Домой Сбербанк Внедрение метода RAB: проблемы и стратегия электросетевых компаний. RAB-регулирование обеспечит комфорт для потребителя, - эксперт

Внедрение метода RAB: проблемы и стратегия электросетевых компаний. RAB-регулирование обеспечит комфорт для потребителя, - эксперт

Метод расчета тарифов инфраструктурных организаций, основанный на возврате сделанных вложений (RAB), позволяет запустить процесс инвестирования в распределительный сетевой комплекс без кратного роста тарифов для потребителей. В России RAB в настоящий момент находится на этапе практического внедрения. О том, оправдает ли RAB ожидания, можно будет судить в ближайшие годы. Однако метод уже пытаются внедрить и в других секторах энергетического рыка, в частности, рынке мощности.


Откуда RAB пришел


Система регулирования тарифов на основе возврата вложенных средств — RAB — довольно молодая: ей нет еще и двадцати лет. Однако она уже зарекомендовала себя как наиболее эффективный способ привлечения инвестиций в сети. RAB приходит и в Россию.

Метод расчета тарифов инфраструктурных организаций, основанный на возврате сделанных вложений, так называемый RAB-метод (от Regulatory Asset Base — регулируемая база капитала), позволяет запустить процесс инвестирования в распределительный сетевой комплекс без кратного роста тарифов для потребителей.

История RAB началась в Великобритании в начале 1990-х годов. Система была разработана в процессе приватизации электросетевого комплекса и либерализации рынка электроэнергии. В Великобритании государство выделило 14 сопоставимых по размерам распределительных сетевых компаний. В антимонопольном законодательстве Великобритании существует запрет на юридическое объединение, разделение компаний и доминирование какой-либо структуры на рынке для поддержания возможности сравнительного анализа. Отметим, что аналогичные структурные преобразования уже завершены и в российском распределительном сетевом комплексе: созданы 11 сопоставимых по масштабам межрегиональных распределительных сетевых компаний.

Работа системы регулирования на основе RAB в Великобритании оказалась очень эффективной: регулируемые компании снизили свои издержки в несколько раз, что повлекло серьезное снижение тарифа при увеличении инвестиций в отрасль. Поэтому система RAB в мире считается образцом тарифного регулирования, в первую очередь для распределительных электрических сетей, систем водоснабжения и связи.

В середине 1990-х годов на RAB перешли многие страны Западной Европы, Канада, США, Австралия, правда, в каждой стране со своими особенностями. Европейский союз в 2002 году обязал страны Восточной Европы применять RAB-регулирование для установления тарифов для монополий, и RAB "пришел" в Чехию, Словакию, Венгрию, Польшу, Румынию, Болгарию и ряд других государств.

Наиболее показательным с точки зрения привлечения инвестиций при переходе на RAB считается румынский опыт. В 2004 году Румыния привлекла к реформе систем регулирования распределительных (электрических и газовых) сетей итальянский концерн Enel и инвестиционный банк Credit Suisse. Реформа была проведена за несколько лет, в ходе ее были привлечены сотни миллионов долларов инвестиций. И в 2006 году на совместной конференции регулирующих органов стран Евросоюза, Восточной Европы и СНГ румынский опыт был признан самым успешным.

Российский путь


В России работа над новой моделью тарифного регулирования началась в профильных ведомствах, в первую очередь Минэкономразвития, совместно с Федеральной сетевой компанией, которая до середины 2008 года осуществляла стратегическое управление распределительными сетевыми компаниями, созданными в ходе реорганизации региональных "дочек" РАО "ЕЭС России". В 2003 году в план мероприятий по реформе электроэнергетики на 2003-2005 годы, подписанный тогдашним премьером РФ Михаилом Касьяновым, попал элемент новой системы: ведомствам поручили разработать порядок определения уровня доходности инвестированного капитала. До реального введения "продвинутой" системы оставалось 5 лет.

Система регулирования на основе международного опыта стала центральным элементом стратегии развития распределительного сетевого комплекса, разработанной ОАО ФСК ЕЭС, так как позволяла решить основную проблему — рост инвестиций в отрасль без кратного роста тарифов за счет более длительного срока возврата вложений.

В ноябре 2007 года был сделан первый шаг в сторону RAB — принят федеральный закон N 250, который позволил распредсетевым компаниям использовать независимую оценку активов для целей регулирования по методу доходности на вложенный капитал.

Запуск новой системы тарифного регулирования до момента реорганизации РАО "ЕЭС России" в середине 2008 года был принципиальным. Сотрудники ФСК ЕЭС проводили многочисленные совещания в Минэкономразвития, Минпромэнерго, Федеральной службе по тарифам, аппарате правительства. И в конце декабря 2007 года удалось достичь принципиальной договоренности о внедрении нового метода регулирования в отношении "четырех-пяти компаний с 1 июля 2008 года".

В 2008 году RAB получил дополнительную и очень весомую публичную поддержку со стороны председателя правительства Владимира Путина. Выступая 8 мая перед депутатами Государственной Думы, Владимир Путин заявил: "Считаю, что тарифное регулирование инфраструктуры должно строиться на следующих принципах. Во-первых, долгосрочные тарифы должны гарантировать инвесторам и кредиторам возвратность и рыночную доходность вложенных средств. Во-вторых, нужно связать уровень тарифа с качеством оказываемых услуг, экономически стимулировать снижение издержек". К 2011 году долгосрочное тарифное регулирование будет введено в энергосетях во всех регионах страны. В перспективе практика долгосрочных тарифов будет распространена на всю инфраструктуру. "Мы с вами должны понять, что если не будет стабильности, не будет и развития в этом секторе экономики",— добавил Путин.

Спустя небольшой промежуток времени, в июне, Владимир Путин подписал в новой редакции постановление правительства об основах ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии (постановление правительства N 109). Работа над проектом постановления велась больше двух лет, и оно является примером внедрения передового международного опыта в российскую систему регулирования. В соответствии со статьями новой редакции постановления, необходимая валовая выручка, посчитанная по методу RAB, включает в себя текущие расходы, доход на инвестированный капитал и возврат инвестированного капитала. В отличие от системы "затраты плюс" в выручку не включаются непосредственно инвестиционные расходы. Они включаются в базу инвестированного капитала и возвращаются инвестору в течение 35 лет. Все это время на них начисляется доход, который также включается в тариф. Этот механизм идентичен ипотеке — инвестиции осуществляются сейчас, а потребитель платит за них в течение длительного срока.

При установлении долгосрочных тарифов возможны существенные ошибки прогнозов инфляции, инвестиционных расходов и пр. Новая редакция постановления закрепила, что в случае, если прогноз на прошедший год оказался неверен, то после поступления фактических данных за прошедший год будет рассчитана скорректированная величина необходимой валовой выручки. Если выручка, полученная компанией, отличалась от нее, в следующем году будет произведена соответствующая компенсация. Такая корректировка тарифов будет осуществляться ежегодно.

За постановлением правительства последовал ряд нормативных документов: в частности, методика ФСТ по регулированию тарифов с применяем метода доходности инвестированного капитала и методика расчета ставок доходности.

Ставки доходности для вложенного ранее капитала на первый период регулирования были определены пониженные — в размере 6 и 9% на первый и второй год соответственно, и только на третий год — 12%. При этом ФСТ оставила право территориальным регулирующим органам при желании устанавливать более высокую ставку. Этим воспользовались в Пермской области, где уже во второй год регулирования ставка составит 12%.

У максимально быстрого перехода на новую систему тарифного регулирования существовали свои ограничения: "тарифное" состояние региона, острота типичных проблем (таких, как, например, большая величина перекрестного субсидирования), готовность территориальных органов регулирования к работе по новой системе.

В итоге в конце июля, администрации пяти субъектов РФ подписали соглашения с ФСТ, Федеральной сетевой компанией и холдингом МРСК (объединившим межрегиональные распределительные сетевые компании) о переходе на регулирование по методу доходности на вложенный капитал — Астраханской, Тверской, Белгородской, Оренбургской областей и Пермского края. Эти регионы и стали "пилотными" территориями для внедрения новой системы тарифного регулирования. Оценку стоимости базы активов для распределительных сетевых компаний проводила Deloitte & Touche.


Первые среди равных


Первой в RAB пошла Астраханская область. Правление Федеральной службы по тарифам на заседании 30 сентября приняло решение о введении RAB-тарифов для работающего в регионе филиала ОАО "МРСК Юга" — Астраханьэнерго.

"При использовании метода RAB необходимая валовая выручка сетевой организации устанавливается на долгосрочный период регулирования и обеспечивает покрытие экономически обоснованных расходов сетевой организации, возврат инвестированного капитала и получение дохода на инвестированный капитал",— сказала первый заместитель руководителя службы по тарифам Астраханской области Светлана Зайкова.

По ее словам, установление тарифов и параметров регулирования сроком на три года позволит привлечь инвестиции в сетевой комплекс Астраханской области с целью его реконструкции и модернизации. "А потребителям — получить надежное и бесперебойное электроснабжение",— добавила госпожа Зайкова.

Инвестпрограмма МРСК Юга на территории Астраханской области на 2009-2016 годы предусматривает реконструкцию 7 подстанций, городских сетей, а также реализацию мероприятий по снижению потерь электрической энергии в распределительных сетях.

За счет перехода на RAB уровень инвестиций в тарифах Астраханьэнерго к 2011 году вырастет в 4,3 раза по сравнению с уровнем 2008 года — до 1,3 млрд рублей. При этом рост конечного тарифа для потребителей не превысит уровни, установленные в прогнозе социально-экономического развития России на 2009-2011 годы. Это ограничение соблюдается в отношении всех регулируемых организаций.

В целом до 2011 года в распределительные сети Астраханской области планируется привлечь инвестиций на общую сумму 3,45 млрд рублей. Источниками, помимо тарифа, станут долгосрочные кредиты и другие виды заимствований.

Затем 7 октября, трехлетние RAB-тарифы получил филиал ОАО "МРСК Центра" — Тверьэнерго. Инвестиционная составляющая в тарифе Тверьэнерго к 2011 году вырастет почти в 7 раз — до 4,2 млрд рублей, а общая сумма инвестиций в распределительный сетевой комплекс составит 15,65 млрд рублей. Пик вложений придется на 2011 год — 7,4 млрд рублей. "Система RAB позволяет привлечь дополнительные средства для восстановления и развития энергетики области. Областная администрация смотрит на новую систему тарифообразования с оптимизмом, полностью ее поддерживает, что доказано тем, что мы приложили максимум усилий, чтобы попасть в "пилотный" проект",— говорит заместитель губернатора Тверской области Андрей Комягин.

Тарифы для Пермэнерго (филиал ОАО "МРСК Урала") были утверждены спустя неделю, 14 ноября. По словам исполняющего обязанности председателя РЭК Пермского края Павла Дорохова, необходимость привлечения инвестиций в электросетевой комплекс очевидна: износ электрических сетей составляет в настоящее время около 57%. "По нашим расчетам, использование RAB-метода в Пермском крае позволит в течение ближайших 8 лет привлечь инвестиции в развитие сетей в размере 40,5 млрд. рублей. При старом методе регулирования "затраты плюс" такие объемы инвестсредств были бы невозможны. Применение системы RAB-регулирования дает возможность, не перегружая тариф, получить необходимые средства",— сказал господин Дорохов.

С ним согласен и заместитель председателя правительства Пермского края Юрий Уткин. "Мы уверены, что система RAB — это достаточно прогрессивный метод, который позволит в среднесрочной перспективе снизить затраты в электроэнергетике, и соответствующим образом это будет позитивно влиять на тариф",— сказал господин Уткин.

Затем ФСТ взяла небольшую паузу — службе потребовалось принять порядок согласования предложений региональных энергетических комиссий о переходе на RAB. Очередное заседание правления ФСТ состоялось 25 ноября, тогда тарифы по новой системе были утверждены для еще двух предприятий — Ростовэнерго, филиала ОАО "МРСК Юга" и Курганэнерго, дочернего общества ОАО "МРСК Урала".

Ростовэнерго не попало в перечень "пилотов", но энергопотребление в Южном федеральном округе серьезно растет, что требует соответствующего развития инфраструктуры. Инвестпрограмма Ростовэнерго до 2012 года предусматривает ввод 1200 МВА трансформаторной мощности и более 3 тыс. км линий электропередачи. Инвестиции филиала, относимые на передачу электроэнергии, в период до 2011 года составят 12,11 млрд рублей.

RAB-тарифы "финализируются" решениями региональных энергокомиссий, которые следуют за решением правления Федеральной службы по тарифам.

Помимо распредсетевых компаний, входивших в холдинг РАО "ЕЭС Росиии" и консолидированных в межрегиональные распределительные сетевые компании, интерес к RAB имеют и коммунальные распределительные сети. Федеральная служба по тарифам получает множество обращений от независимых компаний, сообщают представители службы. Они рассматриваются на общих основаниях, преференций для компаний, входящих в МРСК, не делается.

Уже приняты решения по введению трехлетних тарифов на основе метода RAB для ОАО "Донэнерго" (Ростовская область), ОАО "ЭнергоКурган" (Курганская область). Соответствующее заседание правления ФСТ состоялось 25 ноября.

Донэнерго создано в 2000 году в результате объединения 18 самостоятельных предприятий коммунальной энергетики, входивших ранее в производственное объединение "Ростоблкоммунэнерго". "Донэнерго и Ростовэнерго, а также ведомственное электросетевое предприятие примут участие в пилотном проекте по переходу к тарифообразованию на основе RAB",— заявил руководитель региональной службы по тарифам Ростовской области Вадим Павлов.


Где ждать RAB


Ожидается утверждение RAB-тарифов и для распределительных сетей оставшихся двух "пилотов", по которым подписаны соответствующие соглашения — Белгородской и Оренбургской областей. По словам директора департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов Владимира Горькова, RAB-регулирование позволит сетевикам привлечь капитал в необходимом объеме, а потребителю — оплачивать его не в течение одного года, как в настоящее время, а в длительный период. "Сетевые компании региона смогут направлять больше средств на строительство и реконструкцию электросетевых объектов. Это позволит избежать дефицита сетевых мощностей в регионе, повысить надежность и качество услуг по передаче электроэнергии, кроме того, увеличение инвестиционной программы сократит ремонтные и эксплуатационные расходы, а это приведет к замедлению темпа роста тарифа как для промышленных предприятий, так и для населения",— сказал Владимир Горьков.

Свои предложения о переводе распредсетевых компаний на RAB с 2009 года в Федеральную службу по тарифам подали еще 5 субъектов Российской Федерации: Липецкая, Рязанская, Тульская, Тюменская и Ленинградская области. Также была подана заявка на переход на RAB ОАО "Екатеринбургская электросетевая компания" (100% акций принадлежат ОАО "МРСК Урала"), которая осуществляет энергоснабжение потребителей Екатеринбурга.

"Благодаря методике RAB инвестор будет знать, что ему гарантирован доход на вложенный капитал. Но для нас как регуляторов привлекательность методики заключается еще и в ежегодном снижении операционных расходов сетевой компании, условно-постоянных затрат, а также их определении по методу сравнения аналогичных компаний (так называемый benchmarking)",— заявила первый заместитель председателя РЭК Свердловской области Надежда Запорожец.

Она отметила, что английская методика доходности на вложенный капитал имеет ряд отличий. "Главное заключается в порядке получения средств на инвестиции. В рамках сегодняшних методик при формировании тарифов мы учитываем средства на реализацию утвержденных инвестиционных программ: деньги на развитие поступают по мере оплаты потребителями продукции и услуг. По методу RAB инвестиции делаются большей частью за счет заемных средств и по мере оплаты услуг возвращаются инвесторам, принося доход на вложенный капитал в виде определенного процента. Тарифы, утверждаемые на три-пять лет, учитывают не только возврат заемного капитала, но и доходы инвесторов",— сказала госпожа Запорожец.

По плану, весь распределительный сетевой комплекс РФ к 2011 году должен получить тарифы, рассчитанные на основе метода RAB. На эти планы не влияет даже кризис, одним из последствий которого стало замедление инвестиционной активности в регионах. Энергетики корректируют свои инвестиционные программы, в том числе в части сроков подключения новых потребителей, но от планов по переходу на RAB отказываться не собираются.

Это же подтверждает и Федеральная служба по тарифам, которая 26 ноября заявила, что график введения метода экономически обоснованной доходности инвестированного капитала для распределительных сетевых компаний пересматриваться не будет. С 2010 года метод RAB, как ожидается, будет введен при установлении тарифов и Федеральной сетевой компании.

RAB считается перспективным для регулирования тарифов на услуги предприятий жилищно-коммунального хозяйства и, в частности, на услуги по теплоснабжению. Кроме того, в последнее время стало известно о намерении использовать основы RAB в другой части электроэнергетической отрасли РФ — при определении цены заявки генерирующей компании, подаваемой на коммерческий отбор мощности в рамках рынка мощности.

Яна Милина



RAB — это система долгосрочного тарифного регулирования, направленная на привлечение инвестиций в строительство и модернизацию сетевой инфраструктуры. Система дает регулируемым организациям стимул к снижению издержек, так как сэкономленные средства остаются в компании, в отличие от системы "затраты плюс", по которой в России исторически устанавливаются тарифы инфраструктурных компаний. Кроме того, система RAB направлена на повышение качества услуг инфраструктурных организаций.

Аббревиатура RAB расшифровывается как Regulatory Asset Base — регулируемая база капитала. В основе методики лежит такая система расчета тарифов, которая позволяет постепенно возвращать инвестированные средства, включая проценты на привлеченный капитал. При этом из-за долговременности возврата вложений удается удержать рост тарифа на приемлемом уровне.

Система RAB крайне привлекательна для инвесторов, которым гарантируется полный возврат вложенных средств и получение определенного гарантированного дохода. Рост инвестиционной привлекательности приводит и к росту рыночной стоимости регулируемых компаний.

В России новую систему решили использовать в отношении распределительного сетевого комплекса, который требует весьма серьезных инвестиций (средний износ — 70%). И если вопрос привлечения инвестиций в генерацию был решен за счет продажи активов новым собственникам, то в случае электросетей, которые остались под контролем государства, RAB стал лучшим механизмом для стратегического развития мощностей.

Предвыборный год для энергетических компаний ознаменовался давлением со стороны регулятора: были снижены ранее утверждённые темпы роста тарифов, срок индексации перенесён с 1 января на 1 июля 2012 года, что сократит эффект от повышения тарифов в следующем году вдвое. Обсуждается также отказ с 2012 года от инвестиционной составляющей в тарифах ГЭС, планируется «перезагрузка» RAB-регулирования для сетевых компаний. «Все эти меры потенциально ведут к сокращению прибылей энергетических компаний, а следовательно, собственных средств, которые энергетики могут направить на реализацию инвестиционных программ, - полагает аналитик ИК “Велес Капитал” Анна Дианова . - В условиях ограниченности кредитного ресурса компаниям приходится прибегать к урезанию инвестпрограмм на ближайшие три года. В настоящее время инвестиционные программы “РусГидро”, ФСК ЕЭС и холдинга МРСК находятся на стадии пересмотра и в 2012 году могут быть уменьшены на 20–30 процентов» Решения будут приняты в ближайшее время, однако пока конкретные цифры и список объектов, которые могут недополучить финансирование, не раскрываются. Похоже, что ужесточение регулирования отрасли продолжится и в следующем году.

Потери пока неизвестны

Энергокомпании не раз заявляли о намерениях обсудить свои планы по уменьшению инвестиций с регулирующими органами. Аргументация - рост тарифов стал меньше, чем планировалось (для МРСК и ФСК). Кроме того, регулятор намерен убрать инвестиционную составляющую для тарифа «РусГидро», рассказывает Андрей Емарлуков, директор краснодарского филиала ИК «Атон». «Какие конкретно объекты недополучат финансирования, пока неизвестно, - говорит г-н Емарлуков. - Проекты “РусГидро” на Юге невелики, поэтому их вряд ли будут сильно сокращать. Также инвестпрограмму может незначительно сократить МРСК Северного Кавказа».

В «РусГидро» сообщили, что инвестпрограмма находится на утверждении в Минэнерго, но подтвердили, что «проект инвестиционной программы предполагает корректировку объёмов финансирования в 2012 году в сторону уменьшения инвестиций» без упоминания цифр и объектов. В ФСК ЕЭС «Эксперту ЮГ» сообщили, что не готовы комментировать инвестиционный вопрос до тех пор, пока не будут приняты решения Федеральной службы по тарифам (ФСТ) в отношении тарифообразования на второе полугодие 2012 года (ориентировочно - февраль-март 2012). В начале декабря ФСТ «заморозила» индексацию тарифов ФСК на первое полугодие будущего года на уровне тарифов 2011 года. Соответственно и выручка компании существенно уменьшится, тем более что уже в этом году снизилась совокупная прибыль сетевых компаний.

В апреле правительство приняло постановление, предписывающее ограничить темпы роста тарифов на распределение электроэнергии на 15% во всех регионах начиная с мая. «Снижение тарифов было осуществлено в основном путём сокращения тарифов для ФСК и МРСК, на которые пришлось 65 процентов всего снижения совокупной регулируемой выручки от распределения электроэнергии, - комментируют в “Атоне”. - Как представляется, сокращение выручки ФСК и собственной выручки МРСК (в 2011 году выручка МРСК снизилась на шесть процентов) производилось преимущественно посредством предусмотренного методологией RAB-механизма сглаживания тарифов, подразумевающего перенос необходимой регулируемой выручки на несколько лет вперёд».

Аналитик ИК «Финам» Алексей Ковалёв также подтверждает, что пересмотр инвестпрограмм происходит в связи с ужесточением тарифного регулирования. «Инвестпрограммы не предполагали жёсткого предвыборного снижения темпов роста тарифов, которое произошло в текущем году, - поясняет г-н Ковалёв. - Речь в первую очередь идёт о сетевых компаниях (МРСК и ФСК), поскольку именно они работают в системе тарифного регулирования, хотя генераторы тоже испытали на себе последствия сдерживания роста тарифов, прежде всего на мощность. Вряд ли сокращению подвергнутся олимпийские объекты, тогда как по остальным региональным проектам пересмотр вполне возможен». В «МРСК Юга» и «МРСК Северного Кавказа» от каких-либо комментариев отказались.

Эксперты по-разному комментируют инициативы энергокомпаний по сворачиванию инвестпрограмм. «Дать однозначную оценку действиям компаний, на наш взгляд, нельзя, - считает Анна Дианова. - С одной стороны, уровень износа основных фондов в отрасли остаётся выше 50 процентов, что мешает её нормальному функционированию и повышает риск аварийности. С другой стороны, обширные обязательства по инвестпрограммам оказывают давление на справедливую стоимость энергетических компаний. С такой точки зрения сокращение инвестиций выглядит как адекватный шаг в ответ на снижение тарифов».

С этим не вполне согласен Евгений Рудаков , руководитель отдела экономико-математического моделирования департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий. «Рост тарифов в последние годы был таким, что если у кого-то из энергетиков и имеются основания для корректировки инвестпрограмм в сторону снижения на будущий год, то только у тепловых генерирующих компаний, - полагает г-н Рудаков. - В преддверии выборов тарифные аппетиты Русгидро, Росэнергоатома и сетевых компаний просто решили немного ограничить. Заодно пострадали и тепловые компании, которым отказали в индексации уровня оплаты мощности». В «Атоне» считают, что перед выборами принимались популистские решения для уменьшения тарифов МРСК, чтобы снизить нагрузку на потребителя, и поэтому финансовые показтели компании не растут должным образом: приходится занимать, чтобы проводить согласованную инвестпрограмму.

Регулятор выбирает правила

В 2010 году правительство перевело сетевые компании на формирование тарифа по системе RAB (Regulatory Asset Base - регулируемая база инвестированного капитала) вместо прежней системы «затраты+». Новый расчёт тарифа направлен на привлечение инвестиций в расширение и модернизацию инфраструктуры. Методика RAB-расчёта тарифа производится таким образом, чтобы компания получала гарантированный возврат инвестиций, а также доход на инвестиции, достаточный для обслуживания кредитов и получения прибыли. Однако, по словам чиновников, применение RAB-регулирования тарифов не оправдало ожиданий. В феврале 2011 года курирующий энергетику вице-премьер Игорь Сечин пожаловался на существенный рост доли сетевой составляющей в конечной цене, а в марте замглавы ФАС Анатолий Голомолзин посетовал на то, что в тарифе учитываются не прошлые, а будущие затраты сетевых компаний.

Эксперты же полагают, что RAB-регулирование при разумном и стабильном применении - это вполне действенный механизм. «В условиях высоких обязательств компаний по инвестиционным программам применение этого метода ведёт к значительному росту тарифов для потребителей, а это противоречит политике сдерживания тарифа, - рассуждает Анна Дианова. - Однако при существующем уровне износа основных фондов масштабные инвестиции в отрасль необходимы. В этих условиях любой подход в тарифообразовании обречён на “непрозрачность” с точки зрения регулятора и не будет оптимальным». Достоинства же RAB-регулирования для сетевых компаний заключаются в том, что метод позволяет осваивать значительные объёмы инвестиций, помогает привлекать кредитные ресурсы и стимулирует к снижению издержек, так как сэкономленные средства остаются в компании. «На сегодняшний день “МРСК Юга” из-за разногласий с администрацией Волгоградской области не перевела на RAB-регулирование крупнейший филиал - “Волгоградэнерго”, - продолжает г-жа Дианова. - В результате рентабельность “Волгоградэнерго” по EBITDA за первое полугодие 2011 года ниже среднего по холдингу значения (17 процентов), что снижает инвестиционную привлекательность компании».

В долгосрочной перспективе RAB-регулирование, по мнению экспертов, выгодно для потребителей, так как повышение эффективности работы сетевого комплекса ведёт к постепенному снижению тарифа. Однако чтобы этого добиться, необходим контроль за эффективностью инвестиций. «Действительно, есть понимание, что применение RAB-регулирования идёт с некоторым “скрипом”, - считает Алексей Ковалёв. - И дело здесь не только и не столько в предвыборных опасениях властей по поводу роста инфляции, но и в том, что зачастую с помощью RAB-тарифов стали финансироваться неэффективные, а то и вообще ненужные инвестиции. И всё же, если мы заинтересованы в долгосрочном устойчивом развитии сетевой инфраструктуры, от RAB-регулирования, пусть и в некоем модифицированном варианте, направленном на то, чтобы компании не «раздували» инвестпрограммы, по-видимому, не уйти».

Проблемы российского RAB

По мнению экспертов, в России метод RAB-регулирования зачастую используется некорректно; это не только негативно влияет на прибыль компаний, но и делает их денежные потоки непредсказуемыми, давая регулятору возможность легко ими манипулировать. Такая практика подрывает основы метода RAB-регулирования и представляет угрозу для акционерной стоимости распределительных компаний.

Аналитики отмечают три основных категории проблем RAB-регулирования, вызывающие убытки для распределительных компаний, которые могут быть не в полной мере компенсированы регулятором в дальнейшем. Первое - регулятор зачастую не компенсирует недополученный доход в полном объёме или вообще не компенсирует; в любом случае такая компенсация не учитывает фактическую временную стоимость денег. Второе - неправильная практика сглаживания тарифов.Уменьшение выручки в предыдущие годы иногда не компенсируется в полном объёме в последующие годы, а в некоторых случаях компенсация не учитывает временную стоимость денег, то есть сглаживание тарифов подчас принимает форму простого урезания регулируемой выручки. Третье - некорректный пересмотр тарифов, в процессе которого в мае 2011 года регулирующие органы иногда сокращали подконтрольные операционные издержки и сглаживали тарифы без надлежащей (а иногда вообще безо всякой) компенсации.

Некоторые из этих проблем обусловлены нарушением регуляторами RAB-методологии, а другие связаны с изъянами самого метода. Например, в его рамках недополученный доход индексируется в соответствии с инфляцией (порядка 7%), а сглаживание тарифов индексируется по базовой регулируемой норме доходности (11%). «На наш взгляд, основная причина проблем RAB-регулирования - это вмешательство федерального правительства, которое не позволяет регуляторам принимать экономически обоснованные тарифные решения, - комментируют аналитики “Атона”. - Непоследовательные действия правительства снижают стимулы для частных инвестиций в отрасль».

Для нормального инвестпроцесса в отрасли всем компаниям - и сетевым, и генерирующим - от государства необходимы всего две вещи: чёткие правила игры и гарантии, что эти правила не будут кардинально изменяться хотя бы 5–7 лет, убеждён Евгений Рудаков. «К сожалению, сейчас большая часть инвесторов рассматривает электроэнергетику как высокорискованный бизнес и стремится к тому, чтобы не инвестировать при плановых сроках окупаемости выше 7–10 лет», - резюмирует г-н Рудаков.

RAB-РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКУ

Студентка ГОУ ВПО «Пермский государственный университет»

экономический факультет, 4 курс, специальность «Финансы и кредит»

г. Пермь, ул.

e-mail: *****@***ru

В соответствии с принятой в 2009 г. Энергетической стратегией России на период до 2030 г. одним из основных векторов развития страны является создание инновационного и эффективного энергетического сектора, адекватного как потребностям растущей экономики в энергоресурсах, так и внешнеэкономическим интересам государства . В данной статье рассматривается, каким образом и за счет чего система RAB-регулирования решает поставленную задачу, привлекая инвестиции в электроэнергетику .

RAB (Regulatory Asset Base – регулируемая база инвестированного капитала) – это система долгосрочного тарифообразования, основной целью которой является привлечение инвестиций в расширение и модернизацию инфраструктуры. Как уже было отмечено, для России система RAB относительно новая. Она пришла на смену системе «затраты плюс», которая в условиях естественной монополизации сетевых компаний оказалась малоэффективной по ряду причин:

Монополия не заинтересована в снижении издержек и повышении качества оказываемых услуг;

Существование монополий оправдано в тех отраслях, где дублирование функций неэффективно (инфраструктура) или может повредить качеству услуг;

Источники инвестиций – только амортизация и прибыль текущего года;

Регулятор определяет «справедливый» размер прибыли;

Расходы и цены монополии тяжело контролировать, поскольку регуляторы не обладают достаточной информацией и не имеют необходимых ресурсов.

Новая парадигма регулирования – поставить монополию в такие условия, чтобы она вела себя как конкурентная компания. Но чтобы понять, за счет чего RAB решает названный ряд проблем, необходимо разобрать методику расчета тарифа в новой системе (рис. 1).

Государственное регулирование" href="/text/category/gosudarstvennoe_regulirovanie/" rel="bookmark">государственного регулирования тарифов (РЭК) инвестиционная программа , осуществляемая собственником.

База инвестированного капитала (рис.2) в новом периоде регулирования включает в себя:

    инвестиции, фактически осуществленные в течение прошедшего периода в рамках согласованной инвестиционной программы; базу инвестированного капитала, установленную на прошедший период регулирования, за минусом величины возврата (амортизации) капитала.

Рис.2. Формирование НВВ в системе RAB

В соответствии с действующим законодательством РФ период возврата нового инвестированного капитала RAB составляет 35 лет и первоначального - по результатам оценки на основе износа и остаточного периода службы активов.

Доход на капитал – это произведение базы инвестированного капитала на его доходность, т. е. сумма процентов по заемному капиталу и доходов акционеров в виде дивидендов. Норма доходности на инвестированный капитал должна быть обоснована и должна учитывать риски, связанные с финансовой деятельностью компании. Наиболее справедливо указанные факторы отражает метод расчета WACC (средневзвешенная стоимость капитала
), который задается следующим расчетом:

https://pandia.ru/text/78/094/images/image004_134.gif" width="653" height="76 src=">


Рис.3. Результат внедрения методики RAB в Великобритании

В середине 1990-х гг. на RAB перешли Канада, США, Австралия и многие страны Западной Европы, правда, в каждой стране со своими особенностями. Европейский союз в 2002 г. обязал страны Восточной Европы применять RAB-регулирование при установлении тарифов для монополий, после чего RAB пришел в Чехию, Словакию, Венгрию, Польшу, Румынию, Болгарию и ряд других государств. Благодаря RAB-регулированию многим странам удалось сформировать тариф таким образом, что большей частью стала инвестиционная (рис.4).


Рис.4. Структура НВВ сетевых компаний за рубежом

15 сентября 2009 г. Правительство Российской Федерации рекомендовало администрациям регионов в 2010 г. перевести распределительные электросетевые компании на RAB-регулирование тарифов. В то же время Центра» приняло решение о переходе всех филиалов компании с 1 января 2010 г. к регулированию тарифов на основе методологии RAB. Три филиала Центра» - «Белгородэнерго», «Тверьэнерго» и «Липецкэнерго», «пилотные» проекты первой очереди - перешли на систему тарифообразования на основе RAB с 1 января 2009 г. Кроме филиалов МРСК Центра в 2009 г. на RAB также были переведены «Курганэнерго», «Пермьэнерго» (МРСК Урала), «Тулэнерго», «Рязаньэнерго» (МРСК Центра и Приволжья), «Астраханьэнерго» и «Ростовэнерго» (МРСК Юга) – «пилоты» второй очереди. По данным холдинга МРСК, переход на RAB «Белгородэнерго» позволил обеспечить прирост капитала на 29,1% в первый год внедрения регулирования против 20,6% в предшествующий период при росте тарифа на 24%. В 2009 г. были осуществлены инвестиции в размере 6,5 млрд руб., что почти в четыре раза больше показателя за прошлый год. Более существенный скачок тарифа при использовании RAB произошел в «Тверьэнерго», составив 312 коп./кВт. ч. – 145% от тарифа 2009 г. При этом увеличение тарифа связано с приростом инвестиционного капитала на 65%, в то время как операционные расходы увеличились лишь на 19%. Таким образом, RAB-регулирование действительно позволяет изменять соотношение операционной и инвестиционной частей в тарифе.

На сегодняшний день RAB-регулирование тарифов оценивается как достаточно перспективный и эффективный метод привлечения инвестиций в отрасль. Считаем, что основным недостатком системы является неизбежный рост тарифов сетевых компаний. С точки зрения потребителя, обеспечивать за свои средства инвестирование в отрасль несправедливо, так как получать услугу у другого поставщика с иной ценовой политикой не представляется возможным. Однако необходимо принимать во внимание тот фактор, что основным владельцем сетевых компаний и, соответственно, регулятором тарифа является государство, а источником государственных инвестиций обычно выступают налоги, которые уплачиваются в конечном итоге потребителями. При RAB-регулировании данный принцип сохраняется, т. е. при получении и оплате услуг часть средств напрямую (при регулирующем вмешательстве государства) превращается в инвестиционную составляющую, обеспечивающую прогрессирование отрасли. А развитая энергетическая инфраструктура непосредственно способствует развитию бизнеса и экономики в целом, являясь при этом стратегически важной составляющей жизнедеятельности государства и обеспечения его энергетической безопасности в международном масштабе.

Список литературы

Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Распоряжение Правительства РФ от 01.01.01 г. N 1715-р//Консультант Плюс. 2010. О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000. Об утверждении методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала. Приказ ФСТ России от 01.01.01 г. . http://www. ***** http://www. *****/ru/rab-regul/ http://www. *****

RAB-REGULATION AS THE FUNDING SOURCE IN

ELECTRIC POWER INDUSTRY

According to Electric strategy of Russia the main line of country’s development is creating innovative and effective electric power industry. It should satisfy the requirements of expanding economy and foreign economic relations. This article covers principles and mechanism of RAB-regulation in case of fund raising.

В данной статье автор рассматривает основные принципы работы RAB-регулирования, выявляет сильные и слабые стороны новой системы, а также анализирует итоги и перспективы дальнейшего применения. Статья рекомендуется к публикации.

Доцент кафедры финансов, кредита и биржевого дела Пермского государственного университета, к. э.н.

Ю.В. Зеленский , президент некоммерческого партнерства «Прайм Актив Групп» (г. Владивосток), Е.В. Кириченко , руководитель группы инвестиционного проектирования и тарифного регулирования НП «Прайм Актив Групп» (г. Владивосток), http://www.p-a-g.ru/

Приказом Федеральной службы по тарифам от 26 июня 2008 г. № 231-э «Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала» (зарегистрирован Министерством юстиций Российской Федерации от 7 июля 2008 г. № 11931) утверждены Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала (далее - Метод RAB, как его назвали авторы метода от англ. Regulatory Asset Base ), разработанного специально для повышения экономической эффективности деятельности субъектов электроэнергетики, к которым, в частности, относятся и организации производства и передачи тепловой энергии, и привлечения частных инвестиций на модернизацию и развитие инженерной инфраструктуры.

Согласно многочисленным заявлениям высокопоставленных лиц, можно ожидать перехода всех электросетевых организаций на регулирование по методу RAB с 2011 г., при этом не озвучивается каких-либо преференций по уровням экономического развития регионов. В связи с этим, сотрудникам регулирующих органов на местах необходимо быть во всеоружии в тот момент, когда экономисты энергосетевых компаний принесут предложения по тарифам, рассчитанные по новому методу.

Смысл метода RAB

Основной идеей формирования необходимой валовой выручки (НВВ) в Методе RAB является известный и обоснованный принцип, согласно которому инвестор имеет право получить на инвестированный капитал доход, соответствующий процентной норме, признаваемой участниками рынка справедливой, и возвратить весь инвестированный капитал к концу инвестиционного периода. При переходе к определению тарифов по Методу RAB компания начинает генерировать доход, напрямую связанный с затратами на создание ее активов, при этом инвестиционная привлекательность компании резко возрастет, а катастрофический разрыв между ее стоимостью и стоимостью активов, порождаемый действующей до сих пор методикой тарифообразования «затраты плюс», устраняется.

Именно на этом этапе рассуждений о новом методе возникает конфликт интересов компании и потребителей. С одной стороны, компания получает дополнительные источники финансирования программ развития или поддержания своего сетевого хозяйства, с другой стороны, потребители получают электроэнергию по повышенным тарифам. При этом широко оглашаемые позитивные влияния нового метода на качество предоставляемой услуги по энергоснабжению достаточно сложно отследить и показать (электроэнергия либо подается, либо нет). Возникает предположение, что метод RAB выгоден исключительно энергосетевой компании, которая получила инструмент для повышения НВВ, соответственно и тарифа.

В поддержку сделанного вывода можно привести факты значительного роста стоимости электроэнергии в районах пилотного перехода на метод RAB (например, в г. Тверь), неоднократные судебные разбирательства потребителей-предпринимателей с энергосетевыми компаниями, перешедшими на метод RAB (например, с ОАО «МРСК Центра и Приволжья»). Однако, поскольку на новую систему тарифообразования переходить все-таки необходимо, критически важно понять - почему механизм тарифообразования, доказавший свою эффективность во многих странах, повлек столь негативные последствия при его реализации в российских условиях.

Именно с этой целью нашими экономистами были выполнены необходимые расчеты в соответствии с приведенными в Методе RAB формулами. Признаемся, что для нас стала полной неожиданностью выявленная при использовании данных формул неадекватная "пилообразная" динамика изменения как прибыли компании от деятельности по транспортировке электроэнергии (рис. 1), так и прогнозных тарифов (рис. 2).

Рис. 1. Динамика изменения прибыли Рис. 2. Динамика изменения тарифа
от передачи электроэнергии на содержание сетей

Рис. 3. Ежегодный возврат инвестированного капитала.

Выполненный нами анализ математического аппарата Метода RAB показал, что некоторые формулы, приведенные в разделе 2.3 опубликованного текста Метода RAB, содержат ошибки и не соответствуют декларированному и совершенно корректному смыслу методики.

Интересно, что неточности опубликованных формул Метода RAB и "пилообразная" динамика расчетных параметров выявляются именно при долгосрочном прогнозировании, выполненном нами, и поэтому угрозу эффективному применению рассматриваемой методики создает то обстоятельство, что на практике расчеты проводятся только для первого регулируемого периода, когда неадекватность динамики параметров не будет явно заметной.

В данной статье мы не будем обсуждать экономический смысл параметров и расчетных моделей метода RAB, поскольку экономисты регулирующих органов хорошо понимают эти основы тарифного регулирования. Мы остановимся непосредственно на неточностях в формулах метода RAB, обнаруженными нами.

Неточности формул в Методе RAB

Покажем ошибочность записи формулы для расчета возврата «старого» инвестированного капитала: (12)

Расчеты показали, что наличие в формуле (12) дополнительного множителя i - i0 приводит к нарушению экономического смысла возврата инвестированного капитала, и возврат осуществляется не равными частями, а «пилообразно».

Так, в 1-й год периода регулирования возврата капитала не будет вовсе, поскольку i0 - i0 = 0, во 2-й год будет возвращен 1 размер, в 3-й год - 2 размера, в 4-й год - 3 размера и в 5-й год - 4 размера . При переходе к следующим долгосрочным периодам регулирования описанная ситуация повторится (рис. 3). Легко подсчитать, что при таком расчете за 35 лет инвестор возвратит не 35, а 64 размера !

Неточность содержит и формула (13) для расчета возврата инвестиций:

Ошибка заключается в интервале суммирования. Согласно Методу RAB возврат инвестиций в году i производится исходя из размера имеющегося на начало этого года инвестированного капитала, при этом делается допущение, что каждая «порция» инвестиций отнесена на конец года, в котором она произведена, в силу чего возврат инвестиций начинается со следующего года. Формула же (13) означает, что расчет возврата инвестиций в году i учитывает инвестиции этого же года. В итоге применение формулы (13) на практике искажает результат расчета НВВ и ведет к учету избыточного размера ежегодно возвращаемых инвестиций.

Наконец, в Методе RAB неточности содержит формула (10) для расчета включаемых в необходимую валовую выручку организации в период регулирования ежегодных размеров дохода на инвестированный капитал:

Формула (10) содержит два типа неточностей.

Первая неточность связана с использованием показателя :

1) как легко видеть, непосредственный расчет показателя по приведенной для него формуле (12) позволяет учесть суммарный возврат инвестированного капитала с года i0 до года i - 2, а не до года i - 1 включительно, что искажает равномерную закономерность возврата капитала;

2) замена же в расчете необходимой валовой выручки показателя на корректный показатель требует замены и в формуле (10) показателя на .

Вторая неточность связана с использованием показателя . Методом RAB декларировано, что представляет собой сумму всех уже произведенных за период с года i0 до года i - 1 включительно возвратов по всем инвестициям за этот период. Однако непосредственный расчет показателя по приведенной формуле (13) на самом деле позволяет учесть лишь возврат инвестиций в году i. Но, во-первых, размер возврата инвестиций в году i исходя из смысла формулы (10) вообще не должен в ней присутствовать, а во-вторых, учет вместо суммы произведенных за период с года i0 до года i - 1 включительно возвратов по всем инвестициям лишь одного годового возврата, по сути, означает, что инвестиции с годами «не изнашиваются», а база для расчета ежегодного дохода на инвестиции, произведенные к году i, для этих инвестиций в последующие годы регулярно восстанавливается, что приводит к завышению рассчитываемого ежегодного дохода на «новые» инвестиции.

Таким образом, опубликованные формулы метода RAB содержат объективные предпосылки к необоснованному повышению тарифов на передачу электроэнергии, поскольку в тариф закладывается завышенная доходность на капитал и избыточный его возврат. (С предлагаемыми исправлениями опубликованного текста Метода RAB можно ознакомиться в статье «Метод RAB в теплоснабжении - сюрпризы и задачи» в журнале «Новости теплоснабжения» № 6 (июнь) 2009 - прим. ред.)

Кому выгоден метод RAB?

Ввиду приведенных открытий относительно практики применения Метода RAB в России возникает очень важный вопрос - как поступать регулятору при утверждении тарифа по методу доходности инвестированного капитала? Стоит ли ему принять расчеты в соответствии с опубликованными формулами, содержащими ошибки, понимая, что потребители заплатят завышенную цену, или же стоит требовать корректных и справедливых расчетов, которые не совсем соответствуют утвержденным расчетным формулам?

Пока Украина выходила из зимних праздников, "Урядовий кур"єр" 10 января опубликовал неприметный, но важный документ. Он будет влиять на жизнь и семейные бюджеты миллионов украинцев. И точно будет влиять на украинскую электроэнергетику.

Речь идет о публикации постановления Нацкомиссии по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), которая вводит RAB-регулирование для распределительных компаний - облэнерго.

Переход облэнерго на RAB-регулирование несколько лет является темой острых споров между политиками и экспертами. Например, премьер Владимир Гройсман несколько раз подчеркивал, что по существующей методике вводить RAB-тариф недопустимо.

Что не так с этим RAB-ом? Почему Нацкомиссия на нем настаивает? Как это касается украинских олигархов? И почему об этом стоит знать украинцам, потребляющим электричество?

Что случилось?

Это означает, что государство завершило создание нормативной базы для перевода украинских энергокомпаний на так называемое RAB-регулирование. НКРЭКУ сможет ввести его со следующего квартала.

Журналисты и эксперты часто применяют другие подобные определения - RAB-тарифы или "стимулирующие" тарифы . Это одно и то же.

Как это повлияет на потребителей электроэнергии?

Напрямую - никак. Однако RAB-регулирование влияет на цену услуг ряда компаний.

RAB вводится для компаний, которые распределяют электроэнергию, то есть доставляют ее от производителя к потребителю. Потребителю они известны как облэнерго, именно они работают с населением.

Большинство этих компаний являются частными и принадлежат Ринату Ахметову, Игорю Коломойскому, братьям Суркисам, Константину Григоришину и группе VS Energy, которая принадлежит россиянам (Михаилу Воеводину, Евгению Гиннеру, Сергею Шаповалову и Александру Бабакову. Государство тоже имеет долю в ряде облэнерго, в некоторых - подавляющую.

Услуги таких компаний формируют часть счета за электроэнергию. Именно поэтому изменение методики оценки услуг таких компаний повлияет на квитанцию ​​каждого украинском.

Зачем нужны RAB-тарифы?

Распределительным компаниям нужно обновлять инфраструктуру. Речь идет об объектах, которые каждый так или иначе использует, когда потребляет электроэнергию: провода, опоры, трансформаторы.

Все это требует периодического ремонта, обновления и модернизации, восстановления после непогоды.

Среднее время эксплуатации распределительных электросетей в Украине превышает 40 лет. Инфраструктура изношена на 60-85%.

Нагрузка на электросети возрастает. Пользователи чувствуют это в виде низкого вольтажа и отключений электроэнергии.

Модернизация необходима была еще вчера. Для нее нужны суммы, измеряемые миллиардами гривен.

По словам чиновников НКРЭКУ, введение стимулирующего тарифообразования позволит владельцам облэнерго модернизировать инфраструктуру.

Регулятор утверждает, что RAB-тарифы позволят также заинтересовать инвесторов вкладывать средства в модернизацию инфраструктуры и покупку государственных долей облэнерго.

Допустим, что это нужно. Как они работают?

Аббревиатура RAB происходит от термина Regulatory Asset Base - регуляторная база активов. Отсюда происходят все другие термины, обозначающие то же: RAB-регулирование, RAB-тарифы или "стимулирующее тарифообразование".

Регуляторная база активов - это собственные мощности облэнерго, которые предприятие использует для распределения электроэнергии. Это столбы, трансформаторы, провода - все, что образует сетевую инфраструктуру.

По новым нормам, теперь облэнерго смогут гарантированно получать определенный уровень доходности, который будет высчитываться от стоимости активов. И здесь важно различать, что есть уже существующие активы в облэнерго, а есть те, которые они еще не создали - новые.

Постановление НКРЭКУ устанавливает для обоих одинаковый уровень доходности - 12,5%. Это означает, что в свои тарифы облэнерго ежегодно будут закладывать 12,5% стоимости своих активов - старых и новых.

Если еще проще - речь идет фактически о стоимости самих облэнерго. Например, если облэнерго стоит 1 млрд грн, то компания сможет заложить в тариф на распределение электроэнергии 125 млн грн.

А как облэнерго работают сейчас?

В Украине облэнерго и все монополисты, деятельность которых регулирует НКРЭКУ, работают по принципу "затраты+".

Тариф облэнерго утверждает НКРЭКУ. Комиссия использует данные о расходах, необходимых для осуществления деятельности монополиста.

Регулятор может не утвердить часть расходов облэнерго, если посчитает их необоснованными. К обоснованной сумме расходов комиссия добавляет несколько процентов "нормы прибыли".

Вроде все хорошо: регулятор проверяет, не закладывает ли монополист лишних расходов, следит, чтобы его прибыль не превышала нормативную и потребители не платили чрезмерно. Все довольны.

На самом деле картина несколько сложнее. Тарифообразование по схеме "затраты+" стимулирует облэнерго раздувать свои расходы.

Например, если утвержденная НКРЭКУ норма прибыли составляет 3%, то нормативная прибыль на расходы в размере 1 млрд грн составит 30 млн грн. С 2 млрд грн - 60 млн грн.

Итак, при сегодняшней модели тарифообразования облэнерго заинтересованы в раздувании расходов и не заинтересованы в уменьшении потерь электроэнергии в сетях. Ведь если эти потери будут уменьшены, то уменьшится и сумма, которую они получают как "норму прибыли".

Чем RAB лучше?

RAB-тарифы при правильном внедрение стимулируют облэнерго к сокращению расходов и модернизации сетей.

Если компания будет знать, что за следующие пять лет она заработает фиксированную сумму - процент стоимости ее активов, она будет заинтересована становиться более эффективной.

Опыт развитых стран свидетельствует о высокой эффективности стимулирующего регулирования.

Например, Великобритании удалось вдвое сократить расходы распределительных компаний и тарифы на передачу электроэнергии за 15 лет. В Румынии изношенность активов уменьшилась с 75% до 48% в течение 2004-2011 годов.

Кроме того, в развитых странах RAB-тарифы предоставляются с целью улучшения качества услуг: уменьшение количества отключений потребителей, улучшение качества электроэнергии.

Однако RAB - сложный инструмент. Для достижения таких результатов его нужно должным образом внедрить.

Допустим, что это так. Почему тогда вокруг решения НКРЭКУ столько шума?

Регулятор заложил в методику установления RAB-тарифов доходность для облэнерго на уровне 12,5% годовых и на новые инвестиции, и на старые активы.

Вероятно, процент доходности для обоих типов активов должен быть разным. Старые активы уже оплачены потребителями через тариф, а их поддержка стоит меньше, чем создание новых. Однако регулятор назначил одинаковую доходность для всех активов.

Такое решение переводит выплату 12,5% стоимости активов облэнерго на потребителя.

Если облэнерго оценено, например, в 9 млрд грн, было приватизировано несколько лет назад за 300 млн грн, и его владелец не вкладывал средства в модернизацию инфраструктуры, то назначение такой доходности не является обоснованным.

12,5% от 9 млрд грн будет составлять 1,125 млрд грн. Иными словами, владелец облэнерго получит более 1 млрд грн, не вложив никаких средств в инфраструктуру, которую он приватизировал по заниженным ценам.

Теперь о новых активах. Вероятно, 12,5% доходности на новые активы - это мало. Такой уровень доходности не будет способствовать привлечению средств инвесторов или кредитов для расширения или модернизации сетей.

Причина банальна: инвестору выгоднее положить эти деньги на депозит, ведь доходность депозита в Украине выше 12,5%.

Подождите, а кто оценивал облэнерго? Откуда эти 9 миллиардов?

Чем больше стоимость регуляторной базы активов, тем больше будет утвержден доход на эти активы.

Оценкой стоимости активов облэнерго занимается Фонд государственного имущества. Он утверждает методологию оценки. Методология определяет, сколько стоят распределительные компании, а следовательно - сколько дохода они будут получать.

В 2017 году чиновники фонда решили пересмотреть методологию оценки активов облэнерго. Одно изменение в формуле увеличило их стоимость вдвое, а значит - вдвое увеличились тарифы для потребителей.

"Введение RAB-тарифов повысит цену на электроэнергию", - сказал в 2016 году председатель НКРЭ Дмитрий Вовк. Тогда он прогнозировал, что рост составит 10%.

Собеседники на энергетическом рынке рассказывают, что рост может быть более существенным.

По подсчетам эксперта Андрея Геруса, тарифы облэнерго в результате введения RAB-тарифов вырастут втрое и суммарно составят до 30 млрд грн в год.

При этом рост тарифа не обязательно ляжет на плечи населения. Кроме населения, в Украине есть небытовые потребители: предприниматели, малый, средний, крупный бизнес, бюджетные учреждения и организации.

На кого возложат рост тарифа - определит комиссия. Возможно, поделят на всех.

Когда это вообще начнёт работать?

НКРЭКУ сможет утверждать RAB-тарифы для облэнерго с апреля 2018 года. При этом облэнерго должны соответствовать ряду критериев.

В частности, в них не должно быть задолженности перед ГП "Энергорынок". Кроме того, компаниям придется проводить общественные слушания по поводу утверждения RAB-тарифа.

Таким образом, регулятор будет решать, какие облэнерго получат новый тариф, а какие будут работать по схеме "затраты+".

Хорошо. Если модернизация нужна, но решение НКРЭКУ плохое, то как быть?

Разница между плохими и хорошими решениями часто заключается в деталях. В случае с RAB-тарифами речь идет прежде всего о нормативных процентах доходности на старую и новую базы активов.

Для старых активов их нужно существенно уменьшить. Для новых активов норму доходности следует увеличить. Насколько - это предмет дискуссии.

Увеличеные процентные ставки позволят смотивировать распределительные компании привлекать средства на модернизацию сетей и создание новых активов, потому что они будут приносить больше дохода.

Кроме того, важным моментом является контроль за использованием тарифных денег. Необходимы гарантии, что регулятор и правоохранительные органы действуют независимо и прозрачно, имеют достаточно полномочий для сбора информации.

Без этого облэнерго смогут продолжить вывод средств, полученных от RAB-стимулирования, и не обеспечат лучшего качества поставки электроэнергии потребителям.

Все облэнерго будут работать по RAB-тарифам?

Перейти на RAB-тариф захотят все, поскольку это принесет владельцам дополнительные средства. Однако пока планируется перевод только части частных компаний.

Среди критериев готовности - отсутствие долгов перед ГП "Энергорынок" или небольшая задолженность.

Утверждение RAB-тарифов для каждого облэнерго создает риски давления на владельцев и дискриминации компаний со стороны регулятора.

Новое на сайте

>

Самое популярное