Домой Виды займов Государство как субъект рыночной экономики. Рынок: его сущность, функции, структура

Государство как субъект рыночной экономики. Рынок: его сущность, функции, структура

Основные субъекты рыночной экономики:

I. Экономические агенты- субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

1) Домохозяйства- это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая снабжает экономику ресурсами (труд, земля, капитал) и использует полученные доходы на приобретение товаров и услуг.

Черты домохозяйства:

Обеспечивает производство и воспроизводство капитала.

Самостоятельно принимает единичное решение, как если бы оно состояло из 1 человека

Являются владельцами факторов производства, принимает решение о продаже их фирмам

Цель : максимально удовлетворить свои потребности при ограниченном бюджете

Классификация по следующим критериям:

· Наличие или отсутствие семейных отношений:

1. Семейные (полные,неполные) 2.Несемейные

· По территориальному размещению:

· По экономической активности и занятости

· По размерам и видам располагаемого дохода

· По образовательному статусу

· По характеру и видам полученных дотаций(межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования)

· По располагаемым ресурсам

· По характеру поведения в различных экономических системах (командная - поиск дефицитных товаров, рыночная - максимизация полезности, переходная - выживание)

Вывод: понятие домохоз-во не тождественно понятию семья; дея-ть семьи включает множество измерений, а дея-ть домохоз-ва включает только одну сферу - экономическую.

2) Фирмы – это экономические единицы, нанимающие ресурсы для создания материальных благ и оказания услуг.

Черты фирмы:

Каждая фирма принимает единичное решение

Фирма является полноправным пользователем факторов производства

Цель : максимизация прибыли

Классификация:

· По организационно-правовым формам предприним. дея-ти:

1.Частно-предпринимательская (ИП)

2.Товарищество

4.Корпорации

· По уровню развития специализации и охвату деятельности

2.Средние

3.Крупные

· По направлениям вложения капитала и деятельности:

1.Венчурные -учреждаются крупными компаниями или небольшими группами людей, занимаются инновациями в сфере научных исследований, технологий, продуктов и тд.

2.Инжиниринговые -осуществляют консультационные услуги по проектированию, подготовке, обеспечению процесса производства, реализации продукции строительства, эксплуатации промышленных зданий и др объектов.

3.Торгово-посреднические -торговые, дистрибьюторские фирмы(оптовые и розничные).

· По характеру поведения в разных экономических системах (плановая - выполнить план, рыночная - максимизация прибыли, переходная - выживание)

3) Государство - рассматривается в широком смысле и включает в себя все правительственные учреждения, имеющие политическую и юридическую власть для контроля над рынком и хоз. субъектами.

Цель : достижение социальной стабильности и рост национального богатства

II. В микроэконоике рассматривается поведение двух субъектов: фирм и домохозяйств.

Экономический кругооборот- круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.

Схема экономического кругооборота .

Внешний контур показывает передвижение потоков платежей в денежном выражении, внутренний - физическое передвижение товаров и факторов производства.

Кругооборот спроса и предложения может быть конкретизирован с учетом движения ресурсов, потребительских благ и доходов. Спрос домохозяйств выражается в расходах на потребительские товары. Продажа этих товаров и услуг составляет выручку фирмы. Покупка ресурсов, необходимых для этого, составляет издержки фирмы. Домохозяйства, поставляя необходимые ресурсы, получают денежные доходы.

Простая модель несколько идеализирует реальную действительность, так как:

во-первых не учитывает накопление как благ, так и денежных ресурсов, а так же возможность выпадения ресурсов из кругооборота

во-вторых , схема абстрагируется от роли государства

в-третьих , модель кругооборота может быть уточнена путем включения в нее международной торговли.

Модель экономического кругооборота имеет важное значение не только для понимания механизма функционирования рыночной экономики, но и для исследования специфики функционирования различных экономических систем.

Законы рынка: Спрос, функция спроса, закон спроса. Неценовые детерминанты. Парадоксы закона спроса.

Спрос - платежеспособная потребность.

Объем спроса - максимальное количество товаров, которое готов приобрести покупатель в данный период времени при сложившемся уровне цен и при прочих равных условиях.

Функция спроса - зависимость объема спроса от цены.

Функция спроса от цены может быть задана тремя способами:

1. Табличным

2. Аналитическим

3. Графическим - линия спроса

1) Если перемещаться по точкам вдоль кривой, изменится только объем спроса. Спрос изменяется под действием неценовых факторов. При увеличении спроса кривая сдвигается вправо вверх.

2) В основе закона спроса лежит психология покупателя, который желает приобрести большее количество товаров по более низкой цене.

3) Действие законно спроса связано с эффектом дохода - при снижении цены и неизменном доходе покупательная способность увеличивается. С эффектом дохода связан эффект замещения -если увеличится цена на один товар, то покупатель заменит его более дешевым аналогичным товаром.

Товары подразделяются на:

а. Нормальные(качественные)- >I >D

б. Некачественный(товар низкой категории) >I

в. Нейтральный - спрос не меняется

г. Товары-субституты (рост цены на один =>рост спроса и,как следствие, цены на другой)

д. Товары-комлементы (рост цены на один =>снижение спроса на другой)

Закон спроса.

1.Первой особенностью закона спроса является обратная зависимость между ценой и объемом спроса .

2.Закон спроса выявляет тенденцию постепенного убывания спроса на один и тот же товар, т.к. действует закон убывающей предельной полезности.

3. Взаимосвязь цены и спроса можно рассматривать в обратном направлении (объем спроса сокращается =>цена растет). В этом случае кривая спроса показывает, какую максимальную цену готов заплатить покупатель за данное кол-во товара(цена спроса ).

Неценовые детерминанты:

Доход покупателя

Ожидания покупателя экономического и неэкономического характера

Объективные условия потребления (кол-во покупателей, покупательная способность)

Наличие или отсутствие товаров-субститутов

Наличие или отсутствие товаров-комплементов

Вкусы и предпочтения покупателей


Парадоксы закона спроса:

Парадокс Гиффена

Н азван так в честь английского экономиста Роберта Гиффена (1837-1910). Этот экономист обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в) объем спроса на картофель, цена которого выросла, существенно увеличился. Гиффен связал это с тем, что в бюджете бедных семей расходы на картофель занимали значительную долю. Люди побоялись, что картофель исчезнет с прилавков или очень подорожает. Повышение цен на данный товар приводило к тому, что реальные доходы этих слоев падали, и они вынуждены были сокращать покупки прочих товаров, увеличивая потребление картофеля, чтобы выжить и не умереть от голода. В силу этого кривая спроса на картофель имела "восходящий" вид.

2. Существуют также"мнимые" исключения из закона спроса, когда неискушенный исследователь рынка путает происходящие изменения в спросе с изменениями величины спроса. Примером может служить формально появляющаяся на рынке прямая зависимость между ценой и объемами спроса:

§ когда цена является признаком качества для потребителя;

§ когда цена служит мерилом престижности товара(эффект Веблена).

Для всех этих случаев происходит смещение кривой спроса вправо при росте цен, и следовательно, общий закон спроса сохраняет свое значение.

21. Законы рынка: Предложение, функция предложения, закон предложения. Неценовые детерминанты.

Предложение -это готовность владельцев товара продать его по определенной цене.

Объем предложения определяется максимальным количеством товара, приготовленного для продажи в данный период времени и при сложившемся уровне цен.

Функция S определяет зависимость предложения от влияющих на него различных факторов. Показывает зависимость между объемом предложения и ценой.

Функция предложения может быть задана одним из трех способов:

а) Табличным

б) Аналитическим

в) Графическим

Закон предложения.

1) Особенность закона предложения в прямой зависимости объема предложения и цены .

2) Объем предложения - это поток товаров, поэтому необходимо знать условия, в которых находится производитель и к какому периоду t относится данная величина.

3) Функция предложения осуществляется только в том случае, если рыночная цена не только возместит издержки. Но и принесет прибыль, поэтому площадь ниже кривой S можно рассматривать как альтернативу со знаком +, а выше–альтернативу со знаком -.

В современных условиях рыночная система хозяйства из саморегулирующейся трансформировалась в регулируемую, что привело к усложнению ее субъективной структуры. Субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители продукции; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг; торговцы и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято делить на четыре группы: домашние хозяйства, предприятия, банки и государство (правительство).

Домашние хозяйства представляют собой хозяйственную (экономическую) единицу, которая функционирует в потребительской сфере экономики и может состоять из одного или нескольких лиц. Эта единица является собственником и поставщиком, в основном, человеческого фактора производства и ее цель связана с обеспечением наиболее полного удовлетворения личных потребностей.

Предприятие (фирма) - эта экономическая единица вырабатывает товары или услуги для продажи, принимает самостоятельные решения, стремится к получению наибольшего дохода (прибыли) путем наилучшего использования привлеченных и собственных факторов производства. За свою деятельность этот многочисленный субъект рыночной экономики несет полную ответственность. Получаемая прибыль идет в личный доход и на совершенствование и расширение производства, на выплату налогов.

Банки - это финансово-кредитные учреждения, регулирующие движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики. Они осуществляют посреднические функции в сфере движения финансов, аккумулируют на своих счетах денежные средства предприятий и домохозяйств и выгодно размещают их, кредитуя те же предприятия и домохозяйства.

Государство как субъект рыночных отношений представлено всеми своими контролирующими, регулирующими и охранительными учреждениями, осуществляющими власть над хозяйственными субъектами для достижения общественных целей, обеспечения экономического и социального прогресса общества.

Если оценивать экономические цели современной системы хозяйствования в масштабе всего общества, то их можно свести к следующим основным положениям:

  • 1. Обеспечение экономического роста и более высокого уровня и качества жизни населения.
  • 2. Повышение эффективности использования ограниченных производственных ресурсов в масштабе всего общества, то есть достижения наилучших результатов при минимальных затратах.
  • 3. Достижение полной занятости трудоспособного населения. Все кто может и желает работать должны быть обеспечены рабочими местами.
  • 4. Стабильный уровень цен. Постоянно изменяющиеся цены ведут к изменению поведения людей и предприятий, создают напряженность и неуверенность в экономической деятельности.
  • 5. Экономическая свобода. Все хозяйствующие субъекты должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.
  • 6. Справедливое распределение доходов. Мы уже говорили, что справедливость в распределительных отношениях не означает уравниловки. Она заключается в том, чтобы на равный капитал и равный труд обеспечивался равный доход и чтобы ни одна группа населения не пребывала в нищете при чрезмерной роскоши других.
  • 7. Поддержание разумного соотношения экспорта и импорта, то есть по возможности активного торгового баланса в международных экономических и финансовых отношениях.

Таковы в общих чертах основы и характерные признаки рыночной экономики.

Система рынков - совокупность всех видов рынков, характеризующихся разнообразными критериями и признаками.

Рынки функционируют на разных уровнях, во всех сферах и видах деятельности, в различных регионах страны. Поэтому система рынков сложна и многообразна. С точки зрения соответствия законодательству выделяют типы рынков:

  • - легальный (официальный);
  • - нелегальный (теневой),

Нелегальный рынок - неотъемлемый элемент теневой экономики, под которой понимается незаконная и незарегистрированная деятельность.

Различают два типа рынка: совершенной и несовершенной конкуренции.

Несмотря на специфичность каждого рынка, все они не только взаимосвязаны, но и взаимообусловливают друг друга.

Каждый производитель, намереваясь расширить свое производство, может рассчитывать на то количество средств производства, капиталов и работников, которое могут предоставить ему соответствующие рынки. На каждом из них, в свою очередь, принимается во внимание спрос и предложение, существующие на соседних рынках. Экономическая жизнь в обществе протекает на двух уровнях:

  • - микроэкономическом, который характеризует поведение хозяйствующих субъектов при обмене;
  • - макроэкономическом, характеризующем ход воспроизводства (в том числе рыночную ситуацию) в масштабе всего народного хозяйства (национальной экономики).

Рыночная система функционирует эффективно в условиях многообразия форм собственности, свободы поведения хозяйствующих субъектов, их ответственности за результаты своей деятельности, свободного ценообразования, конкуренции производителей, оптимального участия государства в регулировании рыночных процессов с помощью соответствующих экономических рычагов. На внутренний рынок в условиях интеграции национальных экономик воздействует система мирохозяйственных связей, которые определили содержание гипермакроэкономики.

Структура рынка включает виды рынков в зависимости от ряда критериев.

Но все рынки взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга:

  • 1. По объектам рыночных отношений:
    • - товаров и услуг;
    • - средств производства;
    • - рабочей силы;
    • - ссудного капитала;
    • - финансов;
    • - ценных бумаг.
  • 2. По географическому положению:
    • - местный;
    • - региональный;
    • - национальный;
    • - мировой.
  • 3. По проявлению конкуренции:
    • - свободный;
    • - монополистической конкуренции;
    • - олигополический;
    • - монопольный (монопсонный).
  • 4. По объему продаж:
    • - розничный;
    • - оптовый.
  • 5. По механизму регулирования:
    • - совершенной конкуренции;
    • - несовершенной конкуренции;
    • - регулируемый (под контролем государства).

Таким образом, рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных рынков, как бы элементов единого большого рынка. Это, прежде всего, рынки ресурсов, а также другие. В свою очередь, эти рынки разбиваются на более узкие и т.д. Рынок выполняет ряд существенных функций: информационную, посредническую, ценообразующую, регулирующую, санирующую. Наличие постоянного противоречия между безграничными потребностями и ограниченностью ресурсов выдвигает перед всеми хозяйствами следующие основные взаимосвязанные проблемы:

  • 1. Что производить - это принятие решений о том, какие из возможных благ, какого качества, в каком количестве и когда должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время.
  • 2. Как производить, или принятие решения о том, кем, из каких ограниченных ресурсов и их комбинаций и при помощи, каких технологий будут произведены выбранные из возможных вариантов блага и услуги.
  • 3. Для кого производить - это проблема, решающая, кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими потребитель.

Решение этой проблемы связано с использованием национального продукта, его долей в разных слоях общества, числом богатых и бедных и так далее.

Перечисленные проблемы существуют во всех экономических системах, но в каждой из них они решаются по-разному. При административно-командной экономике государство берет на себя решение всех этих проблем (что, как и для кого) путем воздействия на производство, распределение, обмен и потребление через централизованную систему планов. В экономической системе с развитыми рыночными отношениями указанные проблемы (что, как и для кого) решаются через рыночный механизм посредством цен, спроса и предложения, конкуренции, прибылей и убытков. Каждый хозяйствующий субъект рыночной экономики исходит при производстве товаров из условий конкуренции и возможностей получения наибольшей прибыли, использует средства производства и ресурсы, которые требуют меньше затрат (решение вопроса: как производить), а продажа произведенных товаров и их потребление (для кого производить) определяются в соответствии с доходами различных групп населения (их бюджетами).

Важным условием развития экономической системы при использовании рыночного механизма является наличие свободы предпринимательства и выбора.

Потребители должны покупать-то, что они предпочитают, предприятия - производить и реализовать то, что они считают целесообразным, поставщики ресурсов по собственному выбору решают, куда направлять имеющиеся у них людские и материальные ресурсы.

Экономическая действительность характеризуется многочисленными противоположными интересами: покупатели стремятся купить недорогие товары при высокой ответственности продавцов, а продавцы желают продать товары по более высоким ценам и при меньшей ответственности; работники стремятся к приятной работе и высокой заработной плате, а работодатели заинтересованы в обеспечении высокой производительности при возможно низкой заработной плате и так далее. Каждый из участников экономического процесса стремится получить свою выгоду: продавец - добиться возможно большей прибыли, потребитель - получить свою выгоду. Разрешение указанных и многих других противоречий, исключение хаоса, который могла бы породить свобода предпринимательства и выбора, обеспечивает система рынков, цен и фактор конкуренции.

Система рыночных отношений представляет собой механизм, который выполняет функции по оповещению потребителей, производителей и поставщиков ресурсов о решениях, которые принял каждый из участников этих отношений, по оптимизации этих решений, синхронизации изменений, обеспечению согласованных действий и тому подобное. Взаимодействующие решения участников хозяйственной деятельности (покупателей и продавцов) определяют систему цен на продукцию и ресурсы в каждый данный момент времени. Производители ориентируются на выпуск только той продукции, производство которой побразовать нормальную прибыль. Другой подход к производству продукции неприемлем.

Таким образом, сущность и позитивные функции рынка, лежащие в основе рыночной экономики, делают такую систему хозяйствования, в принципе, достаточно эффективной. Однако, рыночные отношения не являются абсолютно совершенными. Существуют и недостатки рынка. В условиях развитых рыночных отношений существует приоритет потребителя. Ориентация на прибыль и боязнь убытков заставляет хозяйствующих субъектов и поставщиков ресурсов ориентироваться в своей деятельности на требования потребителей. Рыночная система хозяйствования через свой механизм обеспечивает:

  • 1. Применение наиболее производительной технологии, которая позволяет добиваться наименьших издержек.
  • 2. Информирование поставщиков ресурсов и предпринимателей об изменениях в спросе, и тем самым осуществляется коррекция в распределении ресурсов.
  • 3. Сочетание личных и общественных интересов. Через конкуренцию оказывается воздействие «невидимой рукой» на корыстные мотивы предприятий и поставщиков ресурсов так, чтобы стимулировать заинтересованность в эффективном использовании ограниченных ресурсов.

Основное достоинство конкурентной рыночной системы - это ее постоянное стимулирование эффективности производства. «Экономика производит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате децентрализованных решений, а не централизованного решения правительства»

Приведенные выше положения позволяют сделать следующие выводы:

  • 1. Рыночная экономика представляет собой такую форму организации хозяйственной деятельности, при которой взаимодействие всех хозяйствующих субъектов и решение трех основных проблем экономики (что, как и для кого производить) обеспечивается через воздействие рынка и его механизмов.
  • 2. Отличительной особенностью рыночной системы является ее способность перестраиваться и приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий.
  • 3. Рыночная система лучше других приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете для более полного удовлетворения потребностей общества.

Для любой рыночной системы обязательно наличие таких условий, как: право на частную собственность, свобода заключения сделок, потребления конкуренции, образования цен и свободный выбор профессии, места работы и занятий. Основой этой системы является рынок, который за длительный период убедительно доказал свои преимущества в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности. Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а часто и их антагонизм неизбежно ведут к возникновению и обострению многих противоречий, затрагивающих все важнейшие ступени существования и развития общества.

У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки (несовершенства).

Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.

Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.

В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, т.е. делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления.

Все эти негативные свойства рынка проявляются и в переходной экономике, что подтверждает опыт России. Вместе с тем эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры государственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а также меры социальной политики.

Функционирование экономической системы, ее равновесие и динамика обеспечивается деятельностью «рыночных институтов» - специализированных организаций, функционирующих в рамках особого рынка. В наше время эти институты связаны между собой и зависят друг от друга. Рынок товаров и услуг представляют: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки и аукционы, фирмы, занимающиеся сбором, обработкой и снабжением информацией участников рыночных отношений; рекламой, маркетингом, различные посреднические компании, сервисные службы и т.д.

Тема 5.

Основные субъекты рыночной экономики.
В современных условиях рыночная система хозяйствования характеризуется множеством рыночных субъектов. К ним относятся:


  • предприниматели;

  • работники, продающие свой труд;

  • конечные потребители;

  • владельцы ссудного капитала;

  • собственники ценных бумаг;

  • торговцы;

  • домохозяйства;

  • государство и т.д.

Все это свидетельствует о достаточно сложной субъектной структуре рыночного хозяйства.

Субъектная структура рыночного хозяйства – это система взаимоотношений между множеством субъектов, выражающая их цели, равноправные, но встречно согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения товаров и услуг.
Чтобы как-то упростить анализ субъектной структуры рыночной экономики, выделяют 4 основные агрегированные (укрупненные) группы субъектов рыночного хозяйства:


  • домашние хозяйства,

  • предприятия (фирмы),

  • банки,

  • государство (см. рис. 1).

Рис. 1 Субъекты рыночного хозяйства
Из схемы видно, что все рыночные субъекты находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии.
Домохозяйство и семья как субъекты рыночной экономики. Семейный бюджет
Семья , или более обобщенно домашнее хозяйство , в рыночной экономике представляет собой экономическую единицу в составе одного или нескольких лиц, которая самостоятельно принимает решения, стремится максимальному удовлетворению своих потребностей, отдавая им определенные предпочтения, является собственником какого-либо фактора производства (чаще всего рабочей силы), обеспечивает производство воспроизводство «человеческого капитала».
Семья – это, как правило, осознанно организованная на основе родственных связей и общности быта малая группа людей, жизненная деятельность которых направлена на реализацию социальных, экономических и духовных потребностей индивида, самой семьи и общества в целом.

В любом известном обществе семья всегда оставалась главной силой в производстве и распределении товаров и услуг.
Семья испытывает на себе влияние экономических, правовых, идеологических, нравственных отношений. Традиционно семья начинается с брака. Браки, можно сказать, совершаются на «рынке», который «предназначает» мужчин и женщин друг другу или оставляет их одинокими до появления лучших возможностей.

Брак можно определить по-разному, но в западной экономической литературе брак иногда рассматривают как принудительно-правовой контракт между мужчиной и женщиной. Каждая сторона явно или косвенно берет определенные обязательства в рамках семьи, признавая определенные права и привилегии друг друга и явно или косвенно соглашаясь с правилами принятия решений, закрепленными в контракте. Возможно, главная цель свиданий и помолвок на самом деле в том, чтобы дать парам шанс выбрать правила и разработать контракт, по которому каждый согласен жить. Без развития таких положений или при их неопределенности в будущем могут возникнуть значительные разногласия, которые окончатся разводом.

Роль суда в процессе развода немаловажна и также имеет экономические последствия. Вмешательство суда гарантирует мужу и жене некоторые права собственности на семейные активы, материальные и нематериальные. В этих условиях муж и жена заинтересованы инвестировать свое время и другие ресурсы в развитие семейных активов и строительство крепких материальных отношений. Семья является инвестиционным проектом в смысле получения отдачи через ряд лет.
Издержки и выгоды брака.
Поведение людей, касающееся брака, рационально . Это, конечно, означает, что, выбирая супруга, оба пола максимизируют свои полезности.
Это также означает, что в процессе вступления в брак каждый индивид должен задать себе два фундаментальных вопроса:


  • Каковы в целом издержки и выгоды брака по сравнению с холостой жизнью;

  • Как долго и упорно должен он или она искать подходящего партнера с учетом этих издержек и выгод?

Взвешивая все за и против, индивид должен считаться с несколькими важными соображениями относительно издержек брака. Самое главное для многих – потеря (цена) независимости. Люди никогда не бывают полностью свободны, делать то, что они хотят: они должны учитывать влияние своих действий на других.

Члены семьи в основном готовы к будущим издержкам, включая сложность и длительность выработки решения. Это происходит потому, что согласия труднее достичь при большем числе участников.

Семья вовлечена в производство товаров и услуг, разделяемых между всеми ее членами. Эти вещи доступны в одинаковом количестве и качестве всем. Общие товары могут не соответствовать полностью вкусам ни одного из индивидов, но это товары, которые все согласны купить. В таких случаях, а их множество, индивиду приходится нести издержки неполучения товара в количестве и качестве, наиболее полно удовлетворяющем его предпочтения.
Поскольку решения в семье принимаются демократически, ее члены должны иметь право голоса в распределении бремени производства благ, когда определяется, кто вкладывает денежный доход, время или усилия в общую копилку. Семья может облагать налогом своих членов, как любой коллективный правящий орган. Любой член семьи может быть принужден платить за коллективные блага и проекты, с которыми не согласен. Это можно считать потенциальными издержками члена семьи, о чем свидетельствуют порой возражения не желающих выполнять ту или иную работу.
Другие издержки, связанные с браком, включают риск роста сильных эмоциональных связей с группой индивидов и отказ от возможности встреч и общения с другими людьми. Издержки женитьбы на одном лице можно рассматривать, как утрату возможности жениться на ком-либо другом, кто мог быть желаемой парой, но не встретился вовремя. Список издержек можно продолжить.
Выгоды брака и семьи вытекают главным образом из ее способности производить желаемые товары и услуги:


  • Первое – супруги имеют возможность производить вещи, невозможные во внебрачной ситуации. Этот перечень может включать детей (по крайней мере, законнорожденных), престиж и статус, которые могут влиять на занятость и круг друзей, солидность компании, всегда доступный семейный секс и семейную жизнь в целом. Без сомнения, многие из этих благ можно иметь в определенном качестве и количестве и вне семьи, но внутри семьи они приобретают определенные свойства и поэтому ценны для людей.

  • Второе – семья, функционирующая как отдельное домашнее хозяйство с участием более одного индивида, может производить товары и услуги гораздо эффективнее, чем несколько домохозяйств с одним индивидом в каждом. Это происходит благодаря экономии за счет масштабов.

Экономическая роль семьи и домохозяйства.
Экономическая роль семьи в рыночных отношениях чрезвычайно сложна. Семья решает многообразные проблемы ведения домашнего хозяйства, семейного бизнеса, воспроизводства рабочей силы, обеспечения необходимого уровня потребительского спроса, создания инвестиционного потенциала и другие.

Социально-экономический статус семьи – это интегральный показатель, который отражает в семейных отношениях особенности социально-политического устройства государства, его правовые основы, уровень развития экономики, культуры и общественного самосознания.

Значение семьи, ее роль в рыночной экономике можно представить схематически (см. рис.2)


Рис.2
Внешний контур, образованный стрелками, характеризует движение доходов и расходов домохозяйств и фирм в денежной форме. Внутренний контур показывает движение товаров и услуг и ресурсов. Схема (рис. 2) свидетельствует о том, что суммарная величина продаж фирм равна суммарной величине доходов домохозяйств, общая величина платежей в верхней и нижней частях внешнего контура одна и та же. Причем равенство доходов и расходов относится к экономике в целом, а не к отдельному домашнему хозяйству. Домохозяйства снабжают рыночную экономику факторами производства (труд, капитал, земля, предпринимательские способности), поставляют их на рынок ресурсов и полученные за них деньги (денежный доход) используют с целью приобретения товаров и услуг (потребительские расходы) для удовлетворения своих потребностей. Семья в данной схеме находится в центре рыночной экономики, определяет в той или иной степени функционирование домохозяйств и фирм, рынков ресурсов, товаров и услуг. Включаясь в круговорот рыночной экономики, семья выполняет самые разные функции.
Функции семьи.
Функции семьи многообразны. Они затрагивают все важнейшие секторы деятельности общества и во многом определяют социально-экономические процессы, происходящие в нем.

Функции семьи на всех стадиях формирования и функционирования «человеческого капитала» взаимосвязаны. Например, снижение детородной функции уменьшает трудовой потенциал семьи, ослабляет ее производственные возможности и может отрицательно сказаться на воспитательной роли. (рис. 3).

Рис. 3 Функции семьи по формированию человеческого капитала

Рассмотрим подробнее детородную функцию . Согласно современной западной экономической теории дети являются экономическими благами . Обеспечивая своих родителей и родственников значительными выгодами , они выступают результатом постоянно развивающегося процесса производства, включающего расходование ресурсов. С экономической точки зрения дети представляют источник потребления и объект инвестиций.
Дети – это особое экономическое благо, ибо они приносят значительно больше эмоций, риска и неопределенности, чем покупка какого-либо товара. Родители не могут увидеть благо (ребенка) до покупки.
Функция социализации означает включение человека в общественную систему посредством образования, услуг в области здравоохранения, воспитания детей, культуры и т.д. при помощи государства. Это проявляется в многообразии социальных услуг населению в рыночной экономике. К таким услугам относятся: меры по трудоустройству, страхование по безработице, содействие получению образования, социальная помощь, охрана труда женщин и несовершеннолетних, пособие на аренду жилья, пенсионное страхование и т.д.

На современном этапе развития общества повышается значениереакционной функции , поскольку человек интенсивно работающий, прежде всего, умственно, должен иметь больше возможностей для восстановления работоспособности, соединения со средой обитания.

Ведение домашнего хозяйства представляет собой форму производственной деятельности семьи. В домашнем хозяйстве создаются услуги и продукция, предназначенные для удовлетворения потребностей данной семьи.
К немаловажным функциям семьи относятся:


  • организация семейного бизнеса,

  • индивидуальная деятельность семьи,

  • корпоративные формы участия семьи в рыночном хозяйстве и т.д.

Семейный бюджет
Создание нормальных условий для производства человеческого фактора требует формирования и эффективного использования семейного бюджета.

Семейный бюджет делится на 2 части:


  • доходы,

  • расходы.

Доходы включают:


  • заработную плату;

  • предпринимательский доход;

  • доходы от собственности (рента, процент, дивиденды и т.д.)

  • государственные трансфертные платежи (пенсии, стипендии, пособия, бесплатные услуги в области здравоохранения, образования);

  • доходы от прочих источников (наследство).

Расходы семейного бюджета состоят из следующих статей:


  • соцстрахование;

  • налоги;

  • питание и вкусовые товары;

  • одежда и обувь;

  • квартплата;

  • электричество;

  • мебель, бытовые приборы;

  • транспорт;

  • промтовары;

  • образование, развлечения;

  • досуг и путешествия;

  • пожертвования и взносы в общественные организации;

  • прочие расходы;

  • накопления (сбережения).

Среди доходов населения наибольший удельный вес в большинстве семей составляет зарплата и предпринимательский доход.
Экономический кругооборот (circular flow) – это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.

Фирма (предприятие) как потребитель ресурсов и поставщик готовой продукции. Организационно-экономические формы предприятия.
Фирма (предприятие) представляет собой хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства.

На государственных предприятиях в качестве организатора производства и учредителя выступает государство или муниципалитет. Обычно государственная предпринимательская деятельность охватывает те сферы экономики, где чрезмерно большие первоначальные капиталовложения, либо очень большие сроки окупаемости, либо заведомо убыточное производство необходимой обществу продукции.
Частные фирмы выступают в самых разнообразных формах:


  • единоличные фирмы, где собственником капитала является один человек;

  • товарищество или партнерство на паях, где соединяется капитал нескольких лиц;

  • акционерные общества (корпорации), где пай каждого подтверждается ценной бумагой - акцией.

Особой организационно-экономической формой в рыночной экономике выступают кооперативы , которые представляют собой общества, объединения. Деятельность их направлена на оказание помощи членам кооператива
Наиболее распространенной формой предприятия в современной развитой рыночной системе хозяйства являются акционерные компании , под которыми понимается объединение лиц, делающих денежные взносы в общий акционерный капитал, использующих его в предпринимательской деятельности и совместно получающих доходы или несущих бремя убытков

Широкое распространение в развитых странах получали корпорации (общества с ограниченной ответственностью, в которых совладельцы фирмы отвечают по обязательствам лишь в объеме имущества самой фирмы).

В зависимости от вида выпускаемых акций, организации их оборота на рынке различают закрытые и открытые акционерные общества.
Закрытые общества и общества с ограниченной ответственностью – эти термины почти идентичны по содержанию. Их акции размещаются в закрытом порядке по предварительной подписке среди заранее выработанных учредителями возможных владельцев акций. Общества и акционеры несут ответственность по своим обязательствам только внесенным капиталом.
Открытые общества (общества с неограниченной ответственностью) выпускают акции, которые могут покупаться и продаваться без каких-либо ограничений. Общества и акционеры несут ответственность по обязательствам всем имуществом общества (уставной капитал, резервный и страховой фонды и др.). Различные виды акций и их оборота, а также самих обществ делают акционерную форму организации хозяйства высоко адаптивной к различным условиям хозяйствования.

Каждая из основных организационно-экономических форм предпринимательства имеет свои недостатки и достоинства (табл. 1), которые необходимо учитывать при выборе формы предпринимательской деятельности.

Достоинства и недостатки основных организационно-экономических правовых форм предпринимательской деятельности


Формы предпринимательства

Достоинства

Недостатки

Единоличные хозяйства

  • полная самостоятельность, свобода и оперативность действий;

  • максимальный интерес в получении дохода;

  • конфиденциальность деятельности

  • трудности привлечения больших капиталов;

  • неопределенность сроков деятельности;

  • ограниченная ответственность за убытки;

  • необходимость совмещения всех управленческих специальностей

Товарищества

  • финансовая сила;

  • свобода и оперативность действий;

  • коллективное управление

  • неограниченная ответственность партнеров;

  • непостоянство и зависимость партнеров друг от друга

Акционерные общества

  • возможность широкого привлечения дополнительного капитала;

  • профессиональное управление;

  • ограниченная ответственность акционеров

  • строгий контроль за деятельностью общества;

  • громоздкость управления и низкая оперативность действий;

  • склонность к монополизации деятельности

Таблица 1.
В зависимости от юридического статуса, степени экономической самостоятельности, характера взаимосвязей между компаниями и подразделениями выделяют: концерны, конгломераты, и финансовые группы.
Концерны – это такая форма организации бизнеса, когда в одно целое объединяются юридически самостоятельные компании на основе финансового контроля. Возможность контроля определяется собственностью на пакет акций фирм, входящих в концерн. Часто в концерне формируется единый центр контроля – холдинговая копания, которая разрабатывает общую стратегию, ставит перед компаниями конкретные задачи, достаточно жестко контролирует их выполнение.
Конгломерат представляет собой группу юридически самостоятельных компаний, принадлежащих одному владельцу. Они проводят независимую друг от друга экономическую политику. Конгломераты, объединяя не связанные между собой экономически и юридически фирмы, как правило, неустойчивы, они быстро возникают и быстро исчезают.
Финансовая группа – явление довольно сложное в экономике. Фирмы, входящие в финансовую группу, сохраняют свою юридическую и отчасти экономическую самостоятельность.

Объединение предприятий и фирм в финансовую группу строится на взаимном участии в акционерном капитале.
Классификация предприятий по степени концентрации производства

В зависимости от количества занятых фирмы подразделяются на мелкие, средние и крупные.
Мелкие фирмы характеризуются:


  • многочисленностью;

  • гибкостью, способностью быстро реагировать на изменение рыночной конъюнктуры;

  • быстрым обновлением

Роль мелких фирм в рыночной экономике можно охарактеризовать следующим образом:


  1. Мелкое предпринимательство является своего рода фундаментом рыночной экономики, связывая воедино все звенья, не допуская появления «лоскутной экономики», где изобилие одних товаров соседствует с дефицитом других.

  2. Мелкие фирмы постоянно поддерживают конкуренцию благодаря:

  • своей многочисленности и гибкости;

  • невысоким ценам;

  • низким издержкам производства из-за отсутствия расходов на управление, рекламу и т.д.

Средние фирмы не так многочисленны. Их иногда называют «вымирающим классом» в связи с тем, что они:


    • не обладают такой гибкостью и многочисленностью, как мелкие, и не имеют такой мощи, как крупные;

    • могут выжить.

Роль средних фирм в рыночной экономике неоднозначна:

Во-первых, средние фирмы представляют собой значительную конкурентную силу для крупного бизнеса.

Во-вторых, средние фирмы сами имеют тенденцию к монополизации.

В-третьих, средние фирмы представляют собой постоянный источник дальнейшей концентрации капиталов.
Преимущества крупных фирм состоят в следующем:


  • только крупным фирмам доступно массовое производство;

  • крупные фирмы являются проводниками научно-технического прогресса, т.к. имеют возможность освоения новых отраслей и проведения крупных научно-исследовательских работ;

  • крупные фирмы характеризуются устойчивостью и прочностью положения, что способствует повышению стабильности в экономике;

  • только крупным фирмам доступна значительная экономия общественного труда через экономию на масштабах производства, комбинирование, а также обеспечение занятости в крупных масштабах.

Однако преимущества крупной фирмы – это еще не гарантия постоянного повышения ее доходов и прибыли.
Основные формы хозяйственной деятельности: бизнес, предпринимательство, коммерция, маркетинг, менеджмент
Предпринимательство – хозяйственная деятельность с использованием новизны, риска, изобретательства с целью получения доходов.

Не связанная с ответственностью хозяйственная деятельность характеризует не предпринимательство, а простое распорядительство по поручению

Предпринимательство – одна из форм бизнеса.
Бизнес это дело, любой вид деятельности, приносящий доход или личную выгоду (афера – это тоже бизнес).

Наравне с бизнесом и предпринимательством часто употребляется термин «коммерческая деятельность», или коммерция.
Коммерция – это торговая деятельность людей, направленная на ускорение реализации продукции и получение торговой прибыли.
Основная роль современной коммерции – всестороннее обслуживание непосредственного производства и рационализации сферы обращения.

К новейшим формам коммерческой деятельности можно отнести лизинг (своеобразное сочетание аренды и кредита для финансирования и активации сбыта средств производства) и факторинг (форма коммерческой деятельности, ускоряющая торговые сделки по реализации продукции путем покупки у фирмы требований к новым клиентам).
Максимально сократить неопределенность и риск позволяет маркетинг – это целостная система организации деятельности предприятий (фирм) в условиях рыночной экономики, которая построена не только на основе предварительного исследования спроса покупателей, но и, что особенно важно, на априорном формировании этого спроса на рынке.
Управление фирмой первоначально осуществлялось собственником-предпринимателем. Но с развитием предпринимательства эта функция отделилась от непосредственного собственника и выделилась в самостоятельную форму труда профессиональных организаторов производства – менеджеров, которые выполняют функцию управления от имени собственника. Так появился менеджмент.
Менеджмент – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления хозяйственной деятельностью группой профессионалов, разработанная и применяемая в развитых странах с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Задачами менеджмента выступают:


  • производство товаров и услуг для удовлетворения потребностей людей через рынок с целью, отвечающей интересам предприятия;

  • освоение новых рынков, удовлетворение потребностей новых клиентов;

  • принятие решений, делающих желаемое возможным.

  • Главное в менеджменте – ставить перед собой цели, отвечающие интересам предприятий. В этом заключается принципиальное отличие менеджеров от руководителей предприятия старого стиля.

Государство как субъект рыночной системы хозяйствования. Государственный сектор в экономике.
Государственное регулирование экономики это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма; решения экологических и социальных проблем.

Госрегулирование включает различные формы:


  • бюджетно-налоговое,

  • кредитно-денежное,

  • административное.

Кредитно-денежное регулирование включает изменение ставок процента, операции на «открытом рынке», изменение нормы обязательных банковских резервов. Осуществляется эта форма регулирования при участии банков.
Банк – это еще один из многих рыночных субъектов, представляющий собой финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики.
Экономические цели (или оценочные суждения), которые преследует государство в современной рыночной системе хозяйствования, и представляющие собой общественные цели, сформулированы в большинстве западных учебников по экономической теории. Их можно представить в виде табл.2

Экономические цели современного государства


Экономические цели

Экономические системы реализуют жизненно важные экономические цели

Экономический рост

Обеспечение более высокого уровня жизни

Полная занятость

Работа для трудоспособных и желающих трудиться

Экономическая эффективность

Максимальная отдача при минимуме издержек в условиях ограниченных ресурсов

Стабильный уровень цен

Эффективный контроль над темпами инфляции и дефляции

Справедливое распределение доходов

Недопущение резкого расслоения общества по уровню доходов

Экономическая обеспеченность

Применение социальных гарантий для нетрудоспособного населения

Экономическая свобода

Суверенность экономических субъектов

Торговый баланс

Стабильность внешних торгово-финансовых отношений, превышения экспорта над импортом

Таблица 2

  • Экономический рост предполагает увеличение производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни.

  • Экономическая эффективность требует получения наибольших (наилучших) результатов при минимальных затратах имеющихся ограниченных производственных ресурсов.
Парето-эффективность – состояние экономики, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества.

  • Полная занятость трудоспособного населения позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в соответствии с их потребностями и квалификацией.

  • Стабильный уровень цен необходим в связи с тем, что серьезное повышение или снижение общего уровня цен дестабилизирует экономику в целом, создает напряженность, различного рода сложности в экономической деятельности, инфляцию и дефляцию, которых крайне важно избегать.

  • Экономическая свобода означает, что предприниматели, хозяйствующие субъекты рыночной экономики должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

  • Справедливое распределение доходов . С позиции рыночной экономики доходы, полученные в результате конкурентной борьбы, справедливы.

  • Экономическая обеспеченность . В обществе, к сожалению, существуют хронические больные, нетрудоспособные, недееспособные, престарелые и другие иждивенцы. Им необходимо обеспечить нормальное существование за счет средств государственного бюджета и различных социальных и благотворительных фондов.

  • Торговый баланс предполагает поддержание разумного соотношения экспорта и импорта, а также баланс международных финансовых сделок.

фирма рынок экономика домохозяйство кооператив

Государство как субъект экономических отношений - это совокупность организаций, наделенных правом и обязанностью устанавливать и защищать обязательные для других субъектов рынка условия экономической деятельности и перераспределять результаты их деятельности. Под совокупностью организаций понимается взаимосвязанная и иерархическая система управления обществом и экономикой: глава государства, правительство, парламент, центральный банк, государственные органы управления всех уровней. Их важнейшая особенность в том, что они в принудительном порядке устанавливают условия экономической деятельности и контролируют их исполнение.

Государство является неотъемлемым субъектом экономики в любой экономической системе. Во всех экономических системах государство выполняет функции по поддержанию общественного порядка, законности, организации национальной обороны, денежного обращения, осуществляет сбор налогов, строительство дорог, мостов, учебных, медицинских организаций и т. д.

Несмотря на схожесть некоторых задач, место и роль государства в экономике различаются в зависимости от того или иного вида экономической системы.

Существенные позиции государство занимает в традиционной экономике. В условиях отсталой, примитивной техники, не позволяющей обеспечить экономический рост, государство выполняет важные распределительные функции, осуществляя перераспределение значительной части национального дохода. Эти средства направляются государством на оказание материальной поддержки беднейшим слоям населения.

В плановой экономике роль государства достигает значительных масштабов. Особенно это характерно для командной плановой экономики, функционирующей преимущественно на основе административных методов хозяйствования. В условиях командной плановой экономики государство сосредотачивает в своих руках экономическую власть, принимает основные экономические решения (что, сколько, как и для кого производить), распоряжается государственной собственностью, которая занимает доминирующее место в экономике.

Государство стремится достичь сбалансированности, пропорциональности в экономике посредством директивного планирования. Органы государственной власти строго контролируют выполнение планов. Объективной основой директивного планирования является наличие в экономике только одного собственника -- государства. Директивное планирование активно использует такие методы регулирования, как принуждение и поощрение.

Чрезмерное сосредоточение экономических функций в руках государства приводит к возникновению крайней формы командной экономики -- огосударствлении экономики. Слишком большое расширение сферы деятельности государства в экономике, выполнение несвойственных ему функций способствуют снижению эффективности его функционирования, замедлению темпов экономического роста, возникновению диспропорций. В странах с командной экономикой, в частности в бывшем СССР, предпринимались неоднократные попытки, направленные на разгосударствление экономики, передачу части функций от государства хозяйствующим субъектам (предприятиям, учреждениям и т. д.). Снимались различные регламентации с деятельности государственных организаций, стимулировалось применение экономических методов хозяйствования. В результате все эти меры не давали соответствующего экономического эффекта.

В рыночной экономике государство освобождается от несвойственных ему функций (удовлетворение полностью совокупного спроса, директивное планирование и др.). Оно занимается тем, без чего обществу существовать в современных условиях нельзя и чего избегает частный сектор экономики.

Установленные государством условия носят обязательный характер, хотя различные из них по-разному влияют на экономические процессы - жестко регламентируют или же просто ограничивают сферу применения. Второе важное свойство - государство защищает установленные им условия. Причем это не только право, но и обязанность государства. Особенность государства как экономического субъекта - это то, что оно не руководствуется рыночными принципами максимизации прибыли и эквивалентности обмена, так как в своей законодательной и экономической деятельности, оно руководствуется целями согласования интересов различных слоев общества, поддержания социальной справедливости, обеспечения экономического роста и другими, которые выходят за рамки рыночных принципов. Существование государства, как субъекта рыночной экономики, привело к крайней необходимости государственного регулирования - государство как самый крупный инвестор, владелец материальных и нематериальных средств, основной потребитель промышленной продукции специфического назначения (вооружение, оборудование для ядерной энергетики и космоса, а также другие капиталоемкие технологии) играет самую значительную роль на рынке. В тоже время государство обладает субъективизмом по причине субъективной природы составляющих его элементов - людей. Именно в этом, на мой взгляд, существует основное противоречие - существование государства определяет необходимость государственного регулирования, из чего вытекает - существование классической рыночной экономики в масштабах государства не возможно.

Развитие рыночной экономики приводит к появлению ряда негативных последствий, которые обостряют ее внутренние противоречия, замедляют темпы экономического роста. Возникновение крупных предприятий, новых отраслей, потребность в строительстве дорог, мостов, коммуникаций и т. д. требуют больших затрат. В то же время возврат этих средств, получение по ним прибыли характеризуются большим риском. Поэтому бизнес остерегается вкладывать свои средства в эти сферы экономики. Однако без них дальнейшее социально-экономическое развитие общества, включая частный бизнес, крайне затруднительно.

В этих условиях рынок вынужден несколько сократить свои масштабы и предоставить возможность государству участвовать в экономической деятельности наряду с частным бизнесом.

Характерная для рыночной экономики тенденция к монополизации, обострению социальных отношений, нерациональному использованию природных ресурсов и т. д. также расширяет сферу деятельности государства.

Усиление роли государства в экономике происходит также в результате обострения международной конкуренции. Сложности сбыта продукции на внутреннем рынке возрастают, а доступ к внешним рынкам все более затрудняется. Для укрепления своих позиций на мировом рынке, защиты национальных производителей от иностранной конкуренции предприниматели вынуждены прибегать к защите государства.

Существенное влияние на укрепление позиций государства оказывает милитаризация экономики. Развитие новых отраслей военного производства требует огромных затрат, связанных с риском потери капитала в случае свертывания этого производства в будущем. Так как частные предприниматели не намерены взять на себя риск, то такие отрасли создаются государством.

Таким образом, на определенном этапе развития рыночной экономики появляются объективные предпосылки для достаточно широкого вмешательства государства в экономику. Увеличиваются государственные расходы на образование, социальное обеспечение, научные исследования, делаются попытки ограничить стихийное развитие рынка, усилить элементы планирования.

Большой вклад в переосмысление места и роли государства в рыночной экономике внесла кейнсианская теория. Ее основатель Дж. М. Кейс обосновал концепцию о необходимости государственного регулирования на базе анализа макроэкономических величин (национальный доход, инвестиции, занятость, потребление, сбережения и т. д.) с точки зрения количественных закономерностей в соотношениях между ними. Экономическая программа кейнсианства предлагает использование различных методов государственного регулирования экономики: увеличение расходов государства, расширение общественных работ, проведение активной инфляционной и налоговой политики, циклическое балансирование бюджета, ограничение роста зарплаты, регулирование занятости.

Основная идея кейнсианства заключается в том, что стихийное развитие рынка не является идеальной моделью функционирования рыночной экономики как экономической системы. Саморегулирующийся рынок не в состоянии обеспечить полное и рациональное использование материальных и человеческих ресурсов, а также непрерывный рост экономики. Кейнсианство является доминирующей экономической доктриной эпохи смешанной экономики.

В 70-е годы кейнсианский подход к роли государства в рыночной экономике был подвергнут критике. В этот период в теории и на практике возобладали точки зрения, отстаивающие основные постулаты неоклассической доктрины (концепция монетаризма, теория рациональных ожиданий, теория предложения и т. д.). Приоритет стал отдаваться необходимости автоматического поддержания рынка, свободе частного предпринимательства. Государству же предлагается лишь косвенно влиять на развитие экономики через разумную денежно-кредитную политику. Наиболее полно такой подход проявился в Великобритании в период правления М.Тэтчер, а также в США при Р. Рейгане. Вместе с тем в этот же период в ряде стран успешно шел процесс углубления государственного регулирования экономики (Швеция, Германия).

По мере развития рыночной экономики, ее трансформации в социально ориентированную рыночную экономику значение государства в развитии общества усиливается. Активное участие государства в экономике -- характерный признак социальной рыночной экономики.

Основная цель деятельности государства в социальной рыночной экономике состоит в поддержании социально-экономической стабильности, в обеспечении максимально высокого уровня благосостояния, социального прогресса, в сохранении общественных ценностей, окружающей природной среды на основе экономической свободы, конкуренции, частной инициативы. В социальной рыночной экономике такие макроэкономические цели, которые в смешанной экономике традиционно возлагаются на государство (стабилизация цен, равновесие экономики и др.), дополняются социальными целями. Таким образом, экономическая деятельность государства в социально ориентированной рыночной экономике направлена на устранение несовершенств рынка, придание ему социальной направленности, а не на ликвидацию рыночных отношений как таковых.

Модель кругооборота наглядно иллюстрирует взаимосвязь всех участников рыночной деятельности. Они заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника рынка зависит от благополучия других. Даже один и тот же субъект рынка может быть и в составе домашнего хозяйства, и государственного учреждения, и участником бизнеса. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.

Рынок, представляет собой совокупность товарно-денежных отношений, возникающих в результате купли-продажи товаров и услуг, налаживает тем самым взаимодействие трех главных экономических субъектов: государства, предприятий или фирм и домашних хозяйств.

Государство как субъект рыночного хозяйства действует через систему государственных учреждений и бюджетных организаций, которые выполняют функции государственного регулирования экономики. Государство в лице правительства осуществляет закупки у производителей широкого спектра товаров: средств производства и предметов потребления, товаров общественного, государственного пользования, в том числе вооружения, зданий, машин и ряд других товаров, поступающих в результате закупок в государственную собственность и частично предоставляемых затем населению; рабочей силы, необходимой для службы в государственных учреждениях и бюджетных организациях.

В ряде случаев государство закупает или, точнее, оплачивает, научные исследования и разработки, проекты, духовные, культурные ценности, представляющие общественный интерес, попадающие в государственные фонды. В качестве продавца государство продает в основном услуги, оно способно продавать землю, природные ресурсы, жилье, другие товары, находящиеся в государственной собственности. Обычно объем государственных продаж на рынке существенно ниже объема государственных закупок, ибо основную долю денежных поступлений государство получает не за счет продаж на рынке, а посредством взимания налогов.


Предприятия (фирмы ) функционируют ради получения дохода (прибыли) и являются основными поставщиками на рынок разнообразных товаров и услуг. В ряде случаев они могут продавать принадлежащие им имущественные ценности и материальные запасы, в том числе земельные участки, здания, сырье, оборудование. Покупателем продукции и имущества предприятий являются другие предприятия (контрагенты), домашние хозяйства и частично государство (через госзаказы). Приобретают же предприятия на рынке, в первую очередь, рабочую силу у домашних хозяйств, необходимую им продукцию других предприятий, природные ресурсы у их владельцев, могут приобретать также деньги в виде кредитов и ценные бумаги.

Домашнее хозяйство – это единица, состоящая из одного и более человек, функционирующая в потребительском секторе и самостоятельно принимающая решения. Домашние хозяйства продают на рынке свой труд и способны продавать принадлежащие им товары в виде земли, капитала, имущества, то есть факторы производства, а также отдельные виды товаров и услуг потребительского назначения. Предметом покупок выступают потребительские товары и услуги. Именно в потреблении состоит основная функция домохозяйств в экономике. Представители домохозяйств так стремятся распределить свой доход, чтобы максимизировать удовлетворение от покупок.

Взаимодействие субъектов рынка происходит в рамках определенных объектов, которые были перечислены при рассмотрении структуры рынка.

Новое на сайте

>

Самое популярное