в переходной экономике).

1. Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики.

Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, которые регулируют экономическую деятельность, а так же за организацию контроля за исполнением законов и нормативных подзаконных актов. Фактически создание законодательной основы функционирования экономики – это установление «правил игры» или юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические субъекты, то есть и производители, и потребители, и само государство. В числе этих правил можно отметить закон и нормативные акты, защищающие права частной собственности, определяющие формы предпринимательской деятельности, определяющие условия функционирования предприятий, их взаимоотношение между собой и с государством (для России – это ГКРФ, НКРФ, Административный кодекс и т.д.).

Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции, безопасность труда, взаимоотношения между администрацией предприятия и профсоюзами. В соответствии с составом этой правовой базы функционирования экономики создается и государственная инфраструктура, которая в соответствии с теми задачами, которые приходится решать, может иметь одни или другие формы.

2. Антимонопольное регулирование.

Антимонопольное регулирование относится к важнейшим законодательным актам, регулирующим экономическую сферу.

Главная задача антимонопольного регулирования – защита конкуренции. История антимонопольного регулирования достаточно длительная. Первый антимонопольный закон был разработан в Канаде (1889 г.). 1890 г. (США) – закон Шермана – наиболее известный. Основная направленность закона – антитрестовая, направлен на пресечение незаконных слияний и поглощений.

Трест – совокупность предприятий, которые не имеют юридической самостоятельности, то есть они подчинены юридически одному лицу, который является ядром треста (классическое понимание)

Европейские монопольные законы в большей степени антикартельные, направлены на пресечение сговоров предпринимателей.

Картель – соглашение о разделе рынков сбыта и соглашение и принципах ценообразования на рынках.

Самый известный ОПЕК.

Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство на основе антимонопольного законодательства использует меры государственного регулирования, при необходимости, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению фирм монополистов, препятствуя слиянию фирм. В некоторых странах, используя судебное решение, государство может изымать незаконно полученную прибыль. Для России эта функция государства имеет особое значение. Связано это с совсем недавним монополизмом в сфере производства. Российский закон, который лежит в основе антимонопольного регулирования, это компиляция американских и европейских антимонопольных законов. Эти законы, и американские, и европейские никогда не работали в условиях государственного монополизма. Под этот закон была создана определенная инфраструктура. В настоящее время эта инфраструктура представлена федеральной антимонопольной службой, однако нормативная база находится в зачаточном состоянии, поэтому кардинально повлиять на монополизацию рынка эта служба не в состоянии.

3. Макроэкономическая стабилизация.

Макроэкономическая стабилизация – деятельность правительства, направленная на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.

Равновесие в экономической системе, которое устанавливается в результате самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку высокая безработица и инфляция наиболее болезненно сказываются в периоды экономических кризисов, то деятельность по макроэкономической стабилизации можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.

Главные инструменты в решении этой задачи – фискальная и денежная политика. Согласно общим рекомендациям для проведения политики стабилизации надо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы и соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги для того, чтобы сокращались расходы частного сектора в периоды высокой инфляции.

4. Воздействие на размещение ресурсов.

Наряду с макроэкономической сферой, объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. В частности – это воздействие на размещение ресурсов.

Общепринятым достоинством рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы, но уже в известных случаях – внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции, когда рыночный механизм действует не эффективно – возникает проблема нерационального распределения и использования ресурсов.

Перераспределение ресурсов может касаться любого сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь). В каждом конкретном случае используются разные способы государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, субвенции, административное регулирование и т.д.

Например: через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и услуг. Государство может брать на себя полностью или частично производство общественных благ (в области образования, искусства, национальной обороны). В случае побочных или внешних эффектов, как правило связанных с экологией, в издержках производства не учитываются последствия загрязнения окружающей среды, которые отражаются на жизнедеятельности людей, чаще тех, которые непосредственно не связаны с этим производством. Эти дополнительные потери никак не учитываются в ценах на данную продукцию, то есть в цене неучтенными оказываются социальные издержки. И, следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество ресурсов, что никак рынком не регулируется.

Правительственные запреты или ограничения на такие загрязнения, установление стандартов безопасности (ПДК – в России) заставляют производителей нести дополнительные расходы на внедрение оборудования, технологий, которые предотвращают выбросы вредных веществ. Дополнительные издержки ведут к сокращению объема производства до рационального уровня в социальном смысле. В результате уменьшается чрезмерное потребление ресурсов в данном производстве. Приводит к разработке альтернативных технологий, возникновению новых отраслей производства.

Переложить на производителей издержки, связанные с побочными эффектами можно через особые налоги, отражающие ущерб от загрязнения окружающей среды.

Внешние эффекты могут иметь и полезные результаты для общества, но приводить к чрезмерным издержкам у производителей (применение почвозащитных технологий, предотвращение эрозии почвы). В подобных случаях возникает необходимость в государственной поддержке производителей. Осуществляется она чаще всего с помощью субсидий у целевого государственного финансирования.

5. Перераспределение доходов.

Является не менее важной, чем названные.

Известно, что распределение дохода, который обеспечивает конкурентный механизм, всегда приводит к расслоению и бедности. В связи с этим общество, в лице определенных государственных учреждений, берет на себя заботу о неимущих гражданах.

Основой воздействия государства на перераспределение доходов является налоговая система, а так же принятие и реализация программ социальной защиты (выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице).

Государство финансирует программы, обеспечивающие возможность получения образования в независимости от дохода, осуществляются субсидии по поддержке на низком уровне цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.п.

6.Антикризисное регулирование.

Антикризисное регулирование, его необходимость в переходной экономике связано с глубокими системными преобразованиями, когда новый этап роста вытекает (зарождается) внутри системного кризиса. К системному кризису приводит несогласованность спроса и предложения. В результате этого масса предприятий, на продукцию которых величина спроса недостаточна, попадают в полосу кризиса и становятся центрами нестабильности.

Задача государства заключается в максимально возможном воздействии на уменьшение волн нестабильности. Основой этого являются специальные законы – законы специального действия. Закон, определяющий антикризисное регулирование, является приоритетным по сравнению с тем, который действует на территории страны (в России – закон о несостоятельности (банкротстве)).

Экономическая функция государства подразумевает выработку экономической стратегии, регулирование рыночных отношений с целью функционирования экономики страны в оптимальном режиме.

Необходимо охарактеризовать содержание экономической функции применительно к Республике Беларусь, а также формы осуществления данной функции.

Экономические функции государства многообразны и сложны. Единого понятия "экономическая функция государства" не существует ни в правовой, ни в экономической литературе. Современные исследователи определяют экономическую функцию государства с точки зрения характеристики роли и места государства в регулировании экономических отношений, выражающейся в выработке и координации государством развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

Что же касается самого государства, то эта его функция, по существу, выражается не только в приоритетной защите основных правовых ценностей рыночной экономики (таких как свобода предпринимательства, конкуренция, собственность вне зависимости от формы), но и в государственно-правовой помощи новым рыночным институтам. Она позволяет согласовывать экономические интересы и свободы участников гражданского оборота, хозяйственной деятельности с социальной справедливостью, интересами государства и общества в целом, принципами правового воздействия на общественные отношения. Эффективность деятельности государства в качестве собственника значительной части имущества также напрямую зависит от полноты реализации экономической функции юридической практики и государства в целом

Важна данная функция и с точки зрения координационной практики. Координационная практика вносит организованность и порядок в экономические отношения, дисциплинирует действия их участников, создаёт индивидуально-конкретные и иные юридические условия и гарантии для нормальной хозяйственной деятельности государственных и кооперативных предприятий, позволяет оперативно реагировать на возникновение и изменение потребностей экономического развития. Переход от плановой командно-административной экономики к рынку привел к почти полному отказу государства от координации управления экономической сферой жизни общества. Экономически самостоятельным субъектам было предоставлено право координировать свою хозяйственную деятельность, однако, такого рода координационная деятельность уже не будет государственно-властной.

Тем не менее, представляется, что полный отказ государства от координации управления отдельными экономическими и хозяйственными процессами неоправдан, может привести и приводит на практике к тяжким для государства и общества социально-экономическим и иным последствиям. Самоустранение государства от координации управления процессами приватизации государственных и муниципальных предприятий, жилья приводит к разбазариванию государственной и муниципальной собственности, социальной несправедливости. Принимаемые государством меры к управлению государственной и муниципальной собственностью явно недостаточны, зачастую сводятся к формальным проверкам и заседаниям многочисленных комиссий и комитетов, без какой-либо реальной координации. Определенные координационные мероприятия осуществляются государством в области защиты прав потребителя, создания условий для свободной конкуренции и ограничения монополистической деятельности, управления хозяйственной деятельностью естественных монополий, однако, эти мероприятия до настоящего времени неэффективны. Действовавший механизм координации хозяйственных процессов сломан, а новый не создан, что является одной из экономических задач государственной власти на современном этапе

В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость как производителей, так и потребителей социальных благ.

Существует два основных экономических метода государственного регулирования:

1) определенная и достаточно жесткая налоговая политика, которая позволяет государству успешно решать его социальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целях более сбалансированного развития производительных сил общества;

2) создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом.

Экономическая деятельность современного правового государства имеет следующие направления:

1) государственное воздействие на экономическую жизнь общества в целом, что выражается в формировании государством бюджета и контроле за его расходованием; в составлении программ экономического развития в масштабе страны; в финансировании программ промышленных и научных исследований; в выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства. В государственном регулировании экономических процессов участвуют высшие и местные органы государственной власти, а также специализированные учреждения. Такими учреждениями в США являются Административно-бюджетное бюро, Совет экономических консультантов, Национальное управление трудовых отношений, Федеральная резервная система и другие. Они входят в аппарат президента страны .

Стимулирующее воздействие на экономику оказывают и местные органы государства. Они обеспечивают приток капитала и развитие бизнеса на подопечной территории с целью получения больших средств для местного бюджета. Поддерживая предпринимательство, привлекая на свою территорию новые компании, местные власти, таким образом, развивают инфраструктуру, решают проблему безработицы. Для осуществления этих задач используется механизм налогов, выделяются под строительство земельные участки, выпускаются облигации для финансирования новых производителей.

Экономическая функция государства в основном заключается в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях, но ни в коем случае не в создании распределительных или запретительных механизмов. В современном гражданском обществе только хозяйственные единицы и трудовые коллективы (производители) могут решать, какие органы государственного и хозяйственного управления им нужны, в чем должны состоять функции этих органов, сколько им платить и за какие услуги.

2) Экономическая деятельность государства выражается также в непосредственном хозяйственном руководстве государственным сектором экономики (на государственных предприятиях, в учреждениях, заведениях). Здесь государство само выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг. Методы его влияния на экономические отношения, складывающиеся в этом секторе экономики, принципиально не отличаются от общих методов государственного регулирования экономических процессов в стране.

Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение заключенных частных контрактов и защита граждан от произвола бюрократии. Поэтому важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др. Государство должно создать такой экономический "фон", который обеспечил бы благоприятные условия для субъектов рыночной экономики.

Одна из главных функций государства - активизация, интенсификация, прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.

Наряду с минимальной (обязательной всегда) границей существует и максимальная (максимально допустимая) граница вмешательства государства в экономику и ее регулирование. Сюда относятся следующие функции, выполняемые государством:

Мобилизация ресурсов в экстремальных условиях;

Ориентация экономики на перспективу, на долговременный экономический рост;

Обеспечение перспективных структурных преобразований в производстве;

Проведение региональной политики;

Решение социальных проблем, не решаемых в должной мере рынком;

Реализация национальных интересов в мировой экономике.

Во всех общественных системах государство играет весомую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. Поскольку наиболее совершенным образом такая деятельность организована в странах с развитой рыночной экономикой, проблемы государственного регулирования экономики рассматриваются на примере этой группы государств. Государственное регулирование экономики (госрегулирование) -- процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов). Теория экономической политики объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе.

Экономические основы конституционного строя Республики Беларусь закрепляются в статьях 1, 13 и 44 Конституции. В них, по существу, идет речь о социально ориентированной рыночной экономике. Производство и распределение товаров и благ в условиях такого хозяйствования осуществляется посредством рыночных отношений, создания равных условий для существования и развития всех форм собственности. При этом сохраняется активная организующая роль государства.

Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

Что же касается природных ресурсов, то недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.

Государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни.

Основой развития государства как демократического, социального, правового является существование и развитие не только государственной, но и частной формы собственности. Только в соревновании (конкуренции) субъектов хозяйствования, принадлежащих к различным формам собственности, можно создать эффективную экономику.

Базовым правовым актом, определяющим основания возникновения и порядок осуществления права собственности, является Гражданский кодекс Республики Беларусь. В нем предусмотрено, что субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Субъектами права частной собственности являются физические и негосударственные юридические лица. При этом в Гражданском кодексе прямо зафиксировано, что права всех собственников защищаются равным образом.

Государственная собственность выступает в виде республиканской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц).

Изучение экономических функций государства весьма важно в изменяющихся реалиях. Изучив материал по данному вопросу можно с уверенностью сказать, что экономика, пущенная на самотёк, не только не принесёт никаких плодов, но и разрушит государство изнутри.

Вопрос о процентной ставке

1. Эластичность спроса – степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов.

Степень ценовой эластичности спроса измеряется с помощью коэффициента эластичности, который равен отношению процентного изменения объема спроса к процентному изменению цены.

Факторы эластичности спроса:

1) Степень заменяемости;

2) Удельный вес в доходе потребителя;

3) Тип блага;

4) Фактор времени.

Виды эластичности спроса:

1) Ценовая эластичность спроса (E(p)= процентное изменение величины спроса/ процентное изменение цены);

2) Эластичность спроса по доходу (E(i)= процентное изменение спроса/ процентное изменение дохода);

3) Перекрестная эластичность (E(xy)= процентное изменение величины спроса на благо y/ процентное изменение цены блага x).

Классификация благ в зависимости от значения эластичности:

1) E(i)<0: по доходу – неполноценное благо; перекрестная – взаимодополняющие блага;

2) E(i)>0: по доходу – нормальное благо; перекрестная – взаимозаменяемые блага;

3) 0

4) E(i)>1: по доходу – предмет роскоши;

5) E(i)=0: по доходу – нейтральное благо; перекрестная – независимые блага.

2. Основные экономические функции государства:

Экономические функции государства многообразны и сложны. Можно выделить следующие основополагающие группы выполняемых государством экономических функций:

1) Поддержка функционирования рыночной системы и создание конкурентной среды(антимонопольное законодательство)
2) Перераспределение дохода и богатства,=стабилизация экономики(контроль уровня инфляции)
3) Ограничение действия некоторых элементов рыночного механизма. Ограничения применяются и в сфере совокупного потребления и обеспечения общественно-нормальных условий жизни, образования, медицинского обслуживания с учетом рыночных и общественных интересов;
4)Достижение и сохранение национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике(развития способности национальных фирм конкурировать в новых и традиционно сложившихся отраслях на мировом рынке.)

Основные экономические функции:

1) Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности.

2) Поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей.

3) Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.

4) Предоставление общественных товаров и услуг

5) Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.

6) Распределение и перераспределение национального дохода и обеспечение социально-экономической поддержки.

7) Участие в хозяйственной деятельности.

Билет № 10

1. Что такое «пучок правомочий собственности»? Перечислите основные права частной собственности (по А.Оноре).

Эластичность предложения. Фактор времени в экономике.

Задание на определение излишка потребителя

1. Права собственности - это совокупность властных прав (пучок правомочий), санкционированных обществом поведенческих отношений между людьми, возникающих в связи с существованием благ использованием. В последующем количество прав собственности возрастало и полный пучок прав, называемый «перечнем А. Оноре (английский юрист, впервые предложивший его в 1961 г.) состоит из 11 элемен­тов:

1) Право владения - физического контроля над собственностью, исключительного контроля, в т. ч. посредством представителей вла­дельца, агентов;

2) Право пользования - личного использования вещи;

3) Право распоряжения (или управления) - решение, как и кем вещь может быть использована;

4) Право присвоения или право на доход - т. е. на блага, получаемые от предшествующего личного использования вещи или от разреше­ния другим лицам пользоваться ею;

5) Право на остаточную стоимость - т. е. на отчуждение, потреб­ление, проматывание, изменение или уничтожение вещи;

6) Право на безопасность - гарантия иммунитета от экспроприа­ции;

7) Право на переход вещи по наследству или по завещанию;

8) Бессрочность - неограниченность обладания правомочиями во времени, если иное не оговорено специально в контракте;

9) Право на запрещение вредного использования - запрет использо­вать вещь, если это связано с производством негативных внешних эффектов;

10) Ответственность в виде взыскания - возможность изъятия ве­щи в уплату долга;

11) Остаточный характер - ожидание «естественного» возврата переданных кому-либо правомочий по истечении срока передачи.

Следует отметить, что:

А) не всех обладателей правомочий можно назвать собственника­ми. Ими являются только те, кому принадлежит «комбинация», включающая одно или несколько правомочий из первых пяти пере­численных;

Б) правомочия на один и тот же ресурс могут принадлежать раз­ным людям, а потому спецификация права собственности предпола­гает закрепление за каждым правомочием четко определенного соб­ственника, а не определение единого и абсолютного собственника ресурса;

В) права собственности являются не чем иным, как конкретиза­цией, проявлением отношений собственности в реальной действи­тельности.

2. Эластичность предложения – это ответная реакция величины предложения на изменение цены.

Эластичность предложения можно измерить с помощью коэффициента эластичности.

1. Предложение эластично, когда фирмы могут легко и быстро изменить величину предложения товара в ответ на изменение его цены (коэф. эласт. > 1).

2. Предложение неэластично, когда нельзя быстро и легко изменить объем предлагаемого товара в связи с изменением его цены (коэф. эласт. < 1).

3. Предложение единичной эластичности образуется в случае, когда процентное изменение цены и последующие процентное изменение количества предлагаемой продукции оказываются равными по величине (коэф. эласт. = 1).

4. Абсолютно неэластичное предложение. (коэф. эласт. = 0, кривая вертикальна). То есть при любом изменении цены фирмы могут предложить фиксированное количество товаров.

5. Абсолютно эластичное предложение. Фирмы готовы предложить такое количество товара, которое может удовлетворить весь спрос, при необходимости – бесконечное количество (коэф. эласт. = ∞, кривая горизонтальна).

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

1. Наличие резерва производственных мощностей.

2. Уровень запасов.


Похожая информация.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСТИТЕТА»

Кафедра общеправовых и гражданско-правовых дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

Экономическая функция государства

Выполнила: учащаяся

2 курса 398 группы

Гайсёнок М.В.

Введение

Глава I. Понятие и сущность основных функций государства

§2.1.Эволюция взглядов на роль государства в экономике

§2.2.Понятие и виды экономических функций государства

Глава III. Государственное регулирование как реализация экономических функций государства

§3.1.Определение границ государственного регулирования экономики

§3.2.Цели, инструменты и методы осуществления государственного регулирования экономики

Заключение

Список литературы

Введение

Существует множество определений понятия «государство», а также его функций. Вот одно из них: государство - это суверенная политическая организация, официально представляющая и охватывающая всё население в пределах определённой территории, имеющая собственную налоговую и денежную систему, национальное законодательство, официальную символику и располагающая специальным аппаратом управления и принуждения. Функции государства - основные направления его деятельности, в которых выражается сущность государства, назначение, цели и задачи. Среди этих направлений одним из важнейших является государственное регулирование экономики и происходящих в стране экономических процессов. Государственное регулирование охватывает все сферы общественной жизни. Экономика, в свою очередь, наряду с внешней и внутренней политикой, культурой, социальным регулированием занимает главенствующее положение в государственном устройстве общества и аппарата управления.

Цель этой работы - отразить сущность, генезис, виды и способы реализации экономической функции государства.

Основные задачи данной работы:

· Кратко описать основные функции государства;

· Раскрыть сущность экономической функции государства;

· Описать виды экономических функций государства;

· Проследить генезис экономической функции государства;

· Обозначить необходимость государственного регулирования экономики;

· Дать определение государственному регулированию экономики и определить его границы;

· Сделать выводы о роли государственного регулирования экономики в происходящих в стране экономических процессах.

Эта тема была актуальна с первых дней существования государства, остаётся таковой и сейчас. В современном мире экономика составляет базис общественных отношений, являясь одним из факторов определяющих стратегию развития государства. В изменяющихся условиях жизни изменяется и понятие о деятельности государства в различных сферах общественного регулирования, в том числе и экономического. Вот почему так важно изучить и понять направление деятельности государства, связанное с вмешательством в экономические процессы. Тема, затронутая в данной работе, изучается не только в рамках теории о государстве, но также и экономической наукой, поэтому некоторый материал, использованный в этой работе, носит исключительно экономический характер. Учитывая эту особенность данной темы, она будет интересна не только для тех, кто изучает право, но и для тех, кто изучает экономику.

Глава I. Функции государства

Экономическая функция тесно связана с другими функциями, которые выполняет государство, поэтому важно рассмотреть их виды.

Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере ее изменения, по мере перехода к сущности другого порядка. Функции государства - это основные направления его деятельности, определенная работа, круг его деятельности, осуществляемой по установленной в законе или договоре обязанности. Необходимо отличать функции государства от функций отдельных его органов. В осуществлении функции государства, так или иначе, в большей или меньшей степени участвуют все его органы. Напротив, функцию определенного органа не может подменять никакой другой. В то же время все составные части органа (управления, отделы, сектора и т.п.) должны через свои непосредственные обязанности обеспечивать общие функциональные задачи органа. Исходя из названных выше задач можно выделить внутренние и внешние функции. С учетом современного характера общественных отношений, на которых должно основываться социальное демократическое государство к внутренним функциям белорусского государства следует отнести экономическую, идеологическую, социальную, экологическую, культурную функции и функцию охраны конституционного строя, прав и свобод граждан.

1. Экономическая функция заключается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме. Это выражается в кредитной, налоговой, эмиссионной, инвестиционной политике государства. При этом важен вопрос о пределах вмешательства государства в экономические отношения, особенно в сферу предпринимательства.

В учебных изданиях некоторые исследователи в качестве самостоятельной внутренней функции государства выделяют функцию налогообложения (или функцию финансового контроля). На наш взгляд, осуществление управленческой деятельности в области сбора и распределения денежных средств в целом примыкает к экономической функции государства, и выделять в качестве самостоятельной функцию налогообложения нецелесообразно.

2. Идеологическая функция выражается в деятельности государства по научной разработке и поддержке определенной идеологии, в том числе политической, нравственной, религиозной направленности образования, развития культуры, деятельности средств массовой информации. (Ст. 4, 16, 31 Конституции Республики Беларусь.)

3. Социальная функция призвана обеспечить социальную защищенность каждого человека, нормальные условия жизни для всех членов общества независимо от их непосредственного участия в производстве материальных и духовных благ.

Существует даже концепция «социального государства». Под ним понимается государство, которое постоянно заботится о благополучии своих граждан. Не случайно эта теория нашла отражение в законодательстве многих современных государств, в том числе в Конституции Российской Федерации. Так, согласно части первой ст. 7 Основного Закона России «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Статья 1 Конституции Республики Беларусь гласит: «Республика Беларусь - ... социальное правовое государство». В Беларуси как социальном государстве «...каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий». (Ст. 21 Основного Закона Республики Беларусь.)

4. Функция охраны конституционного строя, прав и свобод граждан выражается в обеспечении принципа разделения властей, создании условий для точного и неуклонного исполнения норм Конституции страны, закрепляющих права и свободы человека, гарантировании равенства всех перед законом, во всемерной охране существующего правопорядка.

5. Экологическая функция состоит в установлении государством правового режима природопользования, в его обязательствах перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и др. (Ст. 45, 46 Конституции Республики Беларусь.)

6. Культурную функцию составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры всех национальных общностей, литературы, искусства, кино, средств массовой информации, науки, образования и др. (См. ст. 15, 49, 51 Конституции Республики Беларусь.) [ 5 ,с.109-111]

Глава II. Понятие и виды экономических функций государства

Существование стабильного государства невозможно без эффективно развитой экономики, поэтому важно отметить взаимосвязь между этими общественными явлениями. С давних времён лучшие умы человечества бились над поисками «золотой середины» в отношениях государства и экономики. В разные эпохи отношение к экономике было неоднозначным, ведь с развитием общества развивалась и наука. Подходы были усовершенствованы и больше не строились на предположениях, как, например, в период формирования первых государств. Современные государства в большинстве своём стремятся к установлению и развитию в масштабах своей страны рыночной экономики, поэтому большинство современных авторов рассматривают вопросы экономической функции государства и вмешательства его в экономику именно на примере рыночного уклада хозяйства. Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством экономические функции. Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в его распоряжении имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика; и другие. Функциональный подход к деятельности государства, во-первых, помогает глубже усвоить само понятие государства, увидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества; во-вторых, дает возможность научно очертить содержание деятельности государства, его механизм в конкретных исторических условиях; в-третьих, служит целям совершенствования организационной структуры государства для качественного осуществления государственного управления.

§ 2.1 Эволюция взглядов на роль государства в экономике

«… роль государства должна быть

иной, нежели в прошлом, когда экономика

находилась на более низком уровне развития,

была менее открытой, использовались более

простые технологии, а информация была

труднодоступной. В новом глобализированном

мире государство будет играть более

значимую и разумную регулирующую роль …»

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. Государство и экономика существует с давних времён, но вопрос вмешательства государства в экономку и исполнение им экономической функции стал рассматриваться с научной точки зрения лишь в средних веках. Практика здесь опережает теорию. В период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.

По мере того, как все больше увеличивается разрыв между тем, что государство может сделать, и тем, что ждет от него население, государство начинает постепенно разрушаться изнутри, лишая граждан самых элементарных условий стабильного существования: законности и безопасности, доверия к контрактам и надежного средства обращения.

Меркантилисты XVII века писали о том, что только детальное руководство со стороны правительства способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они видели в государственном руководстве средство, обеспечивающее социальную справедливость.

С переходом к капитализму, свободной конкуренции многие заповеди меркантилистов канули в Лету. Существенной ступенью развития представлений о роли государства стала теория, нашедшая отражение в работе А. Смита (1723-1790 гг.) «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что «свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство». В соответствии с этим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, т.е. делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. Подход основоположников классической экономики (XVIII век), ограничивавших государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, имеет историческое объяснение. Ведь к тому времени вершителями судеб в экономике стали рынок и свобода выбора. В экономическом смысле свобода предполагает две главных составляющих: защищенное законом право частной собственности и самостоятельность принятия решений. В XVIII -- XIX веках экономическая роль государства сводилась, в основном, к охране этих первичных прав. Практическая политика государства, по А. Смиту, должна быть проникнута духом компромисса, что немало содействует ее быстрому успеху.

В XIX веке, учёные классического направления считали, что государство должно, во-первых, гарантировать права собственности и незыблемость договоров, во-вторых, защищать экономические свободы граждан. Классики считали, что вмешательство наносит ущерб хозяйственной деятельности и препятствует экономическому росту. В промышленных странах государство осуществляло регулирование в полном соответствии с концепцией «невидимой руки». В понимании классиков государство должно устанавливать и контролировать соблюдение законов, определяющих рамки частной предпринимательской деятельности, в том числе коммерческие кодексы для частных контрактов, законов о создании новых фирм и банкротстве, антимонопольное законодательство, создающее условия для конкуренции.

В XX веке под влиянием социалистических идей перераспределения доходов и кейнсианской теории (кейнсианское направление исходит из необходимости вмешательства государства в рыночную систему) поддержания доходов граждан в периоды циклических колебаний роль государства в экономике была существенно повышена: расширен госсектор, появились программы общественных работ, увеличились госрасходы на образование и здравоохранение, введены государственные пенсионные системы перераспределительного типа и программы социальной помощи, появилось субсидирование товаров первой необходимости.

Ориентация рыночной системы на извлечение прибыли обеспечивает экономическую эффективность, но вступает в противоречие с системой ценностей государства, которое основное внимание уделяет благосостоянию его граждан. В результате этого все государства сталкиваются с необходимостью одновременного содействия рыночному развитию для поддержания экономического роста и обеспечения при этом справедливого распределения общественных благ среди всех своих граждан, как богатых, так и бедных. Вместе с тем эти две задачи рыночной эффективности и социальной справедливости не обязательно являются взаимоисключающими. Задача обеспечения социальной справедливости должна быть четко определена в государственной политике с тем, чтобы экономический рост сопровождался справедливым в общественном понимании распределением его благ. Рыночная экономика может приводить к появлению неприемлемо высокого уровня неравенства по доходам и потреблению. Только государство может определять, какую часть рыночного дохода передавать «бедным семьям» и по рекомендациям ученых создавать эффективные системы перемещения доходов. На протяжении XIX и XX столетий понятие «государственное управление» получило беспрецедентное распространение и стало рассматриваться как исключительно важная цель участия государства в экономике. Термин «государственное управление» стал широко использоваться в современной теории государства. В результате к 50-60-м годам размеры государства в развитых странах выросли. Вместе с тем выяснилось, что конфликт интересов чиновников госаппарата и общественных интересов ведет зачастую к неэффективным решениям и коррупции. Опыт показал, что в большинстве случаев прямое государственное вмешательство в экономику сохраняет неравномерность в распределении доходов, тормозит экономический рост. Расширение обязанностей государства вело к разбуханию госаппарата и неэффективной его работе. Расширение спектра производства общественных благ и совмещение функций государственного управления и оказания публичных услуг органами власти создали предпосылки для неравных условий конкуренции и злоупотребления властными полномочиями. В результате в 1950-1960 гг. сформировалась теория общественного выбора (Дж. Бьюкенен, Г. Таллок, М. Олсон, Д. Мюллер, Р. Толлисон, и др.), в рамках которой изучалось экономическими методами поведение рациональных политиков с учетом явных и неявных их издержек и выгод. Прикладное значение теории общественного выбора состоит в выработке рекомендаций по организации властных институтов с целью повышения их эффективности. В итоге, в конце XX века в очередной раз произошла эволюция взглядов на государство - от концепции большого государства перешли к концепции эффективного государства. Ученые пришли к мнению, что государство должно не подменять административными решениями рынок в деле распределения ресурсов, а косвенно стимулировать его работу и повышать эффективность конкуренции.

В начале XXI века отсутствует единое понимание того, что же означает термин «государственное управление» в сфере экономики. В быстро меняющихся условиях - политических, социальных, экономических и культурных - этот термин в разных обстоятельствах означают разные вещи. Согласно Всемирному банку, под благим управлением понимается рациональное управление государственным сектором (эффективность, результативность и экономия), подотчетность, обмен информацией и ее свободное распространение и правовая база развития (правосудие, уважение прав человека и свобод). Основное внимание в этом определении уделяется четырем главным компонентам, а именно легитимности (государство должно пользоваться поддержкой народа, которым оно управляет); подотчетности (обеспечение ответственности за свои действия и свобода средств массовой информации); компетентности (эффективная разработка и проведение политики и оказание услуг); уважению закона и защите прав человека.

Суммируя, можно сказать, что на рубеже XX и XXI столетий государство изменяет формы вмешательства в экономику: от прямого участия в форме государственных предприятий переходит к косвенному с помощью регулирующих норм и государственных гарантий. Это приводит к разгосударствлению предприятий, ранее оказывавших общественные услуги (энергетика, транспорт, связь).

§ 2.2 Понятие и виды экономических функций государства

Экономические функции государства многообразны и сложны. Единого понятия «экономическая функция государства» не существует ни в правовой, ни в экономической литературе. Современные исследователи определяют экономическую функцию государства с точки зрения характеристики роли и места государства в регулировании экономических отношений, выражающейся в выработке и координации государством развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

Что же касается самого государства, то эта его функция, по существу, выражается не только в приоритетной защите основных правовых ценностей рыночной экономики (таких как свобода предпринимательства, конкуренция, собственность вне зависимости от формы), но и в государственно-правовой помощи новым рыночным институтам. Она позволяет согласовывать экономические интересы и свободы участников гражданского оборота, хозяйственной деятельности с социальной справедливостью, интересами государства и общества в целом, принципами правового воздействия на общественные отношения. Эффективность деятельности государства в качестве собственника значительной части имущества также напрямую зависит от полноты реализации экономической функции юридической практики и государства в целом.

Важна данная функция и с точки зрения координационной практики. Координационная практика вносит организованность и порядок в экономические отношения, дисциплинирует действия их участников, создаёт индивидуально-конкретные и иные юридические условия и гарантии для нормальной хозяйственной деятельности государственных и кооперативных предприятий, позволяет оперативно реагировать на возникновение и изменение потребностей экономического развития. Переход от плановой командно-административной экономики к рынку привел к почти полному отказу государства от координации управления экономической сферой жизни общества. Экономически самостоятельным субъектам было предоставлено право координировать свою хозяйственную деятельность, однако, такого рода координационная деятельность уже не будет государственно-властной.

Тем не менее, представляется, что полный отказ государства от координации управления отдельными экономическими и хозяйственными процессами неоправдан, может привести и приводит на практике к тяжким для государства и общества социально-экономическим и иным последствиям. Самоустранение государства от координации управления процессами приватизации государственных и муниципальных предприятий, жилья приводит к разбазариванию государственной и муниципальной собственности, социальной несправедливости. Принимаемые государством меры к управлению государственной и муниципальной собственностью явно недостаточны, зачастую сводятся к формальным проверкам и заседаниям многочисленных комиссий и комитетов, без какой-либо реальной координации. Определенные координационные мероприятия осуществляются государством в области защиты прав потребителя, создания условий для свободной конкуренции и ограничения монополистической деятельности, управления хозяйственной деятельностью естественных монополий, однако, эти мероприятия до настоящего времени неэффективны. Действовавший механизм координации хозяйственных процессов сломан, а новый не создан, что является одной из экономических задач государственной власти на современном этапе.

Неотъемлемыми функциями государства в любой экономике являлось и является непосредственное (окончательное) принятие решения:

1) относительно формирования и распределения бюджетных средств и государственного имущества;

2) обеспечение выполнения законов и правил поведения экономических агентов (домашних хозяйств и фирм), принятых также государством;

3) создание фондов пособий по безработице и стимулирование создания новых рабочих мест.

Обеспечивающие данные функции операции в принципе могут выполняться субъектами, не входящими в состав органов государственной власти и управления и даже не принадлежащими государству. Тем не менее, качество выполнения неотъемлемых функций государства, очевидно, зависит от качества исполнения обеспечивающих операций.

Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение заключенных частных контрактов и защита граждан от произвола бюрократии. Поэтому важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др. Государство должно создать такой экономический “фон”, который обеспечил бы благоприятные условия для субъектов рыночной экономики.

Одна из главных функций государства - активизация, интенсификация, прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.

Наряду с минимальной (обязательной всегда) границей существует и максимальная (максимально допустимая) граница вмешательства государства в экономику и ее регулирование. Сюда относятся следующие функции, выполняемые государством:

Мобилизация ресурсов в экстремальных условиях;

Ориентация экономики на перспективу, на долговременный экономический рост;

Обеспечение перспективных структурных преобразований в производстве;

Проведение региональной политики;

Решение социальных проблем, не решаемых в должной мере рынком;

Реализация национальных интересов в мировой экономике.

Остановится и здесь несколько подробнее на некоторых из них (с учетом того, что этим проблемам также будут посвящены отдельные главы учебного пособия).

1. Чистая рыночная экономика недостаточно успешно работает в экстремальных условиях. Примером может служить кризис 1929--1933 гг., который страны Европы и, особенно США, преодолели, опираясь на государственное регулирование.

Об этом же свидетельствует и опыт СССР, показавший достоинства централизованного регулирования, например, при перестройке экономики после начала Великой Отечественной войны 1941--1945 гг.

2. Рынок не всегда достаточно ориентирован на перспективу. Этот недостаток особенно явственно проявляется, когда экономический рост тесно связан с фундаментальными научными исследованиями, с крупными инвестициями и в то же время с неопределенностью в отношении прибыли.

Рынок в этом случае нужно корректировать с помощью национальных и региональных программ развития.

В качестве примера можно привести опыт реализации в ряде стран программ по компьютеризации экономики, создание атомной (ядерной) энергетики в ряде стран Западной Европы и в СССР.

Рыночная экономика, дополненная государственным стимулированием, продемонстрировала эффективность на несколько порядков выше, чем огосударствленная экономика.

3. Государственное регулирование должно обеспечивать глубокие структурные преобразования производства на базе широкомасштабных инвестиций.

Рыночный механизм может оказаться недостаточно эффективным, когда необходимо осуществить крупные инвестиционные проекты с длительным сроком окупаемости. Речь идет об инвестициях в основной капитал с особо медленным оборотом, вложениях в экономическую и социальную инфраструктуру, в новейшие отрасли, которые нацелены на выпуск продукции с неясными перспективами спроса. Такая ситуация, как уже упоминалось, наблюдалась, например, в первые годы создания атомной энергетики в Англии, Франции, США, СССР. Структурная политика в современных государствах должна включать меры, направленные на формирование высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономики. В целом структурная политика направлена на обеспечение экономической стабильности общества.

4. Государственное регулирование способствует успешному решению региональных проблем, возникающих не только в силу особых рыночных ситуаций, но и под влиянием исторических, национальных, демографических и прочих не чисто рыночных факторов.

5. Государственное регулирование призвано дополнить, а если нужно, то и "подправить" рынок при решении ряда социальных проблем:

а) Занятость и безработица.

Для рыночной экономики, особенно при происходящих в ней структурных изменениях, характерно постоянное высвобождение рабочей силы и образование безработицы. Последняя может быть текучей (технологическая или структурная безработица) с относительно небольшим сроком поиска новой работы, но может становиться и длительной (застойной), особенно для малоквалифицированных работников, людей предпенсионного возраста, женщин, молодежи.

Полностью избежать вынужденной безработицы в рыночной экономике вряд ли возможно. Но снизить ее уровень и продолжительность -- обязанность государства. В командной экономике появляется искусственное неравновесие на рынке труда в пользу предложения, когда спрос превышает предложение. Это снижает стимулы к труду и эффективность производства. Рыночная экономика, наоборот, имеет тенденцию к возникновению неравновесия в пользу спроса, когда предложение превышает спрос. Для достижения равновесия требуется вмешательство государства.

Задача государства состоит не столько в материальной поддержке не имеющих работу, сколько в организации поиска рабочего места, создании новых рабочих мест, организации общественных работ, переподготовке рабочей силы. Этими и другими мерами государство осуществляет политику полной занятости.

б) Инфляция

В рыночной экономике возникает инфляционный рост цен. Помимо экономических действий, сдерживающих инфляцию, государство должно проводить социальную политику, направленную на ограничение последствий инфляции. Это может быть и денежная политика, и прямая материальная помощь особо малоимущим.

Инфляция и безработица часто движутся в противоположных направлениях. Задача государственной политики -- найти их оптимальное сочетание, наименее болезненное для общества.

в) Поддержка малоимущих.

В любом обществе, в том числе и с рыночной экономикой, есть граждане, которые не являются собственниками факторов производства, не участвуют в производстве товаров и услуг, не извлекают, поэтому доходов от предпринимательской или иной общественной деятельности. На рынке они выступают только в качестве потребителей. Это -- дети, старики, инвалиды.

Рыночный механизм распределения дает этим членам общества два источника существования: прошлые накопления (сбережения) и благотворительные фонды. Эти источники ("прошлый" рынок и текущая благотворительность) не обеспечивают необходимый стандарт благосостояния, достойное существование. Государство должно взять на себя обеспечение жизненного уровня этих слоев населения.

г) Перераспределение доходов.

Рыночный вариант распределения доходов признает только один критерий -- доход как итог участия в качестве субъекта на рынке товаров, капиталов и рабочей силы. Этот критерий резко дифференцирует доходы.

Государство, разумеется, не должно быть добрым дядей, поддерживающим "на плаву" банкротов. Но оно должно сглаживать полюсы в распределении доходов (прогрессивным налогообложением, субсидиями малоимущим и т.д.).

Распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, далеко не всегда справедливо с позиций общечеловеческой морали. И государство, будучи в определенной мере выразителем общечеловеческого интереса, осуществляет в большинстве стран мира политику доходов, которая сдерживает в некоторой мере рыночную поляризацию доходов, ослабляет этим в случае необходимости социальную напряженность и поддерживает общественное признание целесообразности рыночных отношений.

6. Реализация национальных интересов в мировой экономике. Это подразумевает проведение соответствующей внешнеэкономической политики: регулирование экспорта и импорта, контроль над международной миграцией капитала и рабочей силы, управление платежным балансом и многое другое.

Как мы видим, рамки допустимого вмешательства государства в рыночную экономику достаточно широки. В этих рамках в каждой стране в ее конкретных условиях должен быть найден наиболее оптимальный синтез государственного регулирования и эффективно работающего рыночного механизма.

Глава III. Государственное регулирование как реализация экономических функций государства

Мудрое и бережливое государство должно удерживать людей от

причинения взаимного вреда, предоставляя им во всем остальном

полную свободу занятий, и, не отнимая у них ими же заработанный

хлеб... Это все, что требуется от хорошего государства.

Томас Джефферсон

Во всех общественных системах государство играет весомую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. Поскольку наиболее совершенным образом такая деятельность организована в странах с развитой рыночной экономикой, проблемы государственного регулирования экономики рассматриваются на примере этой группы государств. Государственное регулирование экономики (госрегулирование) -- процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов). Теория экономической политики объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях:

1. Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что возникают монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.

2. Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.

3. Внешние эффекты, типичный пример которых -- загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.

4. Неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных.

5. Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства.

6. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов и депрессий.

7. Излишне неравномерное распределение доходов, которое, если государство не принимает мер для «социальной компенсации» малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность.

8. Наличие обязательных товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок.

Из указанных и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного регулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования.

§ 3.2 Определение границ государственного регулирования экономики

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде, где необходимо.

Как же определить оптимальные границы вмешательства государства в экономику? В демократическом обществе вся политика основана на принципе власти большинства. Применительно экономики принцип власти большинства должен действовать с оговорками, а, следовательно, возникает необходимость выработки других критериев, определяющих масштаб действий государства. Ответ на вопрос, различается ли модель оптимального государства для разных обществ, во многом зависит от того, существуют ли фундаментальные различия между людьми, принадлежащими к разным сообществам. Сама человеческая природа предопределяет сходные варианты мотивации, а потому и модель оптимального государства для всех обществ в основном одинакова. Политика, построенная на противоположной точке зрения -- к примеру, на тезисе о том, что в бедных странах государство должно больше вмешиваться в экономику, поскольку бедные крестьяне слабо реагируют на стандартные экономические стимулы, -- стала одной из главных причин неспособности стран третьего мира выбраться из нищеты. Еще более серьезную ошибку совершили марксисты, полагавшие, что ликвидация частной собственности позволит создать более совершенного «нового человека». Из последних заблуждений следует упомянуть концепцию, согласно которой необходимость усиления государственного регулирования в бедных странах обосновывается информационными дефектами их рынков (т.е. недостаточной образованностью населения). Подобные рекомендации вызывают недоумение, ведь в развивающихся странах государственное регулирование уже намного превышает уровень, который можно было бы оправдать необходимостью повышения эффективности функционирования экономики.

Что же считать основным критерием определения оптимального государства? В литературе не существует единого мнения по этому вопросу, но большинство сводится к концепции «общественного блага». Ради самого обеспечения общества подобными «благами» необходимо налогообложение, а, следовательно, и принуждение со стороны государства. В реальной жизни, возможно, присутствует куда меньше «общественных благ», чем это принято считать. Таким образом, необходимые (или желательные) рамки деятельности государства, вероятно, также следует сузить. Некоторые блага, которые называют «общественными», на деле, вероятно, являются частными, и в ведении государства они оказались из-за вмешательства последнего в экономику, ликвидировавшего или подорвавшего возможности для их добровольного частного финансирования. Другими словами, некоторые интерпретации понятия «общественное благо» неизбежно представляют собой оправдание задним числом уже свершившегося факта -- расширения функций государства. Таким образом, нельзя дать единой рекомендации по поводу определения границ государственного регулирования экономической деятельности, известно лишь, что границы не должны быть слишком широкими или же наоборот, узкими.

Формулы, позволяющей определить важнейший показатель -- минимальный масштаб необходимой деятельности и отдачи государства, -- попросту не существует. Этот скептический вывод следует признать справедливой оценкой имеющихся в научной литературе представлений об оптимальных масштабах деятельности государства. Эту формулу каждое государство ищет самостоятельно, исходя из внутригосударственных социально-экономических и правовых критериев и условий.

§ 3.3 Цели, инструменты и методы осуществления государственного регулирования экономики

Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования. Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей. В научных концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике. Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества, экономической и социальной стабильности, а также укреплению существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптации его к изменяющимся условиям. [ 11 ,с.16] Но ее реализация возможна лишь через достижение прикладных целей, к которым относятся:

Экономический рост;

Полная занятость;

Стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;

Внешнеэкономическое равновесие.

В системе этих целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости. Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства. Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного равновесия. Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей. Например, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост и сохранение окружающей среды находятся в очевидном противоречии. Как показывает опыт развитых стран, самый разумный вариант - использование метода постоянного и мягкого маневрирования. Попеременное частичное достижение каждой из противостоящих целей - оптимальный путь решения задач в национальных экономиках, близких к равновесному.

В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы, издаваемые государством. Здесь, прежде всего, имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддерживать определенную структуру - степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец, различные государственные стандарты, регулирование условий эксплуатации окружающей среды. Материальной базой и важным инструментом государственного регулирования являются государственная собственность и государственное предпринимательство. Инструментами государственного регулирования выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. Социальная политика является мерой государственного регулирования, не уступающей по значимости вышеперечисленным инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого распределения доходов.

Для каждой страны набор инструментов и степень вмешательства государства не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех или иных инструментов только в данной стране или группе стран.

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного влияния. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, государственные инвестиции. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения результата. Но у них есть и недостатки: прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.

Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики. К таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному сектору определённой информации. Недостатком косвенных методов является определенный временной провал, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

Методы государственного регулирования также можно разделить на административные и экономические методы. Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер - создание определенных “правил игры” в рыночной экономике. Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие собственного решения. Жесткое разграничение экономических и административных методов несостоятельно, так как порой и административные, и экономические методы несут в себе черты того и другого.

Заключение

Изучение данной темы весьма важно в изменяющихся реалиях и наталкивает на ряд вопросов. Во-первых, действительно ли так важна экономическая функция государства? Изучив материал по данному вопросу можно с уверенностью сказать, что экономика, пущенная на самотёк, не только не принесёт никаких плодов, но и разрушит государство изнутри. В данной работе этому вопросу уделено центральное место. Для его раскрытия был произведён анализ сущности, генезиса, видов и способов реализации экономической функции государства, что и являлось целью данной работы.

Во-вторых, существует ли «золотая середина» в сфере влияния государства на экономику и, если существует, то, как её найти? Конечно, вмешательство государства в экономические отношения не должно быть безграничным - экономика не должна быть излишне «зарегулирована», так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики. В начале XXI столетия человечество стоит перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и экологию. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство.

В-третьих, каким же образом происходит государственное регулирование экономики? Для ответа на этот вопрос была детально изучена литература по вопросам целей, методов и осуществлению государственного регулирования. Это позволило установить главную цель государственного регулирования в любом государстве - сохранение благополучия своих граждан при нормальном функционировании социально ориентированной рыночной экономики.

Главный вывод, напрашивающийся сам собой - это то, что государство и экономика неотделимы друг от друга в своём функционировании, более того, экономика - базис государства, но при этом не стоит забывать о стремлении к созданию ориентации на социум в любом государстве, которое считает себя правовым. Без выполнения государством экономических функций невозможно представить осуществление им других функций, ведь экономика как бы там ни было, явление социальное и строится на отношениях различного рода и уровня.

В данной работе ясно указано на то, что прежнее противопоставление государства и рынка в развитых странах потеряло смысл: и государство, и рынок занимают в социально-экономической системе вполне определенное место, выполняют присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве.

Таким образом, проведя анализ литературы по данной теме, ответив на главные вопросы данного исследования, можно с уверенностью сказать, что цели и задачи, поставленные в начале работы, успешно выполнены.

Список литературы

1. Анцупов В.В. Экономическая функция государства./ Автореферат кандидатской диссертации - Красноярск, 2004. - 35 с.

2. Бабенышев А. Государство должно исчезнуть /Бабенышев А./ Новая газета: 2002. № 45 - М. - 20 с.

3. Бальцерович Л. Навстречу ограниченному государству / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2007. -- 92 с.

4. Экономика. Учебник / Под ред. доктора экономических наук, профессора А.С. Булатова. - М.: ЮРИСТЪ, 1996 - 658 с.

5. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: Курс лекций / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; под ред. В.А. Кучинского. - Мн.: Амалфея, 2002. - 656 c.

6. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие /Под ред. доктора экономических наук, профессора Власова Г.Н. и кандидата экономических наук, доцента Желтова А.М. - Нижний Новгород, 1998. - 128 с.

7. Государственное регулирование экономики: Учебник для вузов/Под ред. Кушлина ВИ Волгина НА-М:ОАОНПОЭкономика2000. - 432 с.

8. Общая теория права, учебник / Под ред. Лазарева В.В. - М.: Юристъ, 1996 - 472 с.

9. Максуров А.А. Экономическая функция координационной юридической практики // (электронный ресурс) http://www.maksurov.ru/science/24.php

10. А.Д. Нестерова. Государственное регулирование экономики: Курс лекций / Калининградский ун-т. - Калининград, 1997. - 63 с.

11. М.В. Новиков. Государственное регулирование экономики: Конспект лекций / Таганрогский ун-т. - Таганрог, 2000. - 356 с.

12. Райзберг Б.А. Основы экономики: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2003. 408 с.

13. Тамбовцев В.Л. Государство и экономика. - М.: Магистр, 1997. - 260 с.

14. Шади Иршиэд Аль-Сараиех. Государственное управление в условиях новой экономики (теоретико-методологические основы) // Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук // Мн.: БГУ, 2006 - 115 с.

Подобные документы

    Роли государства в рыночной системе. Необходимость и цели государственного регулирования экономики. Методы и проблемы государственного воздействия на экономическое развитие. Рыночные способы хозяйствования, проблемы государственного регулирования.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2016

    Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику. Антициклическое и антикризисное регулирование экономики. Направления и функции государственного регулирования экономики. Важнейшие направления регулирования экономики в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2014

    Исторический опыт влияния государства на экономику страны. Определение цели и задач государственного регулирования экономики. Меры воздействия государства на экономику страны. Основные инструменты воздействие государства на макроэкономические процессы.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2010

    Основные виды вмешательства государства в рыночную экономику. Виды государственного регулирования экономики. Сочетание рыночных и государственных механизмов регулирования экономики. Важнейшие направления регулирования экономики в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2015

    Инструменты государственного регулирования экономики страны. Характеристика современного состояния экономики. Особенности государственного регулирования российской экономики в переходный период. Механизм реализации экономических функций государства.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2014

    Экономическая роль государства: необходимость, возможность, пределы. Инструменты государственного регулирования экономики. Административные инструменты. Экономические инструменты: денежно-кредитные бюджетные.

    реферат , добавлен 25.10.2002

    Сущность государственного регулирования экономики, его цели и задачи. Функции, инструментарий и методы государственного регулирования. Этапы взаимодействия рыночной экономики и государства. Возможности и противоречия государственного регулирования.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2010

    Анализ теории Д. Кейнса о ведущей роли государства в регулировании национального хозяйства. Преимущества и недостатки рыночной экономики. Объективная необходимость государственного вмешательства в решение ее проблем. Функции государства в экономике.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2016

    Сущность и характеристика функций государства. Основные виды функций государства. Экономические функции государства. Средства государственного регулирования экономики. Изменение роли и функций государства в условиях мирового финансового кризиса.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2014

    Положение о роли государства в учении меркантилистов. Методология государственного регулирования экономики. Формы, цели и задачи государственного регулирования экономики в современных условиях. Анализ государственного регулирования регионов Казахстана.

Новое на сайте

>

Самое популярное