Домой Сбербанк Таргетирование функция денег. Смотреть что такое "Таргетирование" в других словарях

Таргетирование функция денег. Смотреть что такое "Таргетирование" в других словарях

Таргетирование – это денежно-кредитная политика государства, центральных банков или отдельного предприятия с установлением целевых ориентиров прироста денежной массы. Целевым ориентиром может быть, во-первых, конкретная контрольная цифр, во-вторых, определённый «коридор» (иногда именуемый «вилкой»).

Инфляционное таргетирование — это совокупность мер, которые осуществляются структурами власти для осуществления контроля над темпами инфляции в государстве. Оно представляет собой управление уровнем инфляции при посредстве финансовых инструментов монетарной политики государства.

Виды таргетирования

Инфляционное таргетирование центральным банком государства осуществляется следующим образом:

  • во-первых, прогнозирование динамики инфляции,
  • во-вторых, сравнение данных прогноза с запланированным значением инфляции,
  • в-третьих, исходя из полученной разницы между запланированной и прогнозируемой величинами, разрабатывается конкретная корректировка денежно-кредитной политики.

В странах ЕЭС применяется комбинация денежного таргетирования на основе денежного агрегата Мз и инфляционного таргетирования. Основные инструменты манипулирования инфляцией – установка конкретной депозитной ставки и ставки рефинансирования. Нюанс: ставка рефинансирования по своему значению больше депозитной ставки.

Денежное таргетирование – способ реализации хозяйственной политики государства при котором Центральный банк поддерживает конкретные заданные параметры колебаний денежной массы. Для этого должны быть соблюдены условия:

1. Общий объём денежной массы должен контролироваться денежной политикой в конкретный временной промежуток.

2.Стабильная связь между деньгами и уровнем цен (в этом случае стабилизация цен может достигаться ограничением денежной массы).

Таргетирование денежных агрегатов – наиболее традиционный, но всё реже применяемый инструмент монетарной политики. Использование инструмента целесообразно в государствах, экономика которых не подвержена резким колебаниям и минимально зависит от валют других стран. Оно позволяет центральному банку привести денежно-кредитной политики в соответствие с внутренними потребностями экономики данного государства без учёта зарубежной экономической политики.

Установление ориентиров роста денежной массы (таргетирование) является относительно новым инструментом денежно-кредитного регулирования. До 1970-х гг. под воздействием кейнсианской экономической теории, согласно которой, как уже излагалось, основная роль в инвестиционном процессе отводится проценту, центральные банки зарубежных государств в качестве ориентиров при определении направлений своей денежно-кредитной политики использовали, как правило, показатели, характеризующие уровень и динамику ставок процента.

В 1970-1980-х гг. в денежно-кредитной политике центральных банков произошли изменения. Под влиянием идей неоклассической теории они все большее внимание начинают уделять контролю за объемом и динамикой денежной массы. Согласно теории монетаризма причиной циклических колебаний рыночной конъюнктуры и инфляционных процессов являются беспорядочные изменения денежной массы, поэтому, если не единственным, то вполне реальным способом преодоления инфляции монетаристы считают регулирование количества денег. Руководствуясь данными положениями, В 1974-1976 гг. в США, ФРГ, Швейцарии и Канаде, в 1977 г. во Франции и Великобритании, в 1978 г. в Японии центральными банками стал применяться метод таргетирования денежной массы (от англ. "target" - цель). Он заключался в установлении таких количественных параметров изменения денежных агрегатов (низшего и высшего пределов) на планируемый период (квартал, год), которые соответствовали бы характеру и целям проводимой денежно-кредитной политики.

В принципиальном плане определение оптимальных ориентиров денежной массы исходит из предпосылки, что она растет из года в год по мере увеличения валового внутреннего продукта, в этом случае ориентиры роста денежной массы устанавливаются в соответствии с прогнозируемым ростом объема производства с учетом предполагаемого увеличения цен. В качестве ориентиров денежной массы может быть выбран "широкий" или "узкий" показатель денег. Так, в Швейцарии рассматривается "узкий" показатель - денежная база, в других странах, например США, Италии, используются более "широкие" показатели. В Швейцарии и Германии выбор "узких" ориентиров денежной массы аргументируется в основном высокой степенью контролируемости данного показателя со стороны центрального банка. Банк Англии выбрал агрегат МЗ в фунтах стерлингов, руководствуясь двумя причинами. Во-первых, исследования английских экономистов показали, что наибольшей устойчивости спроса на деньги можно добиться с применением именно этого показателя. Во-вторых, статистика в этой стране свидетельствовала о наличии стабильной связи между агрегатом МЗ и уровнем номинальных ставок процента.

Кроме того, "узкий" агрегат используется в тех странах, где сравнительно легко можно разграничить сферу налично-денежного обращения и кредит и, во-вторых, где обнаружена четкая связь между денежной базой и всей денежной массой (денежный мультипликатор стабилен). Выбор целевого показателя также зависит от конечной задачи, которую ставит перед собой центральный банк. Если он предполагает бороться в основном только с инфляцией, тогда выбор падает на "узкий" показатель. При решении же круга задач (борьба с инфляцией, сокращение бюджетного дефицита, улучшение платежного баланса) центральный банк обычно выбирает в качестве цели "широкий" показатель.

Ориентиры роста денежной массы как составная часть разрабатываемых направлений единой государственной денежно-кредитной политики рассматриваются и утверждаются в законодательном порядке. Так, в США в соответствии с поправкой от 1978 г. к Закону о Федеральной резервной системе Совет управляющих ФРС 2 раза в год представляет в Конгресс данные о планируемых пределах изменения денежных показателей. При этом, рассматривая агрегаты М2 и МЗ, Совет управляющих учитывает динамику номинального ВВП.

Осуществляя денежно-кредитное регулирование, центральные банки государств устанавливают контроль не только за принятыми целевыми ориентирами, но и за депозитно-ссудными операциями кредитных учреждений. Регулируя их, центральные банки воздействуют на кредитный потенциал коммерческих банков, что в свою очередь сказывается на динамике денежных показателей, так как кредит является важнейшим источником создания денежной массы. Несмотря на то что в течение контрольного периода таргетирования установленные ориентиры могут корректироваться, задача центральных банков и других органов, ответственных за проведение единой государственной денежно-кредитной политики, состоит в правильном, экономически обоснованном определении ориентиров денежной массы и стремлении к их достижению с использованием всех имеющихся в распоряжении средств.

Вместе с тем важно, чтобы цели денежной политики были ясны всем участникам рынка и населению. То, насколько экономические агенты в своих расчетах смогут учесть установленные параметры, служит одним из решающих факторов в достижении поставленных целей. Сам факт широкого освещения целей центрального банка по регулированию денежного обращения превращается в самостоятельный и далеко не маловажный инструмент реализации его политики. Это подтверждается опытом Японии. В настоящее время эту страну можно считать полигоном, где уже на протяжении десятилетия испытывается действие публичности таргетирования. Банк Японии не ответствен за выполнение цели и не может в принципе посодействовать этом)" с помощью других инструментов, имеющихся у него в распоряжении. Поэтому он широко использует инструмент публичности.


Режим монетарного таргетирования основан на количественной теории денег, описанной подробно в предыдущей главе. Концепция данного режима была разработана монетаристами в 50-60-х гг. прошлого века, основной вклад в ее развитие внесли М. Фридман,
К. Бруннер и А. Мелтцер. Монетарное таргетирование апробировали большинство развитых стран после краха Бреттон-Вудской системы в 1973 г.
Режим монетарного таргетирования устанавливает в качестве таргета рост денежной массы, которой часто выбирается денежный
агрегат M3. Как уже упоминалось в предыдущем разделе, концепция
количественной теории денег предполагает следующее правило определения целевого значения данного таргета:
л * * ,ч * ,ч * ^ ч
M 3 = п + Y - Iа, (2.1)
/V *
где М3 - целевой уровень темпа роста денежной массы;
*
п - нормативный уровень инфляции, который из-за проблем
оценки инфляции посредством CPI не отличим от нулевого;
*
  • - темп роста потенциального ВВП;
*
  • - средний темп роста скорости обращения денег.
Соответственно, действия центрального банка можно выразить
таким образом:
/V ^ /V gt;|lt; /V ^ /V /V ^ /V х ^ ч
M3 - М3 = (п -п) + (Y - Y) - (V - Vа). (2.2)
Как видно из правила (2.2), если темпы инфляции превышают нормативные или если рост ВВП выше потенциального, то это должно отразиться на текущем темпе роста денежного агрегата, который
*
станет превышать целевой уровень M3 . В этом случае в соответствии с режимом монетарного таргетирования денежные власти должны сократить рост денежной массы до целевого, что в среднесрочной перспективе приведет к восстановлению темпа инфляции и росту ВВП на желаемых уровнях. Если же в экономике наблюдается рецессия, то согласно правилу (2.2) центральный банк должен, наоборот, расширять денежную массу.
Однако, как уже отмечалось, правило (2.2) адекватно только для среднесрочной перспективы, которая покрывает промежуток в несколько лет. Только для такого периода времени спрос на деньги является стабильным, и отклонения действительных темпов роста денежной массы от целевого всегда отражают инфляционное давление или рецессию. В краткосрочном же периоде из-за значительных колебаний денежной массы, которые не всегда обусловлены изменением показателей правой части уравнения (2.1), следование правилу (2.2) может привести к ошибкам.
Режим монетарного таргетирования не предполагает каких-то активных действий для компенсации краткосрочных шоков спроса и предложения, связанных с изменениями процентных ставок. Однако за счет поддержания постоянного роста денежной массы данный режим частично компенсирует их. Так, в случае негативного шока спроса на товарном рынке монетарное таргетирование приведет к понижению процентных ставок, что позитивно скажется на совокупном спро-
W W ТЛ
се, однако полной компенсации шока не произойдет. В случае же негативного шока предложения монетарное таргетирование не предполагает в ответ никакого сдвига кривой совокупного спроса. Это является не самым плохим ответом, поскольку попытка снизить уровень цен за счет ограничительной денежной политики приведет к еще большему падению выпуска.
Последнее, что еще необходимо рассмотреть в концепции режима монетарного таргетирования, это механизм, с помощью которого денежные власти достигают желаемого уровня темпов роста денежной массы. В настоящее время большинством экономистов и практиков ДКП признано, что объем денежной массы эффективнее всего регулировать с помощью изменения процентных ставок. Правило, которое при этом применяется, можно представить следующим образом:
/V /V *
it - it-1 = 2(мt -м),
где Лgt;0.
То есть при превышении роста денежной массы над целевым денежные власти должны повысить процентную ставку и наоборот. Как уже говорилось в предыдущем разделе, регулирование денежной массы сталкивается с рядом проблем, связанных с неполнотой информации относительно спроса и предложения на кредитных рынках, которые обладают достаточной степенью нестабильности.
Как показали многочисленные эконометрические расчеты (в том числе Г. Коенен и Дж. Вега), для денежной массы M3 (см. (1.24)) в качестве регулирующей ставки it в действительности выступает спрэд долгосрочных и краткосрочных ставок, т. е. направление эффекта от повышения краткосрочной ставки на денежный агрегат м3 не ясно. Снижение м3 при повышении краткосрочной ставки будет только в том случае, если долгосрочные ставки за счет сдвига кривой доходности возрастут еще больше, т. е. спрэд между двумя этими ставками увеличится.
Однако подобная зависимость прослеживается не всегда. К примеру, Бундесбанк, для того чтобы снизить темп роста денежной массы, в период 1992-1994 гг. прибегал не к повышению, а к снижению краткосрочной процентной ставки.

Еще по теме Монетарное таргетирование:

  1. В каких случаях таргетирование валютного курса целесообразно для развитых стран
  2. Монетарное таргетирование в Канаде, Великобритании, Японии, Германии и Швейцарии
  3. Врезка 21.2. Глобальный аспект Стратегия монетарной политики Европейского центрального банка
  4. Теоретические основы денежной политики: новокейнсианский монетарный режим
  5. Глава 2 РЕЖИМЫ ТАРГЕТИРОВАНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика -

Термин «таргетирование» означает применение инструментов экономической политики для достижения определенных количественных целевых показателей.

Режим таргетирования определяется как организационно-управленческий способ достижения центральным банком страны монетарных целей, используя различные каналы трансмиссионного механизма или определенным образом структурированный механизм разработки и реализации монетарной политики.

В настоящее время в теории и на практике выделяют несколько основных режимов монетарной политики (режимы таргетирования):

  • 1. таргетирование обменного курса;
  • 2. таргетирование денежных агрегатов;
  • 3. инфляционное таргетирование;
  • 4. проведение денежно-кредитной политики без явного номинального якоря.

Выбор режима таргетирования предполагает определение целевого значения показателя или таргета (промежуточной цели), достижение которого приведет и к достижению конечной цели денежно-кредитной политики, а также механизма, с помощью которого возможно достижение целевого значения таргета.

Все режимы монетарной политики направлены на достижение стабильности цен, но отличаются средствами достижения данной цели. Общей чертой всех режимов таргетирования является наличие макроэкономической переменной или номинального якоря, к которому привязаны инфляционные процессы. Различие между различными режимами состоит в направлении монетарной политики на конечную цель как в случае инфляционного таргетирования или промежуточные цели, например, обменный курс или предложение денег. При использовании промежуточных целей связи между промежуточными и конечной целью относительно стабильны или достаточно надежно предсказуемы.

1. Таргетирование обменного курса означает привязку курса национальной валюты к валюте страны или группы стран с низким уровнем инфляции.

Сущность данного режима состоит в ограничении величины и волатильности импорта инфляции. Средствами обеспечения стабильности номинального обменного курса являются изменения процентных ставок и прямые валютные интервенции.

Условиями успешного применения таргетирования на основе обменного курса являются проведение макроэкономической политики, обеспечивающих низкую разницу темпов инфляции относительно страны - якоря, достаточный уровень международных резервов, а в среднесрочном плане - поддержание конкурентоспособности и общей кредитоспособности страны. таргетирование курс инфляция кредитный

Международный опыт применения режима таргетирования обменного курса позволил выявить ряд его преимуществ и недостатков.

К преимуществам данного режима можно отнести:

  • - привязка внутреннего уровня инфляции к темпам роста цен на торгуемые товары и таким образом сдерживание импорта инфляции;
  • - снижение инфляционных ожиданий в случае устойчивости валюты страны привязки и доверия к ее монетарной политике;
  • - понимание данного режима субъектами хозяйствования и населением;
  • - относительная простота осуществления монетарной политики.

Недостатки режима привязки к обменному курсу состоят в следующем:

  • - снижение эффективности инструментов монетарной политики из-за невозможности использования обменного курса для стабилизации внутриэкономической ситуации в случае возникновения и реализации рисков в экономическом развитии;
  • - возможность распространения на экономику страны шоков, происходящих в стране валюты-якоря;
  • - риск спекулятивной атаки на национальную валюту, который возрастает при продолжительном поддержании переоцененного фиксированного обменного курса. Растущая при этом вероятность нестабильности ведет к повышению процентных ставок.

Таргетирование на основе обменного курса реализуется в нескольких вариантах.

  • 1. Основной вариант - фиксация курса национальной валюты к валюте одной или нескольких стран. Как правило, это крупная страна с низкой инфляцией и значительной долей во взаимной торговле.
  • 2. Разновидностью режима курсового таргетирования являются установление диапазона номинального обменного курса, в пределах которого он свободно плавает. В этом случае потоки спекулятивного капитала уменьшаются вследствие роста неопределенности обменного курса и увеличения автономности монетарной политики.
  • 3. Модификация «скользящей фиксации» предполагает контролируемую плавную девальвацию обменного курса, но обычно меньшую, чем разница темпов инфляции за соответствующий период. Данная модификация препятствует избыточному укреплению реального обменного курса, что могло бы привести к снижению ценовой конкурентоспособности продукции страны.
  • 4. Крайним вариантом таргетирования на основе обменного курса является валютный комитет, при котором национальная валюта эмитируется только в соответствии с ростом международных резервов при фиксированном курсе.

Курсовое таргетирование в наибольшей степени подходит для малых открытых экономик, в которых обменный курс является существенным фактором формирования уровня цен. Обменный курс является относительно удобным якорем для регулирования потоков капитала, уменьшая риск спекуляции на валютном курсе.

2. Таргетирование денежных агрегатов предполагает обеспечение стабильности цен путем контроля со стороны центрального банка за определенным денежным агрегатом. Иногда используется термин «монетарное таргетирование», что не совсем точно, так как этот термин имеет более широкое значение и характеризует процессы в монетарной сфере.

Диапазон способов реализации режима таргетирования денежных агрегатов определяются выбором денежного агрегата, типом целевого коридора и способами управления выбранным агрегатом.

Конкретное формулирование целей зависит от условий страны. В большинстве случаев это не точка, а интервал на конец года или коридор на год или на несколько лет.

Преимущества режима состоят в возможности проведения центральным банком независимой монетарной политики и его адекватном реагировании на специфические проблемы национальной экономки.

Достоинством режима таргетирования денежных агрегатов является оперативное информирование рынка о текущем состоянии в денежной сфере, так как соответствующие статистические данные публикуются с запаздыванием всего в несколько недель. Это способствует стабилизации инфляционных ожиданий и помогает избежать проблем, связанных с непоследовательностью монетарной политики.

В то же время данный режим не лишен недостатков. Для его эффективного использования необходима сильная и устойчивая связь между динамикой выбранного денежного агрегата и темпами инфляции. При этом центральный банк имеет возможности в большей мере контролировать узкие агрегаты (М 0 , денежная база), тогда как динамика изменения денежной массы (М 2 или М 3) зависит от деятельности ряда экономических агентов. Наряду с этим, между воздействием на избранный денежный агрегат и инфляцией существует значительный и неустойчивый временной лаг. Кроме того, в условиях финансовых инноваций, компьютеризации рынка и глобализации эти связи становятся более волатильными и трудно предсказуемыми.

  • 3. Инфляционное таргетирование (см. вопрос 69)!
  • 4. Проведение денежно-кредитной политики без явного номинального якоря.

Режим без явного номинального якоря предполагает отказ центрального банка от принятия каких-либо твёрдых обязательств по достижению конкретных значений тех или иных макроэкономических показателей (обменного курса, уровня инфляции, темпов роста денежных агрегатов). В этом случае денежные власти заявляют лишь долгосрочные цели (экономический рост, обеспечение занятости населения, низкие темпы инфляции), а промежуточные и операционные цели определяются центральным банком в зависимости от экономической ситуации.

4 марта 2017 г. Коллегия Комиссии приняла рекомендацию «О предложениях Евразийской экономической комиссии по мерам, направленным на снижение уровня инфляции (индекса потребительских цен) в Республике Беларусь».

Рекомендация разработана в связи с превышением Республикой Беларусь количественного значения показателя уровня инфляции, установленного в Договоре о ЕАЭС, которая составила 112,8 % в 1 квартале 2016 года, 112,1 % – во 2 квартале 2016 года, 111,1 % — в 3 квартале 2016 года и 110,6 % — в 4 квартале 2016 года. В феврале 2017 года инфляция составила 107%, что выше установленного Договором значения на 2,2 процентных пункта (п.п.).

Поддерживая принятые Республикой Беларусь национальные меры по улучшению экономической ситуации, Комиссия предложила ей реализовать комплекс мер по снижению роста потребительских цен. Речь идет о проведении денежно-кредитной политики с учетом необходимости соблюдения установленного Договором о ЕАЭС уровня инфляции, принятии мер по снижению затрат на производство и реализацию товаров потребительского спроса, развитии конкурентного потребительского рынка.

Государства-члены ЕАЭС должны проводить макроэкономическую политику в рамках показателей, определяющих устойчивость экономического развития, количественные значения которых установлены Договором о ЕАЭС. В частности, уровень инфляции (индекс потребительских цен) в годовом выражении (декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах) не должен превышать более чем на 5 процентных пунктов уровень инфляции в государстве-члене, в котором этот показатель имеет наименьшее значение.

Рисунок 1. Краткосрочный эффект антиинфляционной (сдерживающей) монетарной политики

27 апреля 2017 г. Национальный банк Республики Беларусь заявил, что будет сохранить стратегическую направленность монетарной политики на снижение инфляции как основы для возобновления устойчивых темпов экономического роста. Антиинфляционная политика как стратегическое направление деятельности Национального банка в долгосрочной перспективе нашло свое отражение в Указе Президента Республики Беларусь от 6 апреля 2017 г. № 108, которым в качестве основной цели Национального банка устанавливается поддержание ценовой стабильности.

Формирование благоприятных тенденций (благоприятная ситуация на внутреннем валютном рынке, что положительно повлияло на инфляционные ожидания экономических субъектов) позволило продолжить политику снижения процентных ставок. С начала текущего года Национальный банк несколько раз принимал решения об уменьшении ставки рефинансирования и ставок по своим инструментам.

Политика монетарного таргетирования НБ РБ

Основной целью монетарной политики Республики Беларусь в 2017 г. является снижение инфляции до 9 процентов (декабрь 2017 г. к декабрю 2016 г.). Среднесрочная цель – последовательное снижение инфляции до 5 процентов в 2020 г. Для достижение данной цели Национальный банк Республики Беларусь придерживается политике монетарного таргетирования.

Монетарная политика – это политика, проводимая ЦБ посредством изменения денежного предложения. Цели монетарной политики Республики Беларусь: стабильный уровень цен для обеспечения стабильного экономического роста. Инструменты монетарной политики: изменение нормы обязательных резервов; изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования); операции на открытом рынке.

Современные исследования выделяют три основные стратегии монетарной политики:

  • монетарное таргетирование;
  • валютное таргетирование;
  • инфляционное таргетирование.

Таблица 1. Косвенное воздействие монетарной политики

Инструменты Индикаторы Таргеты Цели
Объекты, управляемые

непосредственно

Объекты, на

которые ЦБ прямо

воздействует

Объекты, на

которые ЦБ

косвенно

воздействует

Объекты,

являются

политики ЦБ

Операции на

открытом рынке

рефинансирования

резервирования

политики

Резервы, Денежная

база, Официальные

Внутренние активы,

краткосрочная ставка

процента

M1, M2, M3,

краткосрочная

ставка процента,

долгосрочная ставка

процента, обменный

Экономичес

кий рост,

инфляция,

безработица.

Платежный

Источник: Кавицкая Ирина Леонидовна // https :// www . hse . ru / org / persons /65290

Идея монетарного таргетирования заключается в том, в том, что контроль роста денежной массы обеспечивает контроль над инфляцией («количественное уравнение» или «уравнение обмена» Ирвинга Фишера). Таргет задается как:

  • процентное изменение агрегатов М1 или М2;
  • общий уровень денежной массы;
  • определением верхних и нижних пределов динамики денежной массы;
  • уровень процентных ставок;
  • общий объем кредитования.

Рисунок 2. Темпы прироста потребительских цен Республики Беларусь

Источник: https://www.nbrb.by/mp/main

Промежуточным ориентиром монетарной политики Национального Банка РБ является прирост среднемесячной широкой денежной массы на 14% ±2 п.п. (декабрь 2017 г. к декабрю 2016 г.).

Рисунок 3. Прирост среднемесячной широкой денежной массы

(в процентах, январь 2014 – март 2017; месяц к соответствующему месяцу предыдущего года)

Источник: https://www.nbrb.by/mp/main

Условиями использования промежуточных ориентиров (таргетов) является то, что существует прогнозируемая связь между ростом денежной массы (или валютным курсом) и будущей инфляцией цен. Центральный банк должен контролировать и прогнозировать рост денежной массы или валютного курса при использовании монетарных инструментов.

Преимущества монетарного таргетирования:

  • данные о денежной массе обычно поступают раньше, чем другие данные;
  • номинальная денежная масса возможно, в большей степени поддается прямому контролю, чем сама инфляция;
  • жесткий контроль над денежной массой чаще всего несовместим с монетизацией долга, что оказывает определенное дисциплинирующее воздействие на налогово-бюджетную политику;
  • денежно-кредитные целевые показатели, не требуют существенной аналитической работы; для них необходимы лишь годовые допущения трендового реального роста, трендовой скорости денежного обращения и мультипликатора денежной базы.

Недостатки монетарного таргетирования:

При использовании монетарном таргетировании трудно контролировать инфляционные ожидания, поскольку при этой политике вводится «второй числовой целевой показатель в дополнение к конечному целевому показателю политики, что делает менее ясной задачу центрального банка и усложняет наблюдение за результатами его деятельности». Это усложняет применения данной стратегии в странах с традиционно высокой инфляцией и низким доверием населения к действиям правительства. Монетарное таргетирование основано на предположениях о том, что Центральный банк может полностью контролировать номинальную денежную массу, и что в экономике долгосрочная связь между ростом денежной массы и ростом номинальных доходов. Это неявным образом предполагает определенность как денежного мультипликатора, так и скорости денежного, что на практике не всегда соблюдается и делает применение денежных целевых ориентиров нецелесообразным.

Препятствия перехода к инфляционному таргетированиюМонетарное таргетирование в Республике Беларусь имеет свои недостатки. Предприятия и население Беларуси пока сохраняют достаточно высокий уровень инфляционных и девальвационных ожиданий. Восстановление доверия к действиям экономических властей возможно только при условии реализации взвешенной и ответственной политики, подкрепленной конкретными действиями и результатами.

В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы предусмотрен переход, в среднесрочной перспективе (к 2020 году), к режиму инфляционного таргетирования.

Инфляционное таргетирование — это стратегия монетарной политики, состоящая из 5 взаимосвязанных элементов: публичное объявление монетарными властями среднесрочного значения инфляционного ориентира (таргета); признание цели по стабилизации цен приоритетной над всеми остальными; выбор эффективного инструмента достижения цели, который служит, в том числе, информационным сигналом для экономических агентов и влияет на инфляционные ожидания; переход к открытой и прозрачной монетарной политике, высокая степень информирования о планах, объектах и решениях; исключительная ответственность и отчетность ЦБ о действиях, направленных на достижение поставленной цели.

Условия введения политики инфляционного таргетирования:

  • Центральный банк должен обладать достаточной степенью независимости;
  • отсутствие фискального доминирования;
  • правительственные заимствования у Центрального банка должны быть достаточно низкими;
  • финансовый рынок достаточно развит;
  • правительство должно обладать достаточной доходной базой;
  • власти должны отказаться от других целей несовместимых с инфляционным таргетом.
  • Центральный банк должен иметь в своем распоряжении аналитическую модель, для оценки прогнозных показателей.

Однако, на данном этапе переход от политики монетарного к политике инфляционного таргетирования представляется невозможным, т.к. практически ни одно из выше перечисленных для этого условий в Республике Беларуси не выполнено.

Возможность перехода к инфляционному таргетированию ограничена:

  • высокими платежами по обслуживанию государственного долга, т.е. имеется высокая долговая нагрузка;
  • инфляционное давление в Беларуси не связано с шоком спроса, а наоборот, с шоком производительности, т.е. имеет структурный характер. Излишне жесткая денежно-кредитная политика будет сдерживать деловую инициативу и не позволит в полной мере реализовать потенциал роста экономики, в том числе доходов населения.
  • возможности влияния на циклическую динамику экономики ограничены инфляционными ожиданиями и угрозами финансовой стабильности на фоне низких резервов. Нейтральный характер денежно-кредитной политики в 2017 году обусловлен риском роста инфляционных и девальвационных процессов в случае ее смягчения.

Для выхода на устойчивый сбалансированный экономический рост Правительству РБ необходимо продолжить реализацию намеченных структурных преобразований, состоящих из двух направлений: во-первых, либерализация политики конкуренции; во-вторых, либерализация банковского, финансового и валютного рынков.

По этой причине, Национальный банк РБ в 2017 продолжит реализовывать системные меры по обеспечению финансовой стабильности, в том числе путем ряда инициатив, направленных на снижение проблемной задолженности банков, сокращение директивного кредитования, создание условий для ускоренного развития небанковских сегментов финансового рынка. Основными направлениями укрепления финансовой стабильности являются снижение кредитного риска в банковском секторе, дедолларизация экономики, минимизация фискальных рисков и оптимизация внешнего долга.

В рамках обязательств перед странами – партнерами по Евразийскому экономическому союзу в 2017 году Национальный банк намерен предпринять ряд шагов в направлении либерализации валютного регулирования. Данный шаг также поддерживается экономистами Центра интеграционных исследований Евразийского Банка Развития.

Около 80% всей промышленности РБ остается в руках государства, а иностранным инвестициям препятствует климат, враждебный бизнесу. Несколько банков, приватизированных после обретения независимости, были повторно национализированы. Государственные банки составляют 75% банковского сектора республики. Рост ВВП, который сократился в течение нескольких лет после распада Советского Союза, возобновился в середине 2000-х годов из-за бурного роста цен на нефть. Беларусь импортируют основную часть своей нефти и природного газа из России по ценам, существенно ниже мировых. В конце 2006 года Россия начала процесс предоставляемых Минску «субсидий» на нефть и газ. В декабре 2010 года Россия и Беларусь заключили соглашение о возобновлении экспорта субсидированной нефти в Беларусь.

Примечания:

http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/15-03-2017.aspx

https://www.nbrb.by/Press/?id=6176

За январь – март прирост потребительских цен в годовом выражении снизился до 6,4 процента.

https://www.nbrb.by/mp/main

https://www.nbrb.by/Press/?id=5877

Либерализация финансового рынка Республики Беларусь в рамках ЕАЭС. - СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2016. - 68 с.

https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/bo.html

Новое на сайте

>

Самое популярное