Домой Виды займов Финансовая политика россии. Лекция финансовая политика

Финансовая политика россии. Лекция финансовая политика

Современная финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются Президентом РФ, исполнительными органами государственной власти РФ и утверждаются законодательными органами государственной власти РФ в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления строят финансовую политику на соответствующей территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации. Поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на региональном и местном уровнях, этот факт обусловливает необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе.

Современная финансовая политика Российской Федерации нацелена на формирование финансовой основы для «перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, создания необходимых предпосылок для поддержания в долгосрочном периоде высоких темпов экономического роста и макроэкономической стабильности» повышения благосостояния населения. В ее составе главное место отводится бюджетной политике, которая играет определяющую роль в формировании финансовой базы развития государства и обеспечении достойных условий жизни для его граждан.

К основным задачам бюджетной политики РФ на среднесрочную перспективу относятся:

  • · активное использование долгосрочного и среднесрочного бюджетного планирования;
  • · внедрение программно-целевого метода в бюджетный процесс, предполагающего ориентацию бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов;
  • · повышение эффективности использования бюджетных средств;
  • · завершение перехода от сметного финансирования бюджетных учреждений и прямого предоставления значительной части бюджетных услуг к принципу их оплаты в соответствии с получаемыми обществом результатами;
  • · повышение результативности государственной социальной политики;
  • · совершенствование механизма оплаты труда в бюджетной сфере, обеспечивающее соответствие уровня заработной платы работников этой сферы среднему уровню оплаты труда в коммерческом секторе соответствующей отрасли, повышение производительности труда и качества оказываемых бесплатных социальных услуг.

Рассматривая отдельно составные части бюджетной политики Российской Федерации, следует остановиться на основных направлениях политики мобилизации денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ, основу которой составляет налоговая политика.

Основная цель современной налоговой политики - дальнейшее совершенствование налоговой системы, которая должна быть необременительной для субъектов хозяйствования как по уровню изъятия доходов в форме налоговых платежей, так и в части процедур расчета и уплаты налогов, упорядочения налоговой отчетности и налоговых проверок; справедливой и одинаковой для всех экономических агентов; благоприятной для инвестиционной активности и развития бизнеса.

Текущая политика в области расходов бюджетов в настоящее время характеризуется отраслевой направленностью, что обусловлено выделением в составе экономики ряда отраслей, развитие которых на современном этапе имеет первостепенное значение. К ним относятся образование, здравоохранение, транспорт, национальная оборона. Эти отрасли могут успешно развиваться только в условиях высоких темпов роста экономики, эффективной инвестиционной и долговой политики государства, что непосредственно влияет на содержание задач политики в области расходов бюджетов. В настоящее время задачами этой составляющей бюджетной политики являются:

ь в образовании:

  • - расширение практики программно-целевого планирования бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на развитие образования (бюджет развития образования);
  • - планирование расходов федерального бюджета на финансирование высшего профессионального образования с учетом прогнозов потребности в соответствующих специалистах на рынке труда;
  • - адресный характер предоставления стипендий студентам;
  • - организация по согласованию с субъектами РФ экспериментов по введению подушевого финансирования общеобразовательных учреждений, специальных форм финансирования для школ, расположенных в сельской местности, и школ для детей с ограниченными возможностями;
  • - постепенное замещение финансирования текущего содержания сети учреждений профессионального образования финансированием конкретных образовательных услуг, оказываемых гражданину, из бюджетов различного уровня с учетом результатов эксперимента по финансированию высших и средних специальных учебных заведений с использованием государственных именных финансовых обязательств;
  • - введение системы образовательных субсидий и кредитов;
  • - выработка оптимального механизма софинансирования учреждений начального и среднего профессионального образования за счет средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников;

ь в здравоохранении:

  • - вывод из системы государственного финансирования медицинских учреждений, не обеспеченных государственными заданиями;
  • - переход от сметного принципа финансирования медицинских учреждений к оплате за оказанный объем и качество медицинской помощи на основе утверждения стандартов медицинских услуг;

ь в транспорте:

Определение приоритетных объектов финансирования за счет бюджетных средств и привлечение частных инвестиций в отрасль для дальнейшего развития транспортной инфраструктуры;

ь в оборонном комплексе:

  • - проведение реформы социальных гарантий военнослужащим путем создания ипотечно-накопительной системы, которая позволит обеспечить военнослужащих жильем на условиях ипотечного кредита;
  • - создание прозрачной системы финансирования Вооруженных Сил с целью эффективного контроля за целевым использованием бюджетных средств, направляемых на финансирование национальной обороны;

ь в инвестиционной сфере:

  • - определение стратегических приоритетов государственной инвестиционной политики и финансирование федеральных целевых программ, направленных на реализацию крупномасштабных инвестиционных, научно-технических и (или) структурных проектов, которые позволят обеспечить инновационное развитие экономики;
  • - разработка механизма ответственности государственных заказчиков и соответствующих должностных лиц за достижение поставленных в программах целей;
  • - установление способов обеспечения ресурсной сбалансированности федеральных целевых программ.

Важной составной частью финансовой политики Российской Федерации на современном этапе является политика в области государственного социального страхования, которая связана с функционированием государственных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования и социальную защиту населения при временной нетрудоспособности. Эффективная реализация этой составляющей финансовой политики в первую очередь влияет на социальное развитие общества, улучшение условий жизни и благосостояние населения.

Главными проблемами финансовой политики являются:

  • 1) сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
  • 2) совершенствование налоговой системы;
  • 3) оптимизация структуры расходов государства;
  • 4) принятие реального и прозрачного бюджета;
  • 5) расширение инвестиционного финансирования;
  • 6) обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики;
  • 7) стабилизация валютного курса рубля;
  • 8) повышение эффективности использования государственной собственности;
  • 9) переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;
  • 10) развитие финансовых взаимоотношений со странами СНГ и дальнего зарубежья.
  • 1. Сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов может быть достигнута за счет увеличения сбора налогов и сокращения расходов, расширения эмиссионных и не эмиссионных источников финансирования бюджетного дефицита. С этой цепью Федеральный бюджет на 1999 г. предусматривает первичный профицит, то есть превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.
  • 2. Увеличение сбора налогов достигается путем расширения налогооблагаемой базы, сокращения просроченной задолженности, усиления финансового контроля, изменения порядка зачисления платежей по уровням бюджетной системы, введения государственной монополии на производство алкогольной продукции. Особую роль играет изменение налогового законодательства. Низкий уровень сбора налогов - это не только сокрытие выручки налогоплательщиками, но и фактическое создание механизма ухода от уплаты налогов через недостатки, заложенные в правовых актах, а главное - постоянное сужение налогооблагаемой базы в результате сокращения реального ВВП.
  • 3. Возможности сокращения расходов федерального бюджета практически исчерпаны. Речь в настоящее время может идти лишь об оптимизации структуры расходных статей. Отдельно следует сказать о расходах на обслуживание государственного долга. Необходимо решить вопрос о реструктуризации государственного долга и установлении верхней границы доходности по государственным заимствованиям. Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии государственных ценных бумаг с низкой бюджетной эффективностью приводит к потере управляемости государственным долгом.

Дальнейшие пути развития общества предполагают либо движение к сужению функций государства в области экономической и социальной политики, углублению регионального сепаратизма, либо к укреплению основ государственности на федеративной основе с четко очерченными геополитическими функциями в области интеграционных процессов.

4. Стратегический курс в сфере государственных финансов - это прежде всего реальный бюджет. А это означает, что до тех пор, пока экономика не "встанет на ноги" путем возрождения производства, у государства нет оснований для популистских заявлений относительно возможностей решения социально-экономических проблем за счет централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Для решения этой проблемы необходимо создать все условия, чтобы накопления, активы, созданные в России, работали в ее интересах, как это делается в странах с развитой рыночной экономикой. В этом важнейшая задача всех ветвей власти, предпринимателей, населения.

Реальный бюджет - это и возможность его исполнения в соответствии с утвержденными параметрами, что во многом зависит от макроэкономических показателей развития экономики. Важнейший из них - уровень инфляции, определяющий динамику денежной массы и ее соответствие спросу экономики на деньги.

  • 5. Сокращение государственного сектора экономики и увеличение частной собственности в ключевых отраслях, включая естественные монополии, не привело к увеличению доходной базы государственного бюджета, росту объемов производства. Расширение совокупного предложения в современных условиях может обеспечить только инвестиционное финансирование за счет внутренних и внешних заимствований, сбережений средних слоев населения, а также лиц, получающих высокие и сверхвысокие доходы, средств нерезидентов.
  • 6. Известно, что активы Федеральной резервной системы США (ФРС) формируются в основном за счет правительственных займов, доходность которых соответствует учетной ставке ФРС. Такие монетаристские методы проведения финансовой и денежно-кредитной политики вполне могла бы позаимствовать Россия. В то же время, следуя рекомендациям западных экспертов, в том числе американских, Банк России минимизировал свое участие в поддержке рынка государственных ценных бумаг и не использовал рыночные способы поддержки доходности на приемлемом для бюджета уровне, а сужал денежную базу.
  • 7. Большое значение имеет стабилизация валютного курса рубля. Целесообразно обратить внимание на проблему перевода валютных корреспондентских счетов российских коммерческих банков в Центральный банк РФ. Это позволило бы не только увеличить денежную базу и расширить денежную массу в обращении, но и поставить надежный заслон на пути незаконного вывоза капитала, сделать более реалистичным валютный курс рубля. Необходим комплекс мер по ограничению спекуляции на валютном рынке. Например, проводимая в последние годы денежно-кредитная политика "подталкивает" и вынуждает население к использованию иностранной валюты в качестве основной формы сбережений в целях снижения инфляционного риска. Это негативно влияет на валютный курс рубля, искажая реальное соотношение рубля и доллара по паритету покупательной способности. Такие вложения носят в основном спекулятивный характер и напрямую зависят от макроэкономических показателей. Выход из создавшейся ситуации выглядит так: государство создает предпосылки для конвертации иностранной валюты, принадлежащей физическим лицам и хранящейся вне банковской системы, в рублевые активы, для привлечения средств на счета коммерческих банков, для гарантирования сохранности вкладов и их индексации. Одновременно в основу денежно-кредитной политики оно закладывает регулирование процентных ставок.
  • 8. Одна из проблем федерального бюджета - повышение отдачи от использования государственной собственности. Необходимо повысить персональную ответственность представителей государства в органах управления корпораций, доля акций которых принадлежит государству, за эффективное использование активов, налаживание кооперационных связей и создание условий для привлечения инвестиций. Соответствующие положения должны быть предусмотрены в контрактах, заключаемых с представителями государства. Следует обеспечить поступление в бюджет дивидендов, арендной платы от использования государственного имущества. Для этого целесообразно активизировать работу Центрального фонда хранения и обработки информации фондового рынка - Центрального депозитария и единой национальной депозитарной системы, сформировать систему доверительного управления государственными пакетами акций и другой собственностью, создать полный реестр объектов недвижимости, включая незавершенное строительство на федеральном и региональном уровнях, обеспечить подтверждение прав РФ на зарубежную собственность и повышение эффективности ее использования.
  • 9. Для формирования доходной базы бюджетов всех уровней особое значение имеет проблема их кассового исполнения. В процессе управления финансовыми потоками государства возникают временные кассовые разрывы. Минимизация остатков на отдельных бюджетных счетах возможна лишь с переходом к единому счету Федерального казначейства, что обеспечит централизацию всех средств бюджета. Целесообразно соответствующими правовыми актами Правительства РФ решить вопрос по счетам Государственного таможенного комитета РФ и государственных внебюджетных фондов, средства которых остаются в распоряжении коммерческих банков на достаточно длительное время. Эти ресурсы могли бы эффективно использоваться на покрытие временных кассовых разрывов бюджета. В целом казначейская система требует серьезного реформирования и придания ей самостоятельного статуса по аналогии с имеющимся зарубежным опытом в целях укрепления финансовой дисциплины и разведения процессов составления, утверждения и исполнения бюджета, которые в настоящее время сконцентрированы в Минфине РФ.
  • 10. Необходима ориентация финансовой политики России на ее геополитические интересы. А они, прежде всего, находятся в пределах стран СНГ. Ориентация государств СНГ на использование во взаимных расчетах доллара США, привлечение крупных внешних займов, существенно увеличивающих нагрузки на бюджеты, вызывает сложности с погашением задолженности, обеспечением сбалансированности платежных балансов.

Таким образом, для стабилизации экономики и финансовой политики необходимо:

  • · обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;
  • · реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы;
  • · установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке;
  • · стабилизировать валютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;
  • · сформировать систему доверительного управления государственной собственностью в России и за рубежом;
  • · реформировать систему казначейского исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения;
  • · ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок.

Важно проводить согласованную финансовую политику направленную на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Преодоление финансового кризиса находится в плоскости макроэкономической стабилизации на базе оживления, развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России.

Основой финансовой системы является финансовая политика. Финансовая политика государства – это совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами. Финансовая политика любого государства направлена на обеспечение устойчивого экономического роста, повышение благосостояния населения, обеспечение значимости государства в международном сообществе.

1. Выработка научно обоснованной концепции развития финансов - формирование концепции развития финансов зависит от стадии эконом цикла (кризис (спад) – депрессия (стагнация) –оживление – подъем) и роли государства в регулировании экономики.

Правительство стремится к нулевой точки цикла, чтобы сгладить подъемы и падения.

В кейнсианской теории предполагалось во время депрессии экономики формирование инвестиционно - ориентированного бюджетного дефицита. Увел.инвестиций – увел.занятости – увел.ВВП – увел.НД – увел.б-ные расходы – увел.соц.программ (соц.расходов).

В России это связано с ценой на нефть, экономика формируется на основе цены на нефть марки Urals.

2. Определение и постановка приоритетных целей и задач, т.е. разработка фин стратегии и фин тактики.

Фин стратегия – это долговременный курс фин политики, направленный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией.

Фин тактика – политика на краткосрочный период, она направлена на решение текущих задач, она конкретизирует фин стратегию, определяя конкретные меры по организации и развитию фин отношений на определенном этапе развития страны.

3. Разработка путей реализации намеченных целей и задач, т.е. формирование фин механизма, с помощью которого стратегические цели должны достигаться в кратчайшие сроки, а перспективные и текущие задачи решатся оптимальным образом.

Большое значение имеет в реализации финансовой политики подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи.

Задачи финансовой политики:

    обеспечение условий для максимально возможного формирования фин ресурсов;

    установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

    организация регулирования и стимулирования экономики финансовыми методами;

    выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

    создание эффективной и деловой системы управления финансами.

При разработке финансовой политики государства необходимо учитывать определенные принципы финансовой политики. Принципы финансовой политики государства в каждом конкретном случае, в каждом отдельно взятом государстве, в определенный период могут изменяться.

1.Постоянное содействие развитию производства, поддержание предпринимательской активности и повышение уровня занятости населения.

2.Мобилизация и использование фин ресурсов для обеспечения соц гарантий. Более точно этот принцип можно сформулировать как поиск и постоянное совершенствование форм и методов мобилизации и использования фин ресурсов на цели соц гарантий и других видов потребностей граждан.

3.Влияние с помощью фин политики на рациональное использование природных ресурсов, запрет технологий, угрожающих здоровью граждан. С одной стороны, государство требует от производственных структур компенсацию затрат на обновление природной среды, а с другой, используя финансовые источники, – закрытие вредных производств и внедрение передовых ресурсосберегающих технологий.

Выделяют три типа финансовой политики:

1) классическая финансовая политика (основана на разработках Смита и Рикардо), основное направление данного типа политики – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции. Рыночный механизм - главный регулятор эконом и соц процессов, государству отводится роль наблюдателя.

2) регулирующая финансовая политика (Кейнс), цель – необходимость вмешательства государства и регулирование им циклического развития экономики, использование финансового механизма для организации и развития финансовых взаимосвязей.

3) планово-директивная финансовая политика , присуща странам с административно-командной экономикой, цель-обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов в распоряжении государства и их последующее распределение в соответствии с единым государственным планом социально-экономического развития страны. Это политика жесткой централизации, направлена на формирование внутренних финансовых ресурсов без участия международного движения капитала.

Использование того или иного типа финансовой политики связано с особенностями конкретного исторического этапа развития страны, интересами правящих партий, а также господствующих теоретических концепций.

Виды финансовой политики:

1) по территориальному признаку: глобальная, национальная (гос.), региональная,местная.

2) по времени реализации: краткосрочная (на 1 фин год), среднесрочная (3-5 лет), долгосрочная (свыше 5 лет)

3) в зависимости от стадии экономического цикла: сдерживающая (стабилизационная), стимулирующая

4) в зависимости от объектов воздействия (в соответствии со звеньями финансовой системы):

    бюджетная политика: в области доходов, расходов и межбюджетных отношений

    политику в области обязательного соц страхования (ВБФ): политика в области пенсионного страхования, в области мед страхования, в области страхования от несчастных случаев на производстве и проф заболеваний, соц политика на случай временной нетрудоспособности и материнства.

Фин политика государства рассматривается как самостоятельная сфера государства, однако она во многом зависит и направлена на решение экономической и соц политики.

Романовский в составе фин. политики выделяет также: бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, валютную, ценовую, таможенную, инвестиционную, политику в области международных финансовых отношений и др.

Значение финансовой политики заключается в тех результатах, которые могут быть получены в ходе ее реализации как в течение финансового года, так и в более долгосрочном периоде.

Реализация фин политики также должна предусматривать рост фин ресурсов, находящихся в распоряжении хоз субъектов, способствовать созданию прочной фин основы деятельности органов власти для реализации задач и функций, возложенных на государство, обеспечивать стабильность общественного производства с целью улучшения экономического положения государства и социальной защиты населения.

На построение фин политики государства оказывает влияние и тип экономики. Так, в условиях централизованной плановой экономики, при использовании административно-командной системы управления фин политика осуществляется с целью максимально возможной мобилизации фин ресурсов на макроуровне и подчинения фин-хоз деятельности хоз субъектов интересам государства. Финансовая политика строится в условиях директивного финансового планирования и централизованного распределения фин ресурсов между отраслями экономики и организациями в соответствии с основными показателями гос плана.

В рыночной экономике основные целями проведения фин политики: 1)сглаживание неблагоприятных последствий рыночных условий хозяйствования для хоз субъектов и населения, 2)обеспечение развития отраслей экономики (например, образования, культуры, национальной обороны) и видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентной среды, 3)достижение баланса фин интересов субъектов власти, хоз субъектов и населения. Перечисленные цели характерны и для современной фин политики России.

Бюджетное послание президента РФ о бюджетной политике на период 2014-2016 гг.

Современная финансовая политика России является составной частью эконом политики, она формируется в соответствии с положениями концепций соц-эконом развития РФ на период до 2030 года. Приоритет в разработке фин политики государства принадлежит президенту, он ежегодно выступает перед Федеральным собранием с бюджетным посланием, где определяет основные проблемы, риски финансовой политики и основные направления финансовой политики на предстоящую трехлетку.

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ

ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 3

I.I.СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 3

I.II.ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 6

I.III. ВИДЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 10

ГЛАВА II. СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ 12

ПОЛИТИКА РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ И

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ

ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

Список использованной литературы 22

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

I.I. СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.

Во все времена главной целью финансовых отношений являлась такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства. Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста внутреннего валового продукта и национального дохода - основного источника роста благосостояния общества.

Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Политика охватывает все направления деятельности государства. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, говорят об экономической или социальной, культурной или технической, бюджетной или кредитной, внутренней или внешней политике. Финансовая политика имеет самодовлеющее самостоятельное значение и в то же время является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения.

Реализацию финансовой политики можно разбить на 3 этапа :

1) определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества;

2) определение основных направлений использования финансовых ресурсов, а также разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;

3) подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение, и, собственно, осуществление практических действий, направленных на достижение намеченных целей.

Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней.

Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной ее части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.

Для оценки финансовой политики данного правительства и для рекомендаций по ее корректировке в первую очередь необходимо иметь ясную программу общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных групп населения, характеристикой перспективных и более близких задач, определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать конкретный механизм реализации финансовой политики и дать ее объективную оценку.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни.

Финансовая политика должна быть направлена прежде всего на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований.

I.II. ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Политика государства в области финансов зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности отдельных ее звеньев.

К элементам финансовой политики можно отнести :

§ налоговую политику;

§ бюджетную политику;

§ денежно-кредитную политику;

§ ценовую политику;

§ таможенную политику;

§ социальную политику;

§ инвестиционную политику;

§ политику в области международных финансов.

Под бюджетной политикой понимают определение государством :

§ источников формирования доходов государственного бюджета;

§ приоритетных направлений расходов бюджета;

§ допустимых пределов разбалансированности бюджета;

§ источников финансирования бюджетного дефицита;

§ принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.

В свою очередь, в составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность налоговая политика, инвестиционная политика, политика управления государственным долгом. Налоговая политика определяет выбор состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Интересы государства основаны на принципе достаточности налогообложения. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной деятельности.

Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.

В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность приобретают эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика, кредитная политика – а в ней, в свою очередь, например, процентная политика и инвестиционная политика.

Ценовая политика основана на регулировании цен и тарифов на монопольные товары и услуги.

Инвестиционная политика предполагает повышение роли бюджета в развитии РФ, создание условий для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных инвестиций.

Социальная политика проводит мероприятия по следующим направлениям: разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, упорядочение системы социальных льгот, регулирование вынужденной миграции и др.

Все большее значение приобретает международная финансовая политика . В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях.

Международная финансовая политика отдельных государств, как правило, направлена на развитие производительных сил своей страны, и соответственно каждое государство старается занять свое весомое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала.

Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики – сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.

Государство защищает свои интересы и содействуя росту авторитета страны, участвуя в деятельности международных организаций, принимая участие в формировании финансовых фондов этих организаций и в финансировании совместных программ.

Финансовая политика международных финансовых организаций направлена на оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающим финансовые трудности. Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов или в форме реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга.

Помощь международных финансовых организаций оказывается не безвозмездно и сопровождается рядом экономических или политический условий, не всегда выгодных для страны заемщика.

В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика государства решает одну главную задачу – обеспечение сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений.

I.III. ВИДЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Итак, исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, к которым можно отнести такие как:

§ обеспечение высокой занятости,

§ стимулирование экономического роста,

§ выравниванием платежного баланса и др.,

ведущие экономисты разделяют ее на три вида: политика экономического роста (стимулирующая), политика стабилизации и политика ограничения деловой активности (сдерживающая).

Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

Рост государственных расходов;

Снижение налогового бремени.

Если же правительство пытается удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации . При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.

В свою очередь политика ограничения деловой активности , напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.

Сдерживающая политика подразумевает :

Увеличение налогов.

Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

ГЛАВА II. СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.

Как уже говорилось, финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. В состав такой политики включают бюджетную, налоговую, кредитную, инвестиционную составляющие.

Но эти подходы не совсем полны и точны. Прежде всего, финансовая политика предполагает разработку некоего плана, наличие конкретных ресурсов для его осуществления, а также последовательности разумных действий на основе данного плана и имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей и задач. Но не только данный процесс влияет на конечный результат. Необходимо учитывать многие сопутствующие моменты, и, прежде всего, существующую социально-экономическую реальность, в которой осуществляется финансовая политика. Так даже идеальный бюджет вряд ли будет выполнен, если в период его реализации произойдут события, которые повлияют на базовые условия жизни общества. К таким событиям можно также отнести стихийные бедствия, массовые беспорядки, ажиотажный спрос на товары первой необходимости и целый ряд других. Поэтому следует оказывать необходимое воздействие для устранения или хотя бы снижения негативных и для усиления положительных факторов, от которых также зависит конечный результат финансовой политики. Например, к ним можно отнести обеспечение политической и социальной стабильности, устойчивого и безопасного международного положения и т.д.

Таким образом, под финансовой политикой понимаем управление финансами, т.е. выработку целей и задач, на которые необходимо направить ассигнования, поиск ресурсов и путей достижения поставленных целей, в сочетании с влиянием на внешние факторы, от которых также зависит получение намеченных результатов, а данное управление представляет из себя процесс, состоящий из таких этапов как разработка системы целей и задач, создание информационной базы, прогнозирование, планирование, организацию управления, оценку полученных результатов, стимулирование и контроль.

Кроме того, мы различаем внутри нее такие достаточно самостоятельные направления, как антимонопольную, бюджетную, валютную, кредитную, налоговую, страховую и таможенную политику. При этом все они между собой взаимосвязаны: одна влияет на другую. И поэтому должны разрабатываться и осуществляться в тесной и непрерывной взаимосвязи между собой.

О необходимости проведения согласованной по всем направлениям политики может говорить хотя бы такой факт. Ежегодно бюджеты всех уровней лихорадит из-за больших неплановых расходов на ликвидацию последствий стихийных бедствий (наводнения в Якутии, на Северном Кавказе, лесные и торфяные пожары и т.д.), но одновременно не принимается кардинальных решений по изменениям в страховой политике, которые могли бы и должны бы снять полностью или по крайней мере существенно смягчить пиковый, чрезвычайный и негативный характер внеплановых нагрузок на бюджетную политику.

Несогласованность же антимонопольной и бюджетной политики ежегодно влечет за собой принятие решений о повышении цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, которое приводит к тому, что в ходе реализации уже принятых бюджетов всех уровней появляются, во-первых, выпадающие доходы, а во-вторых, дополнительные расходы. Так, повышение тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки существенно снижают прибыль большинства предприятий и, следовательно, поступления в бюджеты и одновременно приводят к удорожанию коммунальных услуг для учреждений образования, здравоохранения и культуры, а значит и увеличению расходов бюджетов.

Уточним понятие цели в финансовой политике. Такая цель должна быть единой для всех уровней власти (федерального, регионального и местного), для всех субъектов РФ. Тогда в качестве такой цели могут быть только общие интересы всего населения - повышение благосостояния каждого человека.

При этом на различных этапах развития экономики и в отдельных регионах может сложиться ситуация, когда цель финансовой политики временно будет состоять в сохранении уже достигнутого реального уровня доходов. Например, в Москве дальнейшее повышение уровня жизни, значительно более высокого, чем в других регионах страны, неизбежно приведет к излишнему притоку мигрантов в столицу с одновременным обострением всех социально-экономических проблем и, следовательно, к значительным бюджетным расходам для их решения.

Целью финансовой политики государства (и субъекта РФ в частности) должно быть увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе на уровне каждого региона.

При этом, конечно, возрастает роль и значение разработки и принятия таких нормативов на уровне РФ, которые сегодня разработаны во многих субъектах РФ. В то же время только централизованно их разработать невозможно. Не могут же быть одинаковыми нормативы наполняемости школьных классов в городах и в сельской местности, нормативы выделения средств на строительство автомобильных дорог в центре России и на Дальнем Востоке. Однако и без разработки и принятия нормативов на уровне государства не обойтись. Поэтому должен быть, как можно скорее, принят закон РФ, который имел бы «рамочный характер» для финансовых и социальных нормативов или стандартов, а также определял методику определения конкретных значений внутри этих показателей.

Формирование целей - это также управляемый (регулируемый) процесс. Например, в настоящее время реальный рост доходов населения пока не приводит к качественным изменениям в целенаправленности его расходов. Среди них, к сожалению, почти отсутствуют долгосрочные потребности: покупка или постройка жилья. И государство пока сделало недостаточно необходимых усилий по развитию жилищного строительства, в том числе на базе становления ипотечного кредитования. Возможные усилия государства в этом деле, направленные на такую корректировку интересов людей и, следовательно, целей финансовой политики способствовали бы значительному притоку средств населения в качестве инвестиций в развитие реального сектора экономики – в сферу строительства и в сферу промышленности строительных материалов. И далее повлекло бы за собой развитие других отраслей экономики. В конечном счете, все это привело бы к увеличению доходов предприятий, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и, следовательно, к росту потенциала самой финансовой политики.

Очень важно разобраться с тем, от чего зависит реализация намеченных планов, что является ресурсами финансовой политики. Считать, что в их качестве выступают только поступившие в казну налоги и сборы, было бы не совсем правильным. Ведь в случае наличия запасов разведанных природных ресурсов, развитого промышленного производства и других благоприятных факторов возможно привлечь дополнительные финансы в виде банковских кредитов, облигационных займов и других заемных средств.

Ресурсами финансовой политики являются:

во-первых, величина развития производительных сил, т.е. совокупности людей, находящихся в трудоспособном возрасте, обладающих определенными профессиональными знаниями и пригодных по состоянию здоровья к участию в производственном процессе, основных фондов предприятий всех отраслей экономической деятельности, а также расположенных на данной территории и изученных природных ресурсов;

во-вторых, величина собственного финансового капитала;

в-третьих, степень развития финансовой инфраструктуры.

Взаимодействие в процессе производства этих трех составляющих и образует все основные финансовые потоки.

В настоящее время плановое регулирование всех составляющих ресурсов финансовой политики отсутствует. Например, экспортные таможенные пошлины на продукцию, отсутствующие у экономически развитых стран, повышают себестоимость продукции и снижают прибыль отечественных предприятий и тем самым делают их товары менее конкурентоспособными, сдерживают их техническое перевооружение и, следовательно, в конечном счете, фактически помогают зарубежным конкурентам снижать объемы производства в стране, «тормозят» экономическое развитие и приводят в конечном счете к снижению получаемых государством этих же самых пошлин, т.е. снижают ресурсы финансовой политики.

Российская Федерация, как и ее большинство субъектов, обладает одними из крупнейших в мире производительными силами, включая людской потенциал, находящий далеко не полное полезное применение; производственные мощности предприятий, загруженные лишь частично; огромными запасами разведанных полезных ископаемых и лесов, используемых в значительной мере неэффективно (вывоз на экспорт в необработанном виде, не комплексное освоение месторождений и т.д.,). Неполное использование возможностей объясняется отсутствием необходимых денежных средств, необходимых для переобучения людей, технического перевооружении предприятий, освоения выпуска новой продукции, создания новых мощностей по более комплексному освоению и более полному использованию сырья.

В то же время по официальной оценке значительные финансовые ресурсы ежегодно вывозятся за пределы страны и оседают в зарубежных банках. В целом банковская, налоговая и таможенная политики должны достичь такого уровня совершенства, чтобы честно работающему и соблюдающему российское законодательство предпринимателю было невыгодно вывозить свободный капитал зарубеж.

Развитие финансовой инфраструктуры имеет не менее важное значение, чем рост финансового капитала. Без нее денежные средства будут, по-прежнему, концентрироваться в основном в Москве и частично в десятке крупнейших городов России. Такой процесс будет неизбежно приводить к притоку в эти мегаполисы излишних трудовых ресурсов, снижению объектов производства в других регионах страны, снижению роста, а затем падению развития экономики в таких регионах и, следовательно, к уменьшению финансовых ресурсов государства.

Еще одним значительным дополнительным ресурсом финансовой политики является более рациональное использование всех средств, в т.ч. тех, которые в настоящее время направляются не по целевому назначению или остаются по различным причинам не собранными у налогоплательщиков. Привлечение этого значительного резерва в основном зависит от повышения эффективности работы всех бюджетополучателей, финансовых органов, Главного управления федерального казначейства, Департамента государственного финансового контроля и Департамента организации аудиторской деятельности Министерства финансов РФ, Министерства налогов и сборов РФ, а также их территориальных органов, от их слаженности и согласованности в работе.

Все эти вышеперечисленные ресурсы и являются реальной базой проведения финансовой политики субъекта РФ.

После того, как определены цели и задачи финансовой политики, а также имеющиеся для их достижения ресурсы необходимо выбрать наиболее рациональные пути их достижения при данных возможностях. В этой связи нередко понимают лишь разработку бюджета, его принятие и реализацию. В дополнение к этому предусматриваются лишь частичные изменения валютной, налоговой и таможенной политик. Никогда не приходилось встречать в этой связи серьезных проработок совершенствования политики в области антимонопольной, банковской, страховой и фондовой сферах. Последние реализуются как бы сами по себе, т.е. фактически независимо друг от друга. Думается, что такая практика снижает эффективность проведения единой финансовой политики и нуждается в серьезной корректировке. Так, например, для успешной бюджетной политики не менее важно прогнозировать и закладывать в расчеты правильные цифры не только о мировых ценах на нефть, курсе рубля по отношению к доллару США, уровне ожидаемой в стране инфляции, но и об уровне цен и тарифов естественных монополий, т.к, от их величины прямо зависит степень выполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней. Но возможность удержания таких цен и тарифов на заданном уровне прямо зависит от антимонопольной, налоговой и таможенных политик.

Вот почему выбор путей реализации финансовой политики должен, с одной стороны, логически связывать все ее направления, а, с другой, все мероприятия данной политики должны быть согласованы по времени их осуществления и проводиться строго в намеченные сроки.

При этом подразумевается под такими путями процесс определения приоритетов достижения поставленных задач, составление примерного графика поступления средств на их решение, принятия мер по своевременному финансированию всех намеченных мероприятий, а также проведения комплекса мероприятий по всем направлениям финансовой политики с целью получения намеченных результатов.

Проблема выбора путей реализации финансовой политики во все времена была и будет ключевой в функционировании любого государства, в том числе на уровне его субъектов. При этом набор решений должен предполагать скоординированные действия по всем направлениям финансовой политики: антимонопольной, банковской (кредитной), бюджетной, валютной, налоговой, страховой, таможенной и фондовой. Например, снижение налогов может привести не к росту прибыли и пополнению на этой основе бюджетов всех уровней, а лишь к увеличению доходов естественных монополий, если не будут приняты соответствующие меры в сфере антимонопольной и таможенной политик.

Существует и организационная проблема на пути проведения единой финансовой политики - проблема наличия межведомственных барьеров ее реализации, если бы даже она была выработана. Так, в настоящее время, наряду с Министерством финансов РФ, в качестве самостоятельных органов управления финансами функционируют Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная комиссия по ценным бумагам, Пенсионный фонд РФ, Счетная палата РФ. Такое количество ведомств, в принципе работающих на реализацию единой цели неизбежно приводит к снижению конечного результата их совместной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего вышесказанного можно сделать следующие краткие выводы.

1. Сформированные подходы к определению финансовой политики позволяют расширить понятийный аппарат, углубить понимание теоретических аспектов этой сферы деятельности.

2. Проведенный даже беглый анализ существующей практики показывает наличие резервов повышения эффективности, как в подготовке, так и в реализации финансовой политики. В этой связи необходимо усилить роль Минфина РФ в координации деятельности всех ведомств, причастных к проведению единой финансовой политики государства.

3. Для формирования предложений по усилению единой финансовой политики России целесообразно было бы создать соответствующий временный рабочий орган или комиссию при Президенте РФ или Правительстве РФ с целью подготовки пакета проектов конкретных решений, требующих проработки различных ведомств и с участием субъектов РФ.

4. Существование рациональной финансовой политики субъектов Российской Федерации является положительным фактором развития экономики государства и, наоборот, ее отсутствие тормозит развитие экономики, как конкретного региона, так и страны в целом. В условиях фактического разрушения жесткой вертикали управления финансовыми органами субъектов Федерации финансовая политика регионов пока осуществляется каждым из них самостоятельно в меру понимания важности данных усилий и в меру кадровых возможностей каждого из них. Необходимо восстановить вертикальную зависимость деятельности территориальных фин.органов от Минфина РФ и на более серьезном уровне, чем даже было, т.к, в противном случае значительно снижается возможность проведения единой финансовой политики государства.

5. Одновременно в рамках субъектов РФ целесообразно создать единый механизм тесного взаимодействия всех управлений и представительств Министерства финансов Российской Федерации, работающих в республиках, краях и областях. Для этого территориальным финансовым органам должно быть дано право и вменена в обязанность координация их деятельности с целью повышения эффективности проведения единой финансовой политики государства на территории конкретного субъекта РФ.

Таким образом, можно отметить, что финансовая политика требует дальнейшего совершенствования, которое может осуществляться, в том числе и с учетом перечисленных выше теоретических и практических соображений и предложений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андрюшин С.А., Дадашев А.З. Научные основы организации системы общегосударственного финансового контроля. // Финансы. – М., 2002. - №4. – с. 59-63.

2. Бурцев В.В., «Система государственного контроля» // «Финансы». 2000. 9 сентября. № 9. Стр. 47 – 49.

3. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д., Финансовое право: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2001. – 384 с.

4. Карасева М.В., Финансовое право. Общая часть: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 256 с.

5. Колесов А.С. Финансовая политика: цели и задачи // Финансы, 2002. №10

6. Финансы. Учебник для вузов. Под редакцией Дробозиной Л.А., «Финансы», М.: 2002. Шевлоков В.З. Финансовый контроль как функция финансового управления. // Финансы. – М., 2001. - №1. – с. 55-56.

7. Шевлоков В.З. Финансовый контроль как функция финансового управления. // Финансы. – М., 2001. - №1. – с. 55-56.

В большинстве современных экономик ключевым субъектом управления хозяйством выступает государство. Выстраивая различные стратегии политического управления, власти уделяют особый приоритет обеспечению функционирования национальной экономической системы. На практике это может означать, прежде всего, выбор наиболее эффективной методологии выстраивания финансовой политики - на уровне хозяйственной системы в целом либо в контексте управления денежно-кредитными процессами в конкретной отрасли. Существует несколько базовых подходов к решению подобных задач. Какова их специфика? Исходя из каких критериев государство может определять оптимальный подход к формированию финансовой политики?

Структура финансовой политики государства

Для начала определимся с возможной структурой рассматриваемых активностей. Что включает в себя финансовая политика государства? Современные исследователи выделяют следующие ее основные компоненты:

  • выработку ключевых концептуальных положений;
  • формирование целей, задач, средств их решения;
  • формирование необходимых институциональных механизмов;
  • поддержание функциональности национальной финансовой системы.

Существует ряд ключевых задач, характеризующих финансовую политику государства. Рассмотрим их.

Задачи государственной финансовой политики

Эксперты выделяют следующие основные задачи финансовой политики государства:

  • обеспечение условий, необходимых для формирования финансовых ресурсов;
  • определение механизмов наиболее рационального распределения активов;
  • выстраивание системы регулирования финансовых правоотношений;
  • периодическая корректировка текущей денежно-кредитной политики, реализуемой на государственном уровне.

Данный перечень может дополняться активностями, адаптирующими решение экономических вопросов в конкретных отраслях.

Направления финансовой политики государства

Изучим, в каких направлениях может быть представлена финансовая политика государства.

Исследователи выделяют следующие варианты активностей властей:

  • обеспечение исполнения бюджета;
  • сбор налогов;
  • инвестирование;
  • решение социальных задач;
  • таможенная политика;
  • международная деятельность.

Рассмотрим их специфику подробнее.

Бюджетное направление финансовой политики

Данное направление финансовой политики государства предполагает решение следующих задач:

  • сбор и последующее распределение бюджетных поступлений,
  • обеспечение взаимодействия бюджетов на разных уровнях (в российской модели - федерального, региональных, местных),
  • ликвидация платежного дефицита,
  • финансирование различных отраслей национального хозяйства.

Налоговое направление финансовой политики

Данное направление активностей государства тесно связано с предыдущим, поскольку налоги - в числе ключевых источников формирования бюджета. Обеспечение поступления в казну сборов важно для формирования резервов страны. Финансовая политика государства в рассматриваемом направлении осуществляется посредством учреждения отдельных институтов и необходимого законодательного регулирования.

Инвестиционная политика

Инвестиционные активности государства могут быть самыми разными. Это может быть участие в структуре уставного либо акционерного капитала хозяйственных обществ. Это может быть субсидирование и кредитование различных бизнес-проектов. Это может быть предоставление государственных гарантий для предприятий.

Инвестиционные активности - важнейший элемент, который включает в себя современная финансовая политика государства. Он предопределяет увеличение капитализации национальной экономики, стимулирование роста ВВП и благосостояния граждан.

Социальный аспект финансовой политики

Социальный аспект, характеризующий финансовую политику государства, тесно связан со всеми, что отмечены выше. Он предполагает наличие у правительства страны ресурсов - формирующихся, главным образом, посредством налогов и иных сборов, а также эффективной институциональной и правовой базы. Главные задачи, которые сопровождают социальное направление финансовой политики государства: повышение реального дохода граждан, выплата пенсий, миграционная политика.

Таможенная политика

Данный вид активностей в достаточной мере близок деятельности государственных институтов в области сбора налогов. Таможенные сборы - другой важнейший источник наполнения бюджета страны. Государство, как правило, взимает ввозные пошлины, иногда - вывозные, выстроив механизм, который сочетает учреждение необходимых госструктур, а также издание регулирующих правовых актов.

Международные активности

Данное направление активностей весьма близко таможенной политике, поскольку соответствующие сборы взимаются на границе при экспорте и импорте товаров, и их величина во многом базируется на международных договоренностей властей. Но, не считая таможенных активностей, инструменты финансовой политики государства на мировой арене могут заключаться в инвестировании в различные ценные бумаги, облигации, фонды, взаимодействии с МВФ, Всемирным банком и иными крупнейшими структурами.

Субъекты финансовой политики государства

Рассмотрим сущность субъектов государственной финансовой политики. Таковыми выступают прежде всего законодательная и исполнительная власти страны. Если говорить о российской политической системе, то ключевым институтом, ответственным за соответствующие активности, выступает Министерство финансов РФ. Ключевые цели и задачи, связанные с деятельностью данного ведомства, могут формироваться как при участии работающих в нем сотрудников, так и при взаимодействии с другими структурами власти, включая Президента. Так, глава государства может раскрывать свое видение финансовой политики государства в посланиях Совету Федерации. Соответствующие положения может реализовывать, в свою очередь, Минфин.

Методы реализации финансовой политики государства

История мировой экономики включает факты, отражающие применение государствами самого широкого спектра подходов к выстраиванию финансовой политики. Современные эксперты классифицируют их на 3 основных типа: классическая финансовая политика государства, регулирующие подходы, неоконсервативные методы, планово-директивные методы. Изучим их специфику подробнее.

Классические методы финансовой политики

Данный подход считался основным в экономиках капиталистических стран в конце XVIII - начале XX века. Базируется на трудах известных экономистов Адама Смита и Давида Рикардо. Ключевые признаки классического подхода: минимальное вмешательство государства в экономические процессы, формирование среды свободной конкуренции в национальной хозяйственной системе, наличие механизмов рыночного саморегулирования.

Государство, работая в рамках соответствующего подхода, старалось сводить к минимуму бюджетные расходы, а также долговые обязательства. При этом часто выстраивалась довольно сложная система налогообложения, способная обеспечивать устойчивые поступления в казну. Рассматриваемый метод реализации финансовой политики государства применялся посредством учреждения небольшого количества политических институтов. Чаще всего это было отдельно взятое ведомство, относительно поверхностно взаимодействующее с другими госструктурами.

Регулирующая политика управления финансами

Инструменты финансовой политики государства могут быть задействованы также в рамках регулирующих подходов. Разработаны они были как альтернатива классическим в начале XX века. Базируются они на трудах другого известного экономиста, Джона Кейнса. Это предопределило их распространенное наименование - «кейнсианство».

Необходимость модернизации классических подходов возникла в связи с кризисными трендами в экономиках развитых стран, что стали наблюдаться в начале XX века. Классическая финансовая политика государства, содержание которой предполагало минимальное вмешательство властей в экономику, привела к возникновению перепроизводства, чрезмерно высокой конкуренции в бизнес-среде, снижению уровня социальной ответственности предприятий.

Ключевой тезис рассматриваемого подхода - государство должно при необходимости вмешиваться в ключевые экономические процессы. Властям страны следует учреждать необходимые финансовые институты и издавать законы, посредством которых может осуществляться регулирование национального хозяйства. Другой важнейший элемент рассматриваемого подхода - формирование посредством бюджетных ресурсов необходимого спроса в экономике. С точки зрения налогового аспекта финансовой политики государства - ключевым видом сборов должны быть те, что взимаются с доходов граждан в рамках прогрессивной ставки. Подобный подход позволяет обеспечивать сбалансированный бюджет даже при высоком уровне его расходов.

Реализуемая по принципам кейнсианства финансовая политика (экономическая политика) государства предполагает учреждение довольно сложной системы политических институтов, ответственных за решение соответствующих задач. Так, в структуре политического управления вместо единого ведомства могут формироваться службы, которые осуществляют планирование бюджета, контроль над его расходованием, сбором налогов, менеджмент долговых обязательств. Кейнсианство доказало высокую эффективность в 30-60-х годах XX века.

В странах, где практиковались соответствующие подходы к выстраиванию экономической политики, были обеспечены высокие темпы роста национального хозяйства, установился низкий уровень безработицы, появились эффективные механизмы социальной поддержки граждан. В 70-х годах роль финансовой политики государства была пересмотрена ведущими экономистами, после чего в хозяйственных системах капиталистических государств начали внедряться неоконсервативные подходы.

Неоконсервативные подходы

Они предполагали некоторое сближение регулирующей и классической моделей. Так, государство должно было ограничить свое вмешательство в экономику социальными программами, участием в ключевых направлениях монетарной политики. Цели финансовой политики государства предполагали многовекторность, их стало больше, а структура становилась сложнее. В числе наиболее явных отличий неоконсервативного подхода от регулирующего - либерализация политики государства в части сбора налогов. Рассматриваемый метод управления экономикой предполагает, что власти будут стараться уменьшать платежное бремя граждан и бизнесов.

Плановый подход

Рассмотренные нами типы финансовой политики государства предполагают функционирование экономики по рыночным принципам. В свою очередь, плановый подход характеризуется директивным управлением хозяйственных процессов - в противоположность тем, что характерны для коммерческих правоотношений.

Как правило, необходимость планового экономического развития обосновывается идеологически. По крайней мере, существовавшие когда-либо экономики соответствующего типа (СССР, стран Варшавского договора), а также до сих пор функционирующие (Кубы, Северной Кореи) базировались на концепциях социализма, во многом несхожих с основами капиталистических подходов к управлению хозяйственной системой.

Главная цель финансовой политики государства в данном случае - сосредоточение ключевых экономических ресурсов и последующее их распределение в соответствии с плановыми критериями. Внедрение планового подхода может сопровождаться необходимостью ликвидации прежних финансовых институтов, функционирующих по рыночным принципам. Это также предопределяет потребность государства в формировании соответствующих учреждений, реализующих национализацию активов, а также в издании правовых актов, легитимизирующих подобные активности.

Какие приоритетные направления может включать подобная финансовая политика государства? Содержание активностей органов власти предполагает решение задач, связанных, прежде всего, с безопасностью: формирование и поддержка вооруженных сил, внутренних правоохранительных структур. Другое значимое направление деятельности государства при плановой финансовой политике - поддержание в достаточной мере высокого уровня жизни населения. Решению подобных задач может отдаваться самый большой приоритет. Дело в том, что организация финансовой политики государства в рамках плановой модели должна иметь не только идеологическое обоснование, но и реальную эффективность. На примере экономики СССР ее можно проследить в достижении высокого уровня социальной защищенности граждан, обеспечении достаточной покупательной способности зарплат, снижении безработицы.

Можно отметить, что экономику Китая современные эксперты характеризуют как среду, в которой сформировалось совершенно уникальное сочетание рыночных и плановых подходов к развитию хозяйственных коммуникаций.

Необходимость участия государства в экономических процессах подкрепляется коммунистической идеологией. Вместе с тем практические результаты развития национального хозяйства КНР тоже впечатляют.

Факторы финансовой политики

Итак, мы рассмотрели основные исторические типы финансовой политики государства. В современных экономиках подходы властей к управлению хозяйственными процессами могут предполагать задействование методов, близких к каждому из них. Но каковы ключевые факторы, предопределяющие выбор государством тех или иных инструментов?

Многое зависит от того, о каком уровне финансовой политики идет речь. Специфика рыночных процессов в разных отраслях экономики может существенно различаться. Так, что касается нефтегазовой сферы, энергетики - соответствующие отрасли хозяйства, если рассматривать российскую экономическую систему, являются ключевыми и характеризуются стратегической значимостью. Поэтому степень вовлечения в коммерческие процессы государства в них, вероятно, будет относительно выше, чем в случае, например, с розничной торговлей.

На практике положение дел складывается именно так: ведущие нефтегазовые и энергетические компании РФ находятся в собственности государства, крупнейшие ритейлеры - частные фирмы. В первом случае методы управления финансами, реализуемые государством, будут в большей степени приближены к кейнсианской модели, в ряде случаев - будут предполагать задействованием подходов, относимых к категории неоконсервативных. Вмешательство властей в работу розничной торговли, в свою очередь, будет оправдано только на уровне налогового регулирования - и в этом смысле мы можем говорить о выстраивании преимущественно неоконсервативной модели.

Бюджетно-финансовая политика государства, вероятно, будет базироваться преимущественно на плановых методах. Рыночных отношений в соответствующей сфере управления капиталами немного. Совсем небольшая часть бюджетных учреждений создается государством в целях последующего осуществления на их базе неких предпринимательских активностей. Функционирование соответствующих структур связано с решением социальных задач, обеспечением работы институтов политического управления. Работа бюджетных организаций в общем случае не предполагает извлечения какой-либо прибыли, хотя может приветствоваться - например, если говорить о деятельности автономных учреждений, которые составляют значительный процент госорганизаций и муниципальных структур в России.

Таким образом, определяющее значение при определении оптимального подхода к выбору методологии имеют отрасли, в которых ведется финансовая политика государства, направления активностей властных институтов. Если говорить в макроэкономических масштабах и попытаться охарактеризовать подход субъектов политического управления к обеспечению функционирования хозяйственной системы в целом, то необходимо будет проанализировать структуру законодательства государства - в частности, налогового и бюджетного, исследовать соотношение отраслей ВВП, чтобы определить ведущие и изучить компании, осуществляющие деятельность в них, на предмет подотчетности институтам власти. Проведение данной работы позволит оценить, является ли государственная финансовая политика преимущественно классической, регулирующей, неоконсервативной либо в значительной мере соответствующей планово-директивным принципам.

Как выяснили ранее, финансовая политика России представляет собой совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов).

Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Реализация финансовой политики должна предусматривать рост финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов хозяйствования, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов власти для реализации задач и функций, возложенных на государство, обеспечивать стабильность общественного производства с целью улучшения экономического положения государства и социальной защиты населения. В рыночной экономике основными целями проведения финансовой политики являются:

    сглаживание неблагоприятных последствий рыночных условий хозяйствования для субъектов хозяйствования и населения,

    обеспечение развития отраслей экономики (например, образования, культуры, национальной обороны) и видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентной среды,

    достижение баланса финансовых интересов субъектов власти, субъектов хозяйствования и населения.

Перечисленные цели характерны и для современной финансовой политики Российской Федерации 6 .

Задачами финансовой политики современной России является:

    обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

    установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

    организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

    выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

    создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Основной целью финансовой политики России является управление финансами на уровне страны

Итак, конечной целью финансовой политики современно России можно назвать обеспечение устойчивой и эффективной финансовой системы и, в целом, экономики страны.

Современную финансовую политику России следует рассматривать в контексте бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политик.

2.2 Механизм реализации финансовой политики в рф

В первую очередь рассмотрим особенности механизма реализации бюджетной политики в современной России.

Бюджетный механизм приводит в действие бюджетную систему в соответствии с принятой правительством бюджетной политикой и на основании норм бюджетно – налогового права. Он представляет собой конкретную бюджетную технику приведения в действие, функционирования и управления бюджетной системой страны (сбора налогов и других доходов, финансирования расходов и т.д.).

Структурно бюджетный механизм включает в себя следующие элементы: бюджетное планирование (прогнозирование), организацию бюджетного процесса, бюджетное регулирование и бюджетный контроль.

Бюджетная политика ограничивает как федеральный бюджет, так и региональные и местные бюджеты, самостоятельность которых, несмотря на все усилия по разграничению полномочий, сужаются, в т. ч. и посредством установления требований исполнения федеральных стандартов.

Бюджетная политика современной России подвержена кризисным явлениям.

Так, мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике. Это делает бюджетную систему России крайне уязвимой с точки зрения фискальных рисков и вынуждает проводить более жесткую бюджетную политику с тем, чтобы избежать ситуации, когда правительство будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств. (приложение №1, рис№1)

Бюджетные расходы в целом способствовали реализации приоритетов экономического и социального развития страны 7 . Общие расходы в 2006 году составили 4270 млрд. рублей, в 2007 - 5464 млрд. рублей, в 2008 – 8874 млрд. рублей, в 2009 – 9931,4 млрд. рублей, в 2010 – 9886,9 млрд. рублей. (Приложение №1, рис.2) 8

Рассмотрение доходной и расходной составляющей определяется необходимостью выявление роли бюджетных резервов. На Рисунке 3 представлены данные профицита/дефицита Федерального бюджета в 2007-2012 годах. (Приложение №1, рис.3) Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 году являются средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. История изменения совокупного объёма средств Резервного фонда Российской Федерации представлена в Таблице №1 (приложение №2) 9 В соответствии с Таблицей 1 можно проследить динамику снижения Резервного Фонда России. Основной причиной этому служит влияние мирового финансово-экономического кризиса, вступившего в активную фазу осенью 2008 года.

Рис.4. Динамика снижения средств Резервного Фонда в современных условиях, млрд. рублей 10

Покрытие дефицита бюджета в 2010-2012 годах представлено в Таблице 2. (приложение №2) 11 .

Также существенная роль золотовалютных резервов страны. Если проанализировать статистику и резюмировать имеющуюся на данный момент информацию о хранении золотовалютных резервов, получится, что оно в основном осуществляется в следующих видах активов:

  • cпецифические активы Международного валютного фонда: специальные права заимствования и резервные позиции МВФ;

    валюта (в прямом смысле) на банковских счетах;

    ценные бумаги (как государственные, так и негосударственные);

    банковские депозиты;

    сделки РЕПО (покупка/продажа ценных бумаг с обязательством обратной продажи/покупки).

Золотовалютные резервы на начало 2009 года составили 383 млрд. долларов.

Валютные резервы России на 30 апреля 2010 года составили 460,7 млрд. долларов США, а запасы золота - 523,7 тонн.

Рис.5. Динамика золотовалютных резервов России, в млрд. долларов

Центральный банк России придерживается следующих целей при выборе резервных валют:

    устойчивость;

    ликвидность;

    На протяжении последних 15 лет налоговое законодательство в России находится в процессе непрерывного реформирования. За время, прошедшее с введения Налогового кодекса, он постоянно дополняется и перерабатывается. Можно сказать, что в него было внесено порядка 5 тысяч поправок. Это объясняется, прежде всего, переходом России к рыночным отношениям.

    Современная налоговая политика, ориентированная на опыт развитых стран, характеризуется постепенным снижением налогового бремени. Так, переход российской экономики с сырьевого на инновационный путь развития невозможен без существенного снижения налогового бремени.

    Ведущие экономисты пришли к выводу, что для снижения налогового бремени в современных условиях необходимо радикально снизить ставку налога на добавленную стоимость (НДС) или заменить указанный налог на налог с продаж, а также реформировать ЕСН, разделив его на налоговый платеж и обязательные страховые платежи во внебюджетные фонды (данная реформа осуществлена в начале 2010 года) 12 .

    Отметим, что с 1 января 2010 года в России введены новые страховые взносы на отдельные виды обязательного социального страхования.

    Для представителей бизнеса предполагается также постепенное - по мере роста стоимости активов частного сектора - снижение ставки налога на имущество. В условиях современности особое внимание отводится улучшению налогового администрирования. Так, в настоящее время разрабатываются меры по администрированию НДС.

    В рамках антикризисных мер налогового стимулирования в 2008 году в оперативном порядке были внесены целый ряд уточнений и изменений в законодательство о налогах и сборах. В частности:

      увеличены размеры налоговых вычетов по НДФЛ,

      снижена ставка налога на прибыль организаций и т.д.

    Так, к основным недостаткам существующей системы налогообложения можно отнести:

      однобокая фискальная направленность и недостаточное использование налогообложения в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности;

      нестабильность нормативной базы и процедур налогообложения;

      значительные возможности уклонения от уплаты налогов, стимулирующие развитие теневой экономики.

    Именно ввиду недостатков налоговой системы страны одним из приоритетных направлений реформирования российской экономики на сегодняшний день является реформирование сложившейся системы налогообложения.

    Денежно-кредитная политика наряду с бюджетно-финансовой политикой является способом макроэкономического воздействия государства на экономику. Для понимания механизма денежно-кредитной политики необходим анализ теории денег и банковской системы. Деньги - это совокупность активов, используемых при совершении сделок.

    Цель денежно-кредитной политики - регулирование экономической активности и достижения уровня производства, характеризующегося минимальным уровнем безработицы, и борьба с инфляцией. Денежно-кредитная политика может быть направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии, либо на их сдерживание и ограничение. Известны три основных эффективных средства осуществления денежно-кредитной политики:

      операции на открытом рынке;

      изменение нормы обязательных резервов;

      изменение учетной ставки - ставки, по которой Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам.

    Главенствующее положение в кредитной системе занимает Центральный банк. Он несет ответственность за состояние денежного обращения в стране. Центральный банк выполняет ряд важных функций, среди которых можно выделить:

      эмиссию банкнот;

      хранение государственных золото-валютных резервов;

      хранение резервного фонда других кредитных учреждений;

      денежно-кредитное регулирование экономики;

      кредитование коммерческих банков и осуществление кассового обслуживания государственных учреждений;

      проведение расчетов и переводных операций;

      контроль за деятельностью кредитных учреждений.

    Итак, механизм денежно-кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово-экономическую систему в целом.

    В разрезе денежно-кредитной политики рассмотрим сначала особенности коэффициента монетаризации, который представляет собой коэффициент, показывающий долю денег(объем денежной массы), рассчитанный по агрегату М 2 в ВВП.

    КМ= М 2 /ВВП*100%

    Для России достаточно вывести коэффициент до 60% для нормального функционирования экономики. При этом необходимо ставить вопрос об инфляции. Необходимость расчета коэффициента монетизации в рамках изучения данной темы определяется прежде всего тем, что он является одним из показателей, позволяющих оценить положение в стране, эффективность и динамичность развития экономики.

    Таблица 3.

    Денежная масса М2 (национальное определение) в 2009-2010 году (млрд. руб.)

    Денежная масса М2

    В том числе

    наличные деньги (M0)

    Безналичные средства

    2011 год (прогноз)

    В 2010 году ожидался относительно небольшой экономический спад - в 2,2%. (8). Коэффициент монетизации на 01.01.2010 был равен:

    К = 29,74% (12 021,3 млрд. руб. / 40 420 млрд. руб. *100%).

    Отметим, что величина денежной массы в динамике за 2000-2010 годы имела тенденцию к росту, что положительно сказалось на стимулировании экономики и, валютного курса, в частности.

    На денежно-кредитную систему так же, как и на прочие экономические сферы страны, существенное влияние оказал кризис.

    Обеспечение конвертируемости рубля необходимо в современных условиях.

    Именно Центробанк следит за изменением валютного курса, обеспечивая тем самым устойчивость национальной денежной единицы страны.

    Итак, Цетробанк посредством регулирования валютного курса регулирует устойчивость российского Рубля. Так, валютный курс является инструментом сравнительного анализа через соизмерения валют различных стран и через это соизмерение - всего, что выражается в национальной валюте (издержки и цены, складывающиеся в различных странах, экономические агрегированные показатели, рассчитываемые на основе цен и пр.), экономической мощи различных стран и, соответственно их потенциальных возможностей, международных рейтингов той или иной страны по различным характеристикам.

    Банку России, для того чтобы произвести девальвацию рубля нужно расширить валютный коридор. За 3 квартал 2009 года рубль подешевел относительно доллара США на 10,2% в сравнении с 3 кварталом 2008 года в реальном выражении (для справки, в 2008 году рубль укрепился на 13,5% по отношению к доллару США за аналогичный период). Относительно Евро реальное обесценение рубля составило 7,1% за 3 квартал 2009 года в сравнении с 3 кварталом 2008 года (для справки, в 2008 году рубль укрепился на 6,2% по отношению к ЕВРО за аналогичный период). Изменения процентных ставок в значительной степени зависят от денежно-кредитной политики государства и действий центрального банка той или иной страны по регулированию валютного курса.

    Рис.6. Ставка рефинансировании в динамике за 2000 – 2010 годы

    Важно отметить, что в течении 2000 года ставка рефинансирования менялась в пределах от 45 до 25% к концу года. Снижение ставки в 2010 году стало возможным благодаря текущему уровню инфляции. В соответствии со сложившейся традицией, ставка рефинансирования устанавливается на 1-2% выше уровня инфляции.

    Также в России в условиях кризиса применяется новый метод - механизм секьюритизации, когда между различными банками устанавливаются взаимообязательства по кредитному риску. В случае единичного невозврата кредита, эта система работает как часы. Однако при невозвратах массовых взаимообязательства приводят к тому, что уже ни один банк, участвующий в механизме секьюритизации, не может считаться надежным. Приводит подобная ситуация, как несложно догадаться, к финансовому кризису, ведь механизм секьюритизации позволяет менее тщательно отбирать заёмщиков – а значит, увеличивает число невозвратов кредитов.

    Будет усилен контроль за реализацией мероприятий по предупреждению банкротства и ходом процедур банкротства небанковских финансовых организаций в целях создания возможности для сохранения активов и максимизации удовлетворения требований кредиторов, включая физических лиц.

    Отдельное направление поддержки финансовых рынков - обеспечение санации «проблемных» банков, важных с точки зрения общей устойчивости банковской системы, снижение воздействия на банковскую систему банкротств отдельных банков. Банку России предоставлено право заключать с банками соглашения, в соответствии с которыми Банк России компенсирует им часть убытков по кредитам, выданным организациям, у которых отозвана банковская лицензия 14 .

Новое на сайте

>

Самое популярное