Домой Виды займов Фонд национального благосостояния рф. Фонд национального благосостояния россии в августе

Фонд национального благосостояния рф. Фонд национального благосостояния россии в августе

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов: органов исполнительной власти; органов местного самоуправления. Резервные фонды бюджетов - это обособленная часть денежных средств в бюджетах всех уровней, получившая форму целевых бюджетных фондов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как предусмотренных ранее затрат, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. Резервный фонд выполняет две функции. Во-первых, его средства могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета в момент неблагоприятной конъюнктуры. Во-вторых, в период высоких цен на сырьё фонд позволяет аккумулировать избыточные экспортные поступления и предотвращать развитие голландской болезни экономики. Порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Формирование Фонда происходит следующим образом. Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет: - налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат); - вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; - вывозных таможенных пошлин на газ природный; - вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета. Другим источником формирования Фонда национального благосостояния являются доходы от управления его средствами.

С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2014 г. доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета. Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. обособленный учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета не осуществляется. Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. порядок проведения расчетов и перечислений средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния приостановлен. Учет операций с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется в порядке, установленном для учета операций со средствами федерального бюджета. Использование средств Фонда происходит следующим образом.

Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период. Порядок софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации определен в Федеральном законе от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Правительство Российской Федерации вправе до 1 января 2014 г. без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете направлять средства Фонда на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета, в том числе с превышением общего объема расходов федерального бюджета в случае и в пределах увеличения бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов в целях обеспечения сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Таким образом, мы выяснили, что фонд национального благосостояния формируется за счет нефтегазовых доходов и доходов от управления фондом, изучили порядок их зачисления. Так же мы выяснили, что средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Целями управления средствами Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде. Управление средствами Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального благосостояния могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. В случае привлечения специализированных финансовых организаций для осуществления отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального благосостояния порядок привлечения указанных организаций, а также требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Управление средствами Фонда национального благосостояния может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно): 1) путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета; 2) путем размещения средств Фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в российских рублях и разрешенной иностранной валюте (далее - разрешенные финансовые активы).

Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Цели управления

Целями управления средствами Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

Структура управления

Управление средствами Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального благосостояния могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. В случае привлечения специализированных финансовых организаций для осуществления отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального благосостояния порядок привлечения указанных организаций, а также требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Управление средствами Фонда национального благосостояния может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):

1) путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

2) путем размещения средств Фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в российских рублях и разрешенной иностранной валюте (далее - разрешенные финансовые активы).

Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Фонда национального благосостояния в соответствии с первым способом, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации следующим образом. Согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из финансовых активов, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Фонда национального благосостояния. В целях повышения эффективности управления средствами Фонда национального благосостояния Министерство финансов Российской Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Фонда национального благосостояния в пределах соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации.

Таблица 2 - Нормативные доли разрешенных финансовых активов

Разрешенные финансовые активы, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации

Предельные доли, установленные Правительством Российской Федерации

Нормативные доли, утвержденные Минфином России

в иностранной валюте

в рублях

долговые обязательства иностранных государств

долговые обязательства иностранных государственных агентств и центральных банков

долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленных ценными бумагами

депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях

депозиты в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"

депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации

долговые обязательства юридических лиц

акции юридических лиц и паи (доли участия) инвестиционных фондов

Правительство Российской Федерации установило следующие требования к указанным финансовым активам:

1. средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в долговые обязательства в виде ценных бумаг иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков следующих стран:

Великобритания;

Германия;

Люксембург;

Нидерланды;

Финляндия;

2. долговые обязательства должны соответствовать следующим требованиям:

иностранные эмитенты долговых обязательств должны иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня "АА-" по классификации рейтинговых агентств "Фитч Рейтингс" (Fitch-Ratings) или "Стандарт энд Пурс" (Standard & Poor"s) либо не ниже уровня "Аа3" по классификации рейтингового агентства "Мудис Инвесторс Сервис" (Moody"s Investors Service). Если иностранному эмитенту долговых обязательств указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;

российские эмитенты долговых обязательств должны иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня "ВВВ-" по классификации рейтинговых агентств "Фитч Рейтингс" (Fitch-Ratings) или "Стандарт энд Пурс" (Standard & Poor"s) либо не ниже уровня "ВааЗ" по классификации рейтингового агентства "Мудис Инвесторс Сервис" (Moody"s Investors Service). Если российскому эмитенту долговых обязательств указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;

сроки погашения выпусков долговых обязательств являются фиксированными, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение);

условия выпуска и обращения долговых обязательств иностранных эмитентов не предусматривают права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;

нормативы минимального и максимального сроков до погашения выпусков долговых обязательств, установленные Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными;

ставка купонного дохода, выплачиваемого по купонным долговым обязательствам, а также номиналы долговых обязательств являются фиксированными;

номинал долговых обязательств является фиксированным и выражается в российских рублях, долларах США, евро или фунтах стерлингов, платежи по долговым обязательствам осуществляются в валюте номинала;

объем выпуска долговых обязательств, находящихся в обращении, составляет не менее 1 млрд. рублей для долговых обязательств, номинированных в российских рублях, 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд. евро - для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов - для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;

выпуски долговых обязательств не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения.

3. к международным финансовым организациям, в долговые обязательства которых могут размещаться средства Фонда национального благосостояния, относятся долговые обязательства (в том числе оформленные ценными бумагами) следующих институтов:

Азиатский банк развития (Asian Development Bank, ABD);

Банк развития при Совете Европы (Council of Europe Development Bank, СЕВ);

Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development, EBRD);

Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank, EIB);

Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank, IADB);

Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC);

Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD);

Северный инвестиционный банк (Nordic Investment Bank, NIB).

4. Акции юридических лиц и паи (доли участия) инвестиционных фондов, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния должны соответствовать следующим требованиям:

акции юридических лиц должны входить в котировальный список как минимум одной фондовой биржи;

акции иностранных эмитентов должны входить в перечни ценных бумаг, используемые для расчета фондовых индексов "ЭмЭсСиАй Ворлд Индекс" (MSCI World Index) и "ЭфТиЭсИ Олл-Ворлд Индекс" (FTSE All-World Index);

акции российских эмитентов должны входить в перечни ценных бумаг, используемые для расчета фондовых индексов "Индекс РТС" или "Индекс ММВБ";

в состав активов инвестиционных фондов, выпустивших паи (доли участия), должны входить исключительно разрешенные финансовые активы.

5. при размещении средств Фонда национального благосостояния на депозитах и банковских счетах в банках и кредитных организациях должны выполняться следующие требования:

банк или кредитная организация должны иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня "АА-" по классификации рейтинговых агентств "Фитч Рейтингс" (Fitch-Ratings) или "Стандарт энд Пурс" (Standard & Poor"s) либо не ниже уровня "Аа3" по классификации рейтингового агентства "Мудис Инвесторс Сервис" (Moody"s Investors Service). Если банку или кредитной организации указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;

нормативы минимального и максимального сроков размещения средств Фонда национального благосостояния на депозитах в банках и кредитных организациях, установленные Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными;

6. При размещении средств Фонда национального благосостояния на депозитах в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" должны выполняться следующие требования:

а) средства могут размещаться на депозитах в российских рублях, долларах США, евро и фунтах стерлингов;

б) максимально допустимая совокупная сумма, в пределах которой средства могут размещаться на депозитах в российских рублях, составляет 955 млрд. рублей, при этом:

до 175 млрд. рублей может быть размещено на депозитах, суммы, сроки и иные существенные условия по которым определяются Министерством финансов Российской Федерации;

до 410 млрд. рублей может быть размещено на депозиты в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на следующих условиях:

до 40 млрд. рублей может быть размещено на депозиты по ставке 6,25 процента годовых сроком до 1 июня 2020 года в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

до 30 млрд. рублей может быть размещено на депозиты по ставке 6,25 процента годовых сроком до 31 декабря 2017 года в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

до 300 млрд. рублей может быть размещено не позднее 31 декабря 2012 года на депозиты по ставке 6,25 процента годовых сроком до 30 декабря 2022 года включительно.

уплата процентов от размещения средств в течение всего срока осуществляется ежеквартально.

возможность досрочного возврата средств допускается с согласия государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", при этом проценты от размещения средств уплачиваются за фактический срок нахождения средств на депозите.

в) суммы и сроки размещения средств определяются Министерством финансов Российской Федерации с учетом указанных требований; размещение средств на депозитах осуществляется Федеральным казначейством по решению Министерства финансов Российской Федерации.

Сведения о размещении средств Фонда национального благосостояния на депозитах в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" опубликованы в подразделе "Статистика".

7. Министерство финансов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к разрешенным финансовым активам в пределах требований, установленных Правительством Российской Федерации. В соответствии с предоставленными Правительством Российской Федерации полномочиями Министерство финансов Российской Федерации утвердило:

1. максимальные доли в общем объеме средств Фонда: в российских рублях - 40%; в иностранной валюте - 100%.

2. нормативную валютную структуру средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте в следующем составе:

3. текущие сроки до погашения выпусков долговых обязательств иностранных государств, долговых обязательств, разрешенных для размещения средств Фонда национального благосостояния:

для долговых обязательств, номинированных в долларах США и евро (кроме долговых обязательств правительства Испании):

Для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов (кроме долговых обязательств правительства Испании):

Для долговых обязательств правительства Испании:

Сроки, указанные выше, действуют на момент приобретения за счет средств Фонда национального благосостояния долговых обязательств либо на момент формирования из долговых обязательств индексов, используемых для расчета сумм процентов, начисляемых на остатки денежных средств на счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в разрешенных иностранных валютах, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

4. перечень иностранных государственных агентств, в долговые обязательства которых могут размещаться средства Фонда национального благосостояния (по согласованию с Центральным банком Российской Федерации):

Австрийский экспортно-импортный банк (Oesterreichische Kontrollbank Aktiengesellschaft, OKB);

Агентство государственного кредитования, Испания (Instituto de Credito Oficial, ICO);

Агентство финансирования автомагистралей и автострад, Австрия (Autobahnen - und Schnellstrassen - Finanzierungs - Aktiengesellschaft, ASFINAG);

Группа банков реконструкции и развития, Германия (Kreditanstalt fur Wiederaufbau Bankengruppe);

Канадское агентство развития экспорта (Export Development Canada, EDC);

Коммунальный банк Нидерландов (Bank Nederlandse Gemeenten, BNG);

Общество среднесрочного финансирования сети железных дорог, Великобритания (Network Rail MTN Finance CLG (Plc));

Сельскохозяйственный рентный банк, Германия (Landwirtschaftliche Rentenbank);

Федеральная корпорация по ипотечному кредитованию жилищного строительства, США (Federal Home Loan Mortgage Corporation, Freddie Mac);

Федеральная национальная ипотечная ассоциация, США (Federal National Mortgage Assosiation, Fannie Mae);

Федеральные банки кредитования жилищного строительства, США (Federal Home Loan Banks, FHLBanks);

Федеральные банки фермерского кредита, США (Federal Farm Credit Banks, FFCB);

Фонд муниципального кредитования, Франция (Dexia Group);

Фонд обслуживания долгов системы социального обеспечения, Франция (Caisse d"Amortissement de la Dette Sociale, CADES);

Французский фонд ипотечного кредитования (Credit Foncier de France, CFF).

5. максимальный номинальный объем приобретенных долговых обязательств одного выпуска:

для долговых обязательств иностранных государств - 25 % номинального объема выпуска;

для долговых обязательств иностранных государственных агентств, центральных банков и международных финансовых организаций - 5 % номинального объема выпуска.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

Налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);

Вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

Вывозных таможенных пошлин на газ природный;

Вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.

Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния .

С 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Другим источником формирования Фонда национального благосостояния являются доходы от управления его средствами.

С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2015 г. доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. обособленный учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета не осуществляется.

Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. порядок проведения расчетов и перечислений средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния приостановлен.


Как уже наверное догадались, речь пойдет о Международных резервах, которые еще называют Золото-валютными резервами, также поговорим и о фондах, которые были образованы при ликвидации Стабилизационного Фонда и разделения его на две части на Фонд национального благосостояния и Резервный Фонд. Поговорить о них, думается, стоит, потому что сегодня выдвигается тезис, что чуть ли не все деньги, получаемые от продажи нефти и газа, Россия возвращает в США, через механизм покупки облигаций государственного займа Правительства США.

Популярные экономисты предлагают в сию же секунду осуществить национализацию Центрального банка и видят в этом великое благо для нашего государства. Находятся и политические деятели, которые под этот простой и понятный для сердца простого человека лозунг о красивой жизни, призывают людей к активным уличным действиям, говоря о вредительской деятельности монетаристов ЦБ. Поэтому хочется разобраться во всех этих резервах и понять, что правда а что ложь в сладких речах экономистов и политиков.

Итак, начнем с фондов - наследников Стабфонда (Фонда национального благосостояния и Резервного фонда).

Бюджетный кодекс РФ говорит следующее.

Статья 96.9. Резервный фонд.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета.размер на 1 февраля 2015 года - 5 864,90 млрд. рублей.

Резервный фонд формируется за счет:

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Размер фонда - 5 101,83 млрд.руб.

Фонд национального благосостояния формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает его нормативной величины.

Средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов:

Долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;
- долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;
- депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях, а также в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», в том числе в целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
- депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации;
- долговые обязательства и акции юридических лиц, в том числе российские ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
- паи (доли участия) инвестиционных фондов.

В целях обеспечения достаточности собственных средств (капитала) государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» до 7 процентов средств Фонда национального благосостояния могут размещаться на депозитах в указанной государственной корпорации.

В целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, до 10 процентов средств Фонда национального благосостояния могут размещаться на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации в российских кредитных организациях.

В Послании Президента В.Путин сказал : "С 2013 года после создания соответствующей управляющей структуры предлагаю часть средств Фонда национального благосостояния – для начала это может быть сумма до 100 миллиардов рублей, некоторые считают, что не менее 100 миллиардов рублей, – нужно вкладывать уже в российские ценные бумаги. Они должны быть связаны с реализацией инфраструктурных проектов».

В чем он виноват ЦБ? В чем виновато руководство страны? Ведь существующая система, сложилась в результате двух мировых войн и геополитической катастрофы - крушения СССР и стран советского лагеря. И система такова нравится она нам или нет.

Хочешь вести международную торговлю - покупай доллары, в которых она осуществляется, покупай специальные права заимствования за доллары, вступай в МВФ и другие международные организации и выполняй их правила.

В чем укор ЦБ? Мы видим, что доходы от продажи нефти идут вовсе не в бюджет США, а на развитие экономики России, на покрытие рисков, связанных с падением цен на нефть (организованное США).

Критика в чем? Призывают отказаться полностью от существующей системы, национализировать ЦБ и запустить эмиссию рубля, не обеспеченную международной резервной валютой – долларом США, облигациями займов МВФ, валютами других стран.

Давайте представим, что мы это сделали. Возникает вопрос: как мы купим нужные для нашей экономики товары, услуги, технологии? За рубли? Но, в существующей системе, для покупки тех или иных нужных для нашей экономики товаров и, услуг, сельхозпродукции, оборудования и прочих необходимых нашей экономике и населению вещей, нужны доллары США. Ведь мы не можем сегодня обеспечить себя на 100 % всем необходимым, и зависим от импортных товаров и услуг, купить которые можно в существующей международной системе лишь за доллары.

С некоторым странами, как например Китай, которым нужны наши ресурсы, и у них есть товары нужные нам, мы можем вести торговлю напрямую, без доллара. Это становится возможным еще и из-за территориальной близости Китая, и высокого уровня его государственного суверенитета.


По официально опубликованным данным Министерства финансов Фонд национального благосостояния России в августе сократился на 2,24 млрд долларов, или 3,07%. В абсолютных цифрах резерв страны оценивается в 70,69 млрд долларов.

Месяцем ранее резервы потеряли 3,9 млрд долларов, или 5,08%. Таким образом Фонд национального благосостояния России и резервы Минфина сокращаются второй месяц подряд. В июне они, наоборот, выросли на 0,58 млрд долларов, что объясняется меньшей волатильностью на финансовых и сырьевых рынках.

Фонд национального благосостояния России: год падения

Общая тенденция снижения стоимости резервов страны окончательно утвердилась с сентября 2014 года. С небольшими коррекциями она продолжается уже двенадцать месяцев. Всего за этот период страна потеряла 21,03 млрд долларов, или 22,9% от Фонда национального благосостояния.

Анализируя эти цифры необходимо учитывать принципиально важный момент. Сегодняшний показатель в 70,69 млрд долларов - это не совсем та сумма, которой Министерство финансов может распорядиться в любую минуту. Важен не только объем денег, но и то, где они в действительности размещаются.

В этих цифрах, номинированных в различных валютах, разобраться сложно, но возможно. Прежде всего, отметим, что деньги находятся на счетах в Банке России, и это стопроцентный реальный резерв, доступный в любое время. А также часть из них передана тем или иным структурам, в основном, банкам с государственным участиям для дальнейшего кредитования финансового и реального сектора.

На счетах ЦБ РФ Фонд резервного благосостояния России и резервы Минфина размещены в трех валютах: 20,98 млрд долларов США, 29,9 млрд евро и 40,3 млрд фунтов стерлингов. При пересчете в одну денежную единицу по текущему курсу получается, что их реальная стоимость составляет 60,8 млрд долларов. А, соответственно, 9,88 млрд долларов хотя и числятся на балансе, но фактически уже истрачены на те или иные цели.

Основные получатели денег из Фонда национального благосостояния России и из резервного фонда Минфина - Внешэкономбанк, иностранные эмитенты, среди которых есть такие, к которым не предъявляются требования к рейтингу о долгосрочной кредитоспособности, то есть это явно не вклады в первоклассные государственные займы развитых стран, а также так называемые самоокупаемые национальные проекты. Кроме того, активы вкладываются, согласно официальному отчету Минфина, в привилегированные акции кредитных организаций.

Финансирование дефицита бюджета за счет эмиссии

Новой вехой в финансовой политике кризисного периода стало эмиссионное финансирование бюджетного дефицита. Причем делается это с использованием резервов. Вовлечен в подобные операции оказывается и Фонд национального благосостояния России.

Схема эмиссионного финансирования выглядит на сегодняшний день так. Резервный фонд продает валюту Банку России. В результате значение суммарной позиции этих двух организаций не меняется. Но при этом ЦБ РФ проводит эмиссию соответствующей суммы денег и выдает их Минфину, зачисляя на единый счет федерального бюджета для финансирования дефицита.

Особо стоит отметить, что конвертация валюты производится при таких операциях вне биржи, и остается скрытой от участников рынка до опубликования отчетности, которая обнародуется с задержкой на один месяц.

Впервые такая схема была использована, согласно сведений из открытых источников, в феврале 2015 года. Тогда Фонд национального благосостояния РФ продал валюту на 500 млрд рублей, которые оказались зачислили в бюджет и потратили на текущие цели.

Второй раз операцию провели в июле - на 200 млрд рублей. Третий раз, по сведениям из открытых источников, в августе, еще на 200 млрд рублей. Итого суммарно с начала года объем эмиссионного финансирования расходов федерального бюджета уже составил 900 млрд рублей.

Дефицит бюджета РФ в 2015 году составляет приблизительно 3 трлн рублей. По некоторым данным, при помощи эмиссии планируется покрыть его весь. При этом официальные источники утверждают, что эмиссия такой суммы не вызовет дополнительного давления на курс национальной валюты и не приведет к всплеску инфляции.

К сожалению, экономическая теория говорит об обратном. Причем объем искусственного увеличения денежной массы, скорее всего, будет иметь не прямое воздействие на цены один к одному, а станет своего рода отправной точкой для показателя инфляции в ближайшем будущем.

Фонд национального благосостояния России: на сколько хватит

Ни один серьезный аналитик на сегодняшний день не наблюдает и не заявляет о признаках выхода страны из кризиса. Если, разумеется, не брать в расчет официальные заявления представителей власти, но надо понимать, что у них такая работа: успокаивать население и представителей бизнеса.

На сегодняшний день официальные данные говорят о том, что Фонд национального благосостояния и резервы Минфина оцениваются в 70,69 млрд формально, но на самом деле, для дальнейшего поддержания экономики доступно 60,9 млрд долларов. В год расходуется около 20 млрд долларов. При этом надо учитывать, что затраты могут происходить неравномерно.

Основные выплаты по внешним долгам за год предстоят в конце 2015 и в начале 2016 года. Летом в этом плане ситуация была менее напряженной. Таким образом, стоит ожидать ускорение темпов расходования резервов.

Кроме того, потребность в деньгах зависит не только от реального состояния экономики, но и от не всегда поддающегося точному расчету фактора: от уровня доверия к власти и финансовым органам. По мере исчерпания резервов давление на финансовые рынки только усилится, а значит, потребуется больше финансовых средств на поддержание относительной стабильности.

В итоге можно сделать предположение, что активов страны в целом на ближайший год должно оказаться достаточно. Но это только при сохранении неизменными двух важных параметров. Во-первых, цена нефти, а значит, и объем пополнения резервов, сохранится на уровне около 50 долларов за баррель. Во-вторых, не будут предприниматься попытки удержать курс национальной валюты на том или ином уровне. То есть рубль продолжит и далее свободное падение.

При этом, в том числе и благодаря эмиссионному финансированию дефицита бюджета, инфляция также должна сохраниться на высоком уровне.

Новое на сайте

>

Самое популярное