Домой Виды займов Методы финансового контроля. Методы проведения финансового контроля

Методы финансового контроля. Методы проведения финансового контроля

Методы финансового контроля являются способами и приемами его проведения, осуществления контрольных мероприятий. Они достаточно разнообразны, а выбор конкретного метода контроля зависит от многих факторов, как то от контролируемого и контролирующего субъекта, объекта контроля, целей и задач контроля.

К основным методам финансового контроля относятся: учет, анализ, проверка, аудит, ревизия и финансово-экономическая экспертиза, а также обследования, инспекция, наблюдения. Процедуры их проведения прописаны в ведомственных методиках и правилах проведения контроля. Они реализуются в конкретных действиях проверяющего субъекта. Методика финансового контроля регулируется в основном процессуальными нормами.

Характеристика методов финансового контроля:

1. Учет - предполагает контролирующие действия при постановке на учет обязанных лиц и объектов, лежащих в основе исчисления денежных обязательств. То есть, учитываются:

Обязанные лица при включении данных о них в соответствующие реестры, внесении изменений в учетной документации;

Объекты (денежные средства, материальные ресурсы), лежащие в основе выполнения обязанностей, связанных с движением денежных фондов.

Учет не ограничивается только регистрационной работой. Он также связан с аналитикой и созданием информационных баз.

2. Анализ - проводится в отношении периодической или годовой отчетности, на основании него определяется уровень выполнения плана, норм, финансовой дисциплины. При использовании аналитических приемов исследуются главные финансово-экономические показатели деятельности контролируемого предприятия. Анализируются данные из смет, балансов и т. Д., Ликвидность бухгалтерских балансов, расчеты и оценка финансовых коэффициентов; финансовая устойчивость, финансовая отчетность. Итоговыми результатами анализа является оценка текущего состояния контролируемого предприятия, эффективность и рациональность использования денежных фондов, эффективность использования материальных ресурсов и др. Эффективным является использование такого финансово-экономического приема, как сравнение.

3. Проверка - одноразовая контрольная действие, заключающееся в сопоставлении фактических и документальных данных по отдельным направлениям финансово-хозяйственной деятельности субъекта. Проверяется финансово-хозяйственная деятельность предприятия, учреждения, организации или ее подразделений и по результатам оформляются справка или докладная записка.

Сравниваются фактические данные контроля со данными, отраженными в первичной документации. Для этого используются учетные, отчетные документы для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

Можно выделить следующие основания классификации видов проверок:

1) в зависимости от организационной признаки:

Плановые проверки (внесены в планы работы контролирующего органа)

Внеплановые проверки (осуществляемые вне плана, при наличии веских оснований)

2) в зависимости от основания назначения:

Первичная;

Повторная (проводятся через некоторое время после начальной (первичной) финансовой "проверки)

Дополнительная (для выяснения вопросов, которые не ставились на первичной проверке, часто в связи с теми обстоятельствами, что снова возникли)

3) в зависимости от объема:

Полные (охватывает все стороны финансово-хозяйственной деятельности);

Частичные (неполные) проверки (в ходе них проверяются отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности);

Комплексные проверки (проверке подлежит весьма широкий круг взаимосвязанных вопросов);

Тематические (целевые) проверки (охватывают или отдельное направление деятельности проверяемого субъекта, или выделенный тип операций);

4) в зависимости от полноты охвата:

сплошные (фронтальные) проверки (изучаются абсолютно все документы и учетные записи за определенный период времени);

Выборочные проверки (по отдельным направлениям деятельности субъекта, которого проверяют, или его структурного подразделения);

5) в зависимости от места проведения:

Выездные проверки (осуществляются по месту нахождения объекта контроля);

Камеральные проверки (проводятся по месту расположения органа финансового контроля);

6) в зависимости от характера контролируемых показателей:

арифметические проверки (сводятся к оценке правильности математических расчетов и таксувань)

Формальные проверки (по которым осуществляется проверка правильности оформления документов, например, выясняется подлинность подписей и печатей, наличие подчисток и исправлений, правильность заполнения реквизитов);

7) в зависимости от характера контролирующих субъектов:

вневедомственные проверки;

Ведомственные проверки.

4. Аудит - независимая форма контроля, исследует только вопросы, оговоренные в договоре с заказчиком.

Аудит - это проверка данных бухгалтерского учета и показателей финансовой отчетности субъекта хозяйствования с целью высказывания независимого мнения аудитора о ее достоверности во всех существенных аспектах и соответствии требованиям законов Украины, положений (стандартов) бухгалтерского учета или других правил (внутренних возложат субъектов хозяйствования) согласно требованиям пользователей.

Аудит осуществляется независимыми лицами (аудиторами), аудиторскими фирмами, которые уполномочены субъектами хозяйствования на его проведение. Аудиторский контроль не подменяет государственного контроля, а сотрудничает с государственными органами. Он может быть инициативным (проводимой по решению самого хозяйствующего субъекта) и обязательным, который предполагается ст. 8 Закона Украины "Об аудиторской деятельности".

Проведение аудита является обязательным для:

1) подтверждение достоверности и полноты годовой финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности открытых акционерных обществ, предприятий-эмитентов облигаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, финансовых учреждений и других субъектов хозяйствования, отчетность которых в соответствии с законодательством Украины подлежит официальному обнародованию, за исключением учреждений и организаций, которые полностью содержатся за счет государственного бюджета;

2) проверки финансового состояния учредителей банков, предприятий с иностранными инвестициями, открытых акционерных обществ (кроме физических лиц), страховых и холдинговых компаний, институтов совместного инвестирования, доверительных обществ и других финансовых посредников;

3) эмитентов ценных бумаг при получении лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Однако в любом случае аудиторская проверка проводится на основании договора между аудитором (аудиторской фирмой) и заказчиком. В договоре на проведение аудита и предоставления других аудиторских услуг указываются предмет и срок проверки, объем аудиторских услуг, размер и условия оплаты, ответственность сторон. Заказчик имеет право свободного выбора аудитора (аудиторской фирмы). Аудиторский контроль - это профессиональный независимый финансовый контроль. Во время его осуществления аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право:

Самостоятельно устанавливать формы и методы аудита на основе действующего законодательства, действующих норм и стандартов, условий договора с заказчиком, профессиональных знаний и опыта;

Получать необходимые документы, относящиеся к предмету проверки и находятся как у заказчика, так и у третьих лиц;

Получать объяснения в письменной или устной форме от руководства и работников заказчика;

Проверять наличие имущества, денег, ценностей, требовать от руководства предприятия проведения контрольных осмотров, замеров выполненных работ, определения качества продукции, в отношении которых проводится проверка документов;

Привлекать на договорных началах к участию в проверке специалистов разного профиля.

Результатом аудиторской проверки является аудиторское заключение, шо содержит подтверждение или аргументированный отказ от подтверждения достоверности, полноты и соответствия законодательству бухгалтерской отчетности заказчика. Выполнение договора на осуществление аудита подтверждается актом приема-передачи аудиторского заключения.

5. Ревизия - метод документального контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений, организаций, соблюдением законодательства по вопросам финансов, достоверностью учета и отчетности; способ документального выявления недостач, растрат, присвоений, других злоупотреблений.

Ревизия осуществляется специальными органами финансового контроля и направлена на выявление фактов нарушения законности, достоверности и целесообразности. При ревизии проводятся изучение и анализ финансово-хозяйственной документации на предмет правильности ведения бухгалтерского учета, хранения денежных средств и материально-технических ресурсов, своевременности и полноты отчетности.

Ревизия проводится на основании документа, подписанного руководителем соответствующего контролирующего органа. Классификация ревизий идентична классификации проверок. Ревизии подразделяются на : плановые и внеплановые; фактические и документальные; комплексные и тематические и т.д. Отдельно отметим ревизию, назначаемой по постановлению органов следствия. По результатам ревизии составляется акт. В ходе осуществления ревизии могут состоять промежуточные акты, направленные на устранение выявленных недостатков. При несогласии или при наличии возражений по акту ревизии должностные лица объекта проверки приобщают к нему свои возражения и замечания. Кроме указанного, в акте ревизии указываются цель ревизии и основные ее результаты, выявленные факты нарушений, а также причины таких нарушений, лица, виновные в нарушении финансовой дисциплины, предлагаемые меры по их устранению и сроки осуществления этих мероприятий. В акте также указываются применяемые к нарушителям меры финансовой или административной ответственности.

6. Финансово-экономическая экспертиза - проводится по определенным финансовых документов, по ее итогам составляется заключение. Примером является экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты, которая проводит экспертизу и составляет заключения по проектам: Государственный бюджет Украины, законов и других нормативно-правовых актов, международных договоров Украины, общегосударственных целевых программ, программ Кабинета Министров Украины и других документов, касающихся вопросов государственного бюджета и финансов Украины.

7. Обследование - проводится в отношении конкретных сторон финансовой деятельности контролируемого предприятия. При обследовании осуществляется диагностика финансового состояния подконтрольного субъекта и исследования отчетности, проводится первичный анализ соблюдения финансового законодательства, оценка соответствия его деятельности уставным документам. В ходе обследования могут применяться опросы и анкетирование с целью выявления нарушений финансовой дисциплины.

При обследовании осуществляется обзорный анализ финансового и имущественного состояния контролируемого предприятия. В случае выявления существенных недостатков в ходе обследования это является основанием для проведения проверки; если недостатков не обнаружено или они незначительны, то все ограничивается стадией обследования. Обо всем этом указывается в заключении по результатам обследования.

8. Инспекция - позволяет получить информацию о состоянии финансов предприятий, организаций и учреждений на местах. Инспекции проводятся субъектами-представителями государства в целом или ее отдельных органов периодически. Целью инспекции является ознакомление с состоянием дел на местах и предоставления оперативной практической помощи.

9. Наблюдение - это метод финансового контроля, масс целью общее отслеживание финансовой деятельности контролируемого предприятия. Оно является пассивным и бесконтактным финансовым контролем и сводится к всеобщего ознакомления с состоянием финансовой деятельности бюджетного учреждения, предприятия, организации, ведомства. Наблюдение бывает общем и специальным.

10. Инвентаризация - это способ осуществления финансового контроля, направленный на сопоставление документальных данных и расчетов с имеющимися основными средствами, нематериальными активами, товарно-материальными ценностями, денежными средствами.

Инвентаризация в обязательном порядке осуществляется в случае передачи имущества государственного предприятия в аренду, приватизации имущества государственного предприятия, смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи), при установлении фактов хищений или злоупотреблений, порчи ценностей (на день выявления таких фактов) и в других случаях.

Практическая реализация финансового контроля осуществляется с использованием определенных методов. Методы финансового контроля представляют собой совокупность обоснованных и адаптированных конкретно-определенных приемов, средств или способов, применяемых при осуществлении контрольных функций.

Методы финансового контроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависят достижение конечного результата и эффективность контроля. С другой стороны, адекватное применение приемов и способов финансового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному функционированию хозяйственной деятельности.

Наличие у финансового контроля разнообразных целей и задач обусловливает и дифференцированный подход к их решению.

необходимость использования различных способов проверок, оценок и анализа финансового состояния подконтрольных объектов. Применение конкретного метода зависит и от ряда других факторов: правового положения и особенностей деятельности контролирующих органов; форм и объектов проведения контроля; оснований возникновения контрольных правоотношений; особенностей ведения бухгалтерского учета; финансо-правового режима доходов и расходов подконтрольного субъекта и т. д.

Можно выделить шесть основных методов финансового контроля: наблюдение, обследование, анализ, проверка, ревизия и финансово-экономическая экспертиза.

Наблюдение представляет собой ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации.

Обследование — один из основных методов предварительного финансового контроля; оно направлено на исследование отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности. Обследование применяется для оперативного выявления фактов, свидетельствующих о соблюдении финансовой дисциплины (или о ее нарушениях), также определения целесообразности более глубокой, всесторонней проверки подконтрольного объекта. Основная цель обследования — общий анализ финансово-хозяйственной деятельности, выявление ее недостатков. Эта цель достигается путем решения следующих задач: исследования (мониторинга) финансовой документации; выявления финансового состояния объекта проверки; проверки соблюдения нормативных актов в сфере исполнения бюджетных назначений и правильности их оформления; оценки уровня обоснованности и целевого назначения государственных (муниципальных) расходов и т. д.

Анализ представляет собой специальный метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики. Как правило, объектом финансового анализа являются бухгалтерские счета и балансы, а главной задачей — выявление полноты и своевременности отражения в учете и отчетности налогооблагаемой базы. Данный метод финансового контроля осуществляется финансовыми органами, ведущими расчеты хозяйствующих субъектов по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (налоговыми органами, внебюджетными фондами и т. д.). В результате анализа финансовой деятельности контролируемого объекта производится доначисление налогов или уточнение налогооблагаемой базы, что значительно влияет на рост доходов государственных или муниципальных бюджетов.

Проверка представляет собой один из основных методов финансового контроля и предусматривает исследование определенного круга вопросов в целях выявления нарушений финансового законодательства. В ходе осуществления проверки контролирующие органы анализируют финансовую деятельность объекта, привлекая максимальное количество документальных источников информации. Объектом проверки может быть любая финансовая операция, совершенная территориальными, коллективными или индивидуальными субъектами финансовых правоотношений. Субъектами, имеющими право на проведение проверок, являются практически все органы и агенты финансового контроля. Так, Счетная палата РФ контролирует своевременное исполнение доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федератьных внебюджетных фондов; Федератьное казначейство проверяет использование средств федерального бюджета; Центральный банк РФ контролирует осуществление банковских операций, проводит инвентаризацию валютных и иных ценностей, находящихся в денежных хранилищах и кассах кредитных организаций, и т. д.

В зависимости от различных оснований проверки подразделяются на комплексные, тематические, документальные, камеральные, выездные, встречные и др.

Формой завершения проверки служит акт о выявленных нарушениях (акт проверки) или (в случае отсутствия нарушений) письменное заключение проверяющего. В акте проверки отражаются все основные выявленные нарушения и недостатки в целях последующего рассмотрения дела компетентным органом (должностным лицом). На основании изложенных в акте фактических данных руководитель контролирующего органа вправе принять одно из решений:

  • о направлении проверяемому субъекту предписаний об устранении выявленных нарушений финансового законодательства;
  • применении к нарушителю мер ответственности в соответствии с компетенцией органа проверки;
  • направлении материалов дела в иной компетентный орган финансового контроля;
  • предъявлении иска в суд в защиту нарушенных нрав государства (муниципального образования).

При вынесении решения о привлечении подконтрольного объекта к ответственности акт проверки имеет доказательственную силу, однако указанные в нем факты должны быть исследованы в ходе судебного разбирательства.

Ревизия — это комплексная проверка, направленная на изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, граждан-предпринимателей и др. Характерными чертами ревизии являются максимальный охват экономических и юридических сторон деятельности, участие в ее производстве экспертов и специалистов, сочетание различных приемов финансового контроля. Ревизия осуществляется в целях выявления законности, достоверности и целесообразности финансовых операций, что достигается входе контроля за следующими сферами финансово-хозяйсгвенной деятельности: соблюдением финансовой дисциплины; рациональным использованием государственных денежных средств; сохранностью материальных и денежных ресурсов; правильностью ведения бухгалтерского учета и составления отчетности и др.

Проведение ревизии требует оперативности, высокой квалификации сотрудников проверяющего органа, четкого механизма их взаимодействия, поэтому комплексные проверки осуществляются, как правило, специальными органами финансового контроля — Счетной палатой РФ, Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ и др.

Ревизии можно подразделить на документальные и фактические; плановые и внеплановые; фронтальные (сплошные) и выборочные; единичные и встречные; комплексные и тематические.

Финансово-экономическая экспертиза - проведение специалистами исследования действительных объемов и направлений движения финансовых средств в целях выявления целесообразности, рациональности и эффективности проведенных финансовых операций и финансовой деятельности и контролируемого субъекта за проверяемый период. Этот метод финансового контроля является наиболее сложным, трудоемким, но важным и необходимым как для контролирующего органа, так и для подконтрольного субъекта. В ходе проведения экономической экспертизы финансовой деятельности какого-либо субъекта анализу подвергаются планы-прогнозы развития территорий, бизнес-планы предприятий, периодическая и годовая отчетность, на основании которых исследуются главные экономические показатели финансовой деятельности проверяемых субъектов.

Сотрудники контролирующих органов и их близкие обеспечиваются государственной защитой, система мер которой установлена Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Обеспечение государственной защиты должностных лиц контролирующих органов представляет собой комплекс мер безопасности, правовой и социальной защиты. Государственная зашита применяется, если существует угроза посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных сотрудников в связи с их профессиональной деятельностью. Меры государственной защиты могут применяться и в отношении их близких родственников (в исключительных случаях — и других лип), на жизнь, здоровье или имущество которых осуществляется посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности по проведению финансового контроля либо принудить контролирующих лиц изменить какие-либо данные, факты и т. д.

Основные методы финансового контроля

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: специфики правового положения, организационных форм и особенностей деятельности органов, осуществляющих контроль, объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.

Используются следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности и т. д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информации должностных лиц и др. Проведение этих мероприятий, как правило, планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.

Указанные методы конкретизируются в методиках, правилах проведения контроля различных объектов (например, в методических письмах и указаниях финансовых органов, в частности методическом пособии по проведению камеральных проверок, инструкции Минфина России по составлению отчетности об исполнении бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и т. п.).

Основной метод финансового контроля — ревизия , т. е. наиболее глубокое, полное и всестороннее обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, эффективности и целесообразности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, в особенности финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных.

По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки), комплексными (проводимыми совместно несколькими контролирующими органами).

В рамках документальной ревизии проверяются документы, в особенности первичные денежные документы (счета, платежные ведомости, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы и т. п. В рамках фактической — помимо документов, еще и наличие денег, материальных ценностей. Под полной ревизией понимают проверку всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный период. При выборочной контроль направлен на отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности (например, проверка командировочных расходов, работы по приему налоговых и страховых взносов).

Результаты ревизии оформляются актом, имеющим большое юридическое значение. Он подписывается руководителем ревизионной группы (ревизором), руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Свои возражения и замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его.

На основе этого акта принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, возмещению причиненного материального ущерба; разрабатываются предложения по предупреждению нарушений государственной дисциплины; виновные привлекаются к ответственности. Руководитель организации, назначившей ревизию, обязан обеспечить контроль за выполнением решений, принятых по ее результатам.

При необходимости принятия срочных мер по устранению выявленных нарушений и злоупотреблений и привлечения к ответственности виновных лиц в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, а ее материалы передаются следственным органам. Руководитель проверяемой организации обязан принять меры к устранению данных нарушений, не ожидая окончания ревизии, о чем делается соответствующая запись в ее акте. Несмотря на важное юридическое значение ревизии, ее понятие и порядок проведения не получили достаточного правового урегулирования, не закреплены законодательно.

Определенным примером в устранении этого пробела мог бы послужить Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», в котором сформулированы понятие аудиторского заключения как официального документа и основные требования, которым оно должно отвечать (ст. 6).

Социально экономическая сущность финансов заключается, прежде всего, в обеспечении регулярного товарно-денежного обращения и удовлетворении потребности в финансовых ресурсах.

Финансы – это продукт экономического развития общества, который формировался в процессе становления государства и развития товарно-денежных отношений.

Причиной возникновения финансов явилась потребность субъектов ведения хозяйства и государства в финансовых ресурсах, необходимых для обеспечения их деятельности.

Наука о финансах изучает социально-экономическую сущность финансов через исследование совокупности финансовых отношений, которые возникают в процессе формирования и использования денежных доходов и фондов на разных уровнях экономической системы: общегосударственном (макроуровень) региональном (уровень административно-территориальных единиц) и на уровне отдельных субъектов ведения хозяйства (микроуровень). Отдельно выделяются международные финансы.

Финансы – это совокупность денежных отношений, которые связанны с формированием, мобилизацией и размещением финансовых ресурсов, а также с обменом, распределением и перераспределением стоимости созданного на основе использования финансов валового внутреннего продукта, а при определенных условиях и национального богатства.

Основные признаки финансов:

Обменно-распределительный характер; - движение стоимости от одного субъекта к другому; - денежная форма отношений; - формирование доходов и осуществление расходов; - эквивалентный (по назначению) характер обмена и распределения и неэквивалентный по перераспределению.

В качестве материальных носителей финансовых отношений выступают финансовые ресурсы.

Финансы являются сложным многоплановым общественным явлением, которое характеризуется разными сущностными признаками и формами проявления. Важным признаком финансов является их денежный характер.

    Функции финансов. На уровне государства финансы выполняют две основные функции:

Распределительную; - контрольную.

Распределительная функция финансов

Распределительная функция финансов определена схемой распределения ВВП (валового внутреннего продукта) . Распределительная функция финансов осуществляется по этапам:

1)первичное распр-е; 2) перераспределение; 3) вторичное распр-е.

Первичное распределение - это распределение добавленной стоимости и формирование первичных доходов субъектов занятых в создании ВНП (валового национального продукта).

Первичные доходы физических лиц, занятых в создании ВНП, - заработная плата.

Первичные доходы юридических лиц, занятых в создании ВНП, - прибыль .

Первичные доходы государства - это прибыль государственного сектора и поступления от государственных ресурсов, угодий, предоставленных государственных услуга, а также непрямые налоги.

На стадии перераспределения осуществляется создании и использовании централизованных фондов. По уровню централизации выделяют централизованные фонды общегосударственного, ведомственного и корпоративного назначения.

Вторичное распределение - это вторая стадия перераспределения. На этом этапе вторичного распределения осуществляются движение денежных средств из централизованных фондов на формирование первичных доходов физических лиц, занятых в бюджетной сфере, выплаты и бесплатные услуги физическим лицам, выделение средств юридическим лицам.

Финансовый контроль - это один из основных видов контроля в любом обществе. Необходимость функции финансового контроля обусловлена тем, что финансовые отношения имеют ярко выраженный противоречивый характер, каждый субъект финансовых отношений стремится получить как можно больше.

Функции финансов как экономической категории непосредственно связаны с такими финансовыми понятиями, как финансовые отношения, финансовая деятельность, деньги и денежные средства, финансовые ресурсы, доходы и расходы.

    Финансовые ресурсы и основы управления ими.

Финансовые ресурсы предприятия – это совокупность приобретенных им различных основных денежных средств, используемых в процессе уставной деятельности.

Основные источники финансовых средств предприятия:

1. Источники собственных и приравненных к ним средств;

2. Источники заемных средств.

Финансовые ресурсы предприятия определяются как его основной капитал, который делится на:

Капитал, включающий всю сумму активов (собственный и заемный);

Собственный капитал; разделяется на: ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ – это денежные средства, вложенные во внеоборотные активы (основные фонды предприятия).

ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ (ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА) – это часть финансовых ресурсов предприятия, авансированных в оборотные производственные фонды и фонды обращения, для обеспечения непрерывность процесса производства и своевременности осуществления расчетов.

Цель оборотных средств – обеспечение текущей деятельности предприятий, ее непрерывность.

Структура оборотного капитала:

1 . Оборотные производственные фонды;

2. Фонды обращения. Источники оборотных средств:

Собственные -Заемные -Дополнительно привлеченные Управление финансами – это деятельность по обеспечению развития финансовой системы государства или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами.

Объекты управления финансами:

Финансовая деятельность государства и конкретного предприятия;

Выделенные субъектом управления направления финансовой политики;

Укрупненные финансовые категории и результаты деятельности (оборотные и основные средства, затраты, прибыль, обязательства, риски и т.п.);

Конкретные финансовые показатели (рентабельность, фондоемкость и фондоотдача);

Органы (службы) управления финансами и их персонал.

Управление финансами осуществляется специальным финансовым аппаратом, состоящим из финансовых служб предприятий (отдел внутреннего и внешнего аудита) и государства (налоговые органы, Счетная палата).

В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов:

Финансовое планирование – это финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом является составление финансовых планов, начиная от бизнес-плана и заканчивая государственным бюджетом.

Оперативное управление – это комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.

Финансовый контроль – осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Используется для сопоставления фактических результатов от использования финансовых ресурсов с плановыми, для выявления резервов роста финансовых ресурсов и путей более эффективного хозяйствования.

При выработке управленческих решений финансового характера, оформляемых в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и др. следует учитывать:

Требования экономических и юридических законов;

Результаты экономического анализа не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и перспективы;

Экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами;

Рациональное сочетание экономических и административных методов управления.

    Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов.

В финансовой науке существует ряд дискуссионных вопросов и прежде всего вопрос об экономической природе и границах финансовых отношений. Одни ученые считают, что финансы возникают на второй стадии воспроизводственного процесса - при распределении и перераспределении стоимости общественного продукта; другие рассматривают финансы как категорию воспроизводства в целом, включая в состав финансов также денежные отношения на стадии обмена.

Большинство экономистов, разделяющих распределительную трактовку сущности финансов, возражают против ограничения финансов только перераспределительными отношениями, поскольку именно благодаря финансам осуществляется процесс первичного распределения стоимости на отдельные составные части, каждая из которых получает определенное целевое назначение.

К числу дискуссионных относится вопрос о качественных признаках, определяющих специфику финансов как экономической категории. Споры идут в основном о том, включать или не включать в определение финансов такой их признак как императивность. Причем термин ”императивность” трактуется учеными по-разному: одни видят в нем активную роль государства по организации финансовых отношений, другие причину, порождающую функционирование финансов.

К числу дискуссионных относится также вопрос о функциях финансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции - распределительную и контрольную. Хотя в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие: производственная (разные авторы называют ее по-разному), стимулирующая, регулирующая и т. д.

Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.

    Взаимосвязь финансов с экономическими законами и экономическими категориями.

1. ЦЕНА. Именно она первой вступает в распределительный процесс и определяет первичные пропорции в нем. Колебания цены вокруг стоимости создают поле деятельности для финансов.

2. ЗАРПЛАТА. Следом за ценой, внутри финансового распределения, начинает функционировать заработная плата. Финансы создают условия для нормирования фонда заработной платы и других фондов оплаты труда.

3. КРЕДИТ . Фонды банков формируются на стадии перераспределения, т.е. кредит завершает распределительный процесс. Кредитные ресурсы формируются в результате того, что появляется несоответствие в наличии собственных средств и их потребностью. Кредит дополняет финансовые ресурсы и позволяет происходить процессу расширенного воспроизводства.

Особенности:

1. средства банка выдают на определенный срок; на определенных условиях и при условии возвратности.

2. средства при финансировании выдаются на определенные цели; бесплатно безвозвратно.

С помощью кредита происходит перераспределение финансовых ресурсов между предприятиями, организациями и гражданами.

Финансы и экономические законы

Закон стоимости выражает основные устойчивые денежно-ценовые взаимосвязи, складывающиеся в процессе производства, обмена, распределения и потребления ВВП.

Главная функция закона стоимости состоит в обеспечении обмена продукции. Эта функция реализуется через механизм ценообразования. В системе финансовых отношений находит воплощение один из важнейших принципов действия закона стоимости –эквивалентность обмена . На уровне отдельного предприятия она выражается в достижении необходимой рентабельности производства, а также установлении связи между конечными результатами и размерами средств, выделяемых на расширение производства.

Государственное регулирование экономики предполагает грамотное использование законов и рычагов с учетов их взаимосвязи и адресного использования.

    Общее понятие о финансовой системе государства.

В состав финансовой системы государства исходя из роли субъектов финансовых отношений в процессе общественного воспроизводства традиционно включаются 2 крупные сферы : 1. Финансы предприятий (организаций) - децентрализованные финансы. 2. Общегосударственные финансы - централизованные финансы. Финансы предприятий подразделяются в зависимости от характера деятельности на: 1. Финансы коммерческих организаций 2. Финансы некоммерческих организаций. В зависимости от отрасли экономики: 1. Финансы промышленных предприятий. 2. Финансы агропромышленного комплекса 3. Финансы строительных организаций 4. Финансы энергетики и т.д. В состав финансов некоммерческих организаций, исходя из организационно-правовой формы субъектов, различают: 1. финансы учреждений. 2. Финансы общественных и религиозных организаций. 3. Финансы благотворительных и др. фондов. Исходя из хозяйственного кодекса РБ, к субъектам хозяйствования. Кроме коммерческих и некоммерческих организаций, отнесены также ФЛ и ИП. Таким образом, целесообразно дополнить этим звеном сферу финансовой системы. Централизованные финансы включают следующие звенья: 1. Государственный бюджет. 2. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды. 3. Государственный кредит. Отдельной сферой финансовой системы являются 1. органы общего управления финансами 2. Органы оперативного управления: ·МинФин ·ЦБ 3. Органы отраслевого управления: Финансовые службы министерств и ведомств; Финансовые службы предприятий и организаций.

    Сферы и звенья финансовой системы РБ и их краткая характеристика. 1. Финансы предприятий – совокупность экономических отношений, связанных с формированием и использованием капитала, денежных доходов и фондов в процессе кругооборота их средств. Материальным выражением этой совокупности выступают децентрализованные финансовые ресурсы. 2. Централизованные финансовые ресурсы Центральным звеном во всей финансовой системе является госбюджет. Он является централизованным фондом государства, а по форме правления является основным финансовым планом. 3. Госбюджет включает 2 раздела: 1. доходы (все виды централизованных финансовых ресурсов) 2. расходы (направления использования централизованных финансовых ресурсов). 3. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды - охватывают финансовые отношения, связаннее с формированием средств правительства. Местных органов власти, которые затем используются на целевое финансирование.

В соответствии с законом РБ целевыми бюджетными фондами являются (2008): 1. Республиканский фонд поддержки производителей с/х продукции. 2. Республиканский дорожный фонд. 3. Республиканский фонд аграрной природы. 4. Фонд национального развития. 5. Фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторсырья. 6. Инновационные фонды.

4. Государственный кредит – совокупность экономических денежных отношений, возникающих между государством и ФЛ, ЮЛ внутри государства и с иностранными государствами, международными финансово-кредитными организациями по поводу формирования, пополнения централизованных денежных средств государства и использование их на развитие экономики.

    Органы управления финансами и их функциями.

Общее управление финансами в Республике Беларусь осуществляют высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти: парламент страны, аппарат президента, правительство.

В частности, Палата представителей Национального собрания рассматривает и утверждает бюджет страны, отчет о его исполнении, устанавливает республиканские налоги и сборы. Президент подписывает законы (в том числе по финансовым вопросам) или, используя свое конституционное право, возвращает закон или отдельные его положения на доработку в парламент.

Правительство Республики Беларусь рассматривает проект государственного бюджета, другие финансовые документы и представляет их для обсуждения и утверждения в парламент.

Обязанность правительства – принимать постановления финансового характера, направленные на реализацию принятых законов. Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат.

Одним из важнейших органов управления является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно проводит единую финансовую, бюджетную, налоговую, валютную политику, утвержденную парламентом, Президентом и Правительством Республики Беларусь.

Управление финансами в отраслевых министерствах, государственных комитетах осуществляют финансовые управления (отделы) этих ведомств.

    Финансовое планирование и прогнозирование.

Финансовое планирование – это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития.

Цель финансового планирования – определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей.

Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:

Обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

Определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономического использования денежных средств;

Установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

Соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

Контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Методы финансового планирования

1 . Нормативный метод – на основе заранее установленных норм и технико-экономических норматиbob рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках.

2. Метод балансовых расчетов основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе для определения будущей потребности в финансовых средствах.

3. Метод денежных потоков является универсальным при составлении финансовых планов и основывается на ожидании поступления средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов.

4. Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, для того чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут быть различными.

    Финансовый контроль.

Финансовый контроль – это совокупность мероприятий по проверке соответствия фактического состояния финансовой системы плановому или отчетному.

Значение финансового контроля заключается в:

1. Деятельности специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2. Управлении финансами и денежными потоками на макро– и микроуровне.

Финансовый контроль разделяют на два различных аспекта:

1. Государственный финансовый контроль – это комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства.

2. Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).

Методы финансового контроля:

1. Обследование – изучение широкого спектра финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

2. Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности.

3. Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

4. Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента;

5. Ревизия или проверка – Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности,

    Финансовая политика.

ФП в отличие от финансов является формой сознательной деятельности отдельных субъектов, является элементом надстроечных отношений в обществе и таким образом может быть подвергнута влиянию отдельных субъектов. В то же время содержание финансовой политики определяется сущностью и содержанием финансов. ФП - составная часть экономической политики государства. В процессе разработки ФП, и ее направлений, мероприятий, закладываются финансовые основы для достижения целей и решения задач экономической политики.

Главный субъект ФП – государство. Прежде всего в лице главы государства, законодательных и исполнительных органов, которые и определяют, устанавливают основные направления развития финансов, финансовых отношений, законодательно закрепляют формы финансовых отношений, регламентируют порядок их функционирования. Эта деятельность должна проводится в интересах государства, отдельных хозяйствующих субъектов и граждан.

Объекты ФП – финансовые отношения и финансовые ресурсы, которые формируются и используются в различных сферах и звеньях финансовой системы государства.

ФП – совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами, направленных на разработку и реализацию наиболее эффективных мероприятий, для создания финансовой основы выполнения экономической политики государства.

Содержание ФП раскрывается в следующих структурных элементах: 1. выработка научно обоснованных концепций развития финансов в обществе, которые должны базироваться на действии объективных экономических законов, учитывать перспективы развития производственных сил и производственных отношений в обществе, и особенности экономического и социального развития государства. В современных условиях финансовая политика большинства государств основывается на различных концепциях государственного регулирования экономики. В зависимости от стадии экономического цикла экономики конкретного государства, субъекты государственной власти используют сдерживающую или стимулирующую финансовую политику.

    Финансовый механизм.

Финансовый механизм – инструмент реализации финансовой политики государства, решения задач и выбора направлений.

Финансовый механизм – совокупность конкретных форм финансовых отношений, методов, приемов, и способов и организации в процессе формирования, распределения и использования денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств на макро- и микроуровнях.

Элементы финансового механизма соответствуют разнообразию финансовых отношенийв обществе:

1. В зависимости от состава сфер и звеньев финансовой системы государства : 1.финансовый механизм хозяйствующих субъектов

1.1 Финансовый механизм коммерческих организаций 1.2 Финансовый механизм не коммерческих организаций

2. механизм общегосударственных финансов 2.1 Бюджетный механизм

2.2 Механизм целевых бюджетных и внебюджетных фондов

2.3 Механизм государственного кредитования 2. В зависимости от государственного устройства: 1. финансовый механизм в РБ 2. финансовый механизм органов местного управления и самоуправления 3. В зависимости от методов и способов организации финансовых отношений: 1 . финансовые рычаги и стимулы 2. финансовые нормы, нормативы, элементы. 3. финансовое законодательство

Воздействие финансового механизма и отдельных его элементов на экономику государства, социальную сферу может быть как количественным, так и качественным. Количественное воздействие выражается в том, какой объем финансовых ресурсов мобилизуется государством и на уровне отдельных территорий, отраслей, субъектов хозяйствования, а также какие пропорции устанавливаются в процессе распределения финансовых ресурсов между сферами и звеньями финансовой системы страны.

    Понятие бюджета.

Бюджетный кодекс вступил в силу с 1 января 2009 года, за исключением 148 и 149 статьи, которые вступили в силу со дня официального опубликования настоящего Кодекса, а также статей 30–37, 44–47 и пункта 4 статьи 105, которые вступили в силу с 1 января 2010 года.

В Бюджетном кодексе Республики Беларусь в разделе «Общие положения» даны основные термины и их определения.

Бюджет - план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства.

Бюджетные отношения - отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, осуществлении заимствований в бюджеты, в межбюджетных отношениях, а также при осуществлении контроля за исполнением бюджетов и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономическому содержанию государственный бюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих у государства с физическими и юридическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда денежных средств.

    Бюджетное устройство и принципы построения бюджетной системы.

В настоящее время бюджетная система Республики Беларусь включает в себя:

    республиканский бюджет;

    бюджет г. Минска

    местные бюджеты.

Бюджетная система Республики Беларусь основывается на следующих принципах:

    Принцип единства , который означает сосредоточение в госбюджете всех производимых расходов и получаемых доходов; государство должно иметь лишь один бюджет. Это обеспечивает установление более эффективного контроля за финансами со стороны законодательных органов.

    Принцип полноты , который предполагает учет по каждой статье всех затрат и поступлений.

    Принцип правдивости и реальности , который направлен против фальсификации бюджетных росписей, на соблюдение утвержденных статей расходов.

    Принцип гласности , обязывающий правительство публиковать бюджет, его основные расходы и источники доходов.

Все принципы построения бюджетной системы взаимосвязаны и дополняют друг друга.

С правовой точки зрения бюджетная система Республики Беларусь регулируется следующими законодательными актами:

    Конституция РБ

    Закон РБ «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах»;

    Закон РБ о бюджете Республики Беларусь (принимается ежегодно);и др.

Совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство, образует бюджетное право. Развитие бюджетного права связано с приобретением независимости Беларуси, расширением прав местных Советов народных депутатов, выполнением региональных программ, финансированием мероприятий по повышению уровня жизни населения.

    Бюджетный процесс.

В соответствии с бюджетным кодексом бюджетный процесс – это регламентируемая государством деятельность госорганов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчета об его исполнении. Бюджет действует в течение года с 1 января по 31 декабря. Счетный период включает в себя финансовый год и льготный период после его окончания (этот период составляет 1 месяц).

Специфические принципы бюджетного процесса: 1) принцип ежегодности 2) принцип специализации бюджетных показателей – конкретизация бюджетных доходов по источникам (расходы конкретизируются по целевому назначению) 3) принцип разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной власти

Стадии составления проекта бюджета.

Внесенный проект закона о бюджете направляется в постоянную комиссию палаты представителей РБ по бюджету, финансам и налоговой политики, после чего в случае одобрения он выносится на рассмотрение сессии парламента. Исполнение бюджета – обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет доходов, предусмотренных в законе о бюджете. На данной стадии происходит с одной стороны – аккумуляция в бюджете налоговых и неналоговых доходов, а с другой стороны – распределение денежных средств между их получателями.

Бюджетная роспись предусматривает: 1) бюджетные ассигнования (бюджетные средства, передаваемые получателю денежных средств распорядителем) 2) на основании бюджетной росписи составляемой бюджетной сметы

Составление-утверждение отчета

Отчеты об исполнении респ-го бюджета предоставляются на рассмотрение парламента не позднее 5 месяцев со дня окончания отчетного финансового года.

Бюджетный контроль регулирует выполнение субъектами бюджетных правоотношений, установленных законом правил поведения в области образования, распределения и использования бюджетных средств.

    Источники формирования государственного бюджета.

Государственный бюджет - план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона.

Расходы государственного бюджета показывают направления и цели государственных ассигнований.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

1. военные;

2. экономические;

3. на социальные цели;

4. на внешнеполитическую деятельность;

В современных условиях в связи с проведением активной государственной политики происходит значительное увеличение расходов государства. Рост государственных расходов был предсказан немецким экономистом А. Вагнером, который сформулировал закон возрастающей государственной активности, в соответствии с чем государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее объемов национального дохода. Эти утверждения вошли в мировую экономическую науку под названием закона Вагнера.

Доходы государственного бюджета формируются за счет:

1. налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

2. неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

3. доходов целевых бюджетных фондов.

Налоговые доходы составляют около 84% Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы - 7%, доходы целевых бюджетных фондов - 9%. Следовательно, основным источником доходов государственного бюджета являются налоги.

Важнейшая задача исполнения бюджета-обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

    Расходы государственного бюджета.

Из бюджета финансируются следующие расходы:

    национальная оборона;

    финансирование науки;

    финансирование реального сектора;

    образование госрезервов;

    обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего);

    регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).

К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести:

    господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);

    обеспечение правоохранительной деятельности;

    обеспечение противопожарной безопасности;

    науку и социально-культурные мероприятия.

По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера .

Текущие расходы - это:

    текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;

    отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики.

Расходы капитального характера делятся на:

    новое строительство;

    реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной собственности.

Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:

    социальные расходы;

    военные расходы;

    образование и здравоохранение.

    Дефицит бюджета и пути его сокращения.

Бюджетный дефицит – это означает превышение расходов над доходами, характеризует его несбалансированность и возникает на основе действия различных факторов - как объективных, так и субъективных. Общеизвестный фактор дефицита бюджета я вляется ни чем иным, как невозможностью государства обеспечивать наполнение бюджета необходимыми доходами. Причиной этого могут быть спад производства, высокий уровень себестоимости производства товаров, потребности в новейшем оборудовании и реконструкции производства за счет внедрения новых технологий, несбалансированность экономики, и в целом снижение эффективности хозяйствования.

Вторым фактором бюджетного дефицита является непомерный рост расходов без учета финансовых возможностей. Причем расходы осуществляются несмотря на их целесообразность и эффективность..

Третьим фактором дефицита бюджета , который к тому же и наиболее весом, являются инфляционные процессы, разбалансирование денежного обращения и системы расчетов, непродуманная налоговая, инвестиционная и кредитная политика.

Активный дефицит бюджета дает возможность подтолкнуть дальнейшее развитие экономики и рост капитала. Пассивный –подчиняется законам инфляции.

Мировая практика знает четыре главных способа решения этой проблемы:

1. Сокращение бюджетных расходов

2. Нахождение источников дополнительных доходов.

3. Выпуск необеспеченных денег, использующихся для финансирования государственных затрат.

4. Заимствование денег у граждан, банков, хозяйственных организаций, других организаций, других государств и иностранных финансовых организаций.

Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято считать, что если дефицит государственного бюджета не превышает 5 % ВНП страны, то он допустимый. Ежегодные бюджетные дефициты в сумме образуют государственный долг.

    Социально-экономическая сущность налогов.

Налоги – экономическая категория. Они играют важную роль в экономической и социальной жизни общества. В современных условиях для Республики Беларусь чрезвычайно важно использовать налоги в целях создания эффективной экономической системы. Налоговый метод изъятия части чистого дохода, создаваемого в производственной сфере, ограниченно использовался в Советском Союзе. Сейчас это – основной метод. Налогообложение прошло длительный путь развития, прежде чем оно сформировалось в нынешнем виде. Возникновение налогов связано с появлением государства, которому для выполнения его функций необходима материальная база в виде денежных фондов. Образование этих фондов происходит путем налогового изъятия у хозяйствующих субъектов и населения части их доходов.

Как экономическая категория налоги обладают устойчивыми внутренними свойствами, закономерностью развития и отличительными формами проявления. Имея много общего с другими финансовыми категориями, налоги обладают специфическими признаками, имеют собственную форму движения.

Государство устанавливает правила изъятия части доходов у юридических и физических лиц посредством придания этим правилам силы Закона. Правовая природа налогов обусловлена необходимостью государственного принуждения, так как вряд ли кто добровольно, по собственной инициативе, будет расставаться с частью своего дохода и, порой, достаточно солидной его частью.

Из истории известно, что правовое регулирование налогов имело место в древних и рабовладельческих государствах. Налоги были предметом исследования многих видных ученых еще в античные и феодальные времена. Были сформулированы основные принципы налогообложения, появились первые налоговые законы. Таким образом, налоги – это обязательные платежи, которые по закону взимаются с предприятий и граждан и не имеют индивидуально возмездного характера для налогоплательщиков. Подчеркнем – индивидуально безвозмездные. Для всех членов общества они возмездные, так как поступившие в виде налогов денежные средства используются государством для удовлетворения общественно значимых потребностей, таких как оборона, управление, фундаментальная наука и некоторые другие.

    Функции налогов.

Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание.

Фискальная функция – основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства.

Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры: библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития: фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. Именно эта функция дает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Контрольная функция налога как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря такой функции оценивается эффективность каждого налогового канала, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Распределительную функцию можно подразделить на регулирующую, стимулирующую и т.д.

Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Стимулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

    Классификация налогов.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Обязательные элементы налога:

    объект (доход, имущество, товар);

    налоговая база;

    величина налоговой ставки (квота);

    налоговый период (месяц, квартал, год);

    порядок исчисления;

    порядок и сроки уплаты налога.

Налоги и сборы классифицируются по различным признакам: 1. По способу изъятия различают два вида налогов:

    прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);

    косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

Под методами контроля понимаются приемы и способы его осуществления. Финансовый контроль осуществляется, как правило, двумя основными методами: ревизией и проверкой. По методам проведения виды финансового контроля подразделяются на:

  • - наблюдение;
  • - проверки;
  • - обследования;
  • - надзор;
  • - экономический анализ;
  • - ревизии.

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка - производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Она позволяет выявить нарушения финансовой дисциплины.

Виды проверок раскрыть по Указу № 510 (плановая, внеплановая; дополнительная, контрольная, основная; комплексная и тематическая; камеральная и выездная)

Обследование охватывает более широкий круг финансово-экономических показателей. При обследовании объекта используются такие приемы, как опрос, анкетирование и др. Итоги обследования используются, как правило, для оценки финансового положения объекта контроля, реорганизации производства и т.п.

Надзор производится за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности. Например, Центральный банк России и Национальный банк Республики Беларусь осуществляют надзор за деятельностью коммерческих банков. Несоблюдение последними правил и нормативов, приводящее к риску банкротства, ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Экономический анализ - как метод финансового контроля основывается на детальном изучении периодической и годовой финансово-бухгалтерской отчетности. Он позволяет проконтролировать выполнение плановых заданий, соблюдение норм расходования средств и отчислений в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, соблюдение финансовой дисциплины, состояние планирования и других операций.

Ревизия - наиболее распространенная и очень важная форма финансового контроля, предусматривающая глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. В ходе ревизии устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, правильность ведения бухгалтерского учета по отдельным или всем направлениям деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей .

По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии:

полные - предусматривают проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта;

частичные - проводятся для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;

комплексные - являются наиболее полными, охватывающими все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, охватывают хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности. Для проверки узких технических и технологических вопросов к ревизии привлекаются соответствующие специалисты. Это позволяет при проведении комплексной ревизии обеспечить эффективность и полноту ее результатов;

тематические. Они проводятся по однотипным предприятиям, учреждениям. Здесь проверяется один и тот же круг вопросов. Значение тематической ревизии заключается в том, что, охватывая большое число однородных объектов, она дает возможность проверить состояние определенного участка, вскрыть типичные недостатки и принять меры к их устранению.

В зависимости от степени «охвата» финансовых и хозяйственных операций различают ревизии:

сплошные - предполагают проверку всех операций на оп¬ределенном участке деятельности за весь проверяемый период;

выборочные - это проверка определенной части первичных документов за тот или иной промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии;

комбинированные - предусматривают проверку одних участков сплошным методом, а других - выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции .

Весь процесс документальной ревизии можно разбить на несколько этапов:

  • 1 Предъявление полномочий. По прибытии на проверяемый объект ревизор обязан предъявить руководителю своё удостоверение и предписание (приказ) на проведение ревизии.
  • 2 Проведение инвентаризации материальных ценностей и проверка сохранности денежных средств.
  • 3 Личное ознакомление с объектом.
  • 4 Непосредственная документальная проверка операций подконтрольного объекта.
  • 5 Систематизация ревизионных материалов и составление акта.
  • 6 Реализация материалов ревизии на подконтрольном объекте и информирование органа, назначившего ревизию, о её результатах. При необходимости материалы ревизии могут быть переданы следственным органам.
  • 7 Проверка выполнения приказа, изданного на предприятии, об устранении причин и условий, приведших к нарушениям, и наказании виновных должностных лиц .

По месту проведения контрольных действий проверка (ревизия) подразделяется на камеральную и выездную.

Камеральная проверка (ревизия) проводится контролирующим органом по месту своего нахождения на основе данных различных документов, предоставляемых субъектами хозяйствования или их представителями, а также на основании имеющихся у контролируемого органа документов и сведений.

Выездная проверка (ревизия) проводится непосредственно по месту нахождения субъекта хозяйствования.

По периодичности проведения проверки (ревизии) делятся на плановые и внеплановые.

Плановая проверка (ревизия) проводится на основе ежемесячных или квартальных графиков проверок, утвержденных приказом или распоряжением начальника (заместителем начальника) контролирующего органа. Плановые проверки (ревизии) одного и того же субъекта предпринимательской деятельности могут проводиться не более одного раза в год. Внеплановая проверка (ревизия) одного и того же субъекта предпринимательства проводится только по поручению президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, налоговых, правоохранительных и судебных органов. Иные контролирующие органы вправе обращаться к указанным органам и Совету по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь с предложениями о необходимости проведения внеплановых проверок.

Выделяют так же встречную проверку, под которой понимается установление фактического отражения субъектов предпринимательской деятельности в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, осуществляющихся с другими субъектами предпринимательской деятельности, в отношении которых проводятся плановые или внеплановые проверки.

На основании проведенной ревизии оформляется акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности.

Проверки и ревизии - самые эффективные методы финансового контроля. Их отличает друг от друга широта и глубина проверяемых вопросов. Эффективность финансового контроля во многом зависит не только от знания методов проверки, но и от правильного их сочетания в соответствии с поставленными задачами.

Способами осуществления проверок являются:

  • - проведение встречных проверок;
  • - осмотр используемых для осуществления деятельности территорий, помещений и иных объектов плательщика (иного обязанного лица);
  • - проведение личного досмотра;
  • - контрольный обмер выполненных объемов работ и произведенных затрат на объектах строительства (в том числе реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства);
  • - назначение инвентаризации имущества плательщика (иного обязанного лица);
  • - контрольная закупка товарно-материальных ценностей либо контрольное оформление заказов на выполнение работ (оказание услуг);
  • - иные определенные законодательными актами способы.

Как правило, различают формальные, фактические, встречные, корреспондирующие, аналитико-нормативные проверки.

Формальная проверка заключается в контроле за правильностью оформления самого документа. При этой проверке выясняется: соблюдена ли установленная форма документа, написан ли на надлежащем бланке, имеются ли на нем необходимые подписи, печати, штампы и прилагаемые к нему другие документы.

Фактическая проверка имеет большое значение. При ее проведении устанавливается достоверность расходования и оприходования материальных ценностей и денежных средств. В данном случае проводится инвентаризация, на основе которой производится сличение действительного наличия материально-денежных средств с учетными данными. При фактических проверках могут производиться контрольные замеры, химико-технологический анализ и т.п.

Важным методом установления достоверности финансово-хозяйственных операций является встречная проверка. Она производится в тех случаях, когда возникает сомнение в подлинности и правильности документов и операций. В связи с этим проверяется, нет ли расхождения в документах подконтрольного объекта с документами его партнеров.

Корреспондирующая проверка представляет собой сопоставление одной и той же операции, отраженной в различных документах. Аналитико-нормативная проверка заключается в сопоставлении учетных и отчетных данных с установленными показателями и нормами. Это дает возможность выявить неоправданные отклонения от них. Отсутствие отклонений нередко связано с завышенными нормами, что позволяет фактические затраты показывать на уровне таких норм. Завышенные нормы - фактор, способствующий хищениям товарно-материальных ценностей и денежных средств. Проверки так же могут быть тематическими и комплексными.

Текущий контроль проводится ежедневно, систематически путем рассмотрения финансовой информации, анализа для оперативного устранения сбоев, нарушений, закрепления положительного опыта работы. Он позволяет получить необходимую оперативную информацию, характеризующую состояние объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений.

Таким образом, финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально - экономического развития страны и отдельных регионов .

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

Основным методом финансового контроля является ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности.

Существующие формы и методы финансового контроля, позволяют обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов.

Под методами контроля понимают приемы и способы его осуществления. Среди основных методов финансового контроля различают: наблюдения, проверки, обследования, анализ и ревизии.

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т. п.

Анализ, как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Он проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др.

Финансовый контроль не может быть сведен только к аналитической деятельности. Речь может идти лишь об ограниченном использовании специфических методов финансово-экономического анализа.

Основным методом финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составленной программы работы ревизоров , которые наделены широкими правами:

Проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов;

Проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы, кладовые;

Привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;

Получать от должностных и материально-ответственных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др.

Ревизии подразделяются на несколько видов .

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом , который составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере - не реже двух раз в год.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные , при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов), и тематические , которые сводятся к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности.

Предыдущая

Новое на сайте

>

Самое популярное