Домой Виды займов Конкурс на проведение аудита бухгалтерской отчетности. Как проходит аудит в сфере закупок

Конкурс на проведение аудита бухгалтерской отчетности. Как проходит аудит в сфере закупок

Дата: 17.04.2018

Компании, осуществляющие свою закупочную деятельность по 223-ФЗ, должны проводить обязательный аудит, подтверждающий достоверность финансовой отчетности. На какие нормы законодательства при выборе аудиторской организации заказчику необходимо обратить особое внимание? Как грамотно подготовиться и провести закупку обязательного аудита? Что следует учесть при составлении проекта договора? Что грозит заказчику за нарушение правил? Поговорим об этом в нашей статье.

В каких случаях проводится обязательный аудит, и кто его закупает?

Согласно определению 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (п. 3, ст. 1, 307-ФЗ).

По сути, это инструмент контроля за закупочной деятельностью заказчика.

Обратите внимание, закон 223-ФЗ не регулирует отбор аудиторских организаций для проведения обязательного аудита (п. 7, ч. 4, ст. 1, 223-ФЗ). Поэтому в данном случае заказчик руководствуется статьей 5 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Согласно закону № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», проводить обязательный аудит должны следующие организации:

  1. Акционерные общества;
  2. Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  3. Банки и МФО (микрофинансовые организации), бюро кредитных историй, организации-профучастники рынка ценных бумаг, страховые организации, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организаторы торговли, НПФ или иные фонды, АИФ (акционерные инвестиционные фонды), УК АИФ, УК ПИФ, УК НПФ;
  4. Организации, у которых объем выручки от продажи ТРУ (товаров, работ, услуг) за год, предшествовавший отчетному, превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 млн руб.
  5. Организации, представляющие и публикующие консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  6. Иные организации в случаях, установленных федеральными законами (ст. 5, 307-ФЗ).

Исключение составляют:

  • госорганы, госучреждения;
  • органы местного самоуправления;
  • ГУПы, МУПы;
  • сельхозкооперативы и их союзы;
  • государственные внебюджетные фонды.

Они не проводят обязательный аудит по общим правилам 307-ФЗ.

А как же автономные организации? Проводят ли они аудит? Многие задаются этим вопросом. В законе 307-ФЗ нет специального указания на проведение обязательной аудиторской проверки в автономных учреждениях. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 5 307-ФЗ обязательный аудит может проводиться в иных случаях, установленных федеральными законами.

Наблюдательный совет автономного учреждения решает вопрос проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности данного учреждения самостоятельно (п. 12 ч. 1 ст. 11, № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Требование об обязательном проведении аудита может быть установлено наблюдательным советом автономного учреждения, и оно является для руководителя автономного учреждения обязательным.

Рассмотрим ситуацию, когда заказчик попадает под № 223-ФЗ и должен проводить обязательный аудит, но не входит в перечень случаев, приведенных в ст. 5 307-ФЗ. Чем он должен руководствоваться при проведении закупки?

В этом случае заказчик имеет право организовать открытый конкурс на право заключения договора по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Причем сделать это он может, даже если не обязан проводить данную процедуру в порядке, предусмотренном законодательством в сфере закупок.

Извещение о такой закупке следует размещать не в ЕИС, а лучше на собственном корпоративном сайте или на торговых площадках, или в СМИ.

Заказчики, осуществляющие свою деятельность по 223-ФЗ интересуются, нужно ли включать закупку обязательного аудита в план-график закупок по 44-ФЗ? Ведь данную закупку они должны проводить путем открытого конкурса по правилам 44-ФЗ.

В совместном письме Минфина России № 24-04-06/3691, ФАС России № РП/4072/18 от 24.01.2018 отражена позиция госорганов по этому вопросу. В отношении юридических лиц, указанных в 223-ФЗ (за исключением ГУП и МУП) применяются положения 44-ФЗ исключительно в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, а также соответствующие нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок. При этом не подлежат применению положения 44-ФЗ в части планирования, нормирования закупок, исполнения заключенных контрактов.

Не запутаться в особенностях закупки обязательного аудита различными категориями заказчиков, помогут следующие правила.

Три правила закупки обязательного аудита различными категориями заказчиков

  1. Заказчики, попадающие под действие 223-ФЗ и указанные в ч. 4 ст. 5 307-ФЗ, осуществляют отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита в порядке, установленном 44-ФЗ о контрактной системе, - путем поведения открытого конкурса.
  2. Заказчики, ведущие закупочную деятельность в соответствии с п. 7 ст. 3 44-ФЗ и указанные в ч. 4 ст. 5 307-ФЗ, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном 44-ФЗ о контрактной системе (открытый конкурс по 44-ФЗ), в том числе, включающем планирование, нормирование закупки, исполнение контракта, контроль в сфере закупок.
  3. Заказчики, попадающие под действие 223-ФЗ, но не указанные в ч. 4 ст. 5 307-ФЗ, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном 223-ФЗ и положением заказчика о закупке.

Ответственность заказчика

Напомним об ответственности: если заказчик нарушит законодательство и закупит услуги обязательного аудита по 223-ФЗ, в то время, когда необходимо провести эту закупку по требованиям 44-ФЗ о контрактной системе, то ему грозит штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб. - на должностных лиц; от 50 000 до 100 000 руб. - на юридических лиц (ч. 3, ст. 7.32.3, КоАП РФ).

Закупки у субъектов МСП

В части 5 ст. 5 307-ФЗ говорится о том, что в открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи ТРУ (товаров, работ, услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 млрд руб., обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП).

В этом случае заключать договор нужно только с субъектами МСП. Поэтому в документацию следует включать требование о соответствии участника требованиям ст. 4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Договор на проведение обязательного аудита заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения открытого конкурса в порядке, установленном 44-ФЗ о контрактной системе, следующими организациями (п. 4, ст. 5, 307-ФЗ):

  • организацией, в уставном капитале которой доля госсобственности составляет не менее 25 %,
  • госкорпорации, госкомпании,
  • ГУП, МУП.

Такой договор должен заключаться не реже чем один раз в пять лет.

Советом по аудиторской деятельности утверждены «Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности». В частности, даны рекомендации по следующим вопросам:

  • организация открытого конкурса на право заключения договора на проведение аудита;
  • особенности описания объекта закупки;
  • требования к участникам закупки;
  • порядок определения начальной (максимальной) цены договора на проведение аудита;
  • особенности содержания заявок участников закупки;
  • правила оценки заявок участников закупки;
  • содержание и проект договора на проведение аудита.

В соответствии с 44-ФЗ в конкурсную документацию должен включаться проект договора (по 44-ФЗ - контракта) на проведение обязательного аудита.

Проект договора на проведение обязательного аудита рекомендуется составлять на основе Примерного договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, одобренного Советом по аудиторской деятельности.

Исходя из 307-ФЗ, проект договора на проведение обязательного аудита не должен содержать какие-либо положения, направленные на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на ограничение доступа к информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором. Наличие в запрашиваемых информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении.

Обратите внимание, что проект договора на проведение аудита не может противоречить требованиям 307-ФЗ, федеральным стандартам аудиторской деятельности, правилам независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодексу профессиональной этики аудиторов. Все эти особенности нужно учесть при его подготовке.

В проекте договора на проведение аудита рекомендуется указать, что аудитором должна быть сообщена руководству заказчика и представителям его собственников только та информация, которая представляет интерес для управления, и на которую аудитором будет обращено внимание в результате аудита, и что аудитор не обязан разрабатывать аудиторские процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления заказчиком.

Антидемпинговая мера

В Методических рекомендациях упоминается, что в 44-ФЗ о контрактной системе установлена антидемпинговая мера. Она заключается в следующем: если при проведении открытого конкурса по 44-ФЗ НМЦ договора на проведение аудита составляет 15 млн. руб. и менее и участником закупки, с которым заключается договор, предложена цена, которая на 25 % и более ниже НМЦ, то договор на проведение обязательного аудита заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора. Сумма обеспечения устанавливается в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если договором предусмотрена выплата аванса), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.

Кто имеет право проводить аудит?

Тендеры проводятся для поддержки бизнеса, в частности, путем создания конкурентной среды, а также для борьбы с коррупцией. Но на деле получается, что победить могут компании, которые просто предлагают низкую цену, но из-за недостатка опыта не могут обеспечить качественного выполнения работы.

  1. сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе должны быть включены в реестр аудиторов и аудиторских организаций СРО аудиторов;
  2. аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны проходить внешний контроль качества работы;
  3. на момент проведения конкурса и в период предполагаемого подписания договора на проведение аудита у аудиторской организации, индивидуального аудитора не должно быть приостановлено членство в СРО;
  4. обязательный аудит должен проводиться только аудиторскими организациями у следующих компаний:
    • банков, МФО и страховых организаций,
    • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам,
    • организаций, в уставных капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25 %,
    • госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний;
  5. аудиторы должны быть независимы от заказчика, например, не должны быть родственниками заказчика, сотрудниками филиалов и дочерних обществ заказчика, не иметь акций компании заказчика и т.п.;
  6. аудиторы не должны допускать возникновение конфликта интересов.

Мы разобрали основные особенности обязательного аудита, которые важно учитывать заказчику. Выяснили, какие организации должны его проводить. Установили порядок подготовки к открытому конкурсу по выбору аудиторской организации, а также границы применения 44-ФЗ при его проведении.

Закона N 307-ФЗ предусматривает, что договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным. Содержание:

  • Конкурс по отбору аудитора

Конкурс по отбору аудитора ао с государственным участием более 25

Таким образом, при проведении закупки по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчику следует применять лишь процедурные нормы Закона N 44-ФЗ, регулирующие порядок проведения открытого конкурса, при этом для проведения указанного конкурса необходимо создание конкурсной комиссии. Одновременно Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

Глава 4. конкурс по выбору аудитора

В этом законе усилена личная уголовная ответственность высшего исполнительного и высшего финансового управляющих за достоверность информации, которая представляется инвесторам и государственным органам. Аудиторским фирмам теперь запрещено оказывать своим клиентам консультационные услуги, которые могут повлиять на конечные результаты оценки финансовой деятельности корпораций.
Корпорации обязаны менять аудиторов раз в пять лет. Введение в заблуждение, намеренное или по незнанию, теперь является уголовным преступлением для всех членов советов директоров и номенклатурных менеджеров. Помимо общего ужесточения финансовой ответственности и увеличения сроков лишения свободы закон вводит в практику новое преступление, максимальное наказание по которому — 25 лет тюрьмы.

Закупки услуг по проведению аудита бухотчетности

10 п. 1 ст. 48

Внимание

Закона № 208-ФЗ). Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист». Рекомендация: Решения, которые общее собрание учредителей акционерного общества должно принимать квалифицированным большинством голосов при учреждении общества «Общее собрание учредителей акционерного общества принимает квалифицированным большинством следующие решения:

  • об избрании органов управления;
  • об избрании ревизионной комиссии или ревизора;
  • об утверждении аудитора*.

При этом квалифицированным будет большинство в 3/4 голосов, которыми обладают учредители по всем акциям, подлежащим размещению в рамках первого выпуска акций.

Error 404!

По вопросу правомерности установления заказчиком в конкурсной документации запрета на участие в закупке индивидуальных аудиторов. В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона N 307-ФЗ обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Обязательный аудит

Поэтому акционеры в первую очередь заинтересованы в выборе аудиторской организации, способной провести эффективную и объективную проверку финансово-хозяйственной деятельности общества. В связи с этим рекомендуется осуществлять конкурсный отбор аудиторской организации.

Начиная с 2003 года нормы федерального законодательства требуют утверждения аудитора АО с долей государства не менее 25 % в уставных капиталах только на конкурсной основе. Например, постановлением правительства Татарстана на Мин-земимущество РТ возложена обязанность координировать работу по проведению этих конкурсов, в том числе формировать «тройки» из представителей госорганов для участия в конкурсных комиссиях с правом решающего голоса (от отраслевых министерств, КРУ Минфина России по РТ, Минземимущества РТ).

Законом N 44-ФЗ необходимо руководствоваться нормами, регламентирующими только порядок проведения конкурса. Порядок определения исполнителей путем проведения конкурса установлен в § 2 Закона N 44-ФЗ.

Вместе с тем при проведении конкурса необходимо создать конкурсную комиссию, которая должна обеспечить вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе, ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, рассмотрение и оценку заявок на участие в конкурсе, а также ведение протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
СРО. Но есть изменения, которые касаются государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с государственным участием. До принятия Закона № 307-ФЗ федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП) и государственные унитарные предприятия субъектов Российской Федерации выбирали аудитора, руководствуясь Правилами проведения открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита организации, доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которой составляет не менее 25 процентов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.11.2005 № 706 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» (далее – Правила).
В настоящее время внутренними документами общества предусмотрено проведение конкурса по отбору аудитора, однако не в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ. Годовое общее собрание акционеров еще не проводилось, но предполагается, что мажоритарные акционеры проголосуют против утверждения аудитора, определенного по итогам проведения открытого конкурса в декабре 2016 года, мотивируя это тем, что порядок отбора аудитора у общества изменился. 3. конкурсный отбор аудиторов при проведении обязательного аудита К участию в конкурсе допускаются аудиторские организации, имеющие лицензии на осуществление аудиторской деятельности и отвечающие установленным законодательством Российской Федерации требованиям, предъявляемым к аудиторским организациям. 6.
По результатам оценки указанных предложений конкурсная комиссия дает заключение, которое представляется в соответствующий орган, уполномоченный управлять государственным имуществом. 12. Победителем конкурса признается аудиторская организация, которая по заключению конкурсной комиссии набрала наибольшее количество баллов.

При равенстве предложений победителем признается аудиторская организация, заявка которой была подана раньше. 13. Победитель конкурса и организатор конкурса подписывают в день проведения конкурса протокол о его результатах, который является основанием для проведения дальнейшей процедуры утверждения аудитора проверяемой организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. Настоящие Правила применяются также при проведении конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного аудита федеральных государственных унитарных предприятий.

Второе изменение связано с тем, что аудиторов, которые осуществляют аудит ФГУП и АО с госучастием более 25%, может проверить Минфин (ст. 10 Закона № 307-ФЗ). И если аудитор не утруждает себя соблюдением федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (следование которым, кстати, по Закону № 307-ФЗ осталось обязательным до принятия новых стандартов) или с аудитором удалось «договориться», чтобы он «не заметил» каких-либо нарушений, то у государственных органов могут возникнуть вопросы к предприятию.

Чтобы избежать неприятностей такого рода, при выборе аудитора «в форме открытого конкурса» следует обращать внимание на прохождение аудитором контроля качества со стороны профессиональных объединений аудиторов, аккредитованных при Минфине России.

В каких случаях проведение аудиторской проверки является обязательной? В каких «иных случаях», предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ), компания обязана провести аудит?

Исчерпывающий перечень оснований для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний приведен в ст.5 Закона №307-ФЗ.

Как узнать подпадает ли компания под обязательный аудит или нет? Статьей 5 Закона №307-ФЗ выделены следующие основания для проведения обязательного аудита.

Организационно-правовая форма компании

Напомним, что Федеральным законом от 01.12.2014 г. №403-ФЗ (вступил в силу со 02.12.2014 г.) расширен тип организаций, в отношении которых установлена обязательная (пп.1 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ, п.5 ст.67.1 ГК РФ).

Обязательному аудиту подлежат все без исключения АО (независимо от типа – ЗАО, ОАО, ПАО и АО).

Важно!

Действующим законодательством РФ предусмотрен особый порядок проведения обязательного аудита в АО, в уставном капитале которого есть определенная доля участия государства (п.4 ст.5 Закона №307-ФЗ).

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 %, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, ГУП или МУП заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон №44-ФЗ).

С 1 января 2016 года предусмотрено осуществление обществами планирования закупок, в том числе планирование приобретения аудиторских услуг. А согласно ст.16 Закона №44-ФЗ расходы по проведению обязательного аудита должны включаться в план закупок, формируемый обществом - организатором конкурса на период действия бюджета, т.е. на период не менее 3 лет. Проведение открытого конкурса по выбору внешнего аудитора осуществляется не реже чем один раз в пять лет.

Осуществление определенных видов деятельности

Обязательному аудиту подлежат кредитные, страховые, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, фонды (НПФ (за исключением государственных внебюджетных фондов), ПИФ, АИФ).

Соответствие установленным показателям финансово-экономической деятельности

    с объемом выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному год более 400 млн рублей (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, ГУПы и МУПы, сельскохозяйственные кооперативы и их союзы) либо

    с суммой активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года более 60 млн рублей.

Напомним, что в настоящее время компании - «упрощенцы» обязаны вести и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. И если объем выручки «упрощенца» превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года превышает 60 млн руб., то такие компании обязаны проводить аудит (письмо Минфина РФ от 30.01.2013 г. №07-02-05/1677).

Осуществление компаниями определенных действий

Обязательному аудиту подлежат компании:

    ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;

    представляющих и (или) публикующих сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Исключения составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения.

Иные случаи, установленные федеральными законами

В ряде случаев обязанность проведения аудита закреплена положениями федерального закона.

Например, для организаторов азартных игр обязанность проводить аудит установлена п.12 ст.6 Закона от 29.12.2006 г. №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», для политических партий – Федеральным законом от 11.07.2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях», для российского научного фонда - Федеральным закон от 02.11.2013 г. №291-ФЗ «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Бухгалтерская (финансовая) отчетность ГУПов и МУПов подлежит обязательному аудиту в случаях, определенных собственником такого имущества. Так, согласно п.1 ст.26 Федерального закона от 14.11.2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее по тексту – Закон №161-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. При этом собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг (пп.16 п.1 ст.20 Закона №161-ФЗ).

Практически это означает, что независимо от показателей финансово-экономической деятельности (по объему выручки и сумме активов), бухгалтерская отчетность МУПов и ГУПов подлежит обязательному аудиту в случаях, определенных собственником имущества.

В случае если компании попадают под обязательный аудит, он должен проводиться ежегодно (п.2 ст.5 Закона 307-ФЗ).

По организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности так называемых общественно-значимых организаций. Перечислено, какие именно это организации. Открытые конкурсы ими должны проводиться не реже одного раза в 5 лет. Указано, что установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным.

В состав конкурсной комиссии включаются преимущественно лица, прошедшие профессиональную переподготовку или в сфере закупок, а также лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (это касается гос- и муниципальных организаций, поскольку установлено законом 44-ФЗ). Не рекомендуется включать в состав конкурсной комиссии лиц, ответственных за организацию и ведение бухгалтерского учета и (или) составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей аудиту.

  • об осуществляемых заказчиком видах деятельности;
  • о наличии у заказчика филиалов и месте их расположения;
  • о наличии у заказчика вложений в дочерние и зависимые общества;
  • о наличии у заказчика службы внутреннего аудита;
  • об общей численности работающих, в том числе о численности работников бухгалтерской и финансовой служб;
  • об используемых для подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности информационных системах и программном обеспечении;
  • о наличии у заказчика ценных бумаг, допущенных к организованным торгам;
  • иные показатели, характеризующие масштаб деятельности заказчика и влияющие на объем аудита.

Начальная (максимальная) цена договора определяется методом сопоставимых раночных цен - на основании информации о рыночных ценах идентичных услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии - однородных услуг. Для этого рекомендуется направлять запросы на предоставление ценовой информации не менее чем пяти аудиторским организациям, соответствующим требованиям к участникам закупки, обладающим опытом оказания аналогичных по характеру и объему аудиторских услуг, информация о которых имеется в свободном доступе.

Рекомендации включают также раздел "Антидемпинговые меры". Однако в нем приведены лишь соотвествующие положения закона 44-ФЗ и рекомендации, вытекающие из них. Если при начальной цене менее 15 млн заявленная цена на 25% и более ниже начальной, то размер обеспечения исполнения договора с таким участником увеличивается в полтора раза. В качестве альтернативы таким участником может быть представлена информация, подтверждающая его добросовестность. Приведено, как определить добросовестность такого участника.

Также Минфин опубликовал рекомендуемую форму договора на оказание аудиторских услуг. Об этой форме, равно как и о методических рекомендациях, решения Советом по аудиторской деятельности на последнем заседании.

"Аудиторские ведомости", 2011, N 3

Разъясняется точка зрения на нормы, обеспечивающие высокое качество обязательного аудита организаций, получивших государственный заказ. Сформулированы соответствующие рекомендации по совершенствованию регулирования в данной сфере.

Принципы осуществления закупок для государственных или муниципальных нужд установлены Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Закон внес позитивные идеи в экономическую жизнь страны, позволил многим предприятиям принять участие в выполнении госзаказа, т.е., по сути, обеспечил равнодоступность таких заказов для всех подрядчиков. Вместе с тем Закон открыл доступ к госзакупкам недобросовестным поставщикам, использующим различные нерыночные инструменты для ведения конкурентной борьбы, в том числе демпинг.

В 2009 г. на аудиторском рынке начался настоящий обвал цен. Характерной особенностью итогов проводимых конкурсов по выбору аудитора для проведения обязательного аудита стало значительное снижение стоимости аудиторских услуг, зачастую в разы ниже первоначальной, иногда до величины, заведомо не сопоставимой даже с расходами на командировки аудиторов. Очевидно, что подобная практика исключает возможность проведения полноценных и качественных аудиторских проверок соответствующих организаций. Многие считают, что причина обвала цен на рынке аудита - это наличие в Законе N 94-ФЗ нормы, в соответствии с которой при проведении конкурса квалификация участников конкурса фактически не учитывается. Напомним, что критерию "Квалификация" может быть присвоено не более 20 баллов из 100. Однако нельзя согласиться с тем, что демпинг на рынке аудита - это прямое следствие Закона N 94-ФЗ.

Данный Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Государственные нужды - это обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации. Таким образом, основная направленность Закона N 94-ФЗ - экономия и рациональное использование бюджетных средств.

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности").

Очевидно, в целях унификации было принято решение использовать при выборе аудитора процедуры, разработанные для конкурсов, которые осуществляются при распределении средств федерального бюджета. Однако ОАО, даже с долей госсобственности, ФГУПы и МУПы проводят аудит не за счет бюджетных средств. Таким образом, механизм, созданный для обеспечения экономии и рационального использования бюджетных средств, используется не по назначению.

Проведя конкурс по выбору аудитора в соответствии с правилами, установленными Законом N 94-ФЗ, организаторы конкурса при оценке качества услуг не обязаны руководствоваться существующей в аудите системой критериев профессиональной оценки. Поэтому они, как правило, применяют свои, далекие от понимания специфики аудита критерии, не позволяющие профессионально оценить качество услуг. К тому же к работе в составе конкурсных комиссий редко привлекаются профессионалы в сфере предмета конкурса, что также не способствует должной качественной оценке.

В течение трех лет с момента принятия Закона N 94-ФЗ конкурсы для ФГУПов проводились согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.11.2005 N 706 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита". И только с 2009 г. была введена обязанность для унитарных предприятий проводить конкурсы по выбору аудитора в соответствии с Законом N 94-ФЗ.

Заметим, что обязанность проводить конкурс по правилам, установленным Законом N 94-ФЗ для организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, была введена с 6 февраля 2006 г. Федеральным законом от 02.02.2006 N 19-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2008).

В Постановлении N 706 определен достаточно эффективный антидемпинговый механизм . Во-первых, баллы за финансовое предложение учитывались с коэффициентом 0,2, а за техническое предложение - с коэффициентом 0,8. Во-вторых, максимальную оценку получали те финансовые предложения, которые содержали стоимость проведения аудита, отклоняющуюся не более чем на 25% от средней стоимости, предложенной участниками. В-третьих, конкурсная комиссия была вправе отклонить заявку на участие в конкурсе, если предлагаемая стоимость проведения аудита оказывалась на 40% и более ниже средней стоимости, рассчитанной конкурсной комиссией на основании финансовых предложений всех аудиторских организаций.

Таким образом, при проведении конкурсов по процедуре, установленной в Постановлении N 706, цена выигрыша складывалась как рыночная. При проведении конкурсов по процедуре, установленной Законом N 94-ФЗ, определяющим фактором для выигрыша стала цена: чем меньше цена, тем вероятнее победа, поскольку одна из целей данного Закона - экономия бюджетных средств.

В результате цены на аудиторские услуги значительно снизились, что зачастую не позволяет качественно выполнить аудит. Анализ итогов проведенных в 2009 г. конкурсов на аудит показывает, что начальная цена контракта в 2009 г. снизилась по сравнению с 2008 г., но незначительно (в среднем не более чем на 10%). А вот цена выигрыша при этом уменьшилась до 60% начальной цены. Причем срок проведения аудита, который предлагался победителем конкурса, нередко составлял 3 - 4 дня, что нереально для проведения квалифицированного аудита. В 2010 г. ситуация еще больше усугубилась: начальная цена контракта снизилась в среднем на 15% по сравнению с 2008 г., а цена выигрыша - до 50% по отношению к начальной цене.

Следовательно, цель, которая преследовалась при принятии Законом N 307-ФЗ нормы о процедуре проведения конкурсов, а именно соблюдение интересов Российской Федерации как собственника предприятий (ОАО и ФГУПов), на наш взгляд, не достигается.

Саморегулируемые организации аудиторов (далее - СРО) весьма обеспокоены проблемой демпинга на рынке аудита. Прежде всего потому, что несоответствие цен на аудиторские услуги масштабам и характеру деятельности аудируемых лиц ставит под сомнение качество аудиторских услуг. Ведь если при проведении аудита объем трудозатрат занижен, то аудитор не имеет возможности обеспечить выполнение всех профессиональных стандартов. Это значительно повышает риск формирования ошибочного профессионального мнения аудитора о финансовой отчетности клиента и может ввести пользователей отчетности в заблуждение. К тому же значительное занижение цен аудитором является нарушением Кодекса этики аудиторов России (см. п. 5.1 разд. 5 "Гонорар и другие виды вознаграждения").

В настоящее время нередко аудитор побеждает на конкурсе благодаря низкой цене, а доплата идет за счет консультационных услуг. В данном случае вызывает сомнение соблюдение независимости аудитора. Ведь заказчик способен "торговаться" с аудитором относительно сути заключения, угрожая не принять его, или не оплатить "консультационные услуги", или оспорить заключение дополнительного договора и стоимость услуг по нему. А в соответствии со ст. 8 Закона N 307-ФЗ порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам за проведение аудита и оказание сопутствующих ему услуг не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.

Итак, Закон N 307-ФЗ обязывает ряд предприятий заключать договор на осуществление обязательного аудита по результатам открытого конкурса, проводимого в соответствии с Законом N 94-ФЗ.

Правила, установленные Законом N 94-ФЗ для определения победителя, по нашему мнению, не позволяют учесть репутацию и квалификацию аудитора, а также предлагаемое качество услуг в должной мере, поскольку в соответствии с п. 6 ст. 28 данного Закона при проведении оценки и сопоставлении заявок критерию "Качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса" присваивается всего лишь 20 баллов, в то время как критерию "Цена контракта" может быть присвоено до 80 баллов. К тому же не установлен порядок определения начальной цены государственного и муниципального контракта, в результате чего возможна неадекватная начальная цена контракта, не учитывающая реальные трудозатраты.

Одним из критериев при выборе аудитора является "Срок гарантии качества" . Для товаров это достаточно актуальный параметр. Для услуг формализация критериев гарантии качества (срока гарантии, объема гарантийных обязательств), необходимая для возможности сопоставления конкурсных предложений, затруднительна. Услуга, в отличие от товара, потребляется в процессе ее предоставления. При завершении оказания услуги прекращается и процесс ее потребления, исчезает ее качественное проявление. И поскольку участники конкурса, как правило, считают, что срок гарантии качества совпадает с условиями конкурсной документации, этот критерий нивелируется, соответственно, значимость критерия "Цена контракта" повышается.

Если цена при выборе аудитора играет основную роль, то вряд ли стоит ожидать, что все необходимые стандарты будут соблюдены аудитором в полной мере, так как это экономически невыгодно.

В качестве одного из критериев предусматривается "Срок оказания услуг". В большинстве случаев, чем меньше срок, тем больше вероятность победы. Понятно, что сокращение сроков проверки не способствует высокому качеству аудита.

Конкурсная документация обычно содержит следующие критерии оценки участников:

  • ценовой критерий - 35 баллов;
  • качественный критерий - не более 20 баллов;
  • остальные критерии (сроки, гарантии качества и пр.) - 45 баллов.

Поскольку, как указано выше, критерии, связанные со сроками и гарантиями качества, четко регламентированы в конкурсной документации, по сути, они не участвуют в расчетах, их вес нивелируется, в силу чего возрастает вес критериев, связанных с ценой и качеством (см. таблицу).

Расчет реального веса ценового и качественного критериев

Таким образом, при установленных заказчиком в конкурсной документации формальных критериях реальный вес качественного критерия составляет вовсе не 20, а 36 баллов, реальный вес ценового критерия - 64 балла.

Отметим, что в развитие Закона N 94-ФЗ принято Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 722 "Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд", в соответствии с п. 6 разд. 1 которого разрешено использовать два критерия оценки заявок на участие в конкурсах по выбору аудиторской организации, одним из которых является "Цена контракта". В результате стала реальной ситуация, когда в качестве критериев для определения победителя заказчик устанавливает два критерия - "Цена контракта" (значимость которого не может быть менее 35%) и "Срок оказания услуг", а качественный критерий не рассматривается вообще.

Таким образом, нормы Закона N 94-ФЗ и принятого в соответствии с этим Законом Постановления N 722 позволяют организатору конкурса включить в условия конкурсной документации такие требования к победителю конкурса, при которых невозможно качественное проведение аудита. Простое увеличение качественного критерия в этом случае не поможет, поскольку законодательно допускается ситуация, когда качественный критерий может не использоваться вообще.

Здесь мы видим, что Закон N 94-ФЗ противоречит Закону N 307-ФЗ. В частности, Законом N 307-ФЗ предусмотрена целая система стандартов, обеспечивающих качество исполнения услуг. Закон N 94-ФЗ эту законодательную норму сводит на нет, так как не обязывает организаторов конкурса при оценке качества услуг руководствоваться существующей системой критериев профессиональной оценки.

Как нам представляется, если предусмотреть в Законе N 307-ФЗ при проведении конкурса по выбору аудитора использование иных процедур, чем те, которые установлены Законом N 94-ФЗ (например, аналогичных тем, которые были установлены Постановлением N 706), то ситуация может кардинально измениться. И это более целесообразно, чем внесение поправок в Закон N 94-ФЗ.

Необходимо также решить вопрос о незащищенности прав аудиторских компаний - участников конкурсов. В Законе N 307-ФЗ зафиксирована необходимость заключения договоров на проведение обязательного аудита с ОАО, ФГУПами и МУПами, государственными компаниями и государственными корпорациями по результатам открытого конкурса, проводимого по процедурам Закона N 94-ФЗ. Однако неясно, кто контролирует исполнение данной нормы.

Практика показывает, что если закупка проводится для государственных или муниципальных нужд, то любая жалоба на нарушение процедуры конкурса рассматривается Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации (ФАС России) жестко, оперативно и в строгом соответствии с законодательством. Если же в ФАС России или ее территориальные управления поступает жалоба на нарушения при проведении открытых конкурсов на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному аудиту ОАО, ФГУПов и МУПов, то ФАС России отказывается рассматривать данные жалобы, мотивируя это тем, что источником финансирования заказа являются собственные средства предприятия, а не бюджетные (см. на официальном сайте ФАС России Разъяснение от 28.02.2007). Таким образом, ряд жалоб остается без рассмотрения, а многие аудиторы, зная подобную практику, и вовсе не обращаются с жалобами на действия конкурсной комиссии.

Заметим, что наиболее часто встречаются следующие нарушения в работе конкурсных комиссий:

  • арифметические ошибки;
  • неправомерное отстранение участника размещения заказа от участия в процедуре проведения торгов;
  • наличие в конкурсной документации требований, не соответствующих ст. 11 Закона N 94-ФЗ;
  • проведение конкурсов без включения в состав комиссии по размещению заказов лица, прошедшего профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд.

По нашему мнению, если права участника конкурса по выбору аудитора на аудит нарушены, следует жаловаться в ФАС России, но не на нарушение Закона о государственных закупках, а на нарушение антимонопольного законодательства, т.е. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. от 29.11.2010 N 313-ФЗ).

Проблема, связанная с занижением оплаты услуг аудиторов, волнует не только российское аудиторское сообщество, но и Евросоюз, поскольку это ведет к ухудшению качества аудита. В Европе подход к данной проблеме заключается в том, что при проведении внешнего контроля качества аудиторов проверяется полнота проведенных аудитором процедур и достаточность соответствующих трудозатрат.

В заключение перечислим необходимые, на наш взгляд, меры, направленные на совершенствование законодательства и обеспечивающие высокое качество аудита.

1. Изменить редакцию п. 4 ст. 5 Закона N 307-ФЗ, с тем чтобы при проведении конкурса по выбору аудитора использовались иные процедуры, чем те, которые установлены Законом N 94-ФЗ, например процедуры, аналогичные установленным Постановлением N 706.

2. Внести изменение в п. 6 разд. 1 Постановления N 722, который допускает при выборе победителя учитывать два критерия, одним из которых является цена. Для услуг критерий "Качество" должен быть обязательным.

3. Внести в ст. 28 Закона N 94-ФЗ п. 7.1, который предусматривал бы, что при закупке отдельных видов товаров, работ и услуг Правительством Российской Федерации могут устанавливаться отраслевые методики оценки заявок на участие в конкурсе. В разработке таких методик должны принимать участие специалисты соответствующей отрасли (представители саморегулируемых организаций в соответствующих отраслях), что позволит учесть все особенности объекта закупок.

4. Узаконить участие в работе конкурсных комиссий профессионалов не только в сфере госзакупок, но и в сфере предмета конкурса, когда речь идет об услугах.

5. Внести дополнение в п. 6 ст. 28 Закона N 94-ФЗ, которое позволило бы при выборе аудитора полнее учитывать квалификацию аудитора и качество предоставляемых услуг. Целесообразно изменить значимость критериев, по которым выбирают аудитора, сделать их аналогичными критериям, которые применяют при выборе юристов и экспертов, когда качественные характеристики составляют 45% (при выборе аудитора качественные характеристики составляют лишь 20%).

Е.В.Анохова

Директор по аудиту

аудиторская фирма "Авантаж Аудит",

председатель

Комитета по вопросам

обязательного аудита АПР

Новое на сайте

>

Самое популярное