Домой Сбербанк Подоходный налог с зарплаты в странах мира. Риа рейтинг

Подоходный налог с зарплаты в странах мира. Риа рейтинг

Как говорится в известной поговорке: «хорошо там, где нас нет». Жители разных стран любят сравнивать свой уровень жизни с соседями. Одним из существенных факторов, влияющих на качество жизни, является налоговая система . Почти в каждой стране есть подоходный налог, которым облагаются физические лица. В России ставка этого налога для резидентов в общем случае составляет 13%. Рассмотрим, каков подоходный налог в других странах мира.

Подоходный налог в США

Система расчета налога в США достаточно сложная и многоуровневая. Платить налог обязаны все резиденты, независимо от страны получения дохода. После подачи декларации налогоплательщики обязаны направить платежи в бюджеты трех уровней: федеральный, штата и города. Причем в зависимости от штата и города ставки подоходного налога в Америке очень сильно варьируются, а где-то и вовсе отсутствуют. Также сумма налога будет зависеть от множества факторов – возраста, семейного положения, порядка подачи декларации (самостоятельно или совместно с супругом). Прогрессивные ставки федерального налога были утверждены правительством Билла Клинтона и находятся в диапазоне от 10% до 39,6%. «Местные» ставки штатов и городов изменяются от 0% до 13%.

Следует учесть, что в Америке подоходный налог является политическим инструментом в борьбе между республиканцами и демократами, поэтому каждый год «местные» налоги в разных штатах могут меняться. Однако даже при нулевой ставке предусмотрены различные варианты пополнения региональных бюджетов – от дополнительных акцизов до введения налогов только «для богатых».

Подоходный налог во Франции

Во Франции действует прогрессивная шкала подоходного налога. Здесь наблюдается одна из самых больших разниц в ставках между «налогом на бедных» и «налогом на богатых» - от 14 % до 45 %. Максимальная ставка действует при суммарном годовом доходе свыше 153 783 евро (178 600 долларов США), то есть выше 12 815 евро в месяц. При этом расчет производится исходя из общего семейного дохода с использованием специальных коэффициентов и различных налоговых вычетов (медицинских, социальных и т.п.). Необлагаемый минимум дохода составляет 9711 евро в год (или 11 300 долларов США).

Подоходный налог в Швеции

В Швеции один из самых высоких подоходных налогов в Европе, но, как ни странно, самые законопослушные налогоплательщики. Система двухуровневая, сборы поступают в федеральный и местный бюджеты. На муниципальном уровне средний размер ставки составляет 32,12 %, а национальная ставка зависит от суммарного дохода за год (применяется при годовом доходе выше 443 200 шведских крон, или 49 000 долларов США) и составляет от 0 до 25 %. Не облагается налогом доход в пределах 18 784 шведских крон в год (2 070 долларов США), то есть, примерно 172 доллара в месяц.

Подоходный налог в Норвегии

Подоходный налог в Норвегии обязаны уплачивать все – резиденты и нерезиденты. Базовая государственная ставка составляет 24%. Местная ставка зависит от возрастных, семейных факторов и суммы дохода, составляя от 9,5% до 13,7 % для разных групп населения (максимальная ставка применяется для доходов от 278 500 норвежских крон в год, эквивалентных 33 100 долларам США). Существует система льгот и вычетов. Не облагается налогом годовой доход в 23 300 норвежских крон для одиноких граждан и 46 000 в год – для имеющих иждивенцев (2800 и 5500 долларов США соответственно).

Подоходный налог в Канаде

Налог оплачивают резиденты с суммы всех полученных доходов (даже за пределами страны) и нерезиденты. Существует государственный и муниципальный подоходный налоги. Ставка является прогрессивной, на нее влияет не только сумма полученного дохода, но и семейное положение, возраст и место проживания, так как в каждой провинции установлен свой порядок взимания налога. Ставки составляют от 15% до 33% в федеральный бюджет, и от 5% до 13% – в муниципальные. Кроме этого, сумма платежа может быть увеличена за счет дополнительного подоходного налога и отчислений на медицинское страхование. При этом применяются различные льготы и вычеты. По максимальной ставке облагаются годовые доходы от 132 400 канадских долларов, а необлагаемая сумма составляет 7500 канадских долларов в год (100 100 и 5 700 долларов США соответственно).

Подоходный налог в Испании

Налог в Испании резиденты уплачивают независимо от страны получения дохода. Его шкала является прогрессивной и зависит от несколько иных факторов, чем в других странах. Так, наряду с возрастом и семейным положением, весомую роль играет наличие ипотечных выплат. Ставка находится в диапазоне от 19% (при годовом доходе свыше 12 450 евро, или 14 400 долларов США) до 45 % (если годовой доход превысил 60 000 евро, или 69 700 долларов США).

Подоходный налог в Великобритании

До вступления в Евросоюз в Великобритании была своя особая налоговая система, которая предусматривала расчет подоходного налога с каждого вида дохода. После вступления в ЕС Великобритания переняла опыт стран Европы и ввела прогрессивную шкалу, причем не все виды доходов подлежат налогообложению. Например, в Великобритании не платят подоходный налог с выигрыша в лотерею.

Еще одно отличие от стран континентальной Европы – налоговый период. Если п одоходный налог в европейских странах рассчитывается за календарный год, то в Великобритании налоговый период начинается 6 апреля и заканчивается 5 апреля следующего года. Ставка, в зависимости от дохода, составляет 20% (на годовой доход свыше 11 850 фунтов стерлингов – 15 400 долларов США), 40% (когда доход превышает 46 350 фунтов стерлингов в год, что равно 60 200 долларам США) или 45 % (на доходы свыше 150 000 фунтов стерлингов, или 195 000 долларов США). Личная льгота – 11 850 фунтов стерлингов – снижается после того как годовой доход превысит 100 000 фунтов стерлингов (129 900 долларов США).

Корпоративный подоходный налог в Казахстане

Для сравнения рассмотрим систему налогообложения в Казахстане – она несколько отличается от европейской. Там подоходным налогом облагаются как физические, так и юридические лица.

Индивидуальный подоходный налог взимается с заработной платы, стипендий, а также выигрышей в лотерею и других «разовых» доходов. Его ставка для резидентов составляет от 5% до 10 %.

Также есть корпоративный подоходный налог, который в бюджет платят юридические лица с доходов от реализации продукции, товаров, услуг и прочих поступлений. Ставка этого платежа колеблется от 10% до 20 %.

Сравнение подоходного налога в разных странах

Сводная информация о подоходном налоге в США, Канаде и ряде стран Европы представлена в таблице (для сравнения суммы дохода приведены в долларах США):

Страна

Необлагаемый минимум в год ($)

Диапазон ставок, %

Годовой доход, с которого применяется максимальная ставка ($)

США

9075 – 18 150

10 – 39,6

406 750

Франция

11 300

14 – 45

178 600

Швеция

2070

32,12 – 57

49 000

Норвегия

2800 – 5500

24 – 37,7

33 100

Канада

5700

20 – 53

100 100

Испания

14 400

19 – 45

69 700

Великобритания

15 400

20 – 45

195 000

Из таблицы видно, что во всех рассмотренных странах ставка подоходного налога меняется в достаточно широком диапазоне. Один из основных факторов, влияющих на ставку – сумма дохода налогоплательщика.

Вывод

Во всех рассмотренных государствах Европы и Северной Америки существует подоходный налог с физических лиц. Диапазон ставок меняется в очень широких пределах - от 10 % до 57%. А вот в странах СНГ, по сравнению с Европой и Америкой, налоги существенно ниже, к примеру, подоходный налог в Казахстане не превышает 10%. На расчет налога влияет прежде всего сумма дохода, но имеют значение и другие факторы, например, возраст или семейное положение, а также различные льготы и вычеты.

Для стран с прогрессивной шкалой налогообложения использовалась максимальная ставка налога. Прогрессивная шкала налогообложения, предусматривающая рост выплат при увеличении доходов, с точки зрения социальной справедливости имеет право на жизнь, так как препятствует расслоению общества. С другой стороны, высокий уровень налоговых ставок для высокооплачиваемых сотрудников приводит или к их миграции в страны с более низкими налогами, или к уклонению от уплаты налогов - «серым» и «черным» зарплатным схемам.

Максимальная ставка подоходного налога зафиксирована в социально ориентированной Швеции - 56.4%, которая заняла первое место в рейтинге. Во многом эта ставка в последние годы приводит к оттоку из страны некоторых востребованных на рынке профессий с высокой зарплатой. Вторую строчку рейтинга занимает Бельгия, где максимальная ставка налога на доходы физических лиц равняется 53.7%, на третьем Нидерланды (52.0%), далее следуют Дания и Австрия со ставками налогов 51.5% и 50.0% (столько же в Великобритании). Россия с ее плоской шкалой налогообложения и ставкой в 13% расположилась на скромном 34 месте из 37 позиций рейтинга (4 место с конца рейтинга). Ниже нашей страны подоходный налог только в Беларуси (12.0%), Болгарии и Казахстане (по 10.0%).

Суммарная налоговая нагрузка на зарплату граждан, которую можно определить как сумму платежей по подоходному налогу и выплатам страховых взносов в различных странах сильно варьируется. В России страховые взносы с 2011 года составляют 34% от начисленной заработной платы (до 2010 года это был ЕСН). При выплачиваемых на руки работнику 50 тыс. руб. официальной зарплаты, суммарные налоги работника составят 7.47 тыс. (налог на доходы физических лиц), плюс 19.5 тыс. руб. страховых взносов, которые выплачивает работодатель. Итого, при чистой зарплате 50 тыс. руб., суммарные затраты на оплату труда одного работника составят 77 тыс. руб. Налоговая нагрузка при этом на зарплату составляет 27 тыс. руб. (социальные страховые платежи и НДФЛ) или 35.1% от суммарных затрат на оплату труда. Именно эти 35.1% являются тем уровнем налога (максимальным, без учета возможных налоговых вычетов и пр.), который необходимо выплатить с заработной платы в России. В годовом исчислении для высокооплачиваемых категорий граждан этот уровень несколько ниже, поскольку, c сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 463 тыс. руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются. Конечно, по сути НДФЛ и страховые взносы это два разных налога - первый уплачивается работниками, а предприятие выступает в роли налогового агента, второй - предприятием. Но фактически, для того, что бы выплачивать зарплату работникам, налоговые выплаты по НДФЛ предприятию приходится закладывать в затраты.

Эксперты «РИА-Аналитика» РИА Новости проранжировали страны Европы по показателю суммарной налоговой нагрузки на доходы граждан, опираясь на опубликованные в июне 2011 года данные Евростата по уровню налоговой нагрузки на трудовые доходы граждан ЕС (отношение выплаченных подоходных налогов и социальных платежей к облагаемой налогами базе по итогам 2009 года). По сути, эти цифры и есть фактический «налог» на зарплаты граждан с учетом различных видов налогообложения и отчислений в разных странах. Он же позволяет учесть и фактор прогрессивной шкалы, а именно то, что не все платят по максимальной ставке, поэтому итоговый «налог на зарплату» в некоторых странах значительно ниже подоходного.

По данному показателю первое место в Европе занимает Италия с долей налогов и социальных платежей в фонде оплаты труда в 42.6%. На втором месте Бельгия с налоговой нагрузкой в 41.5%. В пятерке также Франция (41.5%), Венгрия (41.1%) и Финляндия (40.4%). В среднем по Европе данный показатель составляет 32.3%, выше него налоговая нагрузка в 16 странах рейтинга. Россия по нагрузке в виде налогов и обязательных отчислений на зарплату находится в середине списка рядом с Нидерландами и Данией.

Наименьший уровень нагрузки из стран, по которым рассчитывался показатель, у Мальты (20.2%), Португалии (23.1%), Румынии (24.3%), Великобритании (23.1%) и Болгария (25.5%). Работодателям этих стран в плане налогов и отчислений в различные фонды работать легче всего.

Несмотря на интеграционные процессы, происходящие в Европе последние десятилетия после подписания Маастрихтского договора в 1992 году (договора о Европейском союзе), принятие различных директив Евросоюза, унифицирующих законодательство ЕС, налоговые режимы и порядок уплаты налогов в различных странах Евросоюза по-прежнему могут значительно различаться. Еще больше разнообразия у стран, не входящих в ЕС.

В Европе достаточно сложно встретить, например, абсолютно стандартизированные механизмы налогообложения тех или иных видов доходов, не говоря уже о налоговых ставках и преференциальных режимах.

Более того, встречаются совершенно уникальные налоговые режимы и правила. Например, режим «смешанной компании» в Швейцарии, налоговая система Монако или Эстонии, правила определения резидентного статуса физических лиц в Великобритании и др. Далеко не во всех странах ЕС установлены правила налогообложения иностранных контролируемых компаний (так называемые правила CFC), которые, кстати, введены в РФ с 2015 года.

Поэтому разный уровень налоговой нагрузки, особенности местного законодательства заставляют бизнес предельно внимательно относиться к выбору страны для ведения бизнеса или проживания.

В то же время различия налоговых систем европейских стран создают условия для так называемой налоговой конкуренции юрисдикций за создание наиболее привлекательных условий для частного капитала. Поэтому выбор той или иной страны зависит не только от уровня налоговой нагрузки, но и от удобства налогового администрирования, прозрачности и стабильности налоговой системы.

Проанализировав данные европейских стран, авторы исследования сравнили их по ряду параметров с такими крупнейшими экономиками мира, как США, Япония и Китай.

Было показано, что Евросоюз несколько уступает США в части администрирования процессов исчисления и уплаты налогов, а также подачи налоговой отчетности налогоплательщиками. Также Евросоюз демонстрирует относительно низкие (по сравнению с Японией, Китаем и США) ставки по корпоративному налогу на доходы. Даже несмотря на то, что Китай и Япония значительно снизили указанные ставки (в 2008 и 2012 годах соответственно), они остаются выше средней ставки по ЕС.

Наконец, налоговая нагрузка на оплату труда на примере средней номинальной ставки налога на доходы физических лиц в Евросоюзе ниже ставок приведенных азиатских стран и США. Однако такой вывод был бы полностью справедлив и корректен как раз при относительно унифицированной системе налогообложения оплаты труда в странах ЕС, чего не наблюдается в современной Европе. Дело в том, что в странах ЕС с прогрессивной шкалой налогообложения и возможностью начисления муниципальных налогов и дополнительных сборов реальная эффективная ставка может быть значительно выше и достигать 57% (Швеция) при ставках в Японии 50,84%, Китае – 45% (на 2014 год).

Налоговая политика государств нередко меняется в зависимости от экономических целей властей, поэтому немаловажным фактором привлекательности стран для международного капитала или выбора места жительства является стабильность правил налогообложения и общего уровня налогового бремени. Безусловно, при этом интересует не декларируемый показатель стабильности, а показатель, подтвержденный в исторической перспективе. С этой точки зрения представляет интерес реакция наиболее сильных и слабых экономик Евросоюза на кризис 2008 года в части изменения налоговых ставок по некоторым ключевым налогам.

Так, три наиболее мощных государства Евросоюза (Германия, Франция, Италия) не повышали налоги на прибыль корпораций (а Германия и Италия даже снизили), что, помимо прочего, позволило сохранить инвестиционную привлекательность государств и дестимулировать отток капитала.

В трех наименее мощных экономиках ЕС (Латвии, Люксембурге, Эстонии) также не произошло роста налога на прибыль и на доходы физических лиц. В Эстонии и Латвии дефицит бюджета компенсировался в основном ростом НДС (НСО) и акцизов.

В отношении налога на доходы физических лиц тенденции были аналогичными: ставка налога в Германии и Италии осталась прежней, в Латвии, Люксембурге и Эстонии колебания были незначительными. Во Франции резкое повышение максимальной ставки налога с 41% до 45% являлось следствием выполнения президентом Франсуа Олландом своего предвыборного обещания: в частности, он заявлял о намерении повысить налог в отношении состоятельных граждан с целью компенсации эффекта от отмены режима экономии, действовавшего при Николя Саркози.

Рассмотрим основные правила налогообложения в некоторых популярных для российского бизнеса государствах.

С 5 декабря 1998 года действует соглашение между правительством РФ и правительством Республики Кипр «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» (в редакции протокола от 7 октября 2010 года). Отличительными чертами этого документа (далее СОДН) является отсутствие налогов у источника при выплате процентов на Кипр, возможность применять льготную ставку налога на дивиденды в размере 5% (одна из самых низких в Европе) и прочие преимущества.

Налог на прибыль

  • – Налогом на прибыль облагаются компании, являющиеся резидентами Республики Кипр (в отношении общемирового дохода), а также нерезиденты – в части прибыли, возникающей от источников на территории страны.
  • – Резидентом Кипра признается компания, управление которой осуществляется на территории государства, при этом факт регистрации компании на Кипре не имеет значения для определения резидентства.
  • – Ставка налога на прибыль составляет 12,5% (до 2013 года ставка составляла 10% и была самой низкой в Европе; увеличение налога продиктовано необходимостью поддержки банковской системы в период финансового кризиса).
  • – Доходы от прироста капитала облагаются отдельным налогом по ставке 20%. Однако подлежит налогообложению только прибыль от продажи недвижимого имущества на Кипре, а также акций компаний, владеющих недвижимостью на Кипре и не котирующихся на валютных биржах.
  • – Дивиденды, полученные компанией, являющейся резидентом Республики Кипр, не облагаются у получателя налогом на прибыль, независимо от того, является ли источник выплаты резидентом.
  • – Кипр не имеет разработанных правил трансфертного ценообразования. Однако, согласно ст. 33 кипрского закона о налоге на доходы, все трансакции между связанными сторонами должны осуществляться на основе правила «вытянутой руки», исходя из справедливой оценки цены сделок, активов и нормальных коммерческих взаимоотношений. Причем указанное требование касается также трансакций с нерезидентами Кипра.
  • – В Республике Кипр нет норм, касающихся налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний.

Налог у источника

– Налогом у источника облагаются только роялти, выплачиваемые нерезиденту. Ставка налога составляет 10%, за исключением выплат роялти в отношении фильмов и телевизионных передач (ставка составляет 5%). СОДН могут быть установлены более низкие ставки.

Это интересно:

Дополнительным сбором, возлагаемым на резидентов Кипра, является так называемый налог на оборону (special contribution for defense, SCD), введенный в 1984 году при попытке найти средства для финансирования военного бюджета республики для защиты от Турции, которая в 1974 году ввела войска, и по сей день занимающие около 40% территории острова.

При налоговом планировании, подразумевающем использование кипрской компании, целесообразно принимать во внимание SCD, так как существенную часть общей налоговой нагрузки может составить именно налог на оборону.

– Налог на оборону не взимается в отношении дивидендов, полученных как от резидентов, так и от нерезидентов, за некоторыми исключениями (ставка налога в этом случае составляет 17%). Налог на оборону взимается в отношении процентных выплат, полученных не от основного вида деятельности (например, компаниями, которые не могут подтвердить свой статус как финансовая компания), по ставке 30% (до 29 апреля 2013 года ставка составляла 15%). Налог на оборону в отношении арендных платежей составляет 3% в отношении 75% от суммы платежа.

НДС

– Стандартная ставка налога – 19% (с 13 января 2014 года). До 2012 года ставка составляла 15%, в 2012-м была повышена до 17%, а в 2013-м – до 18%. Рост ставок НДС, наряду с ростом ставок корпоративного налога и налога на оборону, был вызван антикризисными мерами.

– В отношении ряда товаров и услуг возможно применение пониженных ставок в 8% и 13% (также повышенных в 2014 году с отметок 5% и 9% соответственно).

– Как и в большинстве европейских юрисдикций, физические лица – резиденты Кипра облагаются налогом в отношении общемирового дохода. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников на территории Республики Кипр.

– Резидентом Кипра признается лицо, находящееся непрерывно на территории Республики более 183 дней в течение года.

– Налог на доходы исчисляется по прогрессивной шкале: суммы дохода до 19 500 евро не облагаются налогом; для доходов от 19 501 до 28 000 евро ставка составляет 20%; от 28 001 до 36 300 евро – 25%; от 36 301 до 60 000 евро – по ставке 30%; свыше 60 000 евро – по ставке 35%.

– Дивиденды, процентные выплаты и арендные платежи в адрес резидентов облагаются налогом на оборону по ставкам 17%, 30% и 3% соответственно.

Налог на недвижимое имущество

– Налог на недвижимое имущество взимается в отношении недвижимости по ставкам, варьирующимся от 0,6% до 1,9%. Налоговой базой является рыночная стоимость недвижимого имущества, определенная на дату 1 января 1980 года.

– Если стоимость недвижимости, определенная на 1 января 1980 года, меньше 12,5 тыс. евро, то собственник-физлицо не облагается налогом.

Налог на прибыль

– Субъектами налога на прибыль в Германии являются налогоплательщики неограниченной (налогообложение доходов по всему миру) и ограниченной (с доходов от источников в Германии) налоговой обязанностью по уплате налога. Иностранные компании, не имеющие постоянного представительства в Германии, а также резиденты, являющиеся некоммерческими организациями и государственными учреждениями, несут ограниченные обязательства по налогу на доходы.

– Налоговым резидентом Германии считается организация, имеющая на территории Германии зарегистрированный офис или место эффективного управления. До 2008 года все компании, зарегистрированные в Германии, признавались резидентами, однако с 1 ноября 2008 года такие компании могут определять (выбирать) резидентства по месту нахождения центра управления, оставаясь зарегистрированными в Германии.

– Базовая ставка налога на прибыль составляет 15% (до 2008 года ставка составляла 25%). Эффективная ставка составляет в среднем 30%, так как, помимо налога на прибыль, налогоплательщик уплачивает «солидарный взнос» (Solidaritaetszuschlag) в размере 5,5% от суммы налога и муниципальные налоги, варьирующиеся от 14% до 17%.

НДС

– В Германии, как и в остальных странах EU, действуют общеевропейские правила исчисления и уплаты косвенных налогов, установленные нормами Евросоюза (Directive 2006/112).

– Базовая ставка налога составляет 19%. Возможно применение пониженных ставок в 7% (в отношении прибыли от реализации товаров первой необходимости и гостиничных услуг) и 0% (в отношении прибыли от экспорта или внутрисоюзных поставок).

Налогообложение доходов физических лиц

– Налогом на доходы физических лиц облагаются как резиденты (в отношении любого дохода), так и нерезиденты Германии. Помимо налога на доходы, налогоплательщики уплачивают солидарный взнос в размере 5,5% от суммы налога, а лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, – налог на предпринимательство (Gewerbesteuer).

– Ставки налога в Германии составляют 0%, 14%, 23,97%, 42% и 45%, однако пороговые суммы, к которым они относятся, различаются в зависимости от субъекта обложения (одиночный налогоплательщик или супружеская пара). Для одиночных налогоплательщиков пороговые суммы составляют 8 354, 13 469, 52 881 и 250 730 евро соответственно. Для супружеских пар, заявивших о совместном обложении дохода семьи, ставки составляют 16 708, 26 939, 105 763, 501 461 евро соответственно.

– Налог на недвижимое имущество взимается в местные бюджеты. Сумма налога рассчитывается как произведение стоимости недвижимости и федеральной ставки налога (0,35%), а также местных коэффициентов, которые могут варьироваться в пределах от 280% до 810%. Таким образом, эффективная ставка налога может колебаться от 0,98% до 2,84% от стоимости недвижимости.

Чехия

Налог на прибыль

– Налогом на прибыль облагаются прибыли резидентов по всему миру, а также прибыли нерезидентов от источников в Чехии.

– Резидентом Чехии является компания, зарегистрированная в этой стране или управляемая из нее.

– Стандартная ставка налога на прибыль в Чехии составляет 19%.

– Доходы от прироста капитала облагаются в составе налога на прибыль.

– Предусмотрены пониженные ставки на прибыль от инвестиционных и паевых фондов в размере 5%.

– Законодательство Чехии содержит нормы о регулировании трансфертного ценообразования – в частности, установлено, что сделки между зависимыми лицами должны осуществляться в соответствии с правилом «вытянутой руки».

– В Чехии нет норм, касающихся обложения прибыли контролируемых иностранных компаний.

– Выплаты лицам, проживающим в стране, с которой у Чехии нет соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения или соглашения об обмене информации, также подлежат обложению по ставке 35%.

– Проценты и роялти, выплачиваемые чешской компанией в адрес компаний, имеющих постоянное представительство в Чехии или зарегистрированных в ЕС, не подлежат обложению налогом при соблюдении ряда условий.

НДС

– Стандартная ставка НДС составляет 21%. Предусмотрена пониженная ставка НДС в размере 15% на основные продукты питания, лекарства, печатную продукцию, медицинское оборудование, отопление, социальное жилье. Нулевая ставка предусмотрена для экспорта товаров, поставок внутри ЕС, международные транспортные услуги.

– Освобождены от налогообложения финансовые услуги, операции с недвижимостью и т. д.

– Плательщиком НДС становятся компании, чей оборот превышает 1 млн чешских крон (~36 тыс. евро) за 12 месяцев (за исключением необлагаемой деятельности). Указанное правило не распространяется на нерезидентов.

Налогообложение доходов физических лиц

– Налогом облагаются резиденты – в отношении всего дохода, а также нерезиденты – в отношении дохода от источников в Чехии.

– Стандартная ставка налога составляет 15%.

– Доход от предпринимательской деятельности, превышающий 48-кратный размер средней заработной платы в год, облагается дополнительным налогом солидарности по ставке 7%.

– Прибыль от передачи недвижимого имущества включается в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.

Налог на недвижимое имущество физических лиц

– Налогоплательщиком являются владельцы недвижимости или земельных участков на территории Чехии. В зависимости от места расположения, площади недвижимости или земельного участка применяются различные коэффициенты для исчисления налога.

– Также предусмотрен налог с продажи недвижимости в Чехии по ставке 4%.

28.03.2016, 14:30

В большинстве развитых государств за счет налоговых поступлений формируется значительная часть доходов бюджета. Прямое повышение налогового бремени все реже используется как основной инструмент получения дополнительных средств. Вместо этого власти многих стран пытаются оптимизировать налоговые системы путем реформ. Своей «оптимизацией» озабочены и международные корпорации, и обладатели крупных состояний, стремящиеся укрыть доходы в налоговых гаванях. По разным оценкам, в них скрываются капиталы в размере до нескольких десятков триллионов долларов. При этом уклонистов привлекают не только карибские острова и карликовые государства Европы, но и такие крупные экономики, как США. В последние годы государства активизировали борьбу с укрытием доходов на национальном и международном уровне. Под пристальное внимание попали полулегальные схемы ухода от налогов, активно используемые международными корпорациями.

Составитель: Ольга Шкуренко

Художник: Вера Жегалина

Обложение по бразильской системе

За последний год средние мировые налоговые ставки не претерпели значительных изменений. Страной с самой забюрократизированной системой остается Бразилия, где компании тратят на уплату налогов рекордные 2 600 часов в год.

Как отмечают эксперты KPMG, в минувшем году власти большинства стран, пытаясь в условиях замедления роста мировой экономики увеличить поступление средств в бюджет, избегали прямого повышения ставок. Чаще использовали другие методы - расширяли налоговую базу, ограничивали число налоговых вычетов и других льгот. Средняя мировая ставка подоходного налога за год выросла лишь на 0,41% - до 31,53%. Повышение ставок было зафиксировано в семи странах, понижение в восьми. Лидерство по налогообложению личных доходов продолжает удерживать карибский остров Аруба. Наиболее значительно сокращение продемонстрировала Испания, вылетевшая из топ-5 стран с самыми высокими налогами. В 2015 году в результате налоговой реформы максимальная ставка подоходного налога (для граждан с высокими доходами) была снижена с 52% до 47%. Правда, одновременно была значительно опущена нижняя планка доходов, с которой начинает применяться максимальная ставка - с €300 тыс. до €60 тыс.

НДС ввели уже свыше 160 стран мира. В большинстве из них ставки установлены на оптимальном уровне 15% – 20%. Установишь выше - и есть риск ухода бизнеса в тень, ниже - и поступления в бюджет будут недостаточны.

Изменение среднемировой ставки корпоративного налога с 23,64% в 2014 году до 23,68% в 2015 году также весьма условно. Лидируют по-прежнему ОАЭ со ставкой в 55%. Примечательно, что она применяется лишь к нефтегазодобывающим компаниям. Среди 15 стран, которые изменяли ставки корпоративного налога, большинство (11) их снижали. Изменение косвенных налогов (НДС и аналогичных) на федеральном уровне в 2015 году зафиксировано лишь в четырех странах. Средняя мировая ставка остается на уровне 15,79%. Тим Гиллис из KPMG заявляет о глобальной экспансии НДС - его ввели уже свыше 160 стран мира. В большинстве из них ставки установлены на оптимальном, по мнению эксперта, уровне 15% – 20%. Установишь выше - и есть риск ухода бизнеса в тень, ниже - и поступления в бюджет будут недостаточны. Самым ярким исключением из этой общемировой тенденции остаются США, в которых НДС до сих пор не применяется. Вместо него в большинстве штатов взимается налог с продаж.

По подсчетам PWC средняя по миру налоговая нагрузка на бизнес (совокупность всех уплачиваемых налогов) достигает 40,8% его прибыли. В среднем компании делают 25,6 платежей в год, тратя на это 261 час. Все три индикатора за год немного снизились. Если брать отдельные экономики, то изменение общей нагрузки было разнонаправленным - в 46 странах оно возросло, а в 41 снизились. В региональном разрезе по-прежнему легче всего платить налоги компаниям на Ближнем Востоке, сложнее - в Южной Америке.


Идеальные реформы

Государства активно реформируют налоговые системы, пытаясь найти золотую середину между наполнением бюджета и развитием частного предпринимательства.

Налоговые поступления обеспечивают значительную часть государственных доходов. К примеру, в странах ОЭСР доля налогов в ВВП превышает 30%. При этом, как отмечают эксперты Heritage Foundation (HF), слишком высокое налоговое бремя негативно сказывается на деловой активности и вынуждает налогоплательщиков искать способы уклонения от уплаты налогов. Фискальная свобода - один из критериев общего уровня экономической свободы, ситуацию с которой в разных странах мира выясняет HF. По данным фонда, лучше всего обстоят дела на Ближнем Востоке (Катар, Бахрейн, Саудовская Аравия), хуже - в странах Северной Европы (Дания, Бельгия, Швеция), где налоговая нагрузка довольно высока. Наиболее значительное снижение фискальной свободы за последние годы зафиксировано в Зимбабве (см. таблицу).



По данным PWC, за десять лет наблюдений (с 2004 по 2014 год) около 400 различных налоговых реформ было проведено в 149 из 189 изучаемых компанией юрисдикций. Из них 40 - в 2014 году. В результате среднемировая налоговая нагрузка на бизнес за этот период сократилась на 11,4 процентного пункта, среднее количество платежей - на 8,2, а время на уплату налогов - на 61 час. Самыми реформируемыми регионами стали Восточная Европа и Центральная Азия. Самое значительное снижение налогового бремени в 2004–2014 годах (на 22,5 п. п.) зафиксировано в странах Африки, хотя этот пресс в регионе по-прежнему тяжел, и требуются дальнейшие улучшения.

Реформирование налоговых систем идет по двум основным путям - снижения налоговой нагрузки и упрощения уплаты налогов. Во втором случае значительная часть изменений в последние годы связана с переходом на электронный документооборот. Так, 84 страны уже полностью перешли на подачу деклараций и уплату налогов онлайн, что ускоряет процесс, повышает его прозрачность и снижает вероятность ошибок.

Государства нередко забывают и о других мерах, которые могут увеличить поступления в бюджет без повышения ставок и ввода новых налогов. Речь идет об улучшении собираемости уже существующих налогов и снижении расходов на администрирование самого процесса. К слову, по данным на 2013 год, отношение налоговой задолженности к общему объему собранных налогов в странах ОЭСР оценивается в среднем в 24,2%. В двух странах (Италия и Греция) задолженность по налогам превышает собранные суммы. Что же касается администрирования, в странах ОЭСР расходы на сбор налогов составляют от 0,4% до 1,7% всех налоговых поступлений за год.


Где капиталам жить хорошо

В мире насчитывается около полусотни офшорных юрисдикций. При этом не все деньги прячутся на карибских островах - ведущие мировые экономики часто выглядят привлекательнее.


Офшорами обычно называют территории, привлекающие зарубежные капиталы льготным налоговым режимом и секретностью финансовых операций. Общепринятого свода таких налоговых гаваней нет. В первоначальном списке ОЭСР к ним было отнесено 47 юрисдикций. В перечне офшорных зон, утвержденном в 2007 году Минфином РФ, было 42 позиции (позже исключили Мальту и Кипр). Еврокомиссия в 2015 году обнародовала черный список, в котором значилось 30 территорий. В том же году исследовательская служба Конгресса США опубликовала сводный список из 50 юрисдикций, составленный на основе данных властей и исследовательских организаций из разных стран. При этом большинство позиций во всех этих перечнях пересекается. Центрами притяжения, в которых концентрируются офшорные капиталы, можно назвать Карибский бассейн и Европу.

Многие из этих офшорных юрисдикций попали и в составленный организацией Tax Justice Network (TJN) индекс финансовой секретности. Ее эксперты отмечают, что в мире сформировалась целая отрасль, объединяющая крупнейшие банки, юридические и аудиторские компании, которые помогают крупным капиталам скрываться от налогов. Определяя долю разных стран на этом глобальном рынке, TJN приходит к выводу, что представление об офшорах как далеких островах с пальмами не всегда соответствуют действительности. В топ-15 стран по уровню финансовой секретности попали такие крупные развитые экономики, как США, Германия, Великобритания. Последняя заняла 15-е место, но была бы первой, если бы ее заморские территории не учитывались отдельно.

Все более пристальное внимание экспертов привлекают США. В индексе финансовой секретности страна заняла третье место, обогнав даже Кайманы - знаменитый офшорный центр. В последние годы Штаты активно борются со своими уклонистами, заставив помогающие им швейцарские банки платить миллионные штрафы и требуя от зарубежных финансовых организаций отчитываться по американскому налоговому закону FATCA. В то же время США не спешат присоединяться к новым жестким стандартам автоматического обмена налоговой информацией CRS, разработанным ОЭСР. Благодаря такой позиции США стали гораздо более надежным местом для сокрытия от налогов легально заработанных капиталов, чем та же Швейцария. Как отмечал недавно Bloomberg, все, от лондонских юристов до швейцарских трастов, принялись переводить деньги своих богатых клиентов с Багамских и Виргинских островов в Неваду, Вайоминг, Южную Дакоту. Управляющий директор Rothschild & Co. Эндрю Пенни недавно заявил, что США «фактически стали крупнейшим налоговым раем в мире».

Корпорации с оптимизацией

Крупный бизнес охотно «оптимизирует» налоговую нагрузку с помощью офшоров. В числе уклонистов - всемирно известные компании.


Как показало исследование организаций Citizens for Tax Justice и U.S. PIRG, 358 крупнейших американских компаний из списка Fortune 500 на конец 2014 года зарегистрировали в совокупности более 7,6 тыс. «дочек» в офшорных юрисдикциях. Они держат в них более $2,1 трлн накопленной прибыли, избегая уплаты налогов в США. При этом 65% офшорных капиталов ($1,4 трлн) приходится на 30 компаний из этого списка. Эксперты подсчитали, что средняя ставка корпоративных налогов, уплачиваемых американскими корпорациями за рубежом, составляет 6%. Выводя деньги из США, они фактически задолжали государству около $620 млрд.

Крупнейшим нарушителем называют, в частности, Apple - корпорация держит в офшорах рекордные $181,1 млрд. Если бы эти прибыли были зарегистрированы в США, Apple выплатила бы с них $59,2 млрд налогов. American Express вывела в офшоры $9,7 млрд, с которых в США могла бы отдать $3 млрд. За рубежом же она платила налоги по средней ставке 4%. Nike с $8,3 млрд осевших в офшорах прибылей уплатила бы налоги в сумме $2,7 млрд, а средняя ставка за рубежом составила лишь 2,5%. Один из излюбленных способов оптимизации у производителя спорттоваров - передача прав на свои товарные марки «дочкам» на Бермудах, которым головная контора потом выплачивает роялти. В созвездии компаний, имеющих большое количество «дочек» в офшорах (более 100), сияют такие гиганты, как PepsiCo, Pfizer, Morgan Stanley. Эксперты призывают бороться с уклонением, ужесточая законодательство, в частности, заставить корпорации платить налоги с зарубежных доходов в США.

В Европе этой проблемой активно занялись в 2014 году после скандала Lux Leaks, когда журналисты выяснили, что международные корпорации массово использовали схемы по уходу от налогов в Люксембурге. По оценкам Европарламента, действия компаний-уклонистов обходятся странам ЕС в €70 млрд в год. Сейчас в Евросоюзе обсуждается ряд профильных законодательных мер. Так, крупные компании могут обязать обнародовать данные о доходах и налогах. Еврокомиссия в последнее время инициировала ряд налоговых расследований. И установила, в частности, что Люксембург предоставил необоснованные налоговые преференции автогиганту Fiat, а Нидерланды - кофейной сети Starbucks. Каждую компанию обязали доплатить по €20–30 млн. Также выяснилось, что 35 корпораций использовали незаконные налоговые схемы в Бельгии, недоплатив в казну своих государств €700 млн. Идут расследования в отношении Apple, Amazon, McDonald’s. Под прицел властей ЕС может попасть и Google. Интернет-гигант уже согласился добровольно доплатить £130 млн по требованию британских налоговых органов; претензии компании предъявляют также Италия и Франция.

В октябре 2014 года началось расследования в отношении интернет-ритейлера Amazon, который регистрирует большую часть своих европейских прибылей через подразделение в Люксембурге. Еврокомиссия подозревает, что заключенное в 2003 году налоговое соглашение с властями Люксембурга позволяло компании сокращать размер налогооблагаемых доходов. Решение пока не вынесено

В октябре 2015 года Еврокомиссия огласила результаты расследования, установившего, что кофейная сеть Starbucks получила незаконные налоговые льготы в Нидерландах. Выяснилось, что при подсчете ее прибыли учитывались не рыночные, а внутренние - так называемые трансферные - цены, которые «не имеют отношения к ситуации на рынке». Большая часть прибылей нидерландской компании переводилась на иностранные подразделения, где также не облагалась налогами. Еврокомиссия предписала взыскать в бюджет Нидерландов недоплаченные налоги в размере €20–30 млн

Одновременно в октябре 2015 года Еврокомиссия вынесла аналогичное решение в отношении налогообложения финансового подразделения Fiat в Люксембурге. Автопроизводитель также применял трансфертные цены и платил налоги с недозаявленных прибылей. Ему предписано доплатить в бюджет Люксембурга аналогичную сумму в €20–30 мл

В декабре 2015 года началось расследование в отношении подразделения американской корпорации McDonald`s в Люксембурге, которое собирает лицензионные отчисления в Европе и России. Еврокомиссия подозревает, что сеть фастфуда использовала схему, которая позволила ей не платить налоги с этих доходов ни в Люксембурге, ни в США. Расследование продолжается

В январе 2016 года Еврокомиссия установила, что 35 корпораций получили в Бельгии налоговые льготы, противоречащие законодательству ЕС. Названия компаний не раскрывались, однако, по данным СМИ, среди них - Anheuser-Busch InBev, BP, BASF, Pfizer. Они воспользовались схемой, позволявшей транснациональным компаниям сокращать свою налоговую базу на 50% – 90% за счет исключения так называемой «лишней прибыли» (excess profits), которая рассматривалась как часть прибыли всей группы, а не бельгийского подразделения. Еврокомиссия обязала власти Бельгии взыскать с нарушителей неуплаченные налоги на общую сумму в €700 млн

Каждый год Всемирный экономический форум публикует свой отчет о глобальной конкурентоспособности мировой экономики. ВЭФ просматривает самые разные данные, от количества преподавателей математики в школах до уровня инфляции в каждой стране. Эти данные используются для того, чтобы создать целостную картинку по каждой стране. Одним из показателей, который использует ВЭФ, является уровень налогов, что указывает на низкую конкурентоспособность. Для измерения налога используют общую налоговую ставку Всемирного банка.

В принципе, все эти налоги взимаются с предприятий, но они отличаются от тех, которые берутся с людей, работающих на них. Мы рассмотрим страны с общей суммой налоговых ставок более чем 50%.

Япония - 51,3%

Япония имеет одну из крупнейших экономик, несмотря на то что налоговая ставка равна более чем 50%. Эта страна - пятая в Азии по величине налога.

Мексика - 51,8%

Она входит в незначительное количество стран Латинской Америки, в которых налоговая ставка превышает 50%. Ставка налога для корпораций находится на уровне 30%.

Кот-д`Ивуар - 51,9%

Берег Слоновой Кости требует 25% основного налога от прибыли компаний и около 30% от сфер телекоммуникаций, IT и коммуникаций.

Австрия - 52%

Одна из шести стран Европы с налоговой ставкой более 50%. Налоговая система Австрии имеет некоторые странности. К примеру, пары облагаются налогом отдельно даже после женитьбы.

Украина - 52,9%

Предпринимателям на Украине приходится бороться не только с серьезными геополитическим проблемами, но и практически с самыми высокими налогами в Европе. Только четыре европейские страны имеют более высокую налоговую ставку.

Шри-Ланка - 55,6%

Базовая ставка налога на Шри-Ланке для корпораций составляет 28%, но она вырастает до 40% для любого предприятия, которое решает заниматься алкоголем или табачными изделиями. Общая ставка налога гораздо выше из-за многих дополнений.

Бельгия - 57,8%

Эта страна Европейского Союза имеет четвертые по величине ставки налога в Еврозоне и самые высокие среди стран, которые не входят в большую пятерку.

Коста-Рика - 58%

В Центральной Америке немного стран, налоговая ставка в которых существенно превышает показатель в 50%. Но Коста-Рика оказалась одной из них. Частично это происходит благодаря высокому уровню налоговой активности в последние годы, что заставило политиков принять закон о повышении общих налогов.

Испания - 58,2%

Только две европейские страны большой пятерки смогли обогнать Испанию по показателям налоговой ставки для предприятий.

Индия - 61,7%

Политика Министерства финансов Индии сейчас направлена на то, чтобы сократить корпоративный уровень налогов более чем на пять процентных пунктов в течение четырех лет.

Тунис - 62,4%

Хотя есть много других стран, расположенных южнее, которые имеют более высокие цены, общая налоговая ставка в Тунисе занимает почетное второе место по величине в Северной Африке.

Бенин - 63,3%

Всемирный банк говорит о том, что подоходный налог для предприятий в стране составляет только 15,9%. Но множество других налогов значительно поднимают уровень отчислений, которые должна совершать фирма.

Гамбия - 63,3%

Без основных природных ресурсов эта страна входит в число самых бедных в мире. Налоги на оборот, а не на прибыль значительно повышают ставки для бизнеса.

Чад - 63,5%

Чад полагается в большей степени на сельское хозяйство и считается одной из беднейших стран. Налоги здесь равняются 1,5% от оборота или 40% от прибыли, в зависимости от того, что выше.

Китай - 64,6%

Как и во многих других странах из нашего списка, Китай взимает налоги не с прибыли предприятий, а с их оборота.

Италия - 65,4%

Она известна своими высокими налоговыми ставками, хотя все равно не является первой в Европе по этому показателю.

Венесуэла - 65,5%

Правительство этой страны во главе с Уго Чавесом внедрило в жизнь новую налоговую модель и резко увеличило размер ставки для иностранных компаний.

Никарагуа - 65,8%

В 2012 году МВФ предложил, чтобы страна упростила свою корпоративную налоговую систему.

Франция - 66,6%

Она возглавляет соответствующий список стран Европы, хотя нынешнее правительство пообещало отрегулировать систему и сократить корпоративные налоги.

Гвинея - 68,3%

Большинство корпоративных налогов Гвинеи оплачиваются за счет налога по фиксированной ставке на оборот предыдущего года.

Бразилия - 69%

Экономика этой страны считается самой крупной в Латинской Америке. Бразилия в прошлом году ликвидировала налог в размере 20% на бизнес-платежные ведомости в рамках реформирования налоговой системы.

Мавритания - 71,3%

В 2013 году эта страна, которая зависит от сельского хозяйства, утвердила удерживаемый налог в размере 15%, чтобы остановить проведение платежей в пользу нерезидентов.

Алжир - 72,7%

Эта страна имеет самую высокую общую налоговую справку в Африке.

Колумбия - 75,4%

В стране приняли новый налог на богатство. Хотя она занимает четвертое место в мире по размеру налогов, в Латинской Америке Колумбия лишь на третьей ступеньке.

Таджикистан - 80,9%

Эта страна в Центральной Азии имеет 2% законодательно установленной ставки налога на весь оборот, который занимает значительную часть средней прибыли компании.

Боливия - 83,7%

3%-й налог Боливии по операциям уничтожает 60% прибыли компании еще до того, как учитываются другие налоги. Но она по-прежнему проигрывает еще одной латиноамериканской стране.

Аргентина - 137,3%

Поразительно, но общая налоговая ставка в Аргентине превышает 100%-й доход корпораций. Только налог с оборота съедает 90% прибыли, и это еще до того, как учитываются налоги на оплату труда и финансовых операций!

Новое на сайте

>

Самое популярное