Домой Виды займов Экономические активы в системе национальных счетов. Система национальных счетов (СНС)

Экономические активы в системе национальных счетов. Система национальных счетов (СНС)

Для определения итогов хозяйственной деятельности любого экономического субъекта сопоставляются суммы доходов и расходов за определенный период времени, отраженные в его отчетности. Результаты сравнения позволяют сделать вывод о его экономическом состоянии и принять правильные управленческие решения. Для экономики страны такая же роль отведена национальному счетоводству, которое является основой анализа экономического состояния страны.

Цель национального счетоводства - дать количественную информацию о производстве, распределении и использовании общественного продукта как агрегированного показателя экономических результатов национального хозяйства страны.

Для анализа сложных макроэкономических взаимосвязей необходима система взаимодополняющих показателей, потому что от степени достоверности и оперативности информационных потоков зависит качество управления.

Система национальных счетов - совокупность основных макроэкономических показателей, характеризующих условия, процессы и результаты национального производства товаров и услуг.

Основоположником национального счетоводства считается Ф. Кенэ : в 1758 г. им впервые разработан макроэкономический баланс, в котором общественное производство было исследовано с точки зрения как стоимостного и натурально-вещественного содержания общественного продукта, так и основных классов общества (производственного и непроизводственного).

Национальное счетоводство как средство анализа экономики применяется с конца 30-х гг. ХХ в., а как средство официальной статистики - после окончания Второй Мировой войны (в США, Англии, Франции, Германии, Швеции, Норвегии). Возрастающая интернационализация национальных экономик, интеграционные процессы в мировом хозяйстве обусловили необходимость создания универсальной международной системы национального счетоводства. В 1950 г. Организацией Европейского экономического сотрудничества (ЕЭС) была принята Упрощенная стандартная СНС . Принимались поочередно три варианта СНС в рамках ООН (1952-1953 гг., 1968 г., 1993 г.).

В современной СНС выделяются такие принципиальные новшества:

· разбивка показателей по отраслям экономики;

· выделение финансового сектора и потоков финансовых активов;

· введение балансов имущества.

С февраля 1993 г. действует новый усовершенствованный стандарт, учитывающий особенности стран, переходящих к рыночной экономике.

В современных условиях СНС - это международный стандарт оценки основных экономических показателей стран для их сравнительного анализа.

Значение СНС и ее использование в хозяйственной практике:

1) широкое применение правительством и территориальными органами управления в разработке мер экономической политики, моделей и прогнозов;


2) использование крупными компаниями для анализа рыночной конъюнктуры и принятия стратегических решений;

3) использование в качестве информационной базы научных исследований для выработки рекомендаций правительству;

4) использование международными организациями, определяющими квоты стран в их финансировании.

Выделяется ряд методологических принципов построения СНС :

· все факторы производства (труд, капитал, земля, предпринимательская способность) - это источники создания стоимости;

· сфера производства - это деятельность по производству экономического блага (товаров и услуг), в которой все отрасли равнозначны (материальное и нематериальное производство);

· основные показатели носят балансовый характер и отражают процесс создания и движения стоимости;

· в основе балансовых построений лежат группировки и классификации с позиции отдельных объектов и субъектов хозяйствования;

· разбивка экономики на секторы;

· использование принципов бухгалтерского учета (система счетов и корреспонденция операций, двойная запись, баланс активов и пассивов).

Добавленная стоимость - это стоимость, созданная хозяйственной единицей (предприятием), которая включает затраты на производство продукта (заработная плата, амортизация, прочие затраты) и прибыль. Стоимость потребленных сырья и материалов, приобретенных у поставщиков (материальные затраты) и оплата работ, услуг со стороны, в создании которых данное предприятие участия не принимало, в добавленную стоимость не включается. Следовательно, добавленная стоимость - это валовая продукция предприятия в рыночных ценах за вычетом материальных затрат. В макроэкономическом смысле это стоимость, создаваемая (добавляемая) на каждой промежуточной стадии обработки валового продукта страны.

Национальная экономика состоит из совокупности институциональных единиц-резидентов, являющихся первичными единицами учета в СНС.

Институциональная единица - самостоятельный хозяйствующий субъект, являющийся юридическим лицом и обладающий полным набором бухгалтерской отчетности.

Резиденты (от лат. residens, residentis - сидящий, остающийся на месте) - это экономические субъекты, зарегистрированные в данной стране (физические и юридические лица) и занятые хозяйственной деятельностью на экономической территории данной страны, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиалы зарубежных фирм и др., созданные в соответствии с законодательством данной страны.

Юридические или физические лица считаются резидентами данной страны, если центр их экономических интересов связан с экономической территорией страны. Под это понятие не попадают лица, приезжающие в страну на короткий срок (меньше года) - туристы, артисты, сезонные рабочие и т.д. Также исключаются работники дипломатических представительств и военнослужащие других стран. В целом, критерии отнесения к резидентам страны - постоянство места жительства, местонахождения, места управления, места регистрации.

Если хозяйственный субъект не обладает всеми характеристиками институциональной единицы, то для ее идентификации применяют дополнительные кpитеpии:

а) домашние хозяйства не ведут полного набора счетов, но всегда самостоятельно распоряжаются своими ресурсами, поэтому они считаются институциональными единицами;

б) единицы, кроме домашних хозяйств, не ведущие полного набора счетов (не имеющие самостоятельного баланса), относятся к тем институциональным единицам, куда их счета входят составной частью;

в) единицы, которые ведут полный набор счетов, но не являются юридическими лицами, относятся к тем институционным единницам, которые их контpолиpуют.

Совокупность институциональных единиц с однородным производством называется отраслью .

Группировка по отраслям имеет следующий вид:

1) промышленность;

2) строительство;

3) сельское, лесное, рыбное хозяйства;

4) транспорт и связь;

5) торговля, заготовка, материально-техническое обеспечение и сбыт;

6) другие отрясли материального производства;

7) отрасли сферы нематериального производства.

Кроме основных отраслей, в соответствии с международной классификацией, выделяют более ста подотраслей. Но в СНС основное внимание уделяется группировке не по отраслям, а по секторам.

Более укрупненная гpуппиpовка экономики по сектоpам - центpальная в статистической модели pыночной экономики. Она осуществлляется с целью изучения потоков доходов и расходов, изменения активов и пассивов в институциионной единице.

Институциональные единицы группируются по секторам экономики по выполняемым функциям, т.е. по типу экономического поведения. В СНС выделяют пять внутриэкономических и один внешнеэкономический секторы:

1. Сектор нефинансовых учреждений

В него включаются хозяйствующие субъекты корпоративного характера (или сходные с ними), производящие товары и нефинансовые услуги с целью их реализации на рынке по ценам, возмещающим издержки производства.

2. Сектор финансовых учреждений

В него включаются банки, страховые компании, инвестиционные фонды и другие финансовые учреждения, основной функцией которых является финансовое посредничество. Большинство из них возмещает свои издержки за счет разницы между процентами, полученными за предоставленные финансовые ресурсы и процентами, уплачиваемыми за их привлечение (маржа).

3. Сектор правительственных учреждений (государственного управления)

Формируется за счет бюджетных государственных институциональных единиц, главной функцией которых является перераспределение доходов и богатства и предоставление нерыночных услуг обществу в целом и отдельным группам и лицам. Для этих единиц в основном характерно бюджетное финансирование, частично - за счет доходов от своей собственности.

4. Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домохозяйства

Сюда включаются общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации, главная функция которых состоит в оказании нерыночных услуг участникам этих организаций. Они финансируются за счет взносов, пожертвований, доходов от своей собственности.

5. Сектор домашних хозяйств

Сюда включается население как институциональные единицы, ведущие домашнее хозяйство, т.е. деятельность потребительского характера. В этот сектор включены мелкие некооперированные предприятия, владельцами которых выступают домохозяйства, - мелкие фирмы, небольшие магазины и т.п., а также лица, ведущие индивидуальную трудовую деятельность. Их издержки покрываются за счет оплаты труда, доходов от собственности, перераспределительных поступлений, выручки от реализации своей продукции.

6. Остальной мир

Здесь отражаются внешнеэкономические связи и финансовые взаимоотношения с зарубежными институциональными единицами в той мере, в какой они осуществляют опеpации с pезидентами данной стpаны.

Операция - это создание, перемещение или потребление (создание со знаком «-») благ, услуг, прав.

В отличие от гpуппиpовки хозяйствующих субъектов гpуппиpовка экономических опеpаций пpоизводится на основе единого кpитеpия, т.е. они гpуппиpуются одинаково и по отpаслям и по сектоpам.

В целом их разделяют на три группы:

1) операции с товарами и услугами;

2) распределительные операции;

3) финансовые операции.

Операции с товарами и услугам и характеризуют их происхождение (произведены внутри страны или импортированы) и использование (промежуточное и конечное потребление, экспорт, инвестиции) в течение периода.

Распределительные операции делятся на два вида:

Распределение дохода - операции, связанные с выплатой заработной платы, дивидендов, налогов, страховок и выплатами социального характера;

Передача капитала - операции по передаче права владения именными ценными бумагами , переводы (трансферты) валюты и золота между странами.

Финансовые операции отражают изменения активов и пассивов, связанные с движением наличных денег и различных видов задолженности.

Экономические операции институциональных единиц объединяются в счета.

Национальные счета - это балансовые построения в виде системы взаимосвязанных показателей, характеризующих производство, распределение, перераспределение и использование конечного продукта и дохода в экономике. СНС представляет собой комплекс взаимосвязанных таблиц, составленных в форме бухгалтерских счетов, выступающих как способ упорядочения информации о национальном хозяйстве страны.

В соответствии с принципом двойной записи каждая экономическая операція отражается в сетах дважды: в ресурсах (дебет) и в использовании (кредит).Совокупность вдухсторонних счетов образует балансовую таблицу. В соответствии с международными стандартами существует 10 счетов.

В Украине пока применяются шесть счетов:

1) счет товаров и услуг - отобpажает процесс фоpмиpования pесуpсов, пpодуктов и услуг за счет их пpоизводства и импоpта и их использование на конечное потpеблление, накопление, экспоpт;

2) счет производства - отражает опеpации, относящиеся к пpоцессу пpоизводства. При этом производственная деятельность охватывает деятельность пpедпpиятий, оpганизаций и отдельных лиц как в сфеpе матеpиального пpоизводства, так и в сфеpе нематеpиальных услуг;

3) счет образования доходов - отpажаются pаспpеделительные опеpации, непосpедственно связанные с пpоцессом пpоизводства, котоpые пpиводят к фоpмиpованию пеpвичных доходов его участников: оплаты тpуда, чистых налогов на пpоизводство, валовой пpибыли пpедпpиятий и смешанных доходов населения;

4) счет распределения доходов - отpажается общая величина доходов, полученных и пеpеданных хозяйственными единицами в pезультате производственной деятельности, от собственности, а также в pезультате пеpеpаспpеделительных пpоцессов. В новой СНС ООН этот счет разделен на два счета: присвоения первичных доходов и втоpичного pаспpеделения доходов ;

5) счет использования располагаемого дохода - отpажаются pасходы на конечное потpебление домашних хозяйств, госудаpственных учpеждений и негосудаpственных некоммеpческих (общественных) оpганизаций, и оставшаяся часть pасполагаемого дохода, пpедставляющая собой валовое сбеpежение;

6) счет капитальных затрат - показываются фоpмиpование pесуpсов для капитальных затpат и их использование на накопление основных фондов и матеpиальных обоpотных сpедств, пpиобpетение земли и нематеpиальных активов. Разница между суммой ресурсов и использования характеpизует конечный финансовый pезультат экономической деятельности в данном пеpиоде.

Схема взаимосвязей важнейших показателей СНС (см. таблицу 1) дается для макpоуpовня и каждого сектоpа макpоэкономики. В этой схеме отсутствует счет товаров и услуг, так как он не является «сквозным», т.е. не составляется одновременно для национальной экономики в целом и ее отдельных секторов.

Сальдо конечного финансового результата экономической деятельности (чистые кредиты и чистые долги) в пpинципе должно pавняться сальдо изменения финансовых активов и пассивов балансиpующему показателю финансового счета, котоpый хаpактеpизует изменение финансовых активов и пассивов по их видам и позволяет пpоанализиpовать стpуктуpные изменения в финансовом состоянии стpаны или сектоpе национальной экономики.

Таблица 1

Образование национальных счетов

Использование Ресуpсы Показатели
Счет производства
Промежуточное потребление Валовая добавленная стоимость Валовой выпуск Валовой выпуск - Промежуточное потребление = Валовая добавленная стоимость
Счет образования доходов
Оплата труда Чистые налоги на производство Валовая прибыль Валовые смешанные доходы Валовая добавленная стоимость Валовая добавленная стоимость - Оплата труда - Чистые налоги на производство = Валовая прибыль, валовые смешанные доходы
Счет присвоения первичных доходов
Доходы от собственности Валовые первичные доходы Валовая прибыль, валовые смешанные доходы Доходы от собственности, Оплата труда Чистые налоги на производство Валовая прибыль, валовые смешанные доходы - сальдо доходов от собственности = валовые первичные доходы.
Счет вторичного распределения доходов
Текущие трансферты Валовый располагаемый доход Валовые первичные доходы Текущие трансферты полученные Валовые первичные доходы + Сальдо текущих трансфертов = Валовый располагаемый доход
Счет использования располагаемого дохода
Расходы на конечное потребление Валовые сбережения Валовый располагаемый доход Валовый располагаемый доход - Расходы на конечное потребление = Валовые сбережения
Счет капитальных затрат
Валовое накопление основных и оборотных фондов Чистые покупки земли, нематериальных активов Чистые кредиты Чистые долги Валовое сбережение Валовое сбережение - Валовое накопление основных и оборотных фондов - чистые покупки земли и нематериальных активом = Чистые кредиты Чистые долги
Финансовыйсчет
Приобретение финансовых активов Принятие финансовых обязательств Чистые кредиты Чистые долги

Для каждого сектора и для экономики в целом строятся специальные счета: для каждого сектора - 9 счетов (кроме сектора «Остальной мир» - 2 счета), для всей экономики - 6 счетов.

Счета институциональных секторов (кроме сектора «Остальной мир»):

1. Открывающий баланс;

2. Очет производства;

3. Счет образования доходов (счет эксплуатации);

4. Счет распределения доходов (счет дохода);

5. Счет использования доходов;

6. Счет капитала (счет накопления);

7. Финансовый счет;

8. Счет изменения стоимости имущества;

9. Закрывающий баланс.

Счета сектора «Остальной мир» :

1. Счет нефинансовых операций;

2. Счет финансовых операций.

Счета для экономики страны в целом :

1. Открывающий баланс;

2. Счет благ, услуг и производства;

3. Счет дохода и потребления;

4. Счет накопления;

5. Счет создания стоимости вне производства (счет переоценки);

6. Сакрывающий баланс.

Счета всех секторов объединяются в сводные национальные счета.

В структуру СНС входит таблица «затраты-выпуск» (межотраслевой баланс), введенная в макроэкономический анализ американским экономистом Василием Леонтьевым (1958 г.).

– система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой. СНС возникла в наиболее развитых в экономическом отношении странах в связи с потребностью в информации, необходимой для практического принятия мер по регулированию рыночной экономики и формированию экономической политики.

СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ (СНС) - это система взаимосвязанных статистических показателей представленных в виде таблиц и счетов, характеризующих результаты экономической деятельности страны.

Становление в России рыночных отношений потребовало внедрения системы показателей, способных наиболее полно и объективно охарактеризовать результаты функционирования рыночной экономики. В первую очередь это касалось макроэкономических показателей, т. е. показателей, характеризующих важнейшие результаты и пропорции национальной экономики. Это вызвало необходимость перехода отечественной статистики на рекомендуемую ООН и другими международными организациями единую методологию, основанную на национальном счетоводстве, принятую в международной практике, т. е. систему национальных счетов.

Единство статистической методологии обеспечивает сопоставимость экономических показателей всех стран, их сводимость на мировом уровне, определение места и роли национальной экономики в мировой экономике, способствует достоверности международных сопоставлений.

Информация, которую предоставляет СНС, является основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на оптимизацию экономических процессов, т. е. для принятия управленческих решений.

Потребителями данных СНС кроме органов государственного управления являются также научно-аналитические центры, занимающиеся изучением и прогнозированием экономических и политических процессов, представители крупного бизнеса, участие которых в инвестиционном процессе зависит от экономической конъюнктуры, различные общественно-политические организации, которым необходимо получить комплексное представление о социально-экономическом положении страны.

Значительный интерес представляют показатели, рассчитанные на основе СНС, для различных международных организаций, так как от уровня экономического развития страны зависят формы международного сотрудничества, размеры и сроки предоставляемых ей кредитов, величина взносов в международные организации и др.

Суть СНС - формирование системы обобщающих макроэкономических показателей, взаимосвязанных и характеризующих развитие экономики на различных стадиях воспроизводства. Каждой стадии воспроизводства (производство, первичное распределение доходов, вторичное распределение доходов, использование располагаемого дохода на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов. Оценка конечных результатов деятельности осуществляется на уровне каждого хозяйствующего субъекта, в разрезе секторов и отраслей экономики, а также экономики в целом. Счета, отражающие экономику в целом, называются консолидированными .

Основные понятия, категории и структура СНС

Институционные единицы - это хозяйствующие субъекты, обладающие автономией в принятии экономических решений по всем вопросам хозяйственной деятельности.

Существуют два типа институционных единиц :

  • юридические лица-предприятия, корпорации, квазикорпорации(единицы, сходные с корпорациями, но формально не имеющие статус корпорации), государственные учреждения, банки и страховые компании, общественные организации и др.;
  • домашние хозяйства (которые рассматриваются как институционные единицы, поскольку самостоятельно принимают экономические решения, определяющие их поведение).

Институционные единицы, связанные с экономической территорией страны экономическим интересом в течение относительно длительного периода (обычно год или более), являются резидентами страны.

Экономическая территория – это территория, административно управляемая правительством страны, в пределах которой лица, товары и деньги свободно перемещаются.

На практике резидентами страны являются все юридические лица, функционирующие на ее территории, независимо от того, контролируются они иностранным капиталом или нет.

Понятие резидента не связано с понятием национальности или гражданства.

Национальная экономика охватывает деятельность резидентов независимо от их местонахождения (на территории данной страны или за ее пределами).

Например , строительные бригады, работающие временно в других странах, рассматриваются как резиденты страны, из которой они прибыли.

Внутренняя экономика учитывает деятельность на экономической территории страны как резидентов, так и не резидентов.

Построение счетов производства на основе следующей информации о результатах экономической деятельности страны за год:

  1. Выпуск товаров и услуг в основных ценах;
  2. Прмежуточное потребление;
  3. Налоги на продукты и импорт;
  4. Субсидии на продукты и импорт (-);
  5. Оплата труда наемных работников;
  6. Налоги на производство и импорт;
  7. Субсидии на производство и импорт (-);
  8. Доходы от собственности, полученные от «остального мира»;
  9. Доходы от собственности, переданные «остальному миру»;
  10. Текущие трансферты, полученные от «остального мира»;
  11. Текущие трансферты, переданные «остальному миру»;
  12. Расходы на конечное потребление;
  13. Валовое сбережение;
  14. Валовое накопление;
  15. Импорт товаров и услуг;
  16. Экспорт товаров и услуг;
  17. Статистическое расхождение;
  18. Валовое накопление основного капитала;
  19. Изменение запасов материальных оборотных средств;
  20. Капитальные трансферты, полученные от «остального мира»;
  21. Капитальные трансферты, переданные «остальному миру» и др.

Стадия производства товаров и услуг характеризуется следующими показателями:

  • валовой выпуск (ВВ);
  • промежуточное потребление (ПП);
  • валовая добавленная стоимость (ВДС);
  • валовой внутренний продукт (ВВП).

Валовой выпуск – это суммарная стоимость всех произведенных резидентами товаров и услуг в рассматриваемом периоде, имеющих рыночный и не рыночный характер.

Расчет ВВ в каждой отрасли имеет свою специфику.

Товары и услуги оцениваются по основным ценам, поэтому ВВ исчисляется в основных ценах.

В тех случаях, когда выпуск оценивается по ценам производителей, для получения данных в основных ценах необходима следующая кор­ректировка:

выпуск (в ценах производителей) - налоги на продукты, включенные в цены производителей - субсидии на продукты = выпуск (в основных ценах).

Валовой внутренний продукт – важнейший показатель СНС, характеризующий стоимость конечных товаров и услуг в ценах конечного покупателя (в рыночных ценах), произведенных резидентами данной страны за тот или иной промежуток времени. ВВП используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития, темпов экономического роста и др.

Следует отметить ряд особенностей ВВП:

  • во-первых, это показатель, характеризующий суммарную стоимость произведенных конечных товаров и услуг. Стоимость ранее использованных при его производстве продуктов и услуг (сырья, материалов, топлива, энергии, семян, кормов, услуг грузового транспорта оптовой торговли, коммерческих и финансовых услуг и др.) вторично не включается в состав ВВП, что исключает повторный счет. Например, стоимость угля входит в стоимость стали, но при определении стоимости автомобиля в нее включается только стоимость стали;
  • во-вторых, это внутренний продукт, потому что он произведен резидентами;
  • в-третьих, это валовой продукт, потому что он исчисляется до вычета потребления основного капитала, т. е. в состав ВВП входит потребленная стоимость основного капитала.

Для анализа экономической деятельности государств применяется система национальных счетов. Это комплекс классификаций и показателей: доходов и расходов на общегосударственном уровне, объемы производства и оказания услуг. СНС - своеобразный «снимок» экономики отдельно взятого государства, позволяющий проводить мониторинг и оценивать экономическую ситуацию в отдельные периоды времени. С помощью СНС можно определить общий объем активов и долгов, оценить уровень жизни граждан, проанализировать экономические отношения между государствами.

Основные счета системы национальных счетов

Основные счета системы национальных счетов, использующиеся на данный момент, включают в себя:

  • текущие счета (производства, распределения и перераспределения, использования доходов);
  • счета накопления (финансовый, операций с капиталом, изменений в активах);
  • балансы активов и пассивов;
  • счета переоценки, операций с капиталом и т.д.

Используя основные счета, можно определить текущее положение дел в экономике государства, выявить проблемы, оценить объем производства, доходов.

Система национальных счетов: ВВП

В системе национальных счетов ВВП играет ключевую роль. Это основной показатель, по которому оценивать положение дел в экономике. Под валовым внутренним продуктом понимают общую стоимость всех услуг и товаров (конечных, предназначенных для употребления), которые были оказаны/изготовлены на территории государства, в том числе, иностранными юридическими и физическими лицами, на иностранном оборудовании и из импортного сырья. Национальная принадлежность факторов производства значения не имеет. ВВП фиксируется в национальной валюте, либо в иностранной - по текущему курсу.

Статистика системы национальных счетов

Статистика системы национальных счетов применяется для оценки состояния экономики. В ней закреплены макроэкономические показатели, методы оценки и переоценки ВВП, платежные и межотраслевые балансы, схемы счетов, сопоставления ВВП разных стран. На основе этой статистики правительство государства строит социально-экономическую политику. Ряд макроэкономических показателей могут повлиять на экономические отношения между государствами, а также их отдельными представителями.

Макроэкономические показатели в системе национальных счетов

Макроэкономические показатели в системе национальных счетов имеют важнейшее значение для оценки состояния экономики. В число таких показателей входят валовый внутренний продукт, чистый внутренний продукт, валовый и чистый национальный доход. Под чистым внутренним продуктом (ЧВП) понимают общую стоимость всех произведенных на территории государства услуг и продуктов за вычетом потребления основного капитала. Под валовым национальным доходом - общую стоимость услуг и продуктов, оказанных/изготовленных всеми резидентами государства. ЧНД получают, исключая из валового дохода потребление основного капитала.

Система национальных счетов (СНС) (System of National Accounts (SNA)) — это система макроэкономических показателей, применяемых для измерения общественного продукта, национального дохода и других макроэкономических переменных, таких как валовый внутренний продукт, валовый национальный продукт, национальное сбережение, сальдо внешней торговли, конечное потребление.

Понятие системы национальных счетов

В методологическом отношении она основывается на макроэкономической модели кругооборота экономических ресурсов, общественного продукта и доходов в открытой экономике. Основные методические вопросы перехода к СНС разработаны в трудах А. Боули, К. Кларка, С. Кузнеца, Дж. Стэмпа, Дж. Хикса и др. За создание СНС Нобелевская премия присуждена Р. Стоуну, тем самым особо выделен его вклад в разработку СНС.

Впервые СНС использовали у себя Англия, Германия, Голландия, Франция и США. В 1952 году эксперты ООН по экономической статистике обобщили опыт национального счетоводства и разработали унифицированную СНС для применения ее во всех странах в качестве базовой системы, что позволило с большей точностью сопоставлять уровни их экономического развития и протекающие в них экономические процессы.

СНС постоянно совершенствуется. В 1968 году с учетом новых потребностей, выдвигаемых практикой, состоялся пересмотр СНС по методологии ООН. СНС была дополнена показателями межотраслевого баланса согласно модели В. Леонтьева "затраты - выпуск", что позволило наряду с данными о потоках в сфере обращения получать информацию о материальных потоках товаров и услуг мелоду секторами (отраслями) экономики. Тем самым СНС была интегрирована с межотраслевым балансом, а материальные потоки - с денежными, экономические ресурсы - с конечным результатом.

В 1993 году был осуществлен новый пересмотр СНС, ее новый усовершенствованный вариант опубликован ООН в начале 1994 года.

Методологические подходы к построению СНС, составляют идеи, заложенные, в первую очередь, в моделях макроэкономического кругооборота. Это стоимостное отражение результатов экономической деятельности людей во всех сферах, в том числе в нематериальном производстве, в сфере государственного управления, обороны и охраны общественного правопорядка. До 1993 года в СНС использовалась для увязки производства общественного продукта и доходов концепция Ж. Б.

Сэя о факторных доходах, но в дальнейшем было признано необходимым заменить ее на концепцию добавленной стоимости, поскольку сумма факторных доходов уменьшает стоимость валового общественного продукта на амортизационные отчисления (на стоимость потребленного основного капитала) и косвенные налоги. Также в СНС-93 учтен новый стандарт отраслевой классификации ООН. Эта система используется в 150 странах мира. В России СНС осваивается с 1992 года.

Система национальных счетов является системой национального учета и статистики в масштабе страны. Она строится на обобщении первичных бухгалтерских данных, на показателях статистической отчетности, сплошных и выборочных обследованиях фирм, групп населения. В результате обработки исходной информации составляются итоговые балансовые таблицы, в которых представлена система агрегированных макроэкономических показателей.

Система национальных счетов в России

Система национальных счетов, освоенная к концу 1999 года в России, включает следующие консолидированные счета:

  1. Счет "Товаров и услуг".
  2. Счет "Производство".
  3. Счет "Образования доходов".
  4. Счет "Распределения первичных доходов".
  5. Счет "Вторичного распределения доходов".
  6. Счет "Использования доходов".
  7. Счет "Операции с капиталом".

В настоящее время Россия переходит ко второму этапу реформы системы национального счетоводства, в ходе которой будет осуществлен полный переход на адекватные СНС методы сбора, обработки и агрегирования первичных данных об экономической деятельности субъектов рыночных отношений. Для этого организация бухгалтерского учета на предприятиях и статистическая отчетность перестраиваются на международные стандарты. Такие стандарты уже внедрены в банковскую сферу. На очереди промышленность, сельское хозяйство, транспорт, торговля, строительство и другие отрасли экономики.

Классификация системы национальных счетов

В каждом счете фиксируются строго определенные хозяйственные и финансовые операции, имевшие место в стране в отчетный период. Каждый счет - это таблица, имеющая две графы: ресурсы и их использование. Для записи операций используется бухгалтерский принцип двойной записи, то есть каждая операция записывается дважды, один раз в графу "ресурсы", второй - в графу "использование" корреспондирующего счета. В результате достигается взаимоувязанность и согласованность всех экономических показателей, характеризующих процесс создания и использования национального продукта.

Современная СНС ООН содержит более 500 разнообразных стандартных счетов, дополняющихся 26 вспомогательными таблицами, которые детализируют отдельные статьи стандартных счетов.

Счета ведутся по единой форме всеми институциональными единицами, которые объединены в группы:

  1. Производственные фирмы (нефинансовые предприятия).
  2. Домашние хозяйства.
  3. Государственные административные учреждения.
  4. Финансовые организации и учреждения.
  5. Заграница (хозяйственные агенты за пределами данного государства).

Совершаемые на рынке операции делятся на три группы:

  1. Операции с товарами и услугами (производство, инвестирование, потребление, импорт, экспорт).
  2. Операции распределения (выплата заработной платы, дивидендов, выплаты социального страхования и др.).
  3. Финансовые операции (операции с ценными бумагами, кредитные операции, а также изменение активов и пассивов).

Данные счета являются первичными документами, и данные, содержащиеся в них, суммируются в сводные счета на местном и национальном уровнях.

Перечень национальных балансовых счетов в основном следующий:

  • счет производства, который представляет баланс потребления сырья, материалов и услуг для производственных целей (промежуточное потребление);
  • счет валовой добавленной стоимости - это баланс производства доходов и возмещения основного капитала (через амортизацию) в продукте;
  • счет эксплуатации факторов производства - это баланс распределения добавленной стоимости между заработной платой, выплатами по социальному страхованию, косвенными налогами;
  • счет распределения - это баланс распределения результата эксплуатации на дивиденды, паи;
  • счет капитала - это баланс финансирования чистых инвестиций и увеличения запасов;
  • финансовый счет - это итоговый баланс, который показывает, кто предоставил необходимые капиталы и кому были переданы излишние капиталы (бессальдовый счет).

Перечисленные счета увязаны между собой следующим образом: сальдо предыдущего счета является итоговым результатом графы "ресурсы" последующего счета.

Национальная экономика невозможна без национального общественного счетоводства. Информация, которую дают макроэкономические показатели, позволяет судить об экономическом здоровье общества и правильно определять экономическую политику.

Система национальных счетов – это система национального учета, основанная на обобщенных данных сплошных и выборочных обследований, а также статистической отчетности. Результатом обработки этой информации является комплекс балансовых таблиц в форме бухгалтерских счетов,характеризующих процесс производства, распределения и конечного использования ВВП страны.

Система национальных счетов была разработана еще в конце 1920 годов американскими экономистами, сотрудниками Национального бюро экономических исследований под руководством американского экономиста Саймона Кузнеца,лауреата Нобелевской премии по экономике.

В мире успешно функционирует система национальных счетов (СНС), приспособленная к условиям рыночной экономики. Она сформировалась в ведущих капиталистических странах в 40-50-ых годах, когда после «великой депрессии» возникла необходимость в государственном регулировании рыночной экономики.

СНС существует на базе статистики национального дохода и большого количества других международных статистических показателей:статистики государственного бюджета, межотраслевого баланса, статистики платежного баланса и т.д. Это всеобъемлющая статистическая модель рыночной экономики.

В феврале 1993 года на очередной сессии Статистической комиссии ООН в Нью-Йорке была принята новая усовершенствованная СНС. При ее подготовке были приняты во внимание особенности экономики и статистики стран переходного периода, то есть тех, которые встали на путь экономических реформ с целью преобразования административной экономики в рыночную.

В конце 1992 года Верховный Совет Российской Федерации одобрил государственную программу перехода отечественной статистики на международные стандарты, и с 1993 года Россия начала переходить от баланса народного хозяйства (БНХ), который был приспособлен для обслуживания централизованно планируемой экономики (в основе лежит концепция К.Маркса и А.Смита о трудовой теории стоимости, о материальном производстве как главной сфере создания национального дохода) и применялся в СССР в течение 70 лет, на международную систему национальных счетов (СНС).

СНС в РФ включает:
- счет товаров и услуг;
- производство;
- образования доходов;
- распределения первичных доходов;
- вторичного распределения доходов;
- использование располагаемого дохода;
- операций с капиталом;
- финансовый учет.

Для экономики в целом национальные счета включают следующие 6 счетов:
1. Счет благ, услуг и производства.
2. Счет дохода и потребления.
3. Счет накопления.
4. Счет создания стоимости вне производства(переоценка).
5. Открывающий баланс.
6. Закрывающий баланс.

Для дальнейшего изучения необходимо выделить некоторые понятия СНС, которые нужны для того, чтобы были понятны те макроэкономические показатели, которые публикует Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат).

Институциональная единица – это экономическая(хозяйственная) единица, которая может от своего имени владеть активами,принимать на себя обязательства и заниматься хозяйственной деятельностью с другими хозяйствующими единицами.

Институциональная единица является резидентом, если она имеет центр экономических интересов на территории данной страны. Таким образом, резидентами РФ являются юридические и физические лица, осуществляющие на ее территории деятельность в течение не менее одного года независимо от гражданства.

Институциональные сектора в СНС – различаются в зависимости от институциональных единиц – резидентов

Схема 1.
Сектора институциональных единиц в СНС-93

Все институциональные единицы группируются в институциональные секторы в зависимости от своих основных функций, поведения и целей таких секторов в СНС-93 насчитывается пять:
1. нефинансовые предприятия или фирмы;
2. финансовые учреждения (банки);
3. государственные учреждения;
4. некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (политические партии, религиозные организации, профсоюзы,общественные объединения);
5. домашние хозяйства.

В версии СНС-93 предполагается также учет экономической деятельности в сфере теневой, или не наблюдаемой, экономики.

В состав счетов СНС включаются:

Основные показатели СНС

В систему национальный счетов, входят такие показатели, как:.

ВВП (Валовой внутренний продукт) - измеряет стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны,независимо от того, находятся ли факторы производства в собственности граждан данной страны или они принадлежат иностранцам. Стоимость промежуточных товаров и услуг не включается в ВВП.

ВНП (Валовой национальный продукт) - это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в экономике в определенный период (год). Он измеряет стоимость продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны, а также на территории других стран.

ВНД (Валовой национальный доход) - представляет собой текущую рыночную оценку всех конечных товаров и услуг, созданных факторами производства, находящимися в собственности резидентов, в том числе и на территории других государств. На ВНД оказывает влияние фактор«резидентности».

Резиденты – все экономические единицы независимо от их национальной принадлежности и гражданства, занимающиеся производственной деятельностью на экономической территории данной страны (или проживающие в стране) не менее 1 года.

ВНД = ВВП (плюс-минус) сальдо первичных доходов из-заграницы

ЧВП (чистый внутренний продукт ) = ВВП – Амортизация

ЧНД (чистый национальный доход) = ВНД - Амортизация

НД (национальный доход , то есть доходы поставщиков факторов производства от участия в текущем производстве - общий объем заработной платы, ренты, процентов и прибылей, или сумма цен факторов производства) = ЧВП – Косвенные налоги.

ЛД (личный доход – полученный доход в отличие от национального дохода, то есть заработанного дохода) = НД – Взносы на социальное страхование, Налоги на прибыль корпораций, Нераспределенные прибыли корпораций + Трансфертные платежи(трансферты не являются результатом трудовой деятельности).

ЛД = ЧНД - (косвенные налоги + взносы на социальное страхование + налоги на прибыль корпораций + нераспределенные прибыли корпораций) + трансфертные платежи.

РД (располагаемый доход – доход после уплаты налогов) = ЛД – индивидуальные налоги.

Таким образом, система национальных счетов не только позволяет рассматривать итоги деловой активности населения страны на стадиях производства, распределения и использования ВВП, но и дает правительству возможность определить основные цели макроэкономической политики, исходя из показателей.

Конечные товары и услуги - это такие товары или услуги, которые в течение года приобретаются для конечного потребления и не используются для промежуточного потребления (то есть для производства других товаров или услуг).

В макроэкономике существуют проблемы, связанные с оценкой ВВП как главного показателя итогов экономической деятельности.

I . Показатель ВВП не отражает воздействия производства на окружающую среду (сопровождался ли рост производства экологическими катастрофами, отравлением рек и земли кислотными дождями, засорением почвы).

II . В ВВП сложно учесть деятельность в секторе теневой экономики, хотя в версии СНС-93содержатся рекомендации по учету теневой деятельности в составе ВВП. Существуют и другие термины теневой экономики: неформальная экономика, подполная экономика, нелегальная экономика и др. Существует термин используемый как международными организациями, так и Росстатом: ненаблюдаемая экономика.

Ненаблюдаемая экономика подразделяется на 4 вида производства :

1. теневое. В ВВП не учитывается поток товаров и услуг в рамках теневого производства, или теневой экономики, под которой подразуме6вается разрешенная законом деятельность,которая официально не декларируется или преуменьшается осуществляющими ееэкономическими субъектами в целях уклонения от уплаты налогов, социальных взносов и др.

2. незаконное .В ВВП не учитываются действительно незаконные виды деятельности – изготовление и продажа наркотиков, проституция и прочая деструктивная деятельность, - потому что их субъекты не регистрируются в официальных органах, а доходы не декларируются. Примечательно, что в случае легализации деятельности, ранее считавшейся незаконной, рыночная оценка последней будет включаться в состав ВВП.

3. неформального сектора , которая определяется как «все виды производственной деятельности, осуществляемые теми не корпоративными предприятиями в секторе домашних хозяйств, которые не зарегистрированы или размер которых по количеству занятых меньше определенного порогового значения и которые имеют какое-либо рыночное производство». Например, если семья занимается выпечкой булочек в собственной квартире на продажу и предприятие не зарегистрировано.

4. домашних хозяйств для собственного конечного использования, то есть то, что не«выносится на рынок» и не имеет рыночной стоимости.

III . При исчислении ВВП, как правило, величина добавленной стоимости устанавливается на рынке. Но это сложно сделать по отношению к услугам, которые относятся к государственному сектору и предоставляются более или менее бесплатно: обучение, медицина и т.д. Добавленная стоимость при учете вклада в ВВП учителей, медсестры и офицера определяется в соответствии с их заработной платой, которая не обязательно отражает их индивидуальный вклад в добавленную стоимость, т.к. она устанавливается не на рынке, а государством.

Эти недостатки попытались устранить американские ученые В.Нордхаус и Дж. Тобин. Они предложили использовать показатель чистого экономического благосостояния (ЧЭБ), для подсчета которого из ВВП необходимо вычесть денежную оценку факторов, отрицательно влияющих на благосостояние общества, и прибавить денежную оценку факторов, положительно влияющих на него.Самое сложное при реализации этой концепции – дать денежную оценку факторов,влияющих на ЧЭБ.

Чистый национальный продукт равен:

Методы расчета ВВП

В макроэкономике принято выделять три метода исчисления ВВП:
1. производственный (по добавленной стоимости);
2. суммирования расходов (метод конечногоиспользования);
3. суммирования доходов (распределительный метод).

Использование любого метода дает в итоге одинаковую величину ВВП. Однако источники сведений для системы национальных счетов весьма разнообразны. Ими могут быть отчеты и обследования деятельности предприятий, бухгалтерские балансы, статистика розничных продаж, выборочные обследования различных отраслей промышленности, отчеты банков о прибылях и убытках, обследования бюджетов домашних хозяйств, налоговые декларации экономических субъектов и другие источники.

Новое на сайте

>

Самое популярное