Домой Виды займов Методы регулирования денежного обращения. Государственное регулирование денежного обращения

Методы регулирования денежного обращения. Государственное регулирование денежного обращения

Денежное обращение и его влияние на функционирование экономики

Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение. Денежное обращение существует в двух формах: наличной и безналичной.

Налично-денежное обращение - движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими двух функций (средства платежа и средства обращения). Наличные деньги используются: для кругооборота товаров и услуг; и для расчетов, не связанных непосредственно с движением товаров и услуг, а именно: для расчетов по выплате заработной платы, пенсий и т.д. Налично-денежное обращение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, векселей, чеков, кредитных карточек и т.д. Эмиссию наличных денег осуществляет центральный банк.

Безналичное обращение - движение стоимости без участия наличных денег: перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов. В зависимости от экономического содержания различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям и финансовым обязательствам.

К первой группе относятся безналичные расчеты за товары и услуги, ко второй - платежи в бюджет и внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями.

Между налично-денежным и безналичным обращением существует взаимосвязь и взаимозависимость. Количество денег, потребное для выполнения функций денег как средства обращения и платежа, определяется следующими условиями:

Общим объемом обращающихся товаров и услуг;

Уровня цен товаров и тарифов на услуги;

Скорости обращения денег;

Степенью развития безналичных расчетов.

При металлическом обращении количество денег стихийно регулировалось функцией сокровища. Это обеспечивало устойчивость денежного обращения. При отсутствии золотого стандарта стал действовать закон бумажно-денежного обращения, в соответствии с которым количество знаков стоимости приравнивалось к оценочному количеству золотых денег, потребных для обращения. При таком положении стабильность денег пошатнулась, стало возможным их обесценение. Ныне, в условиях демонетизации золота, закон денежного обращения претерпел модификацию.



Мерой стоимости товаров и услуг стал денежный капитал, измеряющий стоимости не на рынке при обмене путем приравнивания товара к деньгам, а в процессе производства- товара к товару. Следовательно, количество неразменных кредитных денег должно определяться стоимостью всех ценностей в стране через денежный капитал. Стихийный регулятор общей величины денег при господстве кредитных денег отсутствует. Отсюда вытекает роль государства в регулировании денежного обращения. Эмиссия кредитных денег без учета реальной стоимости произведенных товаров и оказанных услуг в стране в процессе производства, распределения и обмена неизбежно вызовет их излишек и в конечном счете приведет к обесценению денежной единицы. Главное условие стабильности денежной единицы страны - соответствие потребности хозяйства в деньгах фактическому поступлению их в наличный и безналичный оборот.

Денежная система Российской Федерации

Денежная система - устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное законодательно. Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном Банке РФ (Банке России).



Официальной денежной единицей в нашей стране является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законами не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным Банком РФ (ЦБР) и публикуется в печати. Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации из обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотыми запасами, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах в ЦБР.

В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязанности:

Прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;

Установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

Определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

Разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кредитных учреждений.

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения.

Регулирование денежного обращения государством

Объективной необходимостью для экономики является регулирование денежного обращения. Оно предполагает: 1) Определение объёма денежной массы на данный период; 2) Направление потоков денежной массы с учётом решения задач в области общественного производства; 3) Меры по поддержанию устойчивости денежного обращения и повышению покупательской способности денег.

Существует 4 варианта целенаправленного действия государства:

1) Прямое воздействие на динамику производства и выпуска на рынок товара;

2) Снижение или увеличение скорости обращения денег;

3) Сокращение или увеличение денежной массы;

4) Прямое (директивное) увеличение денежной массы.

Все преобразования в сфере денежного обращения осуществляются государством путём проведения денежных реформ. Денежная реформа представляет собой радикальное устранение недостатков в денежной сфере, предусматривающее переход к применению устойчивой денежной единицы, отличающейся стабильностью покупательной силы, что может способствовать развитию отношений, присущих рыночной экономике, повышению роли денег в развитии народного хозяйства.

Денежные реформы осуществляются в соответствии с законодательными актами, направленными на укрепление денежной системы страны. В ходе денежных реформ сымаются из обращения обесцененные бумажные деньги, выпускаются новые, изменяется денежная единица или ее золотое содержание, происходит переход от одной денежной системы к другой. Во всех этих случаях речь идет об изменении денежной единицы как в налично-денежном обороте, так и в безналичных расчетах.

При этом необязательно, особенно в современных условиях, изменение золотого содержания денежной единицы, но может измениться курс национальной валюты.

Завершение денежной реформы надает гарантии сохранения устойчивости новой денежной единицы в последующем. После проведения денежной реформы необходимо систематическое осуществление определенных мер по сохранению достигнутых результатов. Немалую роль в этом играет обоснованная денежно-кредитная политика, с помощью которой может быть осуществлено необходимое регулирование денежной сферы.

Рост производства, способствующий увеличению объема предложения товаров и ограничивающий возможность роста цен, что имеет первостепенное значение для поддержания устойчивости денежной единицы;

Бездефицитность бюджета, позволяющая обойтись без использования денежной эмиссии и привлечения кредита для покрытия расходов бюджета, благодаря чему происходит ограничение платежеспособного спроса и возможного его влияния на рост иен;

Наличие достаточных золотовалютных резервов, позволяющих поддерживать стабильность курса национальной валюты, а при необходимости использовать такие резервы для ввоза товаров, увеличивать их предложение на рынке.

Значение каждого из перечисленных факторов при проведении различных денежных реформ неодинаково, лишь при наличии этих предпосылок, проведение реформы может быть успешным.

Так же мерой, призванной устранить негативные последствия снижения устойчивости денежной единицы, является деноминация. Она имеет несравненно меньшее значение и состоит в изменении наименования денежной единицы, как правило, при условии замены прежней денежной единицы по определенному соотношению (например, 10:1) новой денежной единицей. Подобные меры не приводят к существенному преобразованию денежной системы и сводятся лишь к замене денежной единицы, что имеет в основном техническое значение, поскольку облегчает и упрощает счет, но не ведет к созданию устойчивой денежной единицы.

Применяемая терминология для характеристики изменений денежной единицы не всегда достаточно правильно оценивает содержание таких мер. Например, проведение деноминации, как правило, означает уменьшение номинального выражения эмитируемых денежных знаков. Подобная оценка практически приемлема для характеристики деноминаций, проведенных в нашей стране. Это относится к деноминации в 1992 г., когда рубль выпуска 1992 г, заменял 10000 руб. ранее выпущенных денежных знаков, а также в 1923г., когда вновь выпушенные знаки соотносились к знакам образца 1922 г. как 1:100.

Впоследствии в 1996 г. была проведена замена выпущенных ранее денежных единиц по соотношению 10;1 к единице 1961 г. Такая мера представляла собой деноминацию, которая сводилась к изменению номинального выражения денежной единицы, что имело значение главным образом для денежного оборота внутри страны. Однако одновременно с деноминацией было уменьшено золотое содержание денежной единицы в 4,5 раза. Оно не могло характеризоваться как деноминация, а представляло собой самостоятельную меру, которая имела отношение в основном к операциям с иностранными государствами.

Не вполне точно, по нашему мнению, дается наименование деноминации в Указе Президента РФ от 4 августа 1997 г. «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен». В соответствии с Указом предусматривается деноминация нарицательной стоимости денежных знаков, а не денежной единицы, в то время как деноминация распространяется не только на наличные денежные знаки, но и на деньги безналичного оборота.

Мерой стабилизации денежной единицы является также девальвация. В 1998г. в РФ повышенный интерес привлекала к себе девальвация. Этот процесс был обусловлен сложившимся положением в экономике, финансовым кризисом неплатежами, колебаниями курса рубля, что имело значение для расчетов по внешнеэкономическим операциям, а также при обмене рубля на иностранную валюту (доллар и др.)

При рассмотрении проблемы девальвации существуют различия в определении ее содержания, причин, вызывающих ее осуществление. В процессе анализа проблемы игнорируются различия в характере денежной единицы и условиях ее функционирования.

Действительно, при функционировании полноценной или разменной на золото денежной единицы под девальвацией понималось снижение стоимостной величины денежной единицы, состоявшее в уменьшении ее золотого содержания. Так, в середине ХХ в. как нечто само собой разумеющееся в литературе отмечалось, что девальвация состоит в уменьшении золотого содержания денежной единицы. Например, девальвация франка в 1928 г. заключалась в том, что «его золотое содержание уменьшилось почти в 5 раз по сравнению довоенным», девальвация итальянской лиры (1936 г.), японской иены (1937) «состояла в уменьшении золотого содержания названных денежных единиц». В приведенных характеристиках осуществление девальвации не увязывается с изменениями курсов валют, а связывается с изменением золотого содержания денежных единиц.

В отличие от ранее существовавших характеристик и девальвации в современных условиях, когда весовое золотое содержание денежной единицы не фиксируется и размен денежных знаков на золото не производится, изменилось понимание девальвации. Сравнительно широко распространена характеристика, которая связывает девальвацию со снижением курса национальной валюты, с необходимостью накопления достаточных золотовалютных резервов, способных обеспечить стабильность ее курса.

Недостаточность подобной трактовки состоит в том, что в ней, в большей или меньшей степени, игнорируются такие важные обстоятельства, влияющие на курс национальной валюты, как соотношение уровней цен на внутреннем и зарубежных рынках, инфляционные процессы.

Определенное влияние на курс валюты оказывают состояние торгового и платежного балансов, а также воздействие государства на изменение уровня цен с помощью мер таможенной и налоговой политики. Не следует игнорировать и такие факторы, как изменение стоимости товаров в связи с колебаниями в размере издержек производства, соотношения спроса и предложения товаров, снижения цен на нефть, газ и другие товары на международных рынках. Итак, девальвация - такое изменение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной валюте, которое сопровождается понижением покупательной способности денежной единицы.

Необходимо учитывать, что изменение и прежде всего снижение курса рубля сопровождается рядом последствий, в том числе:

Повышением заинтересованности в увеличении экспорта, так как за единицу валютной выручки можно получить большую сумму рублей;

Ростом цен на внутреннем рынке, особенно по импортируемым товарам, что может отразиться на ухудшении материального положения населения;

Снижением ценности рублевых сбережений (наличными деньгами и деньгами, хранящимися в банках);

Ухудшением условий импорта оборудования и различных приборов.

Все это должно послужить побудительным мотивом для осуществления государством определенных мер по устранению негативных последствий снижения курса рубля, как для предприятий, так и для населения. Существуют также такие меры стабилизации, как дефляция (уменьшение денежной массы путём изъятия из обращения излишних бумажных денег) и нуллификация (ликвидация старых и выпуск новых бумажных денежных знаков в меньшем количестве).

Введение

1. Понятие денежного обращения и его место в экономической системе

1.1 Деньги как экономическая и стоимостная категория

1.2 Система денежного обращения в Российской Федерации

2. Правовые основы регулирования денежного обращения в РФ

2.1 Особенности регулирования денежного обращения в РФ

2.2 Регулирование безналичного денежного обращения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность исследования. Любая теоретическая оценка состояния народного хозяйства, определение целей экономической политики и практических мероприятий по их реализации будут ошибочными без учета изменений в денежной сфере. Так происходит потому, что денежное обращение является важнейшим элементом рыночной экономики, а его устойчивость имеет исключительное значение для ее нормального функционирования. Деньги - одно из величайших человеческих изобретений. Деньги – один из основных феноменов экономической жизни – выступают в качестве реальной связи хозяйствующих субъектов государства. Нет ничего удивительного в том, что теории денежного обращения посвящали свои труды выдающиеся мыслители прошлого времени и нынешней эпохи. Хорошо функционирующая денежная система способствует максимальному использованию материальных и трудовых ресурсов. И наоборот, разбалансированная денежная система нарушает кругооборот доходов и расходов, парализует жизненную силу общества, вызывая колебания уровня производства, занятости и цен. Деньги играют огромную роль, как в жизни человека, так и в жизни страны, это неотъемлемая и существенная часть каждой финансовой системы. Называются ли они долларами, рублями, фунтами или франками, деньги служат средством оплаты, средством сохранения стоимости и единицей счёта. В ходе исторического развития денежные отношения неоднократно претерпевали существенные изменения, испытывали значительные потрясения и оказывали громадное влияние на экономическое положение в целом. Все это обусловило существование разнообразных, часто противоположных научных концепций и многих дискуссионных вопросов. Не случайно, что теория денег относится к числу наиболее сложных разделов экономической науки. Особенно сильно возрастает значение проблем денежного обращения на переломных этапах исторического развития. Об этом наглядно свидетельствует опыт современной России, осуществляющей переход на рыночные рельсы хозяйствования в условиях острых социально-экономических противоречий, в том числе и в денежной сфере. Нет государства, которое бы не сталкивалось с теми или иными денежными проблемами. В частности, именно инфляция предстает в качестве характерной черты современного экономического порядка в мире. Практика свидетельствует о повсеместной распространенности инфляционных процессов. Будучи следствием существующих хозяйственных диспропорций, они одновременно служат важной причиной их усиления и общей неустойчивости экономики. Однако интенсивность инфляции в разных странах далеко не одинакова. Анализ современного состояния экономики и тенденций развития денежной политики России необходим для того, чтобы дать оценку «усилиям правительства по стабилизации экономического положения и выработать рекомендации по осуществлению в данных условиях мер, направленных на нормальное развитие денежного обращения и хозяйства страны в целом. Государственное регулирование денежного обращения должно способствовать созданию предпосылок экономического роста, что является первостепенной задачей для народного хозяйства России. В то же время от роста производства можно будет ожидать укрепления покупательной способности денег и в целом положительного воздействия на процессы, протекающие в области денежного обращения. Проблемы денежного обращения и его регулирования в том или ином виде рассматривались в большинстве фундаментальных работ: А. Смита, Д. Риккардо, К. Маркса, Дж. М. Кейнса, А. Маршалла, К. Кэмпбелла, П. Самуэльсона и В. Нордхауса, Макконнелла К.Р. и Брю С.Л., Р. Дорнбуша и С. Фишера, Н.Г. Мэнкью, Дж. Д. Сакса и Ф.Б. Ларрена, М. Блауга и др. Значительный вклад в разработку теоретических проблем функционирования денежного обращения, определения причин и механизмов инфляции, направлений антиинфляционной политики внесли и отечественные экономисты. В советский и современный период российской истории хотелось бы особенно выделить работы А.В. Аникина, З.С. Каценеленбаума, Л.Н. Красавиной, СМ. Меньшикова, СМ. Никитина, Д.В. Смыслова, И.А. Трахтенберга, В.М. Усоскина, А.А. Хандруева, В.Н. Шенаева, P.M. Энтова и др. Цель работы: Изучить особенности государственного регулирования обращения денег в РФ. Задачи:

o Изучить деньги как экономическую и стоимостную категорию,

o Исследовать систему денежного обращения в Российской Федерации,

o Изучить особенности регулирования наличного и безналичного денежного обращения в РФ.

онятие денежного обращения и его место в экономической системе

1.1 Деньги как экономическая и стоимостная категория

Обмен единичными продуктами общественного труда между первобытными общинами носил случайный характер. Развитие товарного обмена было связано с первым крупным общественным разделением труда - между скотоводческими и земледельческими племенами. На базе второго крупного разделения труда - отделения ремесла от земледелия - сложились товарное производство и регулярный обмен между частными собственниками. Адам Смит писал об этом: "… Каждый разумный человек на любой ступени развития общества после появления разделения труда, должен был так устроить свои дела (business), чтобы постоянно иметь некоторое количество такого товара, который, по его мнению, никто не откажется взять в обмен на продукты своего промысла". В результате развития товарного обмена из всех товаров выделился особый товар, обладавший наибольшей способностью к сбыту - деньги, разделивший процесс взаимного обмена товаров (Т-Т) на два разновременно осуществляемых процесса: продажи (Т-Д) и приобретения (Д-Т), что позволило преодолеть индивидуальные, количественные, временные и пространственные границы, присущие бартеру и тем самым существенно сократить транзакционные издержки обмена. Всякий феномен, чтобы обнаружить свое существование и характеристики, должен проявить себя в действии. Экономическая сущность денег проявляется в их функциях, и современная экономическая литература выводит понятие денег из тех функций, которые они выполняют. Все что выполняет функции денег и есть деньги. Таким образом, в качестве денег может использоваться все, что признается людьми деньгами и выполняет их функции. По Марксу, деньги выполняют пять функций: меры стоимости, средства обращения, средства платежа (вне сферы товарообращения), средства сбережения и мировых денег. Многие западные ученые признают всего три функции - средства обращения (платежа), меры стоимости и средства накопления, сбережения (сохранения стоимости). Но все они считают, что в качестве денег может использоваться все, что признается людьми деньгами и выполняет их функции. По большому счету в экономической теории нет единого мнения о функциях денег. Функции денег рассматриваются как проявление их сущности. Вместе с тем они могут выполняться только при участии людей, которые могут определять цены товаров исходя из потребительной и меновой полезностей (стоимостей), применять деньги в процессе товарооборота и иных платежей, а также использовать их в качестве средства накопления. Это означает, что деньги представляют инструмент экономических отношений в обществе, а функции денег могут осуществляться лишь при участии людей. Как средство платежа деньги выступают в обслуживании платежей вне сферы товарооборота. Основной особенностью этой функции денег является существование разрыва во времени между движением денег и движением товаров и услуг. Это налоги, социальные выплаты, проценты за кредит. Деньги легко принимаются в качестве средства платежа. Это удобное социальное изобретение, позволяющее платить владельцам ресурсов и производителям "товаром" (деньгами), который может быть использован для покупки любого из всего набора товаров и услуг, имеющихся на рынке. Как средство обращения деньги выступают в сфере обслуживания товарооборота. Во-первых, и, прежде всего, деньги являются сегодня средством обращения, деньги можно использовать при покупке и продаже товаров и услуг. Как средство обмена деньги позволяют обществу избежать неудобств бартерного обмена. И, представляя удобный способ обмена товарами, деньги позволяют обществу воспользоваться плодами географической специализации и разделения труда между людьми. Важно при этом отметить, что хозяйствующие субъекты выбирают ту форму, вид денег, которая наиболее точно соответствует их предстоящим потребностям. Если предстоит купить газету, готовятся монеты, если юридическому лицу предстоит уплата налогов, то оно заблаговременно подготовит необходимую сумму безналичных денег на своем банковском счете. Если же платежи отстоят во времени, либо время возможного платежа не определено, хозяйствующий субъект старается выбрать такую форму сохранения стоимости, которая обладала бы, во-первых, необходимой ликвидностью и, во-вторых, приносила бы определенный доход во времени. Сохранение стоимости в виде денег может принести к "издержкам упущенной прибыли". Дабы не допустить их, в каждом текущем состоянии рынка ищется оптимальное соотношение ликвидности, доходности и риска вложений. Такими средствами, как правило, выступают депозиты в банках, доходные ценные бумаги компаний, банков и государства. На основе исследования фактического материала К.Маркс научно доказал, что деньги - историческая категория, присущая товарному производству. Но, чтобы понять происхождение и товарную природу денег, выяснить, как и почему из товарного мира выделились деньги, прежде всего, рассмотрим противоречия товара и форму их разрешения. Современная экономическая теория выделяет основные противоречия товара, возникшие при обмене и разрешаемые деньгами, как всеобщим стоимостным эквивалентом: противоречие между потребительной и меновой стоимостью; противоречие между конкретным и абстрактным трудом (между субъективной и объективной полезностью); противоречие между частным и общественным характером труда. Деньги по своей глубинной сущности - это отделившаяся от товара меновая стоимость, используемая в повседневной хозяйской практике.

Товар - единство потребительной и меновой стоимости, а стоимость - это единство полезности блага и затрат на его производство. Стоимость - это вещественная форма затрат абстрактного общественного труда, выражающая отношение продавца к покупателю или издержек к полезности. Потребительная стоимость - это способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека, его полезность. Меновая стоимость - это способность товара обмениваться в определенных количественных соотношениях на другой товар. "Предметы, обладающие весьма большой потребительной стоимостью, часто имеют совсем небольшую меновую стоимость, или даже совсем ее не имеют; напротив, предметы, имеющие очень большую меновую стоимость, часто имеют совсем небольшую потребительную стоимость или совсем ее не имеют. Нет ничего полезнее воды, но на нее совсем ничего нельзя купить. Напротив, алмаз почти не имеет никакой потребительной стоимости, но в обмен на него можно получить очень большое количество товаров. Деньги как мера стоимостей и как средство обращения образуют единство противоположностей. Одна функция предполагает другую, так как с помощью денег обеспечивается движение стоимости и потребительной стоимости. На этой основе К.Маркс сформулировал методологическое положение: "... товар становится деньгами, прежде всего как единство меры стоимостей и средства обращения..." В единстве функций меры стоимостей и средства обращения проявляются их противоположность и противоречие. Во-первых, в качестве меры стоимостей деньги выступают как идеальные, а в функции средства обращения - как реальные деньги. Во-вторых, функцию меры стоимостей выполняют полноценные деньги, в то время как в функции средства обращения они заменяются знаками стоимости. Процитируем К.Маркса: "Как результат первого процесса обращения, продажи, появляется исходный пункт второго процесса, деньги. На место товара в его первоначальной форме вступил его золотой эквивалент. Этот результат может, прежде всего, образовать пункт приостановки процесса, так как товар в этой второй форме обладает собственным способным к выжиданию существованием. Товар в руках своего владельца - не потребительная стоимость, теперь (он) имеется налицо в форме, всегда пригодной для употребления, ибо она всегда способна к обмену, и только от обстоятельств зависит, когда и в каком пункте поверхности товарного мира он вступит опять в обращение. Пребывание товара в виде золотой куколки образует самостоятельный период в его жизни, в котором он может оставаться более или менее продолжительное время". Когда товар поступает на рынок, т.е. в сферу обмена, то здесь это противоречие проявляется как противоречие между потребительной ценностью и меновой ценностью, или между частной и общественной полезностью товара. Это последнее противоречие разрешается путем раздвоения товара на товар и деньги. Разрешением противоречия, заключенного в товаре, служит операция обмена товара на деньги, в ходе которой потребительная ценность товара окончательно отделяется от его ценности. Так рынок решает задачу обеспечения общества в лице покупателей необходимыми ему благами, а производителей этих благ вознаграждает соответствующим доходом. Итак, необходимость денег вызвана противоречием между меновой ценностью и потребительской ценностью, заключенным в товаре. Противопоставление двух связанных между собой категорий ценности присутствует в рассуждениях всех классических экономистов по поводу теории цены. У А.Смита это противопоставление потребительной ценности и меновой ценности, а у основоположников теории предельной полезности - противопоставление между субъективной полезностью и объективной полезностью. Эти две стороны ценности представляют единство противоположностей. Единство потребительной и меновой ценности определяется тем, что это однопорядковые величины. Меновая ценность - это некоторое количество потребительной ценности, измеренное в универсальной величине, принятой для этой цели обществом. Причину возникновения денег в условиях товарного производства очень хорошо, на наш взгляд, описал российский экономист М.А. Портной: "Итак, всякий товар, т.е. продукт, созданный для продажи, несет в себе противоречие как объект общественных экономических отношений, представляющее собой единство и борьбу противоположностей, и выражается как ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных противоречий между: личностью и обществом; потребительной ценностью (полезностью) и ценностью (общественной полезностью); явлением и сущностью; частным и общим (общественным). Сами по себе эти противоречия разрешиться не могут. Для их разрешения необходимо столкновение данного товара с его противоположностью, в роли которой на стадии примитивного бартера выступает другой товар, а на более развитых этапах - деньги. Средством разрешения противоречий товара служит обмен, сделка купли-продажи, в которой участвуют на одной стороне продавец - владелец товара, а на другой стороне покупатель - владелец эквивалентной ценности. При этом продавец выступает как отдельный индивид, олицетворяющий частное начало, а покупатель - как представитель общества, олицетворяющий общественный интерес. Обмен представляет собой акт общественного признания полезного характера производственной деятельности данного индивидуума (или предприятия) и тем самым разрешает противоречие между личностью и обществом и все следующие за ним противоречия. Поскольку в этом акте покупатель выступает как представитель общества, то факт покупки данного товара означает, что общество в его лице одобрило производственную деятельность личности, являющейся товаровладельцем и продавцом данного товара. В результате обмена потребительная ценность (полезность) товара отделяется от его ценности (общественной полезности). С развитием обмена и появлением денег товарный мир разделяется на два полюса: на одном помещаются все товары, олицетворяющие теперь потребительную ценность (полезность); на другом - им противостоят деньги, которые служат воплощением ценности (общественной полезности). Все товары теперь становятся разновидностями одного и того же явления. Все они - полезности, предназначенные для удовлетворения разнообразных потребностей, тогда как их общая сущность выражается отныне в деньгах. Товары - это теперь продукты соответствующего назначения, а деньги - это воплощение и мера их ценности. Товары, прошедшие обмен, превращаются из потенциальных ценностей в реальные. Пока они не проданы, это были продукты частной хозяйственной деятельности, целесообразность которой оставалась под вопросом. Пройдя сделку купли-продажи, товар становится составной частью общественного богатства, выраженного в деньгах. Частные усилия, затраченные на его создание, признаются как достойная часть общественных усилий, величина которых представлена в денежной форме. Таким образом, деньги - это: воплощение ценности, олицетворение общественной полезности; сущность товаров как ценностей, их общее свойство как составных частей общественного богатства. Значение денег как средство обращения трудно преувеличить, поскольку они позволяют уйти от бартерной формы торговли. Замена бартера денежным обменом отделяет акт продажи от акта покупки. Если существуют деньги, то продавец товара должен лишь найти того, кто хочет купить его товар, а, получив деньги, он может покупать все, что ему вздумается. Замена механизма бартерных сделок механизмом, использующим деньги как средство обращения, приводит к снижению издержек обращения. Суммируем значение функции денег как средства обращения. В качестве средства обращения деньги: опосредуют движение товаров и услуг, облегчая процесс их обращения; преодолевают количественные, временные и пространственные границы, присущие бартеру; сокращают издержки обращения Деньги, возникшие из разрешения противоречий товара стихийно, тем не менее, стали не просто предметом повышенного интереса для административных систем государств. Государства стали: навязывать контролируемым экономикам платежные средства, контролируемые государствами (валюту); законодательно ограничивать хождение иных платежных средств; и в итоге, оставили легальным денежным средством лишь валюту соответствующего государства. Таким образом, деньги, возникшие эволюционно из экономических отношений, постепенно были вытеснены государством и заменены на деньги, возникшие юридическим, законодательным путем. Лишь во времена экономических кризисов, когда государство оказывается не в состоянии поддерживать должным образом функции национальной валюты как денег, экономика прибегает к использованию товарных, полновесных денег либо к бартеру.

Денежное обращение – движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.

Виды денежного обращения;

обращение наличных денег , то есть денежных знаков (банкнот и монет). Средством платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях (например, штрафы);

безналичное денежное обращение . Оно состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в банковском учреждении и зачислении ее на счет другого субъекта в этом же или ином банковском учреждении либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.

Денежная система любого государства является объектом правового регулирования. Конституция РФ относит финансовое и валютное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации (см. п. «ж» ст. 71 Конституции Российской федерации). Следовательно, денежная система имеет конституционный статус, а нормы Конституции о ней являются одновременно нормами конституционного (государственного) права и нормами финансового права,

Нормы финансового права детально фиксируют статус денежной системы. Кроме того, с помощью норм финансового права о признаках платежеспособности денежных знаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основ организации расчетов и т. п. обеспечивается нормальное функционирование денежной системы. Нормы гражданского права регулируют вопросы собственности на деньги (денежные знаки) как объект права собственности, порядок расчетов при сделках гражданско-правового характера. Нормы административного права устанавливают ответственность за административные правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в процессе денежного обращения. Нормы уголовного права предусматривают уголовную ответственность за совершение преступлений, направленных против денежной системы (в основном – фальшивомонетничество). Таким образом, к денежной системе имеют непосредственное отношение нормы многих отраслей права.

Комплекс финансово-правовых норм , специально посвященных денежной системе, содержится в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Кроме того, отдельные нормы, относящиеся к денежной системе, содержатся в Законе РСФСР «О банках и банковской деятельности», в Гражданском кодексе Российской Федерации (часть первая) и в некоторых других законодательных актах Российской Федерации.

Элементы денежная системы РФ : официальная денежная единица; порядок эмиссии наличных денег; организация и регулирование денежного обращения.

Официальная денежная единица (валюта) Российской Федерации – рубль. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещены.

Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерации осуществляется Банком России. В порядке указанного регулирования Банк России определяет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, устанавливает экономические нормативы для коммерческих банков, проводит операции с ценными бумагами.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

Инструменты и методы регулирования:

Процентные ставки по операциям Банка России;

Нормативы обязательных резервов;

Операции на открытом рынке;

Рефинансирование банков;

Депозитные операции;

Валютное регулирование;

Установление ориентиров роста денежной массы;

Прямые количественные ограничения.

Процентные ставки по операциям Банка России . Последний может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций. Процентные ставки Банка России – это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Это ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки «репо» и др. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. Примером могут служить депозитные операции этого банка, которые осуществляются с 1997 г. Свободные средства коммерческих банков принимались в депозит в январе-сентябре 1999 г. по фиксированной ставке – от 0,6 до 28% годовых (средневзвешенная ставка составила 18,02% годовых). В 1999 г. депозитные операции осуществлялись на стандартных условиях на один день, на одну неделю, на две недели. Банк России ежедневно объявляет рынку процентные ставки по привлечению средств в депозиты и заключает депозитные сделки.

Нормативы обязательных резервов – это беспроцентные обязательные вклады кредитных организаций в Банке России. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров Банка России в процентах к обязательствам кредитных организаций. Нормативы не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и не могут быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов.

Резервы используются при отзыве лицензии для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами. Однако основное назначение нормативов обязательных резервов – регулирование денежного обращения. Рассмотрим механизм этого регулирования. Фактические резервы банка равны сумме обязательных резервов и избыточных резервов. Банк выдает кредит только в размере избыточных резервов. Банковская система, как известно, создает деньги. Количество новых кредитных денег определяется с помощью банковского мультипликатора, который представляет собой процесс увеличения объема денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому:

где М – банковский мультипликатор; R – норма обязательных резервов.

Максимальное количество новых денег (Д), которое может быть создано банковской системой, составляет:

Д=Е*М,

где Е – избыточные резервы.

Зная норму обязательных резервов, легко можно определить, сколько новых денег будет создано банковской системой.

Банк России изменяет нормы обязательных резервов. Увеличение норм означает изъятие денег у коммерческих банков, при уменьшении норм увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, которые они предоставляют в кредит.

Рост денежной массы происходит не только за счет выпуска денег в обращение, но и за счет создания новых денег банковской системой.

Операции на открытом рынке – это купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением затем обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров. Купля ценных бумаг означает выпуск денег в обращение, продажа ценных бумаг – изъятие денег из обращения. Это наиболее мощный и эффективный метод регулирования денежного обращения, который чаще других методов используется в мировой практике. Несмотря на временное прекращение функционирования рынка ценных бумаг после августа 1998 г., Банк России не отказался от этого метода регулирования денежного обращения. В сентябре 1998 г. Центральный банк РФ выпустил в обращение облигации Банка России (ОБР) и начал операции с ними. Эти облигации использовались в качестве залога под ломбардные, внутридневные кредиты и кредиты «овернайт», а также для проведения с ними сделок «репо».

Рефинансирование банков – это кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе и переучет векселей. Банк России устанавливает процентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки приводит к удорожанию кредитов и уменьшению массы денег в обращении, снижение ставки – к удешевлению кредитов и росту массы денег. Ставка рефинансирования устанавливается на уровне ставок финансового рынка. До середины июня 1998 г. Банк России выдавал коммерческим банкам три вида кредитов:

ломбардные – под залог государственных ценных бумаг, включенных в Ломбардный список Банка России;

внутридневные кредиты предоставлялись банкам в течение операционного дня при наличии неисполненных платежных поручений;

однодневные расчетные кредиты (кредиты «овернайт») предоставлялись для завершения расчетов в конце операционного дня путем зачисления кредита на корреспондентский счет банка в расчетном подразделении Банка России.

Кредиты выдавались в пределах лимитов, определенных Банком России. С марта 1998 г. коммерческим банкам стали выдаваться только обеспеченные кредиты под залог государственных ценных бумаг. Условием их предоставления являлось предварительное блокирование государственных ценных бумаг на счете «депо» банка в уполномоченном депозитарии. Рыночная стоимость этих ценных бумаг, скорректированная на соответствующий поправочный коэффициент Банка России, являлась максимально возможной величиной для получения кредита.

Банк России начал проводить ломбардные операции с марта 1996 г. сначала в форме ломбардных кредитных аукционов, а затем – по заявлениям банков в любой рабочий день по фиксированным процентным ставкам, дифференцированным в зависимости от срока кредитов (от 3 до 30 календарных дней). Со 2 февраля 1998 г. ломбардные кредиты по фиксированной процентной ставке выдавались под 42% годовых независимо от сроков их предоставления. Кредит зачислялся на корреспондентский счет коммерческого банка в Банке России. В связи с финансовым кризисом с 8 июля 1998 г. ломбардные кредиты предоставлялись на срок до 7 календарных дней включительно посредством кредитных аукционов.

Принятые к аукциону заявки банков ранжировались по уровню предложенной банками процентной ставки, начиная с максимальной. Окончательное решение о ставке отсечения и объеме ломбардных кредитов принимал Кредитный комитет Банка России после получения и анализа заявок банков на получение кредита. Ломбардные кредитные аукционы проводились двумя способами:

"американским ", при котором удовлетворенные заявки удовлетворялись по процентным ставкам, предлагаемым банками в заявках (они были равны или превышали ставку отсечения);

"голландским ", при котором все удовлетворенные заявки удовлетворялись по ставке отсечения, устанавливаемой Банком России по результатам аукциона.

При неисполнении банком обязательств по возврату кредита Банка России и уплате процентов по нему отсрочка платежа не производилась и Банк России начинал процедуру реализации заложенных ценных бумаг. Кроме того, банки уплачивали пени за каждый календарный день просрочки в размере 0,3 ставки рефинансирования Банка России на установленную дату исполнения обязательства, деленной на число дней в текущем году (365 или 366). За счет выручки от реализации заложенных, ценных бумаг возмещались в первую очередь расходы Банка России по реализации этих бумаг, затем– задолженность банков по кредиту и процентам и в последнюю очередь – суммы пеней за неисполнение обязательств.

После 17 августа 1998 г. Центральный банк РФ стал предоставлять кредитным организациям кредиты следующих видов:

Кредит банку-санатору, осуществляющему санацию кредитной организации (до 1 года);

Кредит в поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчиками (до 6 месяцев);

Кредит на поддержку ликвидности (от 1-2 месяцев до 1 года);

Кредит в поддержку мер по повышению финансовой устойчивости банка (до 1 года),

Стабилизационный кредит (до 1 года).

Процентные ставки по этим кредитам изменялись с изменением ставки рефинансирования Центрального банка. По мере нормализации ситуации в банковском секторе экономики Банк России прекратит выдачу указанных кредитов.

Депозитные операции . Это операции по привлечению в депозиты (вклады) средств банков. Они позволяют Банку России привлекать временно свободные денежные средства банков и тем самым нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок.

Валютное регулирование осуществлялось с помощью валютной интервенции, под которой понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля, суммарной спрос и предложение валюты. Если спрос на валюту был больше предложения, то Банк России продавал валюту из своих золотовалютных резервов.

Если предложение валюты превышало спрос, то Банк России покупал валюту. Эти операции стали возможны благодаря значительным накоплениям валютных ресурсов у Банка России. Валютные резервы должны соответствовать мировому уровню, равному финансированию трехмесячных объемов импорта.

Новым методом регулирования валютного курса стало введение с мая 1995 г. фиксированного валютного коридора. Основная его цель – дедолларизация экономики, стабилизация курса рубля, поддержка отечественных производителей-экспортеров. На начало 1997 г. валютный коридор составлял 5500-6100 руб., на конец года – 5750-6350 руб. за один доллар, с августа 1998 г. валютный коридор был расширен до 9,5 руб., однако, в связи с обострением финансового кризиса удержать курс рубля в рамках валютного коридора не удалось. Отток иностранного капитала с рынка государственных ценных бумаг привел к резкому сокращению золотовалютных резервов Банка России и, как следствие, к отказу от валютных интервенций. Был совершен переход к режиму плавающего валютного курса.

Установление ориентиров роста денежной массы. Банк России устанавливал минимальные и максимальные границы прироста денежной массы на контрольный срок (таргетирование). Начиная с 1995 г., Банк России устанавливал ежегодно две промежуточные цели – предельные темпы прироста М2 и предельные границы девальвации обменного курса рубля на доллары США.

Прямые количественные ограничения – установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. В качестве примера можно привести выдачу ломбардных, внутридневных и однодневных расчетных кредитов Банком России коммерческим банкам в пределах установленного лимита. Другим примером могут служить ограничения на проведение валютных операций. Валютные операции могут производить только уполномоченные банки, получившие от Банка России лицензию на проведение таких операций. При этом различают три типа лицензий: генеральные, расширенные и внутренние. Генеральная лицензия дает право проводить валютные операции на внутреннем и мировом рынках, открывать корреспондентские счета в иностранных банках без ограничения их количества. Расширенная лицензия дает право иметь корреспондентские отношения с шестью иностранными банками и бывшими заграничными банками СССР (Московским народным банком в Лондоне, Эйробанком в Париже и др.). Внутренняя лицензия дает право работать на внутреннем валютном рынке и выходить на внешний рынок при условии открытия корреспондентских счетов в любом другом банке, имеющем генеральную лицензию.

Помимо основных методов регулирования существуют второстепенные методы.

Предписываемая законом маржа – минимальный процент первоначального взноса за ценные бумаги за счет собственных средств инвестора. Покупка ценных бумаг в кредит опасна, так как в нее вовлекаются банки. Поэтому во всех странах сделки с ценными бумагами в кредит строго регулируются. В России минимальная маржа установлена Инструкцией Министерства финансов РФ «О правилах совершения и регистрации сделок с ценными бумагами» от 6 июня 1992 г. № 53. Она составляет 50% общей стоимости приобретенных ценных бумаг.

Если она ограничивается, то уменьшается количество денег в обращении. Если продажа растет, то увеличивается масса денег в обращении.

Потребительский кредит – продажа товаров в кредит.

Вследствие низких доходов населения развитие потребительского кредита в России возможно только при определенном подъеме уровня доходов. В настоящее время развитие такого кредита является перспективным направлением в деятельности банков, которые ищут новые сферы приложения капитала. Использование этого метода ограничивается отсутствием инфраструктуры, законодательной базы, высоким уровнем кредитного риска. Несмотря на это, потребительский кредит является стимулом экономического роста, активизации совокупного спроса.

Увещевание . Это когда Банк России дает рекомендации юридическим и физическим лицам, банкам.

Когда и какие из вышеназванных мер используются? Если необходимо увеличить количество денег в обращении, то Банк России скупает ценные бумаги, снижает нормы обязательных резервов, уменьшает ставку рефинансирования и т. д. Такая политика получила название политики дешевых денег. В условиях же инфляции, когда необходимо уменьшить количество денег в обращении, Банк России продает ценные бумаги, увеличивает нормы обязательных резервов, повышает ставку рефинансирования и т. д. Такая политика называется политикой дорогих денег. По существу, это антициклическое регулирование.

Приток денежных средств нерезидентов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества притока средств нерезидентов:

Снижение процентных ставок;

Обеспечение потребности бюджета в заемных средствах;

Увеличение ликвидности банковской системы;

Стабилизация валютного курса рубля;

Рост валютных резервов Банка России.

Недостатки притока средств нерезидентов:

Неустойчивое равновесие;

Дестабилизация валютного курса;

Возможность финансового кризиса;

Возможность бегства иностранных капиталов с российского рынка;

Приток денег идет не в производство, а оседает на руках у населения.


Введение……………………………………………………………………………...3

Понятие денежного обращения…………………………………………………..…4

Регулирование денежного обращения………………………………………..…….6

Бюджетная политика государства…………………………………………………. 9

Доходы бюджетов разных уровней……………………………………………….11

Расходы бюджетов разных уровней………………………………………………14

Основные проблемы и направления совершенствования

бюджетной политики в РФ………………………………………………….……..17

Заключение………………………………………………………………………….20

Список использованных источников……………………………………………...21

Введение

Тема данного реферата очень актуальна в настоящее время, ведь деньги - это неотъемлемая и существенная часть финансовой системы каждой страны. В рыночных условиях особую актуальность приобретают вопросы четкой организации денежных расчетов, поскольку денежная стадия кругооборота капитала играет огромную роль в деятельности экономических субъектов. Анализ динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения проблемы соответствия объема денежной массы потребностям экономики. При этом, необходимо четко обосновать, сколько потребуется денег для обеспечения экономического роста. В этом главную роль играет регулирование денежного обращения страны. А бюджетное устройство Российской Федерации - это основа государственного управления страны. Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности.

Реферат посвящен теме денежного обращения и бюджетной политики. В его рамках рассматриваются такие теоретические вопросы как понятие денежного обращения, регулирование денежного обращения, а также вопросы касающиеся бюджетной политики Российской Федерации.

Понятие денежного обращения

Денежное обращение - это движение денег во внутреннем обороте в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Объективной основой денежного обращения является товарное производство, при котором товарный мир разделяется на товар и деньги, порождая противоречия между ними. С углублением общественного разделения труда и формированием общенациональных и мировых рынков при капитализме денежное обращение получает дальнейшее развитие. Оно обслуживает кругооборот и оборот капиталов, опосредствует обращение и обмен всего совокупного общественного продукта, включая доходы различных классов. С помощью денег в наличной и безналичной формах осуществляется процесс обращения товаров, а также движение ссудного и фиктивного капиталов. Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную.

Налично-денежное обращение - это движение наличных денег в сфере обращения. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами). В развитых капиталистических странах банковские билеты, выпускаемые центральным банком, составляют подавляющую часть налично-денежного обращения. Незначительная часть выпуска денег (около 10%) приходится на казначейства, которые эмитируют в основном монеты и мелко-купюрные бумажно-денежные знаки - казначейские билеты.

Безналичное обращение - это изменение остатков денежных средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счета в виде чеков, пластиковых карточек, жироприказов, платежных поручений, электронных средств платежа, других расчетных документов. В некоторых странах в обращении используются казначейские векселя, сертификаты, другие инструменты.

Между налично-денежным и безналичным обращением существует тесная и взаимная зависимость: деньга постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот. Поступления безналичных средств на счета в банке - непременное условие для выдачи денег. Поэтому безналичный оборот неотделим от обращения наличных денег и образует вместе с ним единый денежный оборот страны, в котором циркулируют единые деньги одного наименования.

С совершенствованием платежно-расчетных отношений менялось и соотношение между наличными и безналичными сферами денежного обращения. До конца XIX в. преобладали платежи наличными деньгами. В современных условиях удельный вес наличных денег, особенно в промышленно развитых государствах, невелик.

Регулирование денежного обращения

Денежно-кредитная политика состоит в изменении предложения денег с целью обуздания инфляции, сокращения безработицы, стимулирования экономического роста. Она опирается на способность денежно-кредитной системы существенным образом влиять на решение проблем макроэкономической нестабильности.

Оптимально организованная денежная система способствует эффективному кругообороту доходов и расходов, наилучшим образом обслуживает развитие всех сфер экономической деятельности, движение экономики в целом. Плавный рост или сокращение денежной массы стимулирует или снижает деловую активность.

Политика «дорогих денег» проводится для обуздания инфляции. Сокращение денежного предложения вызывает рост процентной ставки за кредит. Это может привести к уменьшению темпов инфляции, но одновременно сократит инвестиции и обострит проблему занятости.

При проведении политики «дешевых денег» целью является стимулирование экономического роста. Для этого увеличивается денежное предложение, снижается процентная ставка за кредит. Становится более доступным кредит, возрастают инвестиции и занятость. Однако эта политика чревата увеличением темпов инфляции.

Главную роль в регулировании денежного обращения играет Центральный банк страны. Дело в том, что для увеличения безналичных денег вовсе не надо «запускать печатный станок», достаточно увеличить количество займов.

Центральный банк использует три основных метода денежно-кредитного регулирования:

    изменение учетной (дисконтной) ставки,

    операции на открытом рынке,

    изменение нормы обязательных резервов.

Все эти инструменты призваны воздействовать на денежную массу, то сжимая ее, то расширяя (т.е. то удорожая кредит, то удешевляя его). Центральный банк, таким образом, регулирует поток инвестиций, уровень инфляции, курс национальной валюты, а, в конечном счете, рост валового внутреннего продукта и уровень занятости населения.

Учетная политика основана на регулировании рынка ссудных капиталов путем изменения учетной ставки Центрального банка. По этой ставке осуществляется переучет векселей коммерческих банков, может предоставляться им ломбардный кредит (под залог ценных бумаг). Повышая ставку по кредитам, Центральный банк побуждает другие кредитные учреждения сократить заимствования. Это затрудняет пополнение резервных счетов, ведет к росту процентных ставок по коммерческим кредитам и, в конечном счете, к сокращению кредитных операций в стране. Если Центральный банк снижает учетную ставку, он облегчает для коммерческих банков пополнение ресурсов и тем самым поощряет кредитную экспансию.

Другой метод денежно-кредитной политики Центрального банка – операции на открытом рынке. Это наиболее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных вложений банков путем размещения государственного долга, он широко применяется в развитых странах. Центральный банк по поручению правительства на аукционах (первичный рынок) проводит размещение государственных или корпоративных (при государственной гарантии) ценных бумаг среди официальных дилеров. Правительство, получая денежные средства, использует их для покрытия дефицита государственного бюджета или для других целей. Центральный банк, то покупая, то продавая государственные ценные бумаги, регулирует их доходность, следовательно, стимулирует коммерческие банки и население покупать или продавать эти бумаги, а значит, уменьшать или увеличивать свои кредитные ресурсы, направляя потоки кредитов на те или иные рынки.

Третий инструмент Центрального банка – изменение резервной нормы. Эти резервы имеют двойное назначение: во-первых, они должны обеспечить постоянный уровень ликвидности у коммерческих банков, во-вторых, они являются инструментами для регулирования денежной массы и кредитоспособности банков. Центральный банк повышает или снижает норму обязательных резервов в зависимости от экономической ситуации в стране. При увеличении нормы у коммерческих банков уменьшаются суммы на выдачу кредитов. Предложение денег сокращается, заемные средства становятся дороже, что снижает деловую активность, вызывает сокращение производства, сокращение наличных денег в обращении, уменьшение инфляции. Напротив, снижение резервной нормы вызывает кредитную экспансию – предложение денег растет, процентная ставка снижается, кредит становится привлекательным, следовательно, прибыльными становятся новые инвестиции для предприятий. Это, в свою очередь, означает рост производства и снижение уровня безработицы.

Впрочем, значение денег в жизни современного общества нельзя как преуменьшать, так и преувеличивать. В современном массовом сознании успех часто выражается цифрами банковского счета. Многие экономисты считают именно деньги главной основой современной хозяйственной жизни. Обе эти позиции являются проявлением денежного фетишизма, когда в деньгах видят центр всей жизни. На самом деле деньги очень часто являются отражением (иногда – искаженным) совсем других отношений. Всякий культурный человек знает, что «не в деньгах счастье» (точнее – не только в деньгах), ведь ряд важнейших ценностей человеческой жизни (скажем, любовь и дружба) не имеют денежного выражения. В экономике тоже есть много проблем (такие как, например, коррупция и самоподдерживающийся рост), которые невозможно решить, опираясь только на денежно-кредитную политику.

Бюджетная политика государства.

Под бюджетной политикой понимаются целенаправленные действия правительства, связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей. Этот централизованный фонд денежных средств получил название государственный бюджет.

Государственный бюджет, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом. Одновременно государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории со своими специфическими особенностями:

Государственный бюджет – это особая форма перераспределительных отношений, связанная с обособлением части национального дохода в руках государства и использованием ее в целях удовлетворения потребностей всего общества и его отдельных, государственно-территориальных образований; С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода (национального богатства) между отраслями народного хозяйства, сферами деятельности, территориями страны, социальными группами населения

Как и в других федеративных государствах, в Российской Федерации бюджет государства выступает в виде системы состоящей из трех уровней: федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Для свода статистических показателей бюджетной системы и их анализа используется консолидированный бюджет РФ , который включает бюджет федерального правительства и консолидированные бюджеты субъектов федерации. Консолидированный бюджет РФ не утверждается законодательным органом власти.

Правовую основу функционирования бюджетной системы составляют Бюджетный кодекс Российской Федерации и федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год, законы субъектов федерации о бюджетах субъектов федерации на соответствующий год и аналогичных законов местных органов власти.

Главная роль в регулировании бюджетных процессов в государстве принадлежит Бюджетному Кодексу РФ. Ныне действующий Бюджетный кодекс был принят в июле 1998 года. Он представляет собой свод законов о функционировании и развитии бюджетной системы Российской Федерации. Кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса на различных уровнях бюджетной системы, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства. (2)Реферат >> Банковское дело

Банк России ; регулирование денежного обращения в стране проводится при помощи денежно -кредитной политики государства. ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ ... , через который реализуется денежно -кредитная и бюджетная политика России . Через платежную систему...

  • Денежно -кредитная политика России и Армении

    Реферат >> Финансы

    Год. Задачи денежно -кредитной политики Банка России тесно скоординированы с бюджетной и структурной политикой правительства РФ и... ЦБ РА являются: регулирование денежного обращения ; проведение единой денежно -кредитной политики ; защита интересов банков...

  • Эволюция и проблемы регулирования денежного обращения

    Реферат >> Экономика

    ... обращения денежных единиц. Инфляция есть следствие нарушения закона денежного обращения неправильными мерами государственного регулирования экономики и политикой регулирования ...

  • Теории инфляции и регулирования денежного обращения

    Контрольная работа >> Экономика

    Тему: «Теории инфляции и регулирования денежного обращения» : ___________________________ 2011г. СОДЕРЖАНИЕ... в сокращении бюджетного дефицита или в переходе к неинфляционной денежной политике , рядовой... , предоставленных Банком России Правительству, составил...

  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Финансовые основы государственного регулирования денежного обращения. Бюджетная система России. Механизм денежного регулирования как часть денежно-кредитной политики государства. Стратегия и тактика денежно-кредитного регулирования в современной России.

      курсовая работа , добавлен 03.10.2014

      Создание и развитие денежной системы Украины. Экономическая сущность и цели денежно-кредитной политики. Механизм реализации денежно-кредитной политики государства. Денежно-кредитные и фискальные рычаги структурной перестройки экономики Украины.

      курсовая работа , добавлен 14.02.2004

      Сущность денежно-кредитной системы. Формирование денежно-кредитной системы и ее звеньев. Основы регулирования современного состояния денежно-кредитной политики Республики Казахстан. Направления развития и проблемы развития денежно-кредитной системы.

      курсовая работа , добавлен 22.06.2015

      Основные направления денежно-кредитной политики. Современные тенденции и цели денежно-кредитной политики. Эффективность денежно-кредитной политики. Монетарная политика и экономический рост. Инструменты денежно-кредитной политики.

      курсовая работа , добавлен 12.05.2002

      Понятие, задачи и цели денежно-кредитной политики. Нормативная правовая база формирования и реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь, методы ее регулирования. Влияние денежно-кредитной политики на экономические процессы в Беларуси.

      курсовая работа , добавлен 28.11.2014

      Цели денежно-кредитной политики и механизмы воздействия на них. Роль Центрального банка РФ в проведении денежно-кредитной политики. Инструменты и методы денежно-кредитного регулирования. Развитие экономики и денежно-кредитной сферы Краснодарского края.

      курсовая работа , добавлен 22.02.2015

      Центральный Банк (ЦБ) РФ и его роль в денежно-кредитном регулировании экономики. Понятие и цели денежно-кредитной политики. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики. Основные направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ в 2015-2016 гг.

      курсовая работа , добавлен 24.05.2015

      Центральный банк как орган денежно-кредитного регулирования. Конечные, промежуточные и операционные цели денежно-кредитной политики. Кредитная экспансия и рестрикция. Общее понятие о банковском надзоре. Особенности денежной и кредитной системы России.

      курсовая работа , добавлен 09.12.2012

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное