Домой Сбербанк Курсовая работа: Методология исследования экономических процессов и явлений. Методы исследования экономических процессов

Курсовая работа: Методология исследования экономических процессов и явлений. Методы исследования экономических процессов


Экономическое моделирование можно определить как разработку моделей, отражающих различные стороны хозяйственной деятельности, т.е. создание различного типа аналогов, воспроизводящих те или иные аспекты хозяйственной активности человека. Экономическая модель - материальный или идеальный аналог, отображающий или воспроизводящий исследуемый хозяйственный объект и способный дать об этом объекте принципиально новую информацию.
Можно дать и иное определение экономической модели: «Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования».
Р. Нуреев также указывает на основные достоинства метода экономического моделирования:
«Во-первых, модель, значительно упрощая действительность, помогает отделить главные характеристики исследуемого явления от второстепенных, внутренние от внешних, постоянно повторяющиеся от случайных. Во-вторых, модель помогает формализовать происходящие в обществе события. Формализация позволяет в значительной степени уточнить первоначальные эксплицитные представления, типичные для обыденного сознания и неформальных (т.е. полностью неформализованных. - А.О.) моделей. В-третьих, модели предоставляют возможность более точно описать существующие закономерности, о наличии которых мы могли догадываться и до создания модели, более строго определить структуру тех или иных явлений, временные лаги и т.д. .В-четвертых, моделирование позволяет установить сущностные взаимосвязи более высокого уровня, увидеть черты общности у разнородных явлений».
Тем не менее существенной характеристикой любой экономической модели остается ее неполнота. Экономическая модель неполна, потому что она абстрактна, и, сделав акцент на одни характеристики хозяйственного процесса, она отвлекается от других.
«Так, в простейшей модели спроса считается, что величина спроса на какой-либо товар определяется его ценой и доходом потребителя. На самом же деле на величину спроса оказывает также влияние и ряд других факторов: вкусы и ожидания потребителей, цены на другие товары, воздействие рекламы, моды и так далее. Обычно предполагают, что все факторы, неучтенные явно в модели, оказывают на объект относительно малое результирующее воздействие в интересующем нас аспекте. Состав учтенных в модели факторов может быть уточнен в ходе совершенствования модели».
Экономические модели удобно классифицировать тем же способом, как в одной из предыдущих глав мы классифицировали экономические эксперименты. Во-первых, все экономические модели следует разделить на идеальные экономические модели и предметные (вещественные, натурные) экономические модели. Далее идеальные экономические модели можно разделить на мысленные экономические модели, компьютерные (виртуальные) экономические модели и математические экономические модели (экономикоматематические модели). Предметные экономические модели делятся на лабораторные экономические модели и полевые экономические модели.
Далее мы подробно рассмотрим экономико-математическое моделирование и деловые игры, которые представляют собой тип лабораторной экономической модели - иногда с элементами виртуального (компьютерного) моделирования.
Приведем несколько определений экономико-математической модели:
«Математическая модель экономического объекта - это его гомоморфное отражение в виде совокупности уравнений, неравенств, логических отношений, графиков».
«Экономико-математическая модель - математическое описание экономического процесса или объекта, произведенное в целях их исследования и управления ими: математическая запись решаемой экономической задачи (поэтому часто термины “модель” и “задача” употребляют как синонимы)».
«Эти (экономико-математические. - А.О.) модели можно определить как систему имеющих экономический смысл математических символов, формул, призванных отразить наиболее существенные черты изучаемого объекта и определить пути его эффективного развития. К экономико-математическим моделям относят числовые и графические модели, если в последних графические изображения сочетаются с числами и математическими символами».
Из вышеприведенных определений хорошо видна главная задача экономико-математического моделирования - это отображение и воспроизведение на математическом языке основных свойств исследуемого хозяйственного объекта с целью анализа и прогнозирования развития этого объекта. Согласно точке зрения И.П. Суслова, экономико-математическая модель выполняет три основных функции: вычислительную (помогает вычислять), управленческую (выступает исходным пунктом управления и инструментом прогнозирования) и познавательную.
Далее российский исследователь замечает:
«Модели представляют собой одно из лучших средств восприятия и понимания объектов больших масштабов и сложности. Они позволяют рассматривать сложные объекты как совокупность взаимосвязанных систем, помогают объяснить механизм процесса. Экономико-математические модели экономны и емки, они заменяют длинную цепочку слов короткой записью на языке математических символов, тем самым обеспечивая и упрощая понимание и чтение мыслей, делая более эффективным процесс познания в целом».
Существует почти безграничное число классификаций экономико-математических моделей. Их можно делить: а) по результатам - на оптимальные и неоптимальные; б) по характеру связи - на однозначные и стохастические; в) по динамике - на статические и динамические; г) по масштабу - на макроэкономические, микроэкономические, межотраслевые, отраслевые и т.п.; д) по конструкции - на аналитические, графические, числовые; е) по равновесности - на равновесные и неравновесные; ж) по задачам - на дескриптивные и прескриптивные; з) по открытости - на открытые, закрытые и изолированные и т.д.
В современной экономической науке также широко обсуждается проблема математического компьютерного моделирования.
Такое моделирование de facto есть не только определенная форма экономико-математического моделирования, но одновременно его можно рассматривать как вариант математического эксперимента (поскольку такое моделирование, как правило, бывает многократным), и, естественно (что вытекает из самого определения), модели подобного вида есть разновидность виртуальных (компьютерных) моделей.
Вот как резюмируют основные цели математического компьютерного моделирования Р. Нельсон и С. Уинтер:
«Техника компьютерного моделирования применяется в экономическом анализе по множеству разных причин. В некоторых случаях (вероятно, охватывающих наиболее широкие известные приложения) есть убежденность в том, что модель основана на хорошем понимании большого числа различных компонентов целостной проблемы. В крупномасштабных макроэкономических моделях эти компоненты могут принимать форму оцениваемых поведенческих отношений. При этом желательно проанализировать воздействие разнообразных гипотетических изменений (протекание времени, увеличение ставки налогообложения) на совокупность переменных, представляющих интерактивный результат большого количества этих процессов (как-то: валовой национальный продукт, занятость, потребительские расходы). Однако эта задача слишком сложна и имеет слишком много ограничений, чтобы решать ее аналитически. Поэтому аналитик закладывает всю модель в компьютер и “экспериментирует” с переменными, воздействие которых хочет оценить. В ситуациях такого рода аналитик держит в голове ясную “структуру” модели, которую он хочет анализировать. Хотя он может анализировать весьма упрощенную форму модели и с более традиционной техникой, компьютерное моделирование диктуется нежеланием нести издержки такой “сверхупрощенности”».
Но у математического компьютерного моделирования есть свои недостатки, и в целом они вполне соотносимы с недостатками математического метода, о которых мы писали в главе 9.
«Нет надобности говорить, что у компьютерного моделирования в сравнении с аналитической моделью есть известные издержки. Прежде всего, - неопределенная степень общности результатов. Если область определения представляющих интерес независимых переменных и параметров достаточно велика, то решительно нет никакой возможности обследовать все ее части. Задача еще более осложняется, если модель стохастическая. Тогда возникает неуверенность по поводу репрезентативности результатов даже в обследованных частях области определения. Однако, по нашему мнению, наиболее серьезной проблемой многих компьютерных моделей является недостаток прозрачности: модели дают результаты, которые нелегко понять. Хотя в случае компьютерных моделей эта опасность очевиднее, чем при других стратегиях моделирования, было бы ошибочным полагать, что непрозрачность органически присуща компьютерным моделям или что результатам применения более традиционной аналитической техники органически присуща прозрачность. Случайная выборка статей из современных журналов по экономической науке, похоже, содержит изрядную долю примеров, где “заключения”, выводимые с помощью традиционной аналитической техники, имеют вид сложных математических выражений, за которыми исключительно трудно (а порой и невозможно) разглядеть самостоятельный экономический смысл».
Экономико-математическая модель - важнейший инструмент познания хозяйственных явлений. И хотя проблема «замоделиро- ванности» современной экономической науки стоит очень остро, никто из экономистов-исследователей еще пока не поставил под сомнение высокую продуктивность разработки подобных моделей.

Еще по теме ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ:

  1. 66. Экономический рост, его типы, темпы и модели. Факторы экономического роста.
  2. 66. Экономический рост, его типы, темпы и модели. Факторы экономического роста
  3. 32. Экономическое развитие. Основные показатели развития. Факторы и типы экономического развития. Экономический рост.
  4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
  5. 2. Основные направления анализа поведения человека в различных экономических системах. Модели человека в экономической теории
  6. ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
  7. 2. Классификация и типы экономических систем. Роль экономической культуры в экономической системе общества
  8. 1.Экономический рост и его типы. Факторы и проблемы экономического роста

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

Системный метод исследования - детище Х Х в. Однако предпосылки его возникновения складывались еще в XIX в. в процессе перерастания формальной логики в математическую. Именно в этот период Д. Буль создает алгебру логики, а У. Джевонс и Э. Шредер - первую систему математической логики.

В начале XX в. А. А. Богданов (1873-1928) попытался создать всеобщую организационную науку -тектологию, которая, по мысли ее творца, как и математика, отвлекается от конкретного характера элементов системы, изучая их с точки зрения организованности или дезорганизованности. Это позволяет объединить на основе общего строения социально-экономические, энергетические и биологические процессы. В основе такого объединения лежит идея равновесия: статического и динамического. В соответствии с этим подходом А. Богданов делил все системы на уравновешенные и неуравновешенные.

Мощным импульсом для развития экономического моделирования стали теория и практика народнохозяйственного планирования в СССР (ГОЭЛРО, межотраслевой баланс 1923-1925 гг., модели экономического роста Г. А. Фельдмана и др.). В 1939 г.

Л. В. Канторович создал метод линейного программирования. Развитие технических наук (теории машин и механизмов, теории связи и информации), математики (теории алгоритмов, математической логики, теории вероятностей, математического программирования), а также биологии и физиологии (исследование систем регулирования в живых организмах, учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности и т. д.) способствовало возникновению во второй половине 40-х гг. кибернетики.

"Отцом" новой науки стал американский исследователь Н. Винер. Кибернетика возникла как наука об управлении сложными динамическими системами (независимо от того, является ли такая система механической конструкцией или живым организмом). Применение кибернетических принципов к экономике увенчалось в начале 60-х гг. созданием экономической кибернетики (В. С. Немчинов, О. Ланге, Г. Греневский, С. Вир и др.).

Распространение системных методов исследования и рождение кибернетики сопровождались бурным развитием экономико-математического моделирования.

Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Создание модели связано с потерейчасти информации. Это позволяет абстрагироваться от второстепенных элементов, сконцентрировать внимание на главных элементах системы и их взаимосвязи. Известные величины, вводимые в модель в готовом виде, называются экзогенными; величины, которые получаются в рамках модели при решении поставленной задачи, называются эндогенными.


Связь модели с объективной экономической действительностью двояка: с одной стороны, модель отражает реальный мир, является его условным воспроизведением, с другой - служит его преобразованию в соответствии со сформулированными целями.

Простейшим видом экономико-математического моделирования является моделирование в двухмерном пространстве - при помощи графиков.

Если с увеличением значения аргумента Х значение функции У растет, наклон графика называют положительным,

Если с увеличением значения аргумента значение функции уменьшается, наклон называют отрицательным.

Если с изменением значения аргумента значение функции не меняется, то говорят, что у функции нулевой наклон.

Если, наконец, одному и тому же значению аргумента соответствует бесконечное число значений функции, то наклон функции равен бесконечности (см. рис. 1-10).

На рис. 1-10 показаны простейшие линейные зависимости; однако в реальной действительности зависимости носят более сложный характер и изображаются кривыми. Чтобы определить уровень наклона функции в окрестностях данной точки, необходимо к ней провести касательную так, как показано на рис. 1-11. Кроме того, наклон функций может меняться, переходя из положительного в отрицательный и наоборот.

Мир моделей многообразен. Они различаются по уровню обобщения (абстрактно-теоретические и конкретно-экономические), сфере охвата (макро- и микроэкономические), времени и характеру действия (статические и динамические), степени структурализации (малоразмерные и многоразмерные), характеру взаимосвязи элементов (линейные и нелинейные) и т. д. Наибольшее значение в экономической науке играет микро- и макромоделирование.

Предпосылки для возникновения микроэкономики складываются во второй половине XIX в., когда в экономической науке все большее внимание начинает уделяться психологическому фактору. Австрийская школа предельной полезности стала рассматривать в качестве исходного пункта экономической науки автономного индивида, независимого от окружающего мира. Основная задача его деятельности - удовлетворение потребностей в условиях ограниченности ресурсов. Поведение этого индивида рассматривается в различных гипотетических ситуациях с целью выбора оптимального варианта (теория выбора А. Маршалла). При этом предполагается почти полная взаимозаменяемость факторов (труда, капитала и т. д.).

Экономическая наука выступает при таком подходе как сборник готовых рецептов поведения индивида, фирмы и т. д. в стандартных ситуациях, как нормативная наука. Специфически капиталистическое выдается за общечеловеческое, рыночная экономика - за экономику вообще. При таком подходе неизбежно представление о современном обществе как о наилучшем, как о самой гармоничной системе.

Крах золотомонетного стандарта после 1914 г., а затем Великая депрессия 1929-1933 гг. наглядно обнажили несовершенство функционирующей системы. Возникла необходимость возвращения к объективному подходу, типичному для предшествовавшей экономической теории, рассмотрению функционирования народного хозяйства как единого целого (макроэкономика).

Это достигается, во- первых, в анализе таких категорий, как национальный доход, сбережения, инвестиции и моделирование взаимосвязей между ними; во-вторых, путем значительного расширения эмпирической базы и совершенствования экономико-математических методов их обработки (развитие эконометрики, кибернетики и т. д.). Причинно-следственные связи вытесняются функциональными и структурными, происходит четкое разграничение микро- и макроэкономики.

Изучение естественного хода явлений и процессов экономической жизни ставит на повестку дня проведение экспериментов.

Экономический эксперимент - это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения. Эксперименты могут проводиться как на микро- ,так и на макроуровне, как в условиях рыночной экономики,так и вне ее.

Сознательное массовое экономическое экспериментирование - порождение XIX в. Наиболее известные экономические эксперименты, проведенные на микроуровне, связаны с деятельностью Р. Оуэна, "банками справедливого обмена" П. Ж. Прудона, а также с теоретиками научной организации труда, производства и управления - Ф. Тейлором, Г. Фордом и Э. Мейо.

Широкие эксперименты на макроуровне проводились в СССР с первых лет советской власти. На Западе они связаны прежде всего с именами Дж. М. Кейнса, М. Фридмена и их последователей.

В последующий период роль экономических экспериментов заметно возросла, и в настоящее время серьезная, научно обоснованная политика немыслима без проведения широких и разнообразных экономических экспериментов.

Экономические эксперименты позволяют на практике проверить обоснованность тех или иных экономических рекомендаций и программ, не допустить крупных народнохозяйственных ошибок и провалов.

Методы экономической теории

Экономическая теория, как и любая другая наука, использует широкий спектр методов научного познания. Слово «метод» происходит от греческого «methodos», что буквально означает «путь к чему-либо». Поэтому метод -в самом широком смысле слова - можно определить как деятельность, направленную на достижение какой-либо цели.

Одним из методов является формальная логика. Это изучение предмета со стороны его структуры, формы. Основными приемами познания в формальной логике являются: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, гипотеза.

Анализ-это метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части и исследовании каждой части в отдельности.

Это дает возможность выделить свойства, образующие содержание отдельных категорий, их сущностную основу, форму проявления.

Синтез - метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое. Посредством синтеза воссоздается единая целостная картина общего экономического процесса, в котором прослеживается взаимодействие его составных частей, связей и отношений между ними.

Индукция как логическое умозаключение позволяет обеспечить переход от изучения единичных, частных, отдельных фактов к обобщениям, к получению общих положений и выводов.

Дедукция – метод, основанный на умозаключениях, позволяющих сделать переход в научном познании от общих выводов к частным и конкретным явлениям в экономической жизни общества.

Аналогия – это метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. Многие открытия в экономической теории были сделаны по аналогии. Например, А. Курно, изучая механическое равновесие, пришел к идее экономического равновесия.

Постановка проблемы в форме парадокса способствует рождению гипотезы. Гипотеза – это метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предложения о возможных причинах или связях явлений и процессов. Гипотеза возникает тогда, когда появляются новые факторы, противоречащие старой теории.

Качественно новый этап в развитии методологии экономической теории связан с применением диалектического метода исследования. Диалектический метод, во-первых, исходит из того, что в природе и обществе все явления и отношения не выступают раз и навсегда данными, вечно и неизменно существующими. Они находятся в процессе развития и изменения. Применительно к экономической теории это означает, что следует рассматривать экономические категории и законы, процессы и явления не как застывшие, неподвижные, вечные, а как изменяющиеся и развивающиеся. Необходимо постоянно выяснять, как, почему и в силу каких причин возникают, развиваются и исчезают экономические явления.

Во-вторых, в его основе лежит утверждение, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему. Сложное отношение может появиться лишь после того, как развилось предшествующее ему простое. Переход от простого к сложному, сопровождается приобретением новых качеств и в то же время сложное отношение, являясь качественно новым, содержит черты, присущие предшествующему простому отношению.

В-третьих, диалектический метод исходит из того, что движущей силой развития является единство и борьба противоположностей, внутренние противоречия того или иного явления. В экономической теории движущими силами экономического прогресса считаются противоречия между производством и потреблением, различными видами интересов и т.д.

Наиболее широкое распространение в рамках диалектического подхода получили метод восхождения от абстрактного к конкретному и принцип исторического и логического.

Научное абстрагирование означает очищение исследуемого объекта от случайного, временного, единичного и выделении в нем прочного, устойчивого, типичного. Благодаря применению метода абстракции удается улавливать сущность явлений, от сущности одного порядка переходить к сущности более глубокого уровня, формулировать категории и законы науки, выражающие эти сущности. На этом процесс познания не завершается. То, от чего на первом этапе необходимо было отвлечься во имя выяснения более глубоких сущностных отношений, теперь, наоборот, должно быть принято во внимание и шаг за шагом – от общих основ до конкретных форм взаимосвязей и проявлений – объяснено. Но теперь конкретное предстает уже иным: не случайным нагромождением явлений, а целостной, внутренне связанной картиной общественной жизни.

Метод единства исторического и логического. Исторический метод ведет изучение реальных экономических отношений в той последовательности, в какой они возникали и развивались. Логическое исследование системы экономических отношений отражает реальный процесс их исторического развития. Но логическое исследование не просто копирует историю. История имеет массу случайностей, которые могут увести от главного или же привести к поверхностному описанию явлений. Поэтому чисто исторический процесс должен быть очищен от всего случайного и несущественного. Логический метод предполагает рассмотрение исторически-определенной системы экономических отношений в ее зрелом, развитом состоянии. Это дает возможность всесторонне глубоко раскрыть сущность всех ее элементов.

Каждое экономическое явление имеет качественную и количественную стороны, находящиеся в тесной связи и взаимозависимости. Качественная сторона выражает сущность явления. Она выступает ведущей, определяющей количественные величины, меру данного отношения. Количественный анализ предполагает широкое использование в экономической теории статистических данных, методов математики, экономико-математического моделирования и вычислительной техники.

Привлечение математики к экономическим исследованиям играет важную роль в изучении количественных связей в экономике, определении темпов роста отдельных экономических звеньев, установлении оптимальных пропорций, прогнозировании структурных сдвигов в производстве, распределении и использовании валового внутреннего продукта и т.д.

Однако математический и статистический анализ только тогда вскрывает реальные отношения, когда он тесно связан с качественным содержанием анализируемого предмета.

Экономические явления исследуются системно. Системный подход предполагает трактовку экономического объекта как системы и в то же время как элемента еще более сложной системы. Экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной последовательности, с выделением причины и следствия, корреляционной зависимости.



Появление системных методов исследования сопровождалось бурным развитием экономико-математического моделирования.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Неотъемлемым звеном метода экономической теории выступает принцип единства теории и практики. Общественная практика, являясь исходным пунктом теоретического познания, одновременно служит и критерием истинности выводов. Применительно к проблеме единства экономической теории и практики следует отметить роль эксперимента.

Экономический эксперимент – это искусственное воспроизводство экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения. Эксперименты могут проводиться как на микро-, так и на макроуровне, как в условиях рыночной экономики, так и вне ее.

Эксперимент призван практически подтвердить или опровергнуть теоретическую гипотезу, представляющую собой предположение, объясняющее тем или иным образом какое-то явление или процесс. Роль эксперимента в экономике ограничена. Нельзя, например, искусственно построить какое-то общество, чтобы проверить, правильна ли была гипотеза или нет.

Вопросы для самоконтроля

1. В каком соотношении находятся понятия экономики как хозяйства и экономики как науки?

2. Почему предмет экономической теории у разных школ различен?

3. Какие экономические отношения не являются производственными отношениями?

4. Являются ли предметом изучения экономической теории технико-экономические отношения?

5. Что такое средства производства? Чем средства производства отличаются от средств труда?

6. В чем разница между производительными силами и средствами производства?

7. Почему экономические законы действуют независимо от того, познали их люди или нет?

8. В чем состоят особенности применения диалектического метода в экономической теории?

9. Почему в экономических исследованиях возможно применение математических методов?

10. Почему общественная практика является критерием истины?

Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.

Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получило широкое распространение в XX в. Однако элемент субъективности в построении экономических моделей иногда ведет к ошибкам. Лауреат Нобелевской премии М. Аллэ писал в 1989 г., что в течение сорока лет экономическая литература развивалась в ошибочном направлении: в сторону совершенно искусственных и оторванных от жизни математических моделей с преобладанием математического формализма, что представляет собой, по сути дела, большой шаг назад.

При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.

Экономический эксперимент - это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

Сознательное массовое экономическое экспериментирование на микроуровне связано с деятельностью Р. Оуэна, П.Ж. Прудона, Ф. Тейлора, Г. Форда, а на макроуровне - с именами Дж.М. Кейнса и М. Фридмена. Широкие эксперименты на макроуровне проводились и в бывшем СССР.

11. Экономические категории – это логические понятия, отражающие в обобщенном виде наиболее существенные стороны (условия) экономической жизни общества. Категории выражают отдельные формы бытия, условия существования, характеризуют отдельные стороны развития системы экономических отношений.

Логическая взаимосвязь экономических категорий дает возможность выяснить существенное, постоянное, прочно остающееся в движении и развитии экономических процессов, явлений. Познавая сущность экономических категорий, экономическая теория приходит к определению экономических законов, изучение которых является задачей науки.

Закон (экономический закон) – это устойчивое, прочное, многократно повторяющееся явление, как выражение внутренней, существенной, необходимой, причинно-следственной, постоянной, всеобщей, качественной и количественной взаимосвязи (отношения), свойственной данному явлению или процессу.



Не следует смешивать экономические законы с законами природы, так же как и с законами естествознания, так как между ними имеется ряд существенных и принципиальных различий:

1. естественные законы - это законы природы, экономические - законы развития общественной жизни, хозяйственной деятельности людей;

2. естественные законы - вечные, экономические носят исторический характер;

3. открытие и применение естественных законов происходит более или менее гладко, а экономические законы встречают сильное противодействие со стороны отживающих общественных сил.

Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов развития общества, которая включает в себя различные группы и виды законов.

Экономические законы классифицируются по следующим группам (в зависимости от их исторической устойчивости):

1) специфические экономические законы;
2) особенные экономические законы (законы для ряда эпох);
3) общие экономические законы.



Специфические экономические законы - это законы развития конкретных, исторически определенных форм хозяйствования. Например, законы распределения при рабстве, крепостничестве и др.

Особенные экономические законы - это законы, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются условия для их действия. Например, закон стоимости (ценности).

Общие экономические законы - законы, свойственные всем без исключения историческим эпохам. Они выражают поступательный процесс развития общественного производства. Например, закон экономии времени, закон возвышения (возрастания) потребностей, закон распределения общественного труда.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Дать определение экономике.
  2. Стадии общественного производства, охарактеризовать их.
  3. Дать определение потребностей и раскрыть их классификацию.
  4. Что собой представляет экономический интерес?
  5. Какие виды благ и ресурсов Вы знаете?
  6. Назовите мобильные факторы производства, почему Вы так считаете?
  7. Назовите главные свойства информации как экономического ресурса.
  8. Дайте определение процесса производства и назовите основные его элементы.
  9. Какие Вы знаете технологические способы производства?
  10. Дайте определение общественному разделению труда.
  11. Охарактеризуйте структуру общественного производства.
  12. Что собой представляет альтернативная стоимость, проиллюстрируйте свой ответ примером?
  13. Дайте определение категории производственные возможности, каким образом их можно проиллюстрировать?
  14. Назовите уровни анализа экономических явлений и процессов.
  15. Какие Вы знаете методы экономики?
  16. Дайте определение экономической категории, приведите пример.
  17. Назовите группы экономических законов.
  18. Тестовые задания:

1. Альтернативные издержки платного обучения не включают в себя:

а) зарплату, которую можно было бы получить, работая вместо учебы;
б) расходы на учебную литературу и канцелярские принадлежности;>
в) расходы на питание;
г) плату за обучение.

2. Установите, что входит в понятие «факторы производства»:

а) издержки производства и показатели рентабельности;
б) основные и оборотные фонды;
в) труд, земля, капитал.

3. Блага - это …;

а) недостаток чего-либо;
б) средства, удовлетворяющие потребности;
в) наслаждение, счастье.

4. Основная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы:

а) производство;
б) инвестиции;
в) ограниченность ресурсов.

а) высокое качество;
б) ограниченность;
в) неповторимость.

6. Кривая производственных возможностей показывает:

а) точное количество двух товаров хозяйство намеревается осуществлять;
б) альтернативную комбинацию товаров при наличии определенного количества ресурсов;
в) свойства выпускаемых товаров.

Новое на сайте

>

Самое популярное