Домой Виды займов Чем отличается социализм от коммунизма? Описание, история, перспективы. Идеология и основные принципы социализма и коммунизма

Чем отличается социализм от коммунизма? Описание, история, перспективы. Идеология и основные принципы социализма и коммунизма

ОСНОВЫ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В.А.Ацюковский

ВЛАСТЬ - СОВЕТАМ!

(СОЦИАЛИЗМ: ОШИБКИ И ПЕРСПЕКТИВА)

В брошюре анализируются экономическая сущность социализма и коммунизма, экономическая ошибка, допущенная КПСС при развитом социализме, приведшая его к кризису, и возможная программа действий коммунистов по восстано-влению социализма в настоящее время и после прихода коммунистов к власти в России.

Показана актуальность лозунга «Власть - Советам!» для современной России и после победы Второй социалистической революции.

1. О догматизме и ревизионизме аналитиков марксизма

2. Что такое социализм и коммунизм?

3. Что такое «государство»?

4. Диктатура пролетариата или диктатура трудящихся?

5. Что такое социальная революция?

6. Зачем нужны социализм и коммунизм?

7. Вторая социалистическая революция

8. Власть - Советам!

9. Нужно ли вводить в России экономическую политику типа НЭП?

10. Задачи коммунистов по восстановлению Советской власти

О догматизме и ревизионизме аналитиков марксизма

Следует с прискорбием констатировать, что появившиеся в последние годы многочисленные статьи, в которых анализируются прошлое нашей страны и причины крушения социализма и распада СССР, несмотря на многие различия, имеют и много общего, а именно:

Все они не обращают внимания на соотношение производственных отношений и уровня производительных сил, сложившихся в конкретные периоды развития социализма;

Все они не учитывают конкретных обстоятельств внутреннего и внешнего положения страны, вынуждающих руководство страны принимать непопулярные решения;

Все они практически ничего не предлагают для будущего.

Это называется «ехать вперед спиной, глядя назад и не представляя себе дальнейшего пути».

Почему марксистская идеология потерпела поражение? Потому что усилиями руководства КПСС марксизм превратился в догму, никакого развития учения Маркса-Ленина в советское время реально не было. Марксизм не догма, а руководство к действию, предупреждали классики марксизма , но наши социалистические учёные лишь повторяли Маркса и Ленина, цитируя их, часто вырывая из контекста, не развивая, и не применяя творчески на практике, превращая отдельные положения марксизма в догму. Таким образом, они действовали вопреки духу марксизма, т.е. были по существу антимарксистами.



В этом плане сегодня ситуация повторяется: никакого системного развития теории марксизма-ленинизма нет. Пишется и публикуется множество академических статей на отдельные темы по принципу «писатель – пописывает, читатель – почитывает». В этих статьях много говорится о роли «холодной войны» и буржуазной пропаганде, о бюрократизации и перерождении коммунистической партии, о негативном влиянии так называемого «разоблачения» «культа личности Сталина» и о многом другом, но практически нигде не говорится о тех базисных противоречиях, которые ослабили организм советского общества и сделали его неспособным противостоять накапливающимся в те времена буржуазным тенденциям. Между тем, в каждом деле нужно искать базисные причины, противоречия, накапливающиеся между устаревающими производственными отношениями и растущими производительными силами, о чем неоднократно говорил Сталин. А это почему-то остается вне поля зрения аналитиков. Невнимание к этим базисным противоречиям неминуемо приводит к тому, что ими рассматриваются второстепенные причины, а не основная, породившая их. Если это так оставить, то, когда социализм будет построен вновь, он неминуемо рухнет снова, потому что не учтенная главная причина породит много других причин, и опять начнется борьба против возродившегося капитализма, и так до бесконечности.

Сегодня мы остро, как никогда, нуждаемся в четких формулировках основных понятий марксистско-ленинской теории развития общества при социализме и коммунизме, потому что от этого зависит, сумеем ли мы объяснить людям настоящие причины, по которым социализм рухнул в конце 20-го века, сумеем ли мы в будущем не допустить этих причин и сделать социализм устойчивым, каков для этого должен быть путь развития от капитализма к социализму и от социализма к коммунизму. Иначе люди нам, коммунистам, не поверят и будут правы: вы, коммунисты уже были у власти, скажут они, и все просвистали. Что нового вы намерены сделать, чтобы такое безобразие не повторилось? И что мы им ответим?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно, прежде всего, понять, что такое социализм и коммунизм, является ли социализм первой фазой коммунизма, тем более что при Советской власти при социализме уже были явные ростки коммунизма в виде бесплатного жилья, бесплатного образования и бесплатного здравоохранения. Правда, тогда всем нам казалось, что все это само собой разумеется, и мы этого не ценили.

Что такое социализм и коммунизм?

По Марксу и по Ленину социализм считается первой фазой коммунизма, но нигде не сказано, чем отличается первая фаза от последующей, а также, то, что в отличие от капитализма, развивающегося не управляемо, в котором развитие производительных сил требует изменения производственных отношений, но при социализме, развивающемся планово, а, значит, управляемо, сначала идет изменение производственных отношений, и они требуют развития производительных сил, и здесь от цели и качества управления зависит все.

Каждая общественно-экономическая формация имеет минимум одно существенное базисное отличие от предыдущей формации и минимум одно существенное базисное отличие от последующей формации. Социализм отличается от капитализма тем, что в нем средства производства обобществлены, а от коммунизма тем, что средства потребления (предметы потребления и услуги) не обобществлены. Для их потребления нужны деньги, которые нужно заработать или украсть. При коммунизме же все производство – средства производства и средства потребления обобществлены, все производство становится не товарным, что прямо следует из учения Маркса. Денег при коммунизме нет.

Таким образом:

капитализм – это общественно-экономическая формация, в которой средства производства и средства потребления не обобществлены, и на них распространяются товарно-денежные отношения;

социализм – это общественно-экономическая формация, в которой средства производства обобществлены, а средства потребления не обобществлены и только на них распространяются товарно-денежные отношения;

коммунизм – общественно-экономический строй (уже не формация), в котором средства производства и средства потребления обобществлены и товарно-денежных отношений нет.

Отсюда и вытекает, что при неуправляемом развитии социализм оказывается самостоятельной формацией, а не первой фазой коммунизма, и, как самостоятельная формация, обязан пройти три фазы развития – первую – бурного развития, в ней реализуются все те накопления производительных сил, которые не смогли быть реализованы при капитализме; вторую – стагнации (стабилизации), в которой наступило равновесие между производительными силами и производственными отношениями, и третью – деградации (упадка), в которой устаревающие производственные отношения тормозят дальнейшее развитие производительных сил. Здесь назревает кризис формации, что и произошло.

И.В.Сталин видел это назревающее противоречие, когда говорил, что необходимо развивать производственные отношения, приводя их в соответствие с развитыми производительными силами .

Всякая формация имеет остатки производственных отношений предыдущей формации и начала производственных отношений последующей формации. К остаткам производственных отношений капиталистической формации в социализме следует отнести сохранение товарно-денежных отношений в сфере потребления, к началам же коммунистических производственных отношений следует отнести внедрение в социализм бесплатных жилья, здравоохранения и образования. В своей последней работе И.В.Сталин говорит о необходимости поднять производственные отношения колхозов (групповой собственности) до уровня государственной, общественной собственности. Этим были бы завершены производственные отношения социализма в производственной сфере. К сожалению, этого не произошло, как не произошло и обобществление сферы потребления, о чем даже И.В.Сталин не успел сказать.

При социализме развитие общества управляется государством, а цель и направление развития задается главной идеологической организацией - Коммунистической партией, и отсюда решающее значение имеет то, в каком направлении Коммунистическая партия направляет это развитие.

Как должен был происходить переход от социализма к коммунизму? Поскольку уже при социализме средства производства обобществлены, а средства потребления не обобществлены, и на них распространяются товарно-денежные отношения, то путь перехода к коммунизму – коммунистическая революция – должен заключаться в поэтапном сокращении сфер потребления, охваченных товарно-денежными отношениями. Фактически в годы Советской власти начало этому было положено. Но далее, по мере развития производительных сил необходимо было планово переводить в безденежное пользование отдельные сферы потребления с обязательным пропорциональным сокращением всех видов денежных доходов населения. Тогда постепенно все области потребления перешли бы в безденежное пользование, деньги прекратили бы существование, и все производство стало бы не товарным, в полном соответствии с положениями марксистской теории. Наступил бы коммунизм. А все остальное, включая сознание масс, стало бы естественным следствием коммунистического бытия, которое и определило бы уровень сознания масс.

Однако развитие социализма в нашей стране после смерти И.В.Сталина КПСС повела в противоположном направлении, а именно по направлению расширения сферы товарно-денежных отношений, и это привело социализм к катастрофе.

III Программа КПСС считалась программой построения коммунистического общества, и в ней последняя фраза звучала так

«Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение людей будет жить при коммунизме!».

Но в параграфе 3 «Руководство народным хозяйством и планирование» раздела «Задачи партии в области экономического строительства, создания и развития материально-технической базы коммунизма» сказано следующее [там же, с. 89]:

«В коммунистическом строительстве необходимо полностью использовать товарно-денежные отношения в соответствии с новым содержанием, присущим им в период социализма. Большую роль при этом играет применение таких инструментов развития экономики как хозяйственный расчет, деньги, цена, себестоимость, прибыль, торговля, кредит, финансы (курсив мой – В.А.).»

И хотя далее сказано, что «С переходом к единой общенародной коммунистической собственности и к коммунистической системе распределения товарно-денежные отношения экономически себя изживут и отомрут», становится совершенно непонятно, как могут они отмереть, если на государственном уровне делается все для их расширения, т. е. как раз в направлении, противоположном главной линии построения коммунизма.

Установки XXII съезда КПСС на расширение сферы товарно-денежных отношений были реализованы в известных «реформах Косыгина» 1965 года, а также в ряде других постановлений партии и правительства. На хозяйственный расчет переводились целые районы и отдельные предприятия, при этом критерием успеха была объявлена денежная прибыль. Это сразу же противопоставило интересы предприятий общегосударственным интересам, а интересы людей - и интересам предприятий и интересам государства.

Если же в будущем такой управляемый переход от социализма к коммунизму – коммунистическая революция будет осуществлен, то социализм окажется первой фазой коммунизма, а если не будет, то социализм как неустойчивая самостоятельная формация, вновь покатится в капитализм. Поэтому коммунистическая революция после завершения построения социализма становится не менее необходимой, чем социалистическая революция в настоящее время.

В основе любого государства лежит определенная система, которая характеризует особенности экономики и управления ресурсами.

Большинство людей может назвать и охарактеризовать основные политические концепции, часто при этом путая или используя как синонимы коммунизм и социализм. Эти две идеологии и имеют между собой много общего, но при более пристальном рассмотрении различаются во многих ключевых моментах.

Что такое социализм?

Теория социализма зародилась на несколько десятилетий раньше, чем коммунизм, и в теории Карла Маркса этот социально-экономический строй рассматривается, как необходимый переходный этап между капиталистическим и коммунистическим обществом.

Философский базис социализма – это равные права людей и общественная собственность , а основная идея состоит в том, что люди должны действовать сообща, чтобы решать такие глобальные проблемы, как бедность или угнетение.

Лозунг социализма «От каждого по способностям – каждому по его труду» предполагает, что материальные блага и услуги справедливо распределяются между гражданами в соответствии с затраченными каждым усилиями.

Социализм предполагает существование центрального органа планирования , который устанавливает цели развития экономики и выступает от имени населения. Правительство берет на себя ответственность по обеспечению своих граждан всем, начиная здравоохранением и заканчивая продуктами питания. Оно же занимается распределением ресурсов и ценообразованием.

Средства производства, т.е. фабрики, заводы, земельные ресурсы, принадлежат государству, и могут контролироваться как правительством, так и группами лиц, которые работают вместе для достижения производственных целей – кооперативами.

После Первой и Второй мировых войн социалистические партии стали доминировать во многих странах Западной Европы, а также на освобождаемых от колонизации территориях Африки, Азии и Среднего Востока. На территории США идеи социализма дали импульс многим либеральным и общественным течениям.

Что такое коммунизм?

Можно сказать, что коммунизм родился в 1848 году, когда Маркс и Энгельс выпустили свой труд «Манифест коммунизма» . В нем критиковался капиталистический строй с его неизбежным разделением на классы, а взамен предлагалась идея государства, где все люди равны по своему социально-экономическому статусу. Это равенство может быть достигнуто только через отказ от частной собственности и денег.

Коммунистическая теория предсказывала победу рабочего класса – пролетариата над зажиточной буржуазией, революцию и распространение этого политического строя по всему миру.

Согласно данной идеологии, каждый человек должен трудиться для пользы всего общества, а не своей лично. «От каждого по способностям, каждому по потребностям» – лозунг, который значит, что товаров и услуг будет производиться столько, что нужды любого человека будут удовлетворены. Распределение благ происходит в зависимости от потребностей конкретного индивида, а не от количества работы которую он сделал. Средства производства контролируются государством, и не принадлежат никому конкретно.

Основная цель – достижение общества благоденствия , где отсутствуют не только классовые различия, но также должны упраздниться семья, религия и правительство.

В современной истории, коммунизм в первую очередь ассоциируется с Советским Союзом, а также с Китаем, Кубой, Вьетнамом, Северной Кореей. Ни в одной из этих стран коммунистические идеалы так и не реализовались в полной мере, поскольку правящая партия так или иначе обогащалась за счет работы простых граждан, а экономический рост часто замедлялся за счет отсутствия конкуренции и мотивации у людей.

Общее между социализмом и коммунизмом

В 19 веке слова «социализм» и «коммунизм» часто были взаимозаменяемы, например Марксом в его работах. Кроме того, обе теории берут свое начало в работах европейских мыслителей 18 века Жана Жака Руссо и Гегеля , воплощая идею о том, что все люди равны.

Оба течения возникли во времена промышленной революции, когда владельцы фабрик и заводов обогащались за счет эксплуатации наемных рабочих, что неизбежно привело к явному классовому разделению и недовольству рабочего класса.

В основе каждого из этих понятий лежит представление о государстве, лишенном экономического неравенства, частной собственности и диктатуры правящей элиты. Основная цель этих идеологий – улучшить жизнь простого рабочего человека через равное распределение материальных благ. Земельные ресурсы, полезные ископаемые, производственные мощности должны быть равно доступны для каждого человека.

Различия между социализмом и коммунизмом

В то время, как коммунизм и социализм имеют общий идейный базис, они также различаются во многих ключевых позициях.

Самое фундаментальное различие этих идеологий заключается в обеспечении человека материальными благами . При коммунизме человек получает товары и услуги в зависимости от своих потребностей, то есть государство обеспечивает население всем необходимым – одеждой, продуктами, жильем, причем, в идеальном варианте, без необходимости платить за это . В социалистическом обществе человек получает от государства то же самое, но в зависимости от своего вклада в экономику, то есть люди, которые трудятся больше и получают больше.

Это различие указывает на главный недостаток коммунистической модели, где человек теряет мотивацию к тому, чтобы работать усерднее, поскольку это никак не повлияет на размер и качество компенсации за труд.

Коммунизм и социализм также отличаются в следующих аспектах:

  1. При коммунизме не может существовать никакой частной собственности вообще . Социализм допускает личное имущество, но государство владеет всеми производственными и земельными ресурсами.
  2. При коммунизме религия искореняется на уровне государства, в то время как социализм концентрирует внимание в основном на экономике и допускает свободу вероисповедания.
  3. Для коммунистов уход от капиталистического строя возможен только через революцию , когда существующая система и высшее сословие должны быть стерты восставшим рабочим классом. Социалисты видят переход к новой экономике как серию постепенных политических мер и процессов.
  4. При коммунизме экономика контролируется единственной авторитарной партией , и решения, хоть и от имени народа, принимаются наделенным властью меньшинством. Социализм предполагает управление государством сначала на уровне коммун, затем избранных консулов и только потом на уровне правительства, то есть каждый может на своем уровне влиять на экономику.

Капитализм, социализм, коммунизм - формы экономического устройства общества. Их можно назвать этапами отношений. Многие мыслители занимались их изучением. У разных авторов различные взгляды на капитализм и социализ м, на другие модели, которые пришли им на смену, и последствия их существования. Рассмотрим далее основные концепции.

Система капитализма и социализма

Капитализмом называют экономическую модель производства и распределения, которая базируется на частной собственности, свободе предпринимательской деятельности, юридическом равенстве хозяйствующих субъектов. Ключевым критерием при принятии решений в таких условиях является стремление увеличить капитал, получить максимальную прибыль.

Произошел далеко не во всех странах. Определяющим критерием для последовательного их существования была форма государственного устройства. Между тем признаки капитализма и социализма свойственны в той или иной степени экономическим моделям практически всех стран. В отдельных государствах господство капитала сохраняется и сегодня.

Если провести поверхностное сравнение капитализма и социализма , можно отметить, что между ними существует тесная связь. Первое понятие является экономической абстракцией. В ней отражены характерные черты хозяйственной модели на определенной стадии развития. Однако реальная экономика любой страны никогда не базировалась исключительно на частнособственнических отношениях, а предпринимательство никогда не было абсолютно свободным.

Переход от капитализма к социализму в ряде стран был весьма болезненным. Он сопровождался народными потрясениями, революциями. При этом уничтожались целые классы общества. Таким, например, был переход от капитализма к социализму в России .

Отличительные признаки моделей

Разные страны развивались и переходили на те или иные этапы в разное время. Зависело это от многих факторов. На Западе, к примеру, долгое время господствовал феодализм. Капитализм и социализм стали следующими ступенями развития общества. Однако последний сохранился в восточных странах.

Несмотря на то что между капитализмом и социализмом есть немало различий, первый имеет ряд несвойственных ему черт. Среди них:

  • Ограничение владения имуществом, в том числе по размерам участков земли и недвижимости.
  • Антимонопольные правила.
  • Таможенные барьеры.

Капитализм, социализм и демократия

Шумпетер - американский и австрийский экономист - предложил такое понятие, как "созидательное разрушение". Для него капитализм ассоциировался с частной собственностью, экономикой предпринимательства, рыночным механизмом.

Шумпетер изучал экономическую динамику изменений в обществе. Возникновение капитализма, социализма и демократии он объяснял появлением инноваций. За счет их внедрения в разные возможности, ресурсы и прочие производственные факторы субъекты начинают создавать что-то новое.

Шумпетер полагал, что капитализм позволил достичь невиданного ранее уровня благосостояния и личной свободы. Между тем будущее этой модели он оценивал весьма пессимистично. Автор считал, что дальнейшее развитие общества уничтожит капитализм. Либерализм и социализм станут следствием его проникновения во все социальные сферы жизни. То есть фактически успех модели приведет к ее краху. Объяснял такие последствия автор тем, что новые системы уничтожат условия, на которых может существовать капитализм: или социализм (в России так и произошло, например), или иная другая новая модель в любом случае придет ему на смену.

В своих работах Шумпетер особое внимание уделял и демократии. Автор анализировал , формулировал вероятное дальнейшее развитие общества. В рамках исследований ключевым вопросом являлась проблема соотношения между социалистической моделью организации и демократической формой правления.

Изучая развитие советского государства, в котором последовательно распространялись капитализм, социализм, коммунизм , изменения были преждевременными. Ситуацию в стране Шумпетер считал социализмом в искаженной форме. Для решения экономических задач власть использовала диктаторские методы. Автору ближе английский и скандинавский социал-демократический строй. Сравнивая развитие капитализма и социализма в разных странах, эти системы представлялись ему наименьшим злом.

Сравнительная характеристика

Рассмотрим, чем отличается капитализм от социализма . Разные мыслители выделяют различные признаки той и другой модели. Основными общими характеристиками социализма можно считать:

  • Всеобщее равенство.
  • Ограничение частнособственнических отношений.

В отличие от капитализма, при социализме субъектам можно было иметь предметы только в личной собственности. Капиталистические предприятия при этом заменялись корпоративными. Для социализма свойственно формирование коммун. Внутри этих объединений все имущество общее.

Социалисты выступали против капиталистов в основном потому, что для достижения своих целей последние эксплуатировали людей. При этом существовало четкое разграничение классов. С развитием частнособственнических отношений разделение слоев становилось все более отчетливым.

Различия социализма и капитализма особенно ярко проявлялись в России. Люди, недовольные условиями жизни и труда, выступали за справедливость и равенство, искоренение угнетения, которое было широко распространено в стране. В других воспринимался не так болезненно. Дело в том, что другие общества быстрее прошли свою трансформацию. Социалисты считали уничтожение частнособственнических отношений в качестве одного из способов достижения конечной цели - формирования организованного общества.

Концепция Мизеса

Целью социализма, по мнению автора, является передача производственных средств из частной собственности во владение государства. Это необходимо для устранения эксплуатации. В капиталистическом обществе человек был отстранен от результатов своего труда. Задача социализма - приблизить индивида к благам, уменьшить дифференциацию дохода. Результатом должно стать гармоничное и свободное развитие личности.

Вместе с тем могут сохраняться элементы неравенства, однако они не должны препятствовать для достижения целей.

Направления

Сегодня в социализме выделяют 2 ключевых течения: марксизм и анархизм.

По мнению представителей второго направления, в рамках государственного социализма будет сохраняться эксплуатация народа, отстранение человека от благ, прочие проблемы. Соответственно, полагают анархисты, реальный социализм можно установить только при уничтожении государства.

Марксисты называли социализмом модель организации общества на этапе перехода от капитализма к коммунизму. Другими словами, они не считали эту модель идеальной. Социализм был для марксистов своего рода подготовительным этапом к созданию общества социальной справедливости. Поскольку социализм следует за капитализмом, то в нем сохраняются капиталистические признаки.

Основные идеи социализма

В соответствии с поставленными целями формировались программы их достижения.

Результат труда, в частности, предполагалось распределять согласно вкладу каждого индивидуального производителя. Ему должна была выдаваться квитанция, в которой отражался объем его труда. В соответствии с ним производитель мог получить предметы потребления из общественного запаса.

Господствующим при социализме провозглашался принцип эквивалентности. В соответствии с ним, обменивались одинаковые объемы труда. Однако поскольку разные люди имеют различные способности, то получать они должны неодинаковую часть предметов потребления.

В собственности людей не может быть ничего, кроме личных предметов потребления. В отличие от капитализма, в социализме частное предпринимательство было уголовным преступлением.

Манифест коммунистов

Коммунистическая партия сформировалась после устранения капитализма. Свою программу коммунисты основывали на социалистических идеях. В Манифесте были отражены следующие признаки нового строя:

  • Экспроприация собственности на землю, использование ренты для покрытия государственных издержек.
  • Установление высокого прогрессивного налога.
  • Отмена наследственного права.
  • Конфискация имущества, принадлежащего мятежникам и эмигрантам.
  • Централизация кредитных ресурсов в руках государства путем формирования госбанка с государственным капиталом и монополией власти.
  • Увеличение количества госпредприятий, орудий производства, улучшение земель, расчистка их под пашню по единому плану.
  • Установление на транспорт.
  • Объединение промышленности и земледелия, постепенное устранение различий между городом и деревней.
  • Одинаковая трудовая повинность для всех.
  • Бесплатное общественное воспитание детей, прекращение эксплуатации детского труда на фабриках.

Особенности возникновения социализма

Идеология развивалась в течение довольно продолжительного времени. Однако сам термин "социализм" появился впервые только в 30-е гг. 19 столетия. Его автором считается французский теоретик Пьер Леру. В 1934 г. им была опубликована статья "Об индивидуализме и социализме".

Первые идеи о формировании социалистической идеологии возникли еще в 16 столетии. В них выражался стихийный протест низших (эксплуатируемых) слоев в период начального этапа накопления капитала. Идеи об идеальном обществе, соответствующем человеческой природе, в котором отсутствует эксплуатация, а низший класс имеет все блага, стали именовать утопическим социализмом. Основоположниками концепции считаются Т. Мор и Т. Кампанелла. Они полагали, что общественная собственность обеспечит формирование условий лдя справедливого распределения благ, равенства, социального мира и благополучия населения.

Развитие теории в течение 17-19 вв.

Достаточно много мыслителей пыталось найти формулу идеального мира, поскольку в изобиловавшем богатствами капиталистическом обществе существовало огромное число нищих людей.

Особый вклад в развитие социалистических концепций внесли А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн. Они формировали свои идеи под влиянием событий во Франции (Великая Революция), а также активного развития капитала.

Стоит сказать, что концепции теоретиков социалистического утопизма порой существенно расходились. Однако все они полагали, что в обществе сформировались условия для незамедлительных преобразований на справедливых условиях. Инициаторами реформ должны были стать те, кто занимал высокие позиции в обществе. Имущие люди должны помочь бедным, обеспечить всем счастливую жизнь. была направлена на защиту интересов рабочего класса, провозглашала социальный прогресс.

Основные принципы

Социалисты провозглашали следующие идеи:

  • От каждого индивида по его способностям, каждой способности по делам.
  • Гармоничное и всестороннее развитие личности.
  • Устранение различий между деревней и городом.
  • Разнообразие духовного и физического труда.
  • Свободное развитие каждого индивида как условие развития всего общества.

Утописты в определенной степени были максималистами. Они считали, что в обществе должны быть счастливы или все сразу, или вообще никто.

Идеология пролетариата

К достижению всеобщего благосостояния стремились и коммунисты. Коммунизм считается крайним проявлением социализма. Эта идеология отличалась большей последовательностью в стремлении реформировать общество с помощью установления коллективной собственности в отношении средств производства, а в некоторых случаях и предметов потребления.

В самом начале 19 столетия сформировался марксизм. Он рассматривался как теоретическая база пролетарского движения. Марксом и Энгельсом была сформулирована социально-политическая, экономическая и философская теория, оказавшая огромное влияние на развитие общества во второй половины 19 начала 20 вв. и марксизм стали считаться синонимами.

Общество, по мнению Маркса, не является открытой моделью счастливого строя. Коммунизм, считали марксисты, - это закономерный результат развития цивилизации.

Последователи концепции полагали, что капиталистические отношения формируют условия для социальной революции, устранению частной собственности, перехода к социализму. Марксисты выделяли ключевое противоречие модели: оно возникало между общественной природой труда, сформированной рынком и промышленностью, и частной собственностью на производственные средства.

Капитализм, по мнению марксистов, создал своего уничтожителя - пролетариат. Освобождение трудящегося народа - цель социальной революции. При этом пролетариат, освобождая себя, устраняет формы эксплуатации и в отношении всех трудящихся.

К социализму, по мнению марксистов, общество может прийти только в процессе исторического творчества рабочего класса. А оно, в свою очередь, должно воплотиться через социальную революцию. В результате достижение социализма стало целью миллионов людей.

Становление коммунистической формации

Этот процесс, по мнению Маркса и Энгельса, предполагает несколько стадий:

  • Переходный период.
  • Установление социализма.
  • Коммунизм.

Развитие новой модели - процесс длительный. Он должен основываться на гуманистических принципах, провозглашающих человека высшей ценностью.

Коммунизм позволяет, по мнению марксистов, сформировать и сознательных тружеников. В нем должно установиться общественное самоуправление. При этом государство как административный механизм должен перестать существовать. В коммунистическом обществе не должно быть классов, а должно воплотиться в установке "От каждого индивида по способностям и каждому - по потребностям".

Маркс считал коммунизм путем к безграничному расцвету человека, свободного от эксплуатации, началом подлинной истории.

Демократический социализм

На современном этапе развития общества сформировано огромное количество различных политических и общественных течений. Идеология социал-демократии, столь популярной в настоящее время, корнями уходит к реформистскому направлению во 2 Интернационале. Его идеи представлены в трудах Бернштейна, Фольмара, Жореса и пр. Особое влияние на нее оказали и концепции либерального реформизма, в числе которых и кейнсианство.

Отличительная черта социал-демократической идеологии - стремление к реформизму. Концепция обосновывает политику регулирования, перераспределения прибыли в рыночной экономике. Один из видных теоретиков Второго Интернационала Бернштейн категорически отрицал неизбежность уничтожения капитализма и наступление в связи с этим социализма. Он полагал, что социализм нельзя сводить к замене частнособственнических отношений общественными. Путем к нему является поиск новых коллективных форм производства в условиях мирного становления капиталистической экономической модели и политической демократии. Лозунгом реформистов стало высказывание "Цель - ничто, движение - все".

Современная концепция

Ее общие черты были описаны в 50-е гг. прошлого века. Основой концепции стала Декларация, принятая на международной конференции во Франкфурте-на-Майне.

В соответствии с программными документами, демократический социализм является путем, отличным и от капитализма, и от действительного социализма. Первый, как считали приверженцы концепции, позволил создать огромное количество производительных сил, но вместе с этим возвысил право собственности над правами гражданина. Коммунисты, в свою очередь, уничтожили свободу, создав другое классовое общество, новую, но неэффективную экономическую модель, основанную на принудительной трудовой деятельности.

Социал-демократы придают одинаковое значение принципам индивидуальной свободы, солидарности и справедливости. По их мнению, различие капитализма и социализма состоит не в схеме организации экономики, а в положении, которое занимает в обществе человек, в его свободе, возможности участвовать в принятии значимых для государства решениях, праве реализовать себя в той или иной области.

Государственный социализм

Выделяют 2 его формы:

  • Основанный на абсолютном государственном контроле над экономикой. Примером являются командно-административная и плановая системы.
  • Рыночный социализм. Под ним понимают такую экономическую модель, в которой приоритет отдается государственной собственности, но при этом реализуются принципы рыночной экономики.

В рамках рыночного социализма зачастую устанавливается самоуправление на предприятиях. Утверждается положение о том, что самоуправление (не только в производственной сфере, но и в обществе в целом) выступает в качестве первого элемента социалистичности.

Для этого, как считает Базгалин, необходимо развить формы свободной самостоятельной организации граждан - от всенародного учета до самоуправления и демократического планирования.

Недостатками рыночного социализма можно считать его способность воспроизводить многие проблемы капитализма, в том числе и социальное неравенство, нестабильность, негативное влияние на природу. Однако приверженцы этого направления развития общества полагают, что все эти проблемы должны быть устранены активным государственным вмешательством.

10 ответов

Ну, основная разница в том, что марксизм - это учение, а коммунизм и социализм - стадии коммунистической формации внутри этого учения. Конечно, существуют еще множество определений социализма и коммунизма, но т.к тут затронут марксизм, то я буду пользоваться только этими.

Социализм, если брать только марксизм (не марксизм-ленинизм, сталинизм и т.п) и не трогать тот же анархизм - это первая стадия коммунизма, формации особенности которой определяются общественной собственностью на средства производства, соответствующей высокоразвитым общественным производительным силам. В первых чертах определения этому понятию дал Маркс в "Критике Готской программы"(рекомендую прочитать для полного понимания):

«Мы имеем дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет ещё родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло»

То есть в сознании и быте людей все ещё сохраняются пережитки капиталистического общества, точно так же как и во всех предыдущих обществах сохранялись пережитки еще более древних обществ в виде обычаев и традиций. При этом надо учитывать, что перед этой стадией так же имеется переход между капитализмом и ей (диктатура пролетариата), но в вопросе про это не спрашивали, так что продолжим. Частная собственность упразднена. На её место приходит общественная. Труд также все ещё является необходимостью, а распределение происходит по принципу "От каждого по способностям, каждому - по потребностям". На этом же этап происходит отмирание государства (т.к классов уже нет, а значит отсутствует подавление одного класса другим) и замена его самоуправлением.

Как я сказал выше в настоящий момент термин "социализм" используется повсеместно и у людей разных взглядов имеет различные значения: особо упоротые рыночные фундаменталисты называют социализмом любое вмешательство государства в экономику, соцдемы приводят в пример страны Скандинавии, сталинисты - СССР, анархисты - Арагон и Каталонию во время Испанской Революции 1936-39гг.. Был ли социализм в СССР? Этот вопрос является холиваром, который требует отдельного вопроса и который тут поднимать вряд ли стоит, ибо он затрагивает целый ряд больших теорий от деформированного рабочего государства, государственного капитализма до реального социализма.

Коммунизм же в узком смысле - высшая стадия коммунистической формации, которую также иногда называют полный коммунизм (full communism). Маркс ни оставил ни каких подробного описания функционирования коммунистического общества, что ожидаемо, т.к он считал, что любая попытка описать его попахивает утопизмом (яркие примеры: "Государство" Платона, "Утопия" Мора, "Путешествие в Икарию" Кабе и "Вести ниоткуда" Морриса) , которым занимались утопические социалисты (Фурье, Оуэн, Сен-Симон). Он ограничился только такими словами в той же "Критике Готской программы": «На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!».

Ответ, возможно, получился скомканным, но я и не претендую на абсолютно точное и строгое описание и советую все же почитать "Критику Готской программы", где все это расписывается основательно. Для ознакомления же с основными идеями марксизма следует прочитать "Анти-Дюринг"и первую главу "Немецкой идеологии" (если время позволяет), ну или хотя бы "Развитие социализма от утопии к науке" Энгельса, где в трех маленьких главах описывается история формирования социалистической мысли (I глава: утопический социализм, II глава: диалектика, III глава: исторический материализм).

Смотря, что вы имеете в виду под социализмом. Социалистическим государством можно назвать и Германию, и Швейцарию, и Швецию, и КНДР. Так же социалистическими называют проекты устройства общества, придуманные утопистами прошлого.

Учитывая такое сравнение, речь скорее всего идёт о марксизме. В марксизме социализмом называют низшую стадию развития коммунизма, при этом такой самодостаточной ступени как "социализм" не существует.

А отличаются они силой государственного насилия над человеком. Социализм - это послереволюционное общество, в котором всё еще сохраняются привычки и недостатки предыдущего общества.

Для социализма характерно существование денег и принципа "кто не работает - то не ест", наказание отлынивающих от работы, при этом социалистическое государство отличается от капиталистического тем, что в нём отсутствует армия, и отсутствует каста бюррократов. Чиновники при социализме являются выборными на всех уровнях, которые отзываются по первому требованию избирателей и зарплата которых завист от средней зарплаты рабочего. Помимо этого, вооруженный народ осуществляет революционное насилие над эксплуататорами.

Это и есть "диктатура пролетариата" - дикутатура большинства над меньшинством, которая противопостовляется "диктатуре буржуазии" - диктатуре меньшинства над большинством.

Как писал Ленин в "Государстве и революции" - при диктатуре пролетариата отпадает нужда в таких государственных институтах, как армия и бюррократия, так как большинству не нужно к ним прибегать для насилия над меньшинством.

При высшей стадиии коммунизма, государства не существует, так как не существует контроля над людьми - нужда в нём просто отпадает. Вместо чиновников как особой должности - каждый человек является чиновником и сам за собой ведёт учёт, при этом, осуществляется принцип "от каждого по способностям, каждому по потребностям".

Для воспитанных при социализме людей - труд по мере сил является моральным долгом. Коллектвивизм(в хорошем смысле этого слова) становится частью человеческой индивидуальности.

Поскольку есть закон что невозможно получить деньги из неоткуда при социализме но есть возможность произвести больше товаров при комунизме.

Антон, этот вопрос является крайне интересным, но к нашему времени имеет достаточно точный ответ. Социализм- это общественный строй, основной идеей которого была всеобщее равенство, социальная справедливость и усиленное развитие промышленности(это вкратце). А вот коммунизм, это высшая стадия развития общества, которой пытались достичь страны, в которых процветал социализм. Грубо говоря, социализм- довольно таки реальный общественный строй, который сейчас можно встретить в таких странах как Куба. А вот коммунизм Вы нигде не встретите, так как это считается утопической формами ей и ни одной из стран не удалось его достичь, хотя некоторые ученые считают, что Швеция является ярким примером коммунизма, но на самом деле это очень спорно:)

Все очень просто.

Формула социализма - от каждого по потребностям, каждому по труду.

Формула коммунизма - от каждого по способностям, каждому по потребностям.

Принципальная разница - в изменении не внешних условий, а самого человека, его психологии, менталитета, отношения к жизни. Предполагается что при социализме человеку предоставляются все возможности для развития его способностей, и он максимально их развивая на благо общества приносит максимальную пользу обществу и получает соответствующее вознаграждение.

При коммунизме все еще интереснее. Предполагается что любой человек имеет доступ ко всем благам. Он может иметь все что хочет. Все что ему нравится. А работает не из-за вознаграждения, а потому что чувствует свою ответственность перед обществом, и потому что ему интересна сама работа, интересно делать что-то нужное, полезное. Работает не за страх, не за вознаграждение - а на совесть, из чувства долга.

Мир коммунизма и изменение психологии человека здорово описаны в книгах Стругацких про "Мир полудня". А в "Трудно быть богом" очень жестко ставится главный вопрос - что же сделать с людьми, чтобы они из зависти, жадности, грязи и алчности стали другими, стали теми самыми честными, добрыми людьми победившего коммунизма? Как, как этого добиться?

Почитайте - на многое открывает глаза.

Для оплаты любого из товаров,как известно необходимы деньги.Круговорот денег обеспечивает частичное возвращение потраченных человеком денег при покупке товаров. Утопия невозможна без сто процентного возвращения денег за покупку товара.

В таком случае приемлим сто процентный марксизм при котором всем как и в старом марксизме всем распределением товаров заправляет государство при невозможности продажи товаров обычным гражданам использующим накрутку.

При старом марксизме так же присутствует накрутка цен и при накручивания вырученные отправляется в бюджет государства.

Я бы предложил ввести полный запрет на накрутку установив закон о запрете накручивания цен,при котором все товары могут стоить исключительно столько сколько затрачено на их изготовление при этом...

Возникнет то же что мы и наблюдали в прошлом марксизме - дефецит.

При старом марксизме возникал дефецит товаров на прилавках,при новом же возникает дефецит заработной платы.

В обоих случаях человек задаётся целью произвести больше товаров ежели может производить.То есть создаёт систему при которой как деньги так и товары производятся в большем количестве ежели они могут производится. То есть при социализме 1 - деньги вырученные при продаже товаров идут в бюджет государства который тратит эти деньги которые были получены с накрутки и поскольку накрутка была в системе государства это отражается на гражданах в форме товарного дефецит как и в случае марксизма 2 (моего) государство не получает источника из денег для выплаты заработной платы гражданам и вместе с ценами уменьшаются зарплаты.

Следовательно социализм явственно отличается от коммунизма по причине того что при социолизм является рационализаторским перераспределением денег в обществе и из за перераспределения возникают очивидные бреши когда одни получают немного больше чем при капитализме а другие следовательно получают меньше в форме дефецита.Данный режим нельзя назвать утопией поскольку тот так же как и капитализм является капитализмом только имеющим небольшую рационализацию запрещающую одним гражданам пользоваться большим количеством товаров а другим меньшим.В то время как при коммунизме полностью исчезает денежная система что не позволяет возникнуть дефециту по причине того что все товары сразу же идут в народ и абсолютно некому остановить этот поток вывезя товары на свалку либо понизить норму для получения как то в социализме 2 .

Коммунизм (от лат. communis -- общий) как общественно-политическая идеология и социально-политическое движение основано на убеждении в том, что власть и собственность должны находиться в руках общества, и все блага являются общим достоянием, а жизнь людей должна строиться на базе принципов коллективизма, социального равенства и социальной справедливости.

Идея коммунизма имеет долгую историю и общие корни с социализмом. Она выразила светлую и благородную мечту человечества о справедливом и совершенном общественном строе, одну из версий социального идеала о достижении всеобщего равенства людей на основе изобилия материальных и духовных благ.

Социальное равенство и справедливость - базовые ценности социализма либерализм консерватизм коммунистический социалистический

Идея коммунизма глубоко укоренена в общеевропейской истории. Первые христиане "катакомбной" эпохи придерживались коммунистических по своей природе идей. Они проповедовали и практиковали общинную собственность, рассматривая частный интерес как противоречащий духу своего учения. Эти установки были достаточно широко распространены в средневековых монастырях и многочисленных сектантских движениях, приверженцы которых считали, что собственность и земные заботы несовместимы со служением Богу. В Средние века существовало множество мелких коммунистических общин с коллективной собственностью, где материальные блага распределялись равномерно между всеми членами общества, что теснее сплачивало и привязывало верующих к монастырю или общине.

Другим вариантом обоснования коммунистического идеала стали концепции утопического социализма, появившиеся в XVI в. в произведениях Т. Мора "Утопия" и Т. Кампанеллы "Город Солнца". Они отражали стихийный протест и мечту эксплуатируемых слоев периода первоначального накопления капитала и считали, что общественная собственность создаст условия для справедливого распределения, равенства, благополучия всех людей и отсутствия эксплуатации.

Новый этап в развитии социалистических и коммунистических идей начинается после Великой французской революции, в период бурного развития промышленного капитала. В первой половине XIX в. наибольший вклад в разработку концепций утопического социализма внесли французы Анри Сен-Симон (1760--1825), Шарль Фурье (1772-- 1837) и англичанин Роберт Оуэн (1771--1858). В их работах появляются и сами термины "социализм" и "коммунизм", которые обозначали социальное устройство, основанное на отрицании частной собственности и утверждении общности имущества.

Теоретики утопического социализма сформулировали основные принципы организации будущего справедливого общества: от каждого по способностям, каждой способности по ее делам; всестороннего и гармонического развития личности; ликвидации различий между городом и деревней; разнообразия и смены физического и духовного труда; свободного развития каждого как условия свободного развития всех. Коммунистическая идеология как концептуально оформленная система представлений и идей, выражающая интересы и идеалы трудящихся масс, была разработана в середине XIX в. основоположниками марксизма Карлом Марксом (1818--1883) и Фридрихом Энгельсом (1820--1895). Марксисты рассматривали коммунизм как закономерный результат развития общества, действия объективных исторических законов и практической революционной деятельности людей, как высшую общественную формацию, неизбежно и естественно-исторически с необходимостью наступающую вслед за капитализмом.

Коммунизм в марксистском понимании -- это не идеальная модель справедливого общества, а реальный, закономерный результат прогресса цивилизации, неизбежный этап развития общества, следующий за капитализмом. Как писали Маркс и Энгельс в "Немецкой идеологии": "Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразовываться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние". В "Манифесте Коммунистической партии" они противопоставляли свой взгляд на коммунизм другим социалистическим и коммунистическим позициям -- феодальному социализму, мелкобуржуазному социализму, немецкому социализму и др. Суть коммунистической идеи они видели в том, что "на место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех"

Как показала историческая практика, "уязвимыми местами" коммунистической идеологии оказались: недооценка социокультурных факторов общественного развития; абсолютизация сознательности и активности рабочего класса и недооценка исторической роли других категорий трудящихся; недооценка потенциала эволюционной динамики капитализма; нетерпимость к инакомыслию; трактовка буржуазной демократии только как диктатуры буржуазии и др.

В последнее время под термином "коммунизм" чаще всего подразумевают либо итог исторического развития человечества, предсказанный мыслителями-марксистами, либо реальную жизнь в условиях господства коммунистической партии. Для осмысления опыта Восточной Европы в наши дни иногда используется понятие посткоммунизма, характеризующее состояние и движение обществ в тех странах, которые сравнительно недавно отошли от прежних социалистических основ и форм общественной жизни.

Следует подчеркнуть, что коммунизм и сегодня является одной из мировых идеологий. "Провал социалистического эксперимента не означает смерть коммунистических идей. Они будут живы, пока жив человек, поскольку в их основе -- стремление к равенству и социальной справедливости. Не случайно социал-демократическую ветвь левого учения сегодня так чтят в Старом Свете. С коммунистическим мировоззрением наша страна прожила почти весь двадцатый век. С этой идеологией были одержаны великие победы -- над нищетой, безграмотностью и нацизмом. С ней мы первыми в мире проложили дорогу в космос.

Разве для суверенной Беларуси не подходят такие принципы из нашей прежней коммунистической идеологии, как коллективизм, патриотизм, социальная справедливость? Высокий престиж образования, общественно полезный труд без расчета на материальное вознаграждение, формы морального поощрения людей и многое другое, что стало частью и нашей жизни? Все это должно органично входить в идеологический фундамент современного белорусского общества".

Новое на сайте

>

Самое популярное