Домой Сбербанк Основные черты индустриального. Индустриальное общество и его признаки

Основные черты индустриального. Индустриальное общество и его признаки

Социальные теории и индустриальное общество

Развитие кибернетики, создание информационных сетей, различных экспертных систем и другие достижения научно-технической революции дали возможность ученым прогнозировать и исследовать социальные процессы путем моделирования. Это позволило глубже раскрыть сущность развития общества. Ученые увидели, что социальные организмы действительно проходят эволюционные стадии, каждая из которых имеет свои свойства и признаки.

Метод моделирования и прогнозирования результатов практической деятельности, исследование возможных вариантов их развития и последствий тесно связаны с социальными теориями. Они пытаются охватить исторический процесс как комплексную проблему организации сложных систем. Одной из таких теорий является концепция о том, что в эпоху технического прогресса весь мир представляет собой единое индустриальное общество.

Идеи Уолта Ростоу

Само это понятие родилось еще в 19 веке. Его использовали и утопические социалисты (Сен-Симон), и основатели позитивизма (Конт). Сам термин «индустриальное общество» возник в качестве противопоставления аграрной, «отсталой» экономики и связанного с ней «старого режима». В послевоенную эпоху значение его изменилось. В разгар «холодной войны» некоторые социологи, в частности, француз Р. Арон, не побоялись заявить о том, что все идеологические

различия между двумя враждующими лагерями - капитализмом и социализмом - на самом деле не стоят ломаного гроша и являются продуктом политической пропаганды. «Единое индустриальное общество» господствует теперь во всем мире, а разные политические системы являются только его вариантами. Уолт Ростоу в 60-х годах прошлого века попытался объединить эту концепцию с идеей, подобной учению Маркса об общественно-экономических формациях. Он тоже счел, что структура общества изменяется в каждый исторический период, только определяющим фактором здесь являются не производственные отношения, а «стадии экономического роста».

Индустриальное общество. Признаки новой стадии развития

Ростоу полагал, что прогресс определяется развитием науки и технологии, а не социальными потрясениями. Последние, наоборот, являются признаками общественной болезни, того, что дела идут не так, как надо. Он заявил о том, что с

50-х годов человечество практически завершило процесс индустриализации и вступило в новую стадию развития. Для нее характерны переход экономики к технологическому укладу, резкое уменьшение количества людей, занятых в аграрном секторе, рост городов (особенно мегаполисов), а также наступление эры массового потребления или же «всеобщего благосостояния». Ростоу полагал, что современный ему Советский Союз постепенно эволюционирует к этой стадии, в то время как в США она уже достигнута. Некоторые другие сторонники этой теории (например, представители школы социального прагматизма Дьюи, Сидней-Хук и другие) считали, что признаки индустриального общества имеют и социальный характер. К примеру, преодоление неравенства между разными социальными группами. Основываясь на социологических данных о сближении уровня доходов между служащими, интеллигенцией и мелкими предпринимателями, они выдвинули идею о возникновении одного или нескольких «средних классов», которые объединяют как работодателей, так и представителей наемного труда. Кроме того, эта фаза развития общества характерна большим количеством менеджеров, управляющих производством.

Наибольшие трудности вызвала тема «Многовариантность общественного развития (типы обществ)».

Хочу напомнить, что содержательную линию «Общество» представляли следующие темы:
«Системное строение общества: элементы и подсистемы»;
«Понятие общественного прогресса»;
«Многовариантность общественного развития (типы обществ)»;
«Угрозы XXI века (глобальные проблемы)».

Согласно аналитическому отчету о результатах ЕГЭ 2011 г. задания с выбором ответа на обращение к теоретическому материалу курса (А1) по различным темам этой содержательной линии выполнили в среднем от 68 до 80% экзаменуемых.

В то же время от одной трети до одной пятой части всех выпускников, сдававших экзамен, с этими заданиями не справились. Этот результат практически повторяет результат прошлого года, когда задания с выбором ответа базового уровня по различным темам содержательной линии «Общество» не смогли выполнить от 16 до 32% выпускников.

Наибольшие трудности среди заданий с выбором ответа вызвала тема:

«Многовариантность общественного развития (типы обществ)»

Задание на обращение к социальным реалиям (А3) по этой теме выполнили только 56% экзаменуемых, почти половина сда-вавших экзамен выполнить задание не смогли. Еще более выраженное затруднение вызва-ло задание на анализ двух суждений по этой теме (А4). Его выполнили только 37% выпускников, сдававших экзамен. О трудностях говорят и данные выполнения заданий с кратким ответом. Обратимся к примеру - заданию позиции В7, предполагающему множественный выбор. Только 8% экзаменуемых распознали оба верных ответа, 62% дали неполный правильный ответ. Получается, что треть экзаменуемых демонстрируют отсутствие знаний специфиче-ских признаков индустриального общества, и это свидетельствует об отсутствии глубины, целостности, системности знаний по теме у значительного числа выпускников.

Итак, давайте обратимся ещё раз к теоретическому материалу данной темы. Что должен знать экзаменующий?

Общественное развитие может носит реформистский или революционный характер. Эволюционный путь развития не предполагает резкого слома, разрушения предшествующих общественных отношений.

Внешним проявлением эволюции, основным способом ее осуществления является реформа. Под реформой мы понимаем властное действие, направленное на изменение определенных сфер, сторон общественной жизни с целью придания обществу большей устойчивости, стабильности. Реформы делятся на прогрессивные (н - р: реформы Александра II) и регрессивные (н - р: реформы Александра III). Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:

Экономические реформы - преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.);

Социальные реформы - преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми);

Политические реформы - изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).

Не все общества могли решать насущные задачи за счет органичных постепенных преобразований. В условиях острого кризиса, затрагивающего все сферы жизни общества, когда накопившиеся противоречия буквально взрывают сложившиеся порядки, наступают революции: кратковременные (н - р: революция 1917 г. в России) и долговременные (н - р: неолитическая революция, промышленная революция).

Наиболее устоявшимся в современном обществознании является подход, основанный на выделении трех типов обществ: традиционного (доиндустриального), индустриального, постиндустриального (иногда именуемого технологическим или информационным). В основе данного подхода лежит в большей степени вертикальный, хронологический срез, т. е. предполагается смена одного общества другим в ходе исторического развития.

Традиционное общество отличает преобладание сельского хозяйства в структуре экономики, большинство населения занято именно в аграрном секторе, трудится на земле, живет ее плодами. Главным богатством считается земля, и основой воспроизводства общества служит то, что на ней производится. Применяются в основном ручные орудия труда (соха, плуг), обновление техники и технологии производства происходит достаточно медленно.

Индустриальное общество рождается в результате промышленной революции, ведущей к развитию крупной промышленности, новых видов транспорта и связи, снижению роли сельского хозяйства в структуре экономики и переселению людей в города.

Основой постиндустриального общества стала структурная перестройка экономики, осуществленная в странах Запада на рубеже 1960-1970-х годов. Вместо тяжелой промышленности ведущие позиции в экономике заняли наукоемкие отрасли, «индустрия знаний». Символом этой эпохи, ее основанием является микропроцессорная революция, массовое распространение персональных компьютеров, информационных технологий, электронных средств связи. Многократно возрастают темпы экономического развития, скорость передачи на расстояние информационных и финансовых потоков.

Примеры заданий

1. Какой признак характеризует индустриальное общество?
1) низкая социальная мобильность
2) глобализация экономики
3) сословный тип стратификации
4) зарождение массовой культуры

2. Характерной чертой постиндустриального общества является:
1) расширение промышленного производства
2) замедление темпов развития
3) создание массовой культуры
4) использование компьютерных технологий

3. И традиционное и индустриальное общества характеризуются:
1) низкой социальной мобильностью
2) преимущественным развитием промышленности
3) сословным типом социальной стратификации
4) связью всех сфер жизни общества

4. Традиционное общество в отличие от индустриального:
1) имеет классовую стратификацию
2) является открытым
3) базируется на религиозном мировоззрении
4) поддерживает науку как социальный институт

5. Что является отличительной чертой индустриального общества?
1) приоритет ценностей коллективизма
2) превращение науки в общественный институт
3) низкая социальная мобильность
4) широкое использование компьютерных технологий

6. Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служат проявлением тенденции:
1) модернизации
2) глобализации
3) демократизации
4) информатизации

7. Сколько благ человек потребляет столько и должно быть произведено. Такая установка характерна для общества:
1) индустриального
2) массового
3) традиционного
4) информационного

8. Работник заинтересован в том, чтобы больше заработать. Для этого он готов трудиться более интенсивно, сократив время отдыха. Такие установки характерны для:
1) традиционного общества
2) индустриальной цивилизации
3) аграрной цивилизации
4) феодального общества

9. Такие установки трудовой этики, как предпочтение отдыха труду, стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для удовлетворения основных потребностей, характерны для общества:
1) индустриального
2) массового
3) традиционного
4) информационного

10. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется:
1) формированием рыночной экономики
2) ограничением социальной мобильности
3) развитием средств массовой коммуникации
4) организацией фабричного производства

11. Верны ли следующие суждения?
А. Разрушение прежних общественных отношений и возникновение качественно новых - характерный признак социальной революции.
Б. Разновидность социальных революций - революции научные и технические, приводящие к возникновению принципиально новых способов взаимодействия человека с природой.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения об общественных изменениях?

А. Революции выступают в качестве наиболее болезненных для людей форм общественных изменений.
Б. Реформа представляет собой изменение в общественной жизни, как правило, инициируемое и осуществляемое властью.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

13. Выберите из предложенного признаки, характеризующие традиционное общество.

1) большинство трудоспособного населения занято в сфере услуг
2) в управлении широко применяются электронные технологии
3) в сознании людей доминируют коллективистские ценности
4) в жизни общества важную роль играют локальные сельские общины
5) общество отличается низким уровнем социальной мобильности
6) динамичность общественных перемен.


Ответы:

№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8 № 9 № 10 № 11 № 12 № 13
4 4 4 3 2 2 3 2 3 3 3 3 345

Нельзя назвать прочными и освоенными знания по теме «Понятие общественного прогресса». В качестве индикатора можно рассмотреть задание на нахождение понятия, не относящегося к характеристике социальной динамики (В2).

Образец задания B2

B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «прогресс».

Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «прогресс».

Ответ: стагнация.

Не выполнили это задание 37% отвечавших. Это означает, что даже на уровне распознавания более трети экзаменуемых не владеют понятийным аппаратом по рассматриваемой теме. Подкрепляют вывод о пробелах в овладении знаниями по теме «Понятие общественного прогресса» данные о выполнении задания с развернутым ответом на конкретизацию (С6). Не выполнили это задание 37% отвечавших.

Интересно сравнить эти результаты с данными выполнения задания - задачи, содержащей в условии критерии (показатели) социального прогресса и требующей их конкретизации. Конкретизировать предложенные показатели смогло ненамного большее число отвечавших: 18% - один показатель, 27% - два показателя и только 24% смогли конкретизировать все три показателя. Напомню, что критериями общественного прогресса считают: развитие человеческого разума; совершенствование нравственности людей; развитие производительных сил, включая самого человека; прогресс науки и техники; возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку. Универсальный критерий социального прогресса - прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

Составить план развёрнутого ответа по теме «Общество и его структура» не смогли 42% отвечавших. 31% экзаменуемых выполнили задание на 1 балл. Они упустили отдель-ные вопросы, существенные для данной темы, или допустили отдельные некорректные формулировки пунктов и подпунктов сложного плана.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие общества как совокупности исторических форм совместной деятельности людей.

2. Сферы общественной жизни как элементы структуры общества:
а) экономическая сфера;
б) политическая сфера;
в) социальная сфера;
г) духовная сфера.

3. Социальные (общественные) институты в структуре общества и его отдельных сфер:
а) семья;
б) школа;
в) государство и др.

(Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана).

Проблема направленности совершающихся в обществе изменений зародилась еще в древности и оставалась достаточно дискуссионной.

Различные взгляды на направленность общественного развития.

Французские просветители - история непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.

Религиозные течения - преобладание регресса во многих сферах жизни общества.

Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби - движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т. е. теория исторического круговорота.

Современные исследователи - положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т. е. вывод о противоречивости прогресса.

Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

В современном научном словаре общественный прогресс определяется как совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.

Иногда за движением вперед следует откат — попятное движение, когда общество может скатиться на более примитивный уровень. Такой процесс был назван регрессом. Регресс противоположен прогрессу.

Также в развитии общества можно выделить периоды, когда нет явного улучшения, поступательной динамики, но нет и движения вспять. Такое состояние стали называть словом «стагнация» или «застой».

Относительность прогресса: есть области, в которых понятие прогресса не применимо (н - р: культура).

Противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других (н - р: экономика и духовность). И одним социальным силам прогресс может быть выгоден в какой-то области, а другим нет. Вспомним движение луддитов в Великобритании, которые выступали в том числе и против внедрения машин.

При составлении статьи был использован материал:
1. Аналитический отчёт ФИПИ о результатах ЕГЭ 2011 г.

— процесс социально-экономического перехода от аграрного типа общества к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике, которая проходит период экстенсивного развития с тем, чтобы производить как можно больше продукции. Этот процесс связан с развитием новых технологий, особенно в таких отраслях, как энергетика и металлургия . Разные авторы отмечают следующие ключевые факторы индустриализации: политические и законодательные реформы, наличие природных ресурсов , а также сравнительно дешевых и квалифицированных трудовых ресурсов.

В ходе индустриализации общество также претерпевает некоторые изменения в философском плане, меняется его мировосприятие. Позитивное отношение к труду в сочетании со стремлением как можно быстрее использовать новые технологии и научные открытия также дают вклад в ускоренный рост производства и доходов населения. В результате образуется все более широкий, в конечном счете, мировой рынок продукции и услуг всех видов, что в свою очередь стимулирует инвестиции и дальнейший экономический рост.

Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции. Происходит перераспределение рабочей силы: занятость населения в сфере сельского хозяйства падает с 70-80 % до 10-15 %, возрастает доля занятости населения в промышленности до 80-85 %, так же происходит прирост городского населения. Доминирующим фактором производства становится предпринимательская деятельность.

В результате научно-технической революции индустриальное общество трансформируется в постиндустриальное общество:

1. История движется неравномерно, «скачками», разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов.

2. Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден и может быть «измерен» посредством разных критериев.

3. Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая из нее максимально возможное.

4. Основа экономики — институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое.


5. Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены.

6. Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество.

7. Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности.

8. Важнейшими социальными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям.

Казаки — этносоциальные группы различного этногенеза, первоначально проживавшие в южных степях Восточной Европы, в частности, на территории современной Украины и России, расселившаяся впоследствии на территории Среднего и Нижнего Поволжья, Предуралья, современного Казахстана, Сибири и Дальнего Востока. В XVIII—XX вв, в официальных документах Российской империи слово «казак» обозначало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности и вместе с тем обозначало военнослужащего вооружённых сил Российской империи, преимущественно кавалерии и конной артиллерии и нижний чин казачьих войск. Вместе с тем в русском обществе, в быту разных регионов и местностей империи, слово продолжало использоваться и в других его значениях, в частности — «свободный человек».

Капитализм — экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли.
Капитализм — общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом; сменяет феодализм , предшествует социализму — первой фазе коммунизма.

Капитализм обладает следующими отличительными чертами:

Основу экономики составляет производство товаров и услуг, а также коммерция и другие виды законной экономической деятельности. Большая часть товаров и услуг производится для продажи, однако натуральное хозяйство тоже не запрещено. Обмен происходит на свободных рынках на основе взаимовыгодных сделок.

Средства производства находятся в частной собственности. Прибыль на вложенный капитал также является собственностью владельцев последнего и может ими использоваться по собственному усмотрению: как для расширения производства, так и для личного потребления. Основой для раздела прибыли между владельцами капитала является доля предоставленного капитала.

Источником жизненных благ для большинства членов общества является труд не по принуждению, как это имеет место в других экономических системах, а на условиях свободного найма, то есть продажа рабочей силы за вознаграждение в форме заработной платы.

Князь - глава феодального монархического государства или отдельного политического образования (удельный князь) в IX-XVI веках у славян.

Первоначально князь был племенным вождём, возглавлявшим органы военной демократии. Древнейшее качество князя как старейшины рода отложилось в русской свадебной лексике, где новобрачные (условные основатели рода) именуются «князем» и «княгиней». Затем князь постепенно превратился в главу раннефеодального государства.

Функции князя:

Военная — организация нападения и защиты племени. В древнерусском обществе высоко ценилась военная храбрость князя.

Судебная — князь лично председательствовал на гласном суде, а также взимал судебные штрафы.

Религиозная — в языческое время князья являлись инициаторами и организаторами жертвоприношений., что связано с развитием у слова «князь» значения «священник» в чешском и польском.

Коллективизация — это процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств, в коллективные хозяйства (колхозы в СССР). Проводилась в СССР в конце 1920-х — начале 1930-х гг. (1928-1933) (решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП (б) в 1927), в западных районах Украины, Белоруссии и Молдавии, в Эстонии, Латвии и Литве, а также в социалистических странах Восточной Европы и Азии.

Цель коллективизации — установление социалистических производственных отношений в деревне, устранение мелкотоварного производства для разрешения хлебных затруднений и обеспечения страны необходимым количеством товарного зерна.

Кооперация (лат. cooperatio) — форма организации труда, при которой определённое количество людей (предпринимателей, хозяйственников) или предприятий совместно участвует в одном или в разных, но связанных между собой, процессах труда/производства;

Термин «индустриальное общество» впервые ввел Анри Сен-Симон (1760–1825 гг.) .

Индустриальное общество - это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:

1)развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;

2)механизация и автоматизация производства и управления;

3)массовое производство товаров на широкий рынок;

4)высокая развитость средств коммуникации и транспорта;

5)рост урбанизации и социальной мобильности;

6)увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;

7)формирование гражданского общества.

В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного ) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран.Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств . Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.

Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.

Отличительные черты постиндустриального общества:

    переход от производства товаров к экономике услуг;

    возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;

    главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;

    контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;

    принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.

11. Понятие социальной структуры и различные теоретические подходы к проблеме социального структурирования.

Общество, его признаки Социальная структура охватывает размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга. В качестве элементов выступают социальные институты, социальные группы и общности разных типов; базовыми единицами социальной структуры являются нормы и ценности. Таким образом, общество - совокупность исторически сложившихся и развивающихся форм совместной деятельности и отношений людей. Социологи по-разному формулируют и определяют признаки общества. Однако наиболее известной в этом плане является концепция, предложенная французским социологом-классиком Эмилем Дюркгеймом. С его точки зрения, общество характеризуется следующими признаками. 1. Общность территории, как правило, совпадающей с государственными границами, поскольку территория - основа социального пространства, в котором складываются и развиваются отношения и взаимодействия между индивидами. 2. Целостность и устойчивость, т. е. способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних связей. 3. Автономность и высокий уровень саморегуляции, что выражается в способности создавать необходимые условия для удовлетворения потребностей индивидов, т. е. общество без вмешательства извне может осуществлять свое основное предназначение - предоставлять людям такие формы организации жизни, которые облегчают им достижение личных целей. 4. Интегративность. Каждое новое поколение людей в процессе социализации включается в сложившуюся систему социальных отношений, подчиняется сложившимся нормам и правилам. Это обеспечивается посредством культуры, которая является одной из основных подсистем, составляющих общество. К основным элементам социальной структуры общества принято относить: социальные индивиды (личность); социальные общности; социальные институты; социальные связи; социальные отношения; социальную культуру. Некоторые социологи считают, что структуру социальной системы общества можно представить в следующем виде: Социальные группы, слои, классы, нации, социальные организации, индивиды. Социальные учреждения, общественные институты, организации. Отношения классов, наций, социальных общностей, личностей. Идеология, мораль, традиции, нормы, мотивации и т. п. Кроме того, существует подход к рассмотрению структуры общества с выделением в нем сфер. Обычно выделяют следующие: экономическая сфера; политическая сфера; социальная сфера - общество и его элементы; духовная сфера - культура, наука, образование, религия. Основные элементы социальной структуры общества 1. Личность - это субъект социальных отношений, устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. 2. Социальная общность - это объединение людей, в котором создана и сохраняется определенная социальная связь. Основные виды социальных общностей: социальные группы: профессиональные; трудовые коллективы; социально­демографические; половозрастные; классы и страты; социально-территориальные общности; этнические общности. Кроме того, социальные общности можно подразделить по количественному признаку, по масштабу. Большие социальные общности - совокупности людей, существующие в масштабах общества (страны): классы; социальные слои (страты); профессиональные группы; этнические общности; половозрастные группы. Средние или локальные общности: жители одного города или деревни; производственные коллективы одного предприятия. Малые общности, группы: семья; трудовой коллектив; школьный класс, студенческая группа. 3. Социальный институт - определенная организация общественной деятельности и общественных отношений, совокупность учреждений, норм, ценностей, культурных образцов, устойчивых форм поведения. В зависимости от сфер общественных отношений выделяют следующие типы социальных институтов: экономические: производство, частная собственность, разделение труда, заработная плата и др.; политико-правовые: государство, суд, армия, партия и др.; институты родства, брака и семьи; воспитательные институты: семья, школа, высшие образовательные учреждения, средства массовой информации, церковь и др.; культурные институты: язык, искусство, культура труда, церковь и др. 4. Социальная связь - это социальный процесс сочленения как минимум двух социальных элементов, в результате чего образуется единая социальная система. 5. Социальные отношения - взаимозависимость и связи между элементами социальной системы, складывающиеся на различных уровнях жизнедеятельности общества. В отношениях проявляются социальные законы и закономерности функционирования и развития общества. Основными видами социальных отношений являются: Отношения власти - отношения, связанные с использованием власти. Социальная зависимость - отношения, в основе которых лежат возможности влияния на удовлетворение потребностей посредством ценностей. Они складываются между субъектами по поводу удовлетворения их потребностей в соответствующих условиях труда, материальных благах, улучшении быта и досуга, получении образования и доступа к предметам духовной культуры, а также в медицинском обслуживании и социальном обеспечении. 6. Культура - совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также процесс их созидания и воспроизводства. Культура включает в себя материальную и духовную составляющие: ценности и нормы; верования и обряды; знания и умения; обычаи и установления; язык и искусство; технику и технологию и т. д. Культура является основой социального, общественного поведения индивидов и социальных групп, так как является системой коллективно и индивидуально разделяемых норм, правил, образцов деятельности. Таким образом, общество представляет собой сложную социальную систему, состоящую из различных, но взаимосвязанных друг с другом элементов.

С.С-относительно тустойчивая,упорядоченная и иерархическая взаимосвязь элементов соц системы,отражающая её сущностные характеристики.Часть -системы не делимая в рамках данной системы.(сам человек выбирает).Элемент-это сущность данной системы.(их чего основывается «начало»).1).а)сферы соц жизни-экономическая политическая духовная.б).соц субъекты-историч общности и устойчивые объединения людей(соц институты)-это основные принципы.Социальный статус как элемент структурирования-процесс и результат деления людей на неравнозначные группы,образующ иерархическую послед на основе одного или множества признаков.Сущ 23 признака:собственность,власть и соц статус(гл идея открытость слоя).С(РАЗМЕР ИМУЩ ДОХОДА)в(полит принадлежность).1815-Т КЛАССОВ И Т СОЗД ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.Т стратификации было созданно в противовес т классовой структуры общ-ва(марксизме лененизме) в идеолог револлюционной борьбы.т.е соц стратифик продв Сорокин(америк социолог Р происхождение)он не разделял идеология этой власти)-марксизма.3 базовых вида соц стратификации современного общ-ва-экономич полит социально-профессиональную выд сл критерии:1)доход 2)власть 3)статус.Социальная страта(слой)-обладает определ качественной однороностью,cовокупность людей в иерархии близкое положение и сходный образ жизни.Принадлежность к страте имеет 2 сост-объективная,субъективная(с опред слоем идентиф себя)-для анного слоя.

Обусловили глубокие изменения в политической и экономической жизни людей позднего Средневековья. Индустриальное общество начало формироваться в начале XIX века. Произошло своеобразное перераспределение рабочей силы: занятость населения упала в сельскохозяйственной сфере с 80% до 12%. Одновременно возросла до 85% доля работающих в промышленном секторе и существенный прирост городского населения.

Такое общество характеризуется возникновением поточного, массового производства, автоматизацией и механизацией , неуклонным развитием рынков и услуг. Накапливаются знания, формируется гражданское общество, повышается уровень жизни , развивается , образование, наука. Результатом образовательной революции становится всеобщая грамотность и формирование системы образования.

Приоритеты индустриального общества

Важнейшими ценностями считаются трудолюбие, предприимчивость, порядочность, образованность. В индустриальном обществе быстрыми темпами растет сельскохозяйственное и промышленное производство, возникают новые средства коммуникации (печатная пресса, радио, ТВ), образуются монополии, происходит сращивание промышленного и банковского капиталов. Кроме того, повышается мобильность населения, увеличивается средняя продолжительность жизни, растет уровень потребления, изменяется структура рабочего времени и отдыха. Изменения касаются и демографического развития - снижается и смертность, происходит постарение населения.

Для развитого индустриального общества характерна соответствующая политическая система - . Преобразования в политической сфере приводят к установлению новых политических прав и свобод, в том числе, избирательного права. Важнейшую роль в поддержании порядка имеет право, основными принципами которого является равенство возможностей, признание за каждым права на жизнь, свободу, собственность.

В 70-х годах 20 века индустриальное общество, благодаря научно-технической революции и глобальной информатизации, трансформировалось в постиндустриальное общество.

Новое на сайте

>

Самое популярное