Домой Виды займов Что входит в косвенный налог. Прямые и косвенные налоги: в чем разница (примеры)

Что входит в косвенный налог. Прямые и косвенные налоги: в чем разница (примеры)

Называется особый налог, которым облагаются определённые виды товаров и операций с этими товарами. Это налог включён в цену, и бремя оплаты ложится на плечи конечного потребителя этого товара. Акцизом облагаются только высокорентабельные продукты, основной целью такого налога является получение бюджетом достаточного количества денежных средств, а также ограничение потребления продукции, наносящей вред людям и окружающей среде.

К какому виду налогов относятся акцизы

Налоги и сборы являются важной частью системы налогообложения любого государства. При классификации налогов учитываются следующие факторы:

  • характер изъятия налога (прямые и косвенные налоги);
  • уровень изъятия (федеральные, региональные, местные, муниципальные);
  • субъект налогообложения (физические и );
  • (товары, услуги, );
  • целевое назначение (общие, специальные).

Косвенный или прямой

Акцизный налог по характеру изъятия относится к косвенным налогам. Косвенный налог изымается в виде надбавки к стоимости товара или зависит от добавленной стоимости товара, оборота и продаж товаров, услуг. Акциз близок по характеру , но его отличительной особенностью является то, что данный налог касается только избыточных продуктов: табачных изделий, нефтепродуктов, косметики, спиртных напитков.

  • Косвенный налог оплачивается конечным потребителем реализованной продукции. На его размер влияет эластичность спроса. Чем выше спрос, тем выше размер выплаты. Чем меньше предложение, тем меньше сумма налога, оплачиваемая покупателем.
  • Косвенные налоги зависят от количества реализованного товара, поэтому они в сравнении с другими выплатами в казну представляют меньше проблем при сборе. Их размер меньше, чем размер прямых налогов.
  • Косвенный налог безусловен, потому что не зависит от полученных доходов и прибылей, от результатов экономической активности и изымается по количеству произведенной продукции.
  • Косвенный налог относится к сфере потребления и распределения товаров, поэтому их относят к налогам на расходы, тогда как прямые налоги считаются налогами на доходы.

Прямой и косвенный налог

Федеральный или региональный

В зависимости от того, в чей адрес направляются налоги, и кто их изымает, выплачиваемые налоги делятся на муниципальные, местные или федеральные.

  • Федеральные налоги взимаются по стандартным правилам по всей территории РФ и, в основном, направляются в федеральный бюджет. Эти налоги определяются и устанавливаются Налоговым кодексом РФ.
  • Местные и муниципальные налоги устанавливаются местными органами власти, руководством субъектов федерации.

Акцизный налог используется для формирования государственного бюджета разных уровней. Доли распределения между федеральным бюджетом и местной казной заранее установлены и неизменны. Акцизный налог распределяется следующим образом:

  • Акцизы по табачным продуктам, этиловому спирту и некоторым другим товарам полностью перечисляются в федеральный бюджет.
  • Налоги на моторное масло, и некоторые другие продукты перечисляются в определённых соотношениях между федеральным и региональным бюджетами.
  • , менее 9% — полностью в региональный бюджет.

Объект и субъект налогообложения

Полный перечень товаров, облагаемых акцизным налогом, приводится в статье 181 НК РФ. Самыми важными объектами налогообложения акцизами являются:

  • спирт и спиртосодержащие продукты с содержанием спирта не менее 9 %;
  • табак и табачные продукты;
  • бензин и дизельное топливо;
  • нефтепродукты;
  • автомобили и мотоциклы.

Субъектами акцизного налога являются;

  • предприятия и организации, производящие подакцизные товары;
  • физические лица, являющиеся потребителями подакцизной продукции.

Виды акцизов и формулы их расчета

Налог или сбор

Налоги и сборы относятся к обязательным платежам в бюджет государства. Их довольно трудно отделить друг от друга. Но отличия всё же есть:

Налог Сбор
Способ изъятия периодически единовременно
Характер изъятия платёж взнос
Цель выплаты пополнение бюджета государства пополнение бюджета отдельной отрасли или госоргана
Что платёж даёт плательщику безвозмездный платёж плательщик получает какое-нибудь право или услугу
Наказание при неуплате административная или уголовная ответственность неблагоприятные последствия в виде отзыва лицензии, разрешения, услуг

Акцизы относятся к налогам, потому что обладают всеми необходимыми характерными чертами налогов, в том числе обязательностью и индивидуальной безвозмездностью. То есть это обязательный безвозмездный денежный платёж в бюджет государства, который взимается с налогоплательщика в установленном законом порядке и размере.

Обязательность означает законодательную обязанность плательщика перед государством. Акциз устанавливается государством в одностороннем порядке, при несвоевременной уплате или отклонении от сумма налога взыскивается в принудительном порядке, могут быть применены административные меры.

Виды акцизов

Акцизы бывают нескольких видов в зависимости отставки налогообложения:

  • Адвалорный . Рассчитывается в виде процентов к общей стоимости продукта. Используется для налогообложения самых дорогостоящих товаров: природного газа, бензина, золота и ювелирных изделий.
  • Специфический . Фиксированная сумма налога на 1 единицу продукции. Например, на 1 литр бензина прямой гонки – 11,1 руб.
  • Комбинированный . Одновременное применение специфической и адвалорной ставок к одному и тому же объекту налогообложения.

Например, при реализации сигарет взимается фиксированный налог на единицу товара (сигарету), к этой сумме прибавляется 8 % расчетной стоимости.

Акцизы нового и старого образца

Начиная с апреля 2016 года в России увеличилась стоимость акцизной марки: 1700 рублей за 1000 марок (ранее было 1600 рублей). Изменился и внешний вид акцизной марки. Новая марка характеризуется:

  • фоном в виде гильоширных нераппортных сеток с 2 ирисными переходами;
  • алюминиевой голограммой с барельефным рисунком, деметаллизацией и цветопеременным свойством;
  • машиночитаемыми элементами защиты от подделок;
  • фосфоресценцией.

Марка изготовлена из самоклеящейся бумаги, не подверженной свечению под воздействием ультрафиолета. Эта бумага обладает химической защитой. На обратной стороне под клеевой поверхностью имеются видимые рисунки и бесцветный текст, который способен люминесцировать под воздействием света.

Если есть государство, значит, есть и налоги. Эти принудительные платежи в пользу бюджета страны давно стали неотъемлемой частью жизни людей и компаний. Многие граждане, однако, плохо разбираются в том, какие налоги и каким образом они платят. Об НДФЛ и налоге на прибыль знают, наверное, все. Но существуют и другие - непрямые сборы, о которых также важно знать. В данной статье мы рассмотрим, какие налоги относятся к косвенным и в чем их отличительная особенность.

Понятие косвенного налога

В отличие от прямых, косвенные платежи определяются не доходами налогоплательщиков, а устанавливаются в качестве надбавки к тарифам или ценам товаров. Приобретая ту или иную продукцию, потребитель платит не только производителю, но и государству. К косвенным налогам относятся те, которые включаются владельцем предприятия в стоимость выпускаемого им товара или оказываемой услуги. Из полученной от продажи выручки он определенную сумму отдает в бюджет (налог), а оставшуюся оставляет себе (прибыль).

Таким образом, реальными плательщиками непрямых налогов являются конечные потребители, а производители продукции выступают в роли посредников - сборщиков платежей. Отсюда и название - "косвенные".

Классификация и виды косвенных налогов

Следует сказать, что 90% всех поступлений в бюджет составляют именно перечисленные ниже платежи. Они являются главным источником дохода государства, который позволяет ему выполнять свои многочисленные функции и покрывать основные правительственные расходы. К косвенным налогам относятся следующие группы платежей:

  1. Универсальные налоги на потребление (НДС).
  2. Индивидуальные налоговые платежи в виде процентов от стоимости товаров (акцизы).
  3. Налоги на товары сферы внешней торговли (таможенные пошлины) - оплачиваются при пересечении товарами Разделяют пошлины на ввоз (импортные) и вывоз (экспортные) продукции.
  4. Фискальные платежи за монопольные государственные услуги - оформление каких-то документов, плата за различные лицензии и разрешения.

В России к косвенным относят и некоторые другие виды платежей в бюджет - отчисления в разнообразные фонды (жилищные, дорожные и проч.), взносы на соцстрахование (их разрешается включать в сумму издержек производства). Наиболее существенными и значимыми являются первые два вида налогов - на добавленную стоимость и акцизы.

НДС: краткое "досье"

Каждый участник производственного процесса знает об этом налоге, а его создание и начисление происходит на каждой стадии производства/обращения товаров. НДС уплачивается в пользу государства в виде части стоимости продукции (по мере ее реализации). Однако он поступает в бюджет еще до того, как товар будет продан конечному потребителю. Производитель платит определенный процент с той части стоимости, которая была "добавлена" к цене приобретенного для производства сырья.

Расчет осуществляется путем определения разницы между НДС, начисленным на произведенный товар, и НДС на приобретение материалов/сырья для его изготовления. В России величина этого платежа составляет 18%, за исключением случаев, когда применяются ставки 10% и 0%. Уплачивается он ежеквартально, а объектом налогообложения, помимо реализованных товаров и услуг, могут являться:

  • строительные и монтажные работы для самостоятельного потребления;
  • ввозимые в РФ товары из других стран (для целей производства);
  • передача товаров и услуг для собственных нужд (если расходы на них не учитываются при уплате налога на прибыль).

Существуют также ситуации, когда организация может быть освобождена от уплаты НДС. Такие случаи описаны в Налоговом кодексе, статье 149.

Акцизы: особенности уплаты

Как и НДС, акцизы относятся к косвенным налогам, однако рассчитываются и уплачиваются в индивидуальном порядке. Данный вид платежа очень схож с таможенными пошлинами, но устанавливается, как правило, по отношению к товарам потребления внутри страны. Этот налог представляет собой достаточно высокую надбавку к стоимости продукции, отнесенной государством к определенной группе. В первую очередь это табачные изделия и алкоголь.

Для каждой отдельной категории товаров устанавливается своя величина акцизов - в индивидуальном порядке. Нередко их размер достигает половины, а то и двух третьих цены продукции или услуги. Помимо вышеперечисленных групп к подакцизным товарам относятся также бензин, топливо, автомобили и проч.

Таможенные пошлины

К косвенным налогам относятся и Этот вид платежа взимается таможенной службой и определяется, как и акцизы, индивидуальным образом. Согласно дифференцированному применяемому в России, величина пошлины зависит от страны ввозимых товаров. Если с государством происхождения товара у РФ благоприятные торговые и политические отношения, то применяются базовые ставки в размере 100% от установленного тарифа. В противном случае используются повышенные сборы - в размере 200% таможенного тарифа.

Исчисление пошлины может осуществляться различными способами. В зависимости от этого ее относят к одному из следующих видов:

  • адвалорная - определяется как процент от стоимости товара;
  • специфическая - имеет конкретную величину (в России устанавливается в евро) за единицу продукции (штука, кг и т. д.);
  • комбинированная - одновременно применяются оба метода исчисления (например, определенный процент, но не менее указанной суммы).

Подается декларация по косвенным налогам для уплаты таможенной пошлины в течение 15 дней с момента предъявления соответствующих товаров в таможенный орган.

Заключение

Налоговый учет косвенных налогов и их уплата в бюджет осуществляются производителями а итоговое бремя ложится на конечных потребителей. В этом состоит их ключевая особенность - налогоносителем и налогоплательщиком являются разные субъекты. Такая система в какой-то степени облегчает сбор платежей государством. К косвенным налогам относятся те, которые взимаются с цен, а не с доходов (они могут быть неофициальными, а значит, не будут являться налоговой базой). Объем поступлений в бюджет зависит от стоимости приобретаемых товаров, что оказывается в конечном итоге выгоднее. В развивающихся странах именно этот вид является основной частью налоговых доходов государства (2/3 и более).

В зависимости метода взимания налогов их делят на прямые и косвенные. Такое разделение некоторые считают условным, поскольку, в конечном итоге, и косвенные налоги оплачиваются конечными потребителями продукции.

Характеристика налогов

Прямыми налогами облагается либо доход налогоплательщика, либо принадлежащее ему имущество. К ним относятся налоги на доходы физлиц, на прибыль предприятий, на имущество граждан и организаций. Плательщиками прямых налогов являются конкретные граждане или организации, налоговая база по определяется сравнительно легко, поэтому администрировать и собирать их несложно.

Косвенными называются налоги, сумма которых закладывается непосредственно в себестоимость продукции. Иногда их еще называют налогами на потребление. К косвенным относится налог на добавленную стоимость, таможенные сборы, акцизы, государственные пошлины и сборы, которые взимаются с налогоплательщика за осуществление ряда юридически значимых действий.

Особенности косвенных налогов

Косвенные налоги условно делят на:
- индивидуальные – платятся с определенных групп товаров;
- универсальные – ими облагаются практически все товары.

К индивидуальным косвенным налогам относятся акцизы, которыми облагается, например, спиртное, табачные изделия, бензин и другое топливо, их оплачивают потребители этой продукции. Другим косвенным таможенная пошлина, которую, в конечном итоге, оплачивают все потребители импортных товаров.

Для отдельных видов товаров и услуг предусмотрены льготы по налогообложению. Например, для детских товаров и продуктов питания ставка НДС составляет 10%, а для остальных товаров – 18%. Некоторые товары, например, медицинские, не облагаются НДС.

Привлекательность косвенных налогов для государства обусловлена тем, что их собираемость напрямую не зависит от финансовых результатов деятельности предприятия. Даже если фирма убыточна, эти налоги должны быть начислены и уплачены. Фискальный эффект косвенных налогов сохраняется в условиях падения производства и снижения объемов продаж товаров.

В то же время, администрирование косвенных налогов неоправданно усложнено. И бухгалтеры предприятий, и специалисты налоговых органов сходятся в том, что методика начисления НДС изобилует неоднозначно трактуемыми положениями, а порядок возмещения этого налога запутан. Поэтому большинство налоговых проверок выявляют массу нарушений, касающихся начисления НДС, и сопровождаются доначислением сумм налога, а также наложением пеней и штрафов на налогоплательщиков.

Российская налоговая система включает в себя определенный набор налоговых обязательств, подразделяющихся на прямые и косвенные. Данная классификация определяется порядком взимания налога:

  • Для прямых – налоговое бремя ложится на самого плательщика;
  • Для косвенных – налоговая нагрузка приходится на конечных потребителей, которые уплачивают налог государству через посредника.

Виды налогов (прямые и косвенные налоги)

Прямые налоги взимаются с имущества плательщика и его доходов. В качестве имущества выступают те объекты, которыми владеет плательщик – участки земли, недвижимые и движимые объекты, бумаги ценного характера, в качестве доходов – выплаты физлицам сотрудникам (например, в виде зарплаты), прибыль юрлиц, %-ты от различных операций.

То есть прямыми налогами облагается то, что имеется у плательщика. Считаются они в зависимости от стоимостного показателя имущества или величины дохода и подлежат перечислению в государственную казну плательщиком. Данный тип налоговой нагрузки представляет собой стабильное пополнение госбюджета, что составляет его основное достоинство.

Главным недостатком является их открытость для плательщика, что влечет за собой желание последних скрыть реальное положение дел путем занижения налоговой базы и скрытия доходов.

Косвенные налоги – это добавки к реализуемым ценностям, услугам различного характера и произведенным работам. При продажных операциях продавец выставляет покупателю стоимость, увеличенную на сумму дополнительного налога (акцизы, пошлины, НДС). Покупатель оплачивает всю предъявленную стоимость продавцу, в свою очередь, продавец осуществляет перечисления налога государству. Получается, что налоговая нагрузка приходится на конечного потребителя, но в бюджет налог перечисляется через продавца (поставщика), то есть косвенно через посредника.

Главным достоинством косвенных налогов можно назвать их закрытость для лиц, на которых возложено данное налоговое бремя. Потребители покупают товары, оплачивают услуги, уплачивая при этом косвенные налоги, зачастую даже не подозревая и не задумываясь об этом. Такая скрытость имеет важное значение в плане социального и политического положения в стране.

Недостаток косвенных налогов в несправедливости распределения налоговой нагрузки среди слоев населения с различным уровнем дохода. Так, граждане с низкими доходами ощущают сильнее повышение цен на величину косвенных налогов, в то время как для богатых граждан это не так значительно. Справедливым было бы применять пониженные ставки в отношении товаров широкого потребления и не облагать налогом вовсе товары, ориентированные на бедные слои населения. Одновременно с этим товары, предназначенные для обеспеченных граждан, нужно облагать более высокими ставками. Частично это и выполняется путем применения различных налоговых ставок (от 0 до 18%).

Еще одним недостатком можно назвать прямую зависимость величины добавляемого косвенного налога от текущей инфляции в стране. Рост цен влечет за собой и повышение налоговой нагрузки.

Отличия прямых налогов от косвенных

Показатель Прямые Косвенные
Носитель налоговой нагрузки Плательщик налога Конечный потребитель
Взаимосвязь с государством Прямая Через посредника (продавца или производителя)
Объект, облагаемый налогом Собственное имущество, доходы различного характера Реализуемые ценности, услуги, работы
Факторы, оказывающие влияние на величину налога Размеры доходов, полученной прибыли, вид деятельности, семейное положение и др. Цены товара, продукции, услуг, их разновидности, тарифы
Зависимость от финансовой и хозяйственной деятельности Зависят напрямую Не зависят
Сложность расчета Сложные Простые
Уровень собираемости Высокий Низкий
Участие в ценообразовании Включаются в цену на стадии производства Включаются в цену на стадии реализации
Степень открытости Открыты (плательщик осознает, что он платит и в каком размере) Закрыты (потребитель часто не осознает факт уплаты)

Таблица прямых и косвенных налогов

Примеры прямых налогов

Имущественные

  • на имущество юрлиц – вычисляется от среднегодового стоимостного показателя движимых и недвижимых объектов, имеющихся в собственности организации (в ряде случае для недвижимых объектов применяется кадастровая стоимость), подлежит перечислению в бюджеты российских регионов;
  • на имущество физлиц – определяется на основе стоимости имеющихся у граждан недвижимых объектов, относится к местным налогам;
  • на земельные объекты – взимается с юрлиц и физлиц при наличии в собственности земельных наделов в соответствии с определенной для них кадастровой стоимостью, подлежит перечислению в бюджеты местного типа;
  • на транспортные средства – еще один региональный налог, удерживаемый с владельцев ТС – конкретных граждан и организаций;
  • на водные объекты – налоговое бремя носит пользователь акватории и водозабора, налог платится в бюджет федерального значения;
  • на добываемые полезные ископаемые – вычисляется на основе их стоимостного или натурального показателя, относится к федеральным налогам;
  • на игорный бизнес – применяется к казино, букмекерским конторам, тотализаторам, лицам, имеющим игровые автоматы, относится к налогам регионального типа.

На доходы:

  • На прибыль организаций – берется с юрлиц (иностранных, действующих в РФ, и российских), ведущих деятельность с применением классической налоговой системы, вычисляется в зависимости от полученного соотношения доходов и расходов за определенный временной период в размере 20% от результата финансовой деятельности;
  • На доходы физлиц – удерживается с доходов различного характера, получаемых конкретными гражданами (российскими и иностранными), подлежит поступлению в бюджеты регионального и местного типа. Налог считается в процентной части от полученных доходов (от 15 до 35%), на величину ставки влияет характер полученного дохода, а также гражданство физлица.

Примеры косвенных налогов

НДС – налог, добавляемый к стоимостному показателю в отношении продаваемых товарных ценностей, продукции, работ, услуг различного назначения, относится к федеральным. Данный налог уплачивается потребителями продавцу (производителю), приобретающими продукцию, услуги, товары, в составе стоимости этих ценностей, после чего величина налога продавцом переносится в федеральный бюджет государства. Это основной источник финансирования бюджета, составляющий почти четвертую часть всех налоговых поступлений. Вместе с тем это один из самых сложных налогов, имеющий множество запутанных и проблемных нюансов, споры именно по этому виду налога составляет подавляющее большинство в общей доле судебных разбирательств.

Акцизы – представляют собой специальные налоги, которые добавляются к цене отдельных категорий ценностей, например, спирт, автомобильный транспорт, табак, топливо.

Таможенные пошлины – взимаются при помещении товаров на таможенную российскую территорию.

Государственные пошлины – взимаемые государством платежи при выполнении операций, определенных в законодательном порядке.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Данный показатель носит важную значимость для характеристики налоговой системы страны.

Для эффективной налоговой модели в РФ требуется установить оптимальное соотношение рассматриваемых видов налогов. Для устойчивого положения государству следует стремиться к такому долевому участию каждого типа налоговых обязательств, при котором будет достигнуто благоприятное положение и для налогоплательщиков, и для страны. При этом нужно учитывать реальные экономические приоритеты и потребности, а также уровень развития государства.

Сегодня в России наблюдается тенденция к формированию налоговой модели смешанного типа соотношения, при которой наблюдается множество разнообразных налоговых обязательств в примерно равном долевом участии. Такое равномерное распределение налоговой нагрузки позволяет исключить возможность влияние какой-то определенной разновидности налога на формирование госбюджета.

Сейчас прямые налоги, перечисляемые организациями, преобладают над налогами, уплачиваемыми физлицами. При этом доля косвенных налогов выше примерно в 2 раза, что обычно характерно для развивающихся стран. Развитые страны делают упор на прямое налогообложение.

Определяя подходящую модель соотношения косвенного и прямого налогообложения нельзя слепо использовать наработки зарубежных стран, необходимо учитывать экономическую и политическую ситуацию в стране, менталитет граждан, особенности российского законодательство в области налогообложения.

Налоги в современных экономиках могут быть представлены в самом широком спектре разновидностей. Оснований для классификации соответствующих обязательств также может быть большое количество. Налоговая система РФ характеризуется рядом особенностей, связанных с определением принципов отнесения налогов к тем или иным категориям. Какие из них можно назвать наиболее примечательным? Каким образом можно классифицировать налоги?

Основные характеристики налогов

Налоги – важнейший элемент управления экономикой. Как правило, именно они становятся основным ресурсом государства при формировании бюджета. Налоги могут взиматься как с физических, так и с юридических лиц в соответствии с положениями законодательства. Основные их элементы:

Существует большое количество оснований для классификации налогов. В числе таковых – отнесение платежей к твердым, прогрессивным, регрессивным либо пропорциональным. Рассмотрим их специфику подробнее.

Основания для классификации налогов: типы ставок

Итак, классификация налогов может предполагать отнесение таковых к тем, что исчисляются с применением твердых ставок, а именно фиксируются в абсолютном выражении, как правило, вне корреляции с величиной налогооблагаемой базы и часто независимо от нее.

Есть пропорциональные ставки. Их принято относить к самым распространенным. Данные ставки предполагают исчисление сборов в виде процента от налогооблагаемой базы. Чем больше объект налогообложения, тем выше, соответственно, исчисленное платежное обязательство.

Прогрессивные ставки предполагают, что, с одной стороны, как и в предыдущем сценарии, плательщик должен будет отчислять государству некий процент от налогооблагаемой базы, с другой – увеличение соответствующей доли по мере роста величины объекта налогообложения.

В свою очередь, регрессивные ставки предполагают обратную закономерность – уменьшение процента от базы синхронно со снижением ее величины.

Классификация налогов может осуществляться, исходя из способа перечисления сборов в бюджет. Изучим данный критерий подробнее.

Способ перечисления платежа: прямые и косвенные налоги

Рассматриваемый критерий предполагает разделение налогов на прямые и косвенные. К первым относятся те, что уплачиваются непосредственно налогоплательщиком. Как правило, они отражают некую экономическую активность, например, извлечение дохода в процессе предпринимательской деятельности. Можно отметить, что понятие прямых налогов было закреплено еще в советском законодательстве. Таким образом, соответствующий тип бюджетных обязательств – совершенно привычное для российской правовой системы явление.

Косвенные налоги – те, что уплачиваются одним субъектом де-юре, но другим – де-факто. В пример можно привести НДС. Данный налог обязаны уплачивать розничные продавцы наряду с иными сборами. Но, как правило, ритейлеры включают НДС в стоимость товара. Поэтому фактическими плательщиками данного налога являются покупатели. Российская система косвенных налогов включает также акцизы, таможенные пошлины.

Классификация прямых налогов

Классификация налогов и сборов может осуществляться и в рамках тех базовых категорий, что мы определили выше. Так, мы можем подробнее рассмотреть специфику прямых платежей. Их классификация может предполагать отнесение сборов к тем, которые удерживаются с физлиц и должны выплачиваться юридическими лицами. В числе налогов первого типа – имущественный, транспортный, НДФЛ. Сборы, взимаемые с юрлиц, – налог на прибыль, различные льготные платежи (УСН, ЕНВД, на имущество организации).

Общие и целевые налоги

Еще одно основание для классификации сборов – их отнесение к категории общих либо целевых. К первым налогам относятся те, что направляются в бюджет государства и задействуются как ресурс для финансирования общих расходов. Специальные налоги предполагают использование в конкретной отрасли национального хозяйства.

Уровень налогообложения

Классификация налогов в РФ может осуществляться, исходя из отнесения сбора к тому или иному уровню (федеральному, региональному либо местному).

К первым относятся платежные обязательства, которые устанавливаются правовыми актами, принимаемыми высшими структурами власти РФ. К федеральным налогам относятся НДФЛ, НДС, налог на прибыль, на трейдинг, таможенные пошлины.

Региональные сборы устанавливаются на уровне правовых актов, принимаемых в субъектах РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – налог на имущество организаций, на добычу полезных ископаемых.

Местные сборы – те, что устанавливаются на уровне муниципалитетов РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – земельный налог, имущественный сбор для физлиц.

Чуть позже мы рассмотрим специфику федеральных, местных, а также муниципальных платежных сборов подробнее.

Концепция налогообложения

Классификация налогов может быть осуществлена, исходя из принципов формирования платежных обязательств налогоплательщиков перед государством.

Так, в экономической системе может быть принята концепция, по которой субъекты налогов должны будут уплачивать сборы в бюджет пропорционально ключевым выгодам, получаемым от государства либо социума. То есть те граждане и организации, которые получают наибольшую выгоду, должны выполнять обязательства с целью формирования отмеченных выгод. Например, если предприниматели желают пользоваться возможностями для экспорта своей продукции, то они должны быть заинтересованы в стабильном функционировании необходимых государственных институтов. Поэтому им необходимо отчислять налоги в достаточных объемах для того, чтобы соответствующие структуры работали.

Другая концепция предполагает, что налогоплательщики перечисляют сборы в бюджет в корреляции с фактическим размером полученной выручки. Подобный подход довольно распространен в мире. Его в значительной мере задействует и российская налоговая система. Классификация налогов, о которой идет речь, может включать различные дополнительные критерии. Например, законодатель может акцентировать сбор платежей по широкому спектру оснований либо, наоборот, определить несколько ключевых статей налогообложения.

Сторонники диверсификации налогов, которая реализуется в рамках первого сценария, считают, что подобный подход способен повысить устойчивость экономики, гарантировать стабильность бюджетных поступлений в случае возникновения кризисных трендов в отдельных отраслях. В свою очередь, те исследователи, которые считают, что лучше определить несколько базовых источников бюджетных поступлений, аргументируют свою точку зрения более легкими способами администрирования подобной системы налогообложения, а также наличием большего количества способов законодательного регулирования сбора необходимых платежей.

Выше мы отметили, насколько распространена классификация налогов в РФ, исходя из их отнесения к федеральным, региональным либо муниципальным. Изучим их специфику подробнее.

Федеральные налоги

Данные сборы подлежат исчислению и уплате на всей территории России. Они устанавливаются и регулируются федеральным законодательством, по ряду оценок являются ключевыми с точки зрения формирования доходов бюджета страны, во многом определяют стабильность экономики, являются значимым ресурсом для поддержки региональных и местных бюджетов посредством дотаций, субвенций и иных механизмов финансирования. К федеральным налогам и сборам относятся:


Отметим, что перечень федеральных налогов, как тех, что представлены на других уровнях, может периодически корректироваться регулирующим законодательством.

Региональные налоги

  • транспортный;
  • налог на имущество предприятий;
  • налог на игорный бизнес;
  • лицензионные сборы субъектов РФ.

Установление региональных налогов осуществляется, как мы отметили выше, органами власти субъектов РФ, но с учетом положений, которые содержатся в НК РФ. Текущие критерии, которые включены в отмеченный федеральный источник права, предполагают, что региональные власти могут корректировать ставки, порядок и сроки выполнения платежных обязательств, если они не установлены в НК РФ.

Местные налоги

Следующий уровень налогообложения в РФ – местный. Уплачивать соответствующие сборы должны налогоплательщики в муниципалитетах: городах, районах, сельских поселениях. В числе местных налогов: земельный, на имущество физлиц. Полномочия по установлению критериев соответствующих платежей установлены законодательством в отношении различных муниципалитетов.

Что касается городских округов, включающих внутренние административные структуры, полномочия представительных органов, связанные с установлением, активизацией либо прекращением активностей муниципальных структур, могут быть реализованы властями города либо тех самых структур соотносительно с положениями законодательства субъекта РФ, в котором фиксируется разграничение полномочий между городскими округами и районами внутри них.

В городах федерального значения РФ местные платежи, которые предполагает распространенная классификация налогов и сборов в РФ, устанавливаются НК РФ, а также правовыми актами, принимаемыми органами власти соответствующих населенных пунктов. Касательно полномочий политических структур в городах федерального значения: они заключаются в возможности регулировать, как и в случае с региональными налогами, ставки, порядок и сроки перечисления соответствующих сборов, если данные критерии не прописаны в НК РФ.

Еще одна группа полномочий органов власти в городах федерального значения – установление специфики определения налоговой базы, а также льгот.

Федеральные, региональные либо местные налоги, которые не предусмотрены НК РФ, не могут применяться в России. В положениях Налогового кодекса могут фиксироваться также специальные налоговые режимы, предусматривающие дополнительные федеральные платежи, а также порядок установления соответствующих сборов. Соответствующие налоговые режимы могут предполагать освобождение от платежных обязательств субъектов, которые уплачивают в казну общие федеральные, региональные либо местные сборы.

Специальные режимы

Критерии классификации налогов, содержащиеся в законодательстве РФ, предполагают выделение отдельной категории платежных обязательств в виде специальных режимов. Исследуем их специфику подробнее. Специальные налоговые режимы фиксируются в положениях НК РФ и применяются в порядке, который предусмотрен данным источником права и иными законами, регулирующими налоги и сборы. В числе режимов, о которых идет речь:

  • ЕСХН, или система налогообложения, адаптированная для сельскохозяйственных бизнесов;
  • УСН – упрощенная система исчисления и уплаты сборов;
  • ЕНВД – система уплаты вмененного дохода;
  • патентная схема;
  • система налогообложения, сопровождающая соглашения о разделе продукции.

Выше мы отметили, что принципы классификации налогов могут предполагать выделение дополнительных критериев отнесения платежей к тем или иным категориям. Так, например, УСН бывает двух типов – та, что предполагает уплату государству налога с выручки по ставке 6%, а также та, в рамках которой налогоплательщики перечисляют в бюджет 15% от прибыли.

Предусмотренные законодательством РФ виды налогов и их классификация в ряде случаев могут предполагать выраженную детализацию критериев исчисления платежей. Например, формула исчисления ЕНВД предполагает задействование сразу нескольких компонентов – базовой доходности, физического показателя, различных коэффициентов. Фактически можно вести речь о наличии в налоговой системе РФ нескольких десятков единых налогов на вмененный доход, исходя из различных сочетаний указанных элементов.

Компоненты налога

Классификация местных налогов, а также региональных и федеральных может базироваться на компонентах, формирующих платеж. Таковыми считаются:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • период;
  • ставка;
  • порядок исчисления платежа;
  • сроки уплаты налога в бюджет.

Можно отметить, что данные компоненты зафиксированы в законодательстве.

Классификация по объектам

Распространена классификация налогов по объектам, которые являются, как мы отметили в начале статьи, составными частями платежей в государственный бюджет. Оснований для отнесения сборов к тем или иным категориям в рамках рассматриваемого критерия может быть достаточно много. Таковым может быть, например, уровень органа власти, утверждающего ставку либо порядок исчисления платежа.

Практическая полезность классификации налогов

Рассмотренные нами виды налогов и их классификация имеют важнейшее значение, прежде всего, с точки зрения выстраивания государственной стратегии формирования бюджета. Власти РФ могут обеспечить исчисление и направление в бюджет сборов сразу на трех уровнях, коррелирующих с системой государственного управления. Подобная схема, как считают многие исследователи, является одной из самых оптимальных для России. В связи с этим исключительно важную значимость имеет Налоговый кодекс, классификация налогов в соответствии с ним.

Платежи в бюджет, отнесенные к тем или иным категориям, имеют также большую научную значимость. Право как наука предполагает выработку теорий, объясняющих функционирование норм законов, включая те, что регулируют платежи в бюджет, а также определение оптимальных схем практического их применения. Соответствующие знания также могут иметь огромное значение при выстраивании государственной политики хозяйственного развития.

Резюме

Мы рассмотрели, на каких основаниях может быть реализована классификация налогов. Понятие прямого налога и косвенного также было расписано в нашей статье. Теперь попробуем резюмировать ключевые факты, изученные нами.

Итак, платежные обязательства перед бюджетом могут носить как физлица, так и организации. В числе базовых оснований для классификации налогов – отнесение таковых к категории прямых либо косвенных. В правовой системе РФ принят принцип распределения сборов по 3 основным категориям – федеральные, региональные, а также местные.

В ряде случаев налоги могут быть классифицированы, исходя из специфики составляющих их элементов.

Возможно выделение дополнительных категорий сборов посредством их детализации на основании тех или иных признаков (как в случае с ЕНВД). Если вести речь о неких базовых признаках, которые могут быть основанием классификации, в пример можно привести УСН. В данном случае есть 2 категории данного налога – уплачиваемый, как мы отметили выше, по ставке 6% с выручки либо исчисляемый в размере 15% от прибыли налогоплательщика.

Новое на сайте

>

Самое популярное