Домой Сбербанк В индии обмен денег по-советски обернулся социальным кризисом. Мировой финансовый кризис: эффект домино докатился до Индии Кто вывел индию из экономического кризиса

В индии обмен денег по-советски обернулся социальным кризисом. Мировой финансовый кризис: эффект домино докатился до Индии Кто вывел индию из экономического кризиса


Обратимся теперь к рассмотрению общего состояния индийских финансов, в каком они оказались в результате последнего восстания. Согласно последним официальным отчетам, чистый доход, извлекаемый британцами из своего индийского владения, равняется 23208000 ф. ст., круглым счетом 24000000 фунтов стерлингов. Этого ежегодного дохода никогда не хватало для покрытия ежегодного расхода. С 1836 до 1850 г. чистый дефицит выразился в сумме 13171096 ф. ст., или в среднем примерно в 1000000 ф. ст. ежегодно. Даже в 1856 г., когда казначейство как никогда пополнилось благодаря широко проводимым лордом Далхузи аннексиям, ограблениям и вымогательствам, доход не равнялся расходу, но, напротив, к накопившемуся дефициту прибавилось около четверти миллиона фунтов стерлингов. В 1857 г. дефицит был равен 9000000 ф. ст., в 1858 г. он достиг 13000000 ф. ст., а в 1859 г. само индийское правительство определяло его в 12000000 фунтов стерлингов, Итак, первое заключение, к которому мы приходим, состоит в том, что даже при обычных обстоятельствах дефицит все увеличивался и что при обстоятельствах чрезвычайных он должен достигнуть размеров, равных половине и даже более ежегодного дохода.

Возникает вопрос, в какой степени этот уже существующий разрыв между расходами и доходами индийского правительства увеличился благодаря недавним событиям? Новый постоянный долг Индии, выросший в связи с подавлением восстания сипаев, даже самыми оптимистическими английскими финансистами оценивается в сумме от 40000000 до 50000000 ф. ст., между тем как г-н Уилсон оценивает постоянный дефицит, или ежегодный процент по этому новому долгу, подлежащий выплате из ежегодного дохода, не менее чем в 3000000 фунтов стерлингов. Однако было бы большой ошибкой думать, что этот постоянный дефицит в 3000000 представляет единственное наследство, оставленное повстанцами своим победителям. Издержки на подавление восстания принадлежат не только к прошлому, но в значительной степени они относятся также к будущему. Даже в спокойные времена, до начала восстания, военные расходы поглощали по крайней мере 60 % всего обычного дохода, ибо они превышали 12000000 ф. ст., но теперь положение изменилось. В начале восстания европейская армия в Индии насчитывала 38000 человек боевого состава, в то время как туземная армия насчитывала 260000 человек. Военные силы, которые находятся в настоящее время на службе в Индии, состоят из 112000 европейских и 320000 туземных солдат, включая туземную полицию. Можно было бы с достаточным основанием сказать, что эти небывалые цифры будут сведены к более умеренным с исчезновением тех чрезвычайных обстоятельств, из-за которых они выросли до их нынешних размеров. Однако военная комиссия, назначенная британским правительством, пришла к заключению, что в Индии понадобится постоянная европейская армия численностью в 80000 человек, при наличии туземной армии в 200000 человек, что означает повышение военных расходов почти вдвое сравнительно с их первоначальным размером. Во время прений в палате лордов об индийских финансах 7 апреля все авторитетные ораторы сходились в двух пунктах: они признавали, с одной стороны, что ежегодный расход только на армию, равный почти 20000000 ф. ст., несовместим с чистым доходом Индии всего в 24000000 ф. ст., а с другой стороны, что трудно представить себе такое положение вещей, которое позволило бы англичанам, без риска, оставить Индию на неопределенный ряд лет без европейской армии, вдвое превышающей ее численность перед началом восстания. Но предполагая даже возможным увеличение на длительный период европейских войск только на одну треть сравнительно с их первоначальным составом, мы получаем новый постоянный ежегодный дефицит, по крайней мере, в 4000000 фунтов стерлингов. Итак, новый постоянный дефицит, происходящий, с одной стороны, от консолидированного долга, образовавшегося в течение восстания, а с другой стороны, от постоянного роста численности британских войск в Индии, по самому умеренному подсчету будет не менее 7000000 фунтов стерлингов.

К этому необходимо прибавить еще две другие статьи, из которых одна происходит от роста обязательств, а другая - от уменьшения доходов. Согласно недавнему заявлению железнодорожного департамента индийского ведомства в Лондоне, общее протяжение железных дорог, утвержденных для Индии, равно 4 817 милям, из которых до сих пор построено только 559 миль. Вся сумма капитала, вложенного различными железнодорожными компаниями, равняется 40000000 ф. ст., из которых 19000000 ф. ст. уплачены, а 21000 000 ф. ст. еще должны быть внесены, причем на 96 % всей суммы подписка была произведена в Англии и только на 4 % - в Индии. На эту сумму в 40000000 ф. ст. правительство гарантировало 5 % дохода, так что ежегодный процент, подлежащий уплате из доходов Индии, достигает 2000000 ф. ст., которые должны выплачиваться еще до того, как железные дороги начнут действовать и смогут приносить какой-либо доход. Граф Элленборо исчисляет убыток, проистекающий для индийских финансов из этого источника, на ближайшие три года в 6000000 ф. ст., а впоследствии постоянный дефицит от этих железных дорог - в полмиллиона ежегодно. Наконец, из 24000000 ф. ст. индийского чистого дохода сумма в 3619000 ф. ст. извлекается от продажи опиума в чужие страны, - источник дохода, который, как теперь повсюду признают, должен в значительной степени сократиться в силу последнего договора с Китаем . Таким образом, становится очевидным, что, помимо экстренных расходов, вызываемых необходимостью довести до конца подавление восстания, ежегодный постоянный дефицит, по крайней мере в 8000000 ф. ст., придется покрывать из чистого дохода в 24000000 ф. ст., которые правительство, быть может, сумеет повысить до 26000000 ф. ст. посредством новых налогов. Неизбежным результатом такого положения вещей явится необходимость взвалить на английского налогоплательщика обязательства по индийскому долгу и, как объявил в палате общин сэр Д. К. Льюис,

«ежегодно вотировать четыре или пять миллионов в качестве субсидии для так называемой ценной колонии британской короны».

Приходится признать, что такой финансовый результат «славного» отвоевания Индии производит далеко не чарующее впечатление и что Джону Булю приходится платить весьма высокие покровительственные пошлины ради того, чтобы обеспечить манчестерским фритредерам монополию на индийском рынке.

Печатается по тексту газеты

Перевод с английского

Примечания:

Выдающееся произведение К. Маркса «К критике политической экономии» , знаменующее собой важный этап в создании марксистской политической экономии, было написано в августе 1858 - январе 1859 года. Написанию этой книги предшествовала пятнадцатилетняя разносторонняя научно-исследовательская работа, в ходе которой Маркс изучил огромную массу общественно-экономической литературы и разработал основы своего экономического учения.

В августе 1857 г. Маркс приступает к систематизации собранного им материала и написанию большого экономического произведения. Первый набросок плана этого произведения Маркс составил в августе - сентябре 1857 года. В течение последующих нескольких месяцев Маркс детализирует свой план и в апреле 1858 г. решает, что вся работа будет состоять из шести книг. Первую книгу намечено было посвятить исследованию капитала, причем автор имел в виду изложению проблем капитала предпослать несколько вводных глав; вторую книгу - земельной собственности, третью - исследованию наемного труда, четвертую - государства, пятую - международной торговли и шестую - мирового рынка. Предполагалось, что первая книга будет включать четыре отдела, причем в первый отдел, названный Марксом «Капитал вообще», войдут три главы; 1) стоимость, 2) деньги и 3) капитал.

Работая над первой книгой, т. е. над книгой «О капитале», Маркс в период с августа 1857 по июнь 1858 г. написал рукопись объемом около 50 печатных листов, изданную Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС в 1939–1941 гг. на немецком языке под названием «Grundrisse der Kritik der politischen Oekonomie (Rohentwurf)» («Основные черты критики политической экономии (Черновой набросок)»). В этой рукописи, содержащей общее введение, раздел о деньгах и значительно более обширный раздел о капитале, Маркс вчерне изложил первые результаты своих многолетних экономических исследований, в том числе основные положения своей теории прибавочной стоимости. Рукопись 1857–1858 гг. является, по существу, первоначальным незавершенным вариантом первой части задуманного в то время Марксом фундаментального экономического произведения.

В начале 1858 г. Маркс решает приступить к изданию своего труда по частям, отдельными выпусками. Заключив предварительный договор с берлинским издателем Ф. Дункером, он работает над первым выпуском. В течение августа 1858 - января 1859 г. он перерабатывает главу о деньгах, пишет главу о товаре, редактирует окончательный текст этой рукописи и, озаглавив ее «К критике политической экономии», 26 января 1859 г. отправляет к издателю в Берлин. Вместо намечавшихся 5–6 печатных листов первый выпуск разрастается до 12 печатных листов и состоит уже не из трех глав, как намечалось планом, а из двух: «Товар» и «Деньги, или простое обращение». В феврале 1859 г. Маркс отправляет в издательство и предисловие. В июне 1859 г. работа «К критике политической экономии» вышла в свет. Имеющиеся в работе «К критике политической экономии» подзаголовки «Книга первая. О капитале» и «Отдел первый. Капитал вообще» свидетельствуют о том, что она представляет собой начало первой книги из запланированных шести книг.

Вслед за первым выпуском Маркс собирался опубликовать второй выпуск, в котором должны были найти отражение проблемы капитала. Дальнейшие исследования, однако, побудили Маркса изменить первоначальный план своего большого труда. План из шести книг был заменен планом четырех томов «Капитала». Поэтому вместо второго и следующих выпусков Маркс подготовил «Капитал», в который включил в переработанном виде также и некоторые основные положения книги «К критике политической экономии».

При жизни Маркса книга «К критике политической экономии» не переиздавалась. Исключение составляет предисловие, которое в несколько сокращенном виде было опубликовано 4 июня 1859 г. также в лондонской немецкой газете «Das Volk» («Народ»). Отрывок из второй главы книги, посвященный критике утопической теории Грея о рабочих деньгах, Энгельс включил в качестве дополнения в немецкие издания 1885 и 1892 гг. работы Маркса «Нищета философии». Первое русское издание книги было выпущено в 1896 году в Москве. В основу настоящего издания книги «К критике политической экономии» положен текст его первого немецкого издания, подготовленного к печати автором. Однако при этом были учтены, во-первых, поправки и пометки Маркса в его личном экземпляре книги, а во-вторых, поправки и пометки, сделанные Марксом в экземпляре книги, подаренной им Вильгельму Вольфу 19 августа 1859 года. Некоторые из этих поправок и пометок автора были реализованы Энгельсом при подготовке к печати третьего тома «Капитала». Цитируя отдельные места из работы «К критике политической экономии», Энгельс привел их в исправленной, уточненной Марксом редакции. Фотокопии этих экземпляров книги с поправками и пометками Маркса находятся в Архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.

О параллелограммах Оуэна Рикардо упоминает в своей работе «On protection to agriculture». Fourth ed., London, 1822, p. 21 («О покровительстве земледелию». 4-е издание, Лондон, 1822, стр. 21). Развивая свой утопический проект социальных преобразований, Оуэн доказывал, что экономически, а также с точки зрения устройства домашнего быта наиболее целесообразным является строительство поселка в форме параллелограмма или квадрата. Отсюда появилось выражение «параллелограммы Оуэна».

Призовые деньги - сумма, присуждаемая правительством экипажам кораблей, принимавших участие в уничтожении или в захвате неприятельских судов, а также нейтральных судов, перевозивших контрабанду.

В Мексике в 1854 г. началась буржуазная революция, вслед за которой последовала гражданская война, длившаяся до конца 1860 г. и окончившаяся разгромом реакционных сил феодалов и духовенства.

Имеется в виду Бомбей, который наряду с Бенгалией и Мадрасом, согласно административному делению Британской Индии, был выделен в особое президентство, возглавляемое губернатором.

Наследниками Великого Могола Маркс иронически называет английских правителей Индии. Империя Великих Моголов (так называли правящую династию), основанная в 1526 г. завоевателями тюркского происхождения - моголами, которых современники считали монголами, достигла значительного могущества, подчинив к середине XVII в. большую часть Индии и часть Афганистана, Однако в результате крестьянских восстаний и роста сопротивления народов Индии завоевателям, а также вследствие постоянных усобиц и усиления феодально-сепаратистских тенденций, империя Великих Моголов стала приходить в упадок и в первой половине XVIII в. фактически распалась.

Имеется в виду приложение к неравноправному Тяньцзиньскому договору, заключенному в июне 1858 г. после второй «опиумной» войны (1856–1858) - грабительской войны Англии и Франции против Китая. По условиям этого договора в дополнение к уже открытым ранее 5 китайским портам для иностранной торговли были открыты еще 5 портов: на реке Янцзы, в Маньчжурии, на островах Тайвань и Хайнань; иностранным государствам было разрешено иметь постоянных дипломатических представителей в Пекине, иностранцам предоставлялось право свободного передвижения по стране и плавания по ее внутренним водам, гарантировалась защита миссионеров. Добившись по Тяньцзиньскому договору значительного расширения своих привилегий в Китае, английские колонизаторы пошли на ограничение торговли опиумом, которая истощала ресурсы страны и ограничивала возможности их эксплуатации самими колонизаторами.

Приложение к договору касалось урегулирования торговых отношений между Англией и Китаем и предусматривало установление высокой пошлины на ввоз опиума в Китай: иностранные купцы могли торговать опиумом лишь в строго определенных договором портах, все льготы иностранцам для торговли внутри Китая не распространялись на торговлю опиумом.

"101582"

В ночь с 8 на 9 ноября 2016 года в Индии началась денежная реформа. Суть её проста: выведение из обращения денежных купюр номиналом 500 рупий (примерно 7,5 долл. США) и 1000 рупий (примерно 15 долл. США). С 9 ноября 2016 года такие купюры недействительны и подлежат обмену на денежные знаки нового образца номиналом 500 и 2000 рупий либо зачислению на счета в банках.

Обменять старые купюры на новые или зачислить их на счета можно до 30 декабря 2016 года. Информация о суммах, положенных на банковские депозиты в период с 10 ноября по 30 декабря, будет сравниваться с налоговыми декларациями, а при обнаружении серьёзного расхождения нарушителям придётся выплатить недостающие налоги и штраф в размере до 200%. А в сентябре окончился срок налоговой амнистии, благодаря которой были задекларированы 652,5 млрд. рупий неучтённых доходов граждан (около 0,5% ВВП). Эксперты отмечают, что налоговой амнистией воспользовались немногие, от неё ожидали большего. Теперь налоговым уклонистам предстоит серьёзное испытание.

Подобного рода денежные реформы в мировой практике - не новость. Нынешняя индийская реформа относится к разряду самых простых. Официально заявленные цели реформы - борьба с коррупцией, финансированием терроризма, теневой экономикой, подделкой купюр и повышение собираемости налогов.

Мировые СМИ внимательно следят сейчас за Индией, но основное внимание они обращают на волнения, возникшие в связи с реформой. По состоянию на конец октября 2016 года наличная денежная масса в обращении в Индии составляла примерно 17,77 трлн. рупий (около 260 млрд. долл. США). От общего количества банкнот изымаемые купюры составляют 25%, но по стоимости это 86% всей наличной денежной массы страны. На этой наличности держатся розничная торговля и сфера услуг, роль этих банкнот в жизнеобеспечении 1,3 млрд. человек населения Индии трудно переоценить.

Разработчики реформы создали своеобразные «бутылочные горлышки», ограничивающие обмен старых купюр на новые. Банкам было разрешено производить обмен сумм до 4000 рупий (60 долл. США) на одного человека при условии предъявления удостоверения личности и письменной заявки на обмен. 14 ноября лимит был увеличен до 4500 рупий. Получается, что если человек будет каждый день обменивать указанные суммы вплоть до нового года (предельный срок), то ему удастся получить сумму, эквивалентную примерно 3,5 тысячи долларов США.

Состоятельные люди, имеющие банковские счета и банковские карты, имеют альтернативные способы получения новых купюр. Однако и здесь установлены ограничения. В частности, с 10 ноября 2016 года был введен лимит на снятие наличных с банковских счетов в 10 000 рупий (150 USD) в день или 20 000 рупий (300 USD) в неделю. С 14 ноября суточный лимит был увеличен до 24 000 рупий (360 долл. США). Для банкоматов лимит снятия денег в виде новых купюр определён в 2500 рупий (37 долл. США). Желающие снять деньги в виде купюр мелкого достоинства ограничены суммой в 2000 рупий в сутки (30 долл. США).

Предусмотрена возможность обмена и довольно больших сумм наличных на знаки нового образца, но тут для гражданина могут возникать сложности. В случае обмена более 250 000 рупий (примерно 3 700 долл. США) необходимо предъявить налоговую декларацию, где обмениваемые суммы задекларированы, либо заплатить с обмениваемых сумм налоги. Здесь налицо элемент конфискационной реформы.

Разработчики реформы сконструировали «бутылочные горлышки», чтобы отфильтровать «чистые» деньги от «грязных», но необходимую техническую подготовку к реформе не провели. А она требовалась. Количество банкоматов, выдававших мелкие купюры, было недостаточно, к ним выстроились километровые очереди, а работа самих банкоматов то и дело прекращалась из-за того, что кончались деньги. К тому же новые купюры имели другие размеры, а техника под них не была переналажена. Министр финансов Арун Джейтли признал, что 200 тысяч банкоматов не готовы к работе с новыми купюрами, а для их переналадки потребуются 2-3 недели.

Индийская пресса отмечает, что больше всех, как обычно, пострадали бедные. Участились случаи возникновения около банков и банкоматов толп, блокирующих движение транспорта. В результате толкотни в очередях, многочасовых стояний, потасовок и даже жестоких драк появились жертвы. По данным прессы, уже поплатились жизнями около 80 человек. Резко снизились обороты в сети розничной торговли, ресторанах, кафе, других учреждениях услуг.

Властям пришлось в авральном порядке вносить коррективы в правила проведения реформы. Был разрешён приём купюр в 500 и 1000 рупий на автозаправочных станциях, в государственных медицинских учреждениях, при продаже железнодорожных и авиационных билетов, в государственных молочных и диетических магазинах. Сначала такое разрешение действовало до 11 ноября, затем этот срок продлевался ещё дважды. Практически каждый день в правила проведения реформы власти вносят всё новые коррективы, пытаясь снизить возникшую в стране напряжённость.

Состоятельные граждане стали прибегать к услугам импровизированных меняльных контор. Речь идёт о предприимчивых лицах, собирающих бригады бедняков, которые за умеренную плату стоят в очередях и меняют старые знаки на новые. Бригадиры контролируют рядовых членов, собирают наличные деньги и передают заказчику. Несмотря на длиннейшие очереди, некоторые члены меняльных бригад умудряются за сутки собрать двойную или даже тройную норму. Банки, занимающиеся разменом купюр, пытались не допустить нарушения норм суточного обмена - ставили приходящим клиентам на теле знаки несмываемой краской. Однако находчивые индийцы уже научились эту краску удалять.

К категории наиболее пострадавших можно также отнести иностранных туристов. Для них отдых в Индии был испорчен. Частично негативный эффект удалось смягчить, разрешив в течение первых трёх дней реформы размен в банках сумм до 5 тысяч рупий (75 долл. США), но мытарства иностранных туристов продолжаются - хотя бы потому, что они не могут воспользоваться банкоматами, не налаженными на работу с новыми купюрами. Многие, имевшие несчастье приехать в Индию в это трудное время, не имеют на руках никаких рупий - ни старых, ни новых. Подступиться к банкам, чтобы поменять доллары, евро и другие валюты на новые рупии, почти невозможно. Свои услуги предлагают уличные менялы, но продают рупии по головокружительному курсу.

Денежная реформа в Индии преследует одну важную цель, не объявленную властями страны. Эта цель - загнать население в банковскую систему, ограничив использование наличных денег. Предыдущая реформа проводилась в Индии в 1978 году. Тогда из обращения изымались банкноты достоинством 1000, 5000 и 10.000 рупий. Была сделана важная попытка ограничить использование крупных купюр в качестве средства накопления и заставить граждан пользоваться услугами банков. Однако в Индии слишком привыкли полагаться на наличные деньги не только как средство обращения, но и как средство накопления. Причин этому много, а самая главная та, что при открытии вклада свыше 50.000 рупий (750 долл. США) от вкладчика требуется справка о происхождении денег.

Вообще, такая система фильтров создана для борьбы с «грязными» деньгами в теневом секторе экономики. По оценкам Всемирного банка, в Индии этот сектор составляет около 25% всей экономики (есть и более высокие оценки - 30-35%). Пытаясь ограничить теневой сектор, власти, однако, забывают, что из всех занятых в нём на тех, кто вовлечён в криминальный бизнес (наркотики, торговля людьми, оружием и т.п.), приходится примерно 1 процент. Остальные 99% - те, кто не может найти работы в легальном секторе и выживает как умеет. Таких людей, вынужденно работающих «в тени», в Индии насчитываются миллионы, если не десятки миллионов. Они пользуются лишь наличными деньгами, а банковские счета могут открывать только на мизерные суммы, которые не требуют справок.

Индийская пресса сообщает, что проблемы возникли у местных торговцев хлопком: после неожиданного объявления реформы поставки растительного волокна сократились наполовину, а цены выросли. Большинство фермеров продаёт свой урожай за наличные, а сложившаяся в стране ситуация их отпугивает. Даже официальная статистика фиксирует, что уровень безработицы в Индии приближается к 10%, а это несколько десятков миллионов человек. Многие из них поддерживают существование лишь за счёт теневого сектора.

За первые две недели с начала реформы было обменено или депонировано в банки купюр старого образца на сумму, эквивалентную 80 млрд. долл. Это примерно 40% всей массы купюр. Процесс дальнейшего «переоформления» старых денежных знаков затормозился. Эксперты полагают, что до конца года будет «переоформлено» с большим трудом ещё примерно столько же, а 20% денег «сгорят». Ожидаемый конфискационный эффект достигнет 40 млрд. долл. Впрочем, такого эффекта, возможно, достичь не получится. До нового года десятки миллионов бедняков будут востребованы в качестве меняльщиков, обслуживающих состоятельных индийцев. Последние надеются, что «помощники» всё-таки обеспечат им полную конвертацию старых знаков в новые.

Индия среди стран третьего мира принадлежит к тем, где доля наличных денег в общем объёме денежной массы (наличные плюс безналичные) приближается к показателям экономически развитых стран и составляет 10-15%. Для сравнения: в еврозоне этот показатель близок к 10%; в России - 20-25%; в экономически наименее развитых странах (например, ЦАР, Чад, Афганистан) - от 40 до 50%. Нынешняя реформа призвана подтолкнуть жителей Индии к более активному использованию безналичных денег, к превращению их в пожизненных клиентов банков. Оборотной стороной реформы может стать лишение миллионов граждан Индии последних средств к существованию. Политические оппоненты премьер-министра Моди уже заявили о намерении объединиться и воспрепятствовать дальнейшей демонетизации экономики.

Одним из первых последствий реформы стало то, что власти пытаются загнать страну в «безнал», а у населения возникла обратная реакция. Даже те, кто давно пользовался «пластиком» (дебетовыми и кредитными картами) и банковскими счетами, теперь думают, как бы дистанцироваться от банков и не оказаться в «электронно-банковском концлагере». Реформа породила недоверие к наличным деньгам своего государства, эксперты ожидают роста спроса на иностранную наличную валюту. Отчасти эти настроения уже отразились на курсе индийской рупии, который упал по отношению к доллару и другим ведущим валютам мира.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

На днях в Индии был внезапно объявлено о прекращении оборота купюр достоинством в 500 и 1000 рупий. Правительство объяснило это борьбой с коррупцией и фальшивомонетчиками. Действия властей спровоцировали настоящий банковский коллапс, пишет агентство Reuters.

В банковских учреждениях страны скапливаются гигантские очереди из желающих обменять деньги, исчезающие из оборота. Банкоматы не справляются с наплывом клиентов, часть автоматов прекратила работать. Значительно усложняет ситуацию лимит в 4 тысяч рупий в день.

Крупные купюры можно положить на банковский счет, однако очереди из желающих совершить эту операцию ничуть не меньше, чем у банкоматов.Также власти фиксируют граждан, которые пытаются обменять сумму выше 250 тысяч рупий.

Во многих банках бумажные купюры меняют только на мелочь. Несмотря на это, Центробанк Индии уверяет, что в финучреждениях еще достаточно бумажных денег.

Под ударом оказались и туристы из других стран. Как отмечает ТАСС, люди часто не могут обменять свои деньги, в банках им просто отказывают.

Премьер-министр Индии Нарендра Моди выступил в воскресенье с речью, обещая исправить ситуацию через 50 дней. «Я знаю, какие силы я затронул, я знаю, что это за люди, которые выступают против меня, я отбираю то, что они копили 70 лет... Они не дадут мне жить спокойно, они уничтожат меня. Пусть делают, что хотят. Мне помогут 50 дней, страна должна просто помочь мне 50 дней», - заявил премьер.

При этом Моди отметил, что денежная реформа далеко не последний шаг в борьбе со взяточниками. По словам премьера, правительство разрабатывает новые меры, которые помогут «остановить непорядочность и коррупцию в стране».

Таким образом, индусы наступили не те же грабли, что и власти СССР в 1991 году.
22 января 1991 г. началась последняя советская денежная реформа, получившая название "павловской" в честь ее создателя, министра финансов, а впоследствии премьера правительства СССР Валентина Павлова. Это была конфискационная денежная реформа, которая преследовала цель избавиться от "лишней" денежной массы, находившейся в наличном обращении, и хотя бы частично решить проблему дефицита на товарном рынке СССР. Формальной причиной для проведения реформы была объявлена борьба с фальшивыми рублями, якобы завозимыми в СССР из-за рубежа.

22 января 1991 года Михаил Горбачев подписал Указ "О прекращении приема к платежу денежных знаков Госбанка СССР достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года и ограничении выдачи наличных денег со вкладов граждан". О подписании Указа было сообщено в программе "Время", когда практически все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты

Поскольку обмен денег проводился в очень сжатые сроки, в сберкассах моментально выстроились длинные очереди. Обмен осуществлялся также по месту работы граждан и на почте.

Реформа ударила по тысячам людей, державшим рубли и "в чулке", и в Сбербанке. Рухнули состояния в 15-30 тысяч, копившиеся десятилетиями.

Неудачный эксперимент был одной из причин быстрого краха СССР, который случился в декабре того же 1991 года.

В2003 г. эксперты инвестиционной компании Goldman & Sachs ввели в оборот аббревиатуру БРИК, звучащую по-английски так же, как слово «кирпич» для обозначения группы стран - Бразилии, России, Индии и Китая - за счет роста которых, по их мнению, во многом должен будет обеспечиваться будущий рост мировой экономики и фондовых рынков, в частности. Сделано это было, прежде всего, для того, чтобы привлечь потенциальных инвесторов к покупке ценных бумаг этих стран. Указывалось, что быстрый рост экономик четырех государств делает выгодными капиталовложения в эти страны. Если раньше традиционно наибольшим спросом пользовались ценные бумаги, выпущенные фирмами и правительствами развитых государств Европы, Северной Америки и Японии, то теперь финансистам предлагалось активнее осваивать новые рынки деятельности.

Микроэкономическая идея, нацеленная на получение прибыли от акций быстрорастущих предприятий стран БРИК, оказалась верной и с точки зрения макроэкономики, т.е. на уровне национальных экономик. Она прижилась, и БРИК стал рассматриваться политиками и экономистами уже как группа крупных государств, характеризующихся быстрым и устойчивым развитием. Таким образом, данные государства выделились из группы развивающихся и переходных экономик в авангард, который успешно догоняет развитые страны по своей экономической мощи.

Более того, страны БРИК стали превращаться в группу, имеющую общие экономические и даже политические интересы. Так, уже на втором саммите, проходившем в Бразилии в апреле 2010 г., в итоговом заявлении появились разделы, посвященные энергетике, изменению климата и борьбе с терроризмом. Помимо последствий глобального финансово-экономического кризиса, обсуждались возможности координации усилий в области безопасности и организованной преступности.

Как уже отмечалось выше, два члена БРИК - Китай и Индия легче многих других стран мира перенесли мировой финансово-экономический кризис. России повезло меньше. Ее экономика пережила сильный спад во время кризиса, а выход из кризиса не сопровождался радикальным повышением эффективности. Поскольку масштабы бразильской экономики меньше китайской и индийской, внимание наблюдателей приковано, прежде всего, к паре Китай-Индия. Станут ли эти государства лидерами мирового экономического роста, вытаскивая всю мировую экономику из депрессии, или же Индия отстанет, и ей будет трудно выступать в качестве мирового локомотива?

Как показывают оценки экспертов Международного валютного фонда, экономика Китая в последние годы развивается более быстрыми темпами, чем экономика Индии, но разница темпов невелика. Индия и Китай показали уверенный экономический рост в период кризиса, когда и мировая экономика в целом, и развитые страны пережили спад производства. В 2010 г. обе страны развивались темпами, которые в 3 раза выше, чем у развитых государств. С 2011 г. эти государства вступили в полосу экономического застоя и медленного роста, и разрыв увеличился в 4-5, а с Китаем почти в 6 раз. В то же время темпы роста ВВП Китая явно покинули двузначную зону, но этот факт не является негативным, поскольку КНР нуждается в перестройке своей экономической модели. Для Индии замедление темпов роста ВВП - более тревожный факт.

Россия показывает более быстрый рост, чем группа развитых стран, но меньший не только по сравнению с Китаем и Индией, но и с группой развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Существенно сбавила темпы и Бразилия.

Можно сказать, что после острой фазы кризиса БРИК разбился на две части. Первая - Китай и Индия, которые сумели удержать высокие темпы роста ВВП, вторая - Бразилия и Россия, которые, восстановив экономический рост после спада в 2009 г., демонстрируют очень умеренные темпы роста ВВП. Тем не менее, вся группа по-прежнему развивается быстрее, чем развитые страны.

Что не нравится в Индии Нобелевскому лауряту
В целом, экономический и политический истеблишмент Индии удовлетворен макроэкономической ситуацией и считает, что в среднесрочной перспективе Индия вполне может развиваться со средними темпами роста ВВП около 10%, хотя есть понимание того, что слишком быстрый рост чреват несбалансированностью.

Определенным диссонансом настроениям индийской элиты прозвучало выступление Амартия Сена, лауреата Нобелевской премии по экономике, индийца по происхождению, работающего в США. Выступая в Дели перед студентами и предпринимателями, он подверг сомнению необходимость конкурировать с КНР по темпам роста ВВП. По его мнению, гораздо важнее использовать хозяйственную активность на благо основной части населения.

Индикатором динамики в этой области является, в частности, индекс развития человеческого потенциала. Этот индекс рассчитывается как совокупность трех сторон развития: здоровья населения, измеряемого показателем средней ожидаемой продолжительности жизни новорожденного; образования, показателем которого выступает продолжительность обучения взрослых; материальных условий жизни, измеряемых душевым ВВП.

Такие индексы уже продолжительное время рассчитываются по большинству стран мира. Выше мы уже упоминали о расколе стран БРИК на две группы по темпам роста ВВП. По ИРЧП также выделяются две группы. Это - Россия и Бразилия с относительно высоким уровнем ИРЧП, и Индия и Китай с невысоким уровнем.

В целом, вся группа БРИК не относится к числу лидеров в мире, где максимальные баллы на уровне выше 0,900 имеют такие страны, как Норвегия, Австралия, Новая Зеландия, США. Если Россия и Бразилия относятся к категории стран с высоким уровнем индекса, то Китай и Индия к группе среднего уровня. Индия по ИЧРП в группе БРИК является аутсайдером, несмотря на впечатляющие достижения в темпах роста и развитие информационных технологий и других отраслей hightech.

Контраст велик по всем позициям: и по продолжительности жизни, и по числу лет обучения, и по уровню ВВП. Если отбросить экономическую составляющую индекса, то Россия, Бразилия и Китай образуют очень тесную группу, т.е. образование и здоровье населения в них мало различаются. Индия при этом все равно сильно отстает, и разрыв между нею и Китаем даже увеличивается. Т.е. отставание велико не только в экономической области, но и в сфере здоровья и уровня образования населения.

Еще одним аспектом, к которому привлек внимание А.Сен, является продовольственная ситуация в Индии. Недостаток п тания - постоянная проблема страны, и без ее решения прогресс имеет очень ограниченные перспективы. Большое население, особенно в сельской местности, и ограниченные экономические ресурсы, недостаточные для реализации широкомасштабных программ модернизации экономики в целом и сельского хозяйства в частности, создают условия для экологического кризиса большого масштаба.

«Давление населения на землю»
Уже многие десятилетия в Индии нарастает аграрное перенаселение, которое ведет к разрушению природной среды в деревне. По мнению исследователя фундаментальных проблем аграрного сектора Индии и ряда других крупнейших стран мира В.Г.Растянникова, несмотря на головокружительные успехи экономического роста за последние десятилетия, современная Индия переживает острейший кризис под названием «давление населения на землю». Этот кризис имеет перманентный характер. Первопричина этого кризиса - чрезмерно интенсивный, не сообразующийся с массой имеющихся природных ресурсов рост населения. Состояние современного сельского хозяйства Индии характеризует тот факт, что производство продовольственного зерна на душу населения в начале ХХI в. ниже, чем в конце ХIХ в.

Как пишет востоковед А.М.Горячева, «уже сейчас страна отягчена таким количеством избыточного, бедного, неграмотного и больного населения, что ее никак не удается включить в современный экономический процесс. Руководство страны отдает себе отчет в том, что даже темпы экономического роста в 8-10% в год не могут решить проблему кардинально».

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, в трех странах БРИК существует проблема недоедания. Во всех трех странах число нуждающихся и их доля в населении падают, и экономический кризис в этой сфере жизни общества незаметен, но в Индии и число людей, получающих недостаточное питание, и доля этих людей в населении все еще велики.

Показатели индустриального развития
Важной составляющей догоняющего развития является построение индустриального общества и соответствующей ему физической инфраструктуры в виде современных зданий, путей сообщения и т.д. Для этого необходимы конструкционные материалы, главными из которых являются сталь и прокат. Кроме того, для развитого индустриального общества необходимо развитие машиностроения, которое в значительной степени является металлообработкой. Лидерство в производстве стали перемещается из страны в страну по мере прохождения начальных стадий индустриализации, но современное индустриальное общество не может быть создано без производства больших количеств металлоконструкций, стального листа, проката, труб и т.д.

Китай выделяется не только в БРИК, но и во всем мире. Его ближайший преследователь Япония выплавила в 2012 г. немногим более 100 млн т стали; Китай производит стали больше, чем Западная Европа, Северная Америка и Япония, вместе взятые. Таким образом, Китай резко выделяется как индустриальная держава. Вместе с тем, уровень выплавки стали в Индии уже превысил российский. Очевидно , что все страны БРИК успешно преодолели острую фазу кризиса в том, что касается черной металлургии, и наращивают выплавку стали быстрыми темпами. Можно отметить, что аутсайдером по масштабам развития черной металлургии в группе БРИК выступает Бразилия.

Китай опережает в БРИК другие страны по величине потребления металлообрабатывающего оборудования в разы. Индия по объему потребления отстает от Китая почти в 20 раз, но и она, и Бразилия опережают Россию. Нужно отметить тот факт, что Индия за время, прошедшее после завершения острой фазы глобального экономического кризиса, опередила Бразилию. Что касается России, то, несмотря на рост потребления металлообрабатывающего оборудования, она сильно отстает от всех участниц группы БРИК.

Еще одна проблема Индии - отсталая физическая инфраструктура. «Узким местом» в инфраструктуре Индии являются автомобильные дороги. Индия занимает 2-е место в мире по протяженности автодорожной сети, но эта сеть нуждается в коренной модернизации. Автомобильные дороги обеспечивают 85% пассажирских и 61% грузовых перевозок в стране. При этом около трети дорог имеют по одной полосе движения в каждую сторону, чуть более половины - по две полосы, и только примерно 12% по 3 и 4 полосы. В результате, движение по дорогам, многие из которых еще и заняты велотранспортом и гужевыми повозками, медленное. Грузовик грузоподъемностью 10 т преодолевает расстояние в 1400 км между городами Мумбай и Дели за 3-4 суток, т.е. со средней скоростью ниже 50 км/час. Ежегодно на дорогах гибнет примерно 100 тыс. человек - в четыре раза больше, чем в России, что делает их одними из самых опасных в мире.

Железные дороги также являются «узким местом» в транспортной системе страны. Железнодорожная сеть Индии формировалась полтора века, и сейчас она не только наиболее разветвленная, но и наиболее загруженная в мире. По железным дорогам перевозится примерно треть всех грузов, но только 15% пассажиров, хотя это почти 7 млрд человек, примерно равно населению Земли в год. Еще 20 лет назад на железные дороги приходилось около 70% пассажиропотока, но сейчас они просто не справляются с ростом перевозок из-за устаревшей инфраструктуры. Их необходимо модернизировать и для обеспечения стабильности и роста объемов перевозки угля - основного груза, перевозимого по ним в Индии. Автомобильный транспорт не может принять на себя большой объем такого дешевого груза, как уголь.

Развитие Индии, большой по территории страны, протекает неравномерно. Часть штатов получают максимальную выгоду от быстрого экономического роста, но некоторые не вписываются в проекты модернизации. Наиболее успешно развиваются столичный округ Дели и штаты Махараштра, Гуджарат, Карнатака и Тамилнад на юге страны. Именно сюда поступают инвестиции, здесь развивается производство, отсюда направляются экспортные потоки. Экономический рост обеспечивает более высокие доходы рабочей силы. В то же время крупные штаты Уттар-Прадеш и Мадхья-Прадеш в меньшей степени затронуты модернизацией и ростом. Среднедушевые доходы в успешно развивающихся штатах в 4-5 раз выше, чем в менее благополучных.

Доходы основной части индийцев формируются в сельской экономике, значительная часть которой еще носит традиционный характер. Эту сферу производства модернизация почти не затронула. В сельском хозяйстве создается примерно 20% ВВП, но в нем занято более половины рабочей силы страны.

Экономический рост больше всего выгод дает среднему классу. Все больше становится товаров и услуг, которые потребляет именно средний класс, цены на них растут очень умеренно, а на некоторые - падают по мере развития национального производства, замещающего импорт. В то же время растут цены на продовольствие и коммунальные услуги, которые определяют экономическое положение основной части индийского населения, имеющего очень невысокие доходы.

Индия и Китай: результаты прохождения через кризис
Если сравнивать китайскую и индийскую экономики, то по большинству показателей китайская будет впереди. Тем не менее, по результатам прохождения через мировой финансово-экономический кризис Индия показала бóльшую эффективность, чем Китай: ей потребовалось меньше усилий, чем Китаю, для поддержания стабильного роста экономики после кризиса. Это связано с тем, что в период кризиса Китай запустил масштабную программу стимулирования своей экономики. В 2009 г. объемы кредитов, которые должны были стимулировать инвестиции, в первую очередь, в инфраструктуру, удвоились, по сравнению с 2008 г., и составили $1,4 трлн, или 30% ВВП страны. Программа оказалась успешной, поскольку экономический рост сохранился на высоком уровне даже при том, что экспорт Китая в 2009 г. упал на 16%.

Успех, однако, сопровождают определенные риски. Обилие денег способно раздуть финансовые пузыри, в первую очередь, в сфере недвижимости. Кроме того, слишком большое число кредитов может привести к тому, что далеко не все заемщики смогут их обслуживать, а это отрицательно скажется на качестве всей банковской системы.

Индия, так же как и многие другие страны в период кризиса, понизила ставку рефинансирования, ввела налоговые льготы и увеличила бюджетные расходы. Однако их объемы были гораздо ниже тех, что в Китае. Они составили в 2009/10 фин. г. $36 млрд, или всего лишь 3% ВВП, в то время как сопоставимая по статьям часть китайского антикризисного пакета составила около 6% ВВП. Индии удалось стимулировать экономический рост в период кризиса, не рискуя стабильностью банковской системы. Банки вели консервативную политику по отношению к заемщикам и не накопили плохих кредитов. Нет признаков раздувания финансовых пузырей на рынке недвижимости.

Поскольку экономика Индии в меньшей степени зависима от внешних рынков, ей удалось ограничиться меньшими, чем Китай, усилиями по преодолению последствий мирового кризиса. Перед кризисом в 2008 г. экспорт Китая составлял 35% ВВП, а Индии - 24%. Китаю нужно было чем-то компенсировать падение экспорта, чтобы сохранить экономический рост. Индии было значительно легче решить эту задачу. Накануне кризиса потребление частного сектора в Индии составляло 57% ВВП, тогда как в Китае - только 35%. Вот почему в Индии в период кризиса именно частное потребление оказалось важнейшим стабилизатором. В целом, экономика этой страны сохранила потенциал быстрого роста, не накопив новых рисков, связанных с финансовым стимулированием в период кризиса.

Хотя Китай и опережает Индию по темпам роста экономики и ее модернизации, в последние годы, особенно во время кризиса, его экономическая модель усваивает некоторые черты индийской. Дело в том, что Китай до кризиса был ориентирован на мировой рынок и по этой причине уязвим при ухудшении мировой конъюнктуры, а Индия в большей степени ориентирована на внутренний рынок, что придает экономике большую устойчивость. Китай стал быстрыми темпами развивать внутренний рынок, приближаясь к индийской модели роста.

Возражая на замечание о том, что в Индии очень медленно принимаются решения в области экономической политики, премьер- министр М.Сингх, заявил, что «гонку выигрывает тот, кто двигается не спеша, но стабильно». Можно говорить об определенном сближении моделей экономического развития Индии и Китая. Если Китай в ходе экономических реформ урезал гипертрофированное влияние государства на экономическую жизнь, то Индия не демонтировала те элементы централизованного управления экономикой, которые были созданы в первые десятилетия после получения независимости. Обе страны повысили роль механизмов конкуренции, распространив их и на государственные предприятия, но сохранили механизмы государственного воздействия на жизненно важные стороны экономического развития.

Еще одной важной чертой экономического развития обеих стран является развитие выпуска средств производства: машин, оборудования, приборов и т.д. В условиях глобализации такая стратегия сопряжена с определенными рисками. Дело в том, что глобальная конкуренция в машиностроении привела к узкой специализации многих фирм, их высокой производительности, защищенности их продукции патентами, формированию ноу-хау, которое не передается конкурентам. Поэтому развитие собственного производства современного оборудования может оказаться дорогой бесконечного отставания и низкой эффективности.

Идя на этот риск, и Китай, и Индия довольно успешно решают проблему размещения на своей территории производства сложного оборудования. Активно привлекаются иностранные фирмы, создаются собственные инженерные школы и машиностроительные компании, способные производить современное оборудование, которое подходит для местного рынка по цене и техническим характеристикам. Такая стратегия обеспечивает технологическую независимость развития и создает механизмы самоподдерживающегося роста технических достижений, ориентированных на внутренний рынок. Ярким примером такого технического достижения является созданный в Индии самый дешевый ноутбук в мире - его цена $35.

Западному рынку упрощенные, дешевые модели не нужны, поскольку там купят и дорогие изделия с большими возможностями. Но для индийского потребителя такой компьютер - шаг в современное информационное общество, сделать который было бы недоступно при высокой цене этой техники. Учащиеся из бедных слоев общества - массовые потребители дешевых компьютерных технологий. Получив с их помощью высшее образование, они становятся квалифицированными производителями разной, в т.ч. и самой современной техники.

Весьма трудной для Индии задачей является проблема трудоустройства значительного количества жителей города и деревни. Однако в этом конкретном вопросе ситуация в мире складывается в пользу Индии. Дело в том, что в результате проведения с конца 1970-х гг. политики ограничения рождаемости в нынешней «мастерской мира» - Китае, там одновременно происходят как старение рабочей силы, так и рост заработной платы наемных работников при повышении уровня их социальной и правовой защиты. Иностранные предприниматели, инвестировавшие в Китай, вынуждены будут искать другие страны, обеспечивающие низкий уровень издержек на рабочую силу. Перспективы Индии в этих условиях, очевидно, выигрышные.

По оценкам Международной организации труда, к 2020 г. численность индийцев работоспособного возраста вырастет на 80 млн человек. Есть и другие оценки. Эксперты Лондонской школы экономики указывают на то, что в настоящее время только 1/3 женщин в Индии ищет оплачиваемую работу вне дома. Даже при умеренном росте этой пропорции по мере модернизации страны только за счет этой категории рабочей силы ее численность может увеличиться на 110 млн человек. В целом, 30% всего прироста рабочей силы в мире за нынешнее десятилетие придется на Индию.

В то же время политика индийских промышленных фирм в области занятости состоит в экономии живого труда. Компании предпочитают современное оборудование и технологии, которые не требуют найма большого числа рабочих. По мнению многих индийских предпринимателей, именно техническое перевооружение повышает конкурентоспособность производимой продукции, особенно идущей на экспорт. Те же, кто получил работу на этих фирмах, имеют существенный рост зарплат. Такого рода тенденции наблюдаются не только в машиностроении, но и в швейной промышленности, производстве ювелирных изделий и игрушек.

Эксперты подчеркивают, что такого рода политика предпринимателей в немалой степени обусловлена особенностями трудового законодательства, которое изобилует нормативно-правовыми актами, формируемыми на уровне центрального правительства и штатов. Общая направленность этих актов такова, что увольнение работника очень затруднено.

По оценке Всемирного банка, «догоняющее развитие» внутри самой Индии может иметь большой эффект. Если индийские «середнячки» достигнут уровня тех передовых фирм, которые уже действуют в индийской экономике, то ВВП страны вырастет в 5 раз10.

Экономика Индии и БРИКС после кризиса
Как уже отмечалось, ориентация на внутренний рынок, идущая еще от дореформенной модели экономического развития, позволила Индии сравнительно безболезненно пережить острую фазу глобального финансово-экономического кризиса. Судя по всему, ставка на внутреннее потребление остается перспективной стратегией и в послекризисный период.

Фирма Goldman & Sachs, введшая понятие БРИК, дает прогноз устойчивого роста экономики стран этой группы на ближайшие годы. По оценке ее экспертов, суммарный ВВП группы к 2018 г. превысит ВВП США. Основным двигателем экономического роста в этих странах становится средний класс, численность которого неуклонно возрастает. Специалисты Goldman & Sachs относят к этому классу тех лиц, чей доход находится в диапазоне от $6 тыс. до $30 тыс. в год. Эта группа будет быстро увеличивать свое потребление.

Этот рост означает развитие двух тенденций. Во-первых, существенно вырастет необходимость в тех товарах, которые удовлетворяют первичные потребности, включая продовольствие, одежду и жилье. Во-вторых, будет нарастать потребность в технологичных товарах - автомобили, бытовая техника, компьютеры, средства связи, которые и определят рост производства не только в странах БРИК, но и во всей мировой экономике. К 2020 г., по оценке Goldman & Sachs, в Индии средний класс вырастет до уровня выше 400 млн человек, а в Китае - до 1 млрд человек.

Быстрый экономический рост в самых населенных странах мира - Китае и Индии, несомненно, отразится на структуре спроса и торговых потоках в мировой экономике. Индия и Китай все в большей мере будут становиться импортерами сырья для своей промышленности и высокотехнологичной промышленной продукции для потребительского рынка.

Важной составляющей экономического роста, направленного на потребности меняющегося внутреннего рынка в Индии, стало развитие автомобильной промышленности. Эта отрасль, особенно для крупных стран, претендующих на развитие собственной индустрии, становится индикатором возможностей национального производства. Кроме того, автомобилизация населения - признак роста благосостояния.

По производству легковых и грузовых автомобилей Индия уверенно обогнала Россию еще до кризиса, но вот отставание от КНР нарастает. Если же рассмотреть имеющийся парк автомобилей, то, по состоянию на конец 2008 г., парк КНР составлял 51 млн штук - 3-е место в мире после США и Японии, российский - 38 млн, уровень Италии и Франции, парк Бразилии - 27,5 млн, уровень Испании, индийский - 18,5 млн, уровень Польши и Южной Кореи. Таким образом, Индия имеет большой потенциал насыщения внутреннего рынка автомобилями. Создание соответствующей росту парка транспортной инфраструктуры становится необходимым элементом развития, во многом повторяющего путь США и европейских стран, которые пережили период интенсивной автомобилизации и дорожного строительства как этап экономического развития.

То, что инфраструктура является «узким местом» в развитии, хорошо понимают власти и бизнесмены Индии. По ХI пятилетнему плану развития страны на 2007-2011 гг. на строительство инфраструктурных объектов выделена сумма, эквивалентная $500 млрд, в т.ч. $100 млрд - на дорожное строительство. Правительство Индии планирует создать фонд инвестиций в инфраструктуру с привлечением 40% средств из международных источников, таких как пенсионные, страховые фонды, международные финансовые агентства - именно такие схемы инвестирования и предлагали эксперты Goldman & Sachs, когда придумывали сокращение БРИК.

В настоящее время строительство дорог дает работу 30 млн индийцам, так что эта сфера - самый крупный работодатель после сельского хозяйства. Модернизация шоссейных дорог признана одним из приоритетов экономического развития в Индии. Капиталовложения в значимых объемах стали поступать на эти цели лишь после 2000 г., а в 2008 г. было принято решение существенно увеличить финансирование. Расходы примерно в равной пропорции делят между собой федеральное правительство, частный сектор и региональные администрации. Примерно половина финансирования идет на строительство и реконструкцию национальных автодорог, что должно укрепить каркас магистральных путей, связывающих регионы страны. Около 12% финансирования отводится на строительство сельских дорог.

Строительные работы большого масштаба, формирующие не только рост занятости, но и производство сложной строительной техники, осуществляются в горнодобывающей промышленности, в первую очередь, угольной, в сооружении железных дорог, морских и воздушных портов, ирригационных сооружений и объектов инфраструктуры в городах.

В современных условиях успешное догоняющее развитие невозможно без развития науки и технологий. В Китае число занятых в научных исследованиях в технологической сфере к 2015 г. может выйти на первое место в мире. К 2020 г. Пекин планирует использовать на научные исследования большую часть ВВП, чем ЕС. В то же время в Индии, где выпускников инженерных вузов больше, чем в США, и сектор информационных технологий находится на самых передовых позициях в мире, на 1000 человек населения приходится только 24 персональных компьютера.

Отмечая это противоречие между успехом индийских исследователей и разработчиков в мире и низким уровнем проникновения достижений современных технологий в жизнь индийского общества, обозреватель журнала «The Economist» Саймон Кокс пишет, что «...Индия значит для современных технологий больше, чем современные технологии значат для Индии».

Индийский сектор информационных технологий и аутсорсинга бизнес-процессов после кризиса восстановился в качестве наиболее быстро растущего сегмента экономики. В 2010 г. его продажи превысили $70 млрд. Из этой суммы на долю информационных технологий - в первую очередь, создание программных продуктов пришлось $64 млрд.

Еще до экономического кризиса правительство Индии рассматривало перспективы развития страны на многие годы вперед. Среднесрочные планы правительства Индии представлены в Концепции развития страны до 2020 г. Индия достигла впечатляющих успехов в третичной сфере - услуги современной экономики, став мировым производителем услуг в современном сегменте этой области экономики. Но ее достижения в первичном и вторичном секторах гораздо скромнее. Это ставит под вопрос устойчивость развития Индии в среднесрочной перспективе, поскольку узкие места в экономике, отстающие отрасли, бедность населения могут помешать развитию хозяйства страны в целом. Современные услуги, направленные на экспорт, станут анклавом, окруженным бедствующей страной.

Китай показывает пример более сбалансированного развития первичного, вторичного и третичного секторов своей экономики. Экономические реформы в стране начались с сельского хозяйства; сельская промышленность, наряду с особыми экономическими зонами в прибрежных районах, сыграла большую роль в поступательном ходе реформ.

Впечатляют высокие темпы и объем роста такой крупной экономики, как индийская, блестящий успех экспорта услуг производителей индийских программных продуктов. Однако эти успехи не должны заслонять реальные проблемы: Индии предстоит ускорить решение традиционных проблем производства продовольствия и индустриализации. Это укрепит базу экономического развития страны в целом, создаст фундамент для устойчивого развития в долгосрочной перспективе. БРИКС сохраняется как быстро растущая группа крупных государств. Но неоднородность этого образования, которая всегда была велика, в будущем, скорее, увеличится, чем уменьшится.


Находится ли Индия в опасности перед лицом повторного кризиса? Или происходящее просто должно стать уроком для других? Ведь слабая валюта не обязательно обратится в рецессию. Хотя и усложнит процесс расплаты за дефицит валют, ведь с зарубежными кредиторами нужно чем-то расплативаться. И вот тогда у страны может быть проблема. На самом деле такие перспективы нынешний глава Центрального банка Индии предполагал еще в то время, когда он только заступил на свой пост.

Ассоциации

Речь шла о повторении Индией сценария 1991 года, когда в стране наступил кризис платежного баланса. Единственным спасителем для Индии тогда стал Международный валютный фонд. И сейчас аналитики ищут сходства между текущим состоянием страны и ее недавней историей – и находят. Так, и на сегодня у государства имеется постоянный дефицит текущего счета, недостаток торговли, в понятие которой входят и инвестиционные потоки. И слабая рупия не помогает изменить стоимость заимствования, чтобы финансировать этот дефицит. Вызывает особые опасения даже не сам факт дефицита, опаснее то, что сейчас этот дефицит счета текущих операций в Индии стал шире, да и рупия слабее, чем в 1991 году.

Финансовый кризис прошлого века

В том самом 91-м, в июле месяце рупия за очень короткий срок подешевела по отношению к доллару на 32%, при этом все валютные резервы в стране были исчерпаны, что делало вмешательство государства в отношении поддержания собственной валюты невозможным. И вот индийская валюта снова не удержала позиций – с мая составило 15% и тенденция продолжается. Случилось это как раз тогда, когда ФРС громко заявила о своем намерении свернуть – или хотя бы сократить – меры, предпринимаемые в отношении стимулирования американской экономики. Меры эти заключались в ежемесячном накачивании экономики крупными суммами (85 миллиардов долларов) и целью их было поддержание процентных ставок на уровнях, очень близких к нулю. ФРС-то уже передумала, но вот то самое сообщение стало для инвесторов поводом в срочном порядке изымать свои деньги из развивающихся стран, чтобы вложить их в экономику США. Больше всего пострадали от такого отношения Индонезия и – Индия.

Экономика Индии испытывает дефицит. И не один

Конечно, мир будет наблюдать за тем, как будет выкарабкиваться азиатская экономика, в том числе и Индия, как наиболее крупная ее часть, уступающая по объемам разве что Китаю. И проблемы у нее – крупные – все тот же дефицит в минувшем году достиг отметки в 6,7% ВВП. Для сравнения – МВФ, проводя мониторинг и выявляя глобальные макроэкономические дисбалансы, начинает бить тревогу уже при дефиците в 6%. А тут еще и дефицит бюджета страны, в прошлом году ей не хватило 5% от ВВП при достаточно высокой инфляции. И обе этих цифры стали дополнительными аргументами для инвесторов, которые спешно выводили свои деньги из Индии. Добавьте еще снижение экономического роста и слишком медленные темпы реформ. Стоит ли удивляться, что глава индийского Нацбанка Рагурам Раджан, учитывая «двойной дефицит» в сфере торговли и бюджета, теперь беспокоиться о повторении кризиса? Нет, у каждого кризиса свои тенденции и они практически всегда отличаются – однако теперь, пожалуй, ни один срыв не станет сюрпризом.

Последствия

Да, после последнего кризиса Индия ускорила свои реформы, теперь она более глобально интегрирована, что и привело к периоду сильного роста. Однако некоторые реформы все же отстают, а это препятствует реализации Индией своего огромного потенциала. Впрочем, возможно, именно угроза кризиса стимулирует необходимые реформы по повышению индустриализации, сокращению регулярной нагрузки, увеличению инвестиций в образование и пр.

Новое на сайте

>

Самое популярное