Домой Виды займов Курсовая работа: Топливно-энергетический комплекс России. Состав, значение в хозяйстве, проблемы развития, ТЭК

Курсовая работа: Топливно-энергетический комплекс России. Состав, значение в хозяйстве, проблемы развития, ТЭК

Последнее десятилетие было ознаменовано крупными структурными изменениями в топливно-энергетическом комплексе, разрушением прежних организационных структур, установившихся хозяйственных связей и созданием новых структур управления, новых производственно-хозяйственных отношений.

Одновременно региональные энергетические компании подвергаются воздействию различных факторов неопределенности, приводящих к недополучению прибыли, а, следовательно, к нестабильному развитию. К ним, в первую очередь, следует отнести реструктуризацию энергетики, результаты первых этапов которой, не только не принесли желаемых результатов, а даже ухудшили финансовое положение компаний. В результате все силы и средства региональных энергетических компаний направляются на их устойчивое функционирование. Это приводит к росту затрат на производство электрической, так и тепловой энергии. Одновременно возникла проблема, связанная с наращиванием производственного потенциала для компенсации выводимых старых производственных мощностей, что в свою очередь, требует огромных затрат.

Также к факторам, сдерживающим развитие энергетики, относятся:

  • - сохраняющийся дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование. При высоком инвестиционном потенциале отраслей ТЭК, приток в них внешних инвестиций составляет менее 13% от общего объема финансирования капитальных вложений. При этом 95% указанных инвестиций приходится на нефтяную отрасль. В электроэнергетике не создано условий для необходимого инвестиционного задела, в результате чего эти отрасли могут стать тормозом начавшегося экономического роста;
  • - энергетическое оборудование, используемое в энергетике, неэкономично. В стране практически отсутствуют прогрессивные парогазовые установки, установки по очистке отходящих газов, крайне мало используются возобновляемые источники энергии, оборудование угольной промышленности устарело и технически отстало, недостаточно используется потенциал атомной энергетики;
  • - отсутствие рыночной инфраструктуры и цивилизованного, конкурентного энергетического рынка, это связано тем, что строительство ТЭС привязывалось к конкретным промышленным объектам, и не предусмотрены линии передачи части электрической передачи на сторону;
  • - не обеспечивается необходимая прозрачность хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий, что негативно сказывается на качестве государственного регулирования их деятельности и на развитие конкуренции;
  • - сохраняющаяся высокая нагрузка на окружающую среду от топливно-энергетической деятельности. ТЭС являются главными загрязнителями атмосферы в структуре ТЭК, особенно, те, которые работают на угле. Сегодня, когда пописан и ратифицирован Российской Федерацией Киотский протокол, данная проблема энергетических компаний становится одной из актуальных;
  • - отсутствие развитого и стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий ТЭК .

Учитывая определяющую роль ТЭК в экономике нашей страны, восстановление топливно-энергетического комплекса, в том числе его позиций на мировом рынке становится первоочередной государственной задачей.

Острота проблем развития ТЭК в значительной степени будет определяться соотношением количественных и качественных характеристик экономического роста. Исчерпание многих действовавших в течение десятилетий экстенсивных факторов обусловливает необходимость перехода к качественному новому типу экономического роста. Главными его отличительными чертами являются:

  • - глобальный технологический переворот;
  • - переход от ресурсопоглощающей модели экономического развития к наукоемкой;
  • - повышение продуктивности использования всех факторов общественного производства;
  • - повышение благосостояния населения не столько за счет роста количества материальных и духовных благ сколько за счет повышения их качества;
  • - включение в понятие благосостояния здоровой окружающей среды.

Топливно-энергетический комплекс для многих государств является своеобразным локомотивом экономики, помогающим не только оставаться "на плаву", но и добиваться определенного прогресса. Однако если не вкладывать средств в ТЭК, то постепенно эффективность его деятельности будет снижаться. Особенно это касается нефтяной сферы, которая без инвестиций может быстро "погибнуть", а ее воскрешение- процесс долгий и чрезвычайно дорогостоящий.

В связи с нестабильностью правовых основ экономической деятельности в России и по ряду других причин снизилась инвестиционная привлекательность ТЭК для отечественных и зарубежных инвесторов, хотя потребность в них многократно выросла. В условиях значительного роста себестоимости добычи и производства топливно-энергетических ресурсов, необходимости резкого увеличения капитальных вложений в ТЭК и ужесточения экологических требований возросла стратегическая значимость повышения энергоэффективности экономики как важнейшего инструмента удовлетворения энергетических потребностей общества.

Необходимы разработка и реализация государством мер по стимулированию инвестиционной деятельности в нефтяной промышленности, включая и нефтеперерабатывающую, в том числе расширение действия системы соглашений по разделу продукции (СРП), особенно в сфере рискованного предпринимательства.

Главной особенностью и задачей нефтеперерабатывающей промышленности является увеличение глубины нефтепереработки с 70% в настоящее время до 85%. Это позволит при росте объема нефтепереработки на 20% увеличить производство моторных топлив в 1,7 раза с одновременным снижением выработки мазута в 1,8 раза, что скажется на топливном балансе электроэнергетики.

В газовой промышленности экономические изменения, связанные с перспективным состоянием сырьевой базы отрасли и ее основных фондов, проявляют себя еще более остро, чем в нефтяном секторе. Базовые месторождения газа в Западной Сибири значительно выработаны (Медвежье - на 78, Уренгойское - на 67, Ямбургское - на 46%) и вступили в фазу падающей добычи. Открытые новые месторождения (Ямальское и Заполярное в Западной Сибири, на шельфах Охотского и Баренцева морей, Ковыктинское в Восточной Сибири и др.) в несколько раз более дорогие, чем эксплуатирующиеся, а на них к 2020г. должно добываться более 80 % газа в стране. К тому же состояние действующих основных фондов отрасли, износ которых превысил 60%, требует крупных инвестиций для их обновления, поддержания и модернизации. В то же время жесткое и экономически не обоснованное искусственное сдерживание регулируемых государством цен на газ не позволяет сформировать инвестиционные источники, обеспечивающие даже простое воспроизводство основных фондов.

С учетом изложенного предстоит обеспечить быстрое наращивание инвестиций в газовую промышленность до 11-12 млрд. долларов в 2020г. В сочетании с ростом расходов на транспортировку объективно необходимо резко повысить цены на газ. Расчеты показали, что такое увеличение цен на газ приведет к соответствующему росту цен на электроэнергию в дополнение к их объективно необходимому увеличению для формирования инвестиций, что негативно скажется на конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей и инфляционной обстановке. Однако проведение такой ценовой государственной политики в газовом секторе и в электроэнергетике объективно необходимо, поскольку без принятия этих мер, страна не будет обеспечена необходимыми энергоресурсами.

Угольная промышленность располагает достаточной базой для полного удовлетворения потребностей экономики России, однако ее развитие осложнено рядом факторов.

Во-первых, это ограничения использования угля по экологическим причинам, во-вторых, по объемам перевозок железнодорожным транспортом.

Принципиально важно, что, в отличие от быстро дорожающего газа, цены на уголь должны увеличиться к 2010году лишь на 10-15% с последующей их стабилизацией и некоторым снижением (без учета инфляции). Это может произойти в результате вовлечения в добычу более эффективных запасов угля, улучшения хозяйственной организации отрасли и, главное, внедрения новейших научно-технических разработок в добычу, переработку и транспортировку угля. Снижение себестоимости добычи угля предусматривается в период 2010-2030 гг., что служит важным аргументом для увеличения его роли в топливном балансе страны.

Специфика развития российского ТЭК обусловлена рядом факторов. Во-первых, это климатический, природно-географический фактор: Россия - самая холодная страна в мире, почти половина ее территория приходится на зону вечной мерзлоты. Во-вторых, центры потребления удалены от энергетических баз. В-третьих, ограничен доступ к незамерзающим портам. В-четвертых, транспортно-энергетические коммуникации, будучи весьма протяженными, имеют ограниченные резервы их пропускной способности.

Эти факторы во многом косвенно, через влияние ТЭК, предопределяет и специфику развития всей экономики. Ввиду особой роли российской энергетики в мировом разделении труда конца XX- начала XXЙ столетий происходящие в ней процессы будут сказываться не только на отечественной, но и на экономике зарубежных стран.

Несмотря на ряд объективных трудностей, ТЭК в основном обеспечивает потребности страны в топливе и энергии и полностью контролирует энергетический рынок России. Такое положение определяется не только качеством функционирования комплекса, но и снижением внутреннего спроса на топливо и энергию, которое за годы реформ составило 30,3% по первичным энергоресурсам и 23,7% по электроэнергии при общем падении объемов промышленного производства более чем на 50%.

Одобренные Правительством РФ "Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 года" фактически не предусматривают существенного изменения структуры топливно-энергетического баланса страны, формируемого преимущественно на базе углеводородного сырья (газ, нефть) с незначительным (2-3%) ростом угольной составляющей. Воспроизводство сырьевой базы не осуществляется. При этом прогнозируется рост экспорта газа более чем на 20% при незначительном сокращении поставок за рубеж нефти и нефтепродуктов. К началу XXЙ века экспорт нефти и нефтепродуктов в 1,27 раза превысил внутренне потребление, экспорт газа составил более 50% внутреннего потребления.

Долгосрочная стратегия развития ТЭК, до 80% первичных энергоресурсов которого будут составлять невосполнимые запасы газа и нефти, в перспективе несет реальную угрозу энергетической безопасности России.

При формировании вариантов развития ТЭК государства на средне- и долгосрочную перспективу для их сравнительной оценки важно в полном объеме учитывать возможности реализации разного рода стратегических угроз энергетической безопасности и требования по надежности топливно- и энергообеспечения потребителей страны в текущем плане и особенно для случаев возникновения чрезвычайных ситуаций. Под энергетической безопасностью понимается состояние защищенности граждан и экономики государства от угроз дефицита в обеспечении их потребностей экономически доступными топливно-энергетическими ресурсами приемлемого качества в долгосрочном и текущем плане, в том числе и во время чрезвычайных ситуаций. Стратегические угрозы - это реальные угрозы, которые при их реализации приводят к длительному дефициту топливно-энергетических ресурсов, что обуславливает сдерживание экономического роста и ухудшение социально-экономического положения страны. Подобными угрозами для России в ближайшие 10-15 лет можно считать нехватку инвестиций для развития отраслей ТЭК, снижение годовых объемов добычи газа в стране, недопустимо малые темпы замены стареющих основных производственных фондов и снижения удельной энергоемкости ВВП. Основными факторами, определяющими уровень энергетической безопасности государства, являются:

  • - способность экономики и ТЭК осуществлять в достаточном объеме бесперебойную поставку энергоносителей, создавая энергетические предпосылки для стабильного функционирования и развития экономики и поддержания необходимого уровня жизни населения;
  • - способность потребителей эффективно расходовать энергию;
  • - сбалансированность поставок топливно-энергетических ресурсов и спроса на них с учетом экономически обоснованных объемов ввоза и вывоза топливно-энергетических ресурсов;
  • - социально-политические, правовые, экономические и международные условия для развития отраслей ТЭК и повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов их потребителям .

В основе реформ российской экономики заложена идеология либерализации. Спусковым крючком процессов либерализации стал сценарий "шоковой терапии", начавшийся в 1990х годах, который был направлен на ограничение доли государства в экономике. Следующий этап процесса реформирования российской экономики - это либерализация энергетического и газового рынков.

Система энерго- и газоснабжения России - основополагающие элементы национальной экономики, от надежного и эффективного функционирования которых непосредственно зависит ее нормальная работа и жизнь всех граждан России. Состояние электроэнергетики в большей степени предопределяет уровень и эффективность экономики любой страны.

Газовая промышленность и электроэнергетика являются становым хребтом российской экономики. Поражают их масштабы - Россия располагает примерно 1/3 мировых запасов природного газа (большая часть которых сосредоточена на 20 крупнейших газовых месторождениях), и в настоящее время поставляют на мировой рынок около четверти всего газа.

Таким образом, по своим масштабам российская электроэнергетика является крупнейшей в мире, а в производстве электроэнергии Россия уступает только США. Налоговые платежи газовой промышленности и электроэнергетики обеспечивают приблизительно 30% всех поступлений в федеральный бюджет страны, а 20% всех доходов от экспорта было получено за счет экспорта природного газа. Доля газа в общем объеме производства и внутреннем потреблении энергетических ресурсов составляет около 50%, в структуре экспорта топлива из России - 45-46%. Газовая отрасль занимает 8% в структуре ВВП. В России газовая промышленность и электроэнергетика тесно взаимосвязаны не только как источники потенциально взаимозаменяемых ресурсов, но и вследствие того, что почти 40% внутреннего потребления газа приходится на производство электроэнергии.

Эксперты обращают внимание на то, что экономические развитие страны продолжает носить экстенсивный характер, что расходится с основными тенденциями эволюции мирового хозяйства. Разумеется, здесь под "мировым хозяйством" подразумевается в основном экономики высокоразвитых стран, входящих в состав Организации экономического сотрудничества и развития. В экономике России все еще играют большую роль внешние факторы - конъюнктура мировых рынков и цен, динамика валютных курсов и т.д. слабой остается инновационная активность, технологичность производства не растет, физически и морально стареют основные фонды.

По всем основным экономическим показателям (структуре ВВВ, структуре промышленности, экспорта, степени зависимости бюджета от мировых цен на рынках энергетических ресурсов и т.д.) Россия относится к странам с сырьевым укладом. В последнее десятилетие роль сырьевых отраслей еще более возросла, а проблема структурной перестройки экономики обострилась.

Все структурные преобразования в экономике следует рассматривать с позиций одновременного подъема и развития как сырьевых и перерабатывающих, так и наукоемких и высокотехнологичных отраслей с той лишь разницей, что темпы роста приоритетных отраслей должны быть более высокими.

Таким образом, в настоящее время задача преодоления системного экономического кризиса в России состоит не только в переводе экономики на траекторию конкурентоспособности, но и в изменении экономического роста. Здесь важная роль принадлежит научно-промышленной политике государства, определяющей общую экономическую стратегию наиболее перспективную базу развития.

Необходимо иметь в виду, что приоритетное развитие сырьевых отраслей, ставших к настоящему времени ведущими в российской экономике, не способно надолго решить задачу экономического подъема. Сырьевые отрасли - это основа индустриальной экономики России, придающая ей особую устойчивость, но не главная ее движущая сила, и два этих понятия нельзя подменять (например, в Японии сырьевой базы практически нет, а эффективная экономика - есть). Тем более что потенциальные возможности этой движущей силы, невосполнимой по своей природе, неуклонно иссякают (нефти, например, осталось всего на 50 лет)

Уже на протяжении 10-15 лет в экономически высокоразвитых странах мира наблюдается устойчивая тенденция снижения материальной составляющей в стоимости продукции и услуг (только 10-15%) и увеличения доли затрат на приобретение знаний и информации.

Россия, по некоторым оценкам, обладает 28% мировых запасов минерально-сырьевых ресурсов и к 2015 году увеличит их внутреннее потребление и внешние поставки в 2 раза. Развитие на этой основе приведет к некоторому росту ВВП, но радикального улучшения уровня жизни не произойдет - по этому показателю на душу населения Россия сейчас отстает в десятки раз от высокоразвитых стран. При этом необходимо учитывать сильную конкуренцию и высокую насыщенность мирового рынка нефтегазового сырья, приносящего основной валютный доход, а также (в силу, главным образом, географических и природно-климатических причин) чрезвычайно высокую капиталоемкость отечественных сырьевых отраслей и себестоимость их продукции. Например, порог неотрицательной рентабельной российской нефти в 2,5 и более раз выше, чем нефти стран ОПЕК. Кроме географических и природно-климатических условий разработки существует дополнительная группа факторов, оказывающих негативное влияние на конкурентоспособность российского нефтегазового экспорта:

  • - высокий уровень транспортных тарифов и расходов,
  • - высокий уровень налогообложения
  • - высокая стоимость геологоразведочных работ и обустройства месторождений и т.д.

Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что низкая конкурентоспособность предприятий топливно-энергетического комплекса России стала одним из главных кризисоформирующих факторов в российской экономике, в связи с чем необходима корректировка дальнейшего проведения реформ в энергетике с учетом аспектов обеспечения повышения конкурентоспособности в рамках приоритета федеральных государственных интересов .


Итоги работы ТЭК в России за период 2003 – 2005 г.г.

В угольной промышленности в 2004г. объем добычи угля - 280 млн. тонн (101,2% к уровню 2003 г.) и экспорта - 72 млн. тонн (рост в 1,4 раза).
В угольной промышленности увеличение производственных мощностей угледобывающих предприятий в 2004 г. составило 20,8 млн. тонн, в том числе за счет нового строительства - 13,45 млн. тонн, из них 6,84 млн. тонн - мощности шахт и 6,61 млн. тонн - мощности открытой добычи угля. Объем инвестиций по итогам 2004 г. может составил около 15 млрд. руб. против 11,5 млрд. руб. в 2003 г. (рост 130%).

В газовой промышленности добыча газа в 2004г., по данным Минпромэнерго России, составила 632,8 млрд. куб. м с ростом на 12,6 млрд. куб. м (2%) к уровню 2003г. В страны дальнего зарубежья и Балтии за январь-ноябрь т.г. экспортировано 131,4 млрд. куб. м газа, рост к соответствующему периоду предыдущего года составил 3,2%.

В нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности по итогам 2004 г. объем добычи нефтяного сырья составил 460 млн.т с ростом на 38,7 млн. тонн (9,2%) к уровню 2003 г.
Введено в эксплуатацию 21 месторождение с суммарной добычей нефти более 150 тыс. т и проходкой в эксплуатационном бурении около 145 тыс.м. Из них 9 месторождений введены ОАО «Татнефть», 4 месторождения - ОАО «НК ЛУКОЙЛ», 3 месторождения - ОАО «Тюменская нефтяная компания».

В 2004 г. отмечается повышение качества производимых моторных топлив. Так, доля высокооктановых бензинов в общем выпуске автомобильного бензина за январь-ноябрь 2004 г. возросла до 57,9% против 54,3% в 2003г.; дизельного топлива с содержанием серы до 0,2% произведено 93,86% (92,14% - 2003г.), в том числе с содержанием серы до 0,035% - 5,33% (2003г. -2,88%).
По прогнозу Минпромэнерго России, ожидаемый объем переработки нефтяного сырья превысил показатель баланса и составил 193,7 млн.т., что на 1,9% больше по сравнению с 2003 г. При этом ожидаемое производство автомобильного бензина увеличилось на 0,9 млн. тонн (3,1%) и составило 30,2 млн. тонн, дизельного топлива до 55 млн. т, мазута топочного снизился по сравнению с 2003 г. на 1,5 млн.т. и составит 53,1 млн. т.

По предварительной оценке общий объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по нефтеперерабатывающей промышленности составил около 30,0 млрд. рублей (на уровне 2003г.).

Развитие ТЭК в России

Важнейшей проблемой ТЭК России является устранение кризисного положения в добыче и воспроизводстве сырьевой базы в нефтегазовой промышленности. Из-за дефицита капиталовложений в последние годы нарушились нормальные воспроизводственные процессы - от подготовки сырьевой 6азы и строительства новых мощностей до ремонта и реконструкции действующих объектов. Регулирование инвестиционных процессов в нефтегазовой отрасли ТЭК - нелегкая задача, особенно в условиях практического отсутствия централизованного финансирования и наличия большого числа субъектов предпринимательской деятельности.

Бесперебойная работа ТЭК - один из ключевых факторов национальной экономической безопасности, динамичного развития внешнеэкономических связей России и интеграционных процессов в рамках Содружества независимых государств.

Правящая элита России не смогла уберечь главное достояние экономики страны - ее ТЭК - от медленного разрушения. Начавшееся еще в годы советской власти сокращение добычи нефти, угля и выработки электроэнергии стало быстро нарастать после 1991 г. В меньшей степени это сокращение распространилось и на более устойчивую газовую отрасль. Так, добыча нефти в России, достигнув максимума в 569 млн. т в 1987 г., в 1991 г. снизилась до 462 млн. т и продолжала подать, достигнув в 1998 г. 303 млн. т, сохраняя при этом тенденцию к дальнейшему падению. Добыча газа сократилась с 643 млрд. куб. м в 1991 г. до 591 млрд. куб. м в 1998 г. В целом за 1991-1998 гг. добыча нефти снизилась на 34%, нефтепереработка - на 43%, добыча угля - на 34%, производство электроэнергии - на 23% и добыча газа - на 8%.

Ухудшилось положение и с экспортом нефти, который снизился за 1991 –1998 гг. на 21%. Экспорт газа за тот же период вырос на 2,3%.

Оценивая перспективы добычи нефти в России, следует учитывать итоги 1998 г, которые показали, что объем добычи нефти в 303 млн. т достиг порога энергетической безопасности, оцениваемой Минэкономики России в 300 млн. т. Снижение добычи после этого предела будет связано либо с серьезным нарушением внутреннего потребления жидкого топлива в стране, либо со снижением экспортных возможностей России, а в более длительной перспективе может поставить Россию перед необходимостью начать импорт нефти. Оценки перспектив в добыче на 1999-2000 гг. были крайне пессимистические. Эксперты утверждали, что при сохранении цен мирового рынка на уровне 1998 г. и сложившихся налоговых, финансовых, правовых и других макроэкономических и институциональных условий добыча нефти будет сокращаться весьма быстрыми темпами. Но обнадеживающе на фоне этих пессимистических оценок звучали выводы Коллегии Министерство топлива и энергетики Российской Федерации, которые, хотя и оговаривают наличие в добыче тенденции к дальнейшему снижению, тем не менее отмечают, что положение в нефтяной отрасли нельзя считать катастрофически безнадежным - добывные возможности месторождений пока превышают существующий уровень добычи нефти, все еще сохраняется значительный производственный потенциал, а отрасль располагает технологиями, что в целом создает реальные пpeдпоcылки для стабилизации ее работы.

Одной из главных причин обозрения кризиса в ТЭК России явилась проводимая в течение длительного времени правительственная политика, игнорирующая непосредственные нужды ТЭК. Она была направлена на поддержание высокого курса рубля, что объективно способствовало ухудшению финансового положения экспортеров энергетических ресурсов. К этому нужно добавить, что увлеченность правительства пирамидами внутренних и внешних займов лишала предприятия, оперирующие в реальном секторе экономики, возможности получения каких-либо инвестиционных кредитов. Инвестиционная политика в этих условиях в значительной степени сводилась к финансовым спекуляциям. Обстановка осложнилась ростом неплатежей и задолженностей. Крах такой политики был неизбежен, что и случилось 17 августа 1998 г.

Другая причина быстрого нарастания кризиса в ТЭК также была связана с оши6очной политикой правительства России, направленной на поддержание и увеличение масштабов налогового бремени в отношении предприятий ТЭК, в первую очередь нефтяных компании. Размеры налоговых платежей нефтяных компаний, в зависимости от их задолженности, составляли 47– 55% выручки, что даже в период высоких цен на нефть в 1997 г. было в 1,25 – 1,5 раза выше, чем в западных странах. Положение усугублялось широким развитием практики неплатежей и бартерных зачетов при доле реальных денег в выручке на внутреннем рынке, не превышающей 30%. Вследствие этого сумма налоговых платежей по отношению к реальной выручке нефтяных компаний при операциях на внутреннем рынке достигала 93–108 % .

Для уплаты платежей в бюджет и хотя бы минимального поддержания инвестиций компании были вынуждены закладывать значительную часть будущего экспорта нефти.

И, наконец, третьей причиной столь бедственного положения нефтяной промышленности явилось почти двукратное снижение в 1998 г. экспортных цен на нефть на внешних рынках. Значительным было сокращение цен и на природный газ.

“Результатом разработанной по отношению к российским нефтяным компаниям экономической и особенно налоговой политики, - отмечалось в “Обращении российских нефтяных компаний к Правительству России”, - является их низкий уровень рентабельности. Даже при прежних ценах на нефть рентабельность нефтяных компаний в России была ниже, чем в Норвегии на 70%. По сравнению с США рентабельность нефтяных компаний в России ниже в 2,5 раза, по сравнению с Великобританией в 3 раза”.

Таким образом, положение в российском ТЭК, особенно в его нефтяной отрасли, достигло критического состояния и требует проведения чрезвычайных мер. По этой причине устранение кризиса в российском ТЭК, учитывая его ключевое значение для судеб страны, должно рассматриваться как первоочередная общенациональная задача, как условие поддержания национальной безопасности и обеспечения будущего развития России.

Успех в решении этой стратегической задачи зависит от решения многочисленных проблем общеэкономического порядка, проблем, накопившихся за последние годы в ТЭК и в смежных отраслях промышленности, транспорта, о также в финансовой, валютной, налоговой, таможенной, внешнеторговой и других сферах.

С не менее важными проблемами сталкивается Россия и в области поддержания экспортного потенциала ТЭК. Территориальная и функциональная разобщенность отдельных частей ТЭК в результате распада Советского Союза создали для России значительные трудности, особенно с транспортировкой экспортных грузов. Контроль над магистральными экспортными трубопроводами и терминалами начали осуществлять, помимо России, Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония, Грузия. В России остались только три из восьми морских комплексов для экспорта нефти.

В условиях перехода к новой инвестиционной политике, основанной на принципе самофинансирования развития нефтяной и газовой промышленности, резко возрастает значение правильного выбора приоритетных направлений инвестиционной деятельности. Этой проблеме уделяется значительное внимание во всех основополагающих документах, формирующих энергетическую политику страны -в “Энергетической стратегии России”, в федеральных целевых программах “Топливо и энергия” и “Энергосбережение России на 1998-2005 гг.”, программе “Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах”, а также в заявлениях представителей правительства России.

Обобщая и развивая положения этих документов и заявлений, можно выделить ниже следующий перечень приоритетных направлений инвестирования отечественных и иностранных капиталов в нефтегазовый сектор российского ТЭК на ближайшие 12-15 лет:

Комплексная разведка и освоение крупных месторождений газа; подготовка к разработке и освоению нового газодобывающего региона на полуострове Ямал со строительством газопровода Ямал-Европа на территории Белоруссии, Польши и Германии, освоение новых месторождений в Надым-Пур-Тазовском регионе Тюменской области, освоение газовых месторождений в новых регионах - Ковыткинского газоконденсатного месторождения в Восточной Сибири, что может послужить основой для строительства экспортного газопровода для поставок газа в Монголию, Китай и Корею, Средне-Вилюйского газоконденсатного месторождения Республики Сажа (Якутия), нефтегазовых месторождений на Сахалинском шельфе. Ожидается также, но уже за пределами 2010 г., освоение газовых ресурсов на шельфе арктических морей (в частности, Штокмановского), на юге Красноярского края, в Республике Саха (Якутия), на шельфе Дальнего Востока.

Комплексная разведка и освоение крупных месторождений нефти: в Надым-Пур-Тазовском регионе Тюменской области, ввод в разработку Приобского и Тяньского месторождений, а также реконструкция Самотлорского месторождения в Ханты-Мансийском автономном округе, подготовка к промышленному освоению нефтегазовых ресурсов Тимано-Печорского бассейна. Восточной Сибири, Республики Саха (Якутия), на шельфах северных морей, Каспийского моря и о. Сахалин.

Предотвращение процесса исчерпания разведочного задела прошлых лет путем усиления геологических исследований и геологоразведочных робот, а также повышения темпов подготовки новых месторождений, чтобы покончить с отставанием прироста запасов от объема добычи.

Модернизация геологоразведочных работ, внедрение новой техники буровых, геофизических работ, адаптированной к геологическим и природным условиям конкретных нефтегазоносных районов России, освоение и использование современных методов поиска, разведки и мониторинг запасав углеводородного сырья, повышение уровня его извлечения, создание экономических жизнеспособных нефтепромысловых комплексов, эксплуатация которых позволяет увеличить дебит скважин и увеличить нефтеотдачу пластов.

Вовлечение в эксплуатацию бездействующего фонда скважин и доведение его до норматива.

Модернизация и реконструкция системы газоснабжения в целях повышения ее надежности, энергетической и экономической эффективности.

Дальнейшее развитие подземных газохранилищ для повышения надежности и маневренности газоснабжения потребителей внутреннего рынка и зарубежных стран.

Повышение комплексности использования добываемого углеводородного сырья, налаживание утилизации получаемого сопутствующего газа и других компонентов.

Освоение малых месторождений нефти и, главным образом, газа для решения проблем регионального энергоснабжения.

Интенсификация добычи нефти из низкопродуктивных пластов, пополнение и наращивание извлекаемых объемов сырья с месторождений со сложным геологическим строением, использование возможностей продуктивного освоения трудно извлекаемых запасов нефти.

Разработка и внедрение высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки нефти и газа, реконструкция действующей сети магистральных нефтегазопродуктопроводов. Создание новых и реконструкция старых нефтепроводов, перевалочных баз, железнодорожных переходов, портового хозяйства, создание газовозного и содействие увеличению танкерного флотов.

Строительство и реконструкция предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Углубление степени переработки и диверсификации номенклатуры вырабатываемых нефтепродуктов за счет увеличения производства высокооктановых сортов бензина, дизельного топлива с содержанием серы 0,5% (европейский стандарт), высококачественных авиационных видов топлива, широкой гаммы смазочных масел и др.

Освоение производства, транспортировки и потребления сжиженного природного газа.

Содействие максимальному замещению природным газом нефтепродуктов в энергетическом балансе страны.

Участие в реализации государственной целевой программы энергосбережения.

Реализация программ, предусматривающих снижение отрицательного воздействия нефтегазовой отрасли ТЭК на окружающую среду, разра6отка и внедрение высокоэффективных методов восстановления окружающей среды после аварий, а также после закрытия отслуживших свой срок месторождений.

Содействие разработке и серийному производству высокоэффективного оборудования и материалов для нефтегазовою сектора ТЭК, особенно на предприятиях ВПК. Налаживание кооперации в совместном производстве эффективного оборудования для нефтегазового комплекса с иностранными компаниями в части использования преимуществ более дешевой организации производства материало- и трудоемких элементов высокотехнологического оборудования в России, для последующей продажи совместной продукции как на российском рынке, так и на зарубежных рынках, особенно на рынках развивающихся стран. Всяческое содействие специализации машиностроения России для участия в международном разделении труда в качестве экспортера машин и оборудования для нефтяной и газовой промышленности.

Содействие активному внедрению на новые платежеспособные рынки российской нефти, газа и нефтепродуктов. Создание на этих рынках собственной сбытовой и распределительной сети, отдавая предпочтение созданию собственных сбытовых компаний с торговой инфраструктурой, в первую очередь по трассам газонефтепродуктопровода.

Участие российских компаний, в том числе и через систему совместных предприятий с российским капиталом, в товаропроводящей сети стран ближнего и дальнего зарубежья, создание в этих регионах распределительных газопроводов, а также нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов, работающих на импортированном из России сырье.

Расширение системы трансграничных магистральных трубопроводов, в первую очередь за счет создания второго и третьего экспортных коридоров через Польшу и Балтийское море, строительство “Балтийской трубопроводной системы”, четвертого коридора через Китай в Южную Корею, газопровода по дну Черного моря в Турцию (“Голубой поток”). Реконструкция действующих и строительство новых газопроводов на территории Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии до границы с Турцией. Содействие строительству новых и реконструкции старых систем трубопроводов для транзита нефти и газа из Азербайджана и среднеазиатских стран СНГ, в частности нефтепроводов Баку-Новороссийск и “Каспийскою трубопроводного консорциума” (КТК).

Организаций за рубежом разведки, добычи, переработки, транспортировки и утилизации углеводородного сырья российскими компаниями, в том числе и совместными компаниями с участием российского капитала.

Использование невозвращаемых своевременно странами СНГ и развивающимися странами долгов Российской Федерации для приобретения в этих странах концессий на разведку и добычу нефти и газа, рознично-оптовой сбытовой сети, нефтеперерабатывающих заводов, трубопроводов и т.д.



В последние годы по различным причинам резко обострились проблемы топливно-энергетического комплекса России.

Среди основных проблем ТЭК необходимо выделить следующие: - усложнение добычи и увеличение расстояний транспортировки энергоресурсов в связи с исчерпанием эксплуатируемых и необходимостью разработки новых, более удаленных и расположенных в труднодоступных районах месторождений;

Высокий (около 80%) износ энергетического оборудования, предопределяющий остановку к 2015 году почти половины энергоустановок суммарной мощностью около 100 ГВт из существующих 215 ГВт в связи с выработкой их ресурса;

Снижение темпов и уровня перспективных разработок, обусловленное недостаточностью их финансирования;

Углубляющийся разрыв поколений в области научно-внедренческой деятельности, связанный с падением ее престижности и мизерным финансированием;

Нарастающая потеря внешних рынков, в значительной степени связанная с отсутствием инвестиций (зачастую российские проекты, имеющие более высокие технико-экономические характеристики, проигрывают тендеры только из-за отсутствия требуемого финансирования) и др.

Также к факторам, сдерживающим развитие энергетики, относятся:

    Сохраняющийся дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование. При высоком инвестиционном потенциале отраслей ТЭК, приток в них внешних инвестиций составляет менее 13% от общего объема финансирования капитальных вложений. При этом 95% указанных инвестиций приходится на нефтяную отрасль. В электроэнергетике не создано условий для необходимого инвестиционного задела, в результате чего эти отрасли могут стать тормозом начавшегося экономического роста;

    Энергетическое оборудование, используемое в энергетике, неэкономично. В стране практически отсутствуют прогрессивные парогазовые установки, установки по очистке отходящих газов, крайне мало используются возобновляемые источники энергии, оборудование угольной промышленности устарело и технически отстало, недостаточно используется потенциал атомной энергетики;

    Отсутствие рыночной инфраструктуры и цивилизованного, конкурентного энергетического рынка, это связано тем, что строительство ТЭС привязывалось к конкретным промышленным объектам, и не предусмотрены линии передачи части электрической передачи на сторону;

    Не обеспечивается необходимая прозрачность хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий, что негативно сказывается на качестве государственного регулирования их деятельности и на развитие конкуренции;

    Сохраняющаяся высокая нагрузка на окружающую среду от топливно-энергетической деятельности. ТЭС являются главными загрязнителями атмосферы в структуре ТЭК, особенно, те, которые работают на угле. Сегодня, когда пописан и ратифицирован Российской Федерацией Киотский протокол, данная проблема энергетических компаний становится одной из актуальных;

    Отсутствие развитого и стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий ТЭК .

Учитывая определяющую роль ТЭК в экономике нашей страны, восстановление топливно-энергетического комплекса, в том числе его позиций на мировом рынке становится первоочередной государственной задачей.

Острота проблем развития ТЭК в значительной степени будет определяться соотношением количественных и качественных характеристик экономического роста. Исчерпание многих действовавших в течение десятилетий экстенсивных факторов обусловливает необходимость перехода к качественному новому типу экономического роста. Главными его отличительными чертами являются:

    Глобальный технологический переворот,

    Переход от ресурсопоглощающей модели экономического развития к наукоемкой,

    Повышение продуктивности использования всех факторов общественного производства,

    Повышение благосостояния населения не столько за счет роста количества материальных и духовных благ сколько за счет повышения их качества,

    Включение в понятие благосостояния здоровой окружающей среды.

Топливно-энергетический комплекс для многих государств является своеобразным локомотивом экономики, помогающим не только оставаться «на плаву», но и добиваться определенного прогресса. Однако если не вкладывать средств в ТЭК, то постепенно эффективность его деятельности будет снижаться. Особенно это касается нефтяной сферы, которая без инвестиций может быстро «погибнуть», а ее воскрешение- процесс долгий и чрезвычайно дорогостоящий .

В связи с нестабильностью правовых основ экономической деятельности в России и по ряду других причин снизилась инвестиционная привлекательность ТЭК для отечественных и зарубежных инвесторов, хотя потребность в них многократно выросла. В условиях значительного роста себестоимости добычи и производства топливно-энергетических ресурсов, необходимости резкого увеличения капитальных вложений в ТЭК и ужесточения экологических требований возросла стратегическая значимость повышения энергоэффективности экономики как важнейшего инструмента удовлетворения энергетических потребностей общества.

Необходимы разработка и реализация государством мер по стимулированию инвестиционной деятельности в нефтяной промышленности, включая и нефтеперерабатывающую, в том числе расширение действия системы соглашений по разделу продукции, особенно в сфере рискованного предпринимательства.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - это совокупность отраслей, связанных с производством и распределением энергии в различных её видах и формах.

В состав ТЭК входят отрасли по добычи и переработке различных видов топлива (топливная промышленность), электроэнергетика и предприятия по транспортировке и распределению электроэнергии.

Важным показателем, характеризующим работу ТЭК, является топливно-энергетический баланс (ТЭБ).

Топливно-энергетический баланс - соотношение добычи различных видов топлива, выработанной из них энергии и использование их в хозяйстве. Энергия, получаемая при сжигании разного топлива, неодинакова, поэтому для сравнения разных видов топлива его переводят в так называемое условное топливо, теплота сгорания 1 кг. которого равна 7 тыс. ккал. При пересчете в условное топливо применяются так называемые тепловые коэффициенты, на которые умножается количество пересчитываемого вида топлива. Так, если 1 т. приравнять к 1 т. условного топлива, коэффициент угля равен 1, нефти - 1,5, а торфа - 0,5.

Соотношение разных видов топлива в ТЭБ страны изменяется. Так, если до середины 60-х годов главную роль играл , то в 70-е годы доля угля сократилась, а нефти возросла (были открыты ). Сейчас доля нефти сокращается и возрастает доля газа (т.к. нефть выгоднее использовать как химическое сырьё).

Развитие ТЭК связанно с целым рядом проблем:

Запасы энергетических ресурсов сосредоточенны в восточных районах страны, а основные районы потребления в западных. Для решения этой проблемы планировалось в западной части страны развитие , но после аварии на Чернобыльской АЭС, реализация этой программы замедлилась. Возникли и экономические трудности с ускоренной добычей топлива на востоке и передачей его на запад.
Добыча топлива становится всё более дорогой и поэтому необходимо всё шире внедрять энергосберегающие технологии.
Увеличение предприятий ТЭК оказывает отрицательное воздействие на окружающую среду, поэтому при строительстве требуется тщательная экспертиза проектов, а выбор места для них должен учитывать требованиям охраны окружающей среды.
Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива, проблемы развития.

Топливная промышленность - часть топливно-энергетического комплекса. Она включает отрасли по добыче и переработке различных видов топлива. Ведущие отрасли топливной промышленности - , газовая и угольная.

Нефтяная промышленность. В сыром виде нефть почти не используют, но при переработке получают высококачественное топливо (бензин, керосин, солярку, мазут) и разнообразные соединения, служащие сырьём для . По запасам нефти занимает II место в мире.

Основная база страны - Западная Сибирь (70% добычи нефти). Крупнейшие месторождения - Самотлор, Сургут, Мегион. Вторая по величине база - Волго- . Разрабатывается уже почти 50 лет, поэтому запасы сильно истощены. Из крупнейших месторождений следует назвать - Ромашкинское, Туймазинское, Ишимбаевское.

Часть нефти перерабатывается, однако большинство нефтеперерабатывающих заводов находится в европейской части России. Сюда нефть передаётся по нефтепроводам, часть нефти по нефтепроводу «Дружба» передаётся в .

Газовая промышленность. Газ самый дешёвый вид топлива и ценное химическое сырьё. По запасам газа Россия занимает I место в мире.

В нашей стране разведано 700 месторождений. Основная база добычи газа - Западная Сибирь, а крупнейшие месторождения - Уренгойское и Ямбургское. Вторая по величине база по добыче газа это -Оренбургско–Астраханская. Газ этого района имеет очень сложный состав, для его переработки построены крупные газоперерабатывающие комплексы. Природный газ добывается так же в Тимано-Печорском бассейне (менее1% от всей добычи), открыто месторождение на шельфе . В перспективе возможно создание ещё одной базы - Иркутская область, Якутия, .


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

>> Роль, значение и проблемы ТЭК

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)

§ 18. Роль, значение и проблемы ТЭК

Топливно-энергетический комплекс - совокупность отраслей, связанных с производством и распределением энергии «ее различных видах и формах.

Поскольку без энергии ни один вид человеческой деятельности невозможен, от развития ТЭК в значительной мере зависит все хозяйство страны . Однако роль ТЭК в современной экономике России определяется не только этим. Этот комплекс - основной поставщик товаров внешней торговли страны. Доля топливно- энергетических ресурсов в экспорте России составляет чуть менее 40%.

В состав комплекса входят три крупных взаимосвязанных звена. Каждое из звеньев выполняет свою определенную функцию.

В России энергосберегающие технологии пока не получили должного применения, хотя возможности для экономии энергии в нашей стране поистине огромны. Только за счет улучшения теплоизоляции зданий, применения экономичных источников освещения и прочего можно ежегодно экономить десятки миллионов тонн топлива.

Вопросы и задания

1. Что входит в состав топливно-энергетического комплекса?
2. Что такое топливно-энергетический баланс?
3. Почему важно экономить электроэнергию?

География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. - 17-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 285 с.: ил., карт.

Учебники и книги по всему предметам, домашняя работа, онлайн библиотеки книжек, планы конспектов уроков по географии, рефераты и конспекты уроков по географии для 9 класса скачать

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Новое на сайте

>

Самое популярное