Домой Сбербанк Профессиональные особенности памяти. Значение памяти в профессиональной деятельности юриста

Профессиональные особенности памяти. Значение памяти в профессиональной деятельности юриста

Современный человек живет в мире переизбытка информации, и хорошая память — залог успеха. Конечно, человечество прошло немалый путь в создании подручных средств помощи в тех случаях, когда память и концентрация внимания немного «хромают»: от рисования крестика на ладони до электронных ежедневников. Но никогда не поздно усовершенствовать свои способности, даже если вы сходу можете заучить несколько телефонных номеров или вспомнить, сколько пассажиров ехало в маршрутном такси утром по дороге на работу.

Сегодня поговорим о профессиональной памяти. У каждого специалиста память своя: у художника — фотографическая зрительная (один раз взглянув на пейзаж, он может в точности воспроизвести его по памяти), у музыкантов — исключительная слуховая. А работнику аптеки часто требуется «включать» все виды памяти сразу.

Работникам первого стола

Несмотря на то, что всего несколько десятилетий назад новые лекарства появлялись нечасто, а ассортимент препаратов в аптеке был не так уж широк, профессия фармацевта во все времена ассоциировалась с достоверными знаниями в области лекарственных средств. Что уж говорить о современном провизоре! Помимо расширения полномочий работника аптеки за ним остается профессиональная необходимость быть экспертом в области фармацевтического рынка, который с каждым годом становится все больше и больше. Как справляться с потоком информации, подсказывает практика опытных первостольников: нужно всегда держать память в тонусе, интересоваться новинками на фармацевтическом рынке. И еще один секрет — среди огромного количества препаратов всегда можно выделить тот, у которого обязательно есть преимущества перед другими. Память обязательно «зацепится» именно за такие «островки»: достоинства и отличительные свойства какого-либо лекарственного средства.

Хорошая память и отличная умственная работоспособность — отнюдь не завышенные требования к современному провизору, напротив — это жизненная необходимость. Ведь на его плечах лежит ответственность, налагаемая ежедневными фармацевтическими консультациями по применению лекарств. Здесь важно не просто помнить, где расположен тот или иной препарат, необходимо знать характеристики, отличающие его от других. Согласитесь, задача не из простых…

Рука помощи

Конечно, эти упражнения эффективны, когда человек себя хорошо чувствует. А что делать, если совсем никак не запоминается? Или трудно сосредоточиться? И плюс ко всему добавляются повышенная утомляемость, рассеянность, раздражительность?

Кстати, если вы думаете, что нарушения памяти характерны только для людей пожилого возраста, то вы глубоко ошибаетесь. Из-за стремительного потока информации, стрессов и переутомления проблемы с запоминанием и усвоением нового материала могут коснуться и молодых людей. Так что первостольнику приходится нередко слышать вопросы о препаратах, улучшающих память.

Отечественная фармацевтическая компания «ПИК-ФАРМА» выпускает препарат Пантогам Актив®, созданный специально для людей, которые испытывают трудности с концентрацией внимания или страдают забывчивостью. По своей химической структуре препарат является рацематом D- и L-изомеров гопантеновой кислоты и обладает множеством эффектов: ноотропным, нейропротективным, антигипоксическим, нейрометаболическим и антиоксидантным. Пантогам Актив® зарекомендовал себя как высокоэффективный и безопасный препарат, стимулирующий анаболические процессы в клетках мозга, увеличивающий их устойчивость к гипоксии и действию токсинов, сочетающий мягкий стимулирующий

и легкий седативный эффекты, повышающий умственную и физическую работоспособность, а также стимулирующий процессы тканевого метаболизма в нейронах. Кроме того, у средства Пантогам Актив® есть дополнительные противотревожный и мягкий антидепрессивный эффекты.

В межсезонье особенно актуальна способность препарата Пантогам Актив® повышать устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, в том числе препарат способствует скорейшей ликвидации астении и восстановлению после ОРВИ, что немаловажно для людей с ослабленной иммунной системой.

Пантогам Актив® безопасен в применении и хорошо переносится. Его можно и нужно принимать не только пациентам, страдающим сосудистыми заболеваниями мозга, но и совершенно здоровым людям, которые хотели бы улучшить память и усилить концентрацию внимания, повысив тем самым свои профессиональные возможности.

Несколько способов тренировки внимания

Метод ассоциативных связей — основан на том, что к слову, которое нужно запомнить, придумывается ассоциация. Например яркий образ, составленный в процессе ознакомления с новым препаратом, позволяет запомнить его название гораздо легче.

Научитесь запоминать детали. Иногда память ослабевает из-за недостаточной концентрации внимания. Поэтому, скажем, по возвращении домой постарайтесь вспомнить вопросы покупателей о препаратах, которые звучали в течение рабочего дня.

Участвуйте в конкурсах профессиональных изданий, отгадывайте кроссворды.

При этом по возможности используйте ресурсы и своей памяти, и справочной литературы. А мотивация в качестве приза послужит хорошим поводом к более глубокому изучению особенностей препарата.

Существует несколько определений памяти :

  • 1. Память – это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации.
  • 2. Память – это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве.

Итак, память – это очень сложный механизм, который хранит, и восстанавливает разные элементы нашего опыта.

Наиболее важные черты , неотъемлемые характеристики памяти, от которых зависит ее продуктивность это:

    Память нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности.

    Важно понимать, что у разных людей память развита неодинаково.

Когда мы говорим о механизмах памяти, мы говорим о процессах, через которые проходит любой человек чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствии ее воспроизвести.

Основные процессы памяти – это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

  • 1. Запоминание – главный процесс памяти. От него зависит полнота, точность, прочность и продолжительность хранения материала и т.д.
  • 2. Сохранение – процесс при котором следы памяти не исчезают, а фиксируются, даже после того как исчезают возбудители, которые их вызвали. Благодаря этому "банк информации" постоянно возрастает.
  • 3. Воспроизведение – этап вспоминания или воспроизведения лежит в основе познавательных процессов. Благодаря этой фазе информация извлекается из "огромной" библиотеки" памяти.
  • 4. Забывание – процесс противоположный сохранению. Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт. Забывание может быть как полезным так и вредным, помогая или мешая человеку в жизни и деятельности. Позитивная функция забывания в том, что оно забирает громадный груз информации, который является ненужным, и не допускает перенагрузки памяти. Негативным забывание становится когда память стирает целые блоки информации, которые необходимы для нормальной плодотворной жизни.

Существуют разные классификации видов человеческой памяти :

  • 1. Классификация по участию воли в процессе запоминания;
  • 2. Класификация по психической активности, которая преобладает в деятельности.
  • 3. По продолжительности сохранения информации.

По характеру участи воли память делят на непроизвольную и произвольную.

  • 1) Непроизвольная память – запоминание происходит без всяких усилий, «автоматический».
  • 2) Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

По характеру психической деятельности с помощью которой человек запоминает информацию, память делить на двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную.

  • 1) Двигательная память – запоминание и сохранение, а при необходимости воспроизведение многообразных сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.
  • 2) Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок.
  • 3) Словесно-логическая память – это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово и логика. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи, и только после этого запомнить материал.
  • 4) Образная память – связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними.
  • 1. Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств.
  • 2. Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки.
  • 3. Осязательная, обонятельная и вкусовая память.

По продолжительности сохранения информации:

  • 1). Мгновенная память – удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без како-либо переработки информации. Часто в этом случае человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память- образ.
  • 2). Кратко временная память – хранение информации в течении короткого промежутка времени. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память также работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение.
  • 3). Оперативная память – рассчитана на сохранение информации в течении определенного, зараннее заданного срока. После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти.
  • 4). Долговременная память – способна хранить информацию в течении неограниченного срока.

Процессы памяти. Характеристика основных процессов памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, узнавание.

Классификация видов памяти. Классификация видов памяти в зависимости от запоминаемого содержания и формы воспроизведения (эмоциональная, двигательная, образная, словесно-логическая). Эйдетизм. Образы представления. Реконструкция образа. Влияние модальности заучивания и воспроизведения.

Вопросы для изучения:

1. Понятие памяти.

2. Процессы памяти.

3. Классификация видов памяти.

Понятие памяти

Память – это психический процесс, состоящий в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении индивидом своего опыта.

Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

Например, когда мы видим предмет, который раньше уже воспринимали, мы узнаем его. Предмет нам кажется знакомым, известным. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием.

Мы можем вызвать в нашем сознании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс - процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, но и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д.

Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, иди запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.

Таким образом, память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.

2. Основные свойства памяти

К наиболее важным свойствам памяти относятся: длительность, быстрота (запоминания и воспроизведения), точность, готовность, объем (рисунок). От этих характеристик зависит то, насколько продуктивна память человека.

Объем – способность одновременно сохранять определенное количество информации. Средний объем кратковременной памяти – 7 различных элементов (единиц) информации.


Быстрота запоминания – отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальных тренировок памяти.

Точность – проявляется в адекватном воспроизведении фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в адекватном воспроизведении содержания информации.

Длительность – определяется временем сохранения информации. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько месяцев. Длительность памяти имеет избирательный характер.

Память и развитие профессиональной памяти продавца Понятие о памяти
Все, что человек непосредственно отображает с помощью процессов ощущения и восприятия, фиксируется, упорядочивается, сохраняется в ее мозгу, образуя индивидуальный опыт, и при необходимости используется в дальнейшей деятельности.

Память - это отражение предметов и явлений действительности в психике человека в то время, когда они уже непосредственно не действуют на органы чувств. Она представляет собой ряд сложных психических процессов, активное овладение которыми дает человеку способности усваивать и использовать нужную информацию. Память включает следующие процессы: запоминание, хранение, забывание и воспроизведение. Запоминание связано с усвоением и накоплением индивидуального опыта, использование которого требует воспроизведения запомненных. Регулярное использование опыта в деятельности субъекта способствует его сохранению, а неиспользование - забыванию.

В памяти различают такие основные процессы: запоминание (связано с накоплением в процессе жизнедеятельности индивидуального опыта), хранения, воспроизведения (использования в дальнейшей деятельности того, что запомнилось), забывания (выпадение определенного материала из деятельности) . Как важнейшая характеристика всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность существования личности.

Материальной и основой среди процессов памяти является способность мозга образовывать временные нервные связи, закреплять и восстанавливать следы прошлых впечатлений. Эти следы создают возможность актуализации ситуации и соответствующего возбуждения, когда раздражителя, который его вызвал в свое время непосредственно, нет. Запоминания и хранения основываются на образовании и закреплении временных нервных связей, забывание - на их торможении, воспроизведение - на их восстановлении.

Развитие профессиональной памяти продавца
Продавец должен хорошо знать товары, которые он продает. Но неверно думать, что работа памяти продавца сводится к механическому запоминанию свойств товаров, различных психологических рецептов обслуживания, порядка заполнения торговой документации и т. д. Важно не только приобрести эти сведения. Нужно их своевременно, умело применять. Поэтому важнейшая профессиональная характеристика памяти продавца - ее готовность, т.е. умение быстро вспомнить то, что нужно в каждом конкретном случае.

Процессы и виды памяти
Виды памяти выделяют по следующим критериям:
1) в зависимости от того, что запоминается и воспроизводится, какая деятельность преобладает, память делят на двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую;
2) по продолжительности закрепления и сохранения материала - на кратковременную (оперативную) и долговременную;
3) в зависимости от того, как процессы памяти включаются в структуру деятельности, как они связаны с ее целями и средствами, - на мы мовильну и произвольную;
4) за осознанием (пониманием) содержания материала памяти - на смысловую и механическую.

Двигательная память состоит в запоминании и воспроизведении человеком своих движений. Такая необходимость возникает преимущественно в практической деятельности человека: производственной, спортивной, учебной, игровой и др.. Большое значение этого вида памяти объясняется тем, что она служит основой для различных практических навыков, особенно трудовых, бытовых, жизненно важных (навыки хождения, письма и т.п.).

Эмоциональная память - это запоминание и воспроизведение своих эмоций и чувств. Эмоции сигнализируют о потребности и интересы, отражают наше отношение к окружающему. Эмоциональная память может оказаться сильнее других. Чувство запоминается основательно и надолго, но такое чувство не беспредметное. Поэтому эмоции запоминаются не сами по себе, а вместе с объектами, которые их вызывают.

Образная память состоит в запоминании образов, представлений о предметах и ​​явлениях окружающего мира, свойств и связей между ними. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой, в зависимости от анализаторов, с которыми связано его происхождение. Благодаря ей мы запоминаем и воспроизводим картины природы, мелодии песен, ароматы весны, вкус чая и тому подобное.

Словесно-логическая память является специфически человеческой памятью , которая базируется на совместной деятельности двух сигнальных систем, в которой главная роль принадлежит второй. Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли, понятия, суждения, отражающие предметы и явления с их общими свойствами, существенными связями и отношениями. Мысли не существуют без языка, поэтому такую ​​память называют не только логичным, а ее словесной. Запоминание может происходить по тем же словам или содержанием, что требует взаимодействия с различными психическими процессами и имеет разную эффективность.
Кратковременная память характеризуется быстрым запоминанием материала, немедленным его воспроизведением и коротким сроком хранения.

Выделяют также - оперативная память это запоминание, сохранение и воспроизведение информации по мере необходимости для достижения цели в конкретной деятельности или выполнение отдельных операций . После завершения деятельности материальный памяти имеет сразу забываться, иначе он может негативно повлиять на последующие операции.

Долговременная память пять базируется на долгосрочной функции памяти, характеризуется длительным хранением и последующим использованием информации в деятельности человека.
Оперативный, кратковременный и долговременный разновидности памяти взаимосвязаны, что обусловлено как содержанием запамятовуваного, так и целями и средствами деятельности, в которую включаются процессы памяти.

Непроизвольная память состоит в запоминании и воспроизведении материала без специальной цели его запомнить или вспомнить. Без специальных намерений и усилий мы обогащаем память во время нашей деятельности, незаметно для нас самих формируется основная часть нашего опыта.

Произвольная память - это запоминание и воспроизведение, когда человек ставит перед собой цель запомнить, когда возникает потребность в преднамеренном заучивании.

Смысловая память связана с пониманием того содержания, запоминающимся. Она опирается на смысловые связи, которые уже образовали системы словесных и образных ассоциаций и составляют основу опыта
человека.

Механическая память действует в тех случаях, когда не достигается понимание заучиваемого материала, а вольно или невольно запоминаются вещи, которые до конца не осознаются
Усваиваемый материал зачастую бывает более или менее понятным. Поэтому в каждом случае необходимо сочетание смысловой и механической памяти.

Запоминание и условия его эффективности
Особенностью памяти является то, что ее составляющие выступают одновременно и как автономные процессы. Анализируя отдельные процессы памяти, приходится абстрагироваться от связей и определять каждый из них за доминирующими признаками.

Запоминание - это закрепление образов восприятия, представлений, мыслей, действий, переживаний и связей между ними через контакты новых данных с приобретенным ранее опытом. Процесс запоминания происходит в трех формах: отражение, непроизвольного и произвольного запоминания.

Первичное отражение нередко играет решающую роль в запоминании, составляет основу для закрепления материала.
Непроизвольное запоминание выступает как продукт и условие осуществления познавательных и практических действий или результат многократного повторения. Это довольно продуктивная форма запоминания, которая к тому же не требует специальных усилий для усвоения.

Запоминание осуществляется в процессе выполнения заданий для самого себя. Активно действуя с объектами, человек мимоходом их запоминает.
Несмотря на эффективность непроизвольного запоминания, ведущей формой запоминания считается произвольное. Оно дает возможность запомнить то, что нужно в данный момент, и настолько, чтобы обеспечить успехи в обучении, развитии, выполнении заданий. Это требует времени и дополнительных усилий, однако обеспечивает необходимый уровень готовности индивида к выполнению определенных задач.

Сохранение - это процесс удержания в памяти сведений, полученных в ходе приобретения опыта. Во многом он зависит от качества и глубины запоминания, использование материала памяти в своей деятельности. Без использования материал памяти постепенно забывается.
Забывание - процесс, противоположный сохранению, и проявляется он в том, что актуализация забытых образов или мыслей затрудняется или становится вообще невозможным. Этот процесс основывается на явлении торможения условно-рефлекторных связей под влиянием различных факторов и угасания следов, образовавшихся ранее.

Интересными в этом отношении мнения 3. Фрейда, который связывал забывания с потребностями, эмоциями, мотивами деятельности. Он утверждал, что часто причиной забывания является не совсем осознаваемый мотив - нежелание помнить. Негативные эмоции, недостаток погреба тоже способствуют возникновению условий для подсознательного забывания. Люди нередко склонны скорее забыть неприятное, избежать упоминаний о печальных случаях в своей жизни, избавиться от всего, что вызывает внутренний протест, негативные переживания, нарушает комфорт.

Упоминание - это воспроизведение прошлого опыта в соответствии с содержанием и задач деятельности. Оно бывает непроизвольным (например, непреднамеренное упоминание) или произвольным, когда ставится репродуктивное задачи, делается волевое усилие, организуются специальные мнемические действия.

Однако порой нам не удается вспомнить то нужное сразу. Такое упоминание требует напряжения умственных усилий, преодоления трудностей и называется припоминанием. При нем человек решает иногда довольно сложные мнемические задачи, анализирует, условия, обдумывает логические связи, привлекает все известно, по-новому его упорядочивает, глубже осознает задачи, проявляет активность и настойчивость. Как одна из разновидностей воспроизведения выделяют воспоминания - локализованы во времени и пространстве упо-ления человека о своей прошлой жизни, преимущественно в яркой образно-логической форме, со всеми обстоятельствами.

Индивидуальные особенности памяти
Личностные особенности памяти состоят в индивидуальных сочетаниях видов памяти, специфике отдельных процессов и свойств, содержания приобретений и профессиональной направленности. Различия в уровне развития памяти в значительной мере зависят от особенностей типов высшей нервной деятельности и передаются человеку по наследству. Скорость и устойчивость временных нервных связей обусловлены наличием сильных процессов возбуждения и торможения, а это способствует быстрому и прочному запоминанию. Низкая подвижность основных физиологических процессов снижает скорость запоминания, а слабое торможение - точность запоминания, негативно влияет на его прочность. Более благоприятные предпосылки готовности к воспроизведению связанные с подвижными нервными процессами возбуждения и торможения.
индивидуальные различия проявляются не только в общем уровне развития памяти, но и в уровне развития отдельных видов памяти каждого человека: словесно-логической, образной, двигательной и эмоциональной.
Человек с доминированием логической памятью легко запоминает понятия в словесной форме, теоретические идеи, логические конструкции суждений и т.п..

Говоря об исключительной роли того или иного вида памяти в деятельности личности, следует отметить, что чаще всего речь идет о зрительную и слуховую память. Очевидно, что естественной основой этих двух видов памяти является не только и не столько работа соответствующих анализаторов, сколько особенности деятельности полушарий головного мозга. Ведь их специфическими функциями определяются все стороны деятельности, и память частности. Функция правого полушария касается преимущественно образной памяти, а левой, в которой расположены языковые центры, - словесно-логической.

В зависимости от того, какое содержание материала и с какой целью его запоминает человек, у нее формируется профессиональная память. Образный вид памяти присущ инженерам и работникам материального производства. художникам, писателям, актерам и музыкантам, в частности, зрительный тип интенсивнее формируется в художников, инженеров, производственников, а слуховой - у музыкантов, актеров. Родственный материал лучше ассоциируется и запоминающимся. Так, инженер-конструктор легко схватывает строение и функции технического устройства, а музыкант без труда запоминает новую мелодию.

Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает она это в основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама собой. Правда, не любая информация: легко запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что-производит самое впечатление, что интересно.
В памяти различают такие процессы как запоминание, сохранение, воспроизводство и забывания . В зависимости от цели деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Запоминание и воспроизведение осуществляются непосредственно в деятельности и не зависят от воли и сознания. Произвольная память - это мнемическая деятельность, специально направленная на запоминание какого-либо материала, допускающая самостоятельную постановку цели запомнить и вспомнить этот материал и связанная с использованием особых приемов и способов запоминания.

В зависимости от особенностей материала, который запоминается и воспроизводится, различают также память образную и словесно-логическую. Образная память обеспечивает запоминание наглядных чинов, цвет предметов, звуки, запахи, вкус, лиц и т. п. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Словесно-логическая память - это память на отдельные слова, понятия, мысли.
По продолжительности запоминания и сохранения материала память подразделяется еще на кратковременную и долговременную. Кроме того, выделяют и оперативную память, которая обслуживает непосредственно осуществляемую человеком деятельность и использует информацию как кратковременной, так и долговременной памяти. Оперативная память имеет важное значение при осуществлении любых более или менее сложных действий, когда нужно удерживать в уме некоторые промежуточные результаты (например, при арифметических вычислениях, при чтении, списывании).

Человек как субъект деятельности характеризуется определенным сочетанием индивидуальных качеств, которые сформировались у него в процессе онтогенеза. Объединение индивидуальных свойств в структурные комплексы в процессе выполнения трудовой деятельности приводит к образованию профессионально важных качеств . Качества, в отличие от свойств, более устойчивы и, повторяясь в различных ситуациях , характеризуют личность, ее поведение и деятельность.

Профессионально важные качества – это совокупность индивидуальных свойств субъекта деятельности, которые способствуют успешному овладению профессиональной деятельностью и ее продуктивному выполнению.

При описании профессионально важных качеств используется широкий спектр свойств человека: конституциональных (телосложение, биохимические свойства индивида); нейродинамических (свойства нервной системы: сила возбудительного и тормозного процессов, их уравновешенность, подвижность, динамичность и лабильность); психодинамических (темперамент); особенностей психических процессов (память, внимание, мышление и т.д.); особенностей личности (мотивация, направленность, смысловая сфера, характер и т.п.). Конкретный перечень этих свойств для каждой деятельности специфичен и определяется по результатам психологического анализа деятельности и составления психограмм.

Рассмотрим профессионально значимые характеристики основных психических процессов.

Профессионально значимые виды чувствительности (зрительная, вкусовая, слуховая, обонятельная и др.) объединяются в группу сенсорных профессионально значимых свойств . В разнообразных видах профессиональной деятельности востребован разный уровень чувствительности анализаторов, который может быть присущ человеку от природы или развивается в результате длительного профессионального опыта, специальной тренировки.

Сенсорные навыки и различительная чувствительность разных анализаторов образуют сенсорную основу профессиональной деятельности , в структуре которой выделяются ведущий и вспомогательные анализаторы. Через ведущий анализатор поступает основная информация о ходе трудового процесса. При переходе от операции к операции состав сенсорной основы деятельности может меняться. В качестве показателей продуктивности сенсорных профессионально значимых свойств выделяются скорость различения раздражителей, точность ощущений, длительность сохранения их интенсивности.

При выполнении деятельности с учетом задач и условий труда, особенностей оборудования происходит формирование профессионально значимых свойств внимания (аттенционных свойств), к которым относятся интенсивность его концентрации, устойчивость, быстрота переключения, широта распределения.

Все характеристики внимания в той или иной мере определяются типологическими особенностями нервной системы и потому мало изменяются. Скорость переключения внимания зависит от подвижности нервных процессов, а его устойчивость – от силы возбудительного процесса. Поэтому специальные тренировки в процессе профессионального обучения не могут привести к резкому улучшению индивидуальных характеристик внимания, так как лежащие в их основе особенности нервных процессов изменяются чрезвычайно медленно. Тем не менее в процессе профессионального обучения целесообразно уделить внимание формированию аттенционных навыков и овладению оптимальной для данной деятельности системой организации внимания.

Для успешности трудовой деятельности имеют значение профессионально значимые свойства памяти (мнемические свойства): объем, скорость запоминания, прочность сохранения усвоенного материала, точность и скорость воспроизведения и др. Профессиональная память может оперировать зрительными (память на лица у педагога), слуховыми (музыкант), осязательными (врач), обонятельными (работники пищевой и парфюмерной промышленности), двигательными (артист балета) и другими видами образов. Процесс запоминания сопровождается использованием так называемых мнемических действий, которые позволяют обрабатывать (осмысливать) материал в целях его запоминания , сохранения и воспроизве-дения.

К мнемическим действиям относятся:


  • группировка (разбивка материала на группы по каким-либо основаниям);

  • выделение опорных пунктов (каких-либо кратких пунктов, служащих опорой более широкого содержания: заголовков, образов излагаемого в тексте, примеров, сравнений и т. д.);

  • систематизация (установление определенного порядка в расположении частей целого и связей между ними);

  • схематизация (изображение или упрощенное представление запоминаемой информации);

  • перекодирование (проговаривание, представление информации в образной форме) и др.
Существенная роль в развитии профессиональной памяти принадлежит мотивации, отношению к выполняемым задачам. Показателями продуктивности мнемических профессионально важных свойств являются точность, скорость запоминания и воспроизведения.

Профессионально значимые свойства воображения (имажинитивные свойства) обеспечивают создание в процессе труда новых образов на основе уже известных. Есть профессии, основным содержанием которых является оперирование образами воссоздающего воображения. Например, диспетчер аэропорта на основе поступающей к нему по различным каналам информации о положении и движении воздушных судов строит в своем воображении пространственно-временной зрительный образ воздушной ситуации. Этот образ является динамичным, включающим не только сиюминутное положение управляемых объектов, но и экстраполяцию их относительного пространственного положения через короткий отрезок времени (3–10 мин). На основе этого образа воздушной ситуации принимаются решения и отдаются распоряжения, обеспечивающие безопасность воздушного движения. Поэтому воссоздающее воображение и способность к зрительно-пространственной экстраполяции образа являются профессионально значимыми для данной профессии.

Имажинитивные профессионально значимые свойства проявляются в новизне, оригинальности и осмысленности переработки данных опыта, широте оперирования образами, способе преобразования (изменение положения воображаемого объекта либо его структуры или комбинация данных преобразований).

Профессионально значимые виды мышления (словесно-логическое, наглядно-действенное, наглядно-образное, оперативное, творческое и др.) объединяются в группу мыслительных профессионально значимых свойств . В качестве показателей продуктивности данной группы свойств выделяются:


  • гибкость (подвижность) мыслительных процессов (изменение аспектов рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений);

  • быстрота протекания мыслительных процессов;

  • самостоятельность (умение поставить новую задачу и решить ее своими силами);

  • экономичность (количество логических рассуждений, посредством которых усваивается новая закономерность);

  • широта (умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики);

  • глубина (умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия);

  • последовательность (умение соблюдать логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса);

  • критичность (осуществление оценки результатов мыслительной деятельности, нахождение сильных и слабых сторон).
Профессионально важные качества находятся в постоянном развитии, которое сопровождается совершенствованием отдельных индивидуально-психологических свойств. Между ними устанавливаются специфические взаимосвязи и взаимозависимости (системные качества), соответствующие требованиям изменяющейся деятельности. Между отдельными профессионально важными качествами возникают функциональные взаимосвязи, способствуя образованию закономерно организованной системы, специфичной для той или иной деятельности.

Профессионально важные качества, имеющие наибольшее число внутрисистемных связей с другими качествами , обозначаются понятием базовых профессионально важных качеств , в то время как наибольшее число связей с параметрами деятельности позволяет выделить ведущие профессионально важные качества . Структурообразующими для той или иной деятельности являются базовые профессионально важные качества, так как вокруг них и на их основе объединяются, структурируются и организуются все иные качества субъекта, необходимые для обеспечения деятельности.

Не все профессионально важные качества связаны с параметрами деятельности простой, линейной зависимостью (чем выше уровень того или иного качества, тем эффективнее деятельность). Некоторые профессионально важные качества связаны с параметрами деятельности нелинейной зависимостью (параметры деятельности принимают наибольшие значения не на предельных (максимальных), а на некоторых средних (оптимальных) уровнях развития профессионально важных качеств).

По-видимому, отдельные профессионально важные качества могут выступать в качестве элементов системы профессиональных способностей.

Способности – это индивидуально-психологические возможности субъекта, которые определяют качественные и количественные показатели освоения и дальнейшего выполнения деятельности. Они проявляются в скорости и точности выполнения деятельности.

В качестве основных характеристик способностей были выделены следующие:


  1. Способности характеризуются родовыми свойствами, следовательно, в том или ином виде они присущи всем людям, не страдающим органическими дефектами (общие способности).

  2. Способности существуют до деятельности, но развиваются только в процессе деятельности (В.Д. Шадриков). Результаты деятельности, обобщаясь и закрепляясь в человеке , оказывают влияние на развитие его способностей.

  3. Индивидуальная степень выраженности способностей зависит от природных данных человека (задатков).

  4. Способности – это не знания, умения, навыки индивида, а средства (внутренние условия) их приобретения.
В.Д. Шадриковым выделены следующие этапы формирования профессиональных способностей:

1. Вхождение в деятельность. Деятельность строится на основе ограниченного числа индивидуально-психологических качеств, связанных со спецификой деятельности. Зарождаются отдельные потенциальные профессионально важные качества. Профессиональные способности пока еще не сформированы , индивидуально-психологические качества в их структуре представлены разрозненно.

2. Первичная профессионализация. Развитие профессионально важных качеств первого этапа становится базой для развития профессионально важных качеств второго этапа. Наблюдается функциональное объединение отдельных качеств (рис. 3).

Рис. 3. Трехкомпонентная структура профессиональных способностей
педагога:


3. Стабилизация деятельности. Часть профессионально важных качеств, сформировавшихся на первом этапе, выпадает из структуры профессиональных способностей. Появляются профессионально важные качества, связанные с планированием и прогнозированием деятельности. Увеличивается общее число значимых связей в структуре профессиональных способностей. Деятельность реализуется в индивидуальном стиле.

4. Вторичная профессионализация. Профессионально важные качества второго и частично третьего этапов утрачивают свое значение. Наблюдается уменьшение числа разрозненных профессионально важных качеств за счет их объединения в системы профессиональных способностей (рис. 4). Успешность деятельности начинает определяться всей структурой профессиональных способностей, а не отдельными качествами.

При изучении профессиональных (специальных) способностей по результатам деятельности отбираются наиболее эффективные индивиды и подвергаются детальному обследованию их индивидуально-психологических особенностей. В результате составлены качественные описания музыкальных (Б.М. Теплов), математических (В.А. Крутецкий), организаторских (Л.И. Уманский), летных (К.К. Платонов), педагогических (Н.А. Аминов, Н.В. Кузьмина), художественных (Е.И. Игнатьев,


А.А. Мелик-Пашаев), литературных (З.Н. Новлянская) и ряда других способностей.

Рис. 4. Многокомпонентная структура профессиональных способностей


педагога:

отрицательная корреляционная связь;

положительная корреляционная связь (p

незначимая положительная корреляционная связь


Каждая профессиональная (специальная) способность имеет свою структуру, где ведущими компонентами являются особенности общих способностей, преобразованные под влиянием деятельности. К ведущим свойствам в профессиональных (специальных) способностях относятся:

  • в творческих (литературных, художественных) способностях – творческое воображение и мышление, яркие наглядные образы памяти, эстетическое чувство, а также чувство языка;

  • в математических способностях – умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей;

Новое на сайте

>

Самое популярное